Каракорум — столица великого Чингисхана
Каракорум — столица великого Чингисхана Немного обо всём
Этот город был первой некочевой резиденцией Чингисхана, превратившийся при его приемнике Угэдэе и следующих великих ханах в настоящую державную столицу, названную от ближайших гор Каракорум (с тюркского — «ограда из черных камней»).
Расцвет города продолжался всего 50 лет, а упадок — с момента, когда наследники империи стали обустраивать собственные столицы на территории своих вновь образованных владений.
Где стоял город Каракорум
Впервые предположение, что следы строений, обнаруженных на месте современного Хархорина на Орхоне в центре современной Монголии, могут быть столицей чингизидов — городом Каракорумом, было высказано руководителем экспедиции Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества Н.Я. Ядренцевым в 1889 г. В своих дневниках Н.Я. Ядренцев записал: «Мы нашли громадные развалины, к которым нестыдно приурочить и город драгоценностей (Каракорум)». Это были первые и единственные найденные развалины в верховьях реки Орхон. Они и стали в последующем отождествляться с Каракорумом (основан в 1219 г., завершено строительство в 1235 г., разрушен китайскими войсками в 1380 г.).
xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai
Столица Монгольской Империи Каракорум : история и современность!
Столица монгольской империи Каракорум уже давно привлекает к себе внимание ученых. Ей посвящены многочисленные исследования историков и археологов, опубликованные на русском и иностранных языках.
Каракорум представляет огромный интерес как единственный крупный город, существовавший в Монголии с начала XIII века.
Два вопроса, связанных с Каракорумом, долгое время обсуждались наукой: определение точного местоположения города и год его основания.
Существовавшая обширная литература называла пять различных мест. Согласно старинным китайским источникам, знаменитый город должен был находиться в долине р. Орхона. Однако установить точное положение Каракорума представлялось очень трудным.
Эту задачу решили русские ученые.
Где находится город Каракорум?!
Работая над переводом монгольской летописи «Эрдэнийн эрихе», известный русский монголист проф. А. М. Позднеев нашел в ней конкретное указание о местоположении Каракорума, а именно — возле старейшего монгольского монастыря Эрдени-цзу (перевод опубликован в 1883 г.).
В пояснениях к переводу летописи А. М. Позднеев писал: «Это последнее сочинение («Эрдэнийн эрихе».— Н. Щ.) еще точнее определяет место построения Эрдэни-цзу, именно у горы Шарга, ачжирга и говорит, что монастырь этот возведен был на месте развалин того города, который был построен Угэдей-ханом и служил его резиденцией ; впоследствии будто бы этот город был подновлен и жил в нем изгнанный из Китая То- гон тэмур, но после Тогон тэмура город этот опять таки пришел в развалины. Вот оно и местонахождение Каракорума! ».
Таким образом, честь теоретического открытия местоположения монгольской столицы принадлежит А. М. Позднееву.
Каракорум основал
Практически Каракорум открыт был в 1889 году русским путешественником-археологом Н. М. Ядринцевым, который, следуя указаниям А. М. Позднеева, нашел этот таинственный город в верхнем течении реки Орхона у монастыря Эрдени-цзу, к юго-востоку от бывшей уйгурской столицы Карабалгасуна.
Каракорум фото:
Большой интерес представляет предположение крупнейшего исследователя Центральной Азии Г. Е. Грумм-Гржимайло о том, что орда ханши, которую посетил в свое время Чан Чунь (см. выше), и была Каракорумом. Палладий Кафаров также считал, что Каракорум был первоначально одною из орд Чингис-хана.
Эти предположения интересны в связи с выяснением названия города и даты его построения.
В различных произведениях монгольская столица называется по-разному. В старинной китайской литературе город именуется Холин, Хоринь, Хэлинь, Хэ-нин. Средневековые путешественники-европейцы называли его Каракарон, Кара-Корум, Кара-Куран, Каракурен. По-монгольски название города произносится как Хара-Хорин, Хара-Хорум.
Рашид-ад-дин утверждал, что Каракорум получил свое имя от названия соседней горы.
Однако более вероятным кажется иное происхождение названия города. Каракурен (монгольское Хара-хурен) переводится как «Черный лагерь» или «Черный курень». Под этим именем монгольская столица была известна и в литературных источниках. Это название могло сложиться, чтобы обозначить скопление в одном месте множества «черных телег». Чан Чунь, посетивший в XIII веке орду ханши, именно и отметил, что «на южном берегу реки были тысячи телег и юрт». В связи с этим предположение Грумм-Гржимайло, что Каракорум и орда ханши суть одно и то же, представляется весьма вероятным.
Дата построения монгольской столицы являлась долгое время спорной…
Китайские и персидские источники сообщали, что весной 1235 года Угэдей-хан обнес Хоринь стеной и устроил дворец. Это дало повод многим ученым считать, что Каракорум был построен в 1235 году, тем более, что в старинных биографиях Чингис-хана Хоринь не упоминается.
Однако, начиная с XVIII века, многие русские ученые утверждали, что монгольская столица основана не Угэдей-ханом, а Чингис-ханом.
На стр. 325 этого интересного произведения, при описании Халхасской Орды, мы находим: «Из сей орды был славной Чингис Хан, и он в 15 году своего царствования (1220 г.) восстановил в сей орде столицу свою».
Таким образом, русские ученые Леонтиев и Бичурин, опираясь на ки-тайские источники, определили не только время построения Каракорума (при Чингис-хане), но и точную дату его возведения (1220 г.).
В «Записках о Монгольских кочевьях» (Мэн-гу-ю-му-цзи), изданных в Китае в 1867 году, на стр. 382 имеется подтверждение этому: «В надписи на памятнике, воздвигнутом в Син-юань-гэ, помещенной в Сборнике Сюй- ю-жэня (1341 г.), мы находим следующее: в 1220 году Темучин основал столицу в Хорине. Постройка дворцов и кумирень была только начата при Огодае (Угедее) и продолжена Сянь-цзюном (Мункэ)»…
Каракорум столица Монгольской Империи
История Каракорума и его архитектуры в самом кратком изложении представляется нам так.
Осенью 1203 года Чингис-хан, нанеся жестокое поражение племени кереитов, овладел бассейном р. Орхона. В этой центральной части Монголии, на склонах Хангайского хребта, расположены лучшие пастбища, издавна привлекавшие к себе кочевников. Обосновавшиеся здесь после уйгуров кереиты, вероятно, имели тут свою орду, которая и была захвачена Чингис-ханом.
Это дало повод Марко Поло думать, что Каракорум существовал и до монголов. Он писал: «Город Каракорон в окружности три мили, им первым овладели татары, когда вышли из своей страны».
Нам представляется, что на месте орды кереитов Чингис-хан первоначально основал временную орду для своей первой жены. В центре орды возвышались ханские шатры и юрты. Возможно, что уже в это время появились в орде и первые капитальные постройки. Орда получила название «Черный лагерь», китайцы стали называть ее Хоринем.
Познакомившись со столичными городами завоеванных стран, Чингисхан дал в 1220 году указание учредить на месте «Черного лагеря» — орды любимой жены — столицу монгольской империи.
Однако, отдавая все свое время грабительским войнам, Чингис-хан, видимо, не имел возможности уделить должное внимание строительству Каракорума, которое после его смерти (1227 г.) было продолжено вторым императором Монголии — Угэдей-ханом. Захваченных в плен во время походов в Китай и Среднюю Азию мастеров и ремесленников направляли в Монголию, так как сами монголы, прирожденные кочевники, не имели навыков в строительстве капитальных зданий.
Рашид-ад-дин указывал, что монголы при взятии Ургенча «выгнали в степь сразу всех людей, отделили от них около ста тысяч ремесленников и послали (их) в восточные страны»
Описывая разграбление войсками Чингис-хана Газны, персидский летописец отмечал: «…предал избиению и разграблению Газну, отослал в восточные города (разных) искусников и ремесленников, а прочих сразу перебили, город же разрушили».
В это время в Средней Азии и Китае строительное искусство находилось на высоком уровне, поэтому возможно, что значительную часть пленных мастеров составляли строители. В 1234 году по приказанию Угэдей- хана в Каракоруме китайскими мастерами был воздвигнут императорский дворец, который располагался в юго-западной части города. По данным Н. М. Ядринцева, он назывался «Дворцом Общего Мира», или Ван-Он- Кунг. Весь дворцовый комплекс был обнесен стеной, отделяющей его от города.
Рубрук подробно описывает это дерево: на ветвях его сидели позолоченные змеи, из пасти которых лилось вино и другие напитки.
Аархитектура дворца представлялась художнику как смесь китайского зодчества с европейским. В этом нет ничего удивительного, так как на строительстве могли работать мастера из различных стран. Рубрук, например, застал в Каракоруме множество пленных мастеров разных национальностей. При дворе Мункэ-хана он видел венгров, англичан, французов и даже русского архитектора!
По данным современных раскопок, дворец, представлял собой здание размерами в плане 40X70 м. Кровля и верхнее перекрытие этого дворца опирались на 64 деревянных колонны, поставленных на массивные гранитные базы.
Сочетание деревянной колонны с каменной базой показывает, что при строительстве были использованы традиции китайского зодчества.
Пол во дворце был выстлан зелеными глазурованными плитками, крыша была выполнена из черепицы зеленого и красного цветов.
В 1235 г. Каракорум был обнесен стеной — вероятно глинобитной. Рубрук писал: «Город окружен глиняной стеною и имеет 4 ворот». У Марко Поло сказано: «Он (Каракорум — Н. Щ.) весь построен из дерева и глины и окружен земляным валом, ибо камень редок в этих местах».
До нашего времени городская стена монгольской столицы дошла в виде невысокого вала, окружающего вытянутый с юга на север прямоугольник длиной в 2 и шириной в 1 км.
Центральная часть Каракорума была застроена каменными зданиями, которые образовывали несколько улиц. Центральные кварталы города окружали площадки, предназначавшиеся для размещения на них юрт. Подобное планировочное решение (сочетание монументальной застройки с площадками для юрт) позже встретится и в некоторых монастырях, которые стали сооружать в Монголии после XVI в.
По данным Рубрука, в городе находилось 12 храмов, в большинстве своем, вероятно, буддийских, но среди них были также две мечети и даже одна христианская церковь (известно, что Чингис-хан рекомендовал своим преемникам не оказывать предпочтенья никакой религии).
В 1256 году, в конце царствования Мункэ-хана, в Каракоруме был воздвигнут огромный буддийский храм. Его описание приводится в «Мэн-гу-ю-му- цзи» и представляет для нас значительный интерес: «…в 1256 году построена была громадная пагода с пятиэтажным теремом на ней, высотою в 300 фут (чи), в нижнем этаже которого с четырех сторон было по комнате, в 7 звеньев каждая, вокруг которых были расположены изображения будд в порядке, указанном в священных книгах. В 1341 году император Шунь-чжи (Тогон-Тимур) приказал начальнику дворцовой строительной палаты Путашири и бэйлинскому (хориньскому) губернатору принять в исключительное заведывание обновление этой пагоды.
Она вся была покрыта золотою краскою и издавала ослепительный блеск. Карниз внутри терема шел от потолка уступами в виде ступеней крыльца
Лакировка и штукатурка ея отличались прочностью и красотою. Этому терему императором дано было название Син-юань-гэ»
Как видно из приведенного, в Каракоруме существовали буддийские шрамы значительной высоты.
Очень интересно упоминание о «дворцовой строительной палате», создание которой, вероятно, было продиктовано большим размахом строительства. В XIII веке, во время царствования первых четырех монгольских императоров, строительство шло не только в самом Каракоруме, но и в его окрестностях.
По данным Н. М. Ядринцева, «…в 1236 г. император (Угэдей-хан — Н. Щ.) перешел жить в другой дворец Кио-Киан-Тиса, в 70 ли к северу от Холина, где был город Фулин. В следующем году, составлен был план дворца в 30 ли от Холина. Здесь учреждено было областное правление, перенесенное потом в Холин».
До конца царствования Мункэ-хана (1258 г.) степная столица Монголии играла огромную политическую роль. Здесь побывали виднейшие по-литические деятели того времени и в том числе выдающийся политик и талантливый полководец Руси Александр Невский.
Смерть Мункэ-хана (1258 г.) существенно повлияла на судьбу Каракорума. Брат Мункэ-хана Хубилай находился в это время в восточном Ча- харе, в своей резиденции Шанду и вскоре объявил себя императором, не дожидаясь решения съезда монгольских князей.
Его младший брат Эрэ-бугэ оставшийся в Каракоруме, восстал против самозванца и, созвав своих сторонников, также провозгласил себя великим ханом империи. Каракорум становится центром восстания.
В 1260—1261 годах войска Хубилая взяли город, частично разрушив его. Усыпив бдительность Хубилай-хана своим мнимым раскаянием и заставив победителя вернуться в Шанду, Эрэ-бугэ в конце 1261 года неожиданно напал на Каракорум и, уничтожив гарнизон, снова захватил город. Хубилай-хан окружил Каракорум и дал указание прекратить подвоз продовольствия. В долине Орхона начался голод, и повстанцы были вынуждены оставить степную столицу.
С 1260 года временной столицей Хубилай-хана была его резиденция Шанду. В 1264 году, после упрочения Юаньской династии, император официально перенес столицу в Дайду («Главная столица»), переименованную впоследствии в Пекин. Каракорум был превращен в обычный губернский город, для него наступила полоса запустения и медленного угасания.
Марко Поло, посетивший при Хубилае Монголию, писал о Каракоруме: «Вблизи города расположен очень обширный форт, в котором находится прекраснейший дворец — местожительство управителя города». Вероятно, крепость была построена при основании воеводства, в ней, помимо гарнизона, размещалась и резиденция губернатора.
В 1275—1294 годах город неоднократно становился местом военных столкновений между войсками Хубилая и внука Угздея, Хайду, претендовавшего на престол.
Император Тогон-Тэмур (1333—1370 гг.) решает провести восстановление степной столицы, сильно разрушенной к тому времени». В 1341 году он приказывает начать реставрацию крупнейшего буддийского храма Син- юань-гэ, построенного еще при Мункэ-хане.
Восстановительные работы начинаются именно с буддийских храмов, так как буддизм еще при Хубилай-хаке был объявлен государственной религией.
Имеются данные, что в Каракоруме в XIV веке существовало значительное число буддийских храмов. В связи с этим представляют интерес старинные монгольские надписи на обломках каменных плит, которые были обнаружены в 1926 году советскими учеными в ограде монастыря Эрденицзу, сооруженного в XVI веке на месте Каракорума. Несмотря на фрагментарность надписей, относящихся ко времени Тогон-Тэмура (1333— 1367 гг.), изучение их дает возможность сделать выводы, что в Каракоруме имелись большие буддийские храмы.
Для буддийского духовенства было сооружено сто двадцать зданий, что указывает на значительное количество монахов, живших в Каракоруме. В надписях приводится описание громадного храма («он высок подобно горе, он подобен горе Grdhrakuta…») —возможно, речь идет о храме Син- юань-гэ
В 1368 году китайский народ изгоняет Тогон-Тэмура из Пекина. Его сын и преемник Биликту-хан (1370—1378 гг.) окончательно оставляет Китай и объявляет своей столицей Каракорум. Начинается возрождение степной столицы. По имеющимся данным, Биликту-хан не только обновил старый город, но и построил новый город, который он расположил также в долине Орхона.
С конца XIV и в течение XV века Каракорум был столицей потомков Тогон-Тэмура, которые получили у китайцев название «малых ханов». У нас нет материалов, дающих представление об архитектуре Каракорума в этот период. Можно лишь предполагать, что значительных по объему храмов в городе не возводили, так как буддизм в это время не имел широкого распространения.
В 1380 году китайская армия вторглась в Монголию и, заняв Каракорум, сильно его разрушила.
Непрерывные междоусобные войны монгольских феодалов приводят к постепенному уничтожению большинства городов Монголии. Этой участи не избегнул и Каракорум, который в XVI веке был окончательно разрушен.
Последнее упоминание о городе встречается в описании походов пред-водителя южных монголов Алтан-хана, «отнявшего в 1552 г. у ойратов (западных монголов) захваченный ими город Каракорум»
Заканчивая краткое изложение истории монгольской столицы, необходимо сделать следующие выводы.
Столица Монгольской империи
Каракорум являлся крупным политическим центром во времена первых четырех ханов Монголии и особенно в период с 1235 по 1259 гг.
«Построение столицы Каракорум на р. Орхоне нельзя считать признаком подъема страны, так как это был город, обслуживающий своим ремеслом и торговлей нужды только династии и двора, а не народа». Каракорум в основном был построен руками пленных мастеров из Китая и Средней Азии, что несомненно повлияло на характер его архитектуры.
«Изучение находок, сделанных в Каракоруме, заставляет прийти к выводу, что при его постройке и в его культуре, особенно в первоначальный период, значительную роль сыграли традиции старой культуры уйгурских городов IX—XIII вв. Однако с самого же начала культура Каракорума отличается тем, что она складывается из различных элементов, взятых из тех стран, которые монголы завоевали».
Дошедшее до нас описание архитектуры Каракорума и материалы раскопок показывают, что национальное зодчество монголов шло другим путем, развиваясь по линии сборно-разборной архитектуры; монументальных сооружений в обычном смысле этого слова почти не возводилось.
Образование Монгольской империи способствовало расширению связей между Европой и Азией, между Средней и Центральной Азией. В период XIII—XIV веков Монголия и Китай имели сношения с такими странами, как Русь, Иран, Азербайджан, Индия и т. д.
Материальная культура покоренных монголами стран, несомненно, влияла на развитие культуры самих завоевателей.
В XIII—XV веках глубокое воздействие оказывала древнейшая культура китайского народа. После образования Юаньской династии традиции, занесенные в Китай монголами, быстро растворились в многовековой и более высокой культуре китайского народа. Поэтому архитектура и искусство Юаньской империи являются продуктом китайской, а не монгольской культуры, хотя власть в Китае принадлежала в это время монгольской феодальной аристократии.
Однако следует отметить, что в самой Монголии культура монгольского народа продолжала жить на протяжении всей истории Чингисидов, включая и Юаньский период.
Такой устойчивости национальных традиций способствовал постоянно сохранявшийся уклад кочевого, скотоводческого хозяйства. Этим, в частности, можно объяснить то явление, что архитектура монгольского народного жилища — юрты — в принципе оставалась неизменной в течение многих веков. И, действительно, ведение кочевого скотоводства в то время было немыслимо без наличия легкого портативного жилища.
Характерно, что после многолетних междоусобных войн, начавшихся в Монголии вслед за падением Юаньской династии, юрта оказалась почти единственным образцом монгольской архитектуры XIII века, переданным в наследство последующим поколениям монголов.
Захватнические войны Чингис-хана и его потомков, проводимые в интересах феодалов, принесли монгольскому народу лишь разорение и послужили причиной застоя в развитии культуры Монголии.
Возможно Вам будет также интересно ознакомиться с информацией , опубликованной в статье Монголия сегодня фото
aviamaniya.ru
Каракорум что это? Значение слова Каракорум
Каракорум в Энциклопедическом словаре:
Каракорум — (монг. Хара-Хорин) — столица монгольского государства в верхнемтечении р. Орхон. Основан Чингисханом в 1220, существовал до 16 в. Дворецхана Угедея, ремесленные кварталы, культовые постройки.
горная система в Центр. Азии, в Индии (штат Джамму и Кашмир) иКитае, между Памиром и Куньлунем на севере, Гималаями и Гандисышанем наюге. Длина ок. 800 км, высота до 8611 м (г. Чогори). Несколько вершинпревышают 8000 м. Средняя высота гребней ок. 6000 м. Мощные ледники(площадь оледенения 16,3 тыс. км2). Северные склоны каменистые, пустынные,на южных (подверженных влиянию муссона) до высоты 3000-3500 м — хвойные имелколиственные леса, выше — степи и участки лугов.
Определение слова «Каракорум» по БСЭ:
Каракорум (тюрк. — чёрные каменные горы)
горная система в Центральной Азии. Располагается между Куньлунем на С. и Гандисышанем на Ю. Длина около 500 км, вместе с восточным продолжением К. — хребтами Чангченмо и Пангонг, переходящими в Тибетское нагорье, — свыше 800 км. Ширина от 150 до 250 км. Состоит из нескольких параллельных хребтов и образует отроги (хребты Салторо, Сасир и др.). Центральная часть К. представляет монолитный гребень. К. — одна из высочайших горных систем земного шара. Средние высоты около 6 тыс.м. Высшая точка К. — г. Чогори (8611 м) уступает по высоте только Джомолунгме. Ещё 3 вершины поднимаются выше 8 тыс.м, а 8 вершин превышают 7500 м. Многие перевалы К. лежат на высоте 4600-5800 м. (См. карту.)
Территория К. принадлежит области альпийской складчатости, занимая промежуточное положение между структурами Памира и Гималаев. В тектоническом отношении К. представляет собой крупный антиклинорий северо-западного простирания. Его осевая зона образована гнейсами, кристаллическими сланцами и мраморами, интрудированными гранодиоритами и гранитами альпийского возраста, северо-восточная зона — глинистыми и карбонатными породами верхнего палеозоя и мезозоя, прорванными отдельными телами гранитоидов, юго-западная зона — слабо метаморфизованными вулканогенно-осадочными образованиями. Структуры северо-восточной зоны круто опрокинуты к С., а юго-западные — к Ю. Границами зон служат системы крупных разрывных нарушений. Разнородные тектонические зоны К. объединились в единое целое в результате интенсивных поднятий неоген-антропогенового времени. В К. известны рудопроявления бериллия и молибдена, связанные с гранитами, золото (аллювиальные россыпи), сера (мелкие постмагматические месторождения), драгоценные камни, связанные с пегматитами, и источники минеральных вод.
Климат преимущественно полупустынный, резко континентальный. На южном склоне проявляется увлажняющее влияние муссона с Индийского океана, для сев. склона характерна исключительная аридность. У подножий склонов сумма осадков около 100 мм, на высоте более 5 тыс.м — свыше 500 мм в год. Осадки в высокогорной зоне (с летним максимумом) всегда выпадают в виде снега. Для большей части К. характерны отрицательные среднегодовые температуры воздуха. Характерными особенностями климата являются также интенсивная солнечная радиация, большие суточные амплитуды температуры воздуха, значительная испаряемость.
Значительные контрасты в увлажнении северных и южных склонов и колебания высот в пределах К. обусловили большое разнообразие ландшафтов, распределение которых подчиняется закономерностям высотной поясности. На северных склонах до высоты 2400-2800 м распространены пустынные ландшафты с изреженным растительным покровом из калидиума, реомюрии, эфедры. Обширные пространства совершенно лишены растительности. Лишь у истоков р. Раскем дарья и её притоков (бассейн Тарима) — заросли кустарников (главным образом барбариса) и тополя. До высоты 3100 м — пустынно-степные ландшафты — разреженные заросли терескена в сочетании со злаками (типчак, ковыль). До высоты 3500 м преобладают горные степи, а в наиболее увлажнённых и защищенных от ветра местах — луговые степи с участием кобрезии. Ещё выше — высокогорные терескеновые и полынно-терескеновые пустыни в сочетании с солончаковыми лугами. На южном склоне в долинах рек до высоты 3000-3500 м — леса из сосны, гималайского кедра, а также ивы и тополя вдоль водотоков. Выше встречаются высокогорные степи с элементами альпийских лугов.
Участки по берегам рек и озёр часто используются под пастбища. На южных склонах местами развито земледелие. До высоты 4 тыс.м возделываются ячмень, горох, люцерна, в нижних частях склонов — виноград, абрикосы.
Г. Д. Бессарабов.
Каракорум в окрестностях горы Чогори.
Гребневая зона Каракорума в бассейне ледника Балторо (Салторо).
Каракорум. Физическая карта
Каракорум (монг. Хара-Хорин)
столица древнемонгольского государства. Основана в 1220 Чингисханом. просуществовала до 16 в. Развалины К. находятся в верхнем течении р. Орхон. Сведения о К. содержатся в кит. летописях и записках европейских путешественников 13 в.: Плано Карпини, Марко Поло и В. Рубрука. В конце 19 в. русский учёный Н. М. Ядринцев обследовал развалины К. А. М. Позднеев анализом исторических источников подтвердил местонахождение К. у буддийского монастыря Эрдэнидзу (построен в 1585 в южной части К.). В 1948-1949 советско-монгольской экспедицией под руководством С. В. Киселева проведены раскопки К. В юго-западной части города открыты остатки дворца Угедея, сооруженного на гранитном цоколе. под дворцом обнаружены остатки буддийской кумирни конца 12 — начала 13 вв. со стенной росписью. В центральной части города изучены торгово-ремесленные кварталы и др. объекты. К В. от города располагались пашни, орошавшиеся каналами.
Каракорум. Каменная черепаха близ развалин дворца.
xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai
Каракорум — забытая столица Монгольской Империи
В городах засилье гибридных «Приусов», которые в Улан-Баторе снуют буквально на каждом шагу. Они не требовательны к качеству бензина и сравнительно экономичны. Плюс на них в Монголии распространяются налоговые льготы.
Улан-Батор похож на обычный российский или казахстанский город. Архитектура, нормы и правила дорожной инфраструктуры заимствованы у северного соседа, благодаря чему современная столица Монголии показалась намного краше городов в Китае. Есть здесь размах и простор.
Правда, пробок побольше, чем в Москве. Массовая автомобилизация началась лет 20 назад и пошла такими темпами, что дорожники не поспевают за ростом числа автомобилей. Нередко в семьях по 2-3 машины. В этом году введены правила, по которым ездить на личном транспорте можно только через день. Если номерной знак оканчивается на чётную цифру, то за руль садись по чётным числам календаря. Но эта мера подстегнула покупать ещё больше машин. Город стоит всегда. Лишь дорожное строительство способно вывести его из коллапса.
Но если выехать из Улан-Батора, проблемы с пробками пропадают. Раскрывается широкая ровная степь, где можно гнать на внедорожнике до горизонта под 100 км/ч. Именно так многие и поступают, чтобы сократить расстояния. Так поступили и мы, чтобы достичь древней столицы Монголии: Каракорума.
Volkswagen Amarok оказались хорошо приспособлены к скачкам по пересечённой местности. Непробиваемая подвеска и длинная база помогали держать хороший темп. Дорога пролегала не где-нибудь, а через краешек знаменитой пустыни Гоби, одной из самых загадочных и красивейших на планете.
Прошлое и настоящее
Неизменным атрибутом полупустынь и степей являются юртовые посёлки. Они сворачиваются и развёртываются за несколько часов и перемещаются с места на место вслед за стадами скота. Монголы умудряются совмещать быт средних веков с технологиями современных лет.
Рядом с юртами высятся мачты с солнечными батареями и спутниковыми тарелками. Кое-где видны вышки сотовой связи. Во дворах стоят новенькие китайские мотоциклы, суровые УАЗы для повседневной работы и щеголеватые японские внедорожники для визитов в город. Однако юрты всё так же отапливаются кизяком, разложенным сушиться на глиняных оградах.
«Юрта проста и удобна, — рассказывает наш сопровождающий по имени Евгений. — Её можно быстро разобрать и погрузить на старенький „ЗИЛ“, чтобы уже через сутки водрузить где-то снова. Но посёлки могут стоять на одном месте по несколько десятилетий. Юрты уже делают на каменных основаниях».
К слову, подобные юрты встречаются и во дворах крупных многоэтажек в городах, и даже на окраинах Улан-Батора, словно наши сараи. Старики, получившие квартиры, время от времени спускаются вниз и живут в юртах, чтобы не отрываться от природы.
Монголы привыкли жить родами и кланами, поэтому до сих пор помнят мифы и легенды, уходящие корнями в глубины тысячелетий. Старики при желании расскажут байки о том, как и кем их предки служили в войсках Чингисхана.
Старейшин узнать легко. За просаленной одеждой они носят табакерки с нюхательным табаком ценой в несколько десятков тысяч долларов. Вытащить её из-за пазухи и эффектно угостить товарища считается достойным. В крупных городах ювелиры делают неплохую кассу на этих атрибутах местной власти и статуса.
Священные реликвии
Наши Volkswagen Amarok колонной прошли по степи. По сторонам попадались пасущиеся табуны. Конь в Монголии до сих пор священен, хотя некоторые пастухи обленились и гоняют за табунами на китайских мопедах.
Каждый крупный скотовладелец участвует в скачках и хвастается реликвиями. В этом ключе примечателен город Арвайхээр, названный в честь побед на скачках двухсотлетней давности. В переводе это значит «быстрый конь», а на подъездах к городу в степи выстроен целый мемориал в честь победителей прошлых десятилетий. К слову, в качестве наездников выступают дети и подростки от 5 до 15 лет. Они мало весят, отчего конь на бегу устаёт меньше.
И вот он заветный Каракорум. Когда-то это был огромный город. Сюда свозились оружейники, пленённые в окрестных странах. В городе выковывалось оружие для кочующих армий. Жилые кварталы раскинулись до горизонта. Но во время упадка монгольского государства китайцы разрушили Каракорум. Империя распалась на мелкие части. Затем в XV веке сюда вернулись буддийские монахи и основали монастырь Эрдэни-Дзу, существующий и поныне.
asiarussia.ru
Каракорум (город) — это… Что такое Каракорум (город)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Каракорум. Каракорумский фонтан «Серебряное древо» (современная реконструкция на территории отеля в пригороде Улан-Батора) Каменная черепаха юаньской династии в КаракорумеКаракору́м (монг. Хархорин, в средневековье Хар Хорум) — столица Монгольской империи в 1220—1260 годах. В настоящее время — город, центр сомона Хархорин аймака Уверхангай. Название восходит к тюркскому топониму окрестных гор «Каракорум» (букв. «чёрные камни», «нагромождение чёрных камней»)[1].
Ступы в КаракорумеИстория строительства
Датой основания города считается 1220 год, когда ставка Чингис-хана была перенесена на берега Орхона. Резиденция хана располагалась, вероятно, у горы Малахитэ, на городище Тахай-балгас, где в XII веке находилась ставка кереитского хана. Застройка территории началась не ранее воцарения Угэдэя (1229), который был убеждён советниками в нужности стационарной столицы. В его правление и сложилось представление о том, что Каракорум — центр монгольского государства. Угэдэй построил дворец, названный «Дворцом десяти тысяч лет благоденствия» (монг. Түмэн амгалант; (кит. 万年宫 — Ваньняньгун). Младших чингизидов обязали также построить здесь по дворцу. В 1234 году как дворцы, так и кварталы оружейников за пределами Тахай-балгаса, были обнесны крепостной стеной. Каракорум был главным лагерем, где хан оставлял семью на время своих походов, и центр по производству вооружений и прочего оснащения войск.
Политическое значение
Во времена ханов Угэдэя, Гуюка и Мункэ в Каракорум приезжали в знак покорности и почитания государи ближних и дальних стран, включая русских князей; здесь решались вопросы о престолонаследии; здесь принимались решения о новых завоевательных походах, приводившие в движение миллионы людей и переворачивающие их судьбы; сюда с надеждой на влияние устремлялись эмиссары мусульманской, буддийской, христианской и других конфессий. Сведения о Каракоруме содержатся в китайских летописях и записках европейских путешественников XIII века: Плано Карпини, Марко Поло и де Рубрука.
Планировка и население
Город состоял из нескольких изолированных друг от друга кварталов, в которых жили ремесленники, торговцы и посланники со всего света. Там жили люди разных рас и религий. Рядом с христианскими (несторианскими) церквами путешественники видели многочисленные мусульманские мечети и буддийские храмы.
Упадок
С воцарением Хубилая (1260) столица империи была сначала перенесена в основанный им город Кайпин (Шанду), затем — в Пекин (1264), и в 1267 году в построенный севернее старого Пекина город, после основания юаньской династии (1271) получивший название Ханбалык (Ханбалгасун), или монг. Их нийслэл — («Великая столица»; кит. Даду)[2]. Северной столицей Юань служил Шанду («Верхняя столица») на территории современной Внутренней Монголии. Каракорум стал провинциальным городом[3]. После изгнания монголов из Китая (1368) остатки юаньского руководства в конечном итоге обосновались в Каракоруме, но в 1388 году минские войска разорили город.
Вторичное заселение города в XVI веке
Согласно «Драгоценному сказанию» Саган-Сэцэна, на курултае 1415 года было принято решение отстроить столицу, однако воплощение этого решения пока не подтверждено никакими археологическими данными. Однако город был вновь заселён в XVI веке, когда Бату-Мункэ Даян-хан сделал его своей резиденцией и вернул городу столичный статус. В последующие годы город несколько раз переходил от чингисидов к ойратам и, вероятно, был бы окончательно разрушен, если бы на него не обратил внимание халхаский хан Абатай[4].
В 1585 году Абатай начал строительство первого в Северной Монголии стационарного буддийского монастыря Эрдэни-Дзу, для чего ему пришлось не только восстанавливать старые постройки, но и возвести новые, используя для строительства камень из руин старого города:
…Тогон-Тэмур-хан, прибыв из Пекина в Монголию, обновил статую [Будды] в Харахорине. Через несколько столетий храмы пришли в ветхость и запустение. Они уже почти совсем исчезли, когда Абатай-Тушэту-хан, следуя повелению Далай-ламы III, в год огненной собаки тринадцатого цикла привёз из Хух-Хото мастеров, реконструировал обветшалые храмы Эрдэни-Дзу и построил новые[5]. |
Новый монастырь стал одним из крупнейших религиозных, политических и экономических центров Халхи, близ которого группировались кочевые становища. Таким образом, к концу XVI века место города было вновь обжито.
Современное состояние
Современный вид города Хархорин (2007)В настоящее время город является центром сомона Хархорин аймака Уверхангай. В 2003 году его население составляло 8 977 человек, а площадь — 20,5 км2[6].
Основные источники муниципальных доходов — туризм и сельское хозяйство. Ирригация полей, лежащих к востоку от города, осуществляется из реки Орхон. Хархоринский аэропорт с грунтовой взлётно-посадочной полосой принимает постоянные рейсы из Улан-Батора и обратно.
Новая городская застройка непосредственно примыкает к руинам старого города. В 2004 году премьер-министр Монголии Элбэгдорж инициировал создание проектировочной комиссии, которая бы составила план новой застройки в обход руин. По его замыслу, город должен был восстановить свой столичный статус ко времени своего 800-летнего юбилея (прибл. в 2020 году) и стать «символом современной Монголии»[7]. Однако, после его вынужденной отставки в 2006 году в пользу М. Энхболда из МНРП к этому проекту не возвращались. Не произошло это и после возвращения Элбэгдоржа к власти в 2009 года уже в качестве президента страны.
2 сентября 2009 года на заседании правительства было принято решение о создании музея «Хархорум», который станет местом коллекционирования уникальных памятных предметов, исследования, хранения и пропаганды истории и культуры, связанных со всемирным наследием, как исторические места долины реки Орхон и древней монгольской столицы. Для поддержки этого проекта музея Япония безвозмездно предоставила 5 млн долларов США; строительные работы выполнила японская компания «Коноике»[8]. Музей действует с лета 2011 года.
- В 80 километрах к юго-востоку от Хархорина находится географический центр Монголии.
История исследования Каракорума
Современная панорама нового и старого КаракорумаВ конце XIX века русский учёный Н. М. Ядринцев обследовал развалины Каракорума. А. М. Позднеев анализом исторических источников подтвердил местонахождение древней монгольской столицы в окрестностях буддийского монастыря Эрдэни-Дзу, построенного в 1585 году в южной части столицы.
В 1948 и 1949 годах здесь работала советско-монгольская археологическая экспедиция. В юго-западной части города открыты остатки дворца Угедея, сооруженного на гранитном цоколе; под дворцом обнаружены остатки буддийской кумирни конца XII — начала XIII вв. со стенной росписью. За эту работу руководитель экспедиции С. В. Киселёв (1905—1962) был удостоен Государственной премии СССР и избран членом-корреспондентом АН СССР.
В 2004 году Хархорин вместе с обширной территорией, получившей название Культурный ландшафт долины реки Орхон, был объявлен ЮНЕСКО Объектом Всемирного наследия № 1081rev. Археологические находки на территории сомона Хархорин ныне экспонируются в музее «Хархорум», открывшемся в 2011 году[9].
Примечания
Литература
- Атлас древностей Монголии, в. 1, СПБ, 1899;
- Древнемонгольские города. М., 1965;
- Позднеев А., Монголия и монголы, т. 1—2, СПБ. 1896—98;
- Ткачёв В. Н. Каракорум в XIII веке // Mongolica: Памяти академика Б. Я. Владимирцова (1884—1931). — М.: ГРВЛ издательства «Наука»,, 1986. — С. 219—231.
- Ядринцев Н. М. Путешествие на верховья Орхона к развалинам Каракорума // «Известия русского географического общества», 1890, т. 26, в. 4;
- Извлечения из «Тарих-и-джехангуша» Ала-ад-дина Ата-мелика Джувейни // Материалы по истории туркмен и Туркмении / Пер. под ред. А. А. Ромаскевича. — М.: Институт Востоковедения, 1939. — Т. 1. — С. 485.
- Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Перевод с персидского О. И. Смирновой,редакция профессора А. А. Семенова. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1952. — Т. 1, кн. 2. — С. 200.
- Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История Завоевателя Мира = Genghis Khan: the history of the world conqueror / Перевод с текста Мирзы Мухаммеда Казвини на английский язык Дж. Э. Бойла, с предисловием и библиографией Д. О. Моргана. Перевод текста с английского на русский язык Е. Е. Харитоновой. — М.: «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2004. — С. 260. — 690 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89317-201-9
- Ата-Мелик Джувейни. Чингисхан. История Завоевателя Мира. — С. 558.
Ссылки
dic.academic.ru
Каракорум — это… Что такое Каракорум?
горная система в Центральной Азии. Располагается между Куньлунем на С. и Гандисышанем на Ю. Длина около 500 км, вместе с восточным продолжением К. — хребтами Чангченмо и Пангонг, переходящими в Тибетское нагорье, — свыше 800 км. Ширина от 150 до 250 км. Состоит из нескольких параллельных хребтов и образует отроги (хребты Салторо, Сасир и др.). Центральная часть К. представляет монолитный гребень. К. — одна из высочайших горных систем земного шара. Средние высоты около 6 тыс. м. Высшая точка К. — г. Чогори (8611 м) уступает по высоте только Джомолунгме (См. Джомолунгма). Ещё 3 вершины поднимаются выше 8 тыс. м, а 8 вершин превышают 7500 м. Многие перевалы К. лежат на высоте 4600—5800 м. (См. карту.)Рельеф высокогорный, альпийский со скалистыми гребнями и крутыми склонами. Южный склон длинный, северный — короткий. Многочисленные осыпи; во внутригорных впадинах, занятых долинами рр. Шайок, Каракаш и др., — каменистые шлейфы. Поперечные долины имеют обычно облик узких, глубоких, крутопадающих ущелий.
Г. Д. Бессарабов.
Территория К. принадлежит области альпийской складчатости, занимая промежуточное положение между структурами Памира и Гималаев. В тектоническом отношении К. представляет собой крупный антиклинорий северо-западного простирания. Его осевая зона образована гнейсами, кристаллическими сланцами и мраморами, интрудированными гранодиоритами и гранитами альпийского возраста, северо-восточная зона — глинистыми и карбонатными породами верхнего палеозоя и мезозоя, прорванными отдельными телами гранитоидов, юго-западная зона — слабо метаморфизованными вулканогенно-осадочными образованиями. Структуры северо-восточной зоны круто опрокинуты к С., а юго-западные — к Ю. Границами зон служат системы крупных разрывных нарушений. Разнородные тектонические зоны К. объединились в единое целое в результате интенсивных поднятий неоген-антропогенового времени. В К. известны рудопроявления бериллия и молибдена, связанные с гранитами, золото (аллювиальные россыпи), сера (мелкие постмагматические месторождения), драгоценные камни, связанные с пегматитами, и источники минеральных вод.
И. В. Архипов.
Климат преимущественно полупустынный, резко континентальный. На южном склоне проявляется увлажняющее влияние муссона с Индийского океана, для сев. склона характерна исключительная аридность. У подножий склонов сумма осадков около 100 мм, на высоте более 5 тыс. м — свыше 500 мм в год. Осадки в высокогорной зоне (с летним максимумом) всегда выпадают в виде снега. Для большей части К. характерны отрицательные среднегодовые температуры воздуха. Характерными особенностями климата являются также интенсивная солнечная радиация, большие суточные амплитуды температуры воздуха, значительная испаряемость.
Площадь оледенения 17,8 тыс. км2. Здесь располагаются крупнейшие ледники умеренных широт — Сиачен, 75 км; Балторо, 62 км; Римо, 45 км; Талдыбулак, 30 км, и др. На южном, более влажном склоне, оледенение развито сильнее. Снеговая линия на южном склоне К. проходит на высоте около 4700 м, ледники спускаются до 2900 м, на северном склоне высота снеговой линии около 5900 м, концы ледников — на высоте 3500—3600 м. Следы древнего оледенения на высоте 2600—2900 м и выше.
К. служит водоразделом бассейнов рр. Инд и Тарим. Основным источником питания рек являются талые воды сезонных и вечных снегов и ледников. Грунтовые воды аккумулируются в осыпях и способствуют более равномерному стоку в течение года. Зимой образуются мощные наледи. В средних и нижних частях склонов реки имеют преимущественно транзитный характер. В центральных частях межгорных котловин иногда встречаются бессточные озёра и солёные болота.
Значительные контрасты в увлажнении северных и южных склонов и колебания высот в пределах К. обусловили большое разнообразие ландшафтов, распределение которых подчиняется закономерностям высотной поясности. На северных склонах до высоты 2400—2800 м распространены пустынные ландшафты с изреженным растительным покровом из калидиума, реомюрии, эфедры. Обширные пространства совершенно лишены растительности. Лишь у истоков р. Раскем дарья и её притоков (бассейн Тарима) — заросли кустарников (главным образом барбариса) и тополя. До высоты 3100 м — пустынно-степные ландшафты — разреженные заросли терескена в сочетании со злаками (типчак, ковыль). До высоты 3500 м преобладают горные степи, а в наиболее увлажнённых и защищенных от ветра местах — луговые степи с участием кобрезии. Ещё выше — высокогорные терескеновые и полынно-терескеновые пустыни в сочетании с солончаковыми лугами. На южном склоне в долинах рек до высоты 3000—3500 м — леса из сосны, гималайского кедра, а также ивы и тополя вдоль водотоков. Выше встречаются высокогорные степи с элементами альпийских лугов.
Наиболее специфичными представителями животного мира являются: дикий як, антилопа-оронго, антилопа-ада, в южных предгорьях встречаются также дикие ослы; из хищников — снежный барс. Многочисленны грызуны (серый хомячок и др.). Из птиц характерны саджа, тибетский улар, куропатка, серпоклюв, белогрудый голубь, красный вьюрок.
Участки по берегам рек и озёр часто используются под пастбища. На южных склонах местами развито земледелие. До высоты 4 тыс. м возделываются ячмень, горох, люцерна, в нижних частях склонов — виноград, абрикосы.
Лит.: Пуляркин В. А., Кашмир, М., 1956; Физико-географическое районирование Китая, М., 1957; Синицын В. М., Центральная Азия, М., 1959; физическая география Китая, М., 1964.
Г. Д. Бессарабов.
Каракорум в окрестностях горы Чогори.
Гребневая зона Каракорума в бассейне ледника Балторо (Салторо).
столица древнемонгольского государства. Основана в 1220 Чингисханом; просуществовала до 16 в. Развалины К. находятся в верхнем течении р. Орхон. Сведения о К. содержатся в кит. летописях и записках европейских путешественников 13 в.: Плано Карпини, Марко Поло и В. Рубрука. В конце 19 в. русский учёный Н. М. Ядринцев обследовал развалины К. А. М. Позднеев анализом исторических источников подтвердил местонахождение К. у буддийского монастыря Эрдэнидзу (построен в 1585 в южной части К.). В 1948—1949 советско-монгольской экспедицией под руководством С. В. Киселева проведены раскопки К. В юго-западной части города открыты остатки дворца Угедея, сооруженного на гранитном цоколе; под дворцом обнаружены остатки буддийской кумирни конца 12 — начала 13 вв. со стенной росписью. В центральной части города изучены торгово-ремесленные кварталы и др. объекты. К В. от города располагались пашни, орошавшиеся каналами.Лит.: Атлас древностей Монголии, в. 1, СПБ, 1899; Позднеев А., Монголия и монголы, т. 1—2, СПБ. 1896—98; Ядринцев Н. М., Путешествие на верховья Орхона к развалинам Каракорума, «Известия русского географического общества», 1890, т. 26, в. 4; Древнемонгольские города, М., 1965.
Л. А. Евтюхова.
Каракорум. Каменная черепаха близ развалин дворца.
dic.academic.ru
Где искать Каракорум? — Зрим в корень
Уважаемые читатели, перед тем, как перейти ко второй части работы Ирины Седовой, одно маленькой уточнение по процедурному вопросу:Прошу вас, не ведите себя, как капризные дети в песочнице, орущие «Хочу -не хочу!» без оглядки на окружающих. Если вы заметили, я даю возможность высказать у себя в журнале рвзные, порой диаметрально противоположные взгляды, даже если они не совпадают с моими. Здесь не трибуна РАЕН и не ученый совет. Здесь хотят сказать что-то от себя, даже если это «что-то» страдает отсутствием академической аргументации или идет вразрез с какимито догмами.
Спорьте, не соглашайтесь. Нет проблем. Но эти окрики «да как ты посмел это напечатать, если Гумилев пишео совсем другое…» — это — пожалуйста — не сюда. Такое — в свой журнал. А здесь можно не соглашаться с Гумилевым, со мной и друг с другом. Это нормально,
Итак, Ирина Седова:
Вообще-то, в принципе, совершенно неважно для выяснения вопроса о происхождении монголо-татар, с кем сражались объединенные силы русских и половцев на реке Калке.
Иное дело Каракорум – так называемая столица Чингизидов. Восточные и западные источники утверждают, что он был главным городом Унк-хана, следовательно, должен был находиться поблизости от того места, откуда татары вели свое происхождение. То есть вроде бы просто: где был Каракорум – там и народ проживал.
Сразу оговоримся: авторы русских летописей про Каракорум ничего не знают. У них князья того периода ездят либо «в Орду», либо «к ханам».
Плано Карпини, кстати, в Каракоруме также не был. В ставке Гуюк-хана, куда его привезли проводники, ему было сказано, что этот необыкновенный город находится поблизости – и все. А между тем он присутствовал, по его словам, не более ни менее как на коронации главного правителя монголо-татар, и описание церемонии впечатляет.
И вообще, где конкретно побывал Карпини? Есть ли возможность хотя бы приблизительно нарисовать маршрут его перемещений после его прибылтя в ставку Батыя?
Уверенность официальных историков насчет нахождения Каракорума в Современной Монголии зиждется на сообщении о долгом пути (год туда и год обратно) – мол, за это время можно было добраться хоть до Владивостока. Не может же быть (рассуждают они), чтобы в сутки Карпини проезжал на лошадях меньше 50 километров? 50 умножаем на 360 дней = 18000 километров. Это раза в 4 дальше, чем до Монголии!
Ответ один: Карпини не знал, куда его везут, поскольку на местности ориентировался плохо. А везли его намеренно долго для того, чтобы поразить размерами империи татар.
После прохождения Волги и Яика (современная река Урал) маршрут пролегал последовательно через земли кангитов – бисерминов – каракатаев – найманов – моголов.
При всем этом Плано Карпини так описывает землю бисерминов:
«А в земле этой существуют величайшие горы; с юга же прилегают к ней Иерусалим, Балдах и вся земля Саррацинов … с севера же прилегает к ней часть земли кара-китаев и Океан.»
Но разве Иерусалим находится на востоке от Каспийского моря? «Сарацинами» Карпини называет персов и мусульман, между прочим! И если под «океаном» имеется в виду Каспийское море, то вопрос, каким образом, двигаясь на юго-восток, он снова попал туда, откуда ехал много, много дней?
Может, лучше начать от противного? И прояснить, может ли Каракорум в современной Монголии быть тем самым, татарским?
Вот как описывает Каракорум Рашид-ад-Дин:
«Рассказывают, что в стране Уйгуристан имеются две чрезвычайно больших горы; между этими двумя горами находится гора Каракорум. Город, который построил Угэдэй-хан, также называется по имени этой горы.. В районе этих гор в одной местности существует десять рек, а в другой местности – девять рек».
Если отвлечься от того, что Рашид-ад-Дин называет основателем Каракорума не Унк-хана, а Угэдэя, то Каракорум должен был находиться в гористой местности. Рубрук и также утверждает, что возле Каракорума были горы.
«с этого времени начал возвращаться в северном направлении, что было и направлением к Каракаруму. …Ибо все реки текли с востока на запад или прямо, или не прямо, то есть с наклоном к югу или к северу.»
Сторонники монгольского Каракорума, предполагают, что эта гора могла находиться в верховьях р. Орхон, где находится горный хребет Хангай; там есть город Хара-Хорин вблизи буддийского монастыря. Исследователи этого вопроса отмечают, что вблизи Хара –Хорина нет высоких гор, и множества рек, стекающих с вершин тоже не имеется.
Поэтому ничуть не странно, что гипотез о местонахождении Каракорума было множество: Восточный Туркестан, верховья Сырдарьи, Иртыш, Забайкалье и много других.
«Каракорум» переводится «черный вал», «черная насыпь». Слово это созвучно с названием пустыни Каракумы, которых, кстати, несколько, а также с очень многими топонимами (например, Кара-даг, Кара-тау, Кара-чай, Кара-дарья, Кара-кала) и даже этнонимами, такими как кара-калпаки, каракатаи и т.д.
Поэтому мы имеем полное право не придерживаться ни одной из чужих версий и выдвигать любую свою, если она более-менее правдоподобна.
Итак, первая половина маршрута Рубрука достаточно понятна. Переправившись через Дон в районе десятидневного перехода до берега Волги Рубрук встретился с Сартахом 31 июля, то есть этот отрезок пути от Судакак в Крыму занял у него около 2х месяцев (обратите внимание на ничтожную скорость передвижения!). Поскольку далее Рубрук утверждает, что от двора Батыя до земли волжских Булгар около 5 дней, а до устья Волги он спускался с Батыем 5 недель, то исследователи предполагают, что двор Батыя к моменту встречи с ним Рубрука был где-то в районе современного Саратова.
12 дней до реки Яик (современный Урал, у Рубрука «Ягак») тоже не вызывают сомнений, а дальше начинаются истинные чудеса. Путь Рубрука со товарищи лежит на восток, едут они на лошадях, причем часто не только днем, но и ночью, меняя лошадей на «ямах», то есть на специально созданных монгольскими правителями станциях.
Получается, что за 45 дней (а именно столько длилось движение на восток), Рубрук должен был бы передвинуться от Каспийского моря на расстояние в 4500 км, то есть действительно в конечном итоге попал бы в Монголию.
А теперь подумаем, что же произошло в действительности. 4500 километров – это было бы по прямой, а как в реальности везли послов Франции? Начнем с того, что ни один человек не в состоянии несколько суток не спать, следовательно, куда конкретно двигались лошади, измученный Рубрук осознавал далеко не всегда, тем более по ночам.
Но даже он кое-что все-таки в конце маршрута заметил, что его дорогу пытались удлинить еще дней на несколько.
«…тот ям, у которого мы провели ночь, хотел было направить нас по какой-то обходной дороге, так что нам надлежало бы страдать еще более пятнадцати дней. … они хотели сделать это для того, чтобы сделать дорогу более продолжительной и больше выказать свое могущество…»
Можно ли после этого утверждать что-либо конкретное о маршруте, котором ехал Рубрук? Да, кое-что можно. Например, то, что восточнее пределов современного Казахстана он не попадал, так как до самого момента поворота к югу путь его пролегал по условной равнине.
Горы он увидел вдали через 7 дней путешествия, уже на юг, и там же попал на «возделанные земли», которые орошались каналами от реки, которая никуда не впадала, а поглощалась землей. Здесь же автор упоминает о виноградниках.
Отсюда мы делаем соответствующие выводы о местности: скорее всего отряд направился к отрогам хребта Кара-тау, расположенного вдоль реки Сыр-Дарьи, так как к Семиречью (еще один подходящий конечный пункт маршрута) путь ему преградило бы озеро Балхаш, а об этом у Рубрука ничего нет.
На маршрут вдоль Сыр-Дарьи намекает наличие неподалеку (в шести-семи днях пути) города Талас. Река Талас, на которой он располагался, носит такое название и доныне, а протекает она с противоположной стороны от хребта Кара-тау.
В горной равнине «Органум» можно опознать знаменитую Ферганскую долину. Оттуда Рубрука, как это ни странно для исследователей, везут куда-то на север все выше и выше, пока он не оказывается на горной равнине. Именно там он встречается, наконец, с Менгу-ханом.
Однако полной неожиданностью маршрут Рубрука может быть только для тех, кто помещает его конечную точку в современную Монголию. В нашей интерпретации под такое описание маршрута попадает Сырдарьинское Кара-тау, горы достаточной протяженности и средней высотности, то есть без вечных снегов. Каракорум Рубрука находится где-то поблизости:
«Мангу-хан жалеет вас и дает вам сроку пробыть здесь два месяца; тогда пройдет сильный холод. И он поручает передать вам, что здесь вблизи, в десяти днях пути, есть хороший город, по имени Каракарум.»
Обратимся к определению местности с помощью народов и стран, окружающих место встречи Рубрука с Менгу-ханом. Он говорит это со слов каких-то информатров. Итак, в кратком пересказе.
10 дней к востоку – Онанкеруле, («двор Чингиса»), где нет городов и обитают лишь кочевники;
20 дней к юго-востоку – Катайя (Малая, то есть вовсе не та часть современного Китая, которая расположена возле Тихого океана)
К северу – народы керкисы и оренгаи, к западу от которых располагается земля Паскатир (по всем признакам это современная Башкирия, потому как Рубрук говорил о стране Паскатир при описании территорий, расположенных на восток от Волги).
В любом случае по Рубруку выходит, что зимнее кочевье Менгу-хана не могло располагаться восточнее территории современного Казахстана, то есть это была никак не Монголия. А если вычесть из этого расстояния 20 дней пути на юго-восток до «Катайи», то границы сузятся еще больше.
Кое-что дает нам также описание народов, проживающих вокруг долины «Органум» (то есть Ферганской). По очереди: к югу от моалов (то есть кочевий Менгу-хана) живут югуры, к востоку – тибетцы; Катайю автор помещает еще дальше.
Тибет, конечно, очень велик, но располагается он в любом случае отнюдь не к востоку от Монголии. Современные ему кочевья моалов Рубрук отправляет на северную сторону Кавказских гор, в южную Скифию, а это опять же никак не далее Казахстана, даже если увеличить протяженность Рубруковского Кавказа до Иртыша.
Но возвратимся к Каракоруму. По данным Рубрука, это был небольшой городок, с парой кварталов в центре, вокруг которых располагались дворцы знати, многие из которых на тот момент находились в стадии строительства. В кварталах располагались ремесленники, сооружавшие эти дворцы и украшавшие их.
Несколько религий (буддизм, огнепоклонничество, христианство разных толков, мусульманство («сарацины»), язычество разных форм. Большинство народа знает персидский либо какой-то из тюркских диалектов.
Но удивляет вот что: Рубрук ждал в Каракоруме приезда царевича из Арамеи и, не дождавшись его, отправился в обратный путь. Когда же он приехал к отцу царевича в Ази (это современный Сис на Юго-Востоке Турции), то узнал, что тот не только благополучно добрался до Менгу-хана, но уже успел отправиться в обратный путь и скоро будет дома.
Причем удивляемся только мы, Рубрук воспринял этот факт как должное. Согласимся, что подобный фокус был бы абсолютно невозможен, если бы между Каракорумом и Малой Азией не было короткой дороги.
А теперь два, точнее, три проверочных момента.
1. По Рубруку, он видел во время кочевки с Менгу-ханом множество стекающих с гор мелких рек, и все они текли с запада на восток, то есть горы эти располагались в мередиональном направлении.
Карпини описывает, что видел 9 речек, стекающих в одну сторону с хребта, и 9 в другую, то есть горы, у (на) которых он побывал, были невелики в ширину.
2. На противоположной стороне хребта в современном Сузакском районе есть деревушка Каракур, на окраине которого найден недавно клад старинных монет, относящихся к ордынскому периоду. Возле Сузака раскопки дали также очень показательный материал.
3. Тимур-ленг сделал своей столицей один из городов Средней Азии, а именно Самарканд, в междуречье Сырдарьи и Амударьи, что вряд ли можно считать случайностью. …
seva-riga.livejournal.com