Карта буддизма в россии – ( 1 2) —

Главные центры буддизма в России / Туристический спутник

В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия. Впрочем, есть и другие места.

Санкт-Петербург

Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной. Кафе располагается в подвале, интерьер непритязательный, зато интересные цены.
Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг — Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.

Калмыкия

Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).
Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны — по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр — большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.

Байкал

Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

Тыва

Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи. После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины. Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ. А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.
Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.

Алтай

Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.
Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.
Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).

Бурятия

Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.
Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

tursputnik.com

Островки буддизма в России / Достопримечательности / Россия / Страны / Моя Планета

© katalinks / Shutterstock.com

 

В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия.

 

Впрочем, есть и другие места. Рассказываем обо всех.


Санкт-Петербург

 

© Gala_Kan / Shutterstock.com


Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

 

 

Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной. Кафе располагается в подвале, интерьер непритязательный, зато интересные цены.

 

Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг — Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.

 


Калмыкия

 

 

Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м). 

 

Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны — по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр — большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.

 

 

Байкал

 

   
Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.

 

 

Тыва

 

 

Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи. После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины. Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ. А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.


Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.

 

 

Алтай

 

© bon-po.ru

  

Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.

 

Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.


Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).


 

Бурятия

 


Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.

 

 

Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

 

© saiko3p / Shutterstock.com


Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

www.moya-planeta.ru

Буддийские святыни России: обзор главных храмов страны

Буддизм – не самая распространенная религия в многоконфессиональной России. Оцените красоту и уникальность буддийских храмов, находящихся на территории нашей страны.

Дацан Гунзэчойнэй

Расположен в Северной столице. Был основан в 1909. Одна из самых северных святынь этой ветви.

Ступа просветления

Главная достопримечательность берегов Байкала была создана в 2005 на средства благотворителей. Внутри ступы заложены книги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Самые знаменитые мечети России

Золотая обитель Будды Шакьямуни

Был заложен в Элисте в 2004 году. В стенах хранится самая высокая статуя Просветлённого.

Цеченлинг

Объект был воздвигнут в 1999 в республике Тува. Тут работает школа, секция йоги, курсы тибетского языка. Поучаствовать в занятиях может каждый желающий.

Иволгинский дацан

Центральный храм российского буддизма был основан в 1945 в Бурятии. Это крупный монастырский комплекс, в который, кроме религиозных объектов, входит библиотека, оранжерея, музей, учебные корпуса.

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями – сделайте репост!

Похожие статьи

facte.ru

Буддийские храмы в России | Отдых в России 2019

В Российской Федерации буддизм является основной религией для жителей Бурятии, Калмыкии, Тувы. В низовьях Волги и Забайкалье буддизм начал распространяться тогда, когда сюда перекочевали монгольские скотоводческие племена. В 1914 г. в состав Енисейской губернии вошла Тува, в которой также был популярен буддизм. В России буддизм получил распространение в форме ламаистской школы «гелукпа».

В настоящее время на территории России действует более 200 буддийских общин. Помимо традиционного для России тибетского буддизма, распространяются и другие направления. Например, особую популярность в последние годы приобретает тибетское направление «Великое совершенство» (дзонгнен).

Как называется буддийский храм в России

Храмы Будды по всему миру называют по-разному. Есть варианты именований со словом «дацан», или же непосредственно название самого храма представляет собой словосочетания, включающие слова «дзи», «дэра», «тэра», «гаран». Если в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется «дзи». Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси. Дополнительное название «гаран» применяют для древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище». Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

Как выглядит буддийский храм в России

Как правило, такие места, как буддийские храмы, защищены от внешних воздействий, территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота. По структуре буддийские храмы России мало чем отличаются от помещений храмов по всему миру. В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды. Следующая обязательная на территории храма постройка – пагода – предназначена для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки святого в него попали. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды. Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания здесь, в стенах храма, передаются из уст в уста.

Где находятся буддийские храмы в России

Буддийских храмов по России не очень много. Есть они не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в разных регионах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Вот самые популярные из буддийских храмов в России.

Бурятия, Иволгинский дацан

Этот буддийский храм расположен у подножия горного хребта, на степной территории в трёх десятках километров от Улан-Удэ. Иволгинский дацан поистине считают центром, духовной столицей Буддийской традиционной Сангхи России.

Золочёный храм уже издалека встречает гостей и верующих. Складывается впечатление, что всё здесь замерло в ожидании времени. Атмосфера наполнена терпким и пряным ароматом цветущих трав.

Храм Будды здесь появился в конце Великой Отечественной войны, здесь изначально находилась резиденция ламы. Затем при дацане открыли Буддийский университет.

В качестве украшений в храме используются подлинные интерьерные вещи, произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова.

В Иволгинский дацан в Бурятии стекаются тысячи паломников и туристов со всего света.

Бурятия, Тамчинский (Гусиноозерский) дацан

Тамчинский (Гусиноозерский) дацан основали в Бурятии почти полтора века назад, в середине восемнадцатого столетия. Буддийский храм расположен на юго-западном берегу озера Гусиное (по-бурятски Галун-нур). Изначально это был деревянный дацан, который основал лама Ахалдайн Жинба. Этот храм можно считать первым из буддийских на территории современной Бурятии.

Особенностью Тамчинского дацана является уникальный памятник археологии I тысячелетия до н.э. – Оленный камень «Алтан Сэргэ». Возраст этого камня – свыше 3300 лет. Этот камень – неотъемлемая часть ритуальных праздников, которые проводились в прошлом. Оленный камень обнаружен в сентябре 1989 года на территории дацана в фундаменте разобранного дома. Камень был расколот на 12 кусков. Его отреставрировали специалисты Эрмитажа, и сейчас он восстановлен на прежнем месте, около главного храма Цогчен. На четырехгранном каменном столбе, утолщенном в верхней части, изображены олени, застывшие в лесу. Головы оленей украшают витковые рога, расположенные вдоль хребта. В верхнем углу над головой оленя выбит диск. Современные туристы и паломники видят три дугана за монастырской оградой, главным их которых являлся Цогчен.

Бурятия, Агинский дацан

Комплекс Агинского дацана – это живая страница архитектурного творчества бурятского народа. Несомненный интерес вызывает здание нового соборного храма цокчен-дугана, старого двухэтажного храма Даши Лхундублинг. Агинский дацан был заложен в 1811 г. и освящен в 1816 г. Он представлял собой буддийский университет, в котором велась подготовка лам различных специальностей.

Бурятия, Угданский дацан

Расположен в 19 км от Читы, в местности Хурлэ-Добо. Открыт в 1991 году. Сооружен по инициативе и на средства кооперативного хозяйства «Угданский». Угданский дацан включает в себя кирпичное здание цогчен-дугана, Сахъюсан-сумэ, субурхан, молитвенные барабаны, домики для лам. Территория дацана расширяется и благоустраивается. В Угданском дацане служит штат высококвалифицированных лам и ведёт практику лекарь.

Бурятия, Анинский дацан

Один из древнейших буддийских храмов на территории России. Основан в 1795 году. В дацане хранились 11 родовых знамён хоринских бурят. Современный дацан является первым в истории российского буддизма семейно-родовым монастырским комплексом — вокруг него воздвигнуты 108 субурганов – хранилищ родословных 108 семей хоринских бурят. Освящение субурганов состоялось в 2011 году и было приурочено к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России. Территория возрождаемого Анинского дацана занимает 9 гектаров и будет разделена на 9 частей, символизирующих 9 драгоценностей, где будет возведено 17 дуганов.

Бурятия, Ацагатский (Курбинский) дацан

Основан в 1825 году и находится на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии. Известен среди паломников и туристов как центр качественной тибетской медицины.

Бурятия, Атаган-Дырестуйский дацан

Появился в середине XVIII века на юге Бурятии. Два века спустя храм значительно разрушили, уцелел только цогчен-дуган, в котором советские власти разместили машинно-тракторные мастерские. В 2004 году в дацане начались восстановительные работы. После планируется привести в порядок весь монастырский комплекс. В 2007 году здесь начали проводить буддийские службы – хуралы.

Калмыкия, Золотая обитель Будды Шакьямуни

Это один из богатейших буддийских храмов в России. Территория храма обнесена ажурной оградой со знаком «108 Будд». Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него. Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, этнографическая зона с кибитками.

Калмыкия, Тантрический монастырь Владыки Цонкапы

Это один из молодых буддийских храмов в России. Он основан в 2008 году в Городовиковске. Это первый тантрический монастырь. Уникальным новый монастырь делает редчайшая реликвия – кусочек черепа Ламы Цонкапы. В монастыре есть и другие удивительные реликвии – белые шарики, которые остаются после кремации тел высоких лам.

Санкт-Петербург, дацан Гунзэчойнэй

Храм появился в Северной столице накануне революции 1917 года. Инициатором постройки выступил посланник XIII Далай-ламы ученый бурятский лама Агван Лобсан Доржиев. Одновременно с храмом было возведено четырёхэтажное общежитие для монахов и приезжих буддистов, служебный флигель. Из интересного для почитателей буддизма здесь статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле, из папье-маше с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом. Высота туловища Будды – 2,5 метра, вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 м. В 2003 г. в храм после реставрации была возвращена статуя сиамского «Стоящего Будды». Также здесь ведут прием астрологи и врач-тибетолог, проводятся лекции по буддийской философии.

Санкт-Петербург, Ват Абхидхамма Буддавихара

Тоже молодой буддийский храм – основан в 2006 году в поселке Горелово. Это единственный в России действующий храм традиции Тхеравада – древнейшего направления буддизма, распространенного в странах Юго-Восточной Азии.

Тува, Цеченлинг

Буддийский храм «Цеченлинг», построенный в 1999 году, – один из первых реконструированных в Туве дацанов, или хурээ – так называют буддийские храмы тувинцы. Храм находится в центре Кызыла на улице Красноармейской. Это двухэтажное здание, место встреч лам с населением. На втором этаже, куда ведет великолепная мраморная лестница, – молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными бурханами, изображения Будды. Храм удачно сочетает традиции культовой восточной архитектуры и новые строительные технологии.

Свердловская область, Качканар, Шад Тчуп Линг

Храм Будды, с которым связаны злободневные новости 2016 года. Власти региона хотели снести монастырь для разработки месторождения железной руды на его месте, но впоследствии отложили эти планы. Буддийская обитель появилась под Качканаром в мае 1995 года. К храму ведёт витиеватая горная дорога, она ведёт через Качканарский рудоносный массив, местную речку Выю и Нижневыйское водохранилище. Монастырь построен по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Одно из притягательных строений монастыря – ступа, памятник просветленному уму Будды.

В России больше полусотни храмов Будды, но пока что далеко не все они освоены туристами. Это как тропа первопроходца, которая манит путешественника своими видами, строениями, возможностью прикоснуться к древнейшей религии и почувствовать себя вдалеке от городской суеты.

Комментарии

xn--80aalf3aen7bxbk.xn--p1ai

Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм

Религиозное пространство Российской Федерации довольно многообразно. Занимая исключительно большую территорию и объединяя под своей политической юрисдикцией огромное множество народов и этнических групп, наша страна представляет собой площадку, где встречаются различные традиции и религии запада и востока, севера и юга. Христианство и ислам – две мировые религии, распространенные в нашем государстве. Вместе с ними представлена и третья, которую исповедуют многие народы России, – буддизм. О том, где распространена эта религия в нашей стране, мы и поговорим далее.

Буддизм в России

Буддизм — это уникальная религия, не похожая ни на какую другую. Внутри себя различные буддийские течения и школы также существенно разнятся. Происхождением своим обязанный религиозному гению Индии, на своей родине буддизм практически утратил вес. Сегодня традиционными странами, исповедующими буддийское учение, являются Корея, Япония, Китай, Непал и другие, среди которых особенно выделяется Тибет. На сегодняшний момент буддизм в России представлен практически всеми основными буддийскими конфессиями. Среди них есть различные школы махаяны, ваджраяны, тхеравады, дзэн, чань и многие другие традиционные и не очень объединения. Однако большинство людей, исповедующих буддизм на территории России, являются приверженцами Тибетской религиозной традиции.

Буддийская этнография России

Предлагаем ответить на вопрос: какие народы России исповедуют буддизм сегодня?

Благодаря политическим событиям и межкультурным контактам, буддизм сначала укоренился среди калмыков и тувинцев. Это произошло в XVI веке, когда территории этих республик вместе с населявшими их народностями входили в состав монгольского государства Алтан-хан. Веком позже Буддизм проник к бурятам, где успешно конкурировал с традиционной религией всех сибирских кочевников – шаманизмом, или иначе тенгризмом.

Буддизм в Бурятии

Бурятия – республика России, чьи границы начинаются от восточных берегов Байкала. Будучи присоединенной к Российской империи, она оказалась устойчивой к русификации и избежала христианизации. С другой стороны, тесные культурные, торговые и политические связи с Монголией, а через нее и с Тибетом, сделали среди бурят популярным буддийское учение. Первые каменные дацаны здесь были возведены в XVIII веке.

Хотя среди буддийских народов буряты – последние, кто принял эту религию, сегодня именно они представляют буддийское большинство и представляют буддизм в России. В Бурятии располагается административный центр российских буддистов – Традиционная буддистская Сангха России, а также основные святыни и культовые сооружения. Важнейшим из них является Иволгинский дацан – резиденция Бандидо Хамбо-ламы – духовного лидера значительной части буддистов России.

Наряду с буддизмом, среди бурят довольно распространенным является традиционный шаманизм, или так называемая черная вера.

Буддизм в Туве

Тува, это республика, которая была принята в состав России в начале XX века, а именно, в 1911 году. Тувинцы сегодня исповедуют ту же форму учения, что и буряты, – традицию Махаяны Тибетского буддизма. Однако так было не всегда: первые очаги буддийского учения, преимущественно в форме хинаяны, на территории Тувы появились еще во II веке н.э., во времена Тюркского каганата. В дальнейшем тувинские племена находились в подчинении уйгуров, отвоевавших земли Тувы у тюрков. Уйгуры исповедовали манихейскую религию, однако испытывали на себе влияние и буддизма. Разработав письменность, уйгурские ученые стали активно переводить буддистские тексты с китайского и согдийского языков. С течением времени переводчики сосредоточились на тибетских трактатах, что и определило дальнейшее преобладание тибетской традиции. Эта тенденция была подкреплена в XIII веке влиянием монгольских учителей, воспринявших буддистскую традицию от тибетских лам.

Первые монастыри были построены в Туве в 1772 и 1773 годах. Хотя буддийская община Тувы в основном придерживается линии Гелуг, предполагающей монашеское духовенство, местные традиции санкционируют женатый институт ламства, что является ее уникальной особенностью. Как и в Бурятии, по религиозному признаку тувинцы разделяются на два лагеря – шаманисты и буддисты.

Буддизм в Калмыкии

Калмыкия, это единственный европейский регион с преобладанием буддийского населения. Представляя собой потомственные западно-монгольские племена, родословная калмыков восходит к ойратам, приобщившимся к таинствам буддийской религии в XIII веке благодаря вхождению в империю Чингисхана. Однако в это время буддизм являлся вероисповеданием лишь политической элиты ойратов. Популяризация же учения среди простого населения происходит только в XVI-XVII веках. И, как и в случае с Бурятией и Тувой, калмыцкий буддизм также придерживается тибетских религиозных традиций. Особенно эта связь между Тибетом и Калмыкией укрепилась после признания в начале XVII века в ойратском мальчике перерождения третьего Далай-ламы.

Распространение буддизма среди ойратов способствовало и становлению отдельного калмыцкого этноса. В состав последнего вошли ойратские племена, принявшие буддизм и расселившиеся на запад в пределах Российского государства. При этом, подчиняясь российскому императору, калмыки образовали собственное управление — Калмыцкое ханство. Последнее просуществовало до 1771 года, когда указом императрицы Екатерины II было упразднено. В дальнейшем калмыцкий буддизм развивался, приобретал национальные черты и, подобно бурятской и тувинской сангхам, вел религиозную борьбу с шаманизмом.

Буддизм в СССР

После Октябрьской революции буддизм в России был подвержен модному тогда духовному веянию – обновленчеству. Синтез дхармы и марксизма призван был реорганизовать буддистские общины. В рамках этого движения в Москве 20-х гг. даже состоялся всероссийский буддийский собор. Однако затем политика партии переменилась, и в отношении религиозных организаций начались массовые репрессии. Монастыри закрывались, храмы разрушались, а духовенство преследовалось. До послевоенной «оттепели» народы России, исповедующие буддизм, потеряли более 150 монастырей. В Бурятии из 15 тысяч лам к 1948 году осталось менее 600 человек. Что касается Тувы и Калмыкии, то на оба региона насчитывалось всего несколько десятков выживших священнослужителей из 8 тысяч.

Народы России, исповедующие буддизм в наши дни

До Перестройки буддийским органом, координирующим деятельность буддийских организаций, являлся ЦДУБ СССР (Центральное духовное управление буддистов СССР). В начале 90-х годов его переименовали в ЦДУБ России. Сейчас этот орган называется Буддийской традиционной сангхой России и включает в свой состав буддийские общины Бурятии. Религиозные объединения Тувы и Калмыкии остаются независимыми. Впрочем, авторитет БТСР в Бурятии и за ее пределами признают далеко не все. В результате политических и идеологических разногласий буддийское общество пережило ряд расколов и кроме основных объединений насчитывает несколько самостоятельных ассоциаций и независимых общин.

В любом случае, буддизм в России представлен, как и прежде, тремя основными регионами – Бурятией, Тувой и Калмыкией.

Прочие буддийские общины России

Традиционные народы России, исповедующие буддизм, являются сегодня не единственными носителями буддийской культуры и традиции. В последнее время эта религия заметно популяризировалась в среде молодежи и интеллигенции. В крупных городах продолжают открываться различные религиозные центры. Среди них, кроме традиционных школ тибетского буддизма, присутствуют представительства корейского, китайского и японского дзен-буддизма, традиций тхеравады и дзогчена. Россию за последние несколько лет посетило множество духовных учителей. В свою очередь, среди наших соотечественников также появились представители буддийского монашества и духовенства.

Заключение

Мода на буддизм в России не уникальна, и в этом смысле наша страна разделяет общеевропейское очарование востоком. Зачастую, приобретая в количестве, отечественная буддофилия теряет в качестве, что чревато распространением в России поверхностного, маргинального варианта буддизма.

Вместе с тем, буддизм — религия в России такая же традиционная, как христианство и ислам. Поэтому его статус и будущие перспективы представляют большую важность для благополучного развития российской культуры.

fb.ru

Буддизм в России Народы России, исповедующие буддизм

Религиозное пространство Российской Федерации довольно многообразно. Занимая исключительно большую территорию и объединяя под своей политической юрисдикцией огромное множество народов и этнических групп, наша страна представляет собой площадку, где встречаются различные традиции и религии запада и востока, севера и юга. Христианство и ислам — две мировые религии, распространенные в нашем государстве. Вместе с ними представлена и третья, которую исповедуют многие народы России, — буддизм. О том, где распространена эта религия в нашей стране, мы и поговорим далее.

Буддизм в России

Буддизм — это уникальная религия, не похожая ни на какую другую. Внутри себя различные буддийские течения и школы также существенно разнятся. Происхождением своим обязанный религиозному гению Индии, на своей родине буддизм практически утратил вес. Сегодня традиционными странами, исповедующими буддийское учение, являются Корея, Япония, Китай, Непал и другие, среди которых особенно выделяется Тибет. На сегодняшний момент буддизм в России представлен практически всеми основными буддийскими конфессиями. Среди них есть различные школы махаяны, ваджраяны, тхеравады, дзэн, чань и многие другие традиционные и не очень объединения. Однако большинство людей, исповедующих буддизм на территории России, являются приверженцами Тибетской религиозной традиции.

Буддийская этнография России

Предлагаем ответить на вопрос: какие народы России исповедуют буддизм сегодня?

Благодаря политическим событиям и межкультурным контактам, буддизм сначала укоренился среди калмыков и тувинцев. Это произошло в XVI веке, когда территории этих республик вместе с населявшими их народностями входили в состав монгольского государства Алтан-хан. Веком позже Буддизм проник к бурятам, где успешно конкурировал с традиционной религией всех сибирских кочевников — шаманизмом, или иначе тенгризмом.

Буддизм в Бурятии

Бурятия — республика России, чьи границы начинаются от восточных берегов Байкала. Будучи присоединенной к Российской империи, она оказалась устойчивой к русификации и избежала христианизации. С другой стороны, тесные культурные, торговые и политические связи с Монголией, а через нее и с Тибетом, сделали среди бурят популярным буддийское учение. Первые каменные дацаны здесь были возведены в XVIII веке.

Хотя среди буддийских народов буряты — последние, кто принял эту религию, сегодня именно они представляют буддийское большинство и представляют буддизм в России. В Бурятии располагается административный центр российских буддистов — Традиционная буддистская Сангха России, а также основные святыни и культовые сооружения. Важнейшим из них является Иволгинский дацан — резиденция Бандидо Хамбо-ламы — духовного лидера значительной части буддистов России.

Наряду с буддизмом, среди бурят довольно распространенным является традиционный шаманизм, или так называемая черная вера.

Буддизм в Туве

Тува, это республика, которая была принята в состав России в начале XX века, а именно, в 1911 году. Тувинцы сегодня исповедуют ту же форму учения, что и буряты, — традицию Махаяны Тибетского буддизма. Однако так было не всегда: первые очаги буддийского учения, преимущественно в форме хинаяны, на территории Тувы появились еще во II веке н.э., во времена Тюркского каганата. В дальнейшем тувинские племена находились в подчинении уйгуров, отвоевавших земли Тувы у тюрков. Уйгуры исповедовали манихейскую религию, однако испытывали на себе влияние и буддизма. Разработав письменность, уйгурские ученые стали активно переводить буддистские тексты с китайского и согдийского языков. С течением времени переводчики сосредоточились на тибетских трактатах, что и определило дальнейшее преобладание тибетской традиции. Эта тенденция была подкреплена в XIII веке влиянием монгольских учителей, воспринявших буддистскую традицию от тибетских лам.

Первые монастыри были построены в Туве в 1772 и 1773 годах. Хотя буддийская община Тувы в основном придерживается линии Гелуг, предполагающей монашеское духовенство, местные традиции санкционируют женатый институт ламства, что является ее уникальной особенностью. Как и в Бурятии, по религиозному признаку тувинцы разделяются на два лагеря — шаманисты и буддисты.

Буддизм в Калмыкии

Калмыкия, это единственный европейский регион с преобладанием буддийского населения. Представляя собой потомственные западно-монгольские племена, родословная калмыков восходит к ойратам, приобщившимся к таинствам буддийской религии в XIII веке благодаря вхождению в империю Чингисхана. Однако в это время буддизм являлся вероисповеданием лишь политической элиты ойратов. Популяризация же учения среди простого населения происходит только в XVI-XVII веках. И, как и в случае с Бурятией и Тувой, калмыцкий буддизм также придерживается тибетских религиозных традиций. Особенно эта связь между Тибетом и Калмыкией укрепилась после признания в начале XVII века в ойратском мальчике перерождения третьего Далай-ламы.

Распространение буддизма среди ойратов способствовало и становлению отдельного калмыцкого этноса. В состав последнего вошли ойратские племена, принявшие буддизм и расселившиеся на запад в пределах Российского государства. При этом, подчиняясь российскому императору, калмыки образовали собственное управление — Калмыцкое ханство. Последнее просуществовало до 1771 года, когда указом императрицы Екатерины II было упразднено. В дальнейшем калмыцкий буддизм развивался, приобретал национальные черты и, подобно бурятской и тувинской сангхам, вел религиозную борьбу с шаманизмом.

Буддизм в СССР

После Октябрьской революции буддизм в России был подвержен модному тогда духовному веянию — обновленчеству. Синтез дхармы и марксизма призван был реорганизовать буддистские общины. В рамках этого движения в Москве 20-х гг. даже состоялся всероссийский буддийский собор. Однако затем политика партии переменилась, и в отношении религиозных организаций начались массовые репрессии. Монастыри закрывались, храмы разрушались, а духовенство преследовалось. До послевоенной «оттепели» народы России, исповедующие буддизм, потеряли более 150 монастырей. В Бурятии из 15 тысяч лам к 1948 году осталось менее 600 человек. Что касается Тувы и Калмыкии, то на оба региона насчитывалось всего несколько десятков выживших священнослужителей из 8 тысяч.

Народы России, исповедующие буддизм в наши дни

До Перестройки буддийским органом, координирующим деятельность буддийских организаций, являлся ЦДУБ СССР (Центральное духовное управление буддистов СССР). В начале 90-х годов его переименовали в ЦДУБ России. Сейчас этот орган называется Буддийской традиционной сангхой России и включает в свой состав буддийские общины Бурятии. Религиозные объединения Тувы и Калмыкии остаются независимыми. Впрочем, авторитет БТСР в Бурятии и за ее пределами признают далеко не все. В результате политических и идеологических разногласий буддийское общество пережило ряд расколов и кроме основных объединений насчитывает несколько самостоятельных ассоциаций и независимых общин.

В любом случае, буддизм в России представлен, как и прежде, тремя основными регионами — Бурятией, Тувой и Калмыкией.

Прочие буддийские общины России

Традиционные народы России, исповедующие буддизм, являются сегодня не единственными носителями буддийской культуры и традиции. В последнее время эта религия заметно популяризировалась в среде молодежи и интеллигенции. В крупных городах продолжают открываться различные религиозные центры. Среди них, кроме традиционных школ тибетского буддизма, присутствуют представительства корейского, китайского и японского дзен-буддизма, традиций тхеравады и дзогчена. Россию за последние несколько лет посетило множество духовных учителей. В свою очередь, среди наших соотечественников также появились представители буддийского монашества и духовенства.

Заключение

Мода на буддизм в России не уникальна, и в этом смысле наша страна разделяет общеевропейское очарование востоком. Зачастую, приобретая в количестве, отечественная буддофилия теряет в качестве, что чревато распространением в России поверхностного, маргинального варианта буддизма.

Вместе с тем, буддизм — религия в России такая же традиционная, как христианство и ислам. Поэтому его статус и будущие перспективы представляют большую важность для благополучного развития российской культуры.

nlo-mir.ru

История буддизма в России — с древности до наших дней

Здравствуйте, уважаемые читатели!

История буддизма в России насчитывает чуть более 13 веков. Примерно 1% российского населения сегодня считает себя буддистами, а это около девятисот тысяч человек.

Сегодня наш рассказ коснётся возникновения, развития и распространения буддийского учения на территории нашей страны.

Содержание:
Первые сведения
XVII век
XVIII век
XIX — начало XX века
Развитие буддологии
Годы репрессий
Воскрешение буддизма
Заключение

Первые сведения

В VII веке на Дальнем Востоке образовалось государство Бохай, около 130 лет занимавшее часть российских земель, которые в современной действительности называются Приамурьем и Приморьем.

Большая часть бохайцев поклонялась шаманизму. В духовной культуре жителей Бохая ощущалось воздействие и соседей этого государства:  

  • маньчжурцев,
  • корейцев,
  • китайцев.

Местные знатные люди и чиновники исповедовали Махаяну.

Знаменитый бохайский поэт Хайтэй так говорил о своих шести (по буддийской Дхарме) возможностях перерождения:

Был пастухом, бродягой, вельможей,
Но кто я на самом деле в этой жизни ничтожной?
Рядился в одежды лиловые и чёрную рясу —
Всеми путями прошёл, но в ком моё сердце забьётся?

Будто на перекличке стражников перебираю имена.
Все хороши, но имени своего никак не узнаю.
Хожу по окраинам города и вопрошаю встречных:
«Вы помните меня, молва обо мне жива ли?»

Душа моя, кто ты? Дух голодный? Демон-асура? Илиархат?
Я человек на развилке шести дорог,
Будто кость обглоданная, брошенная за порог
Бродячей своре собак — нет ни имени у меня, ни славы…

Археологи обнаружили руины бохайских кумирен тех времён. Их пять, местоположение первой – Хасанский, а остальных – Уссурийский район:

  • Краскинское городище,
  • Корсаковская,
  • Борисовская,
  • Абрикосовская,
  • Копытинская.

Краскинское городище

Результатом раскопок явилось множество фрагментов и целых статуэток. Материал, из которого были сделаны Будды и бодхисаттвы – это камень, обожжённая глина и позолоченная бронза. Кроме них были найдены и другие предметы для отправления буддийского культа.

XVII век

Следующими за бохайцами принесли буддийское учение на русскую землю калмыки, когда часть их племён на рубеже XVII столетия перешла в подданство России.

Посланники калмыков (ойратов) пришли к царю Василию Шуйскому и выразили желание пользоваться первоклассными пастбищами вдоль Волги, взамен предлагая охрану рубежей от нападений кочевых племён на юго-востоке Московии. Соглашение было заключено по обоюдной выгоде сторон, и образовалось Калмыцкое ханство, первое и последнее автономное буддийское государство в Европе.

Калмыки были буддистами со сформировавшимся мировоззрением. Они получили передачу учения от Второго Кармапы, Карма-бакши на четыре столетия раньше присоединения к России. Он возглавлял тибетскую школу Карма Кагью. 

Уйгурский буддизм и школы кагьюпинцев и сакьяпинцев были тоже знакомы ойратам  и оказали на них значительное воздействие. Однако позже школа Гелуг в силу ряда причин всё же возобладала и у них, хотя линии Кагью и Сакья сохранились.

Буддийский храм «Таши Гоманг», Калмыкия, начало XX в.

В это же время и в Бурятии укрылись сотни духовников из Тибета и Монголии, покинувших свои земли по политическим мотивам. В этот регион также проник тибетский вариант учения.

Буряты добровольно принимали российское подданство, но перегибы местной сибирской администрации способствовали тому, что многие из них откочёвывали в Монголию, так как их облагали непомерными налогами и пытались насильно обратить в православие.

Алтайские народы приняли буддизм, когда Алтай включили в Джунгарию. У всех буддистских народов сохранялось интенсивное общение с Тибетом, главой всех буддистов и духовными лидерами разных буддистских сект.

Ламы из России проходили первоначальное обучение на месте, в дальнейшем их принимал Тибет для завершения образования. Тела отошедших в мир иной лам и знатных людей отправлялись тоже в Страну Снегов, чтобы они могли лучшим образом «переродиться».

Тибет в лице Далай-ламы выдавал грамоты с печатями сандалового дерева калмыцким ханам, подтверждающие их право властвовать. Отличительной чертой буддизма являлось то, что, распространяясь по миру, он мирно уживался с существующими религиями, принимая разнообразные духовные формы.

Аларский дацан, Бурятия

Хотя все вышеназванные народы исповедовали одну и ту же форму буддизма, в каждом регионе она все же приобретала свои особенности.

Бурятский буддизм многое перенял из Монголии, в силу соседства этих стран. Тут так же почитали перерожденцев – тулку, и иерархия в монастырях соответствовала тибетской. В Туве, напротив, перерожденцев не искали, ламам разрешалось жениться, так как им не обязательно было принимать монашество.

Алтайские шаманизм и христианство видоизменили буддизм по-своему. 

XVIII век

В 1727 году земли России и Китая разграничили в соответствии с Кяхтинским договором. К этому периоду значительная часть бурятов уже следовала буддийскому учению. 

Чтобы ограничить влияние иностранцев на умы российских подданных, была издана инструкция для пограничных служб. В ней запрещалось пускать лам из Монголии и Тибета в бурятские поселения. Вместо этого бурятским родам было приказано готовить свои благонадёжные духовные кадры.

Благодаря созданию системы беспрерывного образования, бурятский буддизм получил возможность равномерно развиваться.

Мистерия Цам в Гусиноозерском дацане

Хотя буддизм не был государственной религией в России, в 1741 году его всё же косвенным образом признали. Произошло это благодаря указу, выпущенному локальными органами власти в Сибири от лица государыни.

Указ ограничивал количество лам сто пятидесятью и храмов одиннадцатью, тем самым узаконивая буддийскую верхушку. Официально буддизм указом не признавался, но духовенство получило благодаря ему некоторые привилегии, в частности, освобождалось от уплаты ясака. Мнения историков расходятся в том, кто же проявил такую милость: Анна Леопольдовна или Елизавета Петровна.

В 1764 году буддийское учение обрело заслуженное признание и стало одной из российских государственных религий вследствие введения должности Пандито хамбо-ламы, который должен был возглавлять забайкальских и восточносибирских буддистов. Благодарные духовники в Бурятии провозгласили Екатерину II, учредившую этот пост, эманацией Белой Тары. 

Первый дацан, Цонгольский, был сначала передвижным. Дамба Дорши Заяев, Пандито хамбо-лама, был его настоятелем. Позже резиденцией лидера всех буддистов становится Гусиноозерский дацан.

Дамба-Даржай Заяев (1710—1776). 1-й Пандито Хамбо-Лама

Спустя 33 года император Павел Петрович отметил в своём манифесте, что в России можно свободно исповедовать и распространять буддизм.

XIX — начало XX века

Государь Александр Павлович в указе, датируемом 1822 годом, подтвердил это положение. 1914 год стал временем присоединения к России ещё одного буддийского региона – Урянхайского края. Сейчас он носит название Тува (Тыва). 

Тувинцы были знакомы с буддизмом ещё с XIII века. Кроме Гелуга они отдавали предпочтение традиции Ньингма. К моменту присоединения на территории проживало около трёх тысяч последователей учения, включая лам. Государство в тот период не вмешивалось в их духовную жизнь. 

А в Забайкалье начала XX века буддизм являлся верой практически всего бурятского населения. Об этом свидетельствуют такие цифры:

  • 44 действующих дацана,
  • 144 малых храма,
  • 16 000 лам

обслуживали население количеством 160 000 человек.

Ламы Калмыкии и Бурятии интенсивно проводили политический курс России на востоке страны, защищали её государственные интересы. В ответ царская династия оказывала им покровительство и содействовала процветанию этого духовного течения.

Ламы Калмыкии. Старинное фото

Конец XIX века ознаменовался возникновением буддийской общины в Санкт-Петербурге. И хотя поначалу переписчики отмечали в городских списках всего лишь одного буддиста, через 10 лет их стало уже почти сто, затем – около двухсот, 10% составляли женщины. По национальному составу это были буддисты бурятского, калмыцкого происхождения и русские.

Дацан Гунзэчойнэй, возведённый здесь в это время, являлся детищем знаменитого бурятского ламы Агвана Доржиева.

Развитие буддологии

Исторически Санкт-Петербург был центром русского буддийского учения.  Тут появились буддологические сообщества, которые сделали значительный вклад в развитие буддологии.

Российские востоковеды стояли в ряду самых сильных в этой области знаний. Тибетология, синология, санскрит являлись предметом изучения в институтах и университетах крупных российских городов.

Николай Рерих (27.09.1874 — 13.12.1947) — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, востоковед

На соответствующих кафедрах переводили труднейшие документы, отсюда отправлялись в научные поездки в азиатские государства. В течение двух веков представители литературной интеллигенции использовали буддийские философские выкладки в своих произведениях.  

Годы репрессий

Октябрьская революция и принятие закона об отделении церкви от государства в 1918 году положили начало гонениям на религию в целом и буддизм в частности. Кратко это можно описать следующим образом.

Двести буддийских храмов были уничтожены. Двадцать пять тысяч лам были заключены в тюрьмы, их ждал расстрел или ссылка в лагерь. Ученые-буддологи были репрессированы тоже. Калмыков депортировали в годы войны 1941—1945 гг.

Воскрешение буддизма

После победы в войне стратегия в отношении востока немного изменилась, разрешили открыть Иволгинский и Агинский дацаны, которые единственные и функционировали. И лишь в конце XX буддийское учение началось по-настоящему возрождаться.

Иволгинский дацан, Улан-Удэ

Реставрировались разрушенные и возводились новые монастыри, регистрировались общины, возобновились отношения с зарубежьем. Сейчас в России кроме традиции Гелуг существуют другие тибетские, корейские, японские, китайские школы, а также представлено ответвление тхеравада.

Заключение

На этом, друзья, мы сегодня прощаемся с вами.

Спасибо, что поддерживаете блог и активно рекомендуете статьи в социальных сетях. Подписывайтесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

o-buddizme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *