Раны игоревы конспект – План конспект вопрос 1: «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, проблема авторства. История рукописи «Слова»

План конспект вопрос 1: «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, проблема авторства. История рукописи «Слова»

Федорова В. А.

Учитель русского языка и литературы

КОММЕНТАРИИ

К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 класс

(2011 – 2012 уч.г.)

Билет № 1

  1. «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, проблема авторства.

  2. Романтическая баллада В. А. Жуковского «Светлана».

  3. С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» подчеркивает «обыкновенность» своего героя?

ПЛАН — КОНСПЕКТ

Вопрос 1: «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, проблема авторства.

  1. История рукописи «Слова»

Рукопись открыта в конце 18 века собирателем древностей графом Мусиным – Пушкиным. С оригинала было сделано несколько копий, в том числе копия для Екатерины Второй. Во время пожара Москвы (Отечественная война 1812 года) оригинал погиб. Это вызвало споры вокруг подлинности произведения. Множество переводов (Н. Карамзин, В. Жуковский, Майков, Заболоцкий, Д. С. Лихачев)

  1. Историческая основа

В основе сюжета «Слова…» лежит действительное событие русской истории: в 1185 году новгород-северский князь Игорь Святославич совершил поход на половцев, его рать была разгромлена, сам Игорь взят в плен.

  1. Композиция «Слова».

Композиционно «Слово…» делится на три части:

  • вступление, в котором автор стремится подчеркнуть «торжественную» направленность своего произведения, настроить читателя на «высокий» строй мысли, соответствующей серьезности содержания: «Начать эту песню надо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не по замышлению Бояна»;

  • основная (повествовательная) часть, в которой автор не только рассказывает о событиях, но и выражает свое отношение к ним. Исторические эпизоды чередуются с вымышленными (вещий сон Святослава, плач Ярославны), а также с авторскими отступлениями и обращениями: «Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»;

  • заключение — образец «славы» — традиционно для эпического жанра древнерусской литературы: «Будьте здравы, князья и дружина, борясь за христиан против поганых полков!»

«Слово…» отличает необыкновенный размах и масштабность изображения: Русская земля от Новгорода на севере до Тмутаракани на юге, от Волги на востоке до Угорских гор на западе. Большую роль в «Слове…» играют картины природы. Настроение природы созвучно происходящим событиям: затмение солнца является предзнаменованием недоброго конца, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности: «Но уже беду его предостерегают птицы по дубравам; волки грозу на-вывают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы лают на алые щиты». Изображая природу, автор часто прибегает к олицетворениям (природа скорбит, когда Игорь терпит поражение). В отличие от других произведений древнерусской литературы пейзаж в «Слове…» не статичен, а изображается в постоянном движении. Одним из основных художественных приемов, к которым прибегает автор «Слова…», является гипербола, соответствующая масштабности изображаемого пространства и времени: «Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро уши затыкал в Чернигове».

  1. Жанровое своеобразие.

«Слово» — лиро – эпическое произведение, которое вобрало в себя черты разных жанров:

Воинская повесть (рассказ о военном походе князя Игоря)

Поучение (черты звучат в «Золотом слове» Святослава)

Лирическая песня (плач Ярославны)

Глубокий лиризм и эпический характер позволяют назвать «Слово» ПОЭМОЙ.

    

  1. Идейное содержание

Изображая конкретные исторические события, автор стремится донести до читателя мысль о необходимости объединения Руси. Эта идея заложена в основе произведения, разобщенностью князей объясняются трагические события в жизни Руси. Автор с великой горечью пишет: «Уж ведь, братья, невеселое время настало… Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое». И стали князья… сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». Эта важнейшая для «Слова…» идея единения выражается и в «золотом слове» Святослава, «со слезами смешанном». Святослав упрекает Игоря и Всеволода в самоуправстве, а русских князей — в разъединенности.

  1. «Слово» в критике

Одним из выдающихся исследователей «Слова» является Д. С. Лихачев. Лихачев писал, что ««Слово» выросло на плодотворной почве русской культуры 12 века». «Слово» пронизывает призыв к единению русского народа накануне татаро – монгольского нашествия».

  1. «Слово» в музыке.

Опера Бородина «Князь Игорь». Бородин проникся духом старины, подчеркнул народно – эпические черты произведения. Игорь близок по духу былинным богатырям. Ему противопоставлен князь Галицкий (олицетворяет княжеские раздоры). Особый лиризм опере придает развитие любовной линии: Кончаковна – Владимир Игоревич. Опера пронизана глубоким патриотическим духом.

Вопрос 2: Романтическая баллада В. А. Жуковского «Светлана».

  1. Романтизм

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение; идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного

классицизму и Просвещению. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов).

  1. В. А. Жуковский. Творческий путь (кратко)1.

  1. Баллада.

Баллада и элегия – два основных жанра русского романтизма. Балла́да — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века под влиянием немецкой романтической поэзии.

  1. Баллады Жуковского.

Главнейшим представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский, которому современники дали прозвище «балладника» и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» (1808) переделана из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, — говорит Белинский, — когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл лучшие баллады Шиллера, Гёте, Мура, В. Скотта. Всего написано 39 баллад («русские», «средневековые», «античные»).

  1. Анализ баллады «Светлана».

Оригинальная баллада «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы». В балладе героиня погружена в размышления о женихе, от которого нет вестей. В крещенский вечер девушки гадают. Светлане то ли во сне, то ли наяву видится возвращение жениха, который забирает ее с собой. Сохраняется атмосфера тайны, страха, плохого предчувствия. Но Светлану ожидает чудесное пробуждение и соединение с женихом уже в реальности. Баллада светлая, пронизана старинными поверьями. Дорога, луна, таинственная ночь, черный ворон – мифологические художественные образы. В балладе соединяются явь и сон, день и ночь, серьезное и ироничное, что делает ее необыкновенно яркой, жизнеутверждающей.

  1. Значение творчества В. А. Жуковского.

Жуковский – основоположник русского романтизма; открывает плеяду поэтов «золотого века» русской поэзии.

Вопрос 3: С какой целью автор поэмы «Василий Теркин»2 подчеркивает «обыкновенность» своего героя?

Поэма «Василий Теркин» создавалась на войне и была адресована простому солдату. Поэт начал создавать свои заметки в 1939 году (Советско – финская война), продолжил во время ВОВ, когда работал военным корреспондентом. Писал отдельными главами и печатал в армейской газете. Читателями были простые солдаты, такие же, каким был Василий Теркин. Герой полюбился миллионам простых солдат именно своей «обыкновенностью».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

В. А. Жуковский

Краткая биография

Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна. Он родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанафсия Ивановича Бунина. Мать его — жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры. Отечество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел свои детские годы, будучи любим в семействе Буниных, но рано почувствовав необычность своего положения Двусмысленность своего семейного положения Жуковского роковым образом на эмоциональной сфере его жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни Жуковского — в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу М. А. Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта. Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности преданно и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник М. Н. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой “разговорный” язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 годах — деятельный сотрудник (а в 1808-1809 годах и редактор) журнала “Вестник Европы” , ранее издававшимся Карамзиным. С 1815 года он бессмертный секретарь литературного общества “Арзамас” , куда входил К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, лицеист Пушкин и многие другие. Чтобы “устроить” поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне, затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II. Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также, что очень важно, унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать все для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а также в известной мере на его мать) . бесчисленные примеры активного вмешательства Жуковского в судьбы людей. Придворная служба отнимала большую часть времени. Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, расчитывая вновь и целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его все откладывать возвращение на родину. Перед концом своей жизни Жуковский с семьей переехать в Россию.
Все было готово, и отъезд назначен на 14 июля 1852 года. Но роковым образом перевод не осуществился — поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку” , чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить “Агасферу” , “Илиаде” , а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось. Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию.

Приложение 2

А. Т. Твардовский

«Василий Теркин»

«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.

Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем (отдельные главы трёхстопным хореем). Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»).

В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина. Поэма «Василий Тёркин» — одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику.

Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь.

Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.

Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.

Города сдают солдаты, генералы их берут.

Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди.

О произведении Твардовского высоко отзывался Солженицын. Борис Пастернак считал «Тёркина» высшим достижением литературы о войне, оказавшим большое влияние на его творчество. Иван Бунин так отзывался о поэме:

Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!

1 В. А. Жуковский. Краткая биография см. Приложение

2 А. Т. Твардовский «Василий Теркин» см. Приложение

refdb.ru

Конспект вопрос 1: «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, проблема

Федорова В. А.

Учитель русского языка и литературы

КОММЕНТАРИИ

К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 класс

(2011 – 2012 уч.г.)

Билет № 1


  1. «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, проблема авторства.

  2. Романтическая баллада В. А. Жуковского «Светлана».

  3. С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» подчеркивает «обыкновенность» своего героя?

ПЛАН — КОНСПЕКТ

Вопрос 1: «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, проблема авторства.


  1. История рукописи «Слова»

Рукопись открыта в конце 18 века собирателем древностей графом Мусиным – Пушкиным. С оригинала было сделано несколько копий, в том числе копия для Екатерины Второй. Во время пожара Москвы (Отечественная война 1812 года) оригинал погиб. Это вызвало споры вокруг подлинности произведения. Множество переводов (Н. Карамзин, В. Жуковский, Майков, Заболоцкий, Д. С. Лихачев)

  1. Историческая основа

В основе сюжета «Слова…» лежит действительное событие русской истории: в 1185 году новгород-северский князь Игорь Святославич совершил поход на половцев, его рать была разгромлена, сам Игорь взят в плен.

  1. Композиция «Слова».

Композиционно «Слово…» делится на три части:

  • вступление, в котором автор стремится подчеркнуть «торжественную» направленность своего произведения, настроить читателя на «высокий» строй мысли, соответствующей серьезности содержания: «Начать эту песню надо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не по замышлению Бояна»;

  • основная (повествовательная) часть, в которой автор не только рассказывает о событиях, но и выражает свое отношение к ним. Исторические эпизоды чередуются с вымышленными (вещий сон Святослава, плач Ярославны), а также с авторскими отступлениями и обращениями: «Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»;

  • заключение — образец «славы» — традиционно для эпического жанра древнерусской литературы: «Будьте здравы, князья и дружина, борясь за христиан против поганых полков!»

«Слово…» отличает необыкновенный размах и масштабность изображения: Русская земля от Новгорода на севере до Тмутаракани на юге, от Волги на востоке до Угорских гор на западе. Большую роль в «Слове…» играют картины природы. Настроение природы созвучно происходящим событиям: затмение солнца является предзнаменованием недоброго конца, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности: «Но уже беду его предостерегают птицы по дубравам; волки грозу на-вывают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы лают на алые щиты». Изображая природу, автор часто прибегает к олицетворениям (природа скорбит, когда Игорь терпит поражение). В отличие от других произведений древнерусской литературы пейзаж в «Слове…» не статичен, а изображается в постоянном движении. Одним из основных художественных приемов, к которым прибегает автор «Слова…», является гипербола, соответствующая масштабности изображаемого пространства и времени: «Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро уши затыкал в Чернигове».

  1. Жанровое своеобразие.

«Слово» — лиро – эпическое произведение, которое вобрало в себя черты разных жанров:

Воинская повесть (рассказ о военном походе князя Игоря)

Поучение (черты звучат в «Золотом слове» Святослава)

Лирическая песня (плач Ярославны)

Глубокий лиризм и эпический характер позволяют назвать «Слово» ПОЭМОЙ.

    


  1. Идейное содержание

Изображая конкретные исторические события, автор стремится донести до читателя мысль о необходимости объединения Руси. Эта идея заложена в основе произведения, разобщенностью князей объясняются трагические события в жизни Руси. Автор с великой горечью пишет: «Уж ведь, братья, невеселое время настало… Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое». И стали князья… сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». Эта важнейшая для «Слова…» идея единения выражается и в «золотом слове» Святослава, «со слезами смешанном». Святослав упрекает Игоря и Всеволода в самоуправстве, а русских князей — в разъединенности.

  1. «Слово» в критике

Одним из выдающихся исследователей «Слова» является Д. С. Лихачев. Лихачев писал, что ««Слово» выросло на плодотворной почве русской культуры 12 века». «Слово» пронизывает призыв к единению русского народа накануне татаро – монгольского нашествия».

  1. «Слово» в музыке.

Опера Бородина «Князь Игорь». Бородин проникся духом старины, подчеркнул народно – эпические черты произведения. Игорь близок по духу былинным богатырям. Ему противопоставлен князь Галицкий (олицетворяет княжеские раздоры). Особый лиризм опере придает развитие любовной линии: Кончаковна – Владимир Игоревич. Опера пронизана глубоким патриотическим духом.

Вопрос 2: Романтическая баллада В. А. Жуковского «Светлана».


  1. Романтизм

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение; идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположногоклассицизму и Просвещению. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов).

  1. В. А. Жуковский. Творческий путь (кратко)1.

  1. Баллада.

Баллада и элегия – два основных жанра русского романтизма. Балла́да — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века под влиянием немецкой романтической поэзии.

  1. Баллады Жуковского.

Главнейшим представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский, которому современники дали прозвище «балладника» и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» (1808) переделана из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, — говорит Белинский, — когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл лучшие баллады Шиллера, Гёте, Мура, В. Скотта. Всего написано 39 баллад («русские», «средневековые», «античные»).

  1. Анализ баллады «Светлана».

Оригинальная баллада «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы». В балладе героиня погружена в размышления о женихе, от которого нет вестей. В крещенский вечер девушки гадают. Светлане то ли во сне, то ли наяву видится возвращение жениха, который забирает ее с собой. Сохраняется атмосфера тайны, страха, плохого предчувствия. Но Светлану ожидает чудесное пробуждение и соединение с женихом уже в реальности. Баллада светлая, пронизана старинными поверьями. Дорога, луна, таинственная ночь, черный ворон – мифологические художественные образы. В балладе соединяются явь и сон, день и ночь, серьезное и ироничное, что делает ее необыкновенно яркой, жизнеутверждающей.

  1. Значение творчества В. А. Жуковского.

Жуковский – основоположник русского романтизма; открывает плеяду поэтов «золотого века» русской поэзии.

Вопрос 3: С какой целью автор поэмы «Василий Теркин»2 подчеркивает «обыкновенность» своего героя?

Поэма «Василий Теркин» создавалась на войне и была адресована простому солдату. Поэт начал создавать свои заметки в 1939 году (Советско – финская война), продолжил во время ВОВ, когда работал военным корреспондентом. Писал отдельными главами и печатал в армейской газете. Читателями были простые солдаты, такие же, каким был Василий Теркин. Герой полюбился миллионам простых солдат именно своей «обыкновенностью».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

В. А. Жуковский

Краткая биография

Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна. Он родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанафсия Ивановича Бунина. Мать его — жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры. Отечество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел свои детские годы, будучи любим в семействе Буниных, но рано почувствовав необычность своего положения Двусмысленность своего семейного положения Жуковского роковым образом на эмоциональной сфере его жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни Жуковского — в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу М. А. Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта. Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности преданно и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник М. Н. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой “разговорный” язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 годах — деятельный сотрудник (а в 1808-1809 годах и редактор) журнала “Вестник Европы” , ранее издававшимся Карамзиным. С 1815 года он бессмертный секретарь литературного общества “Арзамас” , куда входил К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, лицеист Пушкин и многие другие. Чтобы “устроить” поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне, затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II. Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также, что очень важно, унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать все для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а также в известной мере на его мать) . бесчисленные примеры активного вмешательства Жуковского в судьбы людей. Придворная служба отнимала большую часть времени. Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, расчитывая вновь и целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его все откладывать возвращение на родину. Перед концом своей жизни Жуковский с семьей переехать в Россию.
Все было готово, и отъезд назначен на 14 июля 1852 года. Но роковым образом перевод не осуществился — поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку” , чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить “Агасферу” , “Илиаде” , а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось. Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию.

Приложение 2

А. Т. Твардовский

«Василий Теркин»

«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.

Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем (отдельные главы трёхстопным хореем). Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»).

В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина. Поэма «Василий Тёркин» — одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику.

Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь.

Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.

Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.

Города сдают солдаты, генералы их берут.

Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди.

О произведении Твардовского высоко отзывался Солженицын. Борис Пастернак считал «Тёркина» высшим достижением литературы о войне, оказавшим большое влияние на его творчество. Иван Бунин так отзывался о поэме:

Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!

l.120-bal.ru

Конспект урока 9 класс Слово о полку Игореве


Урок № 1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы. История открытия
Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте,Звучат лишь письмена, И нет у нас иного достоянья :И.А. Бунин. «Слово»
1. Литература Древней Руси.
Древнерусская литература охватывает период с конца X до XVII века.
— С чем связано возникновение древнерусской литературы?
— Каковы основные темы литературы XI — XIII веков?
— Какие периоды развития древнерусской литературы выделяются в данной статье?
— Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:
Поучение — это проникновенная беседа о духовных ценностях.
Повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях.
Слово является образцом торжественного красноречия.
В хождении дается информация о далеких путешествиях.
В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.
Жанр — исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.
— Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет. Так как это будет противоречить законам жанра.)Жанром, с помощью которого Русь осмысляла свое предназначение, собственную историю стала летопись.
Летопись — повествование о событиях исторической важности, описываемых «по летам», т.е. в хронологическом порядке.
2. «Слово о полку Игореве».
Величайшим памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».
А) История открытия; (Слайд №2)
Б) Изучение памятника; (Слайд №3-4)
Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин, член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств, — страстный коллекционер. Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была публикация всем известной ныне по учебникам истории «Русской правды» — первого русского сборника законов.
Когда монах подал уму рукопись ( а было это в 1792 году) у Мусина- Пушкина захватило дыхание: он сразу понял, что перед ним новый, еще не известный памятник древнерусской литературы, имеющий большую историческую и культурную ценность. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто: в древнерусской письменности не было разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания, были буквы, исчезнувшие после реформ Петра Первого.
С текста нового памятника сразу сделали список для Екатерины Второй. В 1800 году стараниями ученых произведение было издано, а через 12 лет, во время московского пожара, сгорел единственный подлинный текст «Слова:». До нас дошли Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. В тексте было много «темных мест», которые значительно сократились благодаря стараниям ученых.
В) Происхождение «Слова:» (Слайд № 5)
«Слово о полку Игореве» име

weburok.com

«Слово о полку Игореве»— величайший памятник древнерусской литературы

Разделы: Литература


Цель:

  • интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси;
  • формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;
  • воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.

Оборудование: карта “Русь в XII – нач. XIII вв.”; картины Н.К. Рериха “Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”, рисунок М.А. Рыбниковой “Плач Ярославны” и др.; гравюра В.А. Фаворского “Золотое слово Святослава”, запись “Плач Ярославны”, фрагмент оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”; карточки-информаторы с содержанием которых ученики знакомятся заранее.

“Слово…” — произведение огромной идейной силы, это – произведение,
призывающее к единству, обличающееусобицы князей.

Д.С. Лихачев

Ход урока

Учитель. В набросках статьи о русской литературе А.С. Пушкин писал: “Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на ее старинные памятники”. Предлагая обратиться к ним, думаю, что великий поэт не исключал и “Слово о полку Игореве”, которое он знал наизусть и необычайно высоко ценил. Перед вами текст этого исторического памятника, авторство которого до сих пор не установлено. Более 200 лет находится “Слово о полку Игореве” в поле зрения издателей, исследователей, переводчиков, поэтов, художников, композиторов и просто читателей.

Сегодня на уроке, интегрируя материалы разных источников (истории, литературы, ИЗО, музыки), мы будем говорить об историческом факте – походе князя Игоря против половцев в 1185 г., о том, как проходил поход, каковы его последствия, какое он имел значение для Руси, что объединяет разные источники, повествующие об одном и том же событии.

Начнем с истории открытия “Слова о полку Игореве”.

Ученик, используя карточку-информатор. Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II.

В основу “Слова…” положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 г. против половцев.

Учитель. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории.

— Что из истории известно о положении Руси в XII веке и князе Игоре?

Звучит рассказ ученика у карты. В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли. Весной 1185 г. Святослав Киевский удачно выступил против половцев, нанес им поражение, захватил много добычи и пленников. Позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 23 апреля 1185 г.). Но закончился он для Игоря бесславно: рать почти полностью уничтожена, князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал. В 1198 г. стал князем Черниговским, умер в 1202 г.

Учитель. Вот такие сведения дает история Отечества.

— Почему поход князя Игоря против половцев оказался неудачным?

Учитель. О том, как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича, рассказывают летописи. Познакомиться с содержанием летописного источника позволяет учебник литературы.

— Самостоятельно прочитайте, отметьте главное, касающееся истории похода.
(Звучит ответ учащегося.)

Учитель. А теперь перелистаем страницы “Слова…” и посмотрим, как в нем развивается поэтический рассказ об Игоревом походе.

— Придерживается ли автор “Слова…” строгой последовательности в развертывании событий? Как их изображает? Почему?

Обобщает ученик, используя карточку-информатор. Повествование прерывисто, фрагментарно, читатель не подводится к событию постепенно, а как бы сталкивается с ним. Автор “Слова” — по мнению Д.С. Лихачева, исследователя поэмы, — рассчитывал на точное знание современниками обстоятельств похода Игоря. Мы же о них узнали из исторической справки летописного толкования.

Учитель. Древняя поэма построена так, что напоминает нам монтаж эпизодов в кино. Эти эпизоды и подсказывают композицию “Слова…”.

— Что такое композиция? Какова она, по-вашему, в “Слове…”?

Учитель. Итак, поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о современности и прошлом Русской земли.

Звучит музыкальный фрагмент “Вступление” в исполнении М. Северского.

— О чем сообщается во вступлении?
— Кто такой Боян?
— В чем особенность его поэтической манеры?
— Как намерен вести повествование автор?

Учитель. Далее автор рассказывает о сборах Игоря и брата его Всеволода в поход. Соучастницей происходящего является природа.

— В чем оно проявилось?
— Какова роль ее?

Учитель. Известный художник Н. К. Рерих одну из семи тысяч картин назвал “Поход князя Игоря”. Она как нельзя лучше передает смятение, порожденное солнечным затмением.


Н. К. Рерих “Поход князя Игоря”

 

Обобщает ученик, используя карточку-информатор. Зловещая, переходящая в синеву желтизна неба. Темный круг с золотым ореолом — затмение. Силуэты ратников с хоругвями, в полном боевом облачении. Справа на коне князь Игорь. Смотрит он на полки, на померкнувшее Солнце, на далекую линию горизонта. Там где-то впереди — вражеские орды. Там ждут его войско грозные испытания. (Н.К.Рерих. Зажигайте сердца, с.126)

На фоне золотисто-жёлтого неба чётко выделяются темные силуэты ратников Игоря. Огненно пламенеют их плащи и щиты. Вся нижняя часть полотна занята сплошной цепью пеших и конных воинов, которые появляются из ворот крепостной стены и исчезают за горизонтом. Над ратью реют хоругви и колышутся длинные пики. Жёлтое небо столь неожиданно и смело выбрано художником для изображения солнечного затмения, переходит выше в густую синеву, на которой ярко горит золотая корона затемненного диска солнца. Чрезвычайно эмоциональный цветовой аккорд из жёлтых, тёмно-синих и красных тонов звучит торжественно, в нем и траур по предрешенным потерям, и утверждение конечной победы. (П.Беликов, В.Князева. Н.Рерих, с.242)

Учитель. Первое столкновение войск Игоря было удачным.

— Нарисуйте словесную картину битвы.

Учитель. Но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину силы половцев.

— Опишите кровопролитное второе сражение.

Учитель. Стойко сражаются воины. Но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет дружина, а князь Игорь попадает в плен к кочевникам. Обратите внимание на картину В.М. Васнецова “После битвы Игоря с половцами”.

— Что на ней изображено?


В.М. Васнецов “После битвы Игоря с половцами”

 

Обобщает ученик, используя карточку-информатор. Да, мы видим, как, раскинувшись в смертной истоме, рядом лежат и старый, опытный воин, и юноша, впервые изведавший “упоение в бою”. Прямо в сердце угодила ему половецкая стрела, но не успел еще сойти со щеки румянец. И.Е Репин по поводу этой картины писал В.М. Васнецову: “Для меня это [картина В.М. Васнецова] необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь…”

Звучит фрагмент арии Игоря из оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”.

— Сопоставляя две битвы, можно сказать, что первая описана лаконично, а вторая пространно. Почему?
— Каковы для Руси последствия поражения Игоря?
— Какие образы помогают передать чувства горечи и печали?
— Куда действие переносится во второй части?

Учитель. Перед вами – князь Святослав Киевский, умудренный опытом полководец и государственный деятель.

— Как он узнал о поражении Игоря и Всеволода?
— Как он относится к случившемуся?
— “И тогда великий Святослав // Изронил свое златое слово…” В чем суть его?

 


Семенов В.И. Золотое слово Святослава

Ученик, используя карточку-информатор. Четырежды “Слово о полку Игореве” иллюстрировал народный художник, лауреат Ленинской премии академик Владимир Андреевич Фаворский. Его гравюра “Золотое слово Святослава” — средоточие идейного смысла всей поэмы.

Учитель. К “золотому слову” Святослава — к его размышлениям о судьбах Руси – присоединяет свой голос создатель поэмы.

— К кому он обращается?
— К чему призывает?
— В чем обвиняет князей?

Учитель. Тема княжеских несогласий закончена. Автор возвращается к повествованию об Игоре. Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления судьбы родины, он не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе героя своего повествования – Игоря Святославича. Широкая тема сменяется частной, личной.

— Чем она вводится в поэму?

Звучит в записи “Плач Ярославны”.

Ученик, используя карточку-информатор. Мы видим лаконичный рисунок Марии Александровны Рыбниковой. Тоска, разливаясь по всей русской земле, достигла и Путивля, где с нетерпением ждала возвращения Игоря жена его – Ярославна. Вот стоит она на стенах древнего путивльского кремля. Взгляд ее устремлен в бесконечную даль. Горестно сжав руки, взывает она к Ветру-Ветрилу, к Днепру Словутичу, к пресветлому солнцу. Ярославна и упрекает, и заклинает, просит прилелеять к ней горячо любимого ладу.

Учитель. Плач Ярославны открывает третью часть поэмы. Как видим, от последствий похода страдает не только Родина, но и близкие люди. Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из “земли незнакомой”. Природа помогает ему в пути на родину.

— Куда он устремляется?
— Как меняется тон повествования?
— Что отражает концовка?

Учитель. Итак, композиция “Слова…” строго продумана. Сначала изображено событие, взволновавшее Русь, а затем объяснены причины поражения русского войска и намечен путь, который должен привести к победе над кочевниками.

— Каков этот путь?

Обобщение. Поэма с гениальной силой и проникновенностью отразила в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси и, как результат, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, несших с собою смерть и разрушение.

“Слово…”, по мнению Д.С. Лихачева, - произведение огромной идейной силы, это – произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей”.

3.02.2005

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект вопрос 1: «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, проблема

Федорова В. А.

Учитель русского языка и литературы

КОММЕНТАРИИ

К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 класс

(2011 – 2012 уч.г.)

Билет № 1


  1. «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, проблема авторства.

  2. Романтическая баллада В. А. Жуковского «Светлана».

  3. С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» подчеркивает «обыкновенность» своего героя?

ПЛАН — КОНСПЕКТ

Вопрос 1: «Слово о полку Игореве»: композиция, жанровое своеобразие, проблема авторства.


  1. История рукописи «Слова»

Рукопись открыта в конце 18 века собирателем древностей графом Мусиным – Пушкиным. С оригинала было сделано несколько копий, в том числе копия для Екатерины Второй. Во время пожара Москвы (Отечественная война 1812 года) оригинал погиб. Это вызвало споры вокруг подлинности произведения. Множество переводов (Н. Карамзин, В. Жуковский, Майков, Заболоцкий, Д. С. Лихачев)

  1. Историческая основа

В основе сюжета «Слова…» лежит действительное событие русской истории: в 1185 году новгород-северский князь Игорь Святославич совершил поход на половцев, его рать была разгромлена, сам Игорь взят в плен.

  1. Композиция «Слова».

Композиционно «Слово…» делится на три части:

  • вступление, в котором автор стремится подчеркнуть «торжественную» направленность своего произведения, настроить читателя на «высокий» строй мысли, соответствующей серьезности содержания: «Начать эту песню надо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не по замышлению Бояна»;

  • основная (повествовательная) часть, в которой автор не только рассказывает о событиях, но и выражает свое отношение к ним. Исторические эпизоды чередуются с вымышленными (вещий сон Святослава, плач Ярославны), а также с авторскими отступлениями и обращениями: «Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!»;

  • заключение — образец «славы» — традиционно для эпического жанра древнерусской литературы: «Будьте здравы, князья и дружина, борясь за христиан против поганых полков!»

«Слово…» отличает необыкновенный размах и масштабность изображения: Русская земля от Новгорода на севере до Тмутаракани на юге, от Волги на востоке до Угорских гор на западе. Большую роль в «Слове…» играют картины природы. Настроение природы созвучно происходящим событиям: затмение солнца является предзнаменованием недоброго конца, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности: «Но уже беду его предостерегают птицы по дубравам; волки грозу на-вывают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы лают на алые щиты». Изображая природу, автор часто прибегает к олицетворениям (природа скорбит, когда Игорь терпит поражение). В отличие от других произведений древнерусской литературы пейзаж в «Слове…» не статичен, а изображается в постоянном движении. Одним из основных художественных приемов, к которым прибегает автор «Слова…», является гипербола, соответствующая масштабности изображаемого пространства и времени: «Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро уши затыкал в Чернигове».

  1. Жанровое своеобразие.

«Слово» — лиро – эпическое произведение, которое вобрало в себя черты разных жанров:

Воинская повесть (рассказ о военном походе князя Игоря)

Поучение (черты звучат в «Золотом слове» Святослава)

Лирическая песня (плач Ярославны)

Глубокий лиризм и эпический характер позволяют назвать «Слово» ПОЭМОЙ.

    


  1. Идейное содержание

Изображая конкретные исторические события, автор стремится донести до читателя мысль о необходимости объединения Руси. Эта идея заложена в основе произведения, разобщенностью князей объясняются трагические события в жизни Руси. Автор с великой горечью пишет: «Уж ведь, братья, невеселое время настало… Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое». И стали князья… сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». Эта важнейшая для «Слова…» идея единения выражается и в «золотом слове» Святослава, «со слезами смешанном». Святослав упрекает Игоря и Всеволода в самоуправстве, а русских князей — в разъединенности.

  1. «Слово» в критике

Одним из выдающихся исследователей «Слова» является Д. С. Лихачев. Лихачев писал, что ««Слово» выросло на плодотворной почве русской культуры 12 века». «Слово» пронизывает призыв к единению русского народа накануне татаро – монгольского нашествия».

  1. «Слово» в музыке.

Опера Бородина «Князь Игорь». Бородин проникся духом старины, подчеркнул народно – эпические черты произведения. Игорь близок по духу былинным богатырям. Ему противопоставлен князь Галицкий (олицетворяет княжеские раздоры). Особый лиризм опере придает развитие любовной линии: Кончаковна – Владимир Игоревич. Опера пронизана глубоким патриотическим духом.

^


  1. Романтизм

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение; идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположногоклассицизму и Просвещению. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов).

  1. В. А. Жуковский. Творческий путь (кратко)1.

  1. Баллада.

Баллада и элегия – два основных жанра русского романтизма. Балла́да — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Баллада появилась в русской литературе в начале XIX века под влиянием немецкой романтической поэзии.

  1. Баллады Жуковского.

Главнейшим представителем этого рода поэзии в русской литературе был В. А. Жуковский, которому современники дали прозвище «балладника» и который сам в шутку называл себя «родителем на Руси немецкого романтизма и поэтическим дядькой чертей и ведьм немецких и английских». Первая его баллада «Людмила» (1808) переделана из Бюргера («Lenore»). Она произвела сильное впечатление на современников. «Было время, — говорит Белинский, — когда эта баллада доставляла нам какое-то сладостно-страшное удовольствие, и чем более ужасала нас, тем с большей страстью мы её читали. Она коротка казалась нам во время оно, несмотря на свои 252 стиха». Жуковский перевёл лучшие баллады Шиллера, Гёте, Мура, В. Скотта. Всего написано 39 баллад («русские», «средневековые», «античные»).

  1. Анализ баллады «Светлана».

Оригинальная баллада «Светлана» (1813) была признана лучшим его произведением, так что критики и словесники того времени называли его «певцом Светланы». В балладе героиня погружена в размышления о женихе, от которого нет вестей. В крещенский вечер девушки гадают. Светлане то ли во сне, то ли наяву видится возвращение жениха, который забирает ее с собой. Сохраняется атмосфера тайны, страха, плохого предчувствия. Но Светлану ожидает чудесное пробуждение и соединение с женихом уже в реальности. Баллада светлая, пронизана старинными поверьями. Дорога, луна, таинственная ночь, черный ворон – мифологические художественные образы. В балладе соединяются явь и сон, день и ночь, серьезное и ироничное, что делает ее необыкновенно яркой, жизнеутверждающей.

  1. Значение творчества В. А. Жуковского.

Жуковский – основоположник русского романтизма; открывает плеяду поэтов «золотого века» русской поэзии.

^

Поэма «Василий Теркин» создавалась на войне и была адресована простому солдату. Поэт начал создавать свои заметки в 1939 году (Советско – финская война), продолжил во время ВОВ, когда работал военным корреспондентом. Писал отдельными главами и печатал в армейской газете. Читателями были простые солдаты, такие же, каким был Василий Теркин. Герой полюбился миллионам простых солдат именно своей «обыкновенностью».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

В. А. Жуковский

Краткая биография

Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна. Он родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанафсия Ивановича Бунина. Мать его — жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры. Отечество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел свои детские годы, будучи любим в семействе Буниных, но рано почувствовав необычность своего положения Двусмысленность своего семейного положения Жуковского роковым образом на эмоциональной сфере его жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни Жуковского — в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу М. А. Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта. Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности преданно и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник М. Н. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой “разговорный” язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 годах — деятельный сотрудник (а в 1808-1809 годах и редактор) журнала “Вестник Европы” , ранее издававшимся Карамзиным. С 1815 года он бессмертный секретарь литературного общества “Арзамас” , куда входил К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, лицеист Пушкин и многие другие. Чтобы “устроить” поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне, затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II. Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также, что очень важно, унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать все для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а также в известной мере на его мать) . бесчисленные примеры активного вмешательства Жуковского в судьбы людей. Придворная служба отнимала большую часть времени. Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, расчитывая вновь и целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его все откладывать возвращение на родину. Перед концом своей жизни Жуковский с семьей переехать в Россию.
Все было готово, и отъезд назначен на 14 июля 1852 года. Но роковым образом перевод не осуществился — поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку” , чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить “Агасферу” , “Илиаде” , а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось. Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию.

Приложение 2

А. Т. Твардовский

«Василий Теркин»

«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.

Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем (отдельные главы трёхстопным хореем). Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»).

В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.

Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина. Поэма «Василий Тёркин» — одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику.

Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь.

^ .

Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.

Города сдают солдаты, генералы их берут.

Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди.

О произведении Твардовского высоко отзывался Солженицын. Борис Пастернак считал «Тёркина» высшим достижением литературы о войне, оказавшим большое влияние на его творчество. Иван Бунин так отзывался о поэме:

Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!

lit-yaz.ru

Древняя Русь в «Слове о полку Игореве» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

Величайший памятник древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», был создан талантливым анонимным автором в конце XII века, между 1185 и 1188 годами. «Слово…» дошло до нас в единственном позднем списке, который был обнаружен любителем древнерусской письменности Мусиным-Пушкиным в Ярославле в конце XVIII века. Тогда же с него была сделана копия для императрицы Екатерины II. Во время пожара в Москве в 1812 году рукопись «Слова…» сгорела вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина.

«Слово о полку Игореве» было создано под впечатлением неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича, предпринятого им вместе с братом Всеволодом и племянником Святославом против половцев в 1185 году. В летописях рассказ ведется в строго хронологической последовательности. Князь Игорь не заботился о подготовке похода, не подумал о судьбе своей дружины. Когда он узнал, что половцы собрали против него большое войско, княжеская гордыня помешала ему принять разумное решение. Он заявляет: «Если мы возвратимся не бившись, то срам нам будет хуже смерти». Поняв, что половцы заманивают его дружину в ловушку, Игорь хотел отступить, но было уже поздно. Битва продолжалась весь день и всю ночь. Большая часть дружины Игоря погибла, только немногие воины вместе с князем были взяты в плен. Около года Игорь находился в плену. Половцы, по законам того времени, не очень притесняли его.

Автор бессмертной поэмы стремился не только последовательно изложить события похода, но и понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала русская земля, а теперь побеждают «поганые». Поэт понимал, что причина неудач кроется в феодальной раздробленности Руси. Он стремится передать тревогу за судьбу родной земли. Для стиля поэмы характерна лирическая страстность, события описаны живым, образным языком. Строки поэмы захватывают читателя и сегодня.

Поэт начинает свое произведение вступлением, в котором задается вопросом, как ему описать трудный поход Игоря: рассказывать ли, как в былинах, или петь подобно певцу Бояну. Древний певец и сочинитель Боян характеризуется в «Слове…» как «вещий, проницательный и мудрый». Раскрывая художественные приемы и восхваляя этого певца, автор, по сути, говорит об уже существовавшей в то время древней литературе, подготовившей появление «Слова…».

После вступления автор описывает ужас, охвативший воинов, которые стали свидетелями солнечного затмения. Но грозное явление природы не охладило воинственный пыл князя. Несмотря на знамение, он решает идти в поход. Первая битва с половцами завершается победой русских, но впереди воинов ждет новый страшный бой. Природа полна зловещих предзнаменований: «синие молнии сверкают в черных тучах», «мутно текут реки», «гудит земля». Героизм русских воинов раскрывается в поэме в образе смелого Всеволода.

Описывая кровавую битву, поэт вспоминает прошлые времена, когда дед Игоря первым начал сеять раздоры между князьями, ослабляя русскую землю и губя людей. Тем временем жестокая битва подходит к своему трагическому концу. Поэт объясняет поражение Игоря отсутствием согласия между русскими князьями. Автор «Слова…» – великий патриот, он скорбит о своей несчастной земле. Все осуждают самовольный поход Игоря. Князь не только потерпел поражение, но и сам превратился в пленника. Картиной уныния и печали заканчивается первая часть поэмы. Чувствуется огромная любовь автора к родине.

Следующая часть поэмы начинается с описания вещего сна великого князя Святослава. По замыслу автора он является центральной фигурой, способной объединить всю русскую землю. Святослав пытается призвать князей к объединению. Далее в «Слове…» даются характеристики тех русских князей, которые должны были в первую очередь откликнуться на «золотое слово» Святослава и вступиться за землю русскую, за раны Игоревы. Но нет ответа от князей, нет среди них единомыслия. На этой скорбной ноте заканчивает автор вторую часть своей поэмы. Материал с сайта //iEssay.ru

Третья часть «Слова…» начинается с плача Ярославны, жены князя Игоря, замечательной русской женщины. С городской стены старого Путивля слышится ее голос. Обращается она не к людям, которые не в силах ей помочь, а к ветру, Днепру, солнцу. Ее слова наполнены тревогой и любовью. Ярославна заклинает силы природы помочь ее мужу и его дружине, вернуть их домой. Женщина думает не только о своем муже, она беспокоится обо всех защитниках русской земли. Плач Ярославны написан с такой глубиной и художественной выразительностью, что ему нет равных во всей мировой литературе. Достойно уважения то, что автор «Слова…» выдвигает на первый план женский образ. Ярославна символизирует собой саму жизнь. Природа, будто услышав призыв Ярославны, приходит на помощь Игорю во время его бегства из плена.

Заключительные строки поэмы переходят в торжественный гимн в честь возвращения Игоря. Русская земля ликует, встречая своего князя. Автор осуждает Игоря за своенравный поступок, но в то же время отдает дань его мужеству, его любви к родине.

Автор «Слова о полку Игореве» был не только великим поэтом, но и замечательным мыслителем своего времени. Свобода и счастье родины были для него высшим критерием, по которому он судил дела всех князей, упоминаемых в поэме. Автор «Слова…» выражал не княжескую, а народную точку зрения на междоусобные раздоры, а его поэма несла передовые идеи древнерусской литературы. Этот памятник свидетельствует о том, какой высоты достигло культурное развитие русского народа. Великая поэма до сих пор не теряет актуальности, в ней много поучительного для последующих поколений. Текст «Слова о полку Игореве» переводили величайшие русские ученые и поэты: Д. Лихачев, Н. Заболоцкий, Л. Н. Гумилев и другие.

iessay.ru

Презентация по литературе «Слово о полку Игореве_3 урок» (9 класс)

Сенквейны о героях «Слова»

(переписать в тетрадь)

Князь Игорь,

«Удалой», «соколом летал»,

Возглавил поход, был пленен, вернулся на Родину,

«Мужество избрал себе опорой, ратным духом сердце поострил»

Патриот.

Буй – тур Всеволод,

«Верный брат», «могучий воин»,

Воюет, помогает, управляет,

«Славный буй – тур Всеволод! С полками в обороне крепко ты стоишь…»

Соратник.

Боян,

«Военный страж», «старинный соловей»,

Повествует, советует, «как орел парит»,

«Наш Боян, то, вспомнить дни былые, вещие персты он подымал…»,

«Внук Велесов».

Княгиня Ярославна,

«Полная печали», «бедная кукушка»,

Оплакивает, молится, любит,

«Возлелей же князя, господине.. чтоб забыла слезы я отныне..»

Преданная жена.

Князь Святослав,

«Мудрый», «седовласый»,

Собирает бояр, горюет, наставляет,

«Был он грозен в Киеве с врагами….»

Дипломат.

Дружина кн. Игоря,

«Славная, «хоробрая»,

Защищает, поддерживает, погибает,

«Слава всем, кто, не жалея сил, за христиан полки поганых бил!

«Витязи исправные».

Русская Земля,

«Кровавая», «о великая!»,

Страдает, выдерживает натиск, объединяет,

«За Русскую землю! За Игоревы раны!»

Родина – мать.

Сенквейны о героях «Слова»

(переписать в тетрадь)

Князь Игорь,

«Удалой», «соколом летал»,

Возглавил поход, был пленен, вернулся на Родину,

«Мужество избрал себе опорой, ратным духом сердце поострил»

Патриот.

Буй – тур Всеволод,

«Верный брат», «могучий воин»,

Воюет, помогает, управляет,

«Славный буй – тур Всеволод! С полками в обороне крепко ты стоишь…»

Соратник.

Боян,

«Военный страж», «старинный соловей»,

Повествует, советует, «как орел парит»,

«Наш Боян, то, вспомнить дни былые, вещие персты он подымал…»,

«Внук Велесов».

Княгиня Ярославна,

«Полная печали», «бедная кукушка»,

Оплакивает, молится, любит,

«Возлелей же князя, господине.. чтоб забыла слезы я отныне..»

Преданная жена.

Князь Святослав,

«Мудрый», «седовласый»,

Собирает бояр, горюет, наставляет,

«Был он грозен в Киеве с врагами….»

Дипломат.

Дружина кн. Игоря,

«Славная, «хоробрая»,

Защищает, поддерживает, погибает,

«Слава всем, кто, не жалея сил, за христиан полки поганых бил!

«Витязи исправные».

Русская Земля,

«Кровавая», «о великая!»,

Страдает, выдерживает натиск, объединяет,

«За Русскую землю! За Игоревы раны!»

Родина – мать.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *