Черноморские проливы — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Координаты: 40°43′21″ с. ш. 28°13′29″ в. д. / 40.72250° с. ш. 28.22472° в. д. / 40.72250; 28.22472 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=40.72250&mlon=28.22472&zoom=14 (O)] (Я)
Черномо́рские (или туре́цкие) проли́вы (тур. Türk Boğazları, греч. τα Στενά του Βοσπόρου или το Στενό[1]), зо́на Проливов или просто Проливы (часто с заглавной буквы) — совокупность двух морских проливов, Босфора и Дарданелл, расположенных в Мраморноморском регионе северо-западной Турции. К зоне Проливов зачастую относят и находящееся между ними Мраморное море с окрестностями.
Описание
Черноморские проливы последовательно соединяют Чёрное море с Мраморным, а Мраморное — с Эгейским, которое является
Босфор
Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı, греч. Βόσπορος) — пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.
Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В 2013 году был открыт и железнодорожный тоннель Мармарай, который объединил транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.
Дарданеллы
Дардане́ллы (тур. Çanakkale Boğazı, греч. Δαρδανέλλια), древнегреческое название — Геллеспо́нт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл — 40°15′ северной широты и 26°31′ восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина — от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера — 55 метров.
Вопрос о проливах
Из-за стратегически важного геополитического положения черноморских проливов их статус со времён античной Троянской войны неоднократно вызывал международную напряжённость и служил предметом озабоченности стран-соперниц, особенно в периоды ослабления и смены той или иной из основных великих держав.
Пока Византийская империя, а после её падения Османская империя господствовали на Чёрном море, вопрос о Проливах фактически был внутренним делом этих государств, а потому более десяти веков не стоял в международной повестке дня. Однако к концу XVII века обстановка существенно изменилась: на побережье Азовского и Чёрного морей вышла Россия — и актуальность контроля над зоной Проливов повысилась, составив впоследствии важную часть «восточного вопроса».
Во времена заката Османской империи на Лондонской конференции в 1841 году было принято решение о закрытии Проливов для прохода чьих бы то ни было военных судов в мирное время. По секретному соглашению 1915 года проливы передавались Российской империи. С точки зрения современного международного права зона Проливов является «открытым морем» и с 1936 года управляется согласно положениям Конвенции Монтрё о статусе проливов при сохранении над последними суверенитета Турецкой республики.
Согласно Конвенции, торговые суда всех стран обладают свободой прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (допускаются лишь мелкие надводные корабли), по тоннажу и сроку пребывания.
В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.
Последним военным случаем (не считая учений), когда предусмотренные Конвенцией механизмы были задействованы, явился Югоосетинский конфликт августа 2008 года: через Проливы в сторону грузинских портов Батуми и Поти тогда проследовал ряд военных кораблей Шестого флота ВМС США.[3]
См. также
Напишите отзыв о статье «Черноморские проливы»
Примечания
- ↑ [old.mfa.gr/greek/foreign_policy/europe_southeastern/turkey/turkeys_claims_vosporos.html Τουρκική Πολιτική για τα Στενά] на сайте министерства иностранных дел Греции. (греч.) + [web.archive.org/web/20060717050849/www.mfa.gr/www.mfa.gr/el-GR/Policy/Geographic+Regions/South-Eastern+Europe/Turkey/International+Obligations+for+Turkey/Bosporus/] (греч.)
- ↑ [slovar.cc/enc/bolshoy/2133867.html Эгейское море], статья из Большого энциклопедического словаря. — 2012.
- ↑ [www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1017187 НАТО в Чёрном море]. — Коммерсантъ, № 153 (3970), 28 августа 2008 года.
Литература
- Черноморские проливы — статья из Большой советской энциклопедии.
- [rgo.ru/geography/fiz_geography/evropa/cernom1 Черноморские проливы] в Географической энциклопедии.
- [www.smoney.ru/glossary/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B Черноморские проливы] в Энциклопедическом словаре экономики и права.
- Евмененко, С. Черноморские проливы: мифы и реальность. — seanews.ru, 13 июля 2006 года.
- Шемякин, А. Черноморские проливы: история и современные проблемы. //Транспортное право. — 2003, № 4.
- Rozakis, Christos L. [books.google.com/books?id=yJc7HWhF-K8C&pg=PA23&vq=russia&dq=The+Turkish+Straits&source=gbs_search_s&sig=ACfU3U1fPANxD_cQJx14mGVt7O5a5Kp46w The Turkish Straits]. — Martinus Nijhoff Publishers, 1987.
- Лунева Ю.В. [www.library6.com/index.php/library6/item/лунева-юв-босфор-и-дарданеллы Босфор и Дарданеллы. Тайные провокации накануне Первой мировой войны (1908 — 1914).]. — М.: Квадрига, 2010. — 256 с.
Ссылки
- Lewis, A. [www.springerlink.com/content/y46370x48t47463x/ The role of choke points in the ocean context]. — GeoJournal, Vol. 26, #4. — апрель 1992. — С. 503—509. (англ.) ISSN 03432521
- [nvo.ng.ru/printed/247558 «Проливы преткновения — от Византии до наших дней»] Широкорад А. Б. статья из «Независимой газеты» от 12.11.2010 года
- [memoirs.ru/texts/OvladenieRS1878.htm Овладение Дарданеллами в 1783 г. / Грейг С. Представление адмирала Самуила Грейга; Грейг С. Размышления ко овладению Дарданелльскими крепостями; Потемкин Г. А. Мнение кн. Потемкина об овладении Дарданеллами / Сообщ. И. Ан-ский // Русская старина, 1878. — Т. 22. — № 7. — С. 449—454.]
Отрывок, характеризующий Черноморские проливы
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu’il n’y voit que du feu, et oubl celui qu’il devait faire faire sur l’ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C’est genial. Le prince d’Auersperg se pique d’honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c’est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n’est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]– Non plus. Cela met la cour dans de trop mauvais draps, – продолжал Билибин. – Ce n’est ni trahison, ni lachete, ni betise; c’est comme a Ulm… – Он как будто задумался, отыскивая выражение: – c’est… c’est du Mack. Nous sommes mackes , [Также нет. Это ставит двор в самое нелепое положение; это ни измена, ни подлость, ни глупость; это как при Ульме, это… это Маковщина . Мы обмаковались. ] – заключил он, чувствуя, что он сказал un mot, и свежее mot, такое mot, которое будет повторяться.
Собранные до тех пор складки на лбу быстро распустились в знак удовольствия, и он, слегка улыбаясь, стал рассматривать свои ногти.
– Куда вы? – сказал он вдруг, обращаясь к князю Андрею, который встал и направился в свою комнату.
– Я еду.
– Куда?
– В армию.
– Да вы хотели остаться еще два дня?
– А теперь я еду сейчас.
И князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушел в свою комнату.
– Знаете что, мой милый, – сказал Билибин, входя к нему в комнату. – Я подумал об вас. Зачем вы поедете?
И в доказательство неопровержимости этого довода складки все сбежали с лица.
Князь Андрей вопросительно посмотрел на своего собеседника и ничего не ответил.
– Зачем вы поедете? Я знаю, вы думаете, что ваш долг – скакать в армию теперь, когда армия в опасности. Я это понимаю, mon cher, c’est de l’heroisme. [мой дорогой, это героизм.]
– Нисколько, – сказал князь Андрей.
– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.
– Перестаньте шутить, Билибин, – сказал Болконский.
– Я говорю вам искренно и дружески. Рассудите. Куда и для чего вы поедете теперь, когда вы можете оставаться здесь? Вас ожидает одно из двух (он собрал кожу над левым виском): или не доедете до армии и мир будет заключен, или поражение и срам со всею кутузовскою армией.
И Билибин распустил кожу, чувствуя, что дилемма его неопровержима.
– Этого я не могу рассудить, – холодно сказал князь Андрей, а подумал: «еду для того, чтобы спасти армию».
– Mon cher, vous etes un heros, [Мой дорогой, вы – герой,] – сказал Билибин.
В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал в армию, сам не зная, где он найдет ее, и опасаясь по дороге к Кремсу быть перехваченным французами.
В Брюнне всё придворное население укладывалось, и уже отправлялись тяжести в Ольмюц. Около Эцельсдорфа князь Андрей выехал на дорогу, по которой с величайшею поспешностью и в величайшем беспорядке двигалась русская армия. Дорога была так запружена повозками, что невозможно было ехать в экипаже. Взяв у казачьего начальника лошадь и казака, князь Андрей, голодный и усталый, обгоняя обозы, ехал отыскивать главнокомандующего и свою повозку. Самые зловещие слухи о положении армии доходили до него дорогой, и вид беспорядочно бегущей армии подтверждал эти слухи.
«Cette armee russe que l’or de l’Angleterre a transportee, des extremites de l’univers, nous allons lui faire eprouver le meme sort (le sort de l’armee d’Ulm)», [«Эта русская армия, которую английское золото перенесло сюда с конца света, испытает ту же участь (участь ульмской армии)».] вспоминал он слова приказа Бонапарта своей армии перед началом кампании, и слова эти одинаково возбуждали в нем удивление к гениальному герою, чувство оскорбленной гордости и надежду славы. «А ежели ничего не остается, кроме как умереть? думал он. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».
Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшиеся команды, повозки, парки, артиллерию и опять повозки, повозки и повозки всех возможных видов, обгонявшие одна другую и в три, в четыре ряда запружавшие грязную дорогу. Со всех сторон, назади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательства солдат, денщиков и офицеров. По краям дороги видны были беспрестанно то павшие ободранные и неободранные лошади, то сломанные повозки, у которых, дожидаясь чего то, сидели одинокие солдаты, то отделившиеся от команд солдаты, которые толпами направлялись в соседние деревни или тащили из деревень кур, баранов, сено или мешки, чем то наполненные.
На спусках и подъемах толпы делались гуще, и стоял непрерывный стон криков. Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры; бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди. Офицеры, заведывавшие движением, то вперед, то назад проезжали между обозами. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам их видно было, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок. «Voila le cher [„Вот дорогое] православное воинство“, подумал Болконский, вспоминая слова Билибина.
wiki-org.ru
Береговая линия Черного моря: описание и особенности
Береговая линия Черного моря изрезана или нет, какая она, какие особенности имеет? Этот вопрос часто задают ученики. Давайте попробуем вместе разобраться с особенностями данного водоема и, конечно, найти ответы на поставленные вопросы.
Кратко о море
Площадь Черного моря составляет более 420 тыс. кв. км. По своим очертаниям оно похоже на овал с протяженностью 580 км в ширину и 1150 км в длину. Глубина составляет 2210 м в самой углубленной части занимаемой территории. Черное является одним из внутренних морей. Соединение с океаном происходит благодаря Мраморному, Средиземному, а также Азовскому морям. Ниточками, связывающими все четыре водные территории, выступают Босфорский, Дарданелльский и Керченский проливы.
Изрезанность береговой линии Черного моря выражена слабо. Размер площади, которую занимает данный водоем, равен двум площадям Великобритании. Семь стран омываются водами Черного моря: на севере – Украина, на северо-востоке — Россия и Абхазия, на юго-востоке – Грузия, на юге – Турция, на северо-западе – Румыния и Болгария.
Признаки жизни в нем присутствуют только на расстоянии 150-200 м от поверхности. Дальше вода насыщена сероводородом, из-за этого развитие живых организмов просто невозможно. Исключением являются анаэробные бактерии.
Какая береговая линия у Черного моря?
Большая часть береговой линии более-менее ровная. Лишь с северной стороны наблюдается небольшая изрезанность. Протяжность линии берега Черного моря составляет 3400 км. Крым – самый большой полуостров. С противоположной стороны сильно выступает берег Анатолии.
На севере есть много заливов, несколько реже они встречаются на юге и северо-западе. Также береговая линия Черного моря представлена лиманами. В основном они находятся на северном и северо-западном побережье. Со стороны Крымского полуострова наблюдается гористый рельеф.
Заливы
Наибольшие заливы находятся на севере. Эта территория относится к государству Украина. Данное положение достаточно выгодное, и определяется оно наличием следующих заливов: Ягорлыцкий, Джарылгачский, Каламитский и др. А вот на юго-западе их меньше, самые крупные: Варненского и Бургасского (государство Болгария). Береговая линия Черного моря на юге также не представлена множеством заливов. Основные из них: Синопский и Самсунский — принадлежат Турции.
Крым свободно может гордиться Севастопольской и Балаклавской бухтой, которые расположились между скалами. Полуостров Таманский характеризуется множеством мелких заливов, где нашли себе место для обитания тростник и камыш. Результатом этого стало образование плавней.
Рельеф береговой линии
Со стороны севера и северо-запада, вследствие вливания рек, происходит образование лиманов. В этой части берега низменные. Иногда можно увидеть обрывы. А вот береговая линия Черного моря у Крымского полуострова отличается гористостью. Особенно это касается южных, а также восточных берегов. Вот здесь уже можно увидеть Понтийские горы. Также в этой части берега расположились и горы Кавказа, которые доходят до самой воды.
Большой выступ Анатолии характеризуется тремя маленькими островами. Бафра и Чаршамба имеют низменную поверхность, а Инджебурун отличается гористостью. Сюда же входит и Синопская бухта. Свое название она получила в честь памяти о победе в 1853 году российского флота в Крымской войне. Командиром тогда был П.С. Нахимов.
Когда-то на месте вхождения одной из самых крупных рек Рион существовал большой залив. Со временем вместо него появилась Колхидская низменность.
Со стороны Турции береговая линия Черного моря принимает несколько рек. Это водотоки Ешиль-Ирмак, Чорох, Кызыл-Ирмак. В европейской стороне Турции находится Фракийский полуостров. Совсем немного времени прошло, когда для его соединения с Анатолией построили широкий мост. Это позволяет без труда проходить большим судам по Босфорскому проливу. На запад от него к морскому берегу вплотную подходят Балканские горы. Здесь есть несколько больших портов. Один из них Бургас, другой – Варна. Именно отсюда берут свое начало морские дороги Болгарии.
Острова
Черное море лишено возможности похвастаться большим количеством островов. Наибольшим из них является Джарылгач с площадью 62 кв. км. Остальные совсем маленькие – не больше 1 кв. км. Сюда входят острова Березань и Змеиный. Последний расположен дальше всех от суши. Расстояние от дельты Дуная до острова составляет 40 км.
Подведем итоги
Каждый участок береговой зоны получил свое название. В Крыму берег назван Южным, в России на Кавказе – Черноморским побережьем, в Турции — Румелийским и Анатолийским берегами.
Самая удобная бухта находится в Румынии – порт Констанца. На северной стороне расположилась большая дельта Дуная. Здесь же проходит Нижне-Дунайская низменность. Она вмещает в себя вереницу соленых озер.
Итак, мы постарались ответить, береговая линия Черного моря изрезана или нет, описали особенности ее рельефа.
fb.ru
Черноморские проливы
План
Введение
1 Описание
1.1 Босфор
1.2 Дарданеллы
2 Вопрос о Проливах
Список литературы
Введение
Черномо́рские (или туре́цкие) проли́вы (тур. Türk Boğazları, греч. τα Στενά του Βοσπόρου или το Στενό[1]), зо́на Проливов или просто Проливы (часто с заглавной буквы) — совокупность двух морских проливов, Босфора и Дарданелл, расположенных в Мраморноморском регионе северо-западной Турции. К зоне Проливов зачастую относят и находящееся между ними Мраморное море с окрестностями.
[править] Описание
Черноморские проливы последовательно соединяют Чёрное море с Мраморным, а Мраморное — с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии). Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.
1.1. Босфор
Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı, греч. Βόσπορος) — пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.
Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель «Marmaray» (срок окончания — 2012 год), который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.
1.2. Дарданеллы
Дардане́ллы (тур. Çanakkale Boğazı, греч. Δαρδανέλλια), древнегреческое название — Геллеспо́нт . Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл — 40°15′ северной широты и 26°31′ восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина — от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера — 55 метров.
2. Вопрос о Проливах
Из-за стратегически важного геополитического положения черноморских проливов их статус со времён античной Троянской войны неоднократно вызывал международную напряжённость и служил предметом озабоченности стран-соперниц, особенно в периоды ослабления и смены той или иной из основных великих держав.
Пока Византийская империя, а после её падения Османская империя господствовали на Чёрном море, вопрос о Проливах фактически был внутренним делом этих государств, а потому более десяти веков не стоял в международной повестке дня. Однако к концу XVII века обстановка существенно изменилась: на побережье Азовского и Чёрного морей вышла Россия — и актуальность контроля над зоной Проливов повысилась, составив впоследствии важную часть «восточного вопроса».
Во времена заката Османской империи на Лондонской конференции в 1841 году было принято решение о закрытии Проливов для прохода чьих бы то ни было военных судов в мирное время. С точки зрения современного международного права зона Проливов является «открытым морем» и с 1936 года управляется согласно положениям Конвенции Монтрё о статусе проливов при сохранении над последними суверенитета Турецкой республики.
Согласно Конвенции, торговые суда всех стран обладают свободой прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (допускаются лишь мелкие надводные корабли), по тоннажу и сроку пребывания.
В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.
Последним военным случаем (не считая учений), когда предусмотренные Конвенцией механизмы были задействованы, явился Югоосетинский конфликт августа 2008 года: через Проливы в сторону грузинских портов Батуми и Поти тогда проследовал ряд военных кораблей Шестого флота ВМС США.[2]
Список литературы:
1. Τουρκική Πολιτική για τα Στενά на сайте министерства иностранных дел Греции. (греч.) + [1] (греч.)
2. НАТО в Чёрном море. — Коммерсантъ, № 153 (3970), 28 августа 2008 года.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Черноморские_проливы
mirznanii.com
Черноморские проливы — это… Что такое Черноморские проливы?
Координаты: 40°43′21″ с. ш. 28°13′29″ в. д. / 40.7225° с. ш. 28.224722° в. д. (G) (O)40.7225, 28.224722
Черномо́рские (или туре́цкие) проли́вы (тур. Türk Boğazları, греч. τα Στενά του Βοσπόρου или το Στενό[1]), зо́на Проливов или просто Проливы (часто с заглавной буквы) — совокупность двух морских проливов, Босфора и Дарданелл, расположенных в Мраморноморском регионе северо-западной Турции. К зоне Проливов зачастую относят и находящееся между ними Мраморное море с окрестностями.
Описание
Черноморские проливы последовательно соединяют Чёрное море с Мраморным, а Мраморное — с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии). Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.
Босфор
Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı, греч. Βόσπορος) — пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.
Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель Мармарай (срок окончания — 2012 год), который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.
Дарданеллы
Дардане́ллы (тур. Çanakkale Boğazı, греч. Δαρδανέλλια), древнегреческое название — Геллеспо́нт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл — 40°15′ северной широты и 26°31′ восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина — от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера — 55 метров.
Вопрос о Проливах
Из-за стратегически важного геополитического положения черноморских проливов их статус со времён античной Троянской войны неоднократно вызывал международную напряжённость и служил предметом озабоченности стран-соперниц, особенно в периоды ослабления и смены той или иной из основных великих держав.
Пока Византийская империя, а после её падения Османская империя господствовали на Чёрном море, вопрос о Проливах фактически был внутренним делом этих государств, а потому более десяти веков не стоял в международной повестке дня. Однако к концу XVII века обстановка существенно изменилась: на побережье Азовского и Чёрного морей вышла Россия — и актуальность контроля над зоной Проливов повысилась, составив впоследствии важную часть «восточного вопроса».
Во времена заката Османской империи на Лондонской конференции в 1841 году было принято решение о закрытии Проливов для прохода чьих бы то ни было военных судов в мирное время. По секретному соглашению 1915 года проливы передавались Российской империи. С точки зрения современного международного права зона Проливов является «открытым морем» и с 1936 года управляется согласно положениям Конвенции Монтрё о статусе проливов при сохранении над последними суверенитета Турецкой республики.
Согласно Конвенции, торговые суда всех стран обладают свободой прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (допускаются лишь мелкие надводные корабли), по тоннажу и сроку пребывания.
В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.
Последним военным случаем (не считая учений), когда предусмотренные Конвенцией механизмы были задействованы, явился Югоосетинский конфликт августа 2008 года: через Проливы в сторону грузинских портов Батуми и Поти тогда проследовал ряд военных кораблей Шестого флота ВМС США.[2]
Примечания
См. также
Литература
Ссылки
dic.academic.ru
Какой пролив, соединяет Чёрное и Средиземное море?
По данным <a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org» target=»_blank»>http://ru.wikipedia.org</a> Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı «Стамбульский пролив» ) — пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами — со Средиземным. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул. Длина пролива около 30 км. Максимальная ширина пролива 3700 м на севере, минимальная ширина – 700 метров (это самый узкий межконтинентальный пролив) [1]. Глубина фарватера от 33 до 80 м [2]. По одной из наиболее распространённых легенд пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя — прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором [3]. Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973) и Мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста в северной части пролива на побережье Черного Моря. Мост протяжённостью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с Трансъевропейской Магистралью. Предварительная цена проекта — около 5—6 млрд долларов. Путь на мосту будет состоять из восьми полос [4]. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля «Marmaray»[5] (срок окончания — 2013 год) , который объединит скоростные транспортные системы европейской и азиатской частей Стамбула. Предполагается (теория черноморского потопа) , что Босфор образовался лишь 7500—5000 лет назад. Прежде уровень Чёрного и Средиземного морей был существенно ниже, и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоёмах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое — об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки. Древние греки Босфором также называли Керченский пролив — «Боспор Киммерийский» . Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона. В зимы 1621—1669 годов пролив покрывался льдом. Эти времена были характерны общим понижением температуры в регионе и получили название Малый ледниковый период.
орские проливы последовательно соединяют Чёрное море с Мраморным, а Мраморное — с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии) . Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия. Содержание [убрать] 1 Описание 1.1 Босфор 1.2 Дарданеллы 2 Вопрос о Проливах 3 Примечания 4 См. также 5 Литература 6 Ссылки [править] Босфор Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı, греч. Βόσπορος) — пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул. Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель Мармарай (срок окончания — 2012 год) , который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города. [править] Дарданеллы Дардане́ллы (тур. Çanakkale Boğazı, греч. Δαρδανέλλια), древнегреческое название — Геллеспо́нт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл — 40°15′ северной широты и 26°31′ восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина — от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера — 55 метров.
щас дарою, чуток осталось и назову твоим именем.
босфор — но не напрямую
Такого пролива не существует
Никакой пролив не соединяет, посмотри карту
Там есть пролив, но его мало кто отмечает. Это Босфор
Пролив Босфор с греческого переводится как скотий брод. И это утверждение нужно воспринимать буквально, то есть это название возникло во времена, когда скот мог переходить пролив с одного берега на другой, при глубине брода около одного метра. И брод этот существовал по-видимому в месте донного порога Босфора с его глубиной 27,5 метров. Известны работы по определению террас размыва береговых склонов восточных и западных берегов Атлантического океана. Их ровно 31: с глубины 155 метров до самой поверхности океана. Их генезис — метеорит-болид-астероидный: при их последовательных выпадениях в океан его уровень периодически повышался. И для порога Босфора глубиной в 27,5 метра возраст перехлёста этой высоты суши массой морской воды в 6 м высоты, равен возрасту — 146575 год до н. э. В 117260 году до н. э. такая катастрофа вновь повторилась. Исследователь
touch.otvet.mail.ru
Заливы и проливы черного моря — Все карты мира
Чёрное мо́ре (болг. Черно море, укр. Чорне море рум. Marea Neagră, тур. Karadeniz, груз. შავი ზღვა) — внутреннее море бассейна Атлантического океана. Проливом Босфор соединяется с Мраморным морем, далее, через пролив Дарданеллы — с Эгейским и Средиземным морями. Керченским проливом соединяется с Азовским морем. С севера в море глубоко врезается Крымский полуостров. По поверхности Чёрного моря проходит водная граница между Европой и Малой Азией.Площадь 422 000 км²[1] (по другим данным — 436 400 км²[2]). Очертания Чёрного моря напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км. Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км. Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м.
Море омывает берега России, Абхазии, Украины, Румынии, Болгарии, Турции и Грузии.
Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением ряда анаэробных бактерий) отсутствие жизни на глубинах свыше 150—200 м за счёт насыщенности глубинных слоёв воды сероводородом.
Берега Чёрного моря изрезаны мало и, в основном, в северной его части. Единственный крупный полуостров — Крымский. Крупнейшие заливы: Ягорлыцкий, Тендровский, Джарылгачский, Каркинитский, Каламитский и Феодосийский на Украине, Варненский и Бургасский в Болгарии, Синопский и Самсунский — у южных берегов моря, в Турции. На севере и северо-западе при впадении рек разливаются лиманы. Общая длина береговой линии — 3400 км.
Черное море. Картинка из Космоса.
Ряд участков побережья моря имеют собственные названия: Южный берег Крыма на Украине, Черноморское побережье Кавказа в России, Румелийский берег и Анатолийский берег в Турции. На западе и северо-западе берега низменные, местами обрывистые; в Крыму — в основном низменные, за исключением южных гористых берегов. На восточном и южном берегах к морю вплотную подступают отроги Кавказских и Понтийских гор.
Островов в Чёрном море мало. Самый крупный остров Джарылгач, его площадь 62 км². Остальные острова намного меньше, крупнейшие — Березань и Змеиный (оба площадью менее 1 км²).
В Чёрное море впадают следующие крупнейшие реки: Дунай, Днепр, Днестр, а также более мелкие Мзымта, Псоу, Бзыбь, Риони, Кодори (Кодор) , Ингури (на востоке моря) , Чорох, Кызыл-Ирмак, Эшли-Ирмак, Сакарья (на юге) , Южный Буг (на севере) .
karta.uef.ru
Важнейшие заливы и проливы черного моря — Все карты мира
Чёрное мо́ре (болг. Черно море, укр. Чорне море рум. Marea Neagră, тур. Karadeniz, груз. შავი ზღვა) — внутреннее море бассейна Атлантического океана. Проливом Босфор соединяется с Мраморным морем, далее, через пролив Дарданеллы — с Эгейским и Средиземным морями. Керченским проливом соединяется с Азовским морем. С севера в море глубоко врезается Крымский полуостров. По поверхности Чёрного моря проходит водная граница между Европой и Малой Азией.Площадь 422 000 км²[1] (по другим данным — 436 400 км²[2]). Очертания Чёрного моря напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км. Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км. Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м.
Море омывает берега России, Абхазии, Украины, Румынии, Болгарии, Турции и Грузии.
Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением ряда анаэробных бактерий) отсутствие жизни на глубинах свыше 150—200 м за счёт насыщенности глубинных слоёв воды сероводородом.
Берега Чёрного моря изрезаны мало и, в основном, в северной его части. Единственный крупный полуостров — Крымский. Крупнейшие заливы: Ягорлыцкий, Тендровский, Джарылгачский, Каркинитский, Каламитский и Феодосийский на Украине, Варненский и Бургасский в Болгарии, Синопский и Самсунский — у южных берегов моря, в Турции. На севере и северо-западе при впадении рек разливаются лиманы. Общая длина береговой линии — 3400 км.
Черное море. Картинка из Космоса.
Ряд участков побережья моря имеют собственные названия: Южный берег Крыма на Украине, Черноморское побережье Кавказа в России, Румелийский берег и Анатолийский берег в Турции. На западе и северо-западе берега низменные, местами обрывистые; в Крыму — в основном низменные, за исключением южных гористых берегов. На восточном и южном берегах к морю вплотную подступают отроги Кавказских и Понтийских гор.
Островов в Чёрном море мало. Самый крупный остров Джарылгач, его площадь 62 км². Остальные острова намного меньше, крупнейшие — Березань и Змеиный (оба площадью менее 1 км²).
В Чёрное море впадают следующие крупнейшие реки: Дунай, Днепр, Днестр, а также более мелкие Мзымта, Псоу, Бзыбь, Риони, Кодори (Кодор) , Ингури (на востоке моря) , Чорох, Кызыл-Ирмак, Эшли-Ирмак, Сакарья (на юге) , Южный Буг (на севере) .
karta.uef.ru