Семейное чтение притчи 3 класс перспектива – 3 .

Интернет урок по литературному чтению «Притчи»

Сколько мудрости, тонкости и смысла в притчах… Притчи — короткие мудрые истории —  всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле. Это очень эффективное средство развития и воспитания.

Притчи как семена, однажды попав в сердце ребёнка обязательно вырастут и дадут свои плоды…

Притча «Два совета»

Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.

— Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!

Послушался еж совета и пошел в город.

Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.

— Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.

— Зачем? – не понял еж.

— А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!

И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Притча «Спор ветра с солнцем»

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.

Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

Притча «Хрупкие подарки»

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Притча о гвоздях

Жил — был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, — шрам останется.

Притча о правде и лжи

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.

Если хочешь быть счастливым, будь им

—  Горе мне, горе, — вздыхал человек, сидя на лавке, и слезы ручьем катились по его лицу.

—  Что ты все ноешь? — рассердилась жена. — Если хочешь быть счастливым, будь им.

—  Как же мне быть счастливым, если счастье не приходит ко мне. Зато несчастья одним за другим сыплются на мою бедную голову.  Урожай не созрел, крыша прохудилась, забор сломался, ноги болят. Ох, горе мне, горе, — плакал человек.

 Услышало Счастье эти стенания и пожалело беднягу. Решило оно заглянуть к нему в дом.

Постучало Счастье в окошко и проговорило: «Если хочешь быть счастливым, будь им».

— Подожди плакать, посмотри, что-то сияет в нашем окошке, — остановила человека жена.

— Закрой шторы. Этот свет слепит меня и мешает горевать, — велел человек жене и снова зарыдал. Жена закрыла шторы, села рядом на скамейку и тоже заплакала.

Удивилось Счастье и улетело прочь.

Вопросы и задания: 

  •  Почему счастье улетело прочь от человека?
  • Как вы думаете, счастье приходит к каждому человеку?
  • Почему одни люди всю жизнь чувствуют себя несчастными,
  • а другие, наоборот, считают себя счастливыми?
  • Что такое  счастье? Придумайте сказочный рецепт счастья. 

Младший принц 

Было у короля три сына. Старший – был храбрым воином, и умело владел любым оружием.  Он мечтал стать полководцем, и король поставил его во главе своего войска. Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков. Отец соглашался с ним и выдавал деньги на строительство. Только младший сын расстраивал короля. Он не воевал, не строил, а целыми днями читал книги. Младший сын короля  изучал историю, языки и обычаи разных народов.

— Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих народов? Ты должен любить свою Родину, — часто упрекал принца король.

Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои занятия.

Вдруг нежданно-негаданно пришла беда. Соседи короля объединились и объявили войну. Королевское войско терпело поражение за поражением. Наконец настал день последней битвы. В многочисленных храмах все, кто не мог сражаться, молили Господа о спасении.

За день до битвы в шатер полководца вошел младший сын короля.

— Зачем ты приехал сюда, книжник? Уезжай немедленно! Завтра будет битва! – вскричал молодой полководец.

— Да, сын, тебе здесь не место, — поддержал король, который тоже готовился победить или погибнуть в последнем сражении.

Младший сын короля достал бумагу и спокойно сказал:

— Я три дня провел во вражеском лагере. Здесь нарисовано расположение орудий врага и все их планы. Завтра на рассвете основные силы противника обойдут наше войско по узкому оврагу и ударят нам в тыл.

После рассказа младшего сына, король приказал готовиться к битве. Сражение было жестоким, но враги всюду натыкались на ловушки и были разбиты.

— Сын, ты оказался героем. Как ты смог прятаться среди врагов целых три дня? – воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.

—  Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки и обычаи этих людей. Поэтому они принимали меня за своего, — ответил принц.

— Разве тебе не было страшно? – удивился его брат.

— Любовь к Родине превыше страха смерти, — спокойно ответил младший сын.

Вопросы и задания для беседы:

  • Почему королю казалось, что его младший сын не любит свою Родину?
  • Как вы думаете, если человек знает в совершенстве иностранные языки, значит ли это, что он не любит свою Родину?
  • Какой язык вы хотели бы выучить и почему?
  • Как вы думаете, какое занятие самое достойное для сына короля?

После затмения

Летела птица по небу, не замечая ни солнечного света, ни белоснежных облаков, ни земной красоты.

И вдруг – солнечное затмение! Мрак объял всё вокруг. Потемнев, исчезли облака.
Не стало видно ни земли, ни неба. Испугалась птица и подумала, что ослепла. Заплакала она.
Как же я теперь без всего этого жить буду? Как мне быть-то дальше? А дальше – снова стало светло.
Появилось солнце. Просветлели и стали опять белоснежными облака. И, наконец, показалась земля, которая еще никогда не казалась такой прекрасной!
Ахнула и запела от радости птица. И, не в силах насытиться, словно впервые взирала на всю эту красоту…
…Как полезно и нам, людям, время от времени – такое затмение солнца!


Благородная мышка

Повадилась мышка сыр из мышеловки таскать.
Да так ловко, что ни разу не попалась! Но еще более удивительным было то, что сыр, который лежал на столе, она никогда не трогала и питалась только тем, что в мышеловке.

— Почему? — спросила, поймав ее, кошка.
— Да не хочу хозяевам досаждать! — ответила та. — Мне ведь и моего хватает…
«Надо же, какая благородная мышка!»- подумала кошка и, отпустив ее, обо всем рассказала хозяйке.
С тех пор вместо мышеловки на полу стояла маленькая мисочка, в которой лежал кусочек сыра для мышки.
Все дело в том, что хозяева — тоже были благородными!

Подвиг клея

Решил клей всего себя без остатка людям отдать. (Услыхал он от них, что очень им нужен!). Вылез из тюбика – и ну по всему дому работать!
Работал-работал…
Все пары обуви друг с дружкой склеил, стулья к столу, стол – к полу. Не забыл даже прищепки – приклеил их к бельевой веревке так, что их теперь только с ней можно было оторвать. Клей-то был крепкий – намертво клеил.
Закончил он свою работу. И так и не понял, почему ужаснулись хозяева, придя домой.
Так ведь всегда бывает, когда не к тому прикладываешь свои силы.

Даже если при этом совершишь подвиг!

Справедливость

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых. 

Одному человеку очень хотелось стать могущественным. Прослышав, что высоко в горах есть мудрец, который может творить чудеса, он отправился к нему. Готовил ему пищу, укутывал ноги и делал всё, что полагается в таких случаях. Старик был очень добр и приветлив, но когда его расспрашивали о чудесах, неизменно повторял одно:

— Я простой человек и не знаю никаких чудес.

Но хитрец думал так: «Вот верный признак мудреца. Так может сказать только тот, кто знает. Тот же, кто заявляет о себе, как о знающем, ничего не стоит».

Прошло время. Человек не уходил. День и ночь он прислуживал мудрецу, надеясь выудить у него тайну. Однажды ночью человек взялся массировать старику ноги, расспрашивая его о чудесах. Вскоре старик захотел спать и сказал:

— Достаточно. Прекрати!

Но хитрец сказал ему:

— Я не прекращу до тех пор, пока Вы не откроете мне тайну о том, как творить чудеса!

— Хорошо, — сказал мудрец, — будь по-твоему! Я дам тебе очень могущественное заклинание. Ты должен произнести его девять раз после того, как задумаешь желание. Это очень могущественное заклинание! Поэтому любое твоё желание сбудется.

Получив то, о чём мечтал, молодой человек очень обрадовался и начал собирать свои вещи. А мудрец говорит ему:

— Но не спеши, есть одно условие.

— Что ещё за условие? — спросил тот.

— Чтобы сбылось твоё желание, ты должен полностью сконцентрироваться на нём в тишине. И, самое главное, ты не должен думать о жёлтой обезьяне!

— О, это не проблема! — сказал тот. — Я никогда не думал ни о каких обезьянах.

И он ушёл. Ещё по пути домой ему начали мерещиться какие-то рожицы. Но он спешил и не обращал на это особого внимания. Ему не терпелось поскорее сесть в тишине и загадать желание.

Когда он подошёл к своему дому, ему показалось, что изо всех окон на него смотрят обезьяны. «Что за наваждение?» — подумал он. Но это было только начало! Как только он сел, загадал желание и произнёс заклинание, тут-то всё и началось. Обезьяны окружили его. Они кричали, строили рожицы, дёргали его за одежду. Это было невыносимо!

К утру он уже и не мечтал ни о каких чудесах. Единственным его желанием было уснуть. Но тщетно! Обезьяны повсюду преследовали его.

К вечеру следующего дня еле живой, молодой человек добрался до хижины старца. Тот ждал его.

— Что? Беспокоили обезьяны? — спросил мудрец, улыбаясь.

— Не время смеяться. Разве это смешно? — ответил горе-ученик. — Беспокоили ли меня обезьяны? Вы старый человек и Вам не стыдно так шутить? Я принял Вас, как своего учителя, а Вы? Я чуть с ума не сошёл! Возьмите Ваше заклинание назад и освободите моё сознание. Вместо того чтобы научить меня чудесам, Вы развили во мне сознание обезьяны.

Мудрец, мягко улыбаясь, сказал:

— Ты сам виноват. Я же предупреждал тебя, что не знаю никаких чудес. Кроме того, я хотел показать тебе, насколько неразвит и порабощён твой ум. И тебе, прежде всего, следует заняться его развитием.

Гавань 

Однажды один богатый купец захотел показать сыну мир, познакомить со своим компаньоном из другой страны и поэтому взял его в путешествие. Во время путешествия отец с сыном останавливались в очень дорогих гостиницах, отец всегда учил, чтоб сын требовал отношения к себе как к господину, тогда ему будут давать лучшую комнату в гостинице, лошади — отличное стойло в конюшне, а кораблю — хорошее место в гавани.

Они путешествовали в собственной кибитке, которая была запряжена двумя лошадьми. В один ненастный день их повозка застряла в грязи, место было безлюдным. Вскоре стемнело и полил дождь. Отец с сыном распрягли лошадей и верхом вынуждены были добираться до ближайшей деревни. Гостиницы там не было и они стали стучаться в дома. Люди, услышав незнакомый язык, не открывали двери, но что-то кричали в ответ. Так уставшие странники прошли всю деревню и только дверь самой последнего дома открылась. Старая старушка вся в лохмотьях пригласила их войти. Сын купца, увидев почерневшие стены и потолок, попятился к двери.

— Отец, давай не будем ночевать в такой грязной лачуге,- сказал юноша.

— В бурю любая гавань хороша, — ответил ему отец и дал старушке медную монету. Хозяйка прижала монету к сердцу и засмеялась.

— Она так искренне радуется медной монете, будто она золотая, — усмехнулся молодой человек.

— Как в бурю любая гавань хороша, так и в бедности любая монета золотая.- отметил отец.

Настоящая мать

Однажды скулящего совсем ещё слепого щенка подбросили во двор. Кошка, которая жила в этом дворе и у которой в это время родились котята, перенесла щенка к своим деткам и стала кормить его молоком. Щенок совсем скоро перерос приёмную мать, но, слушался её, как и прежде.

— Ты должен каждое утро вылизывать свою шерсть до блеска, — кошка учила щенка, и малыш старался, вылизывая себя язычком.

И вот однажды к ним во двор забежала овчарка. Обнюхав щенка, она добродушно сказала:

-Здравствуй щенок! Ты тоже овчарка. Мы с тобой одной породы.

Увидев кошку, овчарка злобно залаяла и бросилась на неё. Кошка зашипела и запрыгнула на забор.

-Давай вместе с тобой, щенок, прогоним отсюда кошку,- предложила собака.

-Давай уходи прочь из нашего двора и не смей трогать мою маму, -грозно зарычал щенок.

-Она не может быть твоей мамой, она же кошка! Твоей мамой должна быть такая же овчарка, как и я, — сказала овчарка, засмеялась и убежала со двора.

Щенок задумался, но кошка ласково промурлыкала:

-Кто кормит ребёнка, тот для него настоящая мать.

БУДЬ СЧАСТЛИВ

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

— Будь счастлив.

Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:

— Неужто ты такой смиренный?

— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

ДВА ВОЛКА

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


 

 

 

 

www.klass39.ru

«Притчи для детей. Сборник.» — начальные классы, прочее

О плохом и хорошем

Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину».

Прошло еще несколько дней, и они оказались у оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне, гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении – высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся».

Вывод: Эта притча о дружбе поможет понять, что плохое нельзя долго хранить в памяти. А вот о хороших поступках других людей никогда не следует забывать. И еще – нужно дорожить друзьями, так как в трудную минуту именно они часто оказываются рядом с человеком.

Солгать или правду сказать?

Три мальчика заигрались в лесу и не заметили, как наступил вечер. Испугались, что их дома накажут, и стали думать, как быть. Правду родителям сказать или соврать?

И вот как все получилось. Первый придумал историю о напавшем на него волке. Испугается за него отец, решил он, и простит. Но в этот момент пришел лесник и сообщил, что никаких волков у них не водится.

Второй сказал матери, что заходил проведать деда. Глядь – а тот уж сам на пороге. Так раскрылась ложь первого и второго мальчиков, и в результате их наказали дважды. Сначала за то, что провинились, а потом за то, что солгали. И только третий пришел домой и рассказал все, как было. Пошумела немного его мать и вскоре успокоилась.

Вывод: Такие притчи подготовят вас к тому, что вранье только осложняет ситуацию. Потому в любом случае лучше не придумывать оправданий и не скрывать свою вину в надежде, что все обойдется, а сразу признаться в проступке. Только так можно сохранить доверие родителей и не испытывать угрызений совести .

О двух волках

Однажды любознательный внук спросил у своего деда – вождя племени:

— Отчего появляются плохие люди? На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал:

— Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом.

— Понятно, — ответил мальчик. – А кто же из них побеждает?

— Все зависит от человека, — закончил дед.

— Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.

Вывод: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе.

Кто сильнее?

Поспорили ветер и солнце, кто из них сильнее. Вдруг видят: идет прохожий. Ветер и говорит: «Сейчас я сорву с него плащ». Дунул изо всей силы, но прохожий только сильнее закутался в свои одежды и продолжил путь. Тогда солнце стало пригревать. И человек сначала опустил воротник, потом развязал пояс, наконец, снял плащ и перекинул его через руку.

Вывод: Вот так и в нашей жизни бывает: лаской и теплотой можно добиться большего, чем криками и силой.

Незабудка.

Притча о милосердии и любви к природе.

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Два совета.

Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.
— Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!
Послушался еж совета и пошел в город. Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.
— Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.
— Зачем? – не понял еж.
— А чтобы лисе вкуснее есть тебя, было! – объяснила сова.

– Ведь до этого ей колючки твои мешали!
И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!

ПРИТЧИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

2

kopilkaurokov.ru

конспект урока литературного чтения 3 класс УМК «Перспектива»

Иванова Надежда Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории.

Урок литературного чтения

в 3 классе

Тема: «К.Г.Паустовский «Барсучий нос».

Цель урока: способствовать сознательному усвоению форм родного языка на основе изучения литературного произведения К.Г.Паустовского « Барсучий нос».

Задачи:

1) формировать навыки правильной читательской и речевой деятельности;

2) совершенствовать умения работать с текстом;

3)развивать мышление и творческие способности учащихся;

4)воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, любовь к природе.

Универсальные учебные действия:

Универсальные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

Регулятивные: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Коммуникативные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Оборудование: компьютер,  проектор, карточки, презентация.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности

  2. Постановка решения учебной задачи.

Определение цели и задач.

На доске: студия репортаж корреспондент зрители

— Прочитайте слова. Что вы представили?

— Как вы думаете, что будем делать на уроке? Чему будем учиться?

— Сегодня наш класс – это телевизионная студия.

А урок литературного чтения мы проведём в виде телепередачи.

— Название какой телепередачи вы бы взяли для нашего урока?

На экране: (слайд 1)

«Розыгрыш»

«Телепузики»

«Люби всё живое»

«Галилео»

«В мире животных»

— Почему выбрали это название? (выслушиваются мнения детей)

— Вы правы. Это передача «Люби всё живое». Именно так называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения. Что значит для вас «любить все живое»?

— На нашем необычном уроке мы будем учиться передавать содержание текста в виде репортажа. За основу репортажа возьмём рассказ К.Паустовского «Барсучий нос», работу над которым мы начали на прошлом уроке.

III. Решение учебной задачи.

  1. Работа над осмыслением слова репортаж.

Репортаж – это сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печать, по радио, телевидению. (С.И. Ожегов)

— Кто главное действующее лицо любого репортажа? (Корреспондент, репортёр, который ведёт репортаж)

— Всегда ли в репортаже участвует один человек?

— Обратимся к тексту рассказа «Барсучий нос». Кто герои нашего будущего репортажа? (Мальчик, взрослый, барсук)

— Как по-другому можно назвать мальчика, взрослого? Кто они в рассказе? (участники, очевидцы, герои, свидетели)

На доске: (дополнение к словам) очевидцы

— Все ли слова вам понятны? (Если нет, объяснить вместе с детьми используя словарь)

Как образовано слово «очевидцы»? (очи и видеть).

Что означает слово «очи»? (глаза) (устаревшее)

Как в русском языке называют такие слова? (сложные)

2. Работа над подготовкой репортажа.

— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы правильно подготовиться к репортажу?

— Нам надо точно определить роли, действия каждого участника

Работа с карточкой № 1 (индивидуально)

— Выберите из предложенного материала тот, который подходит к каждому участнику.

— Проверим. Какова роль и действия корреспондента, очевидцев?

— Есть ли в их роли, действиях общее?

(Знание текста, правильное, последовательное изложение событий; речь точная, выразительная)

— Посмотрим, насколько вы готовы участвовать в нашем проекте. Проведём кастинг, т.е. отбор, и выявим лучших знатоков содержания рассказа К. Паустовского «Барсучий нос».

1).У доски два ученика.

а). Воспроизведите правильный порядок сцен рассказа (один ученик у доски с картинным планом)

б). Барсук – главный герой рассказа, и нам важно знать, что с ним происходило.(один ученик выбирает действия в соответствии с сюжетом рассказа).

— Как ты понимаешь значение слова «голосил»?

2). Работа в парах по рядам

Перед выполнением задания повторим правила работы в группах:

  1. Уважай своего товарища.

  2. Умей каждого выслушать.

  3. Не согласен – предлагай!

На прошлом уроке мы говорили об удивительном языке текста.

— Паустовский – мастер художественного слова. Какие средства художественной выразительности использует автор в рассказе? (Сравнение, эпитеты)

Карточки №2

1 ряд (пары) Подберите к сравнениям предмет из текста и запишите его.

2 ряд (пары) Используя текст рассказа, добавьте недостающий эпитет.

3 ряд (пары) Подберите действия каждому герою рассказа

Итог: Вы отлично справились с заданием. Я хочу вас похвалить за хорошее знание авторского текста и активную работу. Кастинг прошёл успешно.

Физкультминутка.

3. Отбор текстового материала. Работа в группах.

— Переходим к самому важному этапу подготовки репортажа.

Для этого разделимся на группы. Каждая группа отбирает материал в соответствии с ролью в репортаже.

— Но перед этим ещё раз повторим:

О чём наш репортаж? Сформулируйте его тему. Как можно его назвать?

«Случай на рыбалке»

«Неожиданный визит»

«Неожиданная встреча»

«Как барсук картошкой лакомился»

— К какому виду пересказа будет близок наш текст? Почему?

— От какого лица будет вестись повествование?

Итак:

1 группа — отбирает материал для корреспондента (дополнительная карточка: Как можно начать репортаж, чтобы он сразу же заинтересовал зрителей, захватил бы их внимание?)

2 группа — очевидцы. Отбирают материал для очевидца – мальчика.

3 группа — очевидцы. Отбирают материал для очевидца – взрослого.

— Чтобы легче подготовить рассказ, выпишите на листок ключевые слова из материала текста. Можно воспользоваться материалом карточек.

4 группа — зрители в нашей студии. Они готовят вопросы к героям репортажа.

5 группа – эксперты. Кто такие эксперты? Внимательно слушают рассказы и дают комментарий, оценку. При возникновении трудностей воспользуйтесь подсказкой. (План комментирования. Карточка №3).

Во время подготовки вы можете пользоваться символами (ладошка). Красная – нужна помощь. Синяя – готовы.

Правила работы в группе (см. выше).

4. Выступление детей.

— Мне так хочется вместе с вами поучаствовать в вашем проекте, иметь свою роль. С вашего позволения я буду ведущей телепередачи.

— Итак, внимание! Тишина в студии! Мотор!

— Здравствуйте, уважаемые телезрители!

— С вами вновь передача «Люби всё живое». У нас в студии ученики 3 Б.

-Эпиграфом нашей передачи я взяла слова Микаэла Налбандяна, армянского литературного деятеля « Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять».

На экране: (слайд 2)

«Люби всё живое»,на слайде эпиграф)

И к вам первый вопрос:

— Как вы понимаете эти слова?

— Для чего надо «изучать книгу природы и правильно понять» её?

— Наши корреспонденты из 3Б подготовили для вас интересный репортаж. Я передаю им слово:

(можно включить звуковое оформление)

На экране: (слайд 2)

«Мещерский край»

(Дети пересказывают текст по группам в следующей последовательности:

Корреспондент  очевидец-мальчик очевидец-взрослый)

— Спасибо за репортаж.

— Слово экспертам. Что вы можете сказать о подготовленном репортаже?

— Как вы думаете, зачем мы рассказали эту историю в нашей передаче?

— Какие вопросы хотели бы задать зрители? Задавая вопросы, помните о теме нашей передачи.

Примерные вопросы:

  1. Есть ли виновники страданий барсука или это случайность?

  2. Взрослые могли помочь беде барсука?

  3. Могут ли люди предупредить такие случаи, когда животные попадают в беду?

lV. Рефлексия.

— А сейчас мы проведём голосование.

— Кто считает, что в этой истории виноваты люди, поднимите красную карточку. Кто считает, что это случайность – зелёную. Если вы затрудняетесь ответить – карточки поднимать не надо.

— Поднимите зелёную карточку те, кто из сегодняшней передачи извлёк урок? Кому она помогла посмотреть на окружающий мир по-другому?

У каждого из нас своё мнение. Но, я думаю, что сегодня все извлекли урок из нашей передачи.

В любом случае, мы должны помнить, что природа – живой организм. Природа умеет чувствовать, и этому есть немало примеров. Помните, вы не одни на этой планете.

Поделитесь своими впечатлениями с родными, друзьями.

Спасибо. До новых встреч в эфире.

Приложение 1

Карточка №1

корреспондент

начинает репортаж

отвечает на вопросы

хорошо знает порядок событий и место

вовремя задаёт вопросы

умеет чётко излагать события

ведёт репортаж

речь точная, правильная, выразительная

очевидцы

Индивидуальные карточки для выбора действий барсука (работа у доски один ученик)

сунул нос; дрожал от жадности; холодил нос; как будто просил; расковырял пень; прибежал на запах; сел и заплакал; прыгнул к сковороде; шумел в траве; голосил на весь лес.

Карточки №2

1 ряд

_______________ с глазами, похожими на две маленькие луны

мелкие, как иглы _____________

_______________ , похожие на горы розового снега

_______________ , похожий на свиной пятачок

_______________ чёрная, как дёготь

2 ряд

Окуни _________________________________________

Вода __________________________________________

Плотва ________________________________________

Звёзды ________________________________________

Воздух _________________________________________

Облака _________________________________________

3 ряд

Хорошо переносил

Замечал

Хотелось крикнуть

Не поверил

Согласился

Опоздал

Рассказывал

Придумывал

Пробрались

Услышал первый

Помахал

Разбудил

Карточка №3. План комментирования ответа.

Оценка эксперта.

  1. Все ли понятно, правильно?

  2. Последовательность событий, действий рассказчиков

  3. Речь (точность, использование ключевых слов, эпитетов, сравнений, выразительность)

  4. Своё мнение, пожелания

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению «Притча» (2 класс)

Урок по литературе по теме:

Цели:

  1. Продолжать формировать способы определения основных признаков жанров художественных произведений (притча).

  2. Способствовать развитию операций мыслительной деятельности: анализировать, выделять существенные признаки, делать выводы

  3. Содействовать воспитанию сотрудничества, взаимопонимания, взаимоподдержки.

Задачи:

  1. Организация практической деятельности с текстом

  2. Организация мыслительной деятельности учащихся

  3. Организация самостоятельной деятельности учащихся.

Этапы:

  1. Организация «ситуации успеха»

  1. Какие жанры устного народного творчества и литературы мы уже изучили?

  2. Назовите характерные признаки каждого жанра.

II.Организация поиска нового знания.

Этот жанр возник в древности на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями, когда за конкретным, понятным всем словом скрывалось глубокое философское значение. Определите, что это за жанр. (чтение притчи)

  1. 1.Целеполагание (определить жанр данного произведения)

  1. Планирование. 1.Соотнести данное произведение с уже знакомыми: а) выявить сходства; б) выявить различия; в) сделать вывод (определение жанра, описание его существенных признаков)

  1. Поиск. Отчеты групп. Дискуссия о найденных признаках.

  1. Описание.

  2. Притча – это 1. Небольшой рассказ, но без сюжета, без указания места и времени действия 2. Произведение, содержащее жизненную мудрость, поучение, которое, в отличие от морали басни, нужно вывести самому на основании текста; 3. Персонажи очерчены схематично, лишены характеров (некий человек, некий мудрец, некая девушка). 4. Притча на основе иносказания объясняет какую-либо сложную проблему на простых жизненных примерах.

III. Организация применения нового знания.

  1. В данной притче найти существенные для жанра признаки.

  2. Сопоставьте басню «Жемчужное зерно» и притчу «Истинная ценность знания» и отметьте отличия между ними.

  3. Сформулируйте ту мудрость, которую несет притча «Истинная ценность знания».

  4. Сочините притчу.

IV. Организация проверки контроля, самоконтроля и самооценки.

Индивидуальное выполнение заданий 3-х уровней.

  1. Исключи лишнее. Признаки притчи:

А) короткий рассказ;

Б) содержит в себе поучение, жизненную мудрость;

В) содержит в себе мораль.

  1. Выдели определение притчи среди определений других жанров:

А) небольшое произведение, чаще всего в стихах, в котором содержится поучение или осуждение плохих поступков или отрицательных качеств.

Б) небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.

В) небольшое произведение, где описывается предмет, но не указано, какой именно.

  1. Сформулируй вывод, мудрость притчи.

  1. По данному выводу (на выбор) составь притчу.

Своя ноша не тянет. Помогая другим, помогаешь себе. Учится тот, кто действует. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. В действии познаешь себя. Познай себя и найди свое место в жизни.

5.Самооценка:

Задания 1-3 — самооценка по ключу, задания 4 – фронтальная проверка.

Ключ: 1 – в, 2 – б, 3 – Дождись своего суженого.

6.Рефлексия.

Какой новый жанр мы сегодня узнали? Каковы его существенные признаки? Что помогает найти его главный смысл? Для чего нужны притчи?

Приложение.

Таблица жанровых особенностей некоторых изученных жанров.

Загадка

Описывает предмет, не называя его.

Рассказ

Повествование, есть сюжет, как правило, один герой, конкретный, с определенным характером, одно событие (вымышленное).

Пословица

Суждение о жизни, результат наблюдений над жизнью, вывод из каких-то фактов.

Сказка

Есть сюжет (присказка, зачин, кульминация, концовка), вымышленные события; герои добрые и злые, урок победы добра над злом.

Басня

Короткий аллегорический, рассказ, есть мораль, вывод. Герои – животные — олицетворяют осуждаемые автором черты характера людей. Чаще всего в стихах.

Стихотворение

Выражение чувств, настроений, есть рифма, тропы.

Миф

Представление о том, как устроен мир, о причинах явлений.

Былина

О подвигах богатырей – защитниках Родины. Выражает мечту о непобедимости.

Сказание, легенда

Повествование, основанное на реальных исторических событиях с добавлением фантастических подробностей, вымысла.

Сопоставление басни «Жемчужное зерно»

и притчи «Истинная ценность знания»

Построена на конкретном сюжете

Персонажи-животные, с определенными чертами характера

Дает суждение по частному поводу.

Содержится очевидная мораль.

Отсутствует сюжетное движение

Время и место действия неконкретны

Содержание передается через диалог героев

Персонажи – некие человек и мудрец

Несет глубокий смысл

Без прямого поучения.

Тексты притч.

***

Эта история произошла давным-давно, в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидовавший его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее» Так все и случилось. Завистник поймал бочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня, о мудрейший, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»

***

Как-то к святому старцу пришли двое праздных юношей и спросили: «Скажи нам, отче, что нам делать, чтобы разбогатеть?» Старец хитро прищурился и сказал: «Дети мои, если послушаете меня, обязательно разбогатеете. Есть в году один день, и если Бог найдет вас работающими в этот день, то разбогатеете, а если нет, будете нищими». «Открой нам этот день, отче!» — вскричали юноши. «Рад бы, дети мои, да по старости своей забыл я его, — улыбнулся в усы старец, — потому лучше вам ни дня не оставаться без работы».

***

Истинная ценность знания.

Однажды человек обвинил мудреца в том, что его речи непонятны и не приносят пользы. Мудрец достал из шкатулки драгоценный камень и сказал: «Отнеси его к мелким торговцам и посмотри, сможешь ли ты за него получить сотню фунтов». Никто из них не дал человеку больше сотни серебряных монет. «А теперь пойди к настоящему ювелиру и посмотри, что он даст тебе за этот камень». Человек был несказанно удивлен, когда ювелир предложил ему 10 тысяч золотых монет. Мудрец заметил: «Ты пытался понять природу моих знаний, как мелкие торговцы пытались оценить этот камень. Если хочешь оценить истинную ценность, стань ювелиром»

Жемчужное зерно (Басня И. А. Крылова)

Навозну кучу разрывая,

Петух нашел Жемчужно зерно

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!

Не глупо ль, что его высоко так ценят?

А я бы, право, был гораздо боле рад

Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,

Да сытно»

***

Сидит девушка в доме. Вдруг кто-то постучался. «Кто там?» — «Это я, твое здоровье» — «Уходи, здоровье, не тебя я жду».

Через некоторое время снова кто-то постучался. «Кто там?» — «Это я, твое счастье» — «Уходи, счастье, не тебя я жду».

Прошло еще немного времени, снова кто-то постучался. «Кто там?» — «Это я, твое богатство» — «Уходи, богатство, не тебя я жду».

И снова кто-то стучится. «Кто там?» — «Это я, твой суженый» — «Заходи, суженый, тебя я жду». Зашел суженый, а вместе с ним зашли здоровье, счастье, богатство.

infourok.ru

Перспектива 3класс литературное чтение программа


Пояснительная записка
литературное чтение 3 класс
УМК «Перспектива»
1.Роль и место дисциплины Изучение курса имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развивать его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоз-зрение, даёт гигантский объём разнообразной информации.
2.Адресат Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.
3.Соответсвие Государственному образовательному стандарту Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературному чтению, Федераль-ных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
4. Цели и задачи
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей и задач: — целенаправ-ленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
— приобщение ребенка к литературе как искусству слова;
— духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.
Основные задачи:
— развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, — учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление , — развивать поэтический слух, — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, — обогащать чувственный опыт ребёнка, — формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни
5.Специфика программы Образовательные и воспитательные задачи обучения литературному чтению решаются комплекс-но.
В третьем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художествен-ном произведении, у детей появляются представления об авторской индивидуальности, формируется представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравствен-но-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Важную роль играет проектная деятельность.
Целью проектной деятельности в начальной школе является создание творческого продукта, которой позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом предмете и яв-лении, развитие познавательных навыков, развитие навыков презентации и рефлексии деятельности.
Технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьни-ка нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития са

weburok.com

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ПРИТЧЕЙ «ЧТО ПОБЕЖДАЕТ?» ПЕРСПЕКТИВА 3 КЛАСС

_____________Тема урока________________________________________________________________

1. Притча – это небольшой _______________________, содержащий __________________________

в _______________________________________ форме.

Слова для справок: рассказ, поучения, иносказательной.

2. Выбери из копилки слов своё состояние: Радость. Восторг. Гордость. Восхищение. Уважение. Благодарность. Любопытство. Удивление. Изумление. Безразличие. Печаль. Тревога. Обида. Сожаление. Злость. Скука. Стыд. Растерянность. Счастье.

3. Поставьте карандашом плюсики за хороший или плохой поступок, совершённый вчера или сегодня. За хорошие под белым волком, за хорошие по черным.

Вывод:________________________________________________________________________________

4. Соедини правильно слово и определение:

5. Выпиши главные слова притчи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Главная мысль притчи:

Присутствие ___________ и _____________в человеке зависит от его_______________.

7. Вставь пропущенные слова в предложения, используя слова для справок.

-Всё зависит от __________________ .

-Каким он ______________ стать, таким и станет.

-Будет делать зло – станет _________.

-Будет нести добро – станет ________ .

Слова для справок: человек, захочет, добрым, злым.

8. Сформулируй уроки притчи, вставляя пропущенные слова в предложения.

Учит видеть в себе движение к _________ и ________ и различать их.

желание делать выбор в пользу __________.

Следовать за _____________ влечениями сердца и совести.

Слова для справок: добру, злу, добра, добрыми.

9. Распредели слова на две группы: нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень.

________________________________________ _________________________________________

________________________________________ _________________________________________

________________________________________ _________________________________________

________________________________________ _________________________________________

________________________________________ _________________________________________

________________________________________ __________________________________________

________________________________________ _________________________________________

________________________________________ __________________________________________

________________________________________ __________________________________________

10. Прочитай притчу на странице 39 «Что важнее».

infourok.ru

Притчи. «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 4

Учитель: Кореницына Анастасия Владимировна

Тема: Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце».

Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости при чтении притч.

Задачи:

— познакомить обучающихся с притчами народов мира;

— отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;

— учить понимать поступки героев;

— развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научиться аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному

Метапредметные:

Познавательные: на основе прочитанного текста высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, делиться своими размышлениями, впечатлениями от прочитанного.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, коллективно составлять план урока, контролировать выполнение действий в соответствии с планом

Личностные:

Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир.

Оборудование и материалы:

  • Проектор, компьютер

  • Презентация Microsoft Power Point.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

(Слайд 2)

Здравствуйте, 
Слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное. 
-Здравствуйте! 
Скажем мы новому дню! 
Здоровья желаем всем и всему!

Чтоб урок наш стал светлее, 
Мы поделимся добром. 
Вы ладони протяните, 
В них любовь свою вложите, 
Ей с друзьями поделитесь 
И друг другу улыбнитесь. —

Я очень рада, что у вас хорошее настроение. И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.

Приветствие учителя

2. Учебно-познавательная деятельность

1.Этап. Определение темы урока. Постановка цели урока.

-В начале нашего урока мы проведем речевую разминку.

Давайте мы представим, что мы пришли на поляну. Там очень много одуванчиков, каждый срывает себе одуванчик, одуванчики уже пушистые и мы дуем на этот одуванчик.

(Слайд 3)

Делаем вдох носиком и выдох. В руках у нас одуванчики. Еще раз вдох, выдох. Повторите 5 раз это упражнение.

Поиграем в эхо. Я называю вам слово, а вы эхо. Слушаем. Я кричу вам: за горой, играй, сочиняй, доверяй, не шуми, отвечай.

Следующая наша разминка.

(Слайд 4)

Собрались вместе притчи-сёстры
Делиться мудростью своей.
В кругу сестёр уютно, просто…
Короче, всё, как у людей.
Коль выдаст мудрость кто свою —
Сестра сестрою восторгалась.
Но, молча слушая родню,
Одна лишь грустно улыбалась.

— Какова тема стихотворения? О чем говорится в стихотворении?

Ответы детей

2. Этап подготовки

учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

— Совершенно верно, а что вы можете мне рассказать о данном жанре? Вспомните, что такое притча.

(Слайд 5)

-Давайте вспомним признаки притчи.

(Слайд 6)

— Определите задачи урока.

Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ.

3.Первичное чтение рассказа и выявление первичного восприятия текста.

— Сегодня мы с вами познакомимся с двумя притчами, откройте свои учебники на странице 52.

— (Имя ребёнка), прочитай нам, пожалуйста, название притчи.

(Слайд7)

— Теперь, по цепочке начинаем читать нашу притчу.

— Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?

— Что было непонятно?

— Давайте посмотрим, знакомы ли вам эти слова?

(Слайд8-11)

Свита, подкова, кузнец, сетовать.

— Теперь, по цепочке начинаем читать нашу притчу.

  1. Итак, кто является персонажем притчи?

  2. С кем царь проезжал мимо селения?

  3. Почему им пришлось завернуть в кузницу?

  4. Что делал царь, пока кузнец подковывал лошадь?

  5. На что жаловался царю кузнец?

  6. А как ещё это можно назвать?

  7. Прочитайте, что ответил на это царь.

  8. Когда царь вновь увидел кузнеца?

  9. Чему удивился царь?

  10. Что же случилось с кузнецом?

— А как вы думаете, почему кузнец поблагодарил царя за изменения в своей жизни?

Царь и кузнец.

Ответы детей

Чтение притчи.

Царь, кузнец

Со свитой

Лошадь потеряла подкову

Расспрашивал его о жизни

Через год

Чтение отрывка

Чтение отрывка

Ответы детей

4.Инсценировка

— Сейчас мы с вами поставим небольшой спектакль.

Читаем мы чётко и с выражением.

(просмотр постановки).

— Ребята, вам понравилось выступление ваших одноклассников?

— Как вы думаете, смогли ли они передать настроения героев?

Царю корону, кузнецу подкову, рассказчику книгу.

5.Вторичный анализ произведения.

(Слайд 12)

— На доске вы видите предложения, вам нужно их внимательно прочитать выбрать нужно слово, опираясь на текст из учебника.

Молодцы!

Выполнение задания

6.Физкультминутка

(Слайд 13)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

7.Чтение и анализ следующей притчи.

— Теперь посмотрите на другую притчу, название которой нам прочитает (Имя ребёнка).

(Слайд 14)

— Начинаем читать так же, по цепочке.

— Что вы испытали, когда слушали притчу?

  1. Для чего отец дал своему сыну мешочек гвоздей?

  2. Сколько гвоздей оказалось в столбе за первую неделю?

  3. Что случилось через неделю?

  4. Что подумал юноша?

  5. Какой день наступил/пришёл?

  6. Что сказал отец?

  7. Какой день настал после речи отца?

  8. Что сделал юноша?

  9. Отец сказал : «Посмотри…»?

  10. С чем отец сравнил дыры в столбе?

— Прочитайте те строчки притчи, которые вас особенно тронули.

— Часто ли вы раздражаетесь и гневатесь?

— Как вы стараетесь сдерживать себя?

Чтение притч

8. Работа с карточками.( в парах)

(Первичный анализ притчи)

— Ребята, я раздала вам карточки с заданиями.

— Вопросы читайте очень внимательно и выберите только один правильный ответ.

— А сейчас я хочу проверить, насколько правильно вы ответили на вопросы.

(Слайд 15)

Выполнение задания

Проверка

9. Вторичный анализ

— Пробегитесь глазами по тексту и скажите мне, как вы поняли эту притчу?

— А как вы считаете, неужели на самом деле от полученной обиды у человека останутся шрамы в душе? Почему?

— Совершенно верно!

— Как вы думаете, у этой притчи есть скрытый смысл или нам очевидна его суть?

— Прочитайте последнее предложение.

— Как вы считаете, значит ли это, что если мы обидели человека, то не нужно просить у него прощения?

Правильно!

Ответы детей

Нет, потому что душа не материальна, это образное выражение

Очевидна

Нет

10. Подведение итога урока.

— Итак, с чем мы с вами сегодня познакомились?

— А кто может назвать мне отличия притчи от других жанров?

— Как они назывались?

— И какой вывод мы можем сделать для себя, прочитав первую притчу?

-/-/- вторую притчу?

Подводят итог урока.

11. Рефлексия урока.

(Слайд 16) «ДЕРЕВО ЧУВСТВ»

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листья красного  цвета, если нет,  зелёного.

красный – комфортно, все получилось

желтый – хорошо, не все получилось

 зеленый – плохо, не понял.

— Но вот и всё, урок к концу подходит, 
Мы славно поработали сейчас, 
Учитель ваш уже итог подводит, 
Не сводит с вас своих довольных глаз. 
Спасибо вам, ребята, за работу, 
Не подвели меня и в этот раз, 
С великим удовольствием, конечно, 
Поставлю вам оценки я сейчас!

Оценивают свою деятельность.

12. Домашнее задание.

(Слайд 17)Найти и прочитать сказки о лисе.

(Слайд 18)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *