Кама артха дхарма мокша – 4 цели жизни: дхарма, артха, кама, мокша

4 цели жизни: дхарма, артха, кама, мокша

В индуизме выделяется четыре основные цели жизни, пурушартхи, которые представляют собой дорожную карту счастливой жизни в человеческом теле. На разном этапе жизни преобладает разная цель и чем четче вы понимаете, что это за цель, тем счастливее вы становитесь.

Дхарма — первая и основная из целей жизни. Дхарма — это моральная чистота, праведность и выполнение своих обязанностей в обществе. Дхарме всегда предавали самоё большое значение, она основа счастливой жизни и здоровья общества. Примерами олицетворения Дхармы в Ведических текстах был принц Рама (Рамаяна) и Юдхиштхира (Махабхарата), сын Кунти, данным ей от Бога смерти Ямы (Бог Справедливости и Праведности).

Артха — вторая цель жизни домохозяина: достижение материального благополучия. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен достичь определённого уровня финансового комфорта и не переживать, как накормить семью, заплатить за коммунальные услуги и так далее. Усилия и средства для реализации этой цели должны иметь праведную и моральную основу. Артха может быть реализована только при исполнении дхармы и законными средствами.

Кама — это удовлетворение здоровых биологических, физических и материальных желаний в соответствии с принципами умеренности и дхармы. Чтобы получить удовлетворение от жизни, ощутить её полноту, вкус, мы должны испытать радость семейной жизни: ласку супруга, радость рождения ребёнка, родительскую любовь, отпуск, проведённый на море, покупку платья или автомобиля. Всё это кама.

Мокша означает освобождение от оков майи (иллюзия, обусловленный мир), циклов рождения и смерти. Мокша — конечная цель человеческой жизни и достигается за сёт принятия прибежища в Боге, смирения и реализации своего истинного «я».


Узнать больше об этой концепции можно, приняв участие в онлайн пре-тичерз курсе Yoga Journal.

Пре-тичерз — это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий — Руслан Клейтман, харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Старт курса — 21 ноября. Специальная цена на курс только до 9 ноября! 


Руслан Клейтман, основатель Akhila Yoga, преподаватель Виньяса-крама йоги.

Фото: ania_75/instagram.com

yogajournal.ru

Четыре цели в жизни человека: дхарма, артха, кама, мокша

Люди, почитающие йогу и те, кому близки учения индуизма/ведизма верят, что в жизни у человека есть четыре цели — пурушартха. Именно ради мокши, дхармы, артхи и камы должен жить человек.

Содержание

Основа всего — дхарма

Считается, что составляющие пурушартхи дополняют друг друга. Тем не менее основой всего считается драхма. В переводе с санксрита это понятие означает «то, что удерживает». Это многогранная категория, которую нельзя воспринимать буквально, опираясь только на перевод. Если понимать дхарму как первичную цель существования личности, то по сути мы говорим про гармоничный образ жизни, понимание человеком своей природы. Под драхмой подразумевают осознание индивидуумом смысла жизни, своего предназначения перед собой, окружающим миром, вселенной. У каждого человека своя дхарма, которая связана с особенностями его личности.

Это подвижная материя. Драхма — то, что меняется вместе с человеком по мере того, как он живет и выполняет свое предназначение в мирской жизни. Многие приходят к пониманию дхармы во время йоги. Это осознание позволяет правильно расставить приоритеты, поставить новые цели, направить энергию в нужное русло.

Говорят о пяти столпах дхармы:

  • любовь,
  • терпение,
  • справедливость,
  • знание,
  • преданность.

Опираясь на них человек достигает большего, легче справляется с жизненными трудностями. Если осознание дхармы не пришло, жить с каждым годом становится все сложнее. Без смысла жизни человек чувствует себя ненужным, пустым.

Зачастую это приводит к тому, что он сходит с верного пути и обретает пагубные пристрастия.

Визуальным воплощением дхармы является дхармачакра — колесо с восемью спицами. Каждая спица — принцип дхармы, который подразумевает, что у человека все должно быть правильно:

  1. Мировоззрение.
  2. Цели.
  3. Речь.
  4. Образ существования.
  5. Поведение.
  6. Сосредоточенность.
  7. Память.
  8. Сила.

В соблюдении этих восьми принципов и заключается цель дхармы. Лишь следуя им человек достигнет в жизни больших целей, сможет принести пользу миру, прожить свой век в гармонии с природой, с собственным естеством и Вселенной. И в конечном итоге достигнет высшей цели — познает высшую реальность.

 Потребности — артха

Вторая составляющая жизни человека называется артхой. Это понятие объединяет в себе все материальное, то, без чего невозможно обойтись. В артхе объединены благополучие, здоровье, безопасность и другие блага, без которых уровень жизни человека не будет по-настоящему достойным.

Артха — тоже многогранное понятие. Его важной составляющей является труд, который человек должен выполнять каждый день своей жизни. Без труда достичь материальных благ просто невозможно. А без хорошего материального фундамента трудно отдавать себя духовному развитию.

Своим трудом человек создает почву для личностного роста.

Но крайне важно — не переусердствовать. Достижение материальных благ не должно стать основной целью существования. Смысл не в накоплении, а в создании комфортных условий для жизни. Неправильно расставленные приоритеты, смещенные в сторону материальных благ ценности сбивают человека с истинного пути, препятствуя реализации истинных целей артхи.

До нас дошли некоторые древние тексты — артха-шастры. Они представляют собой задокументированное распределение ролей людей в жизни, принципы устройства мира, организации общества. В одной из этих книг обсуждаются такие вопросы как развитие экономики, распределение обязанностей между министрами, тема налогов, войны, безопасности граждан и др.

Земные потребности — кама

Еще одна важная составляющая жизни — достижение земных наслаждений, удовлетворение базовых потребностей. В понятии кама объединены потребности человека:

  • во вкусной еде,
  • комфортных условиях проживания,
  • чувственности,
  • эмоциональных потребностях и т.п.

Кама по-разному трактуется в разных учениях. Одни полагают, что кама учит получению удовольствия от жизни как возможности избавить себя от страданий. Однако “классическое” понимание этого термина говорит об исполнении желаний как об одной из целей жизни. Правда, с оглядкой на моральные, этические нормы, традиции общества, культуры, религии. Человек должен контролировать свои желания и не попасть в их плен. В противном случае он рискует потратить свою жизнь впустую. Нужно здраво оценивать желания, задуматься над тем, действительно ли стоит давать им волю.

Лишь контролируя свои желания, личность может стать по-настоящему свободной и счастливой.

У камы есть свои шастры — учения. Они преследуют цель — упорядочения чувственных наслаждений в браке, напоминая о необходимости стремиться и к духовному совершенству. Кама шастры говорят про искусства, в числе которых музыка, театр, архитектура, пение и др. Они учат воспитанию детей, обустройству быта, грамотному использованию макияжа и одежды и т.д.

Высшая цель — мокша

Это сложное понятие, которое скрывает в себе итоговую, самую важную цель человеческой жизни. Под мокшей понимается освобождение от земных оков, условностей устройства мирской жизни. Это обратная дорога к истине.

Не стоит воспринимать мокшу буквально, как физическую смерть. Избранные постигают ее, будучи живыми людьми. Если человек познал мокшу, он освобождается от оков, его существование обретает новые формы, иллюзии разрушаются.

Личность, которой больше не хватает общественной и материальной жизни, начинает искать свою дорогу, путь к познанию неосязаемого, известного лишь ему. Если поиски завершаются успешно, человек освобождается, обретает покой. Это и есть постижение мокши.

Одни ищут свой путь в духовных практиках, другие — в странствованиях по святым местам, третьи — в религии. Когда человек, наконец, приходит к пониманию того, что источником собственной драмы является он сам, начинается путь освобождения.

Мокша — дорога, пройденная через страдания, испытания.

На ней не будет попутчиков. Но после того, как дорога будет осилена, откроется мокша. Человек должен понять свою сущность, скинув оковы навязанных условностей и норм. Тогда его сознание расширится, а жизнь претворится в Лилу.

yogavedi.ru

Цель человеческой жизни. Кама и артха

Если Дхарма – это суть и стержень воплощения, то Кама (желание) – это его мотив и причина. Сила желания огромна, она способна свернуть горы. Именно желание движет прогрессом. Чем больше в человеке желаний, тем больше в нем жизни и способности творить. Именно сила желаний создает, меняет и разрушает миры, вселенные, общества и цивилизации.

В Ведах о желаниях часто говорится в негативном свете. Но здесь следует различать силу желаний и сами желания, к которым относят как базовые потребности в пище и крове, так и желания более высокого порядка – удовольствия, обладание, самореализация, счастье, удовлетворенность, гармония и т.п. И все это сводится к желанию получать наслаждения посредством органов чувств и ума.

На самом деле сами по себе желания ни плохие, ни хорошие. Это энергия, принимающая определенную окраску вследствие тех или иных обусловленностей. Поэтому освобождаться нужно не от энергии, которая заставляет вас двигаться, и не от органов чувств, с помощью которых человек познает материальную вселенную. Освобождаться следует от обусловленностей, накопленных в уме, которые привязываются к определенным ощущениям органов чувств или состояниям ума, перетягивают одеяло на себя, и поглощают энергию.

Когда эта сила направлена на созидание, в обществе наступает расцвет культуры, науки, искусств. Когда приоритет отдается личной выгоде и собственным наслаждениям, тогда эта сила разрушает не только общество, но и самого человека.

Не все желания являются благом, и далеко не все необходимы в жизни. Когда человек не способен отпускать желания, жертвовать ими ради дальнейшего развития или благополучия другого, перенаправлять эту сила от себя вовне либо подобно йогам вверх, стремясь к единственной цели – Абсолюту, он становится зацикленным на этих желаниях. Его внимание ограничивается, а сила становится рабом-исполнителем указаний эго, и дальше своих желаний человек не может ничего увидеть. Таким образом, эволюция его души сильно затормаживается, и чтобы восстановить баланс, жизнь жестко лишает такого человека всего, к чему он стремится и наиболее привязан.

Цель жизни человека. Дхарма, кама, артха, мокша

Как в мантре ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, падме – лотос, который ассоциируется с чувствами, удовольствиями и желаниями, не является самым важным. Он лишь оправа, в которой произрастает жемчужина. Поэтому кама – желания является основой для артхи – стабилизации, придания структуры и формы, а на человеческом уровне – материальное благополучие и признание в обществе. Через артху человек получает удовлетворение, некую уверенность в завтрашнем дне, время стабильности и спокойствия. Артха дает реализацию на материальном плане, помогает ощутить собственную силу и уверенность в себе. Артха – это фундамент, в какие бы дали внешней и внутренней вселенной человек ни отправился, у него всегда есть куда вернуться. Это та точка, ниже которой человек уже не опустится.

С другой стороны, артха тоже не самоцель, это лишь этап взросления души. Если человек слишком привязывается к материальным благам, своему месту и роли в обществе, жизнь и этого его лишает.

Суть жизнь – Дхарма – ОМ. Кама – ее двигатель, а, когда желания реализуются, время радости и отдыха – ПАДМА – прекрасный лотос. Артха – способность воплотить желаемое, придать ему конкретные формы, кристаллизовать достигнутое – МАНИ – жемчужина. И квинтэссенцией является ХУМ – освобождение от подпорок, вспомогательных инструментов, мотивов, целей и т.п. для истинного творчества Духа. Только после ХУМ начинается ЛИЛА – жизнь уже не тела, не личности, не части, но Духа, но самого Бога. Жизнь не эго и личных желаний, а чистое творчество на благо всей Вселенной.

И переходом в это состояние является Мокша. Мокша – и переход, и испытание. Те, кто не способны отбросить все желания, представления, привязанности и все, что можно обозначить словами и понять умом, не проходят ворота Мокши. Они снова возвращаются в школу жизни, чтобы вновь пройти путь дхарма-кама-артха (последовательность у каждого своя) до мокши и заслужить шанс подняться на новый уровень существования в целостности и единении со всей Вселенной.

Автор статьи — Лариса Семиколенова
Использованы фотографии из личного архива Романа Кристофорова
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

Артха, кама, дхарма и мокша – четыре составляющие жизни человека. Сатсанг

Cатсанг Шри Гурудэва Шри Пракаша Джи. 22.10.2011

Артха – материальные блага
Кама – желания
Дхарма – духовность
Мокша – освобождение

Артха. Каждому человеку для благополучной жизни необходимы материальные блага, получая которые он выполняет свои желания. С духовной точки зрения нет ничего плохого, если человек зарабатывает деньги и имеет все необходимое для жизни. Главное, чтобы он правильно пользовался материальными благами и при этом помнил о духовности, духовном развитии, самосовершенствовании.

Кама. У человека всегда есть желания, но ему необходимо стараться не сильно привязываться к ним, осуществлять только хорошие желания и учиться трансформировать их в более высокие, духовные.

Дхарма – духовность. Основа, без которой материальные блага и осуществление желаний не дадут человеку постоянной радости и спокойствия.

Все, что человек имеет в этой жизни, будет существовать до тех пор, пока он живет. После смерти, какие бы материальные блага ни были у человека, какого бы уровня он не достиг, он не заберет это с собой. Все, что связывало его с внешним миром, он оставит здесь, но духовное, внутреннее состояние человека, то есть его атмы – души переходит из жизни в жизнь, создавая дальнейшие условия для перерождения. Поэтому для каждого человека так важна духовность.

Мокша – освобождение. Это последний этап духовного развития, когда человек познает свою атму (душу) и соединяется с Богом.

И есть еще пятая составляющая, без которой невозможно представить счастливую жизнь человека – бхакти. Это – состояние истинной, божественной любви.

satyam-shivam-sundaram.org

Дхарма, Артха, Кама, Мокша — перезагрузка понятий

Я иду навстречу душе той же тропинкой, которой она идет ко Мне. Любое вероучение призывает единению со Мной. Я – желанная цель всех живых существ. Но каждый идет ко Мне своим путем (Бхагават-Гита 4.11 в переводе Шридхара Махараджа).

Если бы даже мы признали в каком-нибудь случае, как, например, в умирающем человеке, в зародыше, в идиоте, полное отсутствие свободы, мы бы тем самым уничтожили самое понятие о человеке; ибо как только нет свободы, нет и человека (Лев Толстой “Война и Мир).

Наверное, у каждого человека есть свое понимание слова “Свобода”. И обычно это понимание несколько абстрактное, как и на любое другое такое глубокое слово. Что говорит о значении этого слова Википедия?

Свобода — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми.

На днях мне рассказали об интересной практике. Рассказывала об этом инструктор по йоге той группе, которая пришла к ней на занятия. В этой группе самые обычные люди, которые не являются ярыми последователями какой-либо религии.

Об этой практике инструктор узнала из курса Ведического Института. В том курсе, который она проходит, ей предлагают на каждую неделю различные задания. То задание, о котором она рассказала в группе, называется “Сохранение жизни”.

Суть его в том, что в течение недели человек всячески старается, так сказать, спасти жизнь. Например, ты идешь по улице, видишь — стекло валяется, и ты убираешь его в мусорку, чтоб никто не поранился. И в течение недели надо проявлять заботу в таком духе обо всех живых существах.

Дальше были озвучены такие примеры заботы о жизни, как не есть кровавый стейк, а сходить в магазин купить сырочек, например, или фрукты. Не выпить вина, так как вином много микроогранизмов в своем теле убивается. Не раздавить таракана в квартире, а выкинуть его в окошко.

В этой группе есть общий чат в вайбере. Также было предложено в этот общий чат сбрасывать свои вот эти вот “достижения” по спасению жизни, делиться ими друг с другом. В то же время надо себе завести личный блокнотик, в который надо записывать свои ошибки в спасении жизни. То есть там, где у меня не получилось “спасти жизнь”. Вроде “съел кровавый стейк”, “раздавил таракана”, “выпил вина” и так далее.

Таким образом, должна вырабатываться осознанность, что ты видишь, что ты несовершенен, что тебе еще есть над чем работать.

Чем закончилось все это обсуждение, я не в курсе, так как ушла, я не выдержала. Чем больше я это слушала, тем больше меня начинало буквально трясти. Это было в самом начале занятия, по сути и выбора не оставили, слушать ли вот это вот все или не слушать. Мне очень нравились сами занятия, практика йоги, но ровно до того момента, как началась вот эта философия.

Сколько раз я говорила, как вот это вот обаранивание, обовечивание, зомбирование, происходит в рамках какой-то религиозной системы. Так как я в какой-то момент жизни тесно соприкасалась с тем же вайшнавизмом, я рассказывала о своем опыте, своих наблюдениях, своих выводах. И я не перестаю до сих пор узнавать что-то новое и всякий раз удивляться. Ведический институт как раз подкинул новую пищу для размышлений и впоследствии для этой статьи.

Как я уже говорила, группа состоит из вполне обычных людей, которые не соблюдают посты, 4 принципа и так далее. И какая реакция будет у обычного человека, если ему вдруг скажут, что какие-то его поступки, которые он делает ежедневно, неправильные или греховные?

Вначале, возможно, отмахнется, постарается не обращать внимания. Но если ему регулярно будут покапывать на мозги в тесном и теплом дружеском кругу, то рано или поздно у него появится ощущение своей какой-то неправильности.

На примере того же мяса. Тебе постоянно вокруг говорят, что это плохо, что ахимса, что вегетарианство – это так возвышенно. И вот это все жужжат, жужжат, жужжат… Так или иначе, человек начинает себя чувствовать как минимум неправильным, либо вообще грешником, который пожинает плоды своей кармы и ни на что больше не способен.

И отсюда вытекающее чувство вины, чувство стыда, чувство греховности, неполноценности и отделенности от социума. И это будет на него давить. И тут два варианта: либо человек все же остается верным своим убеждениям и уходит по каким-то причинам, попросту “система его выплевывает” как несоответствующего. Либо человек начинает подстраиваться под этот тесный и теплый круг, который на него извне давит. И постепенно по кусочку он теряет себя. И становится зомбо-овечкой с навязанными чужими ценностями. Более того, он становится несчастной зомбо-овечкой, которая ничего не хочет и не может, ибо ей внушили, что она грешная и падшая. И, соответственно, легко управляемая.

Очень продуктивная стратегия выходит. Один человек хоть и не согласен, но остается и насильно себя меняет, второй не согласен, и тут ему выдают, что он:
• пока не готов к этим “знаниям”, еще не достаточно очистился, ты подожди, возможно, со временем;
• не смиренен, это может помочь другим, а тебе надо потерпеть.

И тут опять же чувство неполноценности, стыда, вины.

Это все очень легко объясняется, это окна овертона, о которых всем известно. Как постепенно человеку внушают идею, которую он сначала не принимает, а потом не принимает ее отсутствие. Идея настолько с ним срастается, что он начинает ее считать чуть ли не врожденной.

И это я сейчас так страшно и мрачно все описываю. Вся беда в том, что на практике это выглядит совсем не мрачно. Это выглядит как помощь, как самые благородные мотивы. Тебе пытаются помочь, тебя спасти, из лучших побуждений причиняют добро. А ты этого не понимаешь. И у тебя еще больше чувства вины от того, что ты не принимаешь и не понимаешь эту “помощь”. Это очень тонкая форма манипулирования.

Когда сам человек приходит к тому, что я не хочу делать то-то и то-то, например, я не хочу есть мясо или пить вино, тогда в этом есть гармония. Тогда все очень закономерно, плавно, красиво. Но если же это произошло, потому что извне кто-то что-то навязал, тогда случаются перекосы. Это как закодированные алкоголики. Они не готовы отказаться от выпивки, но их кодируют, и что-то потом идет не так. Что-то меняется в худшую сторону. Потому что вот есть, допустим, причина и следствие. Следствие забрали и закрыли наглухо, а причину оставили. В результате появилось новое следствие, в другом месте, которое не закрыто. Где тонко, там и рвется.

Также и с навязанным вегетарианством, с навязанным смирением, с навязанным поведением (“а женщина должна”, “а мужчина должен”) в общем, с навязанной философией и мировоззрением – это не твое, но ты пытаешься соответствовать и теряешься в потоке таких же пытающихся. Вот это вот реальный имперсонализм, когда уходят от внутреннего, от того, что проявлено в тебе, к внешнему, непроявленному безличному брахману. То есть людей фокусируют на внешнем, на чужом.

В случае как с той же йогой. Ты приходишь, узнаешь свое тело, на что оно способно, учишься слушать его, доверять ему, потом начинаешь различать тонкие энергии, которые в нем протекают, ты их реально ощущаешь. Тебя увлекает весь процесс занятий. И тут тебе хрясь! — говорят, что ты неправильно живешь. И чтоб ты об этом не забывал, постоянно помнил о том, что ты неправильно живешь, тебе предлагают завести блокнотик, в который ты постоянно, каждый день, будешь записывать, что ты неправильный, и где именно, и в чем.

Эта замечательная практика уводит внимание от того, что твое, что внутри, на несущественное внешнее. Это не единственная практика-помощь в кавычках, их очень много и они разнообразны. Например, Индрадъюмна Свами советует побольше воспевать, по 5-6 часов в день. Чтобы не было времени думать и задавать неудобные вопросы.

А Тамал Кришна Госвами прочитал длинную лекцию о том, что в обществе сознания Кришны преданных очень мало, в основном все просто участники общества, которые не чисто воспевают святое имя и все такое, что они там обычно говорят в своих лекциях. И дальнейший вывод, который делает махарадж, таков:

Теперь вы скажете: «Тогда очень печально, что в нашем движении будет всего лишь горстка преданных». Да, в нем будет несколько преданных – в нем будет множество участников и всего несколько настоящих преданных. Шрила Прабхупада говорит, что быть вайшнавом — это не дешевка! Вам решать — хотите вы быть участником или преданным. Если вы – участник и вы понимаете, что вы – пракрита-бхакта (неофит), то когда к вам в следующий раз будут обращаться как к преданному, вы будете считать себя всего-лишь отражением или тенью преданного, но не вайшнавом».

То есть никем считать себя — это даже не то, что норма, это показатель прогресса и духовного развития.

Еще один махарадж советует непрерывно развивать в себе терпение, почтение и смирение. И по его словам, чтобы этому научиться, необходимо прожить очень трудную жизнь и сознательно проработать каждый день. И что это наше предназначение и наша аскеза. И что это совершенство человеческой жизни.

Но вот священные писания говорят немного другое. Вот отрывок из комментария Шрилы Прабхупады к этому же стиху 4.11: «Отказываясь признать существование вечной, исполненной блаженства Личности Бога и разрушая свою индивидуальность, имперсоналисты лишают себя возможности наслаждаться нектарным вкусом трансцендентного служения Господу».

И самый интересный парадокс в том, что когда я об этой практике с блокнотом рассказывала обычным людям, они не понимали, а зачем это делать вообще? То есть да, ты совершил какую-то ошибку, все мы люди, все ошибаемся, это нормально. Ты это осознаешь, ты сделал вывод, пошел дальше. В следующий раз ты эту ошибку постараешься не допустить. Зачем фокусироваться на своих вот этих ошибках, записывать их в блокнотик на память? Это же реально первый шаг в психиатричку.

Человека довольно легко запрограммировать на разрушительные программы, если надавить на высокочастотные чувства, такие как милосердие или сострадание…

Вот эти 4 цели жизни по Ведам: дхарма, артха, кама, мокша.

Что мы привыкли слышать о дхарме? Что это нравственность, религиозность какая-то, обязанности. Но по факту у каждого человека своя дхарма. И это очень объемный и сложный момент. К дхарме относится также профессия и удовлетворение от своей профессиональной деятельности. Дхарма — это, что мы делаем по призванию, а не обязательства, которые налагает на нас общество. Слава, известность, престиж, статус, власть – это тоже дхарма. То, как наша личность являет себя в мир. Совсем другой смысл, правда?

Дальше у нас артха. Это не только прямое богатство, но и необходимый минимум для поддержания жизни и безопасности. И также способ использования материальных благ в соответствии со своей дхармой.

Недавно услышала, что в Индии люди счастливее, потому что они бедные. У них нет материальных благ, поэтому они могут задуматься о более фундаментальных вещах, духовно развиваться и все такое. Но разве отсутствие денег сделает всех людей счастливыми, духовными, осознанными?

Человек должен иметь фундамент. Свой собственный. У каждого он разный, у каждого свой какой-то комфортный минимум, своя артха. Есть люди, которым действительно ничего не надо, они праной питаются, в пепле с крематория купаются. Ключевой момент, что они внутри не чувствуют себя обделенными, они не чувствуют нехватки.

И также важный момент, что артха миллиардера, и артха бедняка, дают одинаковые возможности для сознания Кришны, в соответствии с их предназначением, с их дхармой.

Кама. Многие прямо вздрагивают при упоминании камы. Это же вожделение! Кама – это наслаждение. Все виды чувственных удовольствий. Но! Кама – это в первую очередь способность испытывать радость от жизни как таковой. Это способность восхищаться красотой. Природы, искусства. Это способность наслаждаться хорошими отношениями с другими людьми. Представляете? Отношениями, оказывается, можно и нужно наслаждаться. Кама раскрывает лучшие качества нашей души. Поэтому кама не должна отвергаться во имя каких-то высших придуманных целей духовного роста. Потому что таким образом будет отвержена душа.

То есть кама – это совсем не вожделение. Это Радость и Счастье. Любовь, Дружба, Семья, Дети. Искусство. Видение Прекрасного. Сопричастность Светлому и Возвышенному. Открытость Божественной Любви. Восхищение Божественной Красотой и Гармонией Высшего Бытия.

Давид Фроули, ведический астролог, в своей книги по астрологии пишет: «Человеку свойственно искать в жизни радости и счастья. И если бы мы были лишены способности испытывать счастье, что бы заставило нас продолжать жить?»

То есть если человек бежит от этой камы, мол, вожделение, он вообще не живет, так как у него нет в жизни ничего, что бы его радовало и делало счастливым.

И мокша. Освобождение, подумают все. Нет. Это свобода. И тот же Фроули пишет: «Свобода – первая и главная цель жизни каждого человека. Без нее, остальные цели попросту лишены смысла, они не имеют самостоятельной ценности». (Курс Астрологии Провидцев Д. Фроули).

Когда у человека забирают свободу, когда его лишают свободы выбора, когда ему навязывают какие-то чужие ценности, он тухнет. Он теряет себя. Он перестает творить. С ним происходит то, о чем я уже сегодня говорила. Вот это вот зомбо-обаранивание, он несчастен и беспомощен.

И возвращаясь к определению из Википедии: «Свобода — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми».

Человек сам решает, что и когда ему делать, не попадая под влияние всего окружающего мира. Он принимает решение сам, в зависимости от того, что он чувствует внутри, с полной ответственностью за это решение. Способность взять ответственность за свое решение – это также критерий свободного человека.

Знаете, вот эту вот свободу очень хорошо понимают астрологи. Ну те, которые настоящие. Которые в карте видят не рок, не мужчину-женщину, а неповторимую личность и гармонию этой личности.

В подтверждение немного цитат из книг по астрологии:

• Понятия «плохого» и «хорошего» в астрологии не всегда столь уж очевидны. Что для одного хорошо, то для второго может быть совсем не хорошо, и наоборот.

• Наблюдая посредством астрологической карты некие направления и тенденции, мы никогда не должны забывать и о свободе пробуждающейся души трансформировать свою судьбу.

• Если все, что мы узнали из карт наших клиентов, мы будем пересказывать им как их судьбу, то неизбежно вселим в них дух фатализма. Люди станут воспринимать все свои беды и удачи как предопределенные от рождения, полностью утратят способность творчества и окажутся закрыты для духовного роста.

• Метод оценочной астрологии также может быть слишком жестким и ограниченным. Он лишает людей возможности роста. Он придает непомерно большой вес негативным сторонам карты. Все плохое, что вы им расскажете о них, может стать «самоисполняющимся пророчеством». Вы не должны забывать, что даже если «внешняя» карта человека на ваш взгляд насчитывает много слабых черт, то никогда нельзя сбрасывать со счетов способность нашего внутреннего «Я» преодолеть любые оковы времени и пространства.

• Астролог должен действовать так, чтобы не лишить клиента способности мыслить и действовать самостоятельно.

• Не пристало астрологу возносить себя на пьедестал и гордиться, и самому слишком уж сильно верить в истинность своих пророчеств. Он должен быть открыт многообразию и изменчивости жизни.

И напоследок опять Фроули: «И богов, и демонов мы творим от невежества. От того, что не осознаем свое «Я». Проецируя вовне заключенные в нас самих божественные силы, мы становимся их рабами».

Так не лучше ли своим божественным, которое внутри нас, действовать в этом мире, радоваться, любить, творить, чем проецировать его вовне на создание каких-то иллюзий? Представляете, какая колоссальная энергия на это тратится и что будет, если эту энергию изнутри направить на создание, творчество?

Мы же все очень-очень разные и нет универсального рецепта для всех. Нет универсальной пилюли. Кто-то действительно через чтение мантры ощущает вот эту вот любовь, а кто-то через материнство, еще кто-то через аэробику, кто-то через пение… У всех своя дхарма, артха и кама.

Только мокша одна – Свобода Быть Собой. Мокша – это когда ты являешься самим собой в первую очередь для себя, и не боишься того, кто ты есть в кругу других людей. Мокша – это когда ты настолько свободен, что ты и другим даешь право быть тем, кем они есть. Мокша – это когда ты настолько свободен, что заряжаешь этой свободой окружающих.

«Я иду навстречу душе той же тропинкой, которой она идет ко Мне. Любое вероучение призывает единению со Мной. Я – желанная цель всех живых существ. Но каждый идет ко Мне своим путем». (С любовью, Кришна).

Таралакши деви даси, по лекции «Блокнот грешника»


Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

harekrishnazp.info

Кама, Дхарма, Артха и Мокша — Клуб «БАЛАНС»

Вопрос: Вячеслав Олегович, добрый день! Благодарю за Ваш труд. Помогите разобраться в «Кама, Дхарма, Артха и Мокша». Начните пожалуйста с «Кама» (о сексе можно не говорить). Как в повседневной жизни, человеку правильно руководствоваться Кама-шастрой. Приведите пожалуйста примеры, чтобы было понятно.

Заранее спасибо, Наталья Башарина

Ответ: очень важно не нарушать порядок этих терминов. Сначала идёт дхарма — исполнение религиозных обязанностей, затем идёт артха — благочестивый труд. Религиозность и благочестивый труд приводят к тому, что человек живет полноценной жизнью — кама, и пресытившись чувственными наслаждениями, поняв их бесперспективность, он наконец то тянется к мокше — освобождению. Если вырвать каму из контекста — то это будет просто распутство. Кама становится санскритским термином, только в окружении дхармы, артхи и мокши. Поэтому сами трактаты для камы как таковые не изучаются, так как кама — это результат следования дхарме и артхе. Изучение камы без дхармы и артхи — это уже само по себе некультурно и развратно. А значит именно трактаты по дхарме следует изучать в первую очередь. Но если пойти глубже, то даже последний термин — мокша или освобождение, незначительное достижение в сравнении с бхакти, с преданным служением Богу. До тех пор, пока человек потакает своим чувствам, он не сможет достичь удовлетворения. Половая жизнь может принести удовлетворение, только если она направлена на преданное служение Богу. Но тогда это уже не кама, а самая, что ни на есть бхакти. Бога зовут — Мадана-мохан, покоритель Камадевы, или Кандарпы, бога половой жизни. На Западе Камадеву называют Купидоном. И суть духовной жизни — это увлечься красотой Бога. Если красота Бога нас не привлекает, то нас неизбежно будет манить красота этого материального мира, но она — не что иное, как искажённое отражение безграничной красоты Бога.

Надеюсь, что оказался Вам полезным, ваш Рузов В.О.

Поделиться ссылкой:

ruzov.ru

ПУРУШАРТХА – ЧЕТЫРЕ ЦЕЛИ ЖИЗНИ

4 920

Согласно ведическим знаниям есть 4 основные цели в жизни каждого человека: дхарма, артха, кама и мокша.
Для понимания себя, своих внутренних и внешних мотивов персональные карты рождения (гороскопы) помогают определять, какая же одна или несколько из основных человеческих целей преобладают как в целом, так и в конкретный период жизни человека.

Первая основная цель в жизни – дхарма.
Дхарма – термин, который используется в индуизме, буддизме и других восточных религиях. Понятие этого слова довольно обширное и в зависимости от контекста и религиозного или философского течений оно имеет много разных значений.
В переводе с санскрита «дхарма» означает – держать, удерживать, поддерживать. В ведической культуре чаще всего этот термин понимают как выполнение своего предназначения, долга перед собой, семьей, обществом, в котором живем, и перед Верховной Личностью Бога. Также как следование религиозным и социально-нравственным законам. Дхарму понимают также как и праведность, истину и порядок. Для варны кшатриев дхарма является главной целью. В натальной карте дхарму показывают 1-й, 5-й и 9-й дома. Эти дома связаны с познанием своей природы и своих физических и психо-эмоциональных возможностей, Пурва-пуньей (благочестивая карма), разумом, мудростью, с религиозностью и праведностью.

Следующая цель – это артха.
Артха – благосостояние, достаток, финансовое благополучие, успех, различные материальные блага. Для варны вайшьев и семейных людей артха является одной из основных целей в жизни. В гороскопе дома артхи это 2-й, 6-й, и 10-й дома – семейные ценности и традиции, доходы семьи, служебные обязанности, сферы трудовой деятельности, способность сотрудничать и достигать материальных целей и экономического развития.

Кама – означает желания, страсть, наслаждения материальными вещами. Кама это также удовлетворение своих амбиций, желаний и всех органов чувств (осязание, зрение, вкус, обоняние и слух). Кама является основной целью жизни у варны шудр. 3-й, 7-й, 11-й дома в картах рождения отвечают за каму. Это дома устремлений, отношений, амбиций и желаний.

И последняя из четырех основных целей согласно пурушартхе (ведической концепции целей человека) – это мокша.
Мокша означает – освобождение, материальная независимость, свобода от сансары (круговорота рождений и смертей). Мокша это освобождение от иллюзий, привязанностей к материальным благам, освобождение от страданий. Это духовное развитие, свобода от кармы, просветление и осознание себя вечной Душой, частичкой Бога. Мокша это главная цель брахманов. В гороскопе на цель мокшу указывают 4-й, 8-й и 12-й дома. Показателями этих домов являются духовные усилия, духовные знания и практики, йога, медитация, уединения, трансформации и освобождение.

Все эти цели имеют связь между собой – чтобы удовлетворять свои желания (кама) нам необходимы денежные средства (артха), а чтобы быть материально обеспеченным следует знать свою природу, свои возможности, также и соблюдать социально-нравственные нормы общества (дхарма). А когда человек выполняет свою дхарму, ведет праведный, духовный образ жизни, тогда приходит понимание, что истинное счастье не в материальных вещах и не в удовлетворении своих органов чувств, а в осознании себя Душой, в познании и служении Богу, что и приводит к мокше.

«Смысл жизни человечества в том, чтобы просто вернуться обратно домой к Богу, а смысл моей жизни – чтобы просто служить Господу. Если я служу Господу, я самый счастливый человек, а если не служу – то самый несчастный. И для меня нет разницы, где жить – в шалаше или во дворце. Главное – это служение Господу» (Гопал Кришна Госвами).

Кроме четырех выше описанных основных жизненных целей есть главная, истинная цель жизни для каждого из нас – это своим служением и любовью прийти к Богу, вернуться домой!

 

С уважением, Маргарита Медведева

15.05.2016


При использовании материала, пожалуйста, ставьте активную обратную ссылку на сайт. Спасибо!

jyotish-veda.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.