Виджнянамайя коша – Пять кош — энергетических оболочек тела

Пять кош — энергетических оболочек тела

Космическая прана, или махапрана — это необходимая энергия жизни и всего сущего.

Она представляет собой жизненную силу, присутствующую во всех существах, разумных или неразумных. Космическая прана наполняет все формы жизни, хотя каждая из них может выглядеть отдельной сущностью или принимать разную форму.

Точно так же, как белый свет излучает различные цвета спектра, проходя через материю меняющейся плотности, космическая прана принимает разные формы, когда проходит через разные плотности материи и жизни. Проявление праны зависит от частоты вибраций тела, которое она пронизывает.

Коши – это оболочки, ограничивающие различные уровни человеческого сознания, от физического и более тонкого, ментального, к причинному уровню. Цель духовной практики – преобразовать и одухотворить коши.

Согласно йоге, считается, что человеческие существа имеют пять уровней энергии, которые сосуществуют в диапазоне от самой грубой до самой тонкой. Их называют

пата коша, или пять оболочек:

  1. аннамайя коша (физическое тело),
  2. пранамайя коша (праническое тело),
  3. маномайя коша (ментальное тело),
  4. виджнянамайя коша (астральное или психическое тело),
  5. анандамайя коша (тело блаженства).

У большинства людей сознательная осведомленность (или осознание) существует, в основном, на физическом плане.

Аннамайя коша или физическая оболочка тела называется телом пищи, поскольку она зависит от пищи, воды и воздуха, которые представляют собой грубые формы праны. Однако в еще большей степени ее существование зависит от самой праны. В то время как в среднем без пищи можно обходиться до шести недель, без воды — около шести дней и без воздуха — шесть минут, в отсутствии праны жизнь мгновенно прекращается.

Пранамайя коша — это жизненная оболочка или праническое тело. Праническое тело имеет более тонкую природу, чем физическое тело, которое оно пронизывает и поддерживает. Оно вливает энергию в каждую клетку физического тела. Однако ни праническое тело, ни физическое тело не могут существовать в отдельности. Праническое тело имеет примерно те же размер и форму, что и физическое тело. Подобно тому, как праническое тело поддерживает и питает физическое тело, так его само поддерживают еще более тонкие маномайя, виджнянамайя и анандамайя коши.

Пять кош

Маномайя коша — ментальная оболочка — выполняет одновременно много функций, и удерживает вместе две более грубые коши — аннамайя и пранамайя — в качестве единого целого. Она действует в качестве связного, передавая ощущения и опыт внешнего мира интуитивному телу, и влияния каузального и интуитивного тел — грубому телу. Ум способен достигать величайшей быстроты. Мысль представляет собой высшее проявление движения. Ум может двигаться вперед и назад во времени. Время не может быть преградой для ума, и во время медитации можно переживать, что время перестает существовать.

Виджнянамайя коша — астральная оболочка, или тело интуиции, пронизывает маномайя кошу и обладает более тонкой природой, чем она. Когда эта оболочка пробуждается, человек начинает переживать жизнь на интуитивном уровне, видеть за просто проявлениями основополагающую реальность. Это ведет к мудрости.

Последняя и самая тонкая оболочка — это анандамайя коша, или тело блаженства. Это каузальное или трансцендентальное тело, местопребывание самой тонкой праны. Анандамайя коша не поддается никакому определению.

Все пять оболочек пронизывает прана — грубая или тонкая. Прана питает и поддерживает все оболочки, обеспечивая их правильное взаимоотношение. В любом существе и во всем сущем есть только одна прана. Осознавая свою собственную прану, мы устанавливаем связь с космической праной и осознаем прану в других живых существах.

Все оболочки, за исключением Анандамайя коши, связывают человека и ставят перед ним препятствия.

Чтобы развить духовность и понимание устройства физического и тонкого миров, необходимо научиться контролировать ум и постепенно отказываться от привязанности к физическому телу. Тело состоит из пяти элементов и рано или поздно обречено на разложение. Дух, обитающий внутри, не рождается и не умирает, у него нет привязанностей и оков.

по материалам Свами Ниранджанананды Сарасвати

www.oum.ru

5 энергетических оболочек тела | Блог йога

Оболочки, которые регулируют разные уровни сознания человека – физический, ментальный, причинный называются коши.
Чтобы коши изменились в лучшую сторону, избавились от негатива, одухотворились, нужно выполнять специальные духовные практики.
Первая коша – это физическая, потому именно с нее и начинается весь процесс.

Аннамайя Коша отвечает за физическое тело и пищу. Анна – это чувства, которые мы наполняемся, а Майя – это физические процессы питания, которыми мы наполняем себя внутри. Эта коша зависит от того как мы питаемся, уровня воды, воздуха, окружающей среды, стиля общения с людьми и социума.
[ilink style=”tick”]Чтобы гармонично развить Аннамайя Коша мы должны:[/ilink]
внести изменения в свой рацион, питаться полноценно и правильно;
очистить себя изнутри, наполнить свою душу только положительными действиями, умиротворено относиться к окружающей среде.
Именно практика, которая включает асаны йоги и мудры поможет развиться на высшем уровне, обрести гармонию, уравновесить душу и тело.

 Пранамайя Коша состоит из 9 врат. В них входят – глаза, уши, ноздри, рот, анальный проход, канал мочеиспускания. С помощью дыхания образовываются жизненные токи, которые влияют на душу.
[ilink style=”tick”]Чтобы гармонично развить Пранамайя Коша нужно:[/ilink]
постоянно наслаждаться свежим воздухом;
выполнять практику пранаямы, которые активизируют все 9 врат;
постоянно контролировать свои эмоции, поведения, стараться спокойно воспринимать внешний мир.

Маномайя Коша – ментальное тело, которое наполняет интуитивное тело всем опытом, переживанием и разными ощущениями с внешнего мира. Когда вы обретаете медитативное состояние, происходит обратная реакция – интуитивное тело влияет на грубое от повседневных проблем и забот тело. Эта коша имеет различные аспекты ума. Чтобы достичь превосходного результата, нужно постоянно контролировать свой ум, избавляться от таких ощущений, как привязанность, и достигать настоящих истин и внутреннего покоя.
[ilink style=”tick”]Чтобы гармонично развить Маномайя Коша мы должны:[/ilink]
выполнять очищающие практики Ямы и Ниямы;
постоянно работать над собой – выбирать правильное окружение, читать и изучать духовную литературу, слушать классическую и духовную музыку, отбрасывать все ненужные мысли, формировать у себя правильные мысли;

петь мантры,  сатсанги;
заниматься Бхати и Аштанга йогой;
мысли и слова должны быть наполнены любовью.

Виджнянамайя Коша – психическое, интуитивное тело, которое является оболочкой всех духовных мудрых знаний. Приобретается в медитации. Работа с таким телом – это постоянное различение истины и ложи, реального и проходящего.
[ilink style=”tick”]Чтобы гармонично развить Виджнянамайя Коша мы должны:[/ilink]
выполнять практику Дхьяны, Дхараны, Пратьяхары, также Джняна йогу, Веданту;
постоянно развивать свою интуицию, различать реальный и нереальный мир, где истина, а где ложь.

Анандамайя Коша – трансцендентальное тело Блаженства обретается тогда, когда человек постигает все ценности. Он может погружаться в очень глубокую медитацию, при это получать неимоверный экстаз, выводит практикующего из всех пяти оболочек.
[ilink style=”tick”]Чтобы гармонично развить Анандамайя Коша необходимо:[/ilink]
постоянно выполнять практику Ахимсы, которая включает в себя осознание настоящей любви;
исключить из своей жизни насилие.

Все оболочки создают препятствия для человека. Чтобы достигнуть Высшего уровня Души, нужно постоянно контролировать свой ум, не привязываться только к физическому телу, ставить на первое место духовные ценности. Тело имеет 5 элементов, и рано или поздно умрет, а Дух он вечен, он ни к чему не привязан, он и является связью с Богом.

blog-yoga.com

5 тел человека — Панча Коша

Оказывается, что согласно йогической концепции, у человека целых пять тел, точнее оболочек («панча коша» — «пять оболочек»). Данная концепция подробно описывается в Упанишадах (это древние ведические трактаты), в данной статье мы коротко осветим основные оболочки, связь энергетического строения тела с занятиями йогой и способы восстановления здоровья на всех пяти уровнях.

Итак, согласно этой концепции, человеческое тело состоит из пяти слоев, и физическое тело – это лишь одна из оболочек:

  1. Аннамайя коша (физическое тело).
  2. Пранамайя коша (праническое тело)
  3. Маномайя коша (тело ума)
  4. Виджнянамайя коша (тело интеллекта или разума)
  5. Анандамайя коша (тело блаженства).

Аннамайя коша

Дословно «анна» значит «еда»,  «майя» значит «нечто наполненное», то есть по сути, физическое тело – это «тело, состоящее из еды». У всех нас есть опыт взаимодействия с физическим телом, его можно ощутить, потрогать и т.д.

Для поддержания этого тела необходима пища, еда в данном случае – одна из главных составляющих, и очень важно, какая это будет еда – в идеале это свежая вегетарианская пища, приготовленная с любовью в соответствии с конституцией человека.

Также для здоровья и развития физического тела необходимо соблюдение режима дня, выполнение асан (занятия хатха-йогой) и  шаткармы или шаткрийи (очищение организма).

Физическое тело – лишь первая, самая грубая оболочка, а по невежеству, мы, в большинстве своем, считаем, что наше грубое тело – и есть мы, наше «я».

Согласно йогической концепции, есть другие слои, без которого физическое тело не может существовать, и следующее – это праническое тело.

Пранамайя коша

Чтобы физическое тело функционировало, ему нужна энергия, и эта энергия поддерживается праной («жизненной силой»). Без праны физическое тело бы распалось обратно на 5 элементов, из которых состоит все сущее (земля, вода, огонь, воздух, эфир). Прана необходима для работы всех систем организма (пищеварение, кровообращение и др.), именно праническое тело отвечает за все процессы в теле.

Энергетическое тело имеет свои каналы, называемые нади – специальные каналы, по которым движется прана, и эти каналы связаны со всеми органами нашего физического тела. Каждая клетка физического тела получает энергию от пранического тела. Это тело нельзя увидеть, его можно только почувствовать (например, после специальных дыхательных практик — пранаямы).

Для поддержания пранического тела (в дополнение к пранаяме) рекомендуется питаться здоровой, свежей пищей,  а также пребывать в местах скопления жизненной силы: на природе, возле гор и водоемов.

Есть еще более тонкие тела, и следующее тело – тело ума.

Маномайя коша

Тело ума («манас» значит «ум») обладает множеством разных функций, одна из которых – это поддержание двух предыдущих тел (физического и пранического) – в качестве единого целого. Ум – это наша связь с внешним миром, именно через тело ума мы получаем все впечателния от внешнего мира. И чем беспокойнее ум, тем беспокойнее наша жизнь.

В йоге считается, что с контроля ума начинается управление собственной жизнью, важно уметь останавливать бурный поток мыслей и возвращаться в состояние «здесь и сейчас», в настоящий момент.

Для поддержания тела ума в гармонии рекомендуются занятия йогой, пение мантр, медитация. Также один из прекрасных способов очищение ума – это йога-нидра.

Следующая оболочка, которая пронизывает и поддерживает тело ума – это тело интеллекта (тело разума).

Виджнянамайя коша

Это тело дает способность к различению, анализу той информации, которая получена от тела ума. Если на уровне ума мы принимаем решения по принципу «нравится-не нравится», то на уровне разума, мы более осознанны, здесь приходит понимание, что принесет нам благо, а что – нет. Развитие этого тела позволяет слышать свою интуицию.

Для тела интеллекта полезно чтение духовной литературы, изучение жизни святых людей, а также сатсанги (беседы на духовные темы), паломничество по святым местам, общение со святыми людьми.

И самый тонкий, самый высокий уровень нашего тела – это тело блаженства.

Анандамайя коша

Это тело полной радости, тело блаженства. Никто не может повлиять на это тело, разрушить его. Считается, что самадхи ощущается именно в этом теле, в анандамайя коше. Это прямая связь со своим высшим «Я», это тело света, сама душа. На этом уровне важно глубокое понимание, что все вокруг – это проявление Бога, что все, кроме души, временно, и что самое главное – это то, что внутри, а не снаружи, что важно развитие бескорыстной любви в сердце и служение другим (карма-йога).

Согласно йогической концепции, каждое тело контролируется предыдущим, более тонким телом. Так, большинство психосоматических заболеваний начинается в маномайя коше, это влияет на праническое тело и далее отражается на физическом теле в виде болезни.

Считается, что если лечиться только таблетками, болезнь не уйдет совсем, она будет преследовать, так как не убрана сама причина болезни. Официальная медицина лечит только физическое тело. В йогатерапии же считается, что физическое тело контролируется остальными телами, и пока мы их не сбалансируем, физическое тело вылечить не удастся. А для этого необходимо:

— на физическом уровне: йогическая диета, режим дня, шаткармы (чистки), занятия хатха-йогой;

— на праническом уровне: пранаяма, свежая пища (богатая праной), прбывание на природе;

— на уровне ума: медитация, йога-нидра, повторение мантр;

— на уровне разума: сатсанги, чтение духовной литературы, общение со святыми людми;

— на уровне анандамайя коши (тела блаженства) – карма-йога в сочетании с бхакти йогой (служение другим), развитие любви в сердце.

Это такие «йогические таблетки», которые выписываются в разных пропорциях в зависимости от конкретного человека и его проблемы. Но еще более важна профилактика во избежание возникновения этих проблем, то есть необходимо ежедневно делать понемногу для каждого уровня: несколько асан, пранаямы, прогулка на свежем воздухе, медитация, мантра, служение другим.

Важно заботиться о своем теле, точнее о всех пяти телах, это позволит избежать стресса, перенапряжения и болезней.

«Незнание приводит нас к невежеству, а невежество – к страданиям. Важно понимать свою истинную природу».

© Юлия Валеева, специально для http://om74.com (на основе лекций Саджи П.К.)

om74.com

Оболочки (коши) тела


  Итак, согласно этой концепции, человеческое тело состоит из пяти слоев, и физическое тело – это лишь одна из оболочек:

Аннамайя коша (физическое тело).
Пранамайя коша (праническое тело)
Маномайя коша (тело ума)
Виджнянамайя коша (тело интеллекта или разума)
Анандамайя коша (тело блаженства).


Аннамайя коша

  Дословно «анна» значит «еда», «майя» значит «нечто наполненное», то есть по сути, физическое тело – это «тело, состоящее из еды».  Для здоровья и развития физического тела необходимо соблюдение режима дня, выполнение асан и шаткармы или шаткрийи (очищение организма). Физическое тело – лишь первая, самая грубая оболочка, а по невежеству, мы, в большинстве своем, считаем, что наше грубое тело – и есть мы, наше «я». Согласно йогической концепции, есть другие слои, без которого физическое тело не может существовать, и следующее – это праническое тело.

 

Пранамайя коша

  Чтобы физическое тело функционировало, ему нужна энергия, и эта энергия поддерживается праной («жизненной силой»).  Без праны физическое тело бы распалось обратно на 5 элементов, из которых состоит все сущее (земля, вода, огонь, воздух, эфир).  Прана необходима для работы всех систем организма (пищеварение, кровообращение и др.), именно праническое тело отвечает за все процессы в теле. Энергетическое тело имеет свои каналы, называемые нади – специальные каналы, по которым движется прана, и эти каналы связаны со всеми органами нашего физического тела.  Каждая клетка физического тела получает энергию от пранического тела. Это тело нельзя увидеть, его можно только почувствовать (например, после специальных дыхательных практик — пранаямы). Для поддержания пранического тела (в дополнение к пранаяме) рекомендуется питаться здоровой, свежей пищей, а также пребывать в местах скопления жизненной силы: на природе, возле гор и водоемов. Есть еще более тонкие тела, и следующее тело – тело ума.

 

Маномайя коша

  Тело ума («манас» значит «ум») обладает множеством разных функций, одна из которых – это поддержание двух предыдущих тел (физического и пранического) – в качестве единого целого.  Ум – это наша связь с внешним миром, именно через тело ума мы получаем все впечателния от внешнего мира. И чем беспокойнее ум, тем беспокойнее наша жизнь. В йоге считается, что с контроля ума начинается управление собственной жизнью, важно уметь останавливать бурный поток мыслей и возвращаться в состояние «здесь и сейчас», в настоящий момент. Для поддержания тела ума в гармонии рекомендуются занятия йогой, пение мантр, медитация. Также один из прекрасных способов очищение ума – это йога-нидра. Следующая оболочка, которая пронизывает и поддерживает тело ума – это тело интеллекта (тело разума).

 

Виджнянамайя коша

  Это тело дает способность к различению, анализу той информации, которая получена от тела ума.  Если на уровне ума мы принимаем решения по принципу «нравится-не нравится», то на уровне разума, мы более осознанны, здесь приходит понимание, что принесет нам благо, а что – нет.  Развитие этого тела позволяет слышать свою интуицию. Для тела интеллекта полезно чтение духовной литературы, изучение жизни святых людей, а также сатсанги (беседы на духовные темы), паломничество по святым местам, общение со святыми людьми. И самый тонкий, самый высокий уровень нашего тела – это тело блаженства.

 

Анандамайя коша

  Это тело полной радости, тело блаженства. Никто не может повлиять на это тело, разрушить его. Считается, что самадхи ощущается именно в этом теле, в анандамайя коше. Это прямая связь со своим высшим «Я», это тело света, сама душа. На этом уровне важно глубокое понимание, что все, кроме души, временно, и что самое главное – это то, что внутри, а не снаружи,  что важно развитие бескорыстной любви в сердце и служение другим (карма-йога). Согласно йогической концепции, каждое тело контролируется предыдущим, более тонким телом.  Так, большинство психосоматических заболеваний начинается в маномайя коше, это влияет на праническое тело и далее отражается на физическом теле в виде болезни.

Если лечиться только таблетками, болезнь не уйдет совсем, она будет преследовать, так как не убрана сама причина болезни.  Официальная медицина лечит только физическое тело. В йогатерапии же считается, что физическое тело контролируется остальными телами, и пока мы их не сбалансируем, физическое тело вылечить не удастся.


А для этого необходимо:

— на физическом уровне: йогическая диета, режим дня, шаткармы (чистки), занятия хатха-йогой;
— на праническом уровне: пранаяма, свежая пища (богатая праной), прбывание на природе;
— на уровне ума: медитация, йога-нидра, повторение мантр;
— на уровне разума: сатсанги, чтение духовной литературы, общение со святыми людми;
— на уровне анандамайя коши (тела блаженства) – карма-йога в сочетании с бхакти йогой (служение другим), развитие любви в сердце.

«Незнание приводит нас к невежеству, а невежество – к страданиям. Важно понимать свою истинную природу».

 

 


 

yoga-space.ru

Виджнянамайя-коша

⇐ ПредыдущаяСтр 54 из 64Следующая ⇒

Центр эго {ахамкара, принцип индивидуализации в человеке). Ее инструменты: интеллект и буддхи (рассудок, интуиция). Эта стратификация может воздействовать на Маномайя-кошу и уравновешивать, к примеру, подсознательные импульсы, а также может сдерживать или контролировать инстинкты. Это стационарный опорный центр. Когда человек говорит: «Я думаю, что я думаю», — такое мысли­тельное действие происходит благодаря Виджня-намайя-коше.

Маномайя-коша

Это разум в целом, или механизмы пробужденного сознания, подсознание с его импульсами, инстинк­тами и комплексами, которые изучаются западной психологией. Эта коша содержит восприятие и инструменты действия. В ней также хранится память — индивидуальная и унаследованная от наших пред­ков. Маномайя-коша управляет движениями тела. Ее психический динамизм воздействует на праническую стратификацию через чакры — центры трансформации для ментальной энергии.

 

Пранамайя-коша

Она состоит из комплекса сил, которые действуют в

Человеческом теле. Вместе с импульсами действия,

поступающими из Маномайя-кошщ она приводит

Плотные элементы тела в движение. Силовые потоки

Плотное тело Ментальное или духовное тело  

движутся вдоль нади.

Пранамайя-коша — инструмент действия Маномайя-

Коши.

Аннамайя-коша

Самая плотная стратификация человека. Она состоит из химических элементов (атомов, молекул), посту­пающих из пищи (твердая пища, напитки, кислород из воздуха). Инертная и плотная, эта коша играет роль инструмента действия и проявления высших стра­тификации.

Как и в случае с нади, нет необходимости погружаться в глубокое изучение всех чакр, — достаточно иметь пред­ставление о главных. Так мы поймем огромное поле прило­жения пранаямы, динамики дыхания.

Разнообразные упражнения пранаямы изменяют усло­вия поглощения праны, ее циркуляции по надщ ее накопления и распределения по чакрам, но главным движущим элементом в этом процессе остается сознание. Если упражнения пранаямы выполнять без концентрации, они окажутся не более, чем гигиеническими дыхательными действиями, а вот на фоне концентрации они дают возможность полного проявления ресурсов нашего психического динамизма на земном уровне. Поэтому можно сказать, что праническое тело {Пранамайя-коша) — это особая стратификация в нашей человеческой, структуре. Именно поэтому йога немыслима без пранаямы. Управление высшими слоями невозможно без

 

интеграции и сознательного управления так называемыми «нижними слоями». Но не стоит думать, будто эти слои отделены друг от друга, как в луковице; они взаимопроника­нии, их действие двусторонне: от сознания — к плотному внешнему миру и от плотного внешнего мира- к психической вселенной. Таким образом «я» переходит с одного уровня на другой. «Совершенный зритель» подобен песчинке в устрице; это тайная и забытая причина появления жемчужины. Так Дживатман создает инструменты для себя и прячется в них. Душа создает тело и оживляет его. Человек, «совершенный зритель» — вот кто трансцендирует время и пространство и поэтому бессмертен. Все остальные вещи — его инструмен­ты, его «тело» (психическое, ментальное, праническое и плотное). Так, спускаясь с одного уровня на другой, «зритель» вступает в контакт с более плотными слоями, не становясь сам ни временным, ни пространственным.

В связи с этим пранаяму можно определить как пси­хофизиологический процесс активизации разных чакр, сопровождаемый пробуждением сознания этих энергети­ческих центров.

Взаимосвязь с христианской доктриной:

Анандамайя-коша соответствует душе. Остальные стратификации — это духовные и плотные аспекты тела. Высшие коши взаимопроникающи и содержат нижние слои.

Аннамайя-коша и Пранамайя-коша четырехмерны (три измерения пространства и одно измерение времени).

Маномайя-коша и Виджнянамайя-коша существуют только во времени.

Анандамайя-коша находится вне времени и пространст­ва.

 

Чакра Муладхара

 

Контролируя поступающий ток и переключатели на инструментальной панели компьютера, я управляю всей циркуляцией и утилизацией электрической энергии внутри аппарата и регулирую его работу. Точно так же, контролируя ограниченное число ключевых чакр, мы контролируем совокупность плотных и пранических тел.

Некоторые чакры связаны с «видовым» полюсом в тазовой области, другие — с «индивидуальным» полюсом в головном мозге. Оба этих полюса соединены главными проводниками праны — тремя над и: Пингалой, Идой и Су-шумной. Другие чакры расположены по их ходу, причем каждая из чакр управляет определенной частью общего пранического контура.

Чакра, которую мы будем изучать первой, более тесно связана с видовым полюсом, или корнем, — это чакра Мулад­хара {мула = корень; адхара = поддержка). Поэтому она поддерживает «корень» человека во всей его целостности, а не только в качестве плотного тела. Это особо привилеги­рованный энергетический центр, поскольку он расположен в месте зарождения трех главных нади. Это место кундалинщ скрытой энергии вида в каждом живом существе. Вместе с тем, это один из главных органов Апаны.

Мы уже видели, что баланс между Прана-Вайю и Апана-Вайю существенно влияет на достижение пранического равновесия тела, духовного и физического. Эффективнее всего можно управлять Апана-вайю в Муладхаре, то есть в анусе. Поэтому Муладхара представляет собой стратеги­ческий перекресток в пранической структуре и в системе чакр.

Разве не удивительно, что кундалини предпочла обосно­ваться в наименее благородной части тела? Ответ на этот

 

вопрос неразрывно связан с другим, который часто обсуж­дается в работах по пранаяме: где расположены чакры -внутри позвоночника или снаружи?

В действительности кундалини находится не в анусе, а в нервных центрах, которые управляют прямой кишкой, анусом, мочевым пузырем и половыми органами. Вспомните тазовую парасимпатическую систему, о которой мы говорили при изучении Ашвини-Мудры. Непосредственно отдавать приказы тазовой парасимпатической системе невозможно, но воля может воздействовать на ее окончание, — анальный сфинктер, а оттуда на сам нервный центр (тазовое сплетение) и на нервные центры крестцового костного мозга. Центр полового рефлекса находится в спинном мозге, в области крестца. Воздействуя на этот крайний полюс, то есть на анус и промежность, йог непосредственно воздействует на нерв­ный контрольный центр, крестцовое сплетение, — истинный центр обитания кундалини, или, вернее, контактную точку между кундалини (духовной и космической энергией вида) и нервными центрами индивида в крестце.

Неофит или непосвященный человек не способен ощу­щать крестцовое сплетение. Благодаря упражнениям, ко­торые активизируют эту чакру через самые дальние точки и при помощи специальных техник Крийя-Йоги, йог способен пробудить эту чакру; ему удается осознать и ощутить сам центр (нервное сплетение). Ощущение этого центра со­провождается появлением нереальных цветовых образов, ибо они исходят не от внешних световых источников возбуж­дения. Йог может различать даже отдельные колебания. Вот почему йоги описывают цвета этой чакры и преобразуют колебания в звуки. Зрительные образы кажутся неустой­чивыми, они все время вращаются и кружатся. Отсюда и употребление термина «чакра», который означает «колесо» или «вихрь».

 

Иногда символом чакр служит лотос, потому что эти нереальные разноцветные блики похожи на цветок. По мнению йогов, особенно тантрических йогов, человек (микро­косм) отражает макрокосм (вселенную). Индивидуальная энергия — это микрокосмическое проявление макрокос-мической энергии, которая символически представлена в виде богини. Каждая чакра — это центр особой формы энергии, как психической (в аспекте Маномайя-коши), так и стиму­лирующей (Пранамайя-коша). Адепты йоги символизируют и персонифицируют эту энергию в виде богини. Поэтому существуют разные картины, изображающие чакры, но нет нужды говорить, что они исключительно субъективны и несут отпечаток религиозного и философского мировоззрения тех, кто их «ощущает». Было бы ошибкой воспринимать эти описания буквально и переносить их в западный мир в первозданном индийском виде, как это сделал Артур Авалон.

В нашем исследовании чакр мы будем говорить об анатомической связи, психическом двойнике, а в случае Муладхары и о космическом двойнике.

В основании крестца, помимо упомянутого выше крест­цового сплетения, на пересечении с копчиком находится важный нервный центр. Там переплетается множество нервных окончаний, двигательных и рецепторных. Практи­куя соответствующие упражнения, задействующие нервные окончания (двигательные и рецепторные) анального сфинк­тера, ученик обязательно достигает истинного центра управ­ления. Сокращение анального сфинктера и промежности одинаково воздействует на половые органы мужчин и женщин и, следовательно, на центры, которые управляют рефлекторной половой деятельностью в спинном мозге. Вот почему на изображениях корневой чакры мы обнаруживаем лингам (мужской половой орган), символизирующий муж­ской созидательный аспект космоса, который представлен

 

mykonspekts.ru

37. Коши и чакры. Пранаяма. Путь к тайнам йоги

37. Коши и чакры

Чтобы глубоко понять значение пранаямы во всех ее измерениях, которое далеко выходит за сугубо физиологические рамки, необходимо знать фундаментальные принципы индийской философии. Однако смею заверить западных читателей, что здесь они не встретятся с идеями, которые могут оскорбить их философские или религиозные убеждения. Я также прошу прощения за употребление санскритской терминологии, ибо есть слова, которые просто не имеют точных эквивалентов в западных языках. В индийском представлении человек имеет весьма сложное строение, но мы постараемся придерживаться максимально «панорамного взгляда», чтобы донести до читателя основные положения, а в деталях пусть разбираются специалисты. На протяжении тысячелетий мудрецы и мысли-.тели Индии задавались двумя вопросами: «Кто я?» и «Что я?» Из-за отсутствия богооткровенной истины, такой как Евангелия или Ветхий Завет, они искали ответы в себе, занимаясь самонаблюдением и исследованием. Постепенно проникая все глубже и глубже в основы функционирования тела и души, они достигли внутреннего «я». Они расчленили и отождествили различные компоненты своего существа, поэтому их многовековой опыт ныне бесценен не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Мы не станем описывать (даже схематически) тысячелетний процесс, который привел к развитию индийской психофизиологической системы; лучше непосредственно начнем с ее описания. По мнению индийских мыслителей и риши, человеческое существо состоит из стратификации, или пластов, охватывающих разные состояния – от духовного до наиболее плотного проявления, – видимого тела. Каждая такая стратификация называется «кошен». Это слово обычно переводится как «слой», однако «слой» подразумевает разделение разных компонентов, а такое представление чуждо индийскому мышлению, рассматривающему человека как неразделимое целое. Мы, люди, обладаем видимым материальным телом, которое состоит из атомов и молекул; но в отличие от молекул и атомов неорганической вселенной, в нашем теле материальные частицы структурированы в форму, которая самоодухотворяется таинственной жизненной энергией. Мы чувствуем, думаем, любим, страдаем, гуляем, едим, но прежде всего мы изменяемся. Позвольте повторить еще раз, что мы никогда не бываем идентичны самим себе ни с точки зрения материальной структуры, ни ментально. И вся эта структура называет себя «я».

Давайте посмотрим, как индусы понимают биофизический комплекс. Мы имеем дело с индивидом, с жизненным центром, отделенным, по крайней мере внешне, от других индивидов, которые принадлежат, а возможно, и не принадлежат, к тому же самому виду. Но где источник? Для индийских мыслителей самые плотные слои зарождаются в самых духовных стратификациях, которые считаются причинными по отношению к другим слоям. В каком-то смысле индийский подход противоречит представлениям западной науки: индусы смотрят в телескоп с другого конца. По мнению западной науки сознание «безусловно находится в головном мозге и считается побочным продуктом корковой деятельности.

Напротив, по мнению йогов и индийских мыслителей, мозг – это не что иное, как инструмент сознания, и именно мозг находится в сознании, а не vice versa. Сознание генерирует мозг и использует его. Абсурдно? Парадоксально?

Но прежде чем выносить вердикт, вспомним, что примитивный человек, слушающий радиоприемник впервые в жизни, несомненно поверит, что человек, голос которого он слышит по радио, сидит внутри приемника. Однако для нас радиоприемник – это устройство, принимающее электромагнитные волны, т.е. обычный инструмент для проявления звуковых волн. Индийские мыслители считают, что наш причинный слой, наша глубинная коша – это источник всех остальных кош. Она называется Анандамайя-кошей.

Анандамайя-коша

Источник всех остальных кош, Анандамайя-коша характеризуется абсолютным блаженством (анандой), которое окружает Дживатман ореолом. Дживатман – это сложное слово, которое состоит из двух; «Джива» (в переводе с санскрита обозначает «человек») и «атман» («душа», дух, самость). Таким образом, Дживатман – это душа человека, наша истинная сущность. Это истинное «Я» с большой буквы. Дживатман – это совершенный Зритель и тайный архитектор всех других стратификации. Его природа – чистое сознание. Это представление не укладывается в рамки западного мышления. Анандамайя-коша – это внешнее время и пространство. Дживатман находится выше случайных событий и противоречий.

В индийской философии считается, что человек – это не тело и душа: это душа, которая строит себе тело. Такая концепция не противоречит христианским взглядам. Единственное фундаментальное различие состоит в том, что в христианском мировоззрении душа лишь единожды входит в контакт с материей, то есть у души бывает лишь одна инкарнация. Индийские мыслители считают, что душа попадает в колесо последовательных рождений и смертей, каждый раз возобновляя контакт с материей, когда ее физические инструменты дезинтегрированы смертью. Читатель может возразить, что это «единственное» различие весьма значительно. Согласен; хотя если говорить только о структуре конкретного индивида и одной его инкарнации, то со структурной точки зрения существенной разницы нет. Поэтому можно забыть об этой разнице в представлениях. Именно из этого динамического центра последовательно материализуются остальные слои. Этот причинный слой физически не наблюдаем и поэтому никогда не будет объектом научного исследования. Современная психология о нем не упоминает.

Виджнянамайя-коша

В динамическом процессе материализации Дживатман, или душа, поначалу создает индивидуальный центр для самой себя и подвергается первому уплотнению. Появляется Виджнянамайя-коша. Эта коша структурируется вокруг концепции ахамкары – ощущения эго, или своего «я» (с маленькой буквы) в современной психологии. Именно эта таинственная способность заставляет меня осознавать, что я – индивид, Центр сознания, отделенный от всех остальных центров. Это принцип индивидуализации. Мое «я» – это опорный центр, с которым связаны все жизненные события, как спицы колеса связаны с осью. Когда я родился, физически и ментально я был совсем другим, чем сейчас. Через несколько лет я снова стану другим. Хотя все равно это буду я. Это глубокое ощущение индивидуализации, этот постоянный базисный центр – основа, вокруг которой организуется Виджлянамайя-коша (приблизительный перевод: интеллект, рассудок). «Я мыслю, следовательно, я…» нахожусь в Виджнянамайя-коше. Она расположена на том же уровне, что и совесть. Под совестью мы понимаем ощущение того, что правильно и неправильно, это не сознательная часть нашей ментальной деятельности. Там же расположен рассудок (буддхи).

Маномайя-коша

Виджнянамайя-коша и Маномайя-коша перекрываются и проникают друг в друга. Маномайя-коша – это вся психическая деятельность, кроме той, которая охвачена концепцией Виджнянамайя-коши. В Маномайя-коше содержатся все наши психические инструменты для восприятия внешнего мира. Она составляет нашу психику (ту, которую изучает современная психология), эволюционирующую параллельно с телом. Сюда же входят наши инстинкты, унаследованные от предков, а также индивидуальные черты, приобретаемые с момента нашего рождения. В ней содержатся наши комплексы, наши осознанные ощущения и наше индивидуальное подсознание. Это слой, которого стремятся достичь психоаналитики.

Он также включает в себя содержание нашей памяти, накопленное с момента рождения. Когда сплю, я нахожусь в сознании и моя память функционирует, поскольку при пробуждении я могу вспомнить содержание снов. Во время сна я испытываю различные чувства. В зависимости от характера сна я ощущаю испуг или радость. Все, что задействовано в сновидении – мое подсознание, моя способность создавать мысленные картинки, все, что обусловливает содержание моих снов (мои подсознательные импульсы, воспоминания, подавленные желания и т. д.) – все это часть Маномайя-коши. Когда я сплю, ни мой интеллект, ни мой рассудок не функционируют. Мне может присниться, что я летаю, как птица, и я этому ничуть не удивляюсь, потому что мой рассудок и мой интеллект (Виджнянамайя-коша) во время сна отключены. Кроме того, в Маномайя-коше содержатся мои психические инструменты деятельности. Я хочу самовыражаться, т.е. вести активную деятельность во внешнем мире. За моим двигающимся телом скрывается аниматор, – психика с ее глубинными мотивациями.

Говоря более простым языком, Виджнянамайя-кошу и Маномайя-кошу можно воспринимать как психический слой. Они составляют то, что оккультисты называют астральным телом, но это выражение подразумевает весьма неоднозначное толкование, поэтому мы предпочитаем им не пользоваться.

Если причинная коша (Анандамайя-коша) находится вне времени и пространства (душа бессмертна), то психическое тело имеет одно измерение. Это измерение не в пространстве, а во времени. Пока я сплю, мой сон не занимает Х кубических метров. Однако сновидения занимают время, поскольку, глядя на энцефалограмму, мы можем сказать с точностью до секунд, в какое время началось и закончилось сновидение.

Между прочим, время в сновидении значительно отличается от времени, которое показывают стрелки часов. Короткий сон, который по часам длится совсем недолго, спящему может показаться сном, продолжавшимся несколько часов! Точно так же наши чувства не имеют ни объема, ни веса. Сколько граммов весит приступ ярости? Конечно, вопрос абсурдный. Именно потому, что наша психика безразмерна, она способна свести воедино, в одно глобальное восприятие, ощущения из различных частей рассудочно-интеллектуального внешнего слоя, соответствующего центрам восприятия коры головного мозга.

Пранамайя-коша и Аннамайя-коша

Давайте рассмотрим, как мы выполняем любое движение. В действие мгновенно приводятся скелет, мышцы и сухожилия. Вроде бы вполне естественно, но если задуматься, – какая за этим скрыта великая тайна! Как может бесплотная мысль приводить в действие материальные частицы? Именно это мы и намерены продемонстрировать. Прежде всего мы исследуем самый плотный физический слой – Аннамайя-кошу.

Науке известно, что человеческое тело состоит примерно из 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 3% азота, 2% кальция, 1% фосфора, что в сумме составляет 99%. В оставшемся 1% представлены двадцать три других элемента, начиная с железа и заканчивая титаном, в том числе кобальт, никель и молибден.

Это материальные компоненты нашего тела. Откуда они берутся? Естественно, из того, что мы едим, – из твердой, жидкой и газообразной пищи. По определению, эти материальные элементы инертны. Они группируются и приводятся в действие силами, которые называются пранами. Пранамайя-коша (не путать с пранаямой!) – это наше духовное, и вместе с тем материальное праническое тело. Все электрические, магнитные и другие силы, которые действуют наших телах, создают эту видимость жизни. Энергетические потоки протекают через материальный слой (Аннамайя-кошу) вдоль силовых линий и по материальным проводникам.

Поскольку это самый плотный слой, к Аннамайя-коше часто относятся с долей презрения: такую ошибку западный мир совершает на протяжении многих веков. А ведь молекулярное тело, Аннамайя-коша, – это та самая коша, в которой собираются все остальные коши. Это священная сцена, на которой разворачивается космическая драма человеческой жизни. Без нее человеческое проявление на земном уровне было бы невозможным. В целом, она обусловливает внешний вид и совершенство человеческого проявления.

Аннамайя-коша пропитывается и оплодотворяется сознанием (выражением которого является). Цель йоги – сделать ее как можно совершеннее и одухотворить ее, но сами по себе эти два слоя инертны. Они четырехмерны. Они существуют во времени и пространстве и полностью растворяются в смерти, чтобы сразу вернуться в физический мир. Истинная движущая сила, которая скрывается за движениями Аннамайя-коши (слоя, формируемого пищей) и Пранамайя-коши (энергетического слоя) – это сознание Манамайя-коша и Виджнянамайя-коша). Места, где психические силы действуют на нижние слои и входят с ними в контакт, называются «чакрами«.

Чакры

Сделанное ранее сравнение с радиоприемником позволяет нам по аналогии понять очень важный принцип в вопросах пранаямы: принцип переноса деятельности с одного уровня на другой. Радиоволны (как и телевизионные волны) – это определенная активизация электромагнитного поля. Воздействуя на конкретную структуру (радиоприемник) другим видом энергии (электрический ток в приемнике), колебания электромагнитного поля проявляются в громкоговорителе в форме плотных колебаний воздуха вокруг нас, колебаний, которые могут восприниматься человеческим ухом. Но такие разнообразные колебания накладываются в пространстве: неслышные радиоволны пронизывают все пространство комнаты, где я могу слушать их как звуковые волны в радиоприемнике.

Колебание электромагнитного поля становится колебанием воздуха, не переставая оставаться колебанием электромагнитного поля. Точно так же психический динамизм проявляет себя (движения тела) через чакры и праническое тело.

Это двусторонний процесс. Колебание воздуха (голос диктора) действует на микрофон, преобразуется передатчиком и превращается в радиоволны. Равные коши можно представить просто как множество уровней бытия человека, они переплетаются, накладываются друг на друга и влияют друг на друга, но при этом не смешиваются. Рассмотрим пример трансформации психической энергии в физическое движение.

Один человек оскорбляет другого. Обиженная сторона впадает в ярость (только одно измерение, время). Она воздействует на определенные центры нервной и рассудочно-интеллектуальной энергии (на чакры), в которых запускается целая цепочка пранических реакций: лицо человека багровеет от ярости из-за прилива крови; он сжимает кулаки. Если ярость усилится, может последовать драка: нади организуют движения молекул и атомов в мышцах обиженного.

Йог – это человек, который способен сознательно переходить с одного уровня на другой, или контролировать волей и сознанием все эти процессы, а также по желанию увеличивать или снижать их интенсивность. Это называется совершенствованием тела и духа. В этом и состоит истинная сущность йоги. Кроме того, йог может замедлять процессы жизнедеятельности на всех уровнях (кошах) и уходить в себя, в Анандамайя-кошу, превращаясь в «совершенного зрителя», вернее, позволяя «совершенному зрителю» временно обособиться от всего, что не составляет его сущность. Таким образом, он испытывает абсолютное блаженство (ананду). Это высшее переживание: самадхи. В этот момент «зритель» вступает в контакт со всем мирозданием, не обращаясь к посредничеству своих чувств. Тогда ему раскрываются многие тайны, которые впоследствии могут видоизменить деятельность материализующихся кош (то есть всех остальных кош). Вот почему йогическая традиция утверждает, что в самадхи входит обычный человек, а выходит мудрец. Видоизменение материализующихся кош – это фактически признак истинного самадхи.

Теперь будет полезно подвести итог и вкратце обобщить сказанное, только на этот раз мы начнем рассказ с самых плотных элементов. Составленная из материальных элементов, которые производятся пищей, Аннамайя-коша пронизывается, приводится в действие и управляется Пранамайя-кошей, или совокупностью пранических сил, путешествующих по сотням тысяч нади. В сврю очередь, Пранамайя-коша управляется и охватывается Маномайя-кошей и Виджнянамайя-кошей (ментальное тело), которые наделяют ее сознательными и подсознательными мыслями и ощущением «я».

Моя рука поднимается, потому что праническая энергия заставляет ее подняться под влиянием мысли.

Какой бы ни была мотивация, заставляющая мою руку подняться, она относится к психической вселенной. И вот здесь на сцену выходят чакры. Наряду с нади это одна из самых благодатных тем в йогической литературе, хотя природа чакр четко не определена. Чакры – это контактные точки, в которых ментальное тело интегрируется с энергетическим телом (Пранамайя-кошей). Чакры – это духовные энергетические центры, где психический динамизм входит в контакт с инертными элементами (плотным телом и праническим телом), где психические силы меняют свой уровень проявления.

Чтобы ход нашей мысли стал более понятным, снова воспользуемся аналогией с радиоприемником. Электромагнитное поле радиоволн колеблется с определенной частотой, но человеческое ухо эти волны не слышит; чтобы «материализовать» радиоволны, нам нужен посредник, т.е. радиоприемник. Хотя в контакте с окружающими радиоволнами находится весь приемник, волны попадают в него через определенное устройство – антенну. Это контактное устройство действует в радиоприемнике, как чакра: из этой чакры волны направляются по контурам (пади) за счет энергии радиоприемника (праны), которая поступает из батареек или источника электрического питания. В итоге громкоговоритель делает слышимыми волны, которые, таким образом, перешли с «духовного» на «плотный» уровень.

У человека все происходит точно так же. Ментальное тело- это радиоволна, чакры – это точки, в которых ментальная энергия проникает в праническое тело и образует вихрь («чакра»: колесо, вихрь на санскрите). Ментальные слои встречаются и управляют энергетическим и плотным слоями в чакрах, в которых находятся центры энергии и сознания. У обычного человека чакры и нади функционируют автоматически, без вмешательства сознательного и имеющего свободу воли и выбора «Я». У йога сознание не только пронизывает эти вихри, но и способно повышать ментальное энергетическое давление по собственному желанию, причем не только на материальном, но и на духовном уровне. Вот почему истинный йог – это необыкновенный человек в самом прямом смысле этого слова. Чакры должны находиться в контакте с нади. Они чем-то напоминают трансформаторные станции в системе электроснабжения.

Психические чакры живут лишь столько, сколько живем мы сами, хотя у них есть материальная физическая поддержка. Из можно изучать и характеризовать либо как анатомические структуры, либо как центры восприятия, в зависимости от того, воспринимаются они в психическом или анатомическом разрезе. Можно провести интересную параллель между акупунктурой и чакрами. Мы видели, что некоторые нади соответствуют меридианам акупунктуры. Китайские точки, или центры, в которые специалист по акупунктуре вкалывает золотые или серебряные иголки, воздействуя на пролегающие вдоль меридианов силовые линии, – это чакры. Следовательно, в человеческом теле находятся тысячи чакр.

Причинный слой

Анандамайя-коша

Причинная стратификация. Ее природа – радость и чистое блаженство, вне качеств. Ее центр – Дживатман (душа человека), совершенный архитектор-зритель.

Ментальное, или духовное, тело

Виджнянамайя-коша

Центр эго (ахамкара, принцип индивидуализации в человеке). Ее инструменты: интеллект и буддхи (рассудок, интуиция). Эта стратификация может воздействовать на Маномайя-кошу и уравновешивать, к примеру, подсознательные импульсы, а также может сдерживать или контролировать инстинкты. Это стационарный опорный центр. Когда человек говорит: «Я думаю, что я думаю», – такое мыслительное действие происходит благодаря Виджнянамайя-коше.

Маномайя-коша

Это разум в целом, или механизмы пробужденного сознания, подсознание с его импульсами, инстинктами и комплексами, которые изучаются западной психологией. Эта коша содержит восприятие и инструменты действия. В ней также хранится память – индивидуальная и унаследованная от наших предков. Маномайя-коша управляет движениями тела. Ее психический динамизм воздействует на праническую стратификацию через чакры – центры трансформации для ментальной энергии.

Плотное тело

Пранамайя-коша

Она состоит из комплекса сил; которые действуют в человеческом теле. Вместе с импульсами действия, поступающими из Маномайя-коши, она приводит плотные элементы тела в движение. Силовые потоки движутся вдоль пади. Пранамайя-коша – инструмент действия.

Аннамайя-коша

Самая плотная стратификация человека. Она состоит из химических элементов (атомов, молекул), поступающих из пищи (твердая пища, напитки, кислород из воздуха). Инертная и плотная, эта коша играет роль инструмента действия и проявления высших стратификации.

Как и в случае с нади, нет необходимости погружаться в глубокое изучение всех чакр, – достаточно иметь представление о главных. Так мы поймем огромное поле приложения пранаямы, динамики дыхания.

Разнообразные упражнения пранаямы изменяют условия поглощения праны, ее циркуляции по нади, ее накопления и распределения по чакрам, но главным движущим элементом в этом процессе остается сознание. Если упражнения пранаямы выполнять без концентрации, они окажутся не более, чем гигиеническими дыхательными действиями, а вот на фоне концентрации они дают возможность полного проявления ресурсов нашего психического динамизма на земном уровне. Поэтому можно сказать, что праническое тело (Пранамайя-коша) – это особая стратификация в нашей человеческой, структуре. Именно поэтому йога немыслима без пранаямы. Управление высшими слоями невозможно без интеграции и сознательного управления так называемыми «нижними слоями». Но не стоит думать, будто эти слои отделены друг от друга, как в луковице; они взаимопроникающи, их действие двусторонне: от сознания – к плотному внешнему миру и от плотного внешнего мира- к психической вселенной. Таким образом «я» переходит с одного уровня на другой. «Совершенный зритель» подобен песчинке в устрице; это тайная и забытая причина появления жемчужины. Так Дживатман создает инструменты для себя и прячется в них. Душа создает тело и оживляет его. Человек, «совершенный зритель» – вот кто трансцендирует время и пространство и поэтому бессмертен. Все остальные вещи – его инструменты, его «тело» (психическое, ментальное, праническое и плотное). Так, спускаясь с одного уровня на другой, «зритель» вступает в контакт с более плотными слоями, не становясь сам ни временным, ни пространственным.

В связи с этим пранаяму можно определить как психофизиологический процесс активизации разных чакр, сопровождаемый пробуждением сознания этих энергетических центров.

Взаимосвязь с христианской доктриной:

Анандамайя-коша соответствует душе. Остальные стратификации – это духовные и плотные аспекты тела. Высшие коши взаимопроникающи и содержат нижние слои.

Аннамайя-коша и Пранамайя-коша четырехмерны (три измерения пространства и одно измерение времени).

Маномайя-коша и Виджнянамайя-коша существуют только во времени.

Анандамайя-коша находится вне времени и пространства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

Йога-терапия основана на концепции Панча Коша

Согласно йогической концепции, у человека пять тел, точнее оболочек («панча коша» — «пять оболочек»). Данная концепция подробно описывается в Упанишадах – древних ведических трактатах. В данной статье мы коротко осветим основные оболочки, связь энергетического строения тела с занятиями йогой и способы восстановления здоровья на всех пяти уровнях.

Итак, согласно этой концепции, человеческое тело состоит из пяти слоёв, и физическое тело – это лишь одна из видимых оболочек:

1. Аннамайя коша (физическое тело/физический уровень).
2. Пранамайя коша (праническое тело/энергетический или функциональный уровень).
3. Маномайя коша (тело ума/психический или эмоциональный уровень).
4. Виджнянамайя коша (тело интеллекта или разума/интеллекта или философский уровень).
5. Анандамайя коша (тело блаженства/духовный уровень).

1. Аннамайя коша

Дословно «анна» значит «еда», «майя» значит «нечто наполненное», то есть, по сути, физическое тело – это «тело, состоящее из еды». Наше тело — это трансформированная пища, мы есть то, что мы едим. У всех нас есть опыт взаимодействия с физическим телом, его можно ощутить, потрогать и т.д.

Для поддержания этого тела необходима пища. Еда в данном случае – одна из главных составляющих, и очень важно, какая это будет еда – в идеале это свежая вегетарианская пища, приготовленная с любовью в соответствии с конституцией человека.

Также для здоровья и развития физического тела необходимо соблюдение режима дня, выполнение асан (занятия хатха-йогой) и шаткармы или шаткрийи (очищение организма).

Физическое тело – лишь первая, самая грубая оболочка, а по невежеству мы, в большинстве своём, считаем, что наше грубое тело – и есть мы, наше «я».

Согласно йогической концепции, есть другие слои, без которых физическое тело не может существовать, и следующее – это праническое тело.

2. Пранамайя коша

Чтобы физическое тело функционировало, ему нужна энергия, и эта энергия поддерживается праной («жизненной силой»). Без праны физическое тело распалось бы обратно на 5 элементов, из которых состоит все сущее (земля, вода, огонь, воздух, эфир). Прана необходима для работы всех систем организма (пищеварение, кровообращение и все другие функции организма), именно праническое тело отвечает за все процессы в теле. Прана, жизненная энергия — это главный признак жизни, это как электричество для работы электроприбора. Прана должна быть в норме, как и электричество в приборе, плохо, когда её мало или много. Например, ренит — это заболевание, связанное с колебанием праны, в частности, с её усилением. Когда мы чихаем, происходит возбуждение праны, а при бронхоспазме происходит блокировка праны.

Если эти нарушения проявляются часто, то они спускаются со временем на физический уровень – аннамаякоша. Важно понимать, где сейчас находится болезнь: в теле на физическом уровне или пока ещё на уровне пранамайя, на котором можно лечить без лекарств.

Энергетическое тело имеет свои каналы, называемые нади, – специальные каналы, по которым движется прана, и эти каналы связаны со всеми органами нашего физического тела. Каждая клетка физического тела получает энергию от пранического тела. Это тело нельзя увидеть, его можно только почувствовать (например, после специальных дыхательных практик — пранаямы).

Для поддержания пранического тела (в дополнение к пранаяме) рекомендуется питаться здоровой, свежей пищей, а также пребывать в местах скопления жизненной силы: на природе, возле гор и водоёмов.

Есть ещё более тонкие тела, и следующее тело – тело ума.

3. Маномайя коша

Тело ума («манас» значит «ум») обладает множеством разных функций, одна из которых – это поддержание двух предыдущих тел (физического и пранического) в качестве единого целого. Ум – это наша связь с внешним миром, именно через тело ума мы получаем все впечатления от внешнего мира. И чем беспокойнее ум, тем беспокойнее наша жизнь.

В индийской традиции манас – ум ближе к психике и эмоциям.

Эмоциональные реакции формируются в далёком детстве, они скрыты и накапливаются. Эмоции проявляются, когда мы встречаемся с какой-то ситуацией, которая основана на нашем прошлом опыте и непроработанных страхах и испугах. Любая ситуация основана на прошлом.

Раз есть эмоции (страх, испуг), то возникают изменения в организме. Стресс проявляется на эмоциональном уровне, он сильно влияет на заболевание позвоночника, люди испытывают тяжесть и боль в позвоночнике. Когда люди «тянут на своих плечах» — это одна из причин шейного остеохондроза. Часто злость проявляется в виде аллергической реакции. У любого заболевания есть какой-то эмоционально провоцирующий фактор. Нужно учиться смотреть путь развития заболевания, с какой проблемы всё начилось.

В йоге считается, что с контроля ума начинается управление собственной жизнью. Важно уметь останавливать бурный поток мыслей и возвращаться в состояние «здесь и сейчас», в настоящий момент.

Для поддержания тела ума в гармонии рекомендуются занятия йогой, молитва, пение мантр, медитация. Также один из прекрасных способов очищение ума – это йога-нидра ( это часть пратьяхары, т.е. отвлечение сознания от физических объектов).

Следующая оболочка, которая пронизывает и поддерживает тело ума, – это тело интеллекта (тело разума).

4. Виджнянамайя коша

Это тело даёт способность к различению, пониманию добра и зла, анализу той информации, которая получена от тела ума. Если на уровне ума мы принимаем решения по принципу «нравится – не нравится», то на уровне разума мы более осознанны, здесь приходит понимание, что принесёт нам благо, а что – нет. Развитие этого тела позволяет слышать свою интуицию.

Это уровень интеллекта или философии, на этом уровне находится наше невежество и эго, которое в процессе жизни мы должны преодолеть.

Врожденные черты, качества личности человека уже подвержены определенным болезням. Например, личность типа А — это амбициозные люди, им надо чего-то достичь в жизни, это трудоголики. Им надо быть выше, богаче. Следовательно, они постоянно пребывают в стрессе и не могут расслабиться. А значит, будут возникать проблемы со здоровьем. Они бояться потерять свое положение и стремятся всё дальше и дальше. Отношение человека к жизни — это важный аспект его здоровья.  В стрессе организм постоянно напряжен. Стресс воздействует на лимбическую кору, а это в свою очередь провоцирует спазмы мышц и аутоиммунные реакции в теле.

Невежество — это непонимание жизненных целей. Необходим философский подход к жизни. Для чего мы это делаем? Для чего куда-то бежим, рвёмся? Какое наше истинное желание? Зачем я пришёл в этот мир? Почему я здесь? Кто я? Нам нужно научиться правильно ставить жизненные цели. Это и есть йоговская философия. Она практична и жизненна. Научиться испытывать от жизни счастье, а не болячки. Правильное философское отношение к жизни – это когда человек счастлив, радостен. Тогда он может достичь абсолютного здоровья!

Для тела интеллекта полезно чтение духовной литературы, изучение жизни святых людей, а также сатсанги (беседы на духовные темы), паломничество по святым местам, общение со святыми людьми.

И самый тонкий, самый высокий уровень нашего тела – это тело блаженства.

5. Анандамайя коша

Это тело полной радости, тело блаженства. Никто не может повлиять на это тело, разрушить его. Считается, что самадхи ощущается именно в этом теле, в анандамайя коше. Это прямая связь со своим «высшим Я», это тело света, сама душа. На этом уровне важно глубокое понимание, что всё вокруг – это проявление Бога, что всё, кроме души, временно, и что самое главное – это то, что внутри, а не снаружи, что важно развитие бескорыстной любви в сердце и служение другим (карма-йога).

Это место расположения души/сознания. Если душа находится на месте (свастха, «сва»- душа, «стха» – своё место) – это и есть абсолютное здоровье. Цель здоровья – приведение души в нужное место. В организме триллионы клеток, они живут от нескольких секунд, часов, дней, недель и т.д. Гармоничная и сбалансированная работа клеток и органов в организме человека осуществляется под контролем души/сознания.

Согласно йогической концепции, каждое тело контролируется предыдущим, более тонким телом. Так, большинство психосоматических заболеваний начинается в маномайя коше, это влияет на праническое тело и далее отражается на физическом теле в виде болезни.

Считается, что если лечиться только таблетками, болезнь не уйдет совсем, она будет преследовать, так как не убрана сама причина/корень болезни. Официальная медицина лечит только физическое тело. В йогатерапии же считается, что физическое тело контролируется остальными телами, и пока мы их не сбалансируем, физическое тело вылечить не удастся.

А для этого необходимо:

на уровне аннамайя коша (на физическом уровне): йогическая диета, режим дня, шаткармы (чистки), занятия хатха-йогой;

на уровне пранамайя коша (на праническом уровне): занятия пранаямой, свежая пища (богатая праной), пребывание на природе;

на уровне маномайя коша (на уровне ума): созерцание или медитация, йога-нидра, повторение молитв или мантр;

на уровне виджнянамайя коша (на уровне разума): сатсанги – беседы с учителем, чтение духовной литературы, общение со святыми людьми;

на уровне анандамайя коши (тела блаженства): карма-йога (не привязываться к плодам своего труда, то есть сделал — и не жди награду) в сочетании с бхакти йогой (служение другим), развитие любви в сердце.

Это такие йогические «таблетки», которые «выписываются» в разных пропорциях в зависимости от конкретного человека и его проблемы. Но ещё более важна профилактика во избежание возникновения этих проблем, то есть необходимо ежедневно делать понемногу для каждого уровня: несколько асан, пранаямы, прогулка на свежем воздухе, созерцание или медитация, молитва или мантра, служение.

Важно заботиться о своём теле, точнее, о всех пяти телах. Это позволит избежать стресса, перенапряжения и болезней.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить

на Ваш сайт.

tver-yoga.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *