Шивананда йога что это: Шивананда йога. Особенности стиля и основные упражнения

Шивананда йога. Особенности стиля и основные упражнения

Шивананда-йога

Шивананда-йога – это одно из современных направлений йоги. Название происходит от имени индийского гуру Свами Шивананды, который родился в Индии в 1887 году. По профессии Шивананда был хирургом, но однажды он вылечил одного монаха, который начал обучать его йоге, с тех пор начался его путь саморазвития. Шивананда переехал в Ришикеш, нашёл своего гуру, на протяжении долгих лет самосовершенствовался, обрёл своих учеников, написал много книг по йоге и распространил этот стиль йоги на Западе в конце 1950-х годов, отослав туда своего ученика Свами Вишнудевананду.

Шивананда-йога направлена на развитие духовности и близка по своей сути к стилю йоги Патанджали – автора одного из основных текстов по йоге – «Йога сутр».

Шивананда-йога – это комплексный подход к саморазвитию и самопознанию

. Самое главное отличие этого стиля йоги от всех остальных в том, что вся практика происходит только в расслабленном состоянии и, занимаясь Шивананда-йогой, практики учатся прежде всего расслабляться и только потом переходят к асанам.

Шивананда йога – путь к спокойствию и осознанности

Человек обретает физическое и ментальное спокойствие, практикуя Шивананда-йогу. Данный вид йоги позволяет развить силу воли, оставаться спокойным в сложные моменты жизни, помогает обрести ясность и осознанность в повседневной жизни. Каждая практика начинается и заканчивается пением мантр. Как известно, пение мантр – это очень мощная техника изменения энергии. После пения мантр начинается сама практика, которая включает в себя концентрацию, упражнения на дыхание и на расслабление. Далее идёт выполнение асан, причём каждая асана отстраивается согласно физиологии каждому человеку в отдельности с учётом всех анатомических особенностей. Кто-то выполняет простые асаны, кто-то – посложнее. Всего практикуется 12 асан, которые могут быть дополнены на усмотрение преподавателя. Используются различные варианты асан, в зависимости от группы практикующих. Этот стиль йоги, как и большинство других стилей, рассчитан на любого человека любого возраста.

Основные пять принципов Шивананда йоги

  1. Общеизвестно, что данный стиль йоги базируется на основных пяти принципах:
  2. Правильное дыхание, или пранаяма. Овладев своим дыханием, мы овладеваем своим сознанием.
  3. Правильные упражнения, или асаны. Выполняя асаны, мы раскрепощаем своё тело, делаем его гибким и здоровым.
  4. Правильное питание. Исключив все вредные продукты, мы очищаем своё тело, становимся здоровыми, осознанными и энергичными.
  5. Позитивное мышление, или веданта и медитация, или дхьяна. Медитируя, мы успокаиваем свой ум и смотрим на мир трезво и осознанно. Практикуя позитивное мышление, мы излучаем счастье и делимся им с окружающим миром.
  6. Правильное расслабление, или шавасана. Практикуя технику расслабления, мы обретаем душевный покой.

Структура класса Шивананда-йоги

  • Внутренняя настройка на практику, практика расслабления.
  • Выполнение пранаям (капалабхати, анулома-вилома).
  • Комплекс для разогрева «Сурья намаскар».
  • Последовательность из 12 асан: ширшасана (стойка на голове), сарвангасана («берёзка»), халасана (поза плуга), матсиасана (поза рыбы), пашчимоттанасана (наклон сидя с прямыми ногами), бхуджангасана (поза кобры), шалабхасана (поза саранчи), дханурасана (поза лука), ардха матсиендрасана (половинное скручивание позвоночника), кагасана (поза ворона) или маюрасана (поза павлина), падахастасана (наклон, кисти под стопами) и триконасана (поза треугольника).
  • Завершение практики – шавасана.

Как видно из описания Шивананда-йоги, данный стиль подходит абсолютно всем людям, не требует специальной подготовки или специальных средств. Можно сказать, что Шивананда-йога – это мягкий стиль йоги, с силовой точки зрения, так как все направлено, прежде всего, на расслабление и успокоение ума, и это верно, так как, приобретая спокойствие ума, мы по-другому смотрим на реальность. Хорошей практики! ОМ!

Раскрытие области таза

Для многих начинающих практиков очень остро стоит вопрос, как эффективно и безопасно раскрыть область тазобедренных суставов. При этом мотивация у людей может отличаться. Часто потребность в увеличении подвижности тазобедренных суставов возникает вследствие невозможности выполнить более сложные асаны. Также не секрет, что работая с областью тазобедренных суставов, можно значительно улучшить здоровье органов малого таза, что в сегодняшней ситуации очень актуально для людей, имеющих «сидячую» работу. И ещё одной причиной повышенного внимания к ротации тазобедренных суставов является то обстоятельство, что одной из лучших поз для дыхательных и медитативных практик является поза лотоса, или падмасана.

Тазобедренные суставы – одни из самых подвижных в нашем теле. Они могут двигаться и вращаться во всех плоскостях — фронтальной (сгибание и разгибание нижней конечности), саггитальной (отведение и приведение ноги (или ног) в сторону) и вертикальной (вращение внутрь и наружу). Во многих асанах мы задействуем тазобедренные суставы сразу в двух направлениях (например, разворачивая и отводя назад).

Условно можно выделить следующие цели в практике работы с тазобедренными суставами:

  1. Для освоения падмасаны – медитативной позы, лучше всего подходящей для практики большинства пранаям. Все базовые асаны йоги направлены на то, чтобы позволить нам длительное время сидеть с прямой спиной и концентрироваться на практике. Если нам больно и некомфортно, то медитировать или концентрироваться на дыхании будет сложно.
  2. Для укрепления нашего физического здоровья, поскольку от работы тазобедренных суставов зависит состояние позвоночника и функционирование органов малого таза.
  3. Для того чтобы суставы могли выдерживать ту нагрузку, которая приходится на них в течение дня.

В процессе выполнения любых подготовительных упражнений следует соблюдать технику безопасности.

Часто при освоении падмасаны, баддха конасаны и некоторых других, направленных на раскрытие тазобедренных суставов, происходит травма коленных суставов. Как причину можно указать повышенное желание выполнить асану, проявления чрезмерного усилия при освоении, незнание правильной техники выполнения, невнимательность к тому, что происходит с телом во время практики.

Основная и самая распространённая ошибка – это задействовать вместо бедра колено. Так обычно делают новички, осваивая позу лотоса. Тазобедренные суставы ещё не раскрыты, и движение происходит в коленном суставе. Последствия могут быть печальными – вплоть до травмы мениска. Так что не спешите с падмасаной, делайте подготовительные упражнения на раскрытие таза. Работая с тазобедренными суставами важно помнить, что упражнения должны включать в себя действия на «раскрытие» и на укрепление мышц тазобедренных суставов.

В «Хатха Йоге Прадипике» указано, что падмасана и баддха конасана, а также сиддхасана – главнейшие асаны из всех, данных Шивой. Эффект от их выполнения невозможно переоценить. Общим для падмасаны и баддха конасаны является то, что они развивают и укрепляют коленные и тазобедренные суставы, а также все органы, находящиеся в нижней части брюшной области и внутри таза. Являются эффективным средством повышения жизненного тонуса всего тела, их можно использовать для того, чтобы научиться чувствовать движение энергии в тонком теле и соответствующие ощущения в теле физическом.

Ниже описаны наиболее эффективные, на наш взгляд, упражнения, подготавливающие к падмасане и баддха конасане, способствующие раскрытию области таза.

Предварительно выполните любой разминочный комплекс, который вы освоили. Далее последовательно работаем с областью таза:

  1. Разрабатываем стопы и голеностопные суставы. Исходная позиция – сидя на ягодицах на коврике, ноги вытянуть, расстояние между стопами около 0,6 м. Хорошо тянем носочки на себя, затем от себя, около 10 повторений. Затем переходим к вращению по кругу вправо, продолжая вытягивать стопы. Выполнив 5 кругов, меняем направление движения; выполняем круги, двигая стопы навстречу друг другу и в обратном направлении.
  2. Разминаем колени. Исходная позиция: сидим на коврике на ягодицах, левую ногу отставляем чуть влево, правую стопу кладём на левое бедро. Придерживая стопу рукой, опускаем колено как можно ближе к коврику на выдохе и прижимаем его к плечу на вдохе. Выполняем так около 20 повторений. Затем переносим стопу на левое колено и продолжаем движения ещё столько же раз. Выполняем все то же самое с другой ногой.
  3. Исходное положение – стоя на стопах, носочки развёрнуты на 45 градусов во внешнюю сторону, ноги на расстоянии около 1 метра друг от друга. Сгибая правую ногу в колене, присаживаемся на правую стопу, правую пятку стараемся не отрывать от коврика; левую ногу вытягиваем, опускаем таз максимально близко к полу, носок тянем на себя. Из этого положения выполняем перекат на левую стопу, стараясь проносить таз как можно ниже. Выполняем серию перекатов, в зависимости от степени подготовки, от 10 до 20 раз. Затем продолжаем работать в перекатах, но теперь тянем носочек вытянутой ноги от себя. Повторяем такое же количество раз.
  4. Джану ширшасана. Сядьте на пол, вытянув ноги, согните правую ногу в колене и отведите колено в сторону. Положите пятку правой ноги к внутренней поверхности левого бедра рядом с пахом. Левая нога вытянута вперёд, носочек тянем на себя. Разверните торс так, чтобы оказаться лицом к вытянутой вперёд левой ноге. На вдохе через стороны потянитесь руками вверх, с выдохом потянитесь корпусом за руками вперёд вдоль левой ноги. На протяжении 11 дыхательных циклов вытягивайтесь от копчика за руками вперёд и вниз, сохраняя позвоночник в вытянутом состоянии. Левая нога все это время плотно прижата к коврику. Если вам позволяет тело, захватите стопу руками и продолжайте вытяжение ещё 11 дыхательных циклов, если это ещё сложно – заканчивайте практику и на вдохе приподнимайтесь за руками вверх; на выдохе опустите руки через стороны вниз. Затем выполните в другую сторону.
  5. Поза с вытягиванием тела по трём точкам. Сядьте на пол, вытянув ноги. Согните правую ногу в колене и положите голень сбоку от правого бедра, ступня правой ноги направлена назад. Ягодицы должны быть плотно прижаты к коврику. Если этого не происходит, положите свёрнутый плед под приподнимающуюся ягодицу. Вытянитесь руками вверх на вдохе и потянитесь на выдохе к вытянутой вперёд левой ноге. Вытянутая нога плотно прижата к коврику, носочек тянем на себя. Вытягивайтесь от копчика за руками вперёд и вниз в течение 11 дыхательных циклов, затем захватите левую стопу руками и продолжайте вытяжение ещё 11 циклов, если ваше тело это позволяет. В противном случае закончите практику, вытянувшись за руками вверх на вдохе и опустив их через стороны на выдохе. Повторите в другую сторону.
  6. «Игольное ушко», лёжа на спине. Согните левую ногу и поставьте стопу на коврик рядом с левой ягодицей. Правую стопу постарайтесь разместить на левом бедре как можно ближе к животу. Обхватите руками левое колено и аккуратно потяните его на себя, стараясь выложить его на левое плечо. Следите, чтобы поясница при этом оставалась на коврике, и не отрывайте вверх таз от коврика таз. Будьте в позиции на протяжении 11 дыхательных циклов, затем переместите правую стопу на середину левого бедра и продолжайте стремиться левым коленом к левому плечу. Продышите ещё 11 циклов и после переместите стопу на крайнюю верхнюю точку на левом колене, очень аккуратно продолжайте притягивать руками колено к плечу. Затем опустите левую стопу на коврик рядом с ягодицей, аккуратно освободите правую ногу и вытяните обе ноги на коврике. Выполните вытяжение: руки за головой в замке, замок вывернуть ладонями наружу, тело выровнено относительно позвоночника, стопы вместе, носочки тянем на себя. На вдохе максимально растянуть себя, с выдохом расслабьтесь. Выполните три таких дыхательных цикла. Затем повторите упражнение с другой ногой.
  7. Исходное положение – сидя на ягодицах, спина прямая, колени в стороны, стопы соприкасаются друг с другом, расстояние между стопами и пахом равно вытянутой руке. Вы начинаете одновременно давить пятками в коврик и притягивать их к себе. Это движение позволит раскрываться тазобедренным суставами глубже, важно, чтобы оно шло именно от движения в ногах, а не от раскачивания тазом. Затем вы сокращает расстояние между пятками и пахом наполовину и продолжаете движение. В итоге вы выкладывает стопы максимально близко к паху, в соответствии со своими возможностями. Теперь постарайтесь раскрыть стопы, а именно потянитесь большими пальцами вниз, а пятками вверх.
    Через 5-7 дыхательных циклов расслабьте стопы и начинайте работать с коленями и тазобедренными суставами. Ваша задача – совместить дыхание с движением. Постарайтесь на выдохе тянуть колени и тазобедренные суставы вниз, а на вдохе полностью их расслабляйте. Если вам позволяет тело, находитесь на этом этапе около 7-10 минут. Затем пробуйте пойти глубже, чуть потянитесь торсом по центру вперёд и вниз, продолжайте при этом работать с суставами и совмещать движение с дыханием. Если вы сможете лечь грудью на коврик, опустить на коврик колени, это будет очень хорошо. Когда вы почувствуете необходимость закончить эту практику, приподнимитесь в исходное положение и аккуратно освободите ноги, дайте им отдохнуть.

  8. Раскрытие тазобедренных суставов из позиции стоя. Расставьте ноги чуть шире таза, стопы параллельны друг другу, и наклонитесь корпусом вниз, руки опустите на коврик впереди себя. Тяните на вдохе копчик вовнутрь, к промежности, а на выдохе тяните копчик вверх. Это движение также даёт увеличение ротации в тазобедренных суставах, раскрывает и раскрепощает область таза, готовит тело к падмасане. Выполните такие движения на протяжении 10 дыхательных циклов, затем, если вам позволяет тело, поставьте ноги шире и повторите. Продолжайте увеличивать расстояние между стопами до тех пор, пока вы можете качественно работать с тазом описанным выше способом. Дойдя до крайней позиции, аккуратно поступательными движениями приблизьте стопы друг к другу и закончите эту практику.

Выполняя описанные упражнения через день, вы постепенно будете совершенствоваться в практике. Работайте осознанно и не спеша. В последующем вы сможете приступить к более сложным вариантам.

Помните о технике безопасности, о принципе ненасилия к своему телу и в то же время старайтесь мягко и постепенно выходить в упражнениях за зону своего комфорта.

В процессе работы на раскрытие органов таза важно помнить о существовании энергии апана-вайю и её влиянии на этот процесс. Для того чтобы на самом деле глубоко, качественно и эффективно работать в этом направлении, необходимо соблюдать принципы ямы и ниямы, это откроет возможность духовного развития в практике йоги. Желаем вам заниматься во благо!

Снятие напряжения

– Уже год собираюсь на йогу пойти, но все времени нет, – сетует моя знакомая, 35-летняя предпринимательница, и продолжает, оправдываясь. – Я пребываю в непрерывном цейтноте. С работы возвращаюсь никакая, а там «вторая смена» – семья…

– Приходи в выходные, – подсказываю я.

– А расслабляться когда, – возмущается она, – отдыхать-то надо!? К друзьям поедем или на природу на барбекю.

(Кстати, первое значение слова барбекю в «Википедии» – это решётка в племени индейцев Таино, на которой пытали пленников, медленно поджаривая их на костре. Но это я отвлеклась…)

Это стандартная ситуация для жителей мегаполиса. Как на выходных забыть о работе, куда податься, чтобы избавиться от назойливых мыслей и хронического напряжения? Как скрыться от бешеного городского ритма?

Как правило, под снятием напряжения понимается набор типичных мероприятий: друзья, вечеринки, рестораны, шашлыки… Опять активное общение, переедание, горячительные напитки, эмоции, зачастую неположительные. Вместо полноценного отдыха, так сказать, перезагрузки, мы получаем просто смену обстановки. Немного отвлеклись, не более.

Моя знакомая заработалась до того, что и поход в йога-класс считает чем-то вроде деятельности или моды, которой она для поддержания собственного статуса должна следовать. Между тем на практике йоги она могла бы куда эффективнее прийти в себя, избавиться от чувства «должна», отдохнуть от суеты и вновь ощутить, что живёт полной жизнью.

Давайте посмотрим, что в йоге понимается под «снятием напряжения». Вы приходите в зал на пустой желудок (но не голодный), странно дышите, принимаете какие-то позы, произносите странные звуки, повторяя за инструктором… В общем, половину занятия в голове много вопросов, невозможно ни о чём думать, кроме «нелепых» упражнений, вдобавок ничего не понятно, но постепенно напряжение уходит…

Его заменяет чувство удовлетворения от получившейся асаны, интерес к тому, что делаешь на коврике, постепенно меняется и настроение. В завершение всех манипуляций с телом, дыханием и вниманием вас будто где-то внутри отпускает, вы глубже можете вдохнуть и ярко почувствовать в себе тишину. Она там есть, да и никуда не девалась. Но вам кажется, что именно сейчас время как будто специально для вас вдруг замедлило свой неустанный бег. И так стало хорошо вокруг!

Это приятное состояние и ощущение, что все хорошо, будет приходить снова и снова, от занятия к занятию становясь все ярче и ярче. А самые любознательные из вас, наконец, зададут вопрос: «Что происходит? Ведь это несложные позы, я могу выполнять их дома, а быть может, уже и пытался выполнить некоторые, почитав описание в интернете, но не получил такого вау-эффекта».

В йоге множество техник, которые приведут нас к долгожданному расслаблению. На начальном этапе занимающемуся достаточно научиться технически верно выполнять несколько каких-то полюбившихся асан. Например, после бодрящих 12 упражнений Сурьи ненадолго замереть в позе ребёнка (баласана) или, сделав позу треугольника (триконасана), какое-то время побыть «тряпичной куклой».

В позе плуга (халасана) мы можем почувствовать, как в наших головах, хотя бы на 30 секунд, воцаряется приятное безмыслие. И уж совсем «хорошеет», когда на 5-10 минут получается принять позу трупа (шавасана), после которой события дня уже не оказывают такого сильного давления на психику. Давно подмечено, что и рабочий день у тех, кто таким образом действует, складывается по-другому: спокойнее, понятнее, радостнее и как-то лучше по всем показателям.

Теперь о том, как такое ненапряженное состояние достигается. Йогические позы дают благотворный физиологический, психотерапевтический и энергетический эффекты. Самая что ни на есть разносторонняя терапия, столь необходимая человеку в наше время. Напряжение, которое мы приобретаем за день, можно условно разделить на физическое (что-то болит), ментальное (пока неразрешимый вопрос/задача в голове), эмоциональное (беспокоящее или негативное чувство, нередко неосознаваемое).

Йога со всеми этими аспектами работает. На этапе активной разминки (Сукшма-Вьяяма) мы готовим тело к принятию статических поз. Растягиваются и приходят в тонус ослабленные мышцы, сухожилия, суставы – активно работает тело, зато отдыхает ум. Чтобы удержать ум в состоянии «недумания», мы меняем «микроклимат» в голове, особым образом дыша в позе (полное йоговское дыхание). Пока мы не размышляем, ум входит в ресурсное состояние; после, возвратившись к повседневным задачам, мы способны увидеть их как бы со стороны и куда легче находим варианты решения.

Пребывая в статической позе, стараемся думать не о предстоящих делах, а концентрироваться на испытываемом дискомфорте и о том, как снять напряжение в этой части тела. Одолевая ту или иную асану, мы изгоняем из тела деструктивные мысли и эмоции, и даже возможные физические недомогания. Приобретаем трезвый и свежий взгляд на события и явления, что даёт возможность легче приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни.

В заключение хочу напомнить ни то анекдот, ни то байку:

– Курите?

– Не курю.

– Пьёте?

– Нет.

– А как вы расслабляетесь?

– А я и не напрягаюсь.

Желаю вам не напрягаться, идя по жизни. В этом вам поможет йога.

Рекомендованная практика

Мы привыкли постоянно находиться в действии, и нам нелегко выйти из этой роли. Можно не изменять своей привычке, а поставить её себе на службу. К выполнению дома предлагается крийя-йога: динамический комплекс для отдохновения и обновления тела, ума и эмоций.

На фото показана поза и траектория повторяющегося движения. Начать можно с выполнения 7 подходов, постепенно увеличивая их количество (7 – 9 – 11 – 13…). Оптимальным считается выполнить каждую крийю 21 раз. Последовательность не меняйте. После каждого круга крий несколько минут шавасаны. Хорошей практики!

Шивананда йога. Биография основателя и обзор системы

Свами Шивананда Сарасвати (1887-1963)

Свами Шивананда

Свами Шивананда Сарасвати родился 8 сентября 1887 года в брахманской семье. При рождении его звали Купптусвами. Семья была религиозной, однако в молодости он получил медицинское образование по западному образцу.

После обучения он сначала работал в Малайзии и вернулся в Индию в 1924 г. В Индии вначале он продолжил работу медиком в Варанаси, но потом один из его пациентов заинтересовал его йогой, дав почитать один древний трактат на эту тему.

Купптусвами пешком прошёл от Варанаси до Ришикеша. Там он встречает своего духовного учителя по имени Свами Вишвананда Сарасвати. От него он принимает монашеские обеты и вступает в орден Сарасвати. 

В 1948 году Свами Шиванадна Сарасвати основывает свой Ашрам и называет его «Лесная Академия Йоги и Веданты». В этой Академии Шиванада начал развивать своё виденье йоги. Он объединил философию Веданты (древнее индийское знание) и Йогу, а так же использовал свое знание западной анатомии и физиологии. Из их соединения получилось его направление йоги — Шивананда Йога.

Шивананда сделал довольно много нововведений. В частности, именно он ввел такое понятие, как «Полное Йоговское Дыхание». Если посмотреть, что написано о дыхание в «Хатха Йога Прадипике» или в «Гхеранда Самхите», то про ПЙД там ничего найти нельзя. То же самое касается Чандра Бхеданы Пранаямы. В средневековых трактатах описывается Сурья Бхедана Пранаяма, но Чандра Бхеданы там нет.

В рамках своей системы Свами Шивананда разрабатывал простые терапевтические последовательности асан. Его направлению йоги присущи методы постепенного освоения асан. На начальном этапе практики дается большое количество промежуточных расслаблений между позами (как правило, в Шавасане).

Общая схема занятия следующая:

  • Начальные мантры
  • Пранаямы
  • Сурья Намаскар
  • Упражнения и асаны в положении лежа на вытяжение ног
  • Ширшасана или Дельфин
  • Сарвангасана (+варианты)
  • Матсиасана (варианты)
  • Позы с наклоном
  • Прогибы
  • Скрутки
  • Позы равновесия
  • Позы для ног сидя
  • Позы стоя
  • Шавасана
  • Завершающие мантры

Существует базовая последовательность асан, состоящая из 12-ти асан.  Она используется, как пример, который легко запомнить. Она включает в себя следующие асаны:

12 асан Шивананда Йоги

  • Ширшасана
  • Сарвангасана
  • Халасана
  • Матсиасана
  • Пашчимоттанасана
  • Бхуджангасана
  • Шалабхасана
  • Дханурасана
  • Ардха Матсиендрасана
  • Бакасана
  • Пада Хасатасана
  • Триконасана.

В системе Йоги Шивананды большое количество времени уделяется освоению Пранаям и мантра пению, а так же работе с Бандхами и Мудрами.

Свами Шивананда Сарасвати написал очень много книг, посвященных практики йоги. Вот некоторые из них:

  • «Наука Пранаямы»
  • «Золотая книга Йоги»
  • «Йога и сила мысли»
  • «Йога и здоровье»
  • «Джапа Йога. Метидация на Ом»
  • «Концетрация и медитация»

В 50-е годы совершил множество поездок по Индии, читал лекции по йоге. После этих поездок в его Ашрам стали приезжать люди со всей страны. В 1953 году в Лесной Академии Йоги был проведен Всемирный Парламент Религий. После этого в Ашрам стали приезжать и иностранцы.

Умер Шивананда в 1963 году.

Сертификационные курсы по системе Шиванада йоги в России не проводятся. Ближайшая страна, где можно получить сертификат для преподавания по этой системе — Литва.  В Москве есть филиал Международного Центра Шивананда Йоги: http://yamunastudio.ru. Владимир Карпинский — один из самых опытных преподавателей по этой системе в Москве.

Свами Вишну Девананда Сарасвати (1927-1993)

Свами Вишну Девананда

Свами Вишну Девананда, настоящее имя которого Куттан Наир, родился 31 декабря 1927 года в штате Керала, расположенном на юге Индии. После окончания школы он был взят на службу в инженерные войска индийской армии. Однажды, находясь на дежурстве, он нашел в мусорной корзине брошюру — в ней говорилось об истине духовной практики, а ее автором был Свами Шивананда. Эта брошюра произвела на Куттана Наира такое впечатление, что он отправился в ашрам к Свами Шивананде.

После увольнения из армии он стал школьным учителем, но через некоторое время, в 1947 году он оставил прежнюю жизнь, чтобы следовать своему призванию, и отправился в ашрам Шивананды в Ришикеше. В течение года он стал монахом и получил новое имя — Свами Вишну Девананда.

Он прожил в ашраме Шивананды десять лет и за это время освоил множество асан хатха йоги. Именно с его помощью Свами Шивананда разработал комплекс из 12 асан, которые давались на первых порах освоения йоги.

Кроме того, он разработал еще 8 последовательностей для начинающих, которые готовят учеников к выполнению базовой последовательности из 12 асан.

Сам Свами Девананда достиг очень высокого мастерства в асанах. Сложные асаны в его исполнении можно увидеть в «Полной иллюстрированной книге йоги», которая была издана в 1960 году. В этой книге можно найти много интересных асан. Многие из них выполняются не так, как предлагается в книге Айенгара «Йога Дипика». У некоторых асан отличаются названия от аналогичных асан Айенгара.

В 1957 году Свами Вишну Девананда был послан своим учителем на Запад со словами: «Люди ждут». Однако сначала Свами Вишну Девананда поехал в Сингапур, потом в Малайзию и Гонконг. После чего попадает в Австралию, и там его ученики помогли ему организовать поездку в Сан Франциско.

Он проводил занятия по йоге в разных городах Соединенных Штатах, затем в 1959 году поселился в Канаде в Монреале и основал там штаб-квартиру Шивананда Йога Веданта.

В 1962 году Свами Вишну Девананда разработал концепцию «Ashram Yoga Camp». Это были летние лагеря, где пропагандировалась йога и здоровый образ жизни. Вначале они организовывались в США и в Канаде. В 1967 году основал Ашрам на Багамах. Позже еще несколько Ашрамов по всему миру. 

В 1969 году начал проводить курсы по подготовке преподавателей йоги. Основной задачей этих курсов было широкое распространение  знаний по Йоге и Веданты и, как следствие, гармонизация мира во всем мире. 

Выделял 5 аспектов, на которые надо обратить внимание для гармоничного развития личности:

  • Правильные физические упражнения (асана)
  • Правильное дыхание (пранаяма).
  • Правильное питание (вегетарианство).
  • Правильное расслабление.
  • Позитивное мышление и медитация.

В 80-е годы Свами Вишну Девананда активно борется за мир во всем мире, летая на двухместном самолете над очагами военных конфликтов, разбрасывая листовки с призывами к миру.

В зимой 1986 года совершил аскезу в горной пещере в поселке Ганготри. Умер в 1993 году в Керале (Южная Индия). Тело его перевезли в Уттаркаши (Северная Индия) и погрузили в воды Ганги.

Книги, написанные Свами Вишну Деванандой:

  • «Полная иллюстрированная книга йоги» (1965 г.)
  • «Медитация и мантры»
  • «Йога. Ум и тело»

Ссылка на видео со Свами Шиванандой и молодым Свами Вишнудеванандой: https://youtu.be/PWa9Z-kGgLY

Ссылка на видео с молодым Свами Вишнудеванандой Сарасвати: https://youtu.be/jZaen82ZdiE

Свами Сатьянанда Сарасвати (1923-2009)

Свами Сатьянанда Сарасвати

Ученик Шивананды Свами Сатьянанда Сарасвати родился 26 июля 1923 года в небольшом городке у подножия Гималаев, неподалеку от Алморы.

О ранних годах его жизни не очень много написано. По одним сведениям он в 19 лет ушел из дома и искал Гуру, пока вскоре не нашел Свами Шивананду Сарасвати в 1942 году. По другим — работал журналистом и встретился с Шиванандой, когда брал у него интервью.

Живя в Ашраме Шивананды много внимания уделял Карма Йоги, то есть труду во благо общества, следуя наставлению учителя: «Усердно трудись, и ты очистишься». Провел в Ашраме  12 лет своей жизни, потом в течении 8 лет вел жизнь странствующего монаха. Он совершил паломничество по святым местам Индии, Афганистана, Бирмы, Непалы и Цейлона. Во время своего путешествия интересовался не только йогическими, но и тантрическими техниками.

В 1963 году основал в Мунгере Бихарскую Школу Йоги. Начиная с 1968 года ездил по миру, распространяя Йогу и Тантру. В 1983 году передал свои полномочия в Бихарской Школе своему ученику Свами Ниранджананде Сарасвати. 

В 1988 году по покинул Мунгер и путешествовал инкогнито, взяв на себя обеты странствующего монаха. В 1990 году в городе Рикхия, где основал Шри Панчдашнам Парамахамса Алякх Бара — бесприбыльную организацию, предназначенную для жизни отшельников и аскетов. С 2001 года иногда в Ракхие проводил богослужения в виде огненных жертвоприношений, но большую часть времени находился в уединении. В 2009 году умер в Ракхие.

В Бихарской Школе Йоге при жизни Свами Сатьянадны Сарасвати можно было обучаться йоге по системе, похожей на ту, которая предлагается в Ашраме Шивананды в Ришикеше. Кроме того, давались тантрические техники.

Сейчас в Бихарской Школе Йоги проходит грамотно построенное обучение йоге под руководством Свами Ниранджананды Сарасвати. Есть 4-х месячные курсы. После прохождения основного курса можно остаться на дополнительное обучение, где есть возможность обучаться тантрическим техникам. 

Вот книги Свами Сатьянанды Сарасвати, по тантре, которые переведены на русский язык:

  • «Тантрические практики преображения»;
  • «Древние тантрические техники йоги и крийи».
  • «Тантрические медитации».
  • «Кундалини Тантра».

Свами Сатьянанда разработал технику Йога Нидры (йогический сон). Суть этой техники в расслаблении тела и ума и снятии внутренний напряжений.

В Бихарской Школе Йоги всегда огромное внимание уделялось Карма Йоге. Многие кто был в этом месте, отмечают, что асаны и пранаямы занимают в расписании намного меньше места, чем уборка территории и работа на благо общества.

В Бихарской Школе Йоги есть своя типография, в которой было напечатано большое количество книг Свами Сарасвати Сатьянанды, а позже его учеников и переемников.

Книги по йоге, написанные Свами Сатьянанда Сарасвати:

  • «Мула Бандха. Ключ к мастерству».
  • «Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха»
  • «Йога Нидра»
  • «Сурья Намаскар. Техника оживления солнцем»
  • и другие.

 

Что такое Шивананда-йога?

«Отправляйся на Запад, люди ждут» – с этими словами врач, йог, философ, духовный учитель Адвайта-Веданты Свами Шивананда в 1957 году отправил своего ученика Свами Виншнудевананду в Америку и Европу.

В традиции классической йоги знания передаются прямым путем от ученика к учителю (гурупарампара). Когда Свами Вишнудевананда приехал сначала в США и Канаду, а потом в Европу, для передачи знания о йоге людям Запада, он разработал программу подготовки йога-учителей (ТТС) и основал несколько десятков центров и ашрамов по всему миру. Сейчас в мире насчитывается несколько десятков Шивананда Йога Веданта ашрамов и центров, а людей, закончивших Курсы учителей уже более 20 тысяч человек.

В какой бы официальный или аффилированный центр вы не приехали, вы всегда встретите одни и те же пять принципов, на которых строится система классической йоги: правильные упражнения (асаны), правильное дыхание (пранаяма), правильное расслабление (шавасана), правильное питание (вегетарианство), позитивное мышление и медитация. Практикуя регулярно эти пять принципов, человек может достичь значительных успехов в своей практике.

Иногда асаны (правильные упражнения) воспринимаются только как физические упражнения. Но в системе йоги в традиции Свами Шивананды порядок асан выстроен с учетом их влияния не только на наше тело, но и на ум и энергии. Начинается класс с Приветствия Солнцу (Сурья Намаскар) – заряжает солнечное сплетение энергией и готовит мышцы и связки к выполнению других йогических упражнений. Асаны же выстроены в определенной последовательности, основанной на очередности чакр (начиная с верхней чакры – сахасрары (стойки на голове), переходя постепенно к самой нижней чакре – муладхаре. Зачастую нижняя чакра у человека и так активна, а верхние требуют «включения». Поэтому класс ассан начинается с практики стойки на голове, а заканчивается позами стоя.

Большое внимание в классе уделяется пранаяме (правильному дыханию), которая помогает выработать привычку правильного дыхания, успокаивает нервную систему, учит контролировать ум, очищает энергетические каналы (нади). Именно контроль над дыханием даёт контроль над умом и жизненной силой.

Правильное расслабление – шавасана, это третий по порядку, но не по важности принцип Шивананда йоги. Когда ум и тело постоянно перегружены их эффективность снижается. Полное расслабление дает перезагрузку всему организму, и чтобы практика прошла максимально эффективно, урок асан в Шивананда классе начинается с релаксации. Практикующие отдыхают каждый раз между асанами. Удержание позы даёт приток новой энергии и высвобождает энергетические блоки. Вытянутое и расслабленное положение тела на полу после асаны позволяет энергии распределиться равномерно по всему телу, и польза от асаны становится максимальной.

Вам знакомо это чувство, когда бодро сделали приветствие солнцу и несколько асан, а дальше уже приходится преодолевать себя из-за усталости. В такие моменты, когда выполняется что-то через борьбу с собой часто и возникают травмы, а энергетическая и ментальная польза от асан снижается. В Шивананда классе каждая асана выполняется с новыми силами, а после практики есть ощущение легкости и уверенности.

Частью занятия также являются мантры в начале (Гаджананам) и в конце (Траямбакам). Они помогают создать правильную атмосферу в классе, повысить уровень вибраций, сделать практику более сконцентрированной и осознанной. Правильное питание – неотъемлимая часть йога-практики. В традиции Свами Шивананды рекомендуется соблюдать вегетарианскую диету с употреблением молочных продуктов. Исключаются продукты, будоражащие ум и мешающие медитации, такие как чай и кофе (все содержащее кофеин), чеснок и лук. Как тамасичные продукты, питающие тело ленью и энергией увядания исключаются грибы и плесневелые (например, сыр дор блю) или старые продукты (рекомендуется съедать еду сразу после её приготовления, а не есть один суп несколько дней).

Самый сложный для объяснения ученикам принцип Шивананда йоги – это позитивное мышление и медитация. Мы сами выбираем свои мысли и провоцируем настроение также, как выбираем одежду, которую носим. Если не концентрироваться на негативной мыли – она не прорастет как дерево цепью ассоциаций и воспоминаний и просто растворяется. На позитивных же мыслях стоит концентрироваться. Помогает не впадать в злобу или другие крайние эмоции постоянное повторение (про себя) мантры, которая связывает вас с вселенским светлым потоком и постоянно напоминает о высшей цели. Когда помнишь о великом Брахмане, например, опоздание друга на пять минут, или испорченная в химчистке любимая кофточка кажутся пустяками.

Классическая йога в традиции Свами Шивананды – это путь к физическому и ментальному благополучию.


Юлия Орлова, преподаватель студии Шивананда-йоги «Ямуна», журналист.

Фото: ariellerabier/instagram.com

Фото: Array

Шивананда йога видео уроки для начинающих, описание стиля, книги

Йога по традиции Свами Шивананды – это строгая последовательность асан и соблюдение 5 обязательных принципов. Видео уроки по Шивананда йоге отличаются мягким подходом к практике, акцентом на расслаблении и релаксации.

 Для начинающих:
Перед просмотром видео Шивананда йоги ознакомьтесь с описанием этого стиля.

История создания

Это направление йоги разработано Свами Шиванандой, учеником Свами Шри Вишвананда Сарасвати.

Свами Шивананда (1887-1963), получивший от родителей имя Куппусвами, занимался духовной практикой с самого детства. Получив медицинское образование, он стал блестящим хирургом, известным не только своими профессиональными качествами, но и добротой и состраданием.

В 1913 году он отправляется в Малайзию, где до 1922 года ведет врачебную практику. Там он, со свойственной ему широтой души, бесплатно лечил бездомных и нищих, покупал им еду и лекарства. Однажды он помог бродячему монаху, который в благодарность стал учить его йоге и веданте.

Став все чаще задаваться вопросами духовности, Куппусвами оставил все свое имущество и стал отшельником, отправившись в путешествие по Индии. В Ришикеше он встречает Свами Шри Вишвананда Сарасвати, который становится его гуру и дает ему новое имя – Шивананда («блаженство Всевышнего»).

В 1932 году Свами Шивананда открывает свой ашрам в Ришикеше, который и по сей день притягивает к себе духовных искателей. В 1936 году он основывает «Общество Божественной Жизни», а в 1945 году – «Аюрведическую фармацию Шивананды», где производились медикаменты из гималайских трав. В 1948 году Шиванада создает в Ришикеше «Лесную академию йоги и Веданты», которая стала прообразом первого западного курса обучения учителей.

В 1957 году он отправляет на Запад своего ученика —  Свами Вишнудевананду, чтобы тот распространял его учение простым людям.

В 1969 году в Канаде Свами Вишнудевананду основал первый TTC – Курс обучения учителей йоги.

Шивананда йога – что это?

Авторская методика Свами Шивананды – это один из способов достигнуть физического и духовного благополучия. В практике особое место уделяется работе с позвоночником, местом, которое напрямую связано с мозгом и нервной системой. Здоровый позвоночник – это здоровая нервная система, хорошее самочувствие и здоровье на долгие годы.

Отличительные особенности направления

Шивананда йога – это соблюдение 5 принципов.

  1. Правильные упражнения. Во время тренировки выполняются 12 основных асан, расположенные специальным образом.
  2. Правильное дыхание. Во время практики используются специальные дыхательные техники – пранаямы.
  3. Правильное расслабление. В этой традиции говорится о необходимости выполнения асан в расслабленном состоянии, чтобы они приносили максимальную пользу. Поэтому занятие по Шивананда йоге обязательно начинается и заканчивается шавасаной.
  4. Правильное питание. Практикующим рекомендуется соблюдать вегетарианскую диету.
  5. Правильное мышление. За счет медитаций и изучения Веданты, практики учатся котролировать свой ум и мыслить позитивно.

Кому подходит?

Шивананду йогу выбирают любители мягкой и осознанной практики. Наличие постоянной строгой последовательности асан может прийтись по вкусу тем, кто в повседневной жизни чтит традиции и постоянство.

Структура урока

Классы подходят занимающимся с любым уровнем подготовки. Чаще всего преподаватели Шивананда йоги предлагают вариации асан как для новичков, так и для опытных практиков. Обычно структура урока выглядит так:

  1. Шавасана
  2. Пранаямы
  3. Сурья Намаскар
  4. 12 основных асан
  5. Шавасана

Книги по Шивананда йоге

Свами Шивананда написал около 300 книг, в которых щедро делился своими знаниями и взглядами на жизнь. Мы рекомендуем к чтению:

  1. «Золотая книга йоги» Свами Шивананда.
  2. «Сила мысли» Свами Шивананда.
  3. «Йога и сила мысли» Свами Шивананда.
  4. «Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную Йога-терапию» Свами Шивананда.
  5. «Йога и здоровье» Свами Шивананда.
  6. «Практика карма-йоги» Свами Шивананда.
  7. «Джапа-йога. Медитация на Ом» Свами Шивананда.
  8. «Концентрация и медитация» Свами Шивананда.
  9. «Практика брахмачарьи» Свами Шивананда.

Онлайн уроки по Шивананда йоге – это находка для тех, кто ищет спокойствие и гармонию в жизненной суете. Акцент на расслаблении, простые и эффективные упражнения, обучение дыханию – это то, что принесёт пользу не только телу, но и внутреннему состоянию.  

Шивананда йога :: Стили и направления йоги :: Энциклопедия йоги: советы начинающим :: Портал о йоге Хануман.ру

Шивананда йога — методика преподавания хатха-йоги, разработанная знаменитым индийским йога-практиком, врачом и духовным учителем Свами Шиванандой (1887-1963).

В его школе делается акцент на интеграции всех видов йоги (т.е. основных способов духовного развития) — тренировка тела, изучение Писаний, бескорыстный труд, поклонение Божеству. На Западе занятия Шивананда йогой стали популярными благодаря ученику Мастера Свами Вишнудевананде.  

Особенности метода

Шивананда йога основана на пяти основных принципах:

  • правильная тренировка тела (выполнение упражнений)
  • правильное дыхание (пранаяма)
  • правильное расслабление (шавасана)
  • правильное питание (вегетарианство)
  • правильное понимание (изучение священных писаний и медитации) 

Занятия традиционно начинаются c комплекса Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу).

Статическая практика асан на занятиях Шивананда йогой обычно включает 12 «избранных» поз: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матьсиендрасана, Какасана (Бакасана) Падахастасана, Триконасана. В процессе освоения они дополняются более сложными вариантами. 

Занятия также включают пение мантр, пранаяму и медитацию.

Школа Шивананда йоги не приветствует строгого аскетизма. Сам Мастер подчеркивал, что нужно заботиться о теле, как о вместилище духа, а не разрушать его жестокой аскезой.

Эффект

Свами Шивананда был врачом и разрабатывал свою систему упражнений, учитывая их глубокий терапевтический эффект. Регулярные занятия помогут практикующим укрепить и сделать более гибким позвоночник, улучшить работу кровеносной, дыхательной, эндокринной систем организма, продлить молодость и сохранить здоровье. 

Кому подойдет

Занятия доступны и новичкам и «продвинутым» (для них просто усложняются позы). Особенно подходит эта методика тем, кто предпочитает совмещать физическую нагрузку с духовной практикой.  

Кому не подойдет

Тем, кого интересует «грамотно построенная» физическая нагрузка, но не привлекает индийская философия и теология, либо наоборот — тем, кто выбирает для себя путь знания, изучения Священных писаний и медитации без какого бы то ни было насилия над собственным телом.

Рекомендуемая литература

  1.  «Асаны йоги» Свами Шивананда
  2.  «Наука пранаямы» Свами Шивананда
  3. «Йога-терапия» СвамиШивананда
  4. «Как достичь вайрагьи» Свами Шивананда
  5. «Полное иллюстрированное руководство по йоге» Свами Вишнудевананда
  6. Комментарии к «Хатха-йога-прадипике» Свами Вишнудевананда

Ссылки

Международный портал Шивананда-Йога-Веданта-центров 

терапия, сила мысли и здоровье

Йога имеет множество различных направлений и одно из них это шивананда йога которая олицетворяет силу мысли. Этот стиль назван в честь знаменитого практика Свами Шивананды.

Жил он не так давно в 1887 году и работал хирургом. Все началось с того что Свами вылечил практикующего монаха, который в знак благодарности начал его обучать.

Так начался путь самосовершенствования и самопознания простого хирурга. Став гуру в этом деле Свами обрел множество последователей, и написал книги по йоге.

Шивананда йога

Суть и принципы Шивананда йоги

Стиль шивананда йоги отличается от других тем, что упор в нем делается на развитие духа, а уже потом идет развитие тела. Это своеобразный подход к саморазвитию и познанию себя, который выполняется в комплексе определенных упражнений.

Вначале практик учится расслаблению и медитации, а только потом переходит к физическим нагрузкам.

Вот 5 принципов, на которых базируется этот стиль:

  1. Дыхательные упражнения или пранаяма. Древние индусы считали, что правильное дыхание это способ постичь свое сознание.
  2. Подборка правильных асан. Они дают физическому телу гибкость и силу, что приводит к общему оздоровлению организма.
  3. Правильное и здоровое питание. Это дело не простое. Но именно исключение всех вредных продуктов поможет нам очистить организм. Мы становимся здоровыми и энергичными.
  4. Медитация. Это настройка на позитивное мышление. После комплекса медитаций мы чувствуем себя счастливыми и мыслим положительно.
  5. Путь к душевному покою это расслабление, которое нам может дать поза шавасаны.

Шивананда йога

Как проводится занятие

Шивананда йога это путь к здоровью. Этот стиль не требует специальной физподготовки и выполнять его можно даже в домашних условиях. В отличие от других направлений здесь нет сложных поз, и упор делается на спокойствие ума и расслабление тела.

Занятия проходят следующим образом.

  1. Вначале идет расслабление, и наш организм настраивается на занятие.
  2. После чего идут дыхательные упражнения или пранаямы.
  3. Разогревающий комплекс, состоящий из последовательного выполнения 12 асан в сопровождении медитации и пения мантр. Это: ширшасана, сарвангасана, халасана, матсиасана, пашчимоттанасана, бхуджангасана, шалабхасана, дханурасана, ардха, матсиендрасана, кагасана, падахастасана и триконасана.
  4. После чего следует расслабление в позе шавасана.
Шивананда йога

Шивананда йога

Польза терапии Шивананда йоги

Эта практика направлена, прежде всего, на баланс духовного и физического состояния человека. Душевное равновесие и контроль над своими эмоциями помогает оставаться спокойным даже в критические дни.

Также шивананда терапия укрепляет мышцы и дает гибкость позвоночнику. Дыхательные упражнения это здоровые легкие. Улучшается кровообращение и работа эндокринной системы. Происходит омоложение и улучшается самочувствие.

Шивананда йога

что это, правильное дыхание, комплекс асан

Западная культура берет из других традиций только то, что можно применить в целях, характерных европейскому мировоззрению. Пример тому – йога, которая воспринимается на Западе, как мягкий способ нагрузить тело, получить растяжку, похудеть. Однако Шивананда йога – это комплексная практика, активизирующая телесные, духовные и умственные силы. Применять её без цельного подхода, как гимнастику или пилатес, неразумно. Кто популяризировал направление? Какие основные принципы, асаны практики? Подробно об этом можно узнать из статьи.

Создание направления

Основателем комплексного течения стал Свами Шивананда. Он родился в 1887 году в Индии, получил медицинское образование, работал хирургом. Однажды его пациентом оказался бродячий монах, ставший первым учителем для Свами. Врач начал искать гуру, и поиски увенчались успехом в городе Ришикеш, где он пробыл до конца жизни, развивая собственное учение и написав 296 книг.

В 1957 году Свами посылает ученика-тёзку в США, сообщая, что там живут люди, нуждающиеся в духовно-физических практиках. Тот послушался гуру, отправился на Запад и издал «Полную иллюстрированную книгу йоги», ставшую бестселлером. После учение популяризировалось и в Канаде.

«Полная иллюстрированная книга йоги»

Что нужно знать о Шивананде

Направление требует ответственного осознанного подхода. Следите за всеми сторонами жизни, зачастую проходящими мимо внимания:

  • дыхание;
  • мышление;
  • настроение.

Цель практики – приведение в гармонию духовного и физического состояния человека. Помните, выбирая Шивананду йогу, что это не просто система упражнений, а стиль жизни. Правильное поведение и действия, согласно гуру Свами, гарантирует:

  • исцеление болезней;
  • материальное благополучие;
  • ментальное развитие.

Считалось, что практика дает силу управлять стихиями.

Чисто в физиологическом смысле практика:

  • повысит тонус, иммунитет;
  • оздоровит дыхательную систему;
  • омолодит сердце, сосуды;
  • вернет гибкость, силу позвоночнику.

Конкретных требований к начальному состоянию у описываемого направления йоги нет. Главное условие – желание меняться, твердость в совершенном выборе. Асаны могут усложняться по мере роста возможностей практика.

Основное внимание уделяется состоянию, в котором начинает и заканчивает практику человек. Перед и после занятия поются мантры, наполняющие, по мнению практиков, энергией и умиротворяющие разум. Самое важное – 5 основных принципов.

Расслабление

Йога начинается и заканчивается Шавасаной – лежачей позой с немного разведенными конечностями и закрытыми глазами. Во время её проведения ни о чем не думайте или, выбрав позитивный образ, сосредоточьтесь на нем. Описываемое направление отличается от остальных указанным пунктом, поскольку другие практики отводят место «позе мертвеца» только в конце занятия. С физиологической точки зрения, шавасана способствует устранению мышечной зажатости, снятию спазмов, готовит к нагрузкам.

полное расслабление

12 асан

Комплекс поз Шивананда йоги направлены на:

  • растяжку и укрепление позвоночника;
  • повышение силы и выносливости;
  • ускорение кровообращения, что улучшает питание органов.

Пранаяма

Люди считают, что умеют дышать. Практики учения уверены в противном, – они говорят о необходимости ежедневной дыхательной гимнастики, помогающей протеканию жизненной энергии (праны) по каналам (нади). В результате устраняются нервные зажимы, снимается стресс. Пранаяма предполагает глубокие вдохи и выдохи с мысленным сосредоточением на них.

Пранаяма

Правильное питание

Главный совет сторонников Шивананды – вегетарианство. Речь об овощах и фруктах, относящихся к саттвическим (благостным) продуктам (увеличивающим энергию – прану). Разрешается молоко и молочные продукты, сладости. Есть ради удовольствия запрещено. Еда для йога – способ восполнить ресурсы. Бобы, грибы, чеснок, лук не относятся к саттвическим продуктам. Они, как пища животного происхождения, ведут к лени, апатии, болезням. Исключаются будоражащие нервную систему напитки (алкоголь, чай, кофе).

вегетарианство

Веданта

Это учение о единстве с высшим Я, признании существования Абсолюта, отказе от собственной идентичности, слиянии с мировым сознанием. Путь к описанному состоянию – дхьяна (медитация), её цель – остановка психической активности, прерывание мыслительного процесса. Описанное состояние позволяет достичь гармонии с миром, войти с ним в одно биение.

Среди указанных 5 принципов нет главного, – они равнозначны и должны одинаково усердно выполняться.

учение Веданта

Структура урока Шивананды йоги

Практика начинается с осознанного расслабления. Первыми поются мантры, если новичок не знает их, разрешается включить аудиозапись для прослушивания. Далее выполняется Шавасана, обеспечивающая полное расслабление. Рекомендуется осознанно «отпускать» мышцы частями:

  • конечности от пальцев до суставов;
  • от промежности до шеи;
  • снятие напряжения между 7 позвонком и затылком;
  • последние – лоб и глаза.

Когда мускулатура ощущается невесомой, приступите к мыслям – отпустите их. С первой попытки достичь остановки психической активности сложно, поэтому сначала разрешается концентрироваться на конкретной вещи, предмете или состоянии. Главное – не перепрыгивать с одной темы на другую.

осознанное расслабление

Подготовительный этап

После достижения расслабления перейдите к позам. Асаны Шивананда йоги начинаются с комплекса Сурья Намаскар, означающего «приветствие Солнцу». Он состоит из 7 элементов, перетекающих друг в друга. Указанные асаны пробуждают силы организма, разогревают мышцы, приводят их в тонус:

  1. Пранасама (молитвенная поза). Встаньте прямо, стопы сомкните, спину выровняйте, сложите ладони на уровне груди, локти немного разведите, глаза закройте. Сделайте глубокий вдох-выдох, мысленно представьте Солнце и обратите к нему сознание, как к воплощению света.
  2. Хаста Уттасана. На вдохе сложенные ладони поднимите над головой, спину прогните, тянитесь телом вверх, не отрывая стопы от земли.
  3. Падахасасана. На выдохе из предыдущего положения опустите туловище вниз, облокотив живот на бедра, а голову разместите возле коленных чашечек. Ладони держите на задней стороне голеней или за стопами.
  4. Ашва Санчаланасана. На вдохе медленно перенести опору на одну из ног, согните ее в колене, а вторую отведите в ровном положении назад. Спину сначала выровняйте, затем прогните, головой тянитесь вверх.
  5. Парватасана. На выдохе согнутую ногу выровняйте, а вытянутую подтяните, опустите ладони на пол, голову разместите между локтями. Поза похожа на треугольник, взгляд направьте на колени, стопы твердо поставьте на землю.
  6. Аштанга Намаскара. Из предыдущей асаны выходите на выдохе, опустив колени на пол. Задержите дыхание, примите положение 8 точек: коснитесь земли кистями рук, пальцами ног, коленями, грудью, подбородком. Вес распределяется максимально равномерно, живот, ягодицы, голова и шея удерживаются в воздухе. Провести 1 цикл дыхания.
  7. Бхуджангасана. На выдохе ноги полностью положите на землю, туловище на руках поднимите вверх, ладони на пол, спину прогните, голову отведите затылком назад. Нижние конечности держите в напряженном подтянутом состоянии.

После Бхуджангасаны на выдохе повторяются предыдущие позы в обратном порядке. Последнее положение Сурья Намаскар – стойка ровно со сложенными на уровне груди ладонями, закрытыми глазами.

Комплекс выполняется медленно, плавно в связке с дыханием. Тело сохраняйте расслабленным и спокойным, – обязательное условие перед переходом к главным позициям.

молитвенная поза

12 основных асан

Вначале выполнение рекомендовано под надзором гуру, иначе не исключены серьезные травмы.

№1 Ширшасана

Начинается активная йога со стойки на голове – Ширшасаны, задействующей наименее развитую у большинства людей верхнюю чакру (Сахасрару). Вначале выполнение сугубо под присмотром инструктора, иначе не исключен перелом шеи.

Войдите в стойку из положения сидя ягодицами на пятках. Поставьте локти на пол, ладони сцепите в замок, но мизинцы не должны накладываться друг на друга (один уйдет внутрь сцепки). Затылок располагается в получившуюся чашу из рук, спина ровная, опора на колени. Описанную позицию осилит любой новичок, далее существует 3 варианта выхода, два из них – способы для начинающих, а последний – непосредственно Ширшасана:

  1. Ноги выровняйте, образовав телом треугольник и оставив сцепку. Опираясь на руки, согнутые в локтях, делайте выпады головой вперед из ладоней и обратно. Упражнение укрепит плечевые суставы и мышцы, удерживающие вес при конечном выполнении асаны.
  2. Ноги разогните в коленях, одну поднимите вверх, вторая становится опорной. Обе удерживайте в ровном положении. Описанный вариант близок к стойке на голове.
  3. Затылок опирается в руки, разогните колени, вес тела медленно перенесите на плечи и локти (не на шею!). Таз поднимите вверх, колени подтягивайте к груди, стопы медленно передвигайте. Когда бедра окажутся у головы, напрягите мышцы пресса и оторвите ноги от земли, пятки прижмите к ягодицам. Далее медленно вытягивайте конечности вверх. Достигнув ровной вертикали, приведите ступни в горизонтальное положение.

Ширшасана укрепляет мышцы кора, усиливает кровообращение, вытягивает плечевой сустав, стопы, учит пониманию баланса.

Ширшасана

№2 Сарвангасана, или стойка на плечах

Исполнение проще, поскольку известно по школьным урокам физической культуры, где указанную позицию называют «берёзкой» или «свечкой».

Встаньте в неё с позиции лежа. Поднимите ноги, ягодицы и поясницу, помогая руками. Ладони разместите на ребрах со спины. Нижние конечности ровно удерживаются в воздухе, опорой остаются плечи и лопатки, голова лежит на полу, на шею давления не оказывается. Положение удерживать от полуминуты до 3.

Сарвангасана улучшает работу щитовидной железы, укрепляет сердце, снимает зажимы шеи.

Сарвангасана

№3 Халасана

Переход в нее совершается из предыдущей позы. Ноги из вертикального положения опустите за голову, упритесь в пол пальцами, продержитесь около 2-3 минут. Халасана растягивает сухожилья, возвращая мышцам тонус, совершает легкий массаж внутренних органов.

Халасана

№4 Матсиасана

Предполагает горизонтальное положение тела. Ладони разместите под ягодицы, поддерживая их. Руки согните в локтях, опираясь на них, спину прогните. Асана удерживается 15-20 с.

Матсиасана

№5 Пашчимотанасана

Расслабляет весь организм. Входят в неё из положения сидя с ровными ногами, плотно прижатыми друг к другу. Туловище опустите на бедра, а руки максимально вытянете вдоль нижних конечностей и за них. Находитесь в таком положении 30 с.

Пашчимотанасана

№6 Бхуджангасана (из Сурьи Намаскара)

Теперь в ней проведите не 1 цикл дыхания, а около 1 минуты. Из нее перейдите в седьмую позу.

Бхуджангасана

№7 Шалабхасана

Обратная предыдущей. Лягте на живот, ладони сожмите в кулаки, разместите под бедрами, шею вытянете, опираясь подбородком об пол. В описанном состоянии проведите 3 цикла дыхания, оторвите ноги и крестец от пола, поднимите их на максимальную высоту, продержитесь 30 с.

Вернувшись в положение лежа на животе, перейдите к выполнению следующей позы.

Шалабхасана

№8 Дханурасана

Ноги слегка разведите, согните в коленях, руками схватите лодыжки, поднимите грудь, бёдра, голову, вес переместите на зону живота. Провести в позе 10-30 с.

Дханурасана

№9 Ардха-Матсиендарасана

Сядьте, вытянув ноги перед собой. Правую ногу согните в колене, установив стопу на пол около середины левой, а левой ладонью обхватите правое бедро. Корпус и голову поверните вправо, а правую руку отведите за спину, опираясь ею на землю пальцами или ладонью. Повторите позу на другую сторону тела.

Ардха-Матсиендарасана

№10 Маюрасана

Предполагает стойку на ладонях с опорой в живот, при этом тело образует ровную линию, параллельную земле. Сразу принять получается у малого количества людей, поэтому сначала освойте первую фазу – научитесь балансу, а потом перейти к полной стойке.

Согните ноги в коленях и сядьте на них, разместив ягодицы на пятках. Приподнимите корпус и бедра, ступни согните, опираясь на пальцы. Локти разместите над пупком, ладони раскройте, пальцы вытянете. Сделайте наклон туловища и головы, оперевшись на лоб, ладони, ступни. Из описанного положения йог выйдите в первую фазу, приподнимая одновременно голову и ноги над полом.

В описанном состоянии практикуется Маюрасана первые недели, пока не придет понимание баланса. После разрешается начать выпрямлять тело. Стойка в полноценной асане занимает около 30 с.

Маюрасана

№11 Падахасана

В неё входят из положения стоя, нижние конечности полностью сомкнуты, спина ровная. На вдохе ладони поднимите над головой, потяните, на выдохе опустите к стопам, обхватите большие пальцы или голени. Колени при этом ровные, голова максимально приближена к ногам. Стойте так 1 минуту.

Падахасана

№12 Триконасана

Вход в неё из положения стоя с широко расставленными ногами, но параллельными ступнями. На вдохе правую стопу разверните перпендикулярно, левую руку поднимите над головой, а правую положите на бедро левой ноги. На выдохе согнитесь в тазобедренном суставе, конечность с ляжки переместите на голень. Другая же окажется над затылком, повернитесь к ней, взгляд устремите на кончики пальцев. Выполнение асаны на одну сторону – 2-3 минуты, затем повторите на вторую. Колени, спина, верхние конечности остаются ровными.

Завершается активная часть практики шавасаной в течении 10-15 минут.

Триконасана

Дыхательная гимнастика

Проводится после асан или утром до завтрака. Существует 2 основных вида пранаямы:

  1. Капалабхати. Нужно принять сидячее положение, глаза закрыть, спину держать ровной, совершить сначала плавный тихий вдох, а затем мощный громкий выдох. Дыхание происходит только через нос, исключительно животом, грудина двигаться не должна. Циклов может быть от 36 до 108.
  2. Анула-вилома. Сесть, указательный и средний палец правой руки разместить чуть выше переносицы, а большим зажать ноздрю, левой совершить глубокий спокойный вдох. Затем разместить безымянный и мизинец на левой ноздре, зажать, выдохнуть через правую, предварительно открыв её. Повторить 4-10 раз. Провести циклы дыхания на другую сторону аналогично.

Правильное дыхание в Шивананда йоге помогает научиться управлять собственным телом, насытить кровеносную систему кислородом. Поэтому рекомендуется заниматься пранаямой по утрам, она способна разбудить мозг лучше кофеина.

Йога и здоровье, преимущества йоги :: Шивананда Йога

Изучите йогу с помощью этих пяти простых принципов от Свами Вишнудевананды. Они представляют собой синтез классических учений йоги:


Повышает гибкость суставов, мышц, сухожилий и связок. Асаны улучшают кровообращение, массируют внутренние органы и улучшают функцию органов.
Гибкий и сильный позвоночник улучшает кровообращение и сохраняет молодость и силу тела.
Подробнее >>


Соединяет тело с батареей, солнечным сплетением, которое является огромным резервуаром энергии. Глубокое осознанное дыхание увеличивает наши ежедневные запасы энергии — таким образом можно облегчить стресс и многие болезни (например, депрессию).
Подробнее >>


Если тело и разум подвергаются постоянной перегрузке, страдает их работоспособность.Несколько минут физического, умственного и духовного расслабления снимают беспокойство и усталость более эффективно, чем несколько часов беспокойного сна.
Подробнее >>


Это простой, естественный и полезный для здоровья продукт, который легко переваривается и усваивается организмом. Он состоит из пищевых продуктов, которые оказывают наиболее положительное воздействие на тело и разум и при этом имеют наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду и других существ.
Подробнее >>


Это ключи к душевному спокойствию. Контролируя движения ума, мы можем устранить негативные стереотипы мышления и ощутить глубокий внутренний покой.
Подробнее >>

.

Свами Вишну-девананда :: Шивананда Йога

Дорожная карта мира

Октябрь 1957 г .: Индиец Свами Вишнудевананда достигает побережья Калифорнии, неся с собой десять рупий , несколько английских фраз и великую миссию : Он был отправлен своим учителем Свами Шиванандой (1887–1963) на Запад. в распространяют йогу , духовную «дорожную карту» к внутреннему миру. В атмосфере холодной войны и необузданного капитализма Свами Вишнудевананда осознал, насколько необходима его работа.Его цель состояла в том, чтобы привести в движение целостную эволюцию к миру , продолжающую традиции Ганди и Мартина Лютера Кинга.

Мировой охват Yoga

Сегодня миллионы людей выполняют упражнения, которым Свами Вишнудевананда начал обучать на Западе пятьдесят лет назад. Тренажерные залы, фитнес-центры и велнес-отели предлагают занятия йогой, и йога каждый день находит новых практиков. Основание более 70 центров Шивананды и ашрамов по всему миру является доказательством огромного достижения мастера динамической йоги.Назову несколько мест: Нью-Йорк, Монреаль, штаб-квартира в Валь Морин (Квебек), Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Чикаго, Нассау (Багамы), Лондон, Париж, Берлин, Мюнхен, Вена, Райт возле Китцбюэля, Женева. , Мадрид, Тель-Авив, Дели, Ченнаи, Нейярдам (Керала), Уттаркаши (Гималаи), Буэнос-Айрес, Монтевидео.

«Унция практики лучше, чем тонна теории».

Пять основных столпов практики йоги по Свами Вишнудевананде — это асан, (физические позы), дыхательные упражнения, глубокое расслабление, вегетарианская диета и позитивное мышление.Все техники йоги достигают высшей точки в медитации, опыте единения с самим собой. В 1969 году Свами Вишнудевананда заложил краеугольный камень систематического распространения йоги, проведя первый на Западе курс подготовки учителей йоги (TTC). То, что начиналось как видение, дало 46 000 учителей, и еще тысячу добавляли каждый год. Они распространяют учения классической йоги в клубах здоровья, школах, врачебных кабинетах, университетах, больницах и тюрьмах.

Битлз были не единственными, кто перевернул голову

Однажды, когда Свами Вишнудевананда объяснял «Битлз» стойку на голове в аэропорту Лос-Анджелеса, Ринго Старр пошутил: «Я даже не могу стоять на ногах, как мне встать на голову?» Позже, когда он поставил Битлз на голову, они поняли то, что многие из его учеников уже знали: то, что казалось чисто физическим упражнением, на самом деле изменило перспективу как для тела, так и для ума .

Бесплатно как птица

Для Свами Вишнудевананды не было преград, ни внутренних, ни внешних. Он считал, что барьеров — это всего лишь мысленные конструкции , которые необходимо преодолеть. Вот почему он начал символические перелеты через национальные границы в горячие точки по всему миру.

В 1971 году он летел с актером Питером Селлерсом на двухмоторном самолете Piper Apache « Peace Plane » в Белфаст в Северной Ирландии, первый в серии мирных рейсов над горячими точками мира , бросая цветы. и листовки мира.Через месяц он улетел на Ближний Восток. Во время мирного полета над Суэцким каналом во время Синайской войны израильские военные самолеты пытались заставить Свами Вишнудевананду приземлиться, но он неуклонно продолжал свою миссию. Его послание: «Человек свободен, как птица, преодолевает границы с помощью цветов и любви, а не с помощью оружия и бомб».

Соответственно, он проплыл над Берлинской стеной с запада на восток в 1983 на сверхлегком самолете, «вооруженном» двумя букетами бархатцев.Он приземлился на ферме в Вайсензее в Восточном Берлине. После четырехчасового допроса властями Восточной Германии его посадили в метро с бутербродом с сыром и отправили обратно в Западный Берлин.

Год спустя, в 1984 году, он провел три месяца, путешествуя по Индии на двухэтажном автобусе под девизом «Йога для мира». Он хотел, чтобы люди в стране зарождения йоги познакомились с современным подходом к практикам йоги и философией йоги. Свами Вишнудевананда скончался в 1993 году во время паломничества во имя мира во всем мире и взаимопонимания в Мангалоре, Южная Индия.

Энергия десяти рупий

Свами Вишнудевананда имел обыкновение говорить, что он отправился на Запад, основал центры Шивананда Йога Веданты и Ашрамы и обучил тысячи учителей йоги, все на энергии десяти рупий.

«Эти 10 рупий обошли меня вокруг света бесчисленное количество раз . Только энергия моего учителя Свами Шивананды и его благословения позволили мне сделать все, что я сделал. Все, что я делал, я делал во имя моего хозяина.»

<- Вернуться на: Мастера йоги

.

Подготовка учителей йоги, Курсы обучения хатха-йоге :: Шивананда-йога

«Йога — это система целостного образования, воспитания не только тела и разума или интеллекта, но и внутреннего духа». — Свами Шивананда

История

Свами Вишнудевананда был первым мастером йоги на Западе , разработавшим программу обучения для учителей йоги. В 1969 году он провел первый курс обучения учителей шивананда йоги (TTC) в Канаде, продолжая учебные программы, предлагаемые Лесной академией йоги-веданты ашрама Шивананда в Ришикеше, Индия.С тех пор более 46 000 сертифицированных учителей йоги прошли курс подготовки учителей, и еще 1000 выпускников ежегодно.

Цель этой учебной программы — подготовить квалифицированных и вдохновляющих учителей йоги, которые могут использовать свою практику и личную дисциплину в передаче опыта йоги другим.

Свами Вишнудевананда сохранил традиционную индийскую систему обучения Гурукула , в которой ученики и учителя живут вместе в ашраме (центре йоги и медитации).Благодаря непосредственному контакту с опытными преподавателями повседневная жизнь студента во время курса превращается в учебный опыт. Студенты развиваются как физически, так и морально и получают всестороннего опыта йоги , который они могут позже передать своим ученикам. Стремясь создать максимально благоприятные условия, это обучение предлагается как интенсивный курс в ашраме .

Сертифицировано всемирным Yoga Alliance. соответствует стандарту 200 часов для зарегистрированных школ йоги (RYS).

Подход Шивананда Йоги

Учителя йоги не просто обучаются асанам . Хотя асаны являются неотъемлемой частью классической Хатха-йоги , они представляют собой комбинацию асан с этическими ценностями , пранаямы (дыхательные упражнения) и медитации , что позволяет всесторонне испытать хатха-йоги.

Подход Шивананды к обучению учителей йоги предполагает, что ученики должны понимать и испытать четыре основные системы йоги: Помимо акцента на Хатха Йога , программа подготовки учителей Шивананды йоги знакомит студентов с теорией и практикой Раджа Йоги ( контроль над умом), Карма Йога (бескорыстная деятельность), Джняна Йога (философия йоги) и Бхакти Йога (преобразование эмоций в преданность).

Выпускников подготовки учителей йоги

После успешного завершения курса подготовки учителей Шивананда йоги учитель йоги получает сертификат йоги, подтверждающий, что он обладает достаточными знаниями и практическим опытом для обучения хатха-йоге (асанам, пранаяме и релаксации) начинающим и ученикам йоги среднего уровня.

Международная школа йоги

Курс подготовки учителей йоги Шивананда проводится во всех странах мира, включая Великобритания, Франция , Австрия , Испания , Польша и Литва , а также Индия и Север и Южная Америка .

В дополнение к четырехнедельному базовому курсу Свами Вишнудевананда разработал Курс повышения квалификации для учителей (также 4 недели) и курс углубленной практики (2 недели). Также доступны программы повышения квалификации для учителей йоги по выходным и недельным . Программы повышения квалификации и Курс повышения квалификации учителей полезны для получения дополнительного сертификата учителя йоги .

401 единица тренировки (45 минут на единицу)

Учебная программа (отрывок):

  • Практика, теория и философия четырех путей классической йоги
  • Тренировки йоги, анатомии и диеты
  • Методы обучения и практика в базовые позы йоги, дыхательные упражнения и управляемая релаксация

437 учебных единиц (45 минут на единицу)

Учебный план (отрывок):

  • Продвинутые практики асан и пранаямы
  • Углубленное изучение раджа-йоги и веданты
  • Введение в санскрит; анатомия нервной и эндокринной систем

Две недели интенсивной практики, основанной на древних сценариях хатха-йоги:

  • Практика асан и пранаямы 2–3 раза в день, постепенно увеличиваясь
  • Объяснение и практика Мудр, Бандх и Мантр
  • Изучение Хатха Йоги Прадипики, а также выдержки из древних писаний бхакти и веданты
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *