Брак без детей, бесплодие, бездетные семьи. Нет детей: что делать?
Содержание статьи
В статье использлваны материлы из журнала «Вода живая».
Современный стереотип «правильной семьи» — «мама+папа+дети». Остальное — отклонение от «нормы». Православные СМИ особенно далеко продвинулись в этом направлении: типичная христианская «ячейка общества» стремится к многочадию. Ну, а без детей семья — словно и не семья вовсе. Так ли все просто именно с христианской точки зрения? Ведь бездетность бывает разная: сознательная и нежелательная, физиологическая и психологическая, временная и та, что «навсегда».
Кроме того, в «Символе веры» ничего о детях не написано. Значит, в жизни христианина они — не главное. В общем, надо разобраться. Попробуем…
Что делать, если нет детей, а желание родить не оставляет женщину? Как быть, если невозможно найти причину бесплодия? Что чувствует женщина, потерявшая ребенка, которая слышит “еще родишь здорового”? Решить проблему помогает вера? Как близким вести себя, чтобы не ранить пару, у которой нет детей? Как поздравить с долгожданной беременностью?
«Мы пытаемся»
— От бестактных вопросов и советов родственников и друзей нам иной раз жить не хотелось, — рассказывает Виктория (32 года, в ожидании стать матерью 6 лет), — Если говорить о том, какой вопрос самый больной для бездетной пары, то это, безусловно, вопрос «Почему у вас нет детей?». Но ведь в том и состоит переживание бездетных супругов: они не могут понять, почему Господь послал им это испытание. Они годами обследуются, лечатся, а детей как не было, так и нет. Уже одно это способно свести с ума.
К сожалению, в обществе распространено мнение, что зачать ребенка — вопрос пяти минут. Поэтому я перестала отвечать на расспросы о детях в форме «мы думаем об этом» или «мы стараемся». Нередко можно получить в ответ искреннее недоумение и даже смех собеседника: «А чего тут думать? Раз-два и готово!», или совсем бестактное: «Что-то плохо стараетесь…» Со временем я поняла, что обижаться на таких людей нелепо. Просто собственный опыт убедил их, что дети появляются безо всякого труда и даже тогда, когда их совсем не ждешь.
— Бестактность окружающих — не самая трудная проблема, но одна из самых нерешаемых, — рассказывает Юлия (30 лет, три непростых года в ожидании ребенка, сейчас — мама маленькой дочки). — Все-таки это интимная жизнь человека, то, от чего дети получаются. А тут ты вынужден обсуждать ее с окружающими. Даже словосочетание «мы пытаемся» не всегда комфортно произносить. Мы испытывали особенное давление со стороны родителей мужа: мой муж — единственный и поздний ребенок, и им уже очень-очень хотелось продолжателя рода. Мы родственников успокаивали тем, что говорили про возможности нашей медицины, хотя на самом деле врачи у нас проблем не обнаружили.
«Главная иллюзия современных людей — это то, что вопрос рождения ребенка полностью в наших руках, — делится впечатлениями Юля. — В первую очередь, многие люди не понимают, что в принципе не у всех могут быть дети, и никто в этом не виноват! Как не все бывают богатыми и суперталантливыми, так и обыденный, казалось бы, процесс деторождения дается не всем». При этом в нашем обществе сциентизм и вера в прогресс причудливым образом сочетаются со всевозможными суевериями.
«Хочушки»
Женщины, столкнувшиеся с проблемой бесплодия, в сети образуют своеобразную «нацию» — «хочушки» (от «хочу ребенка»). Согласно учению этой группы, главная и безусловная цель жизни каждой «хочушки» — забеременеть.
Основное содержание «хочушечьих» форумов — обсуждение всевозможных технологий, позволяющих ускорить наступление беременности. Здесь и обмен телефонами клиник, и «бабушкины рецепты», и списки икон, перед которыми нужно поставить свечку, и даже тексты «секретных» заговоров. «Хочушки» оказывают друг другу эмоциональную поддержку: «Держу за тебя кулачки, в этом месяце все у тебя получится!»
Тема очень важная и очень трепетная — и для мужчин тоже. Наверное, есть не только «хочушки», но и «хотенчики»… Есть еще отдельный большой и правильный вопрос — отношение в обществе к тем, у кого сейчас нет детей. Не сейчас он появился. Наверное, все наши беды возникают потому, что в мире не хватает Любви. Семьи без детей (прежде всего те, где супруги хотят детей) — это особенные семьи, совсем не такие, как обычные. И общество, то есть мы с вами, должно учиться трепетно относиться к таким семьям, помогать им. А как помогать? Любить. И молиться за них. Только просить не о ребенке, а о том, чтобы сердце открылось воле Божией, какой бы эта воля ни была. Андрей
Взаимная поддержка в трудной ситуации — безусловно, лучшее, что дают «хочушки» друг другу. Однако интернет-общение содержит немало подводных камней. Один из самых коварных рифов – то, что освоением этой сферы активно занимается коммерческая медицина. Многие «хочушки» вынуждены регулярно страдать от откровенной лжи — сфабрикованных отзывов о «лучших» клиниках, специалистах и препаратах.
«По-особому помолиться»
В каком-то смысле «хочушки» — это «гетто». Внутри него свои традиции и правила, свой мэйнстрим и свои маргиналы. В число последних автоматически попадают православные семьи, коих в России объективно меньшинство. Топики для православных «хочушек» существуют практически на всех крупных ресурсах, посвященных родительству (www.littleone.ru, www.materinstvo.ru, www.eva.ru и др.)
Существуют и специализированные сайты для православных «хочушек» (например, www.chado-chudo.narod.ru — труд р. Б. Аполлинарии). Здесь обсуждаются особые темы: каким святым молиться о даровании ребенка, возможны ли супружеские отношения в пост, как не впасть в уныние от долгого ожидания и неопределенности, как Православная Церковь от-носится к ВРТ… Однако, пожалуй, одна из самых трудных тем для верующих женщин, мечтающих стать мамами, — вопрос о собственных грехах, ставших причиной бесплодия.
По словам нашей героини Виктории, погружение в мир сетевых «хочушек» только усугубило ее переживания. По-настоящему верующих христианок в сети она встретила мало, а провокативной информации — хоть отбавляй. Итогом стало утомительное «самокопательство».
— Сперва я думала, — рассказывает Виктория, — что в чем-то согрешила перед Богом, искала свою вину и мучила себя упреками в том, в чем давно раскаялась на исповеди. Этот путь доводил меня до отчаяния и лишал сил хоть сколько-нибудь двигаться вперед. Затем я вообразила, что могу как-то заслужить у Господа Его любовь, проявлением которой, как мне наивно думалось, будет исполнение моего желания. Я начала молиться и ездить в паломнические поездки, брать на себя послушания…
Этот путь тоже вымотал меня: незаметно для себя, я начала с магизмом относиться к православным святыням и упорно не хотела дать Господу проявить Его собственную волю о нас с мужем… Когда это осознание пришло, у меня даже возникло отвращение к молитвам о чадородии и освященным у мощей «маслицам».
Точно так же, как Вика, и Юля пыталась понять, за что Господь ее наказал: «Мне казалось, что я все сделала правильно: обвенчалась в день регистрации, не блудила… и вскоре после свадьбы — замершая беременность, а потом три года томительного ожидания. Мне было обидно, было жаль неродившегося ребенка, и я не могла понять, в чем же провинилась».
Юлия тоже пыталась идти «проторенным путем»: ходила к святой Ксении Блаженной. Ее супруг ездил к мощам святого Александра Свирского. Мама Юли постоянно добывала информацию о том, какие святыни «точно помогают». «Мне кажется, у многих православных есть убеждение — нужно просто съездить в нужный монастырь, как-то по-особому помолиться, и проблема решится сама собой», — вспоминает Юля.
Верующему человеку еще труднее пережить бездетность, нежели неверующему. На фоне привычного предубеждения, что православный брак обязательного предполагает многодетность, бездетные супруги страдают, помимо всего прочего, и от повышенного внимания окружающих к своей проблеме, но особого, не физиологического (как в светском обществе), а «духовного» характера. Кроме того, им подчас сложнее выстроить отношения с духовником: далеко не каждый священник ориентируется в вопросах медицины и психологии, понимает различие между абортивными и неабортивными средствами контрацепции, имеет минимальные представления о причинах бесплодия.
Читайте также – Семейная проблема
Раньше я искренне считала, что забеременеть очень легко. Одна моя одногруппница забыла принять таблетку и забеременела. Другая, познакомившись на дискотеке с мальчиком, родила от него, а сейчас не помнит даже имени ухажера. Думала, и у нас все получится легко. Мы венчались, молились о ребенке, но… Однажды батюшка на исповеди привел мне себя в пример: у них с матушкой много лет не было детей, а вот сейчас дочь растет. Меня словно отшатнуло: «Вы хотите сказать, у нас несколько лет детей не будет?!”
Позже встретила в храме подругу, и в разговоре та решила меня успокоить: «Ничего, вымоленный ребенок будет!» Мне захотелось на нее закричать тогда: «Да ты что, дура? Не надо мне вымоленного! Пусть он просто родится, пусть будет счастливым!» Спустя время я перестала ходить в храм, потому что после каждой Литургии рыдала дома: ну почему у них есть дети, а у нас нет?
Еще через время перестала общаться с друзьями, потому что первым вопросом неизменно было: «Ну что, когда обзаведетесь потомством?»Тогда-то я и пошла обследоваться: всерьез задумалась об ЭКО. Но тут мне вдруг стало жалко денег. Я могу их отдать и узнать позже, что попытка неудачная, ведь там всегда 50 на 50…И мы задумались об усыновлении… Пусть лучше все эти деньги пойдут на живого, ждущего нас, любимого нашего ребенка! Мы уже собираем документы… Светлана
Исповедь для женщины, в анамнезе у которой есть замершая беременность или выкидыш, сама по себе — тяжелейшее испытание. «На первой исповеди после потери беременности меня спрашивали, обвенчана ли я, не жила ли в блуде до свадьбы, не желала ли кому смерти, — вспоминает Юля. — Все это очень тяжело и вгоняет женщину в состояние непонятной вины за случившееся».
В то же время, по словам Юли, очень хорошо, когда исповедующий священник, вникающий в детали произошедшего, действительно ориентируется в проблеме: «Я очень благодарна тому священнику, который предупредил меня, что назначенные мне врачами лекарства могут иметь абортивный эффект. Возможно, так мы избежали гибели еще одного ребенка».
Захария и Елисавета
Истории большинства бездетных семей показывают, что конкретные причины бесплодия, как правило, не выявляются ни врачами, ни священниками. Ряд специалистов признают наличие такого феномена, как психологическая неготовность к родительству, однако и его критерии неочевидные.
— Это явление можно рассматривать как неготовность жертвовать привычными атрибутами повседневной жизни, существующими до рождения ребенка — свободой передвижения, спокойным сном, привычками, даже деньгами, — говорит Анна Вахрушева. — Отсюда и появляются «рациональные» объяснения того, почему ребенка до сих пор нет — «я не смогу его содержать», «у нас нет собственного жилья», «боюсь быть плохой матерью/отцом» и так далее.
Эти установки действительно могут влиять на состояние репродуктивной сферы, деятельность которой как бы блокируется на физиологическом уровне. Ведь гормональная сфера напрямую связана с нашими эмоциями, она очень чутко реагирует на любые изменения настроения, а если тревога по поводу будущего родительства «сидит» внутри постоянно, то так называемое функциональное бесплодие не заставит себя долго ждать.
О «душевной» неготовности супругов к родительству говорит и старец Паисий Святогорец (IV том сочинений — «Семья»): «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее».
По мнению старца, «иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Ведь и святым Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарии и его супруге Елисавете Бог дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей».
Читайте также – Горе бездетного брака и славное Рождество Богородицы
Доверие Господу
История Юли завершилась благополучно, теперь она — молодая мама, и занята совсем другими вопросами. «Именно выпрашивать у Бога ребенка не хотелось. Думаю, наверняка Бог внемлет молитве того, кто очень просит о ребенке. Но мне больше хотелось стяжать смирение в этом вопросе… В итоге я сосредоточила всю свою любовь и внимание на муже, завела двух котиков для компании. Перестала следить за месячным циклом. И вдруг все получилось».
Оглядываясь назад, Юля понимает, что все трудности, предшествовавшие появлению в их доме дочки, были не зря: «Мне кажется, я очень изменилась за эти три года. Раньше я считала, что основа семьи — дети, что семья без детей — не семья. Теперь поняла, что любовь мужа и жены — и есть основа семьи. А дети — следствие этой любви… Думаю, что период бездетности мне был дан не за что то, а для чего-то. Чтобы я научилась жить в браке, больше любила мужа».
История Виктории, очевидно, еще не закончена, но на данный момент она выработала четкую позицию: «Я решила, что доверие Господу — это когда не утомляешь Его бесконечными просьбами, но просто ждешь, что Он все сделает Сам и в свое время». После нескольких непростых лет у Виктории с мужем появился духовник: «Он посоветовал нам направить всю энергию на медицинские обследования, а молитвы к Господу не прекращать, но быть готовыми к тому, что у Него может быть Свой промысл о нас». Медицинские обследования не дали результата — врачи не смогли сказать, по какой причине у пары нет детей. И тогда супруги решили иначе взглянуть на ситуацию.
— Мы поняли, что нам нужно сосредоточиться не на том, чего у нас нет, а на том, что мы имеем, — рассказывает Вика, — По сравнению со всеми «детными» супругами у нас гораздо больше времени, возможностей для саморазвития и добрых дел, да и вообще — любых глобальных перемен в жизни. На этой стадии мы и пребываем сейчас, и смысл жизни вернулся. Вопрос «почему?» перестал быть интересен… Гораздо интереснее стало думать о том, как мы — такие молодые, свободные и открытые к развитию — можем послужить Господу и людям!
Не только в Социальной концепции Русской Православной Церкви, но и в святоотеческом учении говорится, что бесплодие не является показателем какой-либо «неполноценности» христианской семьи: «В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с плодом чрева на пользу супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, единомыслия душ и телес». Иными словами, для христиан цель брака — не дети, а любовь.
Примеров счастливого бездетного брака достаточно и в русской церковной истории: святые Петр и Феврония, княгиня Елизавета Федоровна (преподобномученица Елисавета) с великим князем Сергеем Александровичем. Однако этот факт проходит словно мимо нашего сознания. В погоне за беременностью многие, даже воцерковленные, супруги становятся заложниками языческого по сути представления о браке как о «многочадном» сообществе и о бесплодной жене как «наказанной Богом».
— Бездетным дано очень много, — считает Виктория. — И главное их преимущество — у них очень много избыточной любви. Пока нет своих детей и время позволяет, нужно активно делиться этой любовью со всеми окружающими. Можно делать что-то полезное для Церкви, служить Господу своими талантами. Можно взять под опеку семью с маленькими детьми и помогать им. Можно помогать друзьям, родителям и даже незнакомым людям морально, финансово, физически, молитвенно.
Можно готовить себя к будущему родительству и читать полезную для этого литературу, осваивать функции хозяйки и главы семьи, учиться строить в семье христианские отношения. Пройдя через собственную боль, переварив ее, учишься состраданию, закаляешься духовно. Вокруг нас так много людей, которым не хватает такой закалки, и они унывают при первых же трудностях. А мы можем поднять их дух, научить их доверять Богу!
Супруги уже решили, что примут любой исход событий и не будут добиваться «беременности любой ценой». Они знают, что станут родителями в любом случае, ведь за ними всегда остается возможность открыть свое сердце приемному ребенку. Поэтому расспросы близких теперь их совсем не смущают, они уверенно отвечают: «Детей пока нет, но они у нас обязательно будут!»
Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова/открытые источники
Читайте также:
www.pravmir.ru
Жизнь, прожитая без детей
Очень хочется рассказать вам о своей бестолково прожитой жизни. Мне сейчас 48 лет и я пытаюсь начать жить заново, в чужом городе и совсем одна. Нет, конечно, в моей жизни были и приятные моменты, но и было много разочарования и не реализованных мечтаний и желаний.
Одно из самых главных моих нереализованных желаний – родить ребенка. Нет, со здоровьем все в порядке, просто жизнь так повернулась, как говорится, неудачно. Я была замужем, 26 лет мы с мужем прожили душа в душу, но это мне тогда так казалось.
Валентин (мой супруг) был первой и последней любовью в моей жизни: высокий, красивый, мастер на все руки, работящий. Познакомились мы с ним еще в институте, и через 14 дней нашего знакомства подали заявления в ЗАГС. Через 3 месяца сыграли свадьбу, студенческую – на столе были сосиски и соленые ispovedi.com помидоры, денег не было даже на картошку. У Валика родителей не было, его воспитывала двоюродная сестра мамы, и ему было стыдно просить у нее денег, а у меня одна мама и 2 братика-близнеца 7 лет.
Сразу после свадьбы наша молодая семья переехала в комнату в коммуналке, любезно предоставленную нам другом Валика. В комнате была кровать, стул и чемодан с нашими вещами. Так мы прожили 3 года. Еще до свадьбы мы мечтали, что у нас будет 3 детей, Валик очень хотел дочку, да и я тоже. Через год совместной жизни я поговорила об этом с ним, он сказал, что дети это самое лучшее на свете, но рожать детей в таких условиях не стоит, лучше подождать еще годит другой, пока он окончит институт, пойдет работать, нам дадут комнату в семейном общежитии и тогда родим дочку. Я согласилась. Я считала, что он действительно говорит правильно.
Потом на семейном совете, мы решили, что мне надо бросить институт – двум студентам в одной семье будет тесно, да и семейного бюджета ispovedi.com нет, чтоб двум питаться в студенческой столовой. А так я буду дома, приготовлю покушать, а он будет забегать и обедать. Окончив институт, Валику дали комнату в общежитии, но и тогда мы детьми не обзавелись. На тот момент на нашем этаже жили 6 пар, 4 из которых имели деток. Там я подружилась с Мариной, она жила с мужем и дочкой. Леночка была тогда очень маленькой и я очень часто помогала Маринки сидела с ней, кормила, гуляла. Тогда я решила поговорить с Валиком, уж больно мне хотелось ребенка, Валик согласился, но где-то через год – он только устроился на работу, пока обживаться на новом месте, чтобы когда родился ребенок, была стабильность.
Стабильности мы ждали 4 года, а когда она пришла, наше общежитие решили расселить. Нас переселили в другое, где были жуткие условия. Через 5 лет нам дали квартиру, хорошую, к тому времени Валик стал уже мастером участка, в доме начали появляться деньги, появилась стабильность и мы решились на ребенка, но беременность не получалось. Я пошла к врачу, которая ispovedi.com сказала, что все нормально, выписала витамины и сказала после витамин попытаться еще. Но в то время, Валику предложили место на крупном металлургическом комбинате в другом городе, мы переехали и опять склонялись по квартирам. Потом решили строить дом. Я напоминала ему о ребенке каждый день, а он только отмахивался, что еще все впереди, вот построим дом и родим не трех, но все равно один будет.
Стройка, заботы, неурядицы, годы пролетели как один миг. Когда я очнулась, то увидела что муж стал выглядеть еще краше, чем был – ему очень к лицу несколько седых волос и вообще он у меня мужчина хоть куда. Но у нас пропала страсть, мы были как соседи. Тогда я опять напомнила о ребенке, на что мой муж сказал, что да ребенок нужен. Я сказала: «Давай родим», а он рассмеялся и сказал: «Тетя, тебе сколько лет, в твоем возрасте внуков уже нянчат, а не детей рожают или ты хочешь родить очередного дауна? Тебе уже 44, какие дети, а я найду, кто мне родит ребенка, ispovedi.com уж поверь, без ребенка я не останусь».
И тут я прозрела. Поняла, что уже старая, а вся жизнь прошла даром, просто прошла, в заботах о Валентине. Через неделю он ушел, ушел к ней. Сначала я ему звонила, просила, истерила, на нервной почве у меня в 44 года начался климакс, я очень постарела. Год я не жила, а существовала, просто выла днями и ночами, надеялась, что он вернётся. Он вернулся через год, просить развод, сказал, что нашел женщину и она беременна от него. Я спросила, зачем ему девчонка, которая годиться ему в дочке и попросила познакомить, представить меня как свою сестру. Я не знаю, зачем я это сделала, наверно, просто хотела посмотреть, на что он меня променял. Он на удивление согласился.
Я очень удивилась, что избранница Валика не молодая девчушка, а довольно взрослая женщина по имени Анастасия, ей 38, она имеет 2 высших образования и действительно любит его.
Вернувшись домой, я нырнула под одеяла и завыла белугой. Мне помогала Марина, она хоть и жила далеко, но всегда ispovedi.com поддерживала. В марте у Валика родилась дочка Вероника, та дочка, о которой мы так с ним мечтали. Он приехал ко мне с бутылкой коньяка и остался. Остался на неделю. Нет, мы с ним не занимались любовью, мы общались как брат и сестра, он рассказывал, как любит жену и дочку, а я плакала. А потом решила, что так тому и быть и надо просто начать все сначала. Я оставила Валику дом, полностью от него отказалась, пусть будет его, ребенку нужен простор для развития – мы же дом строили для наших детей.
Я уехала в маленький городок, там устроилась работать нянечкой в детский сад, снимаю комнату у старушки. Иногда по вечерам мне звонит Валик и рассказывает о своей девочке, а вот на той недели он мне рассказал, что у них с Настей будет сын. А я плачу по ночам…
Автор: Тамара
ispovedi.com
Воспитание детей без родителей
23 Июль 2015 admin74 Главная страница » Воспитание детей Просмотров: 337Ни у кого не вызывает сомнения, что самое лучшее воспитание могут дать ребенку любящие и понимающие его родители. Это идеальный вариант, но по разным причинам судьба некоторых ребят складывается иначе. В результате гибели родителей или лишения их родительских прав они либо отправляются на воспитание в детские дома, либо усыновляются, либо над ними устанавливают опеку родственники. Надо ли говорить, что воспитание детей без родителей имеет свои особенности?
Воспитание в детском доме
Для ребенка, пережившего личную драму потери родных, оказаться в детском доме равносильно еще одной душевной травме. Как бы нам ни хотелось верить, что ребята из неблагополучных семей, которые в родной семье были обделены любовью и заботой, должны чувствовать себя лучше на государственном обеспечении, зачастую это не так. Принадлежность даже к неблагополучной семье дает детям внутреннюю защищенность, которой они лишены в детдоме.
Главная проблема – отсутствие неформального общения со взрослыми. Если в семье оно есть, то в детском доме взаимоотношения с воспитателями могут носить дисциплинарный характер, при котором ребенок не имеет возможности поделиться своими переживаниями, страхами, надеждами.
В общении детей со сверстниками специалисты констатируют отсутствие эмоциональной близости, взаимную конкурентность, недостаток доброжелательности.
В связи с этим у детей, оставшихся без попечения родителей, часто случаются перепады настроения, они могут неадекватно реагировать на замечания и поощрения, отличаются бедностью эмоционального фона, у них есть сложности с гендерной самоидентификацией, потому что распределение мужских и женских ролей в семье, которые наблюдают обычные дети, им недоступны.
Главной задачей педагогических коллективов детских домов, которые осуществляют воспитание детей без родителей и готовят их к жизни, является социализация ребят. Для этого их приобщают к труду, формируют у них стремление реализоваться в жизни, приобрести необходимые навыки.
Сегодня становятся очень популярными семейные детские дома, в которых ребята имеют возможность быть в семье, участвовать в ее каждодневных заботах. Государство поддерживает этот проект и старается заинтересовать им всех неравнодушных людей. В некоторых городах по этой причине закрываются имеющиеся детдома – всех детей разбирают по семьям. Но у этого проекта есть как свои достоинства, так и недостатки.
Усыновление ребенка и опека
Если на ребенка оформлено опекунство одним из родственников, это означает, что его воспитанием занимается конкретное лицо, взявшее на себя такую ответственность. Часто этим лицом становится бабушка, реже – старшие братья и сестры, еще реже – другие родственники. За тем, чтобы права ребенка соблюдались, следят органы опеки.
Сегодня именно родственники в первую очередь рассматриваются в качестве потенциальных усыновителей, и это правильно, потому что близким людям проще обрести с ребенком понимание.
Воспитание детей-сирот накладывает на усыновителей большую ответственность. Нужно не только помочь им преодолеть боль от расставания с самыми близкими людьми, но и вернуть к нормальному существованию.
При выборе усыновителей учитывается не только их материальное положение, но и, в первую очередь, моральная зрелость людей. Самое страшное для ребенка – вторичное сиротство. Этим термином принято называть отказ усыновителей от взятых на себя обязательств по воспитанию детей без родителей.
Основная причина этого явления – неподготовленность приемных семей. Государство ввело программу поддержки усыновителей, и некоторые недобросовестные граждане воспользовались ей в своих интересах: получали деньги на содержание детей-сирот, а потом бессовестно отказывались от обязательств по отношению к ним.
По законодательству одна семья может принять до 8 детей. За каждого ребенка государство выплачивает приличное пособие и подъемные. Также предоставляется ряд льгот. Оказалось, что самый большой интерес к программе проявили сельчане, у которых небольшие зарплаты и всегда нужны лишние руки на приусадебном участке.
Казалось бы, воспитание трудом и нахождение в семье – важнейшие условия полноценного воспитания, но в реальности получается, что ребята оказывались в неком подобии малого детского дома, только в отличие от государственного учреждения, с ними не было профессиональных воспитателей, нянечек, медперсонала. Когда у детей наступал переходный возраст, приемные родители писали отказ от их воспитания в связи с тем, что им стало «трудно справляться с ними».
Метки: возможность, воспитание, воспитание детей, Воспитание детей без родителей, воспитатель, главный, государственный, государство, детский, имя, опека, причина, ребенок, ребята, родитель, родственник, семья, усыновительПроанализировав эти факты, специалисты разработали ряд мер по контролю за содержанием детей при опеке и усыновлении. Количество потенциальных усыновителей при этом уменьшилось, но появилась надежда на повышение качества воспитания детей без родителей.
sonyaclub.ru
«Без детей мне было бы лучше»
Пришло время откровенно рассказать, что такое материнство. В далеком 1975 году, за год до моего рождения, колумнист Энн Лэндерс задала читателям вопрос: «Если бы вы могли вернуться в прошлое, стали бы вы рожать детей?» 10 тыс. родителей прислали ей ответы на почтовых открытках. 70% заявили, что детей заводить не стоит.
Я наткнулась на старую газетную вырезку 23 года спустя. В то время я была счастливой мамой двух малышей и была беременна незапланированной двойней. Я была богобоязненным мормоном и считала, что мое высшее предназначение – рожать детей. И у меня это хорошо получалось. Мои первые годы материнства были наполнены глубоким смыслом, потому что я верила, что совершаю богоугодное дело. Я наслаждалась каждым моментом.
Я написала Лэндерс гневное письмо, в котором обвинила ее и читателей в эгоизме. Я напомнила ей, что мир бывает по-настоящему совершенным, когда вы держите на руках спящего младенца, сладко пахнущего молоком. Я рыдала, когда писала об этом, и готова была растерзать каждого, кто отрицает чудо материнства. 12 лет спустя я превратилась в замученную разведенную мать четырех подростков и единственного кормильца семьи. И я напечатала в браузере: «Я мечтаю, чтобы у меня не было детей».
Я хотела, чтобы Google помог мне найти других матерей, которые чувствовали то же самое, которые вдруг очнулись, когда им было хорошо за тридцать и осмелились напечатать предложение «Я мечтаю, чтобы у меня не было детей».
Долгое время Google был моим хрустальным шаром. Я консультировалась с ним в трудных ситуациях:
«Есть ли у меня меланома? Есть ли у меня Альцгеймер? Нужно ли мне разводиться?»
Часть меня понимала, что сожаления о том, что у меня есть дети, – последствия личной жизни, которая пошла кувырком. Я начинала жить в одном мире, где мамы сидят дома, рожают много детей, не думают о карьере и во всем полагаются на мужа. Но после развода все перевернулось: я оказалась в мире, где женщины работают и обеспечивают семью, даже если они к этому не готовы, у них нет образования, а есть только минус на банковском счете.
Сегодня я одна из многих одиноких матерей в Юте. Все эти женщины старались жить так, как велит религия, вышли замуж слишком рано, родили слишком много детей (у одной моей подруги их девять), не получили образования, а теперь столкнулись с жестокой реальностью.
Материнство – это тяжкое бремя, и из-за развода я ощутила эту тяжесть в полной мере. Мне еще повезло. Я стала успешным предпринимателем, работаю удаленно, и все как-то утряслось. Но это не то, чего я ожидала от материнства.
Я 15 лет жила ради детей, жертвовала ради них временем и автономностью. И зря
Я мечтала полностью реализоваться как жена и мать. Но сейчас я увязла и потерялась в материнстве. Кажется, я несу ответственность за все, что происходит в мире. А мне хочется, чтобы все было просто. И мечтаю сфокусироваться только на одном, на себе.
Это звучит эгоистично, но я знаю, что миллионы матерей меня поймут. Я 15 лет жила ради детей, жертвовала ради них временем и автономностью. И зря. У меня не было ни единой свободной минуты, зато было постоянное чувство вины.
Реальность оказалась изматывающей и отрезвляющей. И мы должны рассказывать об этой реальности тем, у кого еще нет детей. Потому что только понимание настоящей жизни, а не Google, поможет им ответить на вопрос: «Буду ли я сожалеть о том, что у меня будут дети?»
Я не против материнства. Я против того, чем сегодня стало материнство. Даже при наличии времени, денег и поддержки семьи не многие пары проходят испытание родительством.
Сожалею ли я о том, что стала мамой? Эти размышления о том, какой могла бы быть моя жизнь, только раздражают, злят и возмущают. Я принимаю жизнь такой, какая она есть, хаотичной, чудесной и дикой. И чем рассуждать о том, что было бы лучше отправиться на 9 месяцев в тибетский монастырь, я лучше пойду поплаваю с детьми.
Читайте также
Рассказы о тяготах материнства в последнее время в тренде: с ребенком некогда поесть, поспать, сходить на маникюр… Я хочу рассказать о другом. О том, какие внезапные эмоции поселились во мне после рождения детей.
Однажды, возвращаясь из школы домой, я поднялась на свой этаж и увидела, что на двери кто-то нацарапал: «сука». Сначала я подумала: «Ладно, не переживай, может быть, это не про тебя». Но на самом деле я прекрасно понимала, кому посвящение. И главное, за что.
www.psychologies.ru
Счастливы… без детей | Семья и дети на www.elle.ru
image
Эгоисты. Пессимисты. Самодуры. «Сорняки» и «лишенцы». Или просто ненормальные. Как только не называют людей, принципиально отказавшихся стать родителями. Наталья СТАРОСТИНА попыталась понять людей, которых еще называют child-free
В борьбе против общественного мнения и госполитики они создали свое виртуальное комьюнити — child-free (далее для удобства «чайлдфри»). «Стране НЕ нужны наши рекорды», — провозглашают они. И продолжают «плодиться» — в Сети. Учителя, бизнесмены, домохозяйки, писатели, компьютерщики, танцовщицы, водопроводчики и няни — они заводят странички на Livejournal, спорят с родителями и живут не по плану. Так откуда взялся чайлдфри?
Муж адвоката Алены Астаповой стоматолог Родион, запыхавшись, появился в дверях с громоздкой коляской. Все как полагается: немецкая, красная, расцветкой «в лошадку», люлька в рюшах и пластиковая погремушка в придачу. «Мои биологические часы говорят, что время пришло! — с порога произнес румяный супруг. — Посмотри! Не коляска — «Феррари!» Алена остолбенела. Стрелки ее биологических часов, кажется, шли по циферблату в обратном направлении. «Девять лет назад, в первые годы брака, я очень хотела ребенка. Однажды в магазине купила три маленькие шкатулки: для бирки из роддома, первого локона и первого зуба. Думала: появится ребенок, буду все хранить. Но так получилось, что и у меня, и у мужа карьера резко пошла в гору. Он открыл стоматологический кабинет, а меня пригласили в солидную адвокатскую контору. Про детей мы говорили мало. Вместе «отбрыкивались» от назойливых вопросов родителей о будущих внучках. И вдруг Родион заговорил о сыне. Начал подсовывать мне разные книжки о счастливом материнстве, уговаривал бросить курить и в конце концов пустил в ход «тяжелую артиллерию» — припер эту коляску! А я ведь ребенка совсем не хочу», — признается Алена. «Отцовская позиция» мужа обсуждению не подлежала. Начались скандалы. Тогда Астапова решила искать помощь на стороне и вступила в российское сообщество чайлдфри — «свободных от детей» личностей. Там она советовалась с соратниками, как убедить мужа в правильности ее взглядов, доказать, что и два человека рядом — это семья. Родион все выслушал и через два месяца подал на развод. И хотя супруги Астаповы до сих пор так и не развелись, живут они отдельно. Алене 35 лет. И начинать новую жизнь она намерена только с единомышленником.
Чайлдфри-единомышленников действительно много. Первыми организованными «добровольными бездетными» были американские феминистки. В середине 1970-х параллельно с движением хиппи, «детей цветов», появляется поколение свободных от «цветов жизни» — The National Organization for Non-Parents (сокращенно NON). Первое августа они провозгласили Всемирным днем Неродителей. Их начинание подхватил канадский клуб No Kidding, организованный в 1984 году. В него входят люди из 40 стран, говорящие на разных языках, но исповедующие общие принципы, главный из которых: «Не хочу детей, и неважно — почему». И понеслось! Группы, объединения, чаты и форумы, посвященные проблемам антиматеринства и антиотцовства, сплетенные одним лейтмотивом: «Я перенес много обид от друзей, родителей, сослуживцев и даже незнакомцев, узнавших о моем нежелании иметь детей. Вы испытали то же самое? Возможно, нам удастся найти утешение друг у друга».
Сейчас группы адекватных и неравнодушных, одиноких и семейных, русских, французских, индийских «неродителей» есть в Livejournal, в социальных сетях Facebook и Vkontakte, на Twitter.
В Австралии, Швеции и США чайлдфри уже создали политические партии. Главное программное требование — освободить бездетные семьи от налогов на содержание детских организаций, а также уменьшить размеры привилегий, поощряющих рождение ребенка.
image
Явление чайлдфри уже породило субкультуры, зачастую не имеющие никакого отношения к самому понятию. К «добровольно бездетным» ошибочно записали и child-less (далее «чайлдлесс»), и child-haters (далее «чайлдхейтерс»). Журналист Артур Лоянич, модератор первой группы чайлдфри в Vkontakte, говорит со мной по понятиям. «Чайлдфри — это просто человек, который не хочет иметь ребенка. Сейчас, в следующем году, через пять лет. На вопрос «Ты хочешь детей?» я отвечу: «Не знаю». У меня в данном случае есть выбор. Может, в 40 или 50 лет мне захочется стать отцом, а может, и нет. Чайлдфри не стоит путать с чайлдлесс — теми, кто не может иметь детей по медицинским причинам».
Неприятный «побочный продукт» чайлдфри — это чайлдхейтерс, или детоненавистники. Они не скрывают агрессии по отношению к чужим детям и порой публично демонстрируют свою жестокость. «Размноженцы», «рожалки», «овуляшки» и «выродки» — это из их лексикона. Они рассказывают друг другу истории унижения детей и оскорбления их родителей. На одном из форумов мужчина рассказывает виртуальным друзьям, как «увидел в лифте ребенка с дебильной улыбкой» и скорчил ему страшную гримасу. Ребенок заплакал, родители сделали мужчине замечание. «А я ненавижу ваших уродских детей!» — незамедлительно ответил тот. В комментариях к посту многие решили взять фразу на заметку.
«Некоторые люди очень хотят, чтобы чайлдфри ассоциировались исключительно с образом детоненавистников. Это определение дают большинство сайтов, где мы представлены негодяями, которые детей на дух не переносят. Чтобы это мнение развеять, мы организовали группу «Адекватные чайлдфри», — объясняет Лоянич. В Сети он опубликовал небольшой шуточный рассказ: «15 признаков настоящего чайлдфри» (выдержки на следующей стр.), вобравший в себя самые распространенные заблуждения о свободолюбивом движении. В одном из комментариев читательница призналась: «Иной раз замечаю в себе вышеперечисленные признаки. В такие моменты меня тошнит».
Медсестра Ксения Александрова замужем четыре года и о собственных детях совсем не думает. «Я самая старшая из шести братьев и сестер, четырех из которых воспитывала практически сама. Мама то болела, то у нее дача, то гости. Она считала, что малыши никак не помешают мне гулять, играть в волейбол, наслаждаться подростковой жизнью. В итоге все время я проводила с колясками и в материнских заботах. Для меня дети — это, в первую очередь, ограничение личной свободы и комфорта. Можно сказать, я — чайлдфри из эгоизма».
«Адекватных» причин отказаться от детей много. У каждого чайлдфри точно найдется свой весомый аргумент. Для кого-то дети — помеха карьере, и для этого не обязательно быть балериной или спортсменкой. Для других, мать — это рабыня Изаура с памперсами и сосками, «расплывшимся задом и обвисшей грудью». Третьи стремятся избежать «мамизма» — это когда женщины после рождения ребенка судачат о пеленках-распашонках и сюсюкают при разговоре о своих пупусечках. В подтверждение собственных слов они приводят цитаты уставших и замученных мам, впавших в послеродовую депрессию. «Вот если бы сразу пятилетнего родить — я бы не отказалась», — смеется Ксения.
47-летний Григорий Симаков не раз «спасал» возлюбленную от нападок обезумевших мамаш. «На одном из форумов в Интернете, где моя гражданская жена заявила, что не хочет иметь детей, на нее так и накинулись: «Женщина, у которой нет ребенка, — это просто кусок плоти с дырочкой». Многие чайлдфри вступают в группу, чтобы иметь площадку, куда слить негатив от общения с зацикленными мамашками и их невоспитанными детьми.
Симаков, как и его подруга, чайлдфри убежденный. Детям в его жизни не место. Ни пятилетним, ни двадцатилетним. Он твердо уверен: рождение ребенка вредно для здоровья, плохо влияет на умственные способности и мешает творчеству. В окружении музыканта дети разрушили не один успешный союз. «У большинства моих ровесников есть дети. И я вижу: как только у них появляется ребенок, уровень IQ падает! Мама становится скучным человеком. Раньше с ней можно было говорить о фильмах Франсуа Трюффо и повестях Генриха Белля. А после родов… — разводит руками. — Одна моя знакомая, став матерью, начала смотреть сериалы! Безусловно, есть женщины, с которыми такого не происходит, но это исключения».
На его лице сияет довольная улыбка. Никаких жизненных драм. Со своей спутницей он вместе больше 14 лет. «Она человек вольный. Археолог, бывшая хиппи. Ради внутренней свободы поборола материнский инстинкт. Но допустим, что у нас появится ребенок. Не факт, что она целиком не углубится в это дело. А мне-то она нужна такая, как сейчас, — пацанка!»
image
На своей страничке в Интернете Виктория размещает фотографии сына, которого ласково называет «маленькое чудовище». Несколько лет назад австралийка создала группу Child-free Chiks («Чайдфри цыпочки»). Посетителей пока не так много — сотни две-три. По сравнению с многотысячной армией чайлдфри — капля в море. «Я придумала сформировать группу для женщин, которые покончили с чайлдфри и сейчас имеют детей. Для одних это был сознательный выбор. Для других — биологический. Мы были отличными чайлдфри, а сейчас стали не менее классными родителями», — признается создательница группы.
«Надо зарегистрироваться! Стану первой русской в этом сообществе», — смеется Галина Назарова. В начале 2000-х она уже была дебютанткой — одной из тех, кто первой открыто заявил о своей чайлдфри-ориентации. На форуме она познакомилась с будущим мужем. Дерзким и порывистым. «Детей на дух не переносил». Спустя шесть лет забеременела. Не сомневалась, что будет делать аборт. Но в неполные 36 лет это оказалось опасно для ее здоровья. Так родился Иван. Самый любимый член семьи. Правда, уже с новым супругом. Родной отец так и не смог принять сына. Ребенок, который «забрал» у него любимую женщину, стал еще более ненавистен. Он почти сразу удалил свой чайлдфри-аккаунт. Галина уверена: у ее бывшего мужа никогда больше не будет детей. По статистике средний возраст добровольных бездетных в Сети — 22–35 лет. И хотя с течением времени желание иметь потомство у многих так и не появляется, а вот соблазн вступать в различные сообщества и вешать на себя ярлык «чайлдфри» явно пропадает.
В Европе и Америке существуют чайлдфри-заведения: отели, рестораны и кинотеатры для тех, кто старше 16 лет. «Мы понимаем, что вы хотите проводить время в тишине и покое. В нашем ресторане мы сделали специальную зону, куда детям вход воспрещен», — гласят вывески.
У чайлдфри есть своя церковь The Cyber-Church of Jesus Christ Childfree. «Посетите нашу кибермессу или подпишитесь на еженедельную рассылку проповедей», — сообщает церковный сайт. Бездетный Иисус Христос — самый божественный аргумент в их пользу.
Кумиров, не желающих стать родителями, хоть отбавляй. 61-летний японский писатель Харуки Мураками: «Я нигде не служу, и детей у меня нет. Я начал писать, когда мне было 29 лет, и все думал: когда же созрею? Я и сейчас об этом думаю». Балерина Майя Плисецкая: «Семей с детьми много. Майя Плисецкая — одна». Знаменитое «Дети — идите в жопу!» Фаины Раневской и вовсе стало девизом.
(редакция публикует лишь избранные утверждения и напоминает, что это шуточные правила, выведенные Артуром Лояничем из распространенных заблуждений о чайлдфри)
№1. Настоящий чайлдфри — это Воин с большой буквы. Сигналом к атаке для него служит одна из фраз: «Вспомните, как вы сами были детьми», «Кто вам стакан воды подаст» и т.д. Заслышав эти фразы, настоящий чайлдфри кидается на жертву, как разъяренный петух, и немилосердно долбит клювом.
№2. Настоящий чайлдфри имеет собственный, потрясающий по красоте язык, который неподготовленному человеку кажется как минимум странным. Фраза «эти выродки со своей овуляшкой» может быть понятна только настоящему чайлдфри.
№3. Настоящий чайлдфри не лишен художественного вкуса. Ему доставляет огромное удовольствие разглядывать фотографии детей, обмазанных кашей или тужащихся на горшке, а затем рассказывать всем и каждому, сколько бурных эмоций у него вызвали эти фотографии.
№4. Настоящий чайлдфри — гордая одинокая птица. Он всем и каждому гордо заявляет, что ему никто не нужен, потому что он сам себе с усам и «полноценная личность». Всех семейных презрительно называет «детные» и «ЭТИ».
№5. Настоящий чайлдфри — исследователь и ученый. Он каждый день ищет новые способы доказать окружающим, почему детей не стоит рожать и почему его выбор — самый правильный.
№6. Настоящий чайлдфри всеми конечностями ратует за право Свободы Выбора. Он всем везде и всегда до хрипоты доказывает, что аборт — это жизненная необходимость и спасение мира.
№7. Настоящий чайлдфри любит женщин и заботится об их внешности. Настолько, что постоянно информирует молодых девушек о том, какие страхи и ужасы ожидают их во время беременности и родов, сопровождая рассказ иллюстрациями.
№8. Настоящий чайлдфри — человек слова. Если он сказал, что никогда не заведет детей, значит, никогда этого не сделает. Если «никогда» вдруг закончится в 30 или 35 лет, или даже в 20 — это фигня, мелочи жизни.
www.elle.ru
Сила слова: как правильно называть детей без родителей
Наше представление о мире во многом зависит от тех слов, которые мы употребляем. «Как вы лодку назовете – так она и поплывет», — говорится в старом советском мультике. Используя те или иные выражения по отношению к окружающей действительности и к окружающим нас людям, мы волей неволей моделируем вокруг себя мир. И иногда этот мир становится для наших собеседников злой мачехой, а иногда – ласковой мамой, в зависимости от слов, которые мы употребляем.
Фото vk.com
В случае с детьми, которые остались без родителей, существует целая система понятий. И некоторые из них вполне приемлемы, а другие наоборот категорически противопоказаны к употреблению.
Слова под запретом
Если вы хотите говорить о теме сиротства и говорить так, чтобы никого не обидеть и никому не сделать хуже, то стоит внимательно относиться к своему лексикону. Словом можно ранить ребенка или родителя напрямую, а еще можно создать такую картину мира, которая усложняет жизнь всем детям, которых усыновили или потенциально могут усыновить.
Под запретом оказываются слова, которые не просто называют, а указывают на отношение. И даже если это отношение жалости, а не агрессии, употреблять такие слова не стоит. Сиротка, сиротинушка — тем самым ребенку в детском доме прививается комплекс жертвы, излишней жалости к себе, которая ведет к безволию и безответственности. А жалость ребенку в детском доме не нужна, ему нужны родители.
Не стоит также назвать детей, которые живут в государственных учреждениях, акцентируя внимание на их судьбе – брошенный, отказник, приемыш, беспризорник и даже сирота… И точно также не стоит определять их по тому месту, где проживают. Это не их выбор и они к этому выбору по большому счету не имеют никакого отношения. Детдомовец, детдомовка, приютский, интернатский, беспризорщина и детдомовщина… Все эти слова указывают говорящим и слушающим на то, что главное в человеке не он сам, а то окружение в котором он находится. И именно эта групповая идентичность, а не личные качества человека определяют отношение к нему. Слова эти вызывают к жизни все те ужасные стереотипы, которые окружают в нашем мире тему детей из детских учреждений. И актуализируют не только в окружающих, но и в самих детях.
Сомнительные слова
Однако отказаться от некоторых слов, которые кажется не совсем правильными, все же не получится. Вот то же слово «сирота». Это слово входит во многие официальные документы в сочетании «дети-сироты». Именно в этой форме и стоит его употреблять, но стараться избегать и единственного числа (сирота) и обозначения «сироты» без первого слова «дети». Ведь на самом деле они, прежде всего дети, а уж потом сироты. При этом абстрактные понятия, образованные от этого слова, также вполне приемлемы. Ведь они не относятся ни к кому персонально, да и вообще называют явление, а не человека: социально сиротство, профилактика сиротства. То же можно сказать и о слове беспризорность, которое уместно, когда речь идет о социальном явлении, а не конкретном человеке.
Таким же словом с ограничением в употреблении можно считать слово «отказник». Именно это слово легко в основу названия сайта Отказники.ру одной из первых благотворительных организаций в нашей стране, которая буквально выросла снизу и которая занималась именно детьми-сиротами. Однако само это слово тоже стоит употреблять с осторожностью. И уж точно не использовать в единственном числе по отношению к конкретному ребенку. Ведь это не главное его качество, что кто-то когда-то от него отказался. Это всего лишь факт биографии, не самый приятный, и не стоит ребенка привязывать к этому факту веским словом.
Как надо
А как же правильно говорить о детях-сиротах, вернее, о каждом конкретном ребенке. Конечно, есть официозное название – «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Но вряд ли стоит использовать это громоздкое выражение в каких-то еще текстах кроме бюрократических. Лучше всего любого ребенка называть просто по имени. Не стоит ставить его статус во главу угла. Назовите ребенка ребенком, а уж потом добавьте какую-то дополнительную особенность, которая у него есть:
- ребенок на попечении государства,
- ребенок лишенных прав родителей,
- приемный ребенок,
- ребенок с ментальными особенностями или ребенок с ограниченными возможностями здоровья (слово здоровье в этой конструкции – обязательно!)
Специальные термины
Ну и, конечно, вокруг темы сиротства существует еще целый ряд специальных терминов. Которые отличаются по значению в зависимости от того, в каком контексте они употребляются. Номер один в этом ряду – термин «усыновить». Строго юридически под усыновлением понимается процедура установления родительских прав над некровными детьми, причем обоих полов.
Но в жизни этот термин зачастую используют гораздо шире – называя им и те истории, когда ребенок подпадает под другие формы семейного устройства: под опеку или в приемную семью.
В то же время все время происходят попытки сузить употребление слова «усыновить» по гендерному признаку и активнее ввести в оборот слово «удочерить». Однако пока что употребляют это слово только в неофициальном языке и только по отношению к конкретным девочкам, попавшим в семью, а не явлению в целом.
Есть и другие сиротские слова: приемные и кровные родители, спонсоры и волонтеры, приют, детский дом, интернат… Все эти слова относятся к одной теме, некоторые из них имеют юридический статус. Но очень хотелось бы, чтобы в нашей жизни все меньше оставалось места для таких слов, как детский дом и школа-интернат, а все больше для таких, как родитель, мама и папа.
changeonelife.ru
Семья без детей: плюсы и минусы чайлдфри
Понятие чайлдфри не такое новое, как кажется. Впервые его стали использовать в 70-ых гг. прошлого века. Семьи без детей становится все более распространенными, по крайней мере, так утверждают сами приверженцы этого направления. Узнаем, что на самом деле представляет собой чайлдфри, в чем его плюсы и минусы. Спорных моментов здесь немало, что делает тему особенно интересной.
Кто такие чайлдфри и как они появляются
Современные семьи относятся к разным категориям в зависимости от того, каким образом в них появились дети. Есть семьи полностью благополучные, где малыши родились по взаимному согласию и были запланированы. К ним чаще всего нет никаких претензий, пока число детей не будет настолько большим, что родители не смогут их содержать. Тогда общество начинает критиковать родителей, предъявлять претензии по типу «зачем рожать, если вырастить не можете».
Вторая категория семей: те, в которых дети появились «по залету». Соотечественники все еще считают, что при незапланированной беременности срочно нужно бежать расписываться в ЗАГС, а затем долгие годы мучиться с нелюбимым человеком и с нелюбимым ребенком. Еще больше поражает лицемерие общества, которое почему-то считает, что создание семьи «по залету» – это нормально. «Сделали ребенка – давайте женитесь». Почему? Для чего? Непонятно. Такие семьи все равно долго не живут, распадаются в скором времени, нанося психологические травмы абсолютно всем. А особенно тяжело это дается ребенку.
Наконец, третья категория – как раз чайлдфри. Люди, состоящие в законном браке, но принципиально не желающие рожать детей. Используют методы предохранения, при необходимости делают аборт и особенно не «напрягаются». Удивительно, но к ним больше всего претензий. Несмотря на то, что чайлдфри гораздо меньше вредят окружающим, чем перечисленные выше неудачные варианты. Что же заставляет их так жить?
Причины, по которым люди становятся чайлдфри
Люди сознательно отказываются от детей по разным причинам. Какую бы сферу жизни мы ни затронули, в ней будут предпосылки к культу чайлдфри. И в этом самые главные.
- Желание сконцентрироваться на собственной жизни. Дети – помеха карьере, переезду в другой город или страну, путешествиям. Жить в свое удовольствие при наличии детей не получится. И не важно, какого они возраста. Человек, имеющий детей, не так свободен, как чайлдфри.
- Материальные проблемы. Умные люди заранее понимают, что ребенок не игрушка. Его нужно воспитывать, обеспечивать. Хорошо, когда денег у вас много, есть собственный бизнес или вы занимаете высокий пост. Другое дело, когда работаете в бюджетной сфере и кое-как выживаете сами. Только абсолютно безответственные люди могут решиться еще и увеличить собственную семью, чтобы потом жить впроголодь.
- Отсутствие собственной жилплощади или ее нехватка. Представляете ли вы, как в однокомнатной квартире площадью 25–30 м2 жить втроем? А если вы и так живете, например, у своих родителей? Может, в советские времена это и было нормально. Но сейчас времена другие. И люди не хотят постоянного стеснения, когда даже нельзя побыть наедине с собой. Глупо их в этом винить.
- Инфантильность. Существует гигантская группа людей, которые всю жизнь остаются детьми. Они не задумываются о том, чтобы еще продолжать род. А зачем, если они и так сами все еще «малыши»? Ребенок, который воспитывает ребенка, настоящая трагедия. Но по-другому никак, поскольку детство растянулось во времени, а родители старательно не отпускают подросших деток на свободу.
- Психологические травмы. Среди чайлдфри много тех, кто вырос в семье алкоголиков, преступников, лиц откровенно асоциального поведения. Получив травму в детстве, тяжело самостоятельно решиться на то, чтобы завести ребенка. Страх во многом подсознательной, ведь всегда есть вероятность, что человек повторяет ту же самую социальную модель. Например, согласно статистике, в семье алкоголика мальчики подвержены риску развития зависимостей. А девочки, выросшие в семье, где отец бил мать, рискуют выйти замуж за домашнего тирана.
- Банальная нелюбовь к детям. Давайте скажем честно, далеко не все люди любят детей. Есть мужчины и женщины, которые их попросту не переносят. Им не нравится все, что связано с детьми. Буквально тошнит, когда к ним лезет чей-нибудь ребенок. Будет ли такой человек сознательно заводить себе детей? Вряд ли. Есть даже разновидность чайлдфри, называемая «чайлдхейтеры». То есть детоненавистники.
- Способ протеста. Наконец, некоторые через отказ от детей пытаются выразить протест обществу, политическому строю, религиозным стереотипам. Это так называемые нонконформисты, и исключительно идеологией чайлдфри они не ограничиваются. Добавляют к ней и другие попытки проявить протест: состоят в сомнительных движениях, проводят вызывающие акции, а зачастую «скатываются» в абсолютно аморальный образ жизни.
Конечно, в зависимости от пола причины различаются. Девушкам и молодым женщинам еще не хочется портить фигуру, рожая. А мужчины боятся, что им придется в скором времени платить алименты. Ведь мало кто сегодня сохраняет семью дольше пяти-семи лет. Велик риск развода еще до того момента, как общему ребенку исполнится 18 лет.
Плюсы жизни без детей
Посмотрим, какие объективные преимущества дает жизнь чайлдфри. Наверное, поборниками морали и нравственности это не понравится. Но жизнь без детей имеет множество преимуществ. И самые важные перечислим ниже.
- Не нужно ни с кем делить любовь. С появлением ребенка отношения между партнерами сильно изменяются. Они не могут уделять все свободное время друг другу, малыш перетягивает на себя и внимание, и любовь. Именно в этот момент особенно высок риск измены со стороны мужа.
- Экономия денег. Тоже объективный плюс, с которым бесполезно спорить. Чтобы ребенка вырастить, нужны серьезные вложения. Нет ребенка – нет трат. Учитывая сегодняшнюю ситуацию в стране, для многих только так и появляется возможность более-менее нормально жить.
- Возможности сконцентрироваться на работе. Наличие ребенка откровенно мешает построению карьеры. Если с вами рядом есть любимый человек, это наоборот помогает. А вот дети тормозят движение по карьерной лестнице. Не для всех это принципиально. Но люди, мечтающие о высоком положении, зачастую сознательно отказываются от детей.
- Больше времени на себя. Ребенок всегда будет требовать много времени. И пока он совсем маленький, и когда пойдет в школу, и когда его придется готовить к институту… На любом из этих этапов развития родители не будут предоставлены сами себе. Если детей нет, можно сконцентрироваться на любимых занятиях, увлечениях, саморазвитие.
- Свобода в интимных отношениях. Это очень сложная тема. Вы сами прекрасно понимаете, что, когда в доме есть ребенок, с постелью становится тяжеловато. Зато чайлдфри предоставлены сами себе полностью. К тому же с рождением ребенка отношение мужа к жене сильно меняется. Он перестает в ней видеть объект сексуального интереса, она становится матерью его малыша.
- Не портится фигура. Это спорное утверждение. Зачастую рождение ребенка наоборот идет фигуре на пользу, если изначально женщина слишком худая. Потому что оформляются бедра, появляется грудь. Но, если вначале все было в порядке, ребенок может серьезно навредить.
- Комфорт. Особенно в первые годы, пока ребенок маленький, никакого комфорта в доме не будет. Это постоянный плач, грязные вещи, невозможность провести полноценную уборку и так далее. А даже когда появляется время, чтобы навести порядок, сил уже не остается.
Минусы жизни без детей
Преимущества мы описали много. Минусов, как ни странно, гораздо меньше. Но иногда именно они субъективно оказываются гораздо значительнее. Вот самые серьезные.
- Одинокая старость. Пресловутая пословица о стакане воды имеет под собой серьезные основания. Правда, даже если вы нарожаете десяток детей, совсем не факт, что они будут рядом с вами, когда вы совсем «одряхлеете». Никакой гарантии все равно нет. Но при наличии детей шансов не остаться одному больше.
- Со временем появится чувство нереализованности. Тоже необязательно, но возможно. Люди – существа со множеством инстинктов. Родительский инстинкт среди них особенно силен. Чувство тоски может появиться, если вы так и не реализуете себя как родитель.
- Воспитание детей приносит радость. Да, не всегда. Но любящие родители испытывают массу приятных эмоций. Видят, как ребенок растет, чувствует его любовь, ощущают со временем гордость, если он чего-то в жизни добивается. Пары чайлдфри ничего этого не почувствуют.
- Непонимание общества. Если примите решение отказаться от детей, готовьтесь к тотальному непониманию окружающих. По крайней мере, со стороны старшего поколения и родственников. Вы найдете и много единомышленников. Но это будут все-таки люди посторонние, а не родные.
Подводим итоги
Возможно, для кого-то семья немыслима без детей. Но люди разные, бессмысленно пытаться загнать всех в одни и те же рамки. Быть чайлдфри – сознательный выбор. Его необязательно уважать. Но, если пара решила, что ей хорошо в таком положении, никто не имеет права на осуждение. Тем более, даже самые закоренелые чайлдфри иногда меняют отношение к детям. И даже если этого и не происходит, ничего порочного и преступного в их жизни нет.
Почитайте похожие статьи
mistresslife.ru