Франсуаза фридман – Франсуаза Фридман, Francoise Freedman (Лондон) — тренер — отзывы, контакты, расписание тренингов — Самопознание.ру

Франсуаза Фридман, Francoise Freedman (Лондон) — тренер — отзывы, контакты, расписание тренингов — Самопознание.ру

Франсуаза Фридман — основатель и директор Birthlight, медицинский антрополог, исследователь и преподаватель кафедры социальной антропологии в Университете Кембриджа.

Франсуаза длительное время жила в долине реки Амазонка в Перу, где она проводила свои антропологические исследования. Находясь там, она выносила и родила двоих детей. Подход местного населения к беременности, родам и материнству настолько вдохновил Франсуазу, что по возвращении в Великобританию она решила поделиться полученными знаниями с друзьями.

Используя свой опыт преподавания йоги, йога-терапевтические практики и знания, полученные в Амазонии, Франсуаза разработала уникальный комплекс движений и практик для расслабления, идеально подходящий беременным женщинам и молодым мамам.

Имея опыт инструктора по плаванию и опыт участия в соревнованиях по плаванию, она также разработала оригинальные методики Раннего Плавания (Инфант Акватикс) и Аква-йоги. Все эти события происходили в Кембридже в неофициальной обстановке с участием четырёх детей Франсуазы и детей её друзей. Постепенно спрос на такие занятия все увеличивался, и однажды настало время поделиться этим знанием с миром. Было издано несколько книг и изготовлен ряд обучающих фильмов. Франсуазе стали поступать запросы от родителей и специалистов, пользовавшихся этими материалами, на проведение обучающих тренингов. Тогда и возникла образовательная структура Birthlight как продолжение тренингов для Йога-терапевтов при Биомедицинском Сообществе Йоги в Лондоне.

В 1998 году, спустя десять лет после первого неофициального занятия в Кембридже, была зарегистрирована некоммерческая организация Birthlight с дочерней компанией Birthlight Training Limited. Начиная с 2001 года, количество курсов Birthlight растёт из года в год в геометрической прогрессии. На сегодняшний день существует более 1500 сертифицированных инструкторов в четырёх основных направлениях преподавания, в основном в Великобритании, но также и за рубежом количество преподавателей Birthlight увеличивается. Франсуаза является членом правления и советником Европейского Совета Федерации Йоги.

Являясь специалистом в своей области, Франсуаза выступает на международных конференциях. Книги Франсуазы переведены на 11 языков. Также она является автором множества статей для различных журналов, посвящённых йоге, беременности и уходу за малышами.

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

samopoznanie.ru

Франсуаза Фридман о работе с тазовым дном

 

  • Любая асана начинается от тазового дна. И речь идет не только о привычной нутации/контрнутации, а о связи «стопы — тазовая диафрагма» и «тазовая диафрагма — макушка и руки».
  • Как раз для выстраивания этих связей необходимы движения, микродвижения в асанах и глубокая работа с дыханием, а не упражнения Кегеля.
  • Как и любые другие, здоровые мышцы тазового дна должны и эффективно сокращаться, и эффективно расслабляться.
  • Самое глубокое расслабление мышц тазового дна достигается не в момент предельного растягивания, а само по себе — когда мы осознанно начинаем расслаблять их на выдохах.
  • Для оптимального тонуса мышц тазового дна также эффективна работа по принципу «максимальное напряжение — мгновенный сброс».
  • При слабом тазовом дне часто оказываются слабыми и ягодичные мышцы. Поэтому их обязательно укреплять (в частности, в контрнутации).
  • Также, как правило, ослаблена передняя брюшная стенка. Для ее укрепление оптимально эксцентрическое сокращение, поскольку оно уменьшает давление в брюшной полости и подтягивает внутренние органы.
  • В нутации участвуют внешние связки таза (от копчика к седалищным костям), при контрнутации — внутренние (от крестца к внутренней части подвздошных костей).
  • Важны также диагональные направления подвижности таза — для включения всех связок.
  • Как правило, при проблемах с тазовым дном оказывается ригидна соединительная ткань органов и мыщц таза. Ее можно проработать только с помощью дыхания.
  • Женская мула бандха — это активизация мышц у самой шейки матки и даже выше нее.
  • У женщин с проблемным тазовым дном на лице маска страдания-озабоченности.

Франсуаза Фридман (заметки с мастер-класса, посвященному теме тазового дна в йоге для женского здоровья),

записала Мария Семистрельная 

adama.yoga

Франсуаза Фридман знает, что нужно беременной женщине и ее малышу

Франсуаза Фридман (Fransuaza Barbra Fridman)- медицинский антрополог, исследователь и преподаватель кафедры социальной антропологии в Университете Кембриджа, а так же основатель уникальной школы Birthlight для маленьких  детей и беременных женщин.

Франсуаза длительное время жила в долине реки Амазонка в Перу, где она проводила свои антропологические исследования. Находясь там, она выносила и родила двоих детей. Подход местного населения к беременности, родам и материнству настолько вдохновил Франсуазу, что по возвращении в Великобританию она решила поделиться полученными знаниями с друзьями.

Используя свой опыт преподавания йоги, йога-терапевтические практики и знания, полученные в Амазонии, Франсуаза разработала уникальный комплекс движений и практик для расслабления, идеально подходящий беременным женщинам и молодым мамам.

Имея опыт инструктора по плаванию и опыт участия в соревнованиях по плаванию, она также разработала оригинальные методики Раннего Плавания (Infant Aquatics) и Аква-йоги (Aqua Yoga). Все эти события происходили в Кембридже в неофициальной обстановке с участием четырех детей Франсуазы и детей ее друзей. Постепенно спрос на такие занятия все увеличивался, и однажды настало время поделиться этим знанием с миром. Было издано несколько книг и изготовлен ряд обучающих фильмов. Франсуазе стали поступать запросы от родителей и специалистов, пользовавшихся этими материалами, на проведение обучающих тренингов. Тогда и возникла образовательная структура Birthlight как продолжение тренингов для Йога-терапевтов при Биомедицинском Сообществе Йоги в Лондоне.

В 1998 году, спустя десять лет после первого неофициального занятия в Кембридже, была зарегистрирована некоммерческая организация Birthlight с дочерней компанией Birthlight Training Limited. Начиная с 2001 года, количество курсов Birthlight растет из года в год в геометрической прогрессии. На сегодняшний день существует более 1500 сертифицированных инструкторов в четырех основных направлениях преподавания, в основном в Великобритании, но также и за рубежом количество преподавателей Birthlight увеличивается. Франсуаза является членом правления и советником Европейского Совета Федерации Йоги.

Являясь специалистом в своей области, Франсуаза выступает на международных конференциях. Книги Франсуазы переведены на 11 языков. Также она является автором множества статей для различных журналов, посвященных йоге, беременности и уходу за малышами.

 

yoganotes.ru

Интервью с Франсуазой Фридман

10 Фев0921

Интервью с Франсуазой Фридман, основательницей и директором «Birthlight», медицинским антропологом, исследователем и преподавателем кафедры социальной антропологии в Университете Кембриджа.

Мария Семистрельная, йогатерапевт, перинатальный психолог:

Как Вы представляетесь, когда впервые встречаетесь с человеком? Что является самым важным, что Вы сообщаете о себе?

— Этот вопрос всегда был для меня сложным. Я веду «двойную жизнь»: семья занимает в моей жизни центральное место, но я остаюсь ученым-антропологом и продолжаю работать в этом направлении над различными проектами и в качестве преподавателя. Помимо этого, я являюсь йогатерапевтом, акушеркой, основателем и руководителем «Бертлайт»  –  возможно, в последние несколько лет это становится всё более важным в моей жизни. В ближайшие годы я собираюсь ближе соединить эти две стороны своей деятельности – антропологию и всю область, связанную с «Бертлайт».

— Вы работаете с коренными жителями Амазонии по сей день?

— Да. Совместно с теми специалистами, с которыми я начинала свою научно-исследовательскую деятельность в молодости, мы работаем сейчас над несколькими проектами, касающимися культивирования органического кофе и создания природных заповедников в районе Андского высокогорья в Перу.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как и когда Вы впервые попали в Амазонию и как это повлияло на Вашу дальнейшую жизнь.

— Впервые я оказалась там, будучи молодой студенткой-исследователем, мне было 22 года. Это исследование было частью научной работы на степень доктора в Кембриджском университете, при этом одним из его условий была полная самостоятельность, работа в группе была исключена, так что я была предоставлена самой себе.

По прибытию на место я попыталась обратиться к французскому исследователю, работавшему там уже некоторое время, но тот ясно дал понять, что не хочет со мной контактировать. Тогда я отправилась непосредственно к амазонским аборигенам, которые, по слухам, также не отличались дружелюбностью. В тот день, когда я впервые там оказалась, у них в самом разгаре было местное празднование – все были пьяны и танцевали не переставая. Они в шутку пригласили меня принять участие в их действе, но я приняла это приглашение всерьез.

На мне были штаны в стиле милитари, и чтобы я могла танцевать со всеми и, как мне было сказано, выглядела как женщина, меня переодели в местную андскую одежду. Когда женщины из племени меня переодевали, они не стеснялись разглядывать мое тело и с интересом обнаруживали различия между мной и собой. При этом они прикасались ко мне, что очень меня удивило. Одетая и причесанная по местному обычаю, я вышла и услышала: «Смотрите! Она выглядит, как одна из нас!» — и я действительно почувствовала себя совсем иначе.

Я танцевала всю ночь под ритм барабанов, который постоянно вел движение за собой, в кругу женщин, находящимся внутри круга мужчин. На следующее утро мне предложили еды на завтрак, затем снова был танец, а вечером ко мне обратилась бабушка из племени и отвела меня к месту, где они присматривали за их всеми маленькими детьми – наподобие яслей. И поскольку всё племя праздновало, она сказала мне следить за малышами. А у меня тогда не было и малейшего представления об этом! Но в том месте я почувствовала себя особенно хорошо –  вместе с пожилыми женщинами племени, которые с легкостью и умением обращались с малышами, когда, к примеру, их нужно было успокоить.

Впоследствии я целиком погрузилась в жизнь и быт этих амазонских аборигенов, став для них приемной дочерью:

всюду следовала за ними, помогала во всем – на огороде или когда нужно было принести воды, приготовить еду – мне действительно пришлось усердно работать. Да, я жила с ними, и постепенно неплохо выучила их диалект – поначалу я вообще не понимала ни слова, приходилось общаться невербально – что заняло первые три месяца моего пребывания там.

Этот период был невероятно важен для меня, потому что я очень много наблюдала – за тем, как они общаются, как живут, какие жесты используют, а также как воспитывают детей. Для них было странно, что в моем возрасте у меня еще не было детей. Я стала няней для малыша 11 месяцев: одна женщина из племени нарушила местный обычай и забеременела вторым ребенком раньше, чем предписывалось, и мне отдали ее первенца. Это было для меня трудной работой, мне пришлось многому научиться: как его правильно носить, перемещаться с ним в быстром ритме, как одновременно нести корзину и ребенка, как кормить его (когда он немного подрос, я жевала бананы и давала ему). Тогда я получила от них основные знания о строении нашего тела.

Через 6 месяцев мне пришлось ненадолго уехать, т.к. у «моего» племени были разборки с соседями, и оставаться там было небезопасно. В Англии я проконсультировалась у научного руководителя по поводу дальнейшей работы, отдохнула с семьей и вернулась в Перу, уже будучи беременной (зачатие произошло в день отъезда). Через 9 месяцев я родила в Англии и затем снова уехала к жителям Амазонии на 8 месяцев.

— Как изменилась Ваша жизнь среди аборигенов, когда Вы вернулись к ним беременной?

— Я стала для них человеком, о котором нужно было заботиться и которого нужно было учить, воспитывать. Они давали мне другую пищу и вели себя со мной иначе. Они действительно по-особенному внимательно ко мне относились. Они научили меня прислушиваться к окружающей природе, растениям, звездам, луне, лунным циклам, духу воды, духу леса – и я почувствовала себя живым существом, занимающим свое место во Вселенной и имеющим свои задачи как ее часть. Через некоторое время меня можно было отличить от моих соплеменников по чуть более светлым волосам и блокноту, да и то лишь вблизи. В тот период я много узнала о растениях и их свойствах.

Я стала близко общаться с женщиной, которая была повитухой в нашем племени. У нее было необычное происхождение: она была дочерью местной андской женщины и дровосека из Бразилии. Это оказалось для меня удачным совпадением, т.к. это обстоятельство позволило ей передать мне, чужеземке, свои знания – ведь ее отец тоже был не из местных. Она начала брать меня с собой на роды, учить меня массажу беременных и приготовлению лекарств. Все свободное от физической работы время я проводила бок о бок с ней, мой интерес рос с каждым днем.

— Существовал ли для Вас запрет на распространение этих знаний в Европе?

— Нет. Когда я вернулась к ним из Англии с новорожденным, я получила от нее посвящение через специальный ритуал передачи знания, к которому, по ее мнению, была уже готова. Я не отнеслась к этому в тот момент с полной серьезностью, однако почувствовала свою ответственность по отношению к полученному знанию. Тогда она сказала мне, что моя миссия будет состоять в том, чтобы передать эти знания своему народу. И она продолжила мое обучение. Несколько раз, когда я пыталась каким-то образом уйти от этой возложенной на меня задачи, всякий раз я должна была к ней вернуться.

— В чем заключаются эти знания амазонских аборигенов?

— Их суть состоит в восприимчивости, чуткости по отношению к другим женщинам, интуитивном восприятии происходящего в данной ситуации. Она великодушно поделилась со мной знаниями о женском теле, так что я по сей день могу обучать этому акушерок. Все передавалось только устно, поначалу мне было непривычно ничего не записывать.

Передача этих знаний открыла для меня новую плоскость понимания мира, которую я с трудом могу подвергнуть рациональному объяснению.

Возможно, это прозвучит странно и даже подозрительно, но мне приходится признать это. Это определенно стало частью меня, но ее бесполезно пытаться объяснить с точки зрения логики. В ту ночь после обряда передачи во мне действительно произошло что-то важное. До того я не могла полноценно воплотить на практике свое понимание женской природы, связи тела женщины и ее эмоций. Тогда я получила более глубокое понимание этого.

— Уместно ли сравнить эту передачу знаний с посвящением в йогическую линию передачи (парампару)?

— Да. Это практически одно и то же. Когда я наконец вернулась домой после экспедиции, во мне не угасал интерес к получению новых знаний в том же направлении. И я нашла ответы в индийских священных писаниях. Они очень близки тем знаниям, что я получила у андских аборигенов, равно как и шаманизму.

— Эти знания относятся к целительству?

— Кто-то интегрирует их в целительство, кто-то – в медитацию, кто-то углубление знаний, мудрость – во время обучения вас направляют и в этом плане. Для меня организация «Бертлайт» стала возможностью реализовать то, что я знаю.

— Вы наверняка слышали о Жан Ледлофф.

— Да, конечно. Кстати, она приезжает с выступлением на нашу конференцию «Бертлайт» этим летом.

— Насколько Ваш опыт схож с тем, что она описала в своей книге?

— Я жила «по соседству», и я знаю людей того племени. С моей точки зрения, ее взгляд немного романтизирован, но все базовые аспекты верны. И я согласна с тем, о чем она говорит. Я преклоняюсь перед тем этим методом воспитания детей с младенческого возраста, ведь в нем есть столько уважения к ним, терпения, не диктовка приказов, а разрешение делать то, что является для них естественным.

Взрослые просто направляют их, убедившись в том, что они всё поняли верно – например, когда дети узнают, что такое «край» дома. Я видела, как мамы учат малышей, которые пока лишь ползают, что это такое, потому что в противном случае их падение в «края» дома может стать для них смертельно опасным, т.к. дом строится довольно высоко.

Я видела только один случай, когда малыш упал, но это было не в его доме; у коренных жителей Анд я такого не встречала. Помимо этого, постоянно всюду лежали острые мачете, топоры. Дети ползали рядом с ними, и не было ни одного несчастного случая.

В моем доме на кухне всегда была горячая печь, и мои дети ни разу не обожглись. Однако нам приходилось быть крайне предусмотрительными каждый раз, когда приходили гости с маленькими детьми: они сразу шли прямо к ней с намерением потрогать, и нам нужно было каким-либо образом это предотвращать.

— Сколько у Вас детей?

— Четверо: две девочки и два мальчика.

Какого они возраста?

— От 21 до 32. Старшие присматривали за младшими с самого начала, и по сей день они очень дружны между собой.

— Отличаются ли Ваши дети от своих сверстников – например, когда они учились в школе?

— Я бы сказала, что они всегда были более уверенны в себе, телесно осознанны, потому что мы с самого начала делали много упражнений: лазанье, тренировка равновесия.

— А в психологическом плане?

— Они все очень чувствительные, и мне кажется, что это прекрасно.

— Сегодня всё более популярными, модными становятся естественные роды, но в то же самое время увеличивается количество родов посредством кесарева сечения. Что Вы думаете по этому поводу?

— Да, действительно, эта ситуация становится всё более серьёзной. Я боюсь, что в будущем мы дойдем до того, что роженицы будут наблюдать за тем, как протекает их кесарево сечение или сами роды, на мониторе. В Китае, Индии, странах Латинской Америки количество родов с кесаревым сечением резко возросло и стало практически нормой. Это очень печально, но мы должны признать этот факт.

— Чем мы можем помочь этим женщинам?

— Мы можем помочь им, когда ребенок уже родился на свет. Ответ «Бертлайт» заключается в том, чтобы всеми силами поддерживать тех женщин, кто собирается родить естественным путем, – всех, кто готов нас услышать. Это не настолько трудно, это возможно. И это полноценно. При этом мы должны поддерживать их с самого момента зачатия, на протяжении всего развития плода. А затем сразу после родов посредством кесарева сечения дать им возможность нейтрализовать этот опыт – и для себя, и для малыша.

Ребенку в этом случае требуется больше взаимодействия с родителями, особенно важной для таких деток становится роль отца. На наших занятиях мы уделяем этому большое внимание, и действительно видим положительный результат. Общение на основе любви может компенсировать всё. Любовь родителей питает ребенка.

— Какие советы Вы можете дать беременным женщинам?

— Прежде всего, уделить большое внимание дыхательным и релаксационным практикам, как только женщина узнает о своей беременности. Ранний период развития плода очень важен, и он нуждается в постоянной поддержке, которую дают дыхание и расслабление. Пока что этому уделяется недостаточно внимания, но мы делаем акцент на том, что этот относительно короткий период развития малыша имеет очень длительные и значительные последствия. [Прим. пер. Именно по этой причине данной теме будет посвящена уже упомянутая конференция «Бертлайт», которая состоялась летом 2009 г.]

Кроме того, женщина в этот период должна как бы стать матерью самой себе («мама мамы»).

Ей нужно больше времени посвящать самой себе, не отдаваться полностью мыслям о приготовлении к родам, покупке одежды для малыша, а поддерживать, питать себя как будущую маму. Это необходимо, чтобы впоследствии действительно стать хорошей матерью. Поэтому уделяем время себе, небольшим прогулкам, и что особенно важно – отцу будущего ребенка.

Прежде чем иметь возможность отдать что-либо, поддержать женщину, когда это будет нужно (например, на родах), ему нужно что-то получить, в свою очередь почувствовать поддержку – возможно, в виде массажа или вкусной еды – и тогда он будет счастлив заботиться о ней. Очень часто этот момент упускается из внимания, и от мужчин требуют больше, чем они могут отдать.

Будучи беременной, женщине очень важно окружить себя приятными, эстетичными вещами (этот принцип отражен и в аюрведе). В соответствии с древними традициями, будущей маме следует избегать видов смерти, насилия, чего-либо страшного и неприятного. Нам нужно научиться прислушиваться к текущему состоянию. Если женщина чувствует, что когда она смотрит телевизор, ее захватывают подобные эмоции, ей нужно просто избегать этого.

В целом необходимо развивать в себе восприимчивость и чуткость к себе самой. Некоторые беременные приходят к нам с изначальным намерением делать кесарево сечение. Но с течением времени они начинают сомневаться, действительно ли им это нужно – но они думают, что уже всё запланировано, поздно что-либо менять! Напротив, необходимо быть открытой тому, что планы могут измениться, открытой различным возможностям, просто быть открытой.

Помимо этого, в этот период следует поддерживать различные отношения. Беременность – хорошее время для того, чтобы выстроить заново отношения со старыми друзьями, в большой степени с собственной матерью, другими близкими. Это возможность почувствовать свое положение в центре всех взаимоотношений – никто не остается равнодушным к рождению вашего ребенка. Это подходящий период для того, чтобы пересмотреть свои связи с различными людьми и получить от них заботу и любовь.

Конечно же, очень важен ваш образ жизни, питание – но об этом уже много сказано, а о тех важных вещах, которые я только что упомянула, говорится нечасто.

— Чем для Вас является материнство?

— Материнство означает учиться отдавать вновь и вновь, различными путями. Я думаю, что быть матерью значит отдавать. И прощать. Отдавая, ты получаешь, и это создает постоянную динамику, движение. Для меня две обращенные наружу ладони – это символ матери.

Подготовлено совместно с Марией Семистрельной — преподавателем йоги

для беременных, йогатерапевтом, перинатальным психологом.

soznatelno.ru

Интервью с Франсуазой Фридман

 

Мария Семистрельная: Как Вы представляетесь, когда впервые встречаетесь с человеком? Что является самым важным, что Вы сообщаете о себе?

Фрасуаза Фридман: Этот вопрос всегда был для меня сложным. Я веду «двойную жизнь»: семья занимает в моей жизни центральное место, но я остаюсь ученым-антропологом и продолжаю работать в этом направлении над различными проектами и в качестве преподавателя. Помимо этого, я являюсь йога-терапевтом, акушеркой, основателем и руководителем «Бертлайт»  –  возможно, в последние несколько лет это становится всё более важным в моей жизни. В ближайшие годы я собираюсь ближе соединить эти две стороны своей деятельности – антропологию и всю область, связанную с «Бертлайт».

М.С.: Вы работаете с коренными жителями Амазонии по сей день?
Ф.Ф.: Да. Совместно с теми специалистами, с которыми я начинала свою научно-исследовательскую деятельность в молодости, мы работаем сейчас над несколькими проектами, касающимися культивирования органического кофе и создания природных заповедников в районе Андского высокогорья в Перу. 

М.С.: Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как и когда Вы впервые попали в Амазонию и как это повлияло на Вашу дальнейшую жизнь.
Ф.Ф.: Впервые я оказалась там, будучи молодой студенткой-исследователем, мне было 22 года. Это исследование было частью научной работы на степень доктора в Кембриджском университете, при этом одним из его условий была полная самостоятельность, работа в группе была исключена, так что я была предоставлена самой себе. По прибытию на место я попыталась обратиться к французскому исследователю, работавшему там уже некоторое время, но тот ясно дал понять, что не хочет со мной контактировать. Тогда я отправилась непосредственно к амазонским аборигенам, которые, по слухам, также не отличались дружелюбностью. В тот день, когда я впервые там оказалась, у них в самом разгаре было местное празднование – все были пьяны и танцевали не переставая. Они в шутку пригласили меня принять участие в их действе, но я приняла это приглашение всерьез. На мне были штаны в стиле милитари, и чтобы я могла танцевать со всеми и, как мне было сказано, выглядела как женщина, меня переодели в местную андскую одежду. Когда женщины из племени меня переодевали, они не стеснялись разглядывать мое тело и с интересом обнаруживали различия между мной и собой. При этом они прикасались ко мне, что очень меня удивило. Одетая и причесанная по местному обычаю, я вышла и услышала: «Смотрите! Она выглядит, как одна из нас!» — и я действительно почувствовала себя совсем иначе. Я танцевала всю ночь под ритм барабанов, который постоянно вел движение за собой, в кругу женщин, находящимся внутри круга мужчин. На следующее утро мне предложили еды на завтрак, затем снова был танец, а вечером ко мне обратилась бабушка из племени и отвела меня к месту, где они присматривали за их всеми маленькими детьми – наподобие яслей. И поскольку всё племя праздновало, она сказала мне следить за малышами. А у меня тогда не было и малейшего представления об этом! Но в том месте я почувствовала себя особенно хорошо –  вместе с пожилыми женщинами племени, которые с легкостью и умением обращались с малышами, когда, к примеру, их нужно было успокоить. 

Впоследствии я целиком погрузилась в жизнь и быт этих амазонских аборигенов, став для них приемной дочерью: всюду следовала за ними, помогала во всем – на огороде или когда нужно было принести воды, приготовить еду – мне действительно пришлось усердно работать. Да, я жила с ними, и постепенно неплохо выучила их диалект – поначалу я вообще не понимала ни слова, приходилось общаться невербально – что заняло первые три месяца моего пребывания там. 
Этот период был невероятно важен для меня, потому что я очень много наблюдала – за тем, как они общаются, как живут, какие жесты используют, а также как воспитывают детей. Для них было странно, что в моем возрасте у меня еще не было детей. Я стала няней для малыша 11 месяцев: одна женщина из племени нарушила местный обычай и забеременела вторым ребенком раньше, чем предписывалось, и мне отдали ее первенца. Это было для меня трудной работой, мне пришлось многому научиться: как его правильно носить, перемещаться с ним в быстром ритме, как одновременно нести корзину и ребенка, как кормить его (когда он немного подрос, я жевала бананы и давала ему). Тогда я получила от них основные знания о строении нашего тела. 
Через 6 месяцев мне пришлось ненадолго уехать, т.к. у «моего» племени были разборки с соседями, и оставаться там было небезопасно. В Англии я проконсультировалась у научного руководителя по поводу дальнейшей работы, отдохнула с семьей и вернулась в Перу, уже будучи беременной (зачатие произошло в день отъезда). Через 9 месяцев я родила в Англии и затем снова уехала к жителям Амазонии на 8 месяцев. 


М.С.: Как изменилась Ваша жизнь среди аборигенов, когда Вы вернулись к ним беременной?
Ф.Ф.: Я стала для них человеком, о котором нужно было заботиться и которого нужно было учить, воспитывать. Они давали мне другую пищу и вели себя со мной иначе. Они действительно по-особенному внимательно ко мне относились. Они научили меня прислушиваться к окружающей природе, растениям, звездам, луне, лунным циклам, духу воды, духу леса – и я почувствовала себя живым существом, занимающим свое место во Вселенной и имеющим свои задачи как ее часть. Через некоторое время меня можно было отличить от моих соплеменников по чуть более светлым волосам и блокноту, да и то лишь вблизи. В тот период я много узнала о растениях и их свойствах.

Я стала близко общаться с женщиной, которая была повитухой в нашем племени. У нее было необычное происхождение: она была дочерью местной андской женщины и дровосека из Бразилии. Это оказалось для меня удачным совпадением, т.к. это обстоятельство позволило ей передать мне, чужеземке, свои знания – ведь ее отец тоже был не из местных. Она начала брать меня с собой на роды, учить меня массажу беременных и приготовлению лекарств. Все свободное от физической работы время я проводила бок о бок с ней, мой интерес рос с каждым днем.

М.С.: Существовал ли для Вас запрет на распространение этих знаний в Европе?
Ф.Ф.: Нет. Когда я вернулась к ним из Англии с новорожденным, я получила от нее посвящение через специальный ритуал передачи знания, к которому, по ее мнению, была уже готова. Я не отнеслась к этому в тот момент с полной серьезностью, однако почувствовала свою ответственность по отношению к полученному знанию. Тогда она сказала мне, что моя миссия будет состоять в том, чтобы передать эти знания своему народу. И она продолжила мое обучение. Несколько раз, когда я пыталась каким-то образом уйти от этой возложенной на меня задачи, всякий раз я должна была к ней вернуться.

М.С.: В чем заключаются эти знания амазонских аборигенов? 
Ф.Ф.: Их суть состоит в восприимчивости, чуткости по отношению к другим женщинам, интуитивном восприятии происходящего в данной ситуации. Она великодушно поделилась со мной знаниями о женском теле, так что я по сей день могу обучать этому акушерок. Все передавалось только устно, поначалу мне было непривычно ничего не записывать.
Передача этих знаний открыла для меня новую плоскость понимания мира, которую я с трудом могу подвергнуть рациональному объяснению. Возможно, это прозвучит странно и даже подозрительно, но мне приходится признать это. Это определенно стало частью меня, но ее бесполезно пытаться объяснить с точки зрения логики. В ту ночь после обряда передачи во мне действительно произошло что-то важное. До того я не могла полноценно воплотить на практике свое понимание женской природы, связи тела женщины и ее эмоций. Тогда я получила более глубокое понимание этого.


М.С.: Уместно ли сравнить эту передачу знаний с посвящением в йогическую линию передачи (парампару)?
Ф.Ф.: Да. Это практически одно и то же. Когда я наконец вернулась домой после экспедиции, во мне не угасал интерес к получению новых знаний в том же направлении. И я нашла ответы в индийских священных писаниях. Они очень близки тем знаниям, что я получила у андских аборигенов, равно как и шаманизму.

М.С.: Эти знания относятся к целительству?
Ф.Ф.: Кто-то интегрирует их в целительство, кто-то – в медитацию, кто-то углубление знаний, мудрость – во время обучения вас направляют и в этом плане. Для меня организация «Бертлайт» стала возможностью реализовать то, что я знаю.

М.С.: Вы наверняка слышали о Жан Ледлофф. 
Ф.Ф.: Да, конечно. Кстати, она приезжает с выступлением на нашу конференцию «Бертлайт» этим летом. 

М.С.: Насколько Ваш опыт схож с тем, что она описала в своей книге?
Ф.Ф.: Я жила «по соседству», и я знаю людей того племени. С моей точки зрения, ее взгляд немного романтизирован, но все базовые аспекты верны. И я согласна с тем, о чем она говорит. Я преклоняюсь перед тем этим методом воспитания детей с младенческого возраста, ведь в нем есть столько уважения к ним, терпения, не диктовка приказов, а разрешение делать то, что является для них естественным. Взрослые просто направляют их, убедившись в том, что они всё поняли верно – например, когда дети узнают, что такое «край» дома. Я видела, как мамы учат малышей, которые пока лишь ползают, что это такое, потому что в противном случае их падение в «края» дома может стать для них смертельно опасным, т.к. дом строится довольно высоко. Я видела только один случай, когда малыш упал, но это было не в его доме; у коренных жителей Анд я такого не встречала. Помимо этого, постоянно всюду лежали острые мачете, топоры. Дети ползали рядом с ними, и не было ни одного несчастного случая. 
В моем доме на кухне всегда была горячая печь, и мои дети ни разу не обожглись. Однако нам приходилось быть крайне предусмотрительными каждый раз, когда приходили гости с маленькими детьми: они сразу шли прямо к ней с намерением потрогать, и нам нужно было каким-либо образом это предотвращать.

М.С.: Сколько у Вас детей?
Ф.Ф.: Четверо: две девочки и два мальчика.

М.С.: Какого они возраста?
Ф.Ф.: От 21 до 32. Старшие присматривали за младшими с самого начала, и по сей день они очень дружны между собой.

М.С.: Отличаются ли Ваши дети от своих сверстников – например, когда они учились в школе?
Ф.Ф.: Я бы сказала, что они всегда были более уверенны в себе, телесно осознанны, потому что мы с самого начала делали много упражнений: лазанье, тренировка равновесия.

М.С.: А в психологическом плане?
Ф.Ф.: Они все очень чувствительные, и мне кажется, что это прекрасно.

М.С.: Сегодня всё более популярными, модными становятся естественные роды, но в то же самое время увеличивается количество родов посредством кесарева сечения. Что Вы думаете по этому поводу?
Ф.Ф.: Да, действительно, эта ситуация становится всё более серьёзной. Я боюсь, что в будущем мы дойдем до того, что роженицы будут наблюдать за тем, как протекает их кесарево сечение или сами роды, на мониторе. В Китае, Индии, странах Латинской Америки количество родов с кесаревым сечением резко возросло и стало практически нормой. Это очень печально, но мы должны признать этот факт. 

М.С.: Чем мы можем помочь этим женщинам?
Ф.Ф.: Мы можем помочь им, когда ребенок уже родился на свет. Ответ «Бертлайт» заключается в том, чтобы всеми силами поддерживать тех женщин, кто собирается родить естественным путем, – всех, кто готов нас услышать. Это не настолько трудно, это возможно. И это полноценно. При этом мы должны поддерживать их с самого момента зачатия, на протяжении всего развития плода. А затем сразу после родов посредством кесарева сечения дать им возможность нейтрализовать этот опыт – и для себя, и для малыша. Ребенку в этом случае требуется больше взаимодействия с родителями, особенно важной для таких деток становится роль отца. На наших занятиях мы уделяем этому большое внимание, и действительно видим положительный результат. Общение на основе любви может компенсировать всё. Любовь родителей питает ребенка. 

М.С.: Какие советы Вы можете дать беременным женщинам?
Ф.Ф.: Прежде всего, уделить большое внимание дыхательным и релаксационным практикам, как только женщина узнает о своей беременности. Ранний период развития плода очень важен, и он нуждается в постоянной поддержке, которую дают дыхание и расслабление. Пока что этому уделяется недостаточно внимания, но мы делаем акцент на том, что этот относительно короткий период развития малыша имеет очень длительные и значительные последствия. [Прим. пер. Именно по этой причине данной теме посвящена уже упомянутая конференция «Бертлайт», которая состоялась летом 2009 г.]
Кроме того, женщина в этот период должна как бы стать матерью самой себе («мама мамы»). Ей нужно больше времени посвящать самой себе, не отдаваться полностью мыслям о приготовлении к родам, покупке одежды для малыша, а поддерживать, питать себя как будущую маму. Это необходимо, чтобы впоследствии действительно стать хорошей матерью. Поэтому уделяем время себе, небольшим прогулкам, и что особенно важно – отцу будущего ребенка. Прежде чем иметь возможность отдать что-либо, поддержать женщину, когда это будет нужно (например, на родах), ему нужно что-то получить, в свою очередь почувствовать поддержку – возможно, в виде массажа или вкусной еды – и тогда он будет счастлив заботиться о ней. Очень часто этот момент упускается из внимания, и от мужчин требуют больше, чем они могут отдать. 
Будучи беременной, женщине очень важно окружить себя приятными, эстетичными вещами (этот принцип отражен и в аюрведе). В соответствии с древними традициями, будущей маме следует избегать видов смерти, насилия, чего-либо страшного и неприятного. Нам нужно научиться прислушиваться к текущему состоянию. Если женщина чувствует, что когда она смотрит телевизор, ее захватывают подобные эмоции, ей нужно просто избегать этого. 
В целом необходимо развивать в себе восприимчивость и чуткость к себе самой. Некоторые беременные приходят к нам с изначальным намерением делать кесарево сечение. Но с течением времени они начинают сомневаться, действительно ли им это нужно – но они думают, что уже всё запланировано, поздно что-либо менять! Напротив, необходимо быть открытой тому, что планы могут измениться, открытой различным возможностям, просто быть открытой.
Помимо этого, в этот период следует поддерживать различные отношения. Беременность – хорошее время для того, чтобы выстроить заново отношения со старыми друзьями, в большой степени с собственной матерью, другими близкими. Это возможность почувствовать свое положение в центре всех взаимоотношений – никто не остается равнодушным к рождению вашего ребенка. Это подходящий период для того, чтобы пересмотреть свои связи с различными людьми и получить от них заботу и любовь. 
Конечно же, очень важен ваш образ жизни, питание – но об этом уже много сказано, а о тех важных вещах, которые я только что упомянула, говорится нечасто.

М.С.: Чем для Вас является материнство?
Ф.Ф.: Материнство означает учиться отдавать вновь и вновь, различными способами. Я думаю, что быть матерью значит отдавать. И прощать. Отдавая, ты получаешь, и это создает постоянную динамику, движение. Для меня две обращенные наружу ладони – это символ матери.

 

Москва, 2009

adama.yoga

Готовятся к изданию книги Франсуазы Фридман


В 2008 году издательство «Этерна» планирует выпустить в русском переводе пять книг Франсуазы Барбира Фридман. Доктор Фридман — основательница Birthlight, доктор наук, преподаватель медицинской антропологии  в университете Кембриджа, лектор по применению йоги в акушерстве, преподаватель йоги, йоготерапевт, инструктор по подготовке преподавателей йоги, специалист по водной подготовке к родам на базе йоги и грудничковому плаванию, основанному на принципах йоги. Если кто ждет появление тих книг, пришлите мне адрес электронной почты и я внесу вас в «лист ожидания».

Baby Yoga

О книге

Беби-йога – уникальная гимнастика, специально разработанная для мам, пап и малышей. Беби-йога идеальна для молодых родителей, которые только начинают осваивать науку родительства. Занятия помогают им научиться уверенно и безопасно выполнять упражнения, при этом, самим получая одновременно заряд бодрости и возможность полностью расслабиться в конце занятия. Беби-йога мягко стимулирует физическое развитие малыша, помогает укрепить его позвоночник и суставы, поддерживать в активном состоянии все жизненно важные процессы в организме. Занятия также помогают родителям решить такие часто встречающиеся у малышей проблемы, как колики, плач и плохой сон. Физическая активность в контексте контактного подхода к взаимодействию с ребенком практикуются во многих странах мира. Как только вы начнете заниматься беби-йогой по этой книге, вы почувствуете, как непревзойденное чувство благоденствия наполняет вас и вашего ребенка!

 

Упражнения в книге разделены на четыре группы: от рождения до восьми недель, от восьми недель до четырех месяцев, от четырех до восьми месяцев, от восьми месяцев и старше. Книга прекрасно иллюстрирована цветными фотографиями малышей и их родителей во время занятий.

 

 

Water Babies

О книге

Каждый новорожденный приходит в этот мир с потенциалом «водного ребенка», и чем скорее ваш ребенок откроет для себя свободу парения в почти невесомом водном пространстве, тем более гармоничным и независимым он или она станет. Эта потрясающая книга знакомит читателя с уникальным подходом к детскому плаванию Аквалайт (Aqualight) — уникальная, являющаяся результатом многих лет научных исследований, серия занятий, нацеленных на улучшение координации, укрепление организма, достижение большей уверенности в себе и просто взаимной радости для малышей и родителей. Книга поэтапно проводит читателя через каждый этап освоения водного пространства Каждый из таких этапов отдельно проработан для органичной адаптации детей к условиям активного взаимодействия с водой.  Научившись правильно держать своего ребенка в воде, вы сможете плавать вместе с ним — на вашей спине или на груди. Радости изучения подводного пространства станут доступны вашему ребенку благодаря безопасному погружению в воду, затем настоящему нырянию и прыжкам в воду. Однажды вы испытаете настоящий восторг, когда ваш ребенок впервые поплывет самостоятельно, без посторонней помощи.

 

В книге множество забавных игр, которые порадуют как вашего ребенка, так и вас самих. К тому же, книга поможет снабдить ваше чадо необходимым зарядом уверенности в себе и самыми жизненно необходимыми навыками поведения в воде, которые останутся с ним на всю жизнь. Также в книге вы найдете ответы на все самые распространенные вопросы о правильном выборе бассейна и необходимого оборудования, ну и, конечно, о мерах безопасности для вашего ребенка. Даже те родители, которые испытывают страх перед водой, могут, благодаря книге, пересилить его и открыть для себя полный восторга мир водных развлечений со своими детьми.

 

Aqua Yoga for Pregnancy

О книге

Вода — идеальная среда для беременных и недавно родивших женщин. Вода обладает терапевтическими и поддерживающими свойствами, позволяет делать разнообразные упражнения на растяжку и дыхание, которые сложнее выполнять на суше при беременности и сразу после родов. Йога – многовековая практика, гармонизирующая душу и тело, снабжающая энергией, тренирующая дыхание и способствующая глубокой релаксации. Терапевтический и поддерживающий эффект воды в комбинации с гармонизирующими свойствами йоги представляют собой оптимальную базу как для вашей тренировки, так и для вашего малыша внутри вас. Франсуаза Барбира Фридман применяет классические йогические асаны, адаптируя их к занятиям в воде. Зачастую беременным рекомендуют плавать, однако автор книги пошла дальше и доработала обычные плавательные движения, при помощи которых теперь легче выравниваться на поверхности воды и проще дышать. Если вы не являетесь опытным пловцом, то эта книга также подходит вам, так как все упражнения разработаны с учетом возможности их применения на мелководье. Занятия аква-йогой базируются на разнообразных позициях из йоги и специально разработанных для беременных техник плавания, которые способствуют раскрытию таза, минимизируют боли в спине и учат правильно дышать. Если вы планируете водные роды, аква-йога предлагает  особые, специально продуманные упражнения на раскрытие таза,  смягчение болевых ощущений при схватках и во время самих родов. И, наконец, активные упражнения для послеродового периода помогут в целом восстановиться после родов, поспособствуют закрытию таза, тонизируют тело и укрепят мышцы живота. Все упражнения представлены в виде коротких, простых, эффективных и безопасных серий, проиллюстрированных красивыми цветными фотографиями.

 

Prenatal Yoga for Conception, Pregnancy and Birth

О книге

Йога – одна из лучших форм физических упражнений во время беременности, мягкий и безопасный способ поддержания мышц в тонусе с минимальной нагрузкой, профилактика болей в спине, уникальный путь к расслаблению тела и гармонии души с телом, эффективная подготовка к родам и материнству в целом. Пренатальная йога обучает практике до зачатия, для всех трех стадий беременности и родов. Классические асаны традиционной йоги, адаптированные к требованиям организма беременной женщины, дыхательная практика и релаксация комбинируются в комплексном подходе к материнству, эффект которого сохранится на долгие годы вашей жизни и жизни вашего ребенка. Для использования этой книги не требуется особых компетенций в области йоги. Тем не менее, если вы занимались йогой раньше, система адаптированных упражнений поможет настроить любую из программ специально под себя. Красивые, четкие фотографии иллюстрируют движения от этапа к этапу в соответствии с изменениями, происходящими в вашем теле. Франсуаза Фридман имеет опыт работы с сотнями женщин в течение многих лет, помогая им зачать, радоваться каждому дню беременности, мягко и естественно рожать.

 

«Эта книга поможет многим людям, особенно тем, кто не может забеременеть или которым трудно воспринимать опыт беременности и родов как радостный процесс» (журнал «British Wheel of Yoga»).

 

Postnatal Yoga

О книге

Эта книга – ясный, убедительный и прекрасно иллюстрированный гид по адаптированной для молодых матерей йоге. Чувства радости и изумления при рождении ребенка могут также смешиваться с предчувствием новых обязательств и полной самоотдачи. Йога может оказать необходимую вам в этот момент поддержку, помогая вам с вниманием относиться не только к ребенку, но и к самой себе, постепенно возвращая временно утраченные силы. Кроме того, йога помогает научиться расслаблению во время кормления ребенка или во время его сна. Таким образом, у вас появляется возможность сохранять свою энергию, неизбежно иссякающую из-за постоянной нехватки сна. Йога – также мягкий путь к сближению со своим ребенком, совместной релаксации, укреплению взаимной эмоциональной связи между вами, которые сохранятся на всю жизнь. «Постнатальная йога» — пошаговый гид по выполнению адаптированных к послеродовому периоду асан йоги. Упражнения рассчитаны на первые шесть месяцев после родов и разработаны отдельно для каждого этапа – от реабилитации после кесарева сечения или эпизиотомии до восстановления после родов близнецов, укрепляя мышцы таза и подготавливаясь к первой менструации. Благодаря многолетнему опыту в области изучения и практики йоги Франсуазе Фридман удалось адаптировать позы традиционной йоги к условиям различных этапов беременности и периода после родов. Совместно с Дориэл Холл она трансформировала классическую йогу в серии упражнений для выполнения в домашних условиях в любое время суток, даже в течение нескольких ценных минут напряженного дня молодой матери

.

birthlight-ru.livejournal.com

Блаженные роды

«Пранаяма – это наука легких родов», – считает преподаватель йоги для беременных Франсуаза Фридман.

В 2000 году медик-антрополог Франсуаза Барбира Фридман возглавила некоммерческую организацию Birthlight, целью которой стало «продвижение идеи физического и ментального благополучия матерей, детей и отцов в период беременности, родов и последующего родительского воспитания». Подход Birthlight основан на понятии ананды – духовного блаженства. Фридман полагает, что «женщине дано испытать это удивительное состояние, имея только позитивный опыт беременности и родов». «Этот аспект отсутствует в жизни западной женщины, – убеждена Франсуаза, – у нее всегда есть доступ к великолепному ме­ди­цин­ско­му обслуживанию, но она совершенно не готова пережить рождение ребенка как счастливый опыт». Более того, статистика показывает, что 25% из общего числа родов на Западе разрешаются с помощью кесарева сечения. Стоит ли говорить о «блаженных родах» на фоне этих цифр?

Рождение лотоса

«Я сама перенесла достаточно серьезную операцию, после которой мне сказали, что у меня не будет детей, – рассказывает Фридман, – поэтому я перестала пить противозачаточные таблетки и – о чудо! – практически сразу забеременела. Врач настаивал на кесаревом сечении, но тогда я уже активно практиковала йогу, и мне это показалось неправильным. Я посвятила себя подготовке к родам, сделав упор на пранаяме. Мой ребенок очень легко появился на свет – мне даже тужиться не пришлось – это было подобно рождению цветка лотоса». Через некоторое время после родов Фридман стала вести классы йоги для беременных. Среди ее учениц было много женщин, перенесших кесарево сечение. Чтобы помочь им восстановить опыт есте­ст­вен­ных родов, она разработала технику «внутреннего дыхания под швом»: направляя вдохи и выдохи сквозь рубец, женщина мысленно соединяет поврежденные операцией ткани и мышцы. Дыхательные упражнения сочетаются с массажем шва: ощутив пальцами мышцы, которые находятся под швом, следует разминать шов до тех пор, пока он не начнет размягчаться. Таким образом и восстанавливаются по­вреж­ден­ные мышцы.

Мои университеты

«Первым моим «гуру» стала книга «Роды без насилия» французского акушера Фредерика Лебуайе, – продолжает рассказ Фридман. – Тогда на Западе практика йоги во время беременности считалась опасной, а Лебуайе пошел против общественного мнения, развязав дискуссию о пользе садханы. Другая важная для меня книга – «Йога: драгоценность для женщин» Гиты Айенгар, которая показывает, насколько гармоничной и безопасной может быть практика во время беременности». Но вдохновила на создание метода перинатальной йоги Фран­суа­зу, как ни странно, поездка в Перу. Уехать в Южную Америку для проведения антро­по­ло­ги­че­ских исследований ей не помешал даже тот факт, что она сама ждала ребенка! «На первый взгляд мои изыскания в Южной Америке не имели отношения к йоге, – смеется Фран­суа­за – но именно там, увидев, как ес­тест­вен­ны движения индеанок во время беременности и родов, я осознала важность адаптации йоги к нуж­дам женщин! Вообразите, ты­ся­че­ле­тия­ми йога формировалась мужчинами, а женщинам приходилось подстраиваться под эту ­практику».

Сотворение метода

«Большинство моих учениц приходит в класс, имея нулевой опыт в практике йоги, – говорит Франсуаза. – Сидя в Бад­дха Ко­наса­не, они сильно сутулятся, а их колени поднимаются вверх. Такое положение сокращает про­стран­ство внутри матки, необходимое для нормального развития плода. Мы полностью адаптировали практику для женщин, неискушенных в йоге, разработав последовательность из плавных, ритмичных движений, которые позволили выполнять позу динамично, добиваясь правильного положения в асане постепенно, что отлично подходило тем, кто испытывал напряжение в фиксированных позах». Инновацией метода Birthlight стал симбиоз классических асан и древнеиндийских танцев, которые подготавливают женщину ко второй стадии родов – потугам. «Если опыт практики асан помогает женщине успешно пережить схватки, то движения йогического танца способствуют подвижности крестцово-подвздошных сочленений в момент рождения ребенка, – объяс­ня­ет Фридман. – Работу с телом мы дополняем практикой нада-йоги (йоги звука), пением мантр и упраж­не­ния­ми, способствующими глубокой релаксации». Несмотря на то что Birthlight включает в себя множество различных элементов, центральной практикой метода Фридман считает пранаяму. «Мы предлагаем будущей маме «выдохнуть» ребенка на свет, – говорит Фридман, – ведь дыхание – это главное, что поможет ей в родах: оно связывает женщину с собственным внутренним миром и с ребенком».

Четвертая треть

Для того чтобы помочь молодым мамам наладить прочную связь со своими новорожденными детьми, после того как пуповина уже перерезана, Фридман вве­ла в обиход термин «четвертый три­местр», назвав так первые 6–8 не­дель после родов. «Это важный период, когда матка сокращается и происходит полная гор­мо­наль­ная перестройка организма. Жен­щи­на словно настраивается на ребенка изнутри. И если направить мысленный поток в нужное русло, можно открыть в себе неис­чер­пае­мый ис­точ­ник новых сил». В это время Фрид­ман советует молодым мамам продолжать занятия йогой, делая акцент на постнатальном «за­кры­тии тела». Речь идет о ды­ха­тель­ных техниках в положении стоя или лежа с опорой под спину. Этот курс укрепляет мышцы таза и восстанавливает тонус абдоминальных мышц. «Согласно аюрведе, роды – это величайшая расаяна (процесс очищения), на которую только способно человеческое тело. И это очищение – награда для женщины, – говорит Франсуаза. – И помните, что воспитание счастливого ребенка начинается с счастливой беременности».

www.yogakrasnodar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *