Способы самопознания: Методы самопознания. Эффективный путь самопознания

Методы самопознания. Эффективный путь самопознания

Ищите ли вы способы познать себя? Осознание того, кто вы есть, и признание своих качеств – хороших и плохих – достаточно сложный путь, но, тем не менее, стоящий.

Ещё Сократ писал, что «Познание себя – это начало мудрости». Но что же вы узнаете, в процессе «познания себя?»

Этот блог расскажет вам о шести шагах к самопознанию, которые помогут вам познать свою собственную личность. В повседневной жизни также можно найти ключи для того, чтобы открыть в себе новые грани.

Но для начала давайте выясним, для чего же нужно самопознание?

Результаты самопознания

Вот пара причин, для чего нужно знать свою сущность:

  • Счастье. Если вы можете сказать кто вы есть, то вы — счастливы! Формулируйте свои желания и вы получите то, что хотите.
  • Сократите количество внутренних разногласий. Когда то, что вы делаете соответствуют тому, что вы чувствуете и о чем думаете — вы забудете о внутренних разногасиях.
  • Принятие верных решений. Если вы знаете себя, то сделаете правильный выбор во всем: от незначительных решений, например, какую обувь купить, до принятия важных решений — с каким партнером провести свою жизнь. Используя свои принципы и установки можно решить многие жизненные задачи.
  • Социальное давление. Опираясь на то что вы любите и цените, вы с меньшей вероятностью согласитесь на то, что вам не нравится.
  • Жизнь и удовлетворенность. Часто мы боимся быть теми, кто мы есть, пытаясь казаться лучше, но как только мы попробуем быть собой, жизнь заиграет новыми красками.

Теперь, когда вы узнали, что познавать себя действительно важно, мы переходим к его составляющим.

Формы самопознания

Пусть самопознания состоит из шести основных блоков личности, или жизненных показателей. Это: ценности, кругозор, характер, энергичность, жизненные цели, а также возможности.

Принципы

Принципы служат ориентиром для принятия решений и побуждают достигать новые вершины. Исследования показывают, что простое размышление или написание личных ценностей может повысить вероятность того, что вы предпримете правильное решение.

Мотивация может также поддерживать вас даже когда вы устали, как это представлено во многих психологических экспериментах. Чтобы мотивировать себя, нужно знать свои преимущества!

Кругозор

Кругозор состоит из ваших увлечений, хобби и многого другого. Чтобы узнать, что именно вас интересует, спросите себя: на что вы обращаете внимание? Что вас интересует? Что вас волнует?

Многие построили свою карьеру на глубоком интересе к чему-то. К примеру, один мужчина в детстве сломал ногу и ему так понравилось отделение неотложной помощи, что он решил стать врачом.

Характер

Восстанавливаете ли вы энергию от одиночества или от общения с другими людьми? Вы любите планировать или предпочитаете идти по течению? На что вы опираетесь в момент принятия решения: на чувства, мысли или факты? Вы предпочитаете детали или большие идеи?

Знание ответов на подобные вопросы может помочь вам тяготеть к ситуациям, в которых вы могли бы процветать, и избегать ситуаций, в которых можете увянуть.

В 60-е годы стихийность ценилась больше планирования. Многие просто плыли по течению, но часто им казалось, что зря тратят время. Идти против собственной личности оказалось непростой задачей, которая на самом деле не стоила того.

Энергичность

К постоянному движению относятся те действия, выполненяя которые, вы получаете удовольствие. Например, вы считаете себя совой или жаворонком? Когда вы наиболее энергичны и продуктивны? Если вы планируете занятия в это время, можно сказать что, вы уважаете себя.

Важно найти партнера биоритмы которого такие же, как и у вас. Конечно идея предпочтений биоритма покажется второстепенной по сравнению с возвышенными качествами личности, но ваша жизнь станет комфортнее, если вы находитесь в гармонии со своим телом. Ведь намного проще жить, когда вы не тратите энергию, чтобы притворяться кем-то, кем вы не являетесь.

Жизненная цель

Что для вас важнее всего?

Задайте себе этот вопрос и вы откроете в себе новые стороны и возможноси.

Возможности

Ваши возможности включают в себя лучшие стороны характера, например, верность, общительность, честность и другое.

Умейте принимать добро и слышать комплименты, которые могут быть ключами к вашим сильным сторонам. А также важно принимать свои слабости и решить для себя в какую сторону двигаться — избавляться от них, или попытаться уменьшить их влияние на вашу жизнь.

Эффективные способы познать себя как можно быстрее

Для того чтобы пройти короткий путь, и стать ближе к тому, кто вы есть, взгляните на эти шаги, чтобы лучше познать себя.

Дневник

  • Ведение дневника успокоит ваше сознание, потому что вы освобождаете мысли, которые обычно игнорируете в течение дня.
  • Избавьтесь от беспокойства в своей голове, поместив все это на бумагу. Или пишите на те темы, которые вы больше всего хотите игнорировать, чтобы выявить глубоко укоренившиеся проблемы. Регулярная запись ваших мыслей поможет сапознать и узнать, кто вы есть.

Медитация

  • Уделите 15-20 минут утром или вечером, чтобы успокоить свой разум и сосредоточиться на мыслях, которые посещают вас чаще всего. Практикуйте глубокое дыхание, находитесь в спокойной обстановке и не пропускайте идеи, которые приходят к вам.
  • Установив гармонию в душе, вы почувствуете связь со своим внутренним «я». Это и есть начало пути к самопознанию.

Позитивное мышление

  • Иногда, сохранять любовь к себе бывает сложно, но это необходимо для принятия себя. Для этого, нужно кто вы – ваши сильные стороны, ошибки, несовершенства, умения и многое другое.
  • А начинать надо с аффирмаций. Пытайтесь говорить, писать и думать о себе в позитивном ключе. Делайте это ежедневно и будьте конкретными.
  • Будьте смелее и результат не заставит себя ждать!

Саморазвитие

  • Учитесь на курсаях, видео занятиях, подкастах и увеличивайте список вещей, которые вы должны сделать.
  • Развивайтесь и расширяйте свои возможности, чтобы точно знать, что вам нравится, а что не очень, что понимаете, а что кажется сложным, и какую сферу вы хотите изучать дальше.

Важные разговоры

  • Отношения дают вам понять то, как вы смотрите на жизнь и принимаете себя. Возьмите за привычку избегать пустых разговоров с друзьями, семьей и незнакомыми людьми, чтобы в полной мере оценить уникальность каждого.
  • Вы не сможете узнать кого – то ближе, обсуждая погоду, и точно так же никто не сможет понять вас, если вы говорите только поверхностную информацию.
  • Будьте уязвимы и доверчивы в разговорах с теми, кого вы любите.

Познайте себя в творчестве

  • Вы будете удивлены, как сильно, незнающее границ воображение, поможет вам прийти к самопознанию.
  • Позвольте креативной части вашей личности, наконец, быть свободной. Творческая деятельность может быть разнообразной: рисование, живопись, шитье, письмо, музыка, дизайн, рукоделие, пение, актерское мастерство и многое другое. Выберите то, что вам по душе, или попробуйте все!

Изучение духовных альтернатив

  • Астрология, карты Таро, нумерология и другие духовные практики – все это способы получить представление о ваших личных качествах и о том, как они связаны с вашим путешествием по Земле.
  • Вам не нужно относиться к этому слишком серьезно, если это противоречит вашей религии. Тем не менее, эти варианты помогут найти ответы на то, кто вы и какая жизнь у вас может быть.

Быть верным пути самопознания

  • Когда дело доходит до познания себя, никто не сможет сделать это за вас.
    Конечно, потребуется некоторое время, чтобы осознать все свои личные качества, то, чем вы дорожите, и даже свой жизненный путь.
  • Здесь есть много способов, которые позволят вам осознать, кто вы на самом деле. Даже четко зная свои жизненные ценности, трудно оставаться верным себе, потому что все мы имеет свойство меняться, и устои общества часто противоречат вашим собственным.
  • «Будь собой» — звучит проще, чем на самом деле. Но когда вы познакомитесь с одной из ваших «жизненных ценностей», возникнет чувство волнения. Действуя на основе самопознания, вы получите энергию и сохраните ее.
  • Вы почувствуете свободу и силу, потому что больше не будете соответствовать навязанным стандартам.
  • Используйте все эти шаги или только те, которые вам больше всего нравятся. Каждый из них ведет на путь самопознания, который будет приносить вам плоды всю жизнь.

Способы и средства самопознания

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? — Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? — Нет. А в общении с незнакомыми людьми? — Да. Со всеми ли? — Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» — это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный —глупый, добрый —злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый—ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование — это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то — на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни — помогают жить, строить отношения с окружением, другие — мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность — это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, — агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность — это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т. д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном — положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие — важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, — свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, — непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

Методы и способы самопознания | Свобода личности

Данный канал мы посвятили пути к внутренней гармонии и счастью, публиковали статью о том, что в наших планах. Без самопознания мы не придём к осознанности, которая тесно связана с пониманием того, чего именно хотите, а получение желаемого приводит к счастью.

Фото с pixabay

Знать себя полностью мы не можем. Нам удаётся себя изучить в каких-то проявлениях, ситуациях. Кто-то понимает мотивы, чувства и эмоции. Однако всецело осознать себя мы не можем. Самопознанием мы занимаемся в течение всей жизни, впрочем процесс интересный, глубокий и порой может приятно удивить.

Итак, преступим к методам и способам самопознания.

Дневник

Когда мы фиксируем свои мысли, мнения, планы, рассуждения, эмоции, чувства, тревоги, желания, мы можем посмотреть на них со стороны, структурировать, посмотреть динамику. Если у вас хранятся записи юности, попробуйте их найти и перечитать, вы поймёте, что мы имеем в виду.

Наблюдения

При самопознании вы одновременно являетесь субъектом и объектом. Чтобы не уйти в самобичевание и стереотипное мышление о самом себе, вам стоит не наклеивать ярлыки, а безоценочно наблюдать за тем, что происходит в своей жизни, в своей душе и сознании. Перечислим моменты, которые стоит замечать:
— ваши желания, даже если они быстро проходят;
— ваш стиль общения с другими людьми;
— ощущения при взаимодействии с разными людьми;
— ваши мысли при пробуждении и перед сном;
— ваше поведение в конфликтных ситуациях;
— ваши намерения, эмоции в течение дня.

Эксперименты

К примеру, вам пришло в голову попробовать сноуборд, хотя вы считаете себя довольно пассивным человеком. Попробуйте для себя новое занятие, о котором вы подумали. То же касается новых блюд, музыки, занятий и прочего. Но стоит заметить, что пробовать нужно то, что конструктивно. К деструктивным стоит присматриваться и задавать себе вопрос, почему это пришло в голову.

Готовка

Фото с pixabay

Предполагаю, что приготовление собственными руками блюда, пробование, вкус еды может многое дать понять о себе и своих предпочтениях.

Анализ

Изучайте своё мышление, как именно вы приходите к решению задачи или проблемы. Как работает ваше собственное восприятие, как вы понимаете, что для вас имеет ценность или значимость. Что сможет затронуть ваше сердце, а что нет. Анализируйте. Изучайте свои ценности. Также предлагаем вам вопросы для самопознания.

Общение

Наше взаимодействие с людьми также может приоткрыть завесу нам о нас. Посмотрите на своё окружение, какие люди чаще всего входят к вам в дом, кто вызывает симпатию, с кем интересно? На вас влияют люди, с которыми вы проводите больше времени, так или иначе у вас будет много общего. Оцените, что вас объединяет с ними, что отличает. Также вы можете собрать некоторую обратную связь от окружения, спросив их о том, каким человеком они вас видят.

Уединение

То, как вы переживаете минуты, проведённые в уединении, очень хорошо отражает ваше отношение к себе. Если вам скучно и начинают выходить страхи, значит пора углубляться в самопознание и развитие навыков. Если вам комфортно и приятно находиться одному, то можно этим наслаждаться и заниматься тем, что больше всего нравится.

Творчество

Начав писать рассказ, песню, картину, вы не задумываетесь о том, почему вы выбираете этот сюжет или героев, однако, когда вы перечитываете или пересматриваете созданное, вы можете заметить своё эмоциональное состояние, в котором вы творили, или желания, потребности, мечты, в общем, то, чего вам, возможно, не хватает.

Чтение

В художественной литературе представлено множество образов. Когда мы читаем, мы переносим наше сознание в мир автора, переживаем вместе с героем, вместе проходим через разные ситуации. Попробуйте посмотреть, какие эмоции у вас вызывает то или иное произведение, каким героям вы выказываете своё предпочтение, а кто вам не нравится.

Психотерапия

Сеансы у психолога или психотерапевта могут прояснить некоторые ситуации, показать механизмы, которыми вы пользуетесь, стратегии и направления, которые вы выбираете. Если не готовы идти к специалисту, можете сами начать изучать пространство человеческой психики и сознания.

Методов и способов может быть огромное количество. Пользуйтесь нашими, ищите свои, главное не переставайте интересоваться собой.

С уважением, Яна Карх.

32. Способы самопознания и саморегуляции

Владение психотехникой нужно врачам, психологам, педагогам, всем, кто занимается физическим и духовным улучшением человека и самосовершенствованием. Смысл всех имеющихся психотехник заключается в достижении и поддержании высокой психической, духовной и физической формы через направленное мысленное сосредоточение. Большинство программ, которые направлены на саморазвитие человека, основано на четырех принципах, или способах, самопознания и саморегуляции.

Способ первый — релаксация, которая представляет собой физическое и психическое расслабление. Целью релаксации является подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и нервного напряжения или обеспечение возможности собраться.

Релаксация нужна:

— для подготовки тела и психики к глубокому самопознанию, самовнушению;

— в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, в которых нужны выдержка, самообладание;

— в ответственных и трудных ситуациях, когда необходимо сбросить страх, излишнее напряжение. Первым шагом к релаксации является правильное дыхание. Затем — расслабление мышц и сосудов при помощи ощущений «тяжести» и «тепла», вызываемых целенаправленным мысленным сосредоточением на определенной части тела. Затем — психическое замедление.

Способ второй — концентрация, являющаяся сосредоточением сознания на определенном объекте своей деятельности. То есть среди привычных вам звуков вдруг появляется один, который привлекает ваше внимание. Вы концентрируетесь на нем, прислушиваетесь, выделяя данный звук среди других.

Основой концентрации является управление вниманием. Навык сосредоточения основывается на следующих свойствах внимания:

— на умении сосредоточивать свое внимание на определенном предмете;

— на развитии произвольного внимания, появляющегося под влиянием сознательно поставленной цели и требующего волевого сосредоточения;

— на достаточно широком объеме внимания, который дает возможность одновременно сосредоточиться на разных внутренних процессах: ощущениях в теле, зрительных и слуховых образах, умственных операциях и т. д.;

— на умении переключать внимание с внешних объектов на внутренний мир личности, с одного ощущения, чувства, мысли — на другие;

— на умении задерживать внимание на определенном объекте.

Способ третий — визуализация, который представляет собой создание внутренних образов в сознании человека, т. е. активизация воображения при помощи слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.

Визуализация дает возможность человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздавать те ощущения, которые он чувствовал, и таким образом обогащает его чувства, развивает интуицию.

Способ четвертый — самовнушение — определение установок, появляющихся на подсознательные механизмы психики. Самовнушение представляет собой утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Сила самовнушения заключается в способности создать свой собственный положительный образ и часто этот образ укреплять с помощью слов, обращенных к себе.

Процесс самопознания человека: цель, методы и средства

Содержание:

Процесс самопознания человека

Достигнув в материальном мире определенных высот, человек часто остается неудовлетворенным, т.к. достигнутые цели не приносят душевного спокойствия. В жизни любого человека когда-нибудь наступает момент, когда он задает себе вопросы, касающиеся самопознания, самоопределения и осознания своего предназначения. Поначалу поиск ответов, через процесс самопознания происходит во внешнем мире. Человек может перечитать огромное количество книг, перепробовать на себе кучу различных практик, удариться в религию. В какие-то моменты может казаться, что истина, наконец, достигнута. Но на смену одной концепции приходит другая, и процесс  может продолжаться бесконечно.

Что такое самопознание?

Самопознание – это процесс осознания себя: своей глубинной сути, смысла жизни, своих физических и психических возможностей. Эта потребность изначально заложена в человеке, в отличие от животных. Во всех религиях, особенно восточных, самопознание считается средством постижения единства с Богом, оно дает возможность найти внутри себя неисчерпаемый потенциал и успешно применить его в жизни.

Человек все основное в жизни делает сам: выбирает цель, совершает и исправляет ошибки, строит отношения с другими людьми. Придя к пониманию смысла и осознанию своих способностей, он становится интересным не только другим, но и самому себе, повышается личная самооценка, качество и полнота жизни.

Я-концепция и этапы ее эволюции

Я-концепция – это представления человека о себе и о своей роли в окружающем мире. Она может не соответствовать реальному положению вещей и приводить к конфликтам с реальностью. Если  она адекватна реальности, то человек благополучно приспосабливается к миру и достигает в нем  определенных успехов. В своем развитии осознание себя проходит несколько этапов:

  1. Первичное самопознание – оно предполагает доверчивое восприятие мнений о себе других людей.
  2. Кризис первичного самопознания – в определенный момент человек понимает, что мнения различных людей отличаются и могут быть противоположными. Человек начинает формировать свое собственное мнение.
  3. Вторичное самопознание – происходит изменение привычных представлений человека о себе и начинается активное самопознание. Старая Я-концепция отвергается или существенно пересматривается, человек  приходит к необходимости переделывать себя. Происходит то, что Дейл Карнеги назвал «Я – это не то, что вы обо мне думаете».

Методы самопознания

Самопознание начинается в тот момент, когда человек обнаруживает в себе определенные черты или характерные особенности поведения, оно  происходит с использованием следующих методов:

  1. Самонаблюдение. Этот процесс в психологии называется интроспекция и его цель заключается в наблюдении за своими внутренними ощущениями и поведением.
  2. Сравнение. Человек начинает себя соотносить с другими людьми, со своими идеалами и нормами поведения в обществе.
  3. Моделирование личности. Этим методом определяются личные симпатии и антипатии, исследуются причины конфликтов и на основе полученных выводов строятся новые отношения с людьми.
  4. Метод единства противоположностей. Человек начинает понимать, что определенные его качества в зависимости от ситуации могут быть как положительными, так и отрицательными. Здесь решающую роль играет приятие себя как есть (со всеми достоинствами и недостатками).
  5. Познание других людей с позиций новых знаний. Человек сравнивает себя с другими и дает оценку их поведения.

Средства самопознания

Самопознание приводит человека к лучшему пониманию себя, повышению его самооценки. Периодически возникает необходимость самопроверки, для которой используются следующие средства:

  1. Самоотчет. Он может быть в форме дневника, блога, статей на тему личного развития, а может, в форме простого размышления и сопоставления.
  2. Фильмы, книги, театральные спектакли дают возможность поставить себя на место героев и оценить реально свои способности.
  3. Изучение психологии поможет точнее ориентироваться в происходящих событиях и давать оценку своего поведения уже с научной точки зрения.
  4. Прохождение различных тестов даст возможность оценить достигнутый уровень личностного роста.
  5. Консультации психолога помогут человеку выявить проблемы внутри себя и найти пути их решения.
  6. Социально-психологические тренинги – отличное средство ускорить и стимулировать дальнейший процесс самопознания.

Человек в конце концов понимает, что главная цель – это научиться жить и наслаждаться жизнью. Это понимание может прийти не сразу, а лишь после страданий или долгого жизненного пути, позволившего получить необходимый опыт. А может произойти мгновенно, подобно озарению. Если человек становится на путь самопознания, это неминуемо произойдет.

Самопознание и его роль в развитии школьников

Самопознание – это процесс осознания и накопления человеком представлений об особен­ностях своей жизнедеятельности и личности. Самопознание включено в процесс познания чело­веком окружающего мира и является важным условием установления отношений с этим миром. Недаром уже в древности постулат «Познай самого себя» был высечен на каменной колонне хра­ма. Но не всегда такое, понятное на первый взгляд, изречение находит свое воплощение в повсед­невной жизни человека.

Д. Локк утверждает, что способность к осознанию себя производна от жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри их; а некоторые вообще почти никогда не размышляют» [4, с. 283]. Действительно, и в философии, и в психологии стремление и способность к самопознанию традиционно связывают со взрослым человеком, во всяком случае, не ранее подросткового возрас­та. Но не всякий повзрослевший человек склонен вести с собой повседневный внутренний диалог, ориентированный на самопознание. Дети тем более могут не испытывать в этом никакой необхо­димости. Попытаемся сформулировать те основания, которые показывают необходимость самопо­знания подрастающему человеку.

Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей деятельности. Когда человек сталкивается с трудностями в деятельности, это означает, что для осуществления необхо­димых действий ему не хватает либо хорошо освоенных умений и навыков, либо внимательности, терпения, настойчивости и т.д. Некоторые в такой ситуации отказываются от дальнейшей деятель­ности, например, решения трудной задачи, ждут помощи или подсказки. Другие начинают рассуж­дать: почему задача не получается, каких знаний, умений не хватает для ее решения; задумыва­ются, смогут ли сами найти способы и средства преодоления этой трудности (более внимательно прочитать условия, не спешить, быть более терпеливым и т.п.). Очевидно, что люди, которые хо­рошо знают свои возможности, привыкли ориентироваться на собственные силы и способности в трудных ситуациях, могут анализировать уже выполненные и предстоящие действия, будут гораз­до успешнее, эффективнее в любой сфере жизнедеятельности.

Самопознание выступает условием волевой саморегуляции поведения. И.С. Кон отмечает, что саморегуляция поведения предполагает также наличие у индивида определенной информации о са­мом себе [3]. Воля у человека проявляется в способности осуществлять действие или сдерживать его, преодолевая внешние или внутренние препятствия. Внешние препятствия, как правило, оче­видны и понятны (например, с ситуацией, когда школьник выполняет на уроке задание, а сосед от­влекает его, легко справиться, обратившись к последнему с просьбой). Сложнее с внутренними пре­пятствиями. При выполнении учебных заданий препятствием могут выступать невнимательность, лень, более интересное занятие и т. д. Не каждый человек, особенно ребенок, осознает эти препят­ствия. Именно это делает невозможным проявление воли в подобных ситуациях. Любой волевой акт предполагает осознанный мотив, связанный с преодолением возникшего препятствия, а иногда и наличием серьезного внутреннего диалога, включающего в себя самоубеждение или самоприказ.

Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих достижений и лич­ностных качеств. Самооценка ребенка во всех доподростковых возрастах характеризуется домини­рованием общего положительного отношения к себе, которое не позволяет относиться к себе адек­ватно. В некоторых случаях из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает ин­формацию о его неуспехах. Про такого ребенка можно сказать, что у него неадекватно завышен­ная самооценка. Эта особенность негативно сказывается и на учебной деятельности, и на взаимо­отношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с завышенной самооценкой склонны объяс­нять свое неудачи внешними обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны крити­ковать за ошибки своих товарищей.

Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно только путем развития когнитивного компонента их самооценки – самопознания. По мнению А.В. Захаровой, уже в млад­шем школьном возрасте создаются «благоприятные условия для когнитивного компонента само­оценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых» [1, с. 13].

Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и личности позво­ляет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок и достижения успеха.

Самопознание необходимо для построения взаимоотношений с другими людьми. С первых дней жизни человек вступает во взаимоотношения с другими людьми. Сначала с самыми близки­ми, которые принимают его таким, какой он есть. Позже для гармоничных отношений от человека требуется соблюдение определенных правил и законов: нравственных, этических и т.д. Насколько успешно это удается делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к окружа­ющим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его неправильному поведению или негативным качествам личности. Привычка к самонаблюдению и самоанализу своего отношения к окружающим людям помогает корректировать собственное поведение и, таким образом, управ­лять коммуникативной ситуацией.

Самопознание является важным условием для развития личности. И. Кант писал: «То об­стоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность…» [2, с. 357].

Развитие личности человека в разных сферах может протекать как созревание в соответствии с природными предпосылками, может осуществляться под воздействием окружающей среды и лю­дей. Но истинным развитием личности является то, что определяется собственными установками и целями человека. Безусловно, важно, чтобы эти цели не противоречили человеческим законам и соотносились с нравственными и духовными ценностями общества. Постановка человеком целей собственного развития и понимание путей их реализации в конкретных социально-исторических условиях возможны только при высоком уровне самопознания.

Например, школьник, у которого возникают трудности в обучении из-за слабого развития про­цессов памяти, может довериться учителю и родителям и выполнять все их советы по правильно­му запоминанию учебного материала. Таким образом, его память будет развиваться под внешним воздействием. Если ребенок сам осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить прие­мы эффективного запоминания и применять их, то он может управлять своими познавательными процессами и развитием в интеллектуальной сфере.

Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор про­фессионального пути, который определит и его дальнейшее личностное развитие. Если это проис­ходит неосознанно, риск сделать неправильный выбор высок. Но даже если подросток задумывает­ся о том, какую профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?» может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и особенности своей лично­сти с требованиями желаемой профессии, способный обдуманно строить жизненные планы и ста­вить обоснованные, реалистичные цели, видеть пути и способы их достижения.

Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопро­сы «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?» и т.д. Познавая себя, мож­но управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоя­тельной организации своей жизни.

Наши исследования [5; 6] показывают, что уже в младшем школьном возрасте дети начинают задумываться над этими вопросами. Сначала это происходит на самом простом уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы, членов своей семьи, друзей, домашних жи­вотных, анкетные и биографические данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п., иногда осознают свое отношение к материальным и социальным объектам (люблю, нравит­ся), желание иметь что-либо из предметов, называют увлечения, пристрастия и т.п.

Постепенно самопознание распространяется на внутреннее содержание: мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности, желание получить в будущем привлекатель­ную профессию, стремление стать лучше, приобрести в будущем положительные качества лично­сти. В этих рассуждениях проявляется способность учащихся осторожно, не категорично, а ино­гда и критично осознавать особенности своей личности, различные стороны своей жизнедеятель­ности, стремления, потребности и мотивы. Например, у младших школьников: «Я красивая, яркая, трудолюбивая, милая, добрая», «Поведение у меня не очень хорошее». Подростки и старшеклас­сники пишут: «Я человек, который довольно уверен в себе», «У меня есть своя точка зрения и свои мысли», «Единственная моя цель в жизни – добиться успеха в определенных сферах деятельно­сти», «Мои жизненные ценности складываются под воздействием многих факторов», «В моем ха­рактере доминируют лидерские качества».

Суждения о себе, которые можно квалифицировать как имеющие высокий уровень, соотно­сятся с такими характеристиками, как перспективность, рефлексивность и критичность. Перспек­тивные суждения отражают содержание Я-идеального и указывают на привлекательную профес­сию и обобщенное видение себя в близком или далеком будущем, на желаемые качества и особен­ности личности, мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности. Это содер­жание может относиться к «идеалу» – человеку, обладающему набором качеств совершенного че­ловека, например: «хочу стать хорошим, ученым человеком», «хочу стать доброй, красивой», «Я хотел бы стать умным и добрым». Такое осознание желаемых положительных качеств обеспечива­ется сформированностью ценностных ориентаций, нравственного сознания и общим уровнем вос­питанности учащихся. Часто Я-идеальное школьников проявляется через описания себя взросло­го, являющегося носителем какой-либо профессии и связанных с ней качеств личности, например: «Я хочу очень стать милиционером, они сильные и смелые», «Я хочу, когда вырасту, быть воспи­тательницей», «Я хочу быть библиотекарем, как мама», «Я хочу в будущем стать археологом. Мне нравится эта работа». Это содержание Я-идеального возникает в процессе общения детей со взрос­лыми, в первую очередь близкими и родными. Еще один вариант содержания Я-идеального свя­зан с отражением желаемых, возможных или потенциальных качеств и свойств собственной лич­ности, которые пока не проявляются в деятельности и поведении или же проявляются, но в недо­статочной степени, например: «Я хочу стать повнимательнее», «хочу стать хорошим учеником», «Мне нужно, чтобы память была получше». Осознание своего желания измениться в лучшую сто­рону появляется под влиянием внешних оценок (например, учителя, родителей) или в результате сравнения с качествами и особенностями сверстников в ежедневном общении и совместной дея­тельности. Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень перспективности их самопознания.

Рефлексивные суждения школьников о себе выглядят как рассуждения о различных сторонах и особенностях своей личности. Они могут относиться к Я-реальному. Например, «Я по характеру тоже нормальная», «Я не знаю, какой я на самом деле, веселый хороший или плохой». Такие суж­дения отражают особенности личности, осознание которых произошло в результате самоанализа ряда своих действий, поступков, отношений с людьми, переживаний. Рефлексивность может про­являться и при отражении Я-идеального, например: «Я сначала решила стать врачом, потом инже­нером, а сейчас хочу стать учителем танцев, я думаю, что это моя последняя профессия». Рассуж­дения по поводу своего будущего связаны с процессом личностного самоопределения, планиро­вания и проектирования своего жизненного пути и саморазвития. Типичными такие суждения яв­ляются для старшеклассников. У младших школьников осознание возможности сохранить значи­мые черты личности в будущем, изменить нежелательные и приобрести желаемые личностные ка­чества выражены слабо. Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников указыва­ет на уровень рефлексивности их самопознания.

Не менее важной характеристикой самопознания является способность к критическому осмыс­лению своих особенностей и возможностей. Критические суждения, относящиеся к Я-реальному детей, представляют собой негативные характеристики личности, которые осознаются как затруд­няющие жизнедеятельность, общение с людьми, приносящие душевный дискомфорт (стыд, угры­зения совести и т.п.), например: «Учусь я неважно», «Я не очень умная и не глупая», «Я чуть-чуть ленива, убираюсь только по настроению». Критично могут воспринимать школьники (в основном подростки) и себя в будущем (Я-идеальное). Это проявляется в негативных характеристиках, кото­рые осознаются как мешающие развитию личности, например: «Не знаю, смогу ли я когда-нибудь избавиться от лени», «Наверно, моя лень мне будет очень мешать», «Мне нужно быть более терпе­ливой, чтобы стать учительницей». Наличие критических суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень критичности их самопознания.

Уровни перспективности, рефлексивности и критичности самопознания у каждого конкрет­ного ученика могут быть разные. Школьники с высоким уровнем самопознания видят в себе не только положительные качества личности, но и негативные черты. Они осознают возможность из­менить их в будущем, опираясь на внутренние ресурсы, например: «Я думаю, что я сильный чело­век, так как всегда пытаюсь достичь всего сама. Я очень гордая, поэтому иногда в конфликте мне бывает сложно первой пойти на контакт. Какой я хочу стать? Наверное, остаться такой же. Лишь бы не стать эгоисткой. В общем, если меняться, то в лучшую сторону» (Маша Е., 9-й класс).

В процессе развития детей в их образе Я рефлексивные, критические и перспективные само­характеристики могут проявляться по-разному. В самоописаниях младших школьников часто можно увидеть преобладание перспективных характеристик при почти полном отсутствии рефлексивных и критических. Дети рассказывают, какими они хотели бы стать в будущем, часто называют несколь­ко профессий, а желаемые качества указывают довольно противоречивые: «хочу стать послушным и самостоятельным». Их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, не подкрепленное самоанализом и критическим восприятием своих возможностей, превращается в мечту, фантазию.

У подростков и старшеклассников часто проявляется склонность к самокопанию. Они с удо­вольствием рассуждают о своей жизни, делах, отношениях с окружающими. Их все устраивает в этой жизни, они довольны собой. Иногда они уходят в «философствование», высказывают свои точки зрения, формулируют советы правильной жизни и отношений с людьми. Это происходит из­за того, что их самопознание, становясь все более рефлексивным, не направлено на критическое осмысление знаний о себе и перспективу жизненного пути.

Некоторые подростки при низкой перспективности и рефлексивности самопознания прояв­ляют высокую критичность к своим возможностям. Их формулировки могут быть очень резкие, с пространными объяснениями: «У меня бывает плохое настроение и иногда психоз. Тогда я могу сделать такое, что потом буду отвечать за это всю жизнь» (Даша С., 5-й класс). При этом дети не задумываются о причинах своих неудач и негативных переживаний и практически никогда не стре­мятся что-то поправить.

Среди школьников (в основном это подростки) встречаются довольно критичные к себе. Их беспокоит будущее, но разбираться в своих способностях и возможностях, рефлексивно рассуждать о особенностях своей личности они не стремятся. Для них характерно ярко выраженное желание избавиться от отрицательных черт и особенностей личности, которые в себе отмечают. Они вы­сказывают критичность даже по отношению к себе в будущем, говорят, что им будет трудно изба­виться от недостатков: «Моя дурная привычка – это в каком-то роде зависимость, как от курения» (Катя М., 11-й класс), а некоторые в это совсем не верят: «Я хочу стать неагрессивной, хорошей, умной, но у меня ничего не получается». Можно предположить, что такое неверие в себя при силь­ном желании измениться обусловлено слабым анализом и рефлексией собственных возможностей.

Самопознание школьников протекает по-разному в разных сферах личности. При сравне­нии уровней рефлексивности и критичности их суждений о себе в нравственной, коммуникатив­ной, интеллектуальной и волевой сферах мы обнаружили, что чаще всего дети стремятся рассуж­дать о своих волевых качествах личности. Это связано с большей осознанностью волевых актов. Реже школьники проявляют рефлексивность самопознания, осторожность в признании у себя тех или иных нравственных качеств. Они достаточно категорично определяют их наличие или отсутст­вие у себя в настоящем, а также возможность их приобретения в будущем.

Критически воспринимают школьники свои черты личности в волевой и интеллектуальной сферах. Причем у некоторых учащихся выражено сомнение в возможности приобрести эти качест­ва в будущем. Такая неудовлетворенность собой в этих сферах может побуждать детей к управ­лению, коррекции и саморазвитию. Уже младшие школьники говорят о желании в будущем стать умнее, внимательнее, терпеливее и т.п. Подростки и старшеклассники хотят научиться сдерживать эмоции, не быть вспыльчивыми, настойчиво добиваться своей цели и т.п.

Реже дети свои отрицательные черты осознают в нравственной и коммуникативной сферах. Младшие школьники практически никогда не выбирают такие самохарактеристики, как «злой» или «плохой друг». В самоописаниях подростков и даже старшеклассников критические суждения по поводу своих нравственных качеств или поступков можно встретить также крайне редко. Это может быть связано с социальной желательностью самоописаний. Школьники хотят выглядеть в глазах других умеющими общаться и нравственно вести себя. Это, безусловно, влияет на восприятие себя. И в своих глазах они тоже хотят выглядеть более нравственными и умеющими общаться с другими.

Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную роль в развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои способности и возможности, умеет анализи­ровать разные стороны своей жизнедеятельности и личности, видит недостатки и возможные пути своего развития, определяет его повседневную жизнь, деятельность и общение с окружающими, постановку новых жизненных целей и стремление к их реализации.

Селим Айссель — Астрология и Эннеаграмма. Способы самопознания читать онлайн бесплатно

Селим Айссель

Астрология и Эннеаграмма. Способы самопознания

© Айссель С., 2012

©Оформление. ООО «Амрита», 2014

* * *

Эта книга главным образом составлена из дословных записей, сделанных на конференциях, которые проводил автор, поэтому она выдержана в разговорном стиле с максимально сохраненными элементами живых диалогов. Этим объясняются некоторые повторы и обороты, присущие устной речи.


Психоантропология знаков Зодиака

Часть 1. Знаки Огня

Овен (21 марта – 20 апреля)

Овен – дружелюбное и открытое существо с широкой улыбкой и крепким рукопожатием. Он похож на храброго шевалье, всегда готового поспешить на помощь молодой девушке, оказавшейся в опасности. Однако, однажды придя ей на помощь, он тут же ее покидает, чтобы отправиться на поиски следующего нуждающегося в защите.

Видя несправедливость, Овен громко выражает свое несогласие. Он всегда идет прямо к цели, даже рискуя наткнуться на неприятности. Ему необходимы приключения независимо от того, прибыльны они или нет. Он может бороться за деньги, но с равным энтузиазмом сражается за завершение нового творения или новую идею.

Первый из знаков зодиака, Овен старается оставаться таковым. Он повсюду хочет быть первым и лучшим. Он осознает только самого себя: его желания должны быть удовлетворены в первую очередь, и это дает ему право беспокоить других. Он может разбудить вас посреди ночи, чтобы поделиться какой-нибудь гениальной, по его мнению, идеей, которая пришла ему на ум, и он удивится, когда вы недовольно ответите, что это могло бы подождать до утра.

Овен – человек чести. Он таков и в отношении своих друзей, и в отношении врагов. Когда ему случается мечтать и когда порой он позволяет себе строить замки на песке, это происходит не из-за его склонности к несбыточным грезам, а из-за идеализма. Он верен и щедр в дружбе. Однако его открытая и прямолинейная натура создает вокруг него много неприятностей. Всегда торопящийся и нетерпеливый, он может походить на наглеца, не терпящего отстающих.

Какова внешность Овна? Его лицо никогда не бывает вялым, оно с крупными чертами, часто отмечено ожогами и шрамами, потому что он бросается очертя голову во все авантюры. Курчавые или вьющиеся, черные или рыжие, его волосы никогда не спадают на глаза, которые очень подвижны. Он много и быстро двигается – перелетает по лестнице через четыре ступеньки, прыгает задом наперед. Телосложение атлетическое, плечи квадратные – как у мужчин, так и у женщин. Он внимателен к ощущениям своего тела, что отражает его большое доверие к самому себе.

Чересчур наполненный энергией, Овен иногда утомляет окружающих. Это волевой человек, он смотрит вам прямо в глаза. Иногда благодаря горячему темпераменту он взрывается, но его гнев – это скорее вспышка, которая очень быстро проходит, потому что другая вещь уже привлекает его внимание. На самом деле он не злопамятен.

Рожденный под знаком Овна выберет либеральную профессию, или постарается занять максимально высокое место в иерархии, чтобы быть первым. Не ведая терпения, он может только прикинуться терпеливым, но компромиссов не любит и сотрудничество принимает редко.

Разумеется, он может вести себя либерально и щедро, но не стоит рассчитывать, что он обнаружит нежность или такт. Если вы заставили его ждать, он будет неистово вас упрекать. Он выскажет всю правду повару, который пересолил еду, но будет способен оставить щедрые, даже слишком щедрые чаевые официантке, которую он посчитал внимательной.

Овен легко впечатляется и может до такой степени зациклиться на чем-то, что порой будет неспособен воспринять идею, мысль, отличающуюся от предмета его восторга, ему может оказаться трудно переключиться. Он видит людей и вещи не такими, какими они являются в реальности, но такими, какими они должны бы были быть! Это иногда приводит к тому, что его удивляет и разочаровывает реальность – глупость, хитрость и озлобленность других людей. Насколько быстро он способен загореться каким-нибудь делом или идеей, настолько же быстро он может поменять свое отношение.

Ему всегда необходимо действие, свобода, дело, за которое он будет сражаться. Для него все всегда возможно, особенно когда это выходит за границы обыденного.

Овен может испытывать трудности с деньгами, потому что транжирит их. Ему трудно привыкнуть к рутине ежедневных дел, и он предпочитает окружить себя помощью домработницы и секретарши.

Хотя он и храбрый, Овен не выносит физического страдания. Голова – его слабое место, потому что он всегда несется «сломя голову». Он также страдает от мигреней, причиной которых обычно бывают ограничения, которые так трудно вынести его гордости! События, происходящие вокруг, также создают ему проблемы со здоровьем. К счастью, его оптимизм и живучесть во всех испытаниях всегда берут верх, и он забывает заботы и болезни.

Огненный знак, Овен подвержен жару, воспалениям, инфекциям, сердечным приступам и инсультам; он может страдать от повышенного артериального давления. Но, как правило, жизнь для него в радость, особенно когда он может рисковать и соприкасаться с некоторой опасностью.

Он одинаково будет держаться и с бедным и с богатым. Для него принципиален лишь один вопрос: «Друг это или враг?» Отношение последует за ответом. Его общества ищут в свете, потому что он способен говорить на какую угодно тему с интересом и страстью (даже если он ничего в этом не понимает).

Овен всегда действует энергично, полагая, что нужно жить полной жизнью и что каждый день – это новое приключение, которое ему предстоит пережить. Он любит превратности судьбы, они дают ему шанс оценить себя через свои тщеславие и оптимизм. В жизни он с легкостью преодолевает трудности и не относится к тем, кто нуждается в защите.

Однако Овен часто испытывает разочарование. Он настолько доверяет самому себе, что приписывает то же самое другим. Он чересчур наивен, а это – открытая дверь к разочарованиям. Поэтому мы часто слышим от него жалобы на других, что не умаляет его энергичности. Что бы с ним ни произошло, он всегда поднимается, готовый вновь начать борьбу.

Его безудержность может привести к тому, что он будет нервничать по поводу вещей, которые того не стоят; он, который обычно так щедр, может казаться очень скаредным. Он способен разыграть сцену из-за волоса в тарелке супа или плохо отутюженного воротничка, если у него создается впечатление, будто им действительно пренебрегают – его гордость ранена. Все это немного противоречит щедрости, которая характерна для него.


8 советов по повышению самосознания

6

На этой странице могут быть партнерские ссылки, что означает, что мы получаем небольшую комиссию за все, что вы покупаете. Как партнер Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках. Пожалуйста, проведите собственное исследование, прежде чем делать какие-либо покупки в Интернете.

Самосознание означает, что у вас есть четкое осознание своей личности, включая свои сильные и слабые стороны, свои мысли и убеждения, свои эмоции и мотивацию.

Если вы осведомлены о себе, вам будет легче понимать других людей и определять, как они воспринимают вас в ответ.

Многие люди предполагают, что у них есть здоровое чувство самосознания, но лучше всего смотреть на относительную шкалу, чтобы увидеть, где вы падаете на нее по сравнению с другими. Осведомленность дает возможность изменить свое поведение и убеждения.

По мере того, как вы разовьете самосознание, ваши личные мысли и интерпретации начнут меняться. Это изменение психического состояния также изменит ваши эмоции и повысит ваш эмоциональный интеллект, что является важным фактором в достижении общего успеха.

Научиться осознавать себя — это первый шаг в создании той жизни, которой вы хотите. Это поможет вам точно определить ваши страсти и эмоции, а также то, как ваша личность может помочь вам в жизни.

Вы можете распознать, куда ведут вас ваши мысли и эмоции, и внести необходимые изменения. Осознав свои мысли, слова, эмоции и поведение, вы сможете изменить направление своего будущего. (Например, изучение различий между реалистами и провидцами поможет вам лучше понять себя.)

В этой статье мы дадим определение самосознанию, а затем рассмотрим восемь конкретных действий, которые вы можете предпринимать, чтобы стать более самосознательными на ежедневной основе. Если вы заинтересованы в построении лучшей жизни, то я рекомендую прочитать, чтобы узнать, как эта мощная концепция может положительно повлиять на вас при рассмотрении каждого препятствия, ошибки и проблемы, с которыми вы сталкиваетесь.

( Примечание: еще один положительный способ улучшить свою жизнь — это читать и узнавать что-то новое каждый день.Отличный инструмент для этого — присоединиться к более чем 1 миллиону других людей и начать свой день с последних БЕСПЛАТНЫХ информативных новостей с этого веб-сайта .)

Что такое самосознание?

Самосознание было впервые теоретизировано в 1972 году Дювалем и Виклундом в их книге Теория объективного самосознания . В этой книге утверждается, что если мы сосредоточим наше внимание на самих себе, мы склонны сравнивать свое поведение в текущий момент с нашими общими стандартами и ценностями.Это вызывает состояние беспристрастного самосознания.

Проще говоря: самосознание лучше всего рассматривать с точки зрения личного развития. Обычно это означает глубокое понимание своих ценностей, сильных и слабых сторон, привычек и «почему». Признавая свои ошибки, вы также постоянно сосредотачиваетесь на различных стратегиях самосовершенствования.

Видео по теме: 5 МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ САМОПОЗНАВАНИЯ

Практика, говорящая «Нет»

Способность сказать себе «нет», чтобы отложить краткосрочное удовлетворение в пользу долгосрочной выгоды, является важным жизненным навыком, и практика этого может улучшить самосознание. Чтобы овладеть этим навыком, мы должны поставить себе цель по количеству искушений, которым мы будем сопротивляться каждый день, и увеличивать это количество по мере совершенствования.

Возможность сказать «нет» также имеет далеко идущие последствия. В знаменитом эксперименте с зефиром дети, которые могли воздерживаться от употребления зефира до возвращения исследователя, были более академически и социально компетентны и лучше справлялись со стрессом 10 лет спустя по сравнению с теми, кто ел зефир до возвращения исследователя.

Решения по вопросам

Прежде чем действовать по решению, мы должны придумать три веские причины, почему мы должны его придерживаться. Если перестать задавать себе вопрос «почему», мы улучшаем наше самосознание, поскольку это позволяет нам лучше понимать мотивы наших решений и исследовать их дальше, а это означает, что мы можем быть уверены в правильности принимаемых нами решений.

Последняя мысль

Развитие самосознания не происходит в одночасье и может быть трудным, поскольку мы «не здесь», чтобы наблюдать за собой.Часто мы работаем автоматически; не осознавая наших мыслей и чувств. Однако, получая честную обратную связь, улучшая наше понимание своих сильных и слабых сторон и отслеживая свои мысли и эмоции, мы можем работать над тем, чтобы стать более самосознательными.

5 способов стать более осведомленными

Невозможно быть хорошим лидером без самосознания.

Он лежит в основе сильного характера, давая нам способность руководить с чувством цели, подлинности, открытости и доверия.Это объясняет наши успехи и наши неудачи. И, давая нам лучшее понимание того, кто мы есть, самосознание позволяет нам лучше понять, что нам больше всего нужно от других людей, чтобы восполнить наши собственные недостатки в лидерстве.

Вопрос в том, как мы можем культивировать и развивать его дальше. Есть много способов сделать это. Ниже приведены пять, которые, по моему мнению, работают лучше всего:

Размышляйте . Да, медитируйте. Как уже известно большинству людей, медитация — это практика постепенного улучшения вашего осознания.Большинство форм медитации начинаются с сосредоточения внимания и признания простоты вдоха и выдоха. Но это не обязательно должно быть формальным или ритуальным — большую ясность можно придать регулярным моментам паузы и размышлений. Говоря лично, я стараюсь больше осознавать, просто находя несколько секунд, чтобы сосредоточиться на своем дыхании, часто перед сном, а иногда с помощью одного из множества доступных приложений. Во время этих медитаций я также задаю себе ряд вопросов, среди которых:

  • Чего я пытаюсь достичь?
  • Что я делаю, что работает?
  • Что я делаю, что меня тормозит?
  • Что я могу сделать, чтобы изменить?

Но наиболее частая форма «медитации», которую я практикую, проистекает из выполнения, казалось бы, приземленных задач, которые внушают определенную терапевтическую безмятежность, включая мытье посуды, работу в моем саду и проведение ранним субботним утром в письменном виде в Бостонском музее изящных искусств. Я жду, когда моего сына уволят из класса рисования.

Запишите свои основные планы и приоритеты. Один из лучших способов повысить самосознание — это записывать, чем вы хотите заниматься, и отслеживать свой прогресс. Уоррен Баффет, например, известен тем, что тщательно формулирует причины, по которым он делает вложение, в то время, когда он делает это. Его записи в дневнике служат исторической записью, которая помогает ему оценить, можно ли объяснить будущие результаты здравым суждением или простой удачей.

Ли Лу, соруководитель демонстрации студентов на площади Тяньаньмэнь, а ныне очень уважаемый инвестор, однажды рассказал мне о практике, которой он следовал годами, вдохновленный Бенджамином Франклином.Франклин вел «баланс» активов и пассивов своих личных качеств. Записывая в дневнике любую новую силу, которую, по его мнению, он мог бы учиться у кого-то другого, и отмечая любые воспринимаемые им слабости, он мог лучше оценить, растет ли «чистая стоимость» его персонажа с течением времени.

Пройдите психометрические тесты. В Сердце, ум, смелость и удача мои соавторы и я разработали простой «тест на предпринимательские способности», чтобы понять, какие черты характера читатели наиболее склонны к предвзятости в построении бизнеса и в жизни.К наиболее известным из этих тестов относятся Myers-Briggs и Predictive Index, но все они служат в качестве точки данных для повышения самосознания. Общим для всех них дизайнерским моментом является то, что нет конкретных правильных или неправильных ответов. Вместо этого они призваны побудить респондентов рассмотреть набор черт или характеристик, которые наиболее точно описывают их по сравнению с другими людьми. В нашей собственной версии (которую можно найти на сайте www.hsgl.com, она бесплатна) мы просим людей учитывать принудительный выбор в парных наборах вопросов — e.грамм. Ваш успех лучше всего описывается аналитикой или инстинктами? Вас больше движет страсть или действие? Размышление над такими вопросами принудительного компромисса, как эти, помогает тестируемым лучше понять свой истинный характер.

Спросите у верных друзей. Никто из нас полностью не осознает, как мы относимся к другим. Мы должны полагаться на отзывы наших коллег, друзей и наставников. Чтобы ваши друзья играли роль честного зеркала, дайте им знать, когда вы ищете откровенный, критический, объективный взгляд на вещи.Заставьте друга или коллегу почувствовать себя в безопасности, чтобы высказать неформальное, но прямое и честное мнение. Это может означать что-то вроде: «Послушайте, я действительно прошу вас как друга, пожалуйста, просто скажите мне прямо в этом вопросе. Хорошо? «

Другая стратегия — попросить друзей позвать вас, когда вы уже знаете, что хотите изменить. Например: «Послушайте, я знаю, что я« рассказчик », которому нужно повторять каждый разговор, но сделайте мне одолжение, и каждый раз, когда я это сделаю, дайте мне знать — желательно осторожно, — чтобы я мог научиться останавливаться. .”

Получайте регулярные отзывы на работе. В дополнение к неформальным и периодическим опросам друзей и семьи, используйте официальные процессы и механизмы на своем рабочем месте. Если таковых нет, посмотрите, сможете ли вы реализовать более формальные циклы обратной связи. При условии, что это сделано хорошо, конструктивная формализованная обратная связь позволяет нам лучше видеть свои сильные и слабые стороны. В моей собственной венчурной компании Cue Ball мы начали поощрять основателей-предпринимателей к внедрению формального ежегодного процесса обратной связи 360, который обеспечивает обратную связь в различных областях компетенций и стилей работы.

Ключом к эффективной формальной обратной связи является а) наличие процесса и б) эффективного его руководителя. Последнее требует либо действительно хороших внутренних кадровых кадров, либо привлечения внешних фасилитаторов и консультантов. Мы пришли к выводу, что подход с привлечением внешних сотрудников более эффективен как в малых, так и в крупных компаниях, поскольку они не имеют предубежденных предубеждений или подчиненности. Когда процесс обратной связи завершен, важно, чтобы все участники обдумали его, записав свои главные выводы.Отметьте как любые удивительные сильные стороны, так и любые слабые стороны или слепые пятна.

В конце концов, мы все хотим самосознания. Без него невозможно полностью эффективно руководить. Только с самосознанием можно приблизиться к состоянию «самосогласования», в котором то, что мы говорим, думаем и чувствуем, согласовано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *