Роль экологии в современном обществе – Роль экологии. Какова роль экологии в современном мире?

Роль экологии. Какова роль экологии в современном мире?

На сегодняшний день трудно переоценить важность и роль экологии как в жизни целого общества, так и отдельно в жизни каждого человека. Так и состояние планеты зависит как от коммерческих компаний, вырабатывающих тонны отходов каждый год, так и от отдельного индивида, пользующегося благами цивилизации.

Немного истории

На протяжении всей известной истории человечество развивалось и вместе с ним развивались его понятия об окружающем мире. Очень рано люди поняли, что природными дарами нужно пользоваться разумно, не разрушая естественный баланс между человеком и планетой.

Подтверждением этого являются наскальные рисунки, говорящие об интересе человека к окружающей среде.

Из более поздних данных известно, что охрана природы активно практиковалась в Древней Греции, где жители оберегали красоту естественных лесов.

От древних греков пошло в Рим, а дальше в эпоху Возрождения, когда началось становление «современной» экологии как научной дисциплины.

Современный взгляд

Сейчас экология трактуется как наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом, а также с окружающей средой.

Любой организм, живущий на планете, поддаётся влиянию множества факторов: благоприятных и неблагоприятных. Все эти факторы условно можно разделить на две группы: биотические и абиотические. К биотическим можно отнести те, которые исходят от живой природы; к абиотическим — те, что несёт неживая природа. Например, орхидея, растущая на коре дерева, — это пример симбиоза, то есть биотического фактора, а вот направление ветра и погодные условия, влияющие на эти два организма, — это уже абиотический фактор. Всё это создаёт условия для естественной эволюции живых организмов планеты.

Но тут появляется ещё один немаловажный аспект, значительно влияющий на состояние окружающей среды — это антропогенный фактор, или человеческий фактор. Вырубка лесов, поворот рек в другое русло, добыча и разработка полезных ископаемых, выброс различных токсинов и других отходов — всё это влияет на ту среду, где такие воздействия производятся. В результате биотические и абиотические факторы на этой территории подвергаются изменениям, а некоторые из них и вовсе исчезают.

Для того чтобы регулировать изменения окружающей среды, учёные вывели основные задачи, которые должна решать экология, а именно: разработка законов разумного использования природных ресурсов, опираясь на общие принципы организации жизни, а также своевременное решение экологических проблем.

Для этого ученые–экологи выделили четыре основных закона:

  1. всё связано со всем;
  2. ничто не исчезает в никуда;
  3. природа лучше знает;
  4. ничто не даётся просто так.

Казалось бы, соблюдение всех этих правил должно было бы привести к разумному и гармоничному использованию природных даров, но, к сожалению, мы наблюдаем иную тенденцию развития этой сферы.

Почему так происходит? Почему роль экологии в жизни многих людей всё ещё остаётся на втором плане? Любая внешняя проблема — это лишь отражение человеческого сознания. Большинство даже не подозревает о том, что скрывается за результатом их ежедневной жизнедеятельности.

Аспекты природы, затрагиваемые антропогенным фактором

Резкое повышение потребительского образа жизни привело к неразумному использованию природных ресурсов. Бурное развитие научно–технического прогресса, масштабный рост сельскохозяйственной деятельности человека — всё это усугубило отрицательное воздействие на природу, что привело к серьёзному нарушению экологической ситуации на всей планете. Рассмотрим основные природные аспекты, наиболее подверженные экологическому кризису.

Воздух

Когда-то на Земле была другая атмосфера, затем произошло так, что на планете появился кислород, а вслед за ним образовались аэробные организмы, то есть те, которые питаются этим газом.

Абсолютно все аэробные существа зависят от кислорода, то есть от воздуха, и от его качества зависит наша жизнедеятельность. Всем известно ещё со школы, что кислород вырабатывают растения, поэтому, учитывая современную тенденцию вырубки лесов и активный прирост населения людей, не трудно догадаться к чему ведёт уничтожение фауны. Но это лишь один из аспектов, влияющих на состояние атмосферы нашей планеты. В реальности всё сложнее, особенно в крупно населённых городах, где по медицинским нормам концентрация токсичных веществ превышается в десятки раз.

Вода

Следующий не менее важный аспект нашей жизни — это вода. Человеческий организм состоит на 60–80 % из воды. 2/3 всей земной поверхности состоит из воды. Океаны, моря, реки постоянно загрязняются человеком. Ежедневно мы «убиваем» мировой океан добычей нефти на морских промыслах. Нефтяные пятна угрожают жизни морских обитателей. Не говоря уже о мусорных островах, непрерывно дрейфующих по поверхности океанов и морей.

Пресная вода наиболее уязвима перед лицом невежества человека. Сточные воды, различные токсины типа: ртути, свинца, пестицидов, мышьяка и многих других «тяжёлых» химикатов ежедневно отравляют реки и озёра.

Земля

Главный фундамент жизни на земле — это почва. Известно, что для того, чтобы Земля смогла создать один сантиметр чернозёма, ей потребуется около 300 лет. Нынче же один сантиметр такой плодородной почвы, в среднем, погибает за три года.

Климат

Совокупность всех экологических проблем приводит к ухудшению климата. Климат можно сравнить со здоровьем планеты. Когда отдельные «органы» Земли страдают, то это имеет непосредственное влияние на климат. Уже много лет мы наблюдаем различные аномалии в связи с изменением климата, причинами которых является антропогенный фактор. Вмешательство человека в деятельность природы привело к резкому потеплению или похолоданию в определённых зонах, к повышению уровня океана из-за стремительного таяния ледников, к ненормальному количеству осадков или к их отсутствию, а также к сильным природным катаклизмам и многому другому.

Главное — это не заострение внимания на списке проблем, а само осмысление причин их возникновения, а также концентрация на эффективных способах и методах их решения.

Сферы нашей жизни, затрагиваемые экологией

Какова же роль экологии в жизни человека? Что касается абсолютно каждого, с чем все мы имеем дело каждый день, каждую секунду нашей жизни; без чего жизнь, такая, как она есть сейчас, не могла бы существовать?

Здоровье

Здоровье как конструктор, от отдельных частей которого зависит его состояние в целом. Таких факторов множество, основные из них известны всем — это образ жизни, питание, деятельность человека, окружающие его люди, а также среда, где он обитает. Экология и здоровье человека плотно взаимосвязаны. Если с одной стороны идут нарушения, то другая реагирует соответствующе.

Человек, живущий в городе, рискует заболеть каким-либо серьёзным заболеванием во много раз больше, чем человек, живущий в пригороде.

Питание

Когда человек питается неправильно, у него нарушается обмен веществ, что в свою очередь приводит к более серьёзным проблемам со здоровьем. Стоит помнить, что эти нарушения могут также отразиться и на будущих поколениях.

Главная проблема для здоровья человека — это химические вещества, минеральные удобрения, пестициды, которыми обрабатываются сельскохозяйственные поля, а также использование добавок и красителей с целью улучшения внешнего вида продуктов, консервантов для увеличения срока хранения продуктов и многое другое.

Известны случаи добавления соединений тяжёлых металлов и других неблагоприятных для организма человека элементов, таких как ртуть, мышьяк, свинец, кадмий, марганец, олово и другие.

В кормах птицы и крупного рогатого скота присутствует немало токсинов, способных вызывать рак, сбой метаболизма, слепоту и другие серьёзные заболевания.

Чтобы обезопасить себя и своих близких, необходимо внимательно относиться к продуктам, которые вы покупаете. Изучайте состав и символы, нанесённые на упаковку. Не поддерживайте производителей, которым безразлична ваша судьба и состояние нашей планеты. Особое внимание уделяйте Е-добавкам с трёхзначными цифрами, значение которых с лёгкостью можно найти в интернете и тем самым прожить более долгую и счастливую жизнь.

Жизнедеятельность и настроение

Состояние здоровья и качество питания — определяющие факторы активности и жизнеспособности человека. Как мы видим, все эти факторы можно связать с состоянием экологии на нашей планете, от которого мы напрямую зависим. Ведя здравый образ жизни, занимаясь йогой и самопознанием, просто невозможно быть безразличным к окружающей среде. Когда мы находимся на природе, дышим свежим воздухом, едим чистые, выращенные своими руками продукты — наша жизнь меняет своё качество. Состояние ума также трансформируется, от чего гармонизируется настроение и отношение к жизни в целом.

Карма

Всё в этом мире закономерно; всё, что мы делаем, так или иначе, возвращается к нам, сразу или потом — не имеет значения. Если мы будем заботиться о себе и о мире, где сейчас живём, экономить ресурсы, думая о природе, жить по совести, тогда и экологическая обстановка на планете улучшится — и нам не придётся расплачиваться за собственное безрассудство и невнимательность.

Живите осознанно, питайтесь здраво — только натуральными продуктами, — заботьтесь об утилизации и переработке отходов, пользуйтесь самым необходимым — тогда ваша жизнь и жизнь всей нашей планеты улучшится! Великое начинается с малого!

www.oum.ru

1. Роль экологии в современном обществе

1.1 Экология как наука: предмет и задачи, история её развития, методологическая основа

Существование человека неразрывно связано с определенными условиями среды (температура, влажность, состав воздуха, качество воды, состав пищи и другие). Эти требования вырабатывались в течение многих тысячелетий существования человека. Понятно, что при резком изменении этих факторов или отклонении от нормы, требуемой организму, возможны нарушение обмена веществ и как крайний случай – несовместимость с жизнью человека. Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная, как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека. Всё это и является предметом экологии.

В настоящее время существует много определений экологии как науки. Одно из них: «Экология – это наука о взаимных связях и взаимном влиянии живых организмов и окружающей их среды» [1].

Термин «экология» предложен в 1869г. Эрнстом Геккелем (немецкий естествоиспытатель). От греческого «ойкос» – дом, «логос» – наука. Как научная дисциплина экология имеет более чем вековую историю. Систематические экологические исследования ведутся приблизительно с 1900г. Основы экологии можно найти в научных трудах ученых прошлого века (Гумбольт, Ламарк, Северцев и др.). В развитие экологии значительный вклад внесли русские ученые Вавилов, Сукачев, Павловский, Шварц, Колесников и др. Особая заслуга принадлежит В. И. Вернадскому.

Сам Э. Геккель дал такое определение экологии: «Экология – это познание экономики природы, одновременное исследование взаимоотношений всего живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и антагонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом» [8]. Одним словом, экология – наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Ч. Дарвином как условия борьбы за существование.

В современном же понимании экология наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Ввиду сложности и глобальности предмета изучения, на который претендует экология, некоторыми учеными высказывались сомнения: а является ли экология самостоятельной наукой? Не есть ли она лишь искусственный синтез других отраслей знания?

На этот вопрос можно ответить с позиций науковедения. Область знаний может претендовать на роль самостоятельной науки, если имеет самостоятельные, присущие только этой науке: 1) предмет изучения; 2) цели и задачи; 3) набор методов и средств исследования, т.е. методологию.

По этим признакам на вопрос о самостоятельности науки «экология» следует ответить положительно. Т.к. ответ основывается на самом важном следствии иерархической организованности живой природы: при переходе от низших подсистем к более крупным системам, у последних возникают принципиально новые качества, свойства и законы их функционирования, которых не было на предыдущем уровне и которые не могут быть предсказаны на основании свойств подсистем низшего порядка [9].

При каждом объединении подмножеств в новое множество возникает, по крайней мере, одно новое качество или свойство [8].

Этот принцип в экологии называется принципом эмерджентности (от англ. emerdgent – неожиданно возникающий). Например, свойства воды не могут быть предсказаны на основании свойств кислорода и водорода. Применительно к живой природе принцип эмерджентности заключается в том, что биологические системы обладают свойствами, которые нельзя свести к сумме свойств составляющих их подсистем. Из принципа эмерджентности вытекает выбор подхода в изучении экологических систем.

Науке известны два различных подхода и способа мышления в изучении сложных систем [8]:

  1. холистический (от гр. holos – весь, целый), при котором система изучается в ее целостности, исследуются общие для системы, системные функции и законы;

  2. редукционистский (от лат. reductio – сведение сложного к простому) или мерологический (от гр. meros – часть), при котором система изучается путем детального анализа все более и более мелких подсистем, их функций и законов.

Человек от природы обладает склонностью к редукционному складу мышления, т.е. человеку свойственно выявление единичных, простых причинно-следственных связей и простых функциональных зависимостей типа «причина – следствие». Этим, в частности, объясняется сложность изучения процессов в биосфере, где имеют место многопараметрические процессы, многоуровневые обратные связи, замкнутые циклы, круговороты вещества и энергии, где следствие является одновременно и причиной многих явлений.

Следовательно, каждый уровень организации живой материи требует самостоятельного изучения. Организация и функционирование надорганизменных биологических систем: популяционных, сообществ, экосистем и биосферы – суть и являются предметом изучения экологии.

Таким образом, предметом изучения экологии в широкой постановке вопроса является система «организмы плюс среда их обитания», причем среда, преобразованная самими организмами и, в частности, человеком.

В последние десятилетие, когда угроза глобального экологического кризиса коснулась всего человечества, произошел взрывообразный рост обеспокоенности и общественного интереса к экологической проблематике. Если до 60-х годов прошлого столетия на экологию смотрели, главным образом, как на один из разделов биологии, то сейчас она вышла за ее рамки, переросла в новую интегрированную дисциплину, связанную с естественными, инженерно-техническими и гуманитарными науками. Важность и актуальность экологических проблем для судеб человечества столь велика, что для их решения необходима мобилизация всех отраслей знаний, накопленных человечеством. Происходит взаимопроникновение и взаимообогащение целями, идеями и методами между такими науками, как: науки о Земле, математика, физика, химия, классическая экология, вычислительная техника, теория больших систем, экономика, социология, политология, юриспруденция, этика, философия, медицина и др.

Этот процесс проникновения идей и задач экологии в другие области знания получил название экологизации. Экология становится интегральной гипернаукой («природа не знает факультетов») [9].

Расширение предмета экологии привело к появлению новых ее определений. Авторитетный американский эколог Юджин Одум даёт такое определение (1986 г.): «Экология – междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи» [16]. Это очень широкое определение, но оно больше других соответствует современному широкому пониманию экологии. Экология приобретает роль всеобъемлющего мировоззрения и превращается в учение о выборе путей выживания человечества.

Целью изучения экологии является изучение законов функционирования экологических систем всех уровней и биосферы в целом в условиях природопреобразующей деятельности человечества и выработка тактики и стратегии поведения человечества в целях оптимизации функционирования этих систем [11].

Задачи экологии прямо вытекают из цели и существующих на планете проблем:

1) всеобъемлющая диагностика состояния природы планеты и ее ресурсов;

2) определение порогов выносливости экологических систем по отношению к антропогенной нагрузке;

3) выработка критериев оптимальности функционирования экологических систем;

4) изучение обратимости и путей восстановления антропогенных нарушений экологических систем;

5) разработка прогнозов изменений в биосфере и состояний окружающей человека среды при разных сценариях политического, экономического и социального развития человечества;

6) отказ от дискредитировавшей себя природопокорительной идеологии и формирование идеологии и методологии экоцентризма, направленной на экологизацию экономики, производства, политики и образования.

Методологическую основу современной экологии составляет сочетание:

1) системного анализа;

2) натурных наблюдений и измерений;

3) эксперимента;

4) моделирования.

Признание экологических систем предметом экологии, принцип эмерджентности и холистический подход к изучению неизбежно приводят к необходимости использования в качестве методологической основы науки экологии системного анализа. Системный анализ – это направление научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы [6].

Системный подход в экологии состоит в определении составных частей экологической системы (подсистем) и взаимодействующих с ней объектов внешней среды, установлении совокупности внутренних и внешних связей, нахождении законов функционирования и их изменений в результате различных воздействий [10]. Экологические системы как объект изучения имеют ряд особенностей по сравнению с искусственными кибернетическими системами, созданными человеком:

а) беспрецедентная структурная сложность;

б) многоуровневость и перекрестность связей;

в) управляющие функции и обратные связи экологических систем диффузны и формируются внутри нее, а не направлены извне;

г) законы функционирования многофакторны, сложны и всегда нелинейны.

Системный анализ завоевал признание лишь во второй половине прошлого века, что связано, прежде всего, с развитием инструментальных и дистанционных методов наблюдений и измерений, вычислительной техники, давших возможность изучать природные системы как целостные системы на количественном уровне, а также с проникновением в экологию идей кибернетики.

Натурные наблюдения – исторически первый метод экологического исследования. Современная система наблюдений включает космические, атмосферные, наземные подземные, наводные, подводные измерительные комплексы [12]. В настоящее время действуют международная (глобальная) и национальная системы мониторинга – т.е. система контроля, оценки и прогноза качества природной среды, включающая исследование антропогенных воздействий.

Эксперименты широко применяются в экологии, как и в других естественных и технических науках. Отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что при эксперименте сознательно организуется определенное воздействие на экологическую систему и затем изучается реакция системы на это воздействие. Эксперименты делятся на: лабораторные и натурные.

Лабораторные эксперименты позволяют обеспечить контроль большого числа факторов, исключив воздействие неконтролируемых. Классической схемой проведения лабораторных исследований является однофакторный эксперимент, когда изучается влияние избранного фактора при фиксированных значениях всех остальных.

Натурные эксперименты позволяют исследовать влияние одного или нескольких факторов в реальных условиях.

Особое место в изучении экологических систем занимают непреднамеренные эксперименты, которые явились следствием естественных процессов (извержение вулканов, образование и исчезновение островов и т.п.) или деятельности человека [12]. По существу непреднамеренные антропогенные эксперименты — это вся история развития цивилизации, в процессе которой человечество постоянно «экспериментирует» с природой.

Моделирование – это изучение экологических закономерностей с помощью лабораторных, натурных или математических моделей. Под моделью понимается имитация того или иного явления реального мира, позволяющая делать прогнозы.

studfiles.net

глобальное и региональное состояние, роль экологической безопасности в настоящее время

Целью науки экология является изучение связи между растениями и животными с их физической и биологической средой обитания. Задача экологии на сегодняшний день – не только изучение различных живых организмов и окружающей среды, в которой они живут, но и бережное сохранение экосистемы с ее естественным круговоротом.

Ухудшение общей экологической ситуации в современном мире представляет собой большой риск не только для фауны и флоры, но и для людей. Примеры экологических проблем многочисленны. Загрязнение водоемов является самой большой опасностью для жизни и здоровья всего населения планеты. Вода в реках загрязнена стоками: болезнетворными организмами, химическими и токсичными веществами. Грязные стоки вызывают инфекционные болезни и другие заболевания. Как решаются эти и другие проблемы?

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Актуальность экологической проблемы

Чем дальше, тем проблемы экологии в огромном современном мире становятся все более открытыми. Их актуальность очевидна, поэтому экология стала публичным термином, несмотря на ее первоначальный научный характер. Термин «экология» впервые был использован в 1866 году немецким биологом Эрнстом Генрихом Хеккелем, имеет корень в греческом слове «дом» и подразумевает изучение экономии в природе.

Чтобы понять состояние экологии, нужно установить разницу между физической и биологической средой. Термин «физическая среда» означает:

  • свет;
  • тепло;
  • атмосфера;
  • вода;
  • ветер;
  • кислород;
  • почва;
  • углерод.

Биологическая среда состоит из растений и животных.

Роль экологии в современном мире

Современная экология связана с Чарльзом Дарвином и его теорией эволюции и естественного отбора, где Дарвин указал на прочную связь между животными и естественными местами обитания.

Но эта связь ослабевает, потому что люди больше думают, как удовлетворить свои потребности. Верх берет потребительское отношение к природным ресурсам. В планы людей обычно не входит забота о растениях и животных.

Какова роль экологии в настоящее время? Отсутствие заботы о нашей планете является основной причиной, по которой так много исчезающих видов животных.

Загрязнение можно увидеть во всех уголках мира. Но все же число сторонников защиты экологии в современном мире растет, и мы также можем присоединиться и сделать свой маленький вклад в общее дело.

Экологическая ситуация имеет количественную, эмоциональную или качественную оценку. Если экологическая ситуация требует улучшения или предотвращения, то это экологическая проблема. Каждый человек может сделать свой небольшой вклад в ликвидацию экологической проблемы в своем населенном пункте, если будет сортировать мусор перед утилизацией. Все начинается с малого. Планета у нас одна, и поменять ее мы не можем.

Важно! Экология – сложная и всесторонняя дисциплина, очень требовательна к другим областям науки: гидрологии, климатологии, океанографии, химии, геологии.

Экологические проблемы современности можно кратко представить в виде следующего списка:

  1. Недостаточное водоснабжение.
  2. Сточные воды.
  3. Радиоактивные отходы.
  4. Потеря зеленых массивов.
  5. Разрастание территории городов.
  6. Загрязнение почвы ядами и химикатами.
  7. Загрязнение воздуха отходами производств.
  8. Выхлопные газы транспорта.
  9. Шум железнодорожного транспорта.

Все эти проблемы встречаются в странах, где существует конфликт между краткосрочным экономическим планом и защитой окружающей среды.

Экологические проблемы местного уровня

Загрязнения среды обитания бывают локальные, региональные и глобальные, в зависимости от масштабов загрязнения. Локальные экологические проблемы включают несколько видов:

Утрата биологического разнообразия

Экосистеме потребовались миллионы лет для совершенствования естественных процессов. Опыление растений натуральным способом имеет большое значение для выживания экосистемы.

С вырубкой лесов теперь находятся под угрозой отдельные виды животного и растительного мира. Примером проблемы является уничтожение в океанах коралловых рифов, которые поддерживают обильную морскую жизнь.

Деятельность человека ведет к исчезновению отдельных видов животных, растений и мест их обитания, что приводит к утрате биологического разнообразия.

Переработка отходов

Чрезмерное потребление ресурсов людьми создает глобальный кризис – удаление отходов.

  • В процессе жизнедеятельности человека получается чрезмерное количество мусора, который попадает в подземные воды и открытые водоемы.
  • Утилизация отходов военной промышленности (ядерных отходов) связана с огромной угрозой для здоровья населения.
  • Пластмассовые и электронные отходы также угрожают здоровью людей.

Утилизация их остается жизненной проблемой для окружающей среды.

Загрязнение воздуха и водоемов

Огромная концентрация промышленных производств, автомобильного транспорта имеет экологические проблемы в городах с высокой плотностью населения. Загрязняются водоемы промышленными и бытовыми стоками. Потребление загрязненной воды служит источником инфекционных заболеваний. На сегодняшний день черная металлургия, химические промышленные предприятия и другие объекты оказывают негативное влияние на состояние воздуха, которым мы дышим. Растут онкологические заболевания, поэтому проблемам экологии на предприятиях подобного рода должно уделяться особое внимание.

Перенаселенность

Жители планеты сталкивается с нехваткой природных ресурсов: топлива, продуктов питания, воды. Прирост населения в менее развитых странах обостряет ситуацию. Перенаселение континентов ухудшает экологические проблемы.

Истребление лесов

Леса производят кислород и являются естественными поглотителями углекислого газа, а также помогают регулировать температуру и количество осадков. В данное время леса покрывают 30% земель. Каждый год количество деревьев уменьшается в результате растущего спроса населения. Вырубка леса означает уничтожение фауны и потерю целых экосистем.

Таковы локальные экологические проблемы. Но существуют и те, которые охватывают огромные территории. Это региональные экологические проблемы.

Проблемы экологии в масштабе регионов

Главной проблемой регионов остается состояние загрязненного атмосферного воздуха. Региональные экологические проблемы – это загрязнение, представляемое в пределах больших территорий, но не охватывающее всю планету.

Выбросы поступают в биосферу и природные воды. Если процесс продолжительный, повреждается атмосфера, что является причиной регионального загрязнения окружающей среды.

Локальные экологические проблемы переходят в региональные с расширением границы городов, образованием огромных мегаполисов.

Всеобщие проблемы

Глобальные экологические проблемы имеют крупный масштаб негативных последствий.

Всемирное потепление

Парниковые испарения – это результат деятельности человека, которая влияет на глобальное потепление. Земля теряет снежный покров, а арктическая флора и фауна находятся на грани исчезновения. Увеличение температуры Мирового океана и поверхности Земли вызывает таяние полярных ледяных образований и повышение уровня морей. Происходят неестественные формы осадков (чрезмерные снег, дождь), в связи с этим учащаются наводнения и затопления материковой части земли.

Изменение озонового слоя

Жизнь зародилась на Земле после возникновения озонового слоя. Озоновая оболочка вокруг Земли истощается по объему (в сравнении с 1980 годом), образуются озоновые дыры. Они есть над Антарктидой и Воронежем. Причина изменения – активные запуски ракет, самолетов и спутников.

Важно! Изменение озонового слоя является угрозой для людей, а также для животных. Озоновый слой защищает нас от ультрафиолетовых лучей солнца. Без озонового слоя все люди будут восприимчивые к ряду кожных заболеваний, включая рак кожи.

Большое количество выхлопных газов выделяется транспортными средствами и различными отраслями промышленности. Загазованность выходит за пределы уровня допустимой нормы. Когда газы: диоксид углерода, оксид азота и диоксид серы, взаимодействуют с водой, получается соответствующая кислота. Если это происходит в атмосфере, то имеем кислотный дождь.

Кислотный дождь

Вторая причина кислотных дождей – работа электростанций. Эта проблема приводит к загрязнению водоемов и почв соединениями кобальта и алюминия, азотной и серной кислотой.

Если идти по текущему пути, может наступить ухудшение экологической обстановки, тогда люди будут бояться выйти на улицу под дождь, чтобы не повредить кожу.

Кислотные дожди способствуют гибели сельскохозяйственных культур и лесов. Из-за них нарушаются целые экосистемы.

Например, в Великобритании, Чехословакии и Греции более 65% лесов уничтожено такими дождями. Чтобы бороться с этим, человечество высаживает деревья.

Изменение климата на планете

Потепление происходит в результате сжигания топлива ТЭЦ и выброса вредных газов промышленностью. Изменение климата оказывает вредное воздействие на природу. Вместе с таянием полярного льда появились сезонные изменения, новые заболевания, частые природные катаклизмы, изменение общих погодных условий.

Решение экологических проблем в бедных странах

В бедных странах налицо ухудшение экологической ситуации. Люди на грани выживания. Позицию уничтожения нужно поменять на сохранение мира и гармонии с природой. Однако ситуация не изменится, если развитые страны будут заняты решением только собственных глобальных проблем, игнорируя ужасное состояние в бедных странах. Задачи защиты экологии не должны волновать людей в последнюю очередь.

Как решаются экологические проблемы в современном мире

Состояние экологии катастрофическое – вопросы регулируются медленно. Люди по-прежнему нуждаются в экологическом сознании. Мы все вместе ответственны за спасение нашей планеты. Надо исправить ошибки, пока не стало слишком поздно. Некоторые небольшие шаги уже сделаны, но требуется гораздо больше этих шагов на глобальном уровне.

Важно! Современные технологии должны использовать мирное сосуществование между экологией и промышленностью, в котором главный упор делается на использование энергетических ресурсов с наименьшим негативным воздействием на окружающую среду.

Состояние экологии улучшится на сегодняшний день, если главными энергетическими ресурсами будут ветер, вода и солнце. Экологический кризис требует соответствующей законодательной поддержки, которая должна запрещать современные технологии с негативным воздействием на окружающую среду. Надо разрешать только те технологии, которые сохраняют окружающую среду.

Влияние человечества на эко-системы планеты

 

Загрязнение и охрана окружающей среды

Вывод

Мы уже стали свидетелями множества экологических катастроф на планете. Пассивного наблюдения недостаточно. Кто знает, возможно, это наш единственный шанс спасти Землю. Так чего же мы ждем?

Чтобы идти по правильному пути решения экологических проблем, нужно понять сущность природных кризисов в целом и отдельных его проявлений, сделать выводы из допущенных ошибок. Иначе кризис перерастет в необратимую экологическую катастрофу с полным разрушением биосферы. Экологические проблемы в списке неотложных задач стоят на первом месте.

uchim.guru

Экология в современном мире

Современное понятие «экология» имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. Всеобщее внимание к экологии повлекло расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки. В целом, экология в современном расширенном понимании далеко вышла за рамки биологической праматери — биоэкологии. Примерно с 50-х гг. XX в. экология стала превращаться вкомплексную науку, изучающую законы существования живых систем в их взаимодействии с окружающей средой.В 70-е годы стала происходить быстрая экологизация естествознания и значительной части человекознания. Возникло не менее 50 различных отраслей экологии (например — специальная экология, геоэкология, геоинформатика, прикладная экология, экология человека; эти отрасли, в свою очередь, также делятся на подотрасли). Условно направления экологии можно разделить на две главные части — общая, или фундаментальная, экология, изучающая всю живую природу в целом, и социальная экология, изучающая взаимосвязи человеческого общества с природой.Они определяют правила и приемы рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.

Как Вы полагаете, почему все люди планеты должны осознать необходимостьрационального природопользования?

Экология, как комплекс наук, тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия

Выдающийся ученый академик  Н.Н. Моисеев Деятельность выдающегося ученого конца XX века Н.Н.Моисеева имеет ряд общих черт с научной и общественной деятельностью академика А.Д. Сахаров, эволюционировавший от выдающегося советского ученого-ядерщика к не менее выдающемуся общественному деятелю и правозащитнику, для которого права и свободы человека стали высшей ценностью и его гражданской позицией, так и академик. Н.Н. Моисеев постепенно перешел от теоретических разработок военной ракетной техники в советскую эпоху к естественнонаучным (математическим) и гуманитарным исследованиям состояния и прогноза развития биосферы и общества в условиях усиления антропогенного воздействия на нее и надвигающейся угрозы глобального экологического кризиса. Не без влияния Н.В. Тимофеева-Ресовского Н.Н. Моисеев начал заниматься изучением биосферы как единой целостной системы. Именно интерес к философским проблемам и вопросам экологического образования, в которых академик «видел ключ к цивилизации наступающего столетия», подвигли Н.Н. Моисеева полностью посвятить себя вопросам глобализации и энвайроментальным, политологическим и социоэкономическим проблемы современности. После многолетних эмпирических исследований в ВЦ АН СССР с использованием математических расчетов антропогенного воздействия на биосферу и на основе философских обобщений взаимодействия природы, человека и общества Н.Н. Моисеев сформулировал и ввел в научный оборот понятие «экологический императив», который обозначает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах». Этот императив как закон, требование, безусловный принцип поведения имеет объективный характер, является базовой категорией и фундаментом нового историко-философского направления – философии экологии. Эффект «ядерной ночи» и, как следствие, «ядерной зимы», продемонстрированный в ВЦ АН СССР математическим моделированием при непосредственном участии Н.Н. Моисеева, предостерег политиков США и СССР от гонки ядерных вооружений вследствие невозможности применения ядерного оружия с учетом последствий этого применения. После этого проблемы антропогенного воздействия на биосферу и последствия этого для жизни человека стали профессиональным научным интересом Н.Н. Моисеева. Постоянные размышления в этом направлении выделили его среди отечественных теоретиков в области социальной экологи и экологической философии. К его экспертным заключениям и мнениям стали прислушиваться в российских правительственных и зарубежных научных кругах. Пристальное внимание ученых и общественности к личности Н.Н. Моисеева, его научному наследию объясняется тем, что он был одним из немногих видных российских ученых и общественных деятелей, удачно сочетавших активную публичную деятельность и глубокое естественнонаучное, философское и социально-экономическое осмысление «проблемы взаимодействия человека, природы и общества, т.е. экологии в ее современном понимании, как науки о собственном доме — биосфере и правилах жизни человека в этом доме». Крупные работы последнего десятилетия прошлого века и жизни самого Н.Н. Моисеева «Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора» (1996), «Цивилизация на переломе» (1996), «Мировое сообщество и судьба России» (1997), «Судьба цивилизации. Путь разума» (1998), «Универсум. Информация. Общество» (2001) и ряд других составили суть его научного наследия и основу экологической философии, придавшей глубокий социально-экологический, по-своему новый гуманистический смысл отечественной философии, экологии, истории, политологии и другим наукам об обществе и человеке.    считал, что «сегодня понятие «экология» ближе всего к изначальному пониманию греческого термина, как науки о собственном доме, т.е. о биосфере, особенностях ее развития и роли человека в этом процессе.


Н.Н. Моисеев (1917-2000)

В настоящее время чаще всего в массовом сознании людей экологические вопросы сводятся, прежде всего, к вопросам охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»).

Наиболее общие законы экологиисформулированы американским экологом Барри Коммонером (1974) в свободной беллетристической форме, в виде афоризмов.

Первый закон Коммонера.

Все связано со всем. Это закон обо всем живом и неорганическом в биосфере. Он обращает наше внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе, предостерегает человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем. Разрушение экосистем (например, осушение болот, вырубка лесов, загрязнение водоемов и многое другое) может привести к непредвиденным последствиям

Второй закон Коммонера.

Все должно куда-то деваться. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой должны включаться в природные процессы, не нарушая естественные круговороты веществ и энергии, не вызывая гибели экосистем.

Третий закон Коммонера.

Природа «знает» лучше. Это закон о разумном природопользовании, то есть осуществляющемся только на основе знаний о законах природы. Нельзя забывать, что человек — тоже биологический вид, что он — часть природы, а не ее властелин. Это означает, что невозможно «покорить» природу, необходимо заботиться о сохранении ее целостности, как бы сотрудничая с ней. К тому же будем помнить, что наука не имеет полной информации о многих механизмах функционирования природных процессов. А это означает, что природопользование должно быть не только научно обоснованным, но и очень осмотрительным.

Четвертый закон Коммонера. Ничто не дается даром. Это также закон о рациональном природопользовании. Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого все превращения как веществ, так и энергии подчиняются строгим математическим зависимостям. Поэтому приходится платить энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением — за повышение урожая, санаториями и лекарствами — за ухудшение здоровья человека и т д.

                                 

Человек гордо назвал себя homo sapiens, что, как известно, означает Человек разумный. Однако разумно ли сегодня его взаимодействие с природой? Человек способен и должен осознать свою огромную ответственность за всех живущих на Земле. Таково его предназначение: сохранение жизни на планете. Главная задача нашего времени — это забота о здоровье и целостности всей системы «природа-человек». Эта задача  по силам только всему человечеству. Планета у нас общая, и человек обязан обеспечить совместное существование и развитие (коэволюцию) со всем живущим на ней. Н.Н. Моисеев писал, что будущность человечества определяется многими обстоятельствами. Однако определяющими среди них являются два.

Первое: люди должны знать законы развития биосферы, знать возможные причины ее деградации, знать то, что людям «дозволено» и где та роковая черта, которую человек не должен переступать ни при каких обстоятельствах. Другими словами, экология — точнее, та совокупность наук, которой она является, должна разработать Стратегию во взаимоотношении Природы и человека, этой Стратегий должны владеть все люди.

Такой образ поведения людей Н.Н. Моисеев назвал коэволюцией Природы и общества. Это понятие является синонимом  развития общества, которое согласовано с законами развития биосферы. Необходимым условием при этом является информированность общества о реальном состоянии дел, лишение его возможных иллюзий и экологического просвещение.

Сейчас много говорят и пишут о необходимости воспитания экологической культуры людей. Как Вы понимаете смысл понятия «экологическая культура»?

Второе, не менее важное обстоятельство, без которого говорить о будущности человечества бессмысленно, состоит в необходимости утверждения на планете такого общественного порядка, который был бы способен реализовать эту систему ограничений, это второе условие относится уже к гуманитарной сфере. Его выполнение потребует особых усилий общества и новой его организации.

О том же предупреждал В.И. Вернадский еще в начале XX века. Он с тревогой говорил о том, что однажды наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и Природы, и человека. Такое время наступило.

Чтобы создать общество, способное к такой ответственности, необходимо соблюдение жестких правил и ряда запретов — так называемого экологического императива.  Понятие о нем было предложено и развито Н.Н. Моисеевым. Экологический императив имеет безусловным приоритетом сохранение живой природы, видового разнообразия планеты, защиту окружающей среды от чрезмерного загрязнения, несовместимого с жизнью. Введение экологического императива означает, что некоторые виды человеческой деятельности и степень воздействия человека на окружающую среду в целом должны быть строго ограниченными и контролируемыми.


Вырубка тропических лесов

Таким образом, человечество поставлено перед острой необходимостью найти такой способ своего развития, посредством которого можно было бы согласовывать потребности человека, его активную деятельность с возможностями биосферы.

Почему всем людям на планете необходимо изучать основы экологии?

Это связано с остротой глобальных проблем, зависимостью состояния природы от каждого жителя Планеты, а также стремительным приростом информации, быстрым устареванием знаний.

Как писал Н.Н. Моисеев, «утверждение образования, в основе которого лежит ясное понимание места человека в Природе, есть в действительности главное, что предстоит сделать человечеству уже в ближайшее десятилетие»  (1). Моисеев Н.Н. Думая о будущем, или напоминание моим ученикам о необходимости единства действий, чтобы выжить // В кн.: Моисеев Н.Н. Заслон средневековью. – М.: Тайдекс Ко, 2003.- 312 с. (Библиотека журнала «Экология и жизнь»).   

Какие возможности Вы видите в своей повседневной жизни, чтобы следовать принципу экологического императива?
Подумайте, почему реализация ограничений и запретов экологического императива встречает в обществе существенные препятствия?

Некоторые ученые и журналисты отмечают, что в последнее время в России понятие «экология» и все, что с ним связано, оказалось дискредитированным. Ухудшение состояния среды обитания и серьезные экологические проблемы, как это ни парадоксально, постепенно теряют в общественном сознании свою актуальность, перестают волновать и тревожить людей. С чем может быть связана такая тенденция? 

В течение многих лет  человек слышит, что он живет в условиях не просто критических, а практически «несовместимых с жизнью», когда катастрофы подстерегают его на каждом шагу, это зачастую порождает равнодушие. Оно появляется как естественная реакция на привычную информацию. Это усугубляется тем, что резкие изменения происходят  незаметно для каждого человека (или человек их не замечает). Все случается где-то «не здесь» и «не с ним».

Насколько разумно ведется освещение экологических проблем средствами массовой информации?

Зачастую экологическая проблематика представлена в качестве случайной, обрывочной, необъективной и зачастую противоречивой информации, которой нас исправно снабжают СМИ, а реакция сводится к недоумению и вялому интересу (дескать, о чем это они там опять?). А прослушав очередную новость, можно спокойно от нее отмахнуться и вернуться к своим повседневным делам, не задумываясь о том, что экологическое неблагополучие бывает не только где-то далеко.

Отношение к экологической проблематике со стороны СМИ зачастую недостаточно серьезное и продуманное. Приведем фрагмент беседы с гостем телевизионной программы «Экологические проблемы сегодняшнего дня» ученым-экологом Т. А. Пузановой. Вот лишь маленький  фрагмент беседы с гостем телевизионной программы «Экологические проблемы сегодняшнего дня» ученым-экологом Т. А. Пузановой.
Видео 1.

Развязно-небрежная реакция ведущих программы весьма типична для иллюстрации отношения как СМИ, так и значительной части населения к освещению экологической тематики.

Публикации на экологическую тему обычно появляются волнами — в связи с бедствием, в связи с экологической датой, в связи с акциями протеста и т.д. Скажем, о трагедии Чернобыля, как правило, раз в год: в годовщину катастрофы, или в связи с социальными проблемами ликвидаторов аварии  (2) Орехова И. «Экологические проблемы в информационном поле»: см.: http://www.index.org.ru/journal/12/orehova.html   .

 Сделаем выводы.

Более чем за 100 лет своего развития экология превратилась в одну из самых актуальных современных наук. За этот период в результате хозяйственной деятельности человека наша планета по ряду ключевых экологических параметров вышла  за пределы той природной изменчивости, которая происходила в течение последнего полумиллиона лет.  Изменения, происходящие в настоящее время — по масштабам и темпам беспрецедентны.
Видео 2.

Экология позволяет не только оценить масштабы грозящей Земле катастрофы, но и выработать рекомендации и правила, которые помогут ее избежать. Экология — наука, устремленная в будущее, она нацелена на передачу Природы, нашего общего дома детям и внукам в таком состоянии, чтобы в нем сохранилось все необходимое для жизни людей.

Для этого важно как дальнейшее развитие экологии, так и широкое экологическое просвещение людей во всем мире.

u3a.ifmo.ru

Роль экологии

Роль экологии в жизни общества
                           

Планета Земля уникальная среди планет Солнечной системы. В тонком слое, где встречаются и взаимодействуют воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты — живые существа, среди которых и человек. Этот слой, населенный организмами, взаимодействующий с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой (литосферой), называется биосферой. Все живые существа, и человек в том числе, зависят от сохранения ее цельности. Если слишком сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, последняя может полностью разрушится. Не исключено, что атмосфера, гидросфера и литосфера при этом сохраняются, но в их взаимоотношениях уже не будет участвовать живое.

В центре внимания современного человечества стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой, экологической устойчивости планеты. Экология — наука, исследующая функционирование систем и структур над организменного уровня (экосистем, или биогеоценозов) в их взаимодействии друг с другом и со средой обитания. Отсюда вытекают и задачи экологии — выявить возможные взаимосвязи различных технологий, и в первую очередь химических, биохимических, агрохимических, энергетических, разрушающих или вредно воздействующих на природную сферу, для создания общей экологической безопасности окружающей среды, в том числе и химической, биохимической, радиационной.

Говоря об экологии, мы подразумеваем как локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так и глобальные.

Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов: — как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.

Еще несколько лет назад шли споры относительно самого факта антропогенного — вызванного человеком изменения климата. За последнее столетие средняя температура поверхности Земли повысилась не менее чем на 0,5-5 °С. Как и было предсказано моделям, так называемого парникового эффекта, зимняя температура повысилась более значительно, чем летняя. Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. Длительными наблюдениями установлено, что количество метана увеличивается ежегодно на 1 %, углекислого газа — на 0,4 %. Углекислый газ «ответственен» примерно за половину парникового эффекта.

Реальной экологической угрозой становится истощение озонового экрана в стратосфере. Говоря об этом, обычно отмечают знаменитую «озоновую дыру» над Антарктикой. Однако сокращение количества озона в стратосфере происходит и над нашей страной, где оно достигло уже в среднем около 3 %. Доказано, что сокращение озона только на 1 % ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7 %.

Так же стоит отметить и проблемы пресной воды. Чистой воды у нас не хватает. Причина заключается в бесхозном, варварском отношении к воде, как к бесплатному, ничейному природному ресурсу. Ее можно забрать в каком угодно количестве, ее можно без особого наказания загрязнить. Антиэкономичность в водохозяйственном строительстве оборачивается постоянной трагедией для крупных и мелких регионов.

Одной из крупных проблем у нас стало загрязнение подземных вод. Неумеренное применение пестицидов и минеральных удобрений привело к тому, что они в большом количестве оказались в грунтовых водах.

Особой экологической проблемой для нашей страны стали кислотные осадки — увеличение кислотности дождей, снега, туманов в результате выброса в атмосферу окислов серы и азота при сгорании топлива. Кислые осадки снижают урожай, губят естественную растительность, разрушают здания, уничтожают жизнь в пресных водоемах.

Когда среди глобальных экологических проблем называются сокращение видового (генетического) разнообразия живой природы, обычно подразумевают, что эта проблема связана в основном с гибелью влажных тропических лесов — мест, где сосредоточено максимальное разнообразие видов животных и растений. Проблема сокращения биологического разнообразия — это одна их самых странных проблем для будущего человечества, поскольку исчезнувший вид восстановить невозможно.

www.sguor.ru

Роль и место экологии в современном обществе

Роль  и место экологии в современном  обществе  

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Роль  и место экологии в современном  обществе

ИССЛЕДОВАНИЕ  БУДУЩЕГО. МОДЕЛИ МИРА

ФОРМИРОВАНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ (НАУЧНЫЙ  И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Заключение

Список  использованной литературы  

Введение      “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник.”

И. С. Тургенев

Современный мир отличается необычайной  сложностью и противоречивостью  событий, он пронизан противоборствующими  тенденциями, полон  сложнейших альтернатив, тревог и надежд.

Конец XX века характеризуется  мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим  взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной  среды.

Поистине  наша планета никогда  ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX — XXI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.

Что же несет нам век  грядущий — новые  проблемы или безоблачное  будущее? Каким будет  человечество через 150, 200 лет? Сможет ли человек  своим разумом  и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз?

Эти вопросы, несомненно, волнуют многих людей. Будущее биосферы стало предметом  пристального внимания представителей многих отраслей научного знания, что само по себе может быть достаточным  основанием для выделения  особой группы проблем — философско-методологических проблем экологического прогнозирования. Следует  подчеркнуть, что  данный аспект является одной из “слабостей молодой науки  футурологии” в целом. Разработка этих проблем  является одним из важнейших требований развития человеческой культуры на современном  этапе развития человечества. Ученые согласились, что принятая политика по принципу “реагировать и исправлять”  бесплодна, повсеместно  завела в тупик. “Предвидеть  и предотвращать — единственно реалистический подход”. Исследование будущего поможет  всем странам мира решить самый насущный вопрос: как направить  огромную по своим  масштабам циркуляцию природных сил  и ресурсов по пути, который будет  полнее удовлетворять  потребности людей  и не нарушать при  этом экологические  процессы?

Рост  масштабов хозяйственной  деятельности человека, бурное развитие научно-технической  революции усилили  отрицательное воздействие  на природу, привели  к нарушению экологического равновесия на планете. Возросло потребление  в сфере материального  производства природных ресурсов. За годы после второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Поскольку запасы угля, нефти, газа, железа и других полезных ископаемых не возобновляемы, они будут исчерпаны, по расчётам учёных через несколько десятилетий. Но даже если и ресурсы, которые постоянно возобновляются, на деле быстро убывают, вырубка леса в мировом масштабе значительно превышает прирост древесины, площадь лесов, дающих земле кислород уменьшается с каждым годом.

Главный фундамент жизни-почвы  повсюду на Земле  деградируют. В то время как Земля  накапливает один сантиметр чернозёма  за 300 лет, ныне один сантиметр почвы  погибает за три года. Не меньшую опасность  представляет собой  загрязнение планеты.

Мировой океан постоянно  загрязняется из-за расширения добычи нефти  на морских промыслах. Огромные нефтяные пятна  губительны для жизни  океана. В океан  сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. На каждый квадратный километр океанской  воды сейчас приходится 17 тонн различных отбросов суши. Самой уязвимой частью природы стала  пресная вода. Сточные  воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в  огромных количествах  попадают в реки и  озёра.

Сильно  загрязнены Дунай, Волга, Рейн, Миссисипи, Великие  Американские озёра. По заключению специалистов, в некоторых районах  земли 80 % всех болезней вызваны недоброкачественной  водой.

Загрязнение атмосферного воздуха  превзошло все  допустимые пределы. Концентрация вредных  для здоровья веществ  в воздухе превышает  медицинские нормы  во многих городах  в десятки раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций и  заводов, несут гибель озёрам и лесам. Авария на Чернобыльской  АЭС показала экологическую  угрозу, которую создают  аварии на атомных  электростанциях, они  эксплуатируются  в 26 странах мира. Исчезает вокруг городов  чистый воздух, реки превращаются в сточные  канавы, повсюду груды  мусора, свалки, искалеченная природа – такова бросающаяся в  глаза картина  безумной индустриализации мира.

Главное, однако, не в полноте  списка этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения, характера и, что  самое важное, в  выявлении эффективных  путей и способов их разрешения.  

Роль  и место экологии в современном  обществе.

Космический корабль Земля  уникальная среди  планет Солнечной  системы. В тонком слое где встречаются  и взаимодействуют  воздух, вода и земля, обитают удивительные объекты — живые существа, среди которых  и мы с вами. Этот слой, населенный организмами, взаимодействующий  с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой (литосферой), называется биосферой. Все живые существа, и мы в том числе, зависят от сохранения ее цельности. Если слишком  сильно изменить какую-либо из составляющих биосферы, последняя может  полностью разрушится. Не исключено, что  атмосфера, гидросфера и литосфера при этом сохраняются, но в их взаимоотношениях уже не будет участвовать живое.

В центре внимания современного человечества стоят  проблемы взаимодействия человека с окружающей природной средой, экологической устойчивости планеты.

Экология – наука, исследующая функционирование систем и структур надорганизменного уровня (экосистем, или биогеоценозов) в их взаимодействии друг с другом и со средой обитания. Отсюда вытекают и задачи экологии — выявить возможные взаимосвязи различных технологий, и в первую очередь химических, биохимических, агрохимических, энергетических, разрушающих или вредно воздействующих на природную сферу, для создания общей экологической безопасности окружающей среды, в том числе и химической, биохимической, радиационной.

Говоря  об экологии, мы подразумеваем  как локальные, местные  проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так и глобальные.

Экология  как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов — как природных  и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее  время становятся определяющими, ведущими, представляют собой  сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов  общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими  интересами.

Еще несколько лет  назад шли споры  относительно самого факта антропогенного — вызванного человеком  изменения климата. За последнее столетие средняя температура поверхности Земли повысилась не менее чем на 0,5–5° С. Как и было предсказано моделям, так называемого парникового эффекта, зимняя температура повысилась более значительно, чем летняя. Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. Длительными наблюдениями установлено, что количество метана увеличивается ежегодно на 1 %, углекислого газа – на 0,4 %. Углекислый газ «ответственен» примерно за половину парникового эффекта.

Реальной  экологической угрозой  становится истощение  озонового экрана в стратосфере. Говоря об этом, обычно отмечают знаменитую «озоновую дыру» над Антарктикой. Однако сокращение количества озона в стратосфере  происходит и над  нашей страной, где  оно достигло уже  в среднем около 3 %. Доказано, что сокращение озона только на 1 % ведет к увеличению заболеваний раком  кожи на 5–7 %.

Это означает, что 6-9 тыс. человек на европейской  территории нашей  страны ежегодно заболевает раком кожи только по этой причине.

Коротко о проблемах пресной  воды. Чистой воды у  нас не хватает. Причина  заключается в  бесхозном, варварском отношении к воде, как к бесплатному, ничейному природному ресурсу. Ее можно  забрать в каком  угодно количестве, ее можно без особого  наказания загрязнить. Антиэкономичность  в водохозяйственном  строительстве оборачивается  постоянной трагедией  для крупных и  мелких регионов.

Еще несколько штрихов  современного экологического положения.

Одной из крупных проблем  у нас стало  загрязнение подземных  вод. Неумеренное  применение пестицидов и минеральных  удобрений привело  к тому, что они  в большом количестве оказались в грунтовых  водах.

Особой  экологической проблемой  для нашей страны стали кислотные  осадки — увеличение кислотности дождей, снега, туманов в  результате выброса  в атмосферу окислов  серы и азота при  сгорании топлива. Кислые осадки снижают урожай, губят естественную растительность, разрушают  здания, уничтожают жизнь в пресных  водоемах.

Когда среди глобальных экологических проблем  называются сокращение видового (генетического) разнообразия живой  природы, обычно подразумевают, что эта проблема связана в основном с гибелью влажных  тропических лесов — мест, где сосредоточено  максимальное разнообразие видов животных и  растений. Проблема сокращения биологического разнообразия — это  одна их самых странных проблем для будущего человечества, поскольку  исчезнувший вид  восстановить невозможно.

Сегодня решение экологических  проблем стало  одним из глобальных критериев гуманности общества, уровня его  технических и  научных разработок.

Современная экология относится  к тому типу наук, которые возникли на стыке многих научных  направлений. Она  отражает как глобальность современных задач, стоящих перед  человечеством, так  и различные формы  интеграции методов  направлений и  научного поиска. Превращение  экологии из сугубо биологической дисциплины в отрасль знания, включившую также общественные и технические науки, в сферу деятельности, основанную на решении ряда сложнейших политических, идеологических, экономических, этических и других вопросов, обусловило ей значительное место в современной жизни, сделало ее своеобразным узлом, в котором объединяются различные направления науки и человеческой практики. Экология, на мой взгляд, все больше становится одной из наук о человеке и в определенном смысле интересует многие научные направления. И хотя этот процесс еще весьма далек от завершения, его основные тенденции уже достаточно отчетливо просматриваются в наше время. Именно в экологии (хотя и не только в ней) намечается вполне реальные точки соприкосновения между фундаментальными и прикладными научными областями, между теоретическими разработками и практическим их применением.  

ИССЛЕДОВАНИЕ  БУДУЩЕГО. МОДЕЛИ МИРА

Научное прогнозирование (в  отличие от разнообразных  форм ненаучного предвидения) — это соответственно непрерывное, специальное, имеющее свою методологию  и технику исследование, проводимое в рамках управления, с целью  повышения уровня его обоснованности и эффективности.

Исследование  будущего разделяется  на два качественно  различных направления: поисковое (исследовательское) и нормативное  прогнозирование. Поисковое  прогнозирование — это  анализ перспектив развития существующих тенденций  на определенный период и определение  на этой основе вероятных  состояний объектов управления в будущем  при условии сохранения существующих тенденций в неизменном состоянии или проведения тех или иных мероприятий с помощью управленческих воздействий. Нормативное прогнозирование (иногда его называют “прогнозированием наоборот”, т.к. в данном случае исследование идет в обратном направлении: от будущего к настоящему) представляет собой попытку рационально организованного анализа возможных путей достижения целей оптимизации управления. Этот вид прогнозов как бы отвечает на вопрос: “Что можно или нужно сделать для того, чтобы достичь поставленных целей или решить принятые задачи?”. Предметом нормативного прогнозирования выступают субъективные факторы (идеи, гипотезы, предположения, этические нормы, социальные идеалы, целевые установки), которые, как показывает история, могут решающим образом изменить характер протекающих процессов, а также стать причиной появления качественно новых, непредсказуемых феноменов действительности.

В исследовании различных  аспектов взаимосвязи  человека и биосферы можно выделить ряд  стадий: описание — исходный, эмпирический этап, отвечающий на вопрос “что происходит в  окружающей среде  и в самом человеке?”; объяснение — промежуточный, теоретический этап, отвечающий на вопрос “почему это происходит?”; предвидение — завершающий, практически ориентированный  этап экологического исследования, который  должен давать ответы на два (как минимум) вопроса: “каким образом  обнаруженные тенденции  будут вести себя в будущем?” и  “что следует предпринять  для того, чтобы  предотвратить нежелательные  явления или, наоборот, способствовать реализации благоприятных возможностей?”.

К середине 1980-х годов  имелось более 15 глобальных прогнозов, получивших название “моделей мира”. Самые известные  и, пожалуй, наиболее интересные из них — это “Мировая динамика”  Дж. Форрестера, “Пределы роста” Д. Медоуза  с соавторами, “Человечество  у поворотного  пункта” М. Месаровича и Э. Пестеля, “Латиноамериканская  модель Баричоле”  А. О. Эрреры, “Будущее мировой экономики” В. Леонтьева, “Мир в 2000 году. Доклад президенту”  и другие. Основоположником и идейным отцом  глобального прогнозирования  на основе системного анализа по праву  считается американский ученый Д. Форрестер, несомненной заслугой которого является попытка  использовать математические методы и ЭВМ для  создания варианта модели экономического развития общества с учетом двух важнейших факторов — численности населения  и загрязнения  среды. Значение своей  работы Дж. Форрестер  видел в том, что  она “будет содействовать  возникновению ощущения необходимости безотлагательного  решения существующих проблем и укажет на эффективное направление  работы для тех, кто  решится исследовать  альтернативы будущего”.

stud24.ru

Значение экологии в современном обществе — реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

 

ОЦЕНКА РЕФЕРАТА

РУКОВОДИТЕЛЬ

Доц., к.т.н., доц.

     

Е.Н. Киприянова

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия

 

РЕФЕРАТ

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ В СОВЕРМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

по дисциплине: экология

 
 

РЕФЕРАТ ВЫПОЛНИЛ(А)

СТУДЕНТ ГР.

2035

     

С.Н. Федоров

     

подпись, дата

 

инициалы, фамилия

 

Санкт-Петербург 2014

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За последний век произошел мощный рывок в развитии научно-технического прогресса, резкий демографический взрыв, две мировые войны, увеличилось количества природных ресурсов нужных для жизнеобеспечения человечества, и возвращаемые ими в окружающею среду отходы.

 

Конечно, все это не могло не сказаться на экологии нашего мира. Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания. Появилась такая наука как экология для понимания и решения проблем окружающей среды и их прогнозирования, разработки принципов рационального использования природных ресурсов. Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

 

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду. Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет экология

 

Экология изучает биологические макросистемы (популяции, биоценоза, экосистемы). Закономерности, по которым развиваются экосистемы. Это влияния человека на природную среду. 

Задачи: 

1) Исследование закономерностей  органической жизни на земле  с условием 

хозяйственной деятельности человека . 
2) Создание научной основы природного пользование.

3) Восстановление научных природных  систем и сохранение имеющихся  экосистем.

 

Методы экологии:

 

1) Полевые методы — это изучения популяции в естественной среде обитания. 
2) Эксперимент – это изучения влияние отдельных факторов на организм в искусственно созданных условиях(эксперименты в стационарных лабораториях, где имеется возможность не только варьировать, но и строго контролировать влияние на живые организмы любых факторов по заданной программе). 

Сочетание полевых и экспериментальных методов исследования позволяет экологу выяснить все аспекты взаимоотношений между живыми организмами и многочисленными факторами окружающей среды, что позволит не только восстановить динамическое равновесие природы, но и управлять экосистемами.

 

Учение о биосфере земли

 

Биосфера-это наружная оболочка земли область распространения жизни. Толщина 40-50 километров из них:30 километра атмосферы, вся гидросфера, и 3 километров вглубь литосферы. 
 
Основные компоненты биосферы: 
1. Живое вещество (растение, животные, микроорганизмы и т.д.)  
2. Биологическое вещество — это органические и органно-минеральные вещества созданные живыми организмами(нефть, уголь, торф). 
3. Костное вещество (неорганические вещества горная порода и вода)

4. Биокостное вещество – продукт синтеза живого и неживого (почвы, оксидные породы и др.)

 

Глобальной задачей биосферы  является определения допустимых пределов воздействия на биосферу для предотвращения экологической катастрофы.

 

Проблемы современной экологии

 

Делятся на две группы: 

1) Вызванные естественным ходом изменения природных условий (климат, почва, засуха озер). 
2) Вызванные хозяйственной деятельностью человека(загрязнения воды, воздуха, почвы) 

Первая и вторая группа характеризуется масштабностью. 
Для природы масштабность это гибель растения, животных, снижение продуктивности, соотношения между видами и др. проблемы. Для человека ухудшения здоровья, уровень, смертности, уровень рождаемости.  
Стратегические задачи современной экологии является: 
1) Подержания стабильного состояния биоционозы. 
2) Не разрушающие природопользование. 
3) Малоотходные технологии в промышленности. 
4) Решение эколого-экономических задач.

5) Решение эколого-правовых проблем. 
6) Биологического регулирование

7) Биоиндексация- оценка состоянии окружающий среды. Применения живых существ, для оценки состояния окружающей среды. Например много мха на деревьев чистый воздух. Мониторинг среды с целью прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

 

 

Экологическое образование

 

Интенсивное развитие экологического образования становится актуальной задачей всех цивилизованных стран и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса. Экология как система научных и учебных дисциплин должна стать одним из главных компонентов содержания образования в XXI веке. Первоочередными считаются следующие меры:

 

♦ создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;

 

♦ пересмотр всех школьных курсов с точки зрения идеи экологически безопасного, устойчивого развития;

 

♦ создание системы практической деятельности учащихся по улучшению состояния окружающей среды;

 

♦ координация школьной и внешкольной систем образования, начального, среднего, профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций;

 

♦ подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.

 

Концепции общего среднего экологического образования, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Целью экологического образования является необходимость формирования экологической культуры на основе овладения экологическими знаниями, умениями и ценностными ориентациями в отношениях с природой, поскольку существование человека без природы невозможно. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. Ведущими идеями развития экологического образования являются:

 

♦ осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе;

 

♦ понимание многообразия ценностей природы и невосполнимости жизни;

 

♦ понимание экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем и устойчивость жизни;

 

♦ воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;

 

♦ осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, согласующейся с экологическим и нравственным императивом.

 

Актуальность экологического образования обусловлена глобальностью экологических проблем, стоящих перед человечеством, и невозможностью их решения без сформированности экологической ответственности, экологической культуры. Государство должно особое внимание уделять воспитанию экологического сознания своих граждан и, особенно, детей, так как именно детям необходимо осознать, что в первую очередь от экологии зависит их будущее и будущее следующих поколений.

 

 

Современные экологические проблемы

 

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим

миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное

вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого

вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной

опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья

повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться

в биосферу — ту часть нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию.

 

Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них —

газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере.

Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную

тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете.

Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газо- и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом, все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

 

Загрязнение окружающей среды

 

Несбалансированные взаимоотношения общества и природы, то есть нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и экологической катастрофе. Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) – это экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья людей. Под экологической катастрофой (экологическим бедствием) понимают экологическое неблагополучие, характеризующееся необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения.

 

Основным и наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение. Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (Закон «Об охране окружающей среды»). Загрязнением также называют поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов или энергий (в виде звуков, шумов, излучений) в количествах, вредных для здоровья человека, животных, состояния растений и экосистем. Обычно рассматривают два различных по происхождению вида загрязнения: естественное, возникающее в результате действий природных явлений без участия людей; антропогенное, связанное с человеческой деятельностью, главной составной частью которого является техногенное загрязнение, обусловленное деятельностью промышленных производств. По агрегатному состоянию все загрязняющие вещества антропогенного происхождения подразделяются на твердые, жидкие и газообразные. По природе загрязнителей различают следующие виды загрязнения: биологическое (патогенные микроорганизмы, продукты генной инженерии и др.), химическое (загрязнение биосферы пестицидами, тяжелыми металлами, пластмассами, отдельными химическими веществами и элементами), физическое (шумовое, тепловое, электромагнитное, радиационное). По пространственному признаку выделяют глобальное, региональное, локальное (наблюдаемое на небольшой территории) загрязнения. По объектам загрязнения различают загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение поверхностных и подземных вод, загрязнение почв и т. д. и даже загрязнение околоземного космического пространства

 

Загрязнение атмосферы

 

 Известно, что загрязнение атмосферы  происходит в основном в результате

 работы промышленности, транспорта  и т. п., которые в совокупности

 выбрасывают ежегодно выбрасывают  «на ветер» более миллиарда  твердых и

 газообразных частиц.

 

Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются окись

 углерода и сернистый газ. Сейчас общепризнанно, что наиболее  сильно

 загрязняет воздух промышленное  производство. Источники загрязнений —

 теплоэлектростанции, которые  вместе с дымом выбрасывают  в воздух

 сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно

 цветной металлургии, которые  выбрасывают в воздух оксилы азота,

сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.

yaneuch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *