Крупные проливы – Самые узкие проливы в мире: Топ-10

Самые узкие проливы в мире: Топ-10

Проливы представляют собой водные перемычки, соединяющие соседние водоёмы и, наоборот, разделяющие отдельные участки суши. Каналы, созданные руками человека, также формально можно причислить к проливам, но там всегда цель – соединить водоёмы, подать куда-то воду, но не разделять сушу (это входит в обязанность оборонительных рвов, заполненных водой). Проливы имеют важнейшее значение для морского судоходства как сугубо мирного, так и военного. Благодаря им корабли могут значительно сокращать свои маршруты, но только если эти проливы пригодны для судоходства, а не слишком мелкие, узкие или заполненные опасными рифами.

1. Малый Бельт (500 м)


Под звание «самый узкий пролив в мире» вполне подходит Малый Бельт, который отделяет расположенные на востоке острова Эрё и Фюн от расположенного на западе полуострова Ютландия и острова Альс. Балтийское море через него соединяется с проливом Каттегат. Тянется Малый Бельт на 125 километров, меняя ширину от 500 метров до 28 километров, его фарватер имеет максимальную глубину 75 м, а минимальная равна 12 м. В особо суровые зимы в местах, где нет сильных течений, он замерзает.

Через него переброшена пара автомобильных мостов: старый и новый, по которым проложена международная трасса от Гамбурга через Копенгаген до Стокгольма, а также железнодорожный с тем же направлением. Новый мост имеет зимний подогрев, чтобы не допустить его обледенения. Кельтское слово «бельт» означает «море» или «вода». Такое название носят ещё два пролива, как и пролив Зунд соединяющие Каттегат с Балтийским морем. В южной части Малого Бельта достаточно глубокий фарватер шириной 7 км, но суда всё же редко им пользуются из-за наличия сильных течений и сложной навигации по извилистому проливу. Если военные суда третьих стран хотят пройти через этот пролив, необходимо за 8 дней уведомить об этом правительство Дании.

2. Маточкин Шар (600 м)


Этот пролив расположен между северным и южным островами Новой Земли и соединяет Карское и Баренцево моря. Это достаточно мелкий пролив (12 метров в среднем, максимальная глубина 120 м), имеющий несколько якорных стоянок, лучшая из которых расположена возле мыса Бараньего. Берега пролива высокие, кое-где обрывистые. Он имеет длину примерно 100 км. Большую часть года Маточкин Шар покрывают льды, а в остальное время навигация по нему возможна. В прошлом на его берегу располагались промысловые посёлки Столбовой и Маточкин Шар, но их уже давно не существует. Слово «шар» на финно-угорском означает «пролив», а эти острова поморы называют «маткой». А название пролив получил от реки Маточка, которая в него впадает.

3. Босфор (700 м)


Он образует неразлучную пару с проливом Дарданеллы, а вместе с расположенным между ними Мраморным морем они разделяют Европу от Азии. Турки называют его Истанбул-Богазы, что означает Стамбульский пролив. Этот пролив соединяет Мраморное море с Чёрным и является единственным выходом из последнего в акваторию Средиземного моря (Через Мраморное море и Дарданеллы). Это очень оживлённая водная артерия, через которую постоянно снуют нефтяные танкеры, грузовые и пассажирские суда.

В далёком прошлом на месте Босфора была древняя долина реки. Теперь она затоплена морской водой. В Босфоре действуют два встречных течения: снизу идёт солёное в сторону Черного моря, а поверху поток из более пресной воды направлен к Мраморному морю. Солёное течение продолжается по впадине на дне Чёрного моря в виде явления, которое назвали подводной рекой. Сообщение между европейской и азиатской частями Турции поддерживается с помощью мостов и железнодорожного туннеля «Мармарай», проложенного под Босфором.
Босфор является важнейшим проливом для всех стран, которые имеют порты на побережье Чёрного моря, поскольку через него они могут направлять свои суда в Средиземное море и далее в Атлантический или Индийский океаны. В XVII веке Босфор несколько раз покрывался ледяным панцирем, поскольку это был «малый ледниковый период».

Самые красивые пляжи: Топ-15


Пляжный отдых в роскошном месте, где бьются лазурные волны о мягкий шелковый песок, вода кристально чистая, а от окружающего пейзажа захватывает дух -…

4. Дарданеллы (1,3 км)


Пролив Дарданеллы, называемый ещё Чанаккале, знаменит тем, что он разделяет Балканский полуостров, относящийся к Европе и полуостров Малая Азия, являющийся западной оконечностью Азии. Им соединены Эгейское и Мраморное моря. Древние греки называли его Геллеспонтом. Не удивительно, что этот пролив имеет важнейшее стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать всё судоходство, ведущееся из акватории Чёрного моря в сторону Средиземного моря. Дарданеллы имеют длину 65 километров, а ширина его изменяется от 1,3 километра до 6 километров.
Пролив Дарданеллы вместе с проливом Босфор и небольшим Мраморным морем являет единую цепочку водного пространства, которое соединяет акватории Средиземного и Черного морей и одновременно являются естественной границей, разделяющей два континента – Европу и Азию, севернее Чёрного моря сливающиеся в единый материк Евразию. Турки называют его Чанаккале Богазы – по городу, находящемуся на его азиатском берегу.

5. Магелланов пролив (2,2 км)


Одним из самых длинных судоходных проливов мира стал Магелланов пролив, который разделяет южные земли материка Южная Америка и архипелага Огненная земля. Одновременно им соединены два самых больших океана – Тихий и Атлантический. Лишь восточная оконечность пролива принадлежит Аргентине, а остальные берега находятся под контролем Чили.

Магелланов пролив весьма живописен своими скалами и ледниками. Впервые по нему прошёл знаменитый португалец Фернан Магеллан в 1520 году во время первого в истории человечества кругосветного путешествия. Именно Магеллан нашёл то место, где встречаются два океана. На прохождение пролива ему понадобилось более месяца, зато он не потерял в этом опасном месте ни одного корабля, и долгое время оставался единственным счастливчиком, кому это удавалось. В ряде мест Магелланов пролив имеет небольшую ширину, это ещё усугубляют постоянные в этих местах штормы и ветры, коварные течения и острые подводные скалы, что делает навигацию по Магелланову проливу почти русской рулеткой.
Людям долгое время приходилось пользоваться недружелюбным Магеллановым проливом, пока не появилась гораздо более удобная альтернатива – Панамский канал. Но и в наше время довольно много судов огибают Южную Америку с юга.

Самые большие полуострова: Топ-10


 Земная суша имеет самые разнообразные очертания берегов, в том числе и полуострова: среди них есть очень длинные, вытянутые узкой полосой, есть …

6. Эресунн или Зунд (3,4 км)


Пролив Зунд или Эресунн разделяет остров Зеландия, принадлежащий Дании, от Скандинавского полуострова (Швеции). Он, как и другие датские проливы связывает Северное и Балтийское моря. Его длина составляет 70 километров, ширина колеблется от 3,4 до 24 км, а глубина фарватера всего 8 метров. На берегах Зунда стоят два больших города Мальмё и Копенгаген, которые связаны между собой Эресуннским мостом, включающим также тоннель.

Этот пролив появился 8000 лет назад после отступления ледника – освободившаяся от него Скандинавская плита стала крениться, опускаясь на юге и поднимаясь на севере. Тогда вода из Северного моря размыла узкий перешеек возле современного Эресунна, затопив низменные территории и сформировав Балтийское море. В зимний период, с октября по март здесь чаще всего происходят бури, но самые сильные штормы случаются в декабре. В феврале море здесь наиболее полноводное, а самый низкий его уровень наблюдается в январе либо апреле.

7. Большой Бельт (11 км)


На востоке от пролива Большой Бельт находятся острова Зеландия и Лолланн, а на западе от него – острова Фюн и Лангеланн. Из трёх датских проливов, связывающих Балтийское море с Каттегатом, Большой Бельт является самым большим. Его фарватер имеет глубину более 20 метров, что сделало пролив важнейшим морским маршрутом к Балтике. Большой Бельт проходим даже для океанских судов, хотя последние несколько раз сталкивались возле моста. Международным водным путём пролив Большой Бельт стал после принятия Копенгагенской конвенции в 1857 году. Но его западная часть, расположенная между островами Спрого и Фюн, считается датскими территориальными водами и управляется этим государством.

8. Сингапурский пролив (12 км)


Этот пролив вместе с Малаккским проливом связывает Южно-Китайское море (Тихий океан) и Андаманское море (Индийский океан). Его северной границей является южное побережье Малаккского полуострова и острова Сингапур, а южной – архипелаг Риау. Сингапурский пролив ещё в VII веке был важным морским путём, а теперь стал международным. На нём находится Сингапур, входящий в 4 самых крупных портов мира. Главный морской путь для большинства судов, держащих путь из Тихого океана в Индийский, проходит мимо многочисленных островов Юго-Восточной Азии, а Сингапурский пролив стал одним из важнейших звеньев этого пути.

Великий морской путь в историческом плане имел не меньшее значение, чем, например, Великий шёлковый путь из Китая в Европу. В наше время Сингапурский пролив имеет международный статус, что означает, что он открыт для беспрепятственного прохода судов всех стран, то же касается и воздушных маршрутов над ним. Из-за слишком высокой интенсивности судоходства ловить здесь рыбу можно только ограниченно и в прибрежных водах, несмотря на то, что местные тропические воды достаточно богаты морскими ресурсами.

9. Малаккский пролив (15 км)


Малакский пролив отделяет остров Суматра от таиландской и малайской частей Малайского полуострова. Им соединено Южно-Китайское море, относящееся к Тихому океану, с Андаманским морем, являющимся частью Индийского океана. На южной оконечности пролива расположен порт Сингапур. Глубина Малаккского пролива не слишком велика, особенно ближе к Сингапуру. Назвали его так, возможно, в честь Малаккского султаната, который когда-то правил этим регионом. Есть и другая версия – его могли назвать в честь важнейшего в XVI-XVII столетиях порта Мелака, который ныне превратился в малазийский город Малакка. Это единственный морской пролив, где наблюдается активное отложение речного ила, хотя это и не вредит имеющемуся здесь интенсивному судоходству. В последние десятилетия у восточного берега Суматры, в акватории самого Малаккского пролива были найдены большие запасы нефти, а с началом её разработки экономическое значение пролива ещё больше возросло.

Самые необычные пляжи в мире


Существуют на нашей планете такие пляжи, которые отличаются от тех, к которым мы привыкли, отдыхая в Турции или в Крыму. Они поражают своей живописнос…

10. Пролив Шокальского (19 км)


Этот пролив расположен в Северном Ледовитом океане, где разделяет Северную землю (остров Большевик) от острова Октябрьской Революции. Он соединяет Карское море и море Лаптевых. Его назвали в честь картографа и географа Юлия Шокальского. Воды, в которых находится этот пролив, относятся к компетенции Красноярского края. Обрывистые берега пролива покрыты ледниками (Мушкетова, Карпинского, Университетский, Гротов, Семёнова-Тянь-Шаньского), от которых периодически откалываются айсберги. Большую часть года пролив скован льдами. 

www.rukivnogi.com

Наиболее важные проливы для мореплавателей

Какие проливы мира (каналы, проходы) являются наиболее значимыми для международного морского судоходства ?

Глобальные морские маршруты и Стратегические морские Проходы имеют узкие места — проливы.

Пространство пролива имеет ограниченные возможности, но эти проходы позволяют избежать обходных путей. Эти морские маршруты, шириной в несколько километров, иногда становятся обязательной точкой прохода — почти все они занимают стратегические места, но имеют физические ограничения (берега, ветры, морские течения, глубины, рифы, льды и политические границы).

Большинство морских транспортных движений проходит вдоль берегов континентов. Международные морские маршруты вынуждены проходить через определенные места, каналы и проливы. Эти маршруты, как правило, расположены между крупными рынками Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Здесь проходят самые активные коммерческие контейнерные перевозки.

Важность этих крупных рынков в обмене полуфабрикатов и готовой продукции. Кроме того, основные маршруты включают потоки сырья, а именно минералы, зерно, продукты питания, а самое главное нефть.

Наиболее важные стратегические морские проходы (узкие места) зачастую находятся рядом с политически нестабильными странами, увеличивая риск, связанный с пиратством. Или случаи, когда доставка идёт в условиях войны.

Эксплуатационные характеристики заокеанским каналов и проходов существено воздействуют на глобальные тенденции торговли.

На Панамский канал, Суэцкий канал, Малаккский пролив и Ормузский пролив приходится четыре наиболее важных стратегических морских пассажей в мировом грузовом обращении.

Их постоянная доступность для глобальной морской циркуляции обусловлена тем, что глобальная система торговли сильно зависит от их использования, особенно в северном полушарии.

1. Суэцкий канал

Суэцкий канал представляет собой искусственный водный путь около 190 км в длину, проходящих через Суэцкий перешеек на северо-востоке Египта. Он соединяет Средиземное море с рукой Красного моря.

Несколько фактов из истории Суэцкого канала

2. Панамский канал

Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны через Панамский перешеек, от Кристобаль на Limon-Бей, до Карибского моря, к Бальбоа, на Панамском заливе. Его эксплуатационные характеристики — длина 82 километра, глубина 12,5 м (39,5 футов), ширина 32 метров (106 футов).

Стратегическое значение Панамского канала

3. Малаккский пролив

Малаккский пролив — один из наиболее важных стратегических проливов мира. Он поддерживает большую часть морской торговли между Европой и Азиатско- Тихоокеанским регионом, на долю которого приходится 50000 судов в год. Около 30% мировой торговли и 80%  Японии, Южной Кореи и Тайваня. Его измерения 800 км в длину, от 50 до 320 км в ширину (2,5 км в самом узком месте) и минимальной глубиной 23 метра (около 70 футов). Он представляет собой самый длинный пролив в мире, используемый для международной навигации — транзит длится примерно 20 часов.

Малаккский пролив ключевая судоходная трасса мировой торговли

4. Ормузский пролив

Ормузский пролив образует стратегическую связь между нефтяными месторождениями в Персидском заливе, который является морским тупиком Оманского залива и Индийского океана. Он имеет ширину от 48 до 80 км, но навигация ограничена двумя каналами в 3 км шириной, каждый из которых используется исключительно для входящего или исходящего трафика. Циркуляция в / из Персидского залива, таким образом, весьма ограничена: значительное количество танкеров и контейнеровозов с трудном проходят по узким каналам. Кроме того, острова, которые осуществляют контроль над проливом, оспариваются между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Ормузский пролив — жизненно важный нефтяной маршрут из Персидского залива

5. Баб-эль-Мандебский пролив

Пролив Баб- эль-Мандеб контролирует доступ к Суэцкому каналу. Это  стратегическая связь между Индийским океаном и Красным морем. Он  от 48 до 80 км шириной, но навигация ограничена двумя 3 км в ширину каналами для входящего и исходящего трафика. Значительная величина движения танкеров делает навигацию трудной по узким каналам. Закрытие этого пролива будет иметь серьёзные последствия — заставит делать объезд вокруг мыса Доброй Надежды. Проливу требуются дополнительные пространства для танкеров.  Баб-эль-Мандебский пролив является ключевым звеном торгового пути из Европы в Азию.

Где находится Баб-эль-Мандебский пролив ?

6. Пролив Гибралтар

Гибралтарский пролив на полуострове между Атлантическим океаном и Средиземным морем. Гибралтар представляет собой обязательную точку прохода между Пиренейским полуостровом и побережьем Африки. Пролив имеет длину около 64 км и ширину от 13 до 39 км. Под британским контролем с момента его завоевания у Испании в 1704 году,  Гибралтарский пролив  стал формальной уступкой по договору Утрехт (1713 г. ). Во время Второй мировой войны, Гибралтар блокировал доступ к Атлантике для итальянских и немецких флотов в Средиземном море. Он представляет собой главную стратегическую крепость этого региона.

7. Пролив Босфор

Прохождение Босфора имеет длину 30 км при ширине всего в 1 км в самом узком месте. Пролив Босфор соединяет Чёрное море со Средиземным. Его доступ был предметом двух конфликтов, война Крыма (1854) и битва Дарданелл (Галлиполи, 1915). Проход был закреплён за Турцией после Конвенции Монтре в 1936 году, который признал контроль Турции над Босфором, но предоставил свободный проход в мирное время для любого коммерческого судна без досмотра.

Что вы знаете о проливе Босфор ? Цифры и факты

8. Магелланов пролив

Обнаружил этот проход в 1520 году португальский исследователь Фердинанд Магеллан. Магелланов пролив разделяет Южную Америку от архипелага Огненной Земли. Его длина составляет 530 км, а ширина от 4 до 24 км . Засекреченный в течение более одного столетия, пролив обеспечил превосходство Португалии и Испании в азиатской торговле специями и шелками. При строительстве Панамского канала в 1916 году, а затем при создании североамериканского трансконтинентального моста в 1980 — е годы, этот проход потерял большую часть своего стратегического значения.

Пролив Эресунн между Швецией и Данией

Ла-Манш Па-де-Кале Дувр

voda.molodostivivat.ru

Проливы

Азия

Зондский

130

26-105

50-1080

28

Яванское море – Индийский океан

о. Суматра – о. Ява

Корейский

324

180-220

115-230

73

 

Корейский п-ов – о-ва Ики, Кюсю, ю-з оконечность Хонсю

Лаперуза

94

43 (наим.)

27-118

 

27

Охотское м. – Японское м.

о. Сахалин – о. Хоккайдо

Макассарский

710

120-200

50-2458

930

м. Сулавеси – Яванское м.

о. Калимантан – о. Сулавеси

Малаккский

937

15-40

25-151

12

Андаманское м. – Южно-Китайское м.

п-ов Малакка – о. Суматра

Полкский

ок. 150

ок. 55

2-9

 

Бенгальский зал. – Манарский зал.

п-ов Индостан – сев. оконечность о. Шри-Ланка

Сангарский (Цугару)

ок. 96

18

131

110

Японское м. – Тихий ок.

О. Хонсю – о. Хоккайдо

Сингапурский

114

12-37

22-157

22

Южно-Китайское м. – Малаккский пр.

юж. оконечн. п-ов Малакка – о. Сингапур, арх. Риау

Тайванский

(Тайваньхайся, Формозский)

 

398

139

60-1680

8,6

Восточно-Китайское море – Южно-Китайское море

Материковый Китай – о. Тайвань

Ормузский (Хормузский)

195

54

71-219

27,5 (на фарв.)

Персидский зал. – Оманский зал.

Аравийский п-ов – материковая часть Азии

Хайнань

93

до 18,5

 

36 (на фарв.)

Южно-Китайское м. – зал. Бакбо

о. Хайнань – п-ов Лэйчжоу

Европа

Большой Бельт

ок. 120

до 11

12-58

11.3

Кильская бух. – прол. Каттегат

о. Зеландия – о. Фюн

Босфор

ок. 30

0,7-3,7

33-121

20 (на фарв.)

Мраморное м. – Черное м.

Европа – Азия

Дарданеллы

120

1,3-27

29-153

29

Эгейское м. – Мраморное м.

Европа – Азия

Каттегат

270

60-122

17-124

17

Балтийское м. – Северное м.

п-ов Ютландия – Скандинавский п-ов

Ла-Манш (Английский канал)

578

32-250

32 35-172

23,5

Северное м. – Атлантический ок.

Европа – о. Великобритания

Па-де Кале (Дуврский пролив)

37

до 32

32-64

21

Северное м. – Атлантический ок.

Европа – о. Великобритания

Малый Бельт

ок. 130

до 0,6

11,9-35

11,9

Кильская бух. – прол. Каттегат

п-ов Ютландия – о. Фюн

Мессинский

ок. 40

3,5-22

 

115

Ионическое м. – Тирренское м.

Апеннинский п-ов – о. Сицилия

Отранто

120

до. 75

548-1247

 

Адриатическое м. – Ионическое м.

Балканский п-ов – п-ов Салентина

Скагеррак

225

60-150

100-809

53 (на фарв.)

Балтийское м. – Северное м.

Скандинавский п-ов – п-ов Ютландия

Эресунн (Зунд)

102

3,4-49

8-38

8 (на фарв.)

Балтийское м. – прол. Каттегат

Скандинавский п-ов – о. Зеландия

Тунисский (Сицилийский)

 

до 148

до 1200

 

участки Средиземного м.

о. Сицилия – Африка

Мальтийский

 

93

100-150

 

участки Средиземного м.

о. Сицилия – о. Мальта

Бонифачо

ок. 19

12-16

до 69

 

Тирренское м. – Средиземное м.

о. Корсика – о. Сардиния

Святого Георга (Южный канал)

185

до 92

 

55 (на фарв.)

Ирландское м. – Атлантический ок.

о. Великобритания – о. Ирландия

Северный

170

20-40

до 272

 

Ирландское м. – Атлантический ок.

о. Великобритания – о. Ирландия

Африка

Баб-эль-Мандебский

109

26

182-323

31 (на фарв.)

Красное м. – Аравийское м.

Аравийский п-ов – Африка

Мозамбикский

1760

422-925

2100-3520

117 (на фарв.)

части Индийского ок.

о. Мадагаскар – Африка

Гибралтарский

59

14-44

301-1181

53 (на фарв.)

Атлантический ок. – Средиземное м.

Пиренейский п-ов – Африка

Австралия

Бассов (Басса)

490

213-224

97

51

Тасманово м. – Индийский ок.

Австралия – о. Тасмания

Кука

107

22-91

100-365

97

Тасманово м. – Тихий ок.

Северный и Южный о-ва Новой Зеландии

Торресов (Торреса)

74

150-240

14

7,4

Арафурское м. – Коралловое м.

Австралия – о. Новая Гвинея

Северная Америка

Берингов

60 96

35-86

42-70

36

Чукотское м. – Берингово м.

Евразия — Северная Америка

Гудзонов

ок. 800

115-240

200-600

141

Гудзонов зал. – м. Лабрадор

п-ов Лабрадор – о. Баффинова Земля

Датский

ок. 520 530

287 260

227-1600

120

Гренландское м. — Атлантический ок.

о. Гренландия – о. Исландия

Дейвиса

1170

60-330

446 (в центр. части)

104

м. Баффина – м. Лабрадор

о. Гренландия – о. Баффинова Земля

Флоридский

570 651

до 80

567-2084

150

Мексиканский зал. — Атлантический ок.

п-ов Флорида – о. Куба

Кабота

195

до 107

 

101

Атлантический ок. – зал. Св. Лаврентия

о. Кейп-Бретон – о. Ньюфаундленд

Юкатанский

55

до 200

макс.2779

1269

Карибское м. – Мексиканский зал.

п-ов Юкатан – о. Куба

Пари (Ланкастер, Барроу, Вайкаунт-Мелвилл, Мак-Клур)

1355

до 53

 

22

Бассейны Северного Ледовитого и Атлантического океана

Острова в Канадском Арктическом архипелаге

Южная Америка

Дрейка

900 460

100-818

2800-5248

276

Атлантический ок. – Тихий ок.

Антарктида – о-ва Огненная Земля

Магелланов

550 575

до 2,2-3,3

33-1170

19,8

Атлантический ок. – Тихий ок.

Южная Америка – о-ва Огненная Земля

www.geo-site.ru

какие заливы и проливы есть в атлантическом океане

крупные заливы : Бискайский, Гвинейский, Фанди и др. небольшие заливы — Памлико, Барнегат, Чесапикский.. . Пролив Дрейка (самый широкий в мире пролив, соединяет Тихий и Атлантический океаны

заливы: Бискайский, Гвинейский, Фанди

Гвинейский зал, Сан- Матиас зал, Сан-Хорхе, Магеланов пролив, пр. Дрейка,

ПРОЛИВЫ Белл-Айл Пролив Бигля Генический пролив Гибралтарский пролив Дарданеллы Датский пролив Пролив Дрейка Пролив Дэвиса Ист-Ривер Кальмарсунд Кансо Кафирефс (пролив) Ла-Манш Пролив Лемера Лим-фьорд Лонг-Айленд (пролив) Магелланов пролив Марсдип Менай Норт-Минч Нортамберленд (пролив) Па-де-Кале Пролив Кабота Пролив Святого Георга Северный пролив Солент Суурвяйн Флоридский пролив Фолклендский пролив Черноморские проливы Эврип ЗАЛИВЫ Албемарл-саунд Бенин (залив) Биафра (залив) Бискайский залив Бостонская бухта Брейда-фьорд Бристольский залив Бухта Сан-Маркус Бухта Святого Юлиана Валенсийский залив Гельголандская бухта Генуэзский залив Гуанабара Делавэрский залив Золотой Рог (Стамбул) Кёрритак-саунд Кадисская бухта Кадисский залив Камберленд (залив) Кардиган (залив) Кейп-Код (залив) Лох-Линни Лох-Суилли Люсе-фьорд Мар да Палья Массачусетс (залив) Мирамиши (залив) Морбиан (залив) Море Шамплена Мэн (залив) Наррагансетт (залив) Неаполитанский залив Нью-Йоркская бухта Салданья-Бей Салернский залив Залив Святого Лаврентия Скорсби (залив) Солуэй-Ферт Тарентский залив Тодуз-ус-Сантус Унгава (залив) Уолфиш-Бей (бухта) Уумманнак-фьорд Фёрт-оф-Клайд Фёрт-оф-Тэй Фёрт-оф-Форт Фанди Фахсафлоуи Шалёр (залив)

ПРОЛИВЫ Белл-Айл Пролив Бигля Генический пролив Гибралтарский пролив Дарданеллы Датский пролив Пролив Дрейка Пролив Дэвиса Ист-Ривер Кальмарсунд Кансо Кафирефс (пролив) Ла-Манш Пролив Лемера Лим-фьорд Лонг-Айленд (пролив) Магелланов пролив Марсдип Менай Норт-Минч Нортамберленд (пролив) Па-де-Кале Пролив Кабота Пролив Святого Георга Северный пролив Солент Суурвяйн Флоридский пролив Фолклендский пролив Черноморские проливы Эврип ЗАЛИВЫ Албемарл-саунд Бенин (залив) Биафра (залив) Бискайский залив Бостонская бухта Брейда-фьорд Бристольский залив Бухта Сан-Маркус Бухта Святого Юлиана Валенсийский залив Гельголандская бухта Генуэзский залив Гуанабара Делавэрский залив Золотой Рог (Стамбул) Кёрритак-саунд Кадисская бухта Кадисский залив Камберленд (залив) Кардиган (залив) Кейп-Код (залив) Лох-Линни Лох-Суилли Люсе-фьорд Мар да Палья Массачусетс (залив) Мирамиши (залив) Морбиан (залив) Море Шамплена Мэн (залив) Наррагансетт (залив) Неаполитанский залив Нью-Йоркская бухта Салданья-Бей Салернский залив Залив Святого Лаврентия Скорсби (залив) Солуэй-Ферт Тарентский залив Тодуз-ус-Сантус Унгава (залив) Уолфиш-Бей (бухта) Уумманнак-фьорд Фёрт-оф-Клайд Фёрт-оф-Тэй Фёрт-оф-Форт Фанди Фахсафлоуи Шалёр (залив)

заливы: Бискайский, Гвинейский, Фанди

заливы: Бискайский, Гвинейский, Фанди

Гибралтарский пролив

touch.otvet.mail.ru

Самый широкий пролив в мире

Самым широким проливом в мире является пролив Дрейка. Он соединяет Тихий и Атлантический океаны.
Общая информация. Пролив Дрейка располагается между архипелагом Огненная Земля на севере и Южными Шетландскими островами на юге. Ширина пролива в самой узком месте составляет около 820 километров, в самой же широкой своей части — до 950 километров. Глубина пролива доходит до отметки 5249 метров. Самая южная точка континента Южная Америка, а именно знаменитый мыс Горн находится в проливе. Скорость течения на северном участке пролива доходит до 4 метров в секунду.
Погодные условия. Пролив Дрейка издревле славиться тяжелыми, неблагоприятными погодными условиями. Здесь часты сильные штормы, причем с очень высокой скоростью ветра (до 35 метров в секунду) и высокой волной. Температура воды, даже в летнее время практически не поднимается выше 6°С. В зимнее время значительная часть пролива покрыта плавучими льдами, лето же в проливе часто встречаются айсберги. В связи с крайне тяжелыми погодными условиями, королева Англии Елизавета I приказала награждать всех моряков, прошедших пролив Дрейка, медной серьгой и предоставила право бесплатно посещать все пивные и рестораны в мире.
История открытия. Пролив носит свое название в честь известного мореплавателя и пирата Френсиса Дрейка. Любопытно, что Дрейк не является первооткрывателем пролива. Еще в 1526 году пролив был открыт испанским капитаном Франсиско Осесом. Однако, тогда это открытие осталось не замеченным. Только спустя 52 года, в 1578 году через пролив прошел Френсис Дрейк во время своего кругосветного плавания 1577 — 1580 годов. Известно, что в планы Дрейка входило пройти в Тихий океан из Атлантического через Магелланов пролив. Осуществлению планов известного пирата помешал разыгравшийся мощный шторм. Корабль Дрейка «Золотая Лань» был вынесен к югу и попал в пролив, получивший впоследствии имя капитана. Таким образом, благодаря случайному стечению обстоятельств, было совершено важнейшее географическое открытие, а также проложен путь для новых путешествий.

Фото самого широкого пролива в мире

Видео самого широкого пролива в мире

Возможно, вам понравятся следующие статьи


Еще интересные рекорды:

samoe1.ru

Проливы-рекордсмены

Самый длинный Мозамбикский, самый широкий – Дрейка…  Самые-самые среди проливов в нашем рейтинге.

 

Самый длинный , самый широкий, самый пиратский, самый уязвимый…  Самые-самые среди проливов в нашем рейтинге.

 1. Самый длинный

Самый длинный на земном шаре пролив отделяет остров Мадагаскар в западной части Индийского океана от берегов страны Мозамбик, лежащей на Африканском континенте. В честь Мозамбика пролив длиной примерно1600 километров так и назвали: Мозамбикский. Остальные характеристики пролива тоже впечатляют. В самом узком месте – между городами Ангоче в Мозамбике и Тамбохорано на Мадагаскаре – 400 с лишним километров, а в самом широком месте этих километров 950. Вдали от прибрежных шельфов глубина превышает 100 метров, а в самом глубоком  месте, в 230 километрах от побережья Мозамбика, она и вовсе головокружительная – 10800 футов или 3292 метра. Пролив настолько велик, что в нем умещается целая страна – член ООН. Помимо африканского государства  Союз Коморских островов в проливе не затерялись острова – заморские территории Франции и крохотулечный архипелаг, принадлежащий Мозамбику. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Самый широкий

Легендарный архипелаг Огненная Земля лежит между двумя материками. От Южной Америки его отделяет Магелланов пролив, а от Антарктиды, вернее ее форпоста, Южных Шетландских островов – пролив Дрейка. Вот этот пролив, соединяющий два океана – Атлантический и Тихий, считается самым широким проливом планеты: Книга рекордов Гиннесса насчитала в нем целых 1140 километров, а Большая Советская Энциклопедия – 900-950. Википедия фиксирует его ширину в самой узкой части, но и она внушительна: 840 километров. Мореплавателя Френсиса Дрейка, подарившего проливу имя, туда занесла в 1578 году буря. Удивляться ли: через пролив проходит мощное «Течение западных ветров», и шторма в проливе Дрейка – самые сильные на Земном шаре. Волны выше 15 метров и ветер больше 35 метров в секунду – здесь дело обыкновенное. Кстати, название утвердилось лишь в XIX веке, с открытием Антарктиды, когда доказали, что Огненная Земля – никакой не выступ Южного материка, а архипелаг, отделенный от настоящего южного материка Антарктиды этим самым широченным проливом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Самый мелкий

Керченский пролив  разделяет Россию и Украину и соединяет Азовское море с Чёрным. Зимой мелкое Азовское море вместе с проливом часто полностью замерзает, и этому есть несокрушимое  свидетельство в виде «Тмутараканского камня» хранящегося ныне в Эрмитаже. Текст надписи в переводе на русский язык сообщает, что в 1068 князь Глеб Святославович измерил ширину Керченского пролива от Тмутаракани, то есть Тамани до Корчева, или Керчи по льду. От Тамани до Керчи по княжеской мерке вышло 14000 сажен, нынешние справочники выдают результаты от 4 до 15 километров. О том, измерял ли Глеб Святославович глубину, материальных свидетельств не осталось. Нынешние гидрографы намерили в 45-километровом проливе максимум 18 метров глубины, что делает Киммерийский Боспор, как называли его древние греки, самым мелким проливом в мире. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Самый узкий

Узеньких проливов в мире – считать не пересчитать. Но если забыть о крошечных протоках между островами, где уместится едва ли лодка, и сосредоточиться на  проливах с мировыми именами, то чемпионский титул самого узкого судоходного пролива в мире держит Малый Бельт из системы Датских проливов. Он соединяет Балтийское море с проливом Каттегат и отделяет остров Фюн от полуострова Ютландия. В самом узком месте его ширина не превышает 600 метров. В самом широком – достигает по разным данным то ли 28, а то ли 41 километра. При такой неубедительной ширине, да не построить моста? Правильно, мост там есть, даже целых три: один железнодорожный на магистрали Гамбург-Копенгаген-Стокгольм и два автомобильных – старый и новый, причем новый даже подогревают зимой, чтобы избежать обледенения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Самый обманчивый 

Самый узкий из судоходных проливов – Малый Бельт относится к Датским проливам. Так в географии принято называть систему проливов между Скандинавским и Ютландскими полуостровами, основной морской путь из портов Балтийского моря в порты Мирового океана. Помимо Малого Бельта в Датские проливы включают Большой Бельт, Эресунн и отскакивающие от зубов со школьного детства Каттегат и Скагеррак. Известный советский океанограф Борис Орлов заклинал студентов не путать Датские проливы с Датским проливом, который берегов Дании не омывает. Пролив шириной в 260 километров в самом узком месте и наименьшей глубиной примерно в 200 метров отделяет Исландию от Гренландии. Помимо Восточно-Гренландского течения у берегов Гренландии, круглый год несущего льды, и  встречного ему теплого течения Ирмингера у исландских берегов, Датский пролив славен еще крупнейшим на планете подводным водопадом: на протяжении двухсот с лишним километров с высоты примерно в четыре тысячи метров из Северного Ледовитого океана в Атлантику  сбрасывается примерно пять миллионов кубометров воды в секунду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Самый уязвимый

По-турецки Босфор называют Карадениз Богазы – Черноморский пролив или Черноморское горло. Это довольно точно: на обоих берегах пролива, соединяющего Черное море с Мраморным, раскинулся турецкий город Стамбул. Здесь-то турки и могли взять за горло Российский флот или воспрепятствовать выходу в Средиземное море кораблям Румынии или Болгарии. В России пару столетий мечтали оторвать руки турок от черноморского горла, но амбициозные планы так и остались планами. Свое греческое название Боспорос, то есть скотий брод, пролив длиной 30 километров, минимальной шириной 700 метров и наименьшей глубиной 33 метра, получил в незапамятные времена. Древнегреческий миф связывает название с возлюбленной Зевса Ио, переплывшей его в облике коровы. Ученые с мифом не согласны, и думают, что дело в узости пролива, которая позволяла скоту переплывать его или в плате за переправу, которую брали скотом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Самый форсируемый

Книга рекордов Гиннесса уверяет: имеются достоверные свидетельства, что первым в мире Ла-Манш переплыл французский солдат Жан Мари Салетти, бежавший из английской плавучей тюрьмы летом 1815 года. И тут же себе противоречит, уверяя, что «Первым человеком, переплывшим  Ла-Манш  без спасательного жилета, стал капитан торгового  флота  Мэтью  Уэбб.  Чтобы преодолеть расстояние в 33 км от Дувра, Великобритания, до отмелей Канз, Франция, он проплыл 24-25 августа 1875 года. за 21 час 45 минут 61 километр». С тех пор переплывать Ла-Манш пытались четыре с лишним тысячи человек и пятьюстам с лишним это удалось. Кто только и как не переплывал водную преграду, отделяющую туманный Альбион от побережья материковой Европы:  мужчины и женщины, спортсмены и любители, туда-обратно без остановки, как аргентинец А.Альбертино, три раза, как шотландец Н. Берни, под водой, как бывший американский диверсант Фред Балдасар. И Евротонннель смельчакам не в помощь: «рукав», как переводится с французского Ла-Манш, или Английский канал, как называют пролив на противоположном берегу, по-прежнему притягивает отчаянных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Самый пиратский

805 миль водного пространства между Малайским полуостровом и островом Суматра называют Малаккским проливом. Экономически и стратегически это один из трех – вместе с Панамским и Суэцким каналами – важнейших морских путей в мире, поскольку соединяет Индийский океан с Тихим. Именно через Малаккский пролив осуществляется связь между тремя населеннейшими страна мира: Индией, Китаем и Индонезией, именно тут проходит 50 тысяч судов в год. На этот морской путь приходится до четверти морского грузооборота в мире и четверть морских нефтеперевозок, то есть 11 миллионов баррелей в день. И весь этот невероятный грузопоток проходит через горлышко шириной 2,5 километра в самом узком месте. Соблазн? Да еще какой: на Малаккский пролив пришлось в 2003 году до трети всех пиратских нападений в мире. Нынче пролив патрулируют военно-морские силы, но нападений там все еще много.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


9. Самый трагический

«Ослябя», «Император Александр III» и «Князь Суворов» и еще почти два десятка кораблей закончили свои дни одинаково и даже погребены в одном и том же месте. Это несчастное место называется Цусимский проливом. Впрочем, у юго-восточного прохода Корейского пролива между островами Цусима и островом Ики много имен. Стокилометровый в длину и 47-километровый в ширину пролив, соединяющий Японское и Восточно-Китайское моря, называют еще Восточным проходом или проходом Крузенштерна, а в Японии идут еще дальше и называют Цусимским весь Корейский пролив, отделяющий Корейский полустров от островов Японского архипелага. Пролив японской флотской славы получил имя от острова Цусима. Айны, древнейшее население Японских островов, назвали остров «туима», то есть «удаленный». Японцы переосмыслили: «цу» по-японски значит «залив», а «сима» – остров, то есть Цусима – это остров с заливом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Самый переменчивый

Берингов пролив открыл вовсе даже и не Витус Беринг, а Семен Иванович Дежнёв, побывавший там на 80 лет раньше Беринга, в 1648 году. Дежнёва утешили мысом – крайней северо-восточной оконечностью Евразии. Между этой точкой и  мысом принца Уэльского,  то есть самой западной точкой Северной Америки, лежит водное пространство шириной 86 километров – этот самый Берингов пролив. Посередине пролива устроились острова Диомида: остров покрупнее и  расположенный западнее называется островом Ратманова, поменьше и восточнее – островом Крузенштерна. По договору между Россией и США о продаже Аляски граница между государствами проходит посередине между островами, то есть остров Ратманова – российская територия, а остров Крузенштерна – американская. Между островами чуть более 4 километров и  больше 21 часа пути зимой и более 20 часов летом: ведь между ними в проливе Беринга проходит международная линия перемены дат. Так что когда  у российских пограничников на острове Ратманова сегодня, у эскимосов с острова Крузенштерна – вчера.

 

scientificrussia.ru

Заливы, проливы — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — каталог, страница 1

Австралийский большой залив
Австрали́йский большо́й зали́в, в Индийском океане, у южного берега Австралии. Площадь1335 тыс. км 2. Глубина до 5670 м. Порт — Аделаида. Аденский залив
А́денский зали́в Аравийского м., между п-овами Аравийским и Сомали. Глубина до 4525 м. Сообщается Баб-эль-Мандебским прол. с Красным м. Главный порт — Аден. Акаба (залив)
Ака́ба — залив Красного моря, между Аравийским и Синайским полуостровами. Длина залива 180 км, ширина до 28 км, глубина до 1828 м. Залив Акаба отделен от Красного моря подводным порогом глубиной до… Баб-эль-Мандебский пролив
Баб-эль-Манде́бский проли́в, между Аравийским п-вом и Африкой. Соединяет Красное м. с Аравийским. Длина 109 км. Наименьшая ширина 26 км, глубина 31 м (на фарватере). Басса пролив
Ба́сса проли́в (Bass Strait), между Австралией и о. Тасмания, соединяет Тасманово м. с Индийским ок. Длина 490 км, наименьшая ширина 213 км, глубина до 51 м. Порт Мельбурн. Географа залив
Гео́графа зали́в (Geographe Bay) Индийского ок., у юго-западного берега Австралии. Длина 65 км, глубина до 27 м. Порты: Банбери, Басселтон. Девятого градуса пролив
Девя́того гра́дуса проли́в, пролив в Индийском океане, в южной части архипелага Лаккадивских островов, между о. Миникой и др. мелкими островами архипелага (под 9° северной широты). Один из проливов… Десятого градуса пролив
Деся́того гра́дуса проли́в, пролив в Индийском океане между Андаманскими и Никобарскими островами (под 10° северной широты). Один из проливов, соединяющих Бенгальский залив и Андаманское море…. Залив Географа
Зали́в Географа (Geographe Bay) — залив Индийского океана у юго-западного берега Австралии. Залив вдается в сушу на 65 км, глубина его достигает 27 м. Берега залива окружены песчаными отмелями и… Зондский пролив
Зо́ндский проли́в, пролив между островами Суматра и Ява в Индонезии. Соединяет Яванское море с Индийским океаном. Длина 130 км, наименьшая ширина 26 км, наименьшая глубина на фарватере 28 м. Камбейский залив
Камбе́йский зали́в, в северной части Аравийского моря, у западных берегов Индии. Длина 250 км. Глубина до 36 м. В Камбейский залив впадают реки Нармада и Тапти. Порты: Сурат и Бхавнагар. Кач (залив)
Кач, залив Аравийского моря у северо-западных берегов Индии. Вдается на 165 км между материком и полуостровом Катхиявар. Ширина у входа около 46 км. Глубина до 38 м. Кука пролив
Ку́ка проли́в, между Северным и Южным о-вами Новой Зеландии, соединяет Тасманово м. с Тихим ок. Длина 107 км, ширина 22-91 км, наименьшая глубина 97 м. На берегу Северного о-ва — г. Веллингтон. Малаккский пролив
Мала́ккский проли́в, между полуостровом Малакка и островом Суматра. Соединяет Андаманское и Южно-Китайское моря. Длина 937 км (один из самых длинных в мире проливов), наименьшая ширина 15 км,… Манарский залив
Мана́рский зали́в, залив в Индийском океане между юго-восточным побережьем полуострова Индостан, островом Шри-Ланка и цепью островов и скал, носящей название Адамов мост. У берегов мелководен, в… Мартабан
Мартаба́н, прежнее название зал. Моутама . Мозамбикский пролив
Мозамби́кский проли́в, между о. Мадагаскар и Африкой. Длина ок. 1760 км (самый длинный в мире пролив), наименьшая ширина 422 км, наименьшая глубина на фарватере 117 м. Моутама
Моутама́ (Мартабан), залив на севере Андаманского моря Индийского океана, у берегов Мьянмы. Длина около 150 км, ширина до 220 км, глубина до 20 м. Приливы полусуточные, их величина 7, 2 м. Оманский залив
Ома́нский зали́в, залив на северо-западе Аравийского моря. Соединяется Ормузским проливом с Персидским заливом. Длина около 450 км, ширина до 330 км, глубина до 3694 м. Ормузский пролив
Орму́зский проли́в, Хормузский пролив, пролив между Аравийским полуостровом и материковой частью Азии. Соединяет Персидский и Оманский заливы.

megabook.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *