Боги славянские род – Бог Род. Символ бога Рода, бог Род у славян

Бог Род — Происхождение, Бог Род в пантеоне славянских Богов, вот что говорят мифы…

[contact-form-7 404 «Not Found»]

Род – славянский бог, создатель мира и отец первого поколения светлых богов (боги-отцы), Причина всех Причин, основатель и сущность мироздания. Это живая мысль, творящая и створяющая, бесконечная в пространстве и времени. Славяне считали, что изначально Род находился внутри Мирового Яйца, некоей пространственно-временной единице, лежащей за пределами бытия. Хотя, строго говоря, до Рода никакого бытия и не было. И небытия тоже не было. Все сущее, свет и тьму создал Род. «Родил», как говорили наши предки, отсюда и происходит имя этого великого бога.

Атрибуты Бога Рода:

  • Птица – аист, утка.
  • Дерево – дуб.
  • Треба (подношение) – сейчас славяне продолжают нести требы Богу Роду, когда чтут своих умерших родителей и родственников – несут на их могилы крашенные яйца или куличи. Род способен полностью менять окружающий мир по своему желанию, но изменения эти не происходят мгновенно. Власть Рода над этим миром практически безгранична.

Сфера влияния

После сотворения мира Род остался в Прави, и не вмешивается в дела остальных миров. Он руководит и управляет всеми богами, и поэтому власть бога распространяется на все миры, но не напрямую, а через потомков. Род распределяет сферы влияния между богами, дает им наставления как следует руководить, но сам в их дела в дальнейшем практически не вмешивается, нарушая это правило лишь в чрезвычайных случаях, которые без непосредственного внимания бога-творца не могут быть разрешены.

Происхождение

Все народы знают самого первого бога – это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и, одновременно, его бесконечно много. В «Книге Велеса» записано: «Бог – един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».

Все, что существует, – лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего, иногда сокращая имя до Вышнего, или еще проще – до Вышня. Индийцы или дравиды называли бога – Вишну.

Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын – Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

Сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя – Явь. Нижний – мир духов. Туда уходят умершие. Это – Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «навьими» людьми.

Род родил Сварога – великого бога, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь. Сейчас же важно понять, что Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино – боги и природа. И люди, которые называли себя внуками и детьми, но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.

Бог Род в пантеоне славянских Богов

Когда в жизни нет порядка, тогда и за столом пусто. Так считали славяне, поэтому порядок является главным укладом в жизни. Бог Род – славянский Бог, создавал Вселенную и миры с большой любовью из составляющих Хаоса-Удгарда. Славянский мир, который создал Род, называется Родиной. Все это случилось до начала времён, но народ  хранит в памяти историю творения всего сущего.

В славянской мифологии есть ответы на важные вопросы: «Откуда же появился сам Род Прародитель и Творец?», «Откуда все славянские Боги и Богини пришли», «Как Родина образовалась и как наши предки начали быть?»

Вот что говорят мифы…

Некогда все сущее состояло из Хаоса-Удгарда –  неупорядоченного Нечто. Время, события, материи, пространства – все было смешано в одно.

К такому месту был послан Род, Бог Творец с тем, чтобы  творить там порядок и образовывать из Хаоса что-то определенное. Род осознал себя внутри Вселенского яйца, что обретался посередине Хаоса-Удгарда, сгустков великой силы.

…Снаружи была пустота, ни несуществующего, ни сущего, ничего нет, ничего… нет там ни смерти, ни того, что живёт вечно. Это единое существо – Хаос-Удгард дышало лишь своей собственной сущностью, скрытой сперва во Тьме, потом в Пустоте.

Тогда Род разделил один сгусток на два слоя. Так началось взаимодействие между Светом и Тьмою, появилось Чёрное и Белое, разделились сутки на день и ночь.  Без разделения такого не будет столкновения, ничего не будет двигаться, не будет развития и роста.

Род порядок свой зачинал с большой любовью, новый мир стал обрисовываться. Потому Он, как Бог творец, обладает такими качествами и предпочитает такие занятия, как: создавать, придумывать, воплощать идеи, задуманное, искать решения, пути. Всё это очень нравится Роду. Предки говаривали так: «Любому своё только дело мило, а чужое всегда кажется скучным».

Чтобы порядок поддерживался и управление созданными Мiрами продолжалось исправно, Род создал себе главных помощников – темных и светлых Богов, сделанных из черных и белых частиц Хаоса. Каждый из них должен выполнять свою задачу и поддерживать свою часть Мироздания. Всеми качествами, которые необходимы для выполнения главных задач, Род наделил каждого Бога и Богиню по-своему.

Вот, например, верховными светлыми богами стали Лада и Сварог – они супруги. Из темных богов вышли Боги-разрушители. Их роль не менее важная, чем у созидательной верховной пары. Темные Боги должны разрушать то, что уже отжило, не нужно, не должно существовать. Этот подход крайне важен, когда на смену старому должно приходить что-то новое.

Пока Бог Род не разделил мир на Три основных Мира – Явь, Навь и Правь, споры между темными и светлыми разгорались и все не утихали. Мир Яви был заселен людьми и стихийными Богами, да малыми духами, что помогали человеку. В Прави остались жить светлые боги, а в Нави – темные. Нет между Навью и Правью путей прямых, поэтому противостояние так и затихло, образовалось равновесие.

Но встречаясь в явном Мире, стороны все же продолжали свои споры и доходили даже до войн и сражений. Вот тогда-то и сотворил Род еще одного главного помощника, который был бы вхож во все Три Мира, смог бы обладать способностями могущественного Мага и переговорщика, всех примирять и находить приемлемые для всего Мироздания решения. Поэтому явился Велес – Бог древней Магии, Мудрости и Трех Миров. Только у него есть множества вариантов, как решить то или иное дело, только он имеет входы и выходы во всем три мира.

Спутницы Рода

Роду сопутствуют рожаницы. В «Вопросах Кирика находим», памятнике словесности XII века: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…», как-то связаные с судьбой. Кто такие рожаницы? И почему их две?

Видимо потому, что в жизни у каждого человека есть как счастливые, так и несчастливые мгновения. Первыми ведает Доля; вторые насылает ее мрачная сестра – Недоля. Иногда говорили, что неудачник родился под несчастливой звездой, а везунчик – под счастливой.

Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю, хотя ни разу в источниках их так не именуют. Ясно, что Рожаницы — девы жизни и судьбы, которым «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ», и люди еще в 13 веке «готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чьрпания» «А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам», «Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола».

В шестнадцатом веке в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос: «не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?»

Праздник рожаниц отмечали на следующий день после осеннего пира в честь Рода – 9 сентября. В это время, когда летняя страда позади и урожай собран, можно пить, и есть вволю, не страшась грядущих невзгод – холода и голода.

Поклонение Роду

После того, как Род создал мир, богов и людей, он ушел на покой и растворился в окружающей атмосфере. Именно поэтому точного описания внешности Рода не существует. Иногда он изображался в образе седовласого старика, но этот образ, как считают специалисты, является всего лишь человеческим воплощением Рода на Земле. Кроме того, бог Род спускался к простым смертным и в теле аиста. Вероятно, эта легенда и дала жизнь народному поверью, согласно которому аисты приносят в дом детей. В честь главного славянского бога Рода не создавались идолы или специальные, капитальные храмы. Молиться Роду можно было в любом месте, ведь он был вездесущ.

Пиршество, посвященное богу Роду, наши предки по традиции устраивали 31 декабря. В этот день дом украшали ветками хвойных деревьев и сладостями. Это праздник назывался Щедрец.

Устраивали гуляния в честь Рода и 8 сентября, когда собирали с полей последний в году урожай. В этот день славяне организовывали так называемые «рожаничные трапезы» и просили у Рода и его помощниц Рожаниц защиты не для себя лично, а для всего народа в целом. На пиру угощались творогом, яйцами, сыром, олениной, овсяной кашей и ягодным вином. После водили хороводы вокруг самой старшей женщины в общине, держащей в руках хлеб.

Весенний праздник Рода приходился на 14 апреля. В этот день пели гимны в четь бога Рода, разжигали костры и прыгали через них, проходя тем самым обряд очищения, обновления, «рождения заново».

Культ Рода

Культ бога Рода на Руси был столь прочен, что христианству не сразу удалось его искоренить. Так в тексте, датируемом XII веком, под названием «Слово Исайи Пророка» говорилось: «Откажитесь от идольских пиров Роду и рожаницам!» К тому же наши предки не называли себя рабами бога Рода, а считали себя его детьми, что также противоречило новому религиозному учению. В связи с тем, что, согласно язычеству, бог Род являлся родоначальником всего сущего на земле, боги и люди являлись прямыми родственниками.

Трудности в искоренении язычества привели к тому, что христианству пришлось позаимствовать у идолопоклонников множество праздников и обрядов. По мнению российского ученого Капицы, образы Рода и рожаниц были вытеснены образом Богородицы. Поэтому теперь «рожаничная трапеза» больше известна как христианский праздник Собор Пресвятой Богородицы.

Современные неоязычники

Современные неоязычники ставят кумиры Роду в виде деревянных фаллических символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где фаллическая линга символизирует Рудру. Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше – тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их клёном. Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде «пасхальных» яиц на могилы предков. Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем, чествуется и сам Сварожич, как солярное божество.

Бог Род в северной традиции гадания

Реза Бога Рода состоит в северной системе гадания и магии «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – Род. Номер резы – 1. Гадание. Вопрошание Бога. Появившаяся в раскладе Реза Рода говорит о многих возможностях, открывшихся для Спрашивающего. Совет Бога Рода – важно трудиться над собой, своим внутренним состоянием. Утешает Род тем, что если даже и не свершится то, что было задумано и к чему прилагались усилия, все равно это свершится рано или поздно.

Как выглядит символ Рода у славян?

Славянский Символ Рода представляет собой разновидность древнеарийской свастики. Только, в отличие от свастики, не имеет прямых углов. Четыре его ответвления образуют своеобразную галактическую спираль. Каждый луч этой спирали завершается маленьким кругом. В этом знаке заложен глубокий смысл, но, к сожалению, с достоверностью сейчас нельзя утверждать, что именно означает каждая его деталь.

Зато существует множество версий:

  • Лучи свастики означают вечное движение солнца.
  • Круги на концах лучей означают зарождение новых жизней – вселенных.
  • Сам знак расположен тоже в круге, и это символизирует бесконечность существования.

Символ Рода в самые древние времена изображался просто в виде заполненного круга, однако, уже к первому тысячелетию до нашей эры, согласно археологическим находкам, принял такой вид, в каком его и сейчас показывают на амулетах.

 

Видео



Источники

mfina.ru

Род (бог славян) — Традиция

Род — древнеславянский единый Бог, создатель всего живого и сущего. Отец Сварога и Лады.

Символ Рода — круг.

Цвет — красный.

Все народы знают самого первого бога — это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и, одновременно, его бесконечно много.

В «Книге Велеса» записано: «Бог — един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».

Все, что существует, — лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего, иногда сокращая имя до Вышнего, или еще проще — до Вышня. Индийцы или дравиды называли бога — Вишну.

Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын — Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

Сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя — Явь. Нижний — мир духов. Туда уходят умершие. Это — Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «навьими» людьми.

Род в жизни Славян

Род родил Сварога — великого бога, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь. Сейчас же важно понять, что Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино — боги и природа. И люди, которые называли себя внуками и детьми, но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.

Христианские свидетельства о Роде[править]

Род — Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети…», упомянут в поучениях против язычества «О вдохновении святаго духа», «Слове об Идолах», «Слово Исайи пророка», рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника.

Византийский писатель Григорий (писатель), живший в XII веке, в «Слове об идолах» сообщал, что культ Рода — это одна из мировых религий. Христианскому автору не было никакого смысла возвеличивать «языческую» веру и, тем не менее, он доказывал, что Роду некогда поклонялись в Египте (под именем Осириса), Вавилоне, Греции (там его якобы знали как бога Аполлона), Риме и славянских землях. Конечно, он безбожно путал имена богов, но все же понимал, что Род — одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли. В том же XII веке было написано и «Слово Исайи Пророка», где автор сравнивает Рода и двух его рожаниц с финикийским богом Ваалом, «сидящим на небе». Чем больше он ругает исконного русского бога, тем яснее становится, что Род — не невзрачный идол, а древний повелитель небес.

Летописец немецкого епископа Герольда Гельмольд в 1156 году писал:

«Среди многообразных божеств, которым они (славяне) посвящают поля, леса, горести и радости они признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов.»

Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.

Даже после крещения Руси, спустя сотни лет, славяне продолжали ежегодно 8 сентября устраивать пиры в честь великого бога Рода. Да это и понятно: никто не желал прослыть Иваном, не помнящим родства своего.

В XVI веке, русские христианские священнослужители все еще вели разъяснительную работу. Так, в рукописи этого времени сказано: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Люди не спорили, соглашались: «Правильно, мир родил творец. Поэтому и имя ему — Род». Так его и именовали в русских переводах Библии — «рододатель».

Роду сопутствуют рожаницы. В «Вопросах Кирика», памятнике словесности XII века, находим: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…», как-то связаные с судьбой. Кто такие рожаницы? И почему их две?

Видимо потому, что в жизни у каждого человека есть как счастливые, так и несчастливые мгновения. Первыми ведает Доля; вторые насылает ее мрачная сестра — Недоля. Иногда говорили, что неудачник родился под несчастливой звездой, а везунчик — под счастливой.

Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю, хотя ни разу в источниках их так не именуют. Яcно, что Рожаницы — девы жизни и судьбы, которым «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ», и люди еще в XIII веке «готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чьрпания». «А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам», «Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола».

В шестнадцатом веке в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос:

«не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?»

Праздник рожаниц отмечали на следующий день после осеннего пира в честь Рода — 9 сентября. В это время, когда летняя страда позади и урожай собран, можно пить и есть вволю, не страшась грядущих невзгод — холода и голода. Позже католическая церковь приурочила к началу сентября праздник Рождества Богородицы, когда происходит «благословение хлебов».

Второй праздник Рода и рожаниц отмечали после 25 декабря.

В начале времён мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род — Родитель всего сущего. Род родил Любовь — Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную — бесчисленное множество звёздных миров и наш земной мир.

Солнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый — из груди Его.
Звезды частые — из очей Его.
Зори ясные — из бровей Его.
Ночи темные — да из дум Его.
Ветры буйные — из дыхания.
( Песни птицы Гамаюн )

Древнейшие мифы Земли послужили источником предания о Сотворении мира, о рождении различных составляющих Вселенной из частей Господа: у славян — Рода (Прадеда, Прадо), у индийцев — Праджапати, Пуруши, Брахмы, в изначальной древности — Рудры, у скандинавов — Имира, на Кавказе — Тха. Именно это единое чуть не для всех народов Земли предание, лучше всего сохраненное славянами, вошло в «Звездную Книгу Коляды».

Лучше всего текст о Рождении Мира Родом сохранился в Изначальных Ведах (Праведах) у славян. Например, в различных изложениях «Голубиной книги» (где Рода именуют Христом). Наиболее полный свод этих духовных стихов дан в книге П. Безсонова «Калъки перехожiе», 2 т., 1863 г.

Существуют и богумильские предания о Сотворении мира. Так, в книге «Вопросы и ответы Григория, Василия и Иоанна Богослова», берлинский, болгарский сборник XIII века на вопрос: «Отъ что сътвори Господь небо и земля?» дан ответ: «Възята еа сметана от воды и сь сири сяу и сотвори бь небо и земля».

Подобный сюжет есть в Ведах Индии — пахтание молочного океана и взбалтывание масла горой Мандарой: «Вода океана превратилась в молоко, затем смешалась с превосходным соком и по-том уже из молока произошло сбитое масло (Земля)». (Сказание об Астике, гл. 15).

Близкие индийские ведические тексты — «Ригведа», X ман-дала, также «Лесная», кн. III, гл. 189. Также «Мокшадхарма»;, кн. 12, гл. 182: «Из того лотоса возник Всеобъемлющий Брахма, из Вед состоящий. Горы — следует знать — его кости; земля — тук и мясо; его кровь — океаны; пространство — чрево; ветер — его дыхание; сила — огонь; (…) Сома, Солнце и Месяц слывут его глазами; небо сверху — его голова, его стопы — обитель земная; его руки — стороны света».

Те же образы мы находим и в скандинавских преданиях — («Старшая Эдда», Прорицание вельвы). Также схожие образы есть в «Речах Гринмира»: «…плоть Имира стала землей, кости — горами, череп — небом, а волосы -лесом, из ресниц Имира построены стены Митгарда».

Не являются исключением и финские предания (смотри начало «Калевалы»), греческие (Аполлодор Афинский, «Мифологическая библиотека»), римские (Овидий. «Метаморфозы»). В кавказском нартском эпосе есть такие строки: «Господин над богами Тха (…) сказал (…): «Вот мной создано небо — оно вышло из уст моих…»

Можно также сравнить строки из «Голубиной книги» и из «Ригведы». Несмотря на то, что первый текст записан на Руси в XIX веке, а второй принадлежит к классическому ведическому периоду Индии (полагают, что это III тыс. до н.э.), общность их очевидна:

Солнце Красное от лица Божьего,
Млад-светел месяц от грудей его,
Звезды частые от риз Божьих,
Ночи темные от дум Господних,
Зори утренни от очей Господних.
«Голубиная книга»

Когда разделили Пурушу,
Брахманом стали его уста…
Луна родилась из мысли,
Из глаз возникло Солнце,
Из головы возникло небо…
«Ригведа», X, 90

Знак рода, Дуло. Встречается на старинных коврах и самотканых половиках.

Зооморфный образ[править]

Зооморфный образ перевоплощения Рода — аист. На сербском, хорватском и боснийском языках аист – рода. Отсюда же трепетное отношение к аистам и поверье в то, что аисты приносят малых детишек.

В Индии на языке малая́лам аист произносится как peruñāṟa, что без окончания созвучно славянскому Перуну. Рeruñāṟa в послоговом осмыслении — защитник солнца.

Хранителями Рода считают также утку и щуку, потому после ухи иная царица в сказках приносит дитя, а в другой сказке они берегут жизнь (смерть Кащееву).

Современные неоязычники[править]

Современные неоязычники ставят кумиры Роду в виде деревянных фаллических символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где фаллическая линга символизирует Рудру. Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше — тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их клёном. Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде «пасхальных» яиц на могилы предков. Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем, чествуется и сам Сварожич, как солярное божество.

  • Мифология древнего мира, Белфакс. — М., 2002.
  • Рыбаков Б.А., Язычество древних славян, Русское слово. — М., 1997.
  • Калашников В., Боги древних славян. Белый город. — М., 2003.
  • Гаврилов Д., Наговицын А., Боги славян. Язычество. Традиция. Рефл-Бук. — М., 2002.
  • Энциклопедия свастических символов. Ин. — М., 2006 — 2007.

traditio.wiki

Славянский бог Род

Удобная навигация по статье:

Бог древних славян Род

Славянский бог Род

Согласно легенде древних славян, до появления первых гор и рек, вокруг была лишь пустота и полная тишина, ведь тогда не было ни речи, ни дыхания. Была только бесконечность. В этом вакууме было только золотое яйцо, в котором что-то дремало. Однажды яйцо треснуло и из него вышел первый славянский бог Род, который решил родить жизнь. Его тело стало вселенной, а его мысли – самой жизнью.

Легенда о славянском боге Роде

Появившийся таким образом мир был в полной тишине без живых существ и тогда Род создал людей и всё, что теперь произрастает из земли. После этого верховное божество породило остальных Богов, чтобы они могли беречь порядок в созданном им мире. Вначале он родил Сварога, а также Ладу Прекрасную, завещая им учить людей славить его и любить мир, в котором они живут. Затем Род отправился отдыхать и предался божественному сну, в котором он смотрел глазами своих бессмертных и смертных детей, а также говорил их устами. Таким образом, славянский бог Род – первое существо и самый главный бог славянского пантеона времён языческой Руси.

Этимология имени бога Рода

Сегодня достаточно сложно судить об этимологии имени этого славянского божества. Ведь в русском языке сегодня можно встретить массу слов, образованных от имени бога Рода: роддом, родственники, родители, а также роды, природа, родина и многие другие. По мнению лингвистов, каждое из подобных слов несёт в себе смысл продолжения жизни и её основы. При этом, в старославянском языке слово «род», скорее означал «семью».

Исследователи язычества замечают, что языческий пантеон богов большинства народов всегда начинался с Праотца или же Создателя всего, что существует (в том числе и остальных богов). Чаще всего, люди почитали его не как верховного бога, а как начальную идею миросотворения, первоисточник, не ставя ему идолов и не насыпая курганов. Не приносились ему и жертвы. Эту же систему верований мы видим и в славянском язычестве, где Роду не ставились кумиры и капища, но каждый человек знал, что именно эта божественная сущность является самой главной во вселенной.

Западные славяне имели собственное божество, которое они называли Свентовитом с аналогичными Роду чертами. Кроме того, описание этого бога полностью идентично изначальному богу восточных славян. Таким образом, можно сделать вывод, что два этих бога, по сути, один и тот же, но именуемые по-разному.

Культ славянского бога Рода после принятия христианства на Руси

Стоит отметить, что даже после введения на Руси христианской веры Владимиром Великим, народ многие века продолжал славить Рода, как бы им не объясняли священники, что имя единого и всеобъемлющего Бога не Род. Более того, историки напоминают, что в первых переводах Библии на старославянский язык, христианский бог продолжал зваться Рододатель, то есть, тот, кто дал людскому роду жизнь.

Но и сам род в легендах значился сыном Вышня и его прямым продолжением. При этом, он всё-таки родил остальных богов, благодаря чему существование вселенной приобрело новое качество. Так как род не имел пола, то первыми его детьми стали Сварог и Лада – божественные сущности мужского и женского рода. По этой причине были разделены люди и животные.

Исследователи язычества славян прошлого века отмечали, что сама суть богов Лады и Сварога является двумя противоположными ипостасями самого бога Рода, одна из которых олицетворяет его мощь и силу, а вторая – творение и созидательное начало.

При всей скудности дошедших до нас литературных источников и народного фольклора, можно точно воспроизвести происхождение славянских богов. К примеру, общеизвестно, что первородному богу Роду помогали Роженицы, являющиеся богинями, несущими жизнь. Они же, по легенде, повелевают всеми душами, которые отделяются от Рода и воплощающимися в физические тела.

Одни исследователи, говоря о Роженицах имеют ввиду Ладу и её дочку Лелю, другие же – Недолю и Долю, которые начали прять клубок судьбы каждого живущего на земле существа. Последние две богини являлись дочерями богини матери-природы Макоши, что сразу же наводит на вопрос: кем была Роду Макошь – дочерью, сестрой или супругой?

Так как данную богиню почитали как Небесную Богородицу за то, что она родила всё во вселенной, её можно сегодня рассматривать как сестру и супругу Великого да. А это, в свою очередь, значит, что она была дочкой Вышня. То есть, разделение на мужское и женское начало произошло задолго до появления Лады и Сварога. К сожалению, сегодня историки не имеют точных сведений об этом.

Когда отмечался праздник бога Рода

Священный день бога Рода приходился на восьмое сентября, а днём позже славяне праздновали День Рожениц, которые помогали Роду творить жизнь. Христианские священники периода введения христианства в Киевской Руси писали, что эти два праздника продолжают праздноваться людьми, несмотря на их запреты и приказ великого князя.

Символы и атрибуты Рода

В качестве символов Рода выступали щука и утка, которых можно часто встретить в качестве персонажей славянских сказок.

Таблица: язычества в древней Руси. Место Рода в языческом пантеоне богов.

Язычество древних славян

 

Видео-лекция: бог славянского пантеона Род

 

fox-calculator.ru

Род Славянский бог История Руси

Все народы знают самого первого бога – это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и, одновременно, его бесконечно много. В «Книге Велеса» записано: «Бог – един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».
Все, что существует, – лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего, иногда сокращая имя до Вышнего, или еще проще – до Вышня. Другой арийский народ, индийцы, называли бога – Вишну.

Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын – Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. Сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя – Явь.

Нижний – мир прошлого. Туда уходили предки. Это – Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «навьими» людьми. Род родил Сварога – великого бога, который довершил творение мира. От него пошло множество других богов и богинь. Сейчас же важно понять, что Всевышний, Род, Сварог и все последующие боги, герои и люди не были независимыми от родителей, родственников и друг от друга. Все они – проявления первых богов, их уменьшенная копия, хотя каждый имел собственный характер и отличия от других. Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино – боги и природа. И люди, которые называли себя внуками, но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.


Великан, Константин Васильев

Христианские свидетельства о Роде.
Род – Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды – и въ томъ ражаются дети…», упомянут в поучениях против язычества «О вдохновении святаго духа», «Слове об Идолах», «Слово Исайи пророка», рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника.

Византийский писатель Григорий, живший в XII веке, в «Слове об идолах» сообщал, что культ Рода – это одна из мировых религий. Христианскому автору не было никакого смысла возвеличивать «языческую» веру и, тем не менее, он доказывал, что Роду некогда поклонялись в Египте (под именем Осириса), Вавилоне, Греции (там его якобы знали как бога Аполлона), Риме и славянских землях.

Конечно, он безбожно путал имена богов, но все же понимал, что Род – одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли. В том же XII веке было написано и «Слово Исайи Пророка», где автор сравнивает Рода и двух его рожаниц с финикийским богом Ваалом, «сидящим на небе». Чем больше он ругает исконного русского бога, тем яснее становится, что Род – не невзрачный идол, а древний повелитель небес. Летописец немецкого епископа Герольда  Гельмольд в 1156 году писал: «Среди многообразных божеств, которым они (славяне) посвящают поля, леса, горести и радости они признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов» . Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.

Даже после крещения Руси, спустя сотни лет, славяне продолжали ежегодно 8 сентября устраивать пиры в честь великого бога Рода. Да это и понятно: никто не желал прослыть Иваном, не помнящим родства своего! В XVI веке, русские христианские священнослужители все еще вели разъяснительную работу. Так, в рукописи этого времени сказано: «Всем бо есть творец Бог, а не Род». Люди не спорили, соглашались: «Правильно, мир родил творец. Поэтому и имя ему – Род». Так его и именовали в русских переводах Библии – «рододатель».


Богиня рожаниц, Борис Ольшанский

Роду сопутствуют рожаницы. В «Вопросах Кирика находим», памятнике словесности XII века: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…», как-то связаные с судьбой. Кто такие рожаницы? И почему их две?

Видимо потому, что в жизни у каждого человека есть как счастливые, так и несчастливые мгновения. Первыми ведает Доля; вторые насылает ее мрачная сестра – Недоля. Иногда говорили, что неудачник родился под несчастливой звездой, а везунчик – под счастливой.

Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю, хотя ни разу в источниках их так не именуют. Яcно, что Рожаницы – девы жизни и судьбы, которым «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ» , и люди еще в 13 веке «готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чьрпания» «А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам», «Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола».

В шестнадцатом веке в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос: «не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?»
Праздник рожаниц отмечали на следующий день после осеннего пира в честь Рода – 9 сентября. В это время, когда летняя страда позади и урожай собран, можно пить и есть вволю, не страшась грядущих невзгод – холода и голода.

Позже католическая церковь приурочила к началу сентября праздник Рождества Богородицы, когда происходит «благословение хлебов». Второй праздник Рода и рожаниц отмечали после 25 декабря. В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род – Родитель всего сущего. Род родил Любовь – Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную – бесчисленное множество звездных миров и наш земной мир. Солнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый – из груди Его.
Звезды частые – из очей Его.
Зори ясные – из бровей Его.
Ночи темные – да из дум Его.
Ветры буйные – из дыхания.

«Книга Коляды»

Древнейшие мифы Земли послужили источником предания о Сотворении мира, о рождении различных составляющих Вселенной из частей Господа: у славян – Рода (Прадеда, Прадо), у индийцев – Праджапати, Пуруши, Брахмы, в изначальной древности – Рудры, у скандинавов – Имира, на Кавказе – Тха.

Именно это единое чуть не для всех народов Земли предание, лучше всего сохраненное славянами, вошло в «Звездную Книгу Коляды». Лучше всего текст о Рождении Мира Родом сохранился в Изначальных Ведах (Праведах) у славян. Например, в различных изложениях «Голубиной книги» (где Рода именуют Христом). Наиболее полный свод этих духовных стихов дан в книге П. Безсонова «Калъки перехожiе», 2 том, 1863 год.
Существуют и богумильские предания о Сотворении мира. Так, в книге «Вопросы и ответы Григория, Василия и Иоанна Богослова», берлинский, болгарский сборник XIII века на вопрос: «Отъ что сътвори Господь небо и земля?» дан ответ: «Възята еа сметана от воды и сь сири сяу и сотвори бь небо и земля». Подобный сюжет есть в Ведах Индии – пахтание молочного океана и взбалтывание масла горой Мандарой: «Вода океана превратилась в молоко, затем смешалась с превосходным соком и по-том уже из молока произошло сбитое масло (Земля)». (Сказание об Астике, глава 15).

Близкие индийские ведические тексты – «Ригведа», X ман-дала, также «Лесная», книга III, глава 189. Также «Мокшадхарма»;, книга 12, глава 182: «Из того лотоса возник Всеобъемлющий Брахма, из Вед состоящий. Горы – следует знать – его кости; земля — тук и мясо; его кровь – океаны; пространство – чрево; ветер – его дыхание; сила – огонь; (…) Сома, Солнце и Месяц слывут его глазами; небо сверху – его голова, его стопы – обитель земная; его руки – стороны света».

Те же образы мы находим и в скандинавских преданиях – («Старшая Эдда», Прорицание вельвы). Также схожие образы есть в «Речах Гринмира»: «…плоть Имира стала землей, кости – горами, череп – небом, а волосы -лесом, из ресниц Имира построены стены Митгарда».

Не являются исключением и финские предания (смотри начало «Калевалы»), греческие (Аполлодор Афинский, «Мифологическая библиотека»), римские (Овидий. «Метаморфозы»). В кавказском нартском эпосе есть такие строки: «Господин над богами Тха (…) сказал (…): «Вот мной создано небо – оно вышло из уст моих…»
Можно стакже сравнить строки из «Голубиной книги» и из «Ригведы». Несмотря на то, что первый текст записан на Руси в XIX веке, а второй принадлежит к классическому ведическому периоду Индии (полагают, что это III тысечелетие до нашей эры), общность их очевидна:
Солнце Красное от лица Божьего,
Млад-светел месяц от грудей его,
Звезды частые от риз Божьих,
Ночи темные от дум Господних,
Зори утренни от очей Господних.

«Голубиная книга»

Когда разделили Пурушу,
Брахманом стали его уста…
Луна родилась из мысли,
Из глаз возникло Солнце,
Из головы возникло небо…

«Ригведа», X, 90

Современные язычники ставят кумиры Роду в виде деревянных фаллических символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где фаллическая линга символизирует Рудру. Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше – тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их кленом. Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде «пасхальных» яиц на могилы предков. Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем, чествуется и сам Сварожич, как солярное божество.

godsbay.ru

Род (славянский бог) — Викизнание… Это Вам НЕ Википедия!

Род – славянский бог, создатель мира и отец первого поколения светлых богов (боги-отцы), Причина всех Причин, основатель и сущность мироздания. Это живая мысль, творящая и створяющая, бесконечная в пространстве и времени. Славяне считали, что изначально Род находился внутри Мирового Яйца, некоей пространственно-временной единице, лежащей за пределами бытия. Хотя, строго говоря, до Рода никакого бытия и не было. И небытия тоже не было. Все сущее, свет и тьму создал Род. «Родил», как говорили наши предки, отсюда и происходит имя этого великого бога.

Единый бог Род создал мир таким, каким мы его знаем. Он создал небо, землю, горы и реки. Населил все это животными, рыбами и насекомыми. Род поделил мир на три части: Правь (мир, в котором жили его дети, боги), Явь (наземный мир, который заселили животные, а затем и люди) и Навь (мир мертвых, в котором по некоторым вариантам трактовки древних легенд располагалось Пекельное царство, оплот тьмы). Род посадил Мировое Древо (Дуб) который кроной своей обуял вышний мир, стволом своим пронизал мир земной, а корнями ушел глубоко в мир подземный. Он отделил Правду от Кривды. Из дыхания Рода появилась богиня любви Лада, которая в своем земном воплощении (птица Сва) летала по миру и доносила до всего живого волю Рода. Во время творения мира также появились прабогини Доля и Недоля, которые позже вместе с Макошью будут плести нити божественных и человеческих судеб (по другой версии Доля и Недоля были рождены богами гораздо позже).

Все было хорошо в мире. Но как-то неупорядоченно, ведь некому было следить за законами этого мира. И тогда единый бог Род создал Сварога, великого бога-кузнеца, сковавшего стальные цепи, связывающие между собой все элементы мироздания. Так в мир пришла упорядоченность, а Род мог спокойно отдыхать на изнанке Вселенной. Сварог, таким образом, будучи первым и единственным сыном Рода, довершил его творение.

Знак рода, Дуло. Встречается на старинных коврах и самотканых половиках. Ничего не напоминает?

Род упоминает в летописях с главными божествами вместе с рожаницами, сопровождавшими его женскими божествами. (позднее) Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, который сородичи считали своими покровителями. Они так же имели и древнее наименования щур, дед.

Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем плодородия. (кстати именно отсюда идут слова приРода, плодоРодие, уРожай) Более того, в нем видят верховное божество, повелителя туч, творца жизни на Земле. А еще согласно верованиям славян именно Рода посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети.

Род — Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и быстъ человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети…», упомянут, например, в поучениях против язычества «О вдохновении святаго духа», «Слове об Идолах», «Слово Исайи пророка», рукописи «Четьи Минеи» из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в «Слове о Полку Игореве» и русских летописях, а также как Бог в договоре русов Игоря с ромеями. Гельмольд сообщал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов». Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.

«Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни пытъцю горазду Суда Божиа не минути». Было бы смешно, если бы внук Велесов, обращался к иному суду, кроме языческого, Велесова ли или суда Рода. Мы предполагаем, что и тут под именем Бога скрывается как раз Род.

Пряха, прядущая белую нить у колыбели Богородицы. Фрагмент с иконы «Рождество Богородицы», Украина XVI век.

Роду сопутствуют рожаницы. В «Вопросах Кирика находим», памятнике словесности XII века: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед…», как-то связаные с судьбой. Вероятно, если Рода именуют Судом, то рожаниц — судиницами — а главное, спосмертной жизнью язычника, перерождением «мужского принципа» через «женский».

Иногда упомянута только одна Рожаница: «Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти начата требы класть Роду и Рожаницам,… а се егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и растителъ класом». В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом (Артемидом): «Артеми, юже нарицаютъ Родъ» . Любопытно, что в качестве синонима к «родъ»

Срезневский проводит слово «геена, огонь неугасимый». Род по Срезневскому противопоставляется христианскому Богу, т.е приравнивается к его противнику, Сатане, равным ему по «назначению»: «То, иже служат Богу и волю его творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром суетным, а вы поете песнь бесовскую Родоу и Роженицам». Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю (см.), хотя ни разу их не именуют так. Ясно, что Рожаницы — девы жизни и судьбы, которым «с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ», и люди еще в 13 веке «готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чърпания» «А овце вернии людъи, иже работаютъ Богу, а не рожаницам «Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенъя дъавола».

В шестнадцатом веке в «Уставе преподобного Саввы» находим такой исповедальный вопрос: «не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?»

Современные язычники ставят кумиры Роду в виде деревянных фаллических символов, окрашенных в красный цвет. Это может быть и просто каменная груда, что имеет аналоги в Индии, где фаллическая линга символизирует Рудру. Кумиры такие ставят всегда на открытом месте и чем выше — тем лучше. Для изготовления кумиров Роду лучше всего использовать бук, вяз, ясень, но поскольку деревья эти редки, то предлагается заменить их кленом.

Требы Роду до сих пор неосознанно приносят в виде «пасхальных» яиц на могилы предков. Особое чествование Рода приходится на 21 апреля (православный Родион-ледолом). Праздник сей называется по-язычески Радогощем, чествуется и сам Сварожич, как солярный бог.

Символ бога Рода как таковой отсутствует, ведь разве можно всего одним символом обозначит весь окружающий мир во всех его проявлениях? Вообще все славянские боги – это воплощения Рода, конкретные земные проявления тех или иных его качеств. Поэтому знак бога Рода – знак любого другого славянского бога. Вместе с тем, существуют некоторые источники, упоминающие о том, что в роли символа Рода может выступать стилизованная свастика, эмблема мироздания у славян. В некоторой степени к символам Рода можно также отнести руну Белобог, а также изображение мирового древа (дуба).

Зооморфный образ[править]

Зооморфный образ перевоплощения Рода — аист. На сербском, хорватском и боснийском аист – рода. Отсюда же трепетное отношение к аистам и поверье в то, что аисты приносят малых детишек.

В Индии на языке малая́лам аист произносится как peruñāṟa, что без окончания созвучно славянскому Перуну. Рeruñāṟa в послоговом осмыслении — защитник солнца.

Хранителями Рода считают также утку и щуку, потому после ухи иная царица в сказках приносит дитя, а в другой сказке они берегут жизнь (смерть Кащееву).

www.wikiznanie.ru

Славянский бог Род

Бог Род стоит на самой верхней ступени иерархии в славянской мифологии. 

Все остальные боги являются всего лишь проявлениями Рода. 

Ведь Род – это отец всего сущего на земле. 

Прародитель всего 

Согласно славянской мифологии, вначале не было ничего, кроме хаоса. Затем посредством высших сил появилось так называемое Вселенское яйцо, из которого и родился главный бог Род. Именно Род разделил единый сгусток силы на тьму и свет, ночь и день. 

Из черных частиц Род создал темных богов, из белых – светлых. Светлые боги стали отвечать за созидание и обновление, а темные – за разрушение и уничтожение. 

Однако боги враждовали между собой, и Род расчленил мир на 3 части: Явь, Правь и Навь. В Яви жили боги стихий и обычные люди, в Нави – темные боги, а в Прави – светлые. 

Для устранения беспорядков, бог Род создал другого бога – кузнеца Сварога. Сварог сковал мир цепями, благодаря чему в мире воцарился порядок. 

От дыхания Рода появилась на свет и жена Сварога – Лада – богиня гармонии, красоты и мудрости. 

Кроме того, Род создал небо, землю, звезды, луну, солнце, растения, животных и людей, словом, все, что только есть вокруг нас. Недаром многие понятия, обозначающие окружающий нас мир, имеют один корень «род»: природа, родители, родина, народ, урожай. 

Поклонение Роду 

После того, как Род создал мир, богов и людей, он ушел на покой и растворился в окружающей атмосфере. Именно поэтому точного описания внешности Рода не существует.

Иногда он изображался в образе седовласого старика, но этот образ, как считают специалисты, является всего лишь человеческим воплощением Рода на Земле. 

Кроме того, бог Род спускался к простым смертным и в теле аиста. Вероятно, эта легенда и дала жизнь народному поверью, согласно которому аисты приносят в дом детей. 

В честь главного славянского бога Рода не создавались идолы или специальные, капитальные храмы. Молиться Роду можно было в любом месте, ведь он был вездесущ. 

Пиршество, посвященное богу Роду, наши предки по традиции устраивали 31 декабря. В этот день дом украшали ветками хвойных деревьев и сладостями. Это праздник назывался Щедрец. 

Устраивали гуляния в честь Рода и 8 сентября, когда собирали с полей последний в году урожай. В этот день славяне организовывали так называемые «рожаничные трапезы» и просили у Рода и его помощниц Рожаниц защиты не для себя лично, а для всего народа в целом. На пиру угощались творогом, яйцами, сыром, олениной, овсяной кашей и ягодным вином. После водили хороводы вокруг самой старшей женщины в общине, держащей в руках хлеб. 

Весенний праздник Рода приходился на 14 апреля. В этот день пели гимны в четь бога Рода, разжигали костры и прыгали через них, проходя тем самым обряд очищения, обновления, «рождения заново». 

Культ Рода 

Культ бога Рода на Руси был столь прочен, что христианству не сразу удалось его искоренить. Так в тексте, датируемом XII веком, под названием «Слово Исайи Пророка» говорилось: «Откажитесь от идольских пиров Роду и рожаницам!» 

К тому же наши предки не называли себя рабами бога Рода, а считали себя его детьми, что также противоречило новому религиозному учению. В связи с тем, что, согласно язычеству, бог Род являлся родоначальником всего сущего на земле, боги и люди являлись прямыми родственниками. 

Трудности в искоренении язычества привели к тому, что христианству пришлось позаимствовать у идолопоклонников множество праздников и обрядов. По мнению российского ученого Капицы, образы Рода и рожаниц были вытеснены образом Богородицы. Поэтому теперь «рожаничная трапеза» больше известна как христианский праздник Собор Пресвятой Богородицы.

znaxar.com

символ, день, молитва :: SYL.ru

Для славян бог Род был воплощением всего сущего на земле. Он творец неба, земли, богов, духов и даже людей. Его почитали как великого отца и созидателя, как высший разум во Вселенной. Но несмотря на столь глубокое уважение в прошлом, до нас дошли лишь отголоски тех мифов и легенд, что описывали бога Рода. А все потому, что он является самым древним представителем славянского пантеона.

Появление великого Творца

Наши предки верили в то, что все живое на земле создал бог Род. У славян он был источником всего, как говорится, «причиной всех причин». До его появления не было совершенно ничего, кроме большого Мирового яйца. Само яйцо существовало всегда, но при этом оно не было ни светлым, ни темным, ни мягким, ни твердым.

Но однажды что-то пошло не так внутри этого пустынного мира. В один миг из ниоткуда появился бог Род. С его приходом Вселенная ожила – она перестала быть ничем. И все же вокруг великого Творца царила лишь кромешная тьма и пустота. Такой пейзаж быстро наскучил ему, а потому он решил перестроить мир под себя.

Рождение всего

Первым делом бог Род разделил небо и землю, свет и тьму. Он создал бесчисленное количество звезд, дабы те освещали его труд. Затем он принялся за землю. Род воздвигнул горы, пролил моря и океаны, посадил деревья и травы, а также дал жизнь многим животным и рыбам. Прекрасным стало его творение, но все же чего-то не хватало в нем. Тогда Род решил создать других богов, дабы те помогали ему.

Первой из дыхания Творца появилась богиня Лада (в некоторых источниках упоминается, как птица Сва). Она была воплощением его воли и впоследствии стала покровительницей всего живого и доброго на земле. Вслед за ней на свет появился бог Сварог – великий кузнец и правитель мира. Именно он создал великую цепь, сковавшую все мироздание воедино, а также породил богов второго поколения. И только затем на земле появились люди, которые были самыми слабыми из всех.

Под конец Род решил упорядочить свое творение. Он раздели Вселенную на три части: мир богов – Правь, мир людей – Явь, и мир духов – Навь. Также бог Род провел параллель, которая отделила Правду от Кривды. Благодаря этому появилось добро и зло, правда и ложь, любовь и ненависть – все то, что делает нас людьми.

Великий покой

Следует заметить, что славянский бог Род не является владыкой всего мира. Он только его создал. После этого бразды правления перешли к Сварогу, а затем к Перуну. Сам же Род остался в стороне от происходящего. При этом есть две версии, объясняющие подобное поведение единого Создателя:

  • Первая гласит о том, что Род растворился в своем творении. Каждый раз, когда бог приносил в мир что-то новое, он отдавал взамен часть себя. Таким образом, он стал всем, и в то же время ничем.
  • Вторая версия более приземленная. Согласно ей, Род сильно устал от тяжелой работы и попросту ушел на покой. Вместо того, чтобы править, он решил понаблюдать за всем из стороны, лишь изредка вмешиваясь в дела богов и людей.

Облик бога

Род отличается от прочих богов – у него нет определенной внешности. Он – воплощение всего, целый мир, а не один-единственный индивид. Именно поэтому в его честь редко устанавливали курганы и идолы. Ведь помолиться Роду можно было в любом месте, вся земля – его дом.

Тем не менее есть несколько легенд о том, как бог появлялся в мире людей, в образе седовласого мудреца. Однако не стоит воспринимать эти истории, как намек на истинный облик Рода. В данном случае божество просто приняло привычный для людского глаза внешний вид. Помимо этого, славяне верили в то, что Род довольно часто посещает наш мир в форме аиста. В частности, именно из-за этого поверья появилась легенда, что эти птицы приносят младенцев людям, кладя их на порог дома.

Символика и обереги

Прежде всего Род ассоциируется с великим дубом. Согласно мифам, в начале времен Творец посадил священный желудь в землю, который пророс и превратился в огромное дерево. Его корни уходили прямиком в Подземное царство – Навь, ствол был опорой для мира людей, а громадная крона украшала небо, поддерживая Правь. Таким образом, дуб стал напоминанием о силе и мудрости Создателя, объединяющего все три царства.

Еще один символ бога Рода – свастика. Она состоит из четырех лучей, и от фашистской отличается тем, что имеет более плавную, округлую форму. Ее значение с годами утратилось. Однако некоторые ученые осмелились предположить, что она свидетельствует о вселенской сути Рода – его безграничной и непостижимой силе. Также бытует мнение, что свастика является символом солнца и напоминает нам о том, что творец подарил людям первый свет.

Именно эти два знака использовались при создании оберегов и пентаграмм. Чаще всего к ним прибегали тогда, когда семья долго не могла завести ребенка и ей нужно было благословление Рода. Также поддержки этого бога искали в случае болезни малыша – родители просили великого Творца позаботиться об их чаде и укрепить его здоровье.

Значение Рода в культуре славян

Несмотря на то что Род пользовался большим уважением, он не был доминирующим богом в славянском пантеоне. Это связано с тем спектром возможностей, которыми он обладал. Естественно, продолжение рода было важной функцией, однако, гораздо чаще люди искали помощи у тех богов, которые могли спасти их урожай, защитить землю от врагов или подарить удачу.

Если же говорить о культурном значении, то здесь бог Род подарил нам щедрое наследие. Его имя стало корнем для таких прекрасных слов, как «родить», «родина», «родословная», «родственник», «родной», «природа» и так далее. Таким образом, даже после прихода православия, память о Роде по-прежнему осталась жить вместе с нами.

Обряды и поклонение

Начнем с того, что славяне не устанавливали регулярных храмов или курганов в честь Рода. По крайней мере, об этом нет никакой достоверной информации. В случае необходимости они возводили временное сооружение, которое олицетворяло божество. В остальном же наши предки обходились большим костром, который символизировал первозданную силу творения.

Традиционно принято считать, что день бога Рода припадает на 31 декабря (по новому стилю). В этот день славяне устраивали праздничные застолья, на которых восхваляли великого Творца. Согласно поверьям, дом украшался еловыми ветками, а на них, в свою очередь, вешали различные сладости. Сам же праздник назывался Щедрец.

Еще одни гуляния в честь бога Рода устраивали осенью, в конце сентября. Это особый период для простого народа – весь урожай уже был собран, а значит, пришло время для отдыха. Все обряды, связанные с этим праздником, проводились в лесу, у большого дуба. В эти дни славяне просили защиты у бога, но не для себя, а для целой нации.

Молитва богу Роду

До наших дней дошли лишь немногие хвалебные оды, посвященные Роду. Причиной тому явилось вытеснение язычества христианством, во время которого большинство старинных текстов и песен стерлись из памяти людей.

Одной из самых древних считается следующая молитва богу Роду. «Вседержитель, яко ты един и бессмертен, неувядающий Творец. Вдохнул ты жизнь в лицо человека и появилась у него душа. Ибо ты Род, обитающий на небе и метающий на землю каменные груды, и под твоим благословением рождаются дети».

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.