Кашьяпа будда – Кракуччханда, Канакамуни, Кашьяпа, Шакьямуни, Майтрейя

Кракуччханда, Канакамуни, Кашьяпа, Шакьямуни, Майтрейя

В этой статье собрана информация о Буддах нашей благой кальпы: Кракуччханда, Канакамуни, Кашьяпа, Шакьямуни, Майтрейя.

Часто в буддийской литературе можно встретить термин «Будды Трёх Времён». Чаще всего имеются ввиду Будды: первые из тысячи будд, которые появятся в мире в период нынешней благой кальпы.

Имена этих Будд:

  • Будда Дипанкара (Махакашьяпа или Кашьяпа) — татхагата прошлого;
  • Будда Шакьямуни — татхагата нашего времени;
  • Будда Майтрея — татхагата будущего.

Период, в котором мы живём сейчас, относится к благоприятному времени, в этой кальпе (эоне) должно появиться тысяча татхагат (согласно «Бхадракальпика сутре» и «Татхагата-ачинтья-нирдеша сутре», по версии «Каруна-пундарика сутры» — 1005 татхагат). В связи с этим наш эон (период в циклической жизни Большой Вселенной) называют Счастливым (Благая Кальпа, Счастливый Эон). В прошлых кальпах также приходили татхагаты.

Последние из тысячи будд в кальпе, предшествовавшей Благой Кальпе.

3. Будда Випассин, (кит. Бипоши).

2. Будда Сикхи;

1. Будда Вишвабху (последний из ряда являвшихся будд).

Будды Благой Кальпы

class=»text-center»> class=»text-center»> class=»text-center»>
class=»text-center»> class=»text-center»> class=»text-center»> class=»text-center»> class=»text-center»> class=»text-center»> class=»text-center»> class=»text-center»> class=»text-center»> class=»text-center»> class=»text-center»> class=»text-center»>

Татхагата Время жизни людей в период деятельности Татхагаты
1 Будда Кракуччханда (тиб. Кхорваджиг) 40 000 лет
2 Будда Канакамуни (тиб. Сертуб) 30 000 лет
3 Будда Махакашьяпа (Дипанкара) (тиб. Цунг Ченпо) 20 000 лет
4 Будда Шакьямуни (тиб. Шакья Тхубпа) 100 лет
5
Будда Майтрея (тиб. Джампа)
80 000 лет

Будда Кашьяпа

Будда Кашьяпа жил на Земле в глубокой древности, когда продолжительность жизни человека составляла 20 000 лет. Он — третий Татхагата Благой Кальпы.

Кашьяпа происходил из города Дипавари. Во время его рождения произошло чудо, суть которого заключалась в появлении многочисленных светящихся огоньков (санскр. dipa; тиб. mar me, букв. «свет», «пламя лампы»). Вследствие этого его стали называть Дипанкара, или Источник Света (Горящая Лампа.). Как отражение того события Дипанкару часто изображают с многочисленными отверстиями, в которых располагают маленькие масляные лампы. Считается, что Будда Дипанкара жил на Земле 100 000 лет.

Известно, что Будда Шакьямуни в одной из своих прошлых жизней практиковал в Сангхе (буддийской общине) будды Кашьяпы. Сутра о Гатикаре (Ghatikara sutta) повествует о том, как однажды упирающегося юношу Джотипалу силой привёл к будде Кашьяпе гончар Гатикара. Прослушав Закон, Джотипала, так звали в той жизни Будды Шакьямуни, был покорён его ясностью, воодушевлён возвышенностью и принял решение стать монахом в общине Будды Кашьяпы.

Вот как описывается в джатаке о Гатикаре разговор, произошедший между Джотипалой и его другом Гатикарой, после их встречи с Буддой:

— Друг Гатикара! А ты сейчас, даже после того, как внял этому Закону, не бросишь радости семейной жизни и дом, и не будешь вести жизнь в аскезе?

— Друг Джотипала! Ты разве не знаешь, что я содержу старых слепых отца и мать?

— Тогда, друг Гатикара, я брошу радости семейной жизни и дом и буду вести жизнь в аскезе.

Четыре строфы преподанные Десятисильным Кашьяпой из Большой джатаки о Сутасоме (Maha-Sutasoma-Jataka):

«Благого мужа, Сутасома,
Однажды встретить — уже благо.
В общении с ним много пользы,
А с прочими хоть не встречайся.

К праведным будьте поближе,

С праведными общайтесь,
От знания истинной дхармы
Счастьем сменится горе.

Ветшают даже княжьи колесницы,
Вот так и тело склонится к тлену.
Но дхарма истых к тлену не склонится,
От истых к истым передаваясь.

Небеса от земли отстоят далеко,
Заморье от нас, говорят, далеко,
Но дальше ещё отстоят друг от друга
Порочная ложь и благая правда.»

Иногда Будду Дипанкару изображают сидящем в позе лотоса, со сложенными в дхармачакра-мудре (жесте изложения закона) руками. Встречаются изображения Будды Дипанкары сидящем в позе, похожей на европейскую, с разведёнными коленями (парьянка-асана). Также будду Дипанкару изображают стоящем в монашеской накидке. Будда Дипанкара стоит в монашеской одежде, полы его накидки плиссированы по краям. Правая рука будды Кашьяпы сложена в жесте защиты и покровительства (абхая-мудра), а левая — в жесте благодеяния (варада-мудра). Иногда Дипанкару изображают поддерживающим левой рукой у плеча монашескую накидку, свисающую за спиной; тогда его правая рука сложена в варада-мудре. Иногда сидящем в позе лотоса, со сложенными в дхармачакра-мудре (жесте изложения закона) руками.

Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни (Мудрец из рода Шакья) — Татхагата нашего времени. По некоторым оценкам, время его жизни — 624–544 года до н.э. На сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что Будда жил приблизительно в конце VI — начале V века до нашей эры. Вероятно, в будущем точное время будет установлено научными методами.

Из биографии Будды Шакьямуни:

Шакьямуни родился в царской семье, принадлежавшей к роду Шакья. Отец — царь Шуддходана Гаутама — правил небольшим государством с центром в городе Капилавасту, располагавшемся на берегу реки Рохини, протекающей у южного подножья Гималаев (ныне это территория Непала в южной его части). Мать царица Майя — была дочерью дяди царя, который также царствовал в одном из соседних государств.

Более двадцати лет у супругов не было детей. Но однажды ночью царица увидела сон, в котором белый слон вошёл в неё через правый бок, и она зачала. Царь, придворные и весь народ с нетерпением ожидали рождения ребёнка. Когда приблизилось время родов, царица, по обычаю своего народа, поехала рожать в дом своих родителей. В пути она присела отдохнуть в саду Лумбини (санскр. Lumbini, место находится в западной части современного Непала). Был погожий весенний день, в саду цвели деревья ашока. Царица потянулась правой рукой, чтобы сорвать цветущую ветку, схватилась за неё, и в этот момент начались роды.

В истории жизни Будды говорится, что роды у Махамайи прошли безболезненно и чудесным образом: младенец вышел из левого бока матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сделал семь шагов вперёд. Там, где он ступал, под ногами появлялись лотосы. Будущий Будда провозгласил, что он пришёл, чтобы освободить человечество от страданий. Царь, узнав, что у него родился мальчик, был обрадован. Он назвал сына Сиддхартха (санскр. Siddhartha), что означает «Достигший цели». Но после радости царя ждало горе: вскоре умерла царица Майя. Царевича стала растить её младшая сестра Махапраджапати (санскр. Mahaprajapati, тиб. skye dgu’i bdag mo chen mo / Праджапати, букв. «Госпожа живых существ»; первая из женщин, которая впоследствии приняла Учение Будды). Недалеко в горах жил святой отшельник по имени Асита. Ему показали новорождённого, и Асита обнаружил на теле младенца тридцать два великих признака и восемьдесят малых признаков, по которым предсказал, что, когда царевич подрастёт, он либо станет вселенским правителем, который способен объединить весь мир (санскр. cakravartin), либо, если он покинет дворец и вступит на путь отшельничества, вскоре станет буддой, спасающим живых существ от страданий. Царь сначала был обрадован, но потом обеспокоился: в своём единственном сыне он желал видеть выдающегося царского наследника, но не аскета-отшельника. Тогда отец Сиддхартхи решил: чтобы не наталкивать сына на философские размышления о смысле жизни, он, царь, создаст для него совершенно райскую атмосферу, исполненную одних наслаждений.

С семи лет царевич обучается грамоте и воинским искусствам. Играть во дворец с царевичем приходили только самые одарённые сверстники, в кругу которых Сиддхартха получал прекрасное образование и осваивал основные воинские искусства, во всём первенствуя среди товарищей. Когда Сиддхартхе исполнилось 19 лет, по настоянию царя, он выбрал себе в жёны Яшодхару (санскр. Yasodhara, пали Yasodhara — Ясодхара, букв. «Славная»), дочь шакьи Дандапати (по другим источникам, это была дочь царя Супрабуддха, старшего брата матери царевича, жившего в замке Дэвадаха). От Яшодхары у Сиддхартхи родился сын, которого он назвал Рахула. До 29 лет принц прожил во дворцах своего отца. Позже Будда рассказывал ученикам об этих днях:

«Монахи, я был окружён заботой, чрезмерной заботой, непрерывной заботой. Монахи, мой отец сделал в своих владениях лотосовые пруды. В одном из них цвели голубые лотосы, в другом — красные лотосы, в третьем — белые лотосы. Всё это было сделано исключительно для меня. Монахи, сандал, которым я пользовался, был только из Каши и ниоткуда более. Монахи, из Каши также был мой тюрбан, из Каши были и моя мантия, и моё нижнее бельё, и моя верхняя одежда. Монахи, день и ночь надо мной носили белый зонт, оберегая меня от холода и жары, от пыли, от травы и росы.

Монахи, у меня было три дворца: один предназначался на зимний сезон, другой – на летний сезон, третий — на сезон дождей. Во дворце для сезона дождей в течение четырёх месяцев сезона дождей я проводил время в обществе девушек, которые развлекали меня, играя на музыкальных инструментах, и я ни разу не покидал дворца. Монахи, в то время как слуг, рабочих и служащих в других домах кормили прокисшей похлёбкой из дроблёного риса, в доме моего отца слуг, рабочих и служащих кормили хорошей рисовой кашей с мясом.

Монахи, и хотя я был наделён таким могуществом и окружён такой заботой, я задумался: «Когда невежественный мирской человек, сам подверженный старению и не способный избежать старости, видит состарившегося человека, он испытывает беспокойство, подавленность и чувство отвращения, ставя себя выше других. Я также подвержен старению и не способен избежать старости. Но если я сам подвержен старению и не способен избежать старости, не подобает мне испытывать беспокойство, подавленность и чувство отвращения при виде состарившегося человека». Монахи, когда я осознал это, опьянённость молодостью, свойственная молодым людям, полностью прошла».

«Сукхумала Сутта. Забота».

Открытие непостоянства молодости, непостоянства здоровья, непостоянства жизни привели царевича к переосмыслению своей жизни, и он понял, что никакие дворцы не оберегут его от старости, болезней и смерти. И в этой жизни, как и во многих своих прошлых жизнях, он выбрал путь отшельничества в поисках свободы от непостоянства.

Он пришёл к отцу и сказал:

— Наступило время моего ухода. Прошу тебя не препятствовать мне и не печалиться.

Царь ответил:

— Я дам тебе всё, что ты можешь пожелать, если только ты останешься во дворце.

На это Сиддхартха сказал:

— Дай мне вечную юность, здоровье и бессмертие.
— Я бессилен дать тебе это, — ответил царь, и в ту же ночь Сиддхартха тайком ушёл из дворца.

Обрезав волосы в знак отречения от мира, он присоединился к странствующим монахам. Было ему в ту пору 29 лет. Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана Райваты, но быстро оставил это место и перешёл в Вайшали, к известному созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому, к старинной индийской философской школе Санкхья. У Арада-Каламы было 300 учеников, которых он обучал медитации Сферы Ничто (Мир Полного Отсутствия Всего, принадлежит к Миру Без Форм). После недолгой тренировки Бодхисаттва сумел достичь состояния погруженности в Сферу Ничто и спросил учителя: «Вы достигли только этой ступени сосредоточения?» «Да, — ответил Арада, — теперь, что знаю я, знаешь ты». Тогда Бодхисаттва подумал: «Значит, нужно искать чего-то более действенного». И ушёл в Центральную Индию. Там через некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего 700 учеников сосредоточению ума на Сфере Ни Сознания, Ни Не-Сознания (Мир Ни Присутствия [познания], Ни Отсутствия [познания], принадлежит к Миру Без Форм) и стал учиться у него. За короткое время Бодхисаттва овладел сосредоточением на Сфере Ни Сознания, Ни Не-Сознания. Затем, расспросив Удраку также, как и Араду, он оставил его, осознавая: «Нет, это тоже не ведет к Нирване!» Тогда пять из учеников Удраки последовали за ним.

Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил, что будет самостоятельно вести жизнь в аскезе. Шесть лет он провёл, погружаясь в глубокое сосредоточение. Говорится, что в то время он ел не более трёх зёрен в день, и поэтому сильно ослаб. Почувствовав однажды, что такая аскеза становится крайностью, и ему для продолжения духовной практики необходимо подкрепиться, он пошёл вдоль реки в сторону Бодхгаи и встретив крестьянскую девушку Суджату, принял от неё подношение пищи, чашу простокваши или молока с мёдом и рисом. Пять сподвижников-аскетов, увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это как падение, потеряли веру в него, покинули его и ушли в сторону Варанаси. Бодхисаттва же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив пищей силы, перешёл реку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи (прим: в ботанике этот вид зовётся теперь ficus religiosa).

Сиддхартха дал себе слово: «Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места пока не достигну». Не обращая внимания на дьявольские запугивания и искушения Мары, он вошёл в глубокое медитативное погружение (самадхи) и, не сходя со своего места, вскоре реализовал непревзойдённое состояние Будды. В это время ему было 35 лет. С этого времени для Будды началась деятельность по спасению живых существ от оков Сансары.

Первыми его учениками стали те пятеро сподвижников, которые ранее покинули его, думая, что Гаутама не выдержал суровой аскезы. Им Будда прочитал свою первую проповедь, которая позже получила название «Сутра о Начале Вращения Колеса Дхармы», а в традиции Махаяны её стали называть первым из Трёх Поворотов Колеса Закона. В ней Будда изложил основы учения о Четырёх Благородных Истинах. Это произошло в Оленьем парке города Сарнатх (близ Варанаси в Прибежище для Игр, что в Исипатане). В Раджагрихе царь Бимбисара преисполнился веры в Учение Будды. Остановившись в его дворце, Будда Шакьямуни стал проповедовать Учение по всей стране. Вскоре его учениками стало более двух тысяч человек, включая двух его главных учеников Шарипутру и Маудгальяяну. Царь Шуддходана, вначале не желавший, чтобы его сын оставил мирскую жизнь, и поэтому глубоко опечаленный его уходом из дворца, Махапраджапати, вскормившая царевича, царевна Ясодхара и другие из рода Шакья также стали его последователями и учениками.

Проповедуя 45 лет Учение, Божественный Мудрец из рода Шакья достиг возраста 80 лет. В Вайшали, по пути из Раджагрихи в Шравасти, Будда в разговоре с Анандой предсказывает, что уйдёт в Нирвану через три месяца. Затем, продолжая свой путь и проповедуя Дхарму, Будда достиг Павы, где отведал пищу, поднесённую ему кузнецом Чундой. Есть несколько мнений, что съел Будда как последнюю пищу в своем физическом теле. Это или вяленой мясо, или вяленые грибы. Зная, что он ест, Будда запрещает употреблять её сопровождавшим Будду ученикам. В возрасте 80 лет на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир Страданий, войдя в Маха-Паринирвану (Высшую Окончательную Нирвану) (В 16 главе Сутры Лотоса, Будда обещает еще ни раз приходить в проявленный Мир, и помогать другим живым существам). В тот день он вошёл в лес деревьев сала и лёг отдохнуть между двумя высокими деревьями. Лёжа на земле, он продолжал наставлять своих учеников.

Вот слова Будды, когда перед смертью он наставлял пришедшего к нему человека по имени Субхадра:

«О Субхадра, когда я достиг возраста 29 лет, я стал монахом и 51 год практиковал каждую возможную добродетель. О Субхадра, религиозная дисциплина, которой недостаёт Восьмеричного Святого Пути, не осуществляет четырёх результатов, достигаемых отшельником. Но если Восьмеричный Путь существует, тогда эти результаты реализуются. Отдельно не может быть реального достижения святости».

«Даже Будда умер. Его смерть была поучением, предназначенным встряхнуть наивных, ленивых и довольных, пробудить нас к той истине, что всё преходяще, а смерть — неизбежный факт жизни».

Согьял Ринпоче. «Книга жизни и практики умирания»

Все ветви буддизма питаются от главного корня — Божественного Мудреца из рода Шакья.

Согьял Ринпоче говорит:

«В буддизме мы определяем, является ли учитель настоящим, по тому, согласуется ли те указания, что он или она даёт, с учениями Будды. Невозможно достаточно сильно подчеркнуть, что важна лишь истина учения, и никогда не важна личность учителя. Именно об этом Будда говорит нам в «Четырёх опорах»:

Опирайтесь на то, что передаёт учитель, не на его личность;

Опирайтесь на смысл, не просто на слова;

Опирайтесь на истинный смысл, а не на временный;

Опирайтесь на свой ум мудрости, не на свой обычный, выносящий суждения, ум».

Часто Будду Шакьямуни изображают сидящим в медитативной позе, с улыбкой видящего «удивительную игру Неведения и Знания», видящего единую Основу всего, глубинный истинный смысл. Его левая рука покоится на бедре с ладонью, развернутой вверх, и поддерживает патру (горшок монаха для подаяний пищи). Его правая рука касается у правого колена земли (бхумиспарша-мудра, жест свидетельствующего). Будду Шакьямуни изображают в формах, отражающих события его жизни. Жесты рук, мудры, в них меняются. Они символизируют заслуги прошлого, щедрость, медитацию, поворот Колеса Дхармы, бесстрашие и пр. Форма Муниндра рассказывает об эпизоде, когда Будда появился среди дэвов (богов). В форме Нирвана Будду изображают лежащим между двумя деревьями в позе льва в день его Паринирваны. Пожалуй, самой почитаемой среди тибетцев формой Будды на протяжении веков являлась легендарная полутораметровая скульптура Джово Ринпоче (букв. «Драгоценный Господин»), которая сейчас находится в Лхасе (Тибет).

Будда Майтрейя

Будда Майтрея («Дружелюбный», «Благожелательный», «Любящий») — грядущий Татхагата, пятый в Благой Кальпе, прихода которого ожидают после Победителя в Истине Будды Шакьямуни.

Во времена Будды Ратначаттры, одним из его учеников был монах по имени Шхирамати. Шхирамати заботился о благополучии других больше, чем о себе. Он так сильно посвящал себя счастью других, а его доброта и любовь (санскр. maitri) были настолько сильны, что даже боги стали восхвалять его, дав ему имя Майтрея, что означает «Любящий». Будда Ратначаттра предсказал, что во всех своих будущих воплощениях в качестве бодхисаттвы он будет известен под этим именем и что его слава будет всё увеличиваться и расширяться.

В дополнение к святой любви и состраданию одной из главных практик Майтреи была практика поклонения из семи частей. Эта практика включает в себя простирание, пожертвование, раскаяние, похвалу (благодарность буддам и святым учителям), просьбу к гуру о покровительстве, просьбу к гуру оставаться в этом мире и не уходить в Нирвану, посвящение своих заслуг на благо живых существ. Майтрея достиг Просветления с помощью усердной практики этой семичленной пуджи. Будду Майтрею признают все течения буддизма. Его имя часто упоминается в трактатах буддийской литературы.

Считается, что Арья Асанга, один из основателей философской школы йогачара, прослушал непосредственно и записал пять трактатов Майтреи. В результате долгой аскетической практики Асанга очистился от омрачений ума, и ему явился долгожданный Будда Майтрея. По всей вероятности, это произошло в состоянии самадхи. Явившись перед Асангой, Будда Майтрея спросил того: «Теперь каково твое желание?» Асанга попросил наставлений. Он давно мечтал изложить махаянское Учение, получив их непосредственно от Майтреи. «Тогда держись за мою одежду», — сказал Будда Майтрея, и они поднялись на Небеса Тушита. Там, согласно одним буддийским источникам, Асанга пробыл один момент, а по временному исчислению богов, согласно комментарию, такой момент равен 50 или 53 человеческим годам. Согласно другим комментариям он пребывал на Небесах Тушита шесть месяцев. Асанга слушал Учение Будды Майтреи. Он прослушал изложение праджняпарамита-сутр, большой «Йогачарья-бхуми» и множество махаянских сутр.

Майтрею изображают в нескольких формах. Часто он сидит в европейской позе на возвышении, похожем на стул или кресло (бхадрасана). Эта поза означает, что Майтрея уже приготовился к тому, чтобы спуститься в этот мир. Он смотрит с возвышения вниз, в мир, куда он придёт, чтобы развеять темноту неведения распространением Дхармы. Часто корона на голове Майтреи венчается небольшой ступой. Ступа символизирует Будду Шакьямуни, а положение её на голове означает, что Майтрея выражает ему и его Учению высшее почтение. Его тело золотисто-жёлтого цвета. Руки сложены в дхармачакра-мудре (жест изложения буддийского закона) и поддерживают два лотоса, на которых покоятся Колесо Закона (дхармачакра, символ распространения истинного Учения) и сосуд с нектаром (нектар Дхармы, дарующий бессмертие). Иногда его изображают на белом коне. Иногда его изображают сидящим в традиционной позе Будды, с перекрещенными ногами, либо в лалита-асане (прим: поза, в которой одна нога свешивается вниз, опираясь на меньший лотос, а другая нога, согнутая в колене, покоится на большем лотосе). Известна форма Майтреи с тремя лицами и четырьмя руками. Одна из его левых рук держит цветок нагкешвара (шафран), положение одной из правых рук — варада-мудра (жест благодеяния), две других руки сложены у груди в дхармачакра-мудре, или в иных жестах.

Где пребывает сейчас Будда Майтрея?

Существует несколько точек зрения на этот вопрос. Согласно одной из них Будда Майтрея пребывает на Небесах Тушита (букв. «Небеса Радости») в ожидании, пока не настанет время, благоприятное для реализации предначертанного. В буддийских писаниях говорится, что пришествие Майтреи произойдёт в период, когда длительность жизни людей достигнет 80000 лет, а мир будет находиться под управлением справедливого буддийского правителя. Одно из писаний гласит, что это случится через 5 миллиардов 690 миллионов лет. Заслуживает внимания и другая точка зрения.

Будда Майтрея — бодхисаттва, он может воплощаться там, где он более нужен, эманации Будды могут пребывать одновременно в разных мирах. Любой будда, прежде чем стать татхагатой, ведёт жизнь бодхисаттвы в течение бесконечно долгого промежутка времени. Этим путём проходят все татхагаты прошлого, настоящего и будущего; этим путём прошёл, перерождаясь, и Будда Шакьямуни.

Будды свободны в выборе места своего нового рождения, они способны выбирать время и место перевоплощения. И вместе с этим нет физических препятствий для их благословения, любви и сострадания.

www.oum.ru

Будда Кашьяпа Википедия

Дипанкара (пали Dīpaṃkara) — четвёртый из 28 будд прошлого. Родился в Раммавати. Его отцом был царь Судева, а матерью Сумеда. 10 000 лет он прожил в миру в трёх дворцах (пали Hamsā, Koñcā, Mayūrā). Его женой была Падума, а сыном Усабакканда (Саватакканда). Он покинул свой дом верхом на слоне и в течение 10 месяцев практиковал аскезу. Дерево Бодхи Будды Дипанкары — фикус священный (пали pipphalī). Траву для сидения ему собрал адживик Сунанда. Будда Дипанкара дал свою первую проповедь в Нандараме, там же он ушёл в паринирвану. У него было три больших собрания последователей. Его всегда сопровождали восемьдесят четыре тысячи архатов. Тело Будды Дипанкары имело восемьдесят локтей в высоту. Он достиг паринирваны в возрасте 100 000 лет, его ступа была высотой 36 йоджан. Главными учениками были Сумангала и Тисса, главными ученицами Нанда и Сунанда, а постоянным помощником Сагата. Что касается мирян, Тапассу и Бхаллика были его главными покровителями среди мужчин, а Сирима и Сона среди женщин[1][2].

Будущий Сиддха́ттха Гота́ма, который станет Буддой Шакьямуни, во времена Будды Дипанкары был состоятельным брахманом Сумедхой, жившим в городе Амара. В поисках выхода из страданий сансары он удалился в Гималаи и поселился в уединённой лиственной хижине. Будда Дипанкара проходил мимо и предсказал брахману, что в будущем он достигнет просветления, назвав место его рождения, имена учеников и священное дерево[3].

Имя «Дипанкара» в переводе с санскрита означает «Зажигающий Светильник».

Первые тексты, упоминающие его имя, датируются первыми веками н. э. Известный по махаянским текстам (Алмазная сутра, гл. 5)

Литература

  • Алмазная Сутра. // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск. 1986
  • Буддизм. Словарь. М. 1992
  • Сутра о мудрости и глупости (Дзанлундо). Перевод с тибетского, введение и комментарии Ю. М. Парфионовича. М.: «Восточная литература» РАН, — 320 с.

Примечания

  1. Malalasekera, G. P. Dictionary of Pali Proper Names (неопр.). www.palikanon.com. — Источник: Dictionary of Pāli proper names. — 2-nd. — Delhi, 1937. — ISBN 81-208-3022-9. Дата обращения 19 декабря 2017.
  2. John Strong. Relics of the Buddha. — 2004. — P. 45. — ISBN 9780691117645.
  3. Ананда Кумарасвами, Маргарет Нобель. Мифы буддизма и индуизма. — Центрполиграф, 2010. — (Мифы народов мира). — ISBN 978-5-9524-4785-1.

wikiredia.ru

Будда Дипанкара — Дом Солнца

ka shya pa / ‘od srung; букв. с санскр. «Земля»), жил на Земле в глубокой древности, когда продолжительность жизни человека составляла 20 000 лет. Он – третий Татхагата Благой Кальпы.

Дипанкара происходил из города Дипавари. Во время его рождения произошло чудо, суть которого заключалась в появлении многочисленных светящихся огоньков (санскр. dīpa, тиб. mar me, букв. свет, пламя лампы). Вследствие этого его стали называть Дипанкара, или Источник Света.

Как отражение того события Дипанкару часто изображают с многочисленными отверстиями, в которых располагают маленькие масляные лампы.

Встречаются изображения, где Дипанкара сидит в позе лотоса, его руки сложены в дхармачакра-мудре (жесте изложения буддийского закона). На фотографии скульптуры из храма Кумбум, Будда сидит в позе, похожей на европейскую. Это парьянка-асана, колени в ней разведены. Есть изображения, где Дипанкара стоит. На Будде монашеская одежда, полы его накидки плиссированы по краям. Правая рука Будды Кашьяпы сложена в жесте защиты и покровительства (абхая-мудра), а левая – в жесте благодеяния (варада-мудра). Иногда Татхагату изображают поддерживающим левой рукой у плеча монашескую накидку, свисающую за спиной; тогда правая рука сложена в варада-мудре.

Считается, что Будда Дипанкара жил на Земле 100 000 лет.

Известно, что Будда Шакьямуни в одной из своих прошлых жизней практиковал в монашеской общине Будды Кашьяпы. В Гатикала-сутре говорится о том, как однажды юношу знатного рода Джотипалу силой привёл к Будде Кашьяпе его друг – гончар Гатикала. Прослушав Закон, Джотипала – так звали в той жизни Будду Шакьямуни – был покорён его ясностью, воодушевлён возвышенностью и принял решение стать монахом в общине Будды Кашьяпы.

Вот как описывается в джатаке разговор, произошедший между Джотипалой и его другом Гатикалой, после их встречи с Буддой:

– Друг Гатикала! А ты сейчас, даже после того, как внял этому Закону, не бросишь радости семейной жизни и дом, и не будешь вести жизнь в аскезе?

– Друг Джотипала! Ты разве не знаешь, что я содержу старых слепых отца и мать?

– Тогда, друг Гатикала, я брошу радости семейной жизни и дом и буду вести жизнь в аскезе.

www.sunhome.ru

Махакашьяпа — Энциклопедия буддизма


Кашьяпа или Махакашьяпа (тиб. Осунг Ченпо)  — ученик и преемник Будды Шакьямуни, архат,  возглавивший  монашескую общину-сангху  после Будды, руководитель Первого буддийского собора.

Махасаттва

Кашьяпа - махасаттва, связанный с Буддой Шакьямуни на протяжении целой череды воплощений, об этом повествуется в Джатаках.  Шесть раз Махакашьяпа был отцом Бодхисаттвы, два раза братом, много раз другом и учителем. Благая карма Махакашьяпы стала причиной того, что он достиг личного освобождения и стал архатом в обществе Будды Шакьямуни за семь дней.

Детство и юность

Кашьяпа родился в деревне Махатиттха в царстве Магадха, и получил имя Пиппхали . Его отцом был брахман Капила, а матерью Суманадэви. Капила был уважаемым, состоятельным человеком и владел 16 деревнями, поэтому Пиппхали рос в полном достатке.

В молодости Пиппхали поклялся, что не будет жениться и станет отшельником, при этом он обещал родителям, что будет ухаживать за ними до самой их смерти. Но родители уговарили Пиппхали взять себе жену, но с тем условием, что если они найдут совершенную девушку, то только на ней он женится. По заказу Пиппхали изготовили золотую статую девушки необычайной красоты. Он показал статую родителям и сказал, что нужна такая невеста. Когда Кашьяпе исполнилось 20 лет, его родители нашли подходящую девушку в стране Мадда. Её звали Бхадда Капилани, ей было 16 лет, она происходила из брахманской семьи, и её родители были согласны на брак. Кашьяпа расстроился, он написал письмо Бхадде с просьбой выйти замуж за кого-нибудь другого, так как сам желал стать отшельником. В это время Бхадда написала ему такое же письмо, где просила отказаться от брака, так как она тоже желала стать отшельницей. Родители перехватили оба письма и подменили их другими. Бхадду привезли в Магадху и они сыграли свадьбу. Скоро молодожёны поняли, что родители подменили письма. Супруги стали жить вместе как брат и сестра, занимаясь духовной практикой.  Их родители взяли на себя все заботы по ведению домашнего хозяйства. Когда родители умерли, Кашьяпа унаследовал земли отца и стал управлять хозяйством. Однажды, когда Кашьяпа наблюдал как крестьяне плугом пашут поле,он увидел, что в бороне земли валяются черви, которых склёвывают птицы. Он осознал, что живёт на налоги с крестьян, которые пашут поле, чтобы прокормить себя и Кашьяпу. В процессе распашки поля неизбежно гибнут живые существа. Значит Кашьяпа косвенно является причиной гибели живых существ и даже ведя умеренную жизнь, он ухудшает свою карму. Бхадда в это время смотрела как во дворе сохнет кунжут. На кунжут прилетали насекомые, а птицы клевали их. Бхадда решила, что если она приказала положить кунжут сушиться, то неизбежно этим привлекла насекомых, насекомые неизбежно будут съедены птицами. Так Бхадда косвенно способствует убийству живых существ. Кашьяпа решил сообщить жене, что оставляет ей всё имущество и уходит жить отшельником, но и Бхадда решила сообщить ему то же самое, но только относительно себя. Таким образом, они оба одновременно решительно обратились к аскетическому образу жизни, купили светло-жёлтые одежды, чаши для подаяний и побрили головы друг другу. Они бросили хозяйство и решили, что будут заниматься практикой в разных местах, чтобы не мешать друг другу. Бхадда раньше встретила Будду Шакьямуни в Сваттхи. Будда в то время не принимал женщин в монахи и Бхадда ждала пять лет прежде, чем стать бхикшуни-монахиней. В будущем она и ее бывший супруг оба достигли личного освобождения —  архатства.

Встреча с  Буддой Шакьямуни

Будда Шакьямуни знал Кашьяпу по прошлым жизням и знал о его решимости достичь освобождения. Когда Кашьяпа расстался с Бхаддой, случилось землетрясение, вызванное их решимостью достичь освобождения. Так Будда узнал, что Кашьяпа готов к встрече с ним, и Шакьямуни сам пошёл на встречу Кашьяпе. Пройдя около восьми километров, Будда сел под смоковницей у дороги между Раджагрихой и Наландой. По сиянию, исходящему от Будды, Кашьяпа понял, что перед ним его будущий учитель. Кашьяпа поклонился Будде, назвав его учителем, а себя учеником.

Будда сразу же дал Кашьяпе три наставления и они вместе пошли по направлению к Раджагрихе. По дороге Будда решил отдохнуть и Кашьяпа снял вторую одежду, свернул её и предложил Будде сесть на неё. Будда заметил, что одежда Кашьяпы очень мягкая. Тогда Кашьяпа попросил позволить ему преподнести свою одежду в дар Будде. Будда спросил, согласится ли Кашьяпа носить старые и потёртые одежды Шакьямуни и Кашьяпа с радостью согласился. Так они обменялись одеждой.

Посвящение Махакашьяпы в буддийские монахи

В тот же день Кашьяпа был посвящён в Бхикшу. Семь дней Кашьяпа созерцал, а на восьмой день он достиг архатства. С этого дня он более чем 40 лет трудился для распространения Дхармы.


Однажды Будда стоял перед собранием народа па Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он еще не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды.
Миг пробуждения Махакашьяпы случился, когда Будда вознес над головой цветок. Монах увидел цветок таким, какой тот есть, в этот момент Будда передал свое глубокое понимание от ума к уму. Он взял печать своего ума и сделал ею оттиск на уме Махакашьяпы.  Махакашьяпа стал одним из самых уважаемых учеников Будды. Его часто изображают вместе с Анандой, стоящими слева и справа от Будды.

Паринирвана Будды Шакьямуни

Когда пришло время Паринирваны Будды, Махакашьяпа был далеко от этого места, где Будда покинул тело. В дороге он узнал о его кончине и поспешил к тому месту, чтобы успеть проститься с Буддой. В это время уже хотели зажечь погребальный костер, но не смогли. Когда спросили у Ануруддхи - почему не зажигается костер, тот ответил, что боги не дают это сделать, потому что Махакашьяпа спешит проститься с Буддой, и пока он этого не сделает, костер не зажжется.

И как только Махакашьяпа и пятисот монахов оказали должные почести, погребальный костер Будды вспыхнул сам.  Ананда к тому времени ещё не был Архатом, а Шарипутра и Маудгальяяна  уже умерли. Перед Паринирваной Будда завещал Кашьяпе возглавить сангху. Он готовил Махакашьяпу к этой роли с самого первого дня их встречи, когда сказал: «Я передам тебе наследство». Махакашьяпа созвал Первый буддийский собор и председательствовал на нём. На этом соборе, была составлена Трипитака, в присутствии 500 архатов Махакашьяпа изложил Абахидхарму.

Нирвана Махакашьяпы

Когда Махакашьяпа решил уйти в нирвану, он завещал заботу о сангхе Ананде. Махакашьяпа поклонился ступам с реликвиями Будды, поднялся на гору Куккутапада, сел на травяную циновку, надел одежду, подаренную буддой и ушёл в Нирвану. В буддийской традиции считается, что тело его стало нетленным и будет в сохранности до времени Майтреи. Дэвы почтили его и запечатали в недрах горы. Когда придёт время Майтрея вынесет тело Махакашьяпы и тело, проявив великие чудеса, растворится в пространстве. 

Будущий Будда 

Будда сделал Макакшьяпе предсказание, в котором говорится, что в далёком будущем тот сам сможет достигнуть Просветления, став  Буддой Рашмипрабхасой.


Литература: Махапаринирвана сутра Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М., «Ориенталия», 2011. С. 
См. также статьи: Будда Будда Шакьямуни Исторический будда Просветление

vbuddisme.ru

Будда Кашьяпа

Будда Кашьяпа

Будда Кашьяпа

Будда Кашьяпа (санскр. Kāśyapa, букв. с санскр. «Земля», пали Kassapa, тиб. ka shya pa, или ‘od srung – букв. «Защищающий свет») – Татхагата, живший на Земле в глубокой древности, когда продолжительность жизни человека составляла 20 000 лет. Он – третий Татхагата Благой Кальпы (нынешней кальпы).


Будда Кассапа родился на территории нынешнего Непала, в семье брахманов. Его отца звали Брахмадатта, а мать – Дханавати. В то время продолжительность жизни человека составляла 20 000 лет. В течение двух тысяч лет будущий Будда жил в трёх разных дворцах. Его главную жену звали Сунанда, и она родила ему сына по имени Виджитасена.

Затем Кассапа отказался от мирской жизни, и занялся суровой духовной практикой. До достижения высшего Просветления ему понадобилось всего семь дней аскетической практики. Баньян стал деревом, под которым он достиг Просветления, свою первую проповедь он произнес в Исипатане группе монахов, которые до этого вместе с ним отреклись от мира.

Будда Кассапа возглавил большую монашескую общину и прожил до возраста сорок тысяч лет.

Известно, что Будда Шакьямуни в одной из своих прошлых жизней практиковал в монашеской общине Будды Кашьяпы. В «Гатикара Сутте» говорится о том, как однажды юношу знатного рода Джотипалу силой привёл к Будде Кашьяпе (Кассапе) его друг – гончар Гатикара. Прослушав Закон, Джотипала – так звали в той жизни Будду Шакьямуни – был покорён его ясностью, воодушевлён возвышенностью и принял решение стать монахом в общине Будды Кашьяпы.

Вот как описывается в сутре разговор, произошедший между Джотипалой и его другом Гатикарой, после их встречи с Буддой:

– Друг Гатикара! Не желаешь ли ты, после того, как внял этому Закону, покинуть дом и мирскую жизнь и вести жизнь в аскезе?

– Конечно, друг Джотипала, я хотел бы. Но пойми, что я содержу старых слепых родителей.

– А я, друг Гатикара, покину дом и мирскую жизнь и буду вести жизнь в аскезе.

ka shya pa[Ка-шья-па]Кашьяпа

На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times


probud.narod.ru

Будда Махакашьяпа — Энциклопедия буддизма



(санск.;санскр. Kāśyapa, пали Kassapa, тиб. ka shya pa / 'od srung; букв. с санскр. "Земля", Кашьяпа, тиб. Осунг Ченпо; или cанскр. Dīpamkara, пали Dīpankara, тиб. mar me mdzad – Мармедзэ "Источник света") 

Исторический будда (Татхагата)

- человек, вставший на путь Бодхисаттвы, достигший Просветления и передавший эти методы другим. 

Говорится, что он жил на Земле на протяжении 100 000 лет  в глубокой древности:  четыре Неизмеримых Кальпы (санскр. асанкхья, пали асанкхея) и сто тысяч малых кальп назад.
Махакашьяпа — шестой  из Семи будд прошлого, которые образуют линию передачи Дхармы (буддийского Учения) татхагатами на нашей планете конца прошлой кальпы и начала нынешней:  Випашьин Шикхин Вишвабху Будда Кракуччханда Будда Канакамуни Будда Махакашьяпа (Дипанкара) Будда Шакьямуни
Дипанкара —   третий татхагата из тысячи будд нашей мировой эпохи (эона), Счастливой кальпы. Текущий эон назван Благим, или Счастливым, поскольку было предсказано появление тысячи татхагат (исторических будд) согласно Бхадракальпика сутре и Татхагата-ачинтья-нирдеша сутре (версия Каруна-пандарика сутры). Поэтому наше время еще называют эрой мудрецов.
 
Первые пять исторических будд Счастливой кальпы связаны с Пятью Татхагатами и образуют мандалу:   первый Будда Кракуччханда — воплощение Будды Вайрочаны (центр). второй Будда Канакамуни — воплощение Будды Акшобхьи, (восток) третий Будда Махакашьяпа (Дипанкара) — воплощение Будды Ратнасамбхавы (юг) четвертый Будда Шакьямуни — воплощение Будды Амитабхи (запад).  пятый будущий Будда Майтрея — воплощение Будды Амогхасиддхи (север).
Дипанкара (Будда прошлого), Шакьямуни (Будда настоящего) и Майтрея (Будда будущего) символизируют вместе Будд трёх времён. 
Будда Дипанкара – первый по счёту Будда из двадцати четырёх Татхагат прошлого, о которых рассказывал своим ученикам Будда Шакьямуни. Их имена известны по текстам Палийского буддийского канона. Это  Dīpaṅkara, Koṇḍañña, Maṅgala, Sumana, Revata, Sobhita, Anomadassī, Paduma, Nārada, Padumuttara, Sumedha, Sujāta, Piyadassī, Atthadassī, Dhammadassī, Siddharttha, Tissa, Phussa, Vipassī, Sikhī, Vessabhū, Kakusandha, Koṇāgamana, Kassapa.  Истории их жизней собраны в разделе «Буддавамса» («Родословная Будд»).
 Дипанкара, как и все татхагаты до и после него, совершил двенадцать особых деяний — Двенадцать подвигов Будды. Традиционно считается, что все исторические будды достигают Просветления в Бодхгае. История его жизни сходна с жизнеописанием Будды Шакьямуни.  Дипанкара родился в городе Раммавати(по другим источникам- Дипавари) в царской семье. Его отцом был царь Судева. Его мать звали Сумедха. В течение 10 000  лет он жил как благополучный мирянин, владея тремя дворцами.  У него была жена по имени Падма (пали Padumā), родившая ему сына.  Однажды познав непостоянство всех обусловленных вещей и явлений этого мира, Дипанкара покинул мирскую жизнь, покинув родной дом верхом на слоне.  Он практиковал аскетизм в течение десяти месяцев.  Его деревом Бодхи было дерево Пиппхали (пали Pipphalī), а трава для его места была дана отшельником по имени Сунанда. 
В Нандараме (букв. Парк Радости) им были дарованы людям первые учения, и тогда появились первые ученики.  Восемьдесят четыре тысячи архатов, пришедших к достижению под его руководством, сопровождали его повсюду.  Будда Дипанкара прожил сто тысяч лет. За это время у него было три больших общины последователей.  Он осуществил Паринирвану в Нандараме. После этого его Учение сохранялось в мире еще сто тысяч лет. Говорится, что в период деятельности этого татхагаты средняя продолжительность жизни людей составляла 20 000 лет.

Иконография образа Будды Махакашьяпы

В иконографии существует несколько видов канонических изображений Махакашьяпы (Дипанкары):  в виде стоящего или сидящего Будды в парьянка-асане или ваджрной позе (лотоса).  

В тибетском буддизме он чаще сидит.  Встречаются изображения, где Дипанкара сидит в позе лотоса, его руки сложены в дхармачакра-мудре (жесте изложения буддийского закона).  Встречаются изображения будды Дипанкары сидящем в позе, похожей на европейскую, с разведёнными коленями (парьянка-асана).Правая рука Дипанкары сложена в жесте защиты от зла (абхая-мудра), а левая – в жесте благодеяния (варада-мудра). Изображения, где Дипанкара стоит, распространены в Китае, Таиланде и Непале.  На Будде монашеская одежда, полы его накидки плиссированы по краям. Правая рука Будды Кашьяпы сложена в жесте защиты и покровительства (абхая-мудра), а левая – в жесте благодеяния (варада-мудра). Иногда Татхагату изображают поддерживающим левой рукой у плеча монашескую накидку, свисающую за спиной; тогда правая рука сложена в варада-мудре.Дипанкара часто изображается в сопровождении архатов, бодхисаттв или будд.  Иногда его изображают в окружении двух бодхисаттв, это может быть Манджушри и Ваджрапани (Индонезия, о.Ява) или Авалокитешвара и Ваджрапани (Шри-Ланка (о.Цейлон)). Иногда рядом с ним изображают Будду Шакьямуни и Будду Майтрею. В этом случае Дипанкара (Будда прошлого), Шакьямуни (Будда настоящего) и Майтрея (Будда будущего) символизируют вместе Будд Трёх Времён.
По легенде во время последнего земного рождения бодхисаттвы, ставшего Буддой Махакашьяпой,  произошло чудо, суть которого заключалась в появлении многочисленных светящихся огоньков (санскр. dīpa, тиб. mar me, букв. свет, пламя лампы). Вследствие этого его стали называть Дипанкара, или Источник Света.  Как отражение того события Дипанкару иногда изображают с многочисленными отверстиями, в которых располагают маленькие масляные лампы.


Джатаки

Будда Шакьямуни упоминает Будду Махакашьяпу  в сутрах и джатаках.


Гатикала и Джотипала

 В Гатикала сутре говорится, что Будда Шакьямуни в одной из своих прошлых жизней практиковал в монашеской общине Будды Кашьяпы (Дипанкары).

Однажды юношу знатного рода Джотипалу (так звали в той жизни Будду Шакьямуни) силой привёл к Будде Кашьяпе его друг – гончар Гатикала. Прослушав Учение (Дхарму), Джотипала  был покорён его ясностью, воодушевлён возвышенностью и принял решение стать монахом в общине Будды Кашьяпы.  После встречи с Буддой Джатипала обратился к другу с такими словами: – Друг Гатикала! А ты сейчас, даже после того, как внял этому Закону, не бросишь радости семейной жизни и дом, и не будешь вести жизнь в аскезе? – Друг Джотипала! Ты разве не знаешь, что я содержу старых слепых отца и мать? – Тогда, друг Гатикала, я брошу радости семейной жизни и дом и буду вести жизнь в аскезе.

Будда Махакашьяпа и брахман Сумедха

В одной из Джатакиджатак говорится о предсказании Будды Махакашьяпы прихода в будущем Будды Шакьямуни.
Во времена Будды Дипанкары будущий Будда Шакьямуни был  брахманом Сумедха. 

Однажды он задумался о непостоянстве всех обусловленных вещей и поиске вневременного счастья, преодолении страдания, старости, болезни и смерти. Его раздумья привели к решению заняться аскетической практикой, с целью найти способ освобождения от оков перерождения в мирах сансары. В соответствии с принятым решением брахман удалился в Гималаи, поселился в хижине из листьев и стал практиковать аскезу. В этот период в мире начала распространяться слава о Татхагате (Победителе в Истине), Будде Дипанкаре, Обладателе Десяти Достоинств, повернувшего высочайшее Колесо Дхармы после того, как он достиг совершенного Пробуждения. Однажды Сумедха встретил людей, расчищавших  дорогу для шествия Будды.  Странствуя с большой общиной учеников (сангха), Дипанкара прибыл в их местность и остановился  в монастыре Судассана неподалеку от города. Жители пригласили Бхагавана (Самого Почитаемого) посетить их  город и теперь готовили дорогу, чтобы выразить почтение к Трем Драгоценностям, расчищая путь, по которому должны были пройти Будда и Сангха.  Узнав о появлении в этом мире Будды, Сумедха почувствовал великую радость и пожелал присоединиться к работе. Ему досталась земля, раскисшая от воды после дождя, и тогда он стал осушать ее, думая о Будде.
Он не успел осушить  и трети отведенного ему участка, когда появился Татхагата, великий мудрец Дипанкара в окружении четырёхсот тысяч достигших Освобождения, обладающих шестью видами сверхъестественных знаний и пресекших влечения ума. В этот момент аскет Сумедха, увидев Будду, подумал: «Пусть Будда не ступает на грязь, а вместе с учениками пройдёт по мне ради моей пользы». Распустив свои длинные волосы аскета и покрыв ими землю, Сумедха лёг на тот грязный участок дороги. И в то время у Сумедхи было следующее сильное пожелание: «Пусть я искореню свои загрязнения и, достигнув всеведения, стану Буддой. Пусть я достигну берега Освобождения, взойду на корабль Дхармы и помогу множеству людей и богов перебраться на тот берег через поток сансары. Вот, о чём я мечтаю, пусть это стремление исполнится». Всеведущий Дипанкара приблизился к Сумедхе. Узнав его мысли и посмотрев в его будущее, Будда увидел, что желание Сумедхи исполнится.  Тогда он предсказал ему, что в одном из своих последующих воплощений Сумедха станет Буддой. Он назвал место его будущего рождения, имена его отца и матери, главных учеников и учениц, место  Просветления и название священного дерева Бодхи,  под которым будущий Будда достигнет Пробуждения от сна неведения.


Хлэринцен, или «Божественная Драгоценность»

Однажды, живя в Шравасти, в саду Джетавана, Будда поведал историю о юноше по имени Хлэринцен, или "Божественная Драгоценность"

В давние времена, когда явился в мир Будда Махакашьяпа  и делал в мире бесчисленное количество благих дел для существ, он странствовал по стране со своей многочисленной общиной, а все миряне приглашали его и сангху на угощение и совершали различные пожертвования, чтобы поддержать их практику. Тогда  один бедняк, у которого ничего не было, чтобы поднести Трем драгоценностям (Будда, Дхарма, Сангха), собрал в округе белых камешков в качестве сивола драгоценностей, творящих карму и рассыпал как подношение перед Буддой и его учениками, с пожеланиями принести благо всем существам. Тот бедняк затем в течение 91 кальпы ни в чем не знал нужды и недостатка, а при его рождении с неба дождем выпадали семь видов драгоценностей. Во времена Будды Шакьямуни он родился мальчиков по имени Хлэринцен («Божественная Драгоценность). Став взрослым, он вступил в сангху к Будде и обрел освобождение.  Эта история  повествует о дана-парамите, пользе практики щедрости. Эта джатака вошла в состав «Сутры о мудрости и глупости»  (тиб. Дзанлундо) — известного собрания джатак и авадан буддийского канона, созданного в разное время китайскими и тибетскими переводчиками на основе санскритских текстов.
Литература:  Сутра о мудрости и глупости (Дзанлундо)./Перевод с тибетского, введение и комментарии Ю.М. Парфионовича. М.: «Восточная литература» РАН, 2002. — 320 с. Серия «Памятники письменности Востока». Вып. VII. <a href=»http://litrus.net/book/read/166203?p=14″ target=»_self» >Сутра о мудрости и глупости</a>


См. также статьи: Просветление Будда Подвиги Будды, 12 Исторический будда Семь будд прошлого Джатаки

vbuddisme.ru

Будды прошлого Википедия

ИмяИмя на пали[4][5][6]Каста[5][6]Место рождения[5][6][7]Родители[5][6]Дерево бодхи[8][5][6]Инкарнация Гаутамы[6]
1ТанханкараTaṇhaṅkaraКшатрииДолина Ганга — ВаранасиКороль Сунанда и королева СунандааАлламанда слабительная
2МеданкараMedhaṅkaraДолина Ганга — ПаталипутраСудева и ЯшодхараKaela
3СарананкараSaraṇaṅkaraДолина Нармады — УгганиСумангала и ЯшаватиStereospermum chelonoides (англ.)русск.
4ДипанкараDīpankaraБрахманыДолина Маханади — РайпурСудева и СумедайяФикус священныйСумеда (также Сумати или Мега Манава, богатый брахман)
5Конданья (англ.)русск.KoṇḍaññaКшатрииДолина Махавели — Махаянгана (англ.)русск.Сунанда и СуджатаСаловое деревоВиджитави (Чакраварти в Чандаватинагаре Маджхимадесы)
6МангалаMaṅgalaБрахманы[9]Долина Валаве — БалангодаУттара и УттараМезуяСуручи (В Сирибрахмано)
7СуманаSumana[9]Кшатрии[9]Маханади — Дамбаденайя (англ.)русск.Судассана и СиримаМезуяцарь нагов Атуло
8РеватаRevata[10]Брахманы[9]Монарагала (англ.)русск.Випала и ВипулаМезуяБрахман, знаток Вед
9СобитаSobhitaКшатрии[9]Долина Нармады — АджантаСудамманагара и СудамманагараМезуяБрахман Суджата (в Раммавати)
10Аномадасси (англ.)русск.Anomadassi Брахманы[9]Долина Годавари — НагпурЯшава и ЯшодараКукубхаЦарь якшей
11Падума[11]PadumaКшатрии[9]Долина Годавари — ХайдарабадАнурула и СуджатаЛагерстрёмия изящная (англ.)русск.Лев
12НарадаNāradaДолина Кавери — ВеллорЦарь Судева и АнопамаЛагерстрёмия изящнаяТапасо в Гималаях
13Падумуттара (англ.)русск.[12]PadumuttaraКшатрииДолина Кавери — ТирупатиАнурула и СуджатаДиптерокарпус Dipterocarpus zeylanicus (англ.)русск.Аскет Джатило
14Сумеда (англ.)русск.SumedhaКшатрииДолина Ганга — АграСумеда и СумедаNipaУроженец Уттаро
15СуджатаSujātaДолина ИндаУггата и ПаббаватиБамбук обыкновенныйЧакравартин
16Пиядасси[13]PiyadassiДолина Иравади — МандалайСудата и СубаддхаCrateva hygrophilaбрахман Кассапа (в Сириваттанагаре)
17АттадасиAtthadassiКшатрииДолина Инда — ТаксилаСагара и СудассанаМагнолия чампакабрахман Сусино
18ДхаммадассиDhammadassīКшатрииДолина Ганга — ПатнаСуранамаха и СунанадаbimbijālaПредводитель дэвов Индра
19СиддхартхаSiddhartthaДолина Брахмапутры — НагалендУдени и Супассаkanihaniбрахман Мангал
20ТиссаTissaЧиттагонгский горный районДжанасандо и ПадумаПтерокарпус мешковидныйЦарь Суджата в Ясаватинагаре
21Пусса (англ.)русск.[14]PhussaКшатрииДолина Ганга — ВаранасиДжаясена и СиремайяФиллантус эмбликаВиджитави
22Випасси (англ.)русск.VipassīКшатрииДолина Инда — ГондарВипасси и ВипассиStereospermum chelonoidesЦарь Атула
23Сикхи (англ.)русск.SikhīКшатрииАрунавати[15]Арунаватти и ПапаваттиMangifera zeylanica (англ.)русск.Ариндамо в Сарабавитанагаре
24Вессабху (англ.)русск.VessabhūКшатрииАнупаманагараСуппалита и ЯшаватиСаловое деревоСадассана в Сарабаватинагаре
25Какусанда (англ.)русск.KakusandhaБрахманыКхемаватинагара (англ.)русск.брахман Агидатта, священник царя Кхемы, и ВисакаАльбицияЦарь Кхема[16]
26Конагамана (англ.)русск.KoṇāgamanaБрахманыСобаватинагара (англ.)русск.брахман Янадатта и УттараФикус кистевидныйДжотипала в Ваппуле
27Кассапа (англ.)русск.[17]KassapaБрахманыВаранасибрахман Брахмадатта и ДханаватиФикус бенгальскийДжотипала в Ваппуле
28ГаутамаGautamaКшатрииЛумбиниЦарь Шуддходана и МайяФикус священный

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *