Мудрые и короткие притчи | Притчи
Однажды, странствуя по стране, Хинг Ши пришёл в один город, в котором в тот день собрались лучшие мастера живописи и устроили между собой соревнование на звание лучшего художника Китая. Многие искусные мастера приняли участие в этом конкурсе, множество прекрасных картин представили они взору строгих судей.
Конкурс уже подходил к завершению, когда судьи неожиданно оказались в замешательстве. Предстояло выбрать лучшую из двух оставшихся картин. В смущеньи смотрели они на прекрасные полотна, перешёптывались между собой и искали в работах возможные ошибки. Но, как ни старались судьи, не было найдено ими ни единого изъяна, ни одной зацепки, которые решили бы исход конкурса. Хинг Ши, наблюдая за происходящим, понял их затруднения и вышел из толпы, предлагая свою помощь. Узнав в страннике известного мудреца, судьи с радостью согласились.
Тогда Хинг Ши подошёл к художникам и сказал:
— Мастера, ваши картины прекрасны, но должен признать, я сам не вижу в них изъянов, как и судьи, поэтому я попрошу вас честно и справедливо оценить свои работы, а потом назвать мне их недостатки.
После долгого осмотра своей картины, первый художник откровенно признал:
— Учитель, как ни смотрю я на свою картину, не могу найти в ней изъянов.
Второй художник стоял молча.
— Ты тоже не видишь изъянов, — спросил Хинг Ши.
— Нет, я просто не уверен с которого из них следует начать, — честно ответил смущённый художник.
— Ты победил в конкурсе, — сказал, улыбнувшись, Хинг Ши.
— Но почему, — воскликнул первый художник, — ведь даже я не нашёл ни одной ошибки в своей работе! Как мог у меня выиграть тот, кто нашёл их у себя во множестве?
— Мастер, не находящий в своих работах изъяна, достиг предела своего таланта. Мастер, замечающий изъяны там, где их не нашли другие, ещё может совершенствоваться. Как мог я присудить победу тому, кто завершив свой путь, достиг того же, что и тот, кто свой путь продолжает?, — ответил Хинг Ши.
© Ю. Дубинкина-Ильина (Коварная)
Понравилась притча? =) Делись с друзьями:
elims.org.ua
Притчи о жизни с моралью – короткие
Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа. Поучительные аллегории позволяют коротко и ёмко дать какую-либо нравственную установку, не прибегая к прямому убеждению. Именно поэтому притчи о жизни с моралью – короткие и иносказательные – во все времена были очень популярным инструментом воспитания, затрагивая самые разные проблемы человеческого бытия.
Содержание материала:
Притчи о добре и зле
Умение различать добро и зло отличает человека от животного. Неудивительно, что фольклор всех народов хранит немало притч на эту тему. Дать собственные определения добру и злу, исследовать их взаимодействие и объяснить природу человеческого дуализма пытались и на Древнем Востоке, и в Африке, и в Европе, и в обеих Америках. Большой корпус притч на эту тему показывает, что при всей разнице культур и традиций, представление об этих основополагающих понятиях у разных народов общее.
Два волка
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Познай и не делай
Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет!
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет…
– Так иди и познай всё это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!
Чёрная точка
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:
– Что вы видите?
Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:
– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».
Притчи о счастье
Где бы ни родился человек, кем бы он ни был, чем бы ни занимался, по сути, он делает одно – ищет счастья. Этот внутренний поиск продолжается с рождения до смертного одра, даже если не всегда осознаётся. И на этом пути человека подстерегает масса вопросов. В чём заключается счастье? Можно ли, не имея ничего, быть счастливым? Можно ли получить счастье готовым или нужно создавать его самому?
Представление о счастье так же индивидуально, как ДНК или отпечатки пальцев. Для одних людей и целого мира мало, чтобы почувствовать себя хотя бы удовлетворённым. Другим достаточно малого – солнечного луча, дружеской улыбки. Кажется, что по поводу этой этической категории согласия между людьми быть не может. И всё же в разных притчах о счастье обнаруживаются точки соприкосновения.
Кусочек глины
Бог слепил человека из глины. Слепил для человека землю, дом, зверей и птиц. И остался у него неиспользованный кусок глины.
– Что же ещё слепить тебе? – спросил Бог.
– Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог, задумался и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Не в деньгах счастье
Ученик спросил Мастера:
– Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Мастер ответил, что они верны полностью.
– Это просто доказать. Ибо за деньги можно купить постель — но не сон; еду — но не аппетит; лекарства — но не здоровье; слуг — но не друзей; женщин — но не любовь; жилище — но не домашний очаг; развлечения — но не радость; учителей — но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.
Ходжа Насреддин и путник
Однажды Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город.
– Что с тобой? – спросил Ходжа Насреддин путника.
Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал:
– О, я несчастный! Всё, чем владею я в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок!
– Плохи твои дела, – посочувствовал Насреддин, выхватил мешок из рук путника и убежал прочь.
А путник продолжил путь, обливаясь слезами. Тем временем Насреддин забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги. Путник увидел свой мешок, валяющийся на пути, рассмеялся от радости и вскричал:
— О, какое счастье! А я уж думал, что всё потерял!
«Легко осчастливить человека, научив его ценить то, что он имеет», – наблюдая за путником из кустов, подумал Ходжа Насреддин.
Мудрые притчи о морали
Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.
Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.
Ведро яблок
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
– Кто чем богат, тот тем и делится!
Низкие и достойные
Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.
Измени голос
Голубка увидела в роще сову и спросила:
– Откуда ты, сова?
– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.
Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:
– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?
– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.
– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.
О родителях
Отношение к родителям – нравственная задача, давно решённая человечеством. Библейские легенды о Хаме, евангельские заповеди, многочисленные пословицы, сказки в полной мере отражают представления людей о взаимоотношении отцов и детей. И всё же между родителями и детьми возникает столько противоречий, что современному человеку время от времени нелишне об этом напомнить.
Постоянная актуальность темы «Родители и дети» рождает всё новые и новые притчи. Современные авторы, следуя по стопам предшественников, находят новые слова и метафоры, чтобы снова коснуться этого вопроса.
attuale.ru
Короткие притчи.
ИЛЛЮЗИЯ
Человек, желавший стать учеником, сказал мудрецу:
— Вот уже много дней я слушаю, как вы порицаете идеи, представления и манеру поведения, которые мне не свойственны и никогда не будут свойственны.
Мудрец отвечал:
— Цель этого — сделать так, чтобы ты прекратил наконец воображать, что все, что я порицаю, тебе никогда не было свойственно, и понял, что страдаешь заблуждением, будто оно не свойственно тебе сейчас.
МИР
Ученик спросил дервиша:
— Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
— Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, — сказал учитель.
«Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, — настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Кто ты?» — и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?».
Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак.
— Теперь ты видишь, — закончил дервиш, — мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир — это большое зеркало.
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Предположения посещают людей чаще, чем те полагают. Обычно люди действуют, полагаясь на свои догадки. Такая привычка может быть полезна, ведь тогда не нужно думать и общаться. Если тебе встретился человек в форме, ты можешь догадаться, что он — страж порядка.
Помни о печальной участи оформителя вывесок — он лишился выручки, ибо предположил неверно. Богатая женщина попросила его написать предупреждение о собаке в доме, чтобы повесить его на входной двери. Он написал: «Осторожно, злая собака!» — и потерял заказ. — Глупец, — воскликнула женщина, — я хотела уведомить входящих: «Стучите тише! Не разбудите собаку!»
КОШКА И КРОЛИК
Кошка сказала:
— Кролики недостойны того, чтобы их учить! Я предлагаю дешевые уроки ловли мышей — и хоть бы один кролик заинтересовался!
ЗНАНИЕ
Правитель города приказал схватить одного суфия и бросить в тюрьму. Ученики пришли навестить своего учителя в заточении. Они были поражены, увидев, что их учитель ничуть не переменился и радостно приветствует их, словно они в гостях у него дома.
— Учитель, что служит вам утешением здесь, в доме печали? — воскликнули ученики.
— Четыре изречения, — ответил суфий. — Вот первое:
«Зла никому не избежать, ибо все предопределено судьбой».
Вот второе:
«Что остается делать человеку в несчастье, как не терпеливо переносить свое страдание? Ведь во всей вселенной не только ты испытываешь не что подобное».
Вот третье:
И, наконец, я говорю себе: «Избавление может быть близко, хотя ты и не знаешь об этом».
В этот момент стражники пришли с вестью, что суфий свободен, ибо схватили его по ошибке.
НЕДОВОЛЬНЫЙ
Мирянин жаловался суфию на засилье нечестивых людей.
— Всю жизнь я страдаю от людской злобы и нечестия, — сетовал он. — Тот-то упрекнул меня и несправедливо осудил, тот-то подвел меня в деле, тот-то обманул меня, тот-то не поделился со мной прибылью…
Жалобы лились нескончаемым потоком. Суфий молчал, не прерывая его. Наконец тот замолк, спросив напоследок: Что же мне делать?
— Не уподобляться глупцам, замечающим только ошибки, промахи и зло в людях, с которыми они живут и общаются, — ответил суфий. — Эти неразумные не обращают внимания на достоинства людей. Они похожи на мух, липнущих к язвам тела.
СОВЕТ
Один ученик спросил своего наставника-суфия: — Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
— Вставай!
— А на следующий раз?
— Снова вставай!
— И сколько это может продолжаться — все падать и подниматься?
— Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.
ТРИ ЭПОХИ
Разговор в пятом веке
— Говорят, шелк не растет на деревьях — его прядут гусеницы.
— А алмазы появляются из яиц? Не обращай внимания. Это очевидная ложь.
— Вот из такой жажды сверхъестественного и возникают всякие фантастические измышления, пользующиеся спросом у легковерных.
— А вообще-то, если вдуматься, подобные бредни, столь широко распространенные на Востоке, никогда не приживутся в нашем, логически мыслящем, цивилизованном обществе.
В шестом веке
— Приехал один человек с Востока и привез с собой каких-то червяков.
— Несомненно, шарлатан. Я полагаю, он утверждает, что они лечат зубную боль?
— Нет, забавнее. Он говорит, они могут «прясть шелк». Он говорит, что раздобыл их с риском для жизни и теперь демонстрирует при дворах в разных странах.
— Что же мы с ним будем делать, господин?
— Брось его дьявольских червяков в огонь, а его бей, покуда он публично не отречется от своей ереси. Такие как он на редкость обнаглели. Нужно продемонстрировать им, что мы здесь, на Западе — не какая-нибудь темная деревенщина, готовая поверить любому проходимцу с Востока.
В двадцатом веке
— Так ты говоришь, что знаешь нечто, известное на Востоке, чего здесь, на Западе, мы еще не открыли? Ну, это говорили еще много тысяч лет назад. Но в нынешнем веке ум человеческий поистине открыт всему новому. Так что, пожалуй, попробуем. Ну, давай, продемонстрируй что хочешь — у меня до следующей встречи пятнадцать минут. Или, если тебе угодно, можешь представить свои соображения в письменном виде. Вот тебе лист бумаги.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ.
Один человек верил, что последний день человечества придётся на некое определенное число, и что его следует встретить особым образом.
Он собрал всех, кто прислушивался к его словам, и когда означенный день настал, повёл их на высокую гору. Но как только все они достигли вершины, хрупкая земляная корка под их общим весом обвалилась, и они рухнули в жерло вулкана. И это был поистине их последний день.
МЫСЛЬ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ.
Была на свете одна виноградная лоза, которая осознала, что люди ежегодно снимают с нее виноград и уносят его.
В один прекрасный день мимо проходил мудрый человек и присел отдохнуть неподалеку.
«Вот он, мой шанс прояснить тайну», — подумала лоза и промолвила:
— Мудрый человек! Ты видишь: я — виноградная лоза. Когда мои плоды созревают, приходят люди и забирают их. Ни от одного из них я не вижу даже намека на благодарность. Можешь ли ты объяснить мне причину такого поведения?
Мудрый человек подумал и сказал:
— По всей вероятности, причина его в том, что у всех этих людей создалось впечатление, что ты не можешь не производить виноград.
ЛИЧИНА
Жила-была пчела, которая обнаружила, что осы не знают, как делается мед. Она подумала, что могла бы рассказать им об этом. Правда, одна мудрая пчела предостерегла ее:
После долгого размышления над этой проблемой пчела решила, что если она выпачкает себя в желтой пыльце, то станет совершенно неотличимой от ос, и те примут ее за свою.
Так она и сделала. Выдав себя за осу, сделавшую великое открытие, пчела начала учить ос делать мед. Те были в полном восторге и трудились под ее руководством не покладая рук. Но вот настало время отдыха. И тут осы заметили, что в пылу работы с пчелы осыпалась ее маскировка. И они узнали ее.
Все как одна они набросились на нее и закусали до смерти, как незваного гостя и древнего врага. И разумеется, весь наполовину уже готовый мед был с негодованием выброшен — ибо что хорошего может быть в предложенном чужеземцем?
ЕДА И УДИВЛЕНИЕ
Один молодой человек, желавший достичь просветления, разыскал суфия, жившего в уединении, и попросился к нему в ученики. Не сказав ни да, ни нет, суфий разрешил ему поселиться неподалеку.
Прошло много времени, в течение которого юноша не получал никаких наставлений и имел весьма мало впечатлений, о которых мог бы размышлять.
Как-то раз он сказал:
— Я никогда не вижу, чтобы вы ели. Как это вы можете жить без еды?
— С тех пор, как ты присоединился ко мне, я прекратил есть в присутствии посторонних, — промолвил суфий. — Теперь я ем втайне.
— Но почему? Если вы желали обмануть меня, тогда почему теперь признаетесь в этом?
— Я прекратил есть, — ответил мудрец, — чтобы ты мог удивляться мне. Я надеялся, что настанет день, когда ты, наконец, перестанешь удивляться тому, что к делу не относится, и действительно станешь учеником.
— Но разве вы не могли просто сказать мне, чтобы я не удивлялся тому, что лежит на поверхности?!
— Это уже говорилось тысячи и тысячи раз, ясно и отчетливо, всем в мире, включая и тебя самого, — ответил суфий. — И ты полагаешь, что лишняя пригоршня слов возымела бы действие?
ИСТОРИЯ КУВШИНА
Слыхали вы о трагедии несчастного кувшина?
Лежа в углу комнаты на постели, тяжелобольной молил о глотке воды.
Кувшин настолько проникся состраданием к этому человеку, что умудрился величайшим усилием воли сдвинуть себя, вращаясь, по направлению к нему на расстояние вытянутой руки
Открыв глаза, человек увидел около себя кувшин и испытал прилив подлинного изумления и радости. Он с трудом дотянулся до кувшина, поднес его к губам и… обнаружил, что тот пуст.
Собрав все остававшиеся у него силы, больной со всего размаху швырнул кувшин об стену, и тот разлетелся на множество бесполезных кусков глины.
НЕКТАР
Отсутствие печалей порождает пресыщенность. Иллюстрацией этого служит история о пчеле.
Вылетев из улья в первый раз после долгой зимней спячки, пчела обнаружила клумбу.
Тремя днями позже она воскликнула:
— Ума не приложу, что случилось с нектаром: он стал таким кислым.
НЕСУРАЗНОСТИ
Один суфий посылал всех, кто хотел стать его учеником, слушать и записывать разглагольствования его клеветников — большей частью это были догматически настроенные ученые.
Кто-то спросил его:
— Почему вы это делаете?
Он ответил:
— Одно из первых упражнений суфия — увидеть, способен ли он распознавать несуразности, пристрастия и искажения у тех, кто воображает себя мудрым. Если он действительно способен увидеть, что у них внутри, и распознать их самовлюбленную и ядовитую природу — тогда он может начинать учиться Реальности.
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДАРЫ
Посетителей Джан Фишан Хана иногда встречал человек, который приветствовал их, произнося льстивые слова. Затем им подносили халву. И, наконец, прямо перед тем, как их впускали в помещение, где находился Мастер, они получали в дар великолепный золотой слиток.
Когда они оказывались перед Учителем, тот говорил:
— Обратите внимание на дары, полученные вами. В нашем кругу они означают: «Если вы желаете причинить кому-то вред, одаривайте его лестью, пищей и деньгами». Вы можете этим даже уничтожить человека, в то время как он будет от всей души благодарен вам за то, что вы это делаете.
ОСЕЛ
— Я знаю: когда погода улучшится, появится клевер, — сказал осел. — Но я хочу его сейчас. А все предлагают только сено. Как же разрешить эту проблему? — Не знаю. Я слишком занят: я думаю о клевере…
СТАТИСТИКА
Бедняк сказал богачу:
— Все свои деньги я трачу на еду.
— В том-то и состоит твоя беда, — отвечал богач. — Лично я трачу на еду только пять процентов своих денег.
ДУРАК
Жил да был человек, который в одном случае поступил правильно, а в другом неправильно — именно в такой последовательности
Первый поступок заключался в том, что он сказал дураку, что тот дурак.
Второй — он не обратил внимания на то, что стоит у края глубокого колодца.
ТИГР
Олень, уносясь от тигра, вышедшего на охоту, заметил безмятежно сидевшую около своей норки мышь и, на минуту приостановив бег, крикнул ей:
— Повелитель джунглей приближается! Тигр одержим жаждой убийства! Спасайся!
Мышь, как ни в чем не бывало, ущипнула травинку и промолвила:
— Если бы ты сказал, что вышла мародерствовать кошка — это бы заинтересовало меня!
ПОЖАЛУЙСТА, СДЕЛАЙТЕ ЭТО
Одного суфия спросили:
— Как можете вы учить людей двигаться в определенном направлении, если они не знают вашего «языка»?
Он отвечал:
— Вот история, иллюстрирующая это. Как-то раз суфий попал в страну, где люди знали на его языке одну-единственную фразу: «Пожалуйста, сделайте это!»
У него не было времени научить их лучшему пониманию его языка. Поэтому, когда ему бывало нужно, чтобы что-нибудь было сделано, он демонстрировал это и говорил: «Пожалуйста, сделайте это!»
И, таким образом, все было сделано.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Диалог между суфием и спрашивающим:
— Какое из утверждений надо выбрать, если два суфийских изречения противоречат друг другу?
— Они противоречат друг другу, лишь когда их рассматривают по отдельности. Если вы хлопнете в ладоши и обратите внимание лишь на движение рук, это будет выглядеть так, словно они противодействуют друг другу. Но в этом случае вы не увидите, что в действительности произошло.
— Целью «противодействия» рук было, разумеется, произвести хлопок.
СУФИЙ-РАБ
Рассказывают, что один из великих суфиев — Айяз, которого приблизил к себе султан Махмуд из Газны, был рабом.
История гласит, что некий придворный как-то раз сказал ему:
— Ты был дервишем, затем попал в плен. И вот уже много лет ты служишь Махмуду. Святость твоя столь велика, что, попроси ты о свободе, султан незамедлительно дал бы тебе ее. Почему ты остаешься в таком незавидном положении?
Айяз тяжело вздохнул и произнес:
— Если я перестану быть рабом, где на всей земле возьмется человек, на которого люди могли бы ссылаться как на пример раба, являющегося учителем? И потом, если я покину царя, кто другой сможет увещевать придворных? Ведь они слушают меня только по той причине, что ко мне прислушивается Махмуд. Друг мой, сей крохотный мирок создали для себя люди, подобные вам. И тем не менее, вы же спрашиваете меня, почему я остаюсь рабом в этой, сотворенной людьми, клетке.
НЕПРАВДОПОДОБНАЯ ЛЕГЕНДА
— Косметическая хирургия, — сказал орел, — не только полезна в свете сегодняшнего уровня общественного развития: она практически необходима.
Когда он подрезал когти и укоротил клюв, результат столь понравился всем окружающим, что они сделали то же самое.
Почти все. Усовершенствованием внешнего облика не озаботились вороны. Они отрастили когти и стали ждать дня, когда — случись такое, что социальные табу под давлением обстоятельств вновь допустят отращивание когтей, — другие хищники, практикующие педикюр и развивающие цивилизованность, уже просто не будут знать, для чего вообще нужны когти.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Один суфий пригласил глубоко почитавшего его человека поселиться в его доме. Однако всего спустя четыре дня он уехал в дальние края, и его не было три года.
Лишенный присутствия Мастера, гость пал духом и чувствовал себя чрезвычайно неловко. А ведь он еще и был вынужден справляться с обязанностями по дому…
Спустя много лет в город, где это происходило, возвратился один человек, которому он поверял свои невзгоды, и обнаружил, что друг его преуспел в том, чтобы стать суфием, и что чувства его теперь весьма отличаются от прежних.
Он объяснил своему другу:
— То, что казалось мне ясным в то время, когда я впервые попал в дом моего Мастера, как я теперь понимаю, в действительности было от меня сокрыто. Если бы он остался, я бы не перенес интенсивности его присутствия. Я полагал, что хочу находиться рядом с ним, в то время как в действительности мне было нужно дышать окружавшей его атмосферой.
ИНТЕРЕС К СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНЕ
Когда Анвара, сына Хайата, спросили, почему он не критикует людей, он ответил:
— Меня удерживает интерес к собственной персоне. Если ты демонстрируешь недостатки соседа, это может пойти на пользу окружающему обществу, но далеко не всегда полезно тебе самому. Упражнения в язвительности развивают высокомерие.
Я слишком забочусь о себе и не желаю, чтобы высокомерие разъело мне душу.
ОПЫТ
Одного суфия спросили:
— Почему вы путешествовали в поисках нового опыта, только когда были молодым?
Он ответил:
— Потому что, сделай я это, будучи уже знаменитым, люди относились бы ко мне по-другому, и я не приобрел бы того опыта, который был мне столь нужен.
ЦЕЛИТЕЛЬСТВО
Дервиша раз спросили:
— Как можете вы исцелять больных, если ваш мастер этого не может?
Он ответил:
— Одного человека спросили: «Почему вы ходите в бакалейную лавку, если ваш мастер этого не делает?» Этот человек ответил: «Я хожу в лавку, потому что мой мастер печет хлеб. Если бы он не делал этого, не было бы нужды в муке».
В Бхагаватгите есть такая история.
Великий мастер стрельбы из лука по имени Дрона обучал своих учеников. Он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.
Один сказал:
— Я вижу дерево и мишень на нем . Другой сказал:
— Я вижу дерево, восходящее солнце, птиц на небе… Все остальные отвечали примерно также.
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
— А ты что видишь? Тот ответил:
— Я не могу видеть ничего, кроме мишени. И Дрона сказал:
— Только такой человек может стать попадающим в цель.
ВЕРА И НЕДОВЕРИЕ
Кришна сидел в своем доме за столом. Его царица Ракмини подавала ему пищу. Вдруг Кришна отодвинул от себя блюдо, вскочил и побежал через сад на улицу. Ракмини заволновалась и выбежала за ним. На полпути она увидела Кришну, который возвращался в дом.
Войдя в дом, он сел за стол и как ни в чем не бывало, продолжил трапезу Ракмини взволнованно спросила его:
— Что случилось? Почему ты так неожиданно прервал обед и выбежал на улицу?
Кришна ответил:
— Я почувствовал, что один из моих учеников нуждается в помощи, все его существо притягивало меня. Жители деревни остановили его, бросали в него камни и оскорбляли. Он же стоял беззащитный и молился.
Ракмини удивленно спросила:
— Почему же ты вернулся с полдороги и не пришел ему на помощь?
Кришна ответил:
— Сначала, когда он стоял беззащитным перед людьми, которые ему угрожали, все Бытие встало на его защиту, но когда он не выдержал и поднял камень в свою защиту, я понял, что он решил полагаться на свои силы.
ЦВЕТЫ
Субхути медитировал под деревом и смог постичь всеобъемлемость пустоты, понимание того, что ничто не существует иначе, как во взаимосвязи субъективного и объективного. Вдруг он почувствовал, что на него с дерева посыпались цветы,
— Мы благодарим тебя за беседу о пустоте, — шепнули ему боги.
— Но ведь я же ничего не говорил о пустоте, — сказал Субхути.
— Ты не говорил о пустоте, мы не слышали пустоты, — ответили боги. — Это и есть истинная пустота.
И снова цветы дождем посыпались на него.
ПРИТЧА В ДЕЙСТВИИ
Многие люди полагают, что их интерес к предмету является достаточной подготовкой. Более того, они не могут поверить, что другие, возможно, имеют способность восприятия, в то время как они сами должны ждать.
Джунайд однажды проиллюстрировал это на очевидном уровне, когда некоторые из его двадцати учеников ревниво отнеслись к его привязанности к одному из них. Притча-в-действии, которую он изобрел, стоит того, чтобы над ней поразмышлять.
Он созвал всех своих учеников и велел им принести двадцать кур. Каждому было сказано отнести одну птицу туда, где его никто не увидит, и убить ее.
Когда они вернулись, птицы были мертвы: все, за исключением той, что взял обсуждаемый ученик.
Джунайд в присутствии остальных учеников спросил его, почему он не убил свою птицу.
«Вы велели мне пойти туда, где я не могу быть увиденным, но такого места нет: Бог видит все», — ответил человек.
ПРИТЧА О МОНАХАХ
Возвращались как-то старый и молодой монах в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей сильно разлилась.
На берегу стояла женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи. Обет строго настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам.
Молодой монах, заметив женщину, демонстративно отвернулся, а старый подошел к ней, взял на руки и перенес ее через речку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал: «Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет!» На что старый спокойно ответил: » Странно, я перенес ее и оставил на берегу реки, а ты до сих пор ее несешь.»
КОЛЬЦО ЦАРЯ СОЛОМОНА
Жил был мудрый царь Соломон. Но не смотря на свою мудрость, жизнь его не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне — очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям, и это очень мне мешает!» На что Мудрец ответил: «Я знаю как помочь тебе. Надень это кольцо — на нем высечена фраза: «ЭТО ПРОЙДЕТ!» Когда тебе постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!».
Шло время, Соломон последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, как обычно взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот — еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…»
КРЕСТ
Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: «Спаситель, мой крест слишком тяжел и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?» И сказал Бог: «Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов — выбери себе тот, который тебе самому понравится». Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других и сказал Господу: «Позволь мне взять этот». И Бог сказал: «Так ведь это есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные».
ЧТО СЛАЩЕ
Передают, что Абу Саид провёл семь лет в пустыне, претерпевая изнурительные тяготы аскезы. Пищей ему служили стебли и коренья колючих кустарников, а питьём — собранные капли росы. Когда же он достиг просветления, то оставил подобные практики.
Однажды в городе Мешхеде он отдыхал, откинувшись на подушки. Ученик отрезал ломтики дыни, макал их в сахарную пудру и подавал ему. Некто, наслышанный о суровой аскезе мастера и не веривший в это, спросил его: «О наставник, что же предпочтительнее: сахарная дыня или коренья, которыми Вы питались в пустыне?»
«Всему своё время, — ответил наш мастер. — Если, питаясь кореньями, ты находишься в присутствии Бога, то коренья становятся слаще, чем дыня. Если же пребываешь вне Бога, то и дыня в сахаре окажется горше корешков!»
ПРИТЧА О ЯГОДЕ
Как-то идя по полю, человек наткнулся на тигра и в ужасе бросился прочь, тигр — за ним. Добежав до края пропасти, человек ухватился за корни дикой виноградной лозы и повис над бездной. Тигр стал обнюхивать его сверху. Дрожа от страха, бедняга посмотрел вниз: там, облизываясь, его поджидал другой тигр.
Только лоза пока еще удерживала его.
Но вот две мышки, одна белая, другая черная, начали понемногу подгрызать лозу.
И вдруг рядом с собой человек увидел спелую, сочную землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он сорвал ягоду. Как же она была вкусна!
АТЕИСТ
Однажды атеист, прогуливаясь вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Во время падения ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадежность своего положения: внизу чернели замшелые валуны, а способа подняться вверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели.
«Ну, — подумал он, — только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я должно быть, ошибался. Что я теряю?» Поэтому он позвал: «Боже! Если Ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в Тебя!» Ответа не было.
Он позвал снова: «Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в Тебя, но если Ты спасешь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя.»
Вдруг Великий Глас раздался с облаков: «О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!»
Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку. «Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!» — «О нет, ты не будешь! Все вы так говорите!»
Человек умолял и убеждал.
Наконец Бог сказал: «Ну хорошо. Я спасу тебя… Отпусти ветку.» — «Отпустить ветку?! — воскликнул человек. — Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?»
МЫСЛИ — ОБРАЗ ЖИЗНИ
Одна беременная львица, отправляясь за добычей, увидела стадо овец. Она бросилась на них, и это усилие стоило ей жизни. Родившийся при этом львенок остался без матери. Овцы взяли его на свое попечение и выкормили. Он вырос среди них, питаясь травой, как они, и блея, как они, и хотя сделался взрослым львом, но по своим стремлениям и потребностям, а так же по уму был совершенной овцой. Прошло некоторое время, и другой лев подошел к стаду. Каково же было его удивление, когда он увидел собрата-льва, убегавшего, подобно овцам, при приближении опасности. Он хотел подойти поближе, но как только немного приблизился, овцы убежали, а с ними и лев-овца. Второй лев стал следить за ним и однажды, увидев его спящим, прыгнул на него и сказал: «Проснись, ведь ты — лев!» — «Нет, — заблеял тот в страхе, — я овца!» Тогда пришедший лев потащил его к озеру и сказал: «Смотри! Вот наши отражения — мое и твое.» Лев-овца взглянул на льва, потом на свое отражение в воде, и в тот же момент он понял, что он сам — лев. Он перестал блеять и зарычал.
СЧАСТЬЕ
Большой пес, увидев щенка, гоняющегося за хвостом, спросил:
— Что ты так гоняешься за хвостом?
— Я изучил философию, — ответил щенок, — я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки — это счастье, и что мое счастье — в хвосте; поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.
— Сынок, — сказал пес, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье мое — в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы я не делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться.
ЛЮБОПЫТСТВО И СОМНЕНИЕ
Однажды некий бхакта (идущий путем Божественной Любви) хотел перейти море. У Вибхишаны, к которому он обратился за помощью, был пальмовый лист, на котором было написано имя Бога. Бхакта не знал об этом, Вибхишана сказал ему: «Возьми это с собой и привяжи к краю одежду. Это даст тебе возможность в полной безопасности перейти через океан. Но смотри, не разворачивай листа, потому что, если посмотришь внутрь, то утонешь.»
Бхакта поверил словам своего друга и в полной безопасности пошел по океану. Но, к несчастью, его постоянным врагом было любопытство. Он захотел посмотреть, что за драгоценную вещь, которая имеет такую силу, что он может идти по волнам океана, как по твердой земле, дал ему Вибхишана. Открыв, он увидел, что это пальмовый лист, на котором написано имя Бога. Он подумал: «Неужели это все? Такая пустяковая вещь дает возможность ходить по волнам?» Как только эта мысль возникла у него в голове, он погрузился в воду и утонул.
ХВОСТ И ГОЛОВА
Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой.
Голова говорит хвосту: «Меня нужно считать старшей!» Хвост отвечает: «Я тоже достоин быть старшим.» Голова говорит: «У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди всего остального тела — вот почему меня нужно считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, поэтому тебя нельзя считать старшим.» А хвост в ответ: «Если я тебе позволю двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмотаюсь вокруг дерева?» Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Он сказала хвосту: «Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя старшим.»
Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты старший, то посмотрим, как ты пойдешь первым.» Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне
САМОВНУШЕНИЕ
Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змееныша. Не желая обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил чашу.
Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств. Но все оказалось тщетным, и человек, теперь серьезно больной, чувствовал, что умирает. Его друг, услышав о состоянии больного, еще раз позвал его в свой дом. Усадив человека на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней — лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он увидел в ней змееныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змееныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.
ЖАЖДА И МУДРОСТЬ
Молодой человек пришел однажды к мудрецу и спросил: «Господин, что я должен делать, чтобы обрести мудрость?» Мудрец ничего не ответил. Повторив несколько раз свой вопрос и так не получив ответа, юноша наконец ушел, чтобы вернуться на следующий день и все с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя: «Господин, что я должен делать, чтобы стать мудрецом?» Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошел в воду и кивком пригласил юношу следовать за собой. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши освободиться. Когда же тот освободился и его дыхание выровнялось, мудрец спросил его: «Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?» Юноша ответил без колебаний: «Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!» — «А не предпочел бы ты этому богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой? Не думал ли ты об этих вещах?» — допытывался мудрец. «Нет, господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе», — последовал немедленный ответ. «Тогда, — сказал мудрец, — чтобы стать мудрым, ты должен желать мудрости с такой силой, с какой ты только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за нее вплоть до исключения всех других целей в жизни. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью, сын мой, ты обязательно станешь мудрым».
СКУПОСТЬ
Мокусен Хики жил в храме в провинции Амба. Один из его приверженцев пожаловался на скупость своей жены.
Мокусен навестил жену своего приверженца и показал ей сжатую в кулак руку.
— Что ты этим хочешь сказать?- спросила удивленная женщина.
— Предположим, что моя рука все время сжата в кулак. Как ты назовешь это? — спросил Мокусен.
— Увечье, — ответила женщина.
Тогда он раскрыл руку и снова спросил:
— Теперь предположим, что моя рука всегда в таком положении. Что это тогда?
— Другая форма увечья, — сказала женщина.
— Если ты хорошо это понимаешь, — закончил Мокусен, — ты хорошая жена.
— И он уехал.
— После его визита жена стала помогать мужу как в накоплениях, так и в тратах.
Продолжение на сайте:
http://ostromlada.clan.su/publ/7-1-0-66
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
super-absolute-truth.mirtesen.ru
Короткие мудрые притчи, которые напомнят о самом важном.
Притчи — настоящее искусство слов попадать прямо в сердце. Их полезно время от времени перечитывать и задумываться о самом важном.
Каждый человек – решение чьей-то проблемы
– Каждый человек на Земле – это решение чьей-то проблемы, – сказала как-то моя мудрая бабушка.
Я очень удивилась её словам.
– Ты – решение чьей-то проблемы, – повторила она.
И пояснила:
– Дар, который дан тебе, может быть не нужен всем, но он, безусловно, просто необходим кому-то – твоя улыбка, твоя любовь, твоя сила.
Что заказываешь, то и получаешь…
Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает:
– Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…
За спиной у нее стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам:
1. Пассажиры – хамы и грубияны.
2. Муж – пьяная скотина… и т.д.
Потом перечитал и задумался:
– И зачем ей это нужно? Но если заказывает, будем исполнять…
Почему люди кричат?
Однажды Учитель спросил учеников:
– Почему люди при ссорах повышают голос?
– Наверное, они теряют спокойствие, – предположили ученики.
– Но зачем повышать голос, если второй человек находится рядом с тобой? – спрашивал Учитель.
Ученики недоумённо пожимали плечами. Им это и в голову никогда не приходило. Тогда учитель сказал:
– Когда люди ссорятся и недовольство между ними возрастает, их сердца отдаляются. А вместе с ними отдаляются и их души. Чтобы услышать друг друга, им приходится повышать голос. И чем сильнее их обида и злость, тем громче они кричат. А что же происходит, когда люди влюблены? Они не повышают голоса, а говорят очень тихо. Их сердца находятся совсем рядом, а расстояние между ними практически полностью стирается.
– А что происходит, когда людьми правит любовь? – спросил Учитель. – Они даже не говорят, а только перешептываются. А иногда и слов не нужно – их глаза говорят обо всём. Не забывайте, что ссоры отдаляют вас друг от друга, а слова, произнесенные на повышенных тонах, увеличивают это расстояние многократно. Не злоупотребляйте этим, потому что настанет день, когда расстояние между вами увеличится настолько, что пути обратно вы уже не найдёте.
Величайшая мудрость
Однажды ночью в провинции, где располагался монастырь, прошёл сильнейший снегопад. Утром ученики, пробираясь буквально по пояс в снегу, собрались в зале для медитаций.
Учитель собрал учеников и спросил: – Скажите, что нам нужно сейчас делать?
Первый ученик сказал: – Следует помолиться, чтобы началась оттепель.
Второй предположил: – Нужно переждать в своей келье, а снег пусть идёт своим путём.
Третий сказал: – Тому, кто познал истину, должно быть всё равно – есть ли снег или нет его.
Учитель молвил: – А теперь послушайте, что я вам скажу.
Ученики приготовились внимать величайшей мудрости.
Учитель обвёл их взглядом, вздохнул и сказал: – Лопаты в руки – и вперёд!
Мораль: не забывайте о том, что действительно работает – действии!
Притча об обидах
Ученик попросил учителя:
– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
– И это всё? – недоумённо спросил ученик.
– Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
– То же самое происходит и с тобой. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.
Притча об ищущем
Один мудрый старик повёл мальчика в зоопарк.
– Видишь этих мартышек?
– Ага.
– Видишь вон ту, которая суетится и выискивает блох у других мартышек?
– Да.
– Эта мартышка «ищущая»! Она считает остальных завшивленным стадом и пытается всех «очистить».
– А другие что?
– Ничего, просто иногда чешутся. Или не чешутся.
– А кто чистит «ищущую»?
– Никто. Поэтому она – самая вшивая…
источник
xochu-vse-znat.ru
Притчи. Короткие и мудрые притчи, а также интересные и поучительные притчи. Чему учат притчи
Хорошая притча, как мелодия, которую услышав однажды, уже невозможно забыть. Она остаётся в памяти надолго, а быть может даже навсегда. Такое сильное влияние имеют на человеческий разум эти творения фольклора или авторской мудрости. Особенность притч состоит в том, что они мало кого оставляют равнодушным. Притчи полезны и интересны людям разных возрастов, потому что они хранят в себе и передают мудрость тысячелетий.
Притча – это небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме, где героями могут выступать животные или представители растительного мира. Важный элемент притчи – это её подтекст. Как и в басне, у притчи всегда есть другая сторона, что и роднит эти два жанра, также у них есть ещё один объединяющий фактор – это нравоучительный вывод и мораль. Нравоучительность более сродни басне, подтекст в ней обычно ясно выражен и изначально понятен всем, в то время как в притче читатель не всегда может найти вывод, представленный автором, он ещё должен его сам поискать и домыслить.
Притча открывает большую свободу для интерпретации. Она более философская по своему складу. В ней меньше однозначности по сравнению с басней. По смысловой направленности она может быть гораздо сложнее, а по форме — проще; также в притче не всегда присутствует чётко выявленный сюжет. Можно сказать, что иногда его нет вообще. Этим отличаются «минималистичные» притчи. Однако у многих коротких притч есть сюжет, но в сжатой форме, что позволяет читателю максимально сосредоточиться на смысловом подтексте литературной формы, нежели на филигранной проработке образов персонажей или ситуаций.
Что означает притча
Παροιμία (с греческого переводится как ‘припутное’) являлась кратким изречением, в котором выражалось жизненное правило, мудрость в сконцентрированной форме. Обычно это греческое слово применялось к библейским историям в виде таких притч, как притчи Соломона.
Другое слово Παραβολή уже означает более объёмное по форме сочинение, где за основу взяты ситуации из повседневной жизни, но через них иносказательным образом выражены высокие духовные понятия. Такие произведения были прежде всего предназначены для простых людей, чтобы облегчить им понимание умозрительных концепций, и через притчу-параболу сделать их доступными для восприятия. Притча в какой-то мере «снисходит» до уровня неподготовленного к философским понятиям читателя.
Иначе притчу ещё называют параболой, что и означает второе определение, представленное на греческом языке выше. Есть несколько гипотез по поводу происхождения слова. Тут и ассоциации с фигурой, т. е. рассказ, как «фигура». Есть и прямые указания на то, что строение литературного жанра притчи или параболы напоминает форму математической параболы. Начинается будто бы ниоткуда, издалека, затем повествование быстро приходит к критической точке, где происходит ключевой момент притчи, и затем идёт возвращение к тем мотивам, с которых начинали.
Слово «парабола» стали употреблять со времён Аристотеля, и в дохристианские времена её значение было близко аллегории и загадке. Многие из тех литературных терминов, которые мы сейчас разделяем, воспринимались как одно понятие. Под параболой подразумевались такие понятия, как басня, пословица, афоризм, эпиграмма. То, что объединяло эти понятия между собой, так это краткость изложения или включение сравнения во внутреннюю структуру композиции.
Интересные притчи, или параболы, в литературе
Парабола, или по-русски — «притча», пользовалась популярностью в XIX веке, но выделилась в отдельный жанр несколько позже, в XX-м веке, во многом благодаря произведениям Ф. Кафки и Б. Брехта. Из короткого произведения, каким считалась парабола, она стала больше походить на крупную литературную форму. «Повелитель мух» Голдинга, «Старик и море» Хэмингуэя, «Скотный двор» Оруэлла и другие произведения прошлого века пополнили сокровищницу романов-притч, иначе говоря, романов-парабол.
Однако по-прежнему наибольшей популярностью пользуются интересные фольклорные притчи. Народная мудрость, пронесённая через века, мало кого оставит равнодушным, а принимая во внимание то, что парабола многослойна, в подтексте есть несколько уровней, которые к тому же можно интерпретировать по-разному. Иногда приходится долго думать над поставленным в параболе вопросом, потому что всё не так однозначно, как кажется, и бывает очень интересно взглянуть и перечитать одну и ту же притчу через какое-то время, чтобы понять скрытое значение, которое она в себе несёт.
Если мы обратимся к фольклорной традиции, то перед нами предстанет огромный выбор притч народов мира: западные и восточные, греческие, индийские, христианские и суфийские, древние и современные. Каких только нет! Этот жанр действительно не остался незамеченным, пожалуй, ни одним народом, у которого было развито литературное творчество.
Чему учат притчи: короткие притчи, мудрые притчи
Короткие и мудрые притчи — это концентрат мудрости. То, чему они учат, часто можно до конца понять только после долгого времени, посвящённого их переосмыслению. Но, даже прочитав первый раз, мы всегда извлекаем для себя большую пользу, потому что притча – это учитель жизни, которого не встретишь лицом к лицу, но он всегда рядом, на страницах книги притч. Иногда с течением лет мы смотрим на произведение совершенно по-иному: то, что в юности мы понимали одним образом, в середине жизни переосмысливается, и наши взгляды коренным образом меняются, а ещё через какое-то время даже то, что уже было переоценено, рассматривается снова под другим углом. Этот процесс переоценки ценностей говорит нам только о том, что даже взгляды человека на бытие не могут быть неизменны в течение всей его жизни.Один из мудрецов когда-то сказал, что тот, кто не меняет мнений, либо умер, либо дурак. Человек растёт, и его мировоззрение не стоит на месте. Взгляды становятся шире, во многом он становится терпимее, потому что жизненный опыт раскрывает глаза на то, что раньше воспринималось только с точки зрения максимализма, как чёрное или белое. Чем больше человек познаёт в жизни, чем с большим количеством людей встречается, тем более расширяется и его кругозор. Он принимает и понимает различные стили жизни других без осуждения, потому что начинает действительно понимать, что личность на Земле — это часть всеобщей мозаики. Но для того, чтобы эта мозаика получилась многоцветной и разнообразной, нужны все цвета, т. е. не обойтись и без тёмных оттенков.
Когда мы рассматриваем узор вблизи, мы оцениваем его по-другому. Мы слишком увлечены деталями, чтобы ухватить целый образ, а он виден только со стороны. То, что человеку, находящемуся рядом с фрагментом, кажется неприглядным и нелепо расположенным, на расстоянии будет выглядеть как занимающее своё место, только ему предназначенное.
Это так же, как любоваться метровыми полотнами Тициана или Рембрандта, стоя на расстоянии вытянутой руки от них. Чтобы оценить красоту творения, нужно сделать шаг назад и тогда целостность и выстроенность композиции откроется взгляду, потому что вы перестали смотреть лишь на небольшой фрагмент, отдалившись физически, вы приблизились мысленно и духовно. Это во многом сходно и с постижением произведений иносказательного характера, таких как басни и притчи.
Для того чтобы воспринять их во всей полноте, нужно отойти от них, отложить на время их чтение, но потом вновь к ним вернуться. Кто-то возвращается по случайному стечению обстоятельств через годы, кто-то целенаправленно делает вторую и третью попытки через определённое время и находит для себя совсем новые аспекты, казалось бы, давно понятого произведения.
Как понимать поучительные притчи
В том, как понимать поучительные притчи, многое зависит от восприятия. Наша психология – ключ хоть и не ко всем в мире вещам (т. к. есть и более высокие понятия, которыми заправляют не психические процессы), но к большей их части, и восприятие одно из них. В зависимости от того, на какой ступени психо-духовного развития вы находитесь, с той позиции вы и будете подходить к осмыслению притчи, такой смысл вы в ней и увидите. Необычность и уникальность притчи состоит в том, что она всем возрастам покорна, и вы, находясь на новом отрезке своей жизни, с каждым разом обращаясь к своим любимым притчам, будете открывать в них для себя что-то новое. Однако это будет происходить не по причине того, что в прошлый раз вы невнимательно читали. Притча тем и привлекательна, что это не парочка томов великих русских классиков, которые можно осилить только в течение некоторого времени, просто в её ёмкой форме заложено настолько много, что этой смысловой нагрузки хватило бы и на более масштабную литературную форму.
Притча не требует от читателя больших временных инвестиций. Она, своего рода, полезный «фастфуд», но в том смысле, что на её освоение не нужно тратить много времени, зато её «коэффициент полезности» для ума и души будет повыше самого лучшего витаминно-минерального комплекса. Притча — еда концентрированная. Много за раз употребить не удастся, а если и получится, то нужно всё это усвоить, обдумать и осознать. Вот на это и нужно время. Одну прочитал, и пища для ума есть на весь день, а может быть и дольше. Перечитал — и опять нашёл что-то новое, потому что посмотрел с другой стороны, а может быть под воздействием иных обстоятельств. Притча хоть и проста, но вместе с тем многогранна, однако грани её скрыты от глаз. Их не увидеть невооружённым глазом. Тут нужен навык. Нужно научиться видеть ценность алмаза, когда он ещё не огранён, потому что, когда он уже в оправе, восхититься сможет каждый, а вот рассмотреть и понять, что за самородок вы держите в руках, сможет только истинный знаток и ценитель.
Так и притча открывает свою подлинную суть и смысл только пытливому и умному читателю, который задумается и полностью осознает скрытый смысл, таившийся за нехитрым сюжетом повествования, а на деле оказавшийся самоцветами мудрости, подчас рассыпанными всего на одной печатной странице.
www.oum.ru
Короткие, но мудрые притчи
С кем надо, с тем судьба сведет снова
У мудреца спросили:
— Сколько видов дружбы существует?
— Четыре — ответил он.
— Есть друзья, как еда, — каждый день ты нуждаешься в них.
— Есть друзья, как лекарство, — ищешь их, когда тебе плохо.
— Есть друзья, как болезнь, — они сами ищут тебя.
— Но есть такие друзья, как воздух, — их не видно, но они всегда с тобой.
— А те, которые уходят от тебя?
— Это не друзья, это попутчики.
Удивительная притча о женщине
Ангел подошёл и прикоснулся к женщине.
— Бог, но она такая нежная?
— Да, она нежная — согласился Творец. – Но я её сотворил и крепкой. Не представляешь сколько она может вытерпеть и сколько всего сделать.
— А она умеет думать? — спросил ангел.
Бог уверил:
— Она не только умеет думать, она может аргументировать и доказывать.
Тогда ангел что-то заметил, протянул руку и дотронулся до щеки женщины.
— Ой, кажется эта модель пропускает воду. Говорил же тебе, что ты пробуешь слишком много всего в неё поместить.
— Не протекает, — опровергнул творец. — Это слеза!
— А зачем ей слеза?! — удивился Ангел.
Господь разъяснил:
— Через слёзы она может проявить свою радость, переживания, боль, разочарование, одиночество и гордость.
Ангел был восхищен.
— Господь, да ты гений! Ты всё точно обдумал, потому что женщина и вправду необыкновенная!
Женщины своей силой удивляют мужчин.
Они растят детей, выносят все трудности, но в то же время светятся счастьем, любовью и радостью.
Они улыбаются, когда хотят кричать. Поют, когда хотят плакать.
Они плачут, когда очень счастливы и смеются, когда переживают.
Они борются за то, во что верят и смело противятся несправедливости.
Они не принимают ответа «нет», когда верят, что есть решение лучше.
Говорят:
Женщина произошла из ребра мужчины.
Не из ноги, чтобы быть униженной.
Не из головы, чтобы превосходить.
Но из бока, чтобы быть бок о бок.
Из-под руки, чтобы быть защищенной.
И со стороны сердца, чтобы быть любимой.
Почему люди начинают кричать
Однажды Учитель спросил учеников:
– Почему люди при ссорах повышают голос?
– Наверное, они теряют спокойствие, – предположили ученики.
– Но зачем повышать голос, если второй человек находится рядом с тобой? – спрашивал Учитель.
Ученики недоумённо пожимали плечами. Им это и в голову никогда не приходило. Тогда учитель сказал:
– Когда люди ссорятся и недовольство между ними возрастает, их сердца отдаляются. А вместе с ними отдаляются и их души. Чтобы услышать друг друга, им приходится повышать голос. И чем сильнее их обида и злость, тем громче они кричат. А что же происходит, когда люди влюблены? Они не повышают голоса, а говорят очень тихо. Их сердца находятся совсем рядом, а расстояние между ними практически полностью стирается.
– А что происходит, когда людьми правит любовь? – спросил Учитель. – Они даже не говорят, а только перешептываются. А иногда и слов не нужно – их глаза говорят обо всём. Не забывайте, что ссоры отдаляют вас друг от друга, а слова, произнесенные на повышенных тонах, увеличивают это расстояние многократно. Не злоупотребляйте этим, потому что настанет день, когда расстояние между вами увеличится настолько, что пути обратно вы уже не найдёте.
Бабушкина притча о карандаше
Эту удивительную притчу мне однажды рассказала моя бабушка. И я, наверное, никогда не перестану удивляться мудрости и глубокому смыслу, которые заложены в ее словах. В тот вечер я увидела, как бабушка что-то писала на листке бумаги.
— Что ты там пишешь? — спросила я.
Бабушка заулыбалась и сказала:
— Гораздо важнее не то, что я пишу, а то, чем я это делаю! Видишь этот карандаш? Он не так прост, как тебе кажется. И я хочу, чтобы ты стала такой же, как он, когда вырастешь.
Я привыкла к тому, что моя бабушка любила философствовать и рассуждать со мной о жизни долгими вечерами, поэтому такой ответ меня не удивил. Я лишь с интересом посмотрела на бабушкин карандаш, но ничего примечательного в нем не обнаружила.
— Ба, это же обычный карандаш!
— Да, но у него есть 5 потрясающих качеств, которые нужны и тебе, если ты хочешь прожить счастливую жизнь.
Во-первых: у тебя может все прекрасно получаться, ты можешь быть мастером своего дела, но ты не должна забывать о том, что существует Направляющая Рука, которую мы называем Высшей Силой. Доверяй этой силе и прислушивайся к ней.
Во-вторых: карандаш время от времени нудно затачивать. Для него это, наверное, не самая приятная процедура, но зато после затачивания линия становится более тонкой и красивой. Значит, на всем нужно учиться терпеть боль, помня, что она облагораживает и ведет к лучшему.
В-третьих: пользуясь карандашом, мы всегда можем стереть допущенные ошибки. Исправлять себя – это хорошо. В большинстве случаев это единственный способ не сбиться с правильного пути.
В-четвёртых: главное в карандаше – не дерево, а его стержень. Поэтому, прежде всего всегда обращай внимание на то, что внутри тебя.
И наконец, в-пятых: за карандашом на бумаге всегда остается след. Помни, что ты тоже постоянно оставляешь за собой след, но в виде поступков и слов, так что обдумывай каждый свой шаг!
Коллекция Дьявола: притча о самом страшном грехе
Давным-давно Дьявол решил похвастаться своим могуществом и показать свое самое сильное оружие. Он выложил на витрине «инструменты Зла» и поставил возле каждого табличку, чтобы было понятно, что это такое, и какова его стоимость.
Это была действительно поразительная коллекция! Здесь можно было увидеть острый Нож Зависти, огромный Топор Гнева и прочный Капкан Жадности. На полочках красовались невероятные орудия Раздражения, Страха, Гордыни и Ненависти. Каждое оружие лежало на бархатной красной подушке и вызывало восхищение всех гостей Ада.
В самом дальнем углу находился довольно странный, потрепанный, маленький и невзрачный деревянный колышек. На табличке рядом было написано «Уныние». И, к всеобщему удивлению, цена этого колышка была намного выше, чем прочих инструментов Зла вместе взятых.
Когда у Дьявола спросили, почему он так дорого оценил это оружие, тот сказал:
— Из всего моего богатого арсенала, это единственный инструмент, который никогда не подводит. На него я могу положиться всегда – даже в тех случаях, когда все остальные орудия окажутся бессильными. – Он с нежностью погладил колышек. – Если у меня получается вбить его в голову человека, то это открывает двери для всех остальных экземпляров моей коллекции…
Совет мудреца: как не обижаться на оскорбления
Один человек оскорблял публично мудреца:
— Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор!
Мудрый человек в ответ лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену хорошо одетый юноша спросил:
— Как же ты можешь подобные оскорбления терпеть? Неужели тебе не обидно?
Мудрец сказал молодому человеку:
— Если ты хочешь узнать мой секрет, тебе придётся пройти со мной.
Мудрый человек зашел в пыльный чулан, зажег лучину и, порывшись в сундуке, нашел рваный, грязный и старый халат, бросил его юноше и сказал:
— Примерь, это тебе под стать.
Юноша осмотрел его и возмутился:
— Зачем мне надевать на себя эти грязные обноски? Ты видишь я одет в приличную и добротную одежду. Ты наверное спятил!
И бросил рваный халат обратно.
— Обрати внимание, – сказал мудрец, – ты почему-то не захотел примерять старые лохмотья. Точно так же и я не стал примерять к себе те грязные слова, которыми пытался достать меня тот человек. Сможешь ли ты обижаться на оскорбления, если будешь понимать внутри себя очень основательно и твёрдо, что оскорбления — это лохмотья, которые тебе швыряют с чужого плеча люди. Конечно никто не запрещает тебе примерить чьи-либо оскорбления и даже носить их, если у тебя вдруг не окажется собственной одежды.
Источник
potustorony.ru
Короткие притчи о жизни
Притчи о важных качествах, необходимых каждому человеку
Притча о луке со стрелами
Один знаменитый Мастер занимался со своими учениками стрельбой из лука. Юноша взял оружие, приготовил для него пару стрел и старательно начал целиться. Но тренер забрал у него одну из них и отбросил ее подальше:
— Чем тебе помешала моя вторая стрела? – не понял юноша.
— Это была первая. Тебе она ни к чему, она бы все равно в яблочко не попала и не пригодилась бы.
— Почему вы так уверены? – удивился молодой человек.
— Невозможно сразу точно угодить в намеченную цель, если человек думает, что у него имеются две попытки.
Притча о важности жизненных ситуаций
Одна пташка нашла себе надежное укрытие в раскидистых ветках сухого дерева. Она свила гнездо и стала жила здесь. Но ствол стоял в центре жаркой пустыни, где не было ничего живого.
Однажды туда неожиданно налетел буйный смерч и с корнем выдернул высохшее дерево из песка. Птичке ничего другого не оставалось, как лететь на поиски нового постоянного пристанища.
Она очень долго рыскала по дальним окрестностям, но однажды ей на глаза попался чудесный сад. В середине его располагалось большое озеро с прозрачной водой, а со всех сторон росли многочисленные тенистые кусты, усыпанные вкусными и сочными ягодами.
Птичка просто не поверила своему счастью. Но, основательно подумав, она вдруг поняла, что если бы не внезапно налетевший ураган, сгубивший ее прежнее гнездо, она бы никогда в жизни не обрела такое величайшее благополучие. Не снявшись с насиженного места, его не достигнуть.
Притчи о пороках
Притча о нерешительности
К одному бродячему монаху, постоянно сидевшему на рыночной площади и просившему у проходящих людей подаяние, приблизился молодой человек. Он спросил его:
— Помоги мне, о мудрейший! Посоветуй, что мне дальше делать. Я страстно и взаимно влюблен. Но я не знаю, нужно ли мне жениться или лучше еще подождать со свадьбой?
— Тебе следует навсегда отказаться от подобного решения.
— Почему же, ведь мы с девушкой сильно любим друг друга? – поразился его удивительным словам молодой человек.
— Если бы невеста была бы для тебя важна по-настоящему, ты бы не спрашивал меня, как тебе стоит поступить с ней.
Притча о прополке
Настала ранняя весна, и в огороде пришлось выдергивать видневшуюся повсюду высокую сорную траву. Эту утомительную работу поручили старенькому дедушке с малолетним внучком.
Мальчик очень быстро соскучился и стал приставать к своему старшему родственнику: «Скажи, откуда здесь так много разных сорняков? Никто ведь их не сеял и не поливал. Вот как они разрослись, а то, что было посажено и за чем ухаживали, лишь только видно от земли. А ведь сколько сил было положено на овощи».
Дедушка с улыбкой ответил ему: «Ты, внучек, настоящий молодец, все кругом замечаешь. Знай же, что-то, что наиболее важно для людей, достается им лишь очень большим трудом и неиссякаемым терпением. А все вредное и пагубное же берется просто ниоткуда. Поэтому мы должны тщательно развивать свои достоинства и без сожаления выпалывать недостатки».
Притчи о смысле жизни
Притча о детях
Однажды бамбук и камень вступили в отчаянный спор. Они считали, что именно их собственная жизнь является образцом для подражания всем окружающим. Глыба произнесла:
– Все должны существовать так, как делаю я. Тогда никто не будет умирать.
Но растение ей возразило:
– Вовсе нет, если люди будут жить так, как расту я, только тогда они, действительно, достигнут настоящего счастья. Ведь после гибели, я снова появляюсь на свет.
Камень ответил:
– А еще лучше, если они сумеют принять такую позу, в какой нахожусь я. При спокойном сидячем положении он будут неподвластны ни ветру, ни жаре, ни холоду. Дождь или град тоже меня не касаются. Ничто не может причинить мне никакого вреда. Я останусь на земле навсегда. Камни не ведают горя, стыда или огорчения. Если бы каждый человек смог научиться подобным вещам.
Но бамбук настаивал на своем:
– Нет, я не согласен. Только тогда люди сумеют достичь бессмертия, если станут жить, как живу я. Конечно, я не вечен, но я продолжаю свой род в детях. Оглянись вокруг и ты увидишь их повсюду. У них также в свое время появится многочисленное потомство и оно будет существовать на земле вечно. Все они будут похожи на меня и станут поистине прекрасны.
Камню было нечего возразить. Пришлось ему признать свое поражение в споре. Жизнь людей потому настолько счастлива и замечательна, что они существованием на земле напоминают бамбук.
Притча о жизни
Один учитель стоял в окружении своих юных учеников. Один из них неожиданно задал ему вопрос:
– Ответь нам, для чего люди живут на свете?
– Я не знаю, – сказал ему мудрец.
Другой юноша также в свою очередь осведомился:
– Тогда какова цель нашего земного существования?
– Не отвечу.
– Но мы затем пришли к тебе, чтобы обогатиться твоими знаниями, – огорчились ученики.
Старец посмотрел на них долгим добрым взглядом и сказал:
– Для человека не так уж важно, для чего и с какой целью он живет на земле. На первом месте для него находится радость повседневного существования. Представьте себе очень вкусное блюдо. Ведь каждый из вас хотел бы отведать его, а не понять, зачем и с какой целью оно приготовлено.
Притча о продолжительности жизни
В одной отдаленной деревне жил старый учитель, слава о котором быстро распространялась по всей земле. Каждый день у него прибавлялся новый ученик. Наконец, их стало так много, что он уже не был способен всех запомнить в лицо.
Но между собой они постоянно общались и однажды договорились задать мудрецу самый важный для них вопрос о том, что ожидает людей после того, как они уйдут из жизни.
Но учитель молчал и юноши вскоре потеряли терпение. Пришлось ему дать им долгожданный ответ. Он сказал:
– Самое интересное состоит в том, что подобной проблемой задаются лишь те, кто ничем серьезным в своей повседневной жизни не занят. Эти люди очень боятся смерти, потому что они не жили в своем настоящем существовании. Поэтому они мечтают о бессмертии.
– Нет, учитель, нас интересует именно то, что ожидает их после кончины, – не согласился один из учеников.
– Вы бы лучше спросили, что ожидает вас до кончины, – с улыбкой ответил мудрец.
Притча о счастье
Однажды три усталых путника шли по проселочной дороге. Они беседовали между собой, а в перерывах распевали песни. Каждый из них жаловался на свою тяжкую долю.
Вдруг они услышали жалобные крики о помощи. На их пути была большая яма, и они увидели, что в нее свалилось счастье. Оно умоляло их спасти его и обещало исполнение любых желаний.
Первый человек важно сказал:
– Я прошу у тебя богатство, да чтобы оно до конца жизни у меня никогда не переводилось.
Его пожелание было мгновенно исполнено. Он взял сокровища и ушел.
Второй человек также высказал свое пожелание:
– Я хочу самую красивую жену на всем белом свете.
Тут же, откуда ни возьмись, появилась ослепительная красавица, взяла его под руку и они быстро скрылись из виду.
– А чего хочешь ты? – грустно спросило счастье у третьего человека.
– А ты? – переспросил он его.
– Больше всего я мечтаю вылезти из страшной ямы, – со слезами ответило счастье.
Тот огляделся по сторонам, нашел длинный шест и протянул его. А сам повернулся и ушел, не высказав никакого желания.
Счастье же быстро выскочило из ямы и бросилось за ним вслед, да так уже и не отстало никогда в жизни.
Притчи о человеческих взаимоотношениях
Притча о чужой беде
Одна мышь забралась в хлев и поведала живущим там животным о том, что в хозяйском доме появилась мышеловка.
Коровы, куры и овцы лишь посмеялись над ней и велели не отвлекать их от более важных дел своими глупыми заботами. Они были полностью уверены, что к ним они не имеют ни малейшего отношения.
Но однажды в капкан угодила ядовитая змея. Она вцепилась зубами в руку хозяйки. Та тяжело заболела. Для того, чтобы ее вылечить, муж зарезал курицу. Он надеялся, что питательный бульон поможет ей выздороветь.
Для того, чтобы ухаживать за ней приехали три родственницы. Расход пищи в доме увеличился и хозяину пришлось забить овцу.
Но женщине ничего не помогала и она вскоре скончалась. Муж назначил поминки и приготовил много говядины, прирезав корову.
И только одна мышь никак не пострадала в череде бед. Она с ужасом смотрела за этими событиями сквозь крохотную щель в стене дома и размышляла о том, что ей сказали животные раньше. Они ведь считали, что мышеловка их вообще не коснется.
Поэтому не стоит игнорировать чужие беды, рано или поздно они могут коснуться и других людей.
Притча о любви и страсти
Жил-был на свете ураган. Он постоянно носился над землей, не ведая никаких ограничений. Он никогда не испытывал ни к кому ни горя, ни радости, ни любви, ни сострадания.
Но однажды, когда было совсем тихо и ясно, он разглядел в саду прекрасный цветок. Ветер подобрался к нему и под его дыханием лепестки затрепетали. Он не скрывал своего восхищения. Цветок же, заметив его, отозвался сладчайшим запахом.
Ураган, увидев, что его чувство не осталось без взаимности, усилил свое веяние и растение закачалось на своем стебельке. Оно долго держалось, но, в конце концов, сломалось.
Ветер пытался помочь ему, но все было безрезультатно. Он перестал дуть и начал снова с нежностью веять на цветок. Но он уже не подавало признаков жизни.
Тогда ураган в отчаянии вскричал: «Я дал тебе огромное чувство и мощную страсть, почему ты не был способен ее вынести? Значит, твоя любовь была лишь видимостью? Если бы она была подлинной мы бы были вместе всю жизнь».
Но цветок не откликался, а лишь, источая последнее чудесное благоухание, медленно умирал. Ураган слишком поздно понял, что бурная страсть не всегда сопутствует настоящей любви и может при слишком сильных порывах даже убить ее.
Притчи о житейской мудрости
Притча о хороших и плохих воспоминаниях
В далекой деревне жила одна пожилая женщина. Она славилась своей добротой и мудростью, и люди часто приходили к ней посоветоваться. Однажды ближайшая соседка спросила ее:
– Матушка, скажи мне! Ты так долго живешь на белом свете, а в душе ты остаешься моложе любой из нас. Как тебе такое удалось? Открой мне тайну, я бы тоже не хотела постареть.
Бабушка улыбнулась ей и ответила:
– Скажу, моя хорошая. Все добро я навсегда засекаю зарубками на стене дома, а зло опускаю в воду. Если бы я поступала иначе, меня бы мучили только тяжелые мысли. Я бы смотрела по сторонам и видела только напоминания о горе и бедах. Но я вижу добро, а зло давно сгинуло. Каждый из нас решает, что ему желательно держать в памяти, а что выбросить из нее. Поэтому доброту нужно откладывать в душе, а злость топить в любви.
Притча о бессмысленности бесконечных воспоминаний
Однажды мудрый учитель, стоя в кругу многочисленных учеников, поведал им очень смешной случай из своей долгой жизни. Все от души засмеялись, так как он был, действительно, удивительно забавным. Не прошло и четверти часа, как он опять пересказал его. Люди очень удивились, но из вежливости усмехнулись. Спустя двадцать минут мудрец снова поведал ученикам тот же самый случай. Они в недоумении промолчали.
Тогда он засмеялся сам и сказал: «Что же вы не хохочете, вас же позабавила история? Да, я повторил ее трижды. Но почему лить слезы по одной и той же причине допустимо, а веселиться – нельзя?».
Притча о деньгах и счастье
Один юноша пришел к Учителю и спросил его:
–Нужно ли верить тому, что счастье заключается вовсе не в богатстве?
Мудрец согласился с подобным утверждением. Он сказал молодому человеку:
– Доказательства этому мы видим на каждом шагу. За звонкие монеты приобретается мягкая кровать, но заснуть в ней за них нельзя. Продается вкусная пища, но аппетит к ней не прилагается. Каждый способен купить себе прислугу, но друзья не продаются. За деньги можно поладить с женщиной, но ее любовь не покупается. Богатый человек позволяет себе роскошное жилище, но уют в нем не оценивается крупными купюрами. Люди платят за развлечения, но неизвестно, получат ли они за крупную сумму радость. Родители платят учителям, но знания и разум их детей не оцениваются достатком. И я перечислил далеко не полный перечень того, что не приобрести ни за какие сокровища мира.
homeblogkate.ru