Раджа йога – —

Чем в действительности является Раджа йога и зачем она нужна

Раджа-Йога в переводе обозначает «царскую йогу». Главная цель Раджа-Йоги – достичь состояния чистого сознания и научиться полностью контролировать свою внутреннюю энергию, то есть достичь глубокой осознанности, овладеть самим собой и стать тем, кем мы являемся в действительности.

Что такое Раджа-Йога

В мировой сети интернет вы можете найти много статей, в которых Раджа-Йогу называют практикой царей, королевской йогой и чуть ли не способом достичь абсолютной власти на миром. В действительности подобный подход абсолютно неверен. На самом деле любая разновидность йоги направлена не вовне, на окружающую реальность, а вглубь и призвана обеспечивать внутреннее равновесие и гармонию с самим собой, соединяться с верховным Абсолютом Души.

Практика Раджа-Йоги направлена на работу с человеческим разумом и представляет собой достаточно важное направление йоги. Тело и разум человека постоянно и неразрывно связаны друг с другом и если вы хотите оказать влияние на ум, то должны уметь идеально контролировать собственное тело. На эту стадию у новичков, решивших заняться йогой, припадает больше всего основных ошибок.

Они начинают чересчур много внимания уделять физическим упражнениям, при этом страдают духовные, к примеру, медитативные практики или упражнения на дыхание. А в Раджа-йоге важны все стадии. Ведь лишь тогда, когда человек научится полностью контролировать своё тело и психоэмоциональное состояние, сможет начать брать под контроль и свой разум. С помощью этого постижения разработали классическую методику для новичков.

В ней все занятия выполняются по системе, образованной восьмью этапами (или уровнями). По этой причине вы можете встретить варианты названия Раджа-йоги «Аштанга-йога» (ведь «аштанга» — переводится как 8 ступенек).

  • Яма – рассказывает о правилах поведения.
  • Нияма – погружает в состояние духовных практик.
  • Асана – на этой стадии выполняются специальные упражнения, призванные гармонизировать дух и тело.
  • Пранаяма – данная практика позволяет контролировать своё дыхание, благодаря чему соединяются духовная и телесная сущность.
  • Пратьяхара – отвлекает внимание от внешних факторов.
  • Дхарана – концентрирует внимание на умственных способностях.
  • Дхьяна – погружает в медитативное состояние.
  • Самадхи – позволяет достичь полного умиротворения, внутреннего созерцания своего единения с Высшим разумом.

Лишь прошествие всех этих восьми ступенек позволяет полноценно осваивать Раджа йогу. Ни в коем случае нельзя пренебрегать ни одним этапом практики или исключать его, ведь совместно они представляют собой единое целое, основное условие освоения йоги разума. Также рекомендуется найти себе опытного учителя, хотя есть много упражнений для новичков, по которым можно работать и самостоятельно.

Книга В. Слейтер – помощник начинающим йогам и йогиням

Указанное издание поможет значительно облегчить процесс постижения практик йоги, ведь оно содержит методы, за основу которых автор взял свой собственный опыт. Техники будут понятны и доступны для наших соотечественников, учитывая наш специфический менталитет. Курс очень упрощён и вполне подойдёт даже для тех, кто никогда в жизни не практиковал йогу.

Так в книге описываются практики для новичков, рассчитанные на 10 месяцев занятий. В общей сложности в издании десять уроков, а значит, на освоение каждой практики отводится всего тридцать календарных дней.

Обучение по этой книге поможет вам освоить упрощённую версию Раджа йоги значительно быстрее, чем если вы бы делали это, отталкиваясь от прочих внешних источников. Помимо этого, грамотный и правильно сформулированный «учебник» поможет гораздо быстрее и в более лёгкой форме освоить эту систему, а ещё – убережёт себя от серьёзных ошибок.

Институт Брахма Кумарис

На сегодняшний день практика царской йоги или Раджа-йоги обретает всё большую популярность. Поэтому совершенно не удивляет тот факт, что возникают всё новые и новые её версии и варианты.

Пожалуй, самый знаменитый центр, в котором пропагандируется именно это направление, — это Брахма Кумарис (является Всемирным Духовным Университетом Брахма Кумарис). Он выступает современным религиозным течением, основу которого составляет Раджа йога, как медитативная практика.

В Брахма Кумарисе предлагается весьма упрощённая и адаптированная для понимания и усвоения современным человечеством практика Раджа-йоги. При этом Брахма Кумарис заимствует часть своих положений из знаменитой «Йоги-Сутр», написанной Пантаджали.

  • Так приверженцам течения Брахма Кумарис запрещено вступать в интимные связи и употреблять мясо – они становятся вегетарианцами.
  • Кроме того, сторонники Брахма Кумарис должны отказаться употреблять спиртные напитки, курить или использовать наркотические вещества.

Основная цель данного течения – попасть в блаженное состояние полного счастья и благополучия.

Для этого учение базируется на четырёх главных принципах:

  • знании;
  • соединении в мыслях;
  • положительных качествах;
  • служении.

Число приверженцев Брахма Кумарис постоянно растёт, что указывает на высокую популярность данной разновидности йоги.

Царь царей

Если переводить слово «раджадхираджа» с санскрита, то оно будет обозначать «царь царей». Поэтому выходит, что Раджа йога выступает практикой, которая даёт возможность йогину перестать чувствовать себя исключительно как физическое тело и ощущать себя больше как душа – часть всемирного разума.

Тогда если считать, что разум – это царь человеческого тела, то душа превращается в царя царей – руководителя разума. Именно про это  и говорит название данной системы.

Раджа йога обладает глубокими корнями и очень древней традицией. Она по факту исходит из самых лучших проявлений тантры, а в прошлом столетии её упражнения восстановили, расширили и развили, плюс адаптировали к потребностям современного населения.

Предлагающаяся на сегодня Раджа йога основана на деликатно выполняемых асанах, призванных гармонизировать телесное и духовное. Учитель индивидуально подбирает подходящие асаны для каждого конкретного человека, также как и мантры, которые в мыслях повторяются совместно с выполняемыми упражнениями.

Благодаря такому сбалансированному комплексу становится возможным гармонизировать гормональный фон, за счёт чего происходит улучшение общего состояния организма и обеспечивается дальнейший процесс очищения ума.

Упражнения, которые используются в Раджа йоге

Необходимо всегда помнить про то, что физический аспект всех практик, упражнений на дыхание и медитативных практик не находится в приоритете, это всего лишь средство, которое призвано достичь духовное совершенство.

В «царской йоге» нет целей насильно постигать все знания. Чтобы достичь нужную цель, весь процесс разбит на стадии:

  1. устранить негативные чувства и проявления;
  2. развить в себе положительные свойства, умения и чувства;
  3. накопить прану;
  4. пройти разные состояния сознания;
  5. самадхи.

Совместно с обыкновенными видами упражнений, которые, возможно, вы найдёте, как слишком простые, известна также техника по правильному дыханию. Она выступает очень важным этапом, который требует достаточного внимания. Умение брать своё дыхание под контроль появляется не только с опытом, но также для этого потребуется приложение больших усилий.

  • Изначальное упражнение – задержать дыхание. Задержка дыхания по времени должна в два раза превышать выдох и в четыре – вдох.
  • Вторая стадия – максимально замедлить мыслительные процессы до такой стадии, чтобы все лишние мысли просто исчезли из вашей головы. При этом психика сможет отдохнуть, но будет постоянно контролироваться вами. В будущем благодаря этому вы научитесь контролю и своего бессознательного.
  • Третья ступенька – медитативная практика. Выступает глубинным погружением в недры себя и поможет с ходом времени освоить искусство осознания своей духовной сущности.

Чтобы уметь контролировать разум от вас понадобится освоение способов контролировать собственное тело. Например, в Раджа йоге достаточно популярна Эка Пада Раджакапотасана (известная также как «поза царя голубей»). При её выполнении необходимо сильно выдвинуть вперёд грудную клетку, что очень схоже с горделивым поведением данной птички.

Указанная поза может выполняться в разных вариациях, при этом ноги оказываются в том либо ином положении. Для выполнения асаны следует сесть на пол, как правило, одну ногу поджимают под себя, а вторую отводят назад, сгибая в районе колена, и поднимают наверх.

Верхнюю часть тела вытягивают наверх и подтягивают к приподнятой стопе, выгибаясь вперёд, как дуга. Подобное упражнение улучшает снабжение мозга кровью и позволяет «вытянуть» позвоночник, что в свою очередь нормализует умственные процессы.

Теперь вы знаете, чем в действительности является Раджа йога. В завершение данной темы рекомендуем вам просмотреть интересное тематическое видео:

Marissa

tayniymir.com

Раджа-йога. Цель Раджа-йоги. 8 ступеней до Раджа-йоги

Раджа-йога, или царственная йога, – классический вид йоги

Раджа-йога основывается на классическом труде «Йога-сутры» Патанджали. Раджа-йогу называют также восьмиступенчатой системой развития, поэтому иногда обозначают через термин «Аштанга-йога».

Главная цель раджа-йоги – это достижение освобождения через работу с сознанием, освобождение от омрачений с помощью осознания.

Происхождение названия «раджа-йога» 

Почему раджа-йога?

Прежде всего, раджа йога – это работа с умом. С санскрита «раджа» переводится как «царь». Покоривший свой ум становиться так же свободен и независим, как раджа. Независимость от ума, контроль над ним считается высшим достижением в раджа-йоге. Иногда раджа-йогу можно рассматривать как высший уровень хатха-йоги, так как, только достигнув хорошей физической формы, очистив тело от загрязнений, успокоив свой ум, можно приступать к раджа-йоге, то есть к еще более серьезным практикам.

8 ступеней Практика раджа-йоги

Как уже было сказано, раджа-йогу иногда называют восьмиступенчатой йогой, по количеству тех предписаний, которым нужно следовать. Существуют более детальные описания, но в этой статье они даны очень кратко и сжато для понимания общего смысла. Это так называемые восемь ступеней, которые нужно практиковать именно в последовательности, приведенной ниже:

  1. Яма. Представляет собой моральные принципы, которые уберегают человека от негативных эмоций, от неприятных переживаний, неблаговидных поступков и их следствий – несчастья. Основных принципов ямы пять: ахимса (ненасилие по отношению к себе и по отношению ко всему живому), сатья (правдивость, отказ ото лжи), брахмачарья (воздержание от болтливости, эмоциональности, сексуальных отношений), астея (неприсвоение чужого), апариграха (непринятие даров, самодостаточность).
  2. Нияма. Предписания ниямы предполагают развитие определенных добродетелей. Таких предписаний тоже пять: шауча (очищение на всех планах – тела, ума и духа), сантоша (удовлетворение тем, что есть), тапас (аскеза, самодисциплина), свадхья (изучение священных писаний), ишварапранидхана (служение Богу).
  3. Асана. Это объединение тела и ума с помощью физических упражнений. Асана переводится как «удобная, устойчивая поза». Эта ступень подразумевает раскрепощение тела и успокоение ума.
  4. Пранаяма. Следующая ступень – это контроль и управление своим дыханием, практики работы с дыханием.
  5. Пратьяхара.  Это отвлечение своих чувств от внешних объектов, контроль над чувствами, приобретение духовной силы, увеличение силы воли и достижение умственного сосредоточения.
  6. Дхарана. Это определенный уровень концентрации. Суть йоги состоит именно  в умении концентрироваться на объекте, фиксировать свое внимание.
  7. Дхьяна. Эта ступень слияния объекта и субъекта, то есть медитация. Овладевший медитацией, то есть умением пребывать в состоянии не думания, может переходить на следующую ступень.
  8. Самадхи. Эта самая последняя ступень в Аштанга-йоге, но именно с нее начинается настоящая йога для серьезных практиков. Самадхи обозначает просветление, то есть освобождение от омрачений, обретение своего истинного я, полное освобождение. И с этого начинается абсолютное служение другим людям.

Заключение

Человек, ставший на путь саморазвития, поставивший перед собой цель – понять свое предназначение в этом мире и в этом воплощении, – отважен. Ему все время нужно преодолевать сопротивление толпы, неприятные ощущения, связанные с процессом очищения тела, упадок сил, депрессии, неверие в себя, сомнения и муки во время очищения ума. Необходимо постоянно бороться со страстями, которые приходят в гости, желаем мы этого или нет. Важно понимать и осознавать, что все это делается для того, чтобы стать лучше и чище, чтобы потом протянуть руку помощи другим людям на пути освобождения. И это логично, так как невозможно обрести счастье и свободу и наслаждаться ими, когда вокруг люди больны и несчастны.

Есть такое изречение:

«Дорогу осилит идущий».

Всем терпения и усилий пути йоги. Ом!

asanaonline.ru

что это такое, техника выполнения

Один из основных видов йоги, который рекомендуют осваивать тем, кто стремится достичь мастерства — раджа йога. Этот вид практики считается лучшим способом развития контроля над своим разумом. Овладеть упрощенной версией раджа-йоги можно за 10 месяцев — этого времени достаточно, чтобы научиться управлять своим телом. Но для полного освоения и управления своим психоэмоциональным состоянием может потребоваться несколько лет. Только мастера йоги способны дойти до последней ступени и полностью подчинить себе свою сущность.

Особенности королевской йоги

«Раджа» означает «царь», поэтому раджа-йогу называют царской или королевской йогой. Из-за названия ее часто неправильно воспринимают, считая особым видом йоги, которой стоит выше остальных. Но это противоречит самой сути йоги, отрицающей титулы и структуру власти.

Высшая степень освоения королевской йоги — покорение своего разума. Тот, кто владеет разумом, становится велик и свободен, как раджа. Для достижения высшей ступени человеку необходимо пройти все уровни развития, не пропуская ни одного. Если йог не научиться управлять своим телом, разум ему не подчинится.

Философия раджа-йоги

Раджа-йога зародилась в Индии, и оттуда распространилась по всему миру. Как и другие виды индийской йоги, она руководствуется философией Санскрии. Эта философия подразумевает прохождение через три этапа развития:

  • тело;
  • дух;
  • разум.

Развивая тело с помощью физических упражнений, человек укрепляет свой дух. Развитие духа позволяет совершенствовать разум. Достигнув предела на низшей ступени практики, йог переходит на следующую. Главное — не останавливаться до тех пор, пока не получиться достичь высшей формы развития сознания и перейти в другое состояние. Просветленный мастер йоги выходит из бесконечного цикла перерождений и становится подобен божеству. В раджа-йоге другое состояние реальности называется Брахман или «божья благодать».

Познавший основу раджа-йоги становится безмятежным, а его сознание — открытым и легким. Практики полагают, что быстрее всего достичь высшей ступени получается у людей со спокойным уравновешенным характером.

В чем цель раджа-йоги

Главная цель практики раджа-йоги — постепенное подчинение разума и полное освобождение от негативных мыслей. Поэтому основное внимание здесь уделяется не асанам, а умственной работе. Царская йога не отдельное направление, а естественное продолжение аштанга-йоги, которая учит мастера правильному дыханию и выполнению асан.

Восемь ступеней аштанга-йоги

Путь мастера йоги начинается с прохождения восьми ступеней аштанга-йоги. Каждая ступень концентрируется на развитии определенных качеств. Невозможно перейти на следующий уровень, не освоив предыдущий, и для каждого человека время прохождения пути свое — от нескольких месяцев до нескольких лет.

Ступени аштнга-йоги:

  1. Яма. Это — начальная ступень, на которой йог осваивает моральные каноны, ограждающие его психику от влияния негатива. Переживание отрицательных эмоций делает человека уставшим, раздраженным и несчастным. Проходя Яму, он изучает основные принципы практики йоги: отказ от физического насилия, воздержание от соблазнов, преодоление потребности во вранье, присвоении чужого и получении одобрения.
  2. Нияма. Отказываясь от пагубных практик, человек должен вместо них освоить добродетели: научиться очищению, дисциплине, почитанию аскетичного образа жизни, изучению священных текстов и созерцанию Бога.
  3. Асана. После предварительной моральной подготовки йог переходит к изучению асан — особых поз, помогающих слить воедино ментальное и физическое тело. Фиксируя асану, человек усмиряет хаотичные мысли, учится освобождать ум.
  4. Пранаяма. Праной называют особое дыхание, а пранаямами — техники дыхания, позволяющие научиться управлять внутренними потоками энергии.
  5. Пратьяхара. Практика отречения от внешнего и внутреннего мира. Человек избавляется от всех накопленных переживаний и впечатлений, становится пустым сосудом, которым можно управлять силой воли.
  6. Дхарана. На этом этапе йог осваивает умение концентрироваться. Сосредотачивая внимание на конкретном предмете, он учится управлять вниманием и переключать его с внешнего мира на внутренний.
  7. Дхьяна. Эта ступень освоения медитации. Человек не просто раскрывает сознание, а учится объединять его со Вселенной.
  8. Самадхи. Ступень, которая объединяет предыдущие. Чтобы перейти на нее, йог должен научиться достигать полного просветления. Обретя свое внутренне «Я», человек отказывается от мирской жизни и посвящает себя людям.

После освоения всех ступеней, мастер йоги переходит на профессиональный уровень и уже не может вернуться к обычной жизни. С этого момента начинается путь к истинному мастерству, приближающему к божественной сути.

Духовный Университет Брахма Кумарис

Особую технику йоги раджи предлагают освоить во Всемирном Духовном Университете. Брахма Кумарис рассматривает йогу с позиции современных учений, значительно упрощая древнюю вариацию. В Духовном Университете основной практикой для достижения просветления считают медитацию. Чтобы достичь духовной чистоты и блаженства, участники сообщества должны соблюдать его главные принципы:

  • отказаться от продуктов животного происхождения;
  • исключить вредные привычки;
  • не вступать в физический сексуальный контакт;
  • служить высшему благу;
  • изучать слова Господа;
  • развивать скромность и смиренность.

Ученики Брахма Кумарис проходят совместные и индивидуальные курсы обучения. Занятия в Университете бесплатные, но добровольные пожертвования приветствуются — все учебные материалы и здания выкупаются учениками самостоятельно. Те, кто не может вносить денежные пожертвования, прислуживают в самом Университете и занимаются просветительской деятельностью.

Тренировка ума по методике Рамачарака

Вильям Аткинсон, более известный под псевдонимом Йог Рамачарак, был одним из самых известных последователей индийской философии в Америке. Он написал несколько книг, в которых в доступной форме изложил основные методики просветления. Писатель адаптировал древние тексты, сделав их понятными для современников, пропагандировал просветление и отказ от материальных ценностей.

Чтобы очистить разум, Рамачарака предлагал выполнять упражнения для развития интеллектуальных способностей. Для выполнения базового упражнения, человеку нужно найти тихое уединенное место, где его никто не потревожит. Приняв удобную позу, нужно сфокусироваться на внутренних ощущениях. Расслабить все мышцы и постараться отпустить мысли, не контролировать их, а просто наблюдать. Как будто они существуют отдельно и обладают собственной волей.

Когда поток мыслей станет отдельным процессом, нужно призвать из своего сознания мысль «Я есть». Она должна занять весь разум, вытесним остальные мысли. Внутреннее «Я» отделяется от тела, оно независимое и неуязвимое. Духовное тело возвышается над физическим и управляет им. Ничто не должно сбивать с этой мысли. При достижении нужного уровня концентрации, внутренние и внешние энергии объединяются и сливаются. «Я есть» — это осознание себя как единое создание, часть Вселенной.

Для выполнения второй части упражнения потребуется сосредоточиться на отдельном предмете. Нужно рассмотреть его в мельчайших деталях, запомнить материал, форму и размер. Подумать о его назначении, о людях, которые его создали. Придумать, как можно использовать его в будущем, что в нем можно изменить. После этого переместить внимание на свое тело. По очереди рассмотреть каждую часть тела, представить движение крови по венам и работу клеток внутренних органов. Завершающий этап упражнения — попеременное переключение внимания с окружающих предметов на части тела по очереди. Эта практика позволяет очистить сознание от случайных мыслей и научиться контролировать мыслительный процесс, проводить глубокий анализ. Регулярное выполнение упражнение для тренировки ума раскрывает потенциал мозга, который в повседневной жизни не используется.

Мантра для развития ума Рамачарака

Чтобы ускорить развитие ума, Рамачарак предлагает использовать во время медитации специальную мантру. Нужно сосредоточиться на своем внутреннем состоянии и подождать, пока потоки энергии достигнут покоя, замедлятся и станут почти неподвижны. Осознать себя, как маленькую песчинку в огромной пустыне, как одну из множества звезд в космическом пространстве.

Чувство единения с миром должно стать устойчивым. Ничто не должно отвлекать разум от внутреннего проживания момента единения. Мысленно следует произносить слова мантры: «Я есть, я имею волю, я решаю, я утверждаю, я чувствую силу, я требую, я — центр».

Комплекс для начинающих

Регулярное выполнение комплекса простых асан дисциплинирует разум и тело. Начинать занятие нужно с предварительной разминки, чтобы разогреть мышцы и связки. Для этого, лучше всего, подходят наклоны, махи и круговые движения, подготавливающие суставы к нагрузке.

Комплекс асан для новичков:

  1. Тадасана. Нужно встать прямо, опустить руки, сжать ноги вместе. Голову выпрямить, взгляд опустить. На вдохе напрячь все мышцы и постараться замереть неподвижно. На выдохе расслабиться и несколько секунд отдохнуть. Повторить 5–6 раз.
  2. Дандасана. Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, выпрямить колени. Руки отвести назад и упереться ладонями в пол. Выпрямить спину. Пальцы ног направить вверх, мышцы должны быть максимально расслаблены. Оставаться в асане нужно 2–3 минуты.
  3. Врикшасана. Встать прямо, выровнять спину и раскрыть плечи, слегка развернув их назад. Поднять правую ногу и поставить пятку на бедро левой ноги чуть выше колена. Главное — сохранять равновесие и не искривлять спину. Постояв в асане несколько секунд, поменять ногу. Если вначале сложно подтягивать пятку вверх, можно помогать себе руками
  4. Гарудасана. Встать прямо, руки опустить по швам. Слегка присесть и завести ногу за ногу. Нужно прочно стоять на обоих ступнях, не отрывая их от пола. Руки поднять вверх на уровне груди. Зафиксировать позу на 1 минуту. Сменить положение ног повторить асану.
  5. Гомукхасана. Сесть, согнуть ноги. Опустить правое колено на пол, на него сверху положить левое колено. Левую руку перекинуть через плечо назад. Правую завести за спину и согнуть в локте. Пальцы переплести между собой. Зафиксировать позу на 15 секунд. Спина должна быть прямой, плечи — отведенными назад. Медленно сменить позу, поменяв положение рук и ног. Повторить 6–8 раз.

Выполняя упражнения, нужно дышать медленно и глубоко. Нельзя делать резких движений и игнорировать боль. Если асану не получается выполнить сразу, нужно отложить ее до того момента, когда мышцы станут более эластичными и сосредоточиться на простых асанах.

mystroimmir.ru

Раджа-йога | Мир Йоги

 

Раджа-йога – это йога работы исключительно с сознанием, т.е. медитация. В раджа-йоге нет асан, и в ней всего несколько популярных пранаям . Считается, что раджа-йога – это последние 4 ступени восьмиступенчатой аштанга-йоги Патанджали. В буквальном переводе «раджа-йога» означает «царица среди йог», что указывает на её исключительный наивысший статус среди всех видов йоги, а не на то, что она предназначена только для раджей (царей).

В древности в состав раджа-йоги входили также практики визуализации, но в настоящее время они присутствуют только в тантре (шактийском учении), отделённом догматиками от йоги более 2 тысяч лет назад. Главным инструментом раджа-йоги служит самьяма (санъяма), для применения которой вначале необходимо овладеть медитацией (ее типы).

Также крайне важен этический момент личностного (духовного) роста, выражаемый в развитии 4-ого тела (виджнянамайя-коши), или тела мудрости, до выстраивания 5-ого тела (анандамайя-коши), или тела святости, на чём делается большой акцент в буддизме, в то время как в индуизме этому аспекту на практике не уделяют заметного внимания (многие современные чудотворцы-индуисты предпочитают жить по принципу «сила есть – ума не надо»)

 

Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за существующих взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами (см. хатха-йога).

 

 

Высокий уровень общего физического и психологического здоровья должен быть достигнут перед началом практики более возвышенных аспектов йоги. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания, такие как целибат, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога».

Раджа-йога — это йога воспитания сознания.Человек, практически изучающий эту йогу, приобретает сознание своего Я, а вместе с ним — необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей.

Раджа-йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что хатха-йога по отношению к миру физическому. Хатха-йога — йога преодоления тела, приобретения контроля над телом и его функциями; раджа-йога — йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, йога приобретения контроля над сознанием. Раджа-йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира — познанию самого себя.

 

 

Как хатха-йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и раджа-йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании. Задача раджа-йоги — это «постановка ума», сознания, аналогичная «постановке голоса» у певцов.

Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания.Раджа-йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной «постановке», удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его «лучше звучать» и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

 

Раджа-йога утверждает, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искаженная идея себя. Непонимание себя — главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п., — это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру.

Психика человека, с точки зрения раджа-йоги, — это система искривленных и затемненных стекол, через которые сознание на мир и на себя, получая совершенно не соответствующее действительности изображение.

 

 

Главное несовершенство психики — это то, что она заставляет человека считать отдельным то, что она полагает отдельным. Человек, верящий своей психике, — это человек, который верит в поле зрения бинокля, через который он смотрит, убежденный, что то, что входит в поле зрения бинокля, отличается от того, что в него не входит.

Новое самопознание достигается в раджа-йоге путем изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания; в индийской психологии они называются: глубокий сон, сон со сновидениями (осознанное сновидение), бодрственное состояние, турья, или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остается неизменным; их взаимные отношения также близки к приведенной выше схеме. После этого следует изучение психических функций — мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях; изучение снов; изучение полусознательных и бессознательных психических процессов; изучение иллюзий и самообманов; изучение разных форм самогипноза и самовнушения — с целью освобождения себя от них.

Tags: Раджа йога

www.yogamir.ru

Что такое раджа-йога, классическая или королевская йога

Во многих источниках раджа-йога объясняется как практика контроля разума. Это «царица» йоги, потому как разум и есть «царь» нашего организма. Именно под воздействием мозговых импульсов происходят те или иные изменения в нем.

Королевская йога напрямую связана с работой над разумом, поэтому считается одним из главных разделов йоги. Тело и разум человека находятся в тесной зависимости, поэтому для развития сознания нужно совершенствовать физические возможности.

Происхождение названия королевской йоги

Как вы уже поняли, раджа-йога — подчинение разума своей воле. В переводе с санскрита «раджа» означает «царь». Согласно учению, тот, кто сможет покорить свой разум, обретает свободу подобно радже. Именно контроль над ним называют главным достижением в королевской йоге.

В некоторых источниках этот вид йоги называют высшим уровнем хатха-йоги, потому что только чистое и сильное тело и спокойный разум могут дать право приступать к более сложным практикам, таким, как раджа-йога. Давайте разберемся, что это такое и как правильно освоить практику. Знаете ли вы? Благодаря занятиям йогой, можно уменьшить массу своего тела на 20 % за 2 месяца. И не нужны никакие диеты!

Философия Санкрии

Согласно философии, этот вид йоги наиболее подходит для спокойных и уравновешенных людей. Поэтому ее еще называют «йогой концентрации», но высшим достижением в ней является легкое осознание бытия, схожим с «божьей благодатью». Теория раджа-йоги предусматривает философию Санкрии так же, как и другие виды йоги, например аюрведа. Основная идея состоит в развитии материальных уровней в сторону духовных при помощи практической йоги.

На каждом этапе у йога появляются новые умения, но они не сравнимы с «высшей реализацией». Смысл в том, чтобы человек не останавливался после обретения необычных свойств, практикующий должен продолжать развиваться до конечной немыслимой реальности, которую называют Брахман.

Цель раджа-йоги

Основная цель раджа-йоги состоит в достижении свободы путем работы с разумом, освобождении от негатива осознанием. Постижение этой практики включает контроль всех мыслительных процессов или ментальных изменений. Если сравнивать царскую йогу с привычной хатха, то разница кардинальна. Если практикующий хатха-йогу приступает к духовным занятиям с асан и правильного дыхания, то в раджа-йоге Садхана начинается с умственной работы, хотя и здесь присутствуют некоторые позы для медитации.

Восемь ступеней практики — аштанга-йога

Царскую йогу часто связывают с 8 ступенями, по числу предписаний, которые нужно выполнять. В этом списке: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Давайте рассмотрим каждый из этих этапов более подробно, выполнять их нужно именно в данной последовательности:

Эта ступень связана с моральными канонами, которые сохраняют психику от отрицательных эмоций и переживаний, плохих поступков и, как следствие, несчастья. Яма включает в себя пять принципов: ахимса (отказ от насилия по отношению ко всему живому), сатья (отказ от вранья), брахмачарья (воздержание от секса, болтливости и эмоциональности), астея (отказ от воровства), апариграха (самостоятельность, отказ от подарков). По правилам Ниямы, йогу необходимо развивать некоторые добродетели. Основных предписаний также пять: шауча (полное очищения тела, души и разума), сантоша (ценим то, что имеем), тапас (аскетичный образ жизни, дисциплина), свадхьяя (изучение святого письма), ишварапранидхана (почитание Бога). Это специальные позы, которые помогают объединить тело и ум при помощи физических нагрузок. Дословно с санскрита «асана» переводится как «удобная и устойчивая поза». На этом этапе йог обретает спокойствие ума и свободу в теле. Данный уровень связан с правильным дыханием, а именно специальными упражнениями для его настройки и контроля. Во время пратьяхары йог отвлекается от внешнего мира и собственных чувств. На этом этапе человек становится сильнее в духовном плане, достигается сосредоточение разума и усиление воли. Из всего разнообразия восточных практик, люди все чаще проявляют интерес к такому направлению как йога. Советуем узнать о таких распространенных практиках йоги, как: бикрам-йога, Айенгара, Атма Крия йога, Мула бандха, Джаландхара бандха, Уддияна бандха, Кундалини, Флай-йога, Бхакти-йога, акройога, йогалатес, крийя-йога, прана-йога и йога-челлендж. На данном этапе йог учится концентрироваться. В этом и есть смысл практики, в умении сосредоточиться на определенном предмете. Предполагает медитативное объединение объекта и субъекта. Только после обретения навыка медитации можно переходить на следующий уровень. Последняя ступень, после которой начинается йога для профессионалов. Самадхи связана с полным просветлением, освобождением от мрачных мыслей, обретения собственного «я». С этого момента йог посвящает свою жизнь служению людям.

Университет Брахма Кумарис

Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет — сравнительно новое религиозное течение монахов-отшельников, которое пропагандирует определенную медитативную форму раджа-йоги. Это упрощенный вариант классической раджа-йоги, описанной Патанджали в «Йога-сутрах».

Организация «Брахма Кумарис» делает акцент именно на медиумизм, имеет общие сходства с движением нью-эйдж. Главный офис университета находится в Маунт-Абу (Раджастхан, Индия). Высшим благом в раджа-йоге Брахма Кумарис считается божественное блаженство, то есть абсолютная чистота и покой, вечное счастье и освобождение от негативных эмоций. Для достижения этих благ нужно придерживаться четырех основных принципов жизни: гьян (знание), йога (мысленное соединение), дхарна (усвоение положительных качеств) и сева (служение).

Кроме того, практикующие должны отказаться от продуктов животного происхождения, алкоголя, наркотиков и курения, придерживаться целибата.

Тренировка ума вместе с Рамачарака

Йог Рамачарака (настоящее имя Вильям Аткинсон) — это известный американский писатель, который многие годы продвигал индийскую философию на родине. Его книга «Раджа-йога» является одним из самых популярных руководств по этой духовной практике. В ней достаточно сложные вещи описываются доступным языком. Рамачарака рассказывает, как люди могут познать себя настоящего и отказаться от ложных знаний и убеждений. Знаменитая тренировка ума от йога включает два упражнения, которые помогут познать скрытые интеллектуальные возможности и стать увереннее в себе.

Фиксируемся в удобном положении, чтобы тело не привлекало внимание. Важно ощутить легкость в мышцах и расслабиться.

  1. Место выполнения упражнений должно быть тихим, позвольте разуму свободно занимать пространство.
  2. Первым делом, после того, как сосредоточитесь, займите ум мыслью «Я есть». Примите себя как отдельное от тела, неуязвимое и независимое существо.
  3. Подумав об этом несколько мгновений, попытайтесь воспринимать свою духовную оболочку как что-то могущественное, способное управлять разумом.
  4. Следите за тем, чтобы ум не метался из стороны в сторону, мысли были четкими, не зависели от внешних факторов.
  5. Развивайте мысли, рассматривайте свое «я» как единое с с жизнью, силой, разумом и бытием. В этот момент вас переполняет чувство умиротворения и контроля над собственным разумом.
  6. Забудьте обо всех мирских делах и проблемах, сосредоточьтесь только на своем «Я есть».
  7. Не пытайтесь освоить все и сразу. Ваша цель объединить внутри себя все энергии.
  8. Начинаем с приравнивания ума со своей сущностью, а после добавляйте «есть», что означает реальность.
  9. Слияние этих двух понятий дает возможность сосредоточить все мысли внутри себя.
  10. Повторяйте упражнение, пока вы не сможете быстро входить в состояние сосредоточенности. Это умение вам сразу же принесет легкость и успокоение.

Для выполнения вам нужно собраться с мыслями и сосредоточиться на одном предмете. С виду легкие упражнения для начинающих на практике доставят массу трудностей, ведь наше внимание всегда рассеивается на множество вещей. Раджа-йога как классическая методика требует регулярных тренировок, которые помогут добиться желаемого результата.

Важно! Такие нагрузки особенно подходят для новичков, которые хотят научиться сосредотачиваться на отдельных вещах.

  1. Определите для себя какой-нибудь предмет внимания, сконцентрируйтесь только на нем, не думая об остальном мире.
  2. Тщательно рассмотрите форму, размер и материал, из которого сделан предмет. Задумайтесь о его предназначении и функциях, о составляющих элементах в отдельности.
  3. Также нужно подумать о людях, которые сделали предмет, откуда был взят материал, истории его происхождения. Глубоко изучите тему по плану: сам предмет; как он создавался; предназначение, состав; возможный финал.
  4. Затем обратите внимание на любую часть своего тела. При этом временно отключите все остальные импульсы, представьте, что у вас осталась она одна. Меняйте части тела, давайте уму больше работы для тренировки.
  5. Обратите взгляд на окружающие вас предметы. Не нужно фокусироваться на чем-то одном, важно научиться использовать скрытые способности, контролировать разум.
  6. Тренироваться нужно часто, не считайте упражнение бесполезным, так как оно поможет открыть новые возможности.
  7. Вам нужно приучиться разбирать мыслительный процесс на отдельные пункты, искать для себя новые интересные темы. Используйте разные способы анализа, таким образом вы сможете узнать о данной теме в разы больше.
Большинство людей не использует и половины потенциала своего мозга. После данных упражнений вы откроете новые глубины, пополните базу знаний и осознаете, что изучили определенную тему полностью.

Мантра от Рамачарака

Известный йог представил в своей книге мантру, которую можно назвать упражнением для ума в йоге. Звучит она так:

«Я имею волю — это моя неотчуждаемая собственность и мое право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю свое господство. Моя воля — это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силен. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву».

Комплекс асан раджа-йоги для начинающих

Данная подборка поможет человеку любого возраста, статуса и вероисповедания, профессии и образования стать более совершенным в физическом, духовном и умственном плане.

Поза горы (Тадасана)

  • Займите положение стоя, держите спину прямой.
  • Руки по швам, ладонями внутрь. Коленки подобраны.
  • Задержитесь в положении на 1-2 минуты.

Поза треугольника (Уттхита Триконасана)

Данная асана дается не сразу, тренируйтесь не меньше месяца. Для того чтобы ускорить процесс, во время выполнения представляйте позади себя стену. Поза треугольника — это положение, когда туловище находится под прямым углом к полу и параллельно стене.

  • Становимся у стены, держим лопатки сомкнутыми, ягодицы подтянуты.
  • Ноги на ширине плеч, правая нога смотрит в сторону чуть шире плеч, ступня параллельна стене.
  • Руки разводим в сторону.
  • После начинаем делать плавный наклон к правой ноге, скользя правой ладонью по бедру. Вторая рука скользит по стенке и находится под прямым углом к полу.
  • Возвращаемся в исходное положение и повторяем в другую сторону.

Поза орла (Гарудасана)

  • Для начала нужно стать в асану Тадасана.
  • Немного присядьте и скрестите ноги, перекинув одну на другую в районе колен.
  • Переплетенные руки подняты вверх, под прямым углом к полу.
  • Стойте прямо, смотрите вдаль, старайтесь удержать равновесие.
  • Задержитесь в положении на минуту.
  • Выполните позу орла в другую сторону.

Важно! Йога не терпит резких движений. Делайте все плавно и без неприятных ощущений в теле.

Связка треугольник и полумесяц (Уттхита Триконасана и Архачиндрасана)

  • Исходное положение — стоя ровно. Ноги расположены в метре друг от друга.
  • Руки разведены в стороны.
  • Дальше нужно развернуть правую стопу на 90 градусов, а левую — на 45. Делаем наклон вправо, при этом руки в том же месте, позвоночник вытягиваем, голова смотрит влево.
  • Протягиваем правую руку к полу, хотя бы минимально. Следите за тем, чтобы корпус представлял собой одну линию, руки под прямым углом к полу. Сгибаем правую ногу, ладони этой же руки размещаем на 20 см от стопы на полу.
  • Поднимаем левую ногу вверх, в то же время выпрямляя другую. Остаемся в таком положении на пару секунд, это поможет укрепить мышцы всего тела. Опускаем ногу и отдыхаем.
  • Займите Тадасана, повторите асану в другую сторону.

Поза дерева (Врикшасана)

Эта поза поможет найти баланс, прежде всего, психологический.

  • Для этого становимся ровно, правая нога сгибается в колене.
  • Поставьте ногу на левое бедро, поближе к паху. Если вам трудно, помогите себе второй рукой.
  • Фиксируемся при поднятых руках на пару минут.
  • Выполните Врикшасана в другую сторону.

Связка Воин II и Воин III (Вирабхадрасана I и Вирабхадрасана III)

Данная поза помогает учиться балансу тела, психики и эмоций.

  • Займите положение стоя ровно, ноги держите в метре друг от друга.
  • Корпус и ступни разворачиваем направо, руки подняты вверх.
  • Передняя нога сгибается в колене, при этом нужно нагнуться пониже, вторая нога остается на месте (Вирабхадрасана I).
  • Зафиксируйтесь в асане на минуту и повторите действия в обратную сторону.
  • Далее нужно поднять левую ногу и остаться в позе ласточки (Вирабхадрасана III).
  • Исходное положение, повторяем для правой ноги.

Повторите связку в другую сторону.

Знаете ли вы? Практикующие йоги умеют надолго задерживать дыхание, как минимум на 30 минут.

Наклон с широко расставленными ногами (Прасарита Падатанасана)

Асана полезна для растяжки мышц задней поверхности бедра и позвоночника.

  • Стоим ровно, ноги раздвигаем максимально широко.
  • Стопы параллельны друг другу, пятки выверните наружу.
  • Далее прогибаемся и делаем наклон вперед, при этом следует держать корпус ровным. Ладони параллельны стопам, упираются в пол.
  • Тянемся как можно ниже и фиксируемся на пару минут.

Связка Воин II и наклон вперед (Вирабхадрасана II и Хашваканасана)

Эта поза направлена на развитие стойкости, укрепление нервной системы, саморегуляции организма. Отлично растягивает боковые мышцы.

  • Начальное положение в позе Тадасана. Стопы ног разведите на ширину 120 см.
  • Прямые руки разведите в стороны.
  • Разверните только стопы: правой ноги на 90 градусов, левой — на 45. Смотрим на ладонь правой руки, голова повернута вправо, расслабьте шею.
  • Делаем глубокое приседание, правая нога согнута в колене. Держим левую ногу прямо, голень под прямым углом к полу, а бедро параллельно.
  • Делаем наклон вперед, правая рука заходит за ногу на полу, а прямую левую руку тянем над головой.
  • Остаемся в асане на несколько минут и возвращаемся в исходное положение.
  • Повторите упражнение в другую сторону.

Поза посоха (Дандасана)

Это упражнение направлено на общее расслабление организма, суставов рук и ног.

  • Исходное положение — сидя на полу. Ноги прямые, руки по швам, ладони упираются в пол.
  • Спину держим прямой, носочки смотрят вверх, тело полностью расслаблено.

Коровья морда (Гомукхасана)

Асана показана людям, страдающими болями в спине и суставах. Она отлично растягивает мышцы. Не стоит выполнять при травмах шеи и позвоночника.

  • Подтяните к себе согнутые в коленях ноги. Положите правую ногу под левую.
  • Согнутую левую ногу нужно положить на вторую так, чтобы коленка была под коленкой.
  • Левую руку заводим за спину, а правую сгибаем в локте и поднимаем вверх. Соединяем пальцы рук за спиной.
  • Держите плечи расправленными, смотрите перед собой.
  • Отдохните и повторите в обратном положении ног.

Царская йога чрезвычайно полезна для организма и душевного состояния человека. Если относиться к практике философски и без фанатизма, вопроса о том, секта раджа-йога или нет, уже не возникнет. Мера и ответственный подход — это залог достижения главной цели йоги.

lifegid.com

царица йог. Упражнения и практика.


Философия йоги на Западе многие века была недоступной и непонятной. Первым, кто на научной основе стал интересоваться йогой, был великий философ Шопенгауэр. Ближе всего по духу ему была именно раджа и буддхи йога, то есть йога ума и сознания. Шопенгауэр опирался на Упанишады, но современному учёному или изучающему йогу доступны многие другие исторические и очень древние документы, что, несомненно, упрощает погружение в мир йоги и облегчает понимание её особенностей.

Раджа йога многими источниками трактуется как царица йоги, так как она напрямую связана с практиками контроля разума. Мы же инстинктивно считаем ум «царём» всего нашего организма, ведь он вольно или невольно подчиняется приказам ума и находится под его непрерывным неусыпным вниманием.

Суть этого направления в йоге

В интернете можно найти некоторые статьи, в которых раджа йога трактуется как практика для царей, «королевская йога», едва ли не способ стать абсолютным властителем. На деле это совершенно неправильное объяснение сути этого направления. По своей природе любой вид йоги направлен не вовне, на окружающий мир, а внутрь, на достижение внутреннего равновесия и гармонии с самим собой, единением с верховным Абсолютом Духа.

Раджа йога направлена на работу с умом человека, поэтому считается одним из самых важных направлений. Так как тело и ум человека находятся в постоянной и неразрывной связи, чтобы повлиять на состояние ума, нужно научиться в совершенстве управлять собственным телом. На этом этапе многие начинающие практиковать йогу делают основные ошибки. Они слишком много внимания уделяют телесным практикам, ограничивая духовные, например, медитацию или дыхательные упражнения. На самом деле в раджа йоге крайне важны все этапы. Только научившись управлять своим телом и психоэмоциональными проявлениями, можно надеяться перейти к контролю ума. Для этого и существует классическая методика для начинающих.

Все уроки проводятся по системе, включающей в себя восемь этапов, или уровней. Из-за этого раджа йогу часто называют аштанга-йога (аштанга – это восемь ступеней):

  • Яма – правила поведения.
  • Нияма – погружение в духовные практики.
  • Асана – выполнение специальных упражнений для гармонизации духа и тела.
  • Пранаяма – практики для контролирования дыхания, также приводящие к объединению духовной и телесной сущности.
  • Пратьяхара – отвлечение от внешних воздействий.
  • Дхарана – концентрация умственных способностей.
  • Дхьяна – состояние медитации.
  • Самадхи – полное умиротворение, внутреннее созерцание своего единения с верховным разумом.

Только пройдя все эти восемь ступеней, можно по-настоящему освоить раджа йогу. При этом каждый этап очень важен, его нельзя пропускать или исключать, так как все вместе они являются единым целым, основным условием освоения йоги ума. Работать над собой с целью постижения раджа йоги лучше всего под руководством опытного учителя, однако существуют и упражнения для начинающих, позволяющих начать обучение лично. На данный момент лучшим и едва ли не единственным руководством подобного типа является книга Виллис Слейтер «Раджа йога. Классическая методика для начинающих». Она доступна и на русском языке. В ней достаточно просто и доходчиво изложены основные условия практического освоения этого вида йоги.

Книга В. Слейтер как помощь для начинающих йогинов

Эта книга в значительной степени облегчит усвоение йогических практик, так как в ней изложены все методики, основанные на большом личном опыте автора. Они адаптированы для понимания представителей нашей расы с его специфическим менталитетом. Весь курс достаточно упрощён и доступен даже тем, кто йогой никогда и ни в какой форме не занимался.

Книга описывает упражнения для начинающих, рассчитанные на десять месяцев занятий. Всего в ней 10 уроков, то есть на усвоение упражнения и его перенесения в постоянную практику отводится целый месяц. Опираясь на эту книгу, освоить этот упрощённый вариант раджа йоги будет намного проще, нежели пытаясь сделать это, опираясь на другие внешние источники. Кроме того, наличие грамотного и хорошо сформулированного «учебника» поможет намного проще и быстрее освоить практику, а также поможет начинающим не наделать грубых и опасных ошибок.

Университет Брахма Кумарис

В наши дни царская йога становится все более популярной, не удивительно, что появляется множество различных её адаптаций и вариантов. Одним из наиболее широко известных центров, занимающихся пропагандированием именно этого направления, является Брахма Кумарис, или Всемирный Духовный Университет Брахма Кумарис. Он представляет собой современное религиозное течение, основанное на раджа йоге как одной из медитативных практик.

Брахма Кумарис использует очень упрощённый и адаптированный для понимания и освоения современными людьми вариант раджа йоги. Брахма Кумарис заимствовал многие свои положения из «Йога-Сутр» Пантаджали.

Все члены Брахма Кумарис отказываются от половых контактов, не едят мяса, становясь сторонниками вегетарианской диеты. Также для сторонников Брахма Кумарис характерен отказ от употребления спиртных напитков, курения и использования наркотических веществ.

Главная цель Брахма Кумарис — достижение блаженного состояния тотального счастья, полного благополучия. Для этого в Брахма Кумарис используются 4 основных принципа:

  • Знание
  • Соединение в мыслях
  • Положительные качества
  • Служение

Рост численности поклонников этого Университета говорит о высокой популярности этого вида раджа йоги.

Царь царей

При переводе с санскрита раджадхираджа — это царь царей. Таким образом, раджадхираджа йога — это практика, позволяющая йогину перестать отождествлять себя исключительно физическим телом, и почувствовать себя душой — частью всемирного разума. Если считать разум царём человеческого тела, то душа становится царём царей — руководителем разума. Именно это и подчёркнуто в названии этой системы.

Раджадхираджа йога имеет глубокие корни и древнюю традицию. Она фактически выросла из лучших проявлений тантры, а в прошлом веке её практики были восстановлены, расширены и развиты, а также адаптированы под требования и особенности современных людей.

Практикуемая раджадхираджа йога базируется на мягком выполнении ряда асан, которые призваны сбалансировать тело и дух. Они подбираются индивидуально учителем для каждого конкретного ученика, так же, как и мантры, мысленно повторяемые во время выполнения всего комплекса упражнений и каждой конкретной асаны в частности. Такой комплекс способствует гармонизации гормонального фона, тем самым улучшая общее состояние организма и способствуя дальнейшему процессу освобождения разума.

Используемые упражнения

Нужно всегда помнить, что физическая сторона упражнений, дыхательных практик (пранаям) и медитаций не является приоритетной, этот лишь средство для достижения духовного совершенства. Однако все они способствуют укреплению здоровья и совершенствуют тело, что приводит к физической крепости и долголетию. В результате практикующий аштанга йогу получает большой запас жизненных сил и душевную и физическую закалку, а также запас времени для достижения духовного совершенства и возможности контролировать свой ум и управлять им.

Хотя раджа йога связана со всеми восемью ступенями аштанга йоги, в основном она использует последние четыре, то есть пратьяхра, дхарана, дхьяна и самадхи. Именно поэтому пытаться целиком и полностью освоить этот вид йоги при помощи только асан или пранаям не удастся. Нужно всегда помнить, что основной целью является духовное совершенствование, поэтому весь упор приходится на медитацию, а все остальные методики являются вспомогательными и подчинёнными.

Некоторые виды упражнений могут показаться начинающим очень простыми, иногда даже — излишне простыми, не приносящими никакого явного эффекта. Но следует помнить, что и «Москва не сразу строилась», поэтому ожидать сиюминутного проявления каких-либо результатов не стоит. Однако любое постепенное воздействие обязательно приведёт к успеху.

«Царская йога» не ставит перед человеком цели «нахрапом» овладеть всеми знаниями. Для достижения цели весь путь разбивается на этапы:

  • Устранение негативных чувств и проявлений.
  • Развитие в себе позитивных свойств и умений, чувств.
  • Накопление праны.
  • Прохождение различных состояний сознания.
  • Самадхи.

Наряду с обычными упражнениями, которые могут показаться слишком простыми, существует и практика правильного дыхания. Это очень важный этап, которому нужно уделять достаточно внимания. Способность контролировать дыхание также приходит только с опытом, но без старания и усердия этого никак не достичь.

1. Стартовое упражнение — задержка дыхания. Она должна быть вдвое дольше выдоха и в 4 раза дольше вдоха.

2. Второй этап — максимальное замедление мыслительных процессов до полного отсутствия мыслей. В это время психика будет отдыхать, но постоянно находится под контролем. В дальнейшем это даст возможность контролировать и бессознательное.

3. Третий уровень — медитация. Это глубинное погружение в самого себя поможет со временем овладеть искусством осознания своей духовной сущности.

Для контроля разума нужно освоить способы управления собственным телом. В раджа йоге часто практикуется эка пада раджакапотасана, или поза царя голубей. Она отличается сильным выдвижением вперёд груди, что напоминает горделивое поведение этой птицы. Поза эка пада раджакапотасана может иметь несколько разновидностей, в которых конечности занимают разные положения. При этой асане занимается положение сидя на полу, чаще всего одна нога поджимается пол себя, а вторая отводится назад, сгибается в колене и поднимается вверх. Верхняя часть корпуса вытягивается вверх и подтягивается к поднятой стопе, выгибаясь вперёд дугой. Такая поза способствует оживлению кровоснабжения мозга и «вытягивает» позвоночник, помогая мыслительным процессам.

Практика царственной йоги для начинающего может быть как очень сложной, так и приятной и доступной. Очень многое зависит от настроя практикующего и его желания достичь успеха. Прежде чем приступать к изучению раджа йоги, человеку нужно осознать, с какой целью он это делает. Только после этого ему будет намного проще проходить все этапы обучения и успешно продвигаться по пути йоги царей.

yogarossia.ru

Раджа — йога. Золотая книга йоги

1. Восемь составляющих

В раджа-йоге восемь частей — яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Яма — это самообуздание, или практика ненасилия, правдивости, нестяжания, целомудрия и благорасположенности. Нияма — это соблюдение пяти канонов, а именно: внутренней и внешней чистоты, удовлетворенности, обуздания плоти, изучения религиозных книг с повторением мантр и поклонения Богу, посвящения Ему плодов труда. Практикой ямы и ниямы студент йоги очищает ум. Развивая дружелюбие, милосердие и благодушие, он побеждает ненависть, зависть, сердечную черствость и так достигает умственного покоя. Практикуя асану, он обретает стойкость и крепость тела. Практикуя пранаяму, он избавляется от блужданий ума и разрушает раджас и тамас, скрывающие тепло и свет. Его тело также становится светом. Практикуя пратьяхару (отвлечение или удаление чувств от объектов чувств), он обретает силу и умиротворенность ума. Дхарана -это сосредоточение ума. Дхьяна — это медитация. Самадхи — это сверхсознательное состояние. Самъямой называют комбинированную практику, а именно дхарану, дхьяну и самадхи, практикуемые параллельно. Благодаря самьяме на внешние объекты, йог обретает различные способности, тайное знание о вселенной и т.д. Сосредотачивая чувства, эго и ум, он получает различные силы и переживания.

2. Восемь способностей

Вот основные восемь совершенств (сиддх): 1. Анима, способность становиться мельчайшим, подобно атому; 2. Махима, способность становиться громадным, как гора; 3. Лагхима, способность становиться легким, как пушинка; 4. Гхарима, способность становиться тяжелым, как груда железа; 5. Прапти, способность касаться Луны кончиком пальца; 6. Пракамья, способность удовлетворять все желания; 7. Ишитва, способность творить; 8. Вашитва, способность управлять и контролировать все элементы.

3. Виды самадхи

Йог последовательно всходит по разным ступеням лестницы йоги и обретает различный опыт, знания и силы. Сначала он получает савитарка и нирвитарка самадхи (осознание с правильным анализом и осознание без анализа). Затем он входит в савичара и нирвичара самадхи (осознание с правильным размышлением и осознание без мыслей). Впоследствии он переживает сананда и сасмита самадхи (ощущение чистейшего блаженства и собственной благостной сущности). В начальных самадхи существует алам-бан (поддержка) и самскары (впечатления ума). Эти самадхи не могут принести освобождения, а также являются препятствиями для йога, который желает обрести высшее асампраджната самадхи. в котором все семена впечатлений сознания, несущие рождение и смерть, сожжены полностью.

4. Четыре класса раджа — йогов

Существует четыре класса раджа йогинов:

1. Пратхамакальпика — начинающий, или неофит. Свет у него только появляется. Йог не обрел еще никаких способностей. Он практикует только савитарка самадхи.

2. Мадху бхумика — тот, кто вошел в нирвитарка самадхи и обрел интуицию, откровение. Эта стадия называется также мадхумати, поскольку сладка подобно меду.

3. Праджна джьоти — это йог, достигший владения элементами и чувствами. Этого йога не соблазнят даже искушения небесных существ. Он достиг радостного состояния удовлетворенности.

4. Атикранта-бхананъя — этот йог достиг стадий вишоки («без скорби») и самскара-шеши (равновесие тонких впечатлений). Он получил полную независимость.

Раджа-йог может обрести все способности без самъямы благодаря спонтанному просветлению через очищение (пратибха). Он обретает высшее просветление через полное различение между личностью и материей.

Теперь на йога нисходит дхарма-мегха самадхи, или «облахо добродетели». Он обретает высшее отречение. Он без сожаления отвергает все сверхспособности, даже всесилие, всезнание, препятствующие высшему самадхи. Затем он обретает асампраджната самадхи, в котором все впечатления сознания, несущие рождение и смерть, сожжены полностью.

Этот йог видит без помощи глаз, вкушает без помощи языка, слышит без помощи ушей, обоняет без помощи носа и ощущает без помощи кожи. Его воля может творить бесчисленные чудеса. Он просто включает волю и все входит в бытие. Это состояние описано в «Тайтарейя-араньяке»: «Слепой находит жемчужину, беспалый нанизывает ее на нить, лишенный шеи носит ее и немой восхваляет ее» (1.11.5).

5. Абсолютная духовная независимость

В конечном итоге пуруша осознает свое естественное состояние божественной славы — абсолютную независимость (кайвалья). Он полностью отделил себя от материальной природы и ее воздействий. Он ощущает себя абсолютно свободным и достигает кайвалъи — высшей цели раджа-йога. Теперь разрушены все кармы. Гуны, исполнив свои задачи, полностью перестают действовать. Одновременно йог обретает знание. Прошлое и будущее соединяются в настоящем. Все происходит «сейчас». Все находится «здесь». Йог преодолевает время и пространство. Все знание о трех мирах, все мирские науки — это ничто, это шелуха в сравнении с бесконечным знанием йога, достигшего кайвалъи. Слава таким возвышенным йогинам! Да снизойдут на всех вас их благословения!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *