Субхадра махабхарата: Герои Махабхараты. Субхадра

Герои Махабхараты. Субхадра

Субхадра, сестра Кришны и Баларамы, была единственной дочерью Рохини и Васудевы, главы племени Ядавов. Она родилась после того, как Кришна освободил Васудеву из тюрьмы.

Один из Пандавов, Арджуна, нарушил обет и вошёл к старшему брату царю Юдхиштхире, когда тот уединился с их общей женой Драупади. После этого Арджуна был вынужден провести двенадцать лет в изгнании. Последние несколько месяцев периода изгнания он, переодевшись монахом, провёл в Двараке, при дворе своего дяди Васудевы, оставшись неузнанным всеми друзьями кроме Кришны. Однажды Баларама, брат Кришны, пригласил неузнанного Арджуну в обличии монаха на обед, и тот не отводил глаз от прекрасной Субхадры. Влюбленный в девушку, Арджуна смотрел на неё сияющим взором. Он решил, во что бы то ни стало, жениться на ней. Сам Арджуна был необыкновенно хорош собой. Великолепно сложенный, он пленил Субхадру, которая втайне решила, что выйдет замуж только за него. Баларама желал выдать сестру замуж за Дурьодхану, но та отдала свое сердце Арджуне, и влюблённые решили пожениться, чего бы это ни стоило.

С тех пор Арджуна день и ночь только и думал о Субхадре, и эти мысли не давали ему покоя.

Кришна, всегда желавший самого лучшего Арджуне, одобрил их решение и взялся помочь брату. Понимая, что вся семья воспримет с неодобрением перспективу выхода Субхадры замуж за Арджуну, у которого к тому времени уже было три жены, Кришна помог организовать побег влюблённым из Двараки в Индрапрастху.

Однажды Субхадра выехала на колеснице из дворца, чтобы почтить Богов в храме. Воспользовавшись этим, Арджуна похитил девушку. Он вскочил на её колесницу и приготовился к битве. Вооружившись луком и стрелами, Арджуна стойко отражал нападение воинов, которым было приказано схватить его. По совету Кришны, во время побега колесницу вела Субхадра, а не Арджуна. Позднее Кришна использовал этот факт для убеждения семьи в том, что на самом деле это Субхадра похитила Арджуну, а не наоборот.

Видя, что Субхадру похищают, её родственники и члены семьи подняли громкий крик, но это не остановило Арджуну: он увез Субхадру. Когда Балараме сообщили, что в одеждах монаха скрывался Арджуна, придумавший эту уловку, чтобы похитить Субхадру, Баларама разгневался. Чтобы успокоить Балараму, Кришна убедил брата, что Субхадра влюблена в Арджуну, и Баларама, узнав, что девушка сама хочет выйти за Арджуну замуж, смягчился. Так все было улажено, и Баларама, чтобы порадовать новобрачных, послал Субхадре богатое приданое: множество слонов, колесниц, лошадей, слуг и служанок.

Когда Арджуна после долгой разлуки предстал перед скучавшей по нему старшей женой и царицей Пандавов Драупади, та приревновала его к юной Субхадре и прогнала из своих покоев. Гнев Драупади успокоился только тогда, когда Субхадра явилась к ревнивой царице с изъявлением покорности, представила себя сестрой Кришны, а не женой Арджуны, объявив себя её служанкой.

Вскоре у Субхадры и Арджуны родился сын Абхиманью. Абхиманью получил всестороннее образование, обучаясь под руководством самого Кришны. Когда Пандавы находились в тринадцатилетнем изгнании, Субхадра с Абхиманью жили в Двараке при дворе Васудевы, и Арджуна увидел сына уже юношей, когда Кришна привёз его ко двору Вираты, где Пандавы скрывались в последний год изгнания . В царстве матсьев Абхиманью женился на дочери царя Вираты Уттаре. Юный Абхиманью был непобедимым богатырём, превосходившим по мощи самого Арджуну. К великому горю Субхадры, юный Абхиманью погиб в неравной схватке с шестью величайшими воителями Кауравов во время битвы на Курукшетре. Уттара, которая была беременна на момент смерти мужа, рождает сына Парикшита, которому суждено в будущем стать единственным оставшимся в живых представителем династии Куру. Достигнув совершеннолетия, Парикшит становится императором, а Пандавы удаляются в Гималаи. Субхадра же остаётся со своим внуком.

Все книги Махабхараты, переведенные на русский язык

Субхадра — это… Что такое Субхадра?

Субхадра (ория ସୁଭଦ୍ରା, санскр. सुभद्रा, Subhadrā IAST

, «весьма счастливая») — героиня древнеиндийского эпоса «Махабхарата», сестра Кришны и Баларамы, жена Арджуны и мать Абхиманью. В индуизме Субхадра почитается как частичное воплощение Шатарупы.

Субхадра была единственной дочерью Васудевы и Рохини. Она родилась после того, как Кришна освободил Васудеву из тюрьмы Камсы в Матхуре. Один из Пандавов, Арджуна, нарушил обет (вошёл к старшему брату царю Юдхиштхире, когда тот уединился с общей женой Пандавов Драупади), и был вынужден провести двенадцать лет в изгнании. Последние несколько месяцев периода изгнания он провёл в Двараке, в компании Кришны, Баларамы и Субхадры. Кришна и Баларама приходились Арджуне двоюродными братьями, а Субхадра — двоюродной сестрой, так как их отец Васудева был братом матери Арджуны Кунти. Во время пребывания Арджуны в Двараке между ним и Субхадрой начался роман. Когда период изгнания Арджуны приблизился к концу, он предложил Субхадре выйти за него замуж, на что она робко согласилась. Кришна, всегда желавший самого лучшего своему побратиму Арджуне, одобрил их решение. Понимая, что вся семья воспримет с неодобрением перспективу выхода Субхадры замуж за Арджуну, у которого к тому времени уже было три жены, Кришна помогает организовать побег четы из Двараки в Индрапрастху.

По совету Кришны, во время побега колесницу вела Субхадра, а не Арджуна. Позднее Кришна использовал этот факт для убеждения семьи в том, что на самом деле это Субхадра похитила Арджуну, а не наоборот. Когда Арджуна после долгой разлуки предстал перед скучавшей по нему старшей женой и царицей Пандавов Драупади, та приревновала его к юной Субхадре и прогнала Арджуну из своих покоев. Гнев Драупади успокоился только тогда, когда Субхадра явилась к ревнивой царице с изъявлением покорности, представила себя сестрой Кришны (а не женой Арджуны) и объявила себя её служанкой.

Вскоре у Субхадры и Арджуны родился сын Абхиманью. Абхиманью получил всестороннее образование, обучаясь под руководством самого Кришны. Когда Панадавы находились в тринадцатилетнем изгнании, Субхадра с Абхиманью жили в Двараке при дворе Васудевы, и Арджуна увидел сына уже юношей, когда Кришна привёз его ко двору Вираты, где Пандавы скрывались в последний год изгнания (отражение эпосом матрилинейного и матрилокального брака, ср.

незнакомые с отцами сын Одиссея от Цирцеи Телегон, сын Ростема от Тахмине Сохраб). В царстве матсьев Абхиманью женился на дочери царя Вираты Уттаре. Юный Абхиманью был непобедимым богатырём, превосходившим по мощи самого Арджуну. К великому горю Субхадры юный Абхиманью погибает в неравной схватке с шестью величайшими воителями Кауравов, включая Бхишму и Карну во время Битве на Курукшетре. Уттара, которая была беременна на момент смерти мужа, рождает сына Парикшита, которому суждено в будущем стать единственным оставшимся в живых представителем династии Куру (то есть как Пандавов, так и Кауравов). Достигнув совершеннолетия, Парикшит становится императором, а Пандавы удаляются в Гималаи. Субхадра же остаётся со своим внуком.

В храме Джаганнатхи в Пури божеству Субхадры поклоняются наряду с божествами Джаганнатхи (Кришны) и Баладевы (Баларамы). Во время ежегодно проводимого фестиваля Ратха-ятры Субхадру везут в одной из трёх гигантских колесниц.

Субхадра

Субхадра, сестра Кришны и Баларамы, жена Арджуны и мать Абхиманью.

В индуизме, Субхадра почитается как частичное воплощение Шатарупы. Субхадра была единственной дочерью Васудевы и Рохини. Она родилась после того, как Кришна освободил Васудеву из тюрьмы Камсы в Матхуре. Один из Пандавов, Арджуна, нарушил обет (вошёл к старшему брату царю Юдхиштхире, когда тот уединился с общей женой Пандавов Драупади) и был вынужден провести двенадцать лет в изгнании. Последние несколько месяцев периода изгнания он провёл в Двараке, в компании Кришны, Баларамы и Субхадры. Кришна и Баларама приходились Арджуне двоюродными братьями, а Субхадра — двоюродной сестрой, так как их отец Васудева был братом матери Арджуны Кунти. Во время пребывания Арджуны в Двараке, между ним и Субхадрой начался роман. Когда период изгнания Арджуны приблизился к концу, он предложил Субхадре выйти за него замуж, на что она робко согласилась. Кришна, всегда желавший самого лучшего своему побратиму Арджуне, одобрил их решение. Понимая, что вся семья воспримет с неодобрением перспективу выхода Субхадры замуж за Арджуну, у которого к тому времени уже было три жены, Кришна помогает организовать побег четы из Двараки в Индрапрастху.
По совету Кришны, во время побега колесницу вела Субхадра, а не Арджуна. Позднее, Кришна использовал этот факт для убеждения семьи в том, что на самом деле это Субхадра похитила Арджуну, а не наоборот. Когда Арджуна после долгой разлуки предстал перед скучавшей по нему старшей женой и царицей Пандавов Драупади, та приревновала его к юной Субхадре и прогнала Арджуну из своих покоев. Гнев Драупади успокоился только когда Субхадра явилась к ревнивой царице с изъявлением покорности и объявила себя её служанкой.

Вскоре у Субхадры и Арджуны родился сын Абхиманью. Абхиманью получил всестороннее образование, обучаясь под руководством самого Кришны. Когда Панадавы находились в тринадцатилетнем изгнании, Субхадра с Абхиманью жили в Двараке при дворе Васудевы, и Арджуна увидел сына уже юношей, когда Кришна привёз его ко двору Вираты, где Пандавы скрывались в последний год изгнания (отражение эпосом матрилинейного и матрилокального брака, ср. незнакомые с отцами сын Одиссея от Цирцеи Телегон, сын Ростема от Тахмине Сохраб). В царстве матсьев Абхиманью женился на дочери царя Вираты Уттаре. Юный Абхиманью был непобедимым богатырём, превосходившим по мощи самого Арджуну. К великому горю Субхадры, юный Абхиманью погибает в неравной схватке с шестью величайшими воителями Кауравов, включая Бхишму и Карну во время Битве на Курукшетре. Уттара, которая была беременна на момент смерти мужа, рождает сына Парикшита, которому суждено в будущем стать единственным оставшимся в живых представителем династии Куру (то есть как Пандавов, так и Кауравов). Достигнув совершеннолетия, Парикшит становится императором, а Пандавы удаляются в Гималаи. Субхадра же остаётся со своим внуком. В храме Джаганнатхи в Пури божеству Субхадры поклоняются наряду с божествами Джаганнатхи (Кришны) и Баладевы (Баларамы). Во время ежегодно проводимого фестиваля Ратха-ятры, Субхадру везут в одной из трёх гигантских колесниц.

Субхадра — Subhadra — xcv.wiki

Индуистская богиня и сестра Кришны

Субхадра ( санскрит : सुभद्रा , латинизированный :  субхадра ) — индуистская богиня, упоминаемая в древних индуистских писаниях, таких как Махабхарата и Бхагавата Пурана . Она описана как любимое дитя Васудевы и сестра божеств Кришны и Баларамы . Согласно Махабхарате, Арджуна — один из братьев Пандавов — сбежал с ней, и она позже родила его сына Абхиманью .

Субхадра — одно из трех божеств, которым поклоняются в храме Джаганнатха в Пури , наряду с Кришной (как Джаганнатха) и Баларамой (или Балабхадрой). Ей посвящена одна из колесниц ежегодной Ратха-ятры.

Этимология и эпитеты

Слово «Субхадра» состоит из двух слов «су» и «бхадра». Многие ученые переводят это имя как «славный», «удачный», «великолепный» или «благоприятный». Это обычное слово и имя, встречающееся в различных контекстах в древних и средневековых текстах Индии, относящееся к другим фигурам и объектам, включая корову и дерево.

Субхадра также известна как Бхадра. В тексте Харивамса упоминается Читра (букв. Яркая, ясная, превосходная или красочная) как ее имя при рождении. Субхадру часто отождествляют с богиней Вришни Эканамшей , и поэтому это иногда считается ее другим именем.

Легенды

Брак

Арджуна похищает Субхадру по просьбе Кришны.

Субхадра сбегает из Двараки со своим возлюбленным Арджуной.

Согласно « Махабхарате» Вьясы , когда Арджуна совершал добровольное паломничество за нарушение условий соглашения, которое он заключил со своими братьями относительно личного времени с их общей женой Драупади . Достигнув города Дварака и встретив Кришну , он посетил фестиваль на горе Райвата. Там Арджуна увидел Субхадру, был поражен ее красотой и захотел жениться на ней. Кришна сказал, что она была любимым ребенком Васудевы и его сестрой. Кришна заявил, что он не может предсказать решение Субхадры на ее сваямваре (церемонии самоопределения), и посоветовал Арджуне похитить Субхадру. После того, как Арджуна послал Юдхиштхире письмо с просьбой о разрешении, он поехал на колеснице в горы и взял с собой улыбающегося Субхадру. После того, как стража Субхадры безуспешно попыталась остановить их, Ядавы, Вришни и Андхака собрались, чтобы обсудить этот вопрос. После того, как Кришна утешил их, они согласились, и таким образом Арджуна женился на Субхадре, выполнив ведические ритуалы.

Бхагават Пурана повествует о том, как Баларама выбрал Дурьодхана в качестве жениха Субхадры без ее согласия, а также о том, как она ответила взаимностью на чувства Арджуны. Зная, что после получения известия о побеге Субхадры, Баларама начнет войну против Арджуны, Кришна решил, что он будет колесничим для Арджуны. Арджуна берет Субхадру, и вместе с Кришной они уходят. Узнав о том, что Субхадра сбежала с Арджуной, и увидев, что она уложена в колесницу, Баларама и другие Ядавы возмущены этим и решают преследовать Арджуну, который успешно удержал их. После побега Кришна вернулся и отговорил их. Наконец, Баларама соглашается и проводит брак Субхадры с Арджуной в Двараке.

Впечатление от Драупади

Субхадра встречает Драупади и Кунти

Драупади сказала Пандавам, что не будет делить свою семью ни с одной другой женщиной. Когда Арджуна вернулся из изгнания в Индрапрастху вместе с Субхадрой, его приветствовали братья . Когда он спросил о Драупади, его братья сказали ему, что она в ярости и не хочет ни с кем встречаться. Чтобы спасти своего мужа от гнева Драупади, Субхадра отправилась в покои огненной императрицы. Когда Драупади спросила, кто она такая, Субхадра ответила, что она пастух коров и пришла служить вам. Затем Субхадра упала к ногам Драупади и сказала ей, что никогда не хочет заменять ее. После такого смирения Драупади обняла Субхадру и приняла ее как свою младшую сестру.

Смерть

После того, как Парикшит воссел на троне Хастинапура и Пандавы вместе с Драупади достигли небес, Субхадра и Уттара отправились в леса, чтобы жить отшельниками. Считается, что они умерли естественной смертью в лесу.

Поклонение

Субхадра посередине со своими братьями Балабхадрой (Баларамой) и Джаганнатхом (Кришной)

Некоторые индуисты считают Субхадру богиней по имени Йогмая . Субхадра — одно из трех божеств, которым поклоняются в храме Джаганнатха в Пури , наряду с Кришной (как Джаганнатха ) и Баларамой (или Балабхадрой). Ей посвящена одна из колесниц ежегодной Ратха-ятры. Помимо этого, ей также поклоняются некоторые общины в Одише , Западной Бенгалии , Гуджарате и Бангладеш . *

В популярной культуре

Смотрите также

Заметки

Цитаты

Источники

  • Монье-Вильямс, сэр Монье; Леуман, Эрнст; Капеллер, Карл (1899). Санскритско-английский словарь: этимологически и филологически упорядоченный с особым упором на родственные индоевропейские языки . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN   978-81-208-3105-6 .
  • Мани, Веттам (1975). Энциклопедия пуранической литературы: комплексная работа с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Motilal Banarsidass. ISBN   978-81-208-0597-2 .
  • Доктор философии, Лаванья Вемсани (13 июня 2016 г.). Кришна в истории, мысли и культуре: энциклопедия индуистского владыки многих имен: энциклопедия индуистского владыки многих имен . ABC-CLIO. ISBN   978-1-61069-211-3 .
  • Гангули, Кисари Мохан (1883). «Махабхарата, Книга 1: Ади Парва: Субхадра-харана Парва: Раздел CCXXI» . www.sacred-texts.com . Проверено 9 июня 2020 .
  • Хоули, Джон Страттон; Вульф, Донна Мари (1982). Божественная супруга: Радха и богини Индии . Motilal Banarsidass Publishe. ISBN   978-0-89581-102-8 .
  • Шривастава, Дивакер Икшит (11 декабря 2017 г.). Расшифровка метафоры Махабхарата . ISBN компании One Point Six Technology Pvt Ltd.   978-93-5201-000-4 .

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы по теме Субхадры .

Махабхарата. Адипарва (Первая книга). Главы 211-212. Сказание о похищении Субхадры.

Махабхарата

Адипарва (Первая книга)

Главы 211-212

Сказание о похищении Субхадры

ГЛАВА 211

Вайшампаяна сказал:

Спустя несколько дней на горе Райватаке происходил великий праздник вришниев и андхаков. И во время празднества на той горе герои из рода Бходжа, Вришни и Андхака раздавали тысячами богатства брахманам. И то место на горе блистало кругом дворцами, украшенными драгоценными камнями, о царь, и деревьями дипаврикша1. Там музыканты играли на инструментах, плясуны плясали, а певцы распевали песни. А юноши из рода Вришни, исполненные сил, красовались повсюду на колесницах, расписанных золотом. И горожане со своими женами и спутниками, кто пешком, а кто на различных колесницах, (прибыли туда) сотнями и тысячами. Потом туда приехал могучий Халадхара2, опьяненный вином, вместе с Ревати3 и в сопровождении музыкантов, о Бхарата; а также Уграсена4, могущественный царь вришниев, в сопровождении тысячи жен, воспеваемый певцами. Сын Рукмини5 и Самба6, неистовые в бою, в дивных венках и украшениях, оба опьяненные хмельным, развлекались там подобно бессмертным. А также Акрура7 и Сарана8, Гада9,Бхану10 и Видуратха11, Нишатха12 и Чарудешна13, Притху и Випритху14, Сатьяка и Сатьяки, Бхангакара и Сахачара15, сын Хридики – Критаварман – и многие другие, кои не названы (по имени), – все они, каждый в окружении жен и певцов, украшали там празднество на горе Райватаке.

Между тем как шум становился там все восторженней, Васудева16 и Партха вместе стали ходить вокруг. И, расхаживая там, оба они увидели тогда среди подруг разукрашенную прелестную дочь Васудевы Бхадру17. И лишь только Арджуна увидел ее, им овладел бог любви. Кришна заметил, что Партха так глубоко сосредоточил (на ней) свое внимание. И сказал тогда, о Бхарата, этот хранитель людей, улыбаясь: «Что же это? Разве сердце лесного отшельника может прийти в волнение от любви? Это моя сестра, о Партха, и единоутробная сестра Сараны. Если твой разум обращен к ней, то я скажу моему отцу».

Арджуна сказал:

Эта дочь Васудевы и сестра его сына одарена красотою, и кого она не смутит? Для меня, несомненно, уготовано счастье, если эта сестра твоя, эта дева из племени Вришни, будет моею супругой. Какое может быть средство для приобретения ее? Скажи мне о том, о Джанардана! И я сделаю все, если то может быть исполнено мужем.

Васудева сказал:

Сваямвара – брак кшатриев, о бык среди мужей! Но он (в данном случае) сомнителен, о Партха, из-за неопределенности ее расположения (к тебе). Однако при браке кшатриев, если они герои, допускается также похищение (девушки) силою – так признают знатоки закона. Поэтому ты, о Арджуна, уведи силою мою прекрасную сестру, ибо кто знает, что она задумала сделать на сваямваре?

Вайшампаяна сказал:

Тогда Арджуна и Кришна, подумав над тем, что нужно сделать, отправили, о царь, гонцов к царю справедливости, находившемуся в Индрапрастхе, (чтобы уведомить его) обо всем том. И могучерукий сын Панду, лишь только услышал о том, дал свое согласие.

Так гласит глава двести одиннадцатая в Адипарве великой Махабхараты.

ГЛАВА 212

Вайшампаяна сказал:

И когда (Юдхиштхира) был уведомлен, Дхананджая, получив его согласие, узнал тогда, о Джанамеджая, что девушка та ушла на (гору) Райватаку. Испросив дозволения у Васудевы, он изложил ему то, что необходимо было сделать и, узнав мнение Кришны, о бык из рода Бхараты, отправился на искусно сделанной золотой колеснице, в которую были впряжены (кони) Сайнья и Сугрива. Она была увенчана сеткой из колокольчиков, была снабжена всеми видами оружия и издавала грохот, подобно раскату облаков; она имела блеск, подобный пылающему огню, и рассеивала радость у врагов. Облаченный в кольчугу и панцырь и опоясанный мечом, надев кожаный предохранитель на пальцы левой руки, он (выехал) следом за нею под предлогом охоты, о Бхарата! А Субхадра тем временем, почтив царя гор Райватаку и все божества и велев брахманам произнести благословения, обошла (в знак почтения) гору слева направо и направилась в Два раку. Но сын Кунти, ехавший навстречу, (схватил) ее и насильно посадил в свою колесницу. И, схватив деву с ясной улыбкой, тигр среди мужей отправился тогда на быстролетной колеснице в свой город18.

Увидев, что Субхадру похищают, вооруженная охрана ее с криком убежала вся в направлении города Двараки. Прибежав вместе в собрание (ядавов), (прозванное) Судхармой, они рассказали главе собрания все об удали Партхи. Выслушав их, глава собрания стал бить в громкую литавру, украшенную золотом, призывая к оружию. Встревоженные набатом, бходжи, вришни и андхаки, оставив пищу и питье, сбежались тогда в помещение собрания. И могучие воины, сражающиеся на колесницах, из вришниев и андхаков, тигры среди мужей, заняли сотни золотых сидений с дорогими покрывалами, блиставших драгоценными камнями и кораллами, сверкающих как огни. Так священные огни, пожирая жертву, (заполняют собою) места, (где они помещены). Когда уселись они, словно боги в собрании, глава собрания в сопровождении прислужников рассказал о поступке Джишну. Услышав то, герои из племени Вришни, с глазами, веки которых покраснели от опьянения, вскочили горделиво, не вынося Партхи. «Скорей приготовьте колесницы», «принесите дротики», «подайте дорогие луки и крепкие панцыри» – (кричали они). Некоторые кричали на возниц: «Впрягайте (коней) в колесницы». Другие же сами приводили коней, разукрашенных золотом. И в то время как выкатывали колесницы и выносили панцыри и знамена, от того крика мужей-героев поднялся великий шум.

Тогда (Баларама) в венке из лесных цветов, подобный вершине Кайласы, в голубой одежде, гордый от опьянения и возбужденный (криками), сказал такие слова: «Что вы это делаете, неразумные, в то время как Джанардана молчит? Не зная его мнения, вы зря орете в гневе. Сначала он, премудрый, пусть выскажет свое мнение. И что ему угодно будет сделать, то и выполняйте беспрекословно». Услышав речь Халаюдхи, которая была приемлема, все тогда воскликнули «хорошо, хорошо» и замолчали. И когда они услышали такую речь мудрого Баладевы, все вновь уселись в собрании.

Тогда Камапала19 сказал Васудеве, укротителю врагов: «Отчего ты сидишь молча и только смотришь, о Джанардана? Ведь ради тебя был Партха принят с почетом всеми нами, о Ачьюта! Но он злонамерен и не заслуживает такой чести, позоря свой род. Ибо какой мужчина, уважающий себя и родившийся в знатном роду, может где-нибудь разбить миску, после того как из нее же ел пищу? Кто же, в самом деле, желая союза, уважая то, что было сделано прежде, и стремясь к благополучию, может поступить так опрометчиво? Ведь он, оказав пренебрежение к нам и неуважение к Кешаве, насильно похитил сегодня Субхадру, себе на гибель. Как я могу простить ему то, что он поставил свою ногу мне на голову, о Говинда, раз и змея никогда не простит прикосновении ноги? Сегодня я один сделаю землю лишенной кауравов, и я не должен простить этого нарушения со стороны Арджуны». Меж тем как он гремел так, подобно грому облака или барабана, за ним последовали все бходжи, вришни и андхаки.

Так гласит глава двести двенадцатая в Адипарве великой Махабхараты.


Дипаврикша то же, что и Девадару, род соснового дерева (Pinus longifolia).

Халадхара букв. «плугоносец», прозвище Баларамы (Баладевы), старшего брата Кришны.

Ревати дочь царя Райваты и супруга Баларамы.

Уграсена царь Матхуры (совр. Муттра в про­винции Агра) и отец Кансы. Уграсена был низложен Кансой, но Кришна, убив Кансу, возвратил ему трон.

Сын Рукмини т. е. Прадьюмна, сын Кришны от Рукмини.

Самба сын Кришны от супруги Джамбавати.

Акрура дядя Кришны, происходящий из рода Яду.

Сарана брат Кришны.

Гада младший брат Кришны.

Бхану сын Кришны.

Видуратха герой из рода Вришни.

Нишатха сын Баларамы.

Чарудешна сын Кришны.

Притху и Випритху имена героев из рода Вришни или Яду.

Бхангакара и Сахачара имена героев из рода Вришни или Яду.

Васудева, т. е. Кришна, сын Васудевы. Это имя Кришны звучит по-русски, при отсутствии в русск. яз. долгот, одинаково с именем его отца – Васудевы.

Бхадра сокращенное имя Субхадры, сестры Кришны и младшей супруги Арджуны.

Отправился в свой город, т. е. в Индрапрастху.

Камапала букв. «хранитель желаний», эпитет Баларамы.

После «Махабхараты»: katherine_kinn — LiveJournal

Katherine Kinn (katherine_kinn) wrote,
Katherine Kinn
katherine_kinn
Category: Да, после «Махабхараты» есть жизнь. Мало того, что под сериал я перечитала внимательно текст со всеми комментариями и сопровождениями (и отловила штук пять ошибок в комментариях! Ай-яй, редакторы «Литпамятников» 90-х, шо ж вы так?). Я еще глянула старую «Махабхарату», сериал 1988 года, с усатыми толстыми мужиками в жестяных латах с бахромой.
Ну что, для тех лет и индийского кино это было очень даже. Смотреть подряд я, конечно, не смогла, листала на перемотке. Ни Пандавы, ни Кауравы, ни все остальные герои не впечатлили совершенно, разве что местами Арджуна и Бхима, а также Драупади — когда сценаристы давали ей хотя бы пару реплик. Впечатлили зато Кришна, брат его Баларама (тот еще тролль местами), сестра их Субхадра и Абхиманью. Хотя актер явно староват для шестнадцатилетнего. Местами там очумительные диалоги (особенно когда участвует Кришна). Несколько раз блеснул Карна. Белка-истеричка Дурьодхана был на высоте. Самая лучшая серия из всех — нападение гандхарвов. Но в целом… так себе.
Хотела посмотреть текущий сериал по «Рамаяне» — но вот не тянет в этот эпос совершенно, хотя в сериале изумительной красоты картинка, прекрасные актеры, костюмы, пейзажи и интерьеры.
Но внезапно на меня с ю-тьюба выпрыгнул другой сериал, под названием «Бог богов Махадэв», посвященный Шиве. 800 с хвостом двадцатиминутных серий, на русский переведено шестьсот с чем-то. И вот туда-то я и залипла.
Это абсолютно мифологический сериал, в источниках значатся пураны, веды и прочие итихасы, но в целом это такой мифоисторический кинороман.
Действие происходит в начале времен — людьми правит Праджапати (это титул) Дакша — сын Брахмы, первый в истории правитель, создатель ритуалов и цивилизации. Брахман, между прочим (к вопросу о власти). Его жена Прасути — дочь Ману, создателя законов. У них шестьдесят дочерей, которых они выдают замуж пачками за мудрецов, дэвов и так далее. Беда в том, что Дакша ненавидит Шиву и старается всячески исключить его из своего мира. Угу, счаз. Его уговаривают не страдать фигней, но Дакша тверд в намерениях. И его несказанно бесит, что Шиве пофигу.
Засада в том, что младшая дочь Дакши Сати — это воплощение Ади Шакти, силы Шивы, которую тот отделил от себя и отдал Брахме для сотворения мира. Причем Дакша сам устроил ее рождение, аскезы совершал, чтобы Шакти родилась именно его дочерью. И когда Сати влюбляется в Шиву, Дакша начинает делать все, чтобы не дать им соединиться.
Короче, арка Сати — это история семейного абьюза, потому что Дакша — типичный семейный тиран. И дочерей своих любит только пока они ему не противоречат. И зятьев терпит, пока они не начинают ему возражать. Чем кончилось? Ну, эта арка кончится трагически, разумеется.
Актриса, которая играет Сати, великолепно танцует и поет (нет, забудьте танцы и пение из болливудских фильмов, тут ведические гимны поют и совсем не те танцы танцуют). Актер, который играет Шиву… Короче, это убедительно. Смотришь — ну да, бог, со змеей, трезубцем и прочими атрибутами, и совершенно неотмирная улыбка на абсолютно неподвижном лице. Харизма, опять же. Сцена, где Шива смотрит на Сати, а она — на него, должна получить рейтинг «NC-столько-не-живут», а уж сцена их танца — вдвое больше.
В общем, рекомендую, если вас не пугает объем. И обязательно с субтитрами — озвучка, увы, убивает половину впечатлений.
Из забавного — дэвы и асуры, между которыми регулярно происходит совершенно ролевая войнушка.
  • Борьба с Вин10 завершена!

    Я поставила десятые винды, Professional. Процесс был захватывающим. Да, nasse, я полностью осознаю твое отношение к этим интерфейсам!…

  • (no subject)

    Тут на ФБ столкнулась с межнациональным раздором: мультик «Жил-был пес» — он русский или украинский? Автор исходного поста, упомянувшая мультик в…

  • Я не могла этого пропустить!

    david_2 пишет: «Blue Wings 2020» Продолжаются учения ВВС Израиля в Германии «Blue Wings 2020». «Мы понимаем важность этих учений и…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

#радха_кришна #махабхарата Ну, в общем… Паундрака всё. А подробности ща расскажу. Ну как-то

#радха_кришна #махабхарата

Ну, в общем… Паундрака всё.

А подробности ща расскажу.

Ну как-то так, дааа…
https://youtu.be/NGyhjLTNMck

Что нравится в создателях РК — они умеют фантазировать так, как им хочется, но вовремя возвращаются к поворотным точкам (канона). Есть какие-то неизменные пункты, типа у Кришны и Баларамы есть сестра Субхадра. Ее не могло быть в их юности, потому что она родилась уже после гибели Камсы итп. Дочка Васудэвы и Рохини.

Но без нее никак, так что в сюжете сериала она возникает. Пусть и не рассказали детали (они только нам могут быть неизвестны, индийцы это знают). Далее идет, что Баларама Субхадру хотел выдать за Дурика. И это в сериале показали. А обоснуи и мотивы — в каждой истории они разные. Здесь Балараму поймали, потому что он наивный и не думает, перед тем, как слово дать.

Кришна бы не стал обещать сестру Дурику, но его даже не спросили, а потом уже поздно. Здесь же усугубили ситуацию тем, что влез Паундрака и от лица Кришны это согласие выдал. Двойные вилы!

Зато Кришне легче это решение отменить (хотя бы от своего имени) потому что он-то сам ни в чем не клялся.

Далее, в каноне Субхадру похищает Арджуна. По одной из версий, у них нет времени даже выяснить, хочет Субхадра этого, любит ли она Арджуну итп. Нет на это времени, свадьба с Дуриком вот-вот случится.

Более того, именно из-за того, что сестра может ляпнуть что угодно, Кришна и предложил Арджуне похищение. Потом разберемся. Главное — не допустить брака с Кауравами, чтобы не быть потом с ними повязанными. И не нарушить слово, данное Баларамой.

В РК пошли более витиевато, но тоже внутри получилось логично. И тут вмешивается Паундрака.

Шакуни и Дурик натравили его на Арджуну. Потому что его заявка про раджасуйю им совсем не понравилась. Как и признание Субхадры, что она его любит.
Арджуну надо убрать.

Паундраку Кришна вообще-то посадил в тюрьму. И сделал это неспроста, как потом оказалось. А для того, чтобы чувак одумался и мог хоть что-то изменить. Пока не поздно.

Мы же помним,что Кришна всегда дает последний шанс даже самому лютому грешнику. Даже Камсе давал.
Но если им не пользуются, он включает режим «йада-йада».

Тут Паундрака оплошал сильно. Он попытался (изображая Кришну) заманить Арджуну в ловушку и убить его со спины (фуууу).

Арджуна поймал стрелу в последний момент. Крутяшка.

А потом Субхадра закрыла его собой! Ооо, кстати, она действительно могла бы играть Драупади, эта девица! У нее такое лицо в гневе! Прям почувствовалась Дурга-Йогамайя.

Этим жестом она растопила сердце Арджуны. И он понял, что девица-то ничо!

Паундрака не остановился! Он готов и в Субхадру стрелять!

Такого Кришна, конечно, не стал терпеть и пришел сам.

Объяснил народу, что не надо встречать и судить личность по одежке и внешности. Паундрака похож на него, но он не Кришна. Мало только внешне походить на Кришну…

Кришна — это не только ценный мех, понимаете.

Паундрака начал показывать, что у него не только одежки Кришны, но и оружие Кришны есть. Мечи, палицы, лук и стрелы.
Кришну это правда не задело ничуть.

Одно оружие есть только у настоящего Кришны.
Сударшана-чакра! (Чистое видение — во как переводится ее название).

Это было страшно и красиво (как обычно, да). Кришна призвал сударшану и… нашинковал Паундраку в мелкий порошок.
Оп, нет его больше!
Был и весь вышел. Надо было исправляться раньше!

Пока он шинковал двойника, Арджуна угнал Субхадру, осознав, что надо сделать, чтобы все выкрутились из ситуации с честью. Кроме Кауравов. Субхадра правила его колесницей, потому что Арджуна порезал руки, когда ловил стрелы, во!

Дурика не впечатлило даже расчленение Паундраки. Даже сударшана в руках Кришны его не впечатлила! Он поклялся отомстить за обман со свадьбой. И Арджуна с компанией заплатит за все1111

***

А далее Кришна в разговоре с Радхой заметил, что поскольку Пандавы будут проводить раджасуйю, придется убирать несколько препятствий. И одно из них, самое вредное — Джарасандха. Да, его придется убить, иначе никак.
Но … в свое время.
Радха подумала было,что Кришне придется его выносить, но он ее успокоил. Бхима будет с ним разбираться, ибо у Джарасандхи хитрая плюшка. И Бхима уже в пути в Магадху. Все будет в шоколаде, дааа.

Бхима там уже наслушался речей от самраджа, который Кришну обозвал опять Ранчходом и трусом. И воще пустышкой. За оскорбления в адрес Кришны Бхима поклялся порвать Джарасандху напополам, хех.

Шишупалу теперь играет чувак, который Индражита играл в ЛавКуше. Он демонический и отмороженный, но я скучаю по первому актеру, потому что он был красава и злодей.

Отдельно впечатлила речуга-моралите Кришны, где он объяснял (для тупых, видимо), почему Кришна и Радха не женаты и живут в разных местах. На примере двух глаз. Они делают одно дело синхронно, но друг с другом не встречаются же. Рядом, но не вместе. Задача на этой земле у них не в свадебке, а в другой совсем работе (дхарма и любовь, дааа). Как-то так.

индийцев знают все о Драупади и Сите, но игнорируют то, что было сделано с Субхадрой в Махабхарате

. Арджуна и Субхадра Раджи Рави Вармы | Холст, масло, 1890 | Wikimedia Commons

Размер текста: А- А +

Есть старая поговорка, что нельзя держать Махабхарата в своем доме. Эпос кодирует жестокие моменты в нашей коллективной истории. Ни один из его главных действующих лиц не безупречен. И именно этот оттенок серого добавляет ему важности.Однако на протяжении последних полутора тысячелетий этот серый постепенно стирался. Некоторые деятели были обожествлены, а их заблуждения оправданы.

Изоляция коронавируса в Индии возродила серию Рамаян и Махабхарат на Дурдаршане для молодого поколения и усилила коллективное замалчивание истории Субхадры, а не «обидела» Драупади или Ситу.

Болезненная история похищения Субхадры в Махабхарате остается похороненным из-за националистического прославления Арджуна и Абхиманью с течением времени.Поколения авторов замалчивали значительный акт насилия со стороны своих героев, без которого Mahabharata (в его составной форме) не было бы возможным.

Голос Субхадры был заглушен, и все проступки против нее либо игнорировались, либо, что еще хуже, романтизировались.

Оригинальная история похищения

Эпизод «Субхадра Харан» в Махабхарате краток. Все начинается с того, что Арджун приезжает в Двараку во время фестиваля и видит Субхадру.Его желания пробуждаются ( кандарпа самаджаята ), и он спрашивает о ней ее брата Кришну. Кришна отвечает, что сваямвар — приемлемая форма брака для кшатриев. Однако брак посредством похищения также возможен для Арджуна (рис. 1), потому что он не знает, каким будет решение Субхадры в сваямваре .

Рисунок 1 | Критическое издание Махабхараты

С одобрения Кришны Арджун похищает Субхадру (рис. 2). Слово, использованное здесь, — « аропят », что странно то же самое слово, которое Вальмики использовал для описания похищения Ситы в Рамаяна .

Рисунок 1 | Критическое издание Махабхараты

Из всего этого мы ничего не знаем о согласии Субхадры или о том, кого она бы выбрала в сваямваре , если бы решение было оставлено на ее усмотрение. Ее старший брат Баларам приходит в ярость, когда узнает о похищении, но Кришна успокаивает его.


Также читайте: Наши дочери будут видеть Ситу как мать-одиночку, а Драупади как воина # Мету


Бхагават Пуран : Согласие на похищение и введение Дурьодхана

Со временем божественный культ Кришны стал больше, чем культ других брахманических богов.Итак, возникла необходимость пересмотреть мифы, в том числе о похищении Субхадры. Многим преданным было бы трудно допустить возможность того, что их бог санкционировал похищение своей сестры. Таким образом, перед составителями « Бхагават Пуран » стояла двоякая задача — вызвать чувство «согласия» и переложить вину на кого-то другого.

Во-первых, они стерли все упоминания о сваямварах и намекнули, что Субхадра и Арджун отвечают взаимностью на желания друг друга.Вторая задача требовала большего наращивания. Они представили подсюжет, который не упоминался в Mahabharata . Они сказали, что Баларам выбрал Дурьодхана женихом Субхадры, не получив ее согласия. Таким образом, это убедительно перенесло Кришну на Баларам и сделало похищение более подходящей альтернативой.

Куртуазные «эпические» романсы

Когда Бхагават Пуран начал широко распространяться, эта новая история Субхадры и Арджуна заменила старую.Это лицензировало авторов, которые были слишком обеспокоены ее похищением, чтобы создать сложный и богато украшенный роман. Субхадра Дхананджай Куласекхара Вармы снимает бремя похищения с Арджуна и перекладывает его на Дурьодхана, который, по-видимому, послал облачного демона, чтобы похитить Субхадру. Арджун спасает ее, но не знает, кто она. Вскоре следует комедия ошибок. Субхадра, влюбленная в Арджуна, находится в противоречии, когда влюбляется в своего спасителя (также Арджуна) и снова в мужчину в облике аскета (также Арджуна).Арджун влюбляется в женщину, которую спас, и также испытывает противоречие по поводу своей прежней любви к Субхадре. Спектакль заканчивается разрешением этого абсурдного конфликта. Предпосылка похищения повторяется и делается настолько комедийной, что начинаешь не верить в более раннюю жестокость этого акта.

Региональные авторы, выходцы из центров вайшнавизма, также взяли пример из Бхагават Пуран . На телугу мы встречаем Субхадру Кальянам , построенную в 15 веке в Таллапаке Тирумаламма.В Odia мы находим значительный жанр их романа. В произведении «Субхадра Паринай » выдающегося поэта Упендры Бханджи говорится о фразе «похищение с последующим спасением», но также находит способ намекнуть на волю Кришны. Это жена Кришны, Сатьябхама, похищена Гау Сингхом, и именно ее спасает Арджун. Видя его доблесть, Субхадра отдает ему свое сердце.


Также прочтите: После Рамаяна и Махабхарата, теперь Шри Кришна вернется DD


Обратное желание

Когда Махабхарата приобрел национальный статус в колониальный период, Абхиманью и Арджун были заново изобретены как национальные герои.Это также означало, что эпизод с Субхадрой должен был казаться безобидным. Это было достигнуто путем создания «аскетического» Арджуна как объекта желания Субхадры. «Мгновенное увлечение» вкупе с «комическими истериками» и «угрозами самоубийства» использовались для определения ее истории. Бенгальский Bhadra-Arjun (1852) Тары Чаран Шикдар и Marathi Sannyashache Lagna Бхаргавама Вареркара (1945) показывают, что она активно преследует Арджуна, пренебрегая наложенными на нее Баларамом ограничениями. Б. В сериале « Махабхарат » Чопры 1988 года было показано, что она его похищает.Можно задаться вопросом о (е) использовании мужчин, дающих женщине право голоса после того, как лишили ее способности принимать собственное решение — в данном случае сваямвар .

Однако к этому времени авторы загнали себя в угол. Они не могли полностью стереть акт насилия похищением. Беспокойство, пожалуй, лучше всего отражено Рави Вармой в его культовой картине, где Субхадра нерешительно смотрит в сторону, когда настойчивый Арджун тянет ее за руку.

Похищение и нарушение согласия ее брата остаются центральными темами, хотя их бремя было перенесено, а события романтизированы.Проблема начинается с того, что вместо того, чтобы задавать вопросы эпическим героям, мы начинаем подвергать сомнению сам акт похищения. Получила ли Subhadra лицензию на это? Почему она не кричала? Может быть, похищение оправдано, если его совершил «Герой»? И в нашем обществе, где эпосы используются для поддержания морального этоса, можно увидеть опасность такого мышления. Историю Субхадры еще нужно пересказать, но готовы ли мы ее услышать?

В настоящее время авторы работают над пересказом похищения Субхадры. Авторы — аспиранты истории и истории искусств Университета Макгилла и Университета Висконсин в Мэдисоне. Просмотры личные.

Подпишитесь на наши каналы в YouTube и Telegram

Почему СМИ переживают кризис и как это исправить

Индии еще больше нужна свободная, справедливая, без дефисов и вопросов журналистика, поскольку она сталкивается с множеством кризисов.

Но средства массовой информации переживают собственный кризис. Произошли жестокие увольнения и сокращения зарплат. Лучшее в журналистике сжимается, уступая место грубому зрелищу в прайм-тайм.

В ThePrint работают лучшие молодые репортеры, обозреватели и редакторы. Для поддержания журналистики такого качества нужны умные и думающие люди вроде вас, чтобы за это платить. Живете ли вы в Индии или за границей, вы можете сделать это здесь.

Поддержите нашу журналистику