Доклад живые организмы 5 класс биология – Свойства живых организмов (5 класс, биология) в таблице

Доклад на тему Живые клетки 5 класс

Все мы живые существа, будь то человек, насекомое, растение, и все мы, состоим из многочисленных «кирпичиков» под названием клетка. Наше тело состоит из миллиардов мелких частиц, где каждая клетка это маленький, активно функционирующий живой организм, который в совокупности с остальными подобными частицами образуют ткани, из которых состоят человеческие органы.
Клетка это структурно-функциональная единица строения и жизнеобеспечения всех организмов. Удивительное свойство клетки в том, что она имеет свой собственный обмен веществ и вполне способна к существованию вне тела живого организма.

За знания об удивительных свойствах клеток мы обязаны английскому ученому Роберту Гуку, который их обнаружил на срезе бутылочной пробки из дуба.

Все живое на земле состоят из клеток, которые в свою очередь подразделяются на одноклеточные и многоклеточные. Если у многоклеточных организмов клетки различные и специализированные, то одноклеточные организмы состоят из одного или небольшого количества типов клеток.

Основными составляющими частями клетки являются:

  • Клеточная мембрана «окутывающую» клетку и защищающая её от внешних воздействий;
  • Цитоплазма, наполняющая клетку изнутри и являющиеся основным составом клетки, которая содержит генетическую информацию, клеточные включения и органоиды, каждые из которых выполняют свою особые функции для существования;
  • Органеллы структурные части клетки, которые управляют процессами дыхания, выделении энергии, также играют активную роль в делении клеток;
  • Ядро расположена в цитоплазме, которая управляет всеми процессами жизнеобеспечения живого организма.

По степени строения и функционирования на живых организмах клетки условно делятся на:

  • Прокариоты, клетки в которых отсутствует ядро и ядерная оболочка;
  • Эукариоты, клетки с настоящим ядром, в котором ДНК заключена ядре в виде хромосом.

Структуру, строение клетки можно увидеть только с помощью специальных увеличительных приборов, например микроскопа. Клетка есть носитель генетической информации, которая способна расти, размножаться и реагировать на внешнюю среду.
Таким образом, все живое, что нас окружает, имеет клеточную структуру, который размножается и взаимодействует с аналогичными организмами, каждый из которых представляет индивидуальную систему функционирования и жизнедеятельности организма в целом.

5 класс по биологии

Живые клетки

Популярные доклады

  • Доклад на тему Хомяки сообщение

    Хомяки — вид грызунов, привлекающих практически всех маленьких детей. Они обитают практически во всех частях нашего света. Таким образом, существуют не только домашние грызуны, но и хищные.

  • Доклад на тему Герои России и их подвиги сообщение

    Люди бывают разными. Кто-то силен, но не умен, кто-то умён, но не силен. Но есть которые обладают одновременно многими хорошими качествами. Например, человек может быть мудрым и образованным, смелым и храбрым, вежливым и уважительным.

  • Доклад-сообщение Река Ока 4 класс

    На европейской части России протекает одна из крупных равнинных рек — это Ока. Свое название данная река получила от древнерусского слова «вода». Истоки ее находятся в селе Александровка , что в Орловской области , начинается она с маленького

more-dokladov.ru

Биология 5 класс, сообщение, значение живых организмов в…

Значение живых организмов в природе и жизни человекаВсе живые организмы участвуют в обмене веществ и потоке энергии. Поэтому все они испытывают воздействие других организмов и внешней среды, а также сами влияют на другие организмы и окружающую среду. В результате различных взаимосвязей формируются природные сообщества живых организмов, состоящие из разных видов. Такие сообщества складываются постепенно, виды их составляющие определяются различными закономерностями.В каждом сообществе живет большое число видов. Самые разнообразные по количеству видов природные сообщества находятся в тропических лесах.В биогеоценозе различные виды вступают между собой в пищевые и территориальные связи, конкурируют между собой. Большинство разных видов, составляющих биогеоценоз, имеют разные требования к условиям среды. Это снижает конкуренцию между ними. Например, у растений есть разные жизненные формы, ярусность, разное развитие в течение года, то есть у них разные требования к теплу, влаге, свету и др.).Определенный вид имеет свои, характерные только для него, связи с другими видами, своеобразно использует природные ресурсы. Так, например, у растений в лесу наблюдаются разные сроки цветения. Пока не распустились листья цветут ветроопыляемые деревья и ранние травы с разноцветными цветками. Когда листья распускаются, они затрудняют опыление ветром и создают затенение. Среди трав цветут те, у которых цветки белые, т. к. они лучше заметны в таких условиях.Значение растений в природе огромно. Они извлекают из почвы воду и минеральные вещества, синтезируют органические вещества, выделяют кислород и пары воды. Животные, грибы, бактерии потребляют органические вещества, перерабатывают их. В конечном итоге разлагают и возвращают вещества в окружающую среду. Таким образом растения, животные, грибы и бактерии все вместе участвуют в круговороте веществ. Этот круговорот называют биологическим. Все биогеоценозы Земли вместе создают общий биологический круговорот веществ биосферы.Однако именно растения дают начало этому круговороту, преобразуя солнечную энергию в энергию химических связей органических веществ. С другой стороны, если бы организмы-гетеротрофы не существовали и в конечном итоге не разрушали органику, то растения бы вскоре истощили запас необходимых им минеральных веществ и не смогли бы существовать далее. Таким образом, гетеротрофы обеспечивают условия жизни для растений.Растения оказывают влияние на неживую природы. Они пополняют атмосферу кислородом, влияют на климат, водный режим, участвуют в образовании почвы, создают органику.

Растения играют важнейшую роль в жизни человека. Они используются как пища, корм для домашних животных, в различных производствах, очищают воздух городов.
Пойдёт? 

Оцени ответ

shkolniku.com

Живые организмы | Биология. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Представление о том, что все живые организмы делятся на животных и растения, ныне устарели. Из ботаники известно, что живые организмы объединяют в четыре цар­ства: бактерии, растения, грибы, животные. Это клеточные организмы. Общность состава и строения клетки свидетель­ствует о единстве происхождения всего живого на Земле. Клеточные организмы разделяются на безъядерных (циано­бактерии и бактерии) —

прокариоты (от греч. «протос» — первый, «карион» — ядро) и ядерных (растения, грибы, жи­вотные) — эукариоты (от греч. «эу» — собственно, настоя­щий, «карион» — ядро). Кроме них существуют доклеточные формы жизни — это вирусы и бактериофаги, которые объеди­нены в царство вирусов.

Таким образом, современная биология обосновывает наличие пяти царств живых организмов.

Граница, разделяющая виды на зоологические объекты и ботанические, рассекает надвое некоторые несомненно родственные группы организмов, например, одноклеточных жгутиконосцев. Это свидетель­ствует о происхождении ныне живущих автотрофных и гетеротрофных организмов от общих предков. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Животные — это гетеротрофные одноклеточные и мно­гоклеточные организмы, клетки которых содержат ядра (исключение составляют грибы, их по традиции относят к ботаническим объектам).

Вопросы по этому материалу:
  • Какое место среди этих организмов занимают животные?

  • В чем сходство между грибами и животными?

  • В чем основное различие между растениями и животными? Как они взаимосвязаны?

doklad-referat.ru

Доклад о живом организме — Школьнику.com

Основные Тема: Многообразие живых организмов. 5 класс, биология.Основные понятия: царства живой природыбактериигрибырастенияживотныеЛичностные результаты: осознание себя как части живой природы.Метапредметные результаты:познавательные — устанавливать причинно-следственные связи,коммуникативные — инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации,регулятивные — ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.Оборудование: микроскопы, микропрепараты представителей царств живой природы, цветные карандаши, бумага, влажныепрепараты.Ход урока.В этом году у вас появился новый учебный предмет: биология.-Давайте вспомним, что изучает биология?-Приведите примеры живых организмов.-На какие царства ученые делят живую природу?Ответ:Царство БактерииЦарство ГрибыЦарство РастенияЦарство ЖивотныеПостановка проблемы.-Как вы думаете, что между ними общего?Есть ли у них характерные признаки, свойственные каждому царству?Совместное открытие знаний.Давайте проанализируем их строение и образ жизни.Сейчас каждая группа получит задание.В течение определенного времени вы должны проанализироватьстроение и образ жизни определенного царства по инструктивным карточкам.Вы должны подготовить ответы на вопросы и зарисовать некоторых представителей.Затем мы все прослушаем каждую группу.Кто из вас будет представлять вашу группу решите сами.1 группа. Бактерии.Какое строение имеют бактерии?Чем питаются бактерии?Как размножаются бактерии?Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека?Зарисуйте клетку бактерии и отметьте ее части?2 группа. Грибы.1.Посмотрите в микроскоп и зарисуйте мукор.2. Какое строение имеет мукор?3.Какое строение имеют шляпочные грибы?4.Как питаются грибы?5.Какое значение в природе и жизни человека имеют грибы?3 группа. Растения.1.Как выглядит лист растения под микроскопом? Зарисуйте.2.Чем отличается клетка растений от клетки животных?3.Как размножаются растения?4.Какое значение имеют в природе и жизни человека?4 группа. Животные.1.Какие животные называются простейшими?2.Посмотрите в микроскоп и зарисуйте инфузорию — туфельку.3.Каки животные называются многоклеточными?4.На какие группы делятся многоклеточные животные?5.Приведите примеры беспозвоночных и позвоночных животных.6.Какое значение имеют в природе и жизни человека?Прослушивание представителей групп.Характерные признаки фиксируются в таблице.Царства природы.Особенности строения.Питание, (создают ли сами органические вещества или питаются готовыми)БактерииСостоят из клеток, клетки не имеют ядра.Питаются готовыми органическими веществами и создают сами.ГрибыСостоят из клеток, есть плесневые и шляпочные грибы.Питаются готовыми органическими веществами.РастенияСостоят из клеток, в клетках есть хлоропласты.Создают сами органические вещества.ЖивотныеСостоят из клеток, есть одноклеточные и многоклеточные животные.Питаются готовыми органическими веществами.-Что же общего между царствами живой природы?Вывод: живые организмы состоят из клеток, они питаются, размножаются, дышат, растут.-Чем отличаются царства живой природы друг от друга? Каковы их характерные признаки?Вывод: они отличаются по характеру питания, по строению клеток и т. д.Применение знаний.-Скажите, пожалуйста, к какому царству относится человек?-Можем ли мы сказать, что человек часть природы?-Что интересного вы можете рассказать о представителях царств живой природы?-Какое практическое значение имеют знания о живой природе?Биологический диктант.1.Одноклеточные организмы, не имеющие ядра? (Бактерии).2.Организмы, в клетках которых есть хлоропласты?( Растения).3.Мукор — представитель царства …(грибов).4.Инфузория — туфелька относится к царству…(животные).5.Дождевой червь относится к группе…(беспозвоночных животных).6.Змея и ящерица относятся к группе…(позвоночных животных).7.Амеба имеет форму тела …(непостоянную).8.Малярийный плазмодий относится к царству…(животные).9.Морская лилия относится к царству…(животные).Проверка биологического диктанта.Итоги урока:-Что нового вы узнали на уроке?-Как вы оцениваете работу вашей группы?-Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?Мнение учителя о работе каждой из групп.

Оцени ответ

shkolniku.com

Многообразие живого мира | Биология

Нашу планету населяют самые разнообразные организмы.

Живые организмы очень различаются по размерам. Среди них есть гиганты. Особенно поражает своими размерами синий кит, достигающий 33 м в длину. Некоторые сосны могут вырасти до 40 м. А есть и организмы-лилипуты: всем знакомая божья коровка размером меньше 1 см, а ряска (водное растение, живущее на поверхности водоемов) — 3-5 мм.

Живые организмы, различные по размерам: 1 — сосна обыкновенная; 2 — синий кит; 3 — ряска малая; 4 — божья коровка; 5 — организмы, видимые в микроскоп

Самые маленькие живые организмы видны только в микроскоп и измеряются тысячными долями миллиметра.

По мере того как совершенствовался микроскоп, ученые открывали все новые, ранее невидимые живые организмы.

Теперь многие знают, что различные «невидимки» кишмя кишат в болотах и прудах, в озерах и реках, в морях и океанах. Несметное их количество населяет почву и воздух. Миллионы их живут на теле в теле живых и мертвых растений, животных и людей.

Расселение живых организмов по планете

По-разному распределились на нашей планете ее обитатели, однако есть границы, за которыми жизнь становится невозможной. Верхняя граница жизни определяется в атмосфере озоновым слоем (озон — разновидность кислорода) и проходит на высоте 15-20 км. Выше этого слоя ультрафиолетовые лучи убивают все живое. Нижняя граница проходит по дну океана, а на суше — по земной коре на глубинах до 3,5 км. Глубже недра Земли разогреты до 100 °C и более, а при такой температуре жизнь невозможна. Только некоторые бактерии — обитатели горячих вулканических источников — выдерживают температуру до 92 °C.

Жизнь на планете существует там, где для нее есть необходимые условия.

Разнообразны природные условия на нашей планете, и живые организмы приспособлены к жизни в этих условиях.

Обитатели различных природных зон: 1 — Арктики; 2 — тундры; 3 — тайги; 4 — смешанного леса; 5 — степи; 6 — пустыни

Вероятно, нет ни одного растения или животного, которое встречалось бы во всех природных зонах — территориях с однородными климатическими условиями. В одних местах живому организму может быть слишком жарко, в других — слишком холодно, в третьих — слишком влажно.

Немногие растения и животные приспособлены к жизни в Арктике, где все покрыто льдом и снегом.

В пустыне поверхность земли нагревается до 70 °C, а температура воздуха в тени выше 40 °C. Зато ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. Многие животные пустыни ведут ночной образ жизни. В пустыне очень мало воды. Растения и животные с трудом добывают воду и экономно ее расходуют.

Даже в Арктике и пустыне живые организмы смогли приспособиться к жизни.

Однако больше всего живых организмов обитает там, где наиболее благоприятные условия: температура, влажность, содержание кислорода и питательных веществ.

В разных природных зонах обитают разнообразные живые организмы, приспособленные к жизни в данных условиях.

Расселение живых организмов: А — по планете; Б — по природным зонам; В — по ярусам (на разных уровнях)

blgy.ru

Многообразие живых организмов. 5 класс, биология

Тема: Многообразие живых организмов. 5 класс, биология.

Основные понятия: царства живой природы

бактерии

грибы

растения

животные

Личностные результаты: осознание себя как части живой природы.

Метапредметные результаты:

познавательные — устанавливать причинно-следственные связи,

коммуникативные — инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации,

регулятивные — ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты представителей царств живой природы, цветные карандаши, бумага, влажные препараты.

Ход урока.

В этом году у вас появился новый учебный предмет: биология.

-Давайте вспомним, что изучает биология?

-Приведите примеры живых организмов.

-На какие царства ученые делят живую природу?

Ответ:

Царство Бактерии

Царство Грибы

Царство Растения

Царство Животные

Постановка проблемы.

-Как вы думаете, что между ними общего?

Есть ли у них характерные признаки, свойственные каждому царству?

Совместное открытие знаний.

Давайте проанализируем их строение и образ жизни.

Сейчас каждая группа получит задание.

В течение определенного времени вы должны проанализировать

строение и образ жизни определенного царства по инструктивным карточкам.

Вы должны подготовить ответы на вопросы и зарисовать некоторых представителей.

Затем мы все прослушаем каждую группу.

Кто из вас будет представлять вашу группу решите сами.

1 группа. Бактерии.

Какое строение имеют бактерии?

Чем питаются бактерии?

Как размножаются бактерии?

Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека?

Зарисуйте клетку бактерии и отметьте ее части?

2 группа. Грибы.

1.Посмотрите в микроскоп и зарисуйте мукор.

2. Какое строение имеет мукор?

3.Какое строение имеют шляпочные грибы?

4.Как питаются грибы?

5.Какое значение в природе и жизни человека имеют грибы?

3 группа. Растения.

1.Как выглядит лист растения под микроскопом? Зарисуйте.

2.Чем отличается клетка растений от клетки животных?

3.Как размножаются растения?

4.Какое значение имеют в природе и жизни человека?

4 группа. Животные.

1.Какие животные называются простейшими?

2.Посмотрите в микроскоп и зарисуйте инфузорию- туфельку.

3.Каки животные называются многоклеточными?

4.На какие группы делятся многоклеточные животные?

5.Приведите примеры беспозвоночных и позвоночных животных.

6.Какое значение имеют в природе и жизни человека?

Прослушивание представителей групп.

Характерные признаки фиксируются в таблице.

Царства природы.

Особенности строения.

Питание, (создают ли сами органические вещества или питаются готовыми)

Бактерии

Состоят из клеток, клетки не имеют ядра.

Питаются готовыми органическими веществами и создают сами.

Грибы

Состоят из клеток, есть плесневые и шляпочные грибы.

Питаются готовыми органическими веществами.

Растения

Состоят из клеток, в клетках есть хлоропласты.

Создают сами органические вещества.

Животные

Состоят из клеток, есть одноклеточные и многоклеточные животные.

Питаются готовыми органическими веществами.

-Что же общего между царствами живой природы?

Вывод: живые организмы состоят из клеток, они питаются, размножаются, дышат, растут.

-Чем отличаются царства живой природы друг от друга? Каковы их характерные признаки?

Вывод: они отличаются по характеру питания, по строению клеток и т. д.

Применение знаний.

-Скажите, пожалуйста, к какому царству относится человек?

-Можем ли мы сказать, что человек часть природы?

-Что интересного вы можете рассказать о представителях царств живой природы?

-Какое практическое значение имеют знания о живой природе?

Биологический диктант.

1.Одноклеточные организмы, не имеющие ядра? (Бактерии).

2.Организмы, в клетках которых есть хлоропласты?( Растения).

3.Мукор — представитель царства …(грибов).

4.Инфузория- туфелька относится к царству…(животные).

5.Дождевой червь относится к группе…(беспозвоночных животных).

6.Змея и ящерица относятся к группе…(позвоночных животных).

7.Амеба имеет форму тела …(непостоянную).

8.Малярийный плазмодий относится к царству…(животные).

9.Морская лилия относится к царству…(животные).

Проверка биологического диктанта.

Итоги урока:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Как вы оцениваете работу вашей группы?

-Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?

Мнение учителя о работе каждой из групп.

Д.з. Подготовить сообщения по теме: «Многообразие живых организмов».

Муниципальное образовательное учреждение

«Дашковская средняя общеобразовательная школа».

Урок по теме: «Многообразие живых организмов».

Биология. 5 класс.

Учитель биологии С.И. Ярочкина

2012-2013г.

gigabaza.ru

Доклад — Характерные особенности живых организмов

РЕФЕРАТ ПО БИОЛОГИИ

на тему:

Характерные особенности живых организмов.

Анохин Вячеслав Сергеевич

группа ВТ-2

Москва — 1998

Всем живым организмам в большей или меньшей степени свойственны определенные размеры и форма, обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение и приспособляемость. Хотя этот перечень кажется вполне четким и определённым, граница между живым и неживым довольно условна, и будем ли называть, например, вирусы живыми или неживыми, зависит от того определения жизни, которое мы примем. Неживые объекты могут обладать одним или несколькими из перечисленных свойств, но никогда не проявляют всю совокупность этих свойств одновременно. Кристаллы в насыщенном растворе могут “расти”, кусочек металлического натрия начинает быстро “бегать” по поверхности воды, а капля масла, плавающая в смеси глицерина и спирта, выпускает псевдоподии и передвигается наподобие амёбы.

Подавляющее большинство проявления жизни в конечном счете можно объяснить на основании тех же физических и химических законов, которым подчиняются неживые системы. Из этого следует, что если бы мы достаточно хорошо знали химическую и физиологическую основу жизненных явлений, то мы, возможно, были бы в состоянии синтезировать живое вещество. В сущности ферментативный синтез специфических молекул ДНК, осуществленный в пробирке Артуром Конбергом в 1958г., уже можно рассматривать как важный первый шаг в этом направлении*. Противоположный взгляд, называемый витализмом, был широко распространен среди биологов до начала этого века; они считали, что жизнь обуславливают и контролируют силы особого рода, необъяснимые в понятиях физики и химии. Многие явления жизни, казавшиеся такими таинственными при их первом открытии, удалось понять без привлечения особой “жизненной силы”, и разумно будет предположить, что и другие проявления жизни при их дальнейшем исследовании окажутся объяснимыми на научной основе.

* В конце 1967 г. А.Корнберг и его сотрудники получили новые важные результаты. Им удалось синтезировать специфическую ДНК вируса Æ Х174, обладающую биологической активностью. При заражении клеток эта искусственная ДНК ведет себя точно так же, как природная ДНК этого вируса.

[В.С.1] Специфическая организация. Каждый род живых организмов обладает характерными для него формой и внешним видом; взрослые индивидуумы каждого рода организмов, как правило, имеют характерную величину. Неживые объекты обычно имеют гораздо менее постоянные размеры и форму. Живые организмы не гомогенны, а состоят из различных частей, выполняющих специальные функции; таким образом, они характеризуются специфической сложной организацией. Структурной и функциональной единицей как растительных, так и животных организмов служит клетка — наиболее простая частица живого вещества, способная существовать самостоятельно. Но и сама клетка имеет специфическую организацию; клетки каждого типа обладают характерными размерами и формой, они имеют плазматическую мембрану, отделяющую живое вещество от окружающей среды, и содержат ядро — специализированную часть клетки, отдельную от остального ее вещества ядерной оболочкой. Ядро, как мы узнаем позже, играет важную роль в контроле и регулировании функций клетки. Тела высших животных и растений имеют ряд последовательно усложняющихся уровней организации: клетки организованы в ткани, ткани — в органы, а органы — в системы органов ..

Обмен веществ. Совокупность всех химических процессов, осуществляемых протоплазмой и обеспечивающих ее рост, поддержание и восстановление, называется обменом веществ или метаболизмом. Протоплазма каждой клетки непрерывно изменяется: она поглощает новые вещества, подвергает их разнообразным химическим изменениям, строит новую протоплазму и превращает в кинетическую энергию и тепло потенциальную энергию, заключенную в крупных молекулах белков, жиров и углеводов, по мере того как эти вещества превращаются в другие, более простые соединения. Это постоянное расходование энергии представляет собой одну из специфических и характерных особенностей живых организмов. Некоторые типы протоплазмы отличаются высокой интенсивностью обмена; очень высока она, например, у бактерий. Другие типы, как, например, протоплазма семян и спор, имеют столь низкий уровень обмена, что его с трудном можно обнаружить. Даже в пределах одного вида организмов или у одной особи интенсивность обмена может меняться в зависимости от таких факторов, как возраст, пол, общее состояние здоровья, активность эндокринных желез или беременность.

Процессы обмена могут быть анаболическими или катаболическими. Термин анаболизм относится к тем химическим процессам, при которых более простые вещества соединяются между собой с образованием более сложных веществ, что приводит к накоплению энергии, построению новой протоплазмы и росту. Катаболизмом же называют расщепление этих сложных веществ, приводящее к освобождению энергии и к износу и расходованию протоплазмы. Процессы того и другого типа протекают непрерывно; более того, они находятся в сложной взаимозависимости и их трудно отделить друг от друга. Сложные соединения расщепляются, и их составные части соединяются друг с другом в новых комбинациях, образуя другие вещества. Примером сочетания катаболизма с анаболизмом могут служить взаимные превращения углеводов, белков и жиров, непрерывно происходящие в клетках нашего тела. Поскольку большинство анаболических процессов требует затраты энергии, должны происходить какие-то катаболические процессы, которые доставляли бы энергию для реакций, связанных с построением новых молекул.

Как у растений, так и у животных есть анаболическая и катаболическая фазы обмена. Однако растения (за некоторым исключением) обладают способностью синтезировать свои собственные органические вещества из неорганических веществ почвы и воздуха; животные же зависят в своем питании от растений.

Подвижность. Третья особенность живых организмов — это их способность к движению. Подвижность большинства животных совершенно очевидна: они ползают, плавают, бегают или летают. У растений движения гораздо более медленны и не так заметны, но они все же происходят. Некоторые животные — губки, кораллы, устрицы, кое-какие паразиты — не передвигаются с места на место, но у большинства из них имеются реснички или жгутики, приводящие в движение окружающую их жидкую среду, которая доставляет этим животным пищу и все необходимое для жизни. Движение может быть результатом мышечного сокращения, биения микроскопических протоплазменных волосков, называемых ресничками и жгутиками, или медленного течения массы протоплазмы (амебоидное движение ). Течение протоплазмы в клетках листьев растений известно также под названием циклоза .

Раздражимость. Живые организмы обладают раздражимостью: они реагируют на раздражители, т.е. на физические или химические изменения в непосредственно окружающей их среде. Раздражители, вызывающие реакцию у большинства животных и растений, — это изменения цвета, интенсивности или направления световых лучей, температура, давление, звук и изменения в химическом составе почвы, воды или атмосферы, окружающей организм. У человека и других сложноорганизованных животных некоторые высокоспециализи-рованные клетки тела обладают особой чувствительностью к раздражителям определенного типа: палочки и колбочки в сетчатке глаза реагируют на свет, определенные клетки в носу и во вкусовых почках языка — на химические раздражения, а специальные клетки кожи — на изменения температуры или давления. У низших животных и у растений такие специализированные клетки могут отсутствовать, но весь организм реагирует на раздражение. Одноклеточные животные и растения отвечают движением по направлению к раздражителю или от него при воздействии тепла или холода, некоторых химических веществ, света или при прикосновении микроиглы.

Раздражимость растительных клеток не всегда бывает такой заметной, как раздражимость животных клеток, но и растительные клетки чувствительны к изменениям окружающей их среды. Течение протоплазмы в клетках растений иногда ускоряется или прекращается под действием изменений в освещении. Некоторые растения (например, венерина мухоловка, растущая в болотах Каролины) обладают поразительной чувствительностью к прикосновению и могут ловить насекомых. Их листья способны перегибаться вдоль средней жилки, а края листьев снабжены волосками. В ответ на раздражение, производимое насекомым, лист складывается, его края сближаются, а волоски, переплетаясь, не позволяют добыче выскользнуть. Затем лист выделяет жидкость, которая убивает и переваривает насекомое. Способность ловить насекомых развилась как приспособление, позволяющее таким растениям получать часть необходимого для их роста азота из “поедаемой” добычи, так как почва, на которой они растут, очень бедна азотом.

Рост. Следующая особенность живых организмов — рост — представляет собой результат анаболизма. Прирост массы протоплазмы может происходить за счет увеличения размеров отдельных клеток, за счет увеличения числа клеток или за счет того и другого. Увеличение размеров клеток может быть следствием простого поглощения воды, но такого рода набухание обычно не рассматривается как рост. Понятие рост относится лишь к тем процессам, при которых увеличивается количество живого вещества организма, измеряемое количеством азота или белка. Рост различных частей организма может быть либо равномерным, либо одни части растут быстрее, так что пропорции тела по мере роста изменяются. Некоторые организмы (например, большинство деревьев) могут расти в течение неопределенно долгого времени. Большинство животных имеет ограниченный период роста, заканчивающийся по достижении взрослым животным определен-ных размеров. Одна из замечательных особенностей процесса роста состоит в том, что всякий растущий орган продолжает в то же время функционировать.

Размножение. Если есть какое-либо свойство, которое можно считать совершенно обязательным атрибутом жизни, так это способность к воспроизведению. Наиболее простые вирусы лишены обмена веществ, не двигаются и не растут, и все-таки, поскольку они способны воспроизводить себя (а также мутировать), большинство биологов считает их живыми организмами. Одно из основных положений биологии гласит, что “всё живое происходит только от живого”.

Классические опыты, опровергающие теорию самоп-роизвольного зарождения жизни, произвел итальянец Франческо Реди около 1680г. Реди очень простым способом доказал, что “черви” (личинки мух) не образуются из гниющего мяса. Он положил по куску мяса в три банки, одну из которых оставил открытой, второю обвязал тонкой марлей, а третью — пергаментом. Все три куска мяса начали гнить, но “черви” появились только в мясе, находившемся в открытой банке. Несколько червяков появилось на марле, покрывавшей вторую банку, но в мясе их не было, как не было и в мясе, закрытом пергаментом. Таким образом Реди доказал, что “черви” не возникли из гниющего мяса, а вывелись из яиц, отложенными мухами, привлеченными запахом разлагающегося мяса. Дальнейшие наблюдения показали, что из личинок развиваются взрослые мухи, которые снова откладывают яйца. Примерно через два столетия Луи Пастер установил, что и бактерии возникают не путем самозарождения, а только от предсуществовавших бактерий. Субмикроскопические фильтру-ющиеся вирусы не образуются из невирусного материала, а происходит только от существовавших ранее вирусов.

Процесс размножения может сводиться к простому разделению одного индивидуума на два. Однако у большей части животных и растений он связан с образованием специализированных яйцевых и семенных клеток, которые, соединяясь между собой, образуют оплодотворенное яйцо (зиготу), развивающееся в новый организм. У некоторых паразитических червей процесс размножения совершается путем образования нескольких совершенно различных форм, каждая из которых порождает последующую, пока цикл не завершится вторичным появлением взрослой формы.

Приспособление, или адаптация. Способность растения или животного приспособляет ему выживать в мире, полном неожиданных перемен. Тот или иной вид может либо отыскивать пригодную для его жизни среду, либо претерпевать изменения, делающие его лучше приспособленным к существующим в данный момент внешним условиям. Адаптация может осуществляться путем немедленного изменения, основанного на раздражимости протоплазмы, или путем длительного процесса мутирования и отбора. Очевидно, что отдельное растение или животное не может приспособиться ко всем возможным условиям среды, а это означает, что существуют определенные области, где оно не в состоянии будет выжить. Перечень факторов, которые могут ограничивать распространение вида, почти бесконечно: вода, свет,. Температура, пища, хищники, конкуренты, паразиты и т.д. [В.С.2] [В.С.3]

[В.С.1] [В.С.1] [В.С.1] [В.С.1]

[В.С.2]

[В.С.3]

ronl.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *