На санскрите веды – Ведический санскрит — родной язык «Риг-веды»

Ведический санскрит — родной язык «Риг-веды»

Священные тексты «Риг-Веды» в самую раннюю эпоху своего существования не записывались, а заучивались наизусть, распевались и произносились вслух, именно поэтому очень трудно дать точную датировку «Риг-Веды». Народы говорящие на ведическом санскрите, как на родном языке, называли себя ариями, а язык свой называли арийским, то есть «родным языком». Считается, что самые древние части «Риг-веды» уже существовали в устной форме около 3900 года до н. э. ещё до расцвета цивилизации долины Инда (Хараппское царство) в 2500 году до н. э.

Риг-Веда — ṛgveda — «веда гимнов» , дословно «Речь Знания» или «Хвала Знанию», «Гимн Знанию».

Слово ṛc — риг, рич – речь, хвала, стихи, гимн. (укр. рич = речь; др.рус.: наРИЦати, наричати, наречие, речь)

Слово Веда — veda — священное знание. Vid, ved – знать, ведать (Др.рус. ВЕМ – знаю. ВЕСИ – знаешь, ВЕСТНО — гласно, публично; нем.-wissen, нидерл.-weten, швед. -veta, польский. -wiedzieć, болг. -ведаць, белор.- відати.)

Вид-ма — vid-maмы знаем (родственные слова в рус. яз.: видимо; укр. «вiдомо» — известно, очевидно; итал. vedére- видеть).

Вид-а — vid-a — вы знаете. Vedana — Ведана — Ведение, знание (родственные слова в рус. яз.: ведать, отВЕДАть) Vedin — Ведин — Ведун, провидец— ВЕДАющий, пред-ВИДЯщий. Vid-e (видье) – знание. В современном русском языке есть множество слов с ведическими корнями vid, ved – ведать, видимо, видим;исповедь, поведать, изведать, уведомить, уведомление, осведомиться….
Авидья — avidya — незнание, невежество, иллюзия, как противоположность «ВИДЬЯ» — знанию.

богин — bhogin —  змея, водная змея нимфа.

Змеевик князя Владимира Мономаха

Древнейшие устные тексты гимнов «Риг-Веды» звучали на ведическом санскрите, их впервые начали записывать

в 2500 году до н.э, и к 100 году до н.э. гимны, посвящённые главным богам Риг-Веды окончательно были записаны и оформлены в «Риг-Веде» (Rig-Veda).
Слово «санскрит» означает «созданный, совершенный», а также «очищенный, освящённый». Санскрит — saṃskṛtā vāk – «изысканный язык», по определению, всегда был «высокий» язык, используемый для религиозных и научных дискуссий.

Ведические формы санскрита сохранились в живом обращении среди служителей религиозного культа (брахманов) до середины 1 тысячелетия до нашей эры, простые индусы этого священного языка не знали. Знание ведического санскрита было эталоном социального класса и уровня образования, студенты учили санскрит, тщательно анализируя грамматику Панини (Panini).
Самая старая из сохранившихся грамматик ведического санскрита – это «

Ạṣtādhyāyī Панини» («Восемь глав грамматики» Панини), которая датируется 500 годом до нашей эры. В ней записаны грамматические правила и ведические формы санскрита, используемые при жизни Панини в 5 веке до н.э.

Но мифотворчество в Индии на изучении текстов гимнов «Риг-Веды» не остановилось, создавались новые тексты вед, появлялись новые сюжеты индийского эпоса, новые божества, менялась иерархия богов, изменялся и сам санскрит Индии, приобретая новые грамматические правила и структуры.


За прошедшие века после знакомства индусов с древней частью гимнов Риг-веды, в народном эпосе Индии появилось продолжение в виде новых индийских вед — Яджур-веда — «Веда жертвенных формул», Сама-веда — «Веда песнопений», Атхарва-веда — «Веда заклинаний»,

которые сформировали мировоззрение современного индуизма.
Древние тексты гимнов Риг-веды дали новый импульс развития и авестийскому, и персидскому языкам.

Ведизм не был обще-индийской религией, его придерживалась лишь группы племён говорящих на ведическом (ведийском) санскрите Ригведы. Общеизвестно, что идеи ведизма, со временем, вошли в индуизм, буддизм, христианство и многие другие религии мира.

Ведийский санскрит (ведический язык) — самая ранняя разновидность древнеиндийского языка.
Ведийский санскрит более архаичный поэтический язык мантр (гимнов, песнопений, ритуальных формул и заговоров). Мантры составляют четыре Веды, из которых самая древняя — «Риг-веда», записанная  в 2500 году до н.э. в стихах, и более поздняя «Атхарва-веда» — веда магических заговоров и заклинаний

написана в прозе на позднейшем санскрите. Проза вед представляет собой комментарии брахманов к Ведам, и философские произведения возникшие на основе Вед .

Учёные утверждают, что древний Ведический санскрит текстов Риг-Веды и Эпический санскрит индуистского эпоса Махабхараты — это отдельные языки, хотя, они во многом похожи, но отличаются в основном в фонологии, лексике и грамматике.

Пракриты – языки произошедшие от ведического санскрита.

Ведический санскрит имеет тесную связь с прото-индо-европейскими языками, в нём мы находим корни всех индо-европейских языков. Ведический санскрит является старейшим свидетельством общего языка индо-иранской ветви индоевропейской семьи языков.
Все индоевропейские языки происходят от единого пра-индоевропейского языка (PIE), носители которого жили 5—6 тыс. лет назад.

Различные подгруппы индо-европейской семьи языков появлялись в разное время. Генетическое родство ведического санскрита с современными языками Европы, славянскими языками, классическим греческим и латинским можно увидеть в многочисленных родственных словах. Очень многие корни слов ведического санскрита мы находим в славянских языках, которые образовались от единого пра-славянского языка.

Среди учёных существуют разногласия относительно географической пра-родины пра-индоевропейского языка. Одни исследователи сегодня считают прародиной пра-индо-европейского языка Причерноморские степи, находящиеся к северу от Чёрного и Каспийского морей, где около 4000 года до н.э. жили народы, возводившие курганы. Другие учёные (Колин Ренфрю) считают, что прародина пра-индоевропейского языка – это территория древней Анатолии и датируют его происхождение несколькими тысячелетиями раньше.

Культуру древних пра-индоевропейцев (PIE), вероятно, представляет Ямная археологическая культура, носители которой в III тыс. до н. э. (3600 по 2300 г.г. до н.э.), обитали на восточных землях современной Украины, на реках Буг, Днестр, на юге России (в При-Уралье), на Волге, на территориях Причерноморья и Приазовья. Название Ямная происходит (от русского «яма»), по типу погребения в яме (могиле) умершего помещали в положении лежа на спине с согнутыми коленями. В захоронениях Ямной культуры, обнаружена гаплогруппа R1a1, (SNP маркер M17) хромосомы Y.

Древне-Ямная археологическая культура эпохи позднего медного века – раннего бронзового века (3600—2300 до н.э.) занимала территорию на востоке современной Украины и юге России, в Причерноморье и в Крыму. Племена Ямной культуры говорили диалектах праиндоевропейского (арийского) языка, ведического санскрита.

Мир Природы на санскрите Риг-Веды Что значит «ХАРША» на санскрите Риг-Веды?

ru-sled.ru

Веды — самые древние священные тексты


Веды (в переводе с санскрита знание, учение) – самые древние священные тексты индуизма, написанные на санскрите. Веды включают четыре писания (Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа), которые относятся к категории шрути (услышанное).

Основной частью Вед являются самхиты – сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам. Содержащиеся в Ведах мантры, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворенными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Сведения об авторстве указаны в анукрамани.

История происхождения

Веды считаются одними из самых древних священных писаний в мире. Сначала они передавались устно из поколения в поколение, и до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.

В индуизме считается, что в начале каждого космического цикла, сразу после сотворения Вселенной, Брахма (Бог-Творец) получает ведийское знание. В конце космического цикла ведийское знание уходит в непроявленное состояние, а затем появляется вновь в следующем цикле творения. Великие риши (мудрецы) получают это знание и передают его в устной форме на протяжении миллионов лет.

Индуисты считают, что более 5000 лет назад, сохранившаяся часть ведийского знания была записана и разделена на четыре Веды великим мудрецом Вьясой (Ведавьясой), который также изложил основную его суть в форме афоризмов Веданта-сутры.

Каждую Веду Вьяса передал для упорядочения одному из своих учеников. Пайла упорядочил гимны Ригведы. Мантры, которые использовались в религиозных и общественных церемониях, были собраны Вайшампаяной в Яджурведе. Гимны Самаведы собрал Джаймини. Атхарваведа, представляющая собой собрание гимнов и чар, была упорядочена Сумантой.

Предположительно Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления Ригведы около XVI века до н.э. и завершился в V веке до н.э. Однако, так как Веды записывались на недолговечном материале (пальмовых листьях, древесной коре), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет.

Читайте подробнее: Истоки йоги

На данный момент Веды — самое древнее философское учение, которое было привнесено в Индию Ариями. Веды — это очень сильное, могущественное, сверхлогичное и гуманистическое знание! В «неправильных» руках это знание может превратиться в страшный яд, в «правильных» руках — оно может стать спасением человечества. Долгое время эти знания находились под охраной жрецов-брахманов. Веды содержат в себе Великую Истину. Существует мнение, что веды это наследие древнейшей высокоразвитой цивилизации, которое дошло до наших дней.

Что же из себя представляют Веды? Почему это знание держалось в тайне? Откуда изначально появилось это знание, кто написал Веды? Как шла передача знания? Посмотрев видео, вы приблизитесь к пониманию того, что содержит в себе это таинственное и могущественное ведическое знание.

Основные тексты Вед

Веды включают в себя четыре самхиты (сборника мантр):

1. Ригведа (Веда гимнов) состоит из гимнов-мантр, предназначенных для повторения главными священниками.

Ригведа читать

Ригведа считается древнейшим сохранившимся индийским текстом, из которого остальные три Веды заимствовали часть материала. Ригведа состоит из 1 028 гимнов на ведийском санскрите и 10 600 текстов, которые разделены на десять книг, называемых мандалы. Гимны посвящены ригведийским богам, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Рудра, Варуна, Савитар и другие. Все мантры Ригведы были открыты 400-ам риши, 25 из которых были женщинами. Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке.

Ученые считают, что книги Ригведы составлялись поэтами из различных групп священников в течение пятисотлетнего периода. По мнению Макса Мюллера, Ригведа была составлена в период с XVIII по XII век до н.э. в районе Пенджаба. Другие исследователи указывают более поздние или более ранние даты, а некоторые полагают, что период составления Ригведы не был столь продолжительным и занял около одного столетия между 1450-1350 годами до н.э.

Существует большое лингвистическое и культурное сходство между Ригведой и ранней иранской Авестой. Это родство уходит корнями в праиндоиранские времена и ассоциируется с Андроновской культурой. Самые древние колесницы, запряженные лошадьми, были обнаружены в Уральских горах и приблизительно датируются началом II тысячелетия до н.э.

2. Яджурведа (Веда жертвенных формул) содержит мантры, предназначенные для священников-помощников адхварью.

Яджурведа основная статья

Яджурведа состоит из 1984 стихов, частично заимствованных и адаптированных из Ригведы и изложенных в прозе. Мантры Яджурведы имеют практическую цель — каждая мантра предназначена для использования во время определенной части ритуала жертвоприношения. Мантры этой Веды были составлены для всех ведийских обрядов, а не только для ритуала Сома, как в Самаведе.

Существует две основных редакции этой Веды — Шукла Яджурведа и Кришна Яджурведа. Происхождение и значение этих редакций точно неизвестны. В Шукла Яджурведе содержатся исключительно тексты и формулы, необходимые для совершения жертвоприношений, а их пояснение и философское толкование выделены в отдельный текст Шатапатха-брахману. Этим она сильно отличается от Кришна Яджурведы, в которой объяснения и толкования мантр интегрированы в основной текст и обычно следуют сразу же после каждой мантры.

3. Самаведа (Веда песнопений) содержит мантры, предназначенные для повторения священниками-песнопевцами удгатри.

Самаведа читать

Самаведа состоит из 1875 стихов, большинство из которых заимствовано из Ригведы. Ригведийские тексты изменены и адаптированы для воспевания, некоторые из них повторяются несколько раз.

Самаведа служила как сборник гимнов для священников-певчих, принимавших участие в литургии. Священников, которые воспевали гимны из Самаведы во время ведийских ритуалов, называли удгатри, словом, которое происходит от санскритского корня уд-гай («петь» или «воспевать»). В использовании гимнов в литургиях ключевую роль играл стиль воспевания. Каждый гимн должен был воспеваться согласно строго определенной мелодии — отсюда и название этой Веды (саман в переводе с санскрита — мелодия восхвалительной песни или гимна).

4. Атхарваведа (Веда заклинаний) представляет собой сборник мантр-заклинаний.

Атхарваведа читать

Атхарваведа состоит из 760 гимнов, пятая часть из которых является общей с Ригведой. Большинство текстов — метрические, и только некоторые разделы написаны в прозе. По мнению большинства ученых, Атхарваведа была составлена около X века до н.э., хотя некоторые ее части датируются ригведийским периодом, а некоторые — даже древнее Ригведы.

В Атхарваведе содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвященные помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения. Одно из современных названий Атхарваведы – Атхарва-Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии.

Лингвистически, мантры этой Веды относятся к самым древним образцам ведийского санскрита. В отличие от остальных трех Вед, мантры Атхарваведы не имеют прямого отношения к торжественным жертвоприношениям. Ее первая часть состоит в основном из магических формул и заклинаний, которые посвящены защите от демонов и бедствий, исцелению болезней, увеличению продолжительности жизни, осуществлению различных желаний и достижению определенных целей в жизни. Во второй части содержатся философские гимны. В третьей части Атхарваведы в основном содержатся мантры, предназначенные для использования во время проведения свадебных обрядов и похорон.

Дополнительные тексты

Веды состоят из основных текстов (Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа), которые называются самхиты. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы (гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов), араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады (философские тексты). Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основных текстов эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

Самхиты и брахманы относят к категории карма-канды (обрядового раздела), тогда как араньяки и упанишады принадлежат к категории джнана-канды (раздела о знании). В то время как самхиты и брахманы сосредоточены на ритуальных практиках, основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. В них, в частности, обсуждается природа Брахмана, атман и реинкарнация. Араньяки и упанишады являются основой веданты.

Предлагаем дополнительно посмотреть лекцию Ильи Журавлева, в которой он знакомит слушателей с древнейшей философией, описанной в Ведах, Упанишадах, Пуранах, Тантрах и других древнейших источниках по йоге. Описание чакр, мудр, йоговских практик (асаны, пранаямы, медитация) в древних текстах. Отличие древних и современных практик.

Упанишады — древнеиндийские трактаты религиозно-философской тематики. Являются продолжением Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути («услышанных свыше, богооткровенных»). В них в основном обсуждается духовная философия, медитация, вопросы Бога, души, кармы, перевоплощения, развития сознания, освобождения от страданий. Эти написанные на санскрите произведения характерны глубиной и поэтичностью изложения, и отражают мистический опыт йогов древности. На лекции Ильи Журавлева рассматриваются основные сюжеты, идеи и термины, основные практики, описанные в этих древнейших трактатах по йоге.

Другие послеведийские тексты, такие как «Махабхарата», «Рамаяна» и Пураны не относятся к ведическими писаниям, хотя в некоторых направлениях индуизма позиционируются как пятая Веда.

Также существует категория текстов, называемых термином «упаведа» («второстепенное знание»). Этот термин используется в традиционной литературе для обозначения ряда специфических текстов, которые не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. Сюда входят:

Аюрведа — «медицина», примыкает к «Атхарваведе».
Дханурведа — «боевые искусства», примыкает к «Яджурведе».
Гандхарваведа — «музыка и священные танцы», примыкает к «Самаведе».
Астра-шастра — «военная наука», примыкает к «Атхарваведе».

В других источниках, к упаведам причисляются также:

Стхапатья-веда — архитектура.
Шилпа-шастры — искусство и ремесла.


null-plus.biz

РИГ-ВЕДА (Веда гимнов) на санскртите с транслитерацией и с переводом Елизаренковой Т. Я.

«Ригве́да» (санскр. ऋग्वेद, ṛgveda IAST, «веда гимнов») — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы.

 

«Ригведа» — собрание гимнов на ведийском языке, входящее в число четырёх индуистских религиозных текстов, известных как Веды. «Ригведа» была составлена, видимо, около 1700—1100 гг. до н. э. и является одним из древнейших индо-иранских текстов и одним из древнейших религиозных текстов в мире.

 

Самыми древними мандалами «Ригведы» считаются II–VII [1]. Веками она сохранялась только в устной традиции и впервые записана была, вероятно, только в раннем Средневековье[2].

 

«Ригведа» — наиболее древняя и значительная из Вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и мифологии. В 2007 году ЮНЕСКО включило Ригведу в реестр «Память мира».

 

«Ригведа» состоит из 1028 гимнов (или из 1017, не считая составленные на ведийском санскрите апокрифические валакхилья (vālakhilya IAST) — гимны 8.49—8.59), многие из которых предназначены для различных жертвенных ритуалов. Это длинное собрание коротких гимнов главным образом посвящено восхвалению богов. Оно состоит из 10 книг, называемых мандалами.

 

Каждая мандала состоит из гимнов, называемых сукта (sūkta IAST), которые, в свою очередь, состоят из отдельных стихов, называемых «рич» (ṛc IAST), во множественном числе — «ричас» (ṛcas IAST). Мандалы не равны ни по длине, ни по возрасту. «Семейные (фамильные) книги», мандалы 2-7, считаются самой старой частью и включают самые короткие книги, отсортированные по длине, составляя 38 % текста. Мандала 8 и Мандала 9, вероятно, включают гимны различного возраста, составляя 15 % и 9 % текста соответственно. Мандала 1 и Мандала 10 — самые молодые и самые длинные книги, составляют 37% текста.

 

Главные боги «Ригведы» — Агни (жертвенное пламя), Индра (героический бог, восхваляемый за убийство своего врага Вритры) и Сома (священный напиток или растение, из которого он изготовлен). Другие видные боги — Митра, Варуна, Ушас (заря) и Ашвины. Также призываются Савитар, Вишну, Рудра, Пушан, Брихаспати, Брахманаспати, Дьяус (небо), Притхиви (земля), Сурья (солнце), Ваю (ветер), Апас (воды), Парджанья (дождь), Вач (слово), Маруты, Адитьи, Рибху, Все-боги, многие реки (особенно Сапта Синдху (семь потоков) и река Сарасвати), а также различные меньшие боги, персоны, понятия, явления и предметы. «Ригведа» также содержит фрагментарные ссылки на возможные исторические события, особенно борьбу между ведийскими ариями и их врагами, дасами.

 

Мандала I состоит из 191 гимна. Гимн 1.1 адресован Агни, и его имя — первое слово «Ригведы». Остальные гимны главным образом обращены к Агни и Индре. Гимны 1.154 — 1.156 обращены к Вишну.

Скачать в doc (перевод) | fb2 (перевод) | epub (перевод) | pdf (санскрит)
Мандала II состоит из 43 гимнов, посвящённых главным образом Агни и Индре. Её обычно приписывают риши Гритсамаде Шаунохотре (gṛtsamda śaunohotra IAST).

Скачать в doc (перевод) | fb2 (перевод) | epub (перевод) | pdf (санскрит)
Мандала III состоит из 62 гимнов, обращённых главным образом к Агни и Индре. Стих 3.62.10 имеет большую важность в индуизме и известен как Гаятри-мантра. Большинство гимнов в этой книге приписывается Вишвамитре Гатхине (viśvāmitra gāthinaḥ IAST).

Скачать в doc (перевод) | fb2 (перевод) | epub (перевод) | pdf (санскрит)
Мандала IV состоит из 58 гимнов, обращённых преимущественно к Агни и Индре. Большинство гимнов в этой книге приписываются Вамадеве Гаутаме (vāmadeva gautama IAST).

Скачать в doc (перевод) | fb2 (перевод) | epub (перевод) | pdf (санскрит)
Мандала V состоит из 87 гимнов, обращённых преимущественно к Агни и Индре, Вишведевам, Марутам, двойному божеству Митре-Варуне и Ашвинам. Два гимна посвящены Ушас (заре) и Савитару. Большинство гимнов в этой книге приписываются семье Атри (atri IAST).

Скачать в doc (перевод) | fb2 (перевод) | epub (перевод) | pdf (санскрит)
Мандала VI состоит из 75 гимнов, обращённых преимущественно к Агни и Индре. Большинство гимнов в этой книге приписывают бархаспатья(bārhaspatya IAST)-семье Ангирас.

Скачать в doc (перевод) | fb2 (перевод) | epub (перевод) | pdf (санскрит)
Мандала VII состоит из 104 гимнов, обращённых к Агни, Индре, Вишвадевам, Марутам, Митра-Варуне, Ашвинам, Ушас, Варуне, Ваю (ветру), двух — Сарасвати и Вишну, а также другим божествам. Большинство гимнов в этой книге приписывают Васиштхе Майтраваурни (vasiṣṭha maitravaurṇi IAST). Именно в ней впервые встречается «Махамритьюмджая-мантра» (Гимн «К Марутам», 59.12).

Скачать в doc (перевод) | fb2 (перевод) | epub (перевод) | pdf (санскрит)
Мандала VIII состоит из 103 гимнов, обращённых к различным богам. Гимны 8.49 — 8.59 — апокриф валакхилья (vālakhilya IAST). Большинство гимнов в этой книге приписывается семье Канва (kāṇva IAST).

Скачать в doc (перевод) | fb2 (перевод) | epub (перевод) | pdf (санскрит)
Мандала IX состоит из 114 гимнов, обращённых к Соме Павамана, растению, из которого изготавливался священный напиток ведийской религии.

Скачать в doc (перевод) | fb2 (перевод) | epub (перевод) | pdf (санскрит)
Мандала X состоит из 191 гимна, обращённых к Агни и другим богам. Она содержит Надистути-сукту, молитву рекам, важную для реконструкции географии ведийской цивилизации, и Пуруша-сукту, имеющую большое значение в индуистской традиции. Она также содержит Насадия-сукту (10.129), возможно, наиболее знаменитый на Западе гимн, рассказывающий о Творении.

Скачать в doc (перевод) | fb2 (перевод) | epub (перевод) | pdf (санскрит)

 

Скачать Мандалы I-X транслитерация

ashtanga-yoga.guru

На каком языке составлены Веды? Читать о санскрите на сайте Ведического Центра

Автор: Валентин Даценко

На каком языке составлены Веды? На санскрите.

Санскрит – это совершенный язык совершенных Вед. Слово санскрит буквально означает «утонченная, возвышенная речь». Мы на собственном опыте убедились в удивительном соединении красоты и сложности санскрита. А также в поразительном сходстве санскрита с русским, украинским и другими языками, что вне всяких сомнений является веским доказательством того, что когда-то на территории земного шара существовал единый язык, единая нация, единая культура, о чем говорится в Ведах. На этих страницах нет смысла приводить бесконечные списки однокоренных санскритских и русских слов, чтобы не делать содержание слишком объемным. Эта информация доступна в Сети.

Санскритское слово самскрта состоит из двух: сам, как префикс, указывает на завершенность, полноту; и слова крта, что означает “сделанный”. Таким образом, санскрит – это то, что совершенно по своей природе, без изъянов.

Санскрит – это язык интеллектуальной элиты общества. Даже в далекие ведические времена существовала разница между языком, на котором разговаривали широкие массы (пракрит) и языком, на котором могли свободно общаться представители высших сословий общества (санскрит).

Санскрит – самый совершенный и идеальный язык, прародитель всех языков человечества. Вот на каком языке составлены Веды

Среди ученых запада существуют разные мнения в отношении санскрита. И это неудивительно. Ведь санскрит, а значит и Веды, известны западному миру на протяжении всего лишь нескольких последних веков. Когда же ученые поняли, на каком языке составлены Веды?

Санскрит был открыт для изучения западными учеными, начиная со второй половины 18 века во времена колонизации Индии Британской империей. Первопроходцем в изучении санскрита среди западных людей стал сэр Уильям Джонс. Получив в подарок одно из ведических произведений, Ману-смрити, он не смог сдержаться, чтобы не выучить санскрит.

В 1791 году он сказал знаменитую фразу: «Независимо от того, насколько древен санскрит, он обладает удивительной структурой. Он более совершенен, чем греческий язык, более богат, чем латинский, и более изыскан, чем каждый из них. И в то же время он носит столь близкое сходство с этими двумя языками, как в корнях глаголов, так и в грамматических формах, что это вряд ли может быть случайностью. Это сходство так велико, что ни один филолог, который занялся бы исследованием этих языков, не смог бы не поверить тому, что они произошли из общего источника, которого уже не существует».

В основе письменности русского языка лежит кириллица, английского – латиница, санскрита – деванагари. Санскритское слово деванагари также состоит из двух частей: дева, что означает “божественный”, и нагари – “город”.

Ведические источники говорят о существовании жизни на других планетах. Высокоразвитые живые существа, которые населяют эти планеты, говорят на санскрите. Поэтому, если вы хотите научиться говорить с жителями высших планет – учите санскрит.

Санскрит – это не просто язык. Это прародитель всех языков, изначальный язык. У абсолютного знания, Вед, нет начала и нет конца. У санскрита, который является совершенной формой речи для передачи этого знания, также нет ни начала, ни конца. У лингвистов и историков нет веских аргументов чтобы опровергнуть эту истину.

Статья “Кто является автором Вед и когда они были написаны“.

vedacentre.com.ua

Веды

Веды (из санскрита – «знание», «учение») – это собрание древних священных писаний индуизма, которые были записаны на санскрите.

Индийские веды долгое время передавались в устной стихотворной форме. Они не имеют авторов, так как были «ясноуслышаны» святыми мудрецами. Веды апаурушея – несотворённые человеком, санатан – вечные, богооткровенные писания.

 

Этимология

Санскритское слово veda означает «знание», «мудрость» и происходит от корня vid–, «знать», родственного праиндоевропейскому корню ueid–, означающего «ведать», «видеть» или «знать».

Как существительное слово упоминается в «Риг–веде». Оно родственно праиндоевропейскому ueidos, греческому «аспект», «форма», английским wit, witness, wisdom, vision (последний от латинского video, videre), немецкому wissen («знать», «знание»), норвежскому viten («знание»), шведскому veta («знать»), польскому wiedza («знание»), латинскому video («я вижу»), чешскому vim («я знаю») или vidim («я вижу»), голландскому weten («знать»), белорусскому веды («знания») и русскому ведать, изведать, разведать, отведать, заведовать, ведение, ведун, заведующий, невежда, невежество.

 

Датировка и история написания Вед

Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с записи «Риг–веды» около XVI века до н. э., достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э. Большинство учёных сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.

Из–за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты «Риг–веды» датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.

Индийский брахман Бал Гангадхар Тилак (1856–1920), получивший европейское образование, обосновал концепцию, что Веды были созданы примерно за 4500 лет до н. э. Аргументы Б. Г. Тилака основаны на филолого–астрономическом анализе текста Вед. Выводы автора таковы: та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара. В наши дни арктическая гипотеза сформулированная Тилаком находит всё больше поддержки среди учёных.

 

Классификация (деление)
1. Четыре Веды

Первоначально существовала одна Веда – Йаджур–веда – и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна–Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали–йуги. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг–веду, Сама–веду, Йаджур–веду, Атхарва–веду и поручил эти части своим ученикам.

  1. Риг–веда – Веда гимнов
  2. Сама–веда – Веда песнопений
  3. Яджур–веда – Веда жертвенных формул
  4. Атхарва–веда – Веда заклинаний

 

Ригведа (веда гимнов) – состоит из 10522 (или 10462 в другой версии) шлок (стихов), каждая из которых написана в определённом стихотворном размере, таком как гаятри, ануштуп и т. д. Эти 10522 стихов–мантр сгруппированы в 1028 сукт (гимнов), которые, в свою очередь, сгруппированы в 10 мандал (книг). Размер этих мандал неодинаков – например, во 2–ой мандале содержится 43 сукты, в то время как в 1–ой и в 10–ой – по 191 сукте. Стихи Ригведы на санскрите называются «рик» – «слово просветления», «ясноуслышанное». Все мантры Ригведы были открыты 400–ам риши, 25 из которых были женщинами. Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке. Ригведа в основном посвящена гимнам–мантрам, восхваляющим Господа и Его различные воплощения в форме божеств, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Варуна, Савитар и другие. Из божеств Троицы в Ведах в основном упоминается только Брахма (Брама, Господь–Творец), который в Ведах персонифицируется фактически как Сам Брахман (Бог). Вишну и Шива на момент записи Вед упоминаются только как второстепенные божества. Фактический текст – Ригведа–самхита.

Перейти в раздел Риг-веды

 

Самаведа (веда песнопений) – сформирована из 1875 стихов, и большая ее часть, около 90%, дублирует гимны Ригведы. Гимы Ригведы отбирали для Самаведы по мелодичности звучания. Самаведа включает в себя мантры, которые служат для повторения священниками –песнопевцами удгатри.

Перейти в раздел Сама-веды

 

Яджурведа (жертвенные формулы) – веда, состоящая из 1984 стихов, содержит мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов. Позже из–за противоречий между многочисленными философскими школами Яджурведы она была разделена на Шуклаяджурведу (Светлая Яджурведа) и Кришнаяджурведу (Тёмная Яджурведа), и таким образом Вед стало пять. На момент записи Яджурведы из 17 имевшихся в древности сакх (ветвей) Шуклаяджурведы осталось 2; из 86 ветвей Кришнаяджурведы – 4. Примерно такое же соотношение утраченных текстов относится и к другим Ведам. В Атхарваведе, состоящей из 5977 шлок, содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвящённые помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения. Одно из современных названий Атхарваведы – Атхарва–Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии. Так возникли четыре Веды, хотя иногда говорят о пяти Ведах с учётом разделения Яджурведы на Шуклаяджурведу и Кришнаяджурведу.

Коротко о Яджур-веде

 

Атхарваведа (заклинания и заговоры) – веда жреца огня Атхарвана – самое древнее собрание индийских заговоров, сложенное из 5977 шлок, и созданное приблизительно в начале I тысячелетия до н. э. Атхарваведа не похожа на другие в том, что отражает бытовые стороны жизни древнейших людей, населявших Индию. Она повествует не о богах и мифах с ними связанных, а о человеке, его страхах, болезнях, его социальной и личной жизни.

Перейти в раздел Атхарва-веды

 

2. Деление Вед на Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады

Все индийские веды состоят из основного текста – самхит, а также трёх дополнительных разделов: брахман, араньяк и упанишад. Эти дополнительные разделы большинство ведических учёных не считают частью текстов вед. Самхиты (основной текст) и брахманы относят к категории карма–канды, так называемого обрядового раздела. Араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады относятся к категории джняна–канды – разделу о знании. Самхиты и брахманы направлены на ритуальные практики, а основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. Араньяки и упанишады являются базой веданты – одной из теистических школ индуистской философии.

 

Самхиты – сборники мантр, представленных в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т. д.; обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином «девы», что в буквальном переводе означает «светящиеся», «сияющие» и часто переводится как «небесные существа», «полубоги» или «ангелы». Основными девами ведического пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являются Рудра, Индра, Агни и Варуна. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основной самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

 

Брахманы – гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов. Они представляют собой ритуальные тексты, воспроизводящие детали жертвоприношений и говорящие о смысле жертвенного ритуала. Они связаны с самхитой одной из вед и представляют собой отдельные тексты, за исключением Шукла Яджур–веды, где они частично вплетены в самхиту. Важнейшая из брахман – Шатапатха–брахмана, которая принадлежит Шукла Яджур–веде. Брахманы также могут включать в себя араньяки и упанишады.

 

Араньяки – заповеди, созданные для отшельников, ушедших в лес. Соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался размышлениям. Каждая Араньяка как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из трех вед. Например, к традиции Ригведы принадлежит Айтарея–брахмана, а к ней примыкает Айтарея–араньяка из 5 книг; с Яджурведой связана Шатапатха–брахмана, в которой содержится Брихад–араньяка (Великая Араньяка).

 

По содержанию, Араньяки, как и брахманы, раскрывают космологический смысл ведийского ритуала. Наряду с толкованием его деталей, в Араньяках содержатся богословские рассуждения об их глубинной сущности, о ритуале как механизме достижения бессмертия или познания Божественного начала. В Араньяках также можно найти представление о возможности замены «внешнего» ритуала «внутренним» (например, учение о «внутренней агнихотре» в Шанкхаяна–араньяке).

Сохранилось 4 Aраньяки: Айтареяараньяка, Каушитаки (Шакхаяна) араньяка, Тайттирияараньяка и Брихадараньяка.

 

Упанишады – это философские тексты, написанные на санскрите, которые являются итогом учения отдельных глав четырёх вед. Они учат нас не только принципам Атмавидьи (знания Атмана), но и освещают, как практически их постичь. Слово «упанишада» означает «постижение» и применение на практике начальных истин. Каждый текст связан с той ведой, в которой он встречается. Поучения упанишады часто подаются в контексте соответствующего ведического гимна или ритуала. Вместе взятые, упанишады имеют общее название «веданта». Они составляют раздел, относящийся к Высшей Мудрости. В традициях веданты упанишады упоминаются как богооткровенные священные писания, благодаря постижению которых обретается знание Брахмана (Абсолюта). Ранее насчитывалось 1180 упанишад, но, по прошествии веков, многие из них были забыты, и до наших дней дошли только 108. Десять упанишад приобрели особое значение как главные, или приближенные к «каноническим» упанишады. Оставшиеся 98 упанишад дополняют их и дают представление о различных вопросах миропознания.

Коротко об Упанишадах

 

По мнению учёных, составление брахман, араньяк и основных упанишад канона «мукхья» завершилось в конце ведического периода. Остальные упанишады, принадлежащие к канону «муктика», были составлены уже в послеведический период.

К писаниям на ведическом санскрите также принадлежат некоторые сутры, такие как веданта–сутры, шраута–сутры и грихья–сутры. Учёные считают, что их составление (около VI века до н. э.), вместе с появлением Веданг, ознаменовало конец ведического периода, после которого начали появляться первые тексты на классическом санскрите в период Маурьев.

 

3. Деление на Шрути, Смрити и Ньяя

Традиционным является также деление ведических писаний на три группы:
ШрутиСмрити и Ньяя – услышанное, запомненное, выведенное логически.

 

Шрути (то, что постигают путём слушания): это 4 Веды (Риг-веда, Сама–веда, Яджур–веда, Атхарва–веда) и Упанишады – по преданию, были изначально получены Брахмой от Высшего Бога. Впоследствии были записаны на жреческом языке санскрите.

 

Смрити (то, что надо запомнить) – традиция, или то, что воспроизводится по памяти; то, что было осознано мудрецами, пропущено через себя, понято и объяснено. Термин обычно используется по отношению к текстам, дополняющим шрути – изначальные ведические писания. Существует много вариантов классификации писаний смрити. Как правило, к смрити принято относить:

  1. Дхарма–шастры – сборники древнеиндийских законов, правил и предписаний, регламентирующих личную жизнь человека и содержащих правовые, религиозные, морально–этические и другие нормы поведения. Состоят из 18 книг. Каждая книга соответствует определённой временной эпохе.
  2. Итихасы или истории, сказания. Состоят из 4 книг. К их числу принято относить эпосы «Махабхарату» и «Рамаяну».
  3. Пураны или древние былины. Состоят из 18 книг. Дополнительные священные писания индуизма, в которых Вишну, Кришна или Шива превозносятся как Верховные формы Бога.
  4. Веданга состоит из 6 категорий текстов: Шикша, Вьякарана, Чандас, Нирукта,Джьотиша и Калпа.
  5. Агамы или доктрины. Делятся на три основные части: вайшнавские, шиваитские, ишакта. Другой вид их категоризации: Мантра, Тантра, и Янтра.

Смрити были записаны на разговорном санскрите (лаукика–санскрите).

 

Ньяя – логика (Веданта–сутра и другие трактаты).

 

Дхарма–шастры

Вишну–смрити – одна из наиболее крупных дхармашастр.

Ману–смрити также известна как Ману–самхита, Манава–дхармашастра и Законы Ману – памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества – Ману. Является одной из девятнадцати дхарма–шастр, которые входят в литературу смрити.

 

Итихасы

Махабхарата – (Великое сказание о потомках Бхараты, по имени царя Бхараты, потомка древнего царя Куру) – величайший древнеиндийский эпос.

Одно из крупнейших литературных произведений в мире, Махабхарата представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро–дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 100 000 двустиший (шлок), что в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. Махабхарата – источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго–Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в ней есть всё на свете.

Коротко о Махабхарате

 

Бхагавад–гита (Божественная песнь)

– памятник древнеиндийской литературы на санскрите, часть Махабхараты, состоит из 700 стихов. Бхагавад–гита является одним из священных текстов индуизма, в котором представлена основная суть индуистской философии. Считается, что Бхагавад–гита может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. Часто Бхагавад–гиту характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно–философской традиции всего мира.

Текст Бхагавад–гиты состоит из философской беседы Кришны и Арджуны, которая происходит на поле битвы Курукшетра, непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна – воин и один из пяти братьев–принцев клана Пандавов – перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий – Кришна – убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и принца и излагая перед ним различные философские системы веданты и процессы йоги. Во

gitak.ru

Что значит «ХАРША» на санскрите Риг-Веды?

Прочитав название, вы, наверняка, отгадали, что означает слово «ХАРША», записанное на ведическом санскрите «Риг-Веды» около 2500 года до нашей эры. Это одно из древнейших слов русского языка, которым мы сегодня все пользуемся, как пользовались и наши далёкие предки в устной речи более 4 тысяч лет назад. Не найти в мире другого языка, который бы, как русский язык, сохранил в своей структуре столько древнейших (архаичных) слов из ведического санскрита Риг-Веды.

Харша — harṣa (hṛṣ) — трепетный момент восторга или радости, подъём волос, шерсти, ощетинивание; (родственные слова в рус. яз.: — ХОРОШО, хорош, хороша…; в англ.: hard — твёрдый, har + da — дающий эрекцию, подъём;)

1). харша — harṣa — радость, удовольствие, счастье.

ХАР – Har — приятный, благостный; ХАРьЯТИ  — Harjati – любить, жалеть, от: Харша — Harsha –радость. Корень: —ghar -ghra — радоваться– приятный, благостный (родственное слово в рус. яз.: гореть)

Харша — harṣa  — это сильная радость, но особая радость, когда волоски на теле встают дыбом от сильного чувства, прилива радости или блаженства. Это радость, которую мы испытываем, именно, как «сексуальное удовольствие, жгучее сексуальное желание».

Харшу — hṛṣu – Агни, огонь; солнце; месяц, радостно, счастливо, хорошо.

Нет никаких сомнений, что hṛṣu – это не что иное, как одно из самых употребительных слов русского языка: хорошо.

Также мы теперь можем видеть и глубинный смысл французского: heureux (heureuse) – «счастливый, радостный, довольный, удачливый, блаженный», ясно, что Hereux Noel! и Heureuse année! – это нечто больше, чем банальное пожелание счастья в новом году  – Радостного, Хорошего нового года! С Новым годом!

hRS, harSati , {-te}, harSat —  быть возбужденным, в нетерпении, в предчувствии веселья; чувствовать беспокойство и нетерпение …

harSayati , harSayate, ajIhRSat, ajaharSat — возбуждать (-ся), быть нетерпеливым в стремлении к любви, к победе…; радоваться; радуйтесь.

ЖАРИ-ХРСьяте = jarIhRSyate , ЯР-Харсти = jarharSTi, jarhRSanta , jarhRSANa, jAhRSANa —  быть ЯРО — сильно нетерпеливым, ЖАРко возбужденным… (вот когда в нашей речи появился Ярило — бог весеннего солнца)

2). харша — harṣa — эрекция, сексуальное возбуждение, ощетинивание, страстное желание, похотливость.

Это слово также напрямую означает эрекцию полового органа, а также особую, ни с чем несравнимую Радость пронизывающую насквозь, персонализированную в образе некого «сына Дхармы».

Муда (муде́, муди) — Mudā —  веселье, радость, восторг. На первый взгляд кажется, что слово muda, явно созвучное общеизвестному русскому слову мудо́, которое употребляют, обычно, в форме муде́, муди, просто курьёзное случайное звуковое совпадение, но давайте приглядимся внимательнее.

mu u  — связь;  da  — давать, дающий;

Соответственно, мы можем объяснить muda, как:  mu + da = связь + дающий

Основа muda содержит очень сильную и продуктивную семему {da} с общим значением «давать, дающий» и её можно рассматривать, как сложный (составной) корень mu + da. Действительно, в словаре есть отдельно слова mu — “a bond — связь”, и da — “giving, granting — дающий”, поэтому мы вполне обоснованно можем сделать составное слово:

Муда харша — Mudā harṣa – связь, дающая сильную радость, жгучее сексуальное желание, удовольствие, радость соития.

Посмотрев ещё раз внимательно Dhātupāṭha – список глагольных основ из великого труда Pāṇini, мы видим, что muda встречается там дважды. Причём во втором случае muda объясняется словом saṃsarge.

В словаре Monier Williams Sanskrit-English Dictionary (открываем http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de  — ищем saMsarga),

Saṃsarga это не только «союз», как мы верно определили из структурного анализа mu + da, но и «сексуальное единение, половой акт». Это составное слово состоит из: сам+сарга — saṃsargа. 

сама -sam(a) = самый (как в тот+самый = tat+sama) и sarga.

Те, кто знаком с санскритскими текстами, привычно переведут Сарга – sarga – 1) «глава, раздел (в книге)», но если мы посмотрим в словаре Кочергиной, мы обнаружим целый ряд многозначительных смыслов:

Сарга — Sarga2). «испускание, освобождение, начало, поток, дротик, выстрел, выпускание первичной творительной материи (emission or creation of matter), первотворение, сотворение мира, зачатие, рождение, происхождение потомства, природа, момент восторга, природные свойства».

Sarga —  это ещё и эпитет некого «сына Рудры», а также один из эпитетов Шивы. Те, кто готов пойти ещё глубже, могут поразмышлять над сущностью Рудры и его неразрывной связью с Шивой и с культом Лингама (фаллоса) в индуистской традиции, сравнив его с типичной формой древних славянских идолов. 

3). харша — harṣa — персонификация сына Дхармы.

Рудра был тесно связан с красным цветом (скр. rudh – красный, возбуждённый; по-русски — рудый, красный).

Другим эпитетом Рудры было krivi, которое также означало и древнее имя племени Панчала (pañcāla) «воинственное племя на севере Индии». Пчала – pchala — плод, новая жизнь. (родственные слова в рус. яз.: заЧАЛА, заЧАТИЕ…; в укр. яз. — поЧАЛА, почин…)

Кривичи упоминаются, как одно из славянских племён (Κρίβησκαν) на полуострове Пелопоннес, в греческом сочинении «Хроника Мореи» XIV века, и в работе О. Н. Трубачёва «Ранние славянские этнонимы» Кривичи — союз восточно-славянских племён, жившие в верховьях Волги, Двины и Днепра, с центром в Смоленске. (В.И. Сизов «Курганы Смоленской губернии» («Материалы по арх. России», выпуск 28)

Значения muda — именно как «союз, единение» и, как «сексуальное единение», было вполне обоснованным, и значит значение «радость, удовольствие» — производное от этого основного значения.

Херъ — буква древнерусского алфавита. Считается, что буква Херъ заимствована из греческого алфавита, где она читается как [kʰ] или [x], но её не было в финикийском алфавите, который считается предшественником греческого алфавита.

Геродот рассказывает, что “афиняне получили фаллический столб Хермай (греч. ε̉ρμαι̃; лат. Hermae) от пеласгов, ибо пеласги населяли ранее Самофракию, именно, от них происходит обычай «самофракийских оргий«.

Знак -X —существовал за тысячи лет (5000-4000 до нашей эры) до появления финикийского алфавита в письме Винча, как знак плодородия («засеянное семенами поле»).

Символ X присутствовал и в загадочной письменности цивилизации долины Инда 2500 до нашей эры. Причём знаки этой письменности поразительно схожи со знаками культуры Винча.

В языке деванагари был знак Х, который имел название ваджра+крати — vajrakṛti – «имеющий формы ваджры».

Vajra означает «твёрдый, мощный», как дубина (др.инд. vajra-, авест. wazra-) — так называлась молния бога Индры. Те кто знаком с Ведами знают, что это грозное оружие по преданию было сотворено из мощей легендарного Риши Дадхиича (ṛṣi dadhīca), который пожертвовал собой ради победы над демоном Вритрой.

Нет нужды напоминать вам об особом отношении нашего народа к мощам предков и о семантической связи слов «мощи» и «мощь, Мощный».

Индра по ведической традиции – царь богов и дэвов, правитель неба и Сваргалоки (Небесного мира богов). Он также бог грома, молнии и войны. Не нужно также объяснять и символику канонического изображения Индры с тремя вертикально стоящими предметами в руках!

Понятно теперь, почему в Буддизме (Ваджраяне) Ваджра олицетворяет мужской половой орган и космическую силу.

Понятен и глубокий символизм атрибутов верховной власти скипетра и булавы.

Ваджра — vajra — молния бога Индры, а так же молния древнегреческого бога Зевса-Громовержца. На рисунке на древнегреческой вазе изображён бог Зевс, сидящий на троне, в его правой руке Ваджра (молния Индры). Прометей ударяет Зевса по голове топором Сагарисом (секира), и из головы Зевса рождается богиня Афина.

Особой мощью обладала двойная Ваджра (Viśva Vajra) бога Индры.

Этот древнейший символ перешёл не только в язычество, но и в православное христианство — Косой крест, мужское творящее начало – это древнейший символ, связанный с плодородием.

Косой крест неразрывно связан с другими символами плодородия: ромбом, треугольником, мандалой (женское творящее начало) и многочисленными языческими (свастичными) символами жизни и вечного круговорота времени  (коло – kala).

(Фигурка богини плодородия Cucuteni- Trypillian культуры около 5500 до нашей эры из коллекции музея Piatra Neamţ Румыния). Истоки Трипольской цивилизации земледельцев начинаются 8 тысяч лет назад, на территория, где найдены следы Трипольской культуры (Кукутень) с запада на восток от Карпат до берегов Днепра, с севера на юг от Припяти и территории Северного Причерноморья до южных границ Турции.

Не разгаданной особенностью Трипольской цивилизации было то, что каждые 50 лет они сжигали свои города и сёла, со своей домашней утварью, и переселялись за 3-4 км. от прежних поселений в новые заранее построенные города и посёлки.

Эрос — Έρως — (h)eros — родственно слову harṣa — возбуждение, подъём. Понятна и композиция известной скульптуры Эрос и Психея венецианского скульптора Антонио Кановы (1787 г.) В древнегреческой мифологии Эрос – бог любви и полового влечения, и его имя происходит от слова Херъ и санскрита — harṣa.

По-французски herse — борона, по-англ. harrow — борона, поднимающая борозду.

Имя древнегреческого легендарного героя совершившего 12 подвигов — Ήρακλεος — ГЕРАКЛЕОС (др.-греч. Ἡρακλῆς; Ἡρα -Херъ; κλῆς — Слава; рус. Херослав), или лат. Геркулес (лат. Herculēs), сокращённо: ГЕРАКЛ.

Гера (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra;) — жена Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов.

Гермес (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a2) — сын Зевса и Геры, в древнегреческой мифологии бог торговли, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов, вестник богов, покровитель путников.

В древней Греции на торговых путях и перекрёстках дорог ставили фаллические столбы, олицетворяющие бога Гермеса, охраняющего дороги, ворота, перекрёстки, границы сёл и городов.

Статуи Гермеса ставили и на погребальном кургане, где он охранял границы ведущие в потусторонний мир. Неудивительно, что область, где царские скифы хоронили своих умерших называлась Геррос.

Легендарный Геррос, описанный Геродотом, был традиционным местом скифских курганных погребений, и на каждом кургане стояло каменное скифское изваяние, которое называют «скифскими бабами». Теперь становится понятным скифское выражение: «отправить к праотцам» — «послать на Геррос».

 

Неудивительно, что именно этот символ Х — косой крест, «мужское творящее начало» был выбран в математике, как знак умножения

Знак X связан с хрома+сома = χρῶμα (khroma) – «цвет» + σῶμα (soma) — тело нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки, в которых сосредоточена большая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения, реализации и передачи.

Знак X связан с плодородием и размножением, и формой хромосомы в важнейшей стадии деления — митозе. Возможно, символ X – осколок знаний некой древней цивилизации?

Ведь недаром символ Х обозначает всё таинственное и неизвестное. А что может быть большей тайной, чем происхождение жизни?

Хорс — hṛṣ — неразрывно связан с огнём и солнцем Агни.

Соитие двух начал — мужчины и женщины в центре древнеславянской вышивки

Возможно, в Северном Причерноморье был этнос или языковой реликт прото-индо-иранского языка, восходящего ко времени Ямной культуры (3600—2300 до н. э.), до его предполагаемого разделения на индо-иранскую и иранскую ветви. Отталкиваясь от кардинального значение корня hṛṣ в древне-индийском, как ‘ощетинивание, эрекция’, возводимому к пра-индоевропейскому этимону *ghers(*g‘hers-) ‘ощетиниваться’, теоним ‘Хорс’ интерпретируется как божество плодородия, сочетающее функции ‘солнечного героя’ и ‘хтонического бога’, сравнимого по функции с греческим Дионисом и его аналогами в других европейских и восточных  культах.

Пантикапей-500г.-до-н.э. Серебро. Муравей-труженик и знак Х — засеянное семенами поле

СаХарша — Saharsha — с удовольствием. (Са — Sa — с, со, совместно с…; Харша — harsha — хорошо)

Гара, хара – hāra – хороший, красивый, гарный (родственные слова в рус. яз.: хороший, харе…; укр. гарный — красивый; гаразд – хорошо)

В северной Индии было популярным имя Харша. Великий завоеватель Харша (Харша-вардана) потомок кшатриев, был раджпутом клана Баис, правил в Тханесаре и Канаудже и завоевал территорию всей Северной Индии на юг до Нарбады, включая и Раджпутану. После смерти Харши в 647 г. начался периода анархии, появились многочисленные государства, во главе которых стояли различные раджпутские кланы, считавшие себя потомками кшатриев.

В 953 г. на территории Кумаона появилось большое государство раджпутской династии Чандров. В Непале с VII веке и в Ассаме (тогда Камарупа) в VII—VIII вв. тоже правили раджпутские династии. Имена правителей всех этих княжеств имели непременное добавление к имени: Чандра («Луна») в Кангре, Сена («Войско») в Сукете и Манди, имя-титул Пала («Защитник»; см. Бала+клава; см.: Палак (греч. Παλακος — «защитник») – cкифский царь, сын царя Скилура) — у всех Лунных кланов, имя-титул Варман («Одетый в кольчугу, воин») в Чамбе, имя-титул Дева («Божественный») в Джамму; очень популярным было имя-титул Сингх («Лев»). Все это воинственные эпитеты, характерные для раджпутского стиля. Все двадцать два горных княжества попали в зависимость от Моголов к 1620 году. 

Скифский философ АнаХАРСИС

Все слова по теме «Что значит «ХАРША» на санскрите Риг-Веды?» взяты из санскрита — английского словаря — Monier Williams Sanskrit-English Dictionary,  и относятся к «Риг-Веде» — древнейшей части индийских Вед, написанной на ведийском санскрите. В санскрит-английском словаре все слова из «Риг-Веды» отмечены буквами (RV)

Ведический санскрит — родной язык «Риг-веды» «Лад в семье» на санскрите Риг-Веды

ru-sled.ru

Ведический санскрит Риг-Веды. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Гипотетическая динамика развития пра-индо-европейского языка, на котором говорили доисторические народы позднего неолита и раннего бронзового века связана с Ведическим санскритом. На ведическом санскрите записаны тексты гимнов Риг-Веды (2500 г. до н.э).

Слово «санскрит» означает «созданный, совершенный», а также «очищенный, освящённый». Санскрит — saṃskṛtā vāk – «изысканный язык», по определению, всегда был «высокий» язык, используемый для религиозных и научных дискуссий. Самая старая из сохранившихся грамматик ведического санскрита – это «Ạṣtādhyāyī Панини» («Восемь глав грамматики» Панини), которая  датируется 500 годом до нашей эры. По существу, это предписывающая грамматика, а не описывающая существующий санскрит, хотя она содержит описательную часть, где, в основном, записаны ведические формы санскрита, которые уже использовались во времени Панини, в 5 веке до н.э.

Когда термин санскрит возник в Индии, он не рассматривался, как определенный отдельный язык, люди того времени санскрит считался  диалектом в Индии…Знание санскрита было эталоном социального класса и уровня образования, студенты учили санскрит, тщательно анализируя грамматику Panini. Современный санскрит развились из ранних, древних форм  ведического санскрита. Учёные утверждают, что древний ведический санскрита (Риг-Веда) и классический санскрит – это отдельные языки. Тем не менее, они во многом похожи, но отличаются в основном в фонологии, лексике и грамматике.

Ведический санскрит — это язык Риг-Веды, в которой записаны самые ранние священные тексты Индии, от них берёт истоки вся индуистская религия. Ригведа – это самые ранние веды, составленные во 2 тысячелетии до н. Ведические формы санскрита сохранились до середины 1 тысячелетия до нашей эры. Это примерно время, когда санскрит перешёл от языка ведического санскрита  в классический санскрит — язык индуистской религии и обучения. Эпический санскрит – это язык Махабхараты —  индуистского эпоса.
Пракриты – языки произошедшие от ведического санскрита.

Ведические форме санскрита имеют тесную связь с прото-индо-европейскими языками, в ведическом санскрите мы находим корни всех индо-европейских языков. Ведический санскрит является старейшим свидетельством общего языка индо-иранской ветви индоевропейской семьи.  Генетическое родство ведического санскрита с современными языками Европы, славянскими языками, классическим греческим и латинским можно увидеть во многих родственных словах.

Индо-иранская группа языков — в том числе ведический санскрит, представленный древнейшими устными текстами гимнов Риг-Веды, которые впервые начали записывать на санскрите в 2500 году до н.э, и к 100 году до н.э. гимны, посвящённые главным богам  Риг-Веды окончательно были записаны и оформлены. Но мифотворчество в Индии на этом не остановилось, в более поздние времена создавались новые тексты вед, появлялись новые сюжеты, новые божества, менялась иерархия богов, изменялся и сам санскрит Индии, приобретая новые правила и структуры. Риг-веды дали новый импульс развития и авестийскому и персидскому языкам.  Очень многие корни слов ведического санскрита мы находим в славянских языках, которые образовались от единого пра-славянского языка.

Санскрит – это пра-язык индо-европейской языковой семьи, он подразделяется на классический санскрит — язык Риг-Веды и Эпический санскрит – язык Махабхараты — язык  индуистского эпоса. Большинство текстов Риг-Веды в течение тысячелетий передавались из уст в уста, прежде чем они были записаны в 11 веке  в средневековой Индии. За прошедшее до 11 века время у древней части Риг-веды — «Веды гимнов», появилось продолжение в виде новых индийских вед -Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»,  Сама-веда — «Веда песнопений», Атхарва-веда — «Веда заклинаний», которые сформировали мировоззрение современного индуизма.

Все индоевропейские языки происходят от единого пра-индоевропейского языка (PIE), носители которого жили 5—6 тыс. лет назад. Различные подгруппы индо-европейской семьи языков появлялись в разное время.
Среди учёных существуют разногласия относительно географической пра-родины пра-индоевропейского языка. Одни исследователи сегодня считают прародиной пра-индо-европейского языка Причерноморские степи, находящиеся к северу от Чёрного и Каспийского морей, где около 4000 года до н.э. жили народы, возводившие курганы. Другие учёные (Колин Ренфрю) считают, что  прародина пра-индоевропейского языка – это территория древней Анатолии и датируют его происхождение несколькими тысячелетиями раньше.

Культуру древних пра-индоевропейцев (PIE), вероятно, представляет Ямная археологическая культура, носители которой в III тыс. до н. э. (3600 по 2300 г.г. до н.э.),  обитали на восточных землях современной Украины, на реках  Буг,  Днестр,  на юге России (в При-Уралье), на Волге, на территориях Причерноморья и Приазовья. Название Ямная происходит (от русского «яма»), по типу погребения в яме (могиле) умершего помещали в положении лежа на спине с согнутыми коленями. В захоронениях Ямной культуры, обнаружена гаплогруппа R1a1, (SNP маркер M17) хромосомы Y.

 Древне-Ямная археологическая культура эпохи позднего медного века – раннего бронзового века (3600—2300 до н.э.) занимала территорию на востоке современной Украины и юге России… и КРЫМ!   Племена Ямной культуры говорили на праиндоевропейском (арийском) языке – ведическом санскрите.

Прото-индоевропейские племена Ямной культуры происходят от хвалынской культуры, которая располагается в среднем течении Волги и от Среднестоговской культуры, находящейся в среднем течении Днепра. Ямная культура генетически связана с археологической культурой воронковидных кубков (гаплогруппа R1a)   и Андроновской археологической культурой — Andronovo (Sintashta-Petrovka culture) — 2300 до н. э. — 1000 до н. э .   (гаплогруппа R1a).

Веками «Риг-Веда»сохранялась только в устной поэтической форме стихов-гимнов и впервые она была записана в Индии только в раннем средневековье — в XI веке  на санскрите — saṃskṛtā vāk  — «искусно созданный язык». Индийские Брахманы читали Риг-Веды заучивали их наизусть, часто, не понимая их смысла.

Древнеиндийский лингвист Панини, живший примерно в 500 году до нашей эры, считал, что ведический санскрит и классический Эпический санскрит – это разные языки! Ведический санскрит уже существовал во втором тысячелетии до нашей эры, а Эпический санскрит –  язык Махабхараты —  индуистский эпос сформировался в середине I тыс. до нашей эры.

«Риг-веда» — это самая древняя часть Вед, написана на древнейшей форме Ведического санскрита. Священные тексты «Риг-Веды» в самую раннюю эпоху своего существования не записывались, а произносились вслух и заучивались наизусть, именно поэтому очень трудно дать точную датировку «Риг-Веды». Считается, что наиболее древние части «Риг-веды» уже существовали в устной форме около 3900 года до н. э. ещё до расцвета цивилизации долины Инда (Хараппское царство), произошедшем в 2500 году до н. э.

Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группы племён говорящих на ведическом (ведийском) санскрите Ригведы. Общеизвестно, что идеи ведизма, со временем, вошли в индуизм, буддизм, христианство и многие другие религии мира.

Генрих Ротт (1620—1668) и Иоганн Ернст Ганслеген (1681-1731) были одними из первых европейцев, начавшими изучать санскрит. Они и не догадывались, какую роль сыграет санскрит в развитии европейской лингвистики. Основоположник сравнительно-исторического языкознания. Уильям Джонс (1746 – 1794г.г.) создатель теории об индоевропейской семье языков в 1786 году сказал о санскрите :

«Независимо от того, насколько древен санскрит, он обладает удивительной структурой. Санскрит, каким бы ни было его происхождение, обнаруживает удивительное строение: будучи безупречнее греческого и богаче латыни, он изысканнее их обоих.

При этом он обладает таким заметным сходством с этими языками в корнях глаголов и грамматических формах, что оно никак не могло возникнуть случайно.

Сходство это столь сильно, что ни один филолог, изучавший все три языка, не усомнится в их происхождении от общего предка, возможно уже и не существующего.»

Крупнейший в России специалист по ведийской культуре, Доктор филологических наук, российский лингвист и профессиональный переводчик Риг-Веды Татьяна Яковлевна Елизаренкова (1929- 2007г.г.), написавшая научные работы«Грамматика ведийского языка» М., 1982;«Язык и стиль ведийских риши.», «Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры», сравнивая санскрит и русский язык пишет:

«При переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несомненных преимуществ перед западноевропейскими языками. Это преимущества определяются, как большей степенью соответствия между ведийским и русским в силу лучшей сохранности в нем архаизмов, чем в западных языках, так и большей близостью русской (славянской) мифо-поэтической традиции к индо-иранской»

Русский славяновед, фольклорист Александр Фёдорович Гильфердинг (1831- 1872 г.г. ) в своей работе «О сродстве языка славянского с санскритским» (СПб, 1853, c.285-287),  пишет, что

1. Язык Славянский во всех своих наречиях сохранил корни и слова, существующие в Санскритском. В этом отношении близость сравненных нами языков необыкновенная. Ни в одном из них европейских языков не найдено столько слов, родственных Санскритским, сколько случилось нам открыть в Славянском. Едва ли останется один или два десятка Славянских слов, которым не найдется родства в языке Санскритском, да из тех по крайней мере половина непременно окажется принадлежащею к таким корням, которые искони входили в состав славянской речи.

2. Все Славянские наречия сохранили в одинаковой мере древние слова, восходящие до эпохи первобытного единства семьи Индо-Европейских языков. Областные говоры Славянских народов богаты коренными словами, родственными Санскритским. В этом отношении Славянский язык везде, даже в самых отдаленных местах, в Архангельской губернии, в Сибири, у Кашубов и т.д., является одинаково древним.

3. Славянский язык не имеет ни одной особенности, чуждой Санскритскому. Язык Славянский, взятый в совокупности, не отличается от Санскритского никаким постоянным, органическим изменением звуков. Это свойство разделяет с ним язык Литовский, тогда как все прочие Индоевропейские языки подчинились разным звуковым законам, которые исключительно свойственны каждому из них в отдельности.

В конце 4 начале 3 тысячелетия до нашей эры существующее сообщество индоевропейских племён начало распадаться на 10 языковых групп. Эти группы племён и стали предками всех современных славян, всех романских и германских народов Западной Европы. В Ригведе часто встречается упоминание пяти человеческих рас («паньча джана»). Это могли быть те народы, которые жили вместе с арьями на общей Арктической прародине.

Мы видим, что языковые различия народов, делают их чужими друг другу и разделяют их, но исторические, археологические и лингвистические корни объединяют народы, обнажая общие корни слов в языках разных народов!

Статьи по теме:

from your own site.

www.evpatori.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *