Роль пчел в природе – Роль пчёл в природе

Почему пчёлы делают мед. Разбираемся в природе пчёлок


Все лето полосатые насекомые неустанно трудятся, перелетая с цветка на цветок. Облетая сотни медоносных соцветий за день, труженицы собирают с них нектар и пыльцу – прекрасный продукт питания пчел. А вот зачем пчелы делают мед из нектара, складывая его в ульи? Об этом мы поговорим дальше.

 

Пчелиная сладость: для чего она нужна?

Человечество не одно столетие занимается пчеловодством, используя результаты труда медоносных насекомых. И, конечно, многие из нас знают, что их они делают для себя. Но вот порой мы даже не задумываемся зачем пчелам мед? Об этом можно узнать, углубившись в природу насекомых.



 

Мед – основная пища пчел

Жизнь пчелиной семьи – это цепь взаимосвязанных и взаимозависимых процессов. У каждой особи есть свое предназначение. Матка высиживает потомство, разведчики облетают территорию в поисках медоносных растений, рабочие особи строят соты и приносят нектар и пыльцу. Даже новорожденные насекомые заняты делом – они кормят личинки и следят за тем, чтобы в гнездах были оптимальные условия для появления новых особей.

Пчелиное семейство довольно многочисленное и насчитывает несколько тысяч особей. А значит, нужно позаботиться о больших запасах еды. Тем более, что зимой эти насекомые, вопреки расхожему мнению, не впадают в спячку. Да, им негде собирать нектар, и погодные условия не позволяют вылетать из улика. Поэтому в теплое время года эти насекомые делают запас меда и перги, чтобы зимой им было чем питаться.


Мед и перга – это основные виды корма крылатых тружениц.

 

Как известно, медоносы собирают с цветков не мед, а пыльцу и нектар. А уже из этих продуктов они готовят для своего семейства пергу и мед. Сладкий мед насыщает организм пчелы необходимым количеством углеводов и воды. Перга является заменителем белка, ее часто называют «пчелиным хлебом».

Однако пчелы – весьма запасливые и предусмотрительные существа. Поэтому они делают запас меда, в несколько раз превышающий необходимую норму. Для чего им столько запасов? Они делают запасы на случай затяжной зимы или визита незваных гостей, например, медведя. Именно поэтому у нас есть возможность немного воспользоваться их пищей.

Грамотный пчеловод может правильно рассчитать, сколько меда нужно оставить пчелиной семье на зимовку. А вот недобросовестные пасечники выбирают из улья все до последней капли. А чтобы насекомые не умерли от голода, кормят их сахаром или сиропом. Но, поедая сахар, пчелки не получают необходимых природных веществ, витаминов, ферментов для полноценного развития. Поэтому еще раз повторяем, что только мед и перга являются полноценными кормами для полосатых тружениц.



 

Для чего еще?

Витамины, которыми так богат мед, нужны пчелам для правильной работы их внутренних желез секреции. Чем больше нектара приносят в улей рабочие медоносы, тем больше воска выделяется из их восковых желез. А воск крайне нужен насекомым для строительства сот, в которых будет храниться корм и выводиться потомство.

Природа – отличный технолог. Она продумала до мелочей функционирование всех живых существ на земле. И пчелы – яркое тому доказательство. Собирая сладкий нектар с цветов, труженицы с ног до головы окутываются пыльцой – мужскими половыми клетками растений. И когда насекомые делают облет над цветущим полем, частички пыльцы рассыпаются на соседние растения.


Таким способом пчелы опыляют цветущие травы и кустарники. Чем обеспечивают размножение семенных растений. Вот и получается, что, добывая себе еду, насекомые делают доброе дело и помогают природе. Чего не скажешь о жизнедеятельности людей. Кстати, в Китае, где давно истребили всех диких пчел, опылением плодовых деревьев занимаются люди, кисточкой собирая и перенося пыльцу от цветка к цветку.

Вот так эти удивительные насекомые взаимодействуют друг с другом. Они являются частью природы, и все их действия нужны для того, чтобы поддерживать природный баланс на нашей планете Земля.

 

Видео «Как пчелы собирают мед»

Вам наверняка интересно поближе рассмотреть, как пчелы собирают нектар с цветов? В этом видео вы можете насладиться удивительным зрелищем.


loveanimal.ru

Исследовательская работа Пчелы и продукты пчеловодства в жизни человека

МБОУ «Полевобикшикская СОШ»

Исследовательская работа

На тему: «Пчелы и продукты пчеловодства в жизни человека»

Предметное направление: Естествознание. Живая природа.

                                                            Выполнила: ученица 3 класса

                                                                      МБОУ «Полевобикшикская СОШ»

                                                                     Камалетдинова Айгуль Зофэровна

                                                                            Возраст 8

                                                                           Адрес: Чувашия, Батыревский р-н,                                                                                              

                                               д. Полевые Бикшики,

                                                                            улица    Братьев Хамдееых,84    

                                                                            Руководитель: учитель начальных  

                                                                            классов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                       МБОУ «Полевобикшикская СОШ»

         Камалетдинова Милевша Шайдулловна

2016г.

Содержание

Введение                                                                                                                                    3

ГЛАВА 1. Пчёлы, их роль в природе и жизни человека
              1.1. Общая характеристика пчелы                                                                                        4

   1.2. Организация жизни в пчелиной семье                                                                           4

   1.3. Пчелы и природа                                                                                                              5

ГЛАВА 2. Продукты пчеловодства как лекарственные препараты                                                 6

Заключение                                                                                                                                             8

Список использованной литературы                                                                                                    9                                                                                               Приложения                                                                                                                                           10                                                                                                                      

Введение

Человеку свойственно бояться пчел. Даже смелые и мужественные люди могут теряться, когда к ним случайно подлетит пчела. Летом я тоже очень боюсь заходить в сад за яблоками, так как там живут пчелы. Я всё время говорю: «Зачем нам эти пчелы, даже на улицу невозможно выйти». А мой дед – пчеловод. Он говорит, что пчелы очень полезные насекомые.

А они полезны или опасны? Чтобы узнать об этом , я решила поближе познакомиться с жизнью этих удивительных насекомых.  Для борьбы с наиболее опасными врагами природа наделила пчел грозным оружием — жалом со смертельным ядом. Только от одного укуса пчелы погибают любое насекомое и мелкие животные — грызуны, от укусов сотен пчел — и крупные четвероногие. В результате длительного общения с пчелами, сначала живущими в дуплах, а потом и в ульях, человек нашел не только средство и способы усмирения их, но и выработал правила обращения с ними. Без этих правил не может обойтись ни один пчеловод.

    Наука говорит: только в результате появления насекомых, выделившихся потом в группу пчелиных, возникли все цветковые  растения на нашей планете. Как не изучать после этого маленьких тружениц, их жизнь, связи с растениями?

     В нашем веке всё актуальнее становится тема об использовании природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства. Многие люди  повышают  свой иммунитет и лечатся, когда  заболеют медом или другими  продуктами, производимыми пчёлами.    

              Целью работы является изучение  жизни пчёл и продуктов пчеловодства.

   Исходя из поставленной цели, были определены следующие  задачи:
1. Выяснить значение пчёл в природе.

2. Выяснить значение пчёл в жизни человека.
3. Определить особенности строения пчелы, приспособления к сбору пыльцы и нектара.
4. Узнать о продуктах пчеловодства и их применении.

5. Провести статистическое исследование на предмет осведомлённости младших школьников о пчёлах.

Предмет исследования: Пчелы в природе и в жизни человека.

Объект исследования: Изучение жизни пчел и продуктов пчеловодства.

Гипотеза:  пчелы полезны.

Методы исследования:
         Наблюдение, изучение, тестирование, анализ.

Глава 1.  Пчёлы, их роль в природе и жизни человека.
1.1. Общая характеристика пчелы.
          Пчёлы относятся к членистоногим. Как и все насекомые, пчела имеет тело, которое подразделяется на три основных части: голова с ротовыми органами, три отдельных челюсти и язычок, парой усиков – антенн, и двумя большими соединенными глазами; грудной или средний отдел, несущий три пары ног, и две пары крыльев; брюшко. Пчелу легко узнать по тонкой «осиной» талии между грудным отделом и брюшком. У пчелы сильное жало. Большинство самок имеют жало, которые могут быть выброшены с конца брюшка. Рабочая пчела снабжена колючим жалом, поэтому, когда она кусается, оно застревает в коже. Насекомое окрашено в отпугивающие тона.

           Рот пчелы специально приспособлен для всасывания или слизывания нектара. Она сосет нектар при помощи маленького хоботка и накапливает его в зобу. ( см. приложение№3)
   На задних лапках имеются специальные щеточки и корзиночки для сбора и переноса пыльцы. Пыльцу, осыпавшуюся на мохнатое тельце при перелетах с цветка на цветок, пчела соскребает задними лапками и помещает в эти щетинистые корзиночки. По возвращении пчела извлекает пыльцу из корзинок и складывает в соты, пополняя запасы пищи для всей колонии. 
           Пчелам, как и людям, необходимо общаться. Для этого  служат осязание, обоняние, зрение и слух. У пчел существует более необычный способ передачи информации. Вернувшись домой с порцией нектара, пчела часто использует сложный «танец», треща крылышками и виляя брюшком на глазах у своих товарок.  По рисунку и ритму этого танца остальные пчелы определяют, где удачливая добытчица обнаружила хороший источник нектара и как туда долететь.

1.2. Организация жизни в пчелиной семье. 

  Рассказ посвящён одному виду пчёл, наиболее известному и интересному для нас, медоносной пчеле. Всего же в семействе пчёл более 20 тысяч видов.

В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу  в дуплах деревьев, а охотники за мёдом находили их там и разоряли  «пчелиные города».  Постепенно люди начали приручать пчёл. Для этого они стали делать искусственные жилища для пчёл борти: выбирали дуплистые брёвна, прибивали внутри них планки, к которым пчёлы крепили соты с мёдом.  Со временем, по мере сокращения площади лесов, на смену бортничеству пришло пасечное пчеловодство. Пчёл стали разводить вблизи жилья на специальных участках – пасеках: в деревянных колодах, похожих по устройству на борти.

    Настоящий  прорыв  в  пчеловодстве был связан с изобретением разборного рамочного улья, в который легко можно было проникнуть, сняв крышу улья, и в котором были установлены выдвижные рамки для сотов.

   В пчелином гнезде всё размещено очень рационально. Верхние части сотов – кладовая, здесь хранится готовый мёд. Средняя часть – «детский сад», она находится ближе к летку (отверстию, через которое пчёлы вылетают из улья), здесь больше свежего воздуха, и потому здесь пчёлы растят потомство. Наконец, нижняя часть сот – это «производственный склад», сюда загружается собранный с цветков нектар, здесь он перерабатывается в мёд, после чего загружается в верхние ячейки и запечатывается воском. Кроме мёда пчёлы запасают также цветочную пыльцу –   корм для личинок. (см. приложение 4)

    Пчёлы не могут жить в одиночку, только семьями. Каждая пчелиная семья состоит из одной матки и нескольких тысяч рабочих пчёл. Летом в ней живут ещё и пчелиные самцы – трутни. В улье нет начальников и подчинённых, надсмотрщиков, бригадиров или учётчиков.  Никто не направляет пчёл на работу и не даёт им какого-либо задания. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту, выполняет вполне определённый круг обязанностей. Молодые пчёлы чистят улей, заботятся о потомстве, строят соты, перерабатывают нектар в мёд. Повзрослев, начинают вылетать из улья в поисках нектара и пыльцы. Центральная фигура пчелиной семьи – матка, продолжательница пчелиного рода. Примерно через неделю после своего рождения матка достигает зрелости и, выбрав тёплый солнечный день, она вылетает из улья и отправляется в «свадебное путешествие». Вернувшись в улей, увеличивается в размерах, теряет способность летать и начинает откладывать яйца.      В сутки матка может отложить до  2 тысяч яиц. Во время такой усиленной кладки матке просто не остаётся времени, чтобы на хождение к медовым ячейкам и на самостоятельное питание. Всю пищу ей обеспечивают 8-10 рабочих пчёл, входящих в её постоянную «свиту». Они чистят матку, кормят её высокопитательным кормом – маточным молочком. Состав свиты всё время обновляется.

    По сравнению с другими членами пчелиной семьи матка может жить довольно долго – до 5 лет, но в трёхлетнем возрасте она стареет, откладывает меньше яиц. В естественных условиях своевременную смену маток подготавливают сами пчёлы. Они отстраивают большие ячейки- маточники (тратя на это в 100 раз больше воска , чем обычно). Когда из отложенных туда яиц появляются личинки, пчёлы-кормилицы наполовину заполняют ячейку маточным молочком. Вскоре личинка превращается в матку. Старую матку пчёлы удаляют из улья. Также из улья изгоняются трутни, когда они уже больше не нужны пчелиной семье, так как они ничего не делают, а только поедают готовый мёд.


1.3. Пчелы и природа.
           Пчелы — частица живой природы. Без пчел обеднели, а может быть, и совсем исчезли бы с лица Земли многие представители высшей растительности. Очень важна природоохранная роль пчел. Там, где есть медоносные пчелы, благополучнее среда обитания для человека, снижается экологическая напряженность. 

Велика польза от этих удивительных насекомых для народного хозяйства. Опыляя растения, они повышают, а часто целиком формируют их урожай. Ведь только при многократном посещении  пчелами цветков возможно избирательное опыление, определяющее высокое качество плодов. 
Пчел по праву считают помощниками земледельца. Их роль в увеличении урожая гречихи, подсолнечника, хлопчатника и кормовых трав трудно переоценить. Не случайно, поэтому пасеки можно увидеть в цветущих садах и на полях возле цветущих массивов, к которым их специально подвозят.

ГЛАВА 2. Продукты пчеловодства как лекарственные препараты

Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Она одна из немногих, живущих не за счёт кого-то или чего-то, а исключительно за счёт нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления.

Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство. (см. приложение №4)

Прополис — это пчелиный клей, которым пчелы заделывают щели в улье, сокращают леток при наступлении холодной погоды  и полируют ячейки сотов, где хранится мед, цветочная пыльца и развиваются личинки. У прополиса приятный аромат, горьковатый вкус.
Прополис обладает выраженными действиями против микробов и вирусов, стимулирует регенерацию тканей, уменьшает боли, прекращает воспалительные процессы, убивает дрожжеподобные грибы, возбудителей лишаев и парши, обладает многими другими лечебными свойствами. В ряде случаев по степени лечебной эффективности и противомикробной активности прополис превосходит антибиотики. Установлено, что прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек. Под воздействием прополиса хорошо заживают простые резаные и долго не заживающие раны, язвы кожи, желудка и двенадцатиперстной кишки.

      Маточное молочко вырабатывается молодыми рабочими пчелами и предназначается для кормления личинки, из которой развивается молодая матка, и самой матки. Маточное молочко в свежем виде представляет желеобразную массу, по консистенции похожую на крем или кисель. На воздухе оно становится полупрозрачным, цвет из молочно-белого переходит в желтый, а затем в темно-коричневый. 
               Маточное молочко обладает довольно активными бактерицидными действиями по отношению ко многим гомогенным микробам и вирусам. Маточное молочко нормализует обмен веществ, применяется против ожирения и при исхудании; усиливает устойчивость организма против различных инфекционных заболеваний; стимулирует кроветворение; регулирует функции эндокринных желез; оказывает благоприятное влияние при атеросклерозе и коронарной недостаточности.

     Пчелиный яд — это своеобразный продукт жизнедеятельности пчел, весьма древнее целебное средство, успешно выдержавшее испытание временем. Пчелиный яд прозрачен, имеет резкий запах, напоминающий запах меда, горький и жгучий вкус, кислую реакцию. До сих пор лечение ядом осуществляют путем ужалений пчел. В последнее время в медицинской практике стали применять препараты пчелиного яда для подкожных инъекций, а также мази для втирания, которые применяются в основном при ревматических и невралгических болях. Хотя пчелиный яд в больших дозах может вызвать тяжелую общую реакцию, анафилактический шок, вплоть до смертельного исхода, в подобранных терапевтических дозах он является ценным лекарственным средством при лечении больных самыми разными заболеваниями.

       Пчелиный воск – твёрдое вещество с приятным медовым запахом и с однородной кристаллической структурой. Воск вырабатывается особыми восковыми железами, расположенными на нижней стороне брюшка рабочей пчелы. Выделяют его только молодые пчелы.
    Пчелиный воск находит применение в медицине. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов. Например, всем известный липкий пластырь содержит воск. Его используют в различных отраслях народного хозяйства, в медицине, при изготовлении муляжей, в косметике. Так, воск, применяемый в косметике, входит в состав различных кремов. Он прекрасно впитывается кожей и придает ей гладкий и матовый вид.
            Цветочная пыльца – природный концентрат всех необходимых для нормального развития организма веществ. Всего в пыльце обнаружено более пятидесяти различных биологически активных веществ, оказывающих разностороннее действие на организм человека. Клинические и экспериментальные исследования лечебных свойств цветочной пыльцы свидетельствуют о том, что она оказывает хороший лечебный эффект при следующих заболеваниях: гастрит, колит, запор, гипертоническая болезнь.

      В последнее время ученых привлекает еще один продукт, вырабатываемый медоносной пчелой – перга, которую пчелы готовят из пыльцы. Перга эффективна при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта, депрессивных состояниях, бессоннице.
           Забрус — это срезанные полоской верхние крышечки запечатанных медовых сотов. Исследования показали, что забрус является высокоэффективным средством при лечении бактериальных и вирусных заболеваний носоглотки и верхних дыхательных путей, при этом не вызывает аллергии, жевание забруса полезно во многих отношениях: оно вызывает сильное слюноотделение, которое повышает секреторную и двигательную функцию желудка.                            Мед – это непросто вкусная вещь, но и углевод, который наиболее эффективно усваивается организмом до и после физических нагрузок. Мед легко расщепляется и поступает в систему равномерно, таким образом, уровень глюкозы в крови остается постоянным. Такого эффекта нельзя добиться, употребляя в пищу сахар. Мед содержит почти все микроэлементы и по своему составу напоминает плазму крови человека.. В меде найдены природные антибиотики, что определяет его важность в борьбе с болезнетворной микрофлорой.
   Благодаря содержанию железа, магния  с помощью меда можно увеличить количество гемоглобина у детей.

Заключение 

        В процессе работы была проанализирована   литература по изучению жизни пчёл и их роли в природе и жизни человека.  Был составлен  тест-опросник, направленный  на исследование особенностей уровня осведомлённости учащихся младших классов  о пчёлах. Было проведено исследование, проанализированы результаты исследования и сделаны соответствующие  выводы.

        Дана количественная и качественная характеристика ошибок,   допускаемых учащимися.

        Результаты исследования показали, что у большинства тестируемых детей уровень осведомлённости о пчёлах соответствует норме, но исходит он из опыта личного общения детей с пчёлами. Характер ошибок, допускаемых учащимися, свидетельствует о том, что на уроках окружающего мира и ОБЖ вопросу роли пчёл в природе и  жизни человека внимание уделено недостаточно.

   Исследуя эту тему, я узнала так много поучительного и полезного из специальной литературы. Это и история пчеловодства, и какими целебными свойствами обладает мед и другие продукты, производимые пчёлами. Того, кто хоть немного проник в тайны поведения пчёл, не может не восхищать целесообразность и мудрость организации их жизни.
         Многие загадки, связанные с жизнью пчёл, человеку ещё предстоит разгадать, что поможет ему осознать необходимость бережного отношения к природе. Маленькое трудолюбивое насекомое на своих крыльях приносит людям здоровье.

Вижу продолжение своей работы в: подробном изучении интересных фактов из жизни пчел, как живут зимой пчелы, как питаются  пчелы, болеют ли пчелы.

Список использованной литературы

1. Большая книга «ПОЧЕМУ». Перевод с итальянского/ Под ред. Ольги Живаго – Москва: РОСМЭН, 2006. – 238 с.
2. Губарева Л.И и др. Экология человека: практикум для вузов [Текст] /Л.И Губарева, О.М.Мизирева, Т.М.Чурилина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

3. Иванов Ц., Шкендеров С. Пчелиные продукты [Текст]. – София: Земиздат, 2008.

4. Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей. В 4 т. Т. 2. – М.: Аванта+, 1996. – 706 с.

5. Рогаева А.В. и др. Уваров Н.В., Шестаков В.М. Пчела в русском фольклоре [Текст]/ А.В. Рогаева, Н.В. Уваров, В.М. Шестаков. – М.:  Инфра-Инженерия 2012.

6. Щербина П.С. Пчеловодство:для учащихся одногодичных сельскохозяйственных школ по подготовке заведующих пасеками/ Щербина П.С.- М.:Сельхозгиз,1958.- 615с.

7. Энцеклопедия пчеловодства. Учебное пособие для пчеловодов.- СП.б « Издательство «ДИЛЯ», 2005.-496 с. 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 Приложение 1.

Тест для учащихся.

1. Как Вы относитесь к пчелам?

a) они мне нравятся, б) они мне не нравятся, в) я их просто боюсь

2. Чем пчелы полезны для природы?

а) они защищают лес от незваных гостей

б) своими укусами они сокращают количество хищников

в) они помогают размножению растений (опыляя их)

г) они бесполезны для природы

3. Что следует делать при встрече с пчелами?

а) кричать и размахивать руками, чтобы напугать их

б) начать тихо жужжать, в) замереть на месте

г) распылить духи или любой аэрозоль, ведь пчелы любят сильные запахи

4. Какие духи особенно любят пчелы?

а) цветочные, б) фруктовые, в) тяжелые мускусные

г) они не переносят искусственных запахов

5. К чему относится пчеловодство?

а) к цветоводству, б) к растениеводству, в) к животноводству

г) к садоводству

6. Какие продукты не относятся к пчелиным, т.е. изготавливаемым пчелами?

а) нектар, в) маточное молочко, г) прополис, д) воск

                                                                                                                                                                                                                             

1. Как Вы относитесь к пчелам?

Вывод: более 50% учащихся относятся к пчёлам положительно и не испытывают страха по отношению к ним.

2. Чем пчелы полезны для природы?


                                                                                                                             Приложение 2.

Вывод: большая часть учащихся осознаёт полезность пчёл для человека и природы.

3. Что следует делать при встрече с пчелами?

Вывод: около 80% учащихся знают, как следует вести себя при встрече с пчёлами.

4. Какие духи особенно любят пчелы?

Вывод: осведомлённость детей о пчелиных предпочтениях ниже нормы. Данный вопрос должен быть проработан на уроках ОБЖ или классных часах.

5. К чему относится пчеловодство?

Вывод: больше половины учащихся не знают к какой отрасли сельского хозяйства относится пчеловодство. Это объясняется непопулярностью продуктов пчеловодства среди учащихся и слабым освещением этого вопроса в учебных изданиях.

6. Какие продукты не относятся к пчелиным, т.е. изготавливаемым пчелами?

Вывод: учащиеся мало знакомы с продуктами пчеловодства.

nsportal.ru

Жизнь пчёл — общая характеристика и роль человека в жизни пчёл

Роль человека в жизни пчёл.

В жизнь пчёл человек все таки вмешался и немного изменил ее. Пчеловодство насчитывает ни одну сотню лет. Основными продуктами пчеловодства являлись мед и воск. До открытия сахара, люди пользовались только медом. Воск использовался в хозяйстве.

На протяжении длительного времени использовались различные способы содержания пчел и ведения хозяйства. Наиболее успешным и продуктивным пчеловодство стало, перейдя на рамочное содержание пчел в улье. Ульи приобрели законченный вид и стали применяться для содержания в них пчел. Стало значительно легче получать продукты пчеловодства в виде меда, воска, перги и др. Рамочное содержание пчел в ульях позволило облегчить работу по обслуживанию пчелиных семей.

При рамочном содержании пчел, все условия для жизнедеятельности предусмотрены устройством самого улья. Это и количество рамок, и расстояния между рамками. Удобство работы с гнездом — это возможность наращивания семьи перед взятком, подкормка, утепление, зимовка и многое другое. Жизнь пчел проходит под постоянным контролем пчеловода. Он своевременно может принять соответствующие меры по ликвидации нежелательных моментов в жизни пчел.
Пчеловод стал контролировать и следить за развитием и жизнью пчел. Появилась возможность приблизить жизнь пчёл к естественным условиям.

Дикие пчёлы раньше жили так.

В естественных условиях жизнь пчёл была связана с дуплом, в котором пчелы выводят и выращивают потомство, складывают запасы меда и пыльцы. Дикие пчёлы и по сей день так живут. Гнездо ограничено пространством дупла, в котором построены соты. Соты расположены вертикально. В них пчелы делают проходы, через которые могут проникнуть в любую часть гнезда.

Пчелы живут только семьями.

В основе жизни пчёл лежит общественный образ жизни. Одна особь жить не может. Пчелы живут только семьями. Семья состоит из различных особей, имеющих определенное строение тела, а именно:

  • матка,
  • разновозрастный расплод,
  • рабочие пчелы,
  • трутни.

Все они являются единой семьей, но выполняют различные функции. Единство семьи и порядок поддерживаются многогранными взаимоотношениями ее членов.

Пчелиная матка -единственная полноценная самка. Она по внешнему виду отличается от рабочих пчел своим размером. Ее задача откладывать яйца. Матка окружена свитой из рабочих пчел, ухаживающих за ней. Матка может только передвигаться в улье по рамкам. Из за большого веса летать матка не может.

Разновозрастный расплод состоит из яиц отложенный маткой и куколок из которых в конце инкубационного периода выйдут либо рабочие пчелы либо трутни. Это зависит от размера ячейки, в которую матка отложила яичко.

Рабочие пчелы — это самые многочисленные представители пчелиной семьи. Их можно разделить на две группы. К первой группе относятся молодые пчелы, которые работают в улье. К второй группе, относятся рабочие пчелы или их называют полевыми, которые при хорошей погоде вылетают за взятком – нектаром и пыльцой. Молодые рабочие пчелы, работающие в улье, играют в жизни пчёл одну из ключевых ролей .

Трутни в семьях пчел — являются мужскими особями. Пчелы выводят трутней в конце весны, когда пчелиные семьи достаточно большие и начинают готовиться к роению. Они необходимы для спаривания с маткой.

Очень интересно наблюдать, как проходит жизнь пчёл внутри улья. Там своеобразная атмосфера и все подчинено законам которые пчелиная семья соблюдает, а иначе им не выжить. Хороший пчеловод старается жизнь пчел облегчить.

 

probees.ru

Пчелы Школьный доклад к теме Пищевые цепочки

Пчелы Школьный доклад к теме Пищевые цепочки Роль животных в природе  Окружающий мир 3 класс

Роль пчел в природе Пчелы Школьный доклад

Пчёлы питаются нектаром и пыльцой цветов. В процессе добывания нектара на теле пчелы задерживается пыльца. Кроме этого, пчёлы умеют специально собирать пыльцу для питания своих личинок своими лапками и брюшком. Они переносят пыльцу на себе с одного цветка на другой и этим способствуют опылению растений. А также образованию на месте цветков плодов и семян. Что, в конечном итоге, приводит к размножению и распространению тех растений, нектаром которых питаются пчёлы.

Пищевая цепочка Пчелы Школьный доклад

Пищевая цепочка с участием пчёл выглядит очень просто. Пчёлы → нектар и пыльца цветов → образование плодов и семян → новые растения и их цветы → и, снова, пчёлы.

Пчёлы — одни из самых распространенных насекомых-опылителей. Весь организм пчелы приспособлен к добыванию нектара из цветка, а также сбора пыльцы.

Строение пчелы

У пчелы есть органы обоняния, расположенные на усиках. Именно, с их помощью пчела улавливает аромат цветов.

Глаза пчелы устроены так, что она лучше всего видит яркие цвета.

У пчелы есть длинный тонкий хоботок, чтобы доставать нектар из цветка. И специальный медовый мешок, чтобы переносить нектар к себе в улей.

На теле у пчелы множество электростатических тонких ворсинок, которые позволяют ей задерживать на теле пыльцу. Периодически пчела счищает с себя пыльцу лапками в специальные «корзиночки,» расположенные на задних ножках.

Приспособления растений для опыления пчелами

Растения тоже приспосабливаются к опылению пчёлами. Они имеют яркие цветы, которые издают приятный сладковатый запах, привлекающий насекомых.

Опыляя растения, пчёлы приносят пользу не только себе. Они способствуют увеличению количества растений (зеленой массы Земли). А растения, в свою очередь, обеспечивают всех животных и человека кислородом, необходимым для дыхания, а также, пищей.

Человек, научился разводить пчёл и использовать продукты их жизнедеятельности  в своих целях. Мед — один из самых вкусных и полезных продуктов питания. Из пчелиного яда и других продуктов пчеловодства изготавливаются лекарства.

Пчёл нужно беречь и охранять, потому что они — одни из самых полезных насекомых на Земле

akwin.ru

Какую роль играет пчела в жизни человека и в природе?

В жизни человека сама пчела роли не играет, важен для человеческого организма продукт жизнедеятельности пчелы-это мед, в природе пчела опыляет растения, тем самым помогая им плодоносить

цветы опыляет и все такое а ищо лекарсва

Ну продукты пчеловодства (если они настоящие) помогают здоровью человека (мёд, воск и др.) , а в природе пчела разносит семена (пыльцу) растений (ну цветов) , и их вырастает больше )))

В человеческой жизни, пчела несёт мёд человеку, а в природной — она мёд несёт медведю и его друзьям (пятачку, кролику и ослику)

Посмотри»Би муви».Прикольно и в некоторой степени познавательно.

Пчела дает людям вкусный и полезный мед. Пчелиным ядом лечат радикулит

Перед самой смертью прорицательница Ванга сказала : «Пропадут пчелы… Затем пропадут с земли и люди… » Ежегодно умирают и погибают миллионы пчел. Их количество катострофически уменьшается. О чем-то говорит?

touch.otvet.mail.ru

Устройство пчелиной семьи — SEO продвижение от Анатолия Кузнецова

Виды и разновидности пчел

В царстве животных пчела принадлежит к классу насекомых, отряду перепончатокрылых и семейству пчел. Из пород пчел наиболее известны: северная пчела или обыкновенная — темная пчела, брюшко с сероватыми поперечными линиями, наиболее распространенная; итальянская пчела, с 3-мя желтыми кольцами брюшка, распространена в Италии, южной Франции, на Кавказе и в Малой Азии — весьма кроткая и плодовитая

Кавказская пчела, по своей кротости, трудолюбию и длине язычка особенно ценится в настоящее время, и ею часто пользуются для метизации с туземными пчелами; египетская меньше обыкновенной и весьма злобная; весьма популярна среди пчеловодов краинская пчела (австрийская), составляющая разновидность обыкновенной пчелы; она крупнее других пчел, кротка и весьма плодовита.

Индийские пчелы, в долине и горах Индии,-—весьма добычливы на месте, но не поддаются акклиматизации вне своей родины.

Кто в улье главный

Сведения из жизни и природы пчел. Семья пчёл состоит из матки, пчел и трутней.

Матка — производительница потомства. С марта по сентябрь она кладет яички: в мелкие ячейки сот—оплодотворенные, в крупные (трутневые) —неоплодотворенные. Оплодотворение яичек происходит в брюшке матки при продвижении по каналам брюшка, где они воспринимают семенную жидкость из семяприемника. Из первых, после ряда превращений, выходят пчелы, из вторых— трутни. Трутень получает, таким образом, зачатие без оплодотворения, что составляет партеногенезис у пчел. Мужское семя матка воспринимает от совокупления с трутнем, один раз на всю жизнь, совершая с этой целью вылет из улья приблизительно на 5-й день по рождении. После этого она остается на всю жизнь плодною и не вылетает более никогда из улья, за исключением случая отхода с роем. Продолжительность ее жизни хотя достигает 5-ти лет, но уже на третьем или четвертом году производительность ее по размножению потомства понижается: кладка яиц матки уменьшается, и количество неоплодотворенных (трутневых) яиц возрастает за счет оплодотворенных. В эту пору она все чаще и чаще кладет неоплодотворенные (трутневые) яички в пчелиные (мелкие) ячейки, в которых и развиваются трутневые личинки, сильно выступающие над поверхностью сота под крышечкой, что называется горбатой червой и служит признаком престарелости матки и указанием на необходимость заменить ее новой в ближайшее время. В случае внезапной гибели матки, пчелы немедленно приступают к выводу себе другой матки. Избрав где-нибудь на краю или изгибе сота одну или несколько пчелиных личинок не старше 2 — 3-дневного возраста, они усиленно кормят их молочком, т.-е. питательной массой, представляющей собою продукт переработки меда и цветня в желудке пчелы и выделений слюнных желез. Благодаря этой концентрированной пище, которая количественно, а с четвертого дня кормления и по содержанию в ней азотистых веществ, значительно превосходит корм личинок пчел и трутней, личинка матки быстро растет и получает законченные формы развития самки, способной к продолжению рода, тогда как пчелы остаются по природе своей недоразвитыми самками. Одновременно пчелы перестраивают ячейку: расширяют ее основание, значительно удлиняют и утолщают стенку ячейки, обращая ее концом вниз. Маточная ячейка носит название маточника. По достижении личинкою полного роста, пчелы запечатывают отверстие ячейки крышечкой. В этом замкнутом состоянии личинка претерпевает ряд изменений и, по истечении определенного времени, превращается в матку, которая прогрызает крышечку и выползает на свет. Первая ее забота— уничтожить своих соперниц — молодых маток, еще не вышедших из ячеек. Поочередно она прокалывает стенки, маточников своим жалом; трупы убитых извлекаются пчелами через отверстия, прогрызенные ими сбоку. На 5-й день матка совершает свой брачный облет, а через 2— 3 дня после этого начинает кладку яиц.

 Жизнь пчелы в природе

П ч е л ы составляют главную массу населения улья. На них лежат много-, образные обязанности в семье. Они обогревают детку (яички, личинки и иуколки пчел), кормят личинок, собирают и вносят в улей мед, цветень и воду для разжижения меда и прополис (пчелиный клей) для замазывания щелей в улье; строят соты из воска, выделяемого воскоотделительными железами, помещающимися на нижней стороне брюшка; производят воздухообмен в улье посредством вибрации крылышек возле летка и внутри улья; оберегают улей от вторжения насекомых, воровок пчел из других ульев и пр., прибегая в случае надобности к употреблению жала, помещающегося у них на конце брюшка. Пчелы летают на расстояние до 2— 3 верст. Привыкают с первого дня вылета весною к местоположению своего улья, вследствие чего не следует перемещать ульев на другие места после того, как пчелы познакомились со своим местом. Вдали от своего жилища пчелы не жалят, но вблизи, если раздражены, нередко переносят свой гнев на людей и животных. Не следует, поэтому, ставить ульи очень близко (ближе- 15 саж.) от проезжих дорог и соседних меж, и если место открытое, надежнее ограждать пасеку забором не Ниже сажени. Особенно следует предотвращать приближение к пчелам лошадей, которые очень болезненно переносят ужаления пчел.

Трутень — самец. Назначение его оплодотворять маток. Появляются трутни в ульях около половины мая. Не имея органов ни для собирания меда и цветня, ни жала для защиты семьи, ни воскоотделительных желез, они не принимают участия ни в какой работе: шумно носятся в воздухе в ясные дни и питаются от тех запасов, которые собирают пчелы. Под конец лета пчелы уничтожают всех трутней, изгоняя их из ульев или убивая. На зиму, таким образом, в ульях

не остается ни одного трутня.  Чрезмерное обилие трутней указывает на престарелость матки.

Как располагать ульи на пасеке

 Доходность от пчел обусловливается, главным образом, медоносностью местности. В конце статьи приведены главнейшие медоносы, в соответствии с которыми можно судить о степени медоносности той или иной местности. На медоносность также влияет уход за пчёлами. При расположении пасеки следует избегать больших водных пространств. Если пчел поставить на берегу моря, то, естественно, что площадь взятка сократится на половину. Вообще пчелы летают на расстояние 2 — 3 верст в окружности,-и всякое значительное уменьшение площади медоносной растительности не может не отражаться на степени доходности пасеки и того числа ульев, которое можно держать в данной местности.

Расстановка ульев на пасеке

 

Ставить пасеку на берегу широкой реки невыгодно еще и в том отношении, что много пчел, при возвращении домой, особенно в ветреную погоду, будут тонуть, обремененные добычею меда. Пасеку следует, по возможности, ставить на местах, защищенных от летнего зноя на юге и от господствующих холодных ветров на севере. Это одно из важнейших условий для благополучного развития и работы пчелиных семей. Чтобы избегнуть сырости в ульях, их ставят обыкновенно на некоторой высоте от земли. Так, можно поставить ульи на положенные на землю деревянные плашки, на кирпичи, на деревянные козла или на вбитые-в землю стойки.

hozyindachi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *