Здоровье и школа – как сохранить и укрепить здоровье школьника

как сохранить и укрепить здоровье школьника

По данным Минсоцздравразвития, 70 % первоклассников в начале школьного обучения относительно здоровы, при этом почти половина подростков, получающих аттестат зрелости, страдает хроническими заболеваниями. Из этой статистики ясно, что здоровье детей в школе часто ухудшается. Однако многих болезней можно избежать, если своевременно начать их профилактику и изменить образ жизни ребенка.


Назад к статьям

Здоровье детей и школа

Содержание

Почему у школьников ухудшается здоровье


Из-за переутомления

Уже с самых первых дней учебы у малышей может быть не четыре, а пять или шесть уроков. На выполнение домашних заданий в младшей и основной школе уходит не менее 1,5 часов, а иногда и весь вечер. Особенно тяжело ученикам лицеев и гимназий, где «рабочий день» может быть дольше, чем у многих взрослых. Фактически школа отнимает все свободное время: дети учатся по 12-14 часов, потом идут заниматься музыкой или в спортивную секцию, делают дома уроки и ложатся спать совершенно без сил. У школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.

Из-за гиподинамии

По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и основной школе дефицит активности у детей достигает 30-40 %, а у старшеклассников – уже 80 %. В среднем общее время занятий, включая продолжительность уроков, факультативов и выполнения домашней работы, составляет более 9 часов. Приходя домой, многие дети около двух часов проводят за компьютером или перед телевизором. Таким образом, тело школьника находится без движения почти половину суток – как минимум 11 часов. В результате у ребенка появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, патологическое изменение осанки, снижение иммунитета и т. д.

Из-за стрессов

Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Ребенок постоянно торопится: ждет окончания урока, выходных, каникул и т. д. Все это приводит к хроническому эмоциональному перенапряжению. Кроме того, школа – это особая социальная среда, в которой впечатлительному, импульсивному или неуверенному в себе малышу или подростку не всегда бывает просто находиться. К стрессу чаще всего приводят конфликты с педагогами и одноклассниками. Эмоциональные перегрузки подрывают как психическое, так и физическое здоровье детей.


Какие заболевания появляются у детей в школе

Нарушения зрения

  • Причины. Дети школьного возраста часто страдают близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью. Причинами заболеваний являются чрезмерные нагрузки на зрительные органы в школе и дома при выполнении уроков, частые занятия за компьютером, бесконтрольный просмотр ТВ-программ.
  • Методы профилактики. Чтобы сохранить здоровье детских глаз, регулярно делайте с ребенком зрительную гимнастику. Поставьте на столе хорошую настольную лампу таким образом, чтобы свет падал слева. С первого класса приучайте малыша к тому, что расстояние между глазами и книгой или тетрадью должно быть не меньше 40 см. Если ребенку в школе задают сделать домашнюю работу на компьютере, учитывайте, что офтальмологи не рекомендуют детям проводить у монитора более получаса в день.

Нарушения в желудочно-кишечном тракте — гастрит

  • Причины. Дети, испытывающие значительную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, но предпочитающие не обедать в школе или перекусывающие булочками и чипсами, могут заболеть гастритом. Причиной этого становится неправильное и нерегулярное питание.
  • Методы профилактики. Приучите ребенка нормально питаться не только дома, но и в школе. Основу детского рациона должна составлять домашняя еда, поэтому не стоит давать ребенку с собой газировку и фаст-фуд.Не забывайте, что для здоровья малыша совсем не полезны копченые, жирные, жареные и перченые блюда.

Болезни опорно-двигательного аппарата

  • Причины. Школьники часто страдают сколиозами, лордозами, кифозами и другими нарушениями осанки. Проблемы со здоровьем могут быть связаны с неправильной посадкой за партой в школе и за письменным столом дома, ношением тяжелых сумок (особенно на одно плечо), недостатком физической активности.
  • Методы профилактики. Родителям нужно следить, чтобы ребенок не горбился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал вперед живот. При сидении на стуле ступни должны полностью стоять на полу, а спина – иметь опору. Письменный стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть на 20-30 см выше локтя опущенной руки. Не разрешайте школьнику делать уроки на диване или в кресле, так как это формирует неправильную осанку.

Респираторные заболевания

  • Причины. Школа часто становится настоящим «рассадником» инфекций. Душные классы и коридоры редко проветриваются, что создает оптимальную среду для распространения вирусов и бактерий. Многие родители отправляют малышей и подростков в школу даже при наличии кашля и насморка, поэтому инфекция передается очень быстро.
  • Методы профилактики. Для сохранения здоровья ребенка необходимо научить его регулярно мыть руки с мылом, а при отсутствии такой возможности – пользоваться антибактериальными салфетками или гелями. В холодное время года давайте школьнику больше свежих овощей и фруктов или детские витаминные комплексы. Не заставляйте ребенка идти в школу, если его беспокоит насморк, боль в горле или другие симптомы респираторных заболеваний.

Какие занятия помогут сохранить здоровье детей

Динамические паузы. Необходимы, чтобы укрепить и сохранить здоровье детского организма. Проводятся во время уроков, занимают от 2 до 5 минут. Физкультурные паузы используются по мере утомляемости малышей. Занятия включают в себя упражнения для глаз и элементы дыхательной гимнастики.

Подвижные игры. Необходимы для профилактики гиподинамии, снятия стресса. Подвижные игры обычно проводятся в спортивном зале или во дворе школы на уроке физкультуры. Они подбираются в соответствии с возрастом и состоянием здоровья школьников.

Релаксация. Занятия необходимы, чтобы укрепить и сохранить психическое здоровье малышей. Релаксационные упражнения обычно проводятся в кабинете школьного психолога. Для расслабления используется классическая музыка, звуки природы.

Препарат Тенотен Детский уменьшит стресс от школьной нагрузки!

tenoten-deti.ru

как сохранить и укрепить здоровье школьника

Забота о здоровье школьника от 7 до 12 лет. О распространенных проблемах в этом возрасте. Профилактика переутомлений в школе.

Школьная пора — серьёзный этап в жизни ребёнка. Юный школьник получает новые знания, активно посещает кружки и секции, расширяет свой кругозор. Но вместе с тем познавательный период несёт и ряд неприятностей. По данным соцразвития, именно в этот период начинают формироваться хронические недуги. Почему такое происходит?

Причины:

  • Переутомление

На домашнее задание у школьников уходит как минимум два часа. Прибавьте к этому многочисленные кружки и секции. Вот и получается, что ребенок лишен возможности нормально отдыхать, бывать на свежем воздухе.

Это ведет к хронической усталости, плохой успеваемости, близорукости, астигматизму вследствие нагрузки на глаза.

Профилактика

Составьте чёткий режим дня, как бы ни был загружен ребёнок после школы, в течение часа он должен поесть и отдохнуть (погулять на улице, поиграть с домашними питомцами, порисовать). Не стоит записывать кроху во всевозможные кружки и секции. Конечно, вначале ребёнок будет хвататься за всё, он ещё не понимает, насколько тяжело совмещать. Однако это чревато синдромом выгорания и отсутствием желания заниматься вообще. Выберите 1-2 секции, которые ребёнку больше всего по нраву. Пусть он втянется в учебный процесс.

За компьютером рекомендуется детям проводить около получаса в день.

  • Тесный контакт

Школа — общественное место с большим количеством детей. Ограничить или минимизировать контакт детей друг с другом невозможно, да и не нужно, ведь дети учатся общаться и осознанно выбирать себе друзей по интересам. К тому же с началом школьной поры дети приносят не только дневник с оценками, но и частые респираторные заболевания.

Профилактика

Чтобы сохранить здоровье принимайте профилактические меры. Утром предлагайте отвар шиповника с мёдом, морсы с малиной и клюквой, смазывайте ноздри оксолиновой мазью. Положите школьнику в рюкзак антибактериальные салфетки, чтобы он мог вытереть руки. По приходу из школы приучайте мыть руки с мылом и промывать нос соляным раствором. С наступлением холодов давайте ученику больше овощей и фруктов. Следите, чтобы ребёнок гулял на свежем воздухе хотя бы час в день, не кутайте его. И не водите в школу с симптомом недомогания. Ребёнок должен лечиться и восстанавливать силы, а не заражать других детей.

После школы многие дети вместо того, чтобы идти гулять, просиживают время в Интернете или перед телевизором. Плюс свою негативную роль играют неправильное сидение за партой в школе и за письменным столом дома.

Ребёнок рискует набрать лишний вес. Эта проблема бич современной школы. У ребёнка могут появиться такие дуги, как сколиоз, лордоз, асимметрия лопаток

Профилактика

Домашнее задание ребёнок должен выполнять только за столом. Дабы не сформировалась неправильная осанка. Следите, чтобы ребёнок не сутулился при ходьбе, не опускал голову и не выпячивал живот вперёд. Такие правила должны прочно войти в привычку школьника. Учитывайте, что наряду с пассивными секциями (рисование, пение) ребёнку нужно посещать активные, которые развивают физику. На перемене малыш не должен оставаться за партой, обязательно нужно размяться: попрыгать, побегать, сделать лёгкую гимнастику. А дома ограничьте время просмотра телевизора и занятий у компьютера до часа в день. Стресс — провокатор болезни.

Нередко дети, даже сами не осознавая, испытывают в школе переживания и волнения. Ребёнок постоянно торопится: ждёт окончания уроков, выходных, каникул. Из-за эмоционального перенапряжения снижается иммунитет, начинают «цепляться» респираторные заболевания.

Совет: помогайте выполнять домашнее задание, объясняйте, направляйте, проверяйте. Приучите кроху ложиться и вставать в одно и то же время, рюкзак и школьную форму готовьте вечером. Приходите в школу раньше, чтобы не бежать в класс. Такие нехитрые рекомендации сведут на нет лишние волнения и суету.

Многие дети утром отказываются завтракать. Ближе к обеду они успевают проголодаться, но идут не в столовую, а в буфет — любимое место всех школьников. Там покупают то, что захочется, ведь рядом нет родителей. Зачастую это отнюдь не полезная еда: чипсы, батончики, сухарики, хотдоги, бургеры.

Такая еда провоцирует воспаление в ЖКТ (гастрит), ведёт к увеличению веса.

Профилактика

Дети с интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, обязательно должны хорошо завтракать. Это важно и для полноценной работы мозга, и для здоровья желудочно-кишечного тракта. Овсянка, гречка с молоком, омлет — всё это послужит хорошим началом школьного дня. Чтобы ребёнок не тянулся к буфету, давайте с собой полезный перекус (йогурт, банан, яблоко). И, конечно, школьник должен получать горячее блюдо либо в школьной столовой, либо дома, если учится в первую смену.

Также ваш семилетка должен знать, что быстрая еда вредна. Не надо сюсюкать, говорите с ребёнком честно, можете показать ему в Интернете научно-популярный фильм о вреде бургеров, чипсов, газировки, акцентируйте его внимание на важных моментах. В конце скажите, что вы доверяете ему, считаете взрослым и смышлёным. Это поможет привить малышу навыки здорового питания.

xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai

Здоровье и школа – вещи совместимые?

Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

В последнее время все чаще пишут и говорят о проблемах со здоровьем у молодого поколения. Постоянные стрессы, неблагоприятная экология, учебные перегрузки, несбалансированное питание… Многие обвиняют во всем школу. Действительно ли школа виновата в ухудшении здоровья учащихся? Какие существуют школьные факторы риска? Несет ли учебное заведение за это ответственность и какие профилактические мероприятия, позволяющие сохранить здоровье школьников, проводит?

На эти вопросы нам помогли ответить сотрудники Городского Центра образования и здоровья «Магистр» – Юшкова Наталья Александровна, заведующий службой психолого-педагогического сопровождения МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» и Бруева Лариса Владимировна, заведующий отделом обеспечения безопасности образовательного пространства МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр».

– С чем связано, что около половины детей в школе имеют ослабленное здоровье?

– Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается ребенок в процессе своего биологического и социального становления. К сожалению, современная школа является фактором, ухудшающим здоровье ребенка, препятствующим его полноценному развитию.

По данным статистики, за последние десять лет 70 % функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в хронические заболевания. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза) и заболеваний сердечно-сосудистой системы (в 2,5 раза). Возрастает инвалидность детей. Особой проблемой в последние годы стали социально-зависимые болезни.

– Что относится к школьным факторам риска? Какой из них самый серьезный?

– По оценкам специалистов Института возрастной физиологии РАО, факторами риска для здоровья школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, являются:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

3. Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Несовершенство существующей системы физического воспитания.

6. Интенсификация учебного процесса.

7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.

9. Отсутствие системной работы со стороны образовательной организации по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Современные изменения в образовании, внедрение в практику новых систем обучения предъявляют повышенные требования к здоровью участников образовательного процесса. Многие исследователи сегодня пишут об отрицательных тенденциях в состоянии здоровья учащихся при внедрении инновационных технологий, не сопровождающихся исследованием цены адаптации к новым условиям обучения. Необходимость адаптироваться к нововведениям приводит к психоэмоциональному перенапряжению, переутомлению, развитию невротических реакций у всех участников образовательного процесса и повышению заболеваемости.

Результаты исследований выявили достаточно неблагополучное эмоциональное состояние у многих старшеклассников в школе. Основной причиной своих неудач с учебой дети считают отсутствие интереса к тем предметам, в которых они неуспешны и проблемные взаимоотношения с педагогами. Тот факт, что на уроках состояние радости возникает у ничтожно малого количества учащихся, также свидетельствует о серьезных проблемах современной образовательной среды.

Обращает на себя внимание то, что значительное количество школьников в процессе учебной деятельности испытывают чувство усталости, переживают стрессовые состояния, имеют мало времени на отдых после учебных занятий. Полученные данные свидетельствуют о чрезмерных перегрузках учащихся, возможно превышающих гигиенические нормы. На эти факторы накладываются дополнительные риски в виде пассивного отдыха у большинства старшеклассников, так как большинство из них значительную часть свободного времени проводят за компьютером, телевизором и прослушиванием музыки. Совершенно очевидно, что свободное время детей не организовано так, чтобы это было более полезно для здоровья. Данная ответственность лежит не только на школе и родителях, но и на всем обществе в целом. Недостаток организованного разнообразия бесплатной досуговой деятельности детей оборачивается гораздо более дорогостоящими последствиями для всего государства.

– Что включает в себя понятие «здоровьесберегающие технологии» и какие они бывают?

– «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н. К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению доктора биологических наук профессора В.Д. Сонькина, (2002), это:

1. Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания).

2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).

3. Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.

4. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией кандидат педагогических наук О. В. Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

– использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

– учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы;

– создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

– использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

– технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

– технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

– разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Очень важно снимать эмоциональное напряжение у школьников. Это делается с использованием игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введением в урок исторических экскурсов и отступлений. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Большое значение имеет создание благоприятного психологического климата на уроке. Доброжелательная обстановка в классе, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

– Насколько актуальна сейчас проблема здоровьесбережения школьников?

– Формируясь в детском и подростковом возрасте, факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми. В связи с этим возникла необходимость изменения содержания и структуры образования, использование здоровьесберегающих технологий, направленных на оптимизацию нагрузки учащихся, сохранение и укрепление здоровья школьников.

Поэтому актуальность проблемы здоровьесбережения школьников очевидна. Основные аспекты деятельности образовательных организаций по вопросам здоровьесбережения подрастающего поколения отражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (Статья 28 «Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации», п.п. 2, 6, 9, 10, 12, 13 (обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования), 15, 16; Статья 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» п.2, 5, 21; Статья 37 «Организация питания обучающихся»; Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»; Статья 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации».

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют одним из важнейших результатов образования – сохранение и укрепление здоровья детей и формирование психологически здоровой личности «безопасного типа», которая способна к самореализации в окружающем мире социально-приемлемыми способами. Улучшение показателей здоровья, образования, среды обитания подрастающего поколения – приоритетная задача общества. Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и становится не менее приоритетной.

– А как обстоят дела со здоровьесбережением школьников в нашем городе? Есть ли мониторинг по школам Новосибирска?

– С целью изучения показателей состояния здоровья детей и подростков в образовательных организациях города Новосибирска и иных показателей, характеризующих состояние здоровья обучающихся, выявления факторов, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, проблемных вопросов, в ноябре 2017 года в школах Новосибирска проведен мониторинг «Основные показатели здоровьесберегающей деятельности и состояния здоровья обучающихся в образовательных организациях города Новосибирска в 2016-2017 учебном году». В мониторинге приняли участие 200 школ, в т.ч. коррекционные. В результате мониторинга составлен паспорт здоровья каждой школы, исследованы медицинские, педагогические и социально-психологические условия здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях. Мониторинг основных показателей здоровьесберегающей деятельности и состояния здоровья воспитанников в детских садах запланирован на май 2018 года.

По данным мониторинга «Основные показатели здоровьесберегающей деятельности и состояния здоровья обучающихся в образовательных организациях города Новосибирска в 2016-2017 учебном году», доля школьников с различными группами заболеваемости составила 44 % от общей численности обучающихся, из них 4 % детей имеют две и более группы заболеваемости. В общей численности заболеваемости наибольшая доля – заболевания опорно-двигательного аппарата и заболевания органов зрения (39,7 % и 27 % соответственно). Заболевания нервной системы составляют 9,2 %, заболевания ЖКТ – 5,9 %, бронхиальная астма – 5,9 %.

– Какие основные мероприятия по сохранению здоровья детей проводятся в учебных заведениях?

– Прежде всего, в школах развивается здоровьесберегающая инфраструктура: во всех образовательных организациях функционируют медицинские кабинеты, а в 59 школах имеется два медицинских кабинета. В 116 образовательных организациях есть стоматологические кабинеты. В 188 школах имеется спортивный зал, из них в 105 школах – два спортивных зала. В 141 школе есть школьный стадион, из них в 7 школах – два стадиона. В 47 школах работает тренажерный зал, в 25 – плавательный бассейн. Отдельные школы оснащены фитобаром, кабинетами релаксации, соляной пещерой, ингаляторием, массажным кабинетом.

Происходит оснащение школ мебелью по росту и мебелью для возможности чередовать рабочие позы. Школы взаимодействуют с медицинскими организациями: в течение 2016-2017 учебного года 73 образовательные организации (37 %) сотрудничали с научно-исследовательскими институтами – ФГБУ «ННИИТО им. Я. Л.  Цивьяна» Минздрава России, Новосибирский филиал ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова» Минздрава России, «НИИТПМ – филиал ИЦиГ СО РАН», НИИФФМ СО РАН, ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России.

165 образовательных организаций (83 %) сотрудничают с городскими поликлиниками, стоматологическими поликлиниками, ГБУЗ НСО «Центр охраны репродуктивного здоровья «Ювентус». 61 учебное заведение (31 %) сотрудничает с негосударственными медицинскими организациями: Сибирский центр профилактики и лечения близорукости «Глазка», клиника «Астра-Мед», «Городской центр медосмотра» и др.

В школах проводится ежегодное анкетирование учеников и педагогов по вопросам здоровьесбережения, применяются методики оценки физического и психического развития обучающихся, определения уровня школьной тревожности. Практически в каждой школе разработана программа здоровьесберегающей деятельности, проводятся спортивные праздники, школьники участвуют в конкурсном движении по теме ЗОЖ и здорового питания. Школьные библиотеки оснащаются современной литературой по вопросам здоровьесбережения. Регулярно проводятся информационно-просветительские беседы со школьниками и тематические родительские собрания по проблемам сохранения здоровья учащихся. В отдельных образовательных организациях педагогами разрабатываются авторские проекты, направленные на сохранение здоровья школьников.

В 2016-2017 учебном году около 300 специалистов образовательных организаций повысили квалификацию по вопросам здоровьесбережения. Повышение квалификации осуществляется преимущественно в ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, ФГБОУ ВО НГПУ, МКУ ДПО ГЦОиЗ «Магистр», МКУ ДПО «ГЦРО», ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург, ЧОУ ДПО Межрегиональный учебно-консультативный центр профсоюзов и других негосударственных образовательных организациях дополнительного профессионального образования.

Повышение квалификации осуществлялось по следующим направлениям: первая медицинская помощь; профилактика суицидального поведения; профилактика курения, алкоголизма и наркомании; профилактика ВИЧ-инфекции; физическое воспитание и оздоровление школьников, в том числе с ОВЗ; адаптивная физическая культура; организация здорового питания; формирование здорового образа жизни.

Полученные знания реализуются специалистами при организации образовательного процесса путем внедрения здоровьесберегающих технологий, в форме просветительской деятельности с учениками и их родителями, в проектной деятельности и конкурсном движении.

io.nios.ru

Школа и здоровье детей Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №4, 5-11

ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ (100-летний опыт решения проблемы в России)

SCHOOL AND HEALTH OF CHILDREN (100-years of problem solution experience in Russia)

Безруких М.М.

Директор Института возрастной физиологии РАО,

доктор биологических наук, профессор, действительный член РАО

E-mail: [email protected]

Bezrukix M.M.

Director of the Institute of age physiology (Russian Academy of Education),

Doctor of Science (biology), Professor,

Academician of Russian Academy of Education

Аннотация. Комплексно рассматривается проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, обосновываются подходы к разработке здоровьесберегающих технологий, образовательных программ формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Annotation. Article considers the problem of children health, protection and strengthening of health of schoolboys considered is in a complex, approaches to working out of health preserving technologies, educational programs of formation of health value and a healthy lifestyle are substantiated.

Ключевые слова: реформа образования, индекс здоровья школьников, психическое здоровье, здоровьесберегающие технологии.

Keywords: educational reform, index of pupil’s health, mental health, health preserving technologies.

Школа и общество — сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходящие практически каждые 10-15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной -проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условий для их роста и развития.

Почему эта проблема всегда была актуальна и не теряет своей значимости? Не потому ли, что за прошедшие 100 лет состояние здоровья детей России постоянно вызывало тревогу, опасение за будущее страны. В последнее десятилетие мы много говорим о резком ухудшении здоровья детей, но и сто лет назад, в начале ХХ века здоровье детей в России нельзя было считать благополучным. Это были годы высокой детской смертности и низкой продолжительности жизни. Чрезвычайно низок был уровень общей и особенно гигиенической культуры населения и гигиенических условий жизни.

Не лучше были гигиенические и прочие условия обучения в народных школах и училищах. Исключение составляли привилегированные гимназии и кадетские корпуса.

В 1904 году съезд врачей обратил особое внимание «на заботу об охране здоровья подрастающего поколения и особенности детей, обучающихся в учебных заведениях…» и предложил ряд мероприятий «в целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здоровье и физическое развитие учащихся.

В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведений и издана «Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Это были фактически первые инструкции, определяющие условия обучения, оборудование учебных заведений.

В течение последних ста лет, даже в относительно спокойные и относительно благополучные годы, когда отмечалось улучшение физического развития детей, снижение детской смертности, резкое снижение или полная ликвидация ряда заболеваний (например, туберкулеза, полиомиелита), индекс здоровья школьников был достаточно низким, отмечалось резкое ухудшение зрения, осанки, рост числа детей с пограничными нарушениями психического здоровья и хроническими заболеваниями на протяжении всех лет обучения в школе.

Безусловно, и сама организация школьного обучения в России, традиционно ориентированная на получение большого количества информации и обширные теоретические знания разных наук, постоянная интенсификация учебного процесса в сочетании с неблагоприятными гигиеническими условиями обучения (неприспособленные помещения, занятия во вторую смену, большое количество детей в классе, несоответствие школьной мебели, массовое отсутствие спортзалов и т.п.) вызывала необходимость анализа школьной ситуации, выяснения причин «школьных болезней», на которые специалисты обращали внимание еще в 70-х годах XIX века. Например, в работах профессора Н.И. Быстрова и доктора В.Г. Нестерова было установлено, что процент головных болей и расстройств нервной системы увеличивается пропорционально возрасту и количеству часов, уходящих на систематическое обучение.

В это же время именно в России впервые был введен врачебный надзор за школами, определены рекомендации к организации школьной жизни. Следует заметить, что «вторжение» врача в школу вызывало недовольство педагогов, считавших, что только они могут решать чему и как нужно учить ребенка, опасавшихся, что гигиенические требования могут расстроить сложившуюся систему преподавания, изменить учебные планы, снизить образовательный уровень учащихся. Задачи врача и педагога не совпадали. И сегодня эта ситуация изменилась мало.

Предложения медиков, физиологов и психологов изменить организацию учебного процесса, снизить интенсивность и темп учебной работы, снять факторы, усиливающие напряженность и утомление школьников не всегда находят понимание. И оправдание одно — большой объем учебных программ. Действительно, с каждым годом их объем увеличивается, появляются новые предметы (и образовательные области). Однако при увеличении объема сведений, знаний, умений и навыков, которые должен освоить школьник, уменьшается количество учебных часов на освоение базовых навыков и знаний (письма, чтения, математики), что также связано с интенсификацией учебного процесса.

Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что на долю неблагоприятных влияний школы (школьных факторов риска), отрицательно сказывающихся на состоянии здоровья детей (наряду с генетическими, социальными и экологическими факторами), приходится от 20 до 40%. Влияние школы, условий обучения, учебные перегрузки так значимы именно потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка — период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние.

Сочетание этих причин, по-видимому, определило особую роль школы в охране и укреплении здоровья школьников. Следует заметить, что школа действительно имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, т.к. через школу проходят все дети, обучение продолжа-

ется в течение многих лет, а учебные занятия (в школе и дома) составляют большую часть времени бодрствования каждого ребенка.

Интересно проследить, как менялись в течение последних ста лет отношение школы к проблеме здоровья детей. В первое десятилетие после Октябрьской революции было годами, когда нужно было накормить голодных детей, создать условия для жизни беспризорников, обеспечить охрану здоровья матери и младенцев и необходимо было решать самые острые проблемы охраны здоровья детей. Проблема «школа и здоровье» оставалась актуальной.

В 1919 году состоялся первый съезд школьных врачей, который определил программу-минимум: надзор за санитарным состоянием школ, выделение детей по состоянию здоровья в особые школы, контроль за детским питанием и главное — пропаганда гигиенических знаний в школе и через школу. Фактически это было начало программы формирования понимания ценности здоровья и здорового образа жизни в школе, создания здоровьесберегающей школы.

В 1923 году два министерства — образования и здравоохранения России (Наркомпрос и Нарком-здрав) — разработали положение о правах и обязанностях врачей по охране здоровья детей в школе, основной обязанностью которых было не лечение детей, а комплекс профилактических мероприятий в школах, анализ динамики состояния здоровья школьников и динамики их физического развития.

К 20-м годам ХХ века относятся первые исследования работоспособности (В.А. Правдолюбов, 1926) и умственной утомляемости учащихся (А.П. Нечаев, 1926). Причем исследования В.А. Правдолюбова уникальны, т.к. в них были включены школьники 9-19 лет, и исследования проводились в динамике на протяжении нескольких лет. При этом учитывались различия по возрасту и полу, принимались во внимание и успешность обучения, и состояние здоровья детей. В.А. Правдолюбов обращал особое внимание на детей ослабленных, с низкой работоспособностью, подчеркивая, что низкая работоспособность не равнозначна лени, что для таких детей «школьная работа — сплошная мука, постепенное самоубийство». Он убедительно доказывал, что в каждом классе можно найти «известное количество детей с предрасположенностью к душевным заболеваниям, для развития, да и создания которых непомерные школьные требования… представляют весьма и весьма благотворную почву».

С 1930/31 учебного года в России вводилось обязательное начальное обучение. В 1932 году государственными службами (Наркомздравом и Наркомпросом РСФСР) был разработан режим дня школьников, предложены примерные нормы продолжительности приготовления домашних заданий, т.е. впервые законодательно решалась проблема учебной и внеучебной нагрузки, нормативно определялись условия сохранения физического и психического здоровья школьников.

В 1933 году правительство СССР впервые выделило в числе задач школы ответственность педагогов за здоровье детей и их гигиеническое воспитание и расширило обязанности школьного врача. В эти обязанности, кроме профилактических мер по охране здоровья и динамических наблюдений за состоянием здоровья, были включены «содействие правильному проведению всех элементов педагогической работы в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями охраны их здоровья», а также «активное участие в разработке и практическом проведении режима и внутреннего распорядка массовой школы и систематическое наблюдение за его выполнением». Ответственность за здоровье школьника была разделена между школой (педагогами) и школьным врачом. Однако реализовать эти решения на практике было чрезвычайно трудно — количество школ и учащихся резко увеличивалось, а школьный врач был далеко не в каждой городской школе, а в сельских школах их просто не было. Эти решения стали толчком для исследований по анализу учебной нагрузки, разработке гигиенических требований к учебному оборудованию, состоянию школ, организации учебного процесса и особенно — организации физического воспитания в школе.

Школа начала 30-х годов ХХ века в СССР — это школа, которая становится массовой — 25 июля 1930 года было введено всеобщее обучение. Выстраивается единая школа, в которой законодательно определяются структура и содержание, программы и методы.

В 1934 году школа переходит на обязательное семилетнее обучение, увеличивается количество школ и число учащихся.

В 1935 году правительство СССР (СНК СССР) вновь обратило внимание на учебную нагрузку школьников и определило продолжительность учебных занятий в школе в течение учебного дня и недели. Однако с 1937 года функции школьного врача передаются участковому педиатру, и школа теряет специалистов, только начавших совместную работу с педагогами по нормализации учебной нагрузки и охране здоровья школьников.

Война (1941-1945 годов) изменила приоритеты в проблеме охраны здоровья детей, главными в этот период были противоэпидемические мероприятия, организация питания и другие жизненно важные проблемы. Но уже в 1944 году в составе Академии педагогических наук России был создан Институт физического воспитания и школьной гигиены (в настоящее время — Институт возрастной физиологии Российской академии образования), первым директором которого был академик Н.А. Семашко. Институту было поручено провести комплексное изучение влияния войны на здоровье детей и подростков, разработать оздоровительные мероприятия, а также разработать пятилетний план развития школьной гигиены, т.е. определить основные направления здоровьесберегающей деятельности школы. Эта работа продолжается в Институте возрастной физиологии в течение всех 60 лет его существования. И сегодня приоритетными направлениями исследований в институте остаются проблемы разработки здоровьесберегающих технологий, образовательных программ формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

С 1945 года школьный врач и сестра вновь появились в школах, были уточнены их задачи, виды их работы. Для решения тех задач, которые стояли перед школьными врачами, необходимы были данные о возрастных особенностях развития детей, динамике состояния здоровья, последствиях войны. Нужно было разработать гигиенические требования к организации детских садов, общеобразовательных и санаторных школ, внешкольных учреждений, их оборудованию, режиму и т.п. Эту работу также вели сотрудники Института школьной гигиены (ныне ИВФ РАО). В тот же период было проведено первое послевоенное изучение физического развития и состояния здоровья детей России, которое показало, что за годы войны снизились показатели физического развития, изменились сроки полового созревания девочек и мальчиков, ухудшились показатели состояния здоровья.

Эти исследования были продолжением работы, начатой еще в 80-х годах XIX века российским гигиенистом Ф.Ф. Эрисманом, который изучал состояние здоровья и физическое развитие детей поселка Глухово Московской области. Исследования продолжаются и сейчас (с периодичностью в 10-15 лет) сотрудниками Института возрастной физиологии. Уникальные данные по столетней динамике физического развития и состояния здоровья детей позволили выделить закономерности роста и развития детей разного возраста, определить интенсивность этих процессов на разных этапах онтогенеза, установить сроки полового созревания и связь этих показателей с состоянием здоровья детей.

В 50-е годы появились новые задачи охраны и укрепления здоровья и новые проблемы научных исследований, связанные с массовым развитием детского спорта, проведением детских соревнований (спартакиад), открытием детских спортивных школ. Сотрудники Института возрастной физиологии РАО (морфологи, физиологи, гигиенисты, специалисты по физическому воспитанию) изучали влияние тренировок и соревнований, особенности физического развития и состояние здоровья школьников, занимающихся разными видами спорта, и разработали рекомендации по рациональной организации тренировок, соревнований и отдыха, которые должен был контролировать врач. Эти исследования стали научной основой рекомендаций по физкультурно-оздоровительной работе в образовательных учреждениях.

Важным этапом в решении проблемы сохранения здоровья учащихся было проведенное впервые в начале 1950-х годов комплексное исследование учебной нагрузки учащихся III, V, VII и IX классов, включавшей и учебные занятия в школе, и время выполнения домашних заданий. При этом анализировалась работоспособность, степень утомления, внимание, состояние зрительных функций, велось наблюдение за поведением учащихся, фиксировались субъективные жалобы. Результаты этого исследования, проведенного под руководством проф. М.В. Антроповой, чрезвычайно интересны. Они показывают, что уже в 50-е годы учебная неделя школьников III класса составляла 29-30 часов

(и 1,5 часа дополнительных занятий), V класса — 32 часа (до 2-х часов дополнительных занятий), VII класса — 33 часа (до 2-х часов дополнительных занятий) и в IX классе — 34-35 часов (до 3-х часов дополнительных занятий).

Кроме этого, у школьников всех классов от 2-х до 6-ти часов уходило на выполнение домашних заданий. Дневная нагрузка для учеников III класса — 7-9 часов, V класса — 8-10 часов, VII класса -10-12 часов, IX класса — 12,5-14,5 часов. Оказалось, что школьники, выполняющие все домашние задания, практически не бывают на воздухе, не занимаются спортом, музыкой, не читают, мало спят. Следует заметить, что система работы, программы, учебники были одинаковыми во всех школах, а значит, и нагрузка была практически такой же.

Результаты этого исследования стали основанием для рекомендации по сокращению учебных программ, изменению учебников, согласованию объема домашних заданий. Это стало новым важным этапом по пути к здоровьесберегающей организации учебного процесса.

Были физиологически разработаны и обоснованы нормативы учебной нагрузки для учащихся разного возраста: НП класс — 24 часа + 1-1,5 часа домашних заданий, IV класс — 26 часов + до 2-х часов домашних заданий, V-X класс — 32 часа + 2,5-3,5 часа домашних заданий.

Однако школа переходила к всеобщему среднему образованию, изменялась структура и содержание школьного образования, вместо семилетней обязательной школы создавалась восьмилетняя политехническая, появились новые предметы, производственная практика, нагрузка не снижалась, а увеличивалась.

С 1966 года в школе вводятся новые учебные программы, предусматривающие более высокий теоретический уровень изучаемых наук, сокращался на год период обучения в начальной школе (начальная школа становилась трехлетней). Программа начальной школы стала много сложнее, а период обучения сократился на целый год. Несмотря на то, что педагоги сами отмечали трудности освоения новых программ, особенно в IV классе, объем и интенсивность учебной нагрузки постоянно увеличивались.

В конце 60-х годов начинается экспериментальная проверка возможности обучения 6-летних детей в школе. Важно отметить, комплексные исследования физиологов, гигиенистов доказали, что программы обучения, а главное — жестко регламентированные формы обучения (четыре 35-40-минутных урока) не соответствуют возрастным возможностям 6-летних детей. Были предложены специальные варианты организации учебного процесса для 6-летних детей. Массовые школы, не имеющие условий для организации такого режима, постепенно тоже перешли на обучение 6-летних детей и при этом чаще всего стали использовать более интенсивную программу 3-летнего начального обучения.

В это время в Институте возрастной физиологии РАО ведется длительное лонгитудинальное (в течение 7 лет), комплексное изучение роста, развития, состояния здоровья, динамики, функциональной организации мозга, деятельности сердечно-сосудистой системы, эндокринной, системы дыхания, а также процессов физиологической и психологической адаптации ребенка в школе. Оно позволило выявить основные закономерности адаптации, определить наиболее сложные этапы обучения в течение учебного года, разработать практические рекомендации для педагогов.

Рекомендации медиков, физиологов, доказавших, что интенсификация учебного процесса (возрастающий дефицит времени на усвоение и переработку информации в сочетании с ростом объема информации) ведет к срыву адаптации, так называемым «школьным неврозам», не убедили педагогов. Не были приняты во внимание утвержденные Министерством здравоохранения и Министерством просвещения (в 1974 г.) Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ, регламентирующие обязательную учебную нагрузку (I класс — 20 часов в неделю, II класс — 22 часа, Ш-ГУ классы — 24 часа, V-VIII классы — 30 часов и в классах — 31 час).

Обязательная нагрузка в начальной школе по этим правилам должна быть уменьшена, т.к. снижен возраст начала обучения, но реальная нагрузка в школах много выше. Кроме того, за счет введения новых предметов в начальной школе сокращается время на обучение грамоте, математике, а объем учебного материала увеличивается. Рекомендации специалистов по организации обучения 6-летних

детей в школе практически не были учтены, фактически были нарушены основные принципы организации здоровьесберегающего обучения.

В 1977 году правительство СССР (Совет Министров) в очередной раз принимает решение об усовершенствовании программ, исключении из них излишне сложного и второстепенного материала, которое должно нормализовать учебную нагрузку, исключить переутомление и снять отрицательные влияния на состояние здоровья школьников.

Новые учебные программы не позволили снять перегрузку, и через 5 лет было вновь принято решение «О реформе общеобразовательной школы» (1984). Разумеется, очередная реформа школы ставила своей основной задачей не сохранение и укрепление здоровья, хотя в этом документе говорилось о том, что «общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым». В эти годы о неблагополучии в состоянии здоровья детей было не принято говорить. Однако дневная 12-14-часовая учебная нагрузка учащихся VII-IX классов (составляющая 75-88% всего времени бодрствования), неблагоприятные изменения функционального состояния организма, выраженное утомление и переутомление, отмечаемые у большинства школьников в течение учебного дня и учебной недели, на которые постоянно указывали специалисты Института возрастной физиологии РАО, по-видимому, послужили основанием для этих решений.

В конце 80-х годов вновь возникает вопрос об эффективности действующей в школе системы формирования знаний школьников по вопросам гигиены и охраны здоровья.

Исследования, проводимые в 1984-85 годах, показали, что более 40% детей имеют нарушения состояния здоровья (это данные, полученные без углубленного медицинского обследования), почти у 60% детей нарушен режим дня. Оказалось, что школьники практически не имеют элементарных гигиенических знаний. Например, из 1500 школьников ни один ученик VI класса не ответил правильно на вопросы по темам «Гигиена питания», «Гигиена умственного труда», «Оздоровительное значение физической культуры». С 1984 года предпринимаются попытки включить в деятельность школы комплексную программу медико-гигиенического воспитания учащихся в виде специальных уроков, включения отдельных тем в изучаемые предметы (особенно естественнонаучного цикла) и факультативных занятий. Эта программа была первой, в которой кроме правил личной гигиены рассматривались вопросы профилактики вредных привычек, прежде всего курения и алкоголя. Но эти программы имели статус экспериментальных и не стали постоянным компонентом работы массовых школ, т.е. до конца 80-х годов ХХ века не была сформирована комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Перестройка всей жизни общества в конце 80-х годов коренным образом изменила и жизнь школы. Однообразная, жестко регламентированная, с едиными программами, учебниками, методиками, структурой школьного обучения школа раскололась на сотни разных вариативных школ, каждая из которых считала делом чести работать не по традиционным, а по своим программам, разработать свои учебные пособия, предложить свой план обучения.

Любые рекомендации «сверху», любая критика специалистов воспринимались как «покушение на свободу». Фактически это был массовый стихийный протест школы, вызванный десятилетиями жесткого давления и регламентации всей школьной жизни. Однако школа — достаточно консервативный социальный институт, она не терпит «стихии», в ней невозможны быстрые перемены, и уже через несколько лет стало понятно, что изменение жизни школы должно быть системным, что возможности ребенка не беспредельны, что необходимо остановиться в порыве, объять необъятное и включить еще десяток новых предметов в систему обучения. Стало ясно, что многие учебники и учебные пособия, авторские методики и новые технологии просто не соответствуют возрастным и функциональным возможностям детей. Эйфория собственных решений в середине 90-х годов сменилась растерянностью — «почему не получается так, как хотели?». Наконец, стало понятно, что в 5,5-6 лет интенсивное школьное обучение чрезвычайно сложно (а таких в начальной школе становилось все больше), что трехлетняя начальная школа для 6-летних детей непосильна, что старые программы в пятом классе, рассчитанные на 11-летних детей, сложно освоить, если учащимся только девять лет. Родители стали выбирать не ту школу, где с первого класса два иностранных языка

и педагог, не делающий скидок ни на возраст, ни на здоровье, а ту, где понимают особенности ребенка и готовы организовать нормальный режим.

Именно в середине 90-х годов возникли все предпосылки для разработки концепции здоровьесберегающей школы, реализующей комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников. Тогда же были определены основные компоненты здоровьесберегающей деятельности школы, включающие не только наблюдение за состоянием здоровья детей, но и здоровьесберегающую организацию учебного процесса, здоровьесберегающие (т.е. соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям) методики обучения и специальные учебные программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Последнее десятилетие можно считать периодом повышения интереса общества, родителей и педагогов (но не государства) к проблемам здоровья детей.

Однако до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о собственном здоровье. Отдельные программы, реализуемые по инициативе региональных Управлений образования, отдельных энтузиастов, создающиеся в последние годы «Школы здоровья» пока не стали массовыми. Информация, которую получают школьники на уроках биологии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности разрознена, не систематизирована, нет эффективных методов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, адекватных возрастным особенностям школьников.

Приходится признать, что и общество, и родители оказались не готовы взять на себя ответственность за здоровье детей. Министерство образования вновь вынуждено регламентировать эту работу и законодательно возложить ответственность на школу, определив в качестве одной из ее главных задач создание здоровьесберегающей школы.

В новых стандартах образования для начальной и основной школы выделен раздел «Здоровый и безопасный образ жизни», предполагающий, что каждое образовательное учреждение будет разрабатывать свою комплексную программу создания здоровьесберегающей среды для формирования культуры здоровья.

Однако, разработка такой программы, включающей (в соответствии с рекомендованной ИВФ РАО моделью) создание здоровьесберегающей образовательной среды, рациональную организацию учебного процесса и физкультурно-оздоровительной работы, системную работу по формированию культуры здоровья, просвещение педагогов и родителей и совершенствование медицинского обслуживания школьников, чрезвычайно сложна. В образовательном учреждении нет специалистов, которые могут разработать такую программу, а будущих педагогов этому не учат. Предложение министра Минздравсоцразвития РФ Т. Голиковой «О введении должности ответственного за здоровье» — очередной вариант «организационного», а не содержательного подхода к решению проблемы. Подобные варианты неоднократно апробировались, но не давали результата.

Остается надеяться, что намеченная модернизация школы начнется с подготовки педагогов (вне зависимости от специализации), хорошо знающих формы и методы организации здоровьесберегающей школьной среды, умеющих рационально организовать учебный процесс, не создающий школьных факторов риска, понимающих значимость формирования культуры здоровья и обладающих этой культурой. Этими знаниями и навыками должен обладать каждый педагог, и только тогда школа может стать территорией здоровья.

cyberleninka.ru

Школа здоровья для педиатрических пациентов.

Забота о сохранении здоровья детей — задача не только семьи, медицинских учреждений, но и в целом системы образования. Важным шагом в решении задачи охраны здоровья детей в образовательном пространстве стало создание особого вида государственных образовательных учреждений — «Школа здоровья»

В Москве «Школы здоровья» начали активно формироваться с 2000 года. На 1 января 2009 года статус «Школа здоровья» имели 98 государственных образовательных учреждений. За 10 лет существования таких ОУ сложились три направления в организации их деятельности:

  • «Школы здоровья» для всех детей независимо от их принадлежности к медицинской группе, в которых создана безопасная окружающая среда, благоприятная для профилактики заболеваний, психологической и социальной адаптации обучающихся, формирования навыков здорового образа жизни. Для решения задач по здоровьесбережению в этих школах выбраны такие пути: организация 3-разового питания, дополнительное каникулярное время, введение «оздоровительного часа» в расписание учебных занятий, включение в учебный план 3 уроков по физической культуре.
  •  «Школы здоровья» для всех детей независимо от медицинской группы здоровья ребенка, внедряющие элементы здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Эти школы? позволяющие проводить мониторинг здоровья обучающихся в учебном процессе, создали систему школьных мониторингов здоровья, оснащенную компьютеризованными приборными комплексами. При этом, не внедряясь в поле деятельности медицины, такие школы получили возможность, не дожидаясь плановой диспансеризации, скорректировать нарушения в работе организма, которые в большей мере подвергаются воздействию школьных факторов: нарушения осанки, нарушения зрения, нарушения физиологического баланса
  •  «Школы здоровья» для хронически болеющих детей, ослабленных неблагоприятными экологическими факторами, и детей-инвалидов. Практика работы такого рода образовательных учреждений показала взаимопроникновение медицинского и психолого-педагогических подходов. Медицинский подход связан с активизацией участия медиков в работе образовательного учреждения. В таких «Школах здоровья» создано собственное медицинское подразделение. Оказание медицинской помощи обучающимся осуществляется в объеме, соответствующем задачам, решаемым педагогическим коллективом.

Немаловажная роль в сохранении здоровья ребенка в период пребывания его в образовательном учреждении отведена организации качественного, безопасного, сбалансированного питания.

В «Школах здоровья» оборудованы спортивные залы (118), тренажерные залы (86), школьные стадионы и спортивные площадки (140), бассейны (2), залы ЛФК (65), кабинеты массажа (56). Это позволяет качественно осуществлять физкультурно-оздоровительную работу.

Важный показатель деятельности «Школы здоровья» — отсутствие неуспевающих детей, при этом следует учесть, что не снижен уровень требований и каждому обучающемуся обеспечивается образование в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Большое внимание в таких школах уделяется профилактике вредных привычек, правонарушений среди обучающихся «группы риска». Реализация профилактических программ рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Профилактические программы включают в себя современные методы обучения и строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся, направлены на обучение социальным навыкам: коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими, как со сверстниками, так и со взрослыми. Активно расширяется добровольческое движение, которое охватывает детей и подростков, пропагандирующих здоровый образ жизни в среде сверстников.

В отличие от диспансеризации, которая лишь констатирует наличие тех или иных заболеваний у ребенка, школьным мониторингам свойственно оперативное прогнозирование возможных рисков, в том числе и образовательных, их адресная коррекция.

Многолетний опыт работы «Школ здоровья» позволяет сформировать представление:

  • о формах организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, о здоровьесберегающей инфраструктуре и оснащенности школ, о комплексе здоровьесберегающих технологий;
  • о системе школьных мониторингов здоровья как способе адекватного отбора здоровьесберегающих технологий, по состоянию здоровья обучающихся, так и по задачам конкретного образовательного учреждения;
  • о потребности школ в обеспечении специалистами, способными поддерживать здоровьесберегающие функции школы.

При создании образовательных учреждений такого вида необходимо учитывать состояние здоровья и реальные потребности детского населения, развивать на их базе форму инклюзивного образования.

 

gabiya.ru

Образование и здоровье школьников

Дата создания: 2013/12/17

Автор: Дашкова Светлана

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

В жизни современного общества происходят фундаментальные преобразования: переход к новым формам общественных отношений, демократизация общественной жизни предъявляют новые требования и к подготовке учителя, способного к сохранению, укреплению и формированию здоровья учащейся молодёжи, что в современной социокультурной ситуации является приоритетной задачей системы образования. Её выполнение невозможно без признания приоритета здоровья всех субъектов образовательного процесса, что актуализирует проблему подготовки будущих учителей, владеющих культурой здоровья и готовых к здравотворчеству (Л.И. Алёшина, Э.Н. Вайнер, И.Ю. Глинянова, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Е.А. Шульгин).

По данным «Государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 году» «… уровень общей заболеваемости с 1992 по 2002г.г. увеличился на 32,1%. Рост показателей заболеваемости наблюдается по всем классам болезней». Значительные изменения в области образования не могли не сказаться на здоровье школьников. Из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей. Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16 – 17 лет этой средой является школа, т.к. более 70% времени его бодрствования связаны со школой. Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. В дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть здоровье. Однако пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, администраторы, родители и все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа не была, перестала быть фактором, вредящим его здоровью, препятствующим его полноценному развитию, а напротив, стала образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей непростой жизни.

По данным Министерства здравоохранения (2003 год) только 10% школьников относится к числу здоровых, 50% имеют патологию, 40% относятся к группе риска. Инвалидность среди детей за 5 лет возросла в 2 раза. Особой проблемой в последние годы стали социально – зависимые болезни.

Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. По данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10 – 15 %. Психические заболевания являются причиной 35% случаев негодности к военной службе.

К сожалению, существующая система образования, начиная со школьной скамьи, не способствует сохранению здоровья обучающихся. Процесс обучения связан с такими педагогическими (школьными) факторами риска:

  • информационная перегруженность, неоправданное увеличение объема информации;
  • статическое напряжение опорно-двигательного аппарата, зрительного анализатора;
  • нерегулярное несбалансированное питание;
  • психоэмоциональное напряжение, связанное с адаптацией в новом коллективе, экзаменами, зачетами и т.п.;
  • несовершенная организация учебной деятельности;
  • авторитарно – репродуктивная система обучения;
  • несоответствие условий использования технических средств обучения стандартным требованиям;
  • недостаточный уровень культуры здоровья студентов и валеологической компетентности педагогов;
  • провалы в существующей системе физического воспитания;
  • частичное нарушение служб школьного врачебного контроля;
  • отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.).

 

Комплексное воздействие неблагоприятных факторов образовательного процесса приводит к ухудшению адаптационных возможностей организма, возникновению функциональных расстройств и хронической патологии. Поэтому проблема здоровьесбережения не только медицинская проблема, но и педагогическая.

Согласно данным Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Тольятти (письмо от 23.03.2006 № 353/8) анализ состояния здоровья детей школьного возраста за 2003 год показывает, что только 12,1% школьников практически здоровы, 70,3% учащихся имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья (2 группа здоровья), 16,7% имеют хронические заболевания (3 группа здоровья).

Среди детей имеет большое распространение, так называемая школьная патология. На первом месте в структуре «школьной» патологии стоит нарушение осанки. В целом по городу показатель увеличился на 2,5% по сравнению с 2002годом. Наибольший рост наблюдался в школах Автозаводского района (на 7%). На втором месте стоит снижение «остроты зрения». Этот показатель вырос на 5,5% по сравнению с 2002годом. Наибольший рост наблюдался в школах Комсомольского района (на 14%). По городу отмечается снижение числа здоровых детей (1 группа здоровья) и рост числа детей с функциональными отклонениями (2 группа).

В структуре соматических заболеваний (диспансерная группа) 1 место занимают болезни опорно-двигательного аппарата (52,1%), на втором – заболевания желудочно-кишечного тракта (49,5%), на третьем – заболевания органов зрения (42,8%).Отмечается рост числа заболеваний органов дыхания, эндокринных заболеваний. В Тольяттинском социально-педагогическом колледже на специальности «Преподавание в начальных классах» в текущем учебном году обучается 145 человек. По данным медицинской службы в течение учебного года за медицинской помощью обращаются в среднем 787 студентов, то есть каждый студент посещает медицинский кабинет не менее 4 раз в год. Из общего количества студентов 22% имеют хронические заболевания, физические отклонения (глухонемые) 1%, с психическими отклонениями 0,5%, плохое зрение имеют 35%. Таким образом, в целом около 60% студентов имеют ослабленное здоровье.

Многолетний опыт педагогической деятельности показывает, что создание здорового окружения, являясь необходимым условием обучения, не обеспечивает меру достаточности для решения проблем оздоровления молодежи. Более того, если здравоохранительные мероприятия в учебных заведениях проводятся, то систематической и согласованной работы в направлении формирования и приумножения здоровья учащихся не наблюдается, что и приводит к таким плачевным результатам на выпуске из образовательных учреждений. Ю.П. Лисицын справедливо указывает на то, что «в формировании здоровья населения важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму труда и отдыха, взаимоотношениям в семье и на производстве и т.д., а также условиям жизни и образу жизни». Следовательно, в проблеме здоровья необходимо, прежде всего, выделять социальные и личностные посылки, от которых непосредственно зависит формирование образа жизни человека, и лишь в последнюю очередь, медицинские посылки. По оценкам специалистов, состояние здоровья населения зависит на 20-25% от состояния окружающей среды, на 20% от генетических факторов, на 50-55% от образа жизни и только на 10% от служб здравоохранения. Поскольку огромная роль в сохранении и приумножении здоровья принадлежит образу жизни, который наиболее активно формируется в молодые годы человека, то несомненно, что эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов, так как именно образование помогает человеку построить правильный образ жизни и грамотно позаботиться о своем здоровье.

Здоровье зависит не только от условий жизни и наследственных задатков, но также и от отношения к здоровью. В этом аспекте важной становится проблема правильно выбранного поведения, которое всегда связано с мотивацией. Необходимо воспитание соответствующих мотивов здоровья. Для этого требуется специальная организация педагогического процесса, которая учитывает определенные «факторы риска». В исследованиях Л.Г.Татарниковой, Г.К.Зайцева, В.П.Казначеева факторы риска определяются как любые несоответствия условий, требований и взаимоотношений в ходе учебного процесса индивидуальным возможностям и особенностям учащихся: фактор условий обобщает все реальные условия учебного процесса, способствующие воспитанию основ ЗОЖ; фактор учебной нагрузки отражает всю информационную сторону учебного процесса и организацию обучения; фактор взаимоотношений обобщает стиль взаимоотношений учителя и учащегося. С самого раннего детства ребенка необходимо приучать к здоровому образу жизни. Родители должны не только проводить беседы на эту тему, но и самим быть примером во всех начинаниях ребенка. Нужно активно принимать участие в жизни своего малыша, быть к нему внимательным.

Невнимательные родители не редко упускают моменты, когда их дети попадают в плохие компании, начинают курить. За последние пять лет число курящих 8 – 10-летних детей выросло на 30%. Родители, занятые на работе и домашними заботами, стараются в первую очередь обеспечить детей материальными благами, мимоходом интересуясь школьными успехами, но редко находят время, чтобы просто посидеть со своим ребенком и поговорить с ним по душам, обсудить его проблемы, дать совет, поделиться интересами. Ребенка нужно уважать как личность, доверять ему, постараться понять его. Школьник, лишенный доверия и понимания родителей, ощущающий гнет родительского авторитета, в недалеком будущем может оказаться на улице в компании сверстников, где может приобрести вредные привычки и даже совершить проступки.

На хорошее качество обучения влияет состояние физического и психического здоровья младшего школьника. А это во многом определяется тем, на сколько в образовательном учреждении уделяется внимание созданию здоровьесберегающей образовательной среды.

Типичные отклонения в образе жизни учеников начальных классов:

  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение правил личной гигиены;
  • нерегулярное и нерациональное питание;
  • наличие вредных привычек (курение и токсикомания).

Это обуславливает важность работы по воспитанию основ ЗОЖ у младших школьников. Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно, и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. Педагогическая технология является составной частью дидактической или методической системы, которая заключается в разработке программы действий, состоящих из процедур и операций, которые направлены на поставленные цели и обеспечивающие предполагаемый результат.

www.medroad.ru

блог о Здоровом Образе Жизни

Начинаем серию статей о применении продуктов питания в качестве лекарственных средств.

Читать дальше

Казалось бы, все прекрасно знают, как правильно обращаться с электричеством, но несмотря на это случаи, связанные с электрическими травмами, по-прежнему случаются. К тому же, травмы, связанные с электрическим током являются одними из самых опасных. Читать дальше

Таинственный мир снов до сих пор хранит в себе сотни загадок, поскольку человеческое тело погружается в любопытное состояние, которое отбирает около двадцати пяти лет от общей продолжительности жизни. Эти цифры способны не только удивить, но и напугать обычного человека, который не имеет связи с наукой. Однако, это давно доказано учёными, как и прочие вещи, в которые с большим трудом смогло поверить современное общество.
Читать дальше

Нарушение дыхания — проблема, встречающаяся довольно часто. И даже абсолютно здоровый человек их периодически может ощущать на себе. Читать дальше

Ходьба — отличный способ тренироваться, даже не зная об этом. Согласно исследованиям, сидеть целый день — рискованное дело, которое влияет на жизнь многих людей. Те же исследования показывают, что людям, которые сидят много часов на работе, нужно немного выйти, чтобы прогуляться до конца дня. Величайшие атлеты также считают, что сделать 10 000 шагов в день так же важно, как принимать улучшающие стероиды.

Читать дальше

Человеку присуще все те качества характера и эмоции, которых нет ни у одного живого существа на планете. Время от времени хорошее настроение сменяется отрицательными эмоциями. В этот период он начинает хандрить, плохо спит, появляется слабость, желание работать и вообще что-либо делать. Это время называется временной депрессией.
Читать дальше

Читать дальше

Многим знакома проблема избыточного накопления солей. Причина этого – не только злоупотребление пересоленной пищей, а недоедание, пагубные привычки, отсутствие движения, недостаток жидкости, генетическая предрасположенность, нарушение метаболизма.
Читать дальше

О том, что зелень кладезь полезных веществ наслышан каждый. О её уникальных свойствах и положительном влиянии на организм рассказывает Виктория Бутенко в своей книге «Зелень для жизни».
Читать дальше

Всем известно, что свежевыжатые соки очень полезны для человеческого организма. Одним из самых полезных считают морковный сок. И не зря! В морковном соке содержится магний, йод, кальций, фосфор, железо, витамины А и Е. Во всех этих витаминах и микроэлементах ежедневно нуждается наш организм.
Читать дальше

shkolazdorovja.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *