Симха мудра – Тема 1 Симха крийя. Зевок льва

Тема 1 Симха крийя. Зевок льва

Тема 1

Симха крийя. Зевок льва

Эта практика также известна под названиями симхасана и симха мудра. Мы уже описали методы очищения и тонизирования различных органов головы – носа, глаз и т.д.(1). Симха крийя дополняет предыдущие практики, обеспечивая превосходный массаж и стимуляцию органов горла, в особенности, миндалин. Эти два неприметных защитника горла играют решающую роль в сохранении крепкого здоровья.

Миндалины

Если вы откроете рот и посмотрите в зеркало, то увидите два нароста губчатой ткани, расположенные в задней части ротовой полости по обе стороны в начале глотки. Они называются миндалинами. Похожие наросты можно обнаружить в задней части носа (они называются аденоидами), на задней части языка и на стенках горла. Все они составляют часть лимфатической системы и называются лимфатическими узлами.

Одна из функций лимфатической системы состоит в удалении токсинов из организма. Поэтому она играет очень важную роль, поскольку именно накопление токсинов приводит к размножению микробов и возникновению заболевания. Яды и бактерии, поглощаемые лимфатической системой, улавливаются и сосредоточиваются в лимфатических узлах, в том числе в миндалинах, после чего удаляются из организма. Эти бактерии нейтрализуются антителами, вырабатываемыми в лимфатических узлах.

Однако иногда количество токсинов в системе становится чрезмерно большим, так что лимфатические узлы оказываются перегруженными. При таких обстоятельствах в самих узлах развивается инфекция. В случае миндалин это приводит к сопровождающемуся повышенной температурой болезненному воспалению, именуемому тонзиллитом.

Обычно врачи рекомендуют удалять миндалины, когда они начинают воспаляться. К счастью, такой подход становится все менее популярным. Он не решает проблему, так как действительная причина воспаления миндалин состоит в чрезмерном накоплении токсинов в кровеносной системе. На самом деле, в долгосрочной перспективе удаление миндалин вызывает больше проблем, чем решает, поскольку эти небольшие органы играют жизненно важную роль в защите организма от развития болезней. В йоге используется более естественный подход к этому недомоганию. С помощью асан и пранаямы очищается от ядов весь организм, и возникновение тонзиллитов и других заболеваний, связанных с лимфатической системой, становится менее вероятным.

Симха крийя особенно воздействует на миндалины. Она стимулирует приток крови к миндалинам и, тем самым, способствует вымыванию накопившихся токсинов. Поэтому она представляет собой мощное средство для предотвращения, а нередко и излечения тонзиллитов.

Техника выполнения

Положите на пол одеяло. Сядьте в ваджрасану(2). Раздвиньте колени примерно на 45 см. Большие пальцы должны продолжать касаться друг друга. Наклонитесь вперёд и положите руки на пол между ногами. Ладони должны располагаться на одной линии, пальцами назад. Локти также должны быть обращены назад.

Полностью выпрямите руки и прогните спину; это важно для того, чтобы максимально растянуть переднюю часть шеи. За прокиньте голову назад, так чтобы шея была достаточно напряжена, но при этом вы не ощущали неудобства.

Во время практики глаза следует держать открытыми, направив взгляд в точку между бровями или на потолок прямо перед собой.

Рот должен быть закрыт. Загните язык назад так, чтобы его кончик сильно давил на мягкое нёбо в верхней задней части рта. Медленно и глубоко вдохните через нос. В конце вдоха расслабьте язык, откройте рот и высуньте язык наружу как можно дальше в направлении подбородка. Медленно выдохните.

Одновременно издайте горлом чистый, громкий, слитный звук; другими словами звук А-а-а.

При желании, издавая звук, можно двигать языком из стороны в сторону.

В конце выдоха снова прижмите язык к нёбу. Закройте рот и вдохните.

Эти действия составляют один цикл. Выполните столько циклов, сколько вам позволяет время.

Варианты

Существует ряд вариантов симха крийи. Следующие варианты отличаются от основной техники только позой, в которой они выполняются.

1. Сидя в сукхасане (простой позе). Симха крийя, выполняемая в этом положении, наиболее проста и подходит для тех, кому трудно сидеть в ваджрасане. Этот вариант не столь эффективен, как основная техника, и от него следует отказаться, как только вы научитесь сидеть в ваджрасане, не испытывая неудобства.

2. Сидя в падмасане (позе лотоса). Это более трудный вариант и вы поймёте его более полно, когда мы будем изучать падмасану(3).

Эта практика особенно полезно, если сидеть лицом к солнцу так, чтобы его лучи падали на заднюю стенку полости рта.

Осознание и продолжительность

В ходе практики следует сосредоточивать внимание на середине бровей или на какой-то точке на потолке. Кроме того, при вдохе нужно осознавать давление языка на нёбо и дыхание, а при выдохе – звук и вибрацию, возникающую в горле.

Для общего укрепления здоровья следует практиковать симха крийю до трёх минут ежедневно. При конкретных заболеваниях увеличивайте количество циклов.

Благотворное действие

Для эффективного функционирования миндалины нуждаются в полноценном снабжении кровью. Кровь нередко застаивается в этой зоне, особенно когда лимфатическая система насыщена токсинами и во время тонзиллитов. Симха крийя массирует область горла и выдавливает застоявшуюся, нечистую кровь, так что она возвращается в почки для очищения. После выполнения симха крийи мышцы и кровеносные сосуды горла расслабляются. В результате в этой области может циркулировать свежая, насыщенная кислородом кровь, что оказывает замечательное омолаживающее действие на миндалины, помогая укреплению здоровья всего тела, а также устранению причин тонзиллита.

В области горла находится много других жизненно важных органов, в том числе, щитовидная железа(4), глотка, гортань, слюнные железы, а также голосовой аппарат в целом. Все они, как и миндалины, получают превосходный массаж. Поскольку они ответственны за важные функции организма, улучшение их состояния с помощью простой практики симха крийи может иметь обширные и далеко идущие последствия для нашей жизни.

Все нервы, соединяющие тело и мозг, проходят через горло. Это жизненно важная магистраль. Кроме того, в области горла имеются нервные узлы, которые управляют органами горла. Симха крийя растягивает проходящие здесь нервы и удаляет застоявшуюся кровь, обеспечивая приток свежей крови. Всё это, наряду со стимуляцией, которую получают нервы, приводит к улучшению нервной проводимости между телом и мозгом, что в свою очередь, повышает эффективность работы желез и органов тела.

Симха крийя – полезная практика для профилактики и лечения фарингитов, ларингитов и других заболеваний горла.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный Курс

Энциклопедия Йоги. Йога — способ жизни на земле. > Книги по йоге он-лайн > Свами Сатьянанда Сарасвати > Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный Курс > Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный Курс — Страница 15

Урок 3

«То, чего нет, никогда не возникнет, То, что есть, никогда не исчезнет».
Бхагавад‑Гита, 2:16.

Тема 1. Симха крийя. Зевок льва

Эта практика также известна под названиями симхасана и симха мудра. Мы уже описали методы очищения и тонизирования различных органов головы — носа, глаз и т.д.[28]. Симха крийя дополняет предыдущие практики, обеспечивая превосходный массаж и стимуляцию органов горла, в особенности, миндалин. Эти два неприметных защитника горла играют решающую роль в сохранении крепкого здоровья.

Миндалины

Если вы откроете рот и посмотрите в зеркало, то увидите два нароста губчатой ткани, расположенные в задней части ротовой полости по обе стороны в начале глотки. Они называются миндалинами. Похожие наросты можно обнаружить в задней части носа (они называются аденоидами), на задней части языка и на стенках горла. Все они составляют часть лимфатической системы и называются лимфатическими узлами.

Одна из функций лимфатической системы состоит в удалении токсинов из организма. Поэтому она играет очень важную роль, поскольку именно накопление токсинов приводит к размножению микробов и возникновению заболевания. Яды и бактерии, поглощаемые лимфатической системой, улавливаются и сосредоточиваются в лимфатических узлах, в том числе в миндалинах, после чего удаляются из организма. Эти бактерии нейтрализуются антителами, вырабатываемыми в лимфатических узлах.

Однако иногда количество токсинов в системе становится чрезмерно большим, так что лимфатические узлы оказываются перегруженными. При таких обстоятельствах в самих узлах развивается инфекция. В случае миндалин это приводит к сопровождающемуся повышенной температурой болезненному воспалению, именуемому тонзиллитом.

Обычно врачи рекомендуют удалять миндалины, когда они начинают воспаляться. К счастью, такой подход становится все менее популярным. Он не решает проблему, так как действительная причина воспаления миндалин состоит в чрезмерном накоплении токсинов в кровеносной системе. На самом деле, в долгосрочной перспективе удаление миндалин вызывает больше проблем, чем решает, поскольку эти небольшие органы играют жизненно важную роль в защите организма от развития болезней. В йоге используется более естественный подход к этому недомоганию. С помощью асан и пранаямы очищается от ядов весь организм, и возникновение тонзиллитов и других заболеваний, связанных с лимфатической системой, становится менее вероятным.

Симха крийя особенно воздействует на миндалины. Она стимулирует приток крови к миндалинам и, тем самым, способствует вымыванию накопившихся токсинов. Поэтому она представляет собой мощное средство для предотвращения, а нередко и излечения тонзиллитов.

Техника выполнения

Положите на пол одеяло. Сядьте в ваджрасану[29]. Раздвиньте колени примерно на 45 см. Большие пальцы должны продолжать касаться друг друга. Наклонитесь вперёд и положите руки на пол между ногами. Ладони должны располагаться на одной линии, пальцами назад. Локти также должны быть обращены назад.

Полностью выпрямите руки и прогните спину; это важно для того, чтобы максимально растянуть переднюю часть шеи. Запрокиньте голову назад, так чтобы шея была достаточно напряжена, но при этом вы не ощущали неудобства.

Во время практики глаза следует держать открытыми, направив взгляд в точку между бровями или на потолок прямо перед собой.

Рот должен быть закрыт. Загните язык назад так, чтобы его кончик сильно давил на мягкое нёбо в верхней задней части рта. Медленно и глубоко вдохните через нос. В конце вдоха расслабьте язык, откройте рот и высуньте язык наружу как можно дальше в направлении подбородка. Медленно выдохните.

Одновременно издайте горлом чистый, громкий, слитный звук; другими словами звук А‑а‑а.

При желании, издавая звук, можно двигать языком из стороны в сторону.

В конце выдоха снова прижмите язык к нёбу. Закройте рот и вдохните.

Эти действия составляют один цикл. Выполните столько циклов, сколько вам позволяет время.

Варианты

Существует ряд вариантов симха крийи. Следующие варианты отличаются от основной техники только позой, в которой они выполняются.

1. Сидя в сукхасане (простой позе). Симха крийя, выполняемая в этом положении, наиболее проста и подходит для тех, кому трудно сидеть в ваджрасане. Этот вариант не столь эффективен, как основная техника, и от него следует отказаться, как только вы научитесь сидеть в ваджрасане, не испытывая неудобства.

2.  Сидя в падмасане (позе лотоса). Это более трудный вариант и вы поймёте его более полно, когда мы будем изучать падмасану[30].

Эта практика особенно полезна, если сидеть лицом к солнцу так, чтобы его лучи падали на заднюю стенку полости рта.

Осознание и продолжительность

В ходе практики следует сосредоточивать внимание на середине бровей или на какой‑то точке на потолке. Кроме того, при вдохе нужно осознавать давление языка на нёбо и дыхание, а при выдохе — звук и вибрацию, возникающую в горле.

Для общего укрепления здоровья следует практиковать симха крийю до трёх минут ежедневно. При конкретных заболеваниях увеличивайте количество циклов.

Благотворное действие

Для эффективного функционирования миндалины нуждаются в полноценном снабжении кровью. Кровь нередко застаивается в этой зоне, особенно когда лимфатическая система насыщена токсинами и во время тонзиллитов. Симха крийя массирует область горла и выдавливает застоявшуюся, нечистую кровь, так что она возвращается в почки для очищения. После выполнения симха крийи мышцы и кровеносные сосуды горла расслабляются. В результате в этой области может циркулировать свежая, насыщенная кислородом кровь, что оказывает замечательное омолаживающее действие на миндалины, помогая укреплению здоровья всего тела, а также устранению причин тонзиллита.

В области горла находится много других жизненно важных органов, в том числе, щитовидная железа[31], глотка, гортань, слюнные железы, а также голосовой аппарат в целом. Все они, как и миндалины, получают превосходный массаж. Поскольку они ответственны за важные функции организма, улучшение их состояния с помощью простой практики симха крийи может иметь обширные и далеко идущие последствия для нашей жизни.

Все нервы, соединяющие тело и мозг, проходят через горло. Это жизненно важная магистраль. Кроме того, в области горла имеются нервные узлы, которые управляют органами горла. Симха крийя растягивает проходящие здесь нервы и удаляет застоявшуюся кровь, обеспечивая приток свежей крови. Всё это, наряду со стимуляцией, которую получают нервы, приводит к улучшению нервной проводимости между телом и мозгом, что в свою очередь, повышает эффективность работы желез и органов тела.

Симха крийя — полезная практика для профилактики и лечения фарингитов, ларингитов и других заболеваний горла.

all-yoga.ru

Влияние крий на жизнь человека

Размышления на тему влияния крий на жизнь человека невольно приводят меня к началу выбранного пути — пути самосовершенствования посредством освоения теории и практики йоги. Это путь развития внимания и восприимчивости к внутреннему и окружающему мирам через постепенное освоение различных техник йоги, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным, понемногу развивая способность выполнять техники, первоначально кажущиеся невыполнимыми.

В перечень техник йоги входят теоретические аспекты и темы, призванные развить понимание принципов пути йоги, и практические методы, направленные на преобразование тела и ума. Последние крайне необходимы для эволюции сознания ввиду невозможности преобразования сознания и самосовершенствования без работы с телом и умом, ведь человек представляет собой неразрывное соединение тела, ума и сознания.

К методам преобразования тела и ума в числе прочих и относятся разнообразные крийи, нацеленные на всеобщее очищение тела и его подготовку к восприятию более утонченных и сложных практик йоги.

Шри Ауробиндо кратко выразил эту идею следующим образом: «Чаша должна оставаться чистой и пустой, чтобы её наполнял божественный напиток» (Свами Сатьянанда Сарасвати, «Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.1)»).

Само слово «крийя» означает «активность» или «движение», а также «практическая» или «предварительная» В этом смысле «крийя» понимается как предварительная практика.

В независимости от различий школ йоги крийям как очистительным упражнениям, которые подготавливают тело для дальнейшей работы, уделяется неизменно большое внимание. В разных видах и техниках выполнения крийи существуют во всех школах йоги. В качестве примера приведу крийи Бихарской школы йоги из книги Свами Сатьянанда Сарасвати «Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.1)».

Симха крийя (Зевок льва).

Один цикл этой практики представляет собой медленный и глубокий вдох через нос с закрытым ртом и загнутым назад языком (так, чтобы его кончик сильно давил на мягкое нёбо в верхней задней части рта) и медленном выдохе через открытый рот с высунутым как можно дальше к подбородку языком, сопровождаемом громким, слитный горловым звук «А-а-а..». Практикующий при этом находится в положении ваджрасаны с опорой на выпрямленные руки, расположенные на полу между ногами, и запрокинутой назад головой. Глаза открыты, взгляд направлен в точку межбровия или на потолок прямо перед собой.

Эта практика также известна под названиями симхасана и симха мудра. Симха крийя дополняет группу очистительных методов Нети (очищение носа), обеспечивая превосходный массаж и стимуляцию органов горла, в особенности, миндалин, которые играют решающую роль в сохранении крепкого здоровья, т.к. улавливают яды и бактерии, вырабатывают антитела для их нейтрализации и удаления из организма.

Симха крийя особенно воздействует на миндалины. При ее выполнении происходит массаж области горла, что стимулирует приток крови к миндалинам и другим органам горла, «выдавливание» застоявшейся крови и способствует вымыванию накопившихся токсинов. Поэтому симха крийя представляет собой мощное средство для предотвращения, а нередко и излечения тонзиллита (воспаления миндалин).

На личном опыте я неоднократно убеждалась в особой эффективности симха крийи, ее практической пользе в качестве профилактической и лечебной процедуры при различных воспалительных заболеваниях горла. Область горла – самая слабая часть моего организма и большую часть своей жизни я регулярно страдала от различных воспалительных процессов в этой области, в том числе тонзиллита. Однако начав регулярно практиковать симха крийю и в качестве профилактического метода и как «лекарство», позволяющее снимать ощущения жжения и боли в горле и ускорять процесс выздоровления, мне удалось полностью избавиться от неприятных «спутников» — болезней области горла и верхних дыхательных путей. Кроме того, защитные механизмы в моих миндалинах заметно активизировались, что позволяет мне обращать гораздо меньшее внимание на внешние факторы, такие как сквозняки, низкая температура и сухость воздуха и т.д. без риска простудиться. Также приятным дополнением к позитивным изменениям моего здоровья стало улучшение голоса: он стал звонче и чище.

Кунджал крийя

Это техника очищения пищеварительного тракта от желудка до рта. Она состоит в том, что вначале (не менее, чем через четыре часа после еды) пьют тёплую солёную воду, пока желудок не станет полным, а затем намеренно извергают воду через рот.

Эта процедура известна под различными названиями. Когда рвоту вызывают, щекоча заднюю стенку горла, она называется кунджал крийя или ваман дхоути. Как кунджал, так и ваман означают «рвота»; а дхоути означает «мыть». Когда вода выбрасывается за счёт сокращения мышц живота, процедуру называют кунджара крийя или гаджа карма. Слова кунджара и гаджа означают «слон». Слово карма в этом контексте значит то же, что и крийя, а именно практика или действие. Поэтому по-английски эта процедура называется «действием слона», т.к. имитирует способность слона набирать в себя воду, а затем выбрасывать её. Этот метод немного труднее и требует определенной практики.

Состояние пищеварительной системы напрямую отражается на состоянии здоровья человека, поэтому её необходимо поддерживать в чистоте для сохранения эффективности ее работы и профилактики заболеваний. Кунджал крийя особенно способствует этому, поскольку удаляет лишнюю кислоту из желудка, обеспечивает наилучшую промывку пищевода, устраняя накопившиеся токсины и общие загрязнения, которые являются причиной всех заболевания в этой области, а также дурного запаха изо рта, скоплений мокроты и раздражения в горле.

Разные источники предлагают разную частоту практики кунждал крийи. В качестве ежедневной утренней процедуры или по мере необходимости, ориентируясь на внутренние ощущения, или как очистительную процедуру только в комплексе полного очищения пищеварительного тракта. Какой частоты выполнения придерживаться – выбор каждого, однако не стоит исключать ее из своей практики в силу неприятных ассоциаций с ощущениями при тошноте. Стоит помнить, что это простая процедура совершается на пустой желудок и во время исполнения через рот выходит лишь незначительно загрязненная солёная вода, не имеющая неприятного вкуса или запаха. Позитивное же влияние кунждал крийи на здоровье переоценить трудно. Для себя я выбрала достаточно регулярную, но не ежедневную практику кунджал крийи и выполняю ее только при условии возникновения внутреннего желания (которое со временем возникает чаще, т.к. после процедуры в пищеводе появляется весьма приятное ощущение чистоты). В результате такого подхода я избавилась от любых проявлений дискомфорта в желудке, отрыжек, изжоги, появления неприятного привкуса во рту после употребления некоторых продуктов и т.д. — мой желудок работает как должно.

Вьягхра крийя

Эту практику также называют багхи крийя. И вьягхра, и багхи означают «тигр», поэтому эту технику называют «отрыжка тигра» (из наблюдений известно, что тигр жадно пожирает свою добычу, а затем отрыгивает остатки пищи из желудка спустя три или четыре часа). Она похожа на кунджал крийю, но при ее выполнении из желудка вместе с водой удаляется значительное количество полупереваренной пищи.

Вьягхра крийю применяют для предотвращения перегрузки кишечника трудно перевариваемой пищей, которая задерживается в желудке дольше всего, при этом содержит гораздо меньше питательных веществ и требует много сил и работы органов пищеварения для переваривания и удаления из организма. Практикуя Вьягхра крийю, можно избавиться от многих неудобств и кишечных недомоганий и, тем самым, сохранить энергию тела и направить ее на более полезные цели.

Кроме того, вьягхра крийя является естественной и менее вредной альтернативой таблеткам и прочим лекарственным средствам, употребляемым при несварении, переедании жирной пищи или пищевом отравлении недоброкачественными продуктами. Это простой и более естественный способ избежать ненужного расстройства кишечника, несмотря на некоторую непривлекательность самого процесса выполнения.

Агнисар крийя

Один цикл агнисар крийи представляет собой довольно быстрые сильные втягивание и выпячивание живота, сопровождаемые одновременными и согласовано с этими движениями выдохами и вдохами. Дыхание при этом пассивное (напоминает пыхтение собаки) и происходит потому, что акцентируется движение живота.

На санскрите слово агни означает «огонь»; сара означает «сущность», а крийя — «действие». Еще одно название агнисар крийи — вахнисар дхоути. Слово вахни тоже означает «огонь», а слово дхоути — «очистительное действие».

В организме человека огонь ассоциируют с процессом пищеварения. Если органы брюшной полости вялые и не работают должным образом, что зачастую является результатом малоподвижного образа жизни (низкой физической активности), огонь пищеварения угасает, что приводит к общему ухудшению здоровья. Конечно, нельзя исключать и действие других факторов, но неэффективная работа органов, несомненно, главная причина. В случае органов брюшной полости результатом вялости становятся несварение, запоры, расстройства печени и почек и другие распространенные заболеваниям органов пищеварения.

Именно на возбуждение процесса пищеварения и обеспечения его максимальной эффективности направлено действие агнисар крийи. Во время практики агнисар крийи внутренние органы получают хороший массаж за счет энергичных движений живота. Стимулируется пищеварение, очищается пищеварительная система и выводятся загрязнения из других важных органов брюшной полости. Кроме того, возбуждаются нервы солнечного сплетения, способствующие питанию желудочно-кишечного тракта, надпочечной, поджелудочной и других желез, расположенных в брюшной полости.

Различные школы йоги предлагают разные техники выполнения агнисар крийи, но результаты ее воздействия на организм от метода исполнения не зависят. В своей личной практике я использую технику выполнения, приведенную в книгеДхирендры Брахмачари «Йога – сукшма – вьяяма. Простые упражнения для исцеления и очищения тела» под названиемудара-шакти-викасака (укрепление мышц живота). Она заключается в быстром надувании и втягивании живота на задержке дыхания после выдоха через нос; тело в данном случае располагается под углом 90 градусов к ногам, спина выпрямлена, руки упираются в бедра чуть выше коленей. Эта техника для меня немного легче и при этом эффективнее, т.к. позволяет на задержке дыхания концентрироваться только на движениях живота и возникающих при этом ощущениях в брюшной полости и направлять, таким образом, в эту область дополнительную энергию.

Все рассмотренные и прочие существующие крийи направлены на очищение и подготовку тела и ума человека к дальнейшей практике. Человек не может расширить свое восприятие пока ум отвлекается, в частности, на ощущения физического дискомфорта. Часто это вызвано не проблемами самого ума, а дейсвтием физиологических факторов (нарушений нормальной работы различных органов тела), таких как расстройство желудка или запор (дискомфорт в кишечнике), нарушение циркуляции и застои крови (дискомфорт и онемение в конечностях), нервные и мышечные спазмы и боли, а также гармональный дисбаланс и прочее. Если человек пытается игнорировать эти проявления своего тела или заглушать их усилием воли, могут возникать чувства неудовлетворенности, раздражения, вины и т.д. Помимо возможного при таком подходе усугубления проблем со здоровьем человек разочаровывается, не получая также никакого эффекта от прочих практик йоги и саморазвития ввиду отвлеченности ума. В этом ключе крийи как незьзя лучше подходят для подготовки к развитию восприимчивости, т.к. оказывает непосредственное воздействие на физиологические процессы, влиящие, в свою очередь, на наш настрой и ментальные состояния.

Литература:

1. Свами Сатьянанда Сарасвати «Древние тантрические техники йоги и крийи (ч.1)» Издательство К. Кравчука, 2003;

2. Дхирендра Брахмачари «Йога – сукшма – вьяяма. Простые упражнения для исцеления и очищения тела», К.: «София», 2000;

3. Материалы сайта www.oum.ru;

Новикова Марина


Расписание занятий по йоге, которые Марина проводит в йога лагере «Аура» летом 2014 


www.oum.ru

17. Йога-мудра.

г) лечь на коврик, согнуть левую ногу в колене так, чтобы бедро было перпендикулярно коврику. Припод­нять бедро чуть вверх. Нажимая на колено ладонями, опускать ногу вниз, преодолевая ее сопротивление. Выпо­лнить упражнение, поменяв положение ног,

д) джатхара паривартанасана.

. для мышц и суставов рук и ног.

Гомукхасана — поза головы коровы.

Порядок выполнения. Сесть в сукхасану. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную программу для мышц рук и спины. Встать на колени, сесть на левую ногу так, чтобы левая ступня была под правой ягодицей. По­ложить правое бедро поверх левого и согнуть ногу так, чтобы правая ступня подходила близко к левой ягодице. Колени находятся одно под другим. Лодыжки прижаты друг к другу, носки обращены назад. Поднять левую руку над головой, согнуть в локте и протянуть ладонь ниже затылка между лопатками. Положить правую руку снизу на спину, сцепить пальцы, сблизить руки. Спина, шея и голова составляют прямую линию. Дыхание произ­вольное. Промысливать оздоровительную программу. Находиться в позе 30—60 секунд. Вернуться в исходное положение, расслабить мышцы тела по принятой методи­ке и повторить асану, переменив положение рук и ног. Асану можно выполнять стоя и на ходу (рис. 79—80).

Рис. 79—80.

Эффект. Гомукхасана рекомендуется для профилак­тики и лечения мышц и связок плечевого аппарата, рев­матизма рук и ног. Она предупреждает и помогает изле­чивать ишиас, геморрой, невралгию, улучшает функцию половых желез. Йоги советуют практиковать эту асану страдаюпдим бессонницей.

для щитовидной железы

20. Симха мудра.

Порядок выполнения. Сесть в сукхасану. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную программу для щитовидной железы (или для горла). Поднять язык вверх и загнуть его назад так, чтобы он с силой упирался в твердое небо. Голову отклонить назад, напрячь мышцы шеи. Дыхание произвольное. Промысливать оздорови­тельную программу. Находиться в позе 30 секунд. Затем расслабить мышцы и медленно наклонить голову вниз. Упереть подбородок в грудь и выполнить симхасану до ощущения усталости. Вернуться в исходное положение, расслабить мышцы тела по принятой методике, отдох­нуть. Упражнение повторить 2—3 раза.

Эффект. Эта мудра тонизирует миндалевидную и щи­товидную железы, оказывает благоприятное воздействие на горло и гортань. Тренирует мышцы шеи, улучшает снабжение их кровью. Улучшаются слух и работа слюн­ных желез. Излечивается начальная форма тонзиллита.

для ног.

21. Вирасана — поза героя.

Порядок выполнения. Встать на колени, прижатые друг к другу. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную программу для мышц, сухожилий, суставов ног. Развести ступни врозь и сесть так, чтобы таз оказался на коврике, ступни по бокам бедер, пальцы ног обращены назад. Кисти рук положить на колени ладонями вниз. Спина прямая. Дыхание произвольное. Промысливать оздоровительную программу. Находиться в позе 1 минуту (рис. 81).

Рис. 81.

.

Эффект. Асана помогает при лечении ревматизма, подагры, плоскостопия, солевых шпор на пятках, снимает боли в коленях. Применяется как исходная поза для тренировки дыхания, концентрации внимания и медита­ции.

для органов брюшной полости.

22. Супта вирасана — поза героя в положении лежа на спине.

Порядок выполнения. Сесть в вирасану. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную программу для органов брюшной полости.

Со вдохом отклонить корпус назад и с помощью рук и локтей лечь на коврик. Руками взяться за ступни ног. Дыхание произвольное. Промысливать оздоровительную программу. Находиться в позе до тех пор, пока это приятно (рис. 82).

Эффект. Асана активизирует работу органов брюш­ной полости, укрепляет мышцы ног, развивает подви­жность суставов.

Рис. 82.

Рис. 83—84.

(для позвоночника.)

23. Парианкасана — поза кушетки. Эта поза является продолжением супта вирасаны.

Порядок выполнения. В конечном положении поднять шею и грудь, выгнуть спину насколько возможно, опира­ясь на коврик только макушкой головы. Руки перенести за голову и вытянуть назад. Дыхание произвольное. Про­мысливать оздоровительную программу для позвоноч­ника. Находиться в позе минуту. Вернуться в позу вирасаны, расслабить мышцы тела, отдохнуть. Затем продол­жить выполнение асаны.

Сделать вдох, после паузы медленно наклонить кор­пус вперед, лечь грудью на бедра, руки отвести назад, ладони положить на пятки. Дыхание произвольное. Про­мысливать оздоровительную программу для органов брюшной полости. Находиться в позе 1—2 минуты. Вер­нуться в исходное положение, расслабить мышцы тела по принятой методике, отдохнуть (рис. 83—84).

Эффект. Асана развивает гибкость позвоночника, ак­тивизирует работу органов брюшной полости, укрепляет мышцы ног.

для мышц и суставов рук и ног.

24. Гатуранга дандасана — поза палки. Порядок выполнения. Лечь на коврик лицом вниз, ноги на ширине плеч. Прийти в СПВ. Промыслить оздорови­тельную программу для мышц рук, груди, живота. Согнуть руки в локтях и положить ладони на коврик по обе стороны груди. Со вдохом поднять туловище вверх на 10—15 см, опираясь на коврик только ладонями рук и пальцами ног. Тело прямое, параллельно полу, колени напряжены. Дыха­ние произвольное. Находиться в позе 30—60 секунд. Вер­нуться в исходное положение, расслабить мышцы тела по принятой методике, отдохнуть (рис. 85).

Рис. 85.

Эффект. Асана тонизирует органы брюшной поло­сти, укрепляет мышцы рук, груди, живота.

25. Накрасана — поза крокодила. Продолжение позы гатуранга дандасаны.

Порядок выполнения. Сокращая мышцы рук и ног, оторваться от коврика и послать корпус вперед. Сделать два-три дыхательных цикла и своеобразным прыжком вернуть тело в исходное положение. Повто­рить упражнение 5—6 раз. Лечь на живот, расслабить все мышцы тела по принятой методике, отдохнуть (рис. 86).

Эффект. Физиологический эффект такой же, как и при выполнении позы гатуранга дандасана. (Гу .^’/^ Г*

Рис. 86.

для органов брюшной полости.

26. Парватасаиа — поза вытянутых рук. Порядок выполнения. Сесть в сукхасану или падмаса­ну. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную про­грамму для органов брюшной полости. Со вдохом под­нять руки над головой, соединив ладони вместе. Дыхание произвольное. Промысливать оздоровительную про­грамму. Находиться в позе минуту.

Эффект. Физиологический эффект такой же, как и при выполнении сукхасаны. Кроме того, хорошо растягива­ются мышцы живота, рук, а также межреберные и груд­ные.

(для позвоночника.)

28. Матсиендрасана — поза винта, или перекрут.

Порядок выполнения. Сесть на коврик, вытянуть ноги

перед собой. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровитель­ную программу для позвоночника. Согнуть левую ногу в колене, подтянуть ее к себе и положить так, чтобы пятка легла под правое бедро. Согнуть правую ногу в колене, перенести ее через левое бедро и поставить стопой на коврик перпендикулярно полу. Сделать вдох. С выдохом развернуть грудь вправо так, чтобы левая подмышка коснулась внешней стороны правого бедра. Отодвигая левой рукой правое ко.11ено, взяться за ступню правой ноги. Правую руку завести назад, за спину. Голо­ву и все тело повернуть как можно больше вправо. Дыха­ние произвольное. Промысливать оздоровительную про­грамму. Находиться в позе 30—60 секунд. Вернуться в исходное положение, расслабить все мышцы тела по принятой методике, отдохнуть. Затем выполнить асану, изменив положение ног и рук и поворачивая корпус в дру­гую сторону (рис. 87).

Рис. 87.

Вариант 2. Выполнить основную позу. Левую руку просунуть под колено правой ноги и сцепить руки за спиной (рис. 89—90).

Рис. 89—90.

Эффект. Матсиендрасана и ее варианты считаются великолепными упражнениями для развития эластично­сти позвоночника, исправления его деформаций. Они бла­готворно воздействуют на нервную систему, особенно на симпатический отдел, печень, почки, поджелудочную же­лезу, селезенку, желудочно-кишечный тракт. Помогают при лечении ревматизма, люмбаго.

для сосудов головного мозга29. Поза дельфина.

Порядок выполнения. Сесть в ваджрасану. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную программу для сосудов головного мозга. Сцепить пальцы рук в замок и поставить ребром ладоней на коврик перед собой. Упереться головой (теменем) на коврик, обхватить и пло­тно сжать ладонями голову. Предплечья образуют рав­нобедренный треугольник. Выпрямить ноги, не отрывая их от коврика. Ноги и туловище также образуют равно­бедренный треугольник. Дыхание произвольное. Нахо­диться в позе 2—3 минуты. Вернуться в исходное положе­ние, расслабить все мышцы тела по принятой методике, отдохнуть (рис. 91).

Рис. 91.

Эффект. Поза нормализует кровообращение, упра­жняет мышечные волокна сосудов головного мозга, пред­отвращает инсульт и другие болезни мозга.

дыхательное упражне­ние.

3. Нади содхана —• дыхание, «очищающее нервы». Порядок выполнения. Выполняется так же, как сукх

* \То пурвак, только на задержке дыхания после вдоха необ­ходимо сделать одновременно джаландхара и мула банд­хи.

Эффект. Физиологический эффект дополняется силь­ным воздействием на железы внутренней секреции

.

дыхательное упражне­ние.

4. Брамари — в переводе с санскрита означает «пчела». Порядок выполнения. Выполняется так же, как ануло­ма-вилома, с той лишь разницей, что во время выдоха производится звук, напоминающий жужжание пчелы.

Этот звук образуется вибрацией мягкого неба и трением воздуха в носу.

Эффект. Физиологический эффект такой же, как и при выполнении ануломы-виломы.

(для позвоночника.)

8. Париврита парсваконасана — поза перевернутого бокового угла.

Порядок выполнения. Встать в тадасану. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную программу для позвоночника. Со вдохом развести ноги врозь пошире. Поднять руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз. Повернуть правую ступню на 90®, а левуьо на 60®, согнуть правую ногу в колене так, чтобы бедро и голень образо­вали прямой угол. С выдохом повернуть корпус вправо, перенести левую руку через правое колено, накрыв под­мышкой наружную сторону правого колена, ладонь по­ложить на коврик у наружной стороны правой ступни. Правую руку вытянуть за голову ладонью вниз. Левую ногу в колене не сгибать. Дыхание произвольное. Промы­сливать оздоровительную программу. Находиться в позе 30—60 секунд. Со вдохом вернуться в исходное положе­ние. Расслабить мышцы тела по принятой методике, отдохнуть и повторить позу, поменяв положение рук и ног (рис. 92).

Рис. 92.

Эффект. Асана тонизирует органы брюшной полости, эндокринную систему, желудочно-кишечный тракт, развива­ет гибкость позвоночника, укрепляет мышцы спины и ног.

для сосудов головного мезга

10. Ардха баддха падмоттасаиа — наклон корпуса вперед, стоя на одной ноге.

Порядок выполнения. Встать в тадасану. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную программу для сосудов головного мозга. Согнуть правую ногу в колене, взять стопу руками и положить ее на левое бедро ближе к паху или поставить ступню на внутреннюю сторону бедра. Согнутое колено должно находиться в плоскости тела. После паузы с выдохом медленно наклонить корпус вперед и положить ладонь левой руки на коврик. Правую руку отвести за спину. Дыхание произвольное. Промысли­вать оздоровительную программу. Находиться в позе 1—2 минуты. Со вдохом вернуться в исходное положение. Расслабить все мышцы тела по принятой методике, отдох­нуть и повторить асану, стоя на другой ноге (рис. 93—94).

Рис. 93—94.

Эффект. Асана тренирует тонус сосудов головного мозга, тонизирует мышцы спины и живота, оказывает благоприятное воздействие на органы брюшной полости. Развивает гибкость позвоночника.

.

для органов брюшной по­лости 14. Наули бандха.

Одним из главных и наиболее трудных элементов этой бандхи является выделение и управление движением двух сильных мышц живота — ректи, расположенных слева и справа от центра живота. Людям со слабым брюшным прессом и большими жировыми отложениями упражнение будет даваться нелегко, поэтому немаловажное значение имеет тренировка ректи более простыми асанами и снижение веса тела с помощью рациональной диеты и дозированного голодания.

Порядок выполнения. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную программу для органов брюшной по­лости. Выполнить уддиану бандху. Надавить руками на бедра и, сокращая прямые мышцы живота, толчком по­дать их вперед. Таким образом обеспечивается отделение ректи от остальных мышц, которые должны находиться в расслабленном состоянии. Полное сокращение будет видно по мышечному жгуту, идущему от лобка до груди­ны. Это так называемая мадхьяма наули.

Рис. 95—97.

Слегка склониться в левую сторону и, нажимая левой рукой на левое колено, сократить и вытолкнуть толчком

левую прямую мышцу живота. Это вама наули. То же самое сделать с правой прямой мышцей живота. Это дакшина наули. И наконец, йоги различают еще крийя наули. Это вращательное движение прямых мышц жи­вота, напоминающее танец живота индийских танцов­щиц. Для этого необходимо выделить обе прямые мышцы живота, а затем сокращать и расслаблять их ритмически, что создает видимость повторяющихся волнообразных движений слева направо или наоборот. Далее можно сокращать прямые мышцы поочередно — слева направо и сразу же справа налево. Дыхание произвольное. Промысливать оздоровительную про­грамму. Упражнение повторяется два-три раза. Упра­жнение можно также выпо.т1нять и из положения стоя (рис. 95—97).

Эффект. Наули предотвращает заболевания печени, почек, поджелудочной железы, желудочно-кишечного тракта и способствует их лечению. Йоги рекомендуют ее женщинам при расстройствах менструального периода.

для мышц глаз:

16. Упражнения для мышц глаз:

а) три восьмерки,

б) тренировка пристального взгляда: сосредоточить згляд на произвольно выбранной точке, смотреть не

мигая до ощущения усталости. Это упражнение йоги используют для тренировки способности передавать био­энергию на расстояние.

Расслабить ресничную мышцу, поморгать глазами и выполнить биоэнергетическую процедуру

для почек. 17. Ардха устрасана -— неполная поза верблюда. Порядок выполнения. Встать на колени, ноги вместе.

‘Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную програм­му для почек. Со вдохом медленно наклонять корпус назад до тех пор, пока ладони не коснутся пяток. Взяться обеими руками за пятки и продвинуть корпус вперед, увеличивая прогиб в позвоночнике. В асане должно чувст­воваться давление на все позвонки — от шеи до таза. Дыхание произвольное. Промысливать оздоровительную программу. Находиться в позе 30—60 секунд. Вернуться в исходное положение, расслабить все мышцы тела по принятой методике, отдохнуть (рис. 98).

Рис. 98.

Эффект. Асана активизирует работу почек, органов брюшной полости, тонизирует эндокринные железы, раз­вивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы спины, таза, рук, ног

щитовидной железы 18. Сасанкасана — поза кролика.

Порядок выполнения. Сесть в ваджрасану. Прийти 6иЛ9 в СПВ, Промыслить оздоровительную программу для щитовидной железы. Взяться руками за пятки и с выдохом медленно наклонять корпус вперед до тех пор, пока голова не коснется коврика. Подбородок прижать к верх­ней части груди. Не изменяя положения головы и коле­ней, продвинуть спину и ягодицы вперед и выпрямить руки. Дыхание произвольное: Промысливать оздорови­тельную программу. Находиться в позе 1—2 минуты. Со вдохом вернуться в исходное положение, расслабить все мышцы тела по принятой методике, отдохнуть.

Эффект. При выполнении этой асаны хорошо рас­тягивается позвоночник; горло, солнечное сплетение и живот энергично сжимаются. Поза тонизирует печень, селезенку, щитовидную и паращитовидную железы, улуч­шает работу органов пищеварения. Развивает гибкость позвоночника (рис. 99—100).

Рис. 99—100.

19. Падмасана — поза лотоса.

Порядок выполнения. В Индии лотос считается симво­лом чистоты, благородства, уверенности в себе. Падмаса­на своими очертаниями как бы напоминает этот изуми­тельный цветок, покоящийся в белом великолепии на тихой воде пруда.

Рис. 101—102.

Сесть на коврик, вытянуть ноги вперед. Согнуть правую ногу, взять ступню руками и положить ее на левое бедро так, чтобы пятка упиралась в нижнюю часть живота. То же самое проделать с левой ногой. Колени должны лежать на коврике. Позвоночник, шея и голова должны быть совершенно прямыми. Кисти рук положить на колени. Находиться в позе минуту, затем отдохнуть с вытянутыми ногами и повторить асану, поменяв положение ног (рис. 101—102).

Падмасана — одна из лучших поз для всех дыхатель­ных упражнений, концентрации внимания и медитации, выполняемых из положения сидя.

Если не удается выполнить падмасану сразу, то мож­но, слегка приподняв правое бедро, подложить под него левую ступню, а правую ногу согнуть в колене и поло­жить так, чтобы пятка легла на левое бедро и касалась нижней части живота. Эта поза называется ардха пад­масана.

Эффект. Физиологический эффект такой же, как и при выполнении сукхасаны.

.

Рис. 104.

для промежности 21. Йони мудра.

Порядок выполнения. Сесть в сидхасану. Выполнить несколько дыхательных циклов и полностью расслабить мышцы тела.

Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную програм­му для промежности. Положить руки на лицо так, чтобы большие пальцы плотно закрывали уши, указательные — веки, безымянные — ноздри, а мизинцы — губы. После выдоха выдержать максимальную паузу, во время которой несколько раз сократить мышцы нижней части таза, как бы поднимая находящиеся здесь органы вверх. Время задержки зависит от тренировки адепта йоги. Промысливать оздоро­вительную программу. Повторить упражнение 2—3 раза. Вернуться в исходное положение, расслабить все мышцы тела по принятой методике, отдохнуть (рис. 104).

Эффект. Йони мудра используется йогами для трени­ровки органов дыхания, брюшной полости. Стимулиру­ет работу половых органов, рекомендуется для устране­ния запоров, приобретения контроля над умственной деятельностью.

для органов брюшной по­лости

22. Упражнения для мышц живота:

а) лечь на спину, соединить ступни и, вытянув вперед руки, медленно приподнимать корпус вперед вверх;

б) лечь на спину, согнуть ноги в коленях, поставить голени перпендикулярно коврику. Вытянув руки вперед, приподнимать корпус вперед вверх, потом медленно опу­скать его обратно на коврик;

в) джатхара паривартанасана и упражнения по выбору из других комплексов.

тазобедренного сустава 23. Анантасана — поза бога Вишну.

Порядок выполнения. Лечь на коврик навзничь. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную програм­му для тазобедренного сустава. Повернуться на левый бок, приподнять голову и подложить под нее ладонь левой руки. Согнуть правую ногу в колене и взяться за пальцы правой руки, сделать вдох, выдержать паузу. С выдохом поднять правую ногу и руку вертикально вверх. Дыхание произвольное. Промысливать оздорови­тельную программу. Находиться в позе от 20 секунд до 1 минуты. Вернуться в исходное положение, расслабить все мышцы 1ела по принятой методике, отдохнуть. Пове­рнуться на правый бок и повторить позу, поднимая вверх левую ногу (рис. 105).

Рис. 105.

Рис. 106.

Эффект. Асана и ее вариант развивают подвижность тазобедренного сустава, улучшают в нем кровообраще­ние, предотвращают появление грыжи, тонизируют рабо­ту органов брюшной полости, эндокринной системы.

для позво­ночника 24. Салабхасана — поза кузнечика.

Порядок выполнения. Лечь на коврик лицом бниз. Ноги вместе, руки вытянуть вдоль тела. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную программу для позво­ночника. Пальцы сжать в кулаки. Сделать глубокий вдох и завести кулаки под нижнюю часть живота; задержав дыхание и опираясь на кулаки, поднять прямые ноги как можно выше. Дыхание произвольное. Промысливать оздоровительную программу. Находить­ся в асане столько времени, сколько хватит сил. Возвратиться в исходное положение, расслабить все мышцы тела по принятой методике, отдохнуть (рис. 107).

Рис. 107.

.

Вариант 1. При выполнении салабхасаны ноги подни­мать поочередно. Эта поза называется арда салабхасана (рис. 108).

Рис. 108.

.

.

для органов брюшной по­лости

25. Пашимотанасана — суровая поза.

Порядок выполнения. Лечь на спину, руки положить вдоль тела. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровитель­ную программу для органов брюшной полости. Сделать вдох. С выдохом поднять корпус в вертикальное положе­ние, затем взяться руками за пальцы ног и наклониться вперед, не сгибая ноги в коленях. Вытянуть спину и поло­жить голову на колени. Дыхание произвольное. Промыс­ливать оздоровительную программу. Находиться в позе от 1 до 3 минут (рис. 112).

Рис. 112.

Эффект. Асана и ее варианты способствуют профила­ктике и лечению функциональных расстройств желудоч­но-кишечного тракта, печени, почек, селезенки, помогают при диабете и геморрое. Половые органы, предстатель­ная железа, матка, мочевой пузырь обильно снабжаются кровью, работоспособность их возрастает. Асана разви­вает эластичность позвоночника, облегчает работу серд­ца, предотвращает и способствует лечению ишиаса. Бла­годаря активному воздействию на мышцы живота и вну­тренние органы пашимотанасана называется йогами «ис­точник жизненной энергии».

промежности. 26. Асвини мудра.

Порядок выполнения. Присесть на корточки. Прийти в СПВ. Промыслить оздоровительную программу для промежности. Сделать выдох и одновременно медленно

и плавно сократить анальные мышцы. Выполнить обычную паузу и сделать медленный вдох, расслабляя мышцы ануса. Это чередование сокращений и расслаблений с вы­дохом и вдохом не должно быть резким. Промысливать оздоровительную программу. Вначале выполнять по 4 сокращения в день. Постепенно довести общее число сокращений до 10—20.

Эффект. Эта мудра активизирует мышцы мочеполо­вой системы, помогает при лечении импотенции, усилива­ет кровообращение в области промежности, действует как массаж на прямую кишку, способствуя профилактике и лечению свищей, геморроя и других заболеваний.

studfiles.net

мудра | | Блог йога

Тантра приблизительно означает «сеть», «прядка». Телесное, духовное, психическое посредством многих тантрических техник соединяются и приводятся в согласие. Тантра — путь единения. При тантрической медитации в работу наряду с сознанием втянуты тело, мышление, чувства и интуиция.
Целью тантры является пробуждение дремлющей внутри нас космической энергии. Эту космическую энергию именуют кундалини и представляют в виде свернувшейся кольцами и спящей у основания позвоночника змеи. При пробуждении жизненная энергия, подобно змее, поднимается вверх вдоль позвоночного столба по заключенному там основному каналу, сушумна. Этот подъем жизненной энергии — поднимающаяся кундалини — вызывает изменение сознания, которое пробуждает человека к его высшему «я».
На тантрической стезе созерцания средствами достижения «я» служат янтра, мантра и мудра. Янтры, или мандалы, представляют обращенную вовне космограмму человека. В тантре йогин посредством ее интериоризации, то есть обращения внутрь себя, становится центром янтры и тем самым ощущает себя находящимся как бы в центре универсальных сил. Затем, чтобы вследствие подобного опыта йогина не обуяла гордыня и он не злоупотребил обретенными силами, внутренний образ мандалы вновь растворяют. Практикование мудр часто происходит совместно с рецитацией, то есть твержением мантр, представляющих собой слоги или предложения на священном старинном языке Индии — санскрите.
В тантре всегда присутствует живой, практический опыт. Тантрический йогин исходит из представления, что внешнее соответствует внутреннему. Таким образом, он работает с внешними мудрами ради получения внутренних изменений. Мудра для тантриков может быть прочувствована лишь опытом, теория никогда не сделает ее понятной.
В тантрических текстах имеется еще одно значение слова «мудра», а именно, мудрой там называют Богиню йогина, которую тот обязан любить и почитать согласно твердо установленным обычаям. В этом смысле женщина как противоположность мужчине и представительница самой Богини дарует мужчине блаженство.


В одежде есть очень много направлений и стилей. Узнайте что такое гламурный стиль одежды Мне понравился этот модный сайт glamoda.ru, рекомендую

blog-yoga.com

Мудры | Блог йога — Part 7

Шавасана является прекрасным средством расслабления. Кроме того шавасана, не смотря на свою простоту, одна из самых сложных асан в йоге. Опираясь на приводимое ниже подробное описание ее выполнения, вы можете развить свою способность восприятия и повысить восприимчивость к энергетическим процессам в своем организме.
Когда вы усталые приходите с работы, найдите спокойное место и лягте на спину, вытянув все тело. Представьте, что вы труп. В переводе шавасана означает «мертвая поза». Ведите себя подобно ребенку — дети еще не утратили способность непринужденно и легко вживаться в предлагаемые обстоятельства. Обычно мы не осознаем отдельные части своего тела или же воспринимаем их только, если они начинают болеть.
Замедлите свой обычный ритм, выкройте себе время, спокойное поведение многому учит, когда вы опять начинаете ощущать благотворность несуетной жизни. Не все удастся с первого раза. Однако при регулярных занятиях повысится ваша способность к восприятию, осознаванию себя, умение заглядывать внутрь себя. Поначалу уделите время тому, чтобы в точности следовать каждому этапу упражнения. При дальнейшем повторении все эти этапы отложатся у вас в памяти.
Все упражнение может занять десять минут или даже полчаса, что зависит от степени вашей сосредоточенности и ваших нынешних возможностей. Лучше усердно заниматься каждый день по десять минут, нежели один раз в неделю целый час.
Для лучшего усвоения предварим упражнение кратким обзором его содержания.
Следите за своим телом, мысленно пробегая по нему от периферии внутрь: левая нога снизу вверх — правая нога снизу вверх — левая рука снизу вверх — правая рука снизу вверх — нижняя часть спины —верхняя часть спины — шея — голова — грудная клетка — дыхание.

Техника исполнения:
1 Полностью расслабьте свое тело. Представьте, что вы лежите в гамаке, и вся тяжесть вашего тела уходит в этот гамак.
2 Слегка отодвиньте ваши руки от туловища так, чтобы открыть подмышки, а ладони повернуть вверх.
3 Слегка раздвиньте ноги, чтобы носки ног , несколько разошлись в стороны.
4 Следите, чтобы шея и лопатки плоско лежали на полу.
Освободитесь от мысли, что вы — это тело, став как бы сторонним наблюдателем своего тела. Тем самым вы освободитесь от привычного образа мыслей, который может мешать настоящему наблюдению за собой.
1 Мысленно пройдитесь по своему телу от периферии внутрь: начните с левой стопы. 2 Осознайте каждый палец в отдельности. 3 Представьте свой левый мизинец на ноге, при этом не двигая им. Вы увидите, как после некоторого периода сосредоточения ваш палец оживет: вы в состоянии его осознанно воспринимать! Может возникнуть слабое ощущение зуда или же чувство, словно палец начинает разбухать, увеличиваясь в размере.
4 Наблюдайте за этим. Подключите сюда свое осязание — почувствуйте место, где как раз остановилось ваше внимание.
5 Посмотрите с закрытыми глазами туда и попытайтесь тем самым активировать ваше внутреннее зрение.
6 Как только вы начали осознавать свой мизинец на ноге, сосредоточьте все ваше внимание на соседнем пальце. Вновь побудьте там некоторое время.
То, что вы начинаете осознавать, наполните сразу же сознанием, и жизненная сила значительно оживит тот орган, на котором вы сосредоточили свое внимание.
1 Продолжайте мысленно идти от пальца к пальцу, пока не достигнете большого пальца на ноге.
2 Полностью сосредоточьтесь на своей левой ноге.
3 Оттуда мысленно пройдите к голеностопному суставу, икре, колену, к левому бедру и ягодице.
4 Еще раз целиком прочувствуйте левую ногу и всем телом опуститесь на землю.
5 Затем оставьте левую ногу и направьте все свое внимание на мизинец правой ноги, и как только вы мысленно окажетесь там, постепенно переходите к каждому пальцу и так до большого пальца.
6 Далее идут: целиком правая нога, голеностопный сустав, икра, колено, правое бедро, ягодица.
7 Оживите правую ногу с помощью силы вашей концентрации и сознания.
8 Опустите ногу на землю.
9 Тот же процесс повторите с руками и кистями рук. По очередности: мизинец левой руки, безымянный, средний, указательный, большой палец, ладонь, рука целиком, левое запястье, локоть, предплечье, левое плечо.
10 Опустите левую руку на землю.
11 Мысленно перейдите к правой руке: мизинцу, безымянному, среднему, указательному, большому пальцу, ладони, кисти полностью, правому запястью, локтю, предплечью, правому плечу, руке целиком.
12 Осознайте еще раз обе ноги и обе руки и
опустите их на землю.
13 Оставьте руки и ноги.
14 Примите во внимание все ваше тело, лежащее на земле.
15 Мысленно пройдите к нижней части спины, к нижней части позвоночника, к верхней части спины и затылку, так же как нижняя часть спины, достигнете хорошего контакта с землей.
16 Осознайте затем всю тяжесть тела на земле
17 Воспримите сейчас еще раз всю поверхность туловища, лежащего на земле. Какая область кажется в момент дыхания шевелящейся?
18 Всмотритесь в пространство дыхания: вначале в область живота, затем груди, потом дыхания целиком.
19 Осознайте динамику вдоха и выдоха и с полным вниманием пребывайте в таком состоянии.
20 Осознайте голову. Вы расслаблены? Расслаблены ли ваши глаза? Расслаблена ли ваша челюсть? Обратите внимание на то, как губы и рот легко закрываются и вы не сжимаете зубы, словно хотите жевать или укусить.
21 Почувствуйте свое дыхание. Как оно течет? Течет ли оно свободно?
22 Как вы ощущаете расширение тела? Вы воспринимаете четкие границы или только контуры или они растекаются? Есть ли сильные разграничения с пространством или тело кажется в нем рассеянным?
23 Будьте внимательны и не спите, когда ваше тело расслабится.
24 Подготовьтесь к завершению упражнения, чтобы приподняться. Вы можете также мягко потянуться и вытянуться, прежде чем приподняться.
Не комментируйте свои мысли! Когда вы что-то воспринимаете, только взгляните мысленно на это, поприсутствуйте там немного и двигайтесь дальше. Стоит вам начать комментировать происходящее: «Да, я уже читал об этом!» или «Там-то и там-то может располагаться та и та чакра…», вы своими рассуждениями или вызываемым попутно представлением о том, каким то-то и то-то может или должно быть, невольно чините себе препятствия. Чистое восприятие может присутствовать лишь там, где отсутствуют всякие мысли. Открывайте себя и не позволяйте навязчивым мыслям отвлекать вас от самопознания. Представьте, что вы отправляетесь в еще неизведанные места посмотреть то, что еще никто до вас не видел. В копилку вашего жизненного опыта попадает лишь то, что вам самим довелось пережить!

У моего товарища есть принтер Epson Stylus SX235W. Говорит, что не плохой аппарат. Может и мне обновить свой принтер?

blog-yoga.com

Тема 5 Мудры. Шамбхави мудра

Тема 5

Мудры. Шамбхави мудра

Шамбхави мудра, которую мы вскоре опишем, очень похожа на агочари мудру (взгляд на кончик носа)(1). Главное различие состоит в том, что глаза фокусируются не на кончике носа, а на точке между бровями. Эта мудра обладает, по существу, такими же достоинствами, как и агочари мудра, и обе мудры в равной степени хороши. Они составляют неотъемлемую часть крийя-йоги, и потому следует достичь достаточного уровня мастерства в их выполнении, прежде чем начинать изучать и практиковать крийя-йогу.

Хотя эта техника называется мудрой, она также может использоваться в качестве самостоятельной медитативной практики. Поэтому, выполняя шамбхави мудру (или агочари мудру) в течение достаточно длительного времени, можно получить те же блага и опыт, как при использовании других медитативных техник.

Шамбхави мудра

Шамбхави – имя жены Шамбху (Шивы). У неё множество других имён, например, Парвати, Шакти и т.д., имеющих особое значение в индийской мифологии. Считается, что Шамбху учил Шамбхави практике шамбхави мудры и побуждал ее прилежно заниматься, если она хочет достичь более высокого осознания. Говорят, что практика шамбхави мудры возбудит Шамбху (сверхсознание) и заставит его появиться перед вами.

Эту практику также называют бхрумадхья дришти. Слово бхрумадхья означает «межбровный центр», а дришти – «рассматривание». Это название точно описывает практику – рассматривание точки между бровями.

Упоминания в текстах

Эта практика (как и агочари мудра) упоминается во многих классических текстах йоги. Например, в Гхеранда Самхите говорится:

«Направьте глаза на межбровный центр. Размышляйте о своей подлинной сущности. Это – шамбхави мудра, главный секрет всех тантрических текстов». (Гл. 3:59)

В этом же тексте следующие несколько стихов посвящены обильным похвалам этой мудре. Среди всего прочего, там говорится: «Человек, который усердно практикует и познаёт шамбхави мудру, сам становится Господом Шивой. Он становится Нараяной (Вишну) вседержителем, а также Брахмой, создателем вселенной».

Это утверждение имеет много значений, большая часть которых понятна только тем, кто знаком с индуистской мифологией. Но можно сказать, что одно из них состоит в том, что, практикуя шамбхави мудру в течение достаточно длительного времени, человек становится способным преодолеть оковы индивидуального эго. Благодаря этому, он может расширить свое осознание и видеть значение и суть всего существующего. Кроме того, он понимает, что его подлинная природа – это нечто гораздо большее, чем мы обычно можем себе представить.

Техника выполнения

Примите удобное сидячее положение.

Держите спину и голову прямо, руки положите на колени и проделайте джняна мудру, чин мудру или чинмайя мудру(2). Вначале ненадолго закройте глаза и расслабьте всё тело. Затем откройте глаза и попытайтесь сфокусировать их на точке между бровями.

Конечно, действительно зафиксировать взгляд на этой точке очень трудно, поскольку она находится за пределами обычного поля зрения.

Однако вы должны направлять глаза внутрь и вверх, чтобы их взгляд как можно больше приближался к точке между бровями.

Очень важно, чтобы оба глаза были направлены к этому центру.

Если это сделано правильно, вы увидите два изогнутых изображения своих бровей, которые соединяются друг с другом. Они встречаются в точке переносицы и образуют V – образную фигуру.

Вы должны осознавать её, поскольку она приблизительно показывает положение межбровного центра. Если вы не видите эту V-образную фигуру, это верный признак того, что ваши глаза не сходятся должным образом. Старайтесь не перенапрягать глаза и выполняйте мудру лишь до тех пор, пока вы не испытываете неудобства. Если у вас появились неприятные ощущения, расслабьте глаза на несколько секунд и затем продолжайте практику. Так вы будете постепенно увеличивать продолжительность рассматривания межбровного центра.

Когда вы научитесь сохранять конечное положение глаз в течение минуты или около того, не испытывая ни малейшего затруднения, то сможете исследовать свою истинную природу. Продолжайте в том же духе в течение того времени, которое вы можете этому уделить.

Метод сведения глаз

Шамбхави мудру следует практиковать после того, как будет полностью освоена агочари мудра, так как она несколько легче. Умение смотреть на кончик носа очень помогает добиться совершенства в рассматривании точки между бровями.

Приложите палец к кончику носа (в случае необходимости повторите метод, который был описан для рассматривания кончика носа)(1).

Сфокусируйте оба глаза на кончике пальца.

Затем медленно двигайте палец вверх, «приклеив» взгляд к кончику пальца.

Если всё сделать должным образом, то окажется, что вы довольно легко можете выполнять шамбхави мудру. Ваши глаза сами собой повернутся вверх и сфокусируются на точке между бровями.

Внутренняя шамбхави мудра

Освоив шамбхави мудру с открытыми глазами, вы можете попытаться выполнять ту же практику с закрытыми глазами. Это более эффективный вариант, поскольку в нем меньше вероятность отвлечения осознания вовне. Это прекрасный метод интроспекции. Его единственный недостаток состоит в том, что выполняя его, гораздо легче незаметно для себя расслабить глаза и прекратить шамбхави мудру. В случае внешней шамбхави мудры можно контролировать положение глаз по тому, видна ли V-образная фигура в точке между бровями. При внутреннем варианте необходимо постоянно осознавать практику, чтобы гарантировать, что глаза всё ещё обращены вверх.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *