Возникновение буддизма – История возникновения буддизма. Где и когда зародился буддизм

Как появился буддизм — история зарождения первой мировой религии

Здравствуйте, дорогие читатели и искатели истины!

Буддизм за свою долгую историю существования поведал о себе всей планете и забрался даже в самые неожиданные ее уголки. Так откуда он родом, в каком веке он зародился, почему появился, как далеко зашел и кто из известных людей его исповедует?

Обо всем этом вы узнаете из статьи ниже, а в качестве приятного дополнения познакомитесь с красивой историей о Сиддхартхе – прекрасном принце из рода Шакья.

Содержание:
Зарождение буддизма
Причины появления буддийской традиции
Легенда о прекрасном принце Сидхартхе
Как появился буддизм среди нас
Заключение

Зарождение буддизма

Буддизм является самой древней мировой религией. Существуют легенды о том, как появился буддизм, и они могут показаться забавным вымыслом, однако на эту тему также приводятся и подтвержденные факты.

По поводу того, в какой стране появился буддизм, споров не возникает. Его исторической родиной является северо-восток Индии, где в наши дни расположился штат Бихар. Тогда – в середине I тысячелетия до н. э. – на этих землях находились страны Магадха, Вайшали и Кошала. Именно здесь Будда начал проповедовать, именно здесь находился «очаг» будущей мировой религии.

История буддизма неразрывно связана с именем своего основателя, а точнее, с несколькими его именами, и корни их уходят в санскрит:

  • Гаутама;
  • Сиддхартха  –  в переводе звучит «Выполнивший свое назначение»;
  • Шакьямуни – означает «Мудрец из племени Шакья»;
  • Будда – значит «Просветленный высшим знанием».

Корень «buddh» на санскрите встречается и в русском языке и обозначает то же самое, что и слово «будить». Наш язык вообще очень похож на санскрит. Это может показаться невероятным, если не углубляться в языкознание – русский относится к группе индоевропейских языков.

Датой основания буддийской традиции признается смерть (паринирвана) Будды. Но до сих пор среди буддологов имеются разногласия на тему того, в каком году конкретно это произошло. ЮНЕСКО приняла дату – 544 г. до н.э., и в 1956 г. весь мир радостно отмечал праздник  – 2500 лет буддизму.

Другие ученые называют иные даты. Одно не вызывает сомнений – Будда жил и проповедовал до индийских походов Александра Македонского, которые происходили в 20-х годах IV века до н.э.

Причины появления буддийской традиции

До нас дошли всего лишь отголоски истории об индийском обществе того времени, но имеющиеся данные позволяют нарисовать картину, которая показывает причины возникновения буддизма.

Во-первых, в то время в Индии надвигался кризис древней ведической культуры. Она господствовала долгое время и отличалась ритуализмом, жертвоприношениями и формальным благочестием брахманов – жрецов. Прежние племенные устои перестали отвечать сознанию людей, и общество нуждалось в новых, альтернативных учениях и религиях.

Во-вторых, в то же время укреплялась государственная власть. Варновый (сословный) строй претерпевал изменения. Варна кшатриев, воплощавшая благородную власть индийских царей в древности, становилась сильнее и начинала противостоять варне брахманов.

В северо-восточной Индии привилегии брахманов и без того были меньше по сравнению с остальной частью страны, и в кризисный период эта местность стала открыта для новых веяний и традиций. На почве этого на индийском северо-востоке, в «слабом звене» брахманизма, появился источник буддийской религии, который постепенно разливался по всей стране и дальше – по всей Юго-восточной Азии, и его течение приносило всем отречение и избавление.

Разрастаясь, буддизм делился на разные виды: хинаяну, махаяну и другие более мелкие виды, а позднее он пришел на Тибет, прочно там укоренившись и преобразившись в новую форму – ламаизм.

К XI-XII вв. буддизм был почти полностью «изгнан» индуизмом со своей исторической родины. Сегодня среди индийцев всего 0,7 процентов буддистов.

Легенда о прекрасном принце Сиддхартхе

Вот уже почти 26 столетий буддийское учение, или дхарма, приносит миллионам людей внутреннее спокойствие и душевную гармонию. Но кем же был этот самый Будда?

К нашему времени жизнеописание Будды сплелось воедино и с научной биографией, и с прекрасными, будто сказочными, сюжетами. Разделить их невозможно, а может, и не имеет смысла вовсе. Историю наследника короны, а позже – великого Пробужденного – рассказывают разные житийные тексты, например, «Жизнь Будды» индийского поэта Ашвагхоши (I в. н. э.) или «Лалитавистара» в традициях махаяны.

В семье короля Шуддходаны и королевы Махамайи родился мальчик. Когда после зачатия королева увидела во сне необычного слона, у которого было шесть бивней, она осознала, что ей суждено родить великого человека.

Астролог Ашита, приглашенный королем после рождения сына, увидел на младенце признаки, которые присущи только великому человеку. Так, например, его ладони, ступни и межбровье были увенчаны знаками колеса, а пальцы соединяли перепонки.

Мальчика назвали Сиддхартха Гаутама. Ему пророчили звание всемирного правителя или Пробужденного. Отец желал, чтобы малыш унаследовал трон, и всячески оберегал его от превратностей жизни, ограждал от лицезрения болезней, старости и смерти.

29 лет жил принц в цветущем дворце, далеком от бренности и взял в жены красавицу Яшодхару, с которой у них родился сын Рахула. Но однажды Сиддхартха выехал за пределы дворца и увидел человека, побитого болезнями, глубокого старика и похоронную процессию. Острым ножом полоснуло это его по сердцу, и он осознал тщетность бытия.

А потом он увидел саману  – отрешенного, бедного, худого монаха – и осознал безмятежность, которую можно достичь при отказе от мирских забот и желаний.

Престолонаследник Сиддхартха бросил все, покинув отца, жену и сына, отрешившись от прежнего безбедного образа жизни и отправившись на поиски истины. Он долго бродил, слушая учения разных мудрецов, несколько лет подвергал себя жестокой аскезе, но в итоге наедине с самим собой открыл Срединный путь, который подразумевал с одной стороны, отказ от полного аскетизма, а с другой — избегание излишеств.

Сиддхартха достиг Просветления, когда ему было 35 лет. Так он стал Буддой. На протяжении 45 лет он проповедовал всем желающим, делясь своим открытием и своей истиной. Будда не оставил и свою семью. Однажды он вернулся на землю шакьев, и все горячо обрадовались ему. Побеседовав с Буддой, его сын и жена тоже приняли монашество.

В начале своего девятого десятка Будда достиг незыблемого покоя нирваны. Он получил Великое Освобождение, оставив огромное наследие дхармы многим поколениям на разных континентах, которое за свою многовековую историю стало целой религией.

Царь Шуддходана в итоге остался без наследников. Видя страдания отца, Будда обещал забирать монахом единственного сына в семье только с согласия родителей. И это условие и сейчас очень чтится в буддизме.

Как появился буддизм среди нас

С течением времени учение Будды распространялось все дальше, претерпевало изменения, принимало все новые формы и содержание. Сегодня буддийское учение простирается не только по юго-востоку Азии: Таиланду, Шри-Ланке, Вьетнаму, Непалу, Японии, Мьянме, Лаосу, Бутану. Уже с конца позапрошлого века оно привлекает европейцев и американцев, а общая численность буддистов на планете сейчас достигает 500 миллионов человек.

Идеи и принципы буддизма все крепче укореняются в западной культуре: современная беллетристика пестрит обложками книг о буддизме, Голливуд снимает фильмы о Будде, а многие известные деятели считают себя его последователями.

Так, например, немец Герман Гессе еще в 1922 году рассказывает миру свою интерпретацию истории «Сиддхартха», а Джек Керуак раскрывает путь американцев, которые следуют своей дзен-философии. Киану Ривз вживается в роль Гаутамы и ищет освобождения в фильме «Маленький Будда» – полной версии легенды, кратко рассказанной выше.

А буддистов среди известных людей не перечесть: Альберт Эйнштейн, Сергей Шойгу, Джеки Чан, Брюс Ли, Дженнифер Лопес, Леонарди Ди Каприо, Стив Джобс, Стинг, Кейт Мосс – этот список можно продолжать бесконечно.

Буддизм по праву повлек за собой миллионы приспешников. Появившись 2,5 тысячелетия назад в далекой Индии, он стал не просто религией, а целой философией, традицией, учением, почитаемым во всем мире.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если статья пришлась вам по душе, не забудьте поделиться ею с друзьями в социальных сетях.

До встречи в следующем посте!

o-buddizme.ru

Зарождение буддизма

О том, что предшествовало зарождению буддизма, культурные нормы Индии в VI-III  вв. до н.э., кто был основателем буддизма и кто распространял религиозные каноны.

Будда

Буддизм является древнейшей мировой религией. Само его название произошло от имени основателя Будды, а имя в свою очередь переводится как «Просветленный».

Будда  Шакьямуни, а именно так звали основателя религии, жил в V-IV  вв. до н.э. в Индии и был мудрецом из племени шакьев. За время своего существования, то есть, за 2,5 тысячелетия, буддизм сформировал не только философию, культ и религиозные рамки, но оказал влияние на искусство, образование, что в конечном итоге сказалось на всей цивилизации.

Нельзя наверняка сказать о годах жизни Будды, хотя именно со времени его кончины и ведется отсчет существования религии. Если основываться на знаниях самой консервативной буддийской школы, тхеравады, то годы жизни Будды – с 624 по 544 гг. до н.э. Научная версия гласит, что Будда прожил с 563 по 483 гг. до н.э., но есть и такие данные — с 488 по 368 гг. до н.э.

Как уже было сказано выше, Будда родился в Индии, а именно в долине Ганге. В VI-III  вв. до н.э. Индия представляла собой множество мелких государств, только на северо-востоке их было около шестнадцати и все они являлись или монархиями, или племенными республиками. Именно в некоторых из них жил и работал Будда.

Со временем государства меняли свои границы из-за вражды соседей. Под конец жизни Будды практически все они были поглощены такими мощными на тот момент государствами как

Кошала и Магадха.

Происхождение буддизма не появилось из не откуда. Некоторые религиозные верования уже были в Индии, например, наиболее сильным из этих религиозных течений был брахманизм.

Брахманизм

Что представлял собой брахманизм?

Практически все люди стремились сделать жертвоприношение одному из многочисленных богов с помощью достаточно сложного ритуала.

Общество представляло собой сословия или так называемые варны:

брахманы – это наставники и жрецы, которые принадлежали к высшему сословию духовных людей;

кшатрии – воины;

вайшьи – торговцы;

шудры – низшее сословие, смысл жизни которых сводился к обслуживанию всех остальных сословий.

Когда же появился буддизм, то его принципы не приветствовали ритуал жертвоприношения, не говоря уже о делении людей на сословия.  Тем не менее, в буддизме было некоторое абстрактное деление общества на две категории: высшая и низшая.

К высшей категории относились все те же брахманы, кшатрии, а также

гахапати (землевладельцы). Низшая категория людей включала в себя тех, кто занимался обслуживанием высших слоев населения. То есть, по сути, буддизм на первых этапах своего развития все-таки кое-что перенял от брахманизма.

Шраманы

Если говорить о том, кто именно распространял буддизм, то это было совершенно новая прослойка общества, так называемые аскеты. Их жизненные принципы сводились к тому, что человеку не нужна собственность, а прожить можно и на подаяние. Это был один из способов познать Бога – отказаться от материальных благ. Именно отшельники распространяли буддизм и джайнизм, сосредотачивая человека на его внутреннем мире. Кстати, со временем аскетов стали называть

шраманами, то есть, людьми, которые совершают духовное усилие.

Буддизм был не единственным религиозным течением в то время. В общей сложности появилось множество самых разнообразных представлений о том, какова должна быть духовная жизнь человека и во что именно следует верить.

Индуизм представлял собой самые различные верования, вот некоторые положения из них:

-индусы верили в Бога, но могли обходиться и без веры;

-человек должен уважать все живое на земле, поэтому необходимо придерживаться вегетарианского образа жизни, но при этом многие все еще приносили в жертву животных и с удовольствием ели мясо;

-индусы поклонялись богу Шиве, богу Вишну, все его аватарам, но были и такие, кто поклонялся богиням;

И это только часть тех различий, которые сосуществовали буквально в соседних деревнях. Обобщая все те течения, которые складывались в единое религиозное верование, стоит выделить самых основных богов.

Боги в индуизме

Брахма – это мировая душа, которая проявляется буквально во всех вещах, из которых строится мир.

Вишну – это бог, который созидает всю Вселенную.

Шива – это бог, который разрушает всю Вселенную.

Индусы должны были изучать дхарму, это некий свод правил, согласно которому каждое живое существо в мире должно иметь свои обязанности. Если индус честно выполнял эти правила, то в следующей жизни ему даровалось более совершенное тело.

Индуизм представлял жизнь как страдание, но возможность слияния с Брахмой избавляла от всех проблем. Только брахманы имели право на слияние с Брахмой, остальные же пока не заслужили такой почести и должны были стремиться к последующему воплощению в теле брахмана.

Письменными первоисточниками индуизма являются песни и сказания. Одним из самых древних произведений является Ригведа, это песня знания (дословный перевод), которая состоит из тысячи гимнов.

 

istoria-mira.ru

История возникновения и распространения буддизма — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. История возникновения буддизма
  2. Основатель буддизма
  3. Учения и направления буддизма

Буддизм – это древнейшая мировая религия, которая зародилась намного раньше христианства, ислама и других религиозных направлений. Буддизм относится к мировым религиям по той же причине, что и остальные – это направление объединяет в себе множество различных по культуре народов и распространяется по всему земному шару. В основе данного религиозно-философского течения лежит духовное пробуждение, человеческое желание и изучение человеческого сознания. Можно сказать, что буддизм – это отношение к жизни, где вера в Бога не является обязательным условием. Именно поэтому буддизм считают в большей степени духовным направлением, нежели религией. 

История возникновения буддизма

История буддизма началась в первом тысячелетии до нашей эры на территории современной Индии. То время было обусловлено зарождением различных рациональных философских теорий и идей, а также новых религиозных течений. Все эти направление преследовали только одну идею и цель – освобождение человеческого сознания от страданий.

Настоящей родиной религии считается северно-восточная часть Индии, где в то время жил и учил основатель буддизма – Будда. Территория распространения буддизма начала постепенно увеличиваться и вскоре об этом религиозном направлении узнал весь мир. О том, где возник буддизм, подробно написано в различных священных писаниях данной религии. Одной из главных причин такого быстрого развития и распространения буддизма на востоке стало то, что существующая ведическая религия с каждым днем ослабевала. Такое ослабление было связано, в первую очередь, с государственным преобразованием страны.

В то время активно шел процесс создания и развития новых государственных институтов, что значительно ухудшало положение господствующего класса – жрецов (брахманов), которые, в соответствии с религией, считались привилегированным классом.

Новые же преобразования напрямую касались положения брахманов, так как теперь в положение «первого» класса выдвигалось второе сословие – воины и цари. Более того, ортодоксальная система также столкнулась с появлением и активным распространением аскетических движений, которые открыто ставили под сомнение безусловный авторитет брахманов.

Участников таких движений называли шраманами, и они выступали против всевозможных ритуалов и жертвоприношений брахманов, считая, что люди способны сами обрести себя и выбрать соответствующий путь. Все эти события в совокупности предоставили великолепную основу для развития нового направления.

Следует отметить, что шраманские направления оказали огромное влияние на становление индийской культуры и философии. Они основали свободную философскую школу, где можно было обсуждать, обосновывать и доказывать различные теоретические и практические положения. Примечательно, что индийская философия возникла как раз в процессе постоянных споров и дискуссий между шраманскими группами.

Будда Шакьямуни – основатель буддизма, был одним из саманов. История возникновения буддизма насчитывает множество событий, которые послужили становлению мировой религии.

Видео об истории возникновения буддизма

Основатель буддизма

Основателем этого религиозного течения является Будда, которого иначе называют «Просветленным». Его имя при рождении – Сиддхартха, а фамилия – Гаутама. Примечательно, что все сведения о его жизни известны лишь из изложений его последователей. После смерти Будды всю информацию о нем распространяли из уст в уста, а письменно закреплять сведения о его жизни и учениях стали лишь через несколько столетий после смерти.

Одними из самых знаменитых сказаний об учителе являются сведения, содержащиеся в сборнике Джаката, который был написан примерно во втором веке до нашей эры. В сборнике говорится, что Будда (Сиддхартха Гаутама) родился в южной части страны, где сейчас располагается Непал, в городе Капилавасту. Его отцом был глава одного из могущественных кланов Шакьев, который принадлежал к касте воинов (второе сословие).

При рождении Будды его родителям было ясно предсказан тот факт, что их сын в будущем станет великим человеком. В частности, его называли будущем Великим Правителем или Учителем Мира. Отец наотрез отказывался признавать это предзнаменование и всячески ограждал своего сына от знамений и страдания мира, так как хотел, чтобы Будда пошел по его стопам. Все годы юности он провел в домашних условиях, пользуясь роскошью богатого человека. Однако Будда всегда был склонен к различным переживаниям и размышлениям, поэтому вскоре обратился к изучению религии. Когда ему стукнуло 29 лет, вопреки воле отца, он все-таки увидел четыре знамения, которые сыграли главную роль в его будущей судьбе.

В этих знамениях Будде было представлено несколько человек. Один из них был очень старым, чтобы продолжать жить, второй был болен неизлечимой болезнью и много страдал, третий – умер. Это настолько сильно удивило будущего основателя мировой религии, что он задумался, но вскоре понял, что данные знамения – это лишь способ показать ему страдание, которое присутствует во всем мире. Самое ужасное для него было то, что, согласно древней религии, человек обречен на перерождение, страдания бесконечны. После этого Будда увидел странствующего человека, у которого не было ничего, но он радовался жизни. Именно это и просветлило Будду, и он обрел свою судьбу.

Из-за всего случившегося Будда решил покинуть свой дом, чтобы точно понять, как избавить человека от страданий. И даже рождение сына не повлияло на его решение. Он ускакал на своем коне и стал настоящим отшельником, поселившись в лесу. Затем он повстречал нескольких аскетов и присоединился к ним в надежде на то, что строжайшая аскеза поможет ему в достижении поставленной цели. Однако на протяжении шести лет такого образа жизни к Будде не пришла ни одна светлая мысль, поэтому он решил уйти от аскетов.

Будде на тот момент было уже тридцать пять лет. Однажды в лесах восточной Индии Будда уселся под одно из деревьев и дал обет, что не покинет это места до тех пор, пока не разгадает страдание. Семь недель он сидел под деревом. По легенде, вскоре к Будде приблизился Мара (искуситель), буддийский дьявол. Мара всеми способами пытался искусить Будду, насылая на него пороки страсти, желания и наслаждения. После этого искуситель насылал на него землетрясения, наводнение и смерчи. Затем Мара сказал Будде предоставить доказательства своего добродушия и милосердия, на что Будда коснулся рукой земли, и она сказала: «Я его свидетельница». После этого Мара вместе с демонами бежали прочь, а Будда на следующий (49-ый) день познал все тайны и причины страданий, а также достиг абсолютной отрешенности от мира.

После этого Будда еще сорок девять дней провел под деревом. Затем он отправился в парк, где встретил пятерых аскетов, с которыми странствовал ранее. Им он прочитал первую из своих многочисленных проповедей. Скончался Будда в возрасте восьмидесяти лет, после того, как не смог отказаться от куска свинины, который ему предложил кузнец. 

Видео о том, как и где возник буддизм

Учения и направления буддизма

Буддизм на востоке в средние века имел довольно большое значение, так как в то время религия мотивировала деятельность, поведение и культуру многих народов. Будда после долгих лет скитаний пришел к выводу, что причиной человеческого страдания являются сами люди, которые зависимы от материальной обеспеченности и от жизни в целом. Он говорил, что его учения не являются каким-то божественным волеизъявлением. Будда считал это лишь мысленным созерцанием. Основные учения Будды:

  • Учение о карме и зависимом происхождении. Заключается как раз в том, что все люди живут ради материальных ценностей, и что это заложено в их сознании.
  • Учение о бессущности.
  • Учение об освобождении от желаний. В этом Будда считал причину постоянных страданий и новых рождений человека.
  • Учение об особой морали. Все действия, намерения и отношения должны свидетельствовать о чистоте и добродушии человека.

Основные направления буддизма:

  • Хинаяна. В данном направлении идеалом считается монашеская жизнь. Здесь нет понятия об аде и рае, а иконы, магия и другие культовые обряды отсутствуют. Также в этом направлении человек не может надеяться на пантеон святых и должен спасаться своими усилиями.
  • Махаяна. Появляется понятие мирянина, что сопоставимо с монахом и позволяет надеяться на спасение. Также отсутствует пантеон святых, культовые обряды и понятие об аде и рае.

Страна, где возник буддизм, в первом веке до нашей эры значительно уступила свои позиции более привычной религии – иудаизму. Однако буддизм распространился во многих странах Азии и остается одной из мировых религий.

Как Вы относитесь к буддизму? Интересна ли Вам эта религия? Поделитесь своим мнением в комментариях.

www.rutvet.ru

Глава 1. Происхождение буддизма

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская социально-гуманитарная академия»

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и методики обучения

Реферат

Буддизм, его зарождение и общие понятия.

Выполнила: студентка I курса 11 группы

очной формы обучения

Специальность: 050401.65 истории

Никитина Марина Валерьевна

Научный руководитель: к.и.н. доцент

Курочкин Михаил Валерьянович

Проверил:

Оценка:

Подпись:

Самара

2015

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Происхождение буддизма……………………………………………………5

§1.Легенда о Будде и его учение……………………………………………………….5

§2. Основы философии и этика буддизма…………………………………………….10

§3. Общины, монастыри и сангха буддистов…………………………………………11

Глава 2. Разновидности буддизма……………………………………………………15

§1. Джайнизм…………………………………………………………………….…….15

§2. Буддизм Хинаяны……………………………………………………………..……19

§3. Ламаизм………………………………………………………………………………21

Заключение …………………………………………………………………………….27

Список литературы……………………………………………………………………28

Введение

Буддизм является самой ранней мировой религией. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу.Актуальность работы обуславливается тем, что Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Цель работы: Ознакомление с религиозным течением – Буддизм.

Задачи:

1. Раскрыть особенности буддизма.

2. Выявить основные направления буддизма.

В своей работе я использовала труды:

1. Васильев Л.С. История религий Востока.

2. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии.

3. Кочетов А.Н. Буддизм.

4. Курочкин М.В. Введение в историю религий.

5. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма.

6. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.

§1. Легенда о Будде и его учение

К древним «естественно выросшим» религиям основоположники марксизма относят буддизм, ислам и христианство. Их также относят к числу «мировых» религий. «Мировые» религии представляют собой позднее и своеобразное явление в истории религии. Одновременно с данными религиями впервые в истории человечества возникла вероисповедная связь людей отдельно от этнической, языковой и политической связи. 1

Буддизм был реакцией небрахаманских слоев древнеиндийского населения на брахманизм. Вся внутренняя и сокровенная мудрость была в руках брахманов, тем самым небрахманы оказались неполноправными последователями доктрины, второстепенными. Вследствие этого и понадобилась разработка нового, альтернативного учения. Наиболее разработанной и влиятельной доктриной стал буддизм. 2

Письменных источников непосредственно с эпохи становления буддизма не сохранилось. Ранняя же история буддизма, до эпохи Ашоки, известна по позднейшим буддистским преданиям. Наибольшую ценность в исследовании историками буддизма представляют самые ранние произведения – Типитака. Типитака – это сборник буддистской религиозной, канонической литературы, книги, которые написаны на языке пали и сохранившиеся сейчас на Шри-Ланке. Типитака составлена в I в. до н. э. и состоит из 3 корзин: 1. Виная-питака — сборник древних канонических правил буддистских общин. 2. Сутта-питака — сборник бесед и изречений Будды. 3. Абхидхарма-питака — метафизические рассуждения.

Как гласит Типитака, основателем буддизма являлся сын царя одного из небольших североиндииских государств. Он происходил из племени шакья и родился в г.Капилавасту. Согласно легенде он был зачат чудесным образом: его матери Майе приснился сон, будто в её бок вошел белый слон, родился мальчик таким же чудесным образом из бока матери. Его звали Сиддхартха, или же предания называют его как тахтагата («так ушедший»), бхагават («благословенный»), джина («победитель») и т. п. Царь Шуддходана, отец Сиддхартхи, окружил своего единственного сына с самого детства необычайной роскошью, он остерегал его от всех забот и горестей, которые могли его расстроить. Сиддхартха не представлял себе, что можно жить как-то иначе. Он не знал ничего мрачного, тяжелого, печального; он даже не думал, что в жизни есть место смерти, болезням и т.д. Сиддхартха проводил время в развлечениях, пирах и праздниках, никогда не выходя за пределы своего дома. Затем он женился на любимой женщине, и у него родился сын. 1

Но однажды он выехал за пределы своего дворца и увидел больного, покрытого язвами. Затем он увидел убогого старика, чуть позже похоронную процессию и, наконец, встретился с нищим монахом, который добровольно отказался от роскоши и стал аскетом. Сиддхартха впервые понял, что на земле существует и бедность, и старость, и болезни со смертью. Эти четыре встречи повлияли на дальнейшую жизнь Сиддхартхи. Он последовал примеру аскета и тайно ушел из дому. Он отказался от той роскоши и власти, которые были даны ему при рождении, он становится аскетом-отшельником. Сиддхартху теперь стали называть Гаутама, он 7 лет скитался в лесу, занимаясь добровольным самоистязанием, всячески изнуряя свое тело, чтобы достигнуть душевного мира и познать истину. Но такие действия не принесли молодому отшельнику удовлетворения. Он понял, что правильный путь спасения заключается не в этом. И вот после долгих и мучительных скитаний и раздумий Гаутама нашел истину. Согласно преданию, ночью, сидя под деревом смоковницы (древо познания), Гаутама глубоко погрузился в свои мысли и внезапно достиг «просветления». Ему открылась вся истина, которую он так долго искал. И с этого момента Сиддхартха (Гаутама) становится Буддой, то есть просветленным. Гаутама в тот момент пришел к выводу, что обе стороны — жизнь, наполненная удовольствиями и развлечениями, и жизнь добровольных страданий — равно удалены от правильного пути, ведущего к спасению. Гаутама понял, что страдания и неудовлетворенность правят миром, а причиной этому является танха – сама жизнь полная похотью и желаниями. Лишь отойдя от своих страстей и желаний можно погрузиться в нирвану. Поэтому правильный путь заключается именно в этом. Это путь самоуглубления для познания истины, путь, ведущий к покою и к просветлению духа. Для этого существует путь Магга, посредством которого человек, познавший истину, сможет достичь нирваны. Познав священные истины, Гаутама стал Буддой. Он несколько дней потом просидел под деревом смоковницы, так как не нашел в себе силы сдвинуться с места. Злой дух Мара, видя состояние Будды, решил этим воспользоваться. Мара начал искушать Будду, чтобы тот погрузился в нирвану, не посвящая других людей в священную истину. Но Будда не поддался уговорам Мары, он стойко выдержал искушения злого духа и продолжил свой великий подвиг. 1

Открыв «истинный путь», будда Гаутама начал свою проповедническую деятельность — сначала в парке Риши — патана близ г. Варанаси (Бенареса), здесь он собрал вокруг себя 5 аскетов и прочел первую в своей жизни проповедь. В проповеди были кратко изложены основы учения Будды. Затем в городах и селах Северо-Восточной Индии. К Будде все больше начали стекаться ученики и последователи. Одних он посылал проповедовать во все концы Индии, с другими вместе скитался сам и распространял свое учение. В таких странствиях потом прошла вся последующая жизнь Будды – согласно преданию, 40 лет. К концу жизни Будды общины его последователей были уже во многих местах, главным образом в княжествах Северо-Восточной Индии. После многолетних странствований Будда умер. Его ученики сожгли тело Будды согласно обычному индийскому обряду. Так представлены древние предания о начале буддизма. В ранних легендах нет ничего сверхъестественного в отличие от позднейших легенд. Позднейшие легенды переполнены фантастическими подробностями. Естественно, изложенное предание, Типитака, так же приукрашено разными литературными вымыслами, и излишнее доверие здесь явно невозможно. Но ошибочна и противоположная крайность, в которую впадали приверженцы мифологической школы, например Керн и Сенар: полное отрицание исторической основы легенд о Будде и стремление видеть в нем чисто мифологический образ — образ солнечного бога. Правы, конечно, видный русский ориенталист профессор В. П. Васильев, Г. Ольденберг, А. Барт и другие исследователи, которые, признавая основателя буддизма исторической личностью, полагают все же, что почти ничего неизвестно о жизни Будды, что многочисленные легенды о нем малодостоверны, а часть сочинены по трафаретным образцам. Однако то, что рассказывается в этих легендах (если оставить в стороне позднейшие чисто сказочные наслоения в них), вполне соответствует тогдашней обстановке жизни в государствах Северной Индии. 2

Вопрос о времени возникновения буддизма до сих пор остается одним из самых спорных вопросов. Время жизни Будды датируется по-разному: южные буддисты причисляют его к VI в. до н. э., северные буддисты датируют его XXV в. до н. э. Но наиболее достоверная информация найдена у южных буддистов. Так как царь Ашока вступил на престол через 118 лет после второго буддистского собора, который, в свою очередь, состоялся через 100 лет после нирваны будды Гаутамы. 1А так как, согласно греческим источникам, Ашока царствовал в период 68—232 гг. до н. э., то отсюда следует, что год смерти Будды — около 490 г. до н. э. Значит, время его жизни — вторая половина VI в. и начало V в. до н. э.

Буддизм начал зарождаться в условиях классовой борьбы, разгоравшейся в североиндийских княжествах в частности в Магадхе, в VI—V вв. Борьба была настолько ожесточенной, что сложилась напряженная ситуация. Противопоставление беззаботной, шикарной жизни богачей-рабовладельцев, брахманов, кшатриев, князей и бедность, нужда и страдания рабов, низших каст; борьба за власть между высшими кастами, брахманами и кшатриями; возникновение военных династий (к примеру, Сейсунага),— все это порождало кризис и взрыв недовольства. Вера в несокрушимость кастового строя начала падать. В результате началось распространение отшельничества, аскетизма, бродячего монашества. Даже люди, которые относились к высшим кастам, проявляли свое недовольство. Еретические учения, секты, даже атеистические философские системы, например чарвака, были итогом данной борьбы. И именно буддизм стал новым вероучением, в котором было общее недовольство населения. 2

Согласно учению буддизма, жизнь во всех ее проявлениях есть сочетание дхарм. Слово «дхарма» имеет много значений: закон, учение, религия и пр. Но основное его значение в буддистской философии — «носитель своего признака», то есть носитель душевных свойств. Таких носителей свойств, дхарм, у человека много. Разные буддистские школы насчитывают их 75, 84, 100 и более. В числе дхарм есть «чувственные», связанные с восприятием материального мира (видимое, слышимое и пр.), дхармы «сознания» (отвлеченные представления) и еще несколько категорий, в том числе «неподверженные бытию» и стремящиеся к покою. Сочетание дхарм определяет жизнь всего существующего в этом мире: людей, животных, растений, неорганической природы. После того, как их сочетание распадается, наступает смерть, но дхармы не прекращают свое существование, они образуют новую комбинацию. Дальнейшая комбинация происходит согласно законам кармы. В зависимости от того, какие поступки совершал человек в предыдущей жизни. Человек может переродиться в более высоком статусе или же в низшем, так же он может стать и каким – то предметом. Все зависит от совершаемых им поступков при жизни. Сансара – это бесконечная цепь перерождений, или колесо жизни. Она все-таки может быть прервана и именно к такому исходу должен стремиться каждый человек. При очередном перерождении человек испытывает страдания, а прекратив их, он обретает состояние покоя, слияния с Буддой — именно это является главной человеческой целью. Итак, в буддизме акцент делается на то, что уже при жизни обрести состояние покоя и бесстрастия. Буддизм не признает деление людей по кастовому признаку, так как, согласно буддизму, все люди могут достичь просветления. Таким образом, именно в буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех мировых религий – обращение с проповедью ко всем людям, вне зависимости от их этнического и социального происхождения. Реализация этого принципа и способствовала усвоению данных религиозных систем разнообразными народами земного шара.1

Основу буддизма составляют так называемые четыре истины Будды: 1. Учение о страдании. 2. О причинах страдания, 3. О прекращении страдания 4. О пути к прекращению страдания. А причина страданий – жажда бытия. Поэтому, как я уже отмечала, каждый стремился избавиться от желаний и обрести покой. Избавиться от этих желаний учит последняя истина.2Согласной ней Буддой был разработан восьмиступенный путь постижения истины, с помощью которого можно приблизиться к нирване:

1. Праведная вера. Согласно ей нужно поверить Будде о том, что мир полон страданий, и что нужно подавить в себе все присущие страсти.

2. Праведная решимость. По ней следует точно знать свой путь, ограничить страсти и пороки.

3. Праведные слова. Согласно данному пути речь должна быть правильной и не носить в себе лжи, надо следить за своими словами, чтобы те не привели ко злу.

4. Праведные дела. По этому пути следует осуществлять лишь добрые и праведные дела.

5. Праведный образ жизни. Нельзя приносить вред живому, а нужно вести достойную жизнь.

6.Праведные стремления. Здесь нужно следить за направлениями своих мыслей и опровергать все злые намерения.

7. Праведные помыслы. По этому пути зло – от нашей плоти.

8. Праведное созерцание. Согласно данному пути нужно углубляться в поиск истины, тренироваться и т.д.

Никто не поможет достигнуть истины, человек сам должен дойти до этого. Надеяться на богов так же не имеет смысла, так как Будда признавал существование богов, но они так же подчинены кругу сансары. Поэтому человек, достигший просветления стоит выше богов. Да и сам Будда только открыл людям истину, указал праведный путь, а идти по нему человек должен самостоятельно. 1

studfiles.net

Буддизм: возникновение и сущность

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, известный миру под именем Будды — Просветленного. Сын царя из племени шакья (каста кшатриев — воинов), Сиддхартха Гаутама родился около 567 г. до н.э. в городе Капилавасту. Согласно общепринятой биографической схеме царь, чтобы не исполнилось предсказание знаменитого аскета Асита Девалы об аскетической карьере единственного наследника, окружает его роскошью и делает все, чтобы принц не знал никаких забот. Он хочет оградить юношу от печалей и горестей мира. Но Сиддхартхе все-таки удается выбраться за пределы дворца, и там происходят три встречи с реальностью: с больным, стариком и похоронной процессией. Так беззаботный царский отпрыск узнает, что в мире есть болезнь, старость и смерть. По некоторым версиям, он встречает еще и отшельника, что наводит его на мысль о возможности найти выход из круговорота страданий этого мира. Потрясенный своими открытиями, будущий Будда принимает решение искать этот выход. Он бежит из дворца и в возрасте 29 лет присоединяется к бродячим отшельникам, с которыми проводит шесть лет. Попав в сообщество аскетов, Будда быстро овладевает разными техническими приемами йогического самоограничения и легко входит в самые сложные йогические состояния, но его постоянно преследует мысль, что таким способом он не познает истину. После очередной неудачной попытки достичь просветления путем уменьшения рациона и задержки дыхания (близок к смерти) отшельник Гаутама приходит к окончательному убеждению, что ему надо искать иной путь. Он занялся размышлением и молитвами. Сидя под деревом, Гаутама постоянно и неподвижно смотрел на восток, и его ум был устремлен к одной цели: «Я не сдвинусь с места, пока не достигну высшего и абсолютного знания». Он провел под деревом семь недель. Однажды, когда он все еще был предан глубоким размышлениям, отдыхая под деревом, которому его приверженцы дали имя Бодхинанды, или трон разума, он переживает состояние бодхи — «просветления», или «пробуждения». Он овладел тем, чего искал. После этого начинается его проповедническая деятельность. Число учеников Будды постепенно увеличивалось. Они объединялись в буддийские общины — сангхи (первая была основана самим Буддой), которые затем развились в буддийские монастыри. По всем направлениям были разосланы миссионеры для обучения новому учению. Целый ряд брахманов обращается в буддизм. Многие люди стали мирскими учениками Будды; нескольким женщинам было разрешено создать орден буддистских монахинь.

Основа буддийского учения — Четыре Благородных истины. Суть этих истин в общем изложена нами ранее. Первая из этих истин провозглашает существование страдания. «Существование есть страдание, ибо в нём заключены старость, смерть и тысяча страданий». Рождается человек в страдании, в страдании живёт, также в страдании и умирает. Болезни есть страдание, расставание с тем, что любимо и привычно есть страдание, невозможность достичь цели есть страдание. Таков главный пессимистичный вывод Великого Учителя. Будда утверждал, что на земле человек рождается не для счастья. Человек рождается потому, что он не смог «унять колебания дхарм», вследствие собственного невежества. Человек рождается, потому что он ощущает себя личностью, выделяет себя из окружающего мира, питает собственное эго. В этом мире у него есть возможность познать истину, встать на истинный путь, осознать свои заблуждения и усилием воли успокоить свой ум и свои чувства.

Вторая истина утверждает, что существует причина страданий. Причина страданий заключается в жажде существования и обладания. Человек, в невежестве своём полагающий, что он является индивидуальностью, стремится обустроиться в этом мире как можно лучше и комфортнее, однако, как мы уже говорили ранее, это является недостижимой задачей, поскольку удовлетворить все свои желания ни один человек не в состоянии. Именно это и является причиной страданий. К тому же за любым человеком волочится шлейф последствий его поступков, называемый на Востоке кармой. Карма для буддиста — это своеобразный аналог Судьбы для христианина. Однако карма имеет свои особенности. Во-первых, считается, что карму человек приобретает сам, своими усилиями. Все его поступки, как дурные, так и хорошие, ведут за собой последствия. За совершение плохих поступков мы будем в будущем страдать, за совершение хороших получим воздаяние. Все наши достижения и несчастья в этой жизни обусловлены кармой наших прежних существований.

Причём карма бывает не только индивидуальной, но и коллективной: карма семейная, национальная, общечеловеческая. Именно поэтому порой весь народ испытывает общие несчастья, как и общий подъём. Нация тоже может совершать преступления или благие дела и затем отвечать за них. В социологии есть похожее понятие: коллективная ответственность. И именно карма является причиной страданий человека. Ибо, какой бы она не была — тяжёлой или светлой, всё равно человек, отягощённый кармой, будет вынужден рождаться в этом мире снова и снова. И вовсе не обязательно в облике человека, ибо Будда не раз указывал, что рождение в образе человека — это редкая заслуга, которую трудно обрести, но легко утерять.

Первые две истины глубоко пессимистичны. Но третья уже даёт надежду, утверждая, что прекращение страданий возможно. Но для этого, естественно, нужно знать истинный путь искоренения страданий. Будда утверждает, что нашёл этот путь. Это и есть четвёртая истина буддизма.

Итак, что же за «путь» предлагает буддийское учение? Чтобы разобраться в этом вопросе, нам необходимо ознакомится с той картиной мира, которые предлагают сами буддисты.

Итак, самый важный вопрос: что представляет собой окружающий мир для буддиста? Самый простой ответ гласит: иллюзию. Да, именно так. Буддисты воспринимают окружающий мир именно как Майю, обман, мираж. На чём основывается такое мировоззрение? Дело в том, что мир, по утверждению адептов буддийского учения, представляет собой ни что иное, как разнообразные комбинации первочастиц, которые названы дхармами. Дхармы не есть нечто материальное, однако утверждается, что они существуют реально. Более того: для буддиста единственная реальность в жизни — это комбинации дхарм. Сравнить буддийские дхармы с понятиями современного материального мира нельзя; однако наблюдается некоторое сходство понятие дхарм с понятием элементарной частицы в современной физике. Так же, как элементарные частицы образуют атому, молекулы, материю и ткани, так и дхармы собираются в определённые комбинации, осознаваемые человеком как окружающие предметы, ландшафты, весь видимый мир. Однако если физик скажет, что элементарная частица материальна и самостоятельным разумом не обладает (хотя достижения квантовой физики заставляют усомниться в таком выводе даже самих учёных), то для буддиста дхармы — понятие нематериальное, понятие в немалой степени мистическое. Более того: некоторые буддийские школы напрочь отрицают реальную природу дхарм. Они утверждают, что даже сами дхармы — не что иное, как плод воображения человека, сознание которого полно невежества. Что на самом деле ничего этого нет, как нет и человека, нет и человечества в целом. Невежественное воображение непросветлённого человека рисует себе картины окружающего мира, и полностью погружается в них, забывая, что это всего лишь сон. Данные посылки характерны, прежде всего, для школ северного буддизма. Сами дхармы непостижимы для познания человека. Да и как сознание может познать то, что является его первопричиной? Как клетка не может познать весь организм, даже если она является клеткой головного мозга, так и человек не может познать природу дхарм. Но механизм их действия познать можно. Так, по крайней мере, говорят сами буддисты. Более того, потоком дхарм можно управлять. Однако для этого нужно хотя бы осознать, что человек полностью находится во власти дхарм и что всё происходящее вокруг него — иллюзорно.

studfiles.net

2. Возникновение буддизма

В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI–V вв. до н. э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона – “Трипитака” (буквально “Три корзины” – название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части) “Трипитака” датируется II–I вв. до н. э.4

В этом сборнике, окончательно оформленном в начале новой эры, изложены принципы организации буддийской монашеской общины, регламентировано поведение монахов, сформулирована догматика буддизма, а также буд-дийское истолкование религиозно-философских и этических проблем.

Народные массы буддизм привлекал иллюзорным религиозным равенством людей и обещанием избавления в загробном мире от страданий земной жизни. Господствующие классы использовали буддизм, с одной стороны, для осуждения племенной раздробленности, а с другой — для ориентации трудящихся на примирение с социальным неравенством и пропаганды в массах идеи покорности и смирения.

Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.

Центральное место занимает в буддизме учение о четырех «святых истинах», открытых Гаутамой в процессе «просветления»:

1) «Жить — значит страдать». Согласно этой «истине», все человеческое существование в реальном мире представляет собой непрерывную цепь страданий.

2) «Причина страданий — желания». К числу желаний отнесены не только поиски удовольствия, стремление к счастью, но и сама жажда жизни.

3) «Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний». И это требование предусматривает отказ не только от порочных стремлений (удовлетворение тщеславия, властолюбия, жадности и т. п.), но и от непорочных, выражающих естественные потребности человеческого развития (радость материнства и отцовства, родственные чувства и пр.).

4) «Путь избавления от желаний — следование учению Будды». Это требование ориентирует буддистов на социальную пассивность и непротивление злу.

По убеждению буддистов, строгое соблюдение данных «святых истин» приведет верующего к главной цели его жизни — нирване (от санскр. — угасание, успокоение). Нирвана мыслится буддистам как состояние абсолютного покоя, т. е. полной; отрешенности от жизненных привязанностей, вечного блаженства в слиянии с божеством, некоего сверхбытия.

Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна –для членов монашеской общины, другая – для мирян.

В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. “Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет”, – говорит в каноне Будда. “Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать”. Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.

Правила же для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии. Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии “Существует четыре касты, – проповедовал Будда, – кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладают превосходством”.

Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий – все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.

Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. В его состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом. В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. “Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые лежат за морем”. Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью.

Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилья жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.

В I в. н. э. буддизм разделился на два направления (ветви): хинаяну («узкий путь спасения») и махаяну («широкий путь спасения»). Это разделение было вызвано различиями в социальных и политических условиях жителей разных областей Индии, а также необходимостью приспособить буддизм к распространению за пределами этой страны.

Хинаяна теснее связана с ранним буддизмом. Она признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению. Основной упор в ней делается на личное спасение, которое считается достижимым лишь через уход от мира, т. е. принятие монашества. За пределами Индии хинаяна распространилась только там, куда проникли индийские поселенцы (Юго-Восточная Азия, Шри-Ланка).

Махаяна признает возможность спасения не только для монахов, но и для мирян, причем внимание акцентируется на необходимости спасать других, на активной проповеднической деятельности и вмешательстве в различные сферы общественной и государственной жизни. Преодолев аскетические крайности хинаяны, махаяна легче приспосабливалась к новым условиям и поэтому вышла далеко за пределы Индии (Средняя Азия, Дальний Восток), став основой для появления множества местных толкований и течений буддизма.

В VI—VII вв. н. э. начался упадок буддизма в Индии, что было обусловлено падением рабовладельческих деспотий и ростом феодальной раздробленности, а к XII—XIII вв. он теряет там прежние позиции, переместившись в другие страны Азии, где его приспосабливали к новым историческим условиям. Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований. 5

studfiles.net

Предпосылки возникновения буддизма.

Буддизм — мировая религия

Буддизм — первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма — Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации.

Возникновение буддизма

Нельзя понять буддизм, не обратившись прежде к вопросу о причинах его происхождения. Не будет ошибкой сказать, что буддизм возник в Индии (точнее, на индийском субконтиненте, поскольку на территории исторической Индии в настоящее время существует несколько государств — Республика Индия, Пакистан, Бангладеш и Непал; к этим континентальным странам следует также добавить и остров Ланку) в середине первого тысячелетия до н. э., то есть во время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существа. Сама буддийская традиция признает две даты смерти основателя буддизма — Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) — 544 г. до н. э. и 486 г. до н. э. (здесь, конечно, не имеются в виду совершенно фантастические даты, родившиеся из астрологических выкладок поздних авторов). Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма. Однако в настоящее время ни один серьезный буддолог не признает эти даты (так называемые «долгая хронология» и «исправленная долгая хронология») исторически

релевантными. Но этот вывод, кажется, и все, что сближает позиции разных буддологов по вопросу о датировке жизни основателя буддизма. И, пожалуй, есть согласие и еще по одной позиции: никто не сомневается, что Будда жил до походов Александра Македонского в Индию, то есть до 20-х годов IV в. до н. э. Далее начинаются разногласия: одни ученые максимально приближают Будду к эпохе походов Александра, другие же, напротив, разводят эти даты. Эти разногласия определяются спецификой источников, которым те или иные буддологи предпочитают пользоваться, — царские хроники, монастырские хроники или же списки глав сангхи (буддийской монашеской общины) от смерти Будды до вступления на престол первого буддийского императора Ашоки (273? — 232? до н. э.). Именно последний тип источников представляется наиболее надежным, а к тому же и дающим дату смерти Будды, наиболее близкую «золотой середине» — около 400 г. до н. э. Поскольку традиция утверждает, что Будда прожил 80 лет, мы, думается, не очень ошибемся, если предположим, что Будда был современником и ровесником Сократа. Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо-восток Индии был как бы «слабым звеном» брахманизма), а с другой — именно здесь шел бурный процесс государственного строительства, предполагавшей возвышение иного «благородного» сословия — варны кшатриев (воинов и светских правителей — царей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей.

Середина I-го тысячелетия до н.э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — государства северо-востока Индии — стало опорой и цитаделью альтернативных религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. А возникновение этих альтернативных учений, в свою очередь, было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определенными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей). Старая ведическая религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых неортодоксальных аскетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Одним из таких шраманов (или на языке пали — саманов) и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.

Буддийские тексты

Первые записанные буддийские тексты известны нам на языке пали — одном из пракритов, то есть языков, переходных от древнего языка Вед — санскрита — к современным индийским языкам. Существует предположение, что пали отражал грамматические и фонетические нормы диалекта, на котором говорили в Магадхе. Однако вся более поздняя индийская буддийская литература, как махаянская, так и хинаянская, писалась на санскрите. Как утверждает традиция, сам Будда был против перевода своего учения на «язык Вед»: «Пусть каждый изучает Дхарму на своем языке», — говорил Будда. Однако со временем буддисты вернулись к санскриту. Предание о жизни Будды утверждает, что вскоре после нирваны Будды произошел так называемый первый буддийский «собор», когда собрались все ученики Будды и трое из них — Ананда, Махакашьяпа и Махамаудгальяяна на память воспроизвели все, чему учил Будда — нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (Виная), проповеди и поучения Будды (Сутры) и его философское учение, «сверх-Дхарму» (Абхидхарма). Так возник буддийский Канон — Трипитака (на пали — Типитака), то есть «Три Корзины» Учения (в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые носили в корзинах). В действительности первый из известных нам вариантов Канона — палийская Типитака — складывался в течение нескольких столетий и был впервые записан на Ланке около 80 г. до н. э., то есть более, чем через триста лет после нирваны Будды. Поэтому некритически отождествлять палийский Канон с учением раннего буддизма, и тем более с учением самого Будды, было бы легковерно и совершенно ненаучно. В настоящее время существует три варианта Трипитаки: палийская Типитака, священная для буддистов-тхеравадинов Ланки, Бирмы (Мьянмы), Таиланда, Камбоджи и Лаоса, а также два варианта махаянской Трипитаки — на китайском (перевод текстов и формирование Канона в основном завершилось в VII в.) и тибетском (формирование в основном завершилось в XII — XIII в.) языках. Китайская Трипитака авторитетна для буддистов Китая, Кореи, Японии и Вьетнама, а тибетская — для народов Тибета, Монголии и российских буддистов Бурятии, Калмыкии и Тувы. Таким образом, к 80 г. до н. э. (год письменной фиксации Типитаки) завершается первый, «доканонический» этап развития буддизма и окончательно оформляется палийский тхеравадинский Канон; приблизительно в это же время начинают появляться и первые махаянские сутры.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *