Женские индийские боги | Trip.Dream.Live
Продолжаем наш экскурс в индуизм. Сегодня речь пойдет о прекрасных спутницах верховных богов индуистского пантеона и некоторых их потомках. Кстати, многие индийские боги и богини помогают в творчестве, способствуют устранению преград и достижению благополучия и процветания. Хотите узнать подробности, тогда читайте дальше ☺
Как я уже рассказывала в посте «Индуизм и верховные индийские боги» на вершине индийского «Олимпа» находятся Боги Брахма, Вишну и Шива, которые образуют Тримурти. У каждого них есть прекрасная спутница жизни (а то и всех жизней), божественного или человеческого происхождения, но всегда с очень непростой судьбой. После того как они связали свою жизнь и судьбу со своими божественными супругами, они стали Шакти – божествами (божественной силой, светом), несущими во вселенной женскую энергию.
Спутница Брахмы
Женой Брахмы является прекрасная богиня Сарасвати, покровительница домашнего очага, плодородия, благополучия. Кроме того, она благоволит творцам, отдавая особое предпочтение писателям всех мастей и музыкантам.
Сарасвати часто называют речной богиней, богиней воды, более того ее имя переводится как «та, которая течет». Обычно Сарасвати изображают красивой женщиной в белых одеяниях, восседающей на цветке белого лотоса. Не сложно догадаться, что белый — это ее цвет, символизирующий познание и очищение от крови. Ее одежды богаты, но, по сравнению с убранством Лакшми, очень скромны (до Лакшми мы еще дойдем). Скорее всего, это косвенно указывает на то, что она находится выше мирских благ, так как она познала высшую истину. Так же ее символом является светло-жёлтый распускающийся цветок горчицы, который как раз начинает формироваться в бутоны весной во время праздника в ее честь.
У Сарасвати, так же как и Брахмы, четыре руки. И так же как и ее божественный супруг, в других из них она держит четки, естественно, белого цвета, и веды. В третьей руке у нее вана (национальный музыкальный инструмент), в четвертой – священная вода (не заря же она богиня воды). Часто у ног Сарасвати плавает белый лебедь, что так же является символом ее опыта и мудрости в познании высшей истины. Иногда Сарасвати называют Хамсавахини, что означает «та, что использует лебедя для передвижения».
Если помните, в прошлый раз я рассказывала, что по одной из теорий, человечество появилось в результате страсти Брахмы к его дочери Вак. Такое положение дел не очень устраивает некоторых верующих, поэтому часто позиционируют Вак как одну из ипостасей Сарасвати. Другими ее образами могут являться Рати, Канти, Савитри и Гаятри. Богиня очень популярна в Индии, иногда ее иногда даже называют Махадеви – Великая матерь. Считается, что если назвать дочку Сарасвати, то она будет прилежно учиться, а в ее будущем доме будет благополучие и довольство.
Спутница Вишну
Как мы помним, Вишну приходил на землю 9 раз в разных аватарах и каждый раз его женой была Лакшми, естественно, в разных своих ипостасях. Самыми известными и почитаемыми являются Сита (когда Вишна был Рамой) и Рукмини (Вишну – Кришна).
Но как бы не называли ее в том или ином образе, ни у кого не вызывает сомнения, что это Лакшми. Лакшми появилась из пучин Комического океана вместе с другим сокровищами, поэтому многие почитают ее саму как божественное сокровище. Она, как истинная женщина, является одновременно и силой и слабостью своего избранника, что неоднократно находило отражение в народном творчестве, например в Рамаяте. Зачастую ее образ затмевает Сарасвати, так же как и Вишну Брахму, и именно на нее перекладывают роль Великой матери Махадеви.
Лакшми традиционно изображают сидящей на розовом или красном цветке лотоса красивой молодой женщиной, моложе Сарасвати, в красивых дорогих одеждах и украшениях. В качестве средства передвижения она обычно использует белую сову.У нее так же как и удругих богов четыре руки, но никаких обязательных предметов, которые она держит выделить нельзя. Иногда ее изображают с лотосами, иногда с золотыми монетами – на что хватит фантазии художника. Лакшми невероятно популярна в Индии, ведь она, помимо того что является супругой верховного божества, еще и покровительствует богатству, удаче, везению, свету, познанию, мудрости, свету, храбрости и плодородию. Она желанный гость в любом доме.
Удивительно, но факт, для того, чтобы заслужить ее благосклонность обязательными являются следующие, уже знакомые нам, действия. Богиня не приемлет беспорядок, если в вашем доме куча мусора, пыли, неиспользуемых вещей, не ждите, что она навестит вас. Воздух в доме должен быть свежим, обязательно вода в графине, домашнее растение (если нет сада), свечи и благовония. Наиболее благоприятной зоной для размещения изображения Лакшми, является юго-восточная часть дома. Если вспомните мой пост «Как привлечь деньги с помощью фен-шуй», то согласно китайской традиции зона богатства находится там же, а минимальные меры для его привлечения сводятся к уборке и проветриванию. Есть повод задуматься…
Отпрыском Лакшми и Вишну является бог любви Кама. Все мы много или мало слышали о камасутре, так вот, если переводить дословно, то это означает «правила любви (вожделения)». Кстати, бедняга Кама, серьезно пострадал от бога Шивы, чем навлек на последнего серьезный гнев Вишну и Лакшми. Кама выпустив в Шиву стрелу страсти, когда тот находился в глубокой аскезе и многолетней медитации, дабы привлечь его внимание к прекрасной дочери царя Гималаев Парвати. Это так разозлило Шиву, что он испепелил Каму своим третьим глазом. Под давлением Вишну, Лакшми и других богов, он вынужден был дать согласие на перерождение бога любви. Не смотря на все старания, Кама возродился к жизни анангой (бестелесым) и теперь он повсюду.
Спутницы Шивы
Вот мы плавно подобрались к любовным похождениям великого аскета Шивы. Их было множество, в зависимости от формы его проявления. Религиоведы не сошлись во мнениях относительно того одна эта женщина была или нет.
Здесь я буду рассказывать о них как о разных, так как если все это многообразие форм и сущностей «засунуть» в один персонаж, боюсь, я сама запутаюсь. Естественно, о всех я написать тоже не смогу, поэтому остановимся на самых почитаемых.
Деви – «богиня». Деви особенно почитаема среди последователей тантры. Богиня Деви «содержит весь мир в своем лоне», она «зажигает лампу мудрости» и «приносит радость в сердце Шивы, своего Господа». Сегодня в Индии ритуалы, посвященные Деви, часто проводят на кануне бракосочетания, причем, как мы понимаем, вероисповедание брачующихся никого не интересует ☺
Сати – «истинная, непорочная». Сати была дочерью царя (бога?) Дакши. В день ее совершеннолетия он разослал приглашение всем богам, за исключением Шивы, чтобы Сати могла себе выбрать достойного мужа. Он считал, что Шива ведет себя недостойно богов, порча их имя и сущность. Когда Сати вошла в зал и не увидела, того единственного, кому поклонялась и чье супругой мечтала стать, она вознесла ему молитву с просьбой принять свадебную гирлянду. Шива принял ее дар и Дакши ничего не оставалось кроме как выдать Сати за него замуж. Но история на этом не закончилась. Дакши решил устроить огромное жертвоприношение в честь богов, опять же обделив своим вниманием Шиву. Этот поступок возмутил Сати и она без приглашения явилась в его дом утверждая, что Шива бог над всеми богами. Отстаивая честь мужа, она сама шагнула в жертвенный костер и сгорела в его пламени&
Узнав о смерти любимой, Шива обезумел от горя. Со своими слугами он явился во дворец Дакши и убил его самого и его последователей. После этого с телом любимой на руках он 7 раз протанцевал свой божественный танец вокруг всех миров. Сумасшедший ритм его танца приносил разрушения и печаль всему вокруг, масштабы бедствия достигли такого объема, что заставили вмешаться Вишну, который дабы остановить этот безумный танец, разрубил тело Сати на несколько частей и они упали на землю. После этого Шива пришел в себя, раскаялся в убийстве Дакши и даже вернул ему жизнь (правда с головой козла, так как его первоначальная потерялась).
Ума – «Грациозная». Существует версия, что она является перерождением богини Сати, но скептики склоняются к тому, что тело Сати было разрублено на несколько частей и упало в разные места, так что в едином образе она возродиться не могла. Ее имя иногда связывают с Бархмой, так как она является его посредницей в общении с другими богами. Исходя из этого, Ума является покровительницей ораторского искусства. Так же Ума стала причиной божественного конфликта, когда слуги Брахмы застали ее в объятия Шивы в священном лесу. Он так разгневался, что обрек любого самца, не зависимости от его вида, превращаться в самку, стоит лишь вступить на территорию леса.
Парвати – «горная». Еще одно возможное перерождение Сати, дочь царя Химвана, правителя Гималаев. Девушка очень любила Шиву, но он не обращал на нее никакого внимания и весь был поглощён медитацией и аскезой. В конце концов, Боги не выдержали страданий прекрасной Парвати и послали Каму пробудить в нем страсть и желание, за что, бедняга, и поплатился. Обратив внимание на красоту и преданность девушки, Шива тем не менее, счел ее недостойной, и она была вынуждена в течение многих лет совершать тяжелые аскетические подвиги, дабы добиться его благосклонности. В конечном итоге ей это удалось, и она стала не только любимой женой Шивы, ни о матерью его сына Ганеша.
Ганеша один из самых популярных персонажей, даже в странах, где основной религией является буддизм, его все равно почитают. Например, на севере от Тайского города Чиангмай есть совершенно потрясающий музей Ганеша. Отличить от всех остальных богов его очень просто – он единственный со слоновьей головой. Кстати, по одной из версий, человеческой головы его лишил собственный отец Шива, который не узнал в подросшем Ганеще своего сына и приревновал к нему Парвати. Дабы оживить сына, он приказал слугам убить первого попавшегося животного и принести во дворец его голову. По стечению обстоятельств, это оказалась голова слоненка, которую Шива приделал на место головы сына, чтобы воскресить его и успокоить безутешную Парвати.
В качестве средства передвижения Ганеша использует белую мышь, поэтому индуисты не жалуют кошек – так как те едят мышей и вызывают гнев Ганеша. А его гнева никто не хочет, наоборот, жаждут его благосклонности. Ведь Ганеша считается покровителем достатка, устранителем препятствий, он помогает увеличивать заработки и прибыль, а так же стимулирует успехи в учебе и профессии. Для этих целей на рабочем столе или у кассы часто располагают статуэтку Ганеша, а так же поют специальные мантры, например: ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЯ НАМАХ или ОМ ШРИ ГАНЕШАЙЯ НАМАХ.
Дурга – «неприступная». Легенд, связанных с появлением Дурги множество, но одна из самых популярных следующая. Однажды царь великанов Махиша одержал победу надо богами, лишил их всего и изгнал из их жилищ. Тогда, Брахма, Вишну и Шива объединили свои силы и выпустили из своих глаз ослепительные лучи света, из которых вышла Богиня-воительница с тремя глазами и восемнадцатью руками. Затем каждый из богов отдал ей свое оружие: Брахма – четки и кувшин с водой, Вишну — метательный диск, Шива – трезубец, Варуна – раковину, Агни – дротик, Вайю – лук, Сурья – колчан стрел, Индра – молнию, Кубера – булаву, Кала – щит и меч, Вишвакарма – боевой топор. Махиша воспылал страстью к Дурге и пожелал сделать ее своей женой, но он сказала, что покорится лишь тому, кто победит ее в схватке. Она спрыгнула со своего тигра и вскочила на спину Махиши, который для боя принял облик быка. Своими ногами она нанесла удар такой сокрушительной силы по голове быка, что он без чувств упал на землю. После этого Дурга мечом отрубила ему голову.
Кали – «черная». Наверно, самая неоднозначная богиня индуистского пантеона, одна из самых прекрасных и в тоже время опасных. Кожа ее черного цвета, великий воин и великий танцор, как и ее супруг Шива. Обычно ее изображают в дорогой одежде с ожерельем из черепов и поясом из отрубленных рук. Чаще всего у нее четыре руки: в одной она держит окровавленный меч, в другой – голову поверженного врага, а две другие руки благословляют ее подданных. Т,е, она одновременно несет и смерть, и бессмертие. Во время битвы, она вытаскивает язык, чтобы выпить кровь своих жертв (кстати, по многим теориям именно Кали является прообразом Лилит и вампиров). Иногда её изображают стоящей одной ногой на груди , а второй на бедре распростёртого ниц Шивы. Это объясняется следующей легендой. Победив великана Рактвиджу, она на радостях пустилась в пляс, причем танец ее был столь страстным и необузданным, что грозил разрушить землю и весь мир. Боги пытались увещевать ее, но все было тщетно. Тогда Шива лег ей под ноги, Кали же продолжала танцевать, пока не увидела у себя под ногами собственного мужа. Она устыдилась собственной неистовости и неуважения, оказанного великому богу, что остановилась как вкопанная. К слову, Шива довольно легко простил ее.
Среди спутниц Шивы есть еще Джагадгаури, Чиннамустака, Тара, Муктакеси , Дасабхуджа, Сингхаванини, Махишамандини, Джагаддхатри, Амбика, Бхавани, Питхиви и т.д., всех и не упомнишь ☺ .
Ну вот, пожалуй, и сказочки конец, кто дочитал до конца – молодец ☺! Надеюсь, вам было интересно.
trip-dream-live.ru
Шива | Мир Йоги
Шива («приносящий счастье»), в индуистской мифологии один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображали с веревкой, на которую нанизаны черепа. Шива — бог-творец и вместе с тем бог времени, а следовательно, и разрушения, бог плодородия и в то же время аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Иногда он даже выступал как двуполое существо.
Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет. Считалось, что в качестве Натараджи, «царя танца», Шива регулирует мировой порядок. Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение.
Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам.
Созидающая сила бога воплощена в его основном символе — линге-фаллосе, мужском детородном органе. Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. На шее у него ожерелье из змеи, еще одна змея опоясывает тело, а другие обвивают руки.
Встречаются изображения Шивы с синей шеей; его называли Нилакантха, или «синяя шея»; об этом говорится в мифе о пахтанье мирового океана. Согласно широко известному мифу, боги использовали змея Васуки (Шешу) при создании амтриты и вращали с его помощью гору Мандару. Однако змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.





С Шивой ассоциируются и некоторые деревья, в первую очередь бильва и кадамба. Наиболее значительным из шиваитских праздников является, вероятно, шиваратри – «ночь Шивы», празднуемая шиваитами в каждое полнолуние, но особо торжественно – в промежутке между февралем и апрелем.
www.yogamir.ru
Бог Шива и его атрибуты.: enigma_vita

Бог Шива является одним из верховных богов в индуизме. Наряду с Брахмой (Создателем) и Вишну (Хранителем) он входит в основную троицу главных богов, в которой он выполняет роль Разрушителя. В священных рукописях можно встретить и другие имена Шивы — Махадева, Махешвар и Парамешвара. Бог Шива контролирует серию рождений и смертей в мире. Шива представляет собой аспект высшего существа, который разрушает для того, чтобы дать начало новому жизненному циклу Вселенной.
В то же время Шива — Бог милосердия и сострадания. Он защищает преданных ему от злых сил, таких как похоть, алчность и гнев. Он дарует блага, благодать и пробуждает мудрость. Во всех священных писаниях, таких как Веды, Пураны, Упанишады, Шрути и Смарти и других, говорится, что тот, кто поклоняется Господу Шиве, может достичь Верховного Блаженства.
Атрибуты Шивы
Основные символы, которые используются при изображении Бога Шивы:
- Обнаженное тело, покрытое пеплом. Шива — это источник всей Вселенной, которая исходит от него, но он выходит за пределы физического мира и не испытывает страданий.
- Спутанные волосы. Олицетворяют идеал йоги как единение физической, ментальной и духовной энергий.
- Ганга. Символически представлена как женщина, изо рта которой проистекает струя воды, падающая на землю. Это означает, что Шива разрушает все грехи, устраняет невежество, дарует знание, чистоту и покой.
- Растущая луна. Одно из украшений.
- Три глаза. Бога Шиву называют также Трйямбака Дева и изображается он как трехглазый. Его первый глаз — это солнце, второй — луна, а третий — огонь.
- Полуоткрытые глаза. Когда Шива открывает глаза — начинается новый виток сотворения, а когда закрывает, то вселенная разрушается, но только для того, чтобы возродиться вновь. Полуоткрытые глаза символизируют то, что сотворение — это циклический процесс, не имеющий начала и конца.
- Змея вокруг шеи. Трижды обвивается вокруг шеи Шивы и смотрит в направлении правой стороны. Каждое из колец змеи символизизирует время — прошлое, будущее и настоящее.
- Ожерелье из рудракши. Ожерелье из рудракши символизирует то, что Шива непреклонно, без компромисов, поддерживает закон и порядок во вселенной.
- Варда мудра. Правая рука Шивы изображается одновременно как дающая благословения, уничтожающая зло, разрушающая невежество и пробуждающая мудрость в последователях.
- Трезубец (Тришула). Трезубец, изображенный рядом с Шивой, сиvволизирует три его основные энергии (шакти): желание (иччха), действие (крийя) и знание (джняна).
- Дамару (барабан). Символизирует две чрезвычайно непохожие формы существования — очевидная и неочевидная.
- Бык Нанди. Средство передвижения Шивы.
- Тигриная шкура. Скрытая энергия.
- Обожженная земля. Шива, сидящий на обожженной земле, символизирует то, что он контролирует смерть в физическом мире.
«Супругу Гаури, Владыке ночи, Приносящему мастерство, Разрушителю времени (смерти), Обладателю браслетов из змей, Несущему Гангу, Убившему царя слонов, Обладателю его шкуры; Уничтожающему бедности несчастья, Шиве Благому — поклонение! Одетому в шкуру, Обмазанному кремационным пеплом, Имеющему глаз на лбу, Украшенному кольцами змей, Со стопами, украшенными браслетами, С волосами, скрученными в джату, Уничтожающему горе и бедность – Шиве поклон!»
Шива изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим полумесяц на голове, обвитым змеями как браслетами (на шее и плечах). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает также на тигровой или слоновьей шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).
«……У Него в горле содержится смертельный яд, Халахала, способный мгновенно уничтожить все живое. На Его голове — священная река Ганга, воды которой могут исцелять все болезни везде и всюду. На Его лбу — огненный глаз. На Его голове — прохладная и утешающая Луна. На запястьях, щиколотках, плечах и шее Он носит смертоносных кобр, которые живут в животворном воздухе. …. Шива означает «милосердие», «благость» (мангалам)…. Сам Образ Шивы являет пример великого терпения и выдержки. Он удерживает в горле яд халахалу и носит на голове благословенную Луну….»
Тришула (трезубец) в Его правой руке символизирует три гуны — саттву, раджас и тамас. Это знак верховной власти. Посредством этих трех гун Он управляет миром. Дамару, которую он держит в Своей левой руке, представляет собой шабдабрахман. Он символизирует слог «ом», из которого состоят все языки. Из звуков дамару Господь сотворил санскрит.
Полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум. Течение Ганги символизирует нектар бессмертия. Слон символически представляет гордость. Одеяние из шкур слона показывает, что Он подчинил себе гордость. Тигр — похоть, подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. В одной руке Господь держит лань, следовательно, Он прекратил чанчалату (порывистые движения) Своего ума, ибо лань находится в постоянном движении. Украшения из змей означают мудрость и вечность — змеи живут множество лет. Он — Трилочана, Трехокий, в середине Его лба находится третий глаз, глаз мудрости.
«Хаум» — это биджакшара Господа Шивы.
Он — Шивам (Благой), Шубхам (Благоприятный),Сундарам (Прекрасный), Кантам (Сияющий), «Шантам шивам адвайтам» («Мандукья Упанишад»).
Бесчисленное множество раз я, сложив молитвенно руки, склоняюсь к лотосным стопам Господа Шивы, недвойственного, Адхиштханы — опоры мира и любого сознания, Саччидананды, Правителя, Антарьямина, Сакши (безмолвного Свидетеля) всего сущего, Того, Кто сияет собственным светом, существует Сам в Себе и Самодостаточен (Парипурна), Кто удаляет первоначальную авидью и является Адигуру, Парама-гуру, Джагад-гуру.
В своей сущности я — Господь Шива. Шиво’хам, Шиво’хам, Шиво’хам.
Змея на теле Шивы
Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Парсшатмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые шипя передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.
Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)»
«Намах Шивайя» — это мантра Господа Шивы. «На» обозначает землю и Брахму, «ма» — воду и Вишну, «ши»— огонь и Рудру, «ва — вайю и Махешвару, «йа» — акашу и Садашиву, а также дживу.
Тело Господа Шивы белого цвета. Каково значение этого цвета? Это безмолвное поучение, смысл которого в том, что следует иметь чистое сердце и чистые мысли, избавиться от бесчестности, притворства, изворотливости, зависти, ненависти и т.д.
На лбу Господа — три полосы бхасмы, или вибхути. Что это обозначает? Смысл этого безмолвного поучения в том, что необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (действие в расчете на результат) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом — и три васаны (лока-васана, деха-васана и шастра-васана). Сделав это, можно приблизиться к Нему с чистым сердцем.
Что символизирует балипитха (алтарь), стоящий перед святая святых в храме Шивы? Человек должен уничтожить эгоизм и себялюбие (ахамта и мамата), прежде чем он придет к Господу. В этом и заключается смысл алтаря.
Что означает присутствие быка Нанди перед Шивалингамом? Нанди — прислужник, страж порога обители Шивы. Он также и средство передвижения Господа. Он символизирует сатсангу. Находясь среди мудрецов, вы обязательно познаете Бога. Мудрецы укажут вам путь к Нему. Они уничтожат коварные ямы и ловушки, подстерегающие вас на пути. Они развеют ваши сомнения и укрепят в вашем сердце бесстрастие, знание и способность к различению. Сатсанга —единственная надежная лодка, способная перевезти вас через океан к берегу бесстрашия и бессмертия. Даже будучи весьма краткой, сатсанга (общение с мудрецами) есть великое благословение для тех, кто обучается, а также для людей с мирским сознанием. Благодаря сатсанге они твердо убеждаются в существовании Бога. Мудрецы уничтожают мирские самскары. Общество мудрецов — могучая крепость, позволяющая человеку защитить себя от искушений майи.
Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Божества. На горной вершине Кайласы Он предается погружению в Себя. Он — воплощение строгости, отречения и безразличия к миру. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его разрушительную энергию, которая, будучи высвобождена, уничтожает мир. Нанди — Его любимец, хранитель Его порога. Он заставляет затихнуть все окружающее, чтобы никто не потревожил Господа в Его самадхи. У Господа пять ликов, десять рук, десять глаз и две ноги.
Вришабха, или бык, символизирует бога Дхарму. Господь Шива ездит на этом быке. Бык — средство Его передвижения. Это означает, что Господь Шива — защитник дхармы (закона), Он — воплощение дхармы, справедливости.
Четыре ноги лани символизируют четыре Веды. Господь Шива удерживает лань в Своей руке. Это значит, что Он — Властелин Вед.
В одной из рук Он держит меч, так как Он является разрушителем смертей и рождений. Огонь в другой Его руке указывает на то, что Он защищает дживы, сжигая все оковы.
Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром). В «Натья Шастре» Бхараты упоминается 108 танцевальных поз и танец «тандава лакшан».
У Него четыре руки. В Его спутанных волосах — Ганга и полумесяц. В правой руке Он держит дамару (барабан в форме песочных часов — символ космического ритма и звука). Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика. Звук барабана призывает индивидуальные души припасть к Его стопам. Он символизирует омкару (слог «ом», самая священная мантра индуизма, иное название — пранава). Из звучания дамару образовался весь санскритский алфавит. Творение возникает из дамару.
В одной из левых рук Он держит пламя. Огонь производит разрушение. Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог — разрушитель и созидатель одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие. Поднятой левой рукой Он демонстрирует для Своих преданных абхайя-мудру (мудра защиты и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти). «Преданные Мне, не бойтесь! Я защищу всех вас!» — таков ее смысл. Свободной правой рукой Он указывает вниз, на асуру Муялаку, который сжимает кобру. Левая Его нога изящно приподнята. Приподнятая нога означает майю (иллюзию). Указывающая вниз рука — знак того, что Его стопы — единственное прибежище для индивидуальных душ. Голову Шивы украшает корона с черепом — знак победы над смертью.
Он танцует очень спокойно. Если, танцуя, Он разгневается, мир мгновенно исчезнет. Он танцует с закрытыми глазами, так как искры из Его глаз могут сжечь всю вселенную. Пять действий Господа (паньчакрия) — творение (сришти), сохранение (стхити),разрушение (самхара), иллюзия (тиробхава) и благодать (ануграха) — суть Его танцы.
В надлежащее время Господь Шива, танцуя, разрушает с помощью огня все имена и формы. И снова наступает тишина.
танце творения есть и важная нумерологическая символика — общее число движений равно 108. Это и число бусин на четках, и 108 сакральных имен Шивы. Это же число движений используется, как в индийских боевых искусствах (Карали Пайтту (Karali Paittu) в системе Керала (Kerala)), так и Китайском Тай Чи. Однако самое последнее движение невозможно передать, так как оно имеет многомерную природу и является самим актом творения вселенной.
Все 108 движений лишь создают энергетический канал и подготавливают почву для Творения.
Следующая фаза направлена на поддержание равновесия и гармонии созданного мира. На этом этапе Шива танцует лицом на Юг, держа Дамару в опущенной правой руке. Это олицетворяет преодоление страха смерти, одной из наиболее пагубных страстей, мешающей полноценной реализации человека и человечества в целом.
В фазе разрушения Шива танцует с пламенем в поднятой левой руке. Это символизирует огонь, разрушающий всё в отжившем свое мире.
Четвертая форма танца олицетворяет победу над силой иллюзии (Майи). Тут Шива танцует, попирая правой ногой распростертого карлика (символ демонической энергии иллюзии). Опущенная левая рука указывает на поднимаемую в танце левую ногу, напоминая о пути личного и общечеловеческого спасения, избавления от иллюзорного существования.
Самый удивительный танец Натараджи — урдхва-тандава. В этом танце левая нога поднята кверху, так что ее пальцы направлены в небо. Это самый сложный вид танца. С помощью этой танцевальной позы Натараджа победил Кали. Согласно легенде между богом Шивой и его женой Умой возник спор о том, кто из них лучше танцует. Был организован конкурс под аккомпанемент божественного оркестра, в котором богиня Сарасвати (покровительница искусств и знаний) играла на вине (лютне), бог Индра играл на флейте, бог Брахма — на цимбалах, бог Вишну — на барабане, а богиня Лакшми пела трогающие душу песни. Во всех остальных способах танца Кали успешно соревновалась с Шивой. Во время танца Натараджа потерял Свою серьгу. Танцуя таким способом, Он смог пальцем Своей ноги вернуть украшение на прежнее место, сделав это незаметно для зрителей.
Натараджа танцевал, подняв вверх правую ногу. Это — поза гаджахаста в танце нритья. Он танцевал очень долго, ни разу не изменив положения ног. Богиня Ума решила, что в этом случае следует проявить скромность и признать, что победителем является Шива.
Есть еще одна танцевальная поза Шивы — «на голове слона». Господь Шива в этой форме именуется Гаджасана Мурти. У ноги Господа Шивы видна голова слоноподобного чудовища. У Господа Шивы восемь рук. В трех правых Его руках — трезубец, барабанчик и петля. В двух руках Он держит щит и череп, третья левая рука — в позе висмайя.
Один асура принял облик слона, чтобы убить брахманов, которые сидели вокруг Вишванатха-Лингама в Бенаресе, полностью погруженные в медитацию. Внезапно из Лингама появился Господь Шива, убил чудовище и украсил Себя его шкурой.
enigma-vita.livejournal.com
Пантеон индийских богов. — Никогда не о чем не жалей, не оглядывайся в прошлое, не пытайся заглянуть в будущее, живи настоящим
Пантеон индийских богов.


Бог Шива в семейном кругу



Господь Шива выпивает океан яда

Господь Шива выпивает океан яда

Шива Шанкара

Хануман, Рама и Лакшмана поклоняются Шиве

Рама, Сита

Рама, Сита, Лакшмана

Хануман поклоняется стопам Рамы

Кришна поднимает холм Говардхана

Кришна танцует с Гопи

Сарасвати, Богиня учености (супруга Брахмы)

Лакшми, богиня процветания (супруга Господа Вишну)

Господь Шива

Кришна Говинда (муралидхар)

Лакшми, Сарасвати, Ганеша

Ганеша

Субраманьям

Кришна младенец

Брахма, Вишну, Шива

Кришна и Арджуна на боле битвы Курукшетра

Кришна и Арджуна на боле битвы Курукшетра

Парвати поклоняется Шиве

Лакшми, Сарасвати, Ганеша

Хануман

Лакшми

Шива и Парвати

Вселенская форма Господа

Шива и Парвати

Кришна и Радха

Кришна на змее

Ганеша

Рама, Сита, Лакшмана, Хануман

Гаятри-мантра

Дурга

Богиня Дурга (ипостась Деви)

Сарасвати, Лакшми, Ганеша

Вишну, Лакшми



Дурга, Лакшми и Сарасвати
http://www.liveinternet.ru/users/5682580/profileedwardjournal.livejournal.com
Шива — история божества в индуизме, облики, образ и характер
Шива: история персонажа
Индуизм входит в тройку популярных религиозных направлений. Он основан на мифологии и обычаях арийских народов, населявших Древнюю Индию. Это направление характеризуется двумя течениями: вишнуизмом и шиваизмом. Поборники течений поклоняются Вишну и Шиве. Призванием Шивы считается разрушение устаревшего мира во имя создания нового. Он олицетворяет собой начало. Образ божества знаком многим по изображениям, не жители Запада мало знают о его происхождении и значении в культуре Индии.
История появления
Шива известен со времен хараппской цивилизации древних индийцев. С приходом ариев в эту местность было положено начало новой религии, которая насаждалась так же, как христианство на Руси. Значение имени Шивы с санскрита переводится как «благоприятный», при этом божество символизирует разрушения и практически ассоциируется с богом смерти.

В индуистской мифологии он имел такую же власть, как Брахма и Вишну, которого больше знают под другим его именем – Кришна. Шива разрушает иллюзии и представляется одновременно грозным, как разрушитель миров, и милостивым, как родоначальник всего нового. Врагами божества являются дьявол, сатана и демоны.
Натараджа, популярное изображение Шивы, представляет его танцующим или сидящим в лотосе. Чаще он имеет светло-голубую кожу. У божества четыре руки. На плечи накинута слоновья или тигриная шкура. Во лбу виднеется третий глаз.

Каждому божеству присущи персонифицированные атрибуты. Таковыми располагает и Шива. Среди его оружия – лук, дротик, жезл, меч, дубина с черепом и щит. Каждый элемент имеет собственное название. Так, тришулой именуется трезубец, символизирующий триаду, тройственность стадий эволюции, времени, гунны и т.п.
Символичным является изображение кистей рук Шивы. Нередко на картинах выписаны курительная трубка, кувшин с нектаром бессмертия, барабан, символизирующий вибрации Вселенной, и другие обрядовые элементы. В распоряжении Шивы масса атрибутов из различных сфер, которые позволяют облагородить человека и открыть доступ в мир мудрости и возвышенного.

Парвати, супруга божества, является аутентичным женским образом, на который похожи персонажи индийской мифологии в женском обличье. Союзу с ней предшествовала связь с Шакти. Точнее будет сказать, что Парвати – реинкарнация Шакти. У божественной пары были дети.
Самым известным из них стал Ганеша – слоноликий сын Шивы, бог мудрости. Многорукий бог изображается ребенком с головой слона. Как правило, на картинах у него четыре руки, три глаза, а вокруг живота обвивается змея. Среди его заслуг написание священной поэмы Индии – «Махабхараты».
Шива в культуре
Шиваизм – востребованная индийская религия, которая ведет историю со второго века до нашей эры. Первое изображение Шивы обнаружили в Гудималламе, на севере Мадраса. Многообразие бога отображается в том, что ему приписывают более сотни имен, среди которых «благотворный», «дарующий счастье» и «великодушный». Шива считается богом, руководящим триединством эволюции.

Под его началом происходят рождение, развитие и смерть. Он покровительствовал целительству, подарил миру мантры и санскрит. Мантра Гаятри – известнейшая из провозглашаемых в честь Шивы молитв. Популярными мантрами являются Шива Махапурана, Манас Пуджа. Считается, что мантра открывает чакры и позволяет достичь духовных высот.
Танец считался древней магической формой. В Индии верили, что, совершая движения, танцор входит в транс и перемещается в параллельную реальность, сливаясь со Вселенной. В танце модернизировалась личность, проявлялись способности провидца, происходило раскрытие внутренней сущности человека. Это мастерство в Индии стояло наравне с дыхательными практиками. Космический танец, пробуждающий энергию эволюции, – то, с чем ассоциировался Шива, танцующий бог и Владыка танца.

Образ божества использовался в искусстве, живописи, скульптуре и архитектуре. Считается, что каждый элемент изображения обладает высшим духовным наполнением и символизмом. В 1200 году во время раскопок была обнаружена скульптура, располагающаяся неподалеку от храма Шиварапурам. Она изображала танцующего Шиву. К статуе по сей день приезжают паломники, чтобы поклониться верховному божеству и поделиться с ним своими надеждами.
Индийская мифология специфична. Она серьезно отличается от христианских верований и больше походит на языческие поклонения, так как в ней бог не един. Как и другие древние религии, шиваизм мифологичен. Легенды о жизни богов исполнены необычных описаний и сюжетов, включая истории о том, как Шива отрубил голову Брахме.

Шиваизм – неотъемлемая часть жизни современного населения Индии, которое предпочитает это религиозное направление. Люди преподносят дары божеству, делятся с ним печалями, просят о помощи и воздают хвалу в отведенное для этого время, ориентируясь на каноны. Календарь шиваистов освещает памятные даты для последователей Шивы. В конце февраля в Индии отмечают праздник под названием Махашиваратри, приходящийся на ночь свадьбы Шивы и Парвати.
Экранизации
Как верховное божество Шива часто упоминается в кинематографе. О его происхождении сняты документальные и художественные ленты, описывающие глубину и мифологичность древней религии. Практикующие шиваисты снимают фильмы об учениях Шивы. Одним из так учителей считается Чарана Сингха. Он учит последователей правильно понимать заветы и наставления Шивы, а также правильно использовать дарованные им мантры в ходе духовных практик.

На волне популярности многосерийных фантастических фильмов создан проект под названием «Бог богов Махадев». Это сериал, сюжет которого строится на легендах о Шиве. Повествование создано при использовании сакральных текстов из Пуран. История, представленная постановщиками, повествует о происхождении Шивы. Она освещает союз с Шакти, перипетии, сопутствовавшие их бытию и любви. Жанр саги считается драмой в формате телевизионного проекта. В фильме использованы работы мифолога Девдатта Паттанаика. Роль Шивы в сериале исполнил Мохит Райна.
Фото
24smi.org
Танцующий Бог Шива — что такое шиваизм в Индийской мифологии
В Индийской мифологии существует очень много божеств, но самым влиятельным и почитаемым из них является бог Шива. Он вместе с Брахмой и Вишну входит в тримурти — божественную триаду. Бог Шива считается не только добрым защитником, но и грозным созданием, несущим иногда и разрушительную силу. Часто он изображается с веревкой, на которой висят нанизанные черепа и представляется двуполым существом.
Шива выступает, как бог-творец и одновременно — бог разрушения, проживающий высоко в Гималаях, вблизи горы Кайлас. Эта гора выполняет роль трона божества и места нахождения его райских покоев. Сюда стекаются паломники со всего света.

Шива является противоречивым божеством, особенно обожаемым в южных районах страны.
С 10 века он чаще всего изображается танцующим, ведь Шиву называют «танцующим богом» (Натараджи). В период раскопок (примерно в 1200 году)была обнаружена статуя танцующего бога, вблизи храма Шиварампурам. Сюда ежедневно приходят верующие местные жители и паломники для того, чтобы поклониться Шиве и поделиться с ним своими радостями и печалями. Изображение его в танце носит очень символичный характер и является отражением всей Вселенной.
Характеристика танца Шивы
- Развивающиеся в движении волосы указывают на неиссякаемую энергию бога.
- В ногах Шивы лежит карлик, как олицетворение злых сил и человеческого неведения.
- Присутствие нимба Тирувази говорит о наличии вселенского влияния бога.
- В правой руке Шивы расположен дамару — маленький барабан, символизирующий пробуждение всего мира и заинтересованность жизни.
- Левая рука делает жест, характеризующий божье благословение и всяческое одобрение. В этой же руке, соприкасающейся с нимбом, проглядывается пламя (Агни) — в качестве знака мирского очищения.
- Расположение второй левой руки (поперек груди)характеризует силу и власть, определяет присутствие отвергнутого и осуждаемого демона.
- Серьги бога также полны скрытых мотивов. В правом ухе серьга удлинена, что характеризует мужскую половину Шивы, а в левом ухе вставлена обыкновенная круглая серьга, символизирующая женскую половину. Это говорит о двуполости всех божеств.
- В волосах бога включены кобра и полумесяц — как олицетворение божественности Шивы.
- Огонь в области лба символизирует третий глаз божества и великую мудрость.
Считается, что в танце Шива регулирует порядок во Вселенной и, когда он останавливается, то мир накрывает хаос. Так один период сменяется другим.
Шиваизм — одна из почитаемых и главных религий Индии. Шиву начали изображать уже во втором веке до нашей эры. На севере Мадраса находится его самое древнее каменное изваяние (в храме Гудималлама).
Шива является самым неординарным и многоликим богом, олицетворяющим созидание и разрушение одновременно, проявление милосердия и жесткости.
Имя его происходит от санскритского слова и означает «добрый» или «дружелюбный». Многообразие и неординарность Шивы представлены в его именах. Индусское священнописание указывает на 1008 имен этого божества. Одним из них является — Шамбху. Оно переводится, как «великодушный», «дарующий счастье». Шанкара (другое имя бога)означает «благотворный».
Шиву считают истребителем Трипуры — городов, возведенных демонами, решившими покорить богов и захватить их власть. Шива одной стрелой сжег все три крепости и воцарился мир.
Его часто называют Пашупати, что означает «владыка скота». Он изображается нередко на быке Нанди, бывшего человека и почитателя бога, принявшего обличье животного. Этот бык присутствует во многих храмах, посвященных Шиве и является символом человеческой души, безустанно стремящейся к созерцанию и поклонению божества.
indiada.ru
Шива | Международная федерация йоги ПАТАНДЖАЛИ
Но есть и ещё одна история о Синегорлом Шиве, связанная с пахтанием молочного океана:
Святой мудрец Дурваса, являвший собой часть самого Шивы, посетил однажды собрание земных правителей и получил от них цветочную гирлянду. На обратном пути в мир богов мудрец размышлял об относительных достоинствах всех его обитателей и решил отдать гирлянду Индре, решив, что именно он заслуживает этот подарок. Индра принял подарок, но, как только Дурваса удалился, отдал гирлянду для развлечения одному из своих слонов. Вдруг Дурваса вернулся , чтобы сообщить что-то Индре, и увидел, что слон играет его гирляндой. Разгневанный святой тут же проклял Индру и всех подчинённых ему богов и пожелал им стать такими же беспомощными перед смертью как люди.
Вскоре Бали, царь асуров, объявил войну богам и двинулся на них с огромной армией. Поражение казалось неизбежным. Тогда боги отправились к Шиве и рассказали, какая неудача с ними приключилась. Шива не мог отменить проклятие Дурвасы и отправил их к Брахме, а тот – к Вишну. Вишну, после погружения в медитацию, сказал, что только амброзия (сливки Молочного Океана) сможет вернуть их прежние свойства.
Ни одной обычной мутовкой нельзя было взболтать этот океан, так что для данной цели надо было вырвать гору Мандару. Одним богам было не под силу поднять эту гору и вертеть её в океане, поэтому Вишну попросил Индру заключить перемирие с асурами на их собственных условиях, пообещать им равную долю амброзии и, таким образом, привлечь их силы для пахтания океана. Индра спросил Вишну, не опасно ли делиться с асурами амброзией, ведь она только усилит их мощь, но Вишну просил предоставить это дело ему.
Перемирие было заключено, боги и асуры вырвали из земли Мандару и опустили её в Молочный Океан. Затем боги схватили огромного змея Васуки, живущего в одном из адов, и обвязали его вокруг горы вместо верёвки. Вишну предложил богам встать в головах этой «верёвки», но асуры заподозрили подвох и заявили свои права на данную позицию. Таким образом, боги взялись за хвост змея и в результате его обжигающее дыхание ослабляло асуров, тогда как богов освежал прохладный бриз, дувший с океана.
В процессе пахтания гора начала проваливаться в жидкое дно океана и её было невозможно вращать. Тогда Вишну принял форму гигантской черепахи (это его воплощение называется Курма-аватара), нырнул в океан и подставил спину под гору.
Вскоре на поверхности океана стали появляться четырнадцать драгоценных предметов (чатурдаса-ратнам):
Луна, которая досталась Шиве,
Дерево Париджата и слон Айравата, их потребовал для себя Индра,
Корова Камадхену, её отдали семерым риши,
Варуни, богиня вина, её отдали владыке морей Варуне,
Апсары, небесные танцовщицы, которых также отдали Индре,
Белая лошадь Уччайшравас, которую отдали Бали, но позже Индра выиграл её, победив в сражении после питья амброзии,
Богиня Лакшми, морская раковина, булава и сокровище Каустабха – всё это забрал себе Вишну,
Дханвантари, божество Аюрведы, с сосудом амброзии,
Сосуд с ядом, который мог бы уничтожить всю вселенную.
Увидев сосуд с ядом, так долго хранившийся на дне мирового океана, боги решили скорее от него избавиться, иначе яд мог разрушить всю Вселенную. Шива спас и богов, и людей, и все живые существа, проглотив яд. Яд по-прежнему хранится в горле Шивы, за что он носит эпитет Нилаканта (Синегорлый), яд жжётся и причиняет боль, поэтому часто шею Шивы обвивает холодное тело кобры, охлаждая её.
Когда появился сосуд с амброзией, боги и асуры бросились к нему. Началась драка, в которой асурам удалось присвоить амброзию себе и убежать прочь. Но и между самими асурами завязалась перепалка – кому пить первым. Тут среди них неожиданно возникла дева божественной красоты. Асуры позабыли про амброзию и встали как вкопанные, любуясь красотой Мохини, в образе которой явился сам Вишну. Мохини остановила свой взор на сосуде и один из асуров галантно предложил ей разрешить спор. Мохини заметила, что боги и асуры трудились на равных, добывая амброзию и поэтому все должны получить равную долю. Она усадила богов и асуров в два ряда и сначала стала обносить напитком богов. Но как только она напоила последнего из них, то сразу же исчезла вместе с сосудом. Асуры разразились проклятиями и тут же началась битва, но боги, вернувшие свои силы с помощью амброзии, легко её выиграли и обратили асуров в бегство.
Следует добавить, что Шива был столь очарован красотой Мохини, что отправился к Вишну и попросил его снова принять эту форму. Вишну уважил его просьбу, но, обезумевший от страсти Шива, привлёк к себе Мохини и попытался овладеть ею. Вишну поспешил вернуть себе прежний облик, однако Шива так крепко сжимал его в своих объятиях, что они слились в единое существо.
Шива принял небесную Гангу в свои волосы, когда богиню попросили спуститься на землю, дабы смыть прах предков царя Бхагиратхи. Шива подставил свою голову, чтобы ослабить мощь напора полноводных и стремительных вод, тем самым спасая жизни всех живых существ на земле. Священный поток обрушился на голову Шивы и, струясь по его волосам, разделился на семь рек.

Пураны описывают возникновение яростной вражды между Шивой и Дакшей (сыном Брахмы), кульминацией которой стала гибель последнего. У Дакши была прекрасная дочь по имени Сати. Когда она достигла совершеннолетия, он разослал всем богам приглашения явиться на её сваямвару (брак по выбору) с тем, чтобы она могла выйти замуж за любого бога по своему выбору. Однако Шиву он не пригласил, посчитав, что личность с его привычками и внешностью – плохая пара для его дочери.
Но Сати была усердной поклонницей Шивы и поклялась, что не выйдет замуж ни за кого другого. Поэтому в день свадьбы, войдя в зал, где собрались боги, и не найдя Шиву, она была жестоко разочарована, и, моля Шиву явиться и принять свадебную гирлянду, она подбросила её в воздух. Шива появился и принял гирлянду, в результате чего раздосадованный Дакша вынужден был отдать свою дочь Шиве. Однако это положило начало вражде.
Однажды, совершая великое жертвоприношение, Дакша пригласил всех богов, кроме Шивы. Но Сати, сидя на Кайласе, увидела на дороге толпу богов и, поинтересовавшись, узнала, что они идут к её отцу, чтобы присутствовать на жертвоприношении. Глубоко оскорблённая таким пренебрежением, Сати отправилась в дом своего отца без приглашения.
Достигнув дома Дакши, Сати спросила отца, почему он не пригласил на жертвоприношение её мужа. Дакша, с нежностью усадив дочь к себе на колени, сказал: «Дорогая, всему виной то, что твой муж ведёт себя недостойно богов, он развлекается на кладбищах в компании призраков и духов, обнажённый или полуодетый в шкуру тигра, покрытый пеплом, в ожерелье из человеческих черепов, украшенный змеями, постоянно скитается как бродячий нищий, презирая все божественные установления. Он недостоин быть среди богов». В ответ разгневанная Сати громко заявила о первенстве своего мужа над другими богами. Последовал продолжительный спор и Сати, чтобы постоять за честь своего мужа, прыгнула в жертвенный огонь и сожгла себя.
Узнав о её смерти, Шива пришёл в ярость и немедленно отправился в дом Дакши. Из своих волос он произвел несколько демонов, которые в одно мгновение положили конец жертвоприношению. Началась жестокая схватка, в которой Шива принял одну из своих форм, называемую Вирабхадра (воитель), отрубил голову Дакше и обратил в бегство своих соперников. После чего, невменяемый в своём горе, поднял обугленное тело Сати и, прижимая его к груди, в приступе безумия начал танцевать. Семь раз он протанцевал вокруг всего мира с телом супруги. Неистовство и ритм танца начали сказываться на мире и его жителях. Не зная, к чему приведёт безумный танец Шивы, Вишну разрубил тело Сати на несколько частей, которые упали на землю. Перестав ощущать в руках тяжесть тела, Шива немедленно пришёл в себя.
Затем, откликнувшись на мольбу богов, он усмирился и, раскаявшись в убийстве Дакши, согласился вернуть его к жизни. Но в суматохе, которой прервалось жертвоприношение, отрубленная голова Дакши потерялась. Вместо неё он получил голову козла и воскрес.
Сати же перевоплотилась в Уму, дочь Гималаев (отсюда её второе имя Парвати, рождённая горой), но к этому времени Шива превратился в отшельника и Уме пришлось в течение нескольких лет совершать аскетические подвиги, прежде чем она смогла стать его женой.
Однажды Парвати, добиваясь расположения Шивы и сгорая от желания к нему, попросила Каму, божество страсти, выпустить в Шиву свою стрелу (стрелы Камы обрекают на любовную страсть того, в кого они попали). Пребывавший в состоянии медитации, Шива огнём третьего глаза испепелил Каму и на земле восторжествовала Према, чистая любовь. Правда затем, по просьбе супруги Камы, Рати, восстановил его в облике Прадьюмны, сына Кришны и Рукмини. В связи с этим, Каму часто называют Ананга (Лишенный тела).

В Пуранах приводится рассказ о происхождении третьего глаза Шивы. Однажды, когда он сидел на горе Кайласа, Парвати в игривом настроении подкралась к нему сзади и закрыла ему глаза руками. Результат был катастрофическим. Три мира погрузились во тьму и, лишившись света и тепла, всё живое начало гибнуть. Однако на лбу Шивы немедленно возник третий глаз и спас вселенную.
Шива – бог ритма в форме Натараджа. Его танец отображает непрестанное движение во вселенной. Он танцует и в радости, и в горе. Он танцует на мёртвом теле убитого им асуры и этот танец символизирует окончательную победу добра над злом. Вот легенда о его мистическом танце:
Однажды в лесу жили отшельники-риши, проповедовавшие анти-шиваистское учение. Шива решил научить их истине. Он пригласил Вишну составить ему компанию в виде прекрасной женщины. И вот Шива, одетый как странствующий йог, и Вишну, изображавший его жену, вступили в дикий лес. В тот же миг все жёны риши оказались охвачены неистовой страстью к йогу, а самих риши свела с ума мнимая жена йога. Вскоре всё население пришло в беспокойство и отшельники стали подозревать, что всё не совсем так, как кажется. Они собрались вместе и произнесли в адрес новоприбывших проклятия, которые остались совершенно безрезультатными. Тогда они приготовили жертвенный огонь и вызвали из него ужасного тигра, который набросился на Шиву, чтобы пожрать его. Шива, едва улыбнувшись, слегка ткнул в тигра мизинцем, содрал с него шкуру и завернулся в неё. Тогда риши произвели ужасную змею, но Шива повесил её себе на шею вместо гирлянды. Затем появился злобный карлик с огромной булавой, но Шива наступил ногой ему на спину и начал танцевать, продолжая прижимать карлика к земле. Обессилившие отшельники, чьё упорство было истощено сначала их собственными трудами, а теперь великолепием и быстротой танца, видом раскрывшихся небес и богов, собравшихся, чтобы лицезреть танцора, распростёрлись перед величественным богом и стали его приверженцами.
new.yogatoday.ru