Шивананда йога. Особенности стиля и основные упражнения
Шивананда-йога – это одно из современных направлений йоги. Название происходит от имени индийского гуру Свами Шивананды, который родился в Индии в 1887 году. По профессии Шивананда был хирургом, но однажды он вылечил одного монаха, который начал обучать его йоге, с тех пор начался его путь саморазвития. Шивананда переехал в Ришикеш, нашёл своего гуру, на протяжении долгих лет самосовершенствовался, обрёл своих учеников, написал много книг по йоге и распространил этот стиль йоги на Западе в конце 1950-х годов, отослав туда своего ученика Свами Вишнудевананду.
Шивананда-йога направлена на развитие духовности и близка по своей сути к стилю йоги Патанджали – автора одного из основных текстов по йоге – «Йога сутр».
Шивананда-йога – это комплексный подход к саморазвитию и самопознанию. Самое главное отличие этого стиля йоги от всех остальных в том, что вся практика происходит только в расслабленном состоянии и, занимаясь Шивананда-йогой, практики учатся прежде всего расслабляться и только потом переходят к асанам.
Шивананда йога – путь к спокойствию и осознанности
Человек обретает физическое и ментальное спокойствие, практикуя Шивананда-йогу. Данный вид йоги позволяет развить силу воли, оставаться спокойным в сложные моменты жизни, помогает обрести ясность и осознанность в повседневной жизни. Каждая практика начинается и заканчивается пением мантр. Как известно, пение мантр – это очень мощная техника изменения энергии. После пения мантр начинается сама практика, которая включает в себя концентрацию, упражнения на дыхание и на расслабление. Далее идёт выполнение асан, причём каждая асана отстраивается согласно физиологии каждому человеку в отдельности с учётом всех анатомических особенностей. Кто-то выполняет простые асаны, кто-то – посложнее. Всего практикуется 12 асан, которые могут быть дополнены на усмотрение преподавателя. Используются различные варианты асан, в зависимости от группы практикующих. Этот стиль йоги, как и большинство других стилей, рассчитан на любого человека любого возраста.
Основные пять принципов Шивананда йоги
- Общеизвестно, что данный стиль йоги базируется на основных пяти принципах:
- Правильное дыхание, или пранаяма. Овладев своим дыханием, мы овладеваем своим сознанием.
- Правильные упражнения, или асаны. Выполняя асаны, мы раскрепощаем своё тело, делаем его гибким и здоровым.
- Правильное питание. Исключив все вредные продукты, мы очищаем своё тело, становимся здоровыми, осознанными и энергичными.
- Позитивное мышление, или веданта и медитация, или дхьяна. Медитируя, мы успокаиваем свой ум и смотрим на мир трезво и осознанно. Практикуя позитивное мышление, мы излучаем счастье и делимся им с окружающим миром.
- Правильное расслабление, или шавасана. Практикуя технику расслабления, мы обретаем душевный покой.
Структура класса Шивананда-йоги
- Внутренняя настройка на практику, практика расслабления.
- Выполнение пранаям (капалабхати, анулома-вилома).
- Комплекс для разогрева «Сурья намаскар».
- Последовательность из 12 асан: ширшасана (стойка на голове), сарвангасана («берёзка»), халасана (поза плуга), матсиасана (поза рыбы), пашчимоттанасана (наклон сидя с прямыми ногами), бхуджангасана (поза кобры), шалабхасана (поза саранчи), дханурасана (поза лука), ардха матсиендрасана (половинное скручивание позвоночника), кагасана (поза ворона) или маюрасана (поза павлина), падахастасана (наклон, кисти под стопами) и триконасана (поза треугольника).
Как видно из описания Шивананда-йоги, данный стиль подходит абсолютно всем людям, не требует специальной подготовки или специальных средств. Можно сказать, что Шивананда-йога – это мягкий стиль йоги, с силовой точки зрения, так как все направлено, прежде всего, на расслабление и успокоение ума, и это верно, так как, приобретая спокойствие ума, мы по-другому смотрим на реальность. Хорошей практики! ОМ!
Раскрытие области таза
Для многих начинающих практиков очень остро стоит вопрос, как эффективно и безопасно раскрыть область тазобедренных суставов. При этом мотивация у людей может отличаться. Часто потребность в увеличении подвижности тазобедренных суставов возникает вследствие невозможности выполнить более сложные асаны. Также не секрет, что работая с областью тазобедренных суставов, можно значительно улучшить здоровье органов малого таза, что в сегодняшней ситуации очень актуально для людей, имеющих «сидячую» работу. И ещё одной причиной повышенного внимания к ротации тазобедренных суставов является то обстоятельство, что одной из лучших поз для дыхательных и медитативных практик является поза лотоса, или падмасана.
Тазобедренные суставы – одни из самых подвижных в нашем теле. Они могут двигаться и вращаться во всех плоскостях — фронтальной (сгибание и разгибание нижней конечности), саггитальной (отведение и приведение ноги (или ног) в сторону) и вертикальной (вращение внутрь и наружу). Во многих асанах мы задействуем тазобедренные суставы сразу в двух направлениях (например, разворачивая и отводя назад).
Условно можно выделить следующие цели в практике работы с тазобедренными суставами:
- Для освоения падмасаны – медитативной позы, лучше всего подходящей для практики большинства пранаям. Все базовые асаны йоги направлены на то, чтобы позволить нам длительное время сидеть с прямой спиной и концентрироваться на практике. Если нам больно и некомфортно, то медитировать или концентрироваться на дыхании будет сложно.
- Для укрепления нашего физического здоровья, поскольку от работы тазобедренных суставов зависит состояние позвоночника и функционирование органов малого таза.
- Для того чтобы суставы могли выдерживать ту нагрузку, которая приходится на них в течение дня.
В процессе выполнения любых подготовительных упражнений следует соблюдать технику безопасности.
Часто при освоении падмасаны, баддха конасаны и некоторых других, направленных на раскрытие тазобедренных суставов, происходит травма коленных суставов. Как причину можно указать повышенное желание выполнить асану, проявления чрезмерного усилия при освоении, незнание правильной техники выполнения, невнимательность к тому, что происходит с телом во время практики.
Основная и самая распространённая ошибка – это задействовать вместо бедра колено. Так обычно делают новички, осваивая позу лотоса. Тазобедренные суставы ещё не раскрыты, и движение происходит в коленном суставе. Последствия могут быть печальными – вплоть до травмы мениска. Так что не спешите с падмасаной, делайте подготовительные упражнения на раскрытие таза. Работая с тазобедренными суставами важно помнить, что упражнения должны включать в себя действия на «раскрытие» и на укрепление мышц тазобедренных суставов.
В «Хатха Йоге Прадипике» указано, что падмасана и баддха конасана, а также сиддхасана – главнейшие асаны из всех, данных Шивой. Эффект от их выполнения невозможно переоценить. Общим для падмасаны и баддха конасаны является то, что они развивают и укрепляют коленные и тазобедренные суставы, а также все органы, находящиеся в нижней части брюшной области и внутри таза. Являются эффективным средством повышения жизненного тонуса всего тела, их можно использовать для того, чтобы научиться чувствовать движение энергии в тонком теле и соответствующие ощущения в теле физическом.
Ниже описаны наиболее эффективные, на наш взгляд, упражнения, подготавливающие к падмасане и баддха конасане, способствующие раскрытию области таза.
Предварительно выполните любой разминочный комплекс, который вы освоили. Далее последовательно работаем с областью таза:
1. Разрабатываем стопы и голеностопные суставы. Исходная позиция – сидя на ягодицах на коврике, ноги вытянуть, расстояние между стопами около 0,6 м. Хорошо тянем носочки на себя, затем от себя, около 10 повторений. Затем переходим к вращению по кругу вправо, продолжая вытягивать стопы. Выполнив 5 кругов, меняем направление движения; выполняем круги, двигая стопы навстречу друг другу и в обратном направлении.
2. Разминаем колени. Исходная позиция: сидим на коврике на ягодицах, левую ногу отставляем чуть влево, правую стопу кладём на левое бедро. Придерживая стопу рукой, опускаем колено как можно ближе к коврику на выдохе и прижимаем его к плечу на вдохе. Выполняем так около 20 повторений. Затем переносим стопу на левое колено и продолжаем движения ещё столько же раз. Выполняем все то же самое с другой ногой.
3. Исходное положение – стоя на стопах, носочки развёрнуты на 45 градусов во внешнюю сторону, ноги на расстоянии около 1 метра друг от друга. Сгибая правую ногу в колене, присаживаемся на правую стопу, правую пятку стараемся не отрывать от коврика; левую ногу вытягиваем, опускаем таз максимально близко к полу, носок тянем на себя. Из этого положения выполняем перекат на левую стопу, стараясь проносить таз как можно ниже. Выполняем серию перекатов, в зависимости от степени подготовки, от 10 до 20 раз. Затем продолжаем работать в перекатах, но теперь тянем носочек вытянутой ноги от себя. Повторяем такое же количество раз.
4. Джану ширшасана. Сядьте на пол, вытянув ноги, согните правую ногу в колене и отведите колено в сторону. Положите пятку правой ноги к внутренней поверхности левого бедра рядом с пахом. Левая нога вытянута вперёд, носочек тянем на себя. Разверните торс так, чтобы оказаться лицом к вытянутой вперёд левой ноге. На вдохе через стороны потянитесь руками вверх, с выдохом потянитесь корпусом за руками вперёд вдоль левой ноги. На протяжении 11 дыхательных циклов вытягивайтесь от копчика за руками вперёд и вниз, сохраняя позвоночник в вытянутом состоянии. Левая нога все это время плотно прижата к коврику. Если вам позволяет тело, захватите стопу руками и продолжайте вытяжение ещё 11 дыхательных циклов, если это ещё сложно – заканчивайте практику и на вдохе приподнимайтесь за руками вверх; на выдохе опустите руки через стороны вниз. Затем выполните в другую сторону.
5. Поза с вытягиванием тела по трём точкам. Сядьте на пол, вытянув ноги. Согните правую ногу в колене и положите голень сбоку от правого бедра, ступня правой ноги направлена назад. Ягодицы должны быть плотно прижаты к коврику. Если этого не происходит, положите свёрнутый плед под приподнимающуюся ягодицу. Вытянитесь руками вверх на вдохе и потянитесь на выдохе к вытянутой вперёд левой ноге. Вытянутая нога плотно прижата к коврику, носочек тянем на себя. Вытягивайтесь от копчика за руками вперёд и вниз в течение 11 дыхательных циклов, затем захватите левую стопу руками и продолжайте вытяжение ещё 11 циклов, если ваше тело это позволяет. В противном случае закончите практику, вытянувшись за руками вверх на вдохе и опустив их через стороны на выдохе. Повторите в другую сторону.
6. «Игольное ушко», лёжа на спине. Согните левую ногу и поставьте стопу на коврик рядом с левой ягодицей. Правую стопу постарайтесь разместить на левом бедре как можно ближе к животу. Обхватите руками левое колено и аккуратно потяните его на себя, стараясь выложить его на левое плечо. Следите, чтобы поясница при этом оставалась на коврике, и не отрывайте вверх таз от коврика таз. Будьте в позиции на протяжении 11 дыхательных циклов, затем переместите правую стопу на середину левого бедра и продолжайте стремиться левым коленом к левому плечу. Продышите ещё 11 циклов и после переместите стопу на крайнюю верхнюю точку на левом колене, очень аккуратно продолжайте притягивать руками колено к плечу. Затем опустите левую стопу на коврик рядом с ягодицей, аккуратно освободите правую ногу и вытяните обе ноги на коврике. Выполните вытяжение: руки за головой в замке, замок вывернуть ладонями наружу, тело выровнено относительно позвоночника, стопы вместе, носочки тянем на себя. На вдохе максимально растянуть себя, с выдохом расслабьтесь. Выполните три таких дыхательных цикла. Затем повторите упражнение с другой ногой.
7. Исходное положение – сидя на ягодицах, спина прямая, колени в стороны, стопы соприкасаются друг с другом, расстояние между стопами и пахом равно вытянутой руке. Вы начинаете одновременно давить пятками в коврик и притягивать их к себе. Это движение позволит раскрываться тазобедренным суставами глубже, важно, чтобы оно шло именно от движения в ногах, а не от раскачивания тазом. Затем вы сокращает расстояние между пятками и пахом наполовину и продолжаете движение. В итоге вы выкладывает стопы максимально близко к паху, в соответствии со своими возможностями. Теперь постарайтесь раскрыть стопы, а именно потянитесь большими пальцами вниз, а пятками вверх.
Через 5-7 дыхательных циклов расслабьте стопы и начинайте работать с коленями и тазобедренными суставами. Ваша задача – совместить дыхание с движением. Постарайтесь на выдохе тянуть колени и тазобедренные суставы вниз, а на вдохе полностью их расслабляйте. Если вам позволяет тело, находитесь на этом этапе около 7-10 минут. Затем пробуйте пойти глубже, чуть потянитесь торсом по центру вперёд и вниз, продолжайте при этом работать с суставами и совмещать движение с дыханием. Если вы сможете лечь грудью на коврик, опустить на коврик колени, это будет очень хорошо. Когда вы почувствуете необходимость закончить эту практику, приподнимитесь в исходное положение и аккуратно освободите ноги, дайте им отдохнуть.
8. Раскрытие тазобедренных суставов из позиции стоя. Расставьте ноги чуть шире таза, стопы параллельны друг другу, и наклонитесь корпусом вниз, руки опустите на коврик впереди себя. Тяните на вдохе копчик вовнутрь, к промежности, а на выдохе тяните копчик вверх. Это движение также даёт увеличение ротации в тазобедренных суставах, раскрывает и раскрепощает область таза, готовит тело к падмасане. Выполните такие движения на протяжении 10 дыхательных циклов, затем, если вам позволяет тело, поставьте ноги шире и повторите. Продолжайте увеличивать расстояние между стопами до тех пор, пока вы можете качественно работать с тазом описанным выше способом. Дойдя до крайней позиции, аккуратно поступательными движениями приблизьте стопы друг к другу и закончите эту практику.
Выполняя описанные упражнения через день, вы постепенно будете совершенствоваться в практике. Работайте осознанно и не спеша. В последующем вы сможете приступить к более сложным вариантам.
Помните о технике безопасности, о принципе ненасилия к своему телу и в то же время старайтесь мягко и постепенно выходить в упражнениях за зону своего комфорта.
В процессе работы на раскрытие органов таза важно помнить о существовании энергии апана-вайю и её влиянии на этот процесс. Для того чтобы на самом деле глубоко, качественно и эффективно работать в этом направлении, необходимо соблюдать принципы ямы и ниямы, это откроет возможность духовного развития в практике йоги. Желаем вам заниматься во благо!
Снятие напряжения
–Уже год собираюсь на йогу пойти, но все времени нет, – сетует моя знакомая, 35-летняя предпринимательница, и продолжает, оправдываясь. – Я пребываю в непрерывном цейтноте. С работы возвращаюсь никакая, а там «вторая смена» – семья…
– Приходи в выходные, – подсказываю я.
– А расслабляться когда, – возмущается она, – отдыхать-то надо!? К друзьям поедем или на природу на барбекю.
(Кстати, первое значение слова барбекю в «Википедии» – это решётка в племени индейцев Таино, на которой пытали пленников, медленно поджаривая их на костре. Но это я отвлеклась…)
Это стандартная ситуация для жителей мегаполиса. Как на выходных забыть о работе, куда податься, чтобы избавиться от назойливых мыслей и хронического напряжения? Как скрыться от бешеного городского ритма?
Как правило, под снятием напряжения понимается набор типичных мероприятий: друзья, вечеринки, рестораны, шашлыки… Опять активное общение, переедание, горячительные напитки, эмоции, зачастую неположительные. Вместо полноценного отдыха, так сказать, перезагрузки, мы получаем просто смену обстановки. Немного отвлеклись, не более.
Моя знакомая заработалась до того, что и поход в йога-класс считает чем-то вроде деятельности или моды, которой она для поддержания собственного статуса должна следовать. Между тем на практике йоги она могла бы куда эффективнее прийти в себя, избавиться от чувства «должна», отдохнуть от суеты и вновь ощутить, что живёт полной жизнью.
Давайте посмотрим, что в йоге понимается под «снятием напряжения». Вы приходите в зал на пустой желудок (но не голодный), странно дышите, принимаете какие-то позы, произносите странные звуки, повторяя за инструктором… В общем, половину занятия в голове много вопросов, невозможно ни о чём думать, кроме «нелепых» упражнений, вдобавок ничего не понятно, но постепенно напряжение уходит…
Его заменяет чувство удовлетворения от получившейся асаны, интерес к тому, что делаешь на коврике, постепенно меняется и настроение. В завершение всех манипуляций с телом, дыханием и вниманием вас будто где-то внутри отпускает, вы глубже можете вдохнуть и ярко почувствовать в себе тишину. Она там есть, да и никуда не девалась. Но вам кажется, что именно сейчас время как будто специально для вас вдруг замедлило свой неустанный бег. И так стало хорошо вокруг!
Это приятное состояние и ощущение, что все хорошо, будет приходить снова и снова, от занятия к занятию становясь все ярче и ярче. А самые любознательные из вас, наконец, зададут вопрос: «Что происходит? Ведь это несложные позы, я могу выполнять их дома, а быть может, уже и пытался выполнить некоторые, почитав описание в интернете, но не получил такого вау-эффекта».
В йоге множество техник, которые приведут нас к долгожданному расслаблению. На начальном этапе занимающемуся достаточно научиться технически верно выполнять несколько каких-то полюбившихся асан. Например, после бодрящих 12 упражнений Сурьи ненадолго замереть в позе ребёнка (баласана) или, сделав позу треугольника (триконасана), какое-то время побыть «тряпичной куклой».
В позе плуга (халасана) мы можем почувствовать, как в наших головах, хотя бы на 30 секунд, воцаряется приятное безмыслие. И уж совсем «хорошеет», когда на 5-10 минут получается принять позу трупа (шавасана), после которой события дня уже не оказывают такого сильного давления на психику. Давно подмечено, что и рабочий день у тех, кто таким образом действует, складывается по-другому: спокойнее, понятнее, радостнее и как-то лучше по всем показателям.
Теперь о том, как такое ненапряженное состояние достигается. Йогические позы дают благотворный физиологический, психотерапевтический и энергетический эффекты. Самая что ни на есть разносторонняя терапия, столь необходимая человеку в наше время. Напряжение, которое мы приобретаем за день, можно условно разделить на физическое (что-то болит), ментальное (пока неразрешимый вопрос/задача в голове), эмоциональное (беспокоящее или негативное чувство, нередко неосознаваемое).
Йога со всеми этими аспектами работает. На этапе активной разминки (Сукшма-Вьяяма) мы готовим тело к принятию статических поз. Растягиваются и приходят в тонус ослабленные мышцы, сухожилия, суставы – активно работает тело, зато отдыхает ум. Чтобы удержать ум в состоянии «недумания», мы меняем «микроклимат» в голове, особым образом дыша в позе (полное йоговское дыхание). Пока мы не размышляем, ум входит в ресурсное состояние; после, возвратившись к повседневным задачам, мы способны увидеть их как бы со стороны и куда легче находим варианты решения.
Пребывая в статической позе, стараемся думать не о предстоящих делах, а концентрироваться на испытываемом дискомфорте и о том, как снять напряжение в этой части тела. Одолевая ту или иную асану, мы изгоняем из тела деструктивные мысли и эмоции, и даже возможные физические недомогания. Приобретаем трезвый и свежий взгляд на события и явления, что даёт возможность легче приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни.
В заключение хочу напомнить ни то анекдот, ни то байку:
– Курите?
– Не курю.
– Пьёте?
– Нет.
– А как вы расслабляетесь?
– А я и не напрягаюсь.
Желаю вам не напрягаться, идя по жизни. В этом вам поможет йога.
Рекомендованная практика
Мы привыкли постоянно находиться в действии, и нам нелегко выйти из этой роли. Можно не изменять своей привычке, а поставить её себе на службу. К выполнению дома предлагается крийя-йога: динамический комплекс для отдохновения и обновления тела, ума и эмоций.
На фото показана поза и траектория повторяющегося движения. Начать можно с выполнения 7 подходов, постепенно увеличивая их количество (7 – 9 – 11 – 13…). Оптимальным считается выполнить каждую крийю 21 раз. Последовательность не меняйте. После каждого круга крий несколько минут шавасаны. Хорошей практики!
asanaonline.ru
Что такое Шивананда-йога?
«Отправляйся на Запад, люди ждут» – с этими словами врач, йог, философ, духовный учитель Адвайта-Веданты Свами Шивананда в 1957 году отправил своего ученика Свами Виншнудевананду в Америку и Европу.
В традиции классической йоги знания передаются прямым путем от ученика к учителю (гурупарампара). Когда Свами Вишнудевананда приехал сначала в США и Канаду, а потом в Европу, для передачи знания о йоге людям Запада, он разработал программу подготовки йога-учителей (ТТС) и основал несколько десятков центров и ашрамов по всему миру. Сейчас в мире насчитывается несколько десятков Шивананда Йога Веданта ашрамов и центров, а людей, закончивших Курсы учителей уже более 20 тысяч человек.
В какой бы официальный или аффилированный центр вы не приехали, вы всегда встретите одни и те же пять принципов, на которых строится система классической йоги: правильные упражнения (асаны), правильное дыхание (пранаяма), правильное расслабление (шавасана), правильное питание (вегетарианство), позитивное мышление и медитация. Практикуя регулярно эти пять принципов, человек может достичь значительных успехов в своей практике.
Иногда асаны (правильные упражнения) воспринимаются только как физические упражнения. Но в системе йоги в традиции Свами Шивананды порядок асан выстроен с учетом их влияния не только на наше тело, но и на ум и энергии. Начинается класс с Приветствия Солнцу (Сурья Намаскар) – заряжает солнечное сплетение энергией и готовит мышцы и связки к выполнению других йогических упражнений. Асаны же выстроены в определенной последовательности, основанной на очередности чакр (начиная с верхней чакры – сахасрары (стойки на голове), переходя постепенно к самой нижней чакре – муладхаре. Зачастую нижняя чакра у человека и так активна, а верхние требуют «включения». Поэтому класс ассан начинается с практики стойки на голове, а заканчивается позами стоя.
Большое внимание в классе уделяется пранаяме (правильному дыханию), которая помогает выработать привычку правильного дыхания, успокаивает нервную систему, учит контролировать ум, очищает энергетические каналы (нади). Именно контроль над дыханием даёт контроль над умом и жизненной силой.
Правильное расслабление – шавасана, это третий по порядку, но не по важности принцип Шивананда йоги. Когда ум и тело постоянно перегружены их эффективность снижается. Полное расслабление дает перезагрузку всему организму, и чтобы практика прошла максимально эффективно, урок асан в Шивананда классе начинается с релаксации. Практикующие отдыхают каждый раз между асанами. Удержание позы даёт приток новой энергии и высвобождает энергетические блоки. Вытянутое и расслабленное положение тела на полу после асаны позволяет энергии распределиться равномерно по всему телу, и польза от асаны становится максимальной.
Вам знакомо это чувство, когда бодро сделали приветствие солнцу и несколько асан, а дальше уже приходится преодолевать себя из-за усталости. В такие моменты, когда выполняется что-то через борьбу с собой часто и возникают травмы, а энергетическая и ментальная польза от асан снижается. В Шивананда классе каждая асана выполняется с новыми силами, а после практики есть ощущение легкости и уверенности.
Частью занятия также являются мантры в начале (Гаджананам) и в конце (Траямбакам). Они помогают создать правильную атмосферу в классе, повысить уровень вибраций, сделать практику более сконцентрированной и осознанной. Правильное питание – неотъемлимая часть йога-практики. В традиции Свами Шивананды рекомендуется соблюдать вегетарианскую диету с употреблением молочных продуктов. Исключаются продукты, будоражащие ум и мешающие медитации, такие как чай и кофе (все содержащее кофеин), чеснок и лук. Как тамасичные продукты, питающие тело ленью и энергией увядания исключаются грибы и плесневелые (например, сыр дор блю) или старые продукты (рекомендуется съедать еду сразу после её приготовления, а не есть один суп несколько дней).
Самый сложный для объяснения ученикам принцип Шивананда йоги – это позитивное мышление и медитация. Мы сами выбираем свои мысли и провоцируем настроение также, как выбираем одежду, которую носим. Если не концентрироваться на негативной мыли – она не прорастет как дерево цепью ассоциаций и воспоминаний и просто растворяется. На позитивных же мыслях стоит концентрироваться. Помогает не впадать в злобу или другие крайние эмоции постоянное повторение (про себя) мантры, которая связывает вас с вселенским светлым потоком и постоянно напоминает о высшей цели. Когда помнишь о великом Брахмане, например, опоздание друга на пять минут, или испорченная в химчистке любимая кофточка кажутся пустяками.
Классическая йога в традиции Свами Шивананды – это путь к физическому и ментальному благополучию.
Юлия Орлова, преподаватель студии Шивананда-йоги «Ямуна», журналист.
Фото: ariellerabier/instagram.comФото: Array
yogajournal.ru
Шивананда йога :: Стили и направления йоги :: Энциклопедия йоги: советы начинающим :: Портал о йоге Хануман.ру
Шивананда йога — методика преподавания хатха-йоги, разработанная знаменитым индийским йога-практиком, врачом и духовным учителем Свами Шиванандой (1887-1963).
В его школе делается акцент на интеграции всех видов йоги (т.е. основных способов духовного развития) — тренировка тела, изучение Писаний, бескорыстный труд, поклонение Божеству. На Западе занятия Шивананда йогой стали популярными благодаря ученику Мастера Свами Вишнудевананде.
Особенности метода
Шивананда йога основана на пяти основных принципах:
- правильная тренировка тела (выполнение упражнений)
- правильное дыхание (пранаяма)
- правильное расслабление (шавасана)
- правильное питание (вегетарианство)
- правильное понимание (изучение священных писаний и медитации)
Занятия традиционно начинаются c комплекса Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу).
Статическая практика асан на занятиях Шивананда йогой обычно включает 12 «избранных» поз: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матьсиендрасана, Какасана (Бакасана) Падахастасана, Триконасана. В процессе освоения они дополняются более сложными вариантами.
Занятия также включают пение мантр, пранаяму и медитацию.
Школа Шивананда йоги не приветствует строгого аскетизма. Сам Мастер подчеркивал, что нужно заботиться о теле, как о вместилище духа, а не разрушать его жестокой аскезой.
Эффект
Свами Шивананда был врачом и разрабатывал свою систему упражнений, учитывая их глубокий терапевтический эффект. Регулярные занятия помогут практикующим укрепить и сделать более гибким позвоночник, улучшить работу кровеносной, дыхательной, эндокринной систем организма, продлить молодость и сохранить здоровье.
Кому подойдет
Занятия доступны и новичкам и «продвинутым» (для них просто усложняются позы). Особенно подходит эта методика тем, кто предпочитает совмещать физическую нагрузку с духовной практикой.
Кому не подойдет
Тем, кого интересует «грамотно построенная» физическая нагрузка, но не привлекает индийская философия и теология, либо наоборот — тем, кто выбирает для себя путь знания, изучения Священных писаний и медитации без какого бы то ни было насилия над собственным телом.
Рекомендуемая литература
- «Асаны йоги» Свами Шивананда
- «Наука пранаямы» Свами Шивананда
- «Йога-терапия» СвамиШивананда
- «Как достичь вайрагьи» Свами Шивананда
- «Полное иллюстрированное руководство по йоге» Свами Вишнудевананда
- Комментарии к «Хатха-йога-прадипике» Свами Вишнудевананда
Ссылки
Международный портал Шивананда-Йога-Веданта-центров
hanuman.ru
Шивананда йога — школа йоги традиции свами Шиванада, йога терапия и здоровье
Шивананда йога – это пять «правильных» принципов, 12 самых важных асан, мантры, пранаямы, медитации, служение миру, изучение священных писаний, духовное и физическое благополучие, собранность ума и никакого аскетизма.
«Служи, люби, дари, очищайся, медитируй, реализуйся!»
Свами Шивананда
На сегодняшний день школа Свами Шивананды является одним из немногих стилей, обучающих духовной практике, наиболее приближенной к йоге Патанджали. Данное направление отличается универсальностью и целостным подходом.
Это путь к физическому и ментальному благополучию. Шивананда йога учит согласованности и единству тела, души и ума, она предлагает эффективные и простые «инструменты» для укрепления организма, гармонизации сознания, помогает избавиться от внутренних проблем и придает душевные силы, так необходимые человеку в современном мире.
Школа делает акцент на бескорыстное служение, изучение Писаний, поклонение Богу и сущностное единство всех религий, поэтому она подойдет ученикам, вставшим на путь духовного развития.
Шивананда йога проста и доступна даже непосвященному человеку. Практика не требует каких-то специальных вспомогательных средств или особой физической подготовки. Однако людям, не желающим обременять себя телесной нагрузкой, следует обратить внимание на Мантра йогу, поскольку Шивананда йога их все же предполагает.
История направления
Данный стиль разработан одним из известнейших индийских философов йоги, Свами Шиванандой, окончившим в молодости медицинскую школу в Панджоре и получившим степень бакалавра.

Свами Шивананда
С 1913 по 1922 год он работает врачом в Малайзии, проповедуя учения йоги и Аюрведы. По рассказам очевидцев, гуру обладал особым даром целительства и удивительно добрым характером.
Через два года в Ририкеше он обретает своего учителя – Свами Шри Вишвананда Сарасвати и получает посвящение в санньясу. Вскоре Шивананда раздает всё свое имущество и становится отшельником на целых десять лет, странствуя по Южной Индии и обитая в пещерах.

Свами Шри Вишвананда Сарасвати
В 1936 году гуру создает «Общество божественной жизни», в начале сороковых годов открывает «Лесную академию йоги и Веданты», а несколько позже – несколько больниц, глазную клинику, «Всемирную Федерацию религий» и «Всемирную федерацию садху».
Свами Шивананда написал больше ста книг и «воспитал» сотни учеников. В своих трудах он передавал простым людям идеи, ранее бывшие достоянием лишь ученых брахманов.
Учение мастера, проникнутое бесконечной любовью и служением всем Божьим созданиям, основано на базовых принципах всех религий, которые он соединил в единый путь – путь йоги.
На западе этот стиль обрел известность благодаря знаменитому йогину и близкому ученику Шивананды – Свами Вишну-Девананде, профессору Хатха-йоги Лесной академии йоги и основателю Международной организации Центров Шивананда йоги и Веданты.
Он видел свою миссию в распространении йоги простым людям: гуру сформулировал пять фундаментальных принципов йоги, сделав их доступными для ежедневного применения.
Свами Вишну-Девананда явился вдохновителем двадцати Международных Центров Шивананда йоги и Веданты, семи Ашрамов, организовал курсы подготовки учителей, которые в настоящий момент прошли более пяти тысяч человек по всему миру.
Особенности стиля
Шивананда йога базируется на пяти основополагающих принципах:
- Правильные упражнения. Верное выполнение асан оказывает благотворное влияние на все системы организма, омолаживают его, возвращают силу и гибкость. Практика асан особое внимание уделяет позвоночнику, поскольку он напрямую связан с мозгом и является основой центральной нервной системы.
- Правильное дыхание. Пранаяма способствует накоплению жизненной энергии (праны), благодаря которой человек обретает контроль над своим сознанием. Кроме того, дыхательные упражнения способствуют исцелению некоторых болезней и избавляют от стресса.
- Правильное расслабление. Регулярное выполнение Шавасаны необходимо для физического, духовного и ментального расслабления, поскольку постоянная напряженность негативно сказывается на состоянии тела и ума.
- Правильное питание. Вегетарианство оказывает положительный эффект на тело и ум человека, снабжает его максимальным количеством полезных организму веществ, не имея при этом негативного влияния на окружающую среду.
- Позитивное мышление (Веданта) и Медитация (Дхьяна) способствует ментальному, духовному и физическому благополучию.
Основное отличие данного стиля от других направлений Хатха-йоги заключается в том, что практика всегда проходит в расслабленном состоянии, поэтому начинающих йогов учат не столько асанам, сколько глубокой релаксации. Считается, что только в таком состоянии позы производят максимальный эффект, поэтому Шавасана выполняется несколько раз в течение занятия. Благодаря этому упражнению прана свободно течет по нади (психическим каналам), снимаются внутренние зажимы и психо-эмоциональные блоки. Таким образом, сила и гибкость не являются основополагающей целью Шивананда йоги.
Следующей особенностью этого стиля является строго определенная последовательность асан, которая обеспечивает сбалансированное растяжение мышц. Практика базируется на двенадцати основных позах: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимотанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матсиендрасана, Какасана (или Маюрасана), Падахастасана и Триконасана.

Триконасана
Как проходит занятие?
Практикующие подготавливают свой ум внутренней настройкой (релаксацией), за ней следует Пранаяма (Калабхати, Анулома-вилома), по завершении которой выполняется динамический комплекс Сурья Намаскар (Приветствие солнцу). Статическая практика состоит из асан, выполняемых медленно и с глубоким дыханием. По усмотрению преподавателя они могут несколько видоизменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Далее практикующие выполняют Шавасану (финальную релаксацию). Каждый класс начинается и заканчивается пением мантр.
Эффект
Шивананда йога является отличным средством достижения духовного и физического благополучия. Она наделяет человека собранностью ума и состоянием внутреннего равновесия, помогает оставаться спокойным и собранным в моменты жизненных испытаний и невзгод.
Регулярная практика позитивно влияет на общее физическое самочувствие, поскольку асаны стимулируют особые «точки пережатия», соответствующие акупунктурным точкам в Китайской медицине. Как результат – отличное снабжение тканей организма, приводящее к выведению токсинов и обильному поступлению питательных веществ.
Шивананда йога оздоравливает позвоночник без значительных для тела нагрузок. Это мягкая практика, дарующая прекрасное здоровье.
Читайте также:
То, что предлагает Шри Шри йога – это путь радости. Она помогла тысячам людей во всем мире научиться жить «здесь и сейчас» и обрести источник внутренней силы.
Свастха йога считается одним из самых выдающихся стилей в Индии и, по словам ее основателя, является лучшим выбором для человека, который ценит свое время.
Выбирая эту школу, вы обретаете возможность прикоснуться к настоящей йоге, какой ее видели мудрецы тысячелетия назад.
Обсуждение:
Комментарии: ВКонтакте Facebookenjoyoga.ru
Йога шивананда, ее асаны для начинающих, кундалини йога, в чем их отличие
Уже много лет древнейшее индийское учение йога находится на пике популярности. Развилось много новых направлений, например, динамическая, силовая, фитнес йога. Но чтобы проникнуться культурой Индии, окунуться в древние традиции и познать их мудрость, нужно заняться изучением классической школы, такой, как йога шивананда.

Базовые принципы шивананда йоги
Являясь традиционной, школа шивананда требует соблюдения определённых правил, накопленных индийскими риши на протяжении многих веков. Своё нынешнее название «шивананда» она получила от имени самого известного мастера современности Свами Шивананды, который жил в первой половине 20 века. Свами Вишнудевананда, его ученик и последователь, приложил все усилия для того, чтобы учение это распространилось во всем мире.
Сосредоточенность и внутренняя тишина — те условия, при которых выполняются асаны, а этому способствует только полное расслабление, поэтому умение расслабиться — главная задача шивананды. Только в таком случае практика асан относится к йоге.
Йога шивананда имеет пять базовых принципов:
- Точность при выполнении упражнений — благотворно влияет на организм, развивает гибкость, силу, способствует омоложению.
- Правильное дыхание или пранаяма — помогает накопить жизненную энергию, что делает человека способным контролировать сознание.
- Умение расслабляться (шавасана), как уже было сказано, основа, ключевой мотив познания йоги.
- Вегетарианская пища — проповедуется, как образец правильного питания, которое положительно влияет на человеческое тело и разум, даёт организму наибольшее количество полезных питательных веществ.
- Дхьяна и Веданта, или медитация и умение позитивно мыслить, наполняют благополучием физическую оболочку, дух и ментальность.

Йога начинающим
Идеально, если у вас есть возможность посещать школу йоги, работать с профессионалом, но в случае отсутствия рядом практикующего йога, можно попробовать заняться этим учением самостоятельно. Домашняя йога может оказаться не менее эффективной, главное — строго следовать указаниям.
Для начинающих следует уточнить, что позы в йоге называют асаны. Они и их последовательность разработаны таким образом, чтобы путём сокращения и растяжки мышц добиться полного расслабления тела.
По времени урок йоги, как и в школе, занимает до трёх четвертей часа и начинается с позы расслабления и глубоких вдохов и выдохов.
Далее следует асана Приветствие Солнца, которую необходимо повторить от 4 до 6 раз в медленном темпе. Фаза расслабления.
Правильная поза расслабления — лёжа на спине, с вытянутыми вдоль руками, дыхание должно быть глубоким.

Потом последует упражнение, не имеющее никакого отношения к йоге, но помогающее подготовить тело к следующим асанам. Поднимайте поочередно ноги вверх и обе одновременно. И снова расслабление.
Соблюдая строгую очередность, нужно выполнить асаны, чередуя их с позами расслабления: стойку на плечевом поясе, асана рыба, сидя прогибы вперёд, треугольник. И завершить урок заключительным расслаблением, которое длится 15 минут и концентрирует всю пользу от проделанных упражнений.
Йога кундалини
Альтернативой шивананда йоге может стать еще одна традиционная школа Бхаджана, но в ней используют не асаны, а крии, предназначение которых — оздоровление организма. Кундалини является очень мощной практикой йоги, поэтому для успешного её использования нужно иметь определеные навыки. Несколько, хотя бы первых уроков, понадобится взять у тренера.
К одной из крий обязательных к ежедневному выполнению относится крия сат. Сидя на коленях и пятках, максимально вытянуть руки вверх. Мужчины должны соединить в замок пальцы таким образом, чтобы большие пальцы рук оказались один над другим, причём так, чтобы правый был над левым. У женщин — с точностью до наоборот. Пальцы указательные выпрямлены и указывают вверх. Спина прямая.

Ритмично повторяйте «сат нам». На слово «сат» пупок втягивается, на «нам» — живот расслабляется. Длительность выполнения три минуты. Фаза расслабления после этой крии должна длиться столько же.
Такая практика применяется, как мягкая терапия заболеваний сердечнососудистой системы и органов брюшной полости. Также она очень эффективна в сфере сексуальных расстройств.
Самая сложная крия — мулабандха — предназначена, чтобы перенаправлять энергию через пупочный центр, половые органы и прямую кишку. В начале выполнения сожмите и втяните во внутрь анальный сфинктер. Далее сжимается уретра за счёт напряжения мышц половых органов и последним втягивается пупочная часть.
Таким способом происходит переключение двух энергетических потоков: праны и апаны. Поток прана обычно стремится вверх, а апана — вниз. Но выполненный замок заставляет их бежать в противоположном направлении, в результате происходит высвобождение целительной энергии кундалини.

Практика йоги представляет собой сплетение духовной, телесной и философской составляющей. Поэтому если кто-то хочет постичь философию йогов без физических нагрузок или, наоборот, видит в ней только комплекс упражнений для совершенствования фигуры, не может претендовать на получение полного эффекта от познания учения.
Видео по теме статьи
webdiana.ru
Что такое Шивананда-йога?
«Отправляйся на Запад, люди ждут» – с этими словами врач, йог, философ, духовный учитель Адвайта-Веданты Свами Шивананда в 1957 году отправил своего ученика Свами Виншнудевананду в Америку и Европу.
В традиции классической йоги знания передаются прямым путем от ученика к учителю (гурупарампара). Когда Свами Вишнудевананда приехал сначала в США и Канаду, а потом в Европу, для передачи знания о йоге людям Запада, он разработал программу подготовки йога-учителей (ТТС) и основал несколько десятков центров и ашрамов по всему миру. Сейчас в мире насчитывается несколько десятков Шивананда Йога Веданта ашрамов и центров, а людей, закончивших Курсы учителей уже более 20 тысяч человек.
В какой бы официальный или аффилированный центр вы не приехали, вы всегда встретите одни и те же пять принципов, на которых строится система классической йоги: правильные упражнения (асаны), правильное дыхание (пранаяма), правильное расслабление (шавасана), правильное питание (вегетарианство), позитивное мышление и медитация. Практикуя регулярно эти пять принципов, человек может достичь значительных успехов в своей практике.
Иногда асаны (правильные упражнения) воспринимаются только как физические упражнения. Но в системе йоги в традиции Свами Шивананды порядок асан выстроен с учетом их влияния не только на наше тело, но и на ум и энергии. Начинается класс с Приветствия Солнцу (Сурья Намаскар) – заряжает солнечное сплетение энергией и готовит мышцы и связки к выполнению других йогических упражнений. Асаны же выстроены в определенной последовательности, основанной на очередности чакр (начиная с верхней чакры – сахасрары (стойки на голове), переходя постепенно к самой нижней чакре – муладхаре. Зачастую нижняя чакра у человека и так активна, а верхние требуют «включения». Поэтому класс ассан начинается с практики стойки на голове, а заканчивается позами стоя.
Большое внимание в классе уделяется пранаяме (правильному дыханию), которая помогает выработать привычку правильного дыхания, успокаивает нервную систему, учит контролировать ум, очищает энергетические каналы (нади). Именно контроль над дыханием даёт контроль над умом и жизненной силой.
Правильное расслабление – шавасана, это третий по порядку, но не по важности принцип Шивананда йоги. Когда ум и тело постоянно перегружены их эффективность снижается. Полное расслабление дает перезагрузку всему организму, и чтобы практика прошла максимально эффективно, урок асан в Шивананда классе начинается с релаксации. Практикующие отдыхают каждый раз между асанами. Удержание позы даёт приток новой энергии и высвобождает энергетические блоки. Вытянутое и расслабленное положение тела на полу после асаны позволяет энергии распределиться равномерно по всему телу, и польза от асаны становится максимальной.
Вам знакомо это чувство, когда бодро сделали приветствие солнцу и несколько асан, а дальше уже приходится преодолевать себя из-за усталости. В такие моменты, когда выполняется что-то через борьбу с собой часто и возникают травмы, а энергетическая и ментальная польза от асан снижается. В Шивананда классе каждая асана выполняется с новыми силами, а после практики есть ощущение легкости и уверенности.
Частью занятия также являются мантры в начале (Гаджананам) и в конце (Траямбакам). Они помогают создать правильную атмосферу в классе, повысить уровень вибраций, сделать практику более сконцентрированной и осознанной. Правильное питание – неотъемлимая часть йога-практики. В традиции Свами Шивананды рекомендуется соблюдать вегетарианскую диету с употреблением молочных продуктов. Исключаются продукты, будоражащие ум и мешающие медитации, такие как чай и кофе (все содержащее кофеин), чеснок и лук. Как тамасичные продукты, питающие тело ленью и энергией увядания исключаются грибы и плесневелые (например, сыр дор блю) или старые продукты (рекомендуется съедать еду сразу после её приготовления, а не есть один суп несколько дней).
Самый сложный для объяснения ученикам принцип Шивананда йоги – это позитивное мышление и медитация. Мы сами выбираем свои мысли и провоцируем настроение также, как выбираем одежду, которую носим. Если не концентрироваться на негативной мыли – она не прорастет как дерево цепью ассоциаций и воспоминаний и просто растворяется. На позитивных же мыслях стоит концентрироваться. Помогает не впадать в злобу или другие крайние эмоции постоянное повторение (про себя) мантры, которая связывает вас с вселенским светлым потоком и постоянно напоминает о высшей цели. Когда помнишь о великом Брахмане, например, опоздание друга на пять минут, или испорченная в химчистке любимая кофточка кажутся пустяками.
Классическая йога в традиции Свами Шивананды – это путь к физическому и ментальному благополучию.
Юлия Орлова, преподаватель студии Шивананда-йоги «Ямуна», журналист.
Фото: ariellerabier/instagram.comФото: Array
test.yogajournal.ru
Что такое свами шивананда йога. Основные асаны
В тот момент, когда в небе Южной Индии зажигалась звезда Бхарани, в деревне Паттамадай, на берегу реки Тамрапарани, родился мальчик. Счастливый отец — сотрудник по доходам, почитатель великого Господа Шивы и столь же благородная дама, были его родителями. Третьего мальчика в семье нарекли Куппушвами.
С раннего детства он проявлял любовь к ближним, делился своими школьными обедами со своими младшими товарищами, с бездомными животными и птицами, жалел бедных и голодных. Ни один нищий, который проходил мимо его дома, не уходил без куска пирога в руке.

Всю свою жизнь он посвятил людям. Великого мудреца и всесторонне одаренного человека не стало 14 июля 1963 года.
Учеба и ремесло
Жизнь индуистского мастера йоги текла по двум дорогам: доктора или йога и мудреца. В мире он был признанным авторитетом в области йоги. Свами жил ради людей и всякий труд и работа, которые облегчали и излечивали человеческие физические или душевные страдания, наполняли его прекрасным чувством радости.
Во время работы врачом в Малайзии, редактировал журнал здоровья и писал о многих проблемах со здоровьем, и он понимал и видел, что медицина не может вылечить человечество от всех бед, во многих случаях она бессильна.
В качестве директора локального госпиталя, он много времени уделял лечению самых бедных, большинство из которых нуждалось в помощи. Он не только лечил их, не требуя оплаты, но и часто, оправляя своих пациентов домой, давал им мелкие деньги на карманные расходы, как компенсацию потерянного рабочего дня.
Десять лет спустя, в 1923 году он вернулся в Индию. К этому времени он провел серьезное исследование мировых религий и разработал ежедневную практику асан и молитв — шивананда йога.
Поиск прочного счастья
Будучи молодым врачом, Шивананда постоянно испытывал чувство высшего управления в своей жизни. Из всех эфемерных и недолговечных удовольствий жизни, он постоянно искал высшую и прочную форму счастья и мира. Физические и умственные мучения людей, которые он видел, были источником его печали.

Самое глубокое его желание — следовать по пути мудрецов и помогать ближним, лечить не только физическое тело, как врач, но и врачевать душу.
Свами посвятил свою жизнь йоге и полностью отрекся от мира. Мудрец много месяцев странствовал по Индии, как нищий монах, выполняя тапас (аскезы). В конце он поселился в гималайской лагуне, где семь лет практиковал йогу и интенсивную медитацию, достигая самореализации.
Все эти годы он помогал больным, работая в небольшой клинике, которую сам организовал. Где бы он ни был, он нес знания людям, рассказывая и призывая их к совершенствованию и духовному развитию, практикуя асаны, пранаяму (дыхательные упражнения) и крии (упражнения по очищению).
Отречение
В конце он отрекся от мирской жизни и отказался от карьеры врача. Вернулся в Индию, много странствовал, и принял решение поселиться в Ришикеше, в Гималаях, где практиковал интенсивные аскезы. Здесь он повстречал своего наставника Свами Вишвананду, инициирующего его как саньясина (отрешенного). Здесь Куппушвами нарекли Свами Шиванандой Сарасвати.
И хотя за всю свою жизнь Шивананда не так много путешествовал по свету, йога Шивананда оказала глубокое влияние на признание йоги в Западной Европе, Америке, России и других странах.
Модификация йоги
В 1936 году, на заброшенном коровнике в Ришикеше он основал «Общество Божественной Жизни». Свами Шивананда пропагандировал и учил йоге, которая включала в себя все известные системы йоги. Знакомство и обучение духовным знаниям и целительной йоге было его целью. С течением времени ашрам включил в себя бесплатную диспансерную и благотворительную больницу, а сегодня общество имеет свои филиалы по всему миру. Он больше никогда не покидал Индию, Шивананда йога живет и ее популярность растет во всем мире, благодаря работе его преданных учеников.

Созданную им йогу, современные практики на Западе, взяли за основу. В Ришикеше Свами Шивананда обучил много выдающихся учеников, сыгравших большую роль в продвижении классической йоги, пользующейся заслуженной репутацией во всем мире.
Учение Шивананды выкристаллизировала основные принципы всех религий, объединив все пути йоги в один — Йогу Синтеза. Он сделал учение доступным для всех, инкапсулируя его простым девизом: «Служите, любите, дарите, очищайте, медитируйте, осознавайте».
Самый большой дар – это знание
Написание книг стало еще одной миссией Свами Шивананды. В результате, позволило принести людям еще больше пользы. Дар знания для него был величайшим подарком, и цель состояла в том, чтобы распространять как можно больше духовных знаний. Типография для него была гораздо важнее, чем трибуна, потому что произносимые слова быстро забываются, а то, что остается в письменном виде, будет вечным. Эта миссия длилась всю оставшуюся жизнь. Свами издал более 200 книг, опубликованных на английском языке, по всевозможным аспектам йоги. Его книги подробно описывают методы и приемы Божественной Жизни и Самореализации. В магазинах «Sishananda Ashram Yoga Farm Boutique», можно купить многие из этих бесценных книг.
Непобедимая сила его мыслей
Свами Шивананда теперь живет в каждой стране вместе с его последователями. Он учит, направляет и координирует действия с помощью своих учеников, книг и продолжает жить в ашрамах и центрах, где преподается йога. Шивананда использовал служение и любовь, чтобы покорить людские сердца. Он не изобрел ничего сверхъестественного, но его шивананда йога помогает людям стать лучше и чище. Его учение непобедимо, оно несет духовный свет и умственное развитие человечеству. Мудрец Шивананда — ярчайший пример служения богу, чистоты, доброты и любви. Он использовал любую возможность, чтобы помочь и служить людям. Среди его последователей люди разных национальностей, вероисповедания, религий и цвета кожи.

Пять основных принципов йогического образа жизни
Согласно Свами Шивананде, необходимо соблюдать пять основных принципов:
1. Правильные упражнения
Позы йоги дают гибкость телу и регулируют кровообращения, чтобы организм оставался сильным и здоровым.
Нельзя отрицать, что регулярное выполнение упражнений хорошо сказывается на состоянии организма. Шивананда ссылается на правильное выполнение асан йоги. Свами Шивананда также настаивает на том, что все, что нужно нашему телу, может быть достигнуто в результате последовательной, хорошо сбалансированной практики асан.
В отличие от других видов физических упражнений (бег, силовые тренировки), йога — это полная тренировка тела. Она:
- укрепляет организм,
- улучшает кровообращение,
- способствует гибкости,
- стимулирует эндокринную систему и защищает иммунную систему;
- снимает стресс и улучшает сон;
- повышает эффективность сердечной мышцы;
- снижает артериальное давление;
- улучшает кровообращение по всему телу.
Поэтому, практиковать свои позы йоги необходимо каждый день.
2. Правильное дыхание
Глубокое и осознанное дыхание уменьшает стресс и лечит все болезни.

Относится к практике пранаямы. Контроль праны или энергии достигается посредством практики контроля дыхания. Упражнения, такие как: Анулома Вилома (альтернативное дыхание носом) и Капалабхати (дыхание огня), стимулируют нервную систему, детоксифицируют кардио-респираторную систему (путем удаления газообразных отходов) и обуславливают поддержание спокойного и устойчивого дыхания во время физического или эмоционального стресса. Когда дыхание ровное, разум спокойный.
3. Правильная релаксация
Уменьшает стресс и усталость тела.
Правильное расслабление относится к эффективному и адекватному сну и отдыху между асанами в позе Шавасаны. Это способность расслаблять тело в положении лежа на спине, сохраняя сознание, соблюдая внутреннее равновесие (гомеостаз). Когда Шавасана практикуется во время класса асаны, и организм расслабляется, исцеление и восстановление более эффективно.
Правильное равновесие в организме в течение дня, поддерживается хорошо спланированным расписанием. Здоровое питание и ежедневная практика асан обеспечивает полноценный отдых в ночное время, а также способность быстро заснуть, проспать всю ночь и пробудиться свежим и бодрым.
Люди склонны считать сон само собой разумеющимся. Они работают в течение дня превышая допустимые пределы, поддерживают себя кофеином днем и вечером, едят тяжелую пищу перед сном, и не оставляют достаточно времени, чтобы мозг и тело обновились и отдохнули, прежде, чем отойти ко сну. Затем они задаются вопросом, почему их сон беспокойный, а ум напряжен.
Правильное расслабление — это не роскошь, а основное действие.
4. Правильная диета
Простая, здоровая и пищеварительная вегетарианская диета оказывает положительное влияние на организм и ум, а также на окружающую среду и других живых существ. Правильная йогическая диета предназначена для поддержания тела и разума.
Самым фундаментальным компонентом этого принципа является выбор продуктов (Саттва), которые составляют рацион.
Что такое продукты Саттва? Они мягкие (не слишком пряные), цельные (не обработанные или предварительно упакованные), свежие (из сада, огорода) и растительного происхождения. Употребляются в умеренных количествах и за 2—3 приема пищи в день.

5. Самообучение и позитивное мышление
Точный способ успокоить ум и устранить негатив.
Задавая себе эти вопросы, мы стремимся найти истину. Свами Шивананда поощрял своих учеников, просил их никогда не прекращать задавать вопросы, продолжать поиск ответов, чтобы лучше понять себя и окружающий мир. Изучение этой фундаментальной истины приносит сочувствие ко всем живым существам, осознание окружающей нас среды и постоянное стремление к миру и взаимопониманию.
Наибольшее значение имеет позитивное мышление. Всегда ищите истину с позитивным отношением, принося радость другим через добрые слова и поступки. Ведь какая может быть польза от обучения, если оно приносит страдания? Имейте хорошее чувство юмора, будьте ребенком, улыбайтесь всему, что видите, учил людей великий мудрец.
figuradoma.ru
