Зож значение: Недопустимое название — Викисловарь

Формирование навыков здорового образа жизни — Красноярский краевой медико-генетический центр

Что такое здоровый образ жизни?

Термин «здоровый образ жизни» применяется все чаше, но остается спорным. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: «Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье». Однако сюда нужно включить все позитивные для здоровья стороны, т.е. аспекты, виды активности – трудовой, социальной, интеллектуальной, образовательной, физической и пр. и, конечно, медицинской, действующих на благо индивидуального и общественного здоровья. Поскольку понятие «деятельность» очень широко и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье, здоровый образ жизни включает в себя все элементы такой деятельности, направленной на охрану, улучшение, воспроизводство здоровья.

Таким образом, здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей.

Такое определение может показаться аналогичным понятию «здравоохранение», которое чаще всего квалифицируется как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактике, лечению, реабилитации). Действительно, основания для такого заключения есть, так как здравоохранение – это деятельность государственных, общественных учреждений, органов и организаций по обеспечению условий для охраны и укрепления здоровья населения (в том числе материально-технической базы, кадров, научных исследований), а также сама деятельность учреждении, служб здравоохранения по охране и улучшению здоровья населения. Здравоохранение является важным, но не единственным фактором здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Значит, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья населения, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.

Пути формирования здорового образа жизни

Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую активность, т.е. деятельность людей, связанною к) своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активность. Так, в практическом плане можно определять здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех индивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность. Следовательно, существуют два направления формирования здорового образа жизни:

  • создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;
  • преодоление, уменьшение факторов риска.

10 приоритетных норм здорового образа жизни

По мнению некоторых авторов, здоровый образ жизни можно определить как жизнедеятельность человека, соответствующую медико-гигиеническим нормам, те. Способностям человека следовать установленным стандартам поведения в целях охраны здоровья или типовой модели медико-гигиенического поведения. Выделяют 10 приоритетных норм здорового образа жизни (по существу, гигиенического поведения) Среди них соблюдение правил гигиены труда и техники безопасности, приемы психогигиенической и психотерапевтической самопомощи, отказ от курения и злоупотребления алкоголем, достаточная физическая активность, сбалансированное питание, своевременное обращение за медицинской помощью, умение оказать первую доврачебною помощь

Фактически эти нормы – проявление положительной медицинской активности.

Достаточно конкретны рекомендации ВОЗ по преодолению факторов риска и формированию здорового образа жизни. Например, для профилактики ИБС и других хронических заболевании ВОЗ рекомендует «правильное питание (содержащее мало животных жиров, много фруктов и овощей) для снижения уровня холестерина в крови и предупреждения тучности, отказ от курения, сокращение количества поваренной coли и алкогольных напитков, а также раннее выявление повышения артериального давления и борьба с ним, поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения как составная часть повседневной жизни, снижение социального и профессионального стресса».

Если к этому добавить рекомендации по соблюдению гигиенического режима труда, отдыха, учебы, конкретные пожелания относительно самого трудного для реализации пункта о «снижении социального и профессионального стресса», о необходимости строгого соблюдения индивидуальных медицинских, медико-психологических требований и других, связанных с благоприятными для здоровья проявлениями медицинской активности, то перечисленное можно определить как медицинскую программу формирования здорового образа жизни

Однако даже ограниченные меры по преодолению некоторых факторов риска (или отрицательных сторон образа жизни) дают впечатляющий результат. Например, по сообщениям кардиологов, участвующих в так называемой кооперативной программе ВОЗ всего за 5 – 8 лет среди обследованных групп населения Москвы Каунаса, Фрунзе, Минска (более 70 000 человек) удалось сократить смертность от ИБС на 25% и более (70-е годы), более чем на 10% уменьшить общую смертность. Столь же убедительны итоговые сведения по другим странах! За 20 лет наблюдений, где осуществляется кооперативная программа.

Так, в 1972–1992 гг. сокращение смертности от сердечно-сосудистых заболевании среди населения экспериментальных районов достигло в Японии 36,4% у мужчин и 41,8% у женщин, соответственно в США – 32,1 и 39 2%, во Франции – 22,7 и 35,1%, в Англии и Уэльсе – 16,7 и 19,6%, в ФРГ – 11,2 и 21,9% В последующие годы произошло дальнейшее заметное снижение этих показателей. Следует подчеркнуть, что такие благоприятные сдвиги в состоянии здоровья удалось вызвать применением лишь мер против отдельных первичных и вторичных больших факторов риска (сокращение курения, потребления поваренной соли, ограничения животных жиров, алкогольных напитков, регулирования артериального давления общедоступными лекарственными средствами и повышением физической активности) Естественно, такие меры более дешевы, чем специальные современные методы лечения и профилактики, и не исключают применения всех других средств и методов программ здоровья

При определении мер формирования здорового образа жизни и профилактики особенно важны данные об одинаковых факторах риска при различных заболеваниях. Например, несбалансированное, нерегулярное питание оказывалось в числе факторов риска по ИБС, диабету, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, на эти же заболевания заметно влияют курение, употребление алкоголя, рабочий стаж, психоэмоциональные ситуации и др. Сказанные наблюдения имеют принципиальное значение, так как позволяют выработать общую тактику борьбы с наиболее распространенными неэпидемическими, хроническими заболеваниями и их профилактики.

Формирование здорового образа жизни должно быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения, включающим в себя профилактику, особенно первичную. Следовательно, на этом направлении должны базироваться как федеральная, общегосударственная (те государственная комплексная программа укрепления здоровья и усиления профилактики), республиканские, областные, городские районные и другие территории 1 ьные программы так и программы отдельных учреждении и предприятии. Они не должны сводиться к отдельным, пусть и важным, мероприятиям по организации медицинской помощи, включать в себя меры гигиенического воспитания, борьбы с пьянством, наркоманиями, курением и другими факторами риска, активизации физической культуры и примеры по формированию здорового образа жизни, программ здоровья.

Такие программы не могут относиться лишь к компетенции органов и учреждений здравоохранения. Министерство здравоохранения само по себе не в состоянии обеспечить весь комплекс морально-нравственных, психологических, социально-экономических, медицинских, педагогических, правоохранительных и других мер по формированию здорового образа жизни. Министерство не в состоянии полно и эффективно координировать и контролировать все аспекты деятельности по охране и укреплению здоровья – по формированию здорового образа жизни, включая трезвый образ жизни. Достаточно, если органы и учреждения здравоохранения будут четко и эффективно осуществлять диагностику, лечение, профилактику заболеваний и медицинскую реабилитацию, если все медицинские работники станут активными участниками и инициаторами мер по формированию здорового образа жизни, покажут сами, как это нужно делать, станут его пропагандистами и агитаторами, проводниками гигиенического воспитания.

Пропаганда ЗОЖ

Коль скоро формирование здорового образа жизни становится основой, универсальным средством первичной профилактики и, следовательно, базой стратегии охраны и укрепления здоровья, оно должно стать стержнем всех программ здоровья, всех профилактических территориальных и отраслевых программ. В них должны быть предусмотрены совместные действия органов и учреждений здравоохранения, просвещения, культуры и др. Осуществление мер первичной профилактики должно быть важнейшей обязанностью всей сети лечебно-профилактических учреждений и особенно служб первичной медико-санитарной помощи. Учреждения здравоохранения должны рассматриваться как форпосты формирования здорового образа жизни, и это относится, прежде всего, к центрам здоровья, центрам профилактики.

Важнейшая функция и задача всех органов и учреждений, всех организаций, которые должны заниматься формированием здорового образа жизни и, прежде всего, учреждений первичной медико-социальной помощи – эффективная пропаганда здорового образа жизни.

Пропаганда должна основываться не столько на санитарном просвещении, сколько на средствах гигиенического воспитания, т.е. не на пассивном восприятии медицинских и гигиенических знаний, а на обучении гигиеническим навыкам, соблюдению правили норм поведения и активном их проведении в жизнь в конкретных условиях.

Акцент на организацию и проведение гигиенического воспитания как важного условия формирования здорового образа жизни заставил в свое время (1988) Минздрав СССР преобразовать дома санитарного просвещения в центры здорового образа жизни (в настоящее время это центры медицинской профилактики), при которых организуются кабинеты физической культуры, психогигиены, брака и семьи, семейных отношений и др.

В период внедрения рыночных отношений, реформирования здравоохранения, создания системы медицинского страхования, развития частных учреждений и практик ослаблено внимание к профилактике, к программам формирования здорового образа жизни. Вместе с тем именно они призваны стать основой государственной социальной политики, в том числе деятельности органов и учреждений социального медицинского страхования, и найти соответствующее место в работе муниципальных, частных, общественных и других организаций и учреждений. Программы формирования здорового образа жизни и профилактики, как показывает опыт других стран, особенно с так называемой страховой медициной (Германия, Франция и др. ), заняли приоритетное место и получили соответствующую финансовую поддержку. Это, как отмечалось, положительно сказалось на показателях здоровья населения. Такие программы (федеральные, регионарные, местные, учреждений, предприятий, ведомств, всех форм собственности) должны найти приоритетное место в планах и их деятельности; они должны быть включены в программы государственных гарантий бесплатной доступной и квалифицированной медицинской помощи.

Существенным препятствием для успешного формирования здорового образа жизни остается низкая медицинская культура значительной части населения. Это свидетельствует о невысокой общей культуре, так как гигиеническая грамотность и культура – часть общей культуры и образованности людей. Есть обоснованные предположения включать в учебные программы и планы всех учебных заведений преподавание основ гигиенического воспитания, формирования здорового образа жизни. Это, прежде всего, относится к медицинским учебным заведениям, о чем неоднократно говорилось в официальных документах. С 1987 г. при некоторых институтах усовершенствования врачей стали создаваться кафедры и курсы формирования здорового образа жизни – валеологии, санологии. Они обучают врачей формированию здорового образа жизни.

При обследовании нескольких тысяч респондентов 64% несвоевременно обращались к врачам при заболеваниях, нечетко выполняли профилактические рекомендации. Значение физкультуры для здоровья признают все опрошенные, г занимаются ею не более 8–10%; 60% воспитателей дошкольных учреждений не считают нужной выработку гигиенических навыков самообслуживания у детей; 60% учителей школ не считают своей обязанностью говорить детям об алкоголе и его вреде, а 90% вообще не знают об алкоголизме среди школьников. Исследования последних лет указывают на то, что 40% респондентов не знают о наличии у них гипертонии, а 15–20%, знающих об этом, не принимают никаких мер ее профилактики и лечения. До 40% рабочих и служащих не являются на профилактические осмотры на предприятиях, хотя среди них не менее трети имеют хронические заболевания. Низкая медицинская активность нередка и среди родителей, которые подчас преувеличивают свои гигиенические знания. Так, по одному из обследований установлено, что 95% родителей считали, что обладают достаточными знаниями по профилактике детских заболеваний, но необходимой информацией располагали не более 40% родителей.

Значение здорового образа жизни и его формирования признает и ВОЗ. «К концу 70-х годов стало ясно, что борьбу за здоровье нужно вести по-новому Здоровье населения должно стать заботой всех секторов. Общественность необходимо было информировать о том, что такое здоровый образ жизни…».

Заключение

В формировании здорового образа жизни проблемой остается слабая мотивация его необходимости у населения. По ряду исследований оказывается, что гораздо большее внимание респонденты уделяют отдельным его факторам, таким как питание, а не всему комплексу мер по его реализации, начиная с гигиенической гимнастики, соблюдению режима дня и др. Пока очень неубедительно звучат призывы вести здоровый образ жизни без доказательства его решающего влияния на улучшение показателей здоровья на конкретных примерах. Именно в этом деле первостепенная роль должна принадлежать практическим врачам и в первую очередь – самой массовой медицинской организации – ПМСП.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни – это поведение и привычки человека, помогающие ему сохранить и улучшить здоровье. Заботясь о физическом и ментальном здоровье, человек способен предотвращать разные заболевания, лучше справляться с проблемами, стрессами и наслаждаться жизнью. Ведение здорового образа жизни имеет решающее значение для каждого человека, поскольку обеспечивает хорошее самочувствие и долголетие

Почему важно вести здоровый образ жизни?

Многие государственные и общественные организации активно пропагандируют здоровый образ жизни, отмечая и доказывая его преимущества на основе изучения критических показателей здоровья, в том числе вес, уровень глюкозы, холестерина в крови, артериальное давление.

Люди, ведущие здоровый образ жизни, гораздо менее подвержены риску развития заболеваний и менее склонны к преждевременной смерти от рака или сердечно-сосудистых заболеваний, чем люди с вредными привычками.

Из чего состоит здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни включает в себя физическое здоровье и эмоциональное (или психическое) здоровье человека, которые хорошо функционируют вместе. Как говорится: «В здоровом теле здоровый дух». К основным компонентам здорового образа жизни относятся:

  1. 1. Отсутствие вредных привычек.
  2. 2. Правильное питание.
  3. 3. Физическая активность.
  4. 4. Контроль веса.
  5. 5. Управление стрессом.
  6. 6. Отдых, здоровый сон.

Учеными установлено, что один компонент здорового способа жизни уже увеличивает продолжительность жизни людей на 2 года. Следовательно, чем больше у людей здоровых привычек, тем дольше они живут.

С чего начать?

На здоровье влияют многие факторы. Некоторые из них вы не можете контролировать, включая генетику или возраст.  Но вы можете внести изменения в свой образ жизни, чтобы улучшить здоровье и продлить жизнь. Начните со следующих шагов:

  1. 1. Оцените преимущества здорового способа жизни.
  2. 2. Составьте план действий.
  3. 3. Избавьтесь от всего, что негативно влияет на ваше физическое и психическое самочувствие.
  4. 4. Смените вредные привычки на полезные.

Начать вести здоровый стиль жизни никогда не поздно. Но чем больше ваш опыт в этом, тем больше эффект. Поэтому начните прямо сейчас, чтобы потом не жалеть о том, что не сделали этого раньше.

Полезные советы

Здоровый образ жизни включает целый комплекс действий, индивидуальных для каждого человека. Ряд действий, необходимых для ведения здорового образа жизни, изменяется в зависимости от особенностей стиля жизни (наличие вредных привычек, род деятельности, количество свободного времени). Но на основе главных компонентов здорового способа жизни можно выделить основные советы:

  1. 1. Питайтесь здоровой пищей.
  2. 2. Пейте воду.
  3. 3. Будьте физически активными.
  4. 4. Избегайте чрезмерного пребывания на солнце.
  5. 5. Получайте приятные эмоции.
  6. 6. Не переусердствуйте.

Эти советы помогут вам избежать проблем, связанных со здоровьем и значительно улучшить состояние организма. Есть и другие полезные советы для здорового образа жизни, исключающие рискованные формы поведения человека. Это безопасное вождение транспортных средств, избегание ночных развлечений, чрезмерного увлечения компьютерными играми, социальными сетями, использование теплой одежды в холодное время года и другие правила, исходящие из конкретных особенностей стиля жизни.

Здоровый образ жизни – способ изменения жизни в лучшую сторону, доступный каждому. Это длительный, но самый эффективный процесс, помогающий человеку улучшить физическое, психическое здоровье и сохранить молодость. Перейдите на здоровый стиль жизни, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь.

Берегите себя и своих близких!!!

Понятия и значение здоровья и здорового образа жизни

Сегодня педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» (ЗОЖ), которые широко используются в системе понятий современного образования.

Однако однозначного и всеобъемлющего определения понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» нет. Эти понятия рассматриваются с разных точек зрения.

На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов, Коджаспирова Г.М определяют здоровье как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений; состоянии полного телесного, душевного и социального благополучия; наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела.

С учетом этих же признаков Г.И. Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма». В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

С эволюционной и экологической позиций Д.Д. Венедиктов раскрывает смысл понятия о здоровье как динамическом равновесие организма с окружающей природной и социальной средами, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью, а общее сочетание этих функций поддерживается на уровне оптимального с точки зрения целостности организма и необходимости его быстрой и адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде.

С социологической точки зрения здоровье является мерой социальной активности и деятельностного отношения человеческого индивида к миру. Развивая эту мысль, И.И. Брехман считает, что такое отношение в первую очередь должно проявляться в системе улучшения качества окружающей среды, сохранения собственного здоровья и здоровья других людей.

В психологии придерживаются мнения о том, что здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее ее отражение, в смысле преодоления: здоровье – не только состояние организма, но и стратегия жизни человека.

В.П. Казначеев выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции комплексного подхода. Он считает, что здоровье — это «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Таким образом, в специальной научной литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.

По моему мнению, здоровье – это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Образ жизни является также плодом культурного творчества человека и результатом его свободного выбора.

Понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни» (Ю.П. Лисицина, Г.И. Царегородцева и Казначеева В.П), в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др.

Под образом жизни понимается система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. От того, какой образ жизни ведет конкретный человек, зависит в основном его здоровье. Эта составляющая является главной, поскольку именно образ жизни оказывает решающее влияние на здоровье человека.

В международном терминологическом словаре санитарного просвещения дается определение понятия «здоровый образ жизни» — гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Перечислены и основные аспекты здорового образа жизни:

  • укрепляющий здоровье жизненный режим, пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой;

  • физическая культура и занятие спортом;

  • рациональное питание;

  • гармонические отношения между людьми;

  • правильное сексуальное поведение;

  • личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение в сфере труда и быта;

  • негативное отношение к вредным привычкам (употреблению табака, спиртного, злоупотреблению лекарствами).

Один из ведущих исследователей факторов здорового образа жизни Степанов А. Д. пишет о следующих аспектах здорового образа жизни:

  • правильно организованный, физиологически оптимальный, приносящий удовлетворение труд;

  • достаточная двигательная активность;

  • сбалансированное в качественном и количественном отношении питание;

  • достаточный сон;

  • соблюдение режима дня;

  • закаливание;

  • вызывающие положительные эмоции формы досуга;

  • отказ от вредных привычек.

Заметная роль, которую имеют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. Недоучет типологических особенностей человека делает его беззащитным и уязвимым для действия неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.

К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организм, ученые относят: энергетические воздействия (включая физические поля), динамический и химический характер атмосферы, водный компонент; физические, химические и механические характеристики воздействия поверхности Земли, характер биосистем местности и их ландшафтных сочетаний; сбалансированность и стабильность климатических и пейзажных условий и ритма природных явлений и др.

Значительная зависимость человека от природных факторов и их непредсказуемость предопределили стремление человека сделать себя более защищенными, независимым от превратностей природы, для чего он создавал и изобретал все новое, облегчающие его жизнь, все более благоприятные условия существования и совершенные орудия производства. Это обеспечило ему комфортные для поддержания жизнедеятельности условия.

Отсюда следует, что ЗОЖ – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.

По моему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма, стиль жизни и состояние окружающей среды.

Проблема формирования здорового образа жизни последние десятилетия является объектом изучения таких исследователей как Ю. П. Лисицин, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, А. И. Антонов. Ими сделаны выводы о том, что у старших дошкольников:

  • имеется слабое представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположному болезненному. Дети затрудняются называть качества, присущие здоровому человеку;

  • нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях большого города;

  • недостаточно сформированы представления о значении для здоровья двигательной деятельности, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды;

  • недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» образуют между собой связи, обозначение которых позволяет обобщенно выразить их содержание и использовать его в педагогической практике.

Итак, понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально-региональных ценностей культуры.

Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленный особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.

Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья человека через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний для организации правильного питания, стиля жизни, в борьбе с гиподинамией (пониженная подвижность), стрессом, вредными привычками. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и ЗОЖ. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры ЗОЖ подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. 

Проектная работа «Значение здорового образа жизни для человека»

ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине физическая культура.

 

На тему: «Значение здорового образа жизни для человека».
 


 

Выполнила

Обучающаяся группы № 53

Грибанова Анастасия

Преподаватель

Стерлигова Н.В.


 

Рязань, 2018г.
 

Содержание.


 

Введение

Сущность здорового образа жизни.

Основные элементы здорового образа жизни.

Заключение.

Список литературы.


     

    Введение

    Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

    Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.

    Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.

    Достижение цели предполагает решение ряда задач:

    1) дать определение сущности здорового образа жизни;

    2) рассмотреть основные элементы здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

    Сущность здорового образа жизни.

    Охрана собственного здоровья ― это непосредственная обязанность каждого человека. Нередко бывает, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20―30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, ― словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, О.А. Миль штейн, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

    Здоровый образ жизни ― это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье».

    Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).

    Физическое здоровье ― это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

    Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

    Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

     

    Основные элементы здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: «плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.»

    Плодотворный труд ― важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. Рациональный режим труда и отдыха ― необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
     


     

    Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

    Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

    Первый закон ― равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, ― мы полнеем.

    Второй закон ― «соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах». Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ.
     

    Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов «приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов». Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект

    «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод ― на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% ― от условий, нас окружающих.

    Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье ― наследственность. Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

     


     

    Оптимальный двигательный режим ― важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
     

    Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество ― выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

    Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

    Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена. Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

    Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.

    Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

    Заключение.

    Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

    Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п.

    Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

    Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты.

    Оптимальный двигательный режим ― важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

    Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.


     

    Список литературы.

    1. Васильков, А. Теория и методика физического воспитания / А. Васильков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 384 с.

    2. Гришина, Ю. Общая физическая подготовка. Знать и уметь / Ю. Гришина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 249 с.

    3. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта / В. Дубровский. — М.: Владос, 2003. — 512 с.

    4. Евсеев, Ю. Физическая культура / Ю. Евсеев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 448 с.

    5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2006. — 368 с.

    6. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни / В.Р. Шуханович // Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 435 с.

    Здоровый образ жизни — фактор профилактики туберкулеза

    Туберкулез – это хроническое инфекционное заболевание с затяжным течением, характеризуется развитием специфических воспалительных изменений в различных органах и тканях. Возбудитель заболевания (палочка Коха) был открыт Робертом Коха в 1882 году. Палочка Коха, находясь в организме, выделяет токсины, оказывающие на ткани организма сильное повреждающее действие. Чаще всего поражаются лёгкие, но могут поражаться также почки, кости и другие органы. Возбудители туберкулёза – микобактерии туберкулёза — в больших количествах накапливаются в организме больного человека и могут выделяться в окружающую среду с мокротой, мочой и калом.  Она очень устойчива во внешней среде.

    Пути передачи туберкулезной инфекции: аэрогенный, алиментарный, контактный и внутриутробный. Основной путь — аэрогенный. Источником распространения инфекции являются больные туберкулезом. При кашле, смехе или чихании заразный больной туберкулезом легких выделяет мельчайшие частицы мокроты, содержащие микобактерии туберкулеза.  Передача заболевания происходит при вдыхании человеком зараженного микобактериями туберкулеза воздуха. Заражение наступает также и при употреблении в пищу молочных продуктов питания от больных туберкулёзом животных, когда микробы попадают в организм с некипяченым молоком и другими плохо обработанными молочными продуктами.

    Первые признаки туберкулёза:

    1.     Быстрая утомляемость и проявление общей слабости.

    2.     Снижение и/или отсутствие аппетита, потеря веса.

    3.     Повышенная потливость, особенно под утро и в основном в верхней части туловища.

    4.     Появление одышки при небольших физических нагрузках

    5.     Длительный, не поддающийся лечению кашель или покашливание с выделением мокроты (возможно с кровью).

    6.     Незначительное, не ощущаемое повышение температуры тела до +37,2, + 37,8.

    Источник инфекции — больной человек, который иногда даже не знает о своей болезни, так как туберкулёз может протекать как обычная простуда, не долеченная пневмония, а иногда бессимптомно, поэтому при туберкулёзе особое значение имеют профилактика и раннее выявление.

    Первостепенная роль в профилактике туберкулёза принадлежит здоровому образу жизни, правильному полноценному питанию, разумному сочетанию труда и отдыха, оздоровлению условий труда.

    Развитию туберкулёза способствуют факторы, ослабляющие защитные силы организма:

    1.      Переутомление, стрессы, продолжительное чрезмерное волнение;

    2.     Неполноценное питание;

    3.     Хронические болезни – заболевания легких, сахарный диабет, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

    4.     Злоупотребление алкоголем, наркотиками, табакокурение.

    5.     Различные состояния иммунодефицита, особенно ВИЧ и СПИД.

    Наибольшему риску заражения подвергается человек, находящийся в длительном бытовом контакте с выделяющим микобактерии больным туберкулезом легких, который не получает лечения.
    У подавляющего большинства (90%) зараженных лиц туберкулез не развивается, если их иммунная система не ослаблена.
    Ослабление иммунитета вследствие ВИЧ-инфекции — самый значительный фактор, влияющий на развитие туберкулеза после заражения микобактериями туберкулёза. У лиц с сочетанным заражением туберкулезом и ВИЧ риск развития туберкулезом в течение жизни оценивается в пределах 50%.

    Выявить туберкулез у взрослых можно:

    — исследованием мокроты на микобактерии туберкулёза;

    — с помощью ежегодного флюорографического метода обследования;

    — исследованием мочи на микобактерии туберкулёза.

    Чтобы не заболеть туберкулёзом нужно, прежде всего, вести здоровый образ жизни. НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО ТУБЕРКУЛЁЗ, КАК ПРАВИЛО, ИЗЛЕЧИМ, НО ЛУЧШЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ЭТО КОВАРНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, ЧЕМ ЛЕЧИТЬ!

    Делайте всё возможное, чтобы повысить защитные силы организма: хорошо питайтесь, регулярно занимайтесь спортом, больше бывайте на свежем воздухе. Если вам приходится часто находиться в душных непроветриваемых помещениях, постарайтесь как можно чаще делать влажную уборку и по возможности проветривать.

     

    Врач-фтизиатр

    диспансерного отделения №1 «ГУЗ ЛОПТД»

    Подтихова Ольга Владимировна

    Здоровое определение и значение | Британский словарь

    здоровый /ˈhɛlθi/ имя прилагательное

    здоровее; самый здоровый

    здоровее; самый здоровый

    Британский словарь определения ЗДОРОВЫЙ

    [также более здоровым; самый здоровый]

    и : иметь хорошее здоровье : не болен и не ранен : хорошо
    • здоровые дети

    • совета, как оставаться здоровым

    б : демонстрируя хорошее здоровье : дела идут хорошо : успешный или растущий : большой по размеру или количеству
    • В журнале опубликовано здоровых ее стихов.

    • У нее здоровый банковский счет.

    • Эта работа требует здоровой дозы самодисциплины.

    • Его бизнес приносит здоровую прибыль.

    — здорово

    /ˈhɛlθəli/ наречие
    • живущий здоровый

    • здоровые активные люди

    — здоровье

    /ˈhɛlθinəs/ имя существительное [не в счет]

    — здоровый

    наречие, неофициальный

    Создание нового определения того, что значит быть здоровым

    Изображение предоставлено rawpixel. ком

    Что для вас значит быть здоровым? Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Но исследования показывают, что, несмотря на это, американцы все еще могут определять здоровье в узком смысле.

    В новом исследовании, представленном сегодня на сессии «Диета и физические упражнения в социальном мире» на Ежегодном съезде SPSP, Даниэль Боулз и ее коллеги спросили американцев, что значит быть здоровым.Люди в подавляющем большинстве упоминали «отсутствие болезни», пренебрегая другими факторами. В некоторых случаях американцы определяли здоровье как то, чего у них не было . Например, люди, которые определяли здоровье как «психическое равновесие», были теми, кто больше всего беспокоился и меньше всего спал. Может ли определение здоровья по тому, за что мы боремся, привести к стрессу, что в конечном итоге подорвет здоровье?

    У нас также могут быть узкие представления о , где мы можем быть здоровыми. ВОЗ подчеркивает, что физическая активность имеет решающее значение для здоровья, но упражнения кажутся необычными во многих повседневных условиях.Исследование, проведенное Эндрю Уордом, показало, что люди рассматривают физические упражнения как нечто, чем можно заниматься не везде. Например, люди сообщали, что было бы так же необычно увидеть, как кто-то прыгает в аэропорту, как кто-то поджигает машину! Это может помешать людям думать о повседневных возможностях для физических упражнений.

    Многие сообщения о здоровье нацелены на ожирение. Например, ВОЗ называет это глобальной эпидемией. Ожирение действительно является одной из самых больших проблем со здоровьем в Америке. Но сосредоточение внимания на весе может иметь непредвиденные последствия.Люди с избыточным весом сталкиваются с общественным осуждением, например, их считают ленивыми, безвольными или бесполезными. Исследования, проведенные Анджелиной Инколлинго Родригес и другими, показывают, что столкновение с общественным неодобрением может сделать людей с избыточным весом более нездоровыми. Исследователи давали людям с нормальной массой тела ощущение избыточного веса, заставляя их носить толстые костюмы. В толстых костюмах люди ели больше нездоровой пищи: на 191 калорию больше M&Ms, картофельных чипсов и газированных напитков. Слишком большое внимание к весу в определениях здоровья может привести к порочному кругу.

    Итак, что мы можем сделать? Расширение определений здоровья может иметь преимущества. Растущее количество исследований показывает, что социальные связи так же важны для нашего здоровья, как диета и физические упражнения. Боулз и ее коллеги исследовали, считают ли люди то, что вы должны делать, чтобы быть здоровыми, «социальным» или «изолированным». Когда люди считали, что здоровье является социальным, а не изолирующим, они вели более здоровый образ жизни. Важность социальных связей стала центром внимания некоторых недавних кампаний в области здравоохранения. Кампания Kaiser Permanente «Thrive» включает в себя рекламу, в которой говорится: «Найди время для себя» и «Объятия полезны для здоровья.

    Признание той роли, которую наша социальная жизнь играет в медицинских учреждениях, может стать важным шагом вперед для здравоохранения в Соединенных Штатах.


    Лорен Хоу  — аспирант 5-го года обучения в области социальной психологии в Стэнфордском университете и междисциплинарный научный сотрудник Стэнфордского университета Shaper Family. Ее исследовательские интересы включают отвержение, взаимодействие пациента и врача и доверие к экспертам.

    Значение здоровья и его укрепление

    Устав Всемирной организации здравоохранения, вступивший в силу 7 апреля 1948 г., определил здоровье «как состояние полного физического, психического и социального благополучие.«Сочинители Конституции ясно осознавали тенденция рассматривать здоровье как состояние, зависящее от наличия или отсутствия болезней: поэтому они добавили к этому определению, что человек, если его следует считать здоровым, не должен страдать ни от какой болезни (…. », а не только отсутствием болезни или немощи») (1). В этом Кстати, определение Всемирной организации здравоохранения просто добавило требование к предыдущее положение, которое позволяло объявить кого-то здоровым, если не было обнаружено никакой болезни: шаг вперед, который можно было бы сделать в осмыслении здоровья как аспект существования, который может сосуществовать с наличием болезни или нарушения так и не был взят.

    Сегодня возможны и используются три типа определения здоровья. Первый что здоровье – это отсутствие какой-либо болезни или нарушения. Во-вторых, здоровье – это состояние, позволяющее человеку адекватно справляться со всеми требованиями повседневной жизни (подразумевая также отсутствие болезней и нарушений). Третье определение гласит, что здоровье – это состояние баланса, равновесия, которое индивидуум установил в собой и между собой и своим социальным и физическим окружением.

    Последствия принятия того или иного из этих определений значительны. Если здоровье определяется как отсутствие болезни, медицинская профессия – это та, которая может объявить человека здоровым. С развитием медицины люди, объявленный здоровым сегодня, завтра может оказаться больным, потому что более продвинутые методы исследования могут обнаружить признаки болезни, которая не поддается диагностике ранее.То, как человек относится к своему состоянию, не имеет значения в этой парадигме. здоровья. Как окружающие оценивают поведение и внешний вид человека имеет значение только в том случае, если их наблюдения согласуются с критериями аномалии которые произвела медицинская профессия. Измерение состояния здоровья популяция также проста и потребует не более чем подсчета особей, которые на обследование, обнаруживают определенные признаки болезни и сравнивают их количество с теми, у кого нет.

    Имеются очевидные трудности с первым и вторым из упомянутых определений выше и с их последствиями. Есть люди с аномалиями, которые могут быть расценены как симптомы болезни, но не чувствовать себя больным. Есть и другие, чье тело ткани не демонстрируют изменений, но плохо себя чувствуют и плохо функционируют. Есть люди, которые слышат голоса и поэтому могут быть кандидатами на психиатрическую экспертизу и возможно лечение – но жить хорошо в своем сообществе и не просить ни получать медицинскую помощь.У значительного числа людей есть пептические язвы и другими заболеваниями, не испытывают проблем, не знают, что они больны и не искать лечение от него. Некоторые из этих людей также избегут второго типа определение здоровья, потому что они функционируют так, как ожидается в их возрасте и поле группа общего населения.

    Третье определение, упомянутое выше, ставит здоровье в зависимость от наличия у человека установил состояние равновесия внутри себя и с окружающей средой. Это означает, что люди с заболеванием или нарушением будут считаться здоровыми до уровня определяется их способностью устанавливать внутреннее равновесие, благодаря которому они получают больше всего они могут из своей жизни, несмотря на наличие болезни. Таким образом, здоровье будет измерение человеческого существования, которое продолжает существовать независимо от присутствия болезней, что-то вроде неба, которое остается на месте, даже когда оно покрыто тучами.То Преимущество этого определения в том, что болезни не заменяют здоровье: они могут более или менее сильно влиять на свой баланс, но всегда пациенты, страдающие заболеванием (и их врачи), осознают необходимость работы одновременно над двумя задачами – одной, убрать или облегчить болезнь и во-вторых, установить состояние равновесия, насколько это возможно, внутри себя и в отношении с их окружением. В борьбе со стигматизацией, сопровождающей многие хронические и некоторые острые заболевания – например, психические расстройства или проказа – это определение также полезно, потому что оно заставляет нас говорить и думать о наших пациентах как о людей, которые определяются разными параметрами (включая здоровье) и которые в какой-то момент страдать от болезни – и, таким образом, заставляют нас говорить «человек с шизофрения», а не «шизофреник» или «человек, страдающий диабетом», а не «диабетик» и «больной проказой» скорее чем «прокаженный».

    Есть еще одно важное следствие работы с этим определением здоровья. К установить, находится ли кто-либо в добром здравии в соответствии с этим определением, врач должен выяснить, как люди, у которых есть заболевание, относятся к нему, как болезнь влияет на их жизнь, как они предлагают бороться со своей болезнью или жить с ней. Таким образом, лабораторные данные и наличие симптомов важны и необходимы. ингредиенты в размышлениях о состоянии здоровья и наличии болезни, но недостаточно для принятия решения о чьем-либо здоровье: необходимо рассматривать болезнь в контексте человека, у которого она есть, чтобы вынести суждение об уровне его здоровья.Мало кто сомневается в том, что происходит лечение болезней таким образом улучшило бы медицинскую практику и сделало бы ее более реалистичное, а также более гуманное стремление.

    На укрепление здоровья также влияют различия в определении здоровья. Самое простое определение здоровья – приравнивается к отсутствию болезней – приведет к определению укрепления здоровья как усилия по устранению заболеваний и уменьшить количество людей, которые ими страдают.участие функционирования в определении здоровья будет отражено в определении поощрения здоровья как процесса, посредством которого способность людей справляться с проблемами будет повышаться и укрепляется, например, регулярными и обязательными физическими упражнениями. Обе эти определения привели бы к рекомендациям по улучшению лечения болезней и устранить факторы риска, которые могут привести к ним, такие как малоподвижный образ жизни, курение, вредные привычки в еде и недостаточное применение гигиенических мер, таких как мытье рук перед едой.

    Третье определение здоровья по самой своей природе не могло ограничиться усилиями по устранению заболеваний и уменьшить факторы риска, которые могут привести к заболеванию. Это должно было бы привлекать к активному участию людей, чье здоровье должно укрепляться: это рассмотреть шкалы ценностей отдельных лиц и сообществ, чтобы гарантировать, что здоровье находится выше по этим шкалам. Большое значение придается здоровью (не только отсутствию болезнь) заставит людей предпринять все необходимое для укрепления здоровья: участие в профилактических мероприятиях и обращение за лечением станет нормальным выражение потребности вести себя в гармонии со своим ценности сообщества. Изменение места здоровья на шкале ценностей, однако, не возможно, если предоставить только сектору здравоохранения: ценности формируются на протяжении всей жизни под влияние родителей, друзей, школы, СМИ, законов и собственной жизни курс и опыт. Таким образом, изменяя ценности – например, чтобы придать здоровью более высокая ценность, для укрепления здоровья – должно быть задачей для всех, кто вовлечен в формировании ценностей и размещении их на шкале, а не только для системы здравоохранения.

    Огромные проблемы, с которыми сталкивается общество, стремящееся улучшить здоровье своих граждан не будет соответствующего ответа, если мы не изменим парадигмы здоровья и заболеваний и разработки стратегий для будущей работы с использованием этих новых парадигм. Их формулирование и принятие — задача, стоящая перед всеми нами и неотложная.

    Что такое общественное здравоохранение?

    От проведения научных исследований до санитарного просвещения люди в области общественного здравоохранения работают над обеспечением условий, в которых люди могут быть здоровыми. Это может означать вакцинацию детей и взрослых для предотвращения распространения болезни. Или информировать людей о рисках, связанных с алкоголем и табаком. Общественное здравоохранение устанавливает стандарты безопасности для защиты работников и разрабатывает программы школьного питания, чтобы обеспечить детям доступ к здоровой пище.

    Общественное здравоохранение работает над отслеживанием вспышек заболеваний, предотвращением травм и прояснением того, почему некоторые из нас чаще страдают от плохого здоровья, чем другие. Многие аспекты общественного здравоохранения включают в себя выступление за законы, которые поощряют бездымный воздух в помещениях и использование ремней безопасности, распространение информации о способах сохранения здоровья и предоставление научно обоснованных решений проблем.

    Общественное здравоохранение экономит деньги, улучшает качество нашей жизни, помогает детям развиваться и уменьшает человеческие страдания.

    Некоторые примеры многих областей общественного здравоохранения:

    • Службы экстренного реагирования
    • Инспекторы ресторанов
    • Медицинские работники
    • Ученые и исследователи
    • Диетологи
    • Планировщики сообщества
    • Социальные работники
    • Эпидемиологи
    • Врачи общественного здравоохранения
    • Медицинские сестры общественного здравоохранения
    • Специалисты по охране труда и технике безопасности
    • Государственные политики
    • Санитары

    10 основных услуг общественного здравоохранения

    Смысл полезнее счастья

    По крайней мере, последнее десятилетие повальное увлечение счастьем нарастало. Только за последние три месяца на Amazon было выпущено более 1000 книг о счастье, в том числе Happy Money , Happy-People-Pills For All и для тех, кто только начинает, Happiness for Beginners .

    Одно из последовательных утверждений подобных книг заключается в том, что счастье связано со всеми видами хороших жизненных результатов, включая, что наиболее многообещающе, хорошее здоровье. Во многих исследованиях отмечена связь между счастливым умом и здоровым телом — чем счастливее вы, тем лучше результаты нашего здоровья.В метаанализе (обзоре) 150 исследований по этой теме исследователи сформулировали это следующим образом: «Индукции благополучия ведут к здоровому функционированию, а индукции неблагополучия ведут к ухудшению здоровья».

    Быть счастливым означает чувствовать себя хорошо. Смысл вытекает из вклада в других или в общество в большей степени.

    Но новое исследование, только что опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), бросает вызов радужной картине. Счастье может быть не так хорошо для тела, как думали исследователи.Это может быть даже плохо.

    Конечно, важно сначала определить счастье . Несколько месяцев назад я написал статью под названием «В жизни есть нечто большее, чем быть счастливым» об исследовании психологии, в ходе которого выяснялось, что на самом деле означает счастье для людей. Он специально исследовал разницу между осмысленной жизнью и счастливой жизнью.

    Странно, что вообще есть разница. Но исследователи, изучавшие большую выборку людей в течение месяца, обнаружили, что счастье связано с эгоистичным поведением «брать», а ощущение смысла жизни связано с бескорыстным поведением «отдавать».

    «Счастье без смысла характеризует относительно неглубокую, эгоцентричную или даже эгоистичную жизнь, в которой все идет хорошо, потребности и желания легко удовлетворяются, а трудных или утомительных затруднений избегают», — пишут авторы исследования. «Во всяком случае, чистое счастье связано с тем, чтобы не помогать нуждающимся». Хотя быть счастливым означает чувствовать себя хорошо, смысл заключается в том, чтобы помогать другим или обществу в большей степени.Как сказал мне Рой Баумейстер, один из исследователей: «Часть того, что мы делаем, как человеческие существа, является забота о других и способствовать другим.Это делает жизнь значимой, но не обязательно делает нас счастливыми».

    Новое исследование PNAS также проливает свет на разницу между смыслом и счастьем, но на биологическом уровне. Барбара Фредриксон, психолог-исследователь, специализирующийся на положительных эмоциях из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, и Стив Коул, исследователь в области генетики и психиатрии из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, изучили самооценку уровня счастья и смысла у 80 испытуемых.

    Значение было определено как ориентация на нечто большее, чем я.

    Счастье определялось, как и в предыдущем исследовании, хорошим самочувствием . Исследователи измеряли счастье, задавая испытуемым такие вопросы, как «Как часто вы чувствовали себя счастливым?» «Как часто вы испытывали интерес к жизни?» и «Как часто вы чувствовали себя удовлетворенным?» Чем сильнее люди поддерживали эти меры «гедонистического благополучия» или удовольствия, тем выше они оценивали свое счастье.

    Значение было определено как ориентация на нечто большее, чем я. Они измеряли значение, задавая такие вопросы, как «Как часто вы чувствовали, что ваша жизнь имеет смысл или смысл?», «Как часто вы чувствовали, что можете что-то сделать для общества?» и «Как часто вы вы чувствуете, что принадлежите к сообществу/социальной группе?» Чем больше люди одобряли эти меры «эвдемонического благополучия» — или, проще говоря, добродетели, — тем больше смысла они ощущали в жизни.

    Отметив чувство смысла и счастья, которое было у каждого субъекта, Фредриксон и Коул вместе со своими коллегами по исследованию изучили, как определенные гены проявляются у каждого из участников. Подобно нейробиологам, использующим фМРТ-сканирование для определения того, как участки мозга реагируют на различные стимулы, Коул и Фредриксон интересуются тем, как тело на генетическом уровне реагирует на чувство счастья и значимости.

    Предыдущая работа Коула связывала различные виды хронических невзгод с определенным паттерном экспрессии генов. Когда люди чувствуют себя одинокими, оплакивают потерю любимого человека или изо всех сил пытаются свести концы с концами, их тела переходят в режим угрозы. Это запускает активацию связанного со стрессом генного паттерна, который имеет две особенности: повышение активности провоспалительных генов и снижение активности генов, участвующих в противовирусных реакциях.

    «У вас дальновидная иммунная система, — сказал мне Фредриксон. — Если у вас есть длинный послужной список невзгод, она готовит вас к бактериальным инфекциям.Для наших предков одиночество и невзгоды были связаны с бактериальными инфекциями от ран с хищниками и схватками с сородичами». С другой стороны, если у вас все хорошо и у вас много здоровых социальных связей, ваша иммунная система переключается вперед, чтобы подготовить вас к вирусам, которыми вы с большей вероятностью заразитесь, если общаетесь с большим количеством людей.

    Какое это имеет отношение к счастью?

    Коул и Фредриксон обнаружили, что люди, которые счастливы, но практически не имеют смысла в своей жизни — как известно, просто здесь для вечеринки — имеют те же паттерны экспрессии генов, что и люди, которые реагируют на хронические невзгоды и переносят их. То есть тела этих счастливых людей подготавливают их к бактериальным угрозам, активируя провоспалительную реакцию. Хроническое воспаление, конечно же, связано с серьезными заболеваниями, такими как болезни сердца и различные виды рака.

    «Пустые положительные эмоции» — подобные тем, которые люди испытывают во время маниакальных эпизодов или искусственно вызванной эйфории от алкоголя и наркотиков, — «приносят пользу не меньше, чем несчастья», — говорит Фредриксон.

    Важно понимать, что у многих людей ощущение смысла жизни и счастья пересекаются; многие люди набрали вместе высокие (или низкие) баллы по показателям счастья и значимости в исследовании.Но для многих других существует диссонанс — они чувствуют, что у них мало счастья и много смысла, или что в их жизни очень много счастья, но мало смысла. Эта последняя группа, у которой есть паттерн экспрессии генов, связанный с невзгодами, составила колоссальные 75 процентов участников исследования. Только у четверти участников исследования было то, что исследователи называют «эвдемоническим преобладанием», то есть их чувство смысла превышало их чувство счастья.

    Это очень плохо, учитывая более выгодный паттерн экспрессии генов, связанный со значимостью.Люди, чей уровень счастья и значимости совпадает, а также люди с сильным чувством смысла, но не обязательно счастливые, демонстрировали деактивацию стрессовой реакции на невзгоды. Их тела готовили их не к бактериальным инфекциям, которые мы получаем, когда мы одни или в беде, а к вирусным инфекциям, которые мы получаем, когда окружены множеством других людей.

    Предыдущее исследование Фредриксон, описанное в ее двух книгах, Позитивность и Любовь 2.0 , выявило преимущества положительных эмоций у людей.Она обнаружила, что положительные эмоции расширяют кругозор человека и защищают его от невзгод. Поэтому ее удивило, что гедонистическое благополучие, связанное с положительными эмоциями и удовольствием, так плохо показало себя в этом исследовании по сравнению с эвдемоническим благополучием.

    «Проблема не в количестве гедонистического счастья, — говорит мне Фредриксон, — а в том, что ему не соответствует эвдемоническое благополучие. Хорошо, когда оба идут в ногу. Но если у вас более гедонистическое благополучие, чем можно было бы ожидать, тогда возникает этот [генный] паттерн, который сродни невзгодам.”

    Термины гедонизм и эвдемонизм напоминают о великом философском споре, формировавшем западную цивилизацию на протяжении более 2000 лет, о природе хорошей жизни. Заключается ли счастье в том, чтобы чувствовать себя хорошо, как думают гедонисты, или в том, чтобы делать и быть хорошим, как думают Аристотель и его интеллектуальные потомки, сторонники этики добродетели? Из данных этого исследования кажется, что хорошего самочувствия недостаточно. Людям нужен смысл, чтобы процветать. По словам Карла Юнга, «наименьшее из вещей со смыслом ценится в жизни больше, чем величайшее из вещей без него».«Мудрость Юнга определенно применима к нашему телу, если не к нашему сердцу и разуму.

    Что такое грамотность в вопросах здоровья? | Грамотность в вопросах здоровья

    Определение грамотности в вопросах здоровья было обновлено в августе 2020 г. в связи с выпуском инициативы правительства США «Здоровые люди к 2030 г.». В обновлении рассматриваются личная грамотность в вопросах здоровья и грамотность в вопросах здоровья в организациях, и приводятся следующие определения:

    • Личная грамотность в вопросах здоровья   – это степень, в которой люди способны находить, понимать и использовать информацию и услуги для обоснования решений и действий, связанных со здоровьем, для себя и других.
    • Организационная грамотность в вопросах здоровья   – это степень, в которой организации на равноправной основе позволяют людям находить, понимать и использовать информацию и услуги для принятия обоснованных решений и действий, связанных со здоровьем, для себя и других.

    Эти определения представляют собой изменение определения грамотности в вопросах здоровья, используемого в Healthy People 2010 и Healthy People 2020: «степень, в которой люди способны получать, обрабатывать и понимать основную медицинскую информацию и услуги, необходимые для принятия соответствующих решений в отношении здоровья.

    Новые определения:

    • Подчеркивать способность людей использовать медицинскую информацию, а не просто понимать ее
    • Сосредоточьтесь на способности принимать «хорошо информированные» решения, а не «уместные»
    • Признать, что организации несут ответственность за повышение грамотности в вопросах здоровья
    • Учет аспектов общественного здравоохранения

    С точки зрения общественного здравоохранения определение организации признает, что грамотность в вопросах здоровья связана со справедливостью в отношении здоровья. Справедливость в отношении здоровья  – это достижение наивысшего уровня здоровья для всех людей. Мы добьемся справедливости в отношении здоровья, когда у каждого будет возможность быть настолько здоровым, насколько это возможно.

    Обоснование и процесс для новых определений грамотности в вопросах здоровья

    В мартовской статье 2021 г. «Обновление грамотности в вопросах здоровья для здоровых людей к 2030 г. : определение ее важности для нового десятилетия в общественном здравоохранении» Сантана и ее коллеги приводят обоснование и процесс обновления определения грамотности в вопросах здоровья.Вы можете бесплатно загрузить статью из журнала Journal of Public Health Management and Practice (JPHMP).

    Два соавтора Сантаны, Синди Брэч и Душанка Кляйнман, обсуждают статью в этом внешнем значке подкаста JPHMP.

    Почему важна грамотность в вопросах здоровья?

    Послушайте доктора Риму Радд, эксперта по грамотности в вопросах здоровья в Гарвардской школе им. Т.Х. Chan School of Public Health, обращение к сотрудникам Центров по контролю и профилактике заболеваний. В своей презентации «Результаты исследований в области грамотности в вопросах здоровья: повышение организационного потенциала для формирования сообщений общественного здравоохранения» она обсуждает следующее:

    • ​История медицинской грамотности как область изучения
    • Влияние грамотности в вопросах здоровья на различия в состоянии здоровья
    • Барьеры и факторы, способствующие личным и организационным изменениям
    • Оценка исследований в области грамотности в вопросах здоровья

     

    Примите меры для повышения грамотности в вопросах здоровья

    Как организации, сообщества и отдельные лица могут повысить грамотность в вопросах здоровья?

    Ресурсы на этом сайте помогут вам узнать о грамотности в вопросах здоровья и о том, что вы, ваша организация или сообщество можете сделать для ее повышения. Цели и стратегии Национального плана действий по повышению грамотности в вопросах здоровьяpdf iconexternal icon – хорошее начало.

    Вы можете подписаться на список медицинских грамотностей Института развития здравоохранения и следить за новыми разработками в этой области. Вы также можете подписаться на еженедельные обновления CDC по вопросам грамотности в вопросах здоровья.

    Предприятия, преподаватели, общественные деятели, государственные учреждения, медицинские страховые компании, поставщики медицинских услуг, средства массовой информации и многие другие организации и отдельные лица могут сыграть свою роль в повышении медицинской грамотности в нашем обществе.

    Что именно означает «здоровый», когда речь идет о еде?

    Любой, кто когда-либо заходил в продуктовый магазин, видел различные утверждения о пользе для здоровья на продуктах питания, называющие определенные продукты «полезными». Но что именно означает «здоровый» — и можете ли вы на него положиться?

    Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов пытается это выяснить. Федеральное агентство недавно начало публичный процесс по пересмотру того, как слово «здоровый» может использоваться в пищевых продуктах. Это вопрос, который изменит то, как компании могут маркировать продукты питания и как их воспринимают потребители.

    Чтобы помочь разгадать значение термина «здоровый», писатель Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Райан Хатум поговорил с Даной Ханнес, старшим диетологом в Медицинском центре Рональда Рейгана в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и адъюнкт-профессором Филдингской школы общественного здравоохранения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, чтобы получить мнение эксперта.

    Что вы считаете здоровой пищей?

    Здоровой пищей я считаю те, которые максимально приближены к природе. Это будет означать продукты, которые не сильно обработаны или фальсифицированы.

    Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе

    Дана Ханнес

    Вообще говоря, продукты с меньшим количеством ингредиентов, а также с узнаваемыми ингредиентами полезны для здоровья. Список ингредиентов, которые легко распознаются как еда, например, грецкие орехи и артишоки, может указывать на здоровую пищу. Промышленные ингредиенты — с неузнаваемыми названиями, такими как метилпарабен, мальтодекстрин, искусственный желтый краситель 5 и т. п. – могут указывать на то, что пища не так уж полезна для здоровья.

    Однокомпонентные продукты, такие как зеленая фасоль, эдамам и авокадо, безусловно, полезны для здоровья, но замороженный ужин, состоящий из киноа, болгарского перца и тофу, тоже может быть полезным, если в нем не слишком много добавок.

    Еще я бы сказал, что пищу можно считать здоровой, если она не связана с развитием хронических заболеваний. Трансжиры, содержащиеся в обработанных пищевых продуктах, добавленных сахарах, натрии и насыщенных жирах, содержащихся в животных белках, являются одними из самых больших факторов, способствующих сердечным заболеваниям, диабету, инсульту и раку. Мы также знаем, что красное мясо является возможным канцерогеном, а переработанное мясо — определенным канцерогеном, как это определено Всемирной организацией здравоохранения.

    Как, по вашему мнению, следует использовать такие слова, как «здоровый», на упаковке продуктов питания?

    Термин «здоровый» следует использовать таким образом, чтобы указать потребителю на те пищевые продукты, которые являются более или менее чистыми и необработанными и содержат ингредиенты, которые они могут идентифицировать.Длинный список неузнаваемых ингредиентов должен вызывать беспокойство.

    Например, я думаю, что было бы вполне приемлемо называть зерна попкорна «здоровой» пищей, но не попкорн для микроволновки с добавлением трансжиров и соли. Вы можете назвать трейл-микс, который содержит смесь сухофруктов и орехов, здоровой пищей, но не трейл-микс, который в основном состоит из шоколада с небольшим количеством орехов.

    Я не думаю, что на упаковке продуктов с добавлением сахара, трансжиров, насыщенных жиров, белой муки или продуктов с низким содержанием клетчатки должно быть написано «полезно для здоровья».

    Как нам прийти к приемлемому определению термина «здоровая пища»?

    Нам следует изучить подтверждающие исследования. Нам нужно взглянуть на науку о том, какие питательные вещества и продукты помогают предотвратить хронические заболевания, о которых я упоминал ранее.

    Наша команда диетологов часто шутит, что единственными постоянными элементами здорового питания являются фрукты и овощи. Мы обнаруживаем, что диеты, связанные с наименьшим риском этих хронических заболеваний, в основном основаны на растительной диете, которая полна цельных зерен, орехов, семян, бобовых и иногда небольших доз нежирных белков животного происхождения.

    Как потребители могут принимать обоснованные решения в отношении заявлений о вреде для здоровья упакованных пищевых продуктов?

    Одной из причин, по которой упакованные пищевые продукты могут быть сложными, являются законы о маркировке FDA, которые позволяют производителям пищевых продуктов и пищевых добавок заявлять о структуре и функции конкретного ингредиента.

    Например, компания может указать на упаковке, что хлопья, содержащие кальций, «полезны для вас» и, таким образом, способствуют здоровью костей , даже если эти хлопья содержат большое количество сахара.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.