Почему сказка волшебная царевна лягушка – Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным?

Почему сказка «Царевна лягушка» волшебная?

Почему сказка «Царевна лягушка» относится к волшебным Вы узнаете в этой статье.

Почему сказка «Царевна лягушка» называется волшебной?

«Царевна-лягушка» — относится к волшебным сказкам. Начинается она с зачина: «В неком королевстве, в неком государстве…», заканчивается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Повторы в сказке «Царевна-лягушка»: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками (осыпали), находила, искала. Неизменные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, животные рыскучие, красноватая девушка, солнце ясное, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, высочайшие горы, дремучие леса, черные леса, зеленоватые луга, топкие болота, незапятнанное поле, острая стрела, голубое море, хороший молодец, красноватое солнце.

Сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным, так как в ней происходят чудеса — фантастические, сверхъестественные события. Например:

  • Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…
  • «Уложила квакушка принца спать, а сама скинула с себя лягушачью кожу и обернулась красноватой девушкой Василисой Премудрейшей…»
  • «Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт, где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут, где кольнёт 3-ий — птицы летят».
  • «Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белоснежные лебеди».
  • «Сказала, обернулась белоснежной лебедью и улетела в окно».

Теперь Вы знаете почему сказка «Царевна лягушка» является волшебной. Если можете дополнить ответ, оставляйте информацию в комментариях.

kratkoe.com

Русская сказка «Царевна-лягушка» — 2 класс

Татьяна Викторовна Караваева, Ольга Альбертовна Спадабаева,
педагоги дополнительного образования
ГБОУ «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга

 

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» — курс «Любимые страницы», 2 класс

 

Тема :Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Тип занятия :   знакомство с русской народной сказкой

Технология : ИКТ, обучение в сотрудничестве, диалоговые технологии

Цели:

  • познакомить учащихся с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»
  • продолжить работу над выявлением особенностей волшебных сказок
  • развивать у учащихся умение анализировать прочитанное, пользоваться текстом  сказки для выбора ответа
  • развивать воображение, фантазию, речь учащихся
  • воспитывать интерес и любовь к чтению

Задачи:

  • организовать деятельность учащихся при знакомстве с русской народной сказкой
  • способствовать воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу

Оборудование:

Для учителя:

  • презентация к уроку PowerPoint
  • выставка книг, рисунков

Для учеников:

  • тетрадь по «Любимым страницам»
  • книги с текстом русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Планируемые результаты обучения:

Предметные

  • познакомить с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»;
  • продолжить работу над выявлением особенностей волшебных сказок;
  • уметь давать оценку поступкам героев сказки;
  • развивать умение анализировать прочитанное, пользуясь текстом сказки для выбора ответа

Метапредметные

  • высказывать и доказывать свою точку зрения;
  • работа с текстом: понимать прочитанное, уметь анализировать, систематизировать, представлять различными способами;
  • осуществлять поиск необходимой информации в тексте  для выполнения заданий учителя;
  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Личностные

  • осознать значимость изучения предмета;
  • развивать речь учащихся;
  • проявлять интерес к чтению у учащихся;
  • развивать  умение сотрудничать  с учителем и  сверстниками при решении учебных проблем;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  

 

Ход урока

  1. Орг.момент (проверка готовности уч-ся к уроку)
  2. Особенности волшебных сказок (закрепление знаний)

Какие особенности волшебных сказок вы  знаете?

ЧУДЕСА

ЧУДЕСНЫЕ ПОМОЩНИКИ

ЗАКЛИНАНИЯ, ВОЛШЕБНЫЕ  СЛОВА

3  Проверка домашнего задания

Подготовь краткий пересказ сказки «По щучьему веленью» по плану

Придумай и запиши в тетрадь три желания для щуки.

4  Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с волшебными сказками.

Сказка, которую мы сегодня будем читать, анализировать называется «Царевна-лягушка»

5.  Знакомство со сказкой (чтение сказки учителем и подготовленными уч-ся)

6.  Работа над содержанием сказки (анализ)

  • Понравилась ли вам сказка?
  • К какому виду сказок она относится?
  • Докажите пользуясь текстом сказки, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка?
  • волшебный сюжет
  • превращение Василисы Премудрой
  •  выполнение заданий царя
  •  волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы)
  • чудесные помощники
  • волшебные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный)

— Почему сказка названа «Царевна-лягушка»?

— Назовите главных героев сказки.

— Что вы можете рассказать о царевне-лягушке?

— Какой предстала Царевна-лягушка в сказке?

— Почему Василису называют Премудрой?

Анализ 1 части сказки. Сватовство царевичей.

— Прочитайте,  с какого события начинается сказка?

— Могло ли такое быть на самом деле?

— Что является вымыслом в этой сказке?

ВЫМЫСЕЛ

Вымысел – то, что создано воображением, фантазией; выдумка, ложь.

 -В каких словах, выражениях сказки появляется волшебство, загадочность, сказочность?

  • в некотором царстве, в некотором государстве..;
  • … где стрела упадёт, там и сватайтесь;…
  • …полетела стрела прямо в топкое болото, и подняла её лягушка-квакушка…

-Кому из братьев оказалась труднее всего? Почему?

— Как долго искал Иван-царевич свою стрелу?

— Почему он хотел отступиться от своей находки, бежать? (Внешний облик «болотной красавицы»  напугал  царевича. «Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Как же я тебя замуж возьму?  Меня  люди засмеют?»)

— Что же всё-таки заставило Ивана-царевича изменить своё отношение к лягушке?

(Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, желание узнать, что будет дальше)

— С какого момента начались страдания Ивана?

К вымыслу относятся чудеса, которые происходят в сказке.

— Какие чудеса происходят в сказке, благодаря волшебному умению царевны-лягушки?

  • Лягушка-квакушка подхватила стрелу Ивана-царевича и заговорила с ним;
  • Лягушка сбрасывает свою кожу и превращается в девицу Василису Премудрую;
  • «Махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой  — поплыли лебеди белые»;
  • Обернулась Василиса Премудрая белой лебедью и улетела в окно.

Анализ 2 части сказки. Первое испытание. Выпечка хлеба за одну ночь.

— Какие чувства охватили Царевну-лягушку, в тот момент, когда возвратился Иван-царевич от царя?

— Какие черты характера героини открылись в этом эпизоде?

— Какими необыкновенными достоинствами обладала Царевна-лягушка?

(Ласковой речью старалась успокоить мужа. Слова её задушевны и теплы. «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать»… Ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, а сама тем временем думает, как выполнить приказ царя. От царевича эту мысль утаивает — мудрая)

— Как народ называет Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой)

— Прочитайте отрывок-описание труда царевны.

— Можно ли сказать, что Василиса Премудрая была чудесной супругой? Почему?

ЧУДЕСНАЯ СУПРУГА

— Какие задания ей пришлось выполнять?

— Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен?

— С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

-Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

7.  Физ. минутка

8. Работа над содержанием сказки (продолжение)

Анализ 3 части сказки. Второе испытание. Ковёр за одну ночь.

— Найдите и прочитайте, как трудились все три царевны над своими коврами. Сравните их работу.

(Василиса ткёт сама, за боярскую дочь и купеческую трудятся другие.)

— Какие новые черты характера вы разглядели в Василисе Премудрой? (трудолюбивая, всё делает своими руками,  понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз)

— Как относится к труду Василисы Иван-царевич? (1раз – «диву дался» -удивился, во 2 раз –«ахнул»)

Анализ 4 части сказки. Третье испытание. Царский пир.

— Как ведут себя старшие царевичи и их жёны до появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются  над Иваном-царевичем)

— Что поразило всех в лягушонке в момент её прибытия на бал?

— Что заставляет повторять жён старших царевичей действия Василисы Премудрой? (противопоставлены ум и глупость, отрицательные качества – зависть)

— Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (чтение отрывка – танец царевны-лягушки, радость для окружающих)

— Как поступил Иван-царевич, когда узнал, что его жена – красавица?

-Почему он поторопился спалить лягушачью кожу?

-Почему царевна не бранит царевича, а только упрекает его и одновременно помогает советом, подсказывает, как теперь быть, что делать?

-Какой предстаёт перед нами Василиса Премудрая?

-Чем удивляет она нас?

В чём её истинная красота? (Василисе свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя,  недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Её основная  роль – быть помощницей своего мужа.)

Анализ 5 части сказки. Поиски и спасение Василисы Премудрой.

— Где и у кого должен был искать Василису Премудрую Иван-царевич?

— Что в этой сказке оказывается трудной задачей?

— Кто помогает ему её решить?

— На его пути встречаются чудесные помощники, которые помогают царевичу освободить Василису Премудрую.

ЧУДЕСНЫЕ ПОМОЩНИКИ

— Перечисли помощников и скажи, как они помогали.(Серый волк, мудрый ворон, добрый заяц, быстрый конь.)

— Почему они помогали? (Иван добрый, бесстрашный, сильный, благородный, любит животных.)

— Какие чудеса происходили на пути Ивана?

-Какие волшебные слова, заклинания помогали Ивану выполнить приказ?

ЗАКЛИНАНИЯ

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

В волшебных сказках встречаются  волшебные герои?

— Кого мы отнесем к этим героям? (Баба Яга, Кощей Бессмертный)

— Обычно  Баба Яга, Кощей Бессмертный вредят героям, пытаются их погубить.

А в нашей сказке кто из них помогает Ивану – царевичу? Почему? (Баба Яга)

— Как помогла Баба Яга Ивану – царевичу?

— Кощей Бессмертный наделён отрицательными качествами характера. В сказке говорится, что он бессмертен.

— Где была скрыта смерть Кощея?

— Как смог спасти Иван-царевич Василису Премудрую?

-В сказке многие события связаны с числом три. Найдите подтверждение в тексте. Прочитайте.

-Как называется такая особенность волшебных сказок?

ТРОЕКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

9. Итог анализа сказки

— Чем заканчивается сказка? (счастливый  конец-Иван-царевич преодолевает все препятствия, при помощи чудесных помощников спасает Василису Премудрую)

— Как были наказаны, проучены злые жёны старших братьев за свои насмешки?

— Какой урок для себя вы извлекли из сказки? (Не следует судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, внутренним качествам….)

10.Домашнее задание

  • Нарисовать рисунок к сказке «Царевна – лягушка»
  • Подготовить к пересказу любой отрывок из сказки

nova56.ru

Почему Царевна лягушка премудрая? | Kratkoe.com

Почему Царевну лягушку называют премудрой Вы узнаете в этой статье.

Почему лягушку царевну назвали Василисой Премудрой?

Героиня названа Василисой Премудрой, так как она всегда находит решение — в хоть какой, даже самой сложной, ситуации — и при всем этом сохраняет спокойствие и трезвость рассудка, к тому же успокаивает окружающих (Ивана-царевича).

Почему лягушку назвали Царевной?

Главная героиня лягушка, не простая девушка. Она заколдованная, а раньше она была царевной. Поэтому ее и называют царевна-лягушка.

Почему Царевна лягушка помогала Ивану царевичу?
Наверное, существует одно объяснение этому. Основная роль героини волшебной сказки — быть помощницей своего жениха или мужа.  Так поступают любящие супруги.

О чем сказка «Царевна-лягушка»?

В сказке рассказывается о том, как царь хотел женить своих сыновей и выпущенные ими стрелы привели к невестам. Старшему сыну досталась купчиха, среднему – попадья, а младшему царевичу предстояло жениться на лягушке, ведь именно в болото улетела стрела младшего царского сына.
Чтобы проверить невесток, царь придумывал всякие испытания: то рубаху ему нужно было сшить, то пироги испечь и даже ковер соткать. Каждый раз похвалы батюшки-царя доставались лишь невесте младшего царевича, лягушке. Но лягушка оказалась непростой болотной жительницей. Это была заколдованная Василиса Премудрая, которая каждую ночь превращалась в ту, кем была на самом деле, – в прекрасную девушку.

В конце всех испытаний заколдованная лягушка еще и станцевала лебедушкой, да так, что покорила всех своим танцем. Не нарадовался на свою невесту младший Иван-царевич, и, чтобы избавить невесту от проклятья, сжег ее лягушачью шкуру.Но если бы подождал царевич немного, лягушка превратилась бы навсегда в прекрасную царевну. А так он поспешил и без спросу сжег заколдованную шкурку. За это пришлось ему попрощаться со своей суженой.

Обернулась она голубкой и была пленена Кощеем Бессмертным. В горе бросился царский сын искать свою любовь, много препятствий встретил на своем пути, воевал с Кощеем. Но, как и во всякой доброй сказке, добро победило зло, и Иван-царевич освободил свою невесту и женился на ней.

kratkoe.com

Конспект урока литературы на тему Волшебная сказка Царевна-лягушка

Урок литературы в 5 классе 19.09.16.

Тема. Сказка как вид народной прозы. Виды народных сказок.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Цель:

  • помочь выявить основную идею сказки и определить ее вид;

  • развивать навык работы с иллюстрациями, навыки выразительного чтения, чтения по ролям, художественного пересказа;

  • воспитывать нравственные ценности честности, трудолюбия, взаимовыручки.

Ход урока.

Оргмомент.

Организация класса, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих.

В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Настраиваются на работу.

  1. Выявление темы и постановка учебных задач

Определите тему урока по подсказкам.

Бывает о животных, волшебной, бытовой.

Какую сказку вы читали дома?

Тема урока (на слайде)

Какие задачи поставим перед собой?

Сказка

Формулируют тему, высказывают предполагаемые задачи

  1. Анализ композиции сказки

Вспомните, как строится композиция сказок?

Изучите таблицу, какую композиционную часть не назвали? (термин на слайде)

Работа в парах

Найдите в тексте сказки соответствующие композиционные части и впишите в таблицу.

Проверка (по рядам), взаимо- и самооценка.

Завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка.

Экспозиция

Заполняют таблицу.

  1. Характеристика главных героев сказки

Назовите героев сказки.

Кто из героев вам понравился больше и почему? Что вы знаете об этих героях?

Чтение по ролям эпизода «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до «Вот этот хлеб только в большие праздники есть».

Что можем сказать о Василисе Премудрой?

Когда в сказке впервые появляется имя царевны?

Значит, в уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

Зачитайте отрывок, где царевна готовит каравай, вышивает ковер.

Что напоминают эти строчки? стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность.

Почему сказка преувеличила недостатки работы других невесток?

В чем истинная красота героини сказки?

Физминутка.

Лягушки

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Работа с иллюстрацией к сказке. Вопросы.

Достоин ли Иван царевич Василисы Премудрой?

Почему он отправляется на ее поиски?

О чем говорит гипербола «две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал»?

Кто подсказал ему, как справиться с Кащеем Бессмертным?

Работа с иллюстрацией.

Иван-царевич, Василиса Премудрая, царь, братья и их жены, баба-яга, Кащей Бессмертный.

Читают по ролям выразительно

Когда она начинает работать.

Зачитывают

Подчеркивается искусство Василисы Премудрой.

Выполняют движения

Преувеличение

  1. Итог урока. Рефлексия.

Почему сказка «Царевна-лягушка» — волшебная?

Герой – какой? героиня – какая? вредитель? даритель? (баба-яга) помощники?

Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Чему учит нас сказка?

Закройте глаза. Поднимите руки те, кто узнал на уроке новое. Кто что-то не понял, остались вопросы. Кому на уроке было интересно. Откройте глаза. Оцените работу класса.

Д.з. прочитать сказку «Падчерица».

Главный герой или героиня обнаруживает потерю

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Кульминация

Главный герой сражается с противоборствующей силой

Развязка

Обретение потерянного

Главный герой или героиня обнаруживает потерю

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Кульминация

Главный герой сражается с противоборствующей силой

Развязка

Обретение потерянного

infourok.ru

«Царевна-лягушка» — сказка о мудрости и красоте

Урок литературы в 5 «Б» классе по теме: «Сказка как особый жанр фольклора». «Царевна-лягушка» — сказка о мудрости и красоте»

Цель: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Задачи:

— выявление основной идеи сказки;

— формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;

— воспитание интереса к произведениям устного народного творчества;

— познакомить учащихся с олимпийским и первым паралимпийским видом спорта — стрельбой из лука.

Ход урока

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Проверка домашнего задания (Беседа по вопросам к статье «Русские сказки»):

— Что такое сказка?

— Для чего нужны чудеса в сказках?

— Какие виды сказок нам известны?

— Расскажите об особом построении сказок.

— Что такое эпитет, гипербола?

— Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?

— Назовите любимых героев русских сказок.

Анализ сказки.

Лексическая работа. Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать — уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

— О чем эта сказка? Назовите ее героев.

— Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

— Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

— Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?

Индивидуальное сообщение ученика.

Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью). Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

— К какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»

Заполнение таблицы, план сказки

— Какие пункты плана соответствуют экспозиции, завязке, развитию сюжета, кульминации, развязке?

Композиция волшебной сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Сватовство, приказы царя

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно»

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки

Иван-царевич убивает Кащея

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной

Беседа по вопросам

— Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?

У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.

Анализируя вместе с учениками сказку, будет интересно остановиться на эпизоде, когда три брата – царевича стреляют из лука. Учитель дает учащимся информацию о стрельбе из лука, которая была популярна на Руси в средние века. Искусству стрельбы из лука учили детей с раннего возраста. Стрела летела на расстояние 300 шагов. Любопытно будет узнать, что сила лука взрослого мужчины была около 80 кг (для сравнения: сила современного спортивного лука — 20 кг). Стрельба из лука стала олимпийским видом спорта с 1900 года. С 1960-х годов этот вид спорта стал популярен в СССР. На Олимпийских играх в Москве (1980) Кетеван Лосаберидзе стала чемпионкой в личном первенстве.

В настоящее время планируют изменить соревнования по стрельбе из лука и приблизить их к биатлону. Ребята, интересно узнать, что именно стрельба из лука стала первым паралимпийским видом спорта. А было это так…

Английский нейрохирург Людвиг Гуттман во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя в английском городе Эйлсбери основал Центр лечения спинных травм и, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, решил ввести спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Так возникла идея провести первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках. Это произошло 28 июля 1948 года — группа инвалидов, которая состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих, впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение.

В фольклоре северных народов часто встречается образ героя-охотника, прекрасного лыжника и стрелка из лука. В современных олимпиадах есть отголоски фольклорных мотивов снежных краёв земли.

— Где нашли невест старшие братья?

— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

— Почему братья смеются над Иваном-царевичем?

— Почему царь не стал противиться этому браку?

Выразительное чтение эпизода сказки

— Эпизод «Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в большие праздники есть». Что мы можем сказать о героине?

— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

— Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят»?

Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток?

Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери.

— В чем истинная красота героини сказки?

— Как царевич оценивает работу Василисы?

В первом случае царевич «диву давался», во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.

Выразительное чтение эпизода сказки

Эпизод от слов «Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…» до слов «А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди…»

— Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.

Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д.

Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».

— Какой вы представляли героиню?

— Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

— Почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу?

Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту.

— Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?

Герой убежден, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он еще не достоин.

— Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?

— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?

— О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?

— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

Кащей Бессмертный.

Индивидуальное сообщение ученика.

Кащей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кащею сверхъестественную силу.

— Кто подсказал Ивану-царевичу, как расправиться с Кащеем?Обращение к репродукции картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный».

Баба Яга

Индивидуальное сообщение ученика.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

— Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?

Кащей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия, человеконенавистничества. Он – воплощение той социальной силы, которая нарушила древние родовые порядки равноправия. Кащей способен распоряжаться судьбами людей. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце. Уничтожив, раздавив яйцо, можно положить конец его жизни. Даже в сказках людям трудно мириться с несправедливостью. Поэтому бессмертного Кащея постигла кончина. Пользуясь воображаемыми средствами расправы с Кащеем, люди прекращал жизнь этого существа надежным и простым способом: зло раздавливалось в зародыше.

— Ребята, так о чем сказка «Царевна-лягушка»?

Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.

— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый  и справедливый мир.

Домашнее задание нарисовать портреты героев сказки, составить устные комментарии к рисункам.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *