Род картинки бог – Бог Род. Символ бога Рода, бог Род у славян

Бог Род – славянский Бог-Творец

Бог Род является Богом-Творцом славянского пантеона и миропонимания. Он стоит над всеми богами, людьми, зверьми, духами и прочими существами и мирами. В Нем заключены все правила, из него они изошли и превратились в законы Мироздания. Он сотворил нашу Родину, в которую вошли Три основных Мира, их объединяет единое Мировое Древо, что стоит на священном камне Алатырь. И мы – все часть Рода.

Но Род воплощал свои задумки не один – с ним еще были и Рожаницы – женские ипостаси Богинь-Творцов, женских начал, продолжательниц родов. Культ Рожаниц призывал плодородие, обильный урожай на Матери Сырой Земле, был важным для продолжения родов славян.

 

Бог Род в пантеоне славянских Богов

Когда в жизни нет порядка, тогда и за столом пусто. Так считали славяне, поэтому порядок является главным укладом в жизни. Бог Род – славянский Бог, создавал Вселенную и миры с большой любовью из составляющих Хаоса-Удгарда. Славянский мир, который создал Род, называется Родиной. Все это случилось до начала времён, но народ  хранит в памяти историю творения всего сущего.

В славянской мифологии есть ответы на важные вопросы: «Откуда же появился сам Род Прародитель и Творец?», «Откуда все славянские Боги и Богини пришли», «Как Родина образовалась и как наши предки начали быть?»

Вот что говорят мифы.

Некогда все сущее состояло из Хаоса-Удгарда –  неупорядоченного Нечто. Время, события, материи, пространства  – все было смешано в одно.

К такому месту был послан Род, Бог Творец с тем, чтобы  творить там порядок и образовывать из Хаоса что-то определенное. Род осознал себя внутри Вселенского яйца, что обретался посередине Хаоса-Удгарда, сгустков великой силы.

…Снаружи была пустота, ни несуществующего, ни сущего, ничего нет, ничего… нет там ни смерти, ни того, что живёт вечно. Это единое существо — Хаос-Удгард дышало лишь своей собственной сущностью, скрытой сперва во Тьме, потом в Пустоте.

Тогда Род разделил один сгусток на два слоя. Так началось взаимодействие между Светом и Тьмою, появилось Чёрное и Белое, разделились сутки на день и ночь.  Без разделения такого не будет столкновения, ничего не будет двигаться, не будет развития и роста.

Откуда же славянские Боги появились? Вот что можно найти в книгах у ведающей Ольги Бояновой.

Род порядок свой зачинал с большой любовью, новый мир стал обрисовываться. Потому Он, как Бог творец, обладает такими качествами и предпочитает такие занятия, как: создавать, придумывать, воплощать идеи, задуманное, искать решения, пути. Всё это очень нравится Роду. Предки говаривали так: «Любому своё только дело мило, а чужое всегда кажется скучным».

Чтобы порядок поддерживался и управление созданными Мiрами продолжалось исправно, Род создал себе главных помощников – темных и светлых Богов, сделанных из черных и белых частиц Хаоса. Каждый из них должен выполнять свою задачу и поддерживать свою часть Мироздания. Всеми качествами, которые необходимы для выполнения главных задач, Род наделил каждого Бога и Богиню по-своему.

Вот, например, верховными светлыми богами стали Лада и Сварог – они супруги. Из темных богов вышли Боги-разрушители. Их роль не менее важная, чем у созидательной верховной пары. Темные Боги должны разрушать то, что уже отжило, не нужно, не должно существовать. Этот подход крайне важен, когда на смену старому должно приходить что-то новое.

Пока Бог Род не разделил мир на Три основных Мира – Явь, Навь и Правь, споры между темными и светлыми разгорались и все не утихали. Мир Яви был заселен людьми и стихийными Богами, да малыми духами, что помогали человеку. В Прави остались жить светлые боги, а в Нави – темные. Нет между Навью и Правью путей прямых, поэтому противостояние так и затихло, образовалось равновесие.

Но встречаясь в явном Мире, стороны все же продолжали свои споры и доходили даже до войн и сражений. Вот тогда-то и сотворил Род еще одного главного помощника, который был бы вхож во все Три Мира, смог бы обладать способностями могущественного Мага и переговорщика, всех примирять и находить приемлемые для всего Мироздания решения. Поэтому явился Велес – Бог древней Магии, Мудрости и Трех Миров. Только у него есть множества вариантов, как решить то или иное дело, только он имеет входы и выходы во всем три мира.

Посмотрите здесь Родословную славянских Богов.

Легенды и мифы о славянском Боге Роде

Вокруг Земли находились девять небес, которые имели каждый свое предназначение. На одном Небе проживало Солнце и звезды, на другом – Луна, а другое Небо для туч, облаков и ветров. На седьмом Небе было прозрачное дно Мирового Океана, откуда низвергаются Хляби Небесные, если кто-то из богов отворит эту «твердь». Считается, что в этом Океане все запасы воды, дождей, истоков никогда не могут иссякнуть.

Все Миры и небеса связывает своими крепкими ветвями Мировое Древо, подобное древнему дубу. Если передвигаться по Мировому Древу, то можно попасть в любой из этих миров.

Древо стоит на камне Алатырь, прочно укрепившись на нём своими корнями. Камень Алатырь находится в Светлом Ирии (или – Вырии, острове Буяне). На острове проживают предки всех животных, рыб, птиц. Поэтому все они называются «старшими». Например, «старший волк», «старший орел» или «старший олень» и так далее. Предками славян ранее считалось, что птицы по осени перелетают не на юг, а на остров Буян, чтобы перезимовать стужу лютую.

Души тех животных, которые были убиты охотниками, по поверьям славян, попадали именно в Ирий, где держали ответ за свое существование в Яви перед «старшими». Все расскажут звери: как охотники обходятся с ними, благодарят ли за то, что жизнь отдали ради людей звери, птицы и рыбы, вредят ли живым существам. После таких встреч «старшие» отпускали животных, птиц и рыб обратно на землю, чтобы на ней не иссякало пропитание для людей и других животных. Когда же человек оказывается сильно виноватым перед Природой, то быть беде – вся дичь и рыба могут уйти и не вернутся.

Вот есть пример описания Мирового Древа, что на острове Буяне стоит:

…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце.

Под конём понималась существующая Вселенная, что привязана к Древу, его оси.

В кроне Древа гнездятся соловьи, Птица Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим, Жар-Птица и Уточка. В стволе Древа пчёлы обретаются, у его корней – горностай, а плодами Древа являются семена всех растений на Земле.

По поверьям славян, если они водят хоровод на праздники вокруг березы, дуба или иного священного дерева, то так они предают своё почтение Мировому Древу, от семян которого произросли те празднично-хороводные деревья.

Были раньше заповедные леса, где росли только такие растения, плоды которых были съедобны и целебны, оберегались они людьми, использовались только для праздников, обрядов и исцеления. По поверьям, в священных деревьях обретались духи, помогающие человеку во всем. Также через священные деревья можно было добираться в различные миры. И всё это, до мельчайших деталей, задумывал Бог Род Прародитель и Творец.

 

Оберегсимвол 
Бога Рода

Именуют знак Творца Рода  – «Род». Используется знак двояко – один тот, что «кружится» посолонь, по ходу Солнца – олицетворяет мужскую силу. А другой знак «кружится» противосолонь, против хода Солнца, олицетворяет женскую силу. Со знаком Род связан оберег Мировое Древо, а также Алатырь, используются славянами как символы Бога Рода.

Символ Род подходит женщинам, мужчинам, детям. Покровительство Рода и Его сила помогают устанавливать тесные связи с семьёй. Тем, кто желает продолжить свой род, знак даст необходимую силу.

Символ «Мировое Древо» использовался в домовой резьбе и традиционных вышивках.

Подходит для любого, кто желает заняться укреплением своих родовых связей, а также кто хочет больше детей.

Оберег Алатырь помогает детям не болеть, молодежи, чтобы крепнуть и ума-разума набираться, и взрослым, чтобы жить счастливо. Девушки могут получить счастье в любви, супруги — защиту от недобрых людей или глаза.

Какие бывают обереги,
дающие защиту Бога Рода?

Узнать

 

Проявление Бога Рода для славян

Верили славяне, что Бог Род Прародитель сотворил все живое и упорядочил Миры, а затем отошел от дел, принялся отдыхать. Но хоть и перестал творить новое Род в больших масштабах – все равно, нет-нет, да и придумает нечто красивое, полезное, да нужное. Предки славян понимали, что они в любой час и день могут обращаться к Роду за поддержкой, помощью или советом. Поэтому использовали его знак и атрибуты для того, чтобы соединиться мыслями и душой с Ним. В этом Верховном Боге присутствуют все наши предки, потому Бог Род является нам главным божеством.

 

Атрибуты Бога Рода

Птица – аист, утка.

Дерево – дуб.

Треба (подношение) –  сейчас славяне продолжают нести требы Богу Роду, когда чтут своих умерших родителей и родственников — несут на их могилы крашенные яйца или куличи.

 

Бог Род в северной традиции гадания

Реза Бога Рода состоит в северной системе гадания и магии «Славянские Резы Рода». Реза имеет такое же изображение и начертание, что и символ (оберег) – Род.

Номер резы – 1

Гадание. Вопрошание Бога. Появившаяся в раскладе Реза Рода говорит о многих возможностях, открывшихся для Спрашивающего. Совет Бога Рода – важно трудиться над собой, своим внутренним состоянием. Утешает Род тем, что если даже и не свершится то, что было задумано и к чему прилагались усилия, все равно это свершится рано или поздно.

В разделе «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Род встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

 

Праздники, где чествуют Бога Рода

21 апреля почитают предков и Рода Прародителя. В современной православной традиции такой праздник называют – «Родион-ледолом». По сей день люди несут требы на могилы своих родичей и предков. Подношение своим ушедшим близким, это также подношение и Богу Роду, от которого все рода человеческие начали быть. Приносят на могилки куличи, крашенные яйца, конфеты, сладкие пироги.

Чествование Рода также приходится и на праздник Родоница – 2 мая. Он входит прямо в пору, когда поминают предков, дедов. Такой период у славян еще зовется – «Вешние Деды» и приходится на пору с 1 по 7 мая. В этот день варят мясо, студень, жарят яичницу, готовят вкусную кашу в русской печи или по старорусской традиции пекут пироги.

Женщины поют плачи по ушедшим родственникам. Потом накрывается стол, выставляются все приборы по числу тех, кого хотят помянуть. Садятся за столом, приглашают своих умерших родичей и разговоры с предками ведут. Из напитков особенно нравился всем питный мёд. Но и о жизни не забывают – устраивают потом пляски, гулянья, поют и славят жизнь, но это уже приходится на период с 5 по 9 мая.

 

Подробнее:

Народный календарь

Славянские праздники и обряды»

День Бога Рода

 

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Славянские боги (28 фото)

Древнеславянский пантеон очень сложен по своей структуре и многочисленен по составу. Большинство богов отождествлялось с различными силами природы, хотя были и исключения, самым ярким примером которых является Род – бог-творец. Из-за схожести функций и свойств некоторых богов сложно наверняка определить, какие имена являются лишь вариациями наименований одного и того же бога, а какие принадлежат разным богам.

Весь пантеон можно разделить на два больших круга: старшие боги, которые правили всеми тремя мирами в первозданном этапе, и второй круг – молодые боги, которые взяли бразды правления в новом этапе. При этом одни старшие боги присутствуют и в новом этапе, а другие исчезают (точнее нет описаний их деятельности или вмешательства во что либо, но память о том, что они были, остается).

В славянском пантеоне отсутствовали четкая иерархия власти, которая заменялась родовой иерархией, где сыновья подчинялись отцу, но братья были равны между собой. У славян не было ярко выраженных злых богов и добрых богов. Одни божества даровали жизнь, другие ее забирали, но все почитались в равной степени, так как славяне верили, что существование одного без другого невозможно. При этом добрые по своим функциям боги могли карать и причинять вред, а злые наоборот помогать и спасать людей. Таким образом, боги древних славян были очень похожи на людей не только внешне, но и по характеру, так как одновременно несли в себе и добро и зло.

Внешне боги были похожи на людей, при этом большинство из них могло превращаться в животных, в образе которых они обычно и представали перед людьми. От обычных существ богов отличали сверхспособности, которые позволяли божествам изменять окружающий мир. Каждый из богов обладал властью над одной из частей этого мира. Воздействие на другие части неподвластные божествам были ограничены и носили временный характер.

Род

Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Уже в христианских поучениях против язычества ХII-ХIII вв. о Роде пишут как о боге, которому поклонялись все народы.

Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.

В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.

Род – бог-творец, вместе со своими сыновьями Белбогом и Чернобогом он создал этот мир. В одиночку Род создал в море хаоса Правь, Явь и Навь, а вместе с сыновьями сотворил землю.

Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый — из груди Его. Звезды частые — из очей Его. Зори ясные — из бровей Его. Ночи темные — да из дум Его. Ветры буйные — из дыхания…

«Книга Коляды»

У славян не было представлений о внешнем виде Рода, поскольку он никогда не являлся непосредственно перед людьми.

Капища в честь божества устраивались на холмах или просто больших открытых участках земли. Его идол имел фаллическую форму или просто выполнялся в виде столба, окрашенного в красный цвет. Иногда роль идола и вовсе выполняло обычное дерево, растущее на холме, особенно если оно было достаточно древним. Вообще славяне верили, что Род есть во всем и потому поклоняться ему можно где угодно. Жертвоприношений в честь Рода не было. Вместо них устраиваются праздники и пиршества, которые проводятся непосредственно возле идола.

Спутницами Рода были Рожаницы-женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага.

Белбог

Сын Рода, бог света, добра и справедливости. В славянской мифологии является создателем мира вместе с Родом и Чернобогом. Внешне Белбог представлялся в виде седовласого старца, одетого как волхв.

Белобог в мифологии наших предков никогда не выступал в роли самостоятельного единичного персонажа. Как любой объект в мире Яви имеет тень, так и у Белобога есть его неотъемлемый антипод – Чернобог. Схожую аналогию можно обнаружить в древнекитайской философии (инь и ян), в инглиизме исландцев (руна юдж) и во многих других культурно-религиозных системах. Белобог, таким образом, становится воплощением светлых человеческих идеалов: добра, чести и справедливости.

Святилище в честь Белбога устраивали на холмах, обращая идола лицом на восток, навстречу восходу. Впрочем, почитали Белбога не только в святилище божества, но и на пирах, обязательно произнося тост в его честь.

Велес

Один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес — «скотий бог» — хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи. Правда, некоторые источники указывают на него, как на бога смерти…

В настоящий момент среди различных языческих и родноверческих направлений достаточно популярным текстом является Велесова книга, которая стала известна широкой общественности в 1950-ые годы минувшего века благодаря исследователю и писателю Юрию Миролюбову. Велесова книга фактически представляет собой 35 березовых дощечек, испещренных символами, которые ученые-языковеды (в частности, А. Кур и С. Лесной) называют славянской докириллической письменностью. Любопытно, что оригинальный текст действительно не похож ни на кириллицу, ни на глаголицу, но и черты славянской рунницы представлены в нем опосредованно.

Несмотря на большое распространение и массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах (священных местах, в которых устанавливали изображения основных богов этой территории).

С образом Велеса связано два животных: бык и медведь, в капищах посвященных божеству волхвы зачастую держали медведя, который играл ключевую роль в проводимых обрядах.

Даждьбог

Бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Символом Даждьбога исконно считался солнечный диск. Его цвет – золото, говорящее о благородстве этого бога и его непоколебимой силе. Вообще у наших предков было три основных солярных божества – Хорс, Ярила и Даждьбог. Но Хорс являлся солнцем зимним, Ярило – весенним, а Даждьбог – летним. Безусловно, особого почтения заслуживал именно Даждьбог, так как от летнего положения солнца на небесном своде для древних славян, народа землепашцев, зависело очень многое. При этом Даждьбог никогда не отличался крутым нравом, и если внезапно нападала засуха, то этого бога наши предки никогда не винили.

Капища Даждьбога устраивались на холмах. Идола изготавливали из дерева и ставили лицом на восток или на юго-восток. В дар божеству приносили перья уток, лебедей и гусей, а также мед, орехи и яблоки.

Девана

Девана – богиня охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя.

Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы.

Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей добычи в ее святилище. Как считалось, именно она помогала отыскать в густом лесу тайные тропы животных, избегать стычек с волками и медведями, ну а если встреча все же состоялась, выйти человеку из нее победителем.

Доля и Недоля

Доля — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.

Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нет: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет.

Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдет.

НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощница Макоши, ткет несчастливую судьбу.

Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица, тождественные девам судьбы.

Они действуют по собственным расчетам, независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот, деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она бодрствует — беда следует за бедою, и только тогда становится легче несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».

Догода

Догода (Погода) — бог прекрасной погоды и нежного, приятного ветерка. Молодой, румяный, русокудрый, в васильковом венке с голубыми, по краям позолоченными крыльями бабочек, в среброблестящей голубоватой одежде, держащий в руке шипок и улыбающийся цветам.

Коляда

Коляда — солнце-младенец, в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем.

Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 6 января.

«Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи» (А. Стрижев. «Народный календарь»).

Крышень

Сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.

КУПАЛО

Купало (Купайла) — плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца.

«Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва».

Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах.

Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке.

В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.

Лада

ЛАДА (Фрея, Прея, Сив или Зиф) — богиня юности и весны, красоты и плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков.

В народных песнях «ладо» до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа.

Наряд Фреи сияет ослепительным блеском солнечных лучей, красота ее очаровательна, а капли утренней росы называются ее слезами; с другой стороны, она выступает воинственной героинею, носится в бурях и грозах по небесным пространствам и гонит дождевые тучи. Кроме того — это богиня, в свите которой тени усопших шествуют в загробный мир. Облачная ткань есть именно та пелена, на которой душа, по смерти человека, возносится в царство блаженных.

По свидетельству народных стихов, ангелы, являясь за праведною душою, принимают ее на пелену и несут на небо. Культом Фреи-Сивы объясняется суеверное уважение, питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет пятиться.

У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась священным деревом.

Лед

Лед — этому божеству славяне молились об успехе в сражениях, он почитался правителем воинских действий и кровопролитий. Это свирепое божество изображалось в виде страшного воина, вооруженного в славянскую броню, или всеоружие. При бедре меч, копье и щит в руке.

У него были свои храмы. Собираясь в поход против неприятелей, славяне молились ему, прося помощи и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы.

Лель

Лель— в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле — этом веселом, легкомысленном боге страсти — до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты и любви Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Особенно ярко это чувство вспыхивало весной и в Купальскую ночь. Изображался Лель в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь! В славянской мифологии Лель тот же бог, что и греческий Эрос или римский Амур. Только античные боги поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.

Священной птицей его считался аист (цапля). Другое название этой птицы в некоторых славянских языках — лелека. В связи с Лелем почитались и журавли, и жаворонки — символы весны.

Макошь

Одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна.

Имя ее составлено из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — кошелка, корзина, кошара. Макошь — мать наполненных кошей, мать хорошего урожая.

Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении — рог изобилия.

Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы».

Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша опрядет».

Морена

Морена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) — богиня смерти, зимы и ночи.

Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.

Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти.

В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.

Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны. Как представительница зимы Морана побеждается весенним Перуном, который разит ее своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает ее в подземную темницу.

Согласно с отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее верование заставило этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но так как громовник и его спутники являлись и устроителями небесного царства, то понятие о Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то существом злым, увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного божества, сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог.

Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти.

Перун

Бог-громовержец, божество победоносное, карающее, явление которого возбуждает страх и трепет. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.

Его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою. Восседая на пламенной колеснице, он разъезжает по небу, вооруженный луком и стрелами, и разит нечестивых.

По свидетельству же Нестора, деревянный идол Перуна, поставленный в Киеве, имел на серебряной голове золотые усы.Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины.

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол.

Радегаст

Радегаст (Редигость, Радигаст) — молниеносный бог, убийца и пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом весны. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю.

Русские поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли.

Славянский Радигость изображался с головою буйвола на груди.

Сварог

Сварог-бог-создатель земли и небес. Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Как и Род, Сварог – бог-творец, он продолжил формирование этого мира, изменяя его изначальное состояние, совершенствуя и расширяя. Впрочем, излюбленным занятием Сварога является кузнечное дело.

Капища в честь Сварога устраивали на холмах, поросших деревьями или кустарниками. Центр холма очищали до земли и на этом месте разводили костер, дополнительно идолов в капище не устанавливалось.

Святобор

Святобор – бог леса. Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкур

Святобор яростно охраняет леса и нещадно наказывает тех, кто им вредит, в некоторых случаях наказанием может стать даже смерть или вечное заключение в лесу в облике зверя или дерева.

Женат Святобор на богине охоты Деване.

Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни охота.

Семаргл

Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.

В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.

Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.

Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне связывают возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви. Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.

Стрибог

В восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Капища Стрибога устраивали на берегах рек или морей, особенно часто они встречаются в устьях рек. Капища в его честь никак не огораживались от окружающей территории и обозначались лишь изготовленным из дерева идолом, который устанавливался лицом на север. Перед идолом также водружался большой камень, который выполнял роль алтаря.

Триглав

В древнеславянской мифологии это единение трех главных сущностей-ипостасей богов: Сварога (творение), Перуна (закон Прави) и Святовита (свет)

Согласно различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) — из Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, — из Перуна, Дажьбога и Стрибога.

Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице.

Хорс

Хорс (Корша, Коре, Корш) — древнерусское божество солнца и солнечного диска. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто царит над всем остальным миром. Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила, сын Рода, брат Велеса. Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца — Хорсету. Это слово имело и более широкое значение — «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» — особая отмеченность богами, избранность.

Капища в честь Хорса устраивали на небольших возвышенностях посреди лугов или небольших рощ. Идол изготавливали из дерева и устанавливали на восточном склоне холма. А в качестве подношения использовался специальный пирог «хорошуль» или «курник», который крошился вокруг идола. Но в большей степени для воздания почести Хорсу применялись танцы (хороводы) и песни.

Чернобог

Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Считается, что Чернобог-прообраз Кащея бессмертного из сказок .Кащей – культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кащей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кащея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кащей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством,

Чернобог – правитель Нави, бог времени, сын Рода. В славянской мифологии он является создателем мира вместе с Родом и Белбогом. Внешне представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами.

Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски. Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце.

После сотворения мира Чернобогу под покровительство досталась Навь — мир мертвых, в котором он одновременно является правителем и пленником, так как, не смотря на всю свою силу, он не в состоянии покинуть его пределы. Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви, при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь, и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется.

Капища в честь Чернобога изготавливали из темных пород камня, деревянный идол полностью обивали железом, кроме головы, на которой металлом отделаны были лишь усы.

Ярило

Ярило – бог весны и солнечного света. Внешне Ярило выглядит как молодой юноша с рыжими волосами, одетый в белые одежды с цветочным венком на голове. Этот бог передвигается по свету верхом на белом коне.

Капища в честь Ярилы устраивались на вершине холмов, поросших деревьями. Вершины холмов очищали от растительности и на этом месте возводили идол, перед которым устанавливали большой белый камень, который иногда мог находиться и у подножья холма. В отличие от большинства других богов, жертвоприношений в честь бога весны не было. Обычно божество почитали песнями и танцами на капище. При этом одного из участников действия непременно наряжали Ярилой, после чего он становился центром всего празднества. Иногда изготавливали специальные фигурки в образе людей, их приносили на капище, а затем разбивали об установленный там белый камень, считается, что это приносит благословение Ярилы, от которого и урожай будет больше, и сексуальная энергия выше.

Немного о мироустройстве славян

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Соответственно крона дерева достигает Мира Богов на небесах — Ирий или Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и другие «тёмные» Боги. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в образе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот — мифологический символ всей вселенной

Конечно, в одном посте не охватить всех богов, которым поклонялись наши предки. У разных ветвей славян одни и те же боги назывались по разному, были и свои «местные» божества.

nlo-mir.ru

Символ бога Рода: значение славянского оберега

Вначале была пустота. В безвременье и тишине было золотое яйцо где, до поры дремала великая сила. Однажды скорлупа раскололась и из яйца вышел бог Род, который создал вселенную. Об этом говорит множество легенд и мифов. Предания о сотворении мира записаны в книгах Велеса и Коляды.

Отрывок из книги Коляды посвященный созданию мира.

После создания вселенной Род дал начало Сварогу и Ладе. Сварог — хранитель небесного огня создал твердь земную и первых Богов. Лада стала матерью богов (одна из рожаниц) и почитается как мать небесная.

Бог Род в славянском пантеоне

Создатель вселенной занимал главное место в пантеоне богов у славян. Почитали его как первоисточник всего сущего на земле. Именно Род создал свет, тьму, первых богов. От его имени и происходят многие слова означающие жизнь во всех ее проявлениях: природа, роды, родственники, родители и другие.

У создателя вселенной есть и другие имена: Вышний, Белобог, Свентовид. При этом Свентовид имеет несколько вариаций написания и произношения: Святовит, Светич, Свентовит что в переводе со старославянского языка означает «витязь света».

Род создал мир из тела и мыслей, до этого была пустота.

Род является праотцом и создателем всех Богов, где чем ближе Бог к создателю, тем большей силой он обладает.

Образ Рода есть в каждой культуре и религии, несмотря на разные имена у каждого народа и в каждом источнике бог един и выступает во множестве образов. В каждой легенде о сотворении мира есть место созданию мира из тела и души первого бога.

Даже после крещения Руси христиане долгое время почитали первого бога и рожаниц.

Дети Рода

После создания мир не был структурирован и упорядочен, для сохранения и управления миром были рождены первые боги. Сварог создал землю, а также разделил миры на верхний, средний и нижний. В верхнем обитают Боги — Правь, в среднем (явном) сосредоточена видимая жизнь, а нижний связан с историей, там живут умершие.

Творец вселенной не имел пола, он раздели людей и богов на мужчин и женщин. Его сын — Сварог, а дочь — Лада являются образами двух сторон всевышнего.

Сварог создал землю и космос, создал первых сварожичей. Лада – мать первых богов, а следовательно и человечества.

В Свароге заключена сила, мудрость, а в Ладе энергия созидания и рождения новой жизни. Именно соединяясь мужская и женская суть и дает новую жизнь. Лада-Богородица стала женой Сварога и покровительницей всех женщин.

Учитывая уничтожение славянской культуры на протяжении многих лет, более точные положения о происхождении древних богов не сохранились.

Образ Белобога

Образ Свентовида не сформирован точно, он воплощение всего живого, поэтому древние русы редко ставили ему кумира. Считалось весь мир — это отражение всевышнего и помолиться создателю можно в любом месте, природа воспринималась как часть его.

По некоторым легендам Род посещал землю в образе седовласого старца, приняв привычный людскому глазу облик.

Атрибуты Рода

Главными символами Болобога остаются:

  • дерево — дуб;

  • птица — аист, именно это источник поверья о том, что аист приносит детей;

  • рыба — щука. Образ начала жизни это утка и щука, что нашло отражение во многих старых сказках. Где из костей щуки рождалась жизнь (в том числе и Велес).

Особого подношения нет. Подношения умершим родственникам является требой и всевышнему.

Значение символики Рода

Славянский оберег род имеет несколько символов. Первые два — свастические символы рода у одного лучи направлены по ходу солнца (посолонь) является мужским оберегом. У зеркального символа лучи закручены против хода святила (противосолонь) — оберег предназначен для женщин.

Лучи знака расположены по ходу солнца, значит оберег предназначен мужчинам.

Алатырь — восьмиконечная звезда — это символ Рода. Обладает мощной силой. Используется для защиты семьи от сглаза и порчи, от болезней. Подходит для оберега малышей. В символ алатырь заключена память о семье, традициях и культуре.

Знак «дерево мира» помогает родить здоровых детей и сохранить традиции. Используется в резьбе по дереву (украшение дома), вышивается или вывязывается на одежде и предметах интерьера. Используется в качестве оберега в виде кулонов, кожаных браслетов, изображений на кольце или цепочке.

Славянский оберег род используется как связь с создателем через который человек может обратиться к богу или к душам умерших предков. Оберегом рода может служить любой из знаков или атрибутов бога.

Кому подходит знак бога рода

Создание мира

Амулет знак бога Рода изначально был без свастического символа. Заполненный круг олицетворял солнце, позже в центр внесли изображение 4 закрученных луча с небольшими кругами на концах. Изгибы обращены внутрь. Данный символ обозначает непрерывность времени и тесной связи прошлого, настоящего будущего.

Знак рода состоит только из плавных линий и не может содержать острых углов. Оберег содержит созидательную энергию. Является хранителем семейных знаний и традиций.

Оберег рода подходит мужчинам (посолонь) и женщинам (противосолонь). Можно использовать двусторонний оберег.

Сила оберега «знак Рода»

Волшебный знак рода обладает мощной магической энергией. При постоянном ношении талисмана человек получает крепкую связь со своими корнями.

Символ Рода — это не просто украшение, это сильный талисман влияющий на жизнь, вместе с памятью поколений человек получает:

  • крепость рода;

  • защиту от зла людского и темных сил;

  • благополучие и процветание;

  • удачу в благих делах;

  • уверенность в своих силах.

Для мужчин талисман символ рода оказывает влияние на крепость духа и устойчивость к неблагоприятным внешним факторам.

Женщина находящаяся под защитой обережного знака становится более гибкой и мягкой в характере.

Личный оберег с символом Рода лучше использовать в виде кулона, перстня или вышивки.

Как сделать оберег самостоятельно?

В современном мире купить любой оберег не составит труда, однако оберег со знаком рода изготовленный чужими людьми не имеет силы. Изготавливать нательный талисман следует членам семьи.

Лучший материал для создания славянских оберегов – дерево. Легко подается обработке и доступен каждому.

Изготовить самостоятельно можно оберег для дома. Для этого подойдет древесина (дуб или береза), серебро, полудрагоценные камни, глина, большой силой будут обладать и вышитые картины с использованием изображения знака.

Для изготовления нательного оберега подойдут все те же материалы.

Несколько правил для изготовления оберега рода:

  • Знак рода лучше делать сквозным, таким образом энергия будет перераспределяться правильно.

  • Если оберег делать из дерева, для женского талисмана подходит береза, для мужчины древесины дуба.

  • Делать амулеты следует в хорошем самочувствии и настроении.

При изготовлении оберега для семьи знак можно нанести практически на любой предмет быта, вырезать на деревянном доме, вышить на картине или подушке.

Главное любить свою семью и верить в силу изображаемого знака и тогда оберег принесет пользу. Если же человек склонен к свершению нечестных поступков и предательству от ношения данного знака лучше отказаться.

При изготовлении оберега знак рода помещается в круг который символизирует преемственность традиций из поколения в поколение и защит от влияния извне.

После изготовления (покупки) талисман следует зарядить.

Как активировать символ рода

Земля, вода, огонь и воздух наделяют оберег силой и очищают от негативной энергии.

Создание амулета не всегда возможно самостоятельно, куда проще заказать его в интернет-магазине или купить на ярмарке мастеров. Однако есть одна особенность. Все талисманы во время изготовления «впитывают» энергию мастера.

Для того чтобы амулет служил именно вам, нужно снять с него чужую энергетику. Особенно это относится к родовым символам.

Для очищения подходит соль, земля, проточная вода, огонь и ветер. В случае очищения славянских оберегов лучше использовать силу природы.

Важно. Процесс очищения 4 стихиями: земля, вода, огонь и воздух одновременно является и зарядкой (активацией) оберега.

Обряд лучше совершать в одиночестве без помощников и посторонних глаз.

В идеале выйдите на природу, лучше солнечная полянка в лесу. Закапайте оберег в землю и оставьте на три дня. После этого промойте в холодной (или проточной) воде, подержите над пламенем костра (или свечи) и положите так. Чтобы талисман обдул ветер.

При невозможности выехать на природу можно импровизировать. Вместо лесной земли подойдет земля из горшочка с цветком или соль, промыть можно под краном, под ветер положить у открытого окна.

Праздники где чествуют славянского бога

Родоница – время поминания усопших.

Праздником Рода считается день почитания предков который приходится на 2 мая — родоница. Это день общения с ушедшими родственниками и угощения их пирогами, кашей, яйцами да другими яствами.

На родоницу принято вспоминать ушедших, угощать их. Эта традиция сохранилась и по сей день.

Поверье о том, что в мае свадьбу играть — всю жизнь маяться имеет славянские корни. Весь месяц посвящен общению с предками и созданию семьи в этот месяц не время.

silaoberega.ru

Славянские боги

Морена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) — богиня смерти, зимы и ночи.
Мара – богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.

Одним из излюбленных занятий Мары является рукоделие: она любит прясть и ткать. При этом подобно греческим Мойрам использует для рукоделия нити судьбы живых существ, подводя их к переломным моментам в жизни, и, в конце концов, обрезая нить существования.

Мара рассылает по всему свету своих посланниц, которые являются людям в облике женщины с длинными черными волосами или в облике двойников людей, которым предназначено предостережение, и предвещают о скорой смерти.

В часть Мары не возводили постоянных мест поклонения, почести ей можно было воздавать где угодно. Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку.

Почитали Мару 15 февраля, а в дар богине смерти приносили цветы, солому и различные плоды. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.
Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны. Как представительница зимы Морана побеждается весенним Перуном, который разит ее своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает ее в подземную темницу.
Согласно с отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее верование заставило этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но так как громовник и его спутники являлись и устроителями небесного царства, то понятие о Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то существом злым, увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного божества, сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог.
Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти.

fishki.net

Древний бог Род у славян: история, изображение и описание

Распространение разных версий славянского неоязычества в последние годы сделало довольно популярным такого персонажа славянской мифологии, как бог по имени Род. О том, кто это и какую роль играет бог Род у славян, мы поговорим в этой статье.

Суть Рода

Как известно, в дохристианские времена славяне были политеистами, то есть поклонялись множеству богов. Все вместе они составляют пантеон, который внутри себя имеет определенную структуру и иерархию. Бог Род — это тот, кто стоит на самом верху этой иерархии. В некотором смысле он даже превосходит ее, стоя за ней, поскольку сам по себе ряд богов и богинь, это лишь проявления Рода. Другими словами, это бог-прародитель, источник всего сущего, первоначало.

О верховенстве Рода

Иногда говорят, что бог Род — верховный бог у славянских народов. Это не совсем верно. Верховным среди прочих является Перун. Иногда это место также усваивается Сварогу, отцу Перуна. Но кто бы ни был выше среди остальных, его верховенство подчеркивает его отличие от прочих богов. Поэтому Сварог — это не Перун, а Перун — это не Велес, и так далее. Род же — это то божество, которое преодолевает в себе все дифференциации. Другими словами, русский бог Род являет собой собирательный образ, персонификацию полноты всего. Все остальные боги, как, впрочем, и весь мир, это только частные проявления Рода. Поэтому он не верховный бог, а бог, который является источником божественности, источником всего сущего — он выше любой иерархии. Условно можно назвать его надверховным богом, подчеркивая его независимость от принципа иерархии и превосходство над ней.

Описание Рода в современном неоязычестве

Теологические изыскания современных неоязычников славянского извода обычно сводятся к утверждению, что Род – самый древний бог. Род является создателем и творцом мира, что роднит его с образом Творца в ортодоксальном христианстве. Впрочем, сами язычники, как и христиане, склонны яростно отрицать это тождество. Бог род у славян считался также прародителем первого поколения божеств, называемых боги-отцы. Он является причиной всех причин, основателем мироздания, первичной творческой силой, первомыслью и источников всего. Род бесконечен и превосходит понятия времени и пространства. Язычники, говоря о Роде, так же вспоминают о некоем мировом яйце – символе первичного мира, общем для множества культур.

Считается, что до проявления в акте творения Род пребывал в некоем мировом яйце, превосходящем пределы материального мира. Это яйцо – символ зарождающегося мира, вынашиваемого божественной силой. Когда яйцо раскалывается, из него возникает мир – небо и земля. Считается также, что вне Рода нет никакого бытия, так же как и небытия. Другими словами, бог Род вездесущ и вневременен. И все, что можно помыслить, пребывает в нем. И ничего нет такого, чтобы его превосходило или было от него отделено.

Свет и тьма, добро и зло

Поскольку бог Род — это бог, в котором пребывает все, то он превосходит по своим качествам такие понятия, как добро и зло. Соответственно, о его нравственных качествах нельзя говорить буквально, поскольку все этические категории, это лишь человеческие понятия и не подлежат проекции на божество. Таким образом, нельзя сказать, что Род добр или зол. Он выше и того, и другого.

Род и рождение

Неоязычники настаивают, что от имени бога Рода произошел глагол «рождать». То есть рождение – это акт уподобления данному Богу, соучастие в его творческом акте создания. Впрочем, что было на самом деле первично – имя бога или слово, означающее естественный акт воспроизводства, доподлинно неизвестно. А потому утверждение приверженцев язычества можно принять только на веру.

Род в мифологии

Образ Рода представляет его как того, кто непосредственно создал этот мир таким, каким мы его знаем. Земля и небо, звезды, солнце и луна, горы, равнины, водоемы, растения и животные – все это дело рук Рода. И все это в своей совокупности сам бог Род. Он же разделил мироздание на три части – правь, явь и навь – три фундаментальные категории языческого славянской космологии. Явью в этой системе называется мир, в котором живут люди. То есть это тот мир, который мы видим за окном, мир материи. Правь же, это высший мир, мир, в котором обитают боги – дети Рода. Это мир торжества правды и справедливости, олицетворение всего лучшего и доброго. Что касается Нави, то это мир нижний. В Нави обитают мертвые. Некоторые мифы, а точнее попытки их современной интерпретации, сообщают, что в Нави располагается царство тьмы – так называемое Пекельное царство.

Изображение бога рода в славянской мифологии также тесно связано с образом мирового древа, роль которого у славян играет дуб. Крона его восходит к прави, корни — к нави, а ствол, соответственно, представляет собой мир срединный, то есть явь.

Мифы описывают, как из дыхания бога Рода явилась Лада – богиня гармонии, красоты, любви и мудрости. Лада в воплощении совы играла роль посланницы Рода и провозвестницы его воли людям и всему живому. Кроме того, по одной из версий мифов, при творении мира Родом были созданы божества Доля и Недоля. Они называются прабогами и их роль заключалась в том, чтобы плести вместе с Макошью нити судьбы, определяющие ход истории людей и богов. Впрочем, другие мифы говорят о том, что рождены эти персонажи были значительно позднее.

Когда мир был сотворен, Род увидел, что он прекрасен, но хаотичен. В нем не было никакого порядка, не было того, кто мог бы его контролировать, возделывать и хранить. Поэтому следующим шагом Рода было создание Сварога. Последний представляет собой великого бога славян, бога-кузнеца. Будучи ремесленником, Сварог сковал цепи, которыми были соединены между собой все части мироздания. Благодаря этому в космосе был наведен порядок и мир стал структурирован. Таким образом, Род устранился от дел и погрузился в отдых, а Сварог продолжил его дело творения, а затем – управления.

Часто вместе с Родом упоминаются и так называемые рожаницы – божественные сущности в женской ипостаси. Некоторые считают, что под ними подразумеваются богини Лада и Леля. Другие настаивают, что, по крайней мере, одна из этих самых рожаниц – богиня Жива.

fb.ru

Род

До того, как первая гора устремилась в небесную вышину и первая река, собою омыла берега земные, была пустота. Тишина, ибо никто не говорил и не дышал. Бесконечность, ибо время дремало в забытье, не знающее что ему положено проснуться. В этой пустоте было золотое яйцо, в котором дремало Нечто, или может быть Некто. Но однажды, яйцо то разбилось и из золотой скорлупы появился Род — тот, кто решил родить жизнь. И стало его тело вселенной, а мысль его жизнью и было это прекрасно. Мир рождённый в тишине был безлюден, поэтому Род дыханием своим дал жизнь всему произрастающему из тверди земной, и создал он людей. Смертных и вдохнул в них своё дыхание и стало это душою, что однажды вернуться должно будет к прародителю. И Род породил детей своих Богов, чтобы они мир, созданный им берегли и порядок держали. Породил он сына своего Сварога и дочь свою Ладу Прекрасную, и завещал им учить людей любви и прославлению его. И ушёл он отдыхать и предаваться су божественному, в котором он видел глазами детей своих смертных и бессмертных, где волю свою глаголил чужими устами, ибо всё сущее, зримое и незримое — это Род и часть его.

Содержание статьи.

Род — славянский бог.

До сотворения мира не было ничего, ни пространства, ни времени. Была лишь некая божественная материя, которую древние Русы называли Всевышним, то есть возвышающимся над всем и всеми. Часто его имя сокращалось и называли его образ Вышнем. В индийском мифологии эта первозданная материя известна под именем Вишну.
Итак, не было ничего кроме Всевышнего и мысли его, что породило Золотое Яйцо. В этом причудливой колыбели дремал Род, начало всего живого и всей вселенной. Род вышел из золотой обители своей, и стал сотворять мир сей.
Род единственное творение Всевышнего, что уже в последствии дало жизнь всему ныне существующему. Поэтому Вышень почитался, скорее не как бог, а как первопричина и исток всего существующего. Великий Род мысль отца своего обретшая плоть и душу в творениях своих.
Судить об этимологии возникновения имени славянского бога Рода, довольно сложно. Но мы имеем на сегодняшний день множество слов образовавшиеся об имени этого божества: родина, природа, роды, родители, родственники, роддом, рождение, выродок, урод и так далее. Все они несут в себе сакральное предназначение самого божества: жизнь, её продолжение. Род — это означает рожать, творить и создавать.
Славянский Род в мировой мифологии и пост христианской эпохе.

Вообще языческий пантеон любых народов всегда начинался с Создателя и Праотца всего существующего. Его почитали как отдельно взятого бога, или, как и славяне восхваляли его, как первоисточник, но не ставили ему отдельных кумиров и не строили капища.
Славянского Рода отождествляли и с египетским Осирисом, и с финикийским богов Ваалом, что восседал на небе. У славян, населявших западные земли было божество по имени Свентовит, и его описание и его предназначения полностью совпадает с поклонением Роду. Можно сделать вывод, что два эти божества не только похожи, но и являются одним целым, но именуемый у каждого народа по-своему. Если даже отсечь возможность путешествия людей в земли иных народов, где они могли рассказать о своих главных божествах, то почти все языческие пантеоны начинаются с Создателей. Мышление человека, даже в те далёкие времена начиналось с поиска перво истока, как причины следствия.

Даже после принятия славянами христианства, ещё много веков подряд славяне славили Рода, и вопреки пояснениям священников, что имя Создателя не Род, а Бог, утверждали, что если Бог родил и создал землю и жизнь на ней, то и имя ему Род. В первых переводах Библии на русский язык, Бог так и назывался Рододатель, тот что дал жизнь роду людскому.

Одна легенда сотворения мира у каждого из народов обрело своё имя: у славян-Род, у кавказских народов-Тха, у индийцев-Рудра, у скандинавов — Имира. Все эти верховные боги создавали мир из собственного тела и души. Невозможно не отметить родство всех этих преданий и божеств.

Род и дети его.

Род сын Вышня и его продолжение, однако и он породил детей, что упорядочили существование вселенной. Род родил сына своего единственного Сварога и жену его, дочь Ладу. Великий Род не имеющий пола, таким образом дал миру два начала: женское и мужское, что должно в соитие порождать всё живое. Итак, Великий Род безполый разделил людей и богов на женщин и мужчин. Если вникать в саму суть божеств Сварога и Лады, это две противоположные ипостаси самого Рода: одна из них олицетворяет силу и мощь создателя, вторая силу созидания и творения.
Довольно трудно сегодня запутаться в происхождении славянских богов. Мы знаем, что Великому Роду сопутствовали Роженицы, богини, несущие жизнь и повелевавшие душами, исходящими от Рода в тело смертное при рождении. По одной версии Роженицами называли Ладу и дочь её Лелю, по другой версии — это были богини Доля и Недоля, что пряли клубок судьбы каждого живого существа. Доля и Недоля, были дочерьми богини Макоши, матери-природы. Возникает вопрос, кем приходится Макошь Великому Роду — супругой, сестрой или дочерью? Богиню почитали, как Небесную Богородицу, что родила всё живое и не живое во вселенной этой. Если рассматривать богиню, как супругу и сестру Великого Рода, то это значит, что и её породил бог Вышень, и разделение на мужское и женское начало, произошло до рождения Сварога и Лады. Если рассматривать Макошь, как дочь Великого Рода, то здесь есть два варианта: либо богиня двулика и её вторая ипостась — это Лада, супруга Сварога, или же Макошь, дочь Рода, что стала его супругой в дальнейшем и родила вместе с ним всех остальных богов. Ни одно из утверждений не может быть абсолютно правдивым, так как попросту е существует подлинных первоисточников, объясняющих родственные связи между всеми славянскими богами. С пришествием христианства на славянские земли, искоренение языческих культов и преданий, велось особенно ожесточённо, для того, чтобы потомкам не осталось ни единого упоминания об древних богах. Поэтому с уверенностью утверждать что-либо практически невозможно.

Бог Род — праздники и символы.

Почитание бога Рода приходилось на восьмое сентября, на следующий день, девятого сентября, почитались дочери его — Роженицы. Даже после принятия славянами христианства, в народе ещё долго отмечались эти праздники, так как они являлись продолжением народных традиций и пришедшая из другой земли религия, не могла так просто искоренить многовековое поклонение языческому Праотцу.

Символами Рода почиталось два животных: утка и щука. Можно проследить влияние поклонению Роду в народных русских сказках, где оба эти животные выступали ключевой фигурой: щука исполняла желания добрых молодцев, а утка хранила яйцо, в котором смерть злодея была. В неоязычестве, Великому Роду воздвигаются деревянные статуи с фаллической символикой, и они имеют красный цвет. Подобное встречалось и в старину. Подобные символы чаще всего изготавливались из ясеня, бука, вяза или из клёна.


Амулет Рода — это прародитель всех славянско-солярных символов, что совсем неудивительно, так как сам Род, является верховным божеством. В центре символа — солнце, как символ любви и тепла, что породило жизнь. Четыре луча весьма лаконичны, но именно символизируют и простоту, и сложность Великого Рода — он есть всё. Этот амулет, носили на одежде, и он служил верной защитой от Кривды и детей мира Нави. Своими изображением амулет повторяет схематичное изображение вселенной, которое стало доступным только в нашу эпоху. Откуда и как наши предки, могли получить эту информацию много тысяч лет назад — остаётся загадкой.

Руна Род. По некоторым источникам руной Великого Рода принято считать руну Мирового Древа. Руна

мирового древа символизирует само устройство вселенной и стремление к небесам, двух лучей (женского и мужского начала, рождённых от единой силы — основного луча). Так же эта руна символизирует и сознание человека, в котором есть божественное начало его прародителей. Эта руна символизирует покровительство богов и путь к порядку.

 

 

slavyanskieoberegi.ru

Древний бог Род у славян: история, изображение и описание

Распространение разных версий славянского неоязычества в последние годы сделало довольно популярным такого персонажа славянской мифологии, как бог по имени Род. О том, кто это и какую роль играет бог Род у славян, мы поговорим в этой статье.

Суть Рода

Как известно, в дохристианские времена славяне были политеистами, то есть поклонялись множеству богов. Все вместе они составляют пантеон, который внутри себя имеет определенную структуру и иерархию. Бог Род — это тот, кто стоит на самом верху этой иерархии. В некотором смысле он даже превосходит ее, стоя за ней, поскольку сам по себе ряд богов и богинь, это лишь проявления Рода. Другими словами, это бог-прародитель, источник всего сущего, первоначало.

О верховенстве Рода

Иногда говорят, что бог Род — верховный бог у славянских народов. Это не совсем верно. Верховным среди прочих является Перун. Иногда это место также усваивается Сварогу, отцу Перуна. Но кто бы ни был выше среди остальных, его верховенство подчеркивает его отличие от прочих богов. Поэтому Сварог — это не Перун, а Перун — это не Велес, и так далее. Род же — это то божество, которое преодолевает в себе все дифференциации. Другими словами, русский бог Род являет собой собирательный образ, персонификацию полноты всего. Все остальные боги, как, впрочем, и весь мир, это только частные проявления Рода. Поэтому он не верховный бог, а бог, который является источником божественности, источником всего сущего — он выше любой иерархии. Условно можно назвать его надверховным богом, подчеркивая его независимость от принципа иерархии и превосходство над ней.

Описание Рода в современном неоязычестве

Теологические изыскания современных неоязычников славянского извода обычно сводятся к утверждению, что Род — самый древний бог. Род является создателем и творцом мира, что роднит его с образом Творца в ортодоксальном христианстве. Впрочем, сами язычники, как и христиане, склонны яростно отрицать это тождество. Бог род у славян считался также прародителем первого поколения божеств, называемых боги-отцы. Он является причиной всех причин, основателем мироздания, первичной творческой силой, первомыслью и источников всего. Род бесконечен и превосходит понятия времени и пространства. Язычники, говоря о Роде, так же вспоминают о некоем мировом яйце — символе первичного мира, общем для множества культур.

Считается, что до проявления в акте творения Род пребывал в некоем мировом яйце, превосходящем пределы материального мира. Это яйцо — символ зарождающегося мира, вынашиваемого божественной силой. Когда яйцо раскалывается, из него возникает мир — небо и земля. Считается также, что вне Рода нет никакого бытия, так же как и небытия. Другими словами, бог Род вездесущ и вневременен. И все, что можно помыслить, пребывает в нем. И ничего нет такого, чтобы его превосходило или было от него отделено.

Свет и тьма, добро и зло

Поскольку бог Род — это бог, в котором пребывает все, то он превосходит по своим качествам такие понятия, как добро и зло. Соответственно, о его нравственных качествах нельзя говорить буквально, поскольку все этические категории, это лишь человеческие понятия и не подлежат проекции на божество. Таким образом, нельзя сказать, что Род добр или зол. Он выше и того, и другого.

Род и рождение

Неоязычники настаивают, что от имени бога Рода произошел глагол «рождать». То есть рождение — это акт уподобления данному Богу, соучастие в его творческом акте создания. Впрочем, что было на самом деле первично — имя бога или слово, означающее естественный акт воспроизводства, доподлинно неизвестно. А потому утверждение приверженцев язычества можно принять только на веру.

Род в мифологии

Образ Рода представляет его как того, кто непосредственно создал этот мир таким, каким мы его знаем. Земля и небо, звезды, солнце и луна, горы, равнины, водоемы, растения и животные — все это дело рук Рода. И все это в своей совокупности сам бог Род. Он же разделил мироздание на три части — правь, явь и навь — три фундаментальные категории языческого славянской космологии. Явью в этой системе называется мир, в котором живут люди. То есть это тот мир, который мы видим за окном, мир материи. Правь же, это высший мир, мир, в котором обитают боги — дети Рода. Это мир торжества правды и справедливости, олицетворение всего лучшего и доброго. Что касается Нави, то это мир нижний. В Нави обитают мертвые. Некоторые мифы, а точнее попытки их современной интерпретации, сообщают, что в Нави располагается царство тьмы — так называемое Пекельное царство.

Изображение бога рода в славянской мифологии также тесно связано с образом мирового древа, роль которого у славян играет дуб. Крона его восходит к прави, корни — к нави, а ствол, соответственно, представляет собой мир срединный, то есть явь.

Мифы описывают, как из дыхания бога Рода явилась Лада — богиня гармонии, красоты, любви и мудрости. Лада в воплощении совы играла роль посланницы Рода и провозвестницы его воли людям и всему живому. Кроме того, по одной из версий мифов, при творении мира Родом были созданы божества Доля и Недоля. Они называются прабогами и их роль заключалась в том, чтобы плести вместе с Макошью нити судьбы, определяющие ход истории людей и богов. Впрочем, другие мифы говорят о том, что рождены эти персонажи были значительно позднее.

Когда мир был сотворен, Род увидел, что он прекрасен, но хаотичен. В нем не было никакого порядка, не было того, кто мог бы его контролировать, возделывать и хранить. Поэтому следующим шагом Рода было создание Сварога. Последний представляет собой великого бога славян, бога-кузнеца. Будучи ремесленником, Сварог сковал цепи, которыми были соединены между собой все части мироздания. Благодаря этому в космосе был наведен порядок и мир стал структурирован. Таким образом, Род устранился от дел и погрузился в отдых, а Сварог продолжил его дело творения, а затем — управления.

Часто вместе с Родом упоминаются и так называемые рожаницы — божественные сущности в женской ипостаси. Некоторые считают, что под ними подразумеваются богини Лада и Леля. Другие настаивают, что, по крайней мере, одна из этих самых рожаниц — богиня Жива.

nlo-mir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *