Современном мире – Современный мир

возможности развития – тема научной статьи по социологии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Д. И. Фельдштейн

вице-президент РАО, академик РАО, г. Москва

ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

В работе раскрыт стратегически новый ракурс прогнозирования развития общества — взаимодействие и взаимопонимание людей разных поколений. Показано, что межпоколенческие отношения людей в современных условиях приобретают новые характеристики, которые в науках — педагогике, социологии, психологии — не исследованы. Подчеркивается ведущая мысль о том, что каждое поколение людей имеет свои функциональную нагрузку и способности, обеспечивая развитие общества

Нет необходимости доказывать, что в сегодняшней ситуации глобальных изменений в мире, в обществе наиболее значимыми выступают изменения самого человека. Они обусловлены реальными преобразованиями условий его жизнедеятельности, проявляясь в разной степени и в разных плоскостях, но глобально и многохарактерно.

Преобразования, которые произошли в экономической, технологической, социальной областях, при повышении общего культурного, в том числе познавательного уровня, практически поставили современного человека в новую позицию, прежде всего, по отношению к людям и к себе.

Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, в частности, в результате миграционных процессов человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он сам изменил и сам в нем изменяется.

Это проявляется в разных сферах и на разных уровнях существования человека -физиологическом, психологическом, социальном, объективно приводя к повышению активности людей, их более глубокой рефлексии на окружающих и на себя, что отражается в перестройке ментальности, смене целей, ценностей, ориентации индивидов, появлении у них новых потребностей и новых возможностей их реализации.

Изменения эти фиксируются в системе разных наук, в том числе в психологии, социологии, педагогике, физиологии, демографии, политологии, геронтологии, этно-

графии, экономике и др. В результате открываются новые характеристики человека как личности и как субъекта деятельности. Но лишь характеристики, а не реальные его определения.

Отсюда в познании современного человека, возможностей его развития, саморазвития остается много проблем — непознанных и непонятых.

Это несмотря на то, что о современном человеке сейчас пишут и говорят многие ученые, фиксируя, например, и у детей, и у взрослых недостаток ответственности, повышенную тревожность, агрессивность, качественные сдвиги в межличностных, меж-групповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни и пр.

И все же следует признать, что до сих пор не определен объем и характер изменений, не выявлены все тонкости и особенности развития именно современного человека, его способности и возможности как деятельного субъекта. То есть сегодня мы реально столкнулись с очень сложной ситуацией, которая требует дифференцированного исследования и осмысления.

Данное положение объясняется многими причинами, в том числе и ситуацией, сложившейся в системе научных знаний. В частности, отсутствием соответствующих теоретических подходов, а также новых сквозных методик и рядом других обстоятельств, анализ которых не входит сейчас в нашу задачу. Но факт налицо — как это ни обидно, приходится признать, что нами до сих пор все еще не исследованы и не исследуются в должной мере характер и направ-

ленность изменений, отличающих современных людей: растущих, молодых, зрелых, пожилых, старых.

Между тем общество не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано, и при этом структурные характеристики его изменились. Поэтому необходим дифференцированный анализ, раскрывающий, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется его мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей.

То есть необходимо осмыслить реальную ситуацию функционирования нашего современника — юного и молодого, зрелого и пожилого, — понять, какие сдвиги произошли в его сознании, мышлении, какие факторы на него воздействуют. Иначе все попытки прогнозировать развитие общества, тенденции этого развития — тщетны.

Представляется, что при наличии разных сфер изучения наиболее характерных показателей тех изменений, которые произошли в обществе и в современном человеке, среди многих важных характеристик, в том числе и связанных с его вхождением в разные группы, коллективы, одно из особых мест занимает проблема разреза общества по возрастной вертикали. Имеются в виду не просто возрастные, а поколенческие особенности людей.

И хотя проблема поколений извечна, и во все времена разные поколения людей проявляли известное непонимание друг друга — старшее в отношении младшего, младшее в отношении старшего, но в современном мире сложилась исключительно острая поколенческая ситуация, произошел более глубокий разрыв между разными поколениями, с одной стороны, а с другой — имеет место процесс сближения людей разных поколений. Происходит сложное их взаимодействие. Межпоколенче-ские отношения приобретают новые характеристики, новые аспекты, которые совершенно не исследованы ни в психологии, ни в социологии, ни в педагогике.

В данном случае представляется возможным лишь поставить эту проблему, затронув только один, определенный ее аспект — действенность разных возрастных страт современного общества.

В этом плане проблема взаимосвязи, взаимодействия, взаимопонимания людей разных поколений приобретает стратегически новый ракурс. Речь идет не просто о передаче новым поколениям накопленных ценностей, а о коренном сломе многих устоев. Человек как субъект действия выступает при этом разорванно и в очень сложных связях.

Возникают вопросы: какова сегодня расстановка сил, кто в нынешних условиях является главным носителем тенденций развития общества, каков человеческий потенциал разных поколений людей?

Мы не беремся определять рамки разных поколений — это специальный вопрос, требующий развернутых и психологических, и социологических, и историко-политологических исследований. Попытаемся обозначить лишь общий срез действенных возможностей основных поколенческих рядов.

Уже предварительный анализ показывает, что в современном пространстве российского общества можно условно выделить несколько возрастных групп, среди которых важнейшую роль до сих пор играет та группа, которая представляет старшее поколение — 60-80-летних людей.

Это поколение, сформированное на прежних, объективно существовавших основаниях развития социума, не просто ностальгирует по былым временам, что-то принимая, а что-то отвергая в сегодняшней действительности. Оно реально все еще управляет обществом, организуя его, стабилизируя, передавая опыт, завоевания, выступа носителем структурированных традиций, отношений, нравственных норм, что и определяет его (данного поколения) большой положительный потенциал, значимую действенность.

Вместе с тем, видя перспективы развития, это поколение пытается решать все проблемы в сложившихся формах, стремясь сохранить устойчивость социума. Но имен-

но поэтому оно уже в целом не определяет его будущее.

В разрушении старых норм и во внесении новых элементов в их реализацию первостепенное место занимают сейчас люди среднего поколения — 40-59-летние. Они быстро осваивают новые формы, мобильно создают новые ситуации. Будучи воспитанными на старых отношениях и традициях, они в то же время, пользуясь имеющимся новым багажом и новыми возможностями, разрывают эти традиции, расстаются с ними, осваивая новые формы и способы действия. И всё же не они создают новое пространство, не в их руках находится построение будущих структур. Скорее они разрушают прежние, в том числе и в силу того, что они практически находятся у главных экономических и политических рычагов.

Наибольший разброс — от приверженности инерционным моментам, обеспечивающим сохранение имеющихся структур, до активного перехода к формированию принципиально новых — отмечается сегодня у поколения 25-39-летних.

А еще более мобильными и изначально подготовленными к новым отношениям, даже технически, выступают люди юношеского возраста, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, которые ныне, находясь в состоянии неустроенности, в поиске, используют опыт старших поколений, отбирают важное, но руководствуются при этом новыми принципами жизни, пытаясь более активно осмыслить действительность.

Однако реально перестраивать нашу действительность на принципиально новых основаниях будут не они, а те, кто сегодня находится в подростковом возрасте. Осваивая новые технологии, выходя на новые рубежи, именно подростки объективно располагают той дистанцией, на которой можно выстроить новые системы отношений, укрепить их и действовать в новой ситуации.

Отсюда одной из главных проблем выступает определение возможностей, условий, путей развития человеческого потенциала именно у этих 10-15-летних людей,

которые и будут формировать, структурировать будущее общество.

И хотя в настоящее время мы не располагаем полными данными о динамике процесса изменений, происходящих в этом периоде онтогенеза, но даже те особенности, которые уже зафиксированы, свидетельствуют о серьезной перестройке отношений растущих людей, характера их ориентации, восприятия мира и прочих характеристик. Вместе с тем оказывается, что при всех имеющихся отклонениях, деформациях и новоприобретениях сохраняется устойчивость психологических свойств подростка, главных тенденций его развития, объективно обусловленных физическими, психическими, социальными факторами. Первостепенное значение на завершающей стадии этого возраста по-прежнему занимает потребность в самоопределении, готовность к социально признаваемым формам отношений, ориентация подростков на взрослое общество и, что важно, утверждение себя в нем. Именно это становится важным фактором и в оценке действенности подростков, и в плане активного, целенаправленного воздействия на них.

Об этом свидетельствуют данные, полученные нами на статистически значимой группе из 705 подростков, которые показывают, что поставленные перед необходимостью выбора наиболее значимого для них мнения: конкретных товарищей, когорты сверстников, учителей, родителей или общественного мнения, то есть мнения в целом взрослого общества, — почти 62% 12-14-летних подростков выбрали мнение абстрактных взрослых — общественное мнение; свыше 22% — мнение когорты сверстников. Мнение же конкретных товарищей, как и мнение учителей, родителей для подростка незначимо. Причем, что важно отметить, в его сознании доминирует не школа, не учеба, но, оказывается, и не отдых, и не развлечения, а общество, социум, естественно, в его, подростковом, понимании и порой в совершенно неожиданных и сложно опосредованных формах. То есть для подростка как человека, который только выходит на самостоятельный уровень личностного развития, глубинно важна

связь с обществом. Она становится для него внутренне регулярной, постоянной, константной, так как, отвечая его возрастным потребностям, обеспечивает принадлежность к миру взрослых. Связи же с близкими людьми, родителями в том числе, при всей их важности, в меньшей мере содержат ту социальную всеобщность, которая является определяющей для подростка, стремящегося к утверждению своего «Я» в обществе.

Именно на фазе подростничества происходит активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в позиции социально ответственного субъекта. При этом речь идет об особом понимании ответственности не просто за себя, а ответственности за себя в общем деле, ответственности за это общее дело и за других людей, не в плане «самоактуализации» по А. Маслоу и Г. Олпорту, а в смысле актуализации себя в других, «выхода, — как писал С. Л. Рубинштейн, — за пределы самого себя», когда «Я» вовсе не растворяется в системе взаимосвязей людей в обществе, а, напротив, обретает, по мнению А. Н. Леонтьева, и проявляет в нем силу своего действия.

Именно эти особенности и определяют в современном неустроенном мире структурообразующие возможности подростка в построении будущего общества, ибо в принципе подросток склонен воспринимать и трансформировать в своем сознании происходящие изменения в обществе, для общества.

Известно, что главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, но не эгоистически — лишь для себя, а через социально значимые дела, ибо индивидуальность может выражаться как в отторжении, отчуждении от общества, так и в стремлении проявить свое «Я» в обществе. Поэтому здесь важно не упустить, найти способы сохранить и оптимально использовать развитие отношений подростков, позволяющих структурировать новое общество. Отсюда изучение и организация соответствующего воздействия на подрост-

ков, их функционирования в новом обществе становятся исключительно значимой задачей.

И еще один момент, на который важно обратить внимание. Установлено, что наблюдаемый сейчас в нашей стране всплеск индивидуализма подростков, вернее, ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я» сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как социально ориентированных субъектов. Приводимые в массовой печати данные о растущей потере общесоциальной заинтересованности подростков, о росте группового эгоизма и пр. не только неполно отражают внутренний мир современного молодого человека, но и неправомерно противопоставляют общественное и индивидуальное, не отчленяя индивидуальное от индивидуалистического, то есть эгоистического. При этом, во-первых, некорректно смешиваются эти принципиально различные состояния и понятия. Во-вторых, забывается элементарная истина: растущий человек в той мере индивидуализируется в обществе, в какой он социализируется.

В этом плане интересны материалы, полученные нами при сравнении мотивов деятельности подростков 80-х гг. прошлого столетия и современных ребят. Оказалось, что сегодня подростки, с одной стороны, отдают предпочтение индивидуальному выполнению социально важных дел, далеко не всегда идентифицируя себя при этом с группой, а пытаясь самоутвердиться в таких делах, выполняемых самостоятельно, по собственному решению. С другой стороны, нынешние подростки отличаются от своих сверстников 80-х гг. возросшей самокритичностью. Свою перспективу они видят в обогащении собственной индивидуальности, стремясь выработать черты характера, необходимые для самостоятельной жизни, утверждения своего «Я», завоевания определенной социальной позиции и реализации себя в ней.

Вроде бы перед нами несоответствие: в обществе усиливается накопительная психология и в связи с этим наблюдается значительное увеличение прагматической на-

правленности деятельности подростков, «смятость» проявления их самоутверждения. Но при этом имеет место явно выраженная тенденция развития самоутверждения и самовыражения в социально значимых формах, что соответствует потребности подростка в общении. Это проявляется в самими подростками найденных видах, типах деятельности, к сожалению, не только просоциальных, но и асоциальных. Обращает на себя внимание и такое явление -для многих подростков сегодня оказывается важным не столько признание значимости их действий группой, сколько собственное осознание социальной нужности.

Мы подробно остановились на некоторых характеристиках подростков потому, что это именно то поколение, которое в тенденции обладает оптимальными способностями действования в обеспечении возможностей структурирования нового общества, а поэтому требует особого внимания, особого к нему отношения общества, использования его потенциальных возможностей.

Возвращаясь к другим возрастам, к характеристикам человеческого потенциала у зрелых и старших поколений, мы вынуждены зафиксировать общую проблемную ситуацию, создавшуюся в нашей науке, — у нас отсутствует целостное представление о взрослом человеке. По сути, весь длительный отрезок зрелой жизни человека выступает недифференцированным.

Взрослый человек считается уже чем-то ставшим, самоответственным, самоуправляющимся и как бы исключается из «движения» в целостном процессе онтогенеза. Исследования здесь ведутся только в плане особенностей функционирования взрослого человека или в ситуации профессиональной деятельности, или в условиях определенных жизненных обстоятельств, например в «условиях толпы». Но и в плане функциональной нагрузки взрослого человека, занимающего в разные периоды жизни разные плацдармы активного действия, требуются развернутые исследования. Тем более что до сих пор взрослый человек, созревая физически и социально, как бы исключается и из познания процесса разви-

тия в его социально-психологическом значении, и из рассмотрения истории развития самого конкретного человека как реально действующего субъекта, развития его сознания, самосознания, личностных качеств и особенностей.

При этом разрыв, разрушение изучения общей дистанции онтогенеза «закрывает» многие чрезвычайно важные проблемы человека, тенденции и потенциальные возможности его развития и действия.

В этом плане особую значимость приобретает задача построения современной периодизации психического развития, при безусловной важности учета прежних разработок, которая, отражая установленные характеристики и закономерности, придает им новое звучание. Имеются в виду периодизации Б. Г. Ананьева и Д. Б. Бромлея, Дж. Биррена и П. П. Блонского, Шарлотты Бюлер и Анри Валлона, Л. С. Выготского и А. Гезелла, Р. Заззо и Дж. Коулмена, К. Левина и Ж. Пиаже, Г. Салливена и Э. Шпрангера, Д. Б. Эльконина и Э. Эриксона, К. Юнга и др., рассматривавших развитие человека не только в эпоху детства, но и в зрелые годы.

Так, общеизвестна теория Эрика Эриксона о восьми стадиях развития личности, которая исходит из понимания того, что каждая из этих стадий имеет определенную цель в достижении того или иного социально ценного качества: доверия, автономии, инициативы и др.

Автор книги «Возрасты жизни» Гварди-ни выделяет уже девять стадий-фаз, где после юности следует переход к экспансивному взрослению, затем идут тридцатые годы жизни, характеризуемые совершенством человека; в сороковые годы наблюдается кризис узнавания человеком границы; потом идет отрезвление человека; далее кризис его освобождения и, наконец, наступает фаза мудрого человека.

Рудольф Штайнер вычленяет десять периодов развития по 7 лет каждый, где три раза по семь лет он отводит на физиче-ски-душевное развитие, далее — три раза по

7 лет на собственно душевное развитие человека и три раза по 7 лет на развитие духа. При этом он полагает, что в 70 лет человек

готов собирать плоды своей жизни и возвращать их обществу.

Периодизацию, наиболее приближенную к характеристикам поколений, дала Л. И. Анцыферова, которая выделила ряд психологических критериев: интеллектуальный, гражданский, эмоциональный, социальный, на основе которых определяются три уровня субъектно-личностного развития. Первый, когда субъект недостаточно адекватно осознает свои побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию. Второй, где субъект уже сознательно соотносит цели и мотивы действий, стремится предусмотреть их результаты, способен к адекватному соотнесению собственных возможностей с социальными задачами. И наконец, третий, когда личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами своей исторической эпохи.

В работах ряда психологов после эпохи детства вычленяются стадии ранней взрослости — с 18 до 30 лет, средней — с 30 до 45 лет, поздней — с 45 до 55 лет и предпенсионного периода — до 60 лет.

Общеизвестно, что границу работоспособности, признанную многими странами, провел между 60 и 65 годами еще Отто Бисмарк. Но сегодня качественно изменились условия жизни и труда людей. Не случайно сейчас около 80% пенсионеров продолжают активно работать, внося реальные коррективы в существующие периодизации.

Тем более что, анализируя собственную жизненную дистанцию, каждый зрелый человек выделяет свои, особые возрастные этапы. По своей сути весь процесс развития взрослого субъекта — это его саморазвитие через осуществление выборов -не только кем быть, каким быть, но и выбора собственного психологического облика, способа и смысла жизни, саморегуляции и самосовершенствования сознания.

Причем, как показывают многочисленные исследования, если в зрелом возрасте, на стадиях средней и поздней взрослости, в период от 30 до 60 лет, человек сумел развить в себе систему многоплановых интересов, то затем и в пожилом возрасте, и на

фазе старости он сможет «черпать», как справедливо заметил Бернард Ливехуд, все больше «сил для жизни из этого духовного источника». Тогда достаточно безболезненно будут преодолеваться им и кризис утраты профессиональной деятельности, и кризис социально-психологической адекватности.

Что касается поздней жизни, то в соответствии с классификацией Европейского бюро ВОЗ она длится с 61 до 74 лет, обозначаясь как пожилой возраст, с 75 до 90 лет протекает старость, а люди старше 90 лет считаются долгожителями.

Но вы понимаете, что речь здесь идет скорее о биологическом, а не о психологическом возрасте, который представляет собой гораздо более сложное понятие, связанное с творческой продуктивностью, с кругом социальных ролей, пространством взаимоотношений, со степенью активности и значимости такой активности в реальной организации и развитии общества.

Ведь старость не просто итог, но логическое продолжение всей предшествующей жизни, когда человеком эта жизнь проверяется — насколько она была удачной, достойной. Тем более что сегодня мы столкнулись с качественно новой ситуацией, когда достижения науки, техники, медицины, информатизации раздвигают рамки человеческой жизни, ломая, в частности, прежние представления о старости. Здесь все больше дифференцируются два ее аспекта — физический и психологический. Решать задачи предотвращения физического старения сложно (правда, они по мере возможностей все же решаются), но все очевиднее выступают возможности удлинения человеческой жизни, во-первых, за счет выработки психологической устойчивости против старения самого индивида, его внутреннего саморазвития и, во-вторых, путем гуманного отношения к старости — не снисхождения, а уважения и восхищения пожилыми людьми, сохраняющими энергию жизни, творчески реализующими ее. Причем работа и чувство полезности выступают, согласно исследованию Сегерберга, главными факторами, которые обеспечивают значи-

тельную продолжительность жизни. Об этом, кстати, заявлял еще Цицерон, утверждая, что «старый возраст почитается только при условии, что он защищает себя, поддерживает свои права, не подлизывается ни к кому и до последнего дыхания управляет своей областью».

Отсюда важно укреплять у поколения людей на восьмом и девятом десятках лет позитивную установку на будущее, заполняя их жизнь интересными делами, повышая их социальный статус.

Разумеется, у многих людей на заключительных этапах поздней жизни возникают дефекты в интеллектуальной сфере, прежде всего дефекты памяти, а также повышенная утомляемость. Однако, как показал широко известный опыт Скиннера, который профессионально наблюдал за собой в очень поздние годы, важно не мириться с возрастными изменениями, а вырабатывать стратегии их компенсации, расширяя круг интересов, поддерживая межличностные связи.

Итак, каждое поколение людей несет свою функциональную нагрузку, обладает определенными способностями, обеспечивая развитие общества. При этом действенным остается и старшее поколение. И не

только как носитель традиций, но и как преобразующий момент, ибо оно не только сохраняет, но и кумулирует, интегрирует систему социальных отношений и действий общества.

Вообще сегодня проблемы общества, именно не государства, а общества, его преобразования, устремленность в будущее особенно обострились, выйдя на первый план. Это актуализирует проблемы раскрытия уровня потребностей людей — членов общества, переоценки их ценностей, стереотипов, ожиданий, их ролевого поведения и активного действия, разных на разных возрастных дистанциях.

При этом кардинальные изменения в развитии современного человека диктуют необходимость не просто аккумуляции и мобилизации всех знаний о нем, а специального изучения, осмысления его дифференцированных характеристик, особенностей его функционирования, условий сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом мире.

Перед учеными открывается многомерное пространство новых задач, новых тем, настоятельно требующих и глубинного теоретического осмысления, и значительного расширения экспериментальных работ.

cyberleninka.ru

7 принципов современного общества, которые отравляют нам жизнь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Почему в современном мире, где есть все для удовлетворения потребностей, и даже больше, люди продолжают чувствовать себя несчастными? Этот вопрос теперь рассматривают на государственном уровне, и некоторые страны, например ОАЭ и Бутан, назначили министров счастья. В Европе и России всерьез задумываются повторить этот опыт. Технологии развиваются слишком быстро, жизнь наращивает темп, и мы просто не успеваем ко всему приспособиться. Но выход есть всегда.

Мы в AdMe.ru тоже решили разобраться, что же нам мешает быть счастливыми и как с этим быть.

1. Обилие выбора

Современная цивилизация наградила нас многими благами и свободой выбора. Мы привыкли считать, что огромное разнообразие сулит большее удовлетворение, однако парадоксальным образом изобилие ограничивает свободу нашего выбора.

Социолог Барри Шварц в своей книге «Парадокс выбора» пишет, что ежедневное принятие решений становится все более сложным делом из-за наличия огромного количества альтернатив. Необходимость постоянно выбирать может лишать энергии, отнимая время и заставляя подвергать сомнению любые наши решения еще до того, как они будут приняты. В конечном итоге все это может привести к раздражению, стрессу и даже к тяжелой депрессии.

Что делать?

  • Поймите, что по большей части выбор — это иллюзия. Когда вы ломаете голову в магазине над тем, какую бы из 10 шоколадок выбрать, 8 из них, скорее всего, будут сделаны на одном и том же заводе.
  • Следуйте привычкам. Вместо того чтобы пробовать десятки зубных паст, остановитесь на одной, которая подходит именно вам по цене, качеству и своим свойствам.
  • Не подвергайте сомнению принятые решения. Попросите близких поддерживать вас, чтобы укрепить уверенность в себе.

2. Информационная перегрузка

Интернет открыл нам доступ практически к любой информации, но проблема в том, что большая ее часть бесполезна. Основатель интернета Тим Бернерс-Ли в своем открытом письме рассказал, что во Всемирной сети ложь распространяется быстрее правды, потому что ресурсы зарабатывают на кликах, а значит, заинтересованы в том, чтобы на глаза пользователям попадались как можно более провокационные и шокирующие (следовательно, выдуманные или приукрашенные) материалы. Кроме этого, информационный мусор перегружает наш мозг, что приводит к утомлению и неврологическим расстройствам.

Что делать?

  • Не подписывайтесь на похожие между собой сайты. Информация на них может дублироваться, в результате вы будете тратить время на просмотр повторов или похожих материалов.
  • Не оставляйте нигде свои контактные данные: так вы оградите себя от лишнего спама. Если же вам все равно звонят, то попросите удалить вас из базы, ссылаясь на закон о неразглашении персональных данных.

3. Гаджеты

Нет смысла объяснять, насколько гаджеты упростили нашу жизнь. Но также и прибавили нам проблем — от банального ухудшения зрения до серьезной зависимости. Кроме того, ученые из Техасского университета в Остине считают, что ежедневное использование смартфона ухудшает умственные способности и угнетает психику. Сегодня мы уже не представляем свою жизнь без телефона и компьютера. Вместо того чтобы использовать их по назначению, мы прячемся в гаджетах, в мире интернета и виртуальной реальности. Мы подменяем естественное искусственным и потому чувствуем себя несчастными.

Что делать?

  • Постарайтесь реже использовать гаджеты. Писатель Дэниел Сиберг посвятил этой мысли целую книгу под названием «Цифровая диета», где поделился упражнениями и правилами, которые помогают перестать использовать гаджеты по ин

www.adme.ru

Проблемы общества в современном мире

Просмотры: 26 314

С развитием человечества и под воздействием новейших технологий появляются новые проблемы, о которых ранее люди даже не задумывались.

Они копятся и со временем начинают разрушать современное общество духовно и физически. Каждый человек слышал о мировых  проблемах современного общества, таких как истощение полезных ископаемых, парниковый эффект, перенаселение  и ухудшение экологического состояния нашей планеты. Помимо глобальных трудностей, любого гражданина могут коснуться, или уже касаются, социальные, нравственные, экономические и политические проблемы. К одной из них можно отнести различного рода зависимости. Ухудшение уровня жизни, потеря работы и отсутствие денежных средств многих приводят к стрессам и депрессиям. Люди хотят забыться и пытаются снять нервное напряжение алкоголем или наркотиками. Однако речь идет не только о вредных привычках, злоупотреблении спиртным или приеме наркотических средств. Современное общество, словно вирус, поразила зависимость от кредитов, компьютеров и интернета, а также лекарств, навязанных рекламой. При этом от одних современных проблем лучше избавиться или вообще их не иметь, к другим остается лишь приспособиться. Ведь часть из них – это обычные трудности, которые можно преодолеть и получить бесценный жизненный опыт.

“Читайте также: Социальное неравенство в обществе может привести к катастрофе

Наиболее распространенные проблемы общества

Социальное неравенство. Богатые и бедные граждане всегда были и есть. Однако сейчас между этими слоями населения огромная пропасть: у одних людей банковские счета с баснословными суммами, другим не хватает средств даже на мясо. По уровню доходов социум можно разделить на три группы:

  • Богачи (президенты, короли, политики, деятели культуры и искусства, крупные бизнесмены)
  • Средний класс (служащие, врачи, преподаватели, юристы)
  • Бедняки (неквалифицированные рабочие, нищие, безработные)

Рыночная нестабильность в современном мире привела к тому, что значительная часть граждан живет за чертой бедности. В результате происходит криминализация общества: грабежи, разбои, мошенничество. Однако при отсутствии сильно выраженного социального неравенства количество преступлений значительно меньше.

Кредитная кабала. Назойливые рекламные слоганы, призывающие брать сейчас, а платить потом, прочно засели в народных умах. Некоторые люди не глядя подписывают кредитный договор, поэтому не знают, чем опасны быстрые займы. Финансовая безграмотность не позволяет оценить собственную платежеспособность. Такие граждане имеют несколько кредитов, которые не могут своевременно погасить. К процентной ставке добавляются штрафные санкции, которые могут стать даже больше задолженности.

“Читайте также: Чем опасны быстрые займы

Алкоголизм и наркомания. Эти болезни являются опасной социальной проблемой. Основные причины, по которым люди пьют: общая неустроенность, безработица и нищета. Наркотики обычно употребляют из любопытства или за компанию с друзьями. Прием этих веществ ведет к моральной деградации личности, разрушает организм и вызывает смертельные заболевания. У алкоголиков и наркозависимых часто рождаются больные дети. Асоциальное поведение для таких граждан становится нормой. Под воздействием алкоголя и наркотиков они совершают различные преступления, что негативно сказывается на жизни общества.

Уход от традиционных семейных ценностей. Каждому человеку семья дает необходимую психологическую поддержку. Однако в современном обществе наблюдается уход от традиционной семьи, который связан с пропагандой гомосексуальных отношений, так популярных в странах Запада. А легализация однополых браков в некоторых государствах, разрушает исторически сложившиеся гендерные роли. Ведь еще в каменном веке мужчина являлся основным добытчиком, а женщина – хранительницей очага.

Навязанные болезни и медикаменты. Производителям лекарств нужны нездоровые люди, ведь чем больше больных, тем лучше продается товар. Чтобы фармацевтический бизнес приносил стабильный доход, гражданам навязывают болезни и создают ажиотаж. Например, недавняя массовая истерия вокруг птичьего и свиного гриппа, сопровождалась ежедневными сообщениями в СМИ о новых жертвах заболевания. В мире началась паника. Люди стали скупать всевозможные лекарства, витамины, марлевые повязки, которые в пять-шесть раз возросли в цене. Так фармацевтическая индустрия постоянно получает колоссальную прибыль. При этом одни медикаменты не лечат, а лишь устраняют симптомы, другие – вызывают привыкание и помогают лишь при постоянном приеме. Если человек перестает их принимать, то симптомы возвращаются. Поэтому гражданам вряд ли когда-нибудь предложат по-настоящему эффективные лекарства.

Виртуальный мир. Большинство детей с раннего возраста имеют свободный доступ к компьютеру. Они проводят много времени в виртуальном мире и отдаляются от реальности: не хотят гулять, общаться со сверстниками, с трудом делают домашние задания. Даже в период каникул школьники редко встречаются на улицах. Сидя за компьютерами, дети уже не могут обходиться без мира иллюзий, в котором чувствуют себя безопасно и комфортно. Компьютерная зависимость – это зарождающаяся проблема в современном мире.

Мигранты. Люди в современном мире массово переезжают из одной страны в другую. Миграция происходит в силу разных причин: социальной, экономической и политической. Однако мигранты с Ближнего Востока и африканских стран буквально заполнили государства Евросоюза. Причем некоторые люди стремятся попасть в благополучные европейские страны под видом беженцев, чтобы не работать. Они хотят получить социальное жилье, денежные пособия и жить, как паразиты, за счет государства. Нередко мигранты становятся преступниками и от их действий страдают местные жители. К таким последствиям привела политическая толерантность европейских лидеров, которые не учли, что слияние культур вредит Евросоюзу. Кроме того, вместе с вынужденными переселенцами в Европу проникают представители террористических группировок. Они устраивают теракты и вербуют в свои ряды новых людей.

“Читайте также: Как слияние культур вредит Евросоюзу

Теракты. Серьезной общественной проблемой являются террористические акты в разных частях земли. Захват заложников, перестрелки, взрывы в метро и аэропортах, подрыв самолетов и поездов уносят миллионы человеческих жизней. Терроризм бывает глобальным, как, например, ИГИЛ и Аль-Каида. Эти группировки хотят завладеть оружием массового уничтожения, поэтому используют глобальные средства для достижения своей цели. Действуя по всему миру, они устраивают в разных государствах теракты с многочисленными жертвами. Террористами также могут быть одиночки, недовольные политикой своего государства, например норвежский националист Брейвик. Обе разновидности являются чудовищным преступлением, в результате которого гибнут невинные люди. Предугадать теракт невозможно, а его случайной жертвой может стать абсолютно любой человек.

Военные конфликты и вмешательство в дела других государств. В Украине страны Запада устроили государственный переворот, который заранее проплатили, оказали информационную и политическую поддержку. После чего США и ЕС приказали пойти войной на жителей Донбасса, не желавших подчиняться украинской власти. При этом западные страны, которые так любят кричать о правах человека, промолчали в сложившейся ситуации. А США финансово помогали Киеву и поставляли военную технику. Когда же Россия оказала помощь Донбассу, оружием и продовольствием, то мгновенно подверглась критике Запада и обвинениям во вмешательстве в дела Украины. При этом была возможность договориться о перемирии, однако Киев с подачи США и ЕС выбрал войну. Жертвами политических игр стали жители Донбасса. Тысячи людей благополучно жили и вдруг все потеряли, оставшись без крыши над головой. Это не единичный случай, США неоднократно вмешивались в дела стран Ближнего Востока и других государств.

Одна проблема общества порождает другую

Некоторые из этих проблем современного общества существовали раньше: социальное неравенство, наркотики, алкоголь, мигранты и теракты. Только алкоголиков, наркоманов, богачей и нищих было гораздо меньше. Мигранты приезжали учиться или работать, а беженцы не превращались в социальных паразитов и преступников. Теракты случались крайне редко. А вот однополые браки, военные конфликты, кредитная зависимость, навязанные болезни и виртуальный мир – уже продукт современности. Причем проблемы современного общества тесно связаны между собой, и одна влечет другую. Так социальное неравенство порождает бедность и нищету. Неплатежеспособные люди берут кредит, чтобы приобрести необходимые товары, но погасить его не могут и попадают в кабалу. С горя прикладываются к бутылке или увлекаются наркотиками. При постоянном приеме навязанных лекарств у многих граждан подрывается здоровье. Им диагностируют серьезные, порой смертельные, болезни, и люди ищут утешение в наркотиках или алкоголе. Компьютерная зависимость делает личность излишне агрессивной и внушаемой. Поэтому боевики террористических группировок успешно вербуют народ с помощью интернета. Ведь зависимого человека можно убедить в чем угодно. Политика мультикультурализма в странах ЕС привела к засилью мигрантов. В итоге европейцы страдают от возросшего уровня преступности и участившихся террористических атак. Кроме того теракты являются ответом боевиков на военные конфликты в разных государствах. В последние десять лет США в своих корыстных целях развязали очень много войн: Ирак, Ливия, Сирия, Украина и другие страны. Например, Ирак американцы начали бомбить из-за угрозы миру – опасного ядерного оружия, которого, как потом выяснилось, там не было. В действительности Соединенные штаты хотели присвоить иракскую нефть и продавать ее за доллары, а не за национальную валюту, как предлагал Саддам Хусейн. Итог военных действий всем известен. Однако вся правда об иракской войне открылась намного позже.

“Читайте также: Война в Ираке, вся ложь выходит на поверхность

В некоторых случаях у людей есть выбор. Они могут повлиять на ситуацию и даже избежать проблемы. Человек может получить образование, выучить иностранный язык и подняться с низшей ступени социального неравенства. Ведь каждый сам принимает решения, выстраивая собственную жизнь. Разве кто-то заставляет людей становиться алкоголиками и наркоманами, уходить в виртуальный мир или покупать навязанные лекарства? Совсем другое дело, когда внезапно происходит взрыв или в дом попадает снаряд. В подобных ситуациях от человека абсолютно ничего не зависит. При этом борьба с конкретной проблемой не принесет результатов, нужно искать и устранять ее первопричину, тогда и жить в современном мире станет гораздо проще.

aktualnoe.net

Развитие современного мира постоянно наращивает темп

Жизнь не стоит на месте: она неумолимо движется вперед. А вместе с ней происходит и развитие современного мира, который постоянно модернизируется и дополняется новыми элементами.

Современный окружающий мир уже не тот, что был еще пару веков назад. Мировоззрение человечества — понимание общих процессов, взгляды на жизнь вообще, сильно изменились.

Сегодня на Земле практически не осталось уголков, куда бы не добрались происки цивилизации.

Несмотря на то, что официально колонизации уже давно нет, в настоящее время развитые государства используют страны третьего мира (слаборазвитые в культурном, экономическом, политическом плане государства) в качестве своих сырьевых придатков.

Человечество постоянно наращивает темпы своего интеллектуального, технического совершенствования. А потому и развитие современного мира происходит такими же быстрыми темпами.

Нынешнее столетие относится к информационной эпохе. Многие виды работ, непосредственно связаны с Интернетом и другими сетевыми ресурсами.

Мир соединен глобальной паутиной, которая помогает напрямую общаться и сотрудничать людям из самых удаленных уголков земного шара.

Что еще более усиливает развитие современного мира, так как информационное обеспечение и Интернет-ресурсы способствуют общественному прогрессу.

Сегодня люди могут трудоустраиваться, работать и обеспечивать рабочими местами других (выступать работодателями), не выходя из дома и получать всю интересующую их информацию из сети.

А пару десятков лет назад для большинства населения России и стран СНГ это было просто немыслимо.

Изменилось все: восприятие людей по отношению к самим себе, к окружающим, к обществу, к духовным, материальным ценностям.

Особенностью же такого развития современного мира является то, что наиболее приспосабливаемыми к быстрому изменению тенденций являются молодежь и люди среднего возраста. В то же время, даже многие престарелые граждане постепенно осваивают мобильные устройства, компьютеры, Интернет.

Но есть, конечно, и противники всеобщей компьютеризации и глобализации (объединения различных сфер жизнедеятельности всего мира).

Основными противниками выступают различные религиозные течения, которые, преследуя личные корыстные цели, противятся такому объединению – ведь они могут потерять свою власть над своими подопечными (верующими).

Несмотря на такие минусы, развитие современного мира все равно продолжается быстрыми темпами, потому что большинство людей разумно оценивают ситуацию и понимают, что будущее именно в объединении всего мирового сообщества и всеобщего научного и общественного прогресса.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

berichnow.ru

Эра потребления — жизнь в современном мире

Дата публикации . Опубликовано в Образ жизни

«Хочешь жить – умей вертеться». Жизнь в современном мире сродни бесконечному забегу. Время, в которое мы живем – это время ускоренного ритма жизни. Быстро принять душ, быстро съесть бутерброд, и бегом на работу. На работе все тоже бегом. Время надо экономить, время – деньги.

Время, деньги и все, что можно купить за деньги – важнейшие ценности в современном социуме.

Еще недавно, почти вчера, наши родители жили совсем по-другому. Их жизнь была предсказуемой и планомерной. Ценностью было уважение в обществе, доска почета. Могли ли они представить, насколько быстро и кардинально изменится жизнь?

 

Так что же изменилось?

Человечество постоянно развивается, жизнь в современном мире совсем иная, чем 50 лет назад.

Сегодня человек – рациональный и прагматичный, быстрый и ловкий, лучший добытчик, врожденный предприниматель, амбициозный карьерист. Он гибкий во всех смыслах слова. Он чувствует ритм, интуитивно определяет время. Часы – его традиционный аксессуар. Они символизируют его ценность – время.

Именно рациональный человек, всегда срезающий углы, не желающий тратить время на то, чтобы обходить водоемы и обрывы, строил мосты. Именно такие люди всегда вносили в жизнь других новшества, делающие их жизнь удобнее, позволяющие экономить время.

Жизнь в современном мире комфортна для человека. Еще «вчера», каких-то 100 лет назад, это было не так. Именно переход в сегодняшнюю фазу развития обусловил бурный расцвет промышленности, производящей все то, что позволяет нам тратить меньше времени и больше потреблять.

 

Жизнь в современном мире – что такое успех?

Успехом в современном мире считается финансовое благополучие, высокий социальный статус. Сегодня человек стремится к высокому социальному статусу и материальному преимуществу. Это его ценность. Тот, кто может потреблять больше всех, тот и считается сейчас успешным.

Если спросить у среднестатистического человека о его целях, желаниях и планах, они окажутся материальными и будут связаны с потреблением. Купить дом, квартиру или машину, посетить какую-то страну или сделать ремонт. Целями принято считать то, что связано с добычей и потреблением.

Откройте любую книгу об успехе – там под словом «успех» имеются ввиду деньги. Под словом «цели» — материальные ценности, которые можно приобрести за деньги.

Любой тренинг успеха говорит о том же: «Поставьте себе цели», как будто достижение этих целей – и есть успех. А вы никогда не задумывались, почему эти тренинги не работают? Почему большинство людей никогда не делают того, что их учат на тренинге? Почему некоторые из них оказываются полностью неприспособленными к жизни в современном мире?

Ответ прост – те, кто способен добиться успеха, им не нужны тренинги успеха – руководствуясь своими врожденными желаниями и стремлениями, они достигают успеха сами, благодаря своим психическим свойствам. И такому человеку действительно принесет удовлетворение, радость и счастье, материальное и социальное преимущество. Это – его ценность. Он почувствует, что он реализовался в этой жизни. Но это не ценность остальных людей. Остальные сколько бы тренингов успеха не проходили, никогда не станут стремиться к тому же. А если и станут, это не принесет им счастья и радости, так как их врожденные, истинные желания не будут удовлетворены.

 

Эра потребления. Потребление, как смысл жизни

«Достиг одной цели, ставь следующую – выше и больше», говорят коучи успеха. «И будет тебе счастье», имеют они ввиду. А для многих материальные цели – это позаимствованные желания.

Жизнь в современном мире, мире потребителей, дает много возможностей для комфортной, интересной жизни. Эти возможности безграничны, но на них нужны деньги. Жить бесплатно никак не получается. За все прелести современности – интернет, телефон, транспорт, комфорт – за все нужно платить. А если хочешь большего – нужно больше денег. Именно поэтому жизнь многих людей превратилась в гонку за потреблением. Потребление в современном мире стало смыслом жизни.

В гонке за благами человек не обращает внимания на свои внутренние ощущения – счастлив он или нет? Получает ли он радость от жизни или нет? Удовлетворен ли он своей жизнью, или чего-то не хватает?

И это, пожалуй, самая большая ловушка современности. Если человек не реализует свои психические свойства, если он не удовлетворяет свои врожденные желания, если, другими словами, он не выполняет свое призвание, свою видовую роль, то у него неизбежно будут возникать бессознательные внутренние нехватки. Это выливается во внутреннее напряжение, которое копится годами и оборачивается неприязнью ко всем и вся.

Человек с нехватками не чувствует радости и удовлетворения от жизни в современном мире, какой бы привлекательной она ни была и сколько бы много он не потреблял. Он не понимает, что не так – это бессознательная неудовлетворенность.

Это похоже на неудовлетворенность в сексе. Кстати, о сексе. В современном мире он тоже превратился в потребительский.

 

«Мне хорошо с тобой, дай телефончик» — потребители секса

Познакомиться в баре и сразу пойти в постель – это сейчас нормально. Одноразовый или несколько разовый секс – это реальность. Встречаться (поддерживать отношения) с девушкой (с парнем) для того, чтобы заниматься сексом – это тоже естественная часть нашей жизни в современном мире. Мы используем друг друга для того, чтобы потреблять секс. Даже одинокие женщины ищут партнеров не для создания отношений, а для секса, «для здоровья», как они говорят.

Никто уже не считает девушку, которая часто меняет половых партнеров, девушкой легкого поведения, как это было раньше. Частая смена партнеров вошла в диапазон сексуальной приемлемости в современном мире.

Имея сбалансированное, не слишком сильное либидо, такой человек гоняется за фактором новизны. Его перестает возбуждать партнер, к которому он уже привык. Новые ощущения он ищет, меняя сексуальных партнеров.

Потребителю секса не нужны обязательства, отношения, любовь. Ему наплевать на человека рядом, он его «потребляет». Ему нужен секс, новые впечатления, наслаждение, исполнение собственных желаний. И в этом тоже есть большой подвох.

Потребляя секс, человек теряет то чувство интимности происходящего, близости, возбуждения, удовлетворенности, которое способна дать полноценная интимная близость. Жизнь в современном мире отличается тем, что чувства, чувственность и чувствительность притупляются, желание секса перестает быть огромным и будоражащим воображение. Легкодоступный секс перестает быть чем-то таким эдаким – страстно желанным и приносящим острое наслаждение.

Удивительно, но такой потребительский секс в конце концов перестает приносить сексуальное удовлетворение. Вследствие этого в обществе нарастает частная и коллективная сексуальная фрустрация. И у нас появляется все больше гомосексуалистов, педофилов и т. д.

 

Жизнь в современном мире – возможно ли счастье?

Мы живем в удивительное время. Оно действительно очень интересное, оно действительно дает нам массу возможностей для наслаждения и реализации, для создания удачных отношений и счастья во всех смыслах этого слова. Жизнь в современном мире – это приключение для каждого из нас.

Чтобы это приключение было радостным, а не тяжелым и стрессовым, нужно осуществлять свои собственные, врожденные (здоровые) желания, реализовывать свои собственные психические свойства.

Источник

www.vitamarg.com

Эра потребления — жизнь в современном мире

Дата публикации . Опубликовано в Образ жизни

«Хочешь жить – умей вертеться». Жизнь в современном мире сродни бесконечному забегу. Время, в которое мы живем – это время ускоренного ритма жизни. Быстро принять душ, быстро съесть бутерброд, и бегом на работу. На работе все тоже бегом. Время надо экономить, время – деньги.

Время, деньги и все, что можно купить за деньги – важнейшие ценности в современном социуме.

Еще недавно, почти вчера, наши родители жили совсем по-другому. Их жизнь была предсказуемой и планомерной. Ценностью было уважение в обществе, доска почета. Могли ли они представить, насколько быстро и кардинально изменится жизнь?

 

Так что же изменилось?

Человечество постоянно развивается, жизнь в современном мире совсем иная, чем 50 лет назад.

Сегодня человек – рациональный и прагматичный, быстрый и ловкий, лучший добытчик, врожденный предприниматель, амбициозный карьерист. Он гибкий во всех смыслах слова. Он чувствует ритм, интуитивно определяет время. Часы – его традиционный аксессуар. Они символизируют его ценность – время.

Именно рациональный человек, всегда срезающий углы, не желающий тратить время на то, чтобы обходить водоемы и обрывы, строил мосты. Именно такие люди всегда вносили в жизнь других новшества, делающие их жизнь удобнее, позволяющие экономить время.

Жизнь в современном мире комфортна для человека. Еще «вчера», каких-то 100 лет назад, это было не так. Именно переход в сегодняшнюю фазу развития обусловил бурный расцвет промышленности, производящей все то, что позволяет нам тратить меньше времени и больше потреблять.

 

Жизнь в современном мире – что такое успех?

Успехом в современном мире считается финансовое благополучие, высокий социальный статус. Сегодня человек стремится к высокому социальному статусу и материальному преимуществу. Это его ценность. Тот, кто может потреблять больше всех, тот и считается сейчас успешным.

Если спросить у среднестатистического человека о его целях, желаниях и планах, они окажутся материальными и будут связаны с потреблением. Купить дом, квартиру или машину, посетить какую-то страну или сделать ремонт. Целями принято считать то, что связано с добычей и потреблением.

Откройте любую книгу об успехе – там под словом «успех» имеются ввиду деньги. Под словом «цели» — материальные ценности, которые можно приобрести за деньги.

Любой тренинг успеха говорит о том же: «Поставьте себе цели», как будто достижение этих целей – и есть успех. А вы никогда не задумывались, почему эти тренинги не работают? Почему большинство людей никогда не делают того, что их учат на тренинге? Почему некоторые из них оказываются полностью неприспособленными к жизни в современном мире?

Ответ прост – те, кто способен добиться успеха, им не нужны тренинги успеха – руководствуясь своими врожденными желаниями и стремлениями, они достигают успеха сами, благодаря своим психическим свойствам. И такому человеку действительно принесет удовлетворение, радость и счастье, материальное и социальное преимущество. Это – его ценность. Он почувствует, что он реализовался в этой жизни. Но это не ценность остальных людей. Остальные сколько бы тренингов успеха не проходили, никогда не станут стремиться к тому же. А если и станут, это не принесет им счастья и радости, так как их врожденные, истинные желания не будут удовлетворены.

 

Эра потребления. Потребление, как смысл жизни

«Достиг одной цели, ставь следующую – выше и больше», говорят коучи успеха. «И будет тебе счастье», имеют они ввиду. А для многих материальные цели – это позаимствованные желания.

Жизнь в современном мире, мире потребителей, дает много возможностей для комфортной, интересной жизни. Эти возможности безграничны, но на них нужны деньги. Жить бесплатно никак не получается. За все прелести современности – интернет, телефон, транспорт, комфорт – за все нужно платить. А если хочешь большего – нужно больше денег. Именно поэтому жизнь многих людей превратилась в гонку за потреблением. Потребление в современном мире стало смыслом жизни.

В гонке за благами человек не обращает внимания на свои внутренние ощущения – счастлив он или нет? Получает ли он радость от жизни или нет? Удовлетворен ли он своей жизнью, или чего-то не хватает?

И это, пожалуй, самая большая ловушка современности. Если человек не реализует свои психические свойства, если он не удовлетворяет свои врожденные желания, если, другими словами, он не выполняет свое призвание, свою видовую роль, то у него неизбежно будут возникать бессознательные внутренние нехватки. Это выливается во внутреннее напряжение, которое копится годами и оборачивается неприязнью ко всем и вся.

Человек с нехватками не чувствует радости и удовлетворения от жизни в современном мире, какой бы привлекательной она ни была и сколько бы много он не потреблял. Он не понимает, что не так – это бессознательная неудовлетворенность.

Это похоже на неудовлетворенность в сексе. Кстати, о сексе. В современном мире он тоже превратился в потребительский.

 

«Мне хорошо с тобой, дай телефончик» — потребители секса

Познакомиться в баре и сразу пойти в постель – это сейчас нормально. Одноразовый или несколько разовый секс – это реальность. Встречаться (поддерживать отношения) с девушкой (с парнем) для того, чтобы заниматься сексом – это тоже естественная часть нашей жизни в современном мире. Мы используем друг друга для того, чтобы потреблять секс. Даже одинокие женщины ищут партнеров не для создания отношений, а для секса, «для здоровья», как они говорят.

Никто уже не считает девушку, которая часто меняет половых партнеров, девушкой легкого поведения, как это было раньше. Частая смена партнеров вошла в диапазон сексуальной приемлемости в современном мире.

Имея сбалансированное, не слишком сильное либидо, такой человек гоняется за фактором новизны. Его перестает возбуждать партнер, к которому он уже привык. Новые ощущения он ищет, меняя сексуальных партнеров.

Потребителю секса не нужны обязательства, отношения, любовь. Ему наплевать на человека рядом, он его «потребляет». Ему нужен секс, новые впечатления, наслаждение, исполнение собственных желаний. И в этом тоже есть большой подвох.

Потребляя секс, человек теряет то чувство интимности происходящего, близости, возбуждения, удовлетворенности, которое способна дать полноценная интимная близость. Жизнь в современном мире отличается тем, что чувства, чувственность и чувствительность притупляются, желание секса перестает быть огромным и будоражащим воображение. Легкодоступный секс перестает быть чем-то таким эдаким – страстно желанным и приносящим острое наслаждение.

Удивительно, но такой потребительский секс в конце концов перестает приносить сексуальное удовлетворение. Вследствие этого в обществе нарастает частная и коллективная сексуальная фрустрация. И у нас появляется все больше гомосексуалистов, педофилов и т. д.

 

Жизнь в современном мире – возможно ли счастье?

Мы живем в удивительное время. Оно действительно очень интересное, оно действительно дает нам массу возможностей для наслаждения и реализации, для создания удачных отношений и счастья во всех смыслах этого слова. Жизнь в современном мире – это приключение для каждого из нас.

Чтобы это приключение было радостным, а не тяжелым и стрессовым, нужно осуществлять свои собственные, врожденные (здоровые) желания, реализовывать свои собственные психические свойства.

Источник

www.vitamarg.com

Человек в современном мире

Платон говорил: «Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать». Актуальность данной тематики обусловлена тем, что существует множество систем, сконцентрировавших свое внимание на вопросах происхождения и сущности человека. Начиная с XVII в. в этих системах наметились тенденции к свободомыслию. Однако этот факт не изменил лица культуры. Еще даже Дарвин, создавая в XIX в. теорию эволюции видов, очень осторожно решал проблему человека, затруднявшую продвижение этой проблемы.

Человек Средневековья, эпохи Возрождения и большей части современной эпохи вплоть до XIX в. был антиподом человека нашего времени: человека вопрошающего, нерешительного, почти нематериального.

Конец XX в., возможно, войдет в историю как время торжества гуманистических ценностей в общественном сознании.

Люди тех времен думали, что они знают, что они такое. Они гордились своим положением в природе, воображая, что подчинили ее, считали себя хозяевами Вселенной и полагали, что все о ней знают. Для них не существовало нерешенных проблем. Наверное, тогда люди себя чувствовали более счастливыми, чем теперь, потому что счастлив тот, кто уверен в себе. Стремление к новым формам — это закон жизни и мышления поэтому, несмотря на все препятствия, всегда существует движение вперед и всегда происходят те или иные изменения.

Интерес биологического выживания может показаться примитивным по сравнению с более высокими целями человеческой деятельности. Однако в современном мире, на нынешнем уровне развития цивилизации именно этот интерес стал мощным стимулом к переосмыслению всего ее исторического и современного опыта, основ культуры, тех неписаных правил, по которым живут люди в обществе. Ведь смертельную угрозу человечеству создали не какие-то надчеловеческие силы, оно самоуверенным шагом приблизилось к пропасти. Поставленная в глобальных масштабах проблема выживания оказалась к тому же связанной отнюдь не только с перспективой термоядерной и экологической катастроф — один из существенных ее аспектов составляет драма нищеты, голода, массовых заболеваний в наиболее многолюдных регионах планеты.

Связь человека с современным обществом и культурой так глубока, что с трудом поддается анализу. Она одновременно духовная и историческая. Человек наследует весь комплекс прошлого, которое в основном делает его таким, каков он есть в настоящем. Психоаналитические исследования бессознательного и подсознательного показали, насколько сильные и глубокие течения циркулируют внутри сознания, составляющего человеческое «Я» в настоящий момент.

Каждый человек есть связующее звено между горизонтальностью и вертикальностью в процессе становления сознания. В человеке сходится множество координат, идущих из прошлого, настоящего и даже будущего, он их продукт, их результат. Познать себя означает представить себя широко, чтобы потом вновь сконцентрировать внимание на своей сущности, т.е. вначале нужно понять, каков человек, зачем он существует и как он существует. По мере осмысления проблемы человека круги познания расширяются в пространстве и во времени. Самопознание станет совершенным в том случае, если человек сможет объять все — прошлое, настоящее и будущее в их целостности.

Современный человек твердо уверен в том, что он эволюционирует. Он живет в эволюции, почти ощущая ее. Возникает справедливый вопрос: начинается ли человеческий прогресс только тогда, когда эволюция идет от человека? что она дает или даст человеку?

Каждое поколение считает себя намного круче всех предыдущих. Ведь благодаря техническому прогрессу оно знает то, чего не знали до него, пользуется вещами, которых раньше не было, ест, пьет и потребляет продукты и услуги, придуманные совсем недавно. Ведь ты современный человек, а они уже покрылись пылью времен. Потом это поколение «устаревает», приходят еще более современные люди, которые считают, что до них никто толком не жил, только оно живет по-настоящему. Так проходят поколение за поколением, и не очень-то понимают, что все то, что отличает один век от другого, не столь существенно.

Вот и сейчас многие воображают, что технический прогресс, социальный прогресс начался совсем недавно, мы на его вершине. И поэтому мы как бы умнее, лучше предков, и поэтому имеем полное право наплевать на их опыт. Так вот, одно из заблуждений современного человека — в том, что «в наши дни уже не действуют те моральные, нравственные законы, что действовали сто или тысячу лет назад». Мол, жизнь очень сильно изменилась с тех пор, поэтому и законы изменились.

М. В. Волошена Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» Часть 3. Направления: 3. Человек в современном мире, 5. Экологизация экономического развития, 16. Формирование современной системы туриндустрии и гостиничного бизнеса, Екатеринбург Издательство Уральского государственного экономического университета 2012

Количество показов: 3271

arbir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *