Кама артха дхарма мокша: 4 цели жизни человека в ведической культуре

4 цели жизни: дхарма, артха, кама, мокша

4 celi zhizni dharma artha kama moksha v dzhjotish vedicheskoj astrologii

Дхарма – поддерживает наше существование. Дхарма это знание закона и следование ему, мораль, благочестие, долг и его исполнение, ответственность, религиозный долг, поддержка закона бытия. Дхарма это естественный закон о том, как нужно относиться ко всем живым существам.  Задача джйотиш растолковать настоящую дхарму человека, но и сам человек способен увидеть свою дхарму, снизив уровень гун: тамас и раджас в своей жизни.

4 celi zhizni dharma artha kama moksha v dzhjotish

Артха – материальное благосостояние, заработки, экономический потенциал. Артха это ни что иное, как ресурсы и экономические развитие человека. Артха включает в себя: достижение славы, накопление богатства, получение знаний и профессиональных навыков, обретение высокого соц.положения. Другими словами артха — это успех в нашем материальном мире.

Кама – это желания и удовлетворение своих чувств на разных уровнях, физические наслаждения, чувственное удовольствие, вожделение, страсть. Так же кама это и отношения с другими живыми существами.

Мокша – освобождение от бренного тела, освобождение из сансары, от страданий, растворение заблуждений/иллюзий.

Обратите внимание:

  • Дхарма – 1,5,9 дома
  • Артха – 2,6,10 дома
  • Кама — 3,7,11 дома
  • Мокша – 4,8,12 дома

Если разобраться чуть глубже в теме домов гороскопа и то, как связаны между собой четыре цели в жизни человека, то возможно заметить, как переплетаются между собой дома дхармы, артхи, камы и мокши. В домах дхармы, так или иначе, проявляются темы долга и ответственности человека, его моральные ценности, знание закона, религии, следование этому пути и т.д. В домах артха, то, как человек достигает процветания и успеха в этой жизни, то, как накапливает ресурсы для нормального существования здесь. В домах камы проявляются самые сильные желания человека, то, что он хочет в этой жизни больше всего. В домах мокши проявляются темы чего-то запредельного, тайного, тема трансформации человека.

Как можно применить данное знание на практике?

Все просто, открываете свою натальную карту и смотрите в каком из домов находится большее количество планет. Данное знание расскажет вам немного о себе, о том, что для Вас важно в жизни: дхарма и следование пути дхармы по жизни, возможно мокша и именно поэтому у вас не складываются финансовые дела, т.к. сама душа перед рождением пожелала заняться вопросами, которые будут касаться мокши и духовного развития в жизни. Знание должно быть практично, поэтому применяйте это, изучайте себя. Только поняв себя и разобравшись в своей судьбе можно понять других.

Всех благ! С уважением, lagnesh.ruHTML, фон, текст, цвет

4 celi zhizni dharma artha kama moksha v dzhjotish Помощь ведического астролога
HTML, фон, текст, цвет

ॐ गं गणपतये सर्वविघ्नहराय सर्वाय सर्वगुरवे लम्बोदराय ह्रीं गं नमः
Помочь в распространении этих знаний можно нажав на кнопки ниже:

4 цели жизни: дхарма, артха, кама, мокша

В индуизме выделяется четыре основные цели жизни, пурушартхи, которые представляют собой дорожную карту счастливой жизни в человеческом теле. На разном этапе жизни преобладает разная цель и чем четче вы понимаете, что это за цель, тем счастливее вы становитесь.

Дхарма — первая и основная из целей жизни. Дхарма — это моральная чистота, праведность и выполнение своих обязанностей в обществе. Дхарме всегда предавали самоё большое значение, она основа счастливой жизни и здоровья общества. Примерами олицетворения Дхармы в Ведических текстах был принц Рама (Рамаяна) и Юдхиштхира (Махабхарата), сын Кунти, данным ей от Бога смерти Ямы (Бог Справедливости и Праведности).

Артха — вторая цель жизни домохозяина: достижение материального благополучия. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен достичь определённого уровня финансового комфорта и не переживать, как накормить семью, заплатить за коммунальные услуги и так далее. Усилия и средства для реализации этой цели должны иметь праведную и моральную основу. Артха может быть реализована только при исполнении дхармы и законными средствами.

Кама — это удовлетворение здоровых биологических, физических и материальных желаний в соответствии с принципами умеренности и дхармы. Чтобы получить удовлетворение от жизни, ощутить её полноту, вкус, мы должны испытать радость семейной жизни: ласку супруга, радость рождения ребёнка, родительскую любовь, отпуск, проведённый на море, покупку платья или автомобиля. Всё это кама.

Мокша означает освобождение от оков майи (иллюзия, обусловленный мир), циклов рождения и смерти. Мокша — конечная цель человеческой жизни и достигается за сёт принятия прибежища в Боге, смирения и реализации своего истинного «я».


Узнать больше об этой концепции можно, приняв участие в онлайн пре-тичерз курсе Yoga Journal.

Пре-тичерз — это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий — Руслан Клейтман, харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Старт курса — 21 ноября. Специальная цена на курс только до 9 ноября! 

fb7_sale_.png

Руслан Клейтман, основатель Akhila Yoga, преподаватель Виньяса-крама йоги.

Фото: ania_75/instagram.com

Цель человеческой жизни. Кама и артха

цель жизни

Если Дхарма – это суть и стержень воплощения, то Кама (желание) – это его мотив и причина. Сила желания огромна, она способна свернуть горы. Именно желание движет прогрессом. Чем больше в человеке желаний, тем больше в нем жизни и способности творить. Именно сила желаний создает, меняет и разрушает миры, вселенные, общества и цивилизации.

В Ведах о желаниях часто говорится в негативном свете. Но здесь следует различать силу желаний и сами желания, к которым относят как базовые потребности в пище и крове, так и желания более высокого порядка – удовольствия, обладание, самореализация, счастье, удовлетворенность, гармония и т.п. И все это сводится к желанию получать наслаждения посредством органов чувств и ума.

На самом деле сами по себе желания ни плохие, ни хорошие. Это энергия, принимающая определенную окраску вследствие тех или иных обусловленностей. Поэтому освобождаться нужно не от энергии, которая заставляет вас двигаться, и не от органов чувств, с помощью которых человек познает материальную вселенную. Освобождаться следует от обусловленностей, накопленных в уме, которые привязываются к определенным ощущениям органов чувств или состояниям ума, перетягивают одеяло на себя, и поглощают энергию.

Когда эта сила направлена на созидание, в обществе наступает расцвет культуры, науки, искусств. Когда приоритет отдается личной выгоде и собственным наслаждениям, тогда эта сила разрушает не только общество, но и самого человека.

Не все желания являются благом, и далеко не все необходимы в жизни. Когда человек не способен отпускать желания, жертвовать ими ради дальнейшего развития или благополучия другого, перенаправлять эту сила от себя вовне либо подобно йогам вверх, стремясь к единственной цели – Абсолюту, он становится зацикленным на этих желаниях. Его внимание ограничивается, а сила становится рабом-исполнителем указаний эго, и дальше своих желаний человек не может ничего увидеть. Таким образом, эволюция его души сильно затормаживается, и чтобы восстановить баланс, жизнь жестко лишает такого человека всего, к чему он стремится и наиболее привязан.

Цель жизни человека. Дхарма, кама, артха, мокша

Как в мантре ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, падме – лотос, который ассоциируется с чувствами, удовольствиями и желаниями, не является самым важным. Он лишь оправа, в которой произрастает жемчужина. Поэтому кама – желания является основой для артхи – стабилизации, придания структуры и формы, а на человеческом уровне – материальное благополучие и признание в обществе. Через артху человек получает удовлетворение, некую уверенность в завтрашнем дне, время стабильности и спокойствия. Артха дает реализацию на материальном плане, помогает ощутить собственную силу и уверенность в себе. Артха – это фундамент, в какие бы дали внешней и внутренней вселенной человек ни отправился, у него всегда есть куда вернуться. Это та точка, ниже которой человек уже не опустится.

С другой стороны, артха тоже не самоцель, это лишь этап взросления души. Если человек слишком привязывается к материальным благам, своему месту и роли в обществе, жизнь и этого его лишает.

Суть жизнь – Дхарма – ОМ. Кама – ее двигатель, а, когда желания реализуются, время радости и отдыха – ПАДМА – прекрасный лотос. Артха – способность воплотить желаемое, придать ему конкретные формы, кристаллизовать достигнутое – МАНИ – жемчужина. И квинтэссенцией является ХУМ – освобождение от подпорок, вспомогательных инструментов, мотивов, целей и т.п. для истинного творчества Духа. Только после ХУМ начинается ЛИЛА – жизнь уже не тела, не личности, не части, но Духа, но самого Бога. Жизнь не эго и личных желаний, а чистое творчество на благо всей Вселенной.

И переходом в это состояние является Мокша. Мокша – и переход, и испытание. Те, кто не способны отбросить все желания, представления, привязанности и все, что можно обозначить словами и понять умом, не проходят ворота Мокши. Они снова возвращаются в школу жизни, чтобы вновь пройти путь дхарма-кама-артха (последовательность у каждого своя) до мокши и заслужить шанс подняться на новый уровень существования в целостности и единении со всей Вселенной.

Автор статьи — Лариса Семиколенова
Использованы фотографии из личного архива Романа Кристофорова
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

Аюрведа: цели жизни и здоровье

Этой статьёй мы продолжаем цикл публикаций под общим названием «Очерки об Аюрведе». В этих текстах мы постараемся простым и доступным языком последовательно изложить основы этого древнего и вечно актуального знания о здоровой и счастливой жизни.

И сегодня мы поговорим о том, как Аюрведа трактует такое, казалось бы, привычное понятие, как «здоровье» и собственно для чего оно нужно человеку.

Как мы уже говорили ранее, Аюрведа – это древняя многовековая традиционная система оздоровления и часть ведической духовной традиции. Это совершенно рациональное и практичное знание, которое конкретизирует довольно абстрактные философские постулаты Вед в их медицинском аспекте. Это свод правил повседневной жизни, выполнение которых обеспечивает человеку здоровую и долгую жизнь.

В современном понимании, Аюрведу можно сравнить с инструкцией по эксплуатации человеческого тела (мануалом) для достижения максимального эффекта от этого сложнейшего био-роботизированного устройства. Ведь прежде чем сесть за руль современного автомобиля, мы изучали в автошколе его устройство и правила эксплуатации. Знание этих правил позволяет нам долго и безаварийно эксплуатировать автомобиль. Так же, и Аюрведа открывает нам секреты управления своим телом, правила бережной заботы о нём, методы профилактики и устранения поломок. И всё это ради достижения здоровья и долголетия.

Четыре цели человеческой жизни в Аюрведе

Здоровье и долголетие – сами по себе уже очень ценные призы, ради которых можно принять разумные ограничения, приложить серьёзные усилия и постараться выполнять предписания Аюрведы. Но это всего лишь третье и второе место, «бронза» и «серебро» для участников жизненного марафона. И, Аюрведа не была бы частью ведической духовной традиции, если бы не пошла дальше и не предложила своим последователям возможности обретения первого места и призов «золотого» достоинства.

И этим золотым призом – является реализация (достижение, исполнение) четырех главных целей человеческой жизни: Дхармы, Артхи, Камы и Мокши. То есть, здоровье и долголетие имеют ценность только, как необходимое условие, как способ реализации целей человеческой жизни. Мудрец Вабхата пишет в своём труде «Аштанга-хридайя-самхита»:

«Тому, в ком сильно желание обрести здоровье и долголетие, которые являются способом обретения Дхармы, Артхи, Камы и Мокши, следует с великим усердием выполнять наставления Аюрведы».

Наверное, не было, нет и не будет ни одного человека на Земле, который бы не задавался вопросом о смысле его жизни, о том, зачем он пришёл в этот мир, и что ему надлежит делать. Каждый человек осознанно или неосознанно ищет ответы на эти «вечные» вопросы.

И Аюрведа, как «знание о жизни», даёт человеку эту информацию. А дальше каждый человек должен «прочувствовать» эту информацию, конкретизировать и персонализировать её применительно к себе, к своей жизни. Должен произойти инсайт, озарение, глубокое осознание этой мудрости жизни. Мудрость отличается от информированности именно глубоким личностным осознанием, «проживанием» общей абстрактной информации. Именно этого я бы и хотел пожелать читателю этих строк.

Так что же это за четыре главные цели человеческой жизни? Прежде всего, следует сказать, что эти цели имеют определённую иерархию. Они как бы вырастают одна из другой, обуславливаются своей предшественницей, именно в такой последовательности: Дхарма, Артха, Кама и Мокша.

Дхарма – в переводе с санскрита означает «обязанности, обязательства», «добросовестное исполнение своих обязанностей, своих обязательств перед другими». Человек только рождается, а уже становится обязан своим появлением на свет – маме и папе, и всему своему роду. И дальше по мере взросления круг его обязанностей только расширяется – возникают обязательства перед воспитателями, учителями, коллегами и партнёрами по работе, супругой (супругом), детьми, животными, природой, страной, нацией, историей и так далее, можно продолжать до бесконечности.

Именно Дхарма – добросовестное исполнение взаимных обязательств – делает возможным существование отдельного человека, семьи, рода, нации, общества, человеческой цивилизации и всей экосферы на планете Земля.

Артха – означает накопление человеком материальных и нематериальных благ (ресурсов, ценностей, активов, богатства). В ходе добросовестного исполнения своих взаимных обязательств (Дхармы) все члены общества получают необходимые им для жизни ресурсы: еду, одежду, жильё, знания и навыки и многое другое.

Здесь речь идет именно о законном обретении ценностей в результате добросовестного исполнения своей Дхармы. Незаконные способы завладения материальными и нематериальными благами не являются Артхой (это грех, наказуемый обществом или судьбой – кармой).

Кама – означает удовлетворение человеком своих разнообразных желаний и наслаждений. Санскритское слово «кама» с «легкой руки» древнеиндийского учебника по любви «Кама-сутры» у многих ассоциируется только с сексуальным удовлетворением. Но его значение гораздо шире и означает удовлетворение любых желаний человека.

Накопление человеком материальных и нематериальных благ (Артха) создаёт предпосылку для удовлетворения его разнообразных желаний и наслаждений: удовлетворённость своей жизнью, наслаждение от вкусной еды, прекрасной музыки, общения, уверенность в завтрашнем дне, уважение других членов семьи и общества, заслуженный почёт и слава, творческая самореализация, сексуальное удовлетворение и многое другое.

Опять же речь идет о законных, разрешённых обществом путях удовлетворения желаний и наслаждений, без насилия, извращений и ущемления прав других существ.

Мокша – означает освобождение от привязанностей, осознание того, что жизнь есть нечто большее, чем исполнение своих обязанностей (Дхарма), накопление материальных и нематериальных благ (Артха) и удовлетворение своих желаний (Кама).

Реализация четвёртой цели возможна только после достижения первых трёх целей человеческой жизни: Дхармы, Артхи и Камы, после их последовательного и глубокого проживания. Это может показаться несколько парадоксальным, но это восхождение человека на качественно новый уровень сознания, просветление сознания, освобождение сознания от привязанностей и условностей. Это высшая цель человеческой жизни, достижение которой является золотым венцом жизни и влечет переход к истинному состоянию вне времени и пространства: «сат-чит-ананда». Где, «сат» — означает вечное бытие; «чит» — всезнание или всеведение; «ананда» — всё возрастающее блаженство.

Таким образом, четыре главные цели человеческой жизни представляют собой четыре последовательно возникающие задачи, каждая из которых вытекает из предшествующих:

  • Дхарма – добросовестное исполнение своих обязанностей перед другими.
  • Артха – накопление материальных и нематериальных благ (ресурсов, ценностей, активов).
  • Кама – удовлетворение своих разнообразных желаний и наслаждении.
  • Мокша – освобождение от привязанностей, просветление.

Эти цели как бы образуют «лестницу в небо», состоящую из четырёх ступеней, которые следует последовательно пройти. Это идеальный план, по которому человеку следует выстраивать свою жизнь. И в нем важен каждый этап, нельзя перешагнуть через какую-либо ступень или исключить одну из четырёх целей.

Есть люди, которые из ложного чувства чрезмерного служения и самопожертвования, сосредотачиваются только на реализации своих обязанностей перед другими (Дхарма), например – перед своими детьми. Но такой подход может привести человека только к глубокому разочарованию в идее своего служения, к рабской ограниченности своего существования, да и не принесёт пользы самому объекту служения.

Многие люди в наше время, поддавшись идеологии общества потребления, стремятся реализовать только вторую и третью цели – накопление богатств (Артха) и удовлетворение своих желаний (Кама). Но это невозможно без законного источника всех благ и удовольствий – исполнения своих обязанностей (Дхарма). И это бессмысленно без стремления к освобождению от привязанностей (Мокша), как говорят в народе «всех денег на тот свет с собой не заберёшь».

В тоже время история знает примеры, когда люди с детства попадали в монастыри и приобщались к «духовной» жизни, прячась за высокими стенами от реальной «земной» жизни. Результатом такого подхода являлась только формальная «святость». Для того что бы ракета взлетела в небо, необходимо сжечь «топливо» своих земных привязанностей, страхов и страстей.

В результате таких нарушений вся стройная конструкция целей человеческой жизни распадается, и «лестница» ведёт не в «небо», а к глубокому разочарованию, ощущению бессмысленности существования, многочисленным психологическим комплексам и болезням.

В древнем ведическом трактате «Чанакья-нити-дарпанам» по этому поводу сказано:

«Человек, который не достиг успеха в целях человеческой жизни — Дхарме, Артхи, Каме и Мокши, рождается на земле жизнь за жизнью, чтобы просто умереть».

Все эти главные цели человеческой жизни довольно непросты для реализации и требуют от человека отменного здоровья. Сложно добросовестно и полностью исполнять свои обязанности (Дхарма), если ты болен. Очень трудно накапливать необходимые для жизни материальные и нематериальные ресурсы (Артха) человеку со слабым здоровьем. И даже удовлетворение своих желаний (Кама) может быть затруднено болезненной слабостью.

Таким образом, аюрведические принципы восстановления, укрепления и сохранения здоровья не являются самоцелью, а являются необходимым условием для реализации целей человеческой жизни. Но верно и обратное — без стремления к реализации целей человеческой жизни невозможно сохранить здоровье. Это как две стороны одной монеты, они нераздельны и каждая дополняет другую.

Четыре уровня здоровья в Аюрведе

https://intelife.ru/images/catalogs1/psychology/items/Masloy3.jpgВообще, понятие «здоровье» очень необычно. Необходимость и ценность здоровья абсолютно понятна и признается всеми безоговорочно. Но, при этом, если мы посмотрим пирамиду потребностей человека по Маслоу, то мы не увидим там здоровья. Это парадокс, который заключается в том, что мы начинаем ценить здоровье только когда его потеряем.

Если вы посмотрите в интернете значение слова «здоровье», то удивитесь обилию и разнообразию формулировок этого, казалось бы, понятного термина. Что бы показать этот разброс приведём несколько определений:

Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений.

Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой, способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

Здоровье – это участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

И ещё интересно определение «практического» здоровья, принятое в советском здравоохранении, как состояние человека, позволяющее ему работать или вести какую-либо деятельность. При этом человек может иметь какое-либо хроническое заболевание (гипертония, диабет и др.), не препятствующее его деятельности.

И для контраста приведу определение здоровья, принятое в документах Всемирной организации здравоохранения ООН (ВОЗ ООН):

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Самое интересное, что эта формулировка была принята ВОЗ под влиянием её экспертов по аюрведической медицине и в целом отражает представления Аюрведы о здоровье.

Аюрведа подходит к понятию здоровье со всей присущей ей фундаментальностью и выделяет следующие четыре уровня здоровья:

  • 1-й уровень — Арогья — означает отсутствие физических страданий. Это базовый уровень здоровья, означающий отсутствие конкретных болезней. Большинство современных врачей и их пациентов только так и понимают здоровье.
  • 2-й уровень — Сукхам — означает «мирское счастье» или счастье нахождения в социуме. Этот уровень подразумевает удовлетворение человека от своей профессиональной деятельности и от взаимоотношений с близкими; удовлетворённость своим социальным и материальным положением; умонастроение благодарности своей судьбе и окружающим за всё-всё-всё.
  • 3-й уровень — Свастха — означает «укоренённость в себе самом», осознание своей духовной природы, осознание духовных ценностей и временности всего преходящего. Это психическое равновесие и эмоциональное спокойствие и в радостях, и в горестях.
  • 4-й уровень — Ананда — означает постоянное ощущение радости, блаженства, безграничного счастья вне зависимости от внешних обстоятельств. Это очень высокий уровень душевного здоровья, и человек достигший его, как правило, не демонстрирует его напоказ.

Парадокс такого понимания здоровья заключается ещё и в том, что каждый последующий уровень превосходит предыдущий и может компенсировать его изъяны. Например:

  • «Мирское счастье» (Сукхам) может компенсировать имеющиеся у человека физические болезни, придаёт ему силы и позволяет ему как бы подняться над этими заболеваниями.
  • «Укоренённость в себе самом» (Свастха) может компенсировать проблемы профессиональной самореализации, взаимоотношений с близкими, материального положения и т.п.
  • Состояние блаженства (Ананда) может компенсировать любые проблемы физического здоровья, проблемы отношений с окружающими, преодолеть любые беспокойства ума.

Это и есть механизм чудесных избавлений от смертельных заболеваний, которые периодически случаются в нашей жизни. И человек избавляется от неизлечимой болезни, удивляя опытных врачей доказательной медицины, убеждённых в необратимости паталогического процесса.

(продолжение следует)

Александр Семиряжко

 

Пурушартха: 4 цели в жизни и дома в гороскопе

Согласно древним ведическим текстам существование человека в материальном мире обусловлено целями, которые называются Пурушартхи. “Пуруша” — изначальное создание, первый человек, в данном контексте — индивидуум, личность. “Артха” — достижение целей. В ведической традиции выделяют 4 Пурушартхи:

  • Дхарма
  • Артха
  • Кама
  • Мокша

4 цели в жизни

Дхарма

У этого слова множество значений, которые зависят от контекста. В рамках пурушартх и ведических традиций под этим словом подразумевают долг и обязанности, которые несет человек перед своими близкими, семьей, обществом и Богом. Путь Дхармы — это путь праведности, справедливости, честности, преданности и любви. Дхарма учит нас брать ответственность за свои действия и за благополучие близких, соблюдать нравственные законы, жить честно и служить на благо окружающим. Эта цель включает в себя семейные, профессиональные и социальные роли. Человек реализует свою Дхарму как ребенок, родитель, работник на службе или волонтер на общественных работах.

Артха

Артха — это стремление к благосостоянию и финансовому достатку. Эта цель выражает в себе материальный аспект жизни: все накопления, деньги, недвижимость, здоровье, безопасность и прочие составляющие, которые создают комфорт и обеспечивают достойный уровень жизни. Для того, чтобы приобрести и накопить материальные блага необходимо трудиться. Поэтому Артха — это деятельность ради приобретения благосостояния. Прочный финансовый тыл может дать человеку возможность развиваться духовно, а не только беспокоиться о том, как заработать себе на жизнь. Однако если человек погружен в раджа-гуну или тама-гуну, он не будет использовать материальный достаток как трамплин к духовной жизни, скорее финансовый успех приведет его к жажде удовольствий — Каме.

Кама

Кама — это желания, чувственные наслаждения, земные удовольствия. Эта цель включает в себя удовлетворение физических потребностей, а также эмоциональных и социальных (реализация в обществе, статус, амбиции). Слепое следование преимущественно этой цели еще больше погружает человека в майю, т.е. иллюзорность материального мира и порождает сильную привязанность к преходящим вещам, а следовательно, и увеличивает страдание от земного существования. Для сбалансированной и саттвичной жизни необходимо знать меру в удовлетворении своих потребностей. Следовать не инстинктам, а разуму, которой способен контролировать бездумное потребление, и брать только то, что действительно необходимо.

Мокша

Мокша — это освобождение от иллюзорности материального мира, выход из круга сансары и слияние с Атманом, Божественным сознанием. Эта цель является конечной из всех Пурушартх. Она выражает непривязанность ко всем удовольствиям и благам, которые предлагает этот мир. Человек, следующий по пути Мокши осознает преходящую природу всех вещей, поэтому равнодушен к сиюминутным наслаждениям. Мокша — это не смерть в буквальном смысле, не окончание жизни материального тела. Этой цели можно достичь, пребывая в физической оболочке. Благодаря Мокше, человек постигает свою подлинную природу и освобождается от всех кармических зависимостей, привязанностей и желаний, которые возвращают людей в материальный мир.

4 цели жизни в натальной карте

Пурушартхи и их проявления в жизни человека отображены в 12 домах гороскопа.

Пурушартха: 4 цели в жизни и дома в гороскопе
Дома Дхармы:

1 дом — личность, характер, поведение, воля.

5 дом — разум, пурва-пунья (запас благочестивой кармы), молитва, дети, опыт родительства. любовь.

9 дом — духовный учитель, благочестие, религия, ценности, принципы идеалы.

Дома Артхи:

2 дом — прибыль, способность накапливать, деятельность для заработка, взаимообмен ресурсами с другими людьми.

6 дом — борьба с врагами, конкуренция, препятствия и трудности в делах, долги.

10 дом — карьера, профессиональная реализация.

Дома Камы:

3 дом — страсть, сиюминутные желания, общение, короткие путешествия.

7 дом — брак, взаимоотношения с противоположным полом.

11 дом — амбиции, статус, слава, признание.

Дома Мокши:

4 дом — психика, эмоции, способность к медитации.

8 дом — смерть, трансформации, трансцендентный опыт, скрытые знания.

12 дом — подсознание, тайны, отречение, уединение, жизнь после смерти.

Все Пурушартхи связаны между собой и взаимозависимы, невозможно выделить какую-то одну из них и воспринимать автономно. Если мы добропорядочно выполняем свои обязанности, умеем брать ответственность и следовать Дхарме, к нам приходит понимание того, что необходимо вести деятельность и обеспечивать свое благополучие, следуя Артхе. Благодаря финансовому благосостоянию в нас рождаются желания удовольствий, которые могут дать нам богатства, так мы предаемся Каме. Череда наслаждений порождает пресыщение и подводит нас к Мокше — поиску Истины и освобождению из круговорота смертей и рождений.

Дхарма Артха Кама Мокша — ЧЕТЫРЕ направления, ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛИ — уроки астрологии — школа астрологии — Каталог статей

Обычно любое обучение астрологии начинается с представления планет и знаков Зодиака. Но лично я делаю акцент на другом – на четырех направлениях, поскольку это именно то, что позволяет связать абстрактные знания (реальность которых мы не можем пощупать, те самые планеты и знаки) и ту Реальность, которую мы наблюдаем и проживаем.

Всякую вещь, любой процесс можно рассматривать через эти четыре термина. Это то, на чем покоятся представления человека о мире (те самые четыре слона), четыре стороны света,

Традиция Вед выделяет четыре основных цели (иначе говоря: ценности, мотивации) человеческой жизни: дхарма, артха, кама и мокша, которые подобны сторонам света. Они задают НАПРАВЛЕНИЕ движения человеческому сознанию. Это по значимости для анализа настолько же важно, как для пространственной геометрии учет трех измерений. Все правила геометрии на плоскости приобретают другое значение, иной вид. Точно так же, если мы рассматриваем жизнь через фильтр четырех направлений – мы видим причины.
Вы можете увидеть эти параллели везде и во всем, поскольку эти четыре цели и причины содержаться абсолютно во всех материальных объектах, их ориентации в пространстве, появлении – разрушении, соединении с общим порядком. Об этом и картинка:

Это именно НАПРАВЛЕНИЯ, которые мы имеем возможность увидеть «глазами знания».

Эти «течения» мы можем наблюдать воочию.

Солнце встает на Востоке – и именно оттуда приходят потоки жизни, энергия делать и достигать, волны нашествий и эмиграций. Это естественное движение энергий.

Запад — все собирает, накапливает, оценивает.

Север и Юг – создают напряжение, что реализуется как карьерный рост, движение и взаимообмен.

И это все не случайно, и напрямую связано с астрологической картой.

Для начала это можно связать с четырьмя углами карты, где эта тема «начинается» и заметьте – гороскоп это совмещение небесной и земной реальности, и данные четыре точки и обозначают это «совмещение».
Для себя можете отметить, что в своей Реальности, эти направления обозначают общие для всех понятия, или эффект совмещения Души и Тела, эффект проживания.

ДХАРМА означает «закон» или «принцип». Под ним понимается осуществление человеком его предназначения в земной жизни. Это предназначение непосредственно связано с тем, что мы, и вообще – все сущности мира из себя представляют по факту.

Тело человека – задает Дхарму человека (задавать вопросы, учиться, узнавать, эволюционировать). Дхарма хищника – охотится, Дхарма соли – быть соленой, Дхарма Воды – смачивать и растворять, быть питательной средой.

Как узнать Свой Собственный порядок? Свою Дхарму?

То есть, когда у нас появляется цель, мы начинаем узнавать, каков порядок ее достижения. Какие действия требуются, к примеру, чтобы отправиться в путешествие? Собрать необходимую сумму денег, получить визу, купить билеты, забронировать отель и т.д. А каждый из этих пунктов подразумевает еще более детальные задачи. Понимаете, да?… Каждое это действие требует навыка, в каждом присутствует опыт, мотивация, знание результата и уверенность… Это сфера – ОПРЕДЕЛЕННОСТИ, на которую можно полагаться. Каждый новый наработанный навык – это жемчужина опыта, а процесс обучения – это когда мы их нанизываем на нить сознания.

По сути, мы определяем свое место во времени, пространстве и реальности на основании известного и знакомого – там мы ощущаем себя комфортно. Необходимость ориентироваться по жизни — похоже на то, как мы ориентируемся в незнакомой местности.

Таким же незнакомым (или туманным — mistery) пространством поначалу кажется и астрология. Но практический подход быстро дает возможность ориентироваться и достигать целей в установленном порядке. Порядке, установленном Космосом. Цели, структура и энергии таких масштабов прекрасно вмещаются в нашу повседневность и отвечают за разнообразие жизни.

За 25 лет своего Эксперимента и практики я убедился, что астрологические исследования держатся на понимании того, что движет пространством. Вашим, моим, пространством Вселенной и чего хотите еще. Что это за силы?

Древние даосы умудрились прочувствовать, что жизненные потоки в человеке созданы Энергией Солнца (Неба, Вдохновения) и Энергией Земли (Материей, питающей и формирующей). А жизненная сила – Ци – это комбинации двух начал. Вот вам и рождение той самой третьей динамической силы. И, если вас спросят, что такое божественная любовь – смело можете отвечать, что это ЦиJ. Роль человека здесь в том, чтобы соединить в себе энергии Земли и Неба. И соединяет эти энергии он в себе не просто так, а чтобы РАЗВИВАТЬСЯ. Это и есть Дхарма ТЕЛА, точно так же как Дхарма жизни – расти и плодоносить. Дхарма воды – растворять и нести в себе вкусы. Дхарма Огня – поглощать и трансформировать. Дхарма – это Правда.

Когда тело слышит правду — оно воспринимает это очень ярко, сенсорно, тотально, бескомпромиссно и связанная энергия – освобождается. Чувство обусловленности и неестественности которое преследует нас – это реакция тела на то, что мы проживаем не свою жизнь. Вот здесь и кроется потенциал Знания, в том, чтобы его проживать.

Когда есть контакт — тела и личности появляется резонанс между ними. Тело обретает чувствительность. Здесь есть некое пространство осознания, и если вы уделяете ему внимание, то это пространство осознанности растет в вашей жизни.

Это очень зависит от порядка, степени вашей свободы — занятости, состояния тела. Правильный порядок жизни – порождает и правильное знание. Невозможно пропагандировать здоровый образ жизни и заниматься ерундой, которая это здоровье разрушает.

Осознанность — сопровождается вкусом, оживляет вашу интуицию, ощущение в жизни.  Поэтому процесс постижения знания неизменно должен приносить радость.

 

Правильные мысли могут возникнуть только в правильной форме (Асана). Но это уже третья ступень.  Система предлагает нам занять корректное положение, для того чтобы знание заняло правильное место.

 

С этого начинается Йога. Принцип Йама (первый) и Нийама (второй) — регулирование энергии, наведение порядка в организме. 

 

Шри Ауробиндо на вопрос учеников о правильном знании как-то ответил, что заблуждения и неверные представления создают в уме некую «тень», которая мешает ясному представлению о Реальности.  Можно сказать и больше, что многие наши убеждения подобны паразитным программам-вирусам, которые блокируют работу разума.

 

Когда вы попадаете в сложные вещи — нужно иметь энергию, что с этим разобраться , чтобы культивировать садхану (правильный порядок).

 

Уровень осознания — зависит от состояния тела. Больное тело — способно воспринимать из энергий мира только то, что связано с его болезнью. Но воспринимает это очень глубоко. Поэтому самые лучшие специалисты — которые «переболели этим». Все это занимает много времени и сил, а по сути — процесс получения Знания элементарный, когда мы просто видим Механизм Природы, как все устроено, и как это все работает.

 

Если вы имеете время задумываться о смысле жизни — вы счастливый человек, это значит есть свободная энергия.  Чтобы заниматься йогой, изучать астрологию, фен-шуй или «Дизайн Человека» — нужно иметь эту свободную энергию.

 

Если нет сил, мотивации, интереса, любопытства — то нет и начала процесса. Дело в том, что когда Вы запускаете в свою жизнь систему — она  занимает место, требует ресурсов от вашей жизненной энергии. Это факт — что Win10  может гораздо больше и качественнее работать чем Win95, но требуются совершенно другие ресурсы.

 

Для того, чтобы освоить и работать на глубоком уровне в ЛЮБОЙ СИСТЕМЕ — потребуются огромные ресурсы. Чаще всего это связано с деньгами — есть ли на это у вас деньги (ресурсы), это и есть критерий, ответ. Так мы оцениваем то, что в жизни больше всего необходимо. 

Система — это не ментальное знание или профессиональные навыки (например , как пользователя компьютера, хотя на начальном уровне — это как навык грамотности) . Система — это то, что может полностью переформатировать вашу жизнь. Потому что вы узнаете как она устроена, и потом жить с осознанием своих несовершенств может быть проблемой.  

 

Обусловленность — ощущения которые напрягают, которые как-то определяют нас по жизни. Мы двигаемся по жизни через людей, и это все основано на внутренней чувствительности. Как только возникает то, что напрягает — мы корректируем поведение, это дрессировка — соблюдать правила , быть социальными и тп.

Обусловленность 1 рода —  это внешняя, условия, форма. 2 рода — от других людей, вибрационных полей окружения. С этим можно работать. В «поле взаимных интересов» — там, где люди соглашаются на обусловленность.  И люди ищут тех, кто приятнее, комфортнее, интереснее.  Здесь выбор совершается под впечатлением — чем мы желаем наполниться. Человек и  жизнь — созданы чтобы эволюционировать, радоваться, делать ставки и пытаться выиграть.  Там мы развиваемся и узнаем пределы возможного.

Время — это ресурс , горение нашей биологии, топливо для нашей эволюции. На что мы его тратим?….

Реальный ресурс и потенциал совершенства для человека — в том, как сонастроиться с окружением и направлением. Но для этого нужны координаты и рычаги управления. 

Система — это шанс внести осознание в этот процесс. Структура, ритм — то что ведет нас по жизни… мы плывем как по реке и иногда  оказываемся в месте перехода, в совершенно другой ситуации

Весна — естественный стартовый процесс для желаний, перемен… цикличность и это коллективный поток, который резонирует с Природой. И когда природа пробуждается — человек пробуждается тоже.  И это то знание, которое связано с жизнью. 

Дхарма начинается с Асцендента, Восходящего знака, который символически описывает тип тела.

Здесь свой Асцендент – это потенциал того, чтобы знать свою правду. Дхарма Овна – открывать, исследовать, начинать. Дхарма Тельца – хранить, владеть взращивать свой потенциал . Дхарма Близнецов – контактировать, желать и узнавать. Дхарма Рака – верить, чувствовать, нуждаться и связывать, оживлять. Дхарма Льва – вести, вносить порядок, возглавлять, лидировать. Дхарма Девы – наводить порядок, рационализировать и соединять с Системой. Дхарма Весов – находить баланс и совершенствовать. Дхарма Скорпиона – выживать и перерождаться, преобразовывать, находить смысл и устранять нежизнеспособное. Дхарма Стрельца – вдохновляться перспективой и видеть дальше других (потенциал возможного). Дхарма Козерога – видеть и делать реальное, структурировать и испытывать. Дхарма Водолея – хранить традиции, опыт прошлого, связывать людей между собой. Дхарма Рыб – придавать всему блеск и душевное очарование.

Символически все эти смыслы Дхармы зашифрованы в именах Солнца (мантры Сурья Намаскар) те оттенки, которые оно принимает в каждом знаке. Но произнося мантру и принимая асану – мы сообщаем своему телу трансцендентную истину и таким образом можем ее понять и закрепить это понимание на уровне своих клеток. Только тогда это знание может стать действительно вашим, и тогда его невозможно забыть или потерять.

Дхарма – отображается в процессах жизни. И эти процессы имеют стадии проявления. Но это уже другая тема (Гуны и Стихии) стадия – кардинальность, заключена в СИЛЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ. Асцендент (1 дом гороскопа) символически тождественен Овну, но располагаться может в любом другом знаке, и потому ОКРАШИВАЕТСЯ этим знаком. Например, Асц в Тельце – становится инертен, материалистичен, потому что на него возлагается Дхарма Владеть и Хранить, Взращивать – можно сказать «полезное, доброе, вечное» — но не факт, что его Солнце несет эту программу. И потому возможны массы вариантов. Но главное здесь – Тело Дает Основу. И если Вы понимаете – что Ваша основа Тельца, то для вас естественно опираться на свои ресурсы и таланты, создавать в жизни свой «сад».. Открытия и риск Овна – вас могут разрушить, вам не принесет удовлетворения слава Льва или знания, информированность и насыщенная жизнь Близнецов. В этом смысл – знание своей Дхармы – это понимание того, что тебя наполнит, принесет ощущение смысла и удовлетворит. И это – Знание принадлежащее Телу, а именно – каким образом Сознание Оживляет тело (мотивирует его).

Когда вы понимаете Астрологию на этом уровне – тогда вы обретаете ключи к тому, чтобы установить глубинную сознательную связь с жизнью и находите опору и союзника в собственном теле. Тогда возможно успокоить ум и найти пищу для чувств. Потому что вы будете следовать процессу – который вас наполняет, исполняет и удовлетворяет.

Раджо видьо – раджо гухьям

Павитрам идам уттамам

Пратьякшавагамам дхармьям

Су сукхам картум авьяьям   (Бхагавад Гита (9.2)

Это знание — царь знания, самая сокровенная из тайн. Оно – очищающее для сознания и, поскольку оно дает человеку живой опыт постижения природы своего «Я», оно является совершенством Дхармы. Оно нетленно, и постижение его радостно 


(Начало темы – Асцендент, Лагна, 1 дом, Овен, точка Весеннего равноденствия, направление – Восток, божество — Васудева)

АРТХА означает «достижение целей», перспектива материального развития, суть роста, эволюции, прогресса. В более узком смысле, этот термин относится к приобретению имущества и материальных ценностей, потребных для осуществления своей дхармы. Все, что относится к деньгам, доходам и богатству, составляет часть этого понятия. (Начало темы – точка Зенита, МС, Знак Козерога, 10 дом, точка Зимнего Солнцестояния, направление – Юг, божество Санкаршаны)

КАМА означает «желание», эмоциональность, закон притяжения, по которому притягиваются противоположности. Здесь мы встречаемся с дуальностью мира и необходимостью это уравновешивать, находить корректные ответы и реакции.
К сфере этого понятия относится наша потребность в эмоциональном и чувственном удовлетворении. Иначе, мы могли бы назвать эту цель жизни «получением наслаждения». (Начало темы – 7 дом гороскопа, знак Весов, божество Прадиумны)

МОКША переводится как «свобода», «освобождение». Сюда мы включаем потребность в духовном развитии, в том числе и способность превзойти или трансцендентировать три первые вида ценностей, оставить их позади, осознав преимущество духовных ценностей перед всеми остальными. На уровне материи однако, тема Мокша – это тема бренности, разрушения всего материального. Здесь человек сталкивается со своей неспособностью и необычностью, где становится загадкой для самого себя.

(Начало темы – 4 дом гороскопа, знак Рака, Летнее Солнцестояние, направление – Север, божество Анируддхи)

Из Древних Писаний Индии

Эти четыре экспансии Нараяны пребывают в духовном мире, где они известны как Махавастха. Одному из них, Васудеве, поклоняются в сердце с помощью медитации, Он — Божество сердца. Санкаршана, вторая экспансия, необходимая для игр Господа, непосредственно исходит из Васудевы и проявляет различные игры. Поскольку Санкаршана — вместилище всех живых существ, Его иногда называют дживой. Его красота затмевает сияние бесчисленных полных лун.

Ему поклоняются как принципу эго. Именно Он наделил Анантадеву (Бесконечный Змей Времени и Пространства) всеми энергиями, необходимыми, чтобы поддерживать мироздание. Чтобы уничтожить материальный мир, Он как Сверхдуша проявляется в Рудре, в безбожии, в сарпе (змеях), в Антаке (смерти) и в демонах. Прадьюмна, третье проявление Господа, исходит из Санкаршаны. Самые умные из людей поклоняются Прадьюмне, экспансии Санкаршаны, ибо видят в Нем олицетворение разума. Богиня процветания всегда поет славу Прадьюмне в Илаврита-варше и служит Ему с великой преданностью. Тело Его в одних случаях золотого цвета, а в других — цвета только что собравшихся грозовых туч.

Он — первопричина сотворения материального мира. Он вложил созидательное начало в бога любви (Камадеву). И только по Его воле все люди, полубоги и другие живые существа обладают способностью к продолжению рода. Анируддхе, четвертому Божеству в чатур-вьюхе, поклоняются великие мудрецы и психологи как принципу ума. Цвет Его тела подобен цвету темной тучи. Он поддерживает все мироздание и является Сверхдушой Дхармы, Ману (прародителей человечества) и деват (полубогов).

Ссылка на статью о ЧАЭС 

Квадраты, трины и осознанность
 

Контрольные вопросы (?)

Это очень большая и серьезная тема. Данные материалы нельзя просто прочитать – их нужно пережить, только тогда это становится реализованным знанием – тем, которое позволяет ориентироваться по жизни. Это подобно тому, как вам показали компас и сказали о четырех направлениях света. И например, Вы знаете, что ваш дом расположен на северо – востоке, и теперь вы имеете возможность туда попасть, если примете такое решение и приложите соответствующие усилия (а если проще — будете туда добираться).

Именно для того, чтобы «Пережить» его – проведите несколько небольших экспериментов …..
Составьте карту с помощью астрологической программы и найдите преобладающее направление. Это там, где будет Солнце и преобладающее количество планет.

Какому направлению это соответствует? Какой принцип Вы воплощаете?

Обратите внимание – где расположено Солнце и большинство планет – над горизонтом или под ним? Какому времени рождения это будет соответствовать дневному или ночному?

Как по вашему – дневное или ночное рождение будет влиять на темперамент и сферу проявления человека?

Четыре цели жизни человека: Кама, Артха, Дхарма, Мокша.

В этой статье про четыре основные цели человеческой жизни с точки зрения Джйотиш.

У каждого человека есть четыре основные цели жизни: Кама, Артха, Дхарма и Мокша.

1. Кама.

В переводе с санскрита Кама означает – исполнение желаний. Кама – это желания и цели, связанные с телесными и эмоциональными удовольствиями и радостями. Другими словами, Кама – это те удовольствия, которые могут принести нам пять чувств (вкус, зрение, слух, обоняние и осязание, включая сексуальное удовольствие), а также те радости и впечатления, которые генерирует шестое, внутреннее чувство – ум. 

В натальной карте (гороскопе) человека дома, которые отвечают и показывают эту цель жизни – это 3, 7, 11 дома.

2. Артха.

В переводе с санскрита Артха означает – материальное благополучие, деньги, состояние, положение в обществе, социальный статус семьи. То есть Артха – это все, что связано с социальным благополучием или неблагополучием человека. Его взаимоотношения с обществом и положением в нем.

В натальной карте (гороскопе) человека дома, которые отвечают и показывают эту цель жизни – это 2, 6, 10 дома. 

3. Дхарма.

В переводе с санскрита Дхарма означает – исполнение обязанностей, человеческий долг перед родителями, семьей, страной, другими людьми, животными, богами, своей собственной сущностью. Человек, появляясь в этом мире, опутывается множеством обязательств и “долговых расписок”.

В натальной карте (гороскопе) человека дома, которые отвечают и показывают эту цель жизни – это 1, 5, 9 дома. 

4. Мокша.

Мокша – это освобождение от цикла кармических перерождений. В традициях, где нет личностного Бога, Мокша считается высшей целью жизни. Желание Мокши появляется после того, как истощены и обыграны остальные цели жизни: Кама, Артха, Дхарма. И это наивысшая цель жизни каждого человека, который стремится к духовности. И не каждая душа сможет достичь Мокши после этого воплощения.

В натальной карте (гороскопе) человека дома, которые отвечают и показывают эту цель жизни – это 4, 8, 12 дома.

Узнать какая из целей у вас в гороскопе выражена больше всего можно на курсе Основы Ведической Астрологии.

У вас уже есть базовые знания в Джйотиш? Приглашаю вас на курс астрологии для получения профессии астролога Джйотиш и звания Пандит Джйотиш. Записывайтесь на обучение Ведической астрологии на курс Парашара Джйотиш.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе новых прогнозов, статей и астро советов.

Чтобы получить любую консультацию астролога на выбор, свяжитесь со мной удобным для вас способом:

Viber / What’s up: +359 88 934 61 88
e-mail: astro  @  devakan.com

Статья была полезна для вас? – Сделайте перепост, поделитесь с друзьями. Будьте щедрыми – делитесь с миром. И воздастся вам по вашим действиям и будет плюсик в вашу карму.

Танита Тали
Джйотиш астролог
Ученица и представитель центра Шри Джаганнатх (Девагуру Брихаспати Центра)
Передаю знания в традиции и школе Санджая Ратха

Дхарма Артха Кама Мокша — 4 Пурушарта

Тысячелетия назад Святые в древних восточных традициях сформулировали план осуществления человеческого рождения, как он был открыт им в высших состояниях медитации и сознания. Высшее Я проникает и существует во всех измерениях и во всех существах, чувствующих и неодушевленных. И это то Высшее Я, которое живет внутри каждого человека. Следовательно, каждый человек — не кто иной, как Высшее Я.

Чтобы человек осознал свое Высшее Я, ему необходимо определить причины и цели, ради которых он появился на этом земном плане, и, в конечном счете, выполнить эти цели.Древние мудрецы сформулировали цели человечества как Purusharthas . Пуруша означает отдельное лицо или человека, а Артха означает цель, значение или стремление. Четыре Пурушартхи:

  • Дхарма : Праведность, Долг
  • Артха : Богатство
  • Кама : Желание
  • Мокша : Освобождение

Четыре Пурушартхи действительно являются качествами и целями Высшее Я и Бог.А поскольку человек является отражением и проявлением Бога, выполнение этих четырех Пурушартх является законным стремлением человека. Фактически, это и ваша индивидуальная цель, и цель души.

Человек может реализовать себя, уравновешивая и выполняя эти четыре цели. Они не являются независимыми или взаимоисключающими друг от друга и не должны рассматриваться отдельно. Они определяют и уточняют другие цели и позволяют другим целям определять и уточнять себя.Деятельность по достижению одной цели должна также поддерживать выполнение других. Поддерживая баланс между определением и реализацией четырех Пурушартх, происходит симбиотическая эволюция индивидуального «я». Исключительное стремление к одному Пурушартхе создает дисбаланс в жизни человека и мешает ему достичь конечной цели своей жизни. Возьмем, к примеру, Арту. Если человек стремится только к богатству, но ему не хватает праведности и выполнения своего долга, его охватит пустота и отсутствие полной духовной эволюции.

Однако через хорошо сбалансированное стремление к четырем Пурушартам вы сможете достичь глубокого удовлетворения. По мере развития души человек обнаруживает, что некоторые цели со временем теряют свое место и важность по сравнению с другими целями. Например, желание заработать богатство может уменьшиться и исчезнуть, или человек может понять, что больше нет материальных желаний, которые ему нужно преследовать, и, следовательно, создается больше возможностей для достижения конечной цели, мокши, которая является освобождением. или самореализация.

Дхарма

Человек рожден на этой Земле, чтобы выполнять определенные обязанности. Душа обитает в физическом теле, которое больше всего подходит для выполнения этих обязанностей. Работа, которую необходимо выполнить человеку, которая может быть связана, в частности, с его телом, семьей или обязательствами, может быть Дхарма человека. Слово «дхарма» сложно перевести на английский, но его можно примерно объяснить как законный долг человека. Это истинное призвание человека, для чего он рожден.Примерами Дхармы человека могут быть его профессиональные или семейные роли, такие как врач, учитель, писатель, воин, священник, родитель и т. Д. Иногда Дхарма человека определяется его рождением, но это не обязательно является определяющим. Дхарма человека может быть комбинацией вещей, и по мере того, как человек продвигается по жизни, разные этапы жизни могут требовать разных Дхарм или законных целей.

Например, профессионалу может потребоваться перейти на роль родителя, а затем вернуться обратно.Настройка на внутреннего проводника позволяет человеку определить свою Дхарму, свое истинное призвание. Вы можете сделать это, найдя и согласовав свою жизненную цель и цель души.

Artha

Artha — это погоня за материальным богатством, которое может принести человеку материальный комфорт. Люди иногда считают, что путь духовного роста и стремление к материальному богатству исключают друг друга или даже что духовный искатель должен быть в бедности. Но это неправда.Если мы посмотрим на Вселенную, это отражение изобилия. Природа во всем богата. Бедность — это не что иное, как состояние сознания. Если изобилие — это качество Божественного, как стремление к изобилию отличается от стремления к Божеству? Если человек находится в бедности, в состоянии постоянного беспокойства о том, как поддержать и накормить, как он может стремиться к духовности? Когда человек может выйти за рамки повседневных забот, он может сосредоточить свое внимание на цели единения с Божественным. Однако важно оставаться непривязанным к обладанию или достижению богатства.Его можно либо превзойти, либо искать с непривязанностью и осознанностью. В этом состоянии ума стремление к богатству не отличается от стремления к Божеству, потому что человек видит изобилие или богатство как форму Божественного. И в этом состоянии непривязанности человек узнает, когда он достиг своих финансовых целей. Когда это происходит, желание стремиться к богатству автоматически угасает, открывая путь к мокше.

Кама

Кама исполняет желания.Желания могут иметь различные формы — богатство, могущество, сексуальные потребности, признание и т. Д. Кама Пурушартха утверждает, что желания человека должны быть выполнены в течение всей жизни, хотя и в состоянии осознания и без причинения вреда никому в процессе. Чтобы человек мог духовно развиваться и достичь конечной цели, необходимо преодолеть барьер его желаний. Это может быть достигнуто либо путем исполнения желаний, либо путем сублимации или преодоления их. Полное подавление желаний не рекомендуется, потому что оно похоже на полностью скрученную пружину, которая удерживается силой.Эти подавленные желания могут возникать, иногда непредсказуемо, что приводит к пагубным последствиям. Когда человек осознает свои желания и приступает к их исполнению с осознанием и без осуждения, он вскоре достигает стадии способности сублимировать и в конечном итоге превзойти их. Божественное, Вселенная, играет большую роль в этом процессе.

Мокша

Мокша означает освобождение, реализацию Самости и является конечной целью этого человеческого рождения.Это стадия внутреннего осознания того, что индивидуальное «я» — это то же самое, что и Высшее «Я». Мокша — это переживание космоса внутри себя. Это опыт потока и слияния энергий Шивы и Шакти в себе. Опыт союза, Единства или Экатвам с Высшим Я — это Мокша.

Поскольку все реки в конечном итоге ведут к морю, существует множество духовных путей, ведущих к одному и тому же месту назначения. Некоторые пути короче других, а некоторые более трудны, чем другие.Путь может быть трудным для навигации, и он не всегда может быть виден. Один из путей, Пратьянгира Садхана, — это прямой путь к Мокше, который ведет Сама Божественная Мать Пратьянгира.

Миссия Экатвам — помочь людям осознать свое Истинное Я. Чтобы каждый стал одним со своим Высшим Я, чтобы достичь Мокши в этой жизни. Часто люди совершают ошибку, отказываясь от всего в погоне за мокшей. На разных этапах духовного развития этот путь может оказаться неправильным и подходит не всем.Путь каждого человека к достижению конечной цели уникален, и только индивидуальное «я» может идентифицировать и видеть путь с помощью Божественного руководства. В Экатваме для нас большая честь помогать вашей душе в этом стремлении и приглашаем вас связаться с нами.

.

Четыре принципа — Дхарма, Артха, Кама и Мокша

Есть четыре принципа: дхарма, артха, кама и мокша.

Дхарма — это природа.

Тело имеет свою природу. Если тело хочет спать, нужно дать ему отдых. Но что нам делать, если тело хочет спать? Ставим телевизор из-за интересного фильма. Мы идем против тела. Дхарма, у тела есть свои требования.

Артха — это средство, кама — это желание, а мокша — это освобождение от желания.

Предположим, у тела есть желание есть, и даже если вы поели, это желание не исчезло. Ваш желудок полон, но разум хочет, чтобы вы поели. Так что желание поесть все равно остается. Можете ли вы относиться к этой ситуации? Вот где появляется мокша. Мокша означает освобождение от желаний. Отказ от желания — это мокша.

Если между этими четырьмя способностями нет координации, тогда жизнь будет полным хаосом.

Это будет несчастье.Когда существует координация между четырьмя способностями, желание и природа согласованы. Средства и исполнение согласованы. Освобождение можно понимать как достижение. Допустим, у вас есть желание полететь на Луну или на Луну. Но ваше желание не согласуется с вашими средствами.

Есть история. Жил-был гончар, который сделал много горшков.

Он потратил много времени на их изготовление, художественно изготовив каждый горшок и даже раскрасив некоторые из них. Он положил их все в корзину, чтобы отнести на рынок.Это было довольно далеко от места. Обычно ум не молчит. Гончар грезил наяву, пока шел. Он начал строить различные планы, что он будет делать с деньгами, которые он заработает, продавая горшки. Он представлял, что станет миллионером. Что друзья будут его очень уважать. Он даст им много денег, и он сможет просто расслабиться и опереться на стул, ничего не делая. Во сне он уронил обе руки, и все горшки упали и разбились.Он даже не дошел до рынка.

.

И отсутствие координации между всеми четырьмя — исполнением, желанием, средствами и самой природой — создает проблемы.

Связанные

.

Четыре принципа: Дхарма, Артха, Кама, Мокша

Ваш путь к свободе, никаких транспортных средств не требуется.

Повседневная рутина может стать такой же скучной, как бессмысленная, торопливая виньяса. Знаешь что я имею ввиду?

Мы делаем движения и почти не задумываемся, что мы делаем, почему мы это делаем или где мы были. Вещи кажутся ограниченными, линейными и ограниченными. Мы застреваем в наших паттернах и привычках (самскара), и жизнь кажется песней, которую мы устали слышать, но не можем перестать повторять.

По правде говоря, мы можем освободиться от рутины, даже не вставая с коврика. Подобно тому, как нисходящая собака — это строительные леса для будущих стоек на руках, встроенные в каждую виньясу, так и мокша (освобождение) можно найти в складках каждого дня.

В философии йоги Четыре цели жизни (пурушартхи) уводят нас от побитых рекордов к симфонии потенциалов, ведущей к нашему истинному «я» (пуруша), а также к чувству цели и универсальных ценностей. Эти четыре шага — ваш компас на этом пути к свободе:

Дхарма — наш окончательный — некоторые могут сказать божественный — путь.Дхарма — это видение — то, как мы можем видеть и преодолевать повседневную рутину того, как-это-всегда-было или-как-мы-всегда-делаем. Так мы растягиваемся и переходим от прежнего к чему-то более обширному.

Artha (цели) — это средство к умелому действию на нашем дхармическом (окончательном) пути. Цели артхи и видение дхармы — это наши врата к более глубокому пониманию того, кто мы есть и что действительно важно.

Кама (удовольствие) — восхитительный результат исследования этого высшего «я».

Мокша (освобождение) — это свобода от циклов поведения, мыслей и убеждений, которые сдерживают нас.

Сумма наших Целей состоит в том, чтобы позволить нашей виньясе стать ярким ритуалом вместо утомительного повторения — мотивирующей музыкой вместо тусклой петли. Другими словами, Цели создают возможность для наших движений на ковре и за его пределами, превратиться в обдуманное, прогрессивное размышление о чем-то лучшем. Когда мы развиваем Цели Жизни, мы освобождаемся.

Я лучше всего вижу эту игру в ретритах, которые я возглавляю. Как правило, в первый день студенты с шумом заходят в комнату для йоги с кусками того же старого, размещенными достаточно глубоко, чтобы они их еще не потрясли. Знакомое беспокойство проникает в наш первый класс. Некоторые даже кладут сотовые телефоны рядом с циновкой, как спасательные плоты в море надоедливого спокойствия.

Ко второму дню уже все по-другому. Есть розовые полосы там, где пропустили солнцезащитный крем, несколько укусов насекомых, и произошел ощутимый сдвиг.Беспокойство уступило место более расслабленному, менее отвлеченному отношению. Они вышли за рамки своей нормы, и постепенно требования городской жизни (реальной и / или воображаемой) уступили место каме (удовольствиям).

.

Пурушартхи, Четыре аспекта человеческой жизни: Дхарма, Артха, Кама, Мокша

Свами Джнанешвара Бхарати
Дом

Есть четыре аспекта или аспекты человеческой жизни: дхарма, артха, кама и мокша.Они должны делать живя своей целью, имея прочное основание в мире, мудрое исполнение желаний и свобода от ограничений своего ложные личности. Каждый из них — часть жизни. Хотя это может быть правдой что в конечном итоге цель жизни имеет отношение только к окончательному освобождению (мокше), другие — фактически важные шаги на этом пути. Признавая это это один из способов удержать предложение жить «в» мире, но не бытие «от» мира.

1) Artha имеет для удовлетворения голода, жажды, потребностей в безопасности, которые присущие жизни в физическом теле. В нашем современном мире это обычно означает наличие денег для обеспечения самого необходимого. Даже странствующий монах, который получает еду и одежду от благотворительных другие являются частью этого, поскольку еда и одежда, несомненно, были часть экономического процесса так или иначе.Арта признает этот уровень физических или материальных потребностей, который не противоречит Духовная жизнь.

2) Кама имеет делать с исполнением желаний в мире. Без глубокого, скрытых желаний (самскар) не было бы воплощения. «Кама» — это отличается от «кармы». Значение «карма» — «действие» и относится к разыгрыванию наших глубоких впечатлений от влечения и отвращение. Кама — это оживленное желание, возникающее из тех скрытые обусловленности.Сказать, что их там нет, и что они от всего надо отказываться практически не практично. Желания должны быть признанный и разумно выполненный с вниманием, чтобы двигаться к свободе от них, не добавляя к непрерывному циклу наполнение и усиление.

3) Дхарма связано с исполнением наших собственных желаний способами, соответствующими весь поток вселенной. Это процесс согласования, посредством чего человек движется устойчиво, мудро и с ясным умом в естественный поток Истины, Бога, Божества или чего угодно, что выбирают естественно интуитивная реальность.Дхарму называют естественным законом, гармония, истина, долг, мудрость и врожденная природа вещей. Слово «Дхарма» от дхри до , что означает, что удерживают вместе , до поддерживать . Жить в дхарме — значит жить с нашим человеком природа должна быть в согласии со всем потоком вещей.

4) Мокша есть окончательное освобождение от всех глубоких впечатлений от вождения, которые постоянно разыгрываются в уме и мире, что заставляет нас приходить и уходить из телесной формы.Значит, глубокая условности больше не связывают. Это свобода от рабства наших веревки кармы, которые, кажется, связывают нас. Мокса — это прямой опыт Абсолютной Истины или Реальности, вместе с полным отбрасыванием всех ложных представлений о том, кем мы себя считаем. Самореализация, непосредственный опыт нашей истинной природы как чистого сознания, Пуруша или Атман — это одна стадия. Этот опыт, плюс общее, постоянное преодоление обусловленностей — это мокша.

Четверка непростая делать, жить повседневной жизнью. Это точки осознания, аспекты как наше существо, так и садхана (духовные практики), которыми мы живем на нашем пути к высшей цели человеческой жизни. Помня и размышляя об этих четырех принципах, аспектах или аспектах жизни, процесс рассматривается в более простых терминах. Это непросто, но простота можно увидеть и прожить.

——-

Сайт посвящен представляя древний путь Самореализации Традиции гималайских мастеров простыми, понятными и выгодными способами, без компромиссов качество или глубина.Цель нашей садханы или практики — высшая Радость, которая приходит от реализации в прямом переживании центр сознания, Самость, Атман или Пуруша, который одно и то же с Абсолютной Реальностью. Это самореализация приходит через йога-медитацию йоги. Сутры, созерцательное прозрение Адвайта Веданты и интенсивная преданность Самая Шри Видья Тантра, три из которых дополняют друг друга, как пальцы на руке.Мы используем классические подходы раджи, джнаны, кармы и бхакти. Йога, а также хатха, крия, кундалини, лайя, мантра, нада, сиддха, и тантра-йога. Медитация, созерцание, мантра и молитва окончательно сойтись в единую силу, направленную к окончательному стадии, пронзая жемчужину мудрости, называемую бинду, ведущую к Абсолютно.




.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *