Сообщение на тему явления природы 3 класс – Презентация «Явления природы» (3 класс)

«Явления природы» — Реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ —

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»

Реферат на тему:

«Явления природы»

АВТОР: ученица 2б класса Паренкина Дарья

РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель начальных классов

Надина Мария Ивановна

АЛЬМЕТЬЕВСК

2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
Основная часть………………………………………………………………..
1. Природные явления-причины и следствия…………………………….
2. Явление природы……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
Введение.

Наша красивая планета полна загадок. Природные явления далеко еще не познаны. Их насчитывается многие сотни на нашей планете: от самых обычных и привычных для всех землян с детства (кругооборот воды в природе, осевое и орбитальное вращение планеты, океанические течения, ветер, атмосферные осадки, времена года), до самых экзотических явлений — извержение гейзеров, шаровые молнии и до крайне разрушительных — землетрясения, смерчи и цунами. Окружающая среда таит в себе много удивительного и неизведанного. Даже те ее феномены, которые уже получили научное обоснование, по-прежнему вызывают у нас недоумение и восторг.

Основная часть

1. Природные явления-причины и следствия.

Несмотря на мощное развитие наших знаний о нашей красивой планете, сущность и причины многих природных явлений планеты и их причинно-следственная связь до конца не установлены и общей теории природных явлений пока нет. Главная причина — отсутствие единой теории природных явлений, по-моему, состоит в разрозненности наук о Земле и дефицит ярких обобщающих идей по природным явлениям.

Изучением планеты и ее природных явлений занимаются ученые и специалисты самых различных профессий и специальностей. Однако зачастую им трудно найти общий язык между собою, поскольку эти науки пока разрознены и каждая наука о Земле изучает только свой предмет. Тем не менее, как ни парадоксально сущность природных явлений одна и та же многогранная взаимосвязь Солнца, самой планеты и всех известных полей между собою.

2. Явление природы.

2.1. Дождь — атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды диаметром от 0,5 до 6-7 мм.

Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются моросью. Капли с диаметром больше 6—7 мм разбиваются при падении на меньшие капли. Интенсивность дождя колеблется от 0,25 мм/ч (моросящий дождь) до 100 мм/ч (ливень).

Дождь выпадает, как правило, из смешанных облаков (преимущественно слоисто-дождевых и высокослоистых), содержащих при температурах ниже 0° C переохлаждённые капли и ледяные кристаллы. Упругость насыщения водяного пара над каплями больше, чем над ледяными кристаллами при той же температуре; поэтому облако, даже не насыщенное водяным паром по отношению к каплям воды, будет пересыщено по отношению к кристаллам. Это приводит к росту кристаллов при одновременном испарении капель. Укрупняясь и утяжеляясь, кристаллы выпадают из облака, примораживая к себе при этом переохлаждённые капли. Входя в нижнюю часть облака, или под него в слои с температурой 0 °C они тают, превращаясь в дождевые капли.

Дождь при солнце, не закрытом облаками, называется слепой дождь (иногда — грибной).

2.2. Гроза — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра. Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений.

Одновременно на Земле действует около полутора тысяч гроз, средняя интенсивность разрядов оценивается как 46 молний в секунду. По поверхности планеты грозы распределяются неравномерно. Над океаном гроз наблюдается приблизительно в десять раз меньше, чем над континентами. В тропической и субтропической зоне сосредоточено около 78 % всех молниевых разрядов. Максимум грозовой активности приходится на Центральную Африку. В полярных районах Арктики и Антарктики и над полюсами гроз практически не бывает. Интенсивность гроз следует за солнцем: максимум гроз приходится на лето (в средних широтах) и дневные послеполуденные часы. Минимум зарегистрированных гроз приходится на время перед восходом солнца. На грозы влияют также географические особенности местности: сильные грозовые центры находятся в горных районах Гималаев и Кордильер.

2.3. Град — вид ливневых осадков. Град является частицами льда шарообразной или неправильной формы (градин) размером от миллиметра до нескольких сантиметров. Встречаются градины размером 130 мм и массой около 1 кг. Градины состоят из ряда слоёв прозрачного льда толщиной не менее 1 мм, чередующихся с полупрозрачными слоями.

Град выпадает обычно в тёплое время года из мощных кучево-дождевых облаков, сильно развитых вверх, обычно при ливнях и грозах.

Продолжительность выпадения от нескольких минут до получаса, чаще всего 5-10 мин и очень редко — около 1 ч.

Зародыши градин образуются в переохлаждённом облаке за счёт случайного замерзания отдельных капель. В дальнейшем такие зародыши могут вырасти до значительных размеров благодаря замерзанию сталкивающихся с ними переохлаждённых капель. Крупные градины могут появиться только при наличии в облаках сильных восходящих потоков, способных длительное время удерживать градины от выпадения на землю.

2.4. Радуга — атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно в поле повышенной влажности. Оно выглядит, как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра. Глядя снаружи  во внутрь дуги, видим — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый цвета.

Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга, часть окружности, и чем выше точка зрения наблюдателя — тем радуга полнее (с горы или самолёта можно увидеть и полную окружность). Когда Солнце поднимается выше 43 градусов над горизонтом, то радуга с поверхности Земли не видна.

Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды дождя или тумана, парящих в атмосфере. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов.

2.5. Роса — вид атмосферных осадков, образующихся на поверхности земли, растениях, предметах, крышах зданий, автомобилях и других предметах. Из-за охлаждения воздуха водяной пар конденсируется на объектах вблизи земли и превращается в капли воды. Это происходит обычно ночью. Достаточно сильное охлаждение нижних слоёв воздуха происходит, когда после заката солнца поверхность земли быстро охлаждается посредством теплового излучения. Благоприятными условиями для этого являются чистое небо и покрытие поверхности, легко отдающее тепло, например травяное. Особенно сильное образование росы происходит в тропических регионах, где воздух в приземном слое содержит много водяного пара и благодаря интенсивному ночному тепловому излучению земли существенно охлаждается. При отрицательных температурах образуется иней.

2.6. Ветер — поток воздуха в горизонтальном направлении. На Земле ветер является потоком воздуха, который движется преимущественно в горизонтальном направлении.

Ветер возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления. Вследствие непрерывного изменения давления во времени и пространстве скорость и направление ветра постоянно меняются. С высотой скорость ветра меняется из-за убывания силы трения.

  • Муссон — периодический ветер, несущий большое количество влаги, дующий зимой с суши на океан, летом — с океана на сушу. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.

  • Пассаты — постоянные ветры, дующие с довольно постоянной силой трёх-четырёх баллов; направление их практически не меняется, лишь слегка отклоняясь.

  • Бриз — тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором — морским.

2.7. Облака — взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе с поверхности земли.

Облака состоят из мельчайших капель воды и/или кристаллов льда (называемых облачными элементами). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше −10 °C; от −10 до −15 °C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15 °C — кристаллические.

При укрупнении облачных элементов и возрастании их скорости падения, они выпадают из облаков в виде осадков. Как правило, осадки выпадают из облаков, которые хотя бы в некотором слое имеют смешанный состав (кучево-дождевые, слоисто-дождевые, высоко — слоистые). Слабые моросящие осадки (в виде мороси, снежных зёрен или слабого мелкого снега) могут выпадать из однородных по составу облаков (капельных или кристаллических) — слоистых, слоисто-кучевых.

2.8. Туман — атмосферное явление, скопление в воздухе мельчайших продуктов конденсации водяного пара (при температуре воздуха выше −10° это мельчайшие капельки воды, при −10…-15° — смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже −15° — кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей).

Относительная влажность воздуха при туманах обычно близка к 100 % (по крайней мере, превышает 85-90 %). Однако в сильные морозы (-30° и ниже) в населённых пунктах, на железнодорожных станциях и аэродромах туманы могут наблюдаться при любой относительной влажности воздуха (даже менее 50 %) — за счёт конденсации водяного пара, образующегося при сгорании топлива (в двигателях, печах и т. п.) и выбрасываемого в атмосферу через выхлопные трубы и дымоходы.

Непрерывная продолжительность туманов составляет обычно от нескольких часов (а иногда полчаса-час) до нескольких суток, особенно в холодный период года.

2.9. Иней — один из видов нарастающих твёрдых атмосферных осадков. Представляет собой тонкий слой кристаллического льда различной мощности. Иней образуется путём десублимации водяного пара из воздуха на поверхности почвы, травы, снежного покрова, а также на открытых субгоризонтально располагающихся поверхностях предметов в результате их радиационного охлаждения до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха.

Наиболее благоприятными для образования инея являются ясные безветренные ночи и шероховатые поверхности тел, имеющих малую теплопроводность (например, деревянные скамьи, открытый почвенный покров и т.п.). Слабый ветер, который приводит в соприкосновение с холодной поверхностью всё новые массы влажного воздуха, весьма способствует образованию инея. Сильные ветры являются препятствием этому процессу.

2.10. Снегопад — выпадение снега из облаков. Снегопад характеризуется интенсивностью, то есть количеством осадков в мм слоя воды за час или сутки. Интенсивность слабого снегопада меньше 0,1 мм/ч, среднего 0,1—1 мм/ч, сильного (густого) — больше 1 мм/ч.

Число снежинок в 1 м³ воздуха при слабом снегопаде составляет менее 10, при среднем 10—100, при густом более 100 и может достигать многих тысяч.

В зависимости от условий и характера выпадения снега на метеостанциях выделяют несколько видов снегопада: дождь со снегом (при положительной температуре воздуха), снег с дождём (при температуре около 0 °C), моросящий снегопад, обложной снегопад, ливневой снегопад или снежный ливень, снежный шквал или снежный заряд, снег при ясном небе.

2.11. Северное Сияние.

Полярные сияния возникают вследствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства, называемой плазменным слоем. Выявлением причин, приводящим к высыпаниям заряженных частиц из плазменного слоя, занимается космическая физика. Экспериментально установлено, что ключевую роль в стимулировании высыпаний играет ориентация межпланетного магнитного поля и величина давления плазмы солнечного ветра.

Полярные сияния наблюдаются преимущественно в высоких широтах обоих полушарий в овальных зонах-поясах, окружающих магнитные полюса Земли.
Полярные сияния весной и осенью возникают заметно чаще, чем зимой и летом. Пик частотности приходится на периоды, ближайшие к весеннему и осеннему равноденствиям. Во время полярного сияния за короткое время выделяется огромное количество энергии.

При наблюдении с поверхности Земли полярное сияние проявляется в виде общего быстро меняющегося свечения неба или движущихся лучей, полос, корон, «занавесей». Длительность полярных сияний составляет от десятков минут до нескольких суток.

Заключение.

Конечно, в атмосфере нашей планеты происходит значительно больше явлений. Среди них есть хорошо знакомые нам и разгаданные учеными, так и те, которые еще ждут своих первооткрывателей. И нам остается лишь ждать новых открытий в области атмосферных явлений, ведь окружающий нас мир полон жизни и движения.

Список литературы:

1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. География. М. АСТ-ЛТД, 1997 г.

2. Зверева В.Л. «Солнечный свет в атмосфере». М., 1988г.

3. Мошенская Г.Н., Ларина О. В. «Удивительные явления природы». М. ЭНАС, 2008 г.
4. Наука энциклопедия. М. Росмэн, 2000 г.

5. Тарасов Л.В. «Физика в природе». М., 1989 г.

6. Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах». М., Сфера, 2010 г.

7. Энциклопедия для детей. Аванта+ География. М., 2004 г.

8. Энциклопедия школьника. Чрезвычайные ситуации.М., 2006 г.

11

refdb.ru

Конспект урока по познанию мира 3 класс «Явления природы»

Познание мира

Дата: 14.01.2017

Класс: 3 «А»

Тема: Явление природы.

Цель: формировать представления о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии.

Задачи:

1. Систематизировать знания о явлениях природы.

2. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, умения работы с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать.

3. Содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе, дружелюбию, самостоятельности.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: тетрадь, книга, наглядности, карточки, презентация, видео.

Ход урока

1.Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
-Давайте подарим друг другу свои улыбки. Улыбнитесь друг другу.
Я рад видеть ваши лица и улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом., вы узнаете много нового и интересного. Но в начале мы проведем анализ погоды
-какое сегодня число?
-какой месяц?
-какой он по порядку?
-какой год?
-какая температура воздуха?(запишем в среднем ….)
-какое состояние неба?
-были ли осадки, какие?
-какое направление ветра?
-прочитайте всю запись
Откройте тетради и запишите анализ погоды.

2. Повторение теоретического материала.

1) — Ответьте на вопросы:

— Как математика связанна с познанием мира?

— Подумайте, как другие предметы связаны с познанием мира?

2) — Подставьте к приборам с левого столбика, те измерения с правого столбика, которые измеряют приборы, запишите в тетрадь.

(По очереди к доске, соединяют)

Приборы Измерения

Часы Длина

Линейка Температура

Термометр Масса

Весы Время

3) — Молодцы, еще вам было задан пересказ , кто желает?

3. Начальная мотивация учебной деятельности.

— А сейчас я вам загадаю загадки, на которые вы должны ответить хором.

Живут сестра и брат:

Одну всякий видит,

Да не слышит,

Другого всякий слышит,

Да не видит (Молния и гром)

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

Говорю я брату:

— Ох, с неба сыплется горох!

— Вот чудак, — смеется брат,

— Твой горох ведь это … (Град)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

А пошли искать на днях,

Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

(На ноутбуке показываю наглядности)

— Что вы видите на картинках? (Иней, листопад, дождь, радуга и молния)

Как это можно назвать одним словом?

— Тема нашего урока «Явление природы».

4. Актуализация знаний.

— Как вы думаете, что такое явление природы? (Изменения, происходящие в природе, называются явлением природы).

— Какие изменения можно отнести к явлениям природы? (Дождь, гроза, лед, иней, снег, роса, листопад, снегопад).

— Сейчас мы с вами посмотрим видео-ролик об очень редких и удивительных явлениях природы.

— О каких новых явлениях природы вы узнали из данного видео-ролика?

  • Изучение нового материала

– Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем? (Узнать, как нам нужно одеться)

– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.

– Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице?(Холодно)

– Почему холодно? (Зима)

– Произошли природные изменения: стало холодно, дуют бураны, выпадает снег, животные легли в спячку. Многие природные явления связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Вот и названные нами изменение происходят зимой.

Какие времена года вы знаете? ( Осень, зима, весна, лето)

— А сейчас давайте посмотрим видео – ролик, как изменяются времена года.

— Что вы увидели в данном видео – ролике? ( Изменение времен года)

-А теперь мы немного отдохнем, проведем физминутку для глаз.

Физминутка

Все смотрим на экран и наблюдаем то что происходит на экране.

6. Закрепление

-Сейчас мы с вами откроем учебники на стр. 40 и прочитаем текст.

— Кто мне скажет что такое явления природы?

— Могул ли явления природы быть опасны для человека?

— Какие их последствие?

— Читаем рассказ про «Осенний дождь».

— Как описывается осенний дождь?

7. Обобщение и систематизация.

Давайте составим кластер в тетрадях.

Явления природы – дождь – радуга и т.д

8. Итог урока

– О чем мы говорили на уроке?

— Что узнали нового?

— Что относится к явлениям природы?

Сделаем вывод нашего урока: изменения в природе: дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы.

9. Рефлексия. Синквейн.

А сейчас попробуем составить синквейн к слову Зима.

Что такое синквейн? ( Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк)

зима
снежная холодная
заморозила запорошила охладила
спячка наступила
время года

Домашняя работа: Стр. 40-42, подготовиться к тесту.

infourok.ru

Конспект окружающего мира «Явления природы» 3 класс

Тема урока: Явления природы.

Цели и задачи урока: представление о свойствах тел и веществ; выделение существенных и несущественных признаков; сравнение и классификация предметов по различным признакам.

Планируемые результаты:

Предметные: осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы.

Личностные: интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.

Ход урока:

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок окружающего мира,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Мы часто говорим о природе. О том, что природу необходимо изучать, беречь и охранять. Но что такое природа?

Все, что тебя окружает, называется материальным миром, или проще – ПРИРОДОЙ. Живая природа – это животные, растения, другие организмы. Неживая природа – океаны, моря, земля и воздух, планеты и звезды…

Человек вокруг себя создал множество предметов и живет среди них. Но и рядом с изделиями человека множество природных объектов.

Наблюдая за природой, вы конечно, заметили, что в ней постоянно всё изменяется.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Введение в тему урока.

В природе все время происходят какие-то изменения: течет река, дует ветер, плывут облака, происходят землетрясения, растут деревья, день сменяет ночь, лето сменяет зиму.

Все изменения, происходящие в природе, называются ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ.

Изменения в природе всегда привлекали внимание учёных. Изучая их, они сумели разгадать многие тайны. Например, они узнали, что лунный свет – это отражённый поверхностью Луны свет Солнца; Земля и другие планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца; все тела обладают энергией и многое другое.

Может, вы думаете, что на свете не осталось никаких тайн? Ничего подобного! Мир полон неоткрытых чудес. Многие загадки природы, возможно, предстоит разгадать вам.

Откройте учебники на стр. 15 и назовите явления природы, которые вы видите на рисунке. (ветер, листопад, дождь, день, осень, движение облаков)

Расскажите, какие явления природы вы наблюдали во время летних каникул.

Какие явления природы изображены на рисунках на стр. 16? (ледоход, молния)

В какое время года можно наблюдать такие явления?

Послушайте стихотворение «Миг» В. Шефнера и ответьте на вопрос: что может измениться за одно мгновение?

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Присматривайтесь к родникам –

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумление.

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновение.

Обобщение:

Что называют явлением природы? (изменения, которые происходят с телами живой и неживой природы; явление всегда выражает определённое состояние, которое свойственно телам как живой, так и неживой природы)

Приведите примеры явлений в окружающей природе.

Любое изменение в природе – это явление: рост растения или животного, выпадение снега или дождя, цветение растения и рождение цыплёнка.

Явления природы очень многообразны, поэтому их изучением занимаются разные науки. Но природа едина, и поэтому между разными науками о природе нет строгих границ.

Изучением явлений, происходящих в живой природе, занимается БИОЛОГИЯ.

Изучением явлений, происходящих в земных недрах и на поверхности Земли, а также с водами океанов и с воздухом, занимаются НАУКИ О ЗЕМЛЕ: физическая география, геология, океанология и другие.

Изучением явлений, происходящих с различными небесными телами – планетами, звездами, галактиками, — называется АСТРОНОМИЯ.

Превращения веществ изучает ХИМИЯ.

Общие закономерности явлений природы изучает ФИЗИКА.

ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, НАУКИ О ЗЕМЛЕ, АСТРОНОМИЯ и некоторые другие науки объединены общим названием – ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.

Как вы думаете, какая основная задача сейчас стоит перед нами? (научиться различать явления по их природе)

Практическая работа:

Вылепим из пластилина куб, а затем превратив его в шар. Что произошло?

Мы изменили форму предмета, но вещество, из которого он состоит, не изменилось.

Переложим шар с одного стола на другой. Что случилось?

Изменилось положение шара в пространстве, а форма и вещество этого тела не изменились.

А можно из одного большого пластилинового шара вылепить три маленьких. При этом изменится число шаров и их размер, но вещество, из которого они вылеплены, останется прежним.

Явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение тела в пространстве и другие изменения, учёные называют физическими. При этом вещество, из которого состоит тело, не изменяется.

А теперь рассмотрим другой пример. Если оставить железный гвоздь в сыром помещении, то он заржавеет. Ржавчина по своему составу отличается от железа, это – другое вещество.

Когда жгут костёр, то остаётся уголь и зола. По составу это совсем другие вещества, отличающиеся от дерева.

Явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие, называют химическими.

К каким явлениям (хим., физ., биол., астр., геогр.) вы отнесете:

— Сгорание спички: дерево превратилось в уголь;

— полет мяча: его бросили и он летит;

— Земля движется вокруг Солнца;

— Гвоздь ржавеет: вместо железа образуется ржавчина;

— Стальная булавка притягивается к магниту;

— Рост собаки: из щенка она превращается во взрослую собаку;

— Извержение вулкана;

— На берег идет огромная морская волна – цунами;

— Птенец вылупляется из яйца;

— Карандаш падает со стола;

— Из саженца вырастает высокое дерево;

— В ночном небе видна комета;

— На ветвях дерева набухают почки;

— Форма «лунного серпа» изменяется в течение месяца;

— Происходит землетрясение;

— С помощью фотореактивов проявляется фотопленка;

— Ребенок на санках катится с горы;

— Кипит чайник.

Обобщение:

Физическими явлениями называют изменения тел природы или вещества, которые происходят в результате:

  • Перемещения тела в пространстве

  • Изменения формы тела

  • Переход вещества из одного состояния в другое (вода при замораживании превращается в лёд, вещество не изменяется)

Химические явления – это те изменения, в процессе которых одни вещества превращаются в другие.

Рефлексия деятельности:

О чём мы сегодня говорили на уроке?

Зависит ли ваше настроение от состояния природы?

Послушайте внимательно отрывок из стихотворения С. Есенина:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце красное скатилось….

Назовите явление природы, о которых рассказывает поэт в этом четверостишии. (туман, закат)

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение? 

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне было интересно…

Я узнал…

Домашнее задание: сообщение на тему «Явление природы» по выбору; читать стр. 13-17, отвечать на вопросы 1-3 на стр. 17.

Осенние явления природы

Жаркую душную летнюю погоду сменяет осенняя прохлада. Суточный день становится короче, а ночи начинают тянуться нескончаемо долго. На неизбежные изменения первыми реагируют деревья. Они активно начинают сбрасывать листву, она желто-багряным ковром покрывает всю округу.

Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.

Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.

Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

По своей сути, туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.

Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная.

Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов.

Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход.

В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза.

Так природа подготавливает переход к зиме, долгой и затяжной, снежной и холодной. Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.

Зимние явления природы

Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег – это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель – самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды – гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.

Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы – явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы – сосулька – кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.

Весенние явления природы

За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко.

Активное таяние снега начинается в первой половине апреля. Его вызывает солнце, которое уже достаточно высоко поднимается над горизонтом. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Весенний ледоход завораживает и вызывает опасения. Скованные льдом реки еще нескоро смогут избавиться от своих оков, но как только солнце наберет свою силу, они взбунтуются и постараются своим течением расколоть панцирь льда. Иногда лед не успевает таять, образуются заторы, которые могут вызвать разрушительные наводнения. Но если реки вскрываются правильно, и лед тронулся одновременно в нескольких местах, то серьезных последствий можно избежать.

Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.

То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины. Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Первые почки на деревьях появляются в конце апреля — в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно. Сегодня ты радовался, что набухли почки, а завтра они уже красуются крупным листовым бутоном, который раскроется вот-вот. Как красиво и радостно вокруг. Слышно пение птиц, появляется жужжание первых пчел и насекомых. Все пробуждается вокруг и готовится к празднику цветения жизни.

В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди окончательно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно.

Яркое цветение, сочная зелень, теплый воздух – все это говорит о том, что лето вступит в свои права в самое короткое время. Во многих областях нашей страны, по местным приметам и поверьям, окончание весны символизирует появление первых комаров. Как только он прожужжал над вашим ухом, значит все, лето настало.

Летние явления природы

Когда начинается календарное лето – известно всем, но когда оно начинается с биологической точки зрения или натуралистической?

В науке принято считать, что лето начинается в период летнего солнцестояния, которое приходится на 20-21 июня. Самый длинный день и самая короткая ночь, с которой стартует обратный отчет дневного времени.

Погода стоит отличная. Все явления природы благоприятные. Яркое солнце, легкие воздушные облака часто превращаются под действием тепла в кучевые и дождевые. Опускаясь очень низко над уровнем горизонта, они нередко орошают землю теплыми дождями, которые способствуют росту обильной растительности.

Летние дожди, как правило, краткосрочны. Среди самых частых на территории России можно встретить обложные дожди, ливневые и «грибные». Градация относительная, в основе классификации может лежать принцип интенсивности и временного интервала.

Нередко можно увидеть такое характерное для этого времени природное явление, как летняя гроза. При определенном стечении факторов, когда сильный ветер сгоняет кучевые облака, а воздух наполняется электрическим напряжением, возникает молния, сопровождаемая раскатом грома. Гроза часто имеет страшных попутчиков.

Вместе с грозою могут возникнуть проливные дожди, сильные штормовые ветра и даже град. Последнее явление – своеобразный нонсенс. Летом в жаркую знойную погоду с небес на землю сыплются крупные шарообразные частички льда. Их размер может быть самым разным: от одного миллиметра до больших глыб с килограмм веса. Они падают только из кучевых облаков черного цвета. Вся вакханалия длится минут пятнадцать, но последствия порою бывают очень серьезными. Страдают посевы, гибнет будущий урожай.

После грозы нередко можно видеть такое явление природы — радуга. Это не атмосферное, а оптическое явление, показывающее, как может преломляться солнечный свет, отражаясь в семицветном спектре. Радугу можно увидеть и в постоянных брызгах фонтана. Она переливается, создавая иллюзию нереальной картинки.

Роса — первый предвестник того, что лето заканчивается. Она выпадает в предрассветные часы в виде небольших капель, которые оседают на стеблях и листве растений. В ночное время температура резко падает, влага поднимается над землей и конденсируется в виде капель воды. Переоценить значение росы невозможно. Она помогает наполнять растения живительной влагой, насыщать их необходимой энергией.

Переход к осени – это сезон сбора урожая. Горячая пора, но очень радостная. Конец августа – начало снижения температур, все чаще начинают идти дожди, которые становятся все холоднее и холоднее. Липа – первое растение, которое сбрасывает листья, вот с этого момента осень входит в свои законные права. Дни становятся короче. Птицы собираются в стаи и потихоньку начинают покидать насиженные места. Воздух заполняется определенной свежестью, в которой чувствуются предвестники скорых ненастий. Погодные явления подсказывают, как скоро им не смену придут другие.

multiurok.ru

Реферат на тему: «Явления природы»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ —

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»


Реферат на тему:

«Явления природы»

АВТОР: ученица 2б класса Паренкина Дарья

РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель начальных классов

Надина Мария Ивановна

АЛЬМЕТЬЕВСК

2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………

Основная часть………………………………………………………………..

1. Природные явления-причины и следствия…………………………….

2. Явление природы……………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………

Введение.


Наша красивая планета полна загадок. Природные явления далеко еще не познаны. Их насчитывается многие сотни на нашей планете: от самых обычных и привычных для всех землян с детства (кругооборот воды в природе, осевое и орбитальное вращение планеты, океанические течения, ветер, атмосферные осадки, времена года), до самых экзотических явлений — извержение гейзеров, шаровые молнии и до крайне разрушительных — землетрясения, смерчи и цунами. Окружающая среда таит в себе много удивительного и неизведанного. Даже те ее феномены, которые уже получили научное обоснование, по-прежнему вызывают у нас недоумение и восторг.

Основная часть

1. Природные явления-причины и следствия.

Несмотря на мощное развитие наших знаний о нашей красивой планете, сущность и причины многих природных явлений планеты и их причинно-следственная связь до конца не установлены и общей теории природных явлений пока нет. Главная причина — отсутствие единой теории природных явлений, по-моему, состоит в разрозненности наук о Земле и дефицит ярких обобщающих идей по природным явлениям.

Изучением планеты и ее природных явлений занимаются ученые и специалисты самых различных профессий и специальностей. Однако зачастую им трудно найти общий язык между собою, поскольку эти науки пока разрознены и каждая наука о Земле изучает только свой предмет. Тем не менее, как ни парадоксально сущность природных явлений одна и та же многогранная взаимосвязь Солнца, самой планеты и всех известных полей между собою.

2. Явление природы.

2.1. Дождь — атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды диаметром от 0,5 до 6-7 мм.

Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются моросью. Капли с диаметром больше 6—7 мм разбиваются при падении на меньшие капли. Интенсивность дождя колеблется от 0,25 мм/ч (моросящий дождь) до 100 мм/ч (ливень).

Дождь выпадает, как правило, из смешанных облаков (преимущественно слоисто-дождевых и высокослоистых), содержащих при температурах ниже 0° C переохлаждённые капли и ледяные кристаллы. Упругость насыщения водяного пара над каплями больше, чем над ледяными кристаллами при той же температуре; поэтому облако, даже не насыщенное водяным паром по отношению к каплям воды, будет пересыщено по отношению к кристаллам. Это приводит к росту кристаллов при одновременном испарении капель. Укрупняясь и утяжеляясь, кристаллы выпадают из облака, примораживая к себе при этом переохлаждённые капли. Входя в нижнюю часть облака, или под него в слои с температурой 0 °C они тают, превращаясь в дождевые капли.

Дождь при солнце, не закрытом облаками, называется слепой дождь (иногда — грибной).

2.2. Гроза — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра. Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений.

Одновременно на Земле действует около полутора тысяч гроз, средняя интенсивность разрядов оценивается как 46 молний в секунду. По поверхности планеты грозы распределяются неравномерно. Над океаном гроз наблюдается приблизительно в десять раз меньше, чем над континентами. В тропической и субтропической зоне сосредоточено около 78 % всех молниевых разрядов. Максимум грозовой активности приходится на Центральную Африку. В полярных районах Арктики и Антарктики и над полюсами гроз практически не бывает. Интенсивность гроз следует за солнцем: максимум гроз приходится на лето (в средних широтах) и дневные послеполуденные часы. Минимум зарегистрированных гроз приходится на время перед восходом солнца. На грозы влияют также географические особенности местности: сильные грозовые центры находятся в горных районах Гималаев и Кордильер.

2.3. Град — вид ливневых осадков. Град является частицами льда шарообразной или неправильной формы (градин) размером от миллиметра до нескольких сантиметров. Встречаются градины размером 130 мм и массой около 1 кг. Градины состоят из ряда слоёв прозрачного льда толщиной не менее 1 мм, чередующихся с полупрозрачными слоями.

Град выпадает обычно в тёплое время года из мощных кучево-дождевых облаков, сильно развитых вверх, обычно при ливнях и грозах.

Продолжительность выпадения от нескольких минут до получаса, чаще всего 5-10 мин и очень редко — около 1 ч.

Зародыши градин образуются в переохлаждённом облаке за счёт случайного замерзания отдельных капель. В дальнейшем такие зародыши могут вырасти до значительных размеров благодаря замерзанию сталкивающихся с ними переохлаждённых капель. Крупные градины могут появиться только при наличии в облаках сильных восходящих потоков, способных длительное время удерживать градины от выпадения на землю.

2.4. Радуга — атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно в поле повышенной влажности. Оно выглядит, как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра. Глядя снаружи  во внутрь дуги, видим — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый цвета.

Для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга, часть окружности, и чем выше точка зрения наблюдателя — тем радуга полнее (с горы или самолёта можно увидеть и полную окружность). Когда Солнце поднимается выше 43 градусов над горизонтом, то радуга с поверхности Земли не видна.

Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды дождя или тумана, парящих в атмосфере. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов.

2.5. Роса — вид атмосферных осадков, образующихся на поверхности земли, растениях, предметах, крышах зданий, автомобилях и других предметах. Из-за охлаждения воздуха водяной пар конденсируется на объектах вблизи земли и превращается в капли воды. Это происходит обычно ночью. Достаточно сильное охлаждение нижних слоёв воздуха происходит, когда после заката солнца поверхность земли быстро охлаждается посредством теплового излучения. Благоприятными условиями для этого являются чистое небо и покрытие поверхности, легко отдающее тепло, например травяное. Особенно сильное образование росы происходит в тропических регионах, где воздух в приземном слое содержит много водяного пара и благодаря интенсивному ночному тепловому излучению земли существенно охлаждается. При отрицательных температурах образуется иней.

2.6. Ветер — поток воздуха в горизонтальном направлении. На Земле ветер является потоком воздуха, который движется преимущественно в горизонтальном направлении.

Ветер возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления. Вследствие непрерывного изменения давления во времени и пространстве скорость и направление ветра постоянно меняются. С высотой скорость ветра меняется из-за убывания силы трения.



  • Муссон — периодический ветер, несущий большое количество влаги, дующий зимой с суши на океан, летом — с океана на сушу. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.

  • Пассаты — постоянные ветры, дующие с довольно постоянной силой трёх-четырёх баллов; направление их практически не меняется, лишь слегка отклоняясь.

  • Бриз — тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором — морским.

2.7. Облака — взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе с поверхности земли.

Облака состоят из мельчайших капель воды и/или кристаллов льда (называемых облачными элементами). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше −10 °C; от −10 до −15 °C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15 °C — кристаллические.

При укрупнении облачных элементов и возрастании их скорости падения, они выпадают из облаков в виде осадков. Как правило, осадки выпадают из облаков, которые хотя бы в некотором слое имеют смешанный состав (кучево-дождевые, слоисто-дождевые, высоко — слоистые). Слабые моросящие осадки (в виде мороси, снежных зёрен или слабого мелкого снега) могут выпадать из однородных по составу облаков (капельных или кристаллических) — слоистых, слоисто-кучевых.

2.8. Туман — атмосферное явление, скопление в воздухе мельчайших продуктов конденсации водяного пара (при температуре воздуха выше −10° это мельчайшие капельки воды, при −10…-15° — смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже −15° — кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей).

Относительная влажность воздуха при туманах обычно близка к 100 % (по крайней мере, превышает 85-90 %). Однако в сильные морозы (-30° и ниже) в населённых пунктах, на железнодорожных станциях и аэродромах туманы могут наблюдаться при любой относительной влажности воздуха (даже менее 50 %) — за счёт конденсации водяного пара, образующегося при сгорании топлива (в двигателях, печах и т. п.) и выбрасываемого в атмосферу через выхлопные трубы и дымоходы.

Непрерывная продолжительность туманов составляет обычно от нескольких часов (а иногда полчаса-час) до нескольких суток, особенно в холодный период года.

2.9. Иней — один из видов нарастающих твёрдых атмосферных осадков. Представляет собой тонкий слой кристаллического льда различной мощности. Иней образуется путём десублимации водяного пара из воздуха на поверхности почвы, травы, снежного покрова, а также на открытых субгоризонтально располагающихся поверхностях предметов в результате их радиационного охлаждения до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха.

Наиболее благоприятными для образования инея являются ясные безветренные ночи и шероховатые поверхности тел, имеющих малую теплопроводность (например, деревянные скамьи, открытый почвенный покров и т.п.). Слабый ветер, который приводит в соприкосновение с холодной поверхностью всё новые массы влажного воздуха, весьма способствует образованию инея. Сильные ветры являются препятствием этому процессу.

2.10. Снегопад — выпадение снега из облаков. Снегопад характеризуется интенсивностью, то есть количеством осадков в мм слоя воды за час или сутки. Интенсивность слабого снегопада меньше 0,1 мм/ч, среднего 0,1—1 мм/ч, сильного (густого) — больше 1 мм/ч.

Число снежинок в 1 м³ воздуха при слабом снегопаде составляет менее 10, при среднем 10—100, при густом более 100 и может достигать многих тысяч.

В зависимости от условий и характера выпадения снега на метеостанциях выделяют несколько видов снегопада: дождь со снегом (при положительной температуре воздуха), снег с дождём (при температуре около 0 °C), моросящий снегопад, обложной снегопад, ливневой снегопад или снежный ливень, снежный шквал или снежный заряд, снег при ясном небе.

2.11. Северное Сияние.

Полярные сияния возникают вследствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного поля из области околоземного космического пространства, называемой плазменным слоем. Выявлением причин, приводящим к высыпаниям заряженных частиц из плазменного слоя, занимается космическая физика. Экспериментально установлено, что ключевую роль в стимулировании высыпаний играет ориентация межпланетного магнитного поля и величина давления плазмы солнечного ветра.

Полярные сияния наблюдаются преимущественно в высоких широтах обоих полушарий в овальных зонах-поясах, окружающих магнитные полюса Земли.
Полярные сияния весной и осенью возникают заметно чаще, чем зимой и летом. Пик частотности приходится на периоды, ближайшие к весеннему и осеннему равноденствиям. Во время полярного сияния за короткое время выделяется огромное количество энергии.

При наблюдении с поверхности Земли полярное сияние проявляется в виде общего быстро меняющегося свечения неба или движущихся лучей, полос, корон, «занавесей». Длительность полярных сияний составляет от десятков минут до нескольких суток.

Заключение.

Конечно, в атмосфере нашей планеты происходит значительно больше явлений. Среди них есть хорошо знакомые нам и разгаданные учеными, так и те, которые еще ждут своих первооткрывателей. И нам остается лишь ждать новых открытий в области атмосферных явлений, ведь окружающий нас мир полон жизни и движения.

Список литературы:

1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. География. М. АСТ-ЛТД, 1997 г.

2. Зверева В.Л. «Солнечный свет в атмосфере». М., 1988г.

3. Мошенская Г.Н., Ларина О. В. «Удивительные явления природы». М. ЭНАС, 2008 г.


4. Наука энциклопедия. М. Росмэн, 2000 г.

5. Тарасов Л.В. «Физика в природе». М., 1989 г.

6. Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах». М., Сфера, 2010 г.

7. Энциклопедия для детей. Аванта+ География. М., 2004 г.

8. Энциклопедия школьника. Чрезвычайные ситуации.М., 2006 г.


vmest.ru

Явления природы (3 класс)

Сабақ / урок: познание мира 3 класс

Тема: Явления природы.

Цель урока: Дать представление о различных явлениях природы, об их многообразии

Задачи:

1) расширить и систематизировать знания учащихся о явлениях природы

2) развивать умение работать в команде

3) воспитывать уважение к мнению других людей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: слайды, лист оценивание.

Ход урока

I.Организационный момент.

Психологический настрой.

Тренинг «Тамаша»

Сегодня хороший, веселый день!

Пусть для вас он будет удачным!

Я дарю вам всем улыбки!

Использование ИКТ

(на интерактивной доске изображение солнышка)

Посмотрите, какое веселое настроение у солнышка. Улыбка, радость, доброта всегда помогают человеку. А если у вас будет хорошее настроение, то и учиться нам будет легко.

Класс делится на пары по выбору карточек (солнышко и дождик)

II. Проверка домашнего задания.

Объясните понятие «природа».

— Что не относится к природе?

— Природа – это все, что нас окружает.

— Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.

— Природа бывает живая и неживая.

Взаимопроверка (приём «Карусель»)

1.Задание для пар

На листах записать предметы живой и неживой природы

После выполнения задания, взаимопроверка

2. Ребята, давайте с помощью теста проверим, как вы усвоили знания прошлого материала. Вам необходимо выбрать правильный ответ и обвести его кружком.

После выполнения мы с вами проверим.

1) Что такое природа?

А) всё, что сделано руками человека;

Б) всё, что нас окружает и существует независимо от человека;

В) всё, что нас окружает.

2) Какая бывает природа?

А) природа бывает живая и неживая;

Б) природа бывает только живая.

3) Что относится к неживой природе?

А) снегирь;

Б) стол;

В) снег.

4. Тела природы – это…

А) Солнце, Луна, облако, камни

Б) воздух, кислород, ртуть

В) водород, вода, ртуть

5.Подчеркни слова, относящиеся к веществам:

бутылка, стекло, гвоздь, железо, кожа, сапог, окно, вода, алюминий, провод.

( 5 б. – за каждое правильно указанное слово – 1 б. )

6. Соедини стрелками тела и вещества

машина вода

капли дождя шерсть

мяч бумага

стол железо

свитер дерево

книга резина

( 6 б. – за каждое правильно указанное слово – 1 б. )

Оценивание (14б-15 б- «5», 12б-13б- «4», 8 б-11б-«3»)

3. Предложения с предметами живой и неживой природы

Составить предложения, и описать живую и неживую природу в них

III. Актуализация знаний. Загадки о явлениях природы.

Живут сестра и брат:

Одну всякий видит, да не слышит, другого всякий слышит, да не видит. (Молния и гром.)

Растет она вниз головой,

Не летом растет, а зимой.

Но солнце ее припечет

— Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Раскаленная стрела

дуб свалила у села. (Молния.)

Говорю я брату:

— Ох, с неба сыплется горох!

— Вот чудак, — смеется брат,

— Твой горох ведь это … (град.)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем. (Роса.)

Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы поговорим о явлениях природы.

Как вы понимаете слово «явления»?

III. Постановка цели и задач урока.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Явлением природы называют, любое изменение в природе: ветер изменил направление, солнце взошло, идёт снег или дождь, сверкает молния, гремит гром и.т.д.

Все изменения в природе, связанные со сменой сезонов — времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.

Весна пробуждает природу, поливает землю обильными дождями, готовит растения, лес к летнему сезону роста. Наиболее характерные весенние явления погоды это снеготаяние, половодье, набухание почек, а также возможна первая гроза…

Лето дарит солнце, тепло и по большей части хорошую погоду. Летом погодные явления благоприятны, это солнце, облака, теплый ветерок, но бывает погода преподносит хмурные, а то и грозные настроения, ливень, гроза, по окончании которых возможно увидеть волшебное природное явление радугу.

Осенью солнечные деньки постепенно сменяют долгие и пасмурные дни с дождями и постепенным понижением температуры. Осенью природа одаривает такими явлениями, как дождь, туман, листопад, а ближе к зиме иней и первый снег.

Зимой весь растительный мир засыпает, а многие животные ложаться в зимнюю спячку. Наиболее частые явления природы зимой это ледостав, снег, метель, вьюга, а на окошках в особенно холодные зимние дни мороз рисует узоры..

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Давайте вместе послушаем, какой он.

Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

2.Использование ИКТ. Просмотр фильма о явлениях природы.

-Какие ещё природные явления могут происходить в живой и неживой природе, о которых не сказано в фильме?

V. Закрепление знаний и способов действий.

Записать результаты наблюдения в рабочую тетрадь

Составление кластера. (написать явление природы и прикрепить на доску)

VI, Подведение итогов.

По какой теме мы сегодня работали?

— Что такое явления?

VII. Рефлексия.

— Был ли полезным для вас урок?

Оценивание учащихся.

VIII. Информация о домашнем задании. Стр.40-42 читать, ответить на вопросы.

infourok.ru

Урок познания мира на тему «Явления природы» (3 класс)

Дата: 25.11.15г.

Урок: Познание мира

Класс: 3

Тема урока: Явления природы.

Цель урока – познакомить с понятиями «явления природы

Задачи урока:

Сформировать и углубить знания учащихся о неживой и живой природе.

Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умения наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы на основе рассуждений, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру, повышение познавательной

активности, учебной мотивации, учить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях, учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Тип урока: урок сообщения нового материала

Вид урока: стандартный

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Ход урока:

Орг. момент

Психологический настрой

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперед, за новыми знаниями!

Актуализация знаний.

-Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … (природа).

Дифференцированное задание

— На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, какая бывает природа?

1 задание.

Распределите по группам предметы живой и неживой природы

Живая природа

Неживая природа

Изделия

книга

солнце

ткань

дом

горы

машина

акула

вода

одежда

кровать

луна

цветок

камни

бабочка

дождь

кустарник

снег

дерево

лось

грач

2 задание.

Соотнеси тела с веществами, из которых они сделаны.

самолет стекло парта

лампочка дерево мяч

цветочный горшок металл книга

самовар резина воздушный шар

копилка глина тетрадь

шкаф бумага кирпич

замок окно

3 задание с учителем. «Верно — неверно»

( ставим «+» или « -« ).

1. Всё, что нас окружает – это “окружающий мир”

2. Человек создал небо, солнце, леса, горы, моря

3. Не относится к природе то, что сделано руками человека

4. Природа делится на живую и неживую

5. Рождение, питание, рост, размножение, умирание — это признаки живой природы

6. Река, облако и камень – живые объекты природы

7. Синица, дерево, пескарь – неживые объекты природы

8. Все тела состоят из веществ.

9. Осень, зима, весна и лето это времена года?

10. После осени придёт лето?

Самопроверка: +, -, +, +, +, -, -, +,+, —

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим. Для этого вам необходимо отгадать кроссворд с загадками.

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка,

Собака лает

а достать не может. (Месяц)

Вдоль небесных дорого рассыпался горох,

Грач полетел, склевать хотел

Как ни тянулся,

Ни с чем вернулся. (Звезды)

Белая вата плывет куда-то (Облако)

Гуляет в поле да не конь.

Летает на воле, да не птица. (Ветер)

Пухом землю замело

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки. (Снег)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

В выделенном столбике слово ЯВЛЕНИЯ

Какая наша тема? «Явления природы»

Какие задачи вы перед собой поставите? Что хотите узнать, чему научиться?

Работа по теме.

Как вы думаете, что такое явления природы? (ответы детей)

Проверьте свои предположения, прочитайте определение в учебнике на с. 64

Назовите явления природы. Какие изменения природы вы наблюдали?

Как вы считаете, смена времен года относится к явлениям природы.

Да, вы правы — это сезонные изменения.

Физминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

Работа в группах

Сейчас вы разделитесь на группы по временам года. (зима, весна, лето, осень)

Определите по картинке, какому времени года она соответствует. Молодцы.

Теперь в группах вам надо составить коллаж на тему времени года и написать признаки этого сезона. (время 5-7 минут).

Первая группа — осень

1. Листья меняют свою окраску.

2. Становится холоднее.

3. Увядают, желтеют растения.

Вторая группа — зима

1. Лежит снег.

2. Замерзла вода в реке, превратилась в лед.

3. Нет листвы на деревьях.

Третья группа — весна

1. Тает снег, появляются проталины.

2. На деревьях набухают почки, появляется первая зелень.

3. Небо ясное, солнечно.

Четвертая группа — лето

1. Стало тепло.

2. Цветут все растения, на деревьях зеленые листья.

3. Небо чистое, ясное.

Презентация детских работ.

Оцените справилась группа с заданием. («Большой палец»)

Рефлексия.

В парах составьте синквейн на тему «Явления природы»

Заслушать по одному синквейну с группы.

Оцените аплодисментами.

Домашнее задание.

с. 64-66, д.н. с. 32-33 найдите в интернете сведения о явлениях катастрофах (землетрясении, наводнении, селях, оползнях, песчанных бурях)

Итог урока

О чем вы сегодня узнали на уроке?

Что такое явления природы?

Какое ваше любимое время года?

Если на уроке было интересно и все понятно прикрепите солнце на коллаж, а если вы не поняли тему урока и вам было скучно, то на коллаж прикрепите тучку.

Все сегодня работали со старанием, показали свое трудолюбие. Я говорю вам сегодня МОЛОДЦЫ! В подарок раскраски о временах года.

1 задание.

Распределите по группам предметы живой и неживой природы

Живая природа

Неживая природа

Изделия

книга

солнце

ткань

дом

горы

машина

акула

вода

одежда

кровать

луна

цветок

камни

бабочка

дождь

кустарник

снег

дерево

лось

грач

2 задание.

Соотнеси тела с веществами, из которых они сделаны.

самолет стекло парта

лампочка дерево мяч

цветочный горшок металл книга

самовар резина воздушный шар

копилка глина тетрадь

шкаф бумага кирпич

замок окно

1 задание.

Распределите по группам предметы живой и неживой природы

Живая природа

Неживая природа

Изделия

Кустарник

Луна

Книга

Акула

Солнце

Машина

Цветок

Снег

Ткань

Дерево

Вода

Дом

Бабочка

Камни

Одежда

Лось

Горы

Кровать

Грач

Дождь

2 задание.

Соотнеси тела с веществами, из которых они сделаны.

самолет стекло парта

лампочка дерево мяч

цветочный горшок металл книга

самовар резина воздушный шар

копилка глина тетрадь

шкаф бумага кирпич

замок окно

3 задание с учителем. «Верно — неверно»

( ставим «+» или « -« ).

1. Всё, что нас окружает – это “окружающий мир”

2. Человек создал небо, солнце, леса, горы, моря

3. Не относится к природе то, что сделано руками человека

4. Природа делится на живую и неживую

5. Рождение, питание, рост, размножение, умирание — это признаки живой природы

6. Река, облако и камень – живые объекты природы

7. Синица, дерево, пескарь – неживые объекты природы

8. Все тела состоят из веществ.

9. Осень, зима, весна и лето это времена года?

10. После осени придёт лето?

3 задание с учителем. «Верно — неверно»

( ставим «+» или « -« ).

1. Всё, что нас окружает – это “окружающий мир”

2. Человек создал небо, солнце, леса, горы, моря

3. Не относится к природе то, что сделано руками человека

4. Природа делится на живую и неживую

5. Рождение, питание, рост, размножение, умирание — это признаки живой природы

6. Река, облако и камень – живые объекты природы

7. Синица, дерево, пескарь – неживые объекты природы

8. Все тела состоят из веществ.

9. Осень, зима, весна и лето это времена года?

10. После осени придёт лето?

3 задание с учителем. «Верно — неверно»

( ставим «+» или « -« ).

1. Всё, что нас окружает – это “окружающий мир”

2. Человек создал небо, солнце, леса, горы, моря

3. Не относится к природе то, что сделано руками человека

4. Природа делится на живую и неживую

5. Рождение, питание, рост, размножение, умирание — это признаки живой природы

6. Река, облако и камень – живые объекты природы

7. Синица, дерево, пескарь – неживые объекты природы

8. Все тела состоят из веществ.

9. Осень, зима, весна и лето это времена года?

10. После осени придёт лето?

+ — + + + — — + + —

ЯВЛЕНИЯ

ПРИРОДЫ

infourok.ru

Презентация — Явления природы

Слайд №2
Цели и задачи
Цель: Дать понятие «явления природы»
Задачи:
Расширять кругозор детей о природных явлениях.
Развивать внимание, мышление, речь.
Воспитывать познавательный интерес к изменениям в природе.
Слайд №3
В природе постоянно происходят изменения, которые называют явлениями природы или природными явлениями.
Слайд №4
Вот и наступило утро. Начинается новый день, из-за горы поднимается солнышко. Кажется, что солнце совсем близко, так, что можно задеть его рукой. Но солнце очень далеко. Оно огромное, во много раз больше Земли. Как ты думаешь, для чего нужно солнце? Солнце греет не только твой двор, но и весь город, и поля за городом, и всю округу за сотни километров.
Слайд №5
Восход солнца – одно из самых
прекрасных природных явлений
Слайд №6
Без воздуха нельзя прожить даже пяти минут. Он нужен для дыхания людям, животным и растениям. Воздух не имеет цвета, вкуса и запаха. Он невидим и незаметен,
Чем больше на земле лесов и садов, тем чище воздух и легче дышать человеку. В лесу, в поле дышится легче, чем в городе. В городах воздух может быть загрязнён фабриками, заводами, транспортом.
Слайд №7
Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Облака бывают разными.
Кучевые обозначают хорошую погоду, слоистые часто приносят мелкий моросящий дождик, перистые — признак ветреной погоды, тучи сулят грозу.
Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми, они падают на землю в виде дождя.
Слайд №8
Когда погода плохая, внутри облака накапливается электричество. Молния — это гигантская электрическая искра. Молния нагревает окружающий воздух. Горячий воздух сталкивается с более холодным, и раздаётся гром.
Слайд №9
Молния очень опасна. Она часто попадает в высокие одиноко стоящие предметы, может разнести дерево в щепки и устроить пожар.
Слайд №10
Гроза – прекрасное, но в то же время пугающее природное явление.
Слайд №11
Облака плывут над землёй до той поры, пока тяжёлые капли не в силах больше удерживаться в облаке, не прольются на землю дождём.
Когда капли мелкие, говорят, что идёт моросящий дождик, когда капли крупные — проливной. Бывает, что летом в течение многих дней стоит жаркая, сухая погода. Тогда может начаться засуха, поэтому дождю рады все: и животные, и природа, и люди.
Слайд №12
Дождь – это на просто вода, а самое настоящее чудо, созданное самой природой!
Слайд №13
Слайд №14
Когда идёт дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга.
Радуга видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов, они располагаются всегда в одном и том же порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Слайд №15
Слайд №16
Иногда в тёплую безветренную погоду можно наблюдать облако, низко спустившееся к земле, — это туман.
Постепенно туман заволакивает и скрывает всё вокруг. Но с появлением солнца и лёгкого ветерка туман исчезает. Как же появляется туман?
Слайд №17
Тёплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар превращается в маленькие капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в воздухе.
Слайд №18
Роса — это мелкие капельки воды, которые видны утром на траве, листьях, цветах.
Слайд №19
Больше всего росы выпадает в низинах возле рек и прудов. Роса очень нужна растениям, не меньше, чем дождь. Капельки росы пьют с травы птицы и насекомые.
Слайд №20
Иногда в тёплое время года вместо дождя может идти град. Это замёрзшие капли дождя, которые в облаках обрастают льдом. Когда градины становятся слишком тяжёлыми, то они падают на землю. Откуда же берутся эти льдинки в тёплую погоду?
Земля нагревается, и тёплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх. Высоко над землёй всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно всегда идёт с дождём: одни льдинки успевают растаять, другие, самые крупные, падают на землю.
Слайд №21
В холодное время года вместо дождя идёт снег. Снежинки образуются так же, как и дождевые капли. На большой высоте пар начинает замерзать и превращаться в крохотные ледяные кристаллики.
Слайд №22
Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звёздочки — снежинки. Миллионы снежинок образуют снеговую тучу. Снежинки-звёздочки медленно опускаются на землю в виде снега.
Слайд №23
С наступлением первых морозов лужи покрываются тонкой корочкой льда. Зимой льдом покрываются реки, пруды и озёра. Как же происходит превращение воды в лёд? Вода начинает замерзать тогда, когда температура воздуха становится ниже ноля градусов.
Слайд №24
Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но земля нагревается неравномерно, всегда где-то теплее, где-то холоднее. Когда воздух от земли нагревается, он начинает подниматься вверх, а холодный воздух — опускаться вниз. Такое передвижение воздуха создаёт ветер.
Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем.
Много разных ветров — сильных и слабых — носится над нашей планетой, и у каждого своё имя. Опасные и сильные ветры называются ураган, тайфун, смерч.
Слайд №25
Очень сильный ветер называется ураган. Чаще всего ураганы встречаются в конце лета. Бешеные порывы ветра могут сбрасывать поезда с рельсов, поднимать, как пушинки, в воздух тяжёлые автомобили.
Искусственные спутники Земли, которые наблюдают за погодой на нашей планете, заранее предупреждают метеоро­логов об ураганах.
Слайд №26
Многие природные явления связаны со сменой сезонов (времен года)
Слайд №27
Перелет птиц связан с изменением погодных условий.
Слайд №28
Листопад связан с тем, что листьям не хватает света, ведь осенью день становится намного короче.
Слайд №29
ЛИСТОПАД
Слайд №30
А вот прорастание семян
связано не только
с увеличением светового дня,
но и с потеплением.
Слайд №31
Когда наступает весна, на крышах домов можно увидеть сосульки.
Тает снег, капает вода, но не всегда бывает одинаково тепло. Когда становится холоднее, капли воды замерзают, и сосулька начинает расти вниз, становясь всё больше и больше.
Слайд №32
Проверь себя
Что такое природные явления?
С чем часто связаны явления природы?
Какие явления природы мы можем наблюдать осенью?
Слайд №33
Природа и её явления
ЗАГАДКИ
Слайд №34
Слайд №35
Слайд №36
Слайд №37
Слайд №38
Слайд №39
Слайд №40
Слайд №41
Слайд №42
Слайд №43
Слайд №44
Слайд №45
Слайд №46
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Адреса фотографий в интернете: http://www.skypics.ru;
http://www.vokrugsveta.ru/photo/image;
http://www.j4u.ru/2006/11/27/rainbow.html;
http://www.espot.ru/nature/earth/show/1591/ ;
http://daler.ru/open/nature/bog/8969_5.html;
http://www.ostashkov.ru/foto/view/4820.htm;
http://bloggreenwood.com/kartinki/armstrongnalune.jpg;
http://www.topdesktop.ru/iii/jb1p.jpg;
http://www.vokrugsveta.ru/photo/image/3076/ др.
Инна Светлова «Повышаем интеллект и эрудицию» — М.; издательство ЭКСМО-Пресс, 2001
Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма» — М.; ВАКО,2007

volna.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *