План лекционного занятия – План лекционного занятия

План лекционного занятия

Количество просмотров публикации План лекционного занятия — 1941

Танцевально-двигательная и телœесно-ориентированная терапия.

Цель лекционного занятии: Формирование системы научных представлений о сущности танцевальной терапии.

Учебные задачи занятия:

— обучение теоретическим основам и особенностям в понимании танцевальной терапии в различных теоретических подходах.

Методические задачи занятия:

— передача практического опыта проведения занятий по танцевальной терапии.

— грамотное подбор и применение адекватных методов танцевальной терапии при подготовке и проведении занятия.

Воспитательные задачи занятия:

— создание благоприятных возможностей для активности студентов на лекционном занятии.

— формирование у студентов понимания важнейших этических принципов предъявляемых к профессиональной деятельности танцевального терапевта;

1. История и развитие танцевальной терапии

2. Вклад психологических направлений в становлении танцевальной терапии

3. Развитие танцевальной терапии на современном этапе.

4. Особенности проведения танцевальной терапии.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. – Минск, Выш. Шк., 2003.

2. Лоуэн А. Психология тела. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2000 .

3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2004.

4. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Карвасарского/. – СПб., Питер, 2002.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика (издание 2-е, дополненное). – СПб., Питер, 2002.

6. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков. – М.: Институт Общегуманитарных Исследоаний, 2000.

7. Ялом И Групповая психотерапия– СПб., Питер, 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Практикум по танцевально-ориентированной терапии. – СПб.: ООО ʼʼРечьʼʼ, 2000.

2. Райх В. Функция оргазма. – М.: Просвещение, 1997.

3. Артур Робер Основные термины и понятия по психологии и психотерапии. Т. 1, Т. 2. – М., ВЕЧЕ АСТ, 2003.

4. Хрестоматия по телœесно-ориентированной психотерапии и психотехнике./ Составитель Баскаков В.Ю. – М., НПО Психотехники, 1993.

1. Танцевальная терапия как понятие и как целœенаправленная форма лечения зародилась в США в 1940-х годах. Сегодня танцевальная терапия активно распространяется по всœему миру, но основные научные ее разработки по-прежнему реализуются в США.

В1966 ᴦ. в США была основана ADTA (American Dance Therapy Associa­tion1), которая поддерживает и распространяет высокий профессиональ­ный стандарт в танцевально-терапевтической профессии, разрабатывае­мый в течение многих лет. В 1979 ᴦ. Юдифь Банни (Yudith Bunney), в то время являвшаяся президентом ADTA, предложила определœение метода танцевальной терапии.

Танцевальная терапия — это психотерапевтиче­ское использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности

В терминœе ʼʼтанцевальная терапияʼʼ заключены разные направле­ния, идеологические различия, которые находят отражение в прак­тической работе. Методы работы могут сильно разниться. Но прежде чем обращаться к ним, крайне важно провести границу между танцем и движением. Недаром термин ʼʼтанцевально-двигательная терапия образуется с помощью дефиса. Это разные и в то же время похожие понятия. древности люди верили, что исцеляю­щая энергия танца приходит от богов, и те, кто исполняют его, танцуя, входят в контакт с ними. Постепенно возрастающая и доходящая до экстаза энергия танца приводит танцовщиков к катарсису. В то же время танец имеет собственный ритм и эстетическую форму, которые нормализуют энергетику человека. Эти две стороны танца ока­зывают лечебное воздействие. В течение многих лет люди инстинк­тивно этим пользовались, но только в наши дни терапевтическое воздействие танца получило научное подтверждение.

Человек научился выражать свои чувства при помощи движения раньше, чем словами. Его телœесный язык принадлежит той культур­ной общности и той семье, в которой он вырос. Потеря контакта со своими корнями может приводить к неблагополучию, результатом которого могут явиться расколотые телœесные картины.

Церковь долгое время смотрела на танец как на греховное самовыра­жение, остаток невежества. (рисунок средневекового танца) Классический балет стремился к открытию, грации и красивых линий тела, что требовало от исполнителœей виртуозной техники. (рисунок балетной сцены).

В это время развивался и народный танец, который вобрал в себя из культуры танца среднего и дворянского классов.

Обратившись к нему в начале 1900 годов, несколько профессиональных танцовщиков совершили революцию в сценическом танце. Им по­казаалось важнее выражать свои чувства через многообразные комбинации движений. Появилась ностальгия по простым танцевальным мам и стилям; Возвращение к народным формам танца дало еще ее развитие современному танцевальному самовыражению, Благодаря чему стало возможным рождение танцевальной терапии, Теми, кто отказался от строгой системы классического балета были, Айседора Дункан (Isadora Duncan), Марта Грэхэм (Martha im), Эмиль Жак-Далкроз (Emile Yaques-Dalcroze), Мари Вигман Wigman) и Рудольф Лабан (Rudolf Laban).

Айседора Дункан (1878-1927).

Дункан произвела сенсацию своими легкими, воздушными спонтанными импровизациями, которые исполняла, танцуя босиком. Ее танец был чистой импровизаци­онных греческих танцевальных мистерий. Это был чувственный танец. Движения, идущие от природы, ветер, воздух, животные и по-детски инстинктивными. Главным в ее танце было выражеие полной свободы (Boman, 1986).

Марта Грэхэм (1892—1991).

Грэхэм называли ʼʼкоролевой современ­ного танцаʼʼ. Она обращала внимание на то, чтобы танцовщик загля­дывал внутрь себя с целью найти свое прошлое. Танец Грэхэм — очень земной. Многие упражнения танцовщик выполняет сидя или лежа на полу. Сама техника строится на принципе противостояния сосре­доточения и расслабления, которые образуют мышечное растяжение и сжатие. Движенческие силы берутся из центра тела, и свободно рас­пространяются оттуда по всœему туловищу, в то время как классичес­кие балетные движения идут от периферии тела. Важную часть тех­ники составляет дыхание.

ВопросКак танцевальный терапевт может обогатить свою работу с помощью этой танцевальной техники (ответ: сосредоточенное обраще­ние внутрь себя.)

Рудольф Лабан (1879-1958).

утверждал, что движения не ограничиваются физическим уровнем и влияют на психику. По этой причине танцу нужно освободиться от рубашки принуждения, он должен стать доступным для всœех, кто хо­чет танцевать. Он углубил науку о телœесных движениях для того, чтобы изучать человеческие обычаи и выразительность. Разработаная им движенческая система подходит и тем, кто профессио­нально не занимается танцами. Изучая движения тела, Лабан создал платформу для оценки телœесного напряжения, его параметров.

Лабан разработал две разные системы для того, чтобы анализиро­вать и описывать движения. Лабан пришел к выводу, что всœе движения и их ди­намику можно описать определœенной системой с помощью четырех ее факторов. Он наблюдал четыре усилия: сила (вес), время, пространство (объем) и течение

Каждый фактор динамики движения, или усилие, имеет два измерения: пространство должна быть прямое и многофокусное; время — быстрое и медленное, плавное; сила (вес) — мощная и легкая; течение-— свободное и ограниченное. Многие танцевальные терапевты описывают движения по этой системе, и это помогает им при диагностике. Но так как описание занимает много времени, то часто легче снять на видеопленку всю танцевально-терапевтическую сессию и только потом анализировать по этой системе.

referatwork.ru

Анализ посещенного занятия.

Преподаватель: каф. ПМиИ Талалаева Н.С.

Курс: 2

Тема лекционного занятия: Теория форвардных контрактов.

После посещения первой лекции по дисциплине «Производные финансовые инструменты» был проведен ее анализ. В начале занятия произошло знакомство студентов с преподавателем, были сформулированы основные цели и задачи новой дисциплины. Преподаватель в краткой форме предоставил необходимый теоретический материал ранее изучаемых дисциплин, требуемых для освоения темы данного занятия, так что на этом занятии при введении в тему студенты могли участвовать в диалоге, задавая интересующие их вопросы. На каждый вопрос был дан исчерпывающий ответ и предоставлены примеры для лучшего понимания ситуации. Далее преподаватель опросил группу с целью выявления у студентов «слабых мест» по ранее изученному материалу, требуемому для освоения новой дисциплины. В опросе принимали участие все студенты, все спорные моменты были разрешены, после чего преподаватель начал доносить новую информацию. Некоторым студентам потребовались пояснения некоторых моментов, связанных с понятиями новой дисциплины. В индивидуальном порядке преподаватель разъяснил непонятные моменты.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

При проведении занятия преподаватель пользовался презентацией для лучшего наглядного усвоения материала, а также были приведены примеры, разъясняющие некоторые детали темы. Преподаватель объяснил практическую значимость данной темы в профессиональной деятельности, привел примеры использования. В процессе проведения занятия преподаватель вступал в диалог со студентами, задавая им наводящие вопросы и прося их привести некоторые примеры, и в случаях возникновения затруднений, делал подсказки и исправлял ошибки. За десять минут до окончания пары, преподаватель подвел итоги, закрепил основные понятия темы и выдал домашние задания.

В процессе занятия выполнены образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Занятие проведено на высоком уровне, преподаватель уверенно держится перед группой, к студентам относится с уважением. Несмотря на то, что это было первое занятие, взаимоотношения студентов и преподавателя закрепились, были доверительными, к отдельным студентам применяется индивидуальный подход. Нужно отметить, что студенты активно включаются в обсуждение вопросов, не стесняются выражать свои мысли. Все студенты вели себя дисциплинированно и все были включены в работу.

Далее были составлены план-конспект одного семинарского и лекционного занятия по дисциплине «Дискретная математика». Была взята тема «Булевы функции».

План-конспект лекции

Цели занятия:

  1. Образовательная

формирование знаний абстрактных дискретных структур

формирование умений:

специальные умения (построение таблиц истинности, решение задач алгебры логики)

общеучебные умения (умение логически и полно выстраивать ответ, умение работать в коллективе)

  1. Воспитательная

система взглядов на мир

способность следовать нормам поведения

  1. Развивающая

развитие речи, мышления

умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, проверять результаты деятельности

План занятия:

Этап занятия

Приемы и методы

Время, мин

1

организационный этап

установка рабочего оборудования, раздача наглядных пособий для лекции, присутствие студентов на паре

10

2

актуализация базовых знаний

выявление важности полученных ранее знаний, повтор в краткой форме основных понятий, требуемых для освоения материала новой пары

10

3

изложение нового материала

в доступной для понимания форме, как можно в полном объеме раскрыть новую тему, пользуясь при этом техническими средствами обучения и наглядными пособиями для лучшего усвоения материала студентами

50

4

первичное закрепление

краткий обзор пройденного на паре материала, ответы на вопросы студентов по данной теме

15

5

подведение итогов, оглашение задания на дом

подвести итог о пройденной теме, об активности студентов на паре, выдача домашнего задания, рекомендация литературы и интернет-ресурсов

5

Ход занятия:

Деятельность преподавателя

1

а) Приветствие студентов.

б) Включение рабочего оборудования (компьютера, проектора), презентации (в виде ключевых определений по теме для лучшего и наглядного восприятия информации).

в) Отметить присутствие студентов.

2

Определить актуальность полученных на предыдущих лекциях знаний в изучении нового материала.

3

Обзор основных понятий, изученных ранее, для освоения нового материала:

а) Логика – наука о законах и формах мышления.

б) Историческая справка (I, II, III этапы – формальная и математическая логика – Аристотель, Лейбниц, Буль)

в) Определение алгебры логики (как мат. аппарат), высказывания, примеры высказываний

г) Простые и сложные высказывания

4

Изложение нового материала, используя презентацию, для более эффективного и быстрого освоения материала:

а) Таблица истинности, пример таблицы истинности

б) Количество строк в таблице истинности

в) Логически элемент (как часть электронной логической схемы, которая выполняет элементарную логическую операцию; условное обозначение, входы и выход)

г) Основные логические операции: отрицание, дизъюнкция, конъюнкция, импликация, эквиваленция, — и соответствующие им таблицы истинности, примеры

д) Порядок выполнения логических операций (приоритет)

е) Построение таблиц истинности и логических схем по булеву выражению, построение булева выражения по логической схеме (показать на одном-двух примерах для лучшего закрепления материала и более эффективной работы студентов на предстоящем семинаре)

ж) Основные тождества алгебры логики: логического сложения, умножения и двойного отрицания

з) Законы алгебры логики: переместительный, сочетательный, распределительный, де Моргана

5

Краткий обзор пройденного материала, определение его важности в дальнейшем изучении этой и последующих дисциплин.

Ответы на вопросы студентов

6

Подвести итог.

Поблагодарить студентов за активность.

Огласить домашнее задание и литературу, которая поможет в его подготовке.

Контрольные вопросы к лекции № 4

  1. Булевы функции

  2. Основные логические операции

  3. Таблицы истинности

  4. Приоритет операций

  5. Законы и тождества алгебры логики

Рекомендуемая литература к лекции

  1. Яблонский, С.В. Введение в дискретную математику : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Прикладная математика» / С.В. Яблонский. – Библиогр, — 4-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2003. – 384 с.

  2. Судоплатов, С.В. Элементы дискретной математики: Учебник для студентов втузов / С.В. Судоплатов, Е.В. Овчинникова; М-во образ. РФ; Новосиб. гос. тех. ун-т. – М.; Новосибирск: ИН-ФРА-М; НГТУ, 2002. – 280 с.

Интернет-ресурсы к лекции

http://book.kbsu.ru/theory/chapter5/1_5_1.html

edu.vgi.volsu.ru

Глоссарий

Булева функция – функция, принимающая значения 0 или 1.

Дизъюнкция (логическое сложение) – логическая операция, по своему применению максимально приближённая к союзу «или» в смысле «или то, или это, или оба сразу».

Импликация (логическое следование) –  бинарная логическая связка, по своему применению приближенная к союзам «если… то…».

Конъюнкция (логическое умножение) –  бинарная логическая связка, по своему применению приближенная к союзам «если… то…».

Отрицание (инверсия) –  унарная операция над суждениями, результатом которой является суждение (в известном смысле) «противоположное» исходному.

Таблица истинности – таблица, в которой перечислены все возможные значения входящих логических переменных и соответствующие им значения функции.

Эквиваленция (равнозначность) – двуместная логическая операция.

studfiles.net

План – конспект лекции.

Министерство образования и науки РФ

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Факультет психологии

Кафедра социальной и организационной психологии.

Дисциплина: Общая психология

Раздел: Психические процессы

Тема лекции: Память.

Аудитория: 1курс факультета

психологии

Время: 90 мин

Подготовила: Балашова Е.Д.

Проверила: Молчанова Е.В.

Калуга, 2010

Тема лекции: Память.

Цель:

Создать условия для усвоения студентами материала по теме «Память».

Задачи для преподавателя:

1.Дать студентам определение понятия «Память» и видов памяти.

2.Рассмотреть основные элементы, из которых складывается каждый из видов памяти.

3.Объяснить основные функции памяти.

4.Рассмотреть взаимосвязь памяти и эффективности выполняемой деятельности.

5. Рассмотреть виды памяти, дать им краткую характеристику.

6. Создать у студентов представление о развитии памяти.

Задачи для студентов:

1.Усвоить понятие памяти.

2.Уяснить элементы, из которых складывается память.

3.Изучить функции памяти.

4.Рассмотреть взаимосвязь памяти и эффективности выполняемой деятельности.

5.Изучить основные виды памяти и научиться безошибочно отличать один вид от другого.

6.Узнать основные механизмы развития памяти.

Приемы введения новых понятий:

  1. «Мозговой штурм» — работа в группе для выяснения понятия «память» и её связи с успешностью выполняемой деятельности

  2. «Использование типичных жизненных ситуаций» — для определения понятия «память» и объяснения её основных функций.

Приемы стимулирования познавательного интереса студентов:

  1. проведение упражнений

  2. обращение к личному опыту студентов

  3. просмотр обучающих видеофрагментов.

Используемые методы:

  • беседа

  • наблюдение

Оборудование для учителя: ПК , мультимедиа.

План лекции:

  • Понятие и виды памяти

  • Психология запоминания

  • Развитие памяти

Этап

Время

  1. Организационный момент

2 мин

  1. Вводная часть к началу новой темы

6 мин

  1. Изучение нового материала

60 мин

  1. Закрепление новых знаний

10 мин

  1. Проверка первичного усвоения знаний и оценка учащихся

10 мин

  1. Домашнее задание

2 мин

Основные понятия:

Память — один из психических процессов и видов умственной деятельности, предназначенная накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Запоминание — это процесс памяти, включающий связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его внутренних оценок, восприятия мира процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс восстановления элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Забывание может быть частичным или полным.

Кратковременная память – это память, которая позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения.

Долговременная память – память, которая может хранить гораздо большее по сравнению с кратковременной количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).

studfiles.net

Наглядный материал к лекции

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА(выполняется на плакате или на доске)

Типы лекционных текстов

  • Научный текст

  • Научно-популярный текст

  • Нормативный текст

  • Рекламный текст

  • Научно-учебный текст

Структура научно-учебного текста

Уровень базового описательного текста:

— информационные единицы

— абстрактные единицы

— иллюстративные единицы

Логический уровень:

— схематический текст

— логико-рефлексивные единицы

Надстроечные уровни:

— объяснения

— ссылки

— иллюстрации

— активизация аудитории

— контроль усвоения

Приложение Е

«УТВЕРЖДАЮ»

Преподаватель__________

(Ф.И.О.)

«…»______________200_г.

Образец плана практического занятия план практического занятия

по учебной дисциплине «Основы конфликтологии»

На тему: «Решение ситуационных задач с позиций конструктивной концепции конфликта»

Дата проведения занятия 10. V. 2010 г Оценка: ______

_____________________

Ф. И. О. студента _____ курса Подпись препдавателя__________

Цели занятия:

1. Закрепление знаний о сущности и своеобразии производственных горизонтальных и вертикальных конфликтов;

2. Развитие навыков анализа и разрешения потенциальных конфликтных ситуаций различных типов;

3. Формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия (в сфере деловых отношений).

Время:2 часа + 8 часов СРС.

Дидактические материалы:

1. Схемы, модели и методики анализа конфликтных ситуаций.

2. Карточки-задания с описанием производственных конфликтных ситуаций для анализа (раздаточный материал).

3. Учебно-методические пособия: 1) Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Основы конфликтологии. – Севастополь, Изд. ЧФ МГУ, 2006; 2) Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по конфликтологии. — Севастополь, Изд. ЧФ МГУ, 2006.

I. Задания на самоподготовку

1. Ознакомиться с содержанием рекомендуемых источников научной и учебно-методической литературы.

2. По материалам лекций и источникам научной литературы [7, С.3 – 10; 2, С. 11 – 21; 8, С. 32 – 37] повторить тему «Сущность и структура конфликта».

3. Законспектировать основные положения конструктивной теории конфликта Б.И. Хасана [9] и на ее основе составить рекомендации руководителю по предупреждению и разрешению ситуационных производственных конфликтов.

4. Составить перечень и описание основных условий, а также способов предупреждения конфликтов «по вертикали» [1, С. 345-350; 6, С. 262 — 283].

5. Изучить источники учебной литературы [1, С. 376 — 380; 6, С. 248 — 261] и составить характеристики: а) деловых (производственных или трудовых) конфликтов; б) вертикальных конфликтов (между руководителями и подчиненными).

6. На основе анализа раздела «Объективно-субъективная природа конфликтов» [5, С .163 – 189; или 4 , С. 181 — 184] составить характеристику объективных и субъективных причин производственных конфликтов по нижеизложенной форме (См. Табл.1).

Таблица 1

studfiles.net

Тема 4 Организация лекционного занятия. Виды лекций.

План

  1. Понятие лекции

  2. Виды лекций

  3. Показатели качества лекции

Лекция — это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (90 минут).

В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента. Общий структурный каскад любой лекции — это формулировка темы, сообщение ее плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы. В качестве основных требований к чтению лекций выдвигают: высокий научный уровень излагаемой информации, имеющий мировоззренческое значение. Большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации. Доказательность и аргументированность высказываемых суждений. Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам. Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем. Выведение главных положений и формулировка выводов.

Разъяснение вводимых терминов и названий. Предоставление студентам слушать, осмысливать и записывать информацию. Установление с аудиторией педагогического контакта, использование дидактических материалов и технических средств.

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента системе работы по данному курсу. На лекции высказываются соображения по методическим и организационным особенностям работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам, оглашаются сроки и формы отчетности.

Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

Обзорная лекция — представляет собой систематизацию научных знаний на высоком уровне, материал излагается при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключается детализация и конкретизация. Стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или его крупных разделов.

Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудио-видеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Бинарная лекция — является разновидностью чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо представителей различных научных школ, либо ученого и практика, либо преподавателя и студента).

Лекция с заранее запланированными ошибками. Рассчитана лекция на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибок). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция. Проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью до 10 минут. Совокупность представленных текстов (докладов) позволит в рамках предложенной программы осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги и формулирует выводы.

Лекция-консультация. Указанный вариант лекции можно проводить по нескольким сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Второй вариант по типу «вопрос-ответ-дискуссия».

Требования к лекции. Структура лекции: цель, экспозиция, зачин, основная часть, финал — их характеристика. Функции лекции: информационная, ориентирующая, разъясняющая, убеждающая. Типы и виды лекций, используемые в процессе преподавания психологии, их характеристика.

Методика чтения лекции: процедура формирования понятий; доказательность изложения; проблемность изложения; руководство работой студентов на лекции.

Паралингвистическое сопровождение лекции. Требования к лекторским данным преподавателя.

Показатели оценки качества лекции

1. Материал лекции

 четкость формулировок темы,

 степень разграничения материала от предыдущей лекции,

 отсутствие расплывчатости во вступительной части,

 отсутствие нагромождения материала в заключительной части,

 логичность развития материала,

 четкость формулировок выводов и обобщений,

 отражение в материале новейших положений по теме,

2. Изложение материала

 продуманность фраз,

 отсутствие побочных фраз и вставных слов,

 эмоциональность изложения,

 паралингвистическое сопровождение (жестикуляция, естественность голоса, паузы, мажорные и экспрессивные приемы).

3. Обстановка на лекции

 авторитарная, либеральная, демократическая,

 наличие контакта с аудиторией,

 использование коротких дискуссий,

 предоставление возможности задавать вопросы.

Использованная литература 2,3,5,6,7

studfiles.net

План лекционного занятия | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы



Танцевально-двигательная и телесно-ориентированная терапия.

Цель лекционного занятии: Формирование системы научных представлений о сущности танцевальной терапии.

Учебные задачи занятия:

— обучение теоретическим основам и особенностям в понимании танцевальной терапии в различных теоретических подходах.

Методические задачи занятия:

— передача практического опыта проведения занятий по танцевальной терапии.

— грамотное подбор и применение адекватных методов танцевальной терапии при подготовке и проведении занятия.

Воспитательные задачи занятия:

— создание благоприятных возможностей для активности студентов на лекционном занятии.

— формирование у студентов понимания важнейших этических принципов предъявляемых к профессиональной деятельности танцевального терапевта;

1. История и развитие танцевальной терапии

2. …
Вклад психологических направлений в становлении танцевальной терапии

3. Развитие танцевальной терапии на современном этапе.

4. Особенности проведения танцевальной терапии.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. – Минск, Выш. Шк., 2003.

2. Лоуэн А. Психология тела. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2000 .

3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2004.

4. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Карвасарского/. – СПб., Питер, 2002.

5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика (издание 2-е, дополненное). – СПб., Питер, 2002.

6. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков. – М.: Институт Общегуманитарных Исследоаний, 2000.

7. Ялом И Групповая психотерапия– СПб., Питер, 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Практикум по танцевально-ориентированной терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000.

2. Райх В. Функция оргазма. – М.: Просвещение, 1997.

3. Артур Робер Основные термины и понятия по психологии и психотерапии. Т. 1, Т. 2. – М., ВЕЧЕ АСТ, 2003.

4. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике./ Составитель Баскаков В.Ю. – М., НПО Психотехники, 1993.

 

1. Танцевальная терапия как понятие и как целенаправленная форма лечения зародилась в США в 1940-х годах. В настоящее время танцевальная терапия активно распространяется по всему миру, но основные научные ее разработки по-прежнему осуществляются в США.

В1966 г. в США была основана ADTA (American Dance Therapy Associa­tion1), которая поддерживает и распространяет высокий профессиональ­ный стандарт в танцевально-терапевтической профессии, разрабатывае­мый в течение многих лет. В 1979 г. Юдифь Банни (Yudith Bunney), в то время являвшаяся президентом ADTA, предложила определение метода танцевальной терапии.

Танцевальная терапия — это психотерапевтиче­ское использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности

В термине «танцевальная терапия» заключены разные направле­ния, идеологические различия, которые находят отражение в прак­тической работе. Методы работы могут сильно разниться. Но прежде чем обращаться к ним, необходимо провести границу между танцем и движением. Недаром термин «танцевально-двигательная терапия образуется с помощью дефиса. Это разные и в то же время похожие понятия. древности люди верили, что исцеляю­щая энергия танца приходит от богов, и те, кто исполняют его, танцуя, входят в контакт с ними. Постепенно возрастающая и доходящая до экстаза энергия танца приводит танцовщиков к катарсису. В то же время танец имеет собственный ритм и эстетическую форму, которые нормализуют энергетику человека. Эти две стороны танца ока­зывают лечебное воздействие. В течение многих лет люди инстинк­тивно этим пользовались, но только в наши дни терапевтическое воздействие танца получило научное подтверждение.

Человек научился выражать свои чувства при помощи движения раньше, чем словами. Его телесный язык принадлежит той культур­ной общности и той семье, в которой он вырос. Потеря контакта со своими корнями может приводить к неблагополучию, результатом которого могут явиться расколотые телесные картины.

Церковь долгое время смотрела на танец как на греховное самовыра­жение, остаток невежества. (рисунок средневекового танца) Классический балет стремился к открытию, грации и красивых линий тела, что требовало от исполнителей виртуозной техники. (рисунок балетной сцены).

В это время развивался и народный танец, который вобрал в себя из культуры танца среднего и дворянского классов.

Обратившись к нему в начале 1900 годов, несколько профессиональных танцовщиков совершили революцию в сценическом танце. Им по­казаалось важнее выражать свои чувства через многообразные комбинации движений. Появилась ностальгия по простым танцевальным мам и стилям; Возвращение к народным формам танца дало еще ее развитие современному танцевальному самовыражению, Благодаря чему стало возможным рождение танцевальной терапии, Теми, кто отказался от строгой системы классического балета были, Айседора Дункан (Isadora Duncan), Марта Грэхэм (Martha im), Эмиль Жак-Далкроз (Emile Yaques-Dalcroze), Мари Вигман Wigman) и Рудольф Лабан (Rudolf Laban).

Айседора Дункан (1878-1927).

Дункан произвела сенсацию своими легкими, воздушными спонтанными импровизациями, которые исполняла, танцуя босиком. Ее танец был чистой импровизаци­онных греческих танцевальных мистерий. Это был чувственный танец. Движения, идущие от природы, ветер, воздух, животные и по-детски инстинктивными. Главным в ее танце было выражеие полной свободы (Boman, 1986).

Марта Грэхэм (1892—1991).

Грэхэм называли «королевой современ­ного танца». Она обращала внимание на то, чтобы танцовщик загля­дывал внутрь себя с целью найти свое прошлое. Танец Грэхэм — очень земной. Многие упражнения танцовщик выполняет сидя или лежа на полу. Сама техника строится на принципе противостояния сосре­доточения и расслабления, которые образуют мышечное растяжение и сжатие. Движенческие силы берутся из центра тела, и свободно рас­пространяются оттуда по всему туловищу, в то время как классичес­кие балетные движения идут от периферии тела. Важную часть тех­ники составляет дыхание.

ВопросКак танцевальный терапевт может обогатить свою работу с помощью этой танцевальной техники (ответ: сосредоточенное обраще­ние внутрь себя.)

Рудольф Лабан (1879-1958).

утверждал, что движения не ограничиваются физическим уровнем и влияют на психику. Поэтому танцу нужно освободиться от рубашки принуждения, он должен стать доступным для всех, кто хо­чет танцевать. Он углубил науку о телесных движениях для того, чтобы изучать человеческие обычаи и выразительность. Разработаная им движенческая система подходит и тем, кто профессио­нально не занимается танцами. Изучая движения тела, Лабан создал платформу для оценки телесного напряжения, его параметров.

Лабан разработал две разные системы для того, чтобы анализиро­вать и описывать движения. Лабан пришел к выводу, что все движения и их ди­намику можно описать определенной системой с помощью четырех ее факторов. Он наблюдал четыре усилия: сила (вес), время, пространство (объем) и течение

Каждый фактор динамики движения, или усилие, имеет два измерения: пространство может быть прямое и многофокусное; время — быстрое и медленное, плавное; сила (вес) — мощная и легкая; течение-— свободное и ограниченное. Многие танцевальные терапевты описывают движения по этой системе, и это помогает им при диагностике. Но так как описание занимает много времени, то часто легче снять на видеопленку всю танцевально-терапевтическую сессию и только потом анализировать по этой системе.


refac.ru

Самоанализ лекции

Целенаправленность:

В ходе лекции «Общая характеристика мотивации» учащимся был прочитан материал по курсу «Мотивация трудовой деятельности». Данная лекция позволяет ознакомиться с понятия мотивации к трудовой деятельности, рассмотреть основные стадии процесса мотивации.

Так как данный курс является профильным для этой группы, то материал лекции должен помочь студентам повысить их профессиональные навыки в области управления персоналом и стать более высококлассными специалистами.

Содержание:

В информационной лекции «Общая характеристика мотивации» последовательно излагаются основные звенья механизма мотивации. В качестве примеров демонстрировались примеры побуждения к деятельности личными целями субъекта — потребностями, интересами, ценностями.

Рассмотрение понятия «мотивы» в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями.

Технология:

Техническое оснащение аудитории позволило большую часть излагаемого материала представить в виде презентации, что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий и записи примеров текстов программ, но и улучшить наглядность предоставляемой информации. Также для объяснения стадий процесса мотивации и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.

Так как данная лекция носила ознакомительный характер, а излагаемый материала был достаточно объемным, то темп речи был выбран весьма высоким.

Взаимодействие с аудиторией:

В ходе лекционного занятия возникла на мой взгляд, весьма непринуждённая атмосфера общения между мной и аудиторией. Студенты не боялись задавать вопросы если им было что-то не понятно, а я в наиболее доходчивой форме старался пояснять наиболее запутанные и трудные для восприятия части в материале лекции. Всё это позволило наладить контакт между аудиторией и мной.

Выводы:

Сложности, возникшие при подготовке материала, были преимущественно связаны с обилием большого количества материала по теме лекции, выбрать из которого нужно было самое важное и по возможности интересное. Принимая во внимание то, что это было моё первое лекционное занятие, я считаю, что все необходимые вопросы, которые следовало рассмотреть на лекции, были рассмотрены. В ходе лекции несколько раз возникали дискуссии, что свидетельствует о том, что, по крайней мере, многие студенты слушали ее и, возможно, им даже было интересно. Основная трудность, на мой взгляд, была связана с тем, что во мне студенты видят прежде всего своего сверстника, который всего на несколько лет старше их, а значит, по их мнению, что вовсе необязательно вести себя культурно во время занятия, вначале урока, данное обстоятельство мешало проведению лекции, но позже контакт со значительной частью аудитории был найден и это позволило мне успешно провести занятие.

План-конспект практического занятия №1, самоанализ

План-конспект практического занятия

по дисциплине: «Менеджмент»

Тема №1. «Практические методы мотивации».

Метод проведения: Практика

Аудитория:

Факультет дневного обучения

Группа:

Выполнил: Воронов А.А.

гр. Мм-111

Преподаватель: Барковская С.В.

Учебные цели:

  1. Показать обучаемым на практике сущность и виды стимулирования персонала.

  2. На основе социологических данных выявить и проанализировать мотивы трудовой деятельности.

  1. Определить различия в мотивах и степени удовлетворенности трудом в зависимости от стажа работы, образования, пола и возраста.

  2. На примере конкретной организации (ВИВТ) выявить степень удовлетворенности или неудовлетворенности сотрудников учреждения условиями труда, а также работой в целом.

  1. Научить обучаемых использовать и обрабатывать социологические данных.

Вопросы к рассмотрению:

1.Примеры анкетирования и их применение.

2. Обработка социологические данных исследования.

Литература, рекомендуемая студентам:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу Менеджмент/ под.ред. А.И.Наумова-М.:Гардарика, 2007-528с.

  2. Друкер, Питер, Ф. Практика менеджмента. Пер.с анг.: — Уч.пос.- М.:Экономика, 2009-398с.

  3. Кадашев А.К. и др. Практический менеджмент: в деловых играх, ситуациях, задачах и тестах. Учебное пособие.- М.:Изд-во «Новости», 2007-367 с.

  4. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент – ЭКМОС, 2009-256с.

Ход занятия:

1. Вступительная часть – 5 минут

Повторение определения видов стимулирования (материальное, социально-психологическое, духовно-нравственное), быстрый опрос на тему «методы мотивации». Определение целей занятия.

2. Разъяснение построения анкет и применения социологического опроса – 15 минут

АНКЕТА №1

Для изучения проблемы мотивации труда просим Вас ответить на вопросы анкеты и, таким образом, помочь исследованию. Заполняется анкета просто: в большинстве случаев в ней есть варианты ответов. Вам остается обвести кружком номер того из них, который отражает ваше мнение. Если ни один из ответов Вас не удовлетворил, то напишите его сами. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса, свою фамилию можно не указывать. Заранее благодарим Вас за внимание и помощь.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *