Мораль сказки царевна лягушка 5 класс – Мораль сказки «Царевна лягушка» | Kratkoe.com

Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев

Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев

Цели:  повторить сведения из начальной школы об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умение пересказа.

Формируемые УУД:

Личностные: умение формули ровать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображе ние, мотивировать ответ.

Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения

Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.

Средства обучения: учебник, иллюстрации, демонстрационный материал.

Ход урока

І. Начало урока.

ІІ. Артикуляционная разминка.

   Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

                      Шел Прокоп, кипел укроп.
                     Как при Прокопе кипел укроп,
                     Так и без Прокопа кипел укроп.

Соблюдается методика работы над скороговоркой.

Проверка домашнего задания

ІІІ. Постановка цели и задач.

— Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой. Нам предстоит определить мораль в характере героев, поговорить об одной из особенностей сказки – ритмичности, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІV. Проверка домашнего задания (беседа).

  • Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народі сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее:

План русской народной сказки «Царевна-лягушка»

1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

2. Иван-царевич и «старый старичок».

3. Иван-царевич и Баба Яга.

4. Сватовство царевичей.

5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пи

6. Спасение Василисы Премудрой.

Помоги ученику исправить ошибки.

      — Кто главные герои сказки?

       — Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника,с. 26.)
      (Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича).
   

   — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      После ответа учеников на вопрос предлагается  прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор…».

      Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.

V. Основная часть урока. Раскрытие темы урока.

1. Народная мораль в характере и поступках героев.

      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15).

      —Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича.

       —Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?

       — Итак, ответьте на вопрос, какова народная мораль  в характере и поступках героев? Чтение словарной статьи и разъяснение понятия.

Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение человека. Человек, нарушивший нормы морали, осуждается обществом. Мораль – предмет изучения науки этики.

Мораль в литературоведении – нравоучение или нравственное наставление художественного произведения.

      2. Образ невесты-волшебницы.

Поработаем над образом главной героини.

    Образ — воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов,     объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира.

Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
      Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка.

      — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
      — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

     

— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
      Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир…» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» 

(с. 18—20 учебника).

  

    3. Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Итог урока.

    — Итак, наш урок заканчивается. Скажите, пожалуйста, что вы узнали для себя нового из этого урока?

Викторина

Вспомни русскую народную сказку «Царевна-лягушка» и ответь на приведённые ниже во­просы.

1. Сколько сыновей было у царя?

2. Куда упала стрела Ивана-царевича?

3. Через сколько дней нашёл свою стрелу Иван-царевич?

4. Почему Иван-царевич сначала не захотел брать лягушку?

5. Какие задания царь давал жёнам своих сыновей?

6. Что всегда говорила лягушка своему мужу Ивану-царевичу, когда тот возвращало домой после встречи с отцом?

7. Какой каравай испекла Василиса Премудрая?

8. Какой ковёр выткала Василиса Премудрая?

9. Во что превратились остатки вина, которые Василиса Премудрая не допила и вылш за левый рукав, и косточки от жареного лебедя, которые она бросила за правый рукав

10. Где надо было искать Василису Премудрую после царского пира?

11. Когда, по словам Василисы Премудрой, Иван-царевич разыщет её?

12. Где находилась смерть Кощея Бессмертного?


       Домашнее задание.

           Подготовить ответы на 5—6-й вопросы учебника (с. 26).

multiurok.ru

Чему учит сказка царевна лягушка

В каждой сказке скрыт морально-нравственный урок, который позволяет каждому человеку сделать какие-либо выводы, изобличить зло, воспитать в себе добрые качества.

«Царевна-лягушка» поучительная сказка о доброте и терпимости, о богатом внутреннем мире и любви, о трудолюбии и заботе.

Два главных положительных героя – это Прекрасная Василиса Премудрая, в обличии зеленой лягушки-квакушки и доблестный Иван-царевич.

Заключая брак, пара живёт в любви и согласии, поддерживая друг друга в трудную минуту и заботясь об общем благополучии.

Трудолюбивая лягушка, тайно превращаясь ночами в Прекрасную девицу, печет белый чудесный каравай, ткет расписной шелковый ковер, по заданию царя-батюшки Ивана, а после предстает в виде писаной красавицы при дворе, очаровав всех своей обаянием, умением танцевать, да хорошими манерами, тем самым доказав,  внешняя красота не всегда способна раскрыть всю внутреннюю обворожительность и духовное богатство.

Все придворные потешались и смеялись над лягушкой, отнеслись к ней зло и несправедливо, шутили над ней и считали себя выше неё, однако, на примере Царевны-лягушки мы можем заключить, что к людям надо относиться терпимее и внимательнее,  проявлять меньше эгоизма, быть скромной и учтивой, менее требовательной и гордой.

Однако, совершив необдуманный поступок, Иван-царевич теряет свою возлюбленную, и несчастная попадает в плен к коварному Кощею Бессмертному. Храбрый и благородный царевич отправляется в нелегкий путь он упорно, не сворачивая с пути, преодолевает сложный путь. Он не отступает от своей цели, ищет свою царевну, не сдается, и в конце долгого пути его настигает успех. Я думаю, человек, который целеустремлен  и ответственен за свои поступки, не боится трудностей как Иван-царевич, всегда удачлив и достигает задуманного.

Также главный герой милосердно и благородно он относится ко всем животным, что встречает на своем пути. Он делает добро от всего сердца, без укора и бескорыстно. И вскоре, вырученные им из беды животные приходят ему на выручку, помогая справиться с сложным заданием. Тем самым, главный герой доказывает, что добрые поступки от всего сердца и души, всегда возвращаются к тебе еще большим добром.

И наконец, без сомнения, Иван-царевич расправляется со злым Кощеем Бессмертным, уничтожая Зло. Он освобождает свою любимую Василису Премудрую, и они живут долго и счастливо до конца свои дней.

school-essay.ru

Чему учит сказка «Царевна лягушка»?

Сказки — уникальный жанр, который всегда нас чему-то учит на примере своих сказочных персонажей. Самое главное, сказки дети с удовольствием слушают и часто подражают положительным героям, представляя себя на их месте. У каждой сказки имеется мораль, она поучает и наставляет. Не исключение и Царевна лягушка.

Чему учит сказка кратко

Читая или слушая сказку, сначала мы просто следим за жизнью героев, за их приключениями и переживаем за их будущее счастье. Сказка захватывает уже с первых строк и от нее сложно оторваться. Однако это не просто интересное произведение, оно поучительное.

Стоит внимательно перечитать сказку Царевна лягушка, как тут же можем получить несколько жизненных уроков. Уже вначале сказки я увидела, как с помощью героев она учит читателей доверять другому человеку. Особенно, если это твоя вторая половинка и вы строите с ней семейную жизнь. Вот если бы Иван доверял своей суженной и не спалил бы лягушачью шкурку, то и не пришлось бы идти к Кощею.

Царевна лягушка учит тому, что не нужно судить о человеке по его внешности, ведь за неказистым видом можно проглядеть рукодельницу и на все руки мастерицу.

Еще сказка учит бороться за свое счастье, не бояться пробираться через тернии и преодолевать преграды. Ведь не зря же в народе говорят, что только в борьбе можно обрести свое счастье. К тому же сказка Царевна лягушка, как и многие другие сказки, учит доброте, где на примере героев и сказочных персонажей мы видим, что за добро платят добром.

Может кому-то покажется, что на этом все уроки заканчиваются, но я увидела еще один совет. Он читается в сказке между строк. Сказка советует не браться за те дела, в которых вы ничего не смыслите. В противном случае и дальше будут продолжать лететь косточки в лоб вместо прекрасных лебедей.

Чему учит сказка «Царевна лягушка»?

5 (100%) 1 vote

sochinyshka.ru

Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев

Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев

Цели:  повторить сведения из начальной школы об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умение пересказа.

Формируемые УУД:

Личностные: умение формули ровать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображе ние, мотивировать ответ.

Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, овладение умением выразительного чтения

Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшеб ной сказки; умение отличать виды сказок.

Средства обучения: учебник, иллюстрации, демонстрационный материал.

Ход урока

І. Начало урока.

ІІ. Артикуляционная разминка.

   Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

                      Шел Прокоп, кипел укроп.
                     Как при Прокопе кипел укроп,
                     Так и без Прокопа кипел укроп.

Соблюдается методика работы над скороговоркой.

Проверка домашнего задания

ІІІ. Постановка цели и задач.

— Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой. Нам предстоит определить мораль в характере героев, поговорить об одной из особенностей сказки – ритмичности, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІV. Проверка домашнего задания (беседа).

  • Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народі сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее:

План русской народной сказки «Царевна-лягушка»

1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

2. Иван-царевич и «старый старичок».

3. Иван-царевич и Баба Яга.

4. Сватовство царевичей.

5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пи

6. Спасение Василисы Премудрой.

Помоги ученику исправить ошибки.

      — Кто главные герои сказки?

       — Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника,с. 26.)
      (Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича).
   

   — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      После ответа учеников на вопрос предлагается  прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор…».
      Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.

V. Основная часть урока. Раскрытие темы урока.

1. Народная мораль в характере и поступках героев.

      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15).

      —Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича.

       —Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?

       — Итак, ответьте на вопрос, какова народная мораль  в характере и поступках героев? Чтение словарной статьи и разъяснение понятия.

Мораль – система нравственных норм, регулирующая поведение человека. Человек, нарушивший нормы морали, осуждается обществом. Мораль – предмет изучения науки этики.

Мораль в литературоведении – нравоучение или нравственное наставление художественного произведения.

      2. Образ невесты-волшебницы.

Поработаем над образом главной героини.

    Образ — воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов,     объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира.

Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
      Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка.

      — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
      — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

     

— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
      Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир…» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 18—20 учебника).

  

    3. Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?
Итог урока.

    — Итак, наш урок заканчивается. Скажите, пожалуйста, что вы узнали для себя нового из этого урока?

Викторина

Вспомни русскую народную сказку «Царевна-лягушка» и ответь на приведённые ниже во­просы.

1. Сколько сыновей было у царя?

2. Куда упала стрела Ивана-царевича?

3. Через сколько дней нашёл свою стрелу Иван-царевич?

4. Почему Иван-царевич сначала не захотел брать лягушку?

5. Какие задания царь давал жёнам своих сыновей?

6. Что всегда говорила лягушка своему мужу Ивану-царевичу, когда тот возвращало домой после встречи с отцом?

7. Какой каравай испекла Василиса Премудрая?

8. Какой ковёр выткала Василиса Премудрая?

9. Во что превратились остатки вина, которые Василиса Премудрая не допила и вылш за левый рукав, и косточки от жареного лебедя, которые она бросила за правый рукав

10. Где надо было искать Василису Премудрую после царского пира?

11. Когда, по словам Василисы Премудрой, Иван-царевич разыщет её?

12. Где находилась смерть Кощея Бессмертного?


       Домашнее задание.

           Подготовить ответы на 5—6-й вопросы учебника (с. 26).

multiurok.ru

План конспект по литературе 5 класс Урок 5 «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Животные-помощники. Победа до

Тема: «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Животные-помощники. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы.

Цель: научить делить героев на положительных и отрицательных; объяснить роль животных в сказке; работать над связной речью учащихся.

Ход урока.

      I. Артикуляционная разминка
      Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
      II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
      Беседа
      — Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
      Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
      Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу (с. 12—13).
      — Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника, с. 26.)
      Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
      — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор…».
      Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15). Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
      Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
      Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
      Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
      — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
      — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

 

      — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
      Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир…» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно» (с. 18—20 учебника).

      Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

      III. Самостоятельная работа
      — Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1—2 примера в столбик, как стихотворение.
      Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
      Примеры
      Отрывок о клубочке можно записать так:

Катится клубочек по высоким горам,
катится по темным лесам,
катится по зеленым лугам,
катится по топким болотам,
катится по глухим местам…

 

      Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
      Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:

Обрадовался царевич,
разбил яйцо,
достал иглу
и отломил у нее кончик.

 

      Домашнее задание
      Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
      Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка».
 

xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai

Бинарный урок литературы в 5 классе ««Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Животные-помощники. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы»

 

Цель: прочитать сказку, учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Оборудование: фонохрестоматия, компьютер

Ход урока

      I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
      Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
      Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
      — Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

      II. «Царевна-лягушка»
      — Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
      Ученики назовут особую выразительность, напевность, таинственность.
      Слушаем сказку (фонохрестоматия) «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова  Чтение полного текста сказки занимает 18—20 минут.
      Потом сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Это не так легко, как кажется на первый взгляд. Выросло уже целое поколение детей, для которых персонажи американских мультфильмов роднее, чем герои русских сказок. Во многих семьях детям не читают вслух, не рассказывают сказок и потешек. Если когда-то дети впитывали сказочные интонации с молоком матери, то сейчас многие даже не представляют себе, что это такое. Начальная школа часто не может исправить это положение дел. Мы просим учителя обращать внимание главным образом не на технику чтения детей, а на воспроизведение сказочных интонаций. Предупредим детей, что дома сказку надо будет обязательно читать вслух.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка» (можно с того момента, на котором остановились на уроке, до конца).
      Подготовить ответы на 2—3-й вопросы.

 

 

УРОК 2

Цель: научить делить героев на положительных и отрицательных; объяснить роль животных в сказке; работать над связной речью учащихся.

Ход урока

      I. Артикуляционная разминка
      Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
      II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
      Беседа
      — Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
      Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
      Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу.
      — Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?
      Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
      — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор…».
      Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке. Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
      Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
      Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
      Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
      — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
      — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

      — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
      Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир…» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно».

      Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир».
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

      III. Самостоятельная работа
      — Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1—2 примера в столбик, как стихотворение.
      Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
      Примеры
      Отрывок о клубочке можно записать так:

Катится клубочек по высоким горам,
катится по темным лесам,
катится по зеленым лугам,
катится по топким болотам,
катится по глухим местам…

      Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
      Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:

Обрадовался царевич,
разбил яйцо,
достал иглу
и отломил у нее кончик.

      Домашнее задание
      Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
      Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка».

znaew.ru

Конспект урока «Волшебная сказка «Царевна-лягушка»» (5 класс)

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Цель урока: подготовить учащихся к анализу сказки

Задачи урока:

Образовательные: научить видеть художественные особенности жанра;

Воспитательные: помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера;

Развивающие: развить речевые умения путем пересказа произведения.

Предполагаемые результаты урока: овладение учащимися навыков анализа художественного произведение, речевых умений.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы: из фонохрестоматии.

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

В некотором царстве, в некотором государстве…; …Где стрела упадет, там и сватайтесь; …Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь… испугался Иван, хотел убежать»?

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай — потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

— Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй — «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

«Василиса Премудрая … пьет … остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей … чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)

III. Просмотр и обсуждение репродукции картины В. Васнецова.

Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера.

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя.

Василиса Премудрая — образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки — быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина — Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая — обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание. Пересказать сказку от лица Василисы и Ивана-Царевича.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *