Карма йога практика – что это такое, практика для начинающих

что это такое, практика для начинающих

Карма йога — учение, основой которого является судьба человека. Благодаря практике, человек учится управлять судьбой (Кармой). Любые действия оказывают прямое влияние на Карму. Её можно сравнить со своеобразной копилкой, в которую откладывается хорошие и плохие поступки, совершенные в течение жизни.

Основная идея

Карма является ключевым элементом учения. Его цель — научить последователей совершать действия не ради последствий, а ради совершения выполнения конкретного действия. Только в таком случае улучшается Карма, условия жизни, состояние здоровья. Это касается работы и иных сфер жизни — семьи, быта, отношений.

Практика Карма-йоги

Учение основано на 3 основных принципах:

  1. Работать нужно для действия, а не получения результатов. Необходимо научиться максимально ровно, возможно даже безразлично, относиться к успехам, неудачам.
  2. Необходимо выполнять работу старательно, но без излишнего усердия.
  3. Успешно закончив работу, следует забыть о конечных результатах, принимая факт, что работа сделана при помощи Всевышнего.

Соблюдение данных принципов позволяет постепенно улучшить Карму, что неизбежно приводит к качественному улучшению жизни.

Позитивные сдвиги в Карме происходят только, если последователь учения оказывает бескорыстную помощь окружающим людям, отказываясь от личных благ, благодарности. Помощь должна способствовать улучшению жизни окружающих людей, их духовному росту и развитию, таким образом, делая счастливее. Это может быть помощь материального (деньги, услуги, одежда), духовного плана (советы, наставления на правильные убеждения, мысли).

Важно, чтобы помощь была бескорыстной. Оказание услуг людям, которое тешит самолюбие, придает излишнюю самоуверенность — бесполезно для улучшения Кармы. Такую помощь нельзя назвать бескорыстной. Даже если Вы ничего не получили взамен, нельзя привязываться к мысли об оказанной пользе.

Карма йога учит воспринимать помощь другим, как должное. Помощь другим нельзя назвать хорошим или плохим действием, это просто нужно выполнять. На первый взгляд — странная логика, но такой подход позволяет привыкнуть помогать другим, забывая о результатах. Вы помогаете, поскольку должны это делать, это ваше предназначение. Других вариантов нет. Чем дольше Вы будете придерживаться такого вектора, бескорыстно помогая другим, не привязываясь к результатам помощи — тем быстрее распутаете клубок Кармы.

Как научиться помогать окружающим?

Многие ошибочно полагают, что практиковать эту разновидность учения просто, ведь в отличие от классической йоги, учение не подразумевает развития в физическом плане. Начинающие последователей может шокировать факт, что упражнений карма йоги не существует. Задача учения — донести мысль о правильном построении жизненного пути. Попытки следовать этому жизненному пути являются тренировкой. Чтобы объяснить суть идеи — приведём пример.

В Индии есть специальные монастыри — Ашрамы. Если провести параллели с Буддизмом, Ашран — аналог Буддистских монастырей, где монахи обучают последователей. Если захотите отправиться в храм, и попросите обучить Карма йоге — помощь будет оказана. Первым заданием станет почистить огромное количество овощей. Если согласитесь, выполните просьбу и пойдете сообщать о готовом результате, вместо благодарности получите новое задание — помыть общественный туалет. Если выполните — получите новую работу. Конца списку заданий нет. Наверное, учитывая основную идею учения, вы поняли суть учения. Если человек отказывается от очередного задания, с ним прощаются. Духовные наставники, таким образом, проверяют способность выполнять просьбу, без ожидания похвалы.

Карма — расплата за совершенные поступки

Осознание сути Кармы позволяет избавиться от чувства зависти. Видя успех другого человека, последователь карма йоги осознает — чтобы получить аналогичный результат, необходимо много трудиться, работать над Кармой, оказывая помощь нуждающимся.

Роль бхакти в карма-йоге

Для карма-йоги термин «бхакти» — конечная цель, которую необходимо достичь. Это своеобразный аналог нирваны. Бхакти — новый уровень сознания, на который выходят люди, научившиеся управлять Кармой. Это люди, отказавшиеся от мыслей о личной выгоде, отдавшие жизнь служению людям, Господу.

Любые действия у достигших бхакти происходят после осознания полезности действия для Господа, людей. Они не задумываются о выгоде. Их не волнует результат действия. В Индуизме насчитывается около 10 определений термина бхакти, но в общем смысле, достижение бхакти — максимально возможный уровень очищения Кармы, значительный шаг на пути приближения к Господу.

Будхи-йога, как разновидность карма-йоги

Будхи-йога — учение с основной мыслью, довольно схожей с карма-йогой. Согласно будхи-йоге, душа человека не должна рассматриваться, как наполнение его физической оболочки, тела. Душа человека — крошечная часть Вселенной, Господа.

Последователи учения отрицают возможность самостоятельного жизненного пути. Они отдают душу под контроль Создателя, позволяя ему управлять жизнью, направляя на истинный путь. Весь путь делится на 4 этапа:

  1. Выход души человека из тела, разделение души на две половины — нижнюю и верхнюю. Первая отвечает за поддержание связи с телом, а вторая — приближает к Создателю.
  2. Осознание себя, как мелкой частицы Вселенной. Человек олицетворяет себя, как шестеренку в огромном вселенском механизме. В масштабах механизма, одна шестеренка не несет абсолютно никакой значимости, но ее работа влияет на работу соседних механизмов.
  3. Развитие верхней половины, приближающее душу ко Вселенной. Достигается путём долгих изнурительных медитаций и тренировок, но положительный результат значительно приближает душу к Создателю.
  4. Итог учения — стремление души к Богу.

Учения карма йоги о работе

Пример с посещением Ашрамов для обучения карма йоге совсем не говорит о том, что для очищения кармы обязательно заниматься тяжелым физическим трудом. Карма йога не осуждает даже тех, кто не имеет работы вообще. Даже не работающий человек в день совершает сотни различных действий.

В карма йоге важно другое — переосмысление отношения к работе. Работать нужно старательно, но нельзя с головой погружаться в работу, не оставляя времени на физический и духовный отдых, саморазвитие, духовные развлечения. Правда, найти такой баланс довольно тяжело, люди практикующие учение долгое время, успешно справляются.

Также важно сразу же забывать о результатах работы, ровно в то мгновение, когда она была выполнена. Равно, как нельзя останавливать мысли на том, что принесет работа. Есть отличное изречение, подходящее к этой идее индийского учения — «Найди работу, которая тебе нравится, и ты не будешь работать ни одного дня». Смысл примерно тот же. К работе нужно относиться не как к обязанностям, выполняя которые вы получите что-либо в ответ (в первую очередь речь идет о деньгах). Учение помогает в корне изменить отношение к работе, не зацикливаться на её результате, а научиться ценить сам процесс работы, находить в нем пользу. Другую пользу, не касающуюся какого-то материального заработка. Причем пользу, опять же, не для себя, ведь мы помним, что карма йога учит нас напрочь забыть о поиске пользы для себя в любых действиях. Работа здесь совершенно не является исключением.

Предполагаемые результаты практики

Практическая польза от применения этой практики очевидна:

  1. Получение контроля над Кармой, а значит — улучшение жизни.
  2. Последователи учатся давать четкую, справедливую и адекватную оценку действий, избавленную от предрассудков и желания получить личную выгоду.
  3. Польза для работы. Человек учится концентрироваться на выполнении работы, вместо постоянных мыслей об итоговых результатах, в виде получения материальных благ (денег), похвалы начальства, получения новой должности, уважения среди коллег. Мысли обо всём, кроме качественного выполнения самой работы уходят в сторону, что помогает сконцентрироваться на четком выполнении обязательств. Общая продуктивность вырастает во много раз, что позволяет выполнять больше работы за меньший временной промежуток.
  4. Духовная польза. Избавление от привязки работы и помощи другим с получением выгоды оказывает благотворное влияние на общее состояние. Не нужно думать о заработке финансовых средств на содержание семьи, оплату кредитов и коммунальных услуг. Проблемы конечно не исчезают, просто изменяется отношение к ним. При увеличении продуктивности работы логичным результатом является и увеличение заработка. Деньги не имеют особенного значения, они помогают разрешить проблемы, но их заработок нельзя назвать главной самоцелью человека. Появление денег — результат измененного отношения к работе.
  5. Здоровье. Хорошее физическое здоровье — результат длительной работы над Кармой, достигнутых духовных улучшений. Очищение сознания от корыстных мыслей отлично влияет на состояние здоровья. Состояние резко улучшается, уходят головные боли, мигрени, улучшается иммунитет, что повышает восприимчивость организма к болезням.

Особенности и недостатки практики

Хоть практика и направлена на смещение акцентов с себя на людей вокруг, она предполагает резкое изменение сложившегося жизненного уклада. Такие изменения не всегда адекватно воспринимаются людьми вокруг — близкими, родными, друзьями. Ваши поступки покажутся им странными, даже глупыми и неадекватными. Есть вероятность, что они будут вас критиковать. К этому стоит быть готовым. Для многих мнение близких людей очень важно, и потеря одобрения станет тяжелым психологическим ударом. Если вы не готовы к такому развитию событий, практику стоит временно отложить и заручиться поддержкой родственников.

В данной разновидности йоги есть один тонкий момент. Крайне важно не переусердствовать с оказанием бескорыстной помощи, и не начать навязывать её людям, которые не нуждаются в помощи посторонних, добиваются всего самостоятельно. Это тонкая грань, переход которой приведет к тому, что вы будете выглядеть глупо, неуместно. Не стоит бросаться помогать людям, чтобы улучшить Карму, это противоречит учению. Мысли о том, что улучшение Кармы будут результатом выполненных действий категорически запрещены. Мысли о последствиях действий, получении полезного результата должны отсутствовать.

mystroimmir.ru

Карма-йога для начинающих: практика и упражнения


Карма- йогу ещё называют буддхи-йогой. Она является одним из четырёх практик йоги в индуистской философии и в её основе лежит учение «Бхагавадгиты» — священного писания на санскрите. Дословно, карма – это действие, а йога – связь.

Всё что совершает человек на протяжении своего жизненного пути влияет на его карму. Но ему дана свобода выбора и ответственность за него. Поступки, продиктованные желанием угодить Верховному Существу непременно улучшают карму. Люди, которые руководствовались по жизни неэгоистическими побуждениями, в следующих перерождениях имеют больше возможностей для своего становления и реализации. То есть вступает в силу закон причины и следствия – любой поступок, который вы совершаете, влияет на будущее и каждое действие найдёт в нём отображение рано или поздно. Важно понять, что карма — это не благословление и не проклятие. Карма – это воздаяние.

Карма-йога учит человека правильно действовать — не ради плодов этой деятельности, а ради неё самой. Только таким образом возможно освободиться от кармических цепей и соединиться с Богом. Действие ради результата означает, что вы делаете что-то для себя или для обладания чем-то.

К примеру, вы должны получать удовольствие от самой деятельности, а не от ожидаемого денежного вознаграждения, похвалы или славы. Тем не менее, это не означает, что следует отказаться от плодов труда. Принимайте их такими какие они есть и взращивайте в себе мысль, что ваше духовное равновесие не пошатнется если вы лишитесь этих плодов.

Карма-йога – это не только упражнения или медитация. В первую очередь, это единение с Богом и осознание единства. Выполнение упражнений ради физического расслабления никакого влияния на карму иметь не будет. Важно осознанно подходить к этому вопросу и понимать свои глубинные побуждения. Для этого обязательно ознакомьтесь с Бхагавадгитой.

Если у вас нет возможности посещать занятия по карма-йоге вы можете практиковать её сами где-угодно и когда-угодно. Упражнения в карма-йоге требуют всего лишь упорства и сосредоточенности.

Главное, чтобы вы отрешились от побуждающих стимулов. Вы должны что-то делать не от страха перед кем-то и не для своей выгоды.

Основную мысль можно выразить так: «Действие ради действия».

Духовные упражнения карма-йоги

1. Сохранять и поддерживать спокойное отношение как к успехам, так и поражениям. Стать непроницаемым для обстоятельств внешнего мира и сосредоточиться на внутреннем.

2. Выполнять свою работу наилучшим образом, но делать это без лишней навязчивости.

3. После окончания работы «отодвигайте» их результат на второй план. Поймите, что это заслуга Верховного Существа, а не ваша. Цель для вас – это сам процесс.

Перечисленные упражнения считаются классическими. Придерживаясь их на протяжении долгого времени, вы шаг за шагом начнёте открывать в себе дотоле неизвестные «просторы» своего сознания. Каждый духовный искатель более всего стремится избавиться от бремени кармических уз.

Парамахамса Сатьянанда утверждал, что надо «удалить колючки с шипами». Как это сделать? В целом несложно: стать на путь самоотречённого служения другим. И как результат – истощение эгоистической кармы. Со временем, благодаря вышеперечисленным упражнениям, клубок кармы начнёт распутываться, даря вам ощущение свободы, радости и покоя.

Эффективность практических упражнений по карма-йоге будет зависеть от:

1. Времени, которое вы готовы потратить на практику и от сложности самих упражнений.

2. Полного понимания сути работы этой практики.

3. Способностью отбросить результат в начале, в течении, и в конце пути.

Некоторые считают карма-йогу наиболее простой, так как она не требует от человека упражнений по статичности, практики по задержки дыхания и определённой концентрации на чём-то одном.

Если вы приняли решение поехать в ашрам для совершенствования своего духа, знайте, что вы не будете днями напролёт заниматься какими-то практиками. Вам дадут конкретную работу и надо будет её выполнять. На этом этапе многие люди считают, что их просто используют и бросают свою затею практиковать йогу. Поэтому вам стоит понимать, что работу дают не просто так, ведь можно нанять бедных индусов, и те намного быстрее и лучше выполнят необходимую работу за гроши.

Каждое живое существо постоянно занято какой-либо практической деятельностью, подвергаясь влиянию трёх энергий материального мира: благости (саттва), страсти (раджас), невежеству (тамас).

Есть несколько уровней понимания этой практики:

  • люди в благости понимают, что труд в ашраме никому не нужен. Просто таким образом вы должны отказаться, отчаяться в ней и делать ради действия. В этом суть. И люди в благости понимают это, поэтому их привлекают к более приятной работе. Например, к готовке пищи. Однако, это тоже не долгожданное попущение, а новое испытание. Проверяется способность готовить еду с таким же настроем как мыть туалеты, то есть не ожидая похвалы и награды, за вроде бы полезный для жителей ашрама труд.
  • люди в страсти очень активны и интеллектуально развиты. Они ставят чёткую цель и твёрдо идут к её достижению. Им нужна постоянная динамика в жизни и регулярное развитие. Им дают медленные, не требующие интеллектуального напряжения работы. Например, подметать дворы или копать ямы. Главное, чтобы человек вышел из своего быстрого ритма, приостановился и задумался. Он должен снять роль успешности и немного побыть неудачником. Это поможет ему отрешиться от обоих ролей и воспринимать себя как целостную личность.
  • люди в невежестве ленивые, трусливые и вялые. Для того, чтобы вывести их из такого состояния необходимо давать им самую тяжелую и грязную работу. Например, то же мытьё туалетов. К сожалению, множество людей находиться именно на этом уровне.

Важно понять, что даже полезные и нужные обществу поступки — это не карма-йога. Вы можете рисковать жизнью ради тысячи людей, переводить средства для лечения больных раком, защищать оскорблённых и так далее. Все эти действия направлены на достижение цели. Да, цель может быть благородна – одобрение общества, помощь ему, желание почувствовать свою важность, избавиться от пустоты и даже получить прощение за грехи. И тем не менее, не путайте совершения добрых дел для повышения собственной самооценки с полным отрешением и отказом от результатов деятельности. С точки зрения общества – это очень хорошие правильные поступки, но с точки зрения карма-йоги такие стимулы являться «нечистыми» и потому не очистят или улучшат вашу карму. Поймите, что в этой практике нет ограничивающих понятий «хорошо-плохо», которые присущи обществу. Также следует понимать и быть готовым к тому, что окружающие и самые близкие люди будут считать ваши поступки огромной глупостью и, скорее всего, осуждать. Реагируйте на это терпимо и помните, что у каждого свой пусть в этом мире.

Иллюзия делателя

С того самого момента, когда возникло сознание человека, а в нём – деление мира на «белое» и «чёрное», появилась и иллюзия делателя. Она заключается в том, что только вы сам – абсолютный хозяин своей судьбы. На человеческую жизнь не влияют ни прошлые перерождения, ни судьбы близких людей, ни какая-либо другая высшая сила. Тогда, в случае удачного жизненного пути появляется чувство гордости и самодовольства за якобы свои достижения. Если же что-то в жизни идёт не так, то появляются депрессия, гнев и самобичевания.

Это происходит от того, что вам с самого детства внушают, что только вы хозяин своей судьбы. И в сущности так и есть – по закону кармы вы получите, то, что заслужили. Но при этом учитываются поступки и опыт не только настоящей, но и прошлых жизней. Поэтому вы должны понимать, что в вашу жизнь так или иначе будет вмешиваться некая посторонняя, независящая от вас, сила. Это нужно осознать и принять. А после этого действовать соответственно – при содействии или при негативном вмешательстве высшей силы – принимать происходящее спокойно, с известной долей смирения и просто продолжать двигаться в выбранном направлении. Многие люди отчаиваются, считая, что это Бог подаёт знак свыше. Но человек знающий понимает в чём причина и действует исходя из знания.

Неоправданные надежды

Вера человека в абсолютную предопределённость жизненного пути ведёт к опустошению себя как духовной личности. Тот, кто решил, что жизнь — это просто поток случайностей, в которых вы не играете никакой роли обречён страдать. Человек перестаёт что-либо делать. Когда всё хорошо – он благодарит судьбу и верит, что ему помогают небеса; когда дела идут хуже – он, вместо того, чтобы искать выход и решение, начинает биться в истерике, что любые его действия будут бесполезны. К такой тактике прибегают люди в состоянии невежества. Они хотят стать на путь духовного самосовершенствования, но либо слишком трусливы для этого, либо не имеют мудрого наставника. Тогда начитавшись большой объём информации и не поняв его, они не находят другого выхода как сетовать на жизнь. Знание «ломает» неподготовленного невежественного человека.

Именно поэтому к карма-йоге следует прибегать только имея наставника или учителя, либо же по конкретному душевному порыву, когда вы чувствуете в себе силы освоить и принять новое знание.

Вершиной карма-йоги есть такой способ жизни, когда вы помогаете другим расти, развиваться и совершенствоваться в духовном плане. Это не обязательно должна быть какая-то материальная помощь. Имеются ввиду вещи и более тонкого характера – идеи, мысли и убеждения.

Иногда люди неосознанно становятся на этот путь. Ведь знание дано человеку с рождения. Надо только найти «ключик» к своему сердце, чтобы понять и услышать его «голос». Прислушиваясь к себе всегда можно найти верное решение в той или иной ситуации.

К примеру, так происходит, когда вам предстоит длительная рутинная работа. Вы понимаете, что не хотите и что этого можно было избежать. Однако, в данный момент всё равно придётся её выполнить. И тогда вы отключаете мысли и сознание, чтобы сосредоточиться только на действии. При этом время пролетает достаточно быстро, а вы не чувствуете злости или усталости. Многие это чувствуют и пытаются удержать это чувство, но в суете жизненной шумихи быстро о нём забывают.

Вера

Вопрос веры человека в Высшую силу играет значительную роль в карма-йоге. Личности, считающей, свою жизнь независимой и неприкосновенной будет сложно принять положения карма-йоги. Взор такого человека затуманен уверенностью и незыблемостью всего сущего. И он не допустит в сознание мысли о том, что что-то в его упорядоченном прочном мире может пойти не так. Такие установки в сознании очень вредны и прочны. Даже человека с большим желанием развиваться они тормозят на какое-то время. И только когда на его дом обрушивается ураган, он начинает понимать всю степень своей зависимости от природы.

Грань между зависимостью и свободным выбором, на самом деле, очень тонка. Нет как абсолютной величины ни того, ни другого. Жизнь – есть процесс взаимодействия с Высшей силой. А взаимодействие подразумевает как влияние, так и зависимость. Этот маленький аспект веры является тем недостающим звеном, которое большинство людей игнорируют, либо неверно истолковывают. Боясь обнаружить, что жизнь совершенно им не подвластна, они перестают думать и разбираться в себе. Но те, кто преодолел этот страх находят в глубине себя знание, свет и единение с Творцом.

yogarossia.ru

Практика карма йоги | SLAVYOGA

Карма означает действие. Данное слово происходит от санскритского корня «кри», который дословно переводится «действовать». Закон кармы гласит, что когда мы выполняем любые действия, последствия не заставят себя ждать. Карма начинается с рождением тела, которое нужно кормить, умывать, и одевать. Пока есть тело, данные действия, никогда не будут полностью исчерпаны. Наша жизнь полна действий, из колеса которых мы не можем выбраться, как бы ни хотели мы некоторых из них избежать.

Древние тексты, советуют нам принять нашу судьбу, и выполнять действия, не упуская ни одной составляющей нашей многомерной и разнообразной жизни. Выполнение действий с отсутствием привязанности к их плодам является методом изживания нашей кармы.

В Бхагавад Гите Кришна наставлял Арджуну на активные действия на поле боя, потому что тот был воином, и его кармой являлась борьба за справедливость. Он говорил Арджуне, что карма йога – это действие ради действия, а не фокусировка на ожидании его плодов. Практика Карма йоги — это один из главных путей, изложенных в ведической традиции.

Результаты собственных действий

Карма — это не благословение или наказание, ниспосланное нам Всевышним. Закон кармы гласит, что если я выпил десять стаканов виски, то я буду страдать от похмелья и отсутствия ясности ума. В данном случае никто не заставлял меня страдать. У меня был выбор: выпить воду или виски.

Однако если мы рассматриваем закон кармы на поверхностном уровне, то логические объяснения еще работают, но как только мы начинаем углубляться в причины тех или иных реакций, понимание закона кармы становится более трудным процессом. Это происходит из-за того, что наши системы ценностей, морали и нравственности, понятия что такое хорошо и плохо не всегда соответствуют (а порой даже и близко не соответствуют) тем законам и правилам, по которым живёт Вселенная.

Согласно закону кармы, все, чего мы добились в настоящем — это результат усилий, предпринятых в прошлом. Дружба и вера будут окружать человека, который имеет хорошую карму. Такому человек не просто повезло, хорошая карма — это заслуженная воздаяние за правильный характер жизни, который резонирует с Мирозданием. Суть понятия кармы отражает всем известная пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Наше сегодняшнее состояние ума — это результат наших прошлых действий. Семя, посеянное в почву, всходит и превращается в могучее растение, конкурирующее с другими за питательные вещества и солнце. Таким же образом мы можем посеять семя в уме и подпитывать его положительными либо негативными эмоциями.

Существует много неясности и непонимания в отношении кармы в целом и карма йоги в частности.

Одни понимают дисциплину карма йоги только как физическую работу, игнорируя участие ума в данном процессе.

Другие путают понятия «карма» и «кама». «Кама» означает желание, а никак не действие. Следование своим желаниям — это дело выбора каждого. Однако, следуя по пути «камы» мы уподобляемся человеку, который развел костер и думает, что если он будет постоянно подбрасывать в него дрова, то в один прекрасный момент огонь насытится ими и исчерпает себя. Но все мы знаем, что этого не происходит, и с ростом пламени огонь требует всё большее количество дров…

Взаимодействия и реакции

Карма йога определяется как любое действие, осуществленное в медитативном состоянии сознания. Не только само действие должно быть полностью сознательным, но и отношение к действию. Практика карма йоги подразумевает соблюдение полностью не эгоцентричного подхода.

Конечно, если мы выйдем на пенсию и переедем жить в приятное место, вдали от посторонних глаз, навязчивых людей, уйдя от суеты современного мира, то можем сполна насладится размеренностью и спокойствием жизни и вполне возможно, что на некоторое время нам получится избежать реализации негативных самскар (скрытых впечатлений).

Уход в отшельничество издавна был известен как способ побега от страданий мира. В таких условиях вы можете легче придерживаться высоких духовных идеалов, забыть об обязанностях Вашей прошлой жизни. Вы можете практиковать медитацию и чтение святых книг, испытывать приятные впечатления тонкого опыта, но вряд ли у Вас получится полностью очистить свой ум от негативных самскар. Как только будут созданы необходимые условия для их проявления – Ваш ум сразу же превратится в неконтролируемого демона.

Именно поэтому путь карма йоги, путь служения в центре современного общества со всеми его страданиями, бедами и несовершенствами можно расценивать как совершенный вызов и возможность интенсивного духовного роста.

В той или иной степени практика карма йоги становится неотъемлемой частью каждого духовного искателя. Наша реакция на различные объекты, на различных людей, представляет увлекательную область исследования.

Основы практики карма йоги

Бхагавад Гита говорит о трех основных вещах в практике карма йоги:

1. Работать ради действий, а не для его плодов, сохранять ровное отношение к успеху и неудаче.

2. Работа с совершенством и эффективностью, максимально хорошо выполняя свою работу, но без излишней навязчивости.

3. Отказаться от привязанности к результатам своего труда. После того, как Вы закончили работу, оставить её и понять, что любой успех или неудача был сделан при помощи Всевышнего, а не благодаря Вашему эго.

Эти принципы являются классическими для практики карма йоги. Соблюдая их в течение длительного времени, мы постепенно открываем в себе ранее неизведанные глубинные участки собственного сознания.

Найти облегчение от бремени кармы, накопленной ранее, является желанием каждого духовного подвижника.

Парамахамса Сатьянанда говорил о том, что необходимо удалить колючки с шипами. Каким образом это сделать? Очень просто: путем выполнения бескорыстного служения другим. В результате таких действий эгоистичная карма истощается.

Постепенно избавляясь от оков привязанностей, садхака восходит к новой точке духовного роста.

Вершиной практики карма йоги является такой образ жизни, когда Вы даете другим людям то, что способствуют их росту, развитию и совершенствованию, делая их более счастливыми и гармоничными.
Это могут быть не только материальные предметы в виде еды, денег, одежды, но и вещи более тонкого порядка – мысли, идеи, убеждения.

Если Вы на протяжении многих лет будете придерживаться этого принципа и выработаете в себе беспристрастное отношение к плодам своего труда, то клубок Вашей кармы начнет очень интенсивно распутываться, предоставляя Вам большую степень свободы и радости.

В практике карма йоги есть одна ловушка, в которую попадают многие её последователи. Она преодолевается умением очень тонко ощущать окружающий мир и осуществлять действия только тогда, когда это действительно необходимо.

Может быт кто-то из Вас слышал историю о молодом человеке, который был так заинтересован в накоплении хороших поступков, что он настоял на том, чтобы помочь старушке перейти оживленный участок дороги, несмотря на просьбу не беспокоить её. Когда они достигли другой стороны дороги, она сказала ему: » Благодарю вас, молодой человек, но я на самом деле не хотела переходить дорогу»…

Удерживайте во внимании данные нюансы, и Ваша практика Карма йоги будет эффективной и гармоничной.

© Йога • здоровые ценности


Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

что это такое, практика, упражнения

Мы привыкли ассоциировать йогу с асанами на растяжку, но йога — более широкое понятие, которое включает в себя целый комплекс различных духовных, психических и физических практик, основанных на индуизме и буддизме. В целом, учение имеет несколько основных направлений, одно из которых — карма-йога. Рассмотрим, что такое карма-йога, каковы история её возникновения, цели и принципы, в чем сила духовных упражнений.

История и обозначение

Карма-йога основана на «Бхагавадгите» — шестой части древнеиндийской книги «Махабхараты», написанной на санскрите. В ней ведётся философская беседа между одним из воплощений Бога в индуизме Кришной и эпическим героем Арджуной перед битвой.

Главный герой сомневается в целесообразности сражения. Кришна разъясняет основы философии йоги, в том числе и карма-йоги. Он убеждает Арджуну выполнить воинский долг, не думая о результатах, а посвящая свои любые поступки Богу.

Знаете ли вы? Некоторые исследователи предполагают, что «Махабхарата» описывает реальные события, происходившие в древности на территории Индии. Одним из событий было военное противостояние между союзом племён куру (бхаратов) и панчалов. Время решающей битвы примерно II в. до н.э. Российский учёный Торчинов Е.А. считает, что это произведение было написано около тысячи лет до нашей эры и датировано III-IV в. до н.э.

Кришна описывает карма-йогу как жизнь в согласии с дхармой — нормами, поддерживающими космический порядок, без предпочтений и стремлений, без их привязки к любым результатам.

Видео: о карма йоге Само слово «карма» в переводе с санскрита означает «действие», йога — «единение» (соответственно, карма-йога трактуется как «единение через действие»). Это йога совершённых поступков.

В ее основании — законы кармы и реинкарнации. Считается, что у человека при рождении уже есть определённый груз прошлых жизней, определяющих его побуждения в этом мире. Но когда он достигает мокши, то освобождается от этого бремени.

Цель карма-йоги

Основная цель карма-йоги — научить человека правильно жить и действовать. Большинство людей совершают поступки как положительные, так и отрицательные, ради выгоды и удовлетворения своего эго или из-за страха (например, остаться без средств к существованию).

Они переживают из-за результатов своей деятельности, радуются, когда получают хорошие плоды своей определенной работы, и огорчаются, если достижений нет.

Карма-йога учит выполнять свою работу и обязанности в соответствии с дхармой, без ожидания награды, не привязываясь к плодам своих трудов. Это совсем не означает, что следует отказываться от результатов и плодов своей деятельности, ограничивать себя или заниматься самопожертвованием.

Выделяются четыре основные цели жизни человека:
  1. Дхарма — долг, праведность. Это, прежде всего, индивидуальная жизненная задача, а также долг по отношению к другим людям (в семье,на работе, в обществе). Это так называемая моральная чистота.
  2. Артха — материальное благополучие.
  3. Чтобы чувствовать себя счастливым, человеку необходимо достичь определенного финансового благосостояния.
  4. Кама — получение наслаждения, физический комфорт. Чтобы почувствовать полноту жизни и ощущение счастья, важно получить любовь и внимание второй половины, радость появления детей и их уважение, заботу родителей, полноценный отдых (к примеру, у моря), покупку желаемых вещей (шоппинг) и пр.
  5. Мокша — освобождение от материальных ценностей ради служения духовному.

Важно! Способы достижения финансового благополучия должны обязательно базироваться на общих принципах морали, иначе артха не будет реализована.

Это освобождение от всего бренного для реализации своего высшего «я».

Главные принципы

Основы карма-йоги базируются на следующих моментах:

  1. Правильное отношение к жизни. Важно не то, что делаете, а с каким отношением это выполняете. Таким образом, выясняется, сковывающим фактором или освобождающим для вас являются действия. Заниматься лучше тем, что нравится, а не тем, чем вынужден.
  2. Правильный мотив. Важна истинная мотивация того, что делаете. Следует совершать действия ради самих действий, а не ради их плодов.
  3. Выполнение долга. Слово «долг» воспринимается как справедливость. Если постоянно игнорировать его выполнение, то можно заработать плохую репутацию. Долг – это прежде всего отношение к Богу или внутреннему «я», которое учит поступать так или иначе в разных жизненных ситуациях.

    Знаете ли вы? В «Бхагавадгите» Кришна указывает Арджуну на следующие принципы: «Необходимое дело свершай, лучше бездействия дело; Бездействуя, даже отправлений тела тебе не удастся исполнить». А также: «Итак, всегда совершай без привязанности должное дело; Кто без привязанности принимается за дело — Высшего достигает».

  4. Делайте все зависящее от вас. Если вы знаете наилучший путь решения проблемы, то без колебаний выбирайте его. Не стоит отступать от решения задач из-за боязни критики или нежелания напрягаться. Постарайтесь, чтобы все действия принесли как можно больше хорошего.
  5. Отказ от результата. Только Бог является деятелем, а вы лишь инструмент в руках высших сил. Нет плохой или хорошей работы, поэтому не стоит к ней привязываться. Если понадобится, с ней нужно будет расстаться. Необходимо работать ради самого действия, а не ради результата. При этом спокойно относитесь как к успеху, так и к неудачам в делах.
  6. Во всем служите Богу и высшему «я». Не ленитесь помогать другим и делать то, что хотели бы и себе. Не ссорьтесь, будьте внимательны и услужливы, приспосабливайтесь. Любое оскорбление в чужой адрес — это вред, скорее всего, самому себе. Не гонитесь за силой, славой, остерегайтесь хвалебных од.
  7. Выполняйте необходимые требования. Любая работа учит чему-то, в т.ч. вырабатывать новые навыки.

Духовные упражнения

Для занятия этой духовной практикой не требуется уединения и отрыва от всего, что вас окружает. Следует лишь поменять своё отношение к ним. Заниматься можно в любое время в любом месте без каких-либо специальных занятий.

Для начала следует освоить три основных упражнения:

  1. Спокойно воспринимать не только положительные результаты своей деятельности, но и отрицательные. Ваш внутренний мир должен стать непроницаемым для внешнего мира.
  2. Работать качественно, но не проявлять излишней навязчивости.
  3. При получении результатов не акцентировать на них своё внимание. Главное — сами действия.

Состояние при совершении действий очень похоже на детские игры. Вот малыш построил башню из кубиков или сделал кулич в песочнице. Для него самым важным является сам процесс их создания. Затем он может без сожаления их разрушить и заняться другим делом, которое также вызывает интерес и способствует его развитию.

Любой процесс или действие может стать медитацией и духовным занятием по карма-йоге — работа, бытовые обязанности, хобби или развивающие игры с ребёнком. Если всегда придерживаться этих простых правил, то можно достичь внутреннего покоя и чего-то большего, открыть новые уровни сознания. Это будет не так легко без понимания принципов карма-йоги.

Знаете ли вы? Детские психологи считают самой лучшей мотивацией для учёбы познавательную, а не избегание неудач (двойки и неудовольствие родителей), престижность (чувство, что ты лучший) или успех (удовлетворение от достигнутого). Такой подход, когда ребёнок чувствует себя счастливым от познания нового, от овладения определенными навыками без привязки к результатам, — это и есть карма-йога.

Поменять отношение к своей деятельности для некоторых людей не всегда просто. Освоение принципов этой духовной практики может потребовать значительно больших усилий, чем простые физические упражнения.

lifegid.com

Карма йога | Мир Йоги

Карма йога учит правильному образу жизни. Карма йога — это йога деятельности. Карма йога учит правильному отношению к людям и правильному действию во всех жизненных обстоятельствах. Карма йога учит, как стать йогином в жизни, не удаляясь в пустыню и не вступая в школу йогинов. Карма йога — необходимое дополнение ко всем другим йогам; с помощью карма-йоги человек всегда помнит о своей цели и никогда не теряет её из виду.

Без карма йоги все другие йоги или становятся бесплодными, или вырождаются в свою противоположность. Раджа- и хатха-йога вырождаются в стремление к внешним чудесам, к таинственному и страшному, т.е. в псевдо-оккультизм. Бхакти-йога вырождается в псевдомистику, в суеверия, в личное обожание или стремление к личному спасению. Джняна-йога вырождается в схоластику или, в лучшем случае, в метафизику.

Карма-йога всегда связана со стремлением к внутреннему развитию, внутреннему улучшению. Она помогает человеку не погружаться во внутренний сон среди запутанных влияний внешней жизни, в особенности же противостоять гипнотизирующему влиянию деятельности. Она заставляет человека помнить, что всё внешнее не имеет значения, что необходимо действовать, не заботясь о результатах своих действий.

Без карма-йоги человека поглощают ближайшие видимые цели жизни, и он забывает о своей главной цели. Карма-йога учит человека изменять свою судьбу, направлять её по
своему желанию. Согласно основной идее карма-йоги это достигается изменением внутреннего отношения к вещам и собственным действиям.
Одно и то же действие можно выполнить по-разному, одно и то же событие можно пережить совершенно по-иному. Если человек изменит своё отношение к тому, что с ним случается, то с течением времени это неизбежно изменит характер событий, которые он встречает на своём пути.

 

 

Карма-йога учит человека понимать, что, когда ему кажется, будто действует он сам, на самом деле действует не он, а лишь проходящая через него сила. Карма-йога утверждает, что человек — совсем не то, что он о себе думает; она учит человека понимать, что лишь в крайне редких случаях он действует самостоятельно и независимо, а в большинстве случаев — как часть того или иного большого целого. Это ‘оккультная’ сторона карма-йоги, учение о силах и законах, управляющих человеком.

Человек, понимающий идеи карма-йоги, постоянно чувствует, что он — всего лишь крошечный винтик или колёсико в огромной машине, что успех или неуспех того, что, по его мнению, он делает, очень мало зависит от его собственных действий. Действуя и чувствуя таким образом, человек никогда и ни в чём не встретится с неудачей, ибо величайшая его неудача, величайший неуспех могут впоследствии привести к успеху во внутренней работе, в его борьбе с самим собой, если только он найдёт правильный подход к своей неудаче.

Жизнь, управляемая принципами карма-йоги, значительно отличается от обыденной жизни. В обыденной жизни главная цель человека заключается в том, чтобы, по возможности, избежать всех неприятностей, трудностей и неудач. В жизни, управляемой принципами карма-йоги, человек не старается избегать неприятностей и неудобств. Напротив, он приветствует их, ибо они предоставляют ему возможность их преодолеть.

 

 

С точки зрения карма-йоги, если жизнь не предлагает затруднений, надо создать их искусственно. Поэтому трудности, с которыми ученик встречается в жизни, рассматриваются не как нечто неприятное, чего следует избегать, но как очень полезные условия для целей внутренней работы и внутреннего развития.Когда человек понимает и постоянно чувствует это, сама жизнь становится его учителем.

Главный принцип карма-йоги — непривязанность. Человек, следующий методам карма-йоги, должен всегда и во всём проявлять непривязанность, непривязанность к плохому и хорошему, к удовольствию и страданию. Непривязанность не означает безразличия. Это особого рода отделение человека от того, что происходит, или от того, что он делает. Это не холодность, не желание отгородиться от жизни, а признание и постоянное осознание того факта, что всё совершается в соответствии с определёнными законами, что всё в мире имеет свою судьбу.

С обычной точки зрения следование принципам карма-йоги представляется фатализмом. Но это не фатализм в смысле принятия точного и неизменного предопределения всего происходящего без возможности каких-либо изменений. Напротив, карма-йога учит тому, как изменить карму, как повлиять на неё. Но с точки зрения карма- йоги такое влияние представляет собой исключительно внутренний процесс.

 

Карма-йога учит, что человек может изменить события и людей вокруг себя, изменяя своё отношение к ним.Эта идея совершенно ясна. Каждый человек с самого своего рождения окружён определённой кармой, пределёнными людьми и определёнными событиями. И в соответствии со своими вкусами, привычками, своей природой и воспитанием он устанавливает к вещам, людям и событиям определённые отношения.

Пока эти отношения остаются неизменными, люди, вещи и события также не меняются, т.е. остаются соответствующими его карме. Если же он не удовлетворен своей кармой, если желает чего-то нового и неизведанного, он должен изменить своё отношение к тому, что у него есть, и тогда придут новые события.

Карма-йога — это единственно возможный путь для тех людей, которые привязаны к жизни, которые не в состоянии освободиться от её внешних форм, для людей, которые в силу своего рождения или собственных способностей поставлены во главе человеческих сообществ и групп, для людей, которые связаны с прогрессом жизни всего человечества, для исторических персонажей, для тех, чья личная жизнь оказывается выражением жизни целой эпохи или целой нации. Эти люди не могут измениться видимым образом; они могут перемениться лишь внутренне, оставаясь внешне такими же, как и раньше, говоря то же самое, делая то же самое, — но без привязанности, как актёры на сцене.

 

Сделавшись такими актёрами по отношению к собственной жизни, они стали йогинами среди самой разнообразной и напряжённой деятельности. В их душе пребывает мир, какие бы трудности их не встречали. Мысль их не знает препятствий, независимо от того, что её окружает. Карма-йога даёт свободу узнику в тюрьме и царю на троне, если только они почувствовали, что являются актёрами, играющими свою роль.

 

Тематический материал на сайте:

Реинкарнация и карма

Свами Вивекананда

 

Видео:

 

 

 

Книги:

Свами Вивекананда «Карма йога»

 

Йогически- интересно (англ.):

 

 

www.yogamir.ru

Что такое карма-йога — «Ezoterika.ru»

Обрести высшее, духовное просвещение – вот истинная цель каждого разумного существа, ведь все остальное временно и не имеет большого или решающего значения.

Карма-йога — учение, основанное на древних индуистских писаниях, которые учат человека, как разорвать круг бесконечных перерождений и стать выше него, буквально – как прийти к спасению. В конечном итоге благодаря этой практике становится возможным два пути – обретение мокши или бхакти, что и будет высшей, самой конечной целью существования.

Основы практики карма-йога

«Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру. Поэтому, о сын Кунти, выполняй свой долг ради удовлетворения Вишну, и ты навсегда освободишься от материального рабства».

Текст 9, «Бхагавад-Гита»

Карма – это то, что снисходит на человека в результате его действий во время существования на земле. А если точнее – это физические проявления судьбы, можно даже сказать – кара или вознаграждение за содеянное. В результате каждого нового цикла перерождения карма предыдущих жизней накладывает свой след. Так, если в прошлой жизни человеком было причинено много бед и горя людям, то в новом цикле перерождения человека почти наверняка не может ждать ничего хорошего.

И, наоборот – благие поступки и хорошие деяния порождают светлую карму, которая накладывает отпечаток на будущие циклы жизни.

В целом, именно из этого и состоит жизнь человека – он рождается заново, отрабатывает свои прошлые грехи, если не нажил новых – его следующая жизнь уже будет существенно иной. А если нажил – то придется вновь тяжело за них расплачиваться. Все это напоминает бесконечный круг, из которого никак не вырваться и никуда не сбежать.

Еще древних интересовал этот вопрос. Как выйти за цепь этих бесконечных перерождений? Как оставить позади это явление и существовать вне его, придя к какой-то высшей цели? На этот вопрос ответ дало такое понятие, как мокша. Это – совершенно иная жизнь (выражаясь понятными большинству словами), которая не входит в круг этого вечного цикла рождения и смерти.

Многие люди годами и десятилетиями стремятся к тому, чтобы достигнуть мокши. Это позволит обрести высшее проявление существования, которое не будет привязано ни к карме, ни к физическому телу, ни к чему-либо вообще из того, к чему мы привыкли. Безусловно, такой путь по силам далеко не каждому, ведь достичь мокши не так просто – для этого нужно полностью отречься от любых своих желаний, от личностных побуждений и стремлений.

Поступки и деяния, которые совершаются человеком, должны быть полностью нейтральными – ни отрицательными, ни положительными. В этом случае карма становится нейтральной, а затем… просто перестает существовать!

Это поразительно, но именно таким путем и можно прервать круг перерождения от угасшей жизни к новой. Ведь чтобы карма более не влияла на ваше существование, ее не должно быть вовсе.

Задача каждого человека – научиться совладать с любыми своими желаниями и действиями – как хорошими, так и плохими. Чтобы достичь высшей цели, чтобы достичь мокши, практик должен обрести то душевное и духовное состояние, при котором он четко осознает, сколь незначительна физическая часть его жизни. Именно в этом случае дальнейшие поступки человека перестают иметь окрас в его собственных глазах. При этом, однако, глазами посторонних они могут трактоваться как благие и даже жертвенные, но для самого человека – это совершенно не так.

Вы делаете что-либо не для того, чтобы получить признание, не ради похвалы, не во имя собственного эго или удовольствия или же интересов. Вы делаете что-то просто потому, что вы делаете. Это – очень тяжело для понимания человека. Потому, что большая часть из нас привыкла руководствоваться своими личными интересами, опираться на субъективный опыт, потребности или ощущения. Делать что-либо, не опираясь ни на что – это не просто очень сложно, это практически бессмысленно для обыкновенных людей.

В этом и кроется загвоздка: массы людей продолжают трудиться не во благо высшей цели, а чтобы обрести хорошую карму. Но хорошая карма – это не выход из круга перерождений, ведь поступки, которые вы совершаете ради ее получения, изначально окрашены вашей выгодой.

Первый шаг на пути к высшему, к мокше – это перестать анализировать свои поступки и действия таким образом, как вы это делали обычно.

Не имеет значения, принесет вам это пользу или нет. Нет никакого резона ждать похвалы или признания за хорошее свершение. Вы должны делать что-то лишь для того, чтобы делать это, и ни для чего больше!

Карма йога: практика, упражнения

«Тот, кто внешне удерживает органы чувств от деятельности, но при этом постоянно думает об объектах чувств, обманывает самого себя и зовется притворщиком».

Текст 6, «Бхагавад-Гита»

Прежде всего, важно понимать, что деяния, несмотря на то, что они не должны иметь для вас какого-либо окраса, все же должны быть благими, полезными, нести свет и какую-либо помощь. Естественно, при этом рассчитывать на отдачу нельзя, поскольку даже самой этой мыслью вы разрушите то, к чему стремитесь. Нет, вы сделаете карму более положительной, но это ничуть не приблизит вас на пути к мокше.

Глупо полагать, что тайные мысли можно спрятать – сначала научитесь быть честны сами с собой. Отдавайте себе отчет в том, что и для чего вы делаете. Если вы свершили хороший поступок, но не можете объяснить зачем и ради чего – это уже огромный шаг на пути к разрыву бесконечного цикла, в который все человечество заключено, как в узницу, из которой нет побега.

Очень хорошо, если вы будете помогать другим людям просвещаться, искать свой путь, способствовать их духовному и моральному росту.

Также важно осознавать, что любые ваши дела должны быть уместны и востребованы. Практик не стремится делать что-то, что от него не нужно, он не навязывает свою помощь. Жизнь просветленного человека похожа на спокойный ручей: время от времени сидящий на берегу подает руку тем, кто тонет и молит о спасении.

Очень глупо бросаться в омут благих деяний с головой, всюду стараться успеть и помогать даже тем, кто в этом совершенно не нуждается. К тому же, такие поступки снова возвращают вас в первичный замкнутый круг: вы делаете что-то ради своей кармы, а потому она улучшится, но не перестанет существовать, освободив вас.

Карма-йога: упражнения, которые помогут вам прийти к высшей цели

«О сын Притхи, во всех трех мирах нет такого дела, которым Я обязан был бы заниматься. Я ни в чем не нуждаюсь и ни к чему не стремлюсь, — и все же Я всегда выполняю Свой долг».

Текст 22, «Бхагавад-Гита»

  • Карма-йога для начинающих разворачивается со слов: «Стремясь лишь к чувственным удовольствиям, такой человек проживает жизнь впустую». Откажитесь от того, что тешит ваши органы чувств, что уподобляет вас животным. Откажитесь осознанно, не принужденно. Осознайте, сколь бессмысленны и незначительны ваши низменные страсти на полотне необъятной Вселенной!
  • Помогайте другим, освещайте путь заплутавшим, дарите свет тем, кто бред в темноте, но делайте это не ради себя и не ради чужой похвалы или выгоды. Делайте потому, что так – правильно, потому что вы ощущаете единство с миром и каждым человеком в нем. Потому, что вы ощущаете некую ответственность за тех, кто к вам обращается или кто бы хотел это сделать.
  • «Выполняя предписанные Ведами обязанности, человек, осознавший свое истинное «Я», не преследует никаких целей, однако нет у него и оснований пренебрегать своими обязанностями. Живя в этом мире, он не зависит от каких-либо других существ». Старайтесь сохранять подобную нейтральность (это слово здесь ближе всего). Жить, согласно Ведам – не значит отрекаться от мира и вести обособленную жизнь.
  • Не бойтесь остаться ни с чем или упустить возможности, которые обыкновенно влекут массу людей. Вас не должно смущать то, что ваш образ жизни и мышления будет отличаться от того, что витает в людском обществе. В конечном итоге, люди сами станут приходить к вам, будут доверяться вам, искать утешения и совета. И вы поймете, что вы имеете власть гораздо большую, чем любой правитель мира.
  • Действуйте! Это – важно, ведь само слово «карма» означает «действовать». Жить ради высшей цели – не значит сидеть сложа руки и уйти прочь от мира. Напротив, вам следует научиться обитать в нем, ощущать его перемены, привносить в него свои поступки.

Когда цель вашего деяния или поступка исчезает и растворяется – значит, вы ее достигли. Это означает, что вы еще на шаг приблизились к мокше.

Карма-йога упражнения: практические видео

«Все существа беспомощны перед природой и вынуждены действовать в соответствии с качествами, приобретенными под влиянием материальных гун, поэтому никто не может удержаться от действий даже на мгновение».

Текст 5, «Бхагавад-Гита»

Карма-йога – практика, которая имеет очень много нюансов и у которой богатая история. Начинающему эзотерику будет полезно «один раз увидеть», чтобы в полной мере осознать, что представляет собой это течение, для чего оно нужно и что оно способно подарить.

Очень доходчиво можно услышать об учении на видео ниже, к тому же, оно содержит весьма полезное руководство к действию, которое также поможет новичкам.

Здесь вам ответят на вопрос, зачем вообще необходимо самосовершенствование и какие пути для этого существуют. Краткий и понятный ликбез для всех, кто пришел в духовный мир совсем недавно.

Карма-йога – основа любого духовно развитого человека, который жаждет найти свою истинную цель и предназначение.

Ведь большинство людей живет в неведении, полагая, что главное – это свершать благие деяния, и тогда путь будет полностью пройдет. Но, как уже стало понятно читателям из статьи – это совершенно не так.

Читайте еще больше интересных статей о том, что такое карма и о способах ее очищения.
Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.


ezoterika.ru

Шри Свами Шивананда, практика Карма йоги

Я должен напомнить, что Карма, Бхакти Йога и Джнана не исключают друг друга. Карма Йога ведёт к Бхакти Йоге, которая, в свою очередь, ведёт к Раджа Йоге. Раджа Йога приносит знание. Парабхакти – это всего лишь Джнана. Бхакти – это нужно иметь в виду – неотделима от Джнаны. Наоборот, Джнана усиливает Бхакти. Карма очищает сердце. Бхакти устраняет блуждания ума. Раджа Йога укрепляет ум и разрушает Санкальпы. Каждая Йога является осуществлением предыдущей Йоги. Бхакти является осуществлением Карма Йоги. Йога (т.е. Раджа Йога) является осуществлением Бхакти и Кармы, а Джнана является осуществлением всех трёх предшествующих видов Йоги.

Практика Карма Йоги готовит ученика для восприятия знания о Душе. Она делает его соответствующим Адхикари – учеником для изучения Веданты. Невежественные люди сразу обращаются к Джнана Йоге, не имея предварительной подготовки в Карма Йоге. По этой причине они терпят неудачу в реализации Истины. Загрязнённость таится в состоящем из четырёх частей уме – Антахкаране. Ум заполнен желаниями, отвращениями, ревностью и т.д. Люди только говорят о Брахмане. Они погружены в разного рода бесполезные дискуссии, напрасные дебаты и сухую, бесконечную полемику. Их философия существует только на словах. Иными словами, они являются словесными Ведантистами. В действительности же требуется практическая Веданта посредством непрекращающегося бескорыстного служения.

“Работа ради работы без какой-либо мотивации”, – всё это хорошо на словах. Но когда человек имеет дело с практической реализацией этой истины, когда он пытается применить это на практике, он сталкивается на каждом шагу с бесчисленными трудностями. Только лишь Джнани может совершать абсолютно бескорыстные, самоотверженные действия. Только Санньясин, который отрёкся от мира, может совершать самоотверженные дела. Ум домохозяина пропитан множеством желаний. Он ожидает плодов от каждого действия. Но постепенно он тоже может отучить ум от ожидания вознаграждения. Это — лишь вопрос дисциплины ума. Постепенно его эгоистическая натура будет уничтожена. Он поймёт славу Нишкамья Карма Йоги. Тогда он будет способен выполнять работу без какой-либо мотивации, без ожидания плодов за какие-либо действия. Конечно, это — вопрос времени; необходимы терпение и настойчивость.

Две вещи являются обязательными в практике Карма Йоги. Карма Йог должен обладать непривязанностью к результатам действий. Он должен предлагать свои действия на алтарь Господа с чувством Ишварарпаны. Непривязанность приносит свободу от печали и страха. Непривязанность делает человека смелым и беспристрастным. Когда он предлагает свои действия лотосовым стопам Господа, он развивает преданность Господу и постепенно приближается к Нему всё ближе и ближе. У него постепенно возникает чувство, что Господь действует непосредственно через его Индрии (органы чувств) или органы действия. Теперь он не чувствует напряжения или тяжести, возникающей в результате своей работы. Он чувствует себя свободно и непринуждённо. Тяжёлый груз, который он прежде ощущал из-за ложного представления, теперь исчез с поля зрения.

Доктрина Кармы образует составную часть Веданты. Она излагает загадку жизни и загадку вселенной. Она приносит утешение, удовлетворение и удобство человеку и всему обществу. Это – самоочевидная истина. К счастью, люди Запада также стали теперь понимать важность и правомерность этого. Даже американцы сегодня твёрдо верят в эту доктрину. Каждый разумный человек должен принять её. Нет другого пути к пониманию таинства действий. “Что посеешь, то и пожнёшь”; совершение добра должно иметь место не только в физическом плане, но также и в моральном плане. Каждая мысль и каждое ваше действие порождает в вас определённые тенденции, которые воздействуют на эту и последующую вашу жизнь. Если вы совершаете хорошие Кармы в самоотверженном духе, вы будете парить на высотах блаженства и покоя. Карма является самой низшей ступенью духовной лестницы. Но она поднимает нас к невообразимо величественным, запредельным высотам. Её слава слишком велика, чтобы её можно было описать. Она уничтожает гордость, эгоизм и Тамас. Она даёт замечательные результаты. Она помогает росту и эволюции.

Свобода является врождённым правом человека. Свобода – это Сат-Чит-Ананда. Свобода – это бессмертие. Свобода – это мир, знание и блаженство. Сознательно или бессознательно, зная или не зная, – все стремятся к этой свободе. Нации борются на поле брани ради свободы. Грабитель ворует для обретения свободы от потребностей, но его действия являются нечестными и невежественными; путь, который он выбрал, – кривой, обманчивый и ложный. Каждый ваш шаг должен быть направлен к Богу и свободе.

Вы можете достичь одной и той же цели различными путями. Подобно тому, как вы можете достичь горы Кайлас различными тропами, следуя через Бадри Нараян, Альмору, Ганготри или Лядхаки; точно так же вы можете достичь цели жизни различными путями:

— путём работы (Карма Йога),
— путём любви (Бхакти Йога),
— психического контроля (Раджа Йога),
— самоанализа и знания (Джнана Йога).

Подобно тому, как вы можете достичь Калькутты на поезде, на машине, на пароходе или на самолёте, точно так же вы можете достичь цели жизни, или духовного предназначения, с помощью одного из этих четырёх путей.

Бог Кришна говорит в Гите: “Как бы люди ни подходили ко Мне, Я приветствую их, поскольку пути, которые ведут людей ко Мне, идут со всех сторон, о Партха!” (Бхагавад Гита, гл.4, Шлока 11)

(Йе ятха мам прападьянте тамстатхайва бхаджамьяхам
Мама вартманувартанте манушьях: Партха сарвасах)

Эти четыре подразделения не являются раз и навсегда установленными. Не существует чётко очерченных границ, отгораживающих эти четыре пути друг от друга. Они не являются шаблонными и нудными. Эти пути созданы в соответствии с темпераментом, или тенденцией, которая преобладает у индивидуума. Один путь не исключает другой. Путь действия подходит для человека Кармической тенденции. Путь любви приспособлен для человека эмоционального темперамента. Путь Раджа Йоги подходит для человека мистического темперамента. Путь Веданты или Джнана Йоги подходит для человека волевого и рассудительного. Каждый путь смешан с другими. В конце концов, все эти пути сходятся в одной точке и становятся одним дорогой. Очень трудно сказать, где кончается Раджа Йога и начинается Джнана Йога. Все ученики различных путей встречаются на единой платформе или в месте пересечения на этом долгом пути.

Карма Йог совершает самопожертвование для того, чтобы убить своё малое я. Бхакта практикует самоподчинение для уничтожения своего эгоизма. Джнани практикует самоотречение. Методы различны, но все они желают уничтожить это маленькое, самонадеянно претендующее Я, которое является корнем человеческого страдания. Когда это сделано, они встречаются в одном месте, или в одной точке.

“Все действия в своей заключительной части, о Партха, заканчиваются в мудрости.” (Бхагавад Гита, гл.4, Шлока 33)

(Сарвам кармакхилам Партха джнане Парисампьяте.)

Подобным образом Бхакта обретает Джнану. Бог Кришна говорит в Гите: “Для тех последователей, которые всегда гармоничны, поклоняются в любви, Я даю Йогу Различения, с помощью которой они могут прийти ко Мне”.

В главе 18 Бог Кришна говорит: “С помощью преданности он узнаёт Мою сущность: кто Я и что Я собой представляю; таким образом, узнав Мою сущность, он немедленно вступает в Высшее”.

Карма, любовь и Йога являются средствами, ведущими к концу. Джнана есть конец. Подобно тому, как реки сливаются в море, точно так же Карма, любовь и Йога соединяются в океане Джнаны.

Карма Йога готовит ум для восприятия света или знания. Она расширяет сердце и разбивает все барьеры, которые стоят на пути единения или союза. Бхакти и медитация также являются умственной Кармой. Не может быть Джнаны без Йоги. Плодом Бхакти является Джнана. Теперь вы поняли природу четырёх видов Йоги и их взаимоотношений?

Каждое действие является смесью добра и зла. В этом мире не может быть ни абсолютно хорошего действия, ни абсолютно плохого. Эта физическая вселенная является относительным планом. Если вы совершаете какое-то действие, оно, с одной стороны, ведёт к добру, а с другой – к злу. Вы должны стараться совершать такие действия, которые могут принести максимум добра и минимум зла. Полезная работа ведёт к хорошим последствиям, и вредная работа вызывает плохие последствия. Но если вы знаете секрет работы, технику Кармы, вы будете абсолютно свободны от уз Кармы. Этот секрет заключается в работе без привязанности и эгоизма. Центральным звеном в учении Гиты является непривязанность к действию. Бог Кришна говорит Арджуне в довольно выразительной форме:

“О Арджуна, действуй непрестанно. Твоя обязанность – всегда работать. Не ожидай плодов. Чем больше человек ожидает плодов, тем более несчастным он становится! Он превращается в самого несчастного человека в этом мире”.

Вы не можете побороть всё зло в этом мире. Подобно тому, как при подагре и ревматизме боль и припухлость перемещаются с одного сустава на другой; подобно тому, как при заражении крови и диабете или карбункулах, если один прыщ вылечен, в другом месте вскакивает другой, точно так же, если одно зло искоренено в одном месте, другое зло проявится в другом месте. Социальные работники жалеют многих молодых вдов и стараются организовать выдачу их замуж. Они думают, что совершают добро для страны. Но с другой стороны – они пожинают зло, поскольку возникают трудности с выходом замуж для других девушек. Они остаются незамужними. В этом заключается зло. Социальные работники пытаются положить конец проституции. Это – похвальное дело. Но поскольку страсть является очень могущественной и неконтролируемой, тот, кто не может позволить себе жениться, начинает тайным образом приставать, досаждать и грубо нарушать права семейных женщин. Даже законодательство не может остановить это зло. Тайная проституция пышно расцветает. Этот мир очень искажён. Он подобен хвосту собаки. Попробуйте выпрямить хвост собаки. Как только вы уберёте свои руки, он снова станет изогнутым. Так же и этот мир. Поэтому, хотя множество Аватар и множество Йогов, Ачарий, мудрецов и пророков приходили в этот мир и проповедовали в нём, тем не менее, он остался искажённым, в прежнем состоянии. Следовательно, не беспокойтесь слишком много о том, чтобы реформировать этот искажённый мир. Это никогда не может быть осуществлено. Вначале реформируйте себя. Тогда весь мир может быть реформирован. Как вы можете помочь миру, когда вы сами слабы и невежественны? Это подобно тому, как слепой ведёт другого слепого. Оба должны упасть в глубокую пропасть.

Самое большее, чем вы можете услужить или помочь миру – это дать знание о Боге. Духовная помощь – это высшая помощь, которую вы можете предоставить человечеству. Коренной причиной человеческого страдания является Авидья или невежество. Если вы сможете устранить это невежество в людях, тогда они будут бесконечно счастливы. Тот мудрец, который старается устранить невежество, является для мира наивысшим благодетелем. Если вы устраните голод у человека, дав ему пищу, – это только временная физическая помощь. Это устранит только физическую потребность на три часа. Затем голод проявится вновь. Человек остался в том же несчастном состоянии. Строительство больниц, домов отдыха, караван-сараев для распределения бесплатной пищи, распределение одежды и т.д. – не являются высшим видом помощи. Несчастье не искореняется. Мир будет продолжать оставаться в несчастном состоянии, даже если вы построите много миллионов больниц и пунктов питания. Обретите Брахма Джнану, или Божественное знание; распространяйте это знание повсюду и устраняйте в людях невежество. Только тогда все виды несчастья, страдания и горя будут полностью искоренены.

Человек, который служит миру, в действительности служит сам себе. Тот человек, который помогает другим, в действительности помогает себе. Это — другая очень важная точка зрения. Обычно миряне полны самодовольства и эгоизма, когда оказывают помощь другим людям. Они переполнены гордостью. Этот мир не хочет помогать, кому бы то ни было. Существует единственный всемогущий Ишвара, который контролирует и управляет этой Вселенной. Он немедленно может поставить тысячу и одного Тилака, Ньютона, Шекспира, Наполеона, Вальмики и Юдхиштхиру. Когда вы служите человеку, думайте о том, что Бог дал вам возможность для исправления, улучшения и формирования себя с помощью служения. Будьте благодарны тому человеку, который дал вам возможность служить.

Страдание является лучшим учителем в этом мире. Человек ежедневно получает очень полезные уроки посредством страдания и боли, бедности, лишения и болезни. Это – средство для открытия глаз. Это является скрытым благословением. Это – доброе послание от Бога. Кунти Деви говорила: “О Господь Кришна! Дай мне возможность всегда помнить о Тебе. Всегда доставляй мне страдания. Я могу забыть о Тебе, если я получаю удовольствия”. Бхакты радуются в страдании. Они всегда приветствуют страдания. Стоики делают то же самое.

Страдание исправляет, обучает и дисциплинирует душу. Оно вселяет в сердце милосердие. Оно развивает силу выдержки и терпение. Оно смягчает грубое сердце. Оно развивает силу воли. Оно заполняет сердце симпатией. Оно делает гордого человека смиренным. Оно очищает сердце. Подобно тому, как железо, будучи нагретым, приобретает на наковальне форму, точно так же человеческий характер формируется под ударами, столкновениями и страданиями. Подобно тому, как грязное золото превращается в очищенное путём многократного плавления его в тигле, точно так же и человек становится очищенным, будучи подверженным горению в очаге страдания.

Философия предназначена для поиска причин этого страдания. Она старается исключить страдания, предписывая соответствующие средства. Это леденящая нищета направляет ум человека к Богу. Суровые удары и порывы отучают сознание человека от чувственных объектов и поворачивают его на духовный путь. Страдание и нищета, зло и горе формируют характер человека в большей степени, нежели удовольствие и благополучие. Бедность имеет свои собственные преимущества. Осуждение и удары учат лучше, чем похвала и почести. Страдание – лучший учитель, нежели удовольствие. Бедность – лучший учитель, нежели богатство. Страдание и бедность развивают в человеке выдержку. Шри Шанкара, величайший философ и гений мира, который когда-либо рождался на земле, родился в очень бедной семье. Бог Иисус родился сыном плотника. Бедные люди напрягаются для достижения величия, в то время как сыновья богатых людей ведут жизнь в роскоши и праздности. Они беспечны. Несколько ударов немедленно вызывают образование Вивеки и Вайрагьи, меняют угол зрения и разжигают духовный огонь, который находится внутри.

Впечатления от малых и больших действий объединяются вместе и образуют тенденции. Тенденции развиваются в характер. Характер продуцирует волю. Если человек имеет сильный характер, он обладает сильной волей. Карма образует характер, а характер, в свою очередь, продуцирует волю. Люди гигантской воли развили её с помощью Кармы, совершённой в бесчисленных рождениях. Это не в одном рождении человек развивает могущественную волю. Он совершает различные добрые действия в нескольких жизнях. Могущество этих действий объединяется вместе, и в каком-то одном рождении борющийся человек превращается в гиганта подобно Будде, Иисусу и Шанкаре. Ни одно действие не проходит бесследно. Ничто не пропадает. Терпение, а также неутомимые и неослабные усилия необходимы для этого.

Невежественные люди наивно полагают, что знания приходят извне. Это – досадная ошибка. Всё знание приходит изнутри. Эта внешняя вселенная – ничто. Это – просто точка или капля в бесконечности. Она подобна отпечатку следа теленка. Это – просто “Спандабхаса” или просто вибрация в одном углу Брахмана, где располагается Майя. Всё, что вы получаете снаружи, просто является намёком или внешним стимулом. Всё богатство знания располагается внутри Атмана или Души. Атман является кладезем или Бхандарой знания. Этот внешний намёк ударяет по источнику и вызывает вспышку. Возникает вспышка знания. Вся Садхана и Йогическая практика предназначены всего лишь для того, чтобы устранить завесу. Когда завеса устранена, когда шторы подняты, когда скорлупа разбита на куски, Садхака (ученик, занимающийся духовной практикой) сияет в божественной славе. Он получает знание Души. Все тайны Кайвальи, всё знание Атмана (Души) обнаруживаются подобно плоду Амаляки, который держится в руках. К несчастью для нас, современная система образования в Индии делает ещё более прочной завесу невежества и делает ещё более жёстким эго.

Люди работают по различной мотивации. Одни работают в обществе для обретения славы и известности. Другие — для получения денег. Третьи — для обретения силы. Четвёртые — для получения наслаждения на небесах. Пятые строят храмы, с мыслями о том, что их грехи будут смыты. Шестые совершают определённые Яджны (жертвоприношения) для того, чтобы получить наследника. Седьмые роют большие резервуары для воды с намерением, что их имя будут помнить после того, как они умрут. Восьмые сажают прекрасные сады для общественного пользования, с мыслями о том, что они будут наслаждаться такими же прекрасными садами на Сварге. Девятые занимаются благотворительностью для того, чтобы родиться в следующей жизни богатыми землевладельцами.

Тот, кто выполняет самоотверженное служение, без ожидания плодов какого бы то ни было вида, становится могущественным Йогом. Карма Йог знает секрет работы. Он не позволяет какой-либо энергии без необходимости растрачиваться по пустякам. Он сохраняет и управляет энергией. Ему известна наука о самосдержанности. Он использует энергию для добрых целей, которые могут принести максимум добра как можно большему числу людей. Это – искусство в действии, о котором Гита говорит во Второй главе. Он развивает сильную волю и сильный характер. Он должен обладать терпением. Только тогда он принесёт огромную пользу. Обычно люди нетерпеливы. Они ожидают Сиддхи после выполнения небольшого количества самоотверженного служения. Подлинный Карма Йог, который служит людям со смирением и Бхавой, становится истинным правителем мира. Его почитают и уважают все. Почтение приходит само по себе. Это – скрытая сила самоотверженного служения.

“Со временем Карма Йог реализует для себя Атма Джнану.” (Гита, гл.4, Шлока 38).

“Карма Йог отказывается от плодов действия, обретая вечный покой, или освобождение, которое приходит от мудрости, в то время как тот, кто побуждается желаниями, привязан к ним, становится связанным”. (Гита, гл.5, Шлока 12).

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

polet-dushi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.