В ушу – Основные термины ушу — Портал о спортивном и традиционном ушу

Основные термины ушу — Портал о спортивном и традиционном ушу

Основные термины ушу
Бу-фа — стойки Шоуфа — техника рук Туйфа — техника ног Юэтяо — техника прыжков
1. Бинбу — ст. ноги вместе
2. Мабу — ст. всадника
3. Баньмабу — мабу с поворотом ноги
4. Лунбу — ст. дракона
5. Гунбу — ст. лука
6. Хубу — ст. тигра
7. Сюйбу — пустая стойка
8. Себу — скрученная стойка
9. Хэбу — ст. журавля
10. Пубу — ст. пятка в сторону
11. У-бу — боевая, универсальная стойка
12. Цзопань — поза «по-турецки» (медитация)
1. Чунцюань — прямой удар кулаком
2. Чжан — ладонь
3. Гоу — крюк
4. Иньчжао — КОГТИ орла
5. Хучжао — лапа тигра
6. Лунчжао — лапа дракона
7. Чжоу — удар локтем вперед
8. Шэншоу — махи руками
1. Тинтуй — прямой удар ногой
2. Дэнтуй — удар пяткой
Чян фангун — кувырок вперед
Хау фангун — кувырок назад
3. Цэчаньтуй — боковой удар
4. Цэчуайтуй — круговой удар
5. Гоутуй — подсечка
6. Удар сверху —
7. Чжентитуй — прямой мах ногой
8. Кэтитуй — диагональный мах
9. Сэтитуй — боковой мах
10.Вайбайтуй — круговой мах наружу
11. Дихэтуй — круговой мах во внутрь
12. Хойтитуй — задний мах ногой
13. Шэнтуй — махи ногами
1. Тэнкунфэйтуй — прямой прыжок
2. Вайбайлинь — раскрывающийся лотос
3. Сюаньфэйтуй — удар вихрь

Термины, обозначающие части тела

  1. шоу – кисть руки
  2. цюань – кисть руки, сжатая в кулак
  3. чжан – ладонь
  4. гоу – «крюк» – пальцы кисти руки собраны в «щепоть»
  5. чжи – палец руки
  6. би – предплечье
  7. чжоу – локоть
  8. цзянь – плечо
  9. тоу – голова
  10. бо – шея
  11. яо – поясница
  12. бэй – спина
  13. сюн – грудь
  14. фу – живот
  15. куа – бедро
  16. си – колено
  17. туй – нога
  18. цзяо – стопа
  19. янь – глаз
  20. коу – рот

Термины, обозначающие движения

  1. бай – маховое широкоамплитудное движение
  2. ти – удары ногами
  3. чун – прямые удары кулаком
  4. ча – «короткие» удары напряженными пальцами ладони
  5. чуань – удары напряженными пальцами ладони
  6. чуай – «толкающие» удары ногами
  7. цзи – бить
  8. туй – толкать
  9. тяо – прыгать
  10. фань – переворачиваться
  11. чжуань – проворачиваться
  12. шуай – падать, бросать, обрушивать
  13. де – падать
  14. чжань – стоять
  15. во – лежать
  16. цзо – сидеть
  17. вань – сгибать
  18. цюйфу – гнуть
  19. шэньчжи – выпрямлять
  20. цзинь – сжимать, напрягать
  21. сун – расслаблять
  22. кайши – начинать
  23. тин – останавливаться
  24. дун – двигаться
  25. бу – шаг
  26. да – наносить удар

Общие термины

  1. шан – верх
  2. ся – низ
  3. куай – быстро
  4. мань – медленно
  5. кай – открывать, разворачивать
  6. хэ – закрывать, сворачивать
  7. сюньлянь – тренировка
  8. лянь – тренировать
  9. сюэ – изучать
  10. юн – использовать
  11. цзыжань – естественно
  12. хуси – дышать
  13. таолу – комплекс упражнений
  14. гуйдин – регламентированный
  15. цзысюань – вольный
  16. дуань – часть (комплекса)
  17. сяоцзу – комбинация движений
  18. бань – половина
  19. цюань – полный
  20. жоугун – упражнения на развитие гибкости
  21. бу – часть
  22. тинчжи – закончить
  23. цзяолянь – тренер
  24. цайпань – судья
  25. ши – форма
  26. юбэй – готовиться
  27. фэньдуань – по частям
  28. баньтао – полкомплекса
  29. чжэньтао – комплекс целиком
  30. чаотао – полтора комплекса
  31. ушу дитань – ковер для занятий ушу
  32. суду – скорость
  33. цзецзоу – ритм
  34. гаом – высокий
  35. ди – низкий
  36. пин – горизонтальный
  37. ли – вертикальный

Названия групп движений

  1. бусин – позиции
  2. буфа – передвижения
  3. шоусин – положения кисти
  4. шоуфа – движения руками
  5. цюаньфа – движения рукой, сжатой в кулак
  6. чжанфа – движения ладонью
  7. чжоуфа – движения локтем
  8. яньфа – техника взгляда
  9. шэньфа – включение корпуса
  10. туйфа – техника ног
  11. тяоюэфа – техника прыжков
  12. саочжуаньсин туйфа – техника подсечек
  13. чжибайсин туйфа – техника ударов прямой ногой
  14. шэньцзюйсин туйфа – техника ударов с разгибом в колене
  15. цзисян туйфа – удары с хлопками
  16. пича туйфа – шпагаты
  17. пинхэн – равновесия
  18. дебу гунфань – кувырки и перевороты
Счет по-китайски
1. Ие
2. Эр
3. Сан
4. Си
5. Вуу
6. Льию
7. Тьси
8. Баа
9. Цзёу
10 Шы
11 Шы ие
20 Эр шы
30 Сан шээ

Приветствие
Нихао — здравствуйте
Тзайтьен — до свидания
Сие-сие — спасибо
Бусиеле — пожалуйста
Дуйбуци — извините

Основные команды
Тзося — сесть
Джан чи лай — встать
Куйся — на коленях
Фу сун тхяо — отжиматься
Сянчан и пу — шаг вперед

Ванхоу и пу — шаг назад
Шуонта — парная работа
Йу — вправо
Тзо — влево
Чян фангун — кувырок вперед
Хау фангун — кувырок назад

wushu.pp.ua

Ушу — Википедия. Что такое Ушу

Представители школы кунг-фу в ОАЭ (Хан и Тони Сюэ)

Ушу́ (кит. трад. 武術, упр. 武术, пиньинь: Wǔshù) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.

Определение

Ушу (武术)[1] — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: 武 wu («у») — «военный, боевой» и 术 shu («шу») — «техника». В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺), гошу (国术) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.

Другие названия

  • Кун-фу (на кантонском наречии), Гунфу (на путунхуа) — буквально «мастерство», также означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения ушу, используется также вариант kung fu.
  • Гошу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
  • Уи — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
  • Цюаньфа (буквально «кулачные методы») или Цюаньшу (буквально «кулачная техника») — один из разделов ушу, иногда это слово используется как синоним всего ушу.

Кун-фу и ушу

По сути, кун-фу (или гунфу) и ушу применительно к боевым искусствам являются синонимами. Ушу (武术) дословно переводится как «боевые искусства», а гунфу (功夫), также неправильно транскрибируемое как «кунгфу» означает «мастерство» и в Китае может употребляться как по отношению к кулачному искусству, так и по отношению к талантливому музыканту, повару и т. д. Традиция произносить «кунгфу» пришла через вторичный перевод американских переводов гонконгских боевиков (из произношения в кантонском диалекте, распространённом на юге Китая: ютпхин Gung1 fu1, кант.-рус.

кунфу)[2].

Виды и стили

Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:

  • Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что для северных стилей характерны широкие высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
  • Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды говорят, что существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэнань, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие ни из одного из этих трёх центров.
  • Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации «Цзинъу» (精武会), впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственно.
  • Разбиение на стили, предпочитающие ведение боя на дальней дистанции — «чанцюань» (长拳), и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (短打). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанциях.

Ушу. Спортивное направление

Ушу-таолу
Соревнования по ушу в рамках 10-й Спартакиады народов КНР.

Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей традиционного ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).

  • Чуаньтун-таолу («традиционные комплексы») — раздел, принятый в России в соответствии с ЕВСК (Единой Всероссийской спортивной классификации). Участники соревнуются в выполнении комплексов движений традиционных школ китайского ушу. Оцениваются выступления с использованием тех же критериев, что и в таолу. От обычного спортивного ушу-таолу этот вид отличается большим количеством номинаций (стилей ушу) и большим количеством используемого традиционного оружия.
Саньда (саньшоу) спортивное

Саньда (кит. упр. 散打, пиньинь: sǎndǎ , рус. . «свободные удары», «свободный бой») или Саньшоу (кит. упр. 散手, пиньинь: sǎnshǒu, рус. «свободные руки») — это современное китайское искусство рукопашного боя и вид спортивного контактного единоборства.[3] Саньда (Саньшоу), как боевое искусство, был разработан китайскими военными на основе изучения и практики традиционного Ушу, современных методов самообороны и элементов других боевых систем. Он сочетает в себе удары руками и ногами, броски, захваты (踢打摔拿). Не рассматривается как независимый стиль, считается лишь одним из компонентов китайских боевых искусств, комбинацией многих стилей ушу и часто преподается наряду с Таолу (формальным видом обучения) . Тем не менее, в рамках развития спортивного ушу китайским правительством, была разработана стандартная учебная программа, разделенная на обучение Саньда как системе методов самообороны и как для отдельного вида спорта.[4] Эта программа была разработана с учетом традиционных китайских боевых искусств. Наиболее известные спортсмены в Китае Цун Ли (кикбоксинг), Лю Хайлун (саньда),Муслим Салихов (саньда), Сюй Сяодун (ММА) и Цзоу Шимин (бокс), И Лун.

Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, капу (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Обязательна бинтовка рук, в случае отсутствия бинтов спортсмену засчитывается поражение. Возможно бинтование голени и бедер (по медицинским показаниям). Проводятся и бои без защитных средств (в боксерских шортах и перчатках (профессиональные бои взрослой возрастной группы))

Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий.

Оцениваемая техника: удар ногой в голову (2 балл), по корпусу (2 балл), удар рукой в корпус или голову (1 балл), удар ногой в бедро (1 балл). Разрешена бросковая техника. Время в захвате не более 5 секунд. Оценивается следующим образом: бросок противника, спортсмен остается на ногах — 2 балла. Бросок с падением сверху — 1 балл. Разрешены подсечки. Борьба в партере запрещена.

Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Если открыт счет (нокдаун), оценивается и техника (удар, бросок), и нокдаун (2 балла).

Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут; выигрывает два раунда; противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде; сумма штрафных баллов у противника более 6; ввиду подавляющего технического превосходства; два выхода за пределы площадки в обоих раундах.

Запрещённые действия: в возрастных категориях до 15 лет запрещены удары ногами в голову, в этих и остальных категориях также запрещены удары коленом (разрешен в профессиональном саньда), открытой перчаткой, удары локтем (разрешены при встречах с бойцами муай тай), удары в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере запрещена (практикуется в профессиональных соревнованиях по саньда в СНГ, однако, ограничиваясь коротким временным отрезком).

Штрафы: замечание (1 балл противнику), предупреждение (2 балла противнику), выход за площадку (2 балла противнику), также оценивается по итогам как положительное техническое действие). Два выхода за площадку — раунд проигран. Больше двух нокдаунов в раунде — раунд проигран (у детей — любой нокдаун — проигран бой, у юношей — нокдаун в раунде — проигран раунд), больше 3 за бой — проигран бой.

Дуаньбин (поединки на коротком оружии)
Чанбин (поединки на длинном оружии)
Туйшоу
Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение

Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.

Шуайцзяо (борьба)

Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена империи Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника («схватка» — это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно).

Неполный список стилей традиционного ушу

Известные мастера ушу

  • Юй Даю (1503—1579)
  • Янь Сичжай (1635—1704)
  • Хуан Байцзя (1643-?)
  • Чэнь Вантин (?-1719) Сунь Лутан(1860—1933) — основатель тайцзицюань семьи Сунь
  • Цао Цзиу (конец XVII—начало XVIII вв.)
  • У Чжун
  • Ян Лучань
  • Гань Фэнчи
  • Чан Найчжоу (1724—1783)
  • Сунь Лутан
  • Сунь Тун
  • Ци Синь
  • Фэн Кэшань (1776—1814)
  • Сун Майлунь (1809—1893)
  • Ван Чжиго (ок. 1840-?)
  • Лян Сюэсян
  • Чжао Саньдо (1841—1902)
  • Цай Юймин (1853—1910; по другим данным 1849—1902)
  • Хо Юаньцзя
  • Ип Ман
  • Ван Цзыпин (1881—1973)
  • Мяосин (1875—1933) по прозванию Вэньхао, люди называли его «Золотым архатом». Из уезда Дэнфэн провинции Хэнань. С детства занимался боевыми искусствами, также занимался литературным трудом, изучал буддийское учение. Достигнув совершеннолетия отправился странствовать, совершенствовался в боевом искусстве. Через несколько лет пришёл в монастырь Шаолинь, обрил голову и стал монахом, получал указания от настоятеля Хэнлиня, изучал методы боя шестом втыкающимся в гору, кулак архатов, методы воздействия на точки, болевые приемы связанные с воздействием на кости, циньна, цигун, стал большим мастером. Когда в 1923 году Хэнлинь ушёл в нирвану, Мяосин стал новым настоятелем. Он нарушил традицию непередавания вовне секретных техник, стал широко обучать монахов и мирян, распространять шаолиньское ушу. В 1933 году убит в бою. После него остались рукописи «Разъяснение шаолиньского кулака» и «Разъяснение шаолиньского шеста». До наших времен передаются написанные рукой Мяосина «Указания по лоханьцюань».
  • Тун Чжунъи (1879—1963) по прозванию Лянчэнь. Маньчжур. Предки его были из Шэньяна провинции Ляонин, но в шестом поколении переехали в Цанчжоу провинции Хэбэй. В семье передавалось искусство борьбы шуайцзяо и медицинские знания. Тун Чжунъи с детства изучал семейные искусства, изучил люхэцюань, был искусен в шуайцзяо и метании шариков. С 1904 года в Фэнтяне (нынешний Шэньян) начал зарабатывать на жизнь работой охранника. В 1910 году стал вторым по старшинству преподавателем ушу дворцовой стражи. С 1911 года — костоправ 1-го полка кавалерии провинции Чахар. В 1917 году — тренер ушу и шуайцзяо в провинции Аньхой. В последующие годы работал преподавателем ушу и шуайцзяо в различных армейских частях. В 1927 году победил в Шанхае японского мастера дзюдо, основал «Общество кулачного искусства Чжунъи» и «Всекитайское общество шуайцзяо», преподавал боевую технику и медицину. В 1928 году вошёл в число людей, признанных лучшими на всекитайских «испытаниях по гошу». После этого работал в шанхайском Институте гошу, преподавал ушу в разных учебных заведениях, преподавал шуайцзяо в Ассоциации Цзинъу. После основания КНР Тун Чжунъи работал в различных организациях, занимавшихся развитием ушу и китайской медицины. Автор работы «Приёмы китайской борьбы шуайцзяо».
знаменитые деятели ушу XX века
  • Чэнь Гунчжэ (1880-?) из Сяншань (нынешний уезд Чжуншань) провинции Гуандун. В шесть лет уже помогал старшей сестер торговать, в девять лет вместе с отцом переехал в Гонконг, на следующий год вернулся в родную деревню. В двадцатилетнем возрасте пришёл в Атлетическое училище Цзинъу, позднее вместе с Яо Чаньбо и Лу Вэйчаном создал Ассоциацию Цзинъу. Когда в 1911 году в Учане началось восстание и Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) прибыл в Шанхай, Чэнь Гунчжэ приветствовал его как представитель Сяншаня. В 1915 году вместе с Яо Чаньбо основал Ассоциацию Цзинъу в Шанхае на улице Пэйкайр, вместе с Чэнь Тешэном начал издавать библиотечку по методам боя. В 1918 году основал парк Цзинъу. В ноябре 1919 года учредил Ассоциацию Цзинъу Гуандуна и Гонконга. В следующем году участвовал в поездке во Вьетнам и Сингапур, учреждал Ассоциации Цзинъу. В 1923 году вновь участвовал в поездке по странам южных морей, пошёл в ученики к Чжан Тайяню. После 1935 года почти не участвовал в работе Ассоциации Цзинъу. В 1957 году был гостем на Всекитайском чемпионате по ушу, по возвращении в Гонконг написал «Историю китайского ушу», в основном посвященную 50-летней истории Ассоциаци Цзинъу.
  • Ма Лян
  • Чжан Чжицзян (1882—1966) по прозвищу Цзыцзян. Родом из провинции Хэбэй. С детства следуя деду изучал «Четверокнижие» и «Пятиканоние», занимался тайцзицюань и багуачжан. Повзрослев поступил в Университет сухопутных войск. С 1901 года — на армейской службе, служил в Северной регулярной армии Цао Куня, в кавалерийских частях возглавляемых У Пэйфу. В 1914 году вступил в войска Фэн Юйсяна. Был командиром кавалерийского дивизиона, командиром бригады, командиром корпуса, командиром войск провинции Чахар, главнокомандующим Национальной армии, генерал-губернатором Северо-западной границы, умиротворяющим генерал-губернатором провинции Цзянсу. В 1927 году он покинул военную службу и при помощи Ню Юнцзяня и Ли Цзичэня основал в Нанкине «Институт исследования гошу», в следующем году преобразованный в «Центральный институт гошу», ректором которого стал Чжан Чжицзян. Чжан Чжицзян упорно боролся с закрытостью стилей, приглашал преподавать в Институте мастеров различных направлений, ликвидировал первоначальное разделение Института на Шаолиньский и Уданский факультеты и ввел обучение по научно систематизированной программе. Чжан Чжицзян стоял за широкий охват в изучении, требовал от студентов изучения разных стилей, тренировки как комплексов так и рукопашного боя, борьбы, боя длинным и коротким оружием. На проводимых им «государственных испытаниях по гошу» были как состязания по комплексам, так и состязания по поединкам, в состязаниях по поединкам участвовали те, кто прошёл отбор по выполнению установленных комплексов. Руководствуясь идеей о совместном изучении китайских и западных систем, Чжан Чжицзян в 1933 году организовал «Учреждение по специализированному изучению гошу» (позднее переименованное в «Государственное педагогическое учжреждение по специализированному изучению гошу») и стал его главой. В 1929 году Чжан Чжицзян командировал специальных людей в Японию для изучения дзюдо и кэндо, а также изучения опыта преподавания, а в 1933 и 1936 году посылал команды для демонстрации и пропаганды ушу в провинции Гуандун и Гуанси, Фуцзянь, в Гонконг, Филиппины, Сингапур, Малайзию. В годы войны с Японией Чжан Чжицзян эвакуировал коллективы Центрального института гошу и Учреждения по специализированному изучению гошу на юг. В 1948 году было объявлено о закрытии Центрального института гошу, и Чжан Чжицзян поселился в Шанхае. После образования КНР Чжан Чжицзян был избран членом НПКСК. В 1956 году был главой судейского комитета на Фестивале 12 команд по ушу. Автор работ «Впечатления о путешествии на Восток», «Национальное искусство и национальные трудности», «Гошу и спорт».
  • Ли Цзинлинь (1885—1931) по прозвищу Фанчэнь. Родом из провинции Хэбэй. В конце династии Цин получил военное образование в Баодине. В разное время служил в казармах нижнего уровня дворцовой стражи, начальником штаба у генерал-губернатора провинции Хэйлунцзян, командиром полка в действующей армии, командиром бригады и командиром дивизии в Фэнтяньской армии. В 1924 году во время 2-й Чжили-Фэнтяньской войны был командиром армии, после войны был верховным комиссаром по военным делам в провинции Чжили, главнокомандующим объединённой Чжилийско-Шаньдунской армией. В 1927 году Ли Цзинлинь удалился от военных дел и вместе с таким влиятельным в военных и политических кругах человеком как Чжан Чжицзян основал Институт по исследованию гошу в Нанкине, в том же году переименованный в Центральный институт гошу, Ли стал заместителем ректора. Ли Цзинлинь с детства увлекался боевыми искусствами, особенно любил меч-цзянь. Он не только с чувством исполнял комплексы, но и искусно фехтовал. Пока Ли Цзинлинь был заместителем ректора Центрального института гошу, он привлек к работе многих специалистов в области боя мечом-цзянь, и созданный ими комплекс с мечом стал известен как «Удан цзянь». Позднее Ли обучал искусству действий мечом в Нанкине, Шанхае и Цзинани. Его ученик Хуан Юаньсю написал книгу «Главные требования к уданским методам действий мечом», где описал переданные Ли техники.
  • Чжу Гофу (1891—1968) по прозвищу Бингун, родом из провинции Хэбэй. В детстве пошёл в ученики к «железному архату» Чжан Чанфа и изучил шаолиньское кулачное искусство архатов. Потом учился у некоего даоса, изучал как медицину, так и методы боя без оружия и с оружием. В 12 лет пошёл в ученики к Ма Юйтану и изучил синъицюань, получал указания Ли Цуньи и Чжан Чжанькуя. Позднее пошёл в ученики к Сунь Лутану и Ван Юхэну, изучал багуа, тайцзи и шуайцзяо. В 1928 году попал в число лучших на «государственных испытаниях по гошу». Преподавал ушу в «отряде алебардистов» Фэн Юйсяна. Позднее был начальником Учебного отдела в Нанкинском институте гошу. Во время Второй мировой войны жил в Чунцине, преподавал в Чунцинском университете. После образования Нового Китая стал членом правления Всекитайской Ассоциации Ушу, председателем Чунцинской Ассоциации Ушу. Автор таких работ по ушу, как «Циньна», «Трактаты по синъилюхэцюань», «Синъи сисуй баоцзянь цигун», «Происхождение и история синъицюань», «Сборник гошу» (4 выпуска), «Взаимосвязь гошу и оздоровления». Под его редакцией выходили такие материалы, как «Бой на копьях», «Маньцзянхун», «Тренировка саньда и дуаньбин», «Парный комплекс ухуапао», «Парные комплексы с мечами удан и куньу». «Спортивный массаж».
  • Цзян Жунцяо (1891—1974)
  • Тан Хао (1897—1959) по прозвищу Фаньшэн, по прозванию Лихуа, родом из уезда У провинции Цзянсу. В молодости усердно занимался самообразованием, а в перерывах любил заниматься боевым искусством. Когда приехал на заработки в Шанхай, то у Лю Чжэньнаня из Дэчжоу провинции Шаньдун изучил люхэцюань. Позднее стал директором шанхайской начальной школы Шангун, преподавал там изученное ушу делая особый упор при тренировках на цзибэньгун и акробатику. В 1927 году был арестован «по подозрению в коммунизме», но благодаря заступничеству Чжу Гофу выпущен, позднее отправился в Японию изучать право и управление, параллельно изучал дзюдо и кэндо. После возвращения на родину по приглашению Чжан Чжицзяна стал начальником редакционно-издательского отдела Центрального института гошу. В 1936 году гоминьдановской полицией были арестованы семь лидеров Всекитайской ассоциации национального спасения — Шэнь Цзюньжу, Ши Лян и другие. Обвинение в «угрозе национальным интересам» было предъявлено в том числе Тао Синчжи и Гу Люсиню. Тан Хао не испугался насилия и стал защитником Гу Люсиня. В 1941 году шанхайские адвокаты были неожиданно задержаны марионеточной полицией, и после ареста японским жандармским управлением были избиты плетьми. После этого ему пришлось оставить Шанхай, и он работал адвокатом в провинции Аньхой. После Освобождения Тан Хао вернулся в Шанхай, стал членом Исполнительного и законодательного комитета Восточного Китая, в 1955 году стал консультантом Госкомспорта, специализировался на исследовании истории китайского ушу и китайской физической культуры, издал восемь выпусков «Материалов по истории физической культуры в Китае». Из-за тяжелых условий жизни в 1959 году заболел и скончался в Пекине.

Тан Хао является основателем современного научного изучения истории китайского ушу. Ещё в 1920-х годах во время работы в Центральном институте гошу он начал писать статьи, всеми силами внедряя в ушу «научность». В 1930-х Тан Хао начал усердно изучать историю ушу, издал такие работы как «Тайцзицюань и нэйцзяцюань», «Исследования по Шаолинь и Удан», «Нэйцзяцюань», «Кулачный канон Ци Цзигуана», «Исследование литературы по китайским боевым искусствам». Благодаря систематическому исследованию истории ушу Тан Хао не только развеял ряд мифов, с давних времен затемнявших ситуацию, но и поднял новые вопросы. После Освобождения Тан Хао изучил марксизм, исторический материализм и диалектический материализм, и с помощью имеющихся в них методов достиг новых успехов. До сих пор достижения, достигнутые Тан Хао в изучении истории ушу и истории физической культуры в Китае считаются высочайшими.

  • Сюй Чжэнь (1898—1967) по прозванию Чжэдун. Родом из Чанчжоу провинции Цзянсу. Занимался проблемами образования, любил боевые искусства. Был профессором Гуанхуаского университета, Центрального университета, Специализированного института образования, Уханьского университета, директором Чанчжоуской средней школы. Сюй Чжэнь стремился узнать ушу как можно больше. В 1919 году у Юй Чжэньшэна и Ма Цзиньбяо изучил чацюань и таньтуй, в 1922 году у Чжоу Сюфэна изучил тайцзицюань и синъицюань, позднее изучал тайцзицюань у Ян Шаохоу, Хао Юэжу, Ли Ясюаня, у Ду Синьу изучал техники цзыжаньмэнь, у Тянь Цзолиня изучил тунбицюань. Сюй Чжэнь проводил исследование истории ушу. Он является автором работ «Немного о национальной технике», «Подлинные записи исследования тайцзицюань», «Совместное изложение споров о ложном и критики законов в трактатах по тайцзицюань».
знаменитые киноактёры
знаменитые популяризаторы ушу в бывшем Союзе

Российские направления единоборств, позиционировавшие себя как ушу

В 1980-е и 1990-е годы на территории СССР и после его распада появился ряд школ, пытавшихся позиционировать себя в качестве школ ушу.

  • Герман Попов — школа Чой, известна также как чой-кен-до; впоследствии признал, что связи с ушу были его личной выдумкой, в реальности же изучал каратэ в Бирме и дополнил изученное собственными разработками
  • Александр Медведев — школа Шоу Дао. Издал в 1980—1990-х годах много книг, в которых описывал школу, якобы передававшуюся в течение тысячелетий внутри некоего «клана бессмертных».
  • Юрий Сенчуков — называл себя экспертом по да-цзе-шу, но затем признавшись в мистификации, переименовал свою систему в контэн.

Литература

  • Г. Н. Музруков. «Основы ушу» — М., «Городец», 2006. ISBN 5-9584-0139-4
  • 习云太 «中国武术史» (Си Юньтай «История китайских боевых искусств») — 北京: 人民体育出版社 (Пекин: издательство «Народный спорт»), 1985.

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Об ушу. Терминология — Детская школа ушу

Основные термины

 

Шоубо – традиционное название ушу

Ушу — воинское  искусство
Гунфу — высокое мастерство

Дао – путь

Ци — внутренняя энергия, воздух

Шэнь — дух, высшая духов­ная субстанция

Цзинь — семя, внутренняя субстанция человека

Цзинь или цзир — внутреннее усилие, выбрасываемое во время удара

Тили — физическая, мускуль­ная сила
Таолу, тао — комплекс упражнений

Лу — «дорожка», обычно непрерывная последовательность движений в комплексе, выполняемая в одну сторону

Цзухэ ляньси — связки движений
Цзухэфа — комбинации

Цзибэньгун — базовые упражнения

Бусин — стойки
Буфа — передвижения
Пиньхэн — балансировка
Саотан — нижние подсечки
Шоуфа — техника работы рук
Туйфа — техника работы ног
Юэтяо — прыжки
Туйшоу – толкающие руки
Цинна — заломы и захваты

Дуй лянь – постановочный бой

 

 

Общие термины

 

Ни хао — здравствуйте!

Цай цзьен — до свидания!

Се се — спасибо

Бу селэ – пожалуйста

Дуйбучи — извините

Шан – верх

Ся – низ

Куай – быстро

Мань – медленно

Кай – открывать, разворачивать

Хэ – закрывать, сворачивать

Сюньлянь – тренировка

Лянь – тренировать

Сюэ – изучать

Юн – использовать

Цзыжань – естественно

Хуси – дышать

Гуйдин – регламентированный

Цзысюань – вольный

Дуань – часть (комплекса)

Сяоцзу – комбинация движений

Бань – половина

Цюань – полный

Жоугун – упражнения на развитие гибкости

Бу – часть

Тинчжи – закончить

Цзяолянь – тренер

Цайпань – судья

Ши – форма

Юбэй – готовиться

Фэньдуань – по частям

Баньтао – полкомплекса

Чжэньтао – комплекс целиком

Чаотао – полтора комплекса

Ушу дитань – ковер для занятий ушу

Суду – скорость

Цзецзоу – ритм

Гаом – высокий

Ди – низкий

Пин – горизонтальный

Ли – вертикальный

 

 

Стили

 

Багуа чжан – ладонь восьми триграмм

Тайцзи цюань – кулак Великого Предела

Синъи цюань – кулак формы и намерения

И цюань – кулак намерения

Шуайцзяо — китайская борьба

Саньда  — свободный бой

Бацзи цюань – кулак восьми пределов

Тунбей цюань – кулак выбрасывания силы от спины

Тунби цюань – кулак проникающих рук

Пигуа – рубящий и подвешивающий кулак

Нань цюань – южный кулак

Чань цюань – прямой кулак

Ча цюань – мусульманский кулак

Танлан цюань – стиль богомола

Ху цюань – стиль тигра

Хэ цюань – стиль журавля

Хоу цюань – стиль обезьяны

Инчжао – стиль «орлиные когти»

Гоу цюань – стиль собаки

Ше цюань – стиль змеи

Цзуй цюань – стиль «пьяный кулак»

Чоцзяо – проникающие ноги

Хуацюань – расцветающий кулак

Хунцюань – красный кулак

Дитанцюань – падающий на землю кулак

 


Команды

Юй бэй — приготовиться
Кайши или цзо (цзоу) — начали
Цзо – работать

Тин (тхин) — задержались
Цзай цзо ибей — повторить
Чжуань шэн — повернуть (ся)
Ю чжуань (йоу чжунь) — повернуться  вправо
Цзо чжуань — повернуться влево
Цзо цолэ (цхуолэ) — ошибка
Хао! – хорошо!
Бусин!— не правильно, не пойдет!
Цзешу — закончить
 


Базовые упражнения

Даньцзянь — вращение одной рукой в плечевом суставе
Шуанцзянь — вращение обеими руками в плечевых суставах
Чжэнъятуй — прямой наклон к ноге
Цэятуй — наклон к ноге вбок
Шуайяо — вращение в пояснице
Цяосин (яо фа) — мостик
Цянь бэй — кувырок вперед
Хоубэй — кувырок назад
Цянь фу яо — наклон вперед
Тань яо — прогиб назад стоя
Хэнпитуй — поперечный шпагат
Чэпитуй (чхэпитуй) — прямой шпагат
 


Стойки

Мабу — стойка всадника
Гунбу — стойка лука
Сюйбу — пустой шаг (центр тяжести на заднестоящей ноге)
Себу — скрученная (сидя)
Пубу — вспомогательный шаг
Цзопань — «сидеть на нижних конечностях», положение, при котором боец в скрученной стойке касается пола ягодицей или бедром
Бинбу — исходная стойка (пятки вместе, носки врозь)
Динбу — Т-образная стойка
Баньмабу — половинная мабу
Хэнданбу — гунбу с поворотом корпуса вбок на 90 градусов
Дулибу, Тиси (тхиси) — на одной ноге
Чабу (чхабу) — задний скрестный шаг
Гайбу — передний скрестный шаг
Лунбу — стойка дракона
Цилунбу — стойка единорога
Кайлибу — прямая стойка (ноги на ширине плеч)


Передвижения

Синбу — последовательный шаг, несколько шагов друг за другом
Табу — приставной шаг
Цзибу — сталкивающийся шаг
Чабу — заднескрестный шаг
Гайбу — переднескрестный шаг
Тяобу — шаг с прыжком вертикально вверх
Чжэньбу — шаг с притопыванием
Туйбу — шаг назад
Яобу — шаг с подпрыгиванием
 

 

Части тела

 

Шоу – кисть руки                                                                   

Цюань – кисть руки, сжатая в кулак                                      

Чжан – ладонь                                                                         

Гоу – «крюк» – пальцы собраны в «щепоть»                       

Чжи – палец руки                                                                   

Би – предплечье                                                                       

Чжоу – локоть                                                                         

Цзянь-плечо                                                                           

Тоу– голова                                                                             

Бо- шея                                                                                  

Яо -поясница                                                                           Бэй – спина (назад, за спиной)                                              

Сюн — грудь                                                                            

Фу– живот                                                                               Куан – бедро                                                                         

Си–колено                                                                               

Туй– нога                                                                                

Цзяо–стопа                                                                            

Янь — глаз                                                                               Коу – рот                 

 


Положения кисти

Цюань — кулак
Фуцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вниз
Чжэньцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вбок
Ицюань — позиция, при которой центр кулака направлен вверх
Цюаньмянь — фронтальная часть кулака
Чжан — ладонь
Люэчжан — ладонь в форме листа ивы (базовая форма в чаньцюань, большой палец прижат)
Гоу — «крюк», т.е. пальцы собраны в щепоть, рука согнута в запястье
Чжи — пальцы
Чжоу — локоть
Лунчжуа — «когти дракона»
Хучжуа — «когти тигра» (пальцы согнуты и немного разведены)
Иньчжуа — когти орла (пальцы вместе, согнуты)
Цзяньчжи — пальцы-меч (указательный и средний пальцы вытянуты вперед, остальные поджаты к центру ладони)
Саньиньчжи — три темных пальца (три пальца вытянуты вперед)
Цзиньганьчжи – алмазный палец, (один палец вытянут вперед)
Фэняньцюань — кулак феникса, указательный палец согнут во второй фаланге, которой наносится удар, остальные пальцы в кулаке


Техника работы рук

Чаньцюань — прямой удар
Туйчжан — толчок ладонью
Ляочжан — «раскрывающаяся ладонь» (обращение ладони вверх)
Пичжан (пхичжан) — рубящий удар ребром ладонью в вертикальной плоскости
Чуйчжан — рубящий удар ладонью в горизонтальной плоскости
Цзацюань — удар кулаком сверху вниз
Бяньцюань — хлещущий кулак (обычно в южных стилях, удар обратной стороной кулака, чаще всего наотмашь)
Гуйцюань — крюк в горизонтальной плоскости
Тяочжан — «вспарывающая ладонь», удар кончиками пальцев снизу вверх
Тяоцюань — «вспарывающий кулак», удар кулаком снизу вверх, апперкот
Динчжоу — «колющий» удар локтем вперед
Паньчжоу — удар локтем (предплечьем) в горизонтальной плоскости
 


Техника работы ног

Чжэнтитуй — прямой мах ногой
Сетитуй — диагональный мах ногой
Цэтитуй — мах ногой вбок
Вайбайтуй — круговой мах ногой наружу
Лихэтуй
— круговой мах ногой вовнутрь
Хойтитуй — мах ногой назад
Таньтуй — подхлестывающий удар ногой (верхней поверхностью стопы)
Дэнтуй — прямой удар пяткой
Цэчуайтуй (чуайтуй) — удар ногой вбок, обычно всей поверхностью стопы
Цэчаньтуй — боковой колющий удар (внешним ребром стопы)
Хоубайтуй — круговой удар ногой назад
Юаньтуй — круговой удар ногой вперед (стопой или голенью)
Хоудэнтуй — проникающий удар назад пяткой


Прыжки

Тэнкуйфэйтуй — прямой прыжок
Вайбайлянь — раскрывающийся лотос
Сюаньфэнтуй — удар вихря
Тэнкунцэчуайтуй — боковой прыжок
Сюаньцзы — «бедуинский» прыжок


Подсечки

Цянь саотан — передняя подсечка
Хоу саотан — задняя подсечка
Цзиньгоу — «золотой» крючок, подцеп стопой ноги противника
 


Балансировка

Янь ши пинхэнь — «ласточка»

Тиси – стойка на одной ноге с поднятым коленом


Счет

1 — И
2 — Эр
3 — Сан
4 — Сы
5 — У
6 — Лю
7 — Ци
8 — Ба
9 — Цзю
10 — Ши

 

                                                                   

Движения

 

Бай – маховое широкоамплитудное движение                    

Ти – удары ногами                                                                   

Чун – прямые удары кулаком                                                 

Ча – «короткие» удары напряженными пальцами ладони

Чуань – удары напряженными пальцами ладони

Чуай – «толкающие» удары ногами

Цзи – бить

Туй – толкать

Тяо – прыгать

Фань – переворачиваться

Чжуань – проворачиваться

Шуай – падать, бросать, обрушивать

Де – падать

Чжань – стоять

Во – лежать

Цзо – сидеть

Вань – сгибать

Цюйфу – гнуть

Шэньчжи – выпрямлять

Цзинь – сжимать, напрягать

Сун – расслаблять

Кайши – начинать

Тин – останавливаться

Дун – двигаться

Бу – шаг, позиция

Да – наносить удар

 

 

Названия групп движений

 

Бусин – позиции

Буфа – передвижения

Шоусин – положения кисти

Шоуфа – движения руками

Цюаньфа – движения рукой, сжатой в кулак

Чжанфа – движения ладонью

Чжоуфа – движения локтем

Яньфа – техника взгляда

Шэньфа – включение корпуса

Туйфа – техника ног

Тяоюэфа – техника прыжков

Саочжуаньсин туйфа – техника подсечек

Чжибайсин туйфа – техника ударов прямой ногой

Шэньцзюйсин туйфа – техника ударов с разгибом в колене

Цзисян туйфа – удары с хлопками

Пича туйфа – шпагаты

Пинхэн – равновесия

Дебу гунфань – кувырки и перевороты

 

 

Оружие

 

Дао  – сабля

Цзянь – прямой меч

Гунь – шест

Цян – пика

Да дао – большая сабля (меч багуа)

Шуан – парный (например, шуан дао – парная сабля, шуан дзень, шуан гунь, шуан цян и т.д.)

Нань дао – южная сабля

Пудао — алебарда

Луцзядао – «оленьи рога»

Шуан гоу – двойные крюки

Шенбяо – веревочное копье

Цзюцзебень – девятизвенная цепь

Санцзегунь – трехзвенная палка

Шуанцзыулянь – парные секиры-серпы

Эмейци – эмейские иглы

Шанцзи – веер

Бянь — хлыст

Шу — искусство владения оружием (например, дао шу — искусство владения копьем, дзянь шу, гунь шу и т.д. )

www.kievwushu.com

Словарь терминов ушу, кунгфу

Термины

Ушу — боевое искусство
Шуайцзяо — борьба, техника бросков
Циньна — заломы и захваты
Ци — внутренняя энергия, воздух
Шэнь — дух, высшая духов­ная субстанция
Цзинь или цзир — внутреннее усилие, выбрасываемое во время удара
Тили — физическая, мускуль­ная сила
Гунфу — высокое мастерство
Таолу, тао — комплекс упражнений
Лу — «дорожка», обычно непрерывная последовательность движений в комплексе, выполняемая в одну сторону
Цзибэньгун — базовые упражнения
Цзухэ ляньси — связки движений
Цзухэфа — комбинации
Бусин — стойки
Буфа — передвижения
Пиньхэн — балансировка(равновесие)
Сяотан — нижние подсечки
Шоуфа — техника работы рук
Туйфа — техника работы ног
Юэтяо — прыжки

Команды

Приготовиться — Юй-Бэй
Начали — Кайши или цзо (цзоу)
Задержались — Тин (тхин)
Повторить — Цзай цзо ибей
Повернуть (ся) — Чжуань Шэн
Повернуться вправо — Ю чжуань (йоу чжунь)
Повернуться влево — Цзо чжуань
Ошибка — Цзо цолэ (цхуолэ)
Хорошо — Хао!
Закончить — Цзешу

Базовые упражнения — Цзибэньгун

Даньцзянь — вращение одной рукой в плечевом суставе
Шуанцзянь — вращение обеими руками в плечевых суставах
Чжэнъятуй — прямой наклон к ноге
Цэятуй — наклон к ноге вбок
Шуайяо — вращение в пояснице
Цяосин (яо фа) — мостик
Цянь бэй — кувырок вперед
Хоубэй — кувырок назад
Цянь фу яо — наклон вперед
Тань яо — прогиб назад стоя
Хэнпитуй — поперечный шпагат
Чэпитуй (чхэпитуй) — прямой шпагат

Стойки — Бусин

Мабу — стойка всадника
Гунбу — стойка лука
Сюйбу — пустой шаг (центр тяжести на заднестоящей ноге)
Себу — скрученная (сидя)
Пубу — вспомогательный шаг
Цзопань — «сидеть на нижних конечностях», положение, при котором боец в скрученной стойке касается пола ягодицей или бедром
Бинбу — исходная стойка (пятки вместе, носки врозь)
Динбу — Т-образная
Баньмабу — половинная Мабу
Хэнданбу — Гунбу с поворотом корпуса вбок на 90 градусов
Дулибу, Тиси (тхиси) — на одной ноге
Чабу (чхабу) — задний скрестный шаг
Гайбу — передний скрестный шаг
Кайлибу — прямая стойка (ноги на ширине плеч)

Передвижения — Буфа

Синбу — последовательный шаг, несколько шагов друг за другом
Табу — приставной шаг
Цзибу — сталкивающийся шаг
Чабу — заднескрестный шаг
Гайбу — переднескрестный шаг
Тяобу — шаг с прыжком вертикально вверх
Чжэньбу — шаг с притопыванием
Туйбу — шаг назад
Яобу — шаг с подпрыгиванием

Положения кисти — Шоусин

Цюань — кулак
Фуцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вниз
Чжэньцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вбок
Ицюань — позиция, при которой центр кулака направлен вверх
Цюаньмянь — фронтальная часть кулака
Чжан — ладонь
Люэчжан — ладонь в форме листа ивы (базовая форма в чаньцюань, большой палец прижат)
Гоу — «крюк», т.е. пальцы собраны в щепоть, рука согнута в запястье
Чжи — пальцы
Чжоу — локоть
Лунчжуа — «когти дракона»
Хучжуа — «когти тигра» (пальцы согнуты и немного разведены)
Иньчжуа — когти орла (пальцы вместе, согнуты)
Цзяньчжи — пальцы-меч (указательный и средний пальцы вытянуты вперед, остальные поджаты к центру ладони)
Саньиньчжи — три темных пальца (три пальца вытянуты вперед)
Цзиньганьчжи — алмазный палец, (один палец вытянут вперед)
Фэняньцюань — кулак феникса, указательный палец согнут во второй фаланге, которой наносится удар, остальные пальцы в кулаке

Техника работы руками — Шоуфа

Чаньцюань — прямой удар
Туйчжан — толчок ладонью
Ляочжан — «раскрывающаяся ладонь» (обращение ладони вверх)
Пичжан (пхичжан) — рубящий удар ребром ладонью в вертикальной плоскости
Чуйчжан — рубящий удар ладонью в горизонтальной плоскости
Цзацюань — удар кулаком сверху вниз
Бяньцюань — хлещущий кулак (обычно в южных стилях, удар обратной стороной кулака, чаще всего наотмашь)
Гуйцюань — крюк в горизонтальной плоскости
Тяочжан — «вспарывающая ладонь», удар кончиками пальцев снизу вверх
Тяоцюань — «вспарывающий кулак», удар кулаком снизу вверх, апперкот
Динчжоу — «колющий» удар локтем вперед
Паньчжоу — удар локтем (предплечьем) в горизонтальной плоскости

Техника работы ног — Туй фа

Чжэнтитуй — прямой мах ногой
Сетитуй — диагональный мах ногой
Цэтитуй — мах ногой вбок
Вайбайтуй — круговой мах ногой наружу
Лихэтуй — круговой мах ногой вовнутрь
Хойтитуй — мах ногой назад
Таньтуй — подхлестывающий удар ногой (верхней поверхностью стопы)
Дэнтуй — прямой удар пяткой
Цэчуайтуй (чуайтуй) — удар ногой вбок, обычно всей поверхностью стопы
Цэчаньтуй — боковой колющий удар (внешним ребром стопы)
Хоубайтуй — круговой удар ногой назад
Юаньтуй — круговой удар ногой вперед (стопой или голенью)
Хоудэнтуй — проникающий удар назад пяткой

Прыжки — Юэтяо

Тэнкуйфэйтуй — прямой прыжок
Вайбайлянь — раскрывающийся лотос
Сюаньфэнтуй — удар вихря
Тэнкунцэчуайтуй — боковой прыжок
Сюаньцзы — «бедуинский» прыжок

Подсечки — Сяотуй

Цянь саотуй — передняя подсечка
Хоу саотуй — задняя подсечка
Цзиньгоу — «золотой» крючок, подцеп стопой ноги противника

Балансировка — Пинхэн

Янь ши пинхэн — «ласточка»

Счет

1 — И
2 — Ар
3 — Сань
4 — Сы
5 — Ву
6 — Лю
7 — Цзи
8 — Ба
9 — Цзю
10 — Ши

wushu-donetsk.com

Упражнения Ушу для начинающих. Китайские боевые искуства

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Ваш инструктор : Азамат Чинасов. +7-(919)-114-18-27 О школе

упражнения ушу в Шаолине

Про многообразие школ и стилей ушу ходят разные толки, но уж в чём никто не сомневается, так это в том, что занятие ушу – это благо. Часто можно услышать, что на боксе, кикбоксе обязательно отобьют голову, в борьбе сломают руки-ноги да ещё и уши вприбавок , если повезёт. А китайские боевые искусства развивают гармонично физически и духовно, только будь терпелив и усерден. И ни тебе отбитой головы, ни тебе поломанных ушей… Красивый взгляд на ушу. И даже можно сказать, что правдивый, если говорить о так называемых «гимнастических» направлениях ушу, где адепт, зачастую прекрасно умея крутить замысловатые фишки в воздухе и на земле (типа брейкданса) реально не знает, чем крыть, когда быстро и сильно бьют сериями, умело чередуя конечности или напористо борются. В этом нет ничегошеньки удивительного. Просто ребята делали лишь то, что подготовило их к хорошим, качественным, зрелищным выступлениям на публике. Не надо после этого называть ушу голимой гимнастикой или броски из тайцзицюань — голимым джиу-джитсу. Истина, как всегда, посередине и гласит, что чтобы научиться яростно и умело драться с помощью техники ушу требуется основным видом тренинга сделать спарринги и наработку техники, которая будет работать в бою. Скажу по секрету, всё, что есть в старых комплексах любой школы ушу, которых ещё не коснулся вездесущий спорт, это всё целиком и полностью рабочие техники китайских боевых искусств. Спорт, имеется ввиду, соревнования по таолу (комплексам формальных упражнений), которые усложняются за счёт всё новых гимнастических элементов и всё дальше от боевого искусства. Ну, в некоторые комплексы вплетены элементы цигун (работа с внутренней энергией). Хотя, откровенно говоря, толковое выполнение таких комплексов и само по себе является динамическим цигуном. А вообще техники ушу всех стилей имеют между собой, несмотря на свои отличия, множество общих моментов. Люди-то везде одинаковые.

Для примера посмотрите РЕАЛЬНОГО мастера ушу, который умеет бить и двигаться, как он делает тао.

Ушу упражнения стиля Багуа

Индивидуальные тренировки. Только рабочие красивые своей рациональностью реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.

Хотя про этого спортсмена язык не поворачивается сказать что-нибудь плохое…

Ушу упражнения стиля Чень Тайцзи

А вот это очень красивое выступление Дарьи Тарасовой чемпионки мира по ушу в разделе таолу. Для меня, как для прикладника, в первую очередь, в комплексе видно большое количество откровенно «пустых» движений, рассчитанных на красоту движения и широкую амплитуду. Такой спорт тоже нужен несомненно, но не нужно забывать, что это ещё не всё ушу.

Кстати, вы можете и самостоятельно изучать комлексы-таолу ушу или отдельные упражнения из них, как по книгам, так и по видеофильмам, которых сейчас более, чем достаточно. Главное сразу определиться с тем, чего вы хотите от изучаемого комплекса или серии упражнений, выбрать школу, по которой будете работать, и браться за тренировки. Многие замечательные мастера ушу России начинали именно так. И ещё есть такая интересная вещь. На личном примере убедился, что когда ученик готов –учитель находится сам.

Ну, хватит общих фраз. Сам люблю конкретику. Поэтому, если вы начинающий в ушу и хотите примерить на себя шкуру неофита китайского боевого искусства, то вот вам комплекс, выполняя который в течении двух-трех месяцев вы сможете вработаться в пластику движений ушу и, возможно, для вас начнут иметь боевой смысл те замысловатые движения, которые так утрированно широко (для тупого западного зрителя) делают азиаты (особенно китайцы). Комлекс больше всё-таки боевой нежели гимнастический, хотя эти способы выполнения можно варьировать и иногда это делать вовсе не возбранятется. Единственное, чего не следует делать в тао – это то, предназначения чего вы напрочь не понимаете. Включайте логику, работайте с партнером, все вопросы отпадут со временем сами.

Предлагаю в качестве упражнения ушу для начинающих шаолиньский комплекс «Пушечные удары». Книгу, в которой подробно описан комплекс можно скачать тут безо всяких регистраций, смс и прочей шелухи. Почему этот комплекс? Он не слишком прост, чтобы быть откровенной ерундой и неприменимым в большинстве ситуаций самообороны, как многие начальные комплексы каратэ и тхэквондо. Тем не менее и не чересчур сложен, чтобы при вдумчивом освоении его не мог освоить нормальный сообразительный человек без специальной физической подготовки. И эта подготовка у него появится в процессе освоения комплекса. Сам комплекс построен, в основном на ударной технике. Но опытный боец в рисунке формы увидит и множество захватов, встречные удары, броски, т.е не только пресловутые удары и блоки. Хотя для новичка вполне простительно все действия делить именно на эти две понятных категории. Как правильно и грамотно учить комплексы любых боевых искусств читайте в следующих статьях. Вот видео шаолиньского комплекса «Пушечный кулак», на мой взгляд, наилучшее исполнение из того, что довелось увидеть в сети.

А теперь про спортивную составляющую ушу, которая всё же значительно лучше готовит к реальному бою. Это ушу-саньда. Саньда, конечно, не очень похоже на традиционные китайские боевые искусства, в нем всё же очень много правил, не позволяющих использовать большой пласт традиционной техники. Поэтому спортсмены, сражающиеся в боксёрских перчатках под знаменем ушу-саньда, всё же вынуждены хорошо боксировать, чтоб выживать на помосте. Техника ног также претерпела изменения, вобрав понемногу элементы муай-тай, кикбоксинга и тхэквондо. Однако и традиционная китайская работа ног иногда встречается в поединках ушу-саньда. Ах, совсем забыл, его недавно переименовали в ушу-саньшоу. Сами понимаете всё то же, но только в профиль. Видео, представленное ниже демонстрирует, как готовится к боям по ушу-саньшоу двукратный чемпион мира среди профи.

Пожалуй, здорово напоминает хороший, добротный кикбоксинг или евротай, его манера работы. Хорошее владение ударами ног не раз помогало ему стать первым среди равных. Вот видео с удачными фрагментами его боев в соревнованиях по ушу-саньшоу и по рукопашному бою. А вообще талантливых бойцов немало и каждый блещет чем-то своим, неповторимым.

Выходит, чтобы хорошо драться, всё же нужен бокс? Нет, совсем не так. Просто любая школа ушу при таком же уровне отработки базовых вещей, как в боксе и прокачке мышц и связок под эти же техники будет не менее эффективна, чем те же муай-тай и бокс. Короче, упражнения ушу для начинающих должны включать побольше парной наработки с различными партнерами. И глядишь, через года 3-4 получится неплохой ушуист, не уступающий в ударке ни боксёрам, ни каратистам, а за счёт пластики, присущей только китайским боевым искусствам, ещё и более непредсказуемый.

budmuzhchinoi.ru

Направления Ушу

Ушу (кит. трад. 武術, упр. 武术) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.

В настоящее время можно выделить два направления в современном ушу: спортивное и традиционное

Рассмотрим подробно.

Спортивное Ушу

Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).

Саньда (саньшоу) — свободный контактный поединок.

Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, капу (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Обязательна бинтовка рук, в случае отсутствия бинтов спортсмену засчитывается поражение. Возможно бинтование голени и бедер (по медицинским показаниям). Проводятся и бои без защитных средств (в боксерских шортах и перчатках (профессиональные бои взрослой возрастной группы)

Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.

Традиционное Ушу (Ушу-чуаньтун)

Традиционное ушу — это те виды ушу, которые издавна практиковались в Китае и на основе которых были созданы спортивные виды ушу. Если ушу-таолу привлекает своей сложностью, динамикой исполнения, то в ушу-чуаньтун можно найти удивительное разнообразие кулачной техники (северные, южные, внутренние, подражательные стили ушу), а также богатейший арсенал методов работы с оружием (меч, алебарда, девятизвенная цепь, парные ножи, спицы, палка, копье, трехзвенный цеп и многие другие).


Традиционные стили ушу без оружия разделены на шесть групп по принципам приложения силы, схожести принципов движения, техник и т.п. Огромнейшее разнообразие традиционных комплексов с оружием и без него делает ушу бесконечно интересным для изучения: Багуачжан (ладонь восьми триграмм»), бацзи цюань («кулак восьми пределов»), шаолинь цюань («кулак шаолиньских монахов»), подражательные стили — подражание движениям орла, пьяного человека, обезьяны, богомола.

Не менее интересен и арсенал традиционного оружия ушу: палка, меч, парные мечи, кинжалы, парные цепи, гибкое оружие: цепь, трехзвенная палка, гибкое копье. Поединки дуйлянь включают: поединки один на один или один против нескольких противников без оружия, с оружием, вооруженного(ых) против безоружного(ых). Показательные групповые выступления (цзитисянму) служат зрелищным финалом соревнований по ушу.

wushu-donetsk.com

Что такое Ушу? Ушу — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

«В постижении Дао без искусства не сможешь сделать и одного шага» (Чжуан Цзы).

Сегодня под ушу понимается традиционная система единоборств, существующих в Китае. Под эгидой этого искусства сегодня объединяются и боевые искусства, и комплексы гимнастических упражнений, вместе образующие целостную систему физического и духовного самосовершенствования.

Истоки ушу проистекают из необозримых пучин древности, из глубин семитысячелетней истории Китая. Великая Поднебесная империя стала тем тиглем, в котором сплавились воедино религия — с историей, философия — с медициной, гимнастика — с искусством ведения войны, что породило свой, особый, ни с чем не сравнимый вид единоборств. Поэтому на сегодняшний день искусство ушу — явление более высокого порядка, чем обычная боевая практика. Через гимнастические упражнения, через психофизический тренинг — цигун, через постоянные тренировки ученик приходит к глубинному осознанию своего внутреннего «я«, к пониманию своего жизненного пути и предназначения.

Официально ушу вошло в когорту боевых искусств лишь после 1911 года — до этого оно было повседневной практикой в шаолиньских монастырях, где культивировались десятки и сотни самых различных стилей и подстилей этого искусства. Еще давным-давно даосские монахи, наблюдая за грациозными животными, обитающими близ водоемов, сложили так называемые «звериные« стили ушу, названные в честь этих чудесных созданий. Китайцы издавна считали, что животные, живущие в дикой природе, обладают великолепными навыками выживания и самозащиты. На данный момент существует пять основных стилей ушу: стиль тигра, журавля, леопарда, змеи и дракона. В Европе эти стили ошибочно именуют кунг-фу: на самом же деле этот термин, возникший лишь в XX веке, означает лишь приобретенное посредством долгих тренировок либо упорного труда мастерство, и к ушу имеет такое же отношение, как и к любому другому виду единоборства.

На сегодняшний день существует великое множество школ ушу, которые с трудом поддаются классификации: так обширна многоцветная палитра этого великолепного искусства. Нынешнее многообразие стилей ушу проистекает от разноплановой социальной иерархии традиционного Китая: в средневековой Поднебесной империи ушу занимались все — начиная от ученых чиновников, и заканчивая буддистскими монахами. Мастера ушу подчеркивают, что нет стилей плохих или хороших, сильных и слабых — есть плохие или хорошие ученики.

Но все же, невзирая на запутанную и противоречивую систему типологии, в этом искусстве можно выделить ряд основных направлений. На данный момент существует несколько способов классифицировать ушу, чтобы сориентироваться в безбрежном море техник и приемов.

Гармония внутри и снаружи

Традиционно стили ушу подразделяются на внешние и внутренние. По мнению мастеров ушу, энергия человека должна свободно циркулировать как за пределами человеческого тела, так и внутри него, и лишь в единстве внутреннего и внешнего личность обретает гармонию. Если для внешних стилей больше характерно использование мускульной силы и ударов, то внутренние стили ставят акцент на развитии гибкости и умения управлять внутренней жизненной энергии — ци. И внешний, и внутренний стиль неразрывно связаны между собой: доподлинно известно, что многие выдающиеся мастера внутреннего стиля в юности проходили активную подготовку в области стиля внешнего.

К наследующим традицию внешних стилей направлениям можно отнести школу шаолиньского ушу. Воинственное и динамичное, оно всегда ассоциировалось с началом «ян«: не случайно основное внимание в подготовке бойца, владеющего внешним стилем, уделялось развитию выносливости и физической силы.

К внутренним стилям ушу, существующим под эгидой начала «инь«, относятся тайцзи — «великий предел«, багуа — «восемь триграмм«, синьи — «форма мысли-сердца«. К внешним — таолу — «комплекс дорожек«, саньда — «свободные удары«, туйшоу — «толкающие руки«, дуаньбин и чайбин — поединки на длинном и коротком оружии.

Обширная география Поднебесной

Отправной точкой для деления школ ушу на южные и северные послужил XVII век. Именно тогда два берега реки Янцзы — южный и северный — послужили лагерями для представителей обоих направлений. Традиционно считается, что для северного стиля ушу больше характерны удары ногами, а также многочисленные передвижения с места на место, а южный стиль характеризуют движения руками и сохранение неподвижности. Однако, существует масса школ и направлений, которые опровергают эту схему.

В южном Шаолине был разработан стиль ушу вин чун (wing chun) — «вечная весна«. Именно вин чун в свое время взял на вооружение непревзойденный Брюс Ли. В северном — были разработаны стили чо цзяо, что переводится как «пронзающие ноги«, и чан цюань — «длинный кулак«.

Так или иначе, все стили и школы ушу роднит между собой единый принцип — принцип упорядочивания энергии. Гармонизация инь и ян, согласование работы тела как сосуда для духа и движения духа в их неразрывном единстве — вот краеугольные камни философии ушу, вне зависимости от исповедуемой школы и стиля. На сегодняшний день ушу доступно всем — вне зависимости от пола, возраста, телосложения и физической подготовки. Оно было, есть и остается уникальной духовной практикой. Не зря старинная пословица гласит: «Силу побеждает техника, а технику — дух».

samopoznanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *