Что такое самопознание – Самопознание и развитие личности, виды самопознания человека

Самопознание. Виды и способы самопознания. Книги для самопознания

Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей

С. Цвейг

Самопознание начинается с того момента, когда вы начали себя осознавать. Этот процесс воплощается очень рано, ещё в детстве, и достигает своего расцвета в годы юности, когда жажда познания велика, ум ненасытен, требует новых открытий и впечатлений, а душа рвётся к высоким целям и кажется, что можно объять необъятное.

Всё это именно так, но с грузом ответственности, который накладывает социальный статус, новые обязанности, да и просто ежедневный водоворот событий увлекает своей скоростью, человек забывает о чистоте порывов, которые ещё когда-то наполняли смыслом его жизнь. И сейчас, осознавая суетность существования, он оглядывается назад, видит себя в прошлом и понимает, что чего-то в его настоящей жизни недостаёт. Не оттого ли она стала казаться ему обыденной, такой предсказуемой.

Да, в ней есть стабильность: он добился признания своих заслуг, его ценят коллеги и уважают друзья, присутствуют стабильность в семье и опора в жизни. Однако это смутное чувство внутри не перестаёт нас волновать и то, что весь этот антураж, внешняя составляющая бытия, не исчерпывает то многообразие, которое жизнь может нам предложить.

Каким бы уникальным и красивым ни был опыт жизни в социуме, постоянно поощряющий нас служить своему эгрегору, тем не менее материальная составляющая жизни не могла бы существовать, если бы не было внутренней жизни, той, которая происходит внутри, проявляется работой сознания и ума. Она и есть самое важное в человеке, то, что скрыто от взглядов, но откуда мы черпаем силы для реализации проектов; она источник вдохновения и творчества; то место, где живёт сознание и душа; отражение всего самого чистого, что есть в каждом человеке.

В моменты непонимания окружающими именно к этому источнику вы обратитесь, чтобы вновь обрести уверенность в себе. Это тот внутренний пульс, который связывает нас с Абсолютом. В нём кроется вход в несметное царство знаний и добродетелей. Нужно уметь им воспользоваться, найти к нему ключ. Внутренний мир человека огромен. То, что мы привычно зовём внутренним миром, — это всего лишь подступы к нему. Чтобы узнать целую Вселенную, скрытую за надписью «внутренний мир», мы прибегаем к приёму, называемому самопознанием.

Путь самопознания

Путь самопознания так близок, и вместе с тем необозримы его горизонты, что человек подчас не знает, с чего начать своё путешествие на пути к самому себе. Но нужно всего лишь начать, пробудить желание самоузнавания, внутреннего роста себя как личности, и одновременно появится страсть к самосовершенствованию. Они как близнецы: похожи друг на друга, развитие одного подразумевает включение в работу другого. Самопознание не может жить без самосовершенствования.

Самосовершенствование — стремление достичь Абсолюта, приближение к идеалу

Процесс самосовершенствования имманентен натуре человека в равной мере, как и самопознание. Стремление к идеалу — вот для чего мы живём. Возможно, это громко сказано, и всё-таки в каждом человеке есть жажда самореализации, мы не можем этого недооценивать. Вследствие наличия желания реализовать себя через различные аспекты жизнедеятельности, человек постоянно стремится улучшить свои знания и навыки. На этой дороге он также подвергает пересмотру и свои цели, в основе которых лежат ценности.

Изменение ценностных категорий ведёт к трансформации самой личности. Часто процесс перехода, нахождение себя, сопровождается и переменами во внешней жизни человека: меняются его окружение, друзья, место проживания, род занятий. Одно лишь остаётся неизменным — тяга к самосовершенствованию через самопознание.

Виды самопознания. Способы самопознания

Виды самопознания могут быть различными. Здесь всё зависит от позиции, с которой смотрит оценивающий. Главные виды представлены следующим образом:

  • аналитический — связан с работой ума, ментальный план;
  • творческий — сфера чувств, эфирный и астральный план;
  • духовный — сакральная сфера, каузальный, буддхиальный и атмический план.

Каждый из этих 3-х видов состоит из подтипов, проявляющих себя через определённую функцию.

Аналитическое самопознание личности

Этот вид самопознания происходит как с помощью самоанализа, так и самонаблюдения. При самонаблюдении могут использоваться письменный анализ в виде дневников, прохождение тестов, приём автоматического письма — он довольно редок, но даёт отличные результаты, предоставляя возможность поглубже заглянуть в вашу психику. Можно даже говорить о первых встречах с подсознательным.

Другой способ — это самоисповедь. Быть честным по отношению к самому себе не так-то просто, как это может показаться. Внутренние, неподдающиеся контролю страхи обычно сковывают человека, что делает самоисповедь практически невозможной. Для того чтобы перейти через барьер страхов, нужно, как всегда в таких ситуациях, просто начать действовать — начать рассказывать себе о самом себе.

Рефлексия отличается от исповеди тем, что вы не отчитываетесь перед самим собой, а просто рефлексируете о том, что происходит, стараясь давать меньше оценок. Хотя роль оценки и велика в использовании этого вида самоанализа, всё-таки не стоит её преувеличивать, иначе роль судьи может привести вас к излишней самокритике, а это, в свою очередь, скажется негативно на вашей самооценке.

Творческое самопознание человека

Под творческим самопознанием понимают такие его виды, когда мы начинаем познавать себя через отношения с другими, во взаимодействии, в том числе и с использованием приёмов игры, театра, совместной деятельности и мероприятий.

Один из примеров — это участие в драматических постановках. Выбрав роль в пьесе, человек «примеряет» на себя характер и привычки персонажа, он забывает себя на момент игры, и в этом состоит решающий фактор. Перевоплощение помогает человеку избавиться от многих комплексов, так как через игру происходит проживание определённых ситуаций и состояний, которые в реальной жизни вызывают дискомфорт. В результате роль даёт возможность перенестись в другое, «нереальное» пространство и уже в нём решать психологическую проблему, причём максимально естественно. Ведь играя по всем правилам «игры», человек должен стать другим, т. е. он не работает со своим комплексом, вместо этого он его проживает через данного персонажа.

Этот приём благотворно отражается на психику, потому что страх и неприятие внутренних блоков отпадают сами собой, — здесь театр, и вы в нём актёр, изображающий конкретного героя. Получается, что кроме эффекта глубокого самопонимания, завершающего процесс перевоплощения, этот способ выполняет и психотерапевтический эффект, делает человека более раскрепощённым и позволяет ему принять себя.

В какой степени игра в сценической постановке способствует раскрытию себя, так и другие совместные виды деятельности, как пение в хоре, участие в ретритах, групповые занятия йогой дают возможность человеку посмотреть на себя со стороны, обогащают его опыт жизни в социуме, предоставляют богатый материал для анализа и сравнения.

После такого рода занятий можно завершить день, воспользовавшись одним из приёмов аналитического самопознания, записав и проанализировав события в дневнике. Следует отметить, что любой вид познания себя, который бы вы ни выбрали, благоприятно сказывается на развитии ваших творческих способностей. Поэтому вы можете смело совмещать виды и способы, используемые вами для самопознания, ведь они позволят вашей индивидуальности раскрыться ещё больше, проникнуть в вашу истинную природу, помогут узнать, кем вы на самом деле являетесь.

Духовное самопознание

Духовное самопознание — это отдельный вид, стоящий чуть поодаль, так как он отличен по своим методам. Выбирая для себя духовную традицию в качестве примера и образца для практики, человек определяет весь свой дальнейший путь развития и самосовершенствования. Те законы и понятия, на которых построена практика, позволят человеку наилучшим образом понять себя, проникнуть в самые глубокие пласты сознания и изменить себя радикальным образом.

Так, остановив свой выбор на йогической традиции, вы с каждым занятием начнёте больше вникать в суть тех позиций, на которых построено учение. Изучение истории возникновения, чтение текстов, связанных с практикой, и шастр, комментирующих оригинальные древние труды, позволят вам найти ответы на давно интересовавшие вопросы не только внутреннего характера, касающиеся вас как личности, но и о всеобщем устройстве бытия.

Усовершенствование мыслительного процесса через понимание шастр

Информация из первоисточников достоверна. Она не подвергалась множеству видоизменений. Всё, что вы получаете, — это концентрированное знание, сохранившееся через века, и теперь ваша задача понять его, пропустить через себя, привыкнуть к стилю изложения и обязательно начать применять на практике через личный опыт — садху.

Теория, знания, полученные из книг и семинаров, должны быть подвергнуты испытанию через практику в реальной жизни, только тогда вы по-настоящему осознаете всю правду и ту ценность, которую они в себе хранят.

В духовном виде самопознания есть ещё две составляющих: шабда и садху. Шабда — это звук, но звук, приходящий от учителя, того, кому вы полностью доверяете по конкретной теме. Этот человек может указать вам на то, каким образом вы можете подняться на пути саморазвития, через выполнение каких практик, чтение каких текстов помогут именно вам достичь желанного результата и понять себя.

Гуру, направляющий личный поиск

Учитель, ваш шикша-гуру, или на более продвинутых ступенях — дикша-гуру — направляют вас и ваше сознание по пути познания истинной сути вещей с помощью изучения текстов писаний — шастр, а вы через свой личный опыт — садху — применяете и проверяете полученные знания в жизни. Ничего не существует отдельно, абстрагированно одно от другого — всё связано как в мире, так и внутри вас.

Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей

Конфуций

Понятие самопознания

Внешний опыт и внутренняя жизнь взаимодействуют, их влияние друг на друга равноценно. Познавая себя, вы познаёте и всех других. Каждый человек станет для вас более понятным, вы найдёте логику в мироустройстве и порядке вещей. Тогда для вас наполнятся новым смыслом слова Гёте о том, что «человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». Задумайтесь над этим. Внешнее и внутреннее едины. Вы часть мироздания, и одновременно вы и есть микрокосм.

Ценности в самопознании через практику йоги

Через духовные практики йоги и медитации человек приходит к познанию основных ценностей, к чему нужно стремиться и что исповедовать. Первая ступень йоги — яма — представляет свод ценностных правил, которым нужно следовать:

  • Ахимса — принцип ненасилия, также практикуемый через вегетарианскую систему питания;
  • Сатья – истинность и правдивость;
  • Астея — неворовство;
  • Брахмачарья — целомудрие и нераспущенность;
  • Апариграха — непривязанность к мирским благам, отказ от накопительства.

Через практику 2-й ступени аштанга-йоги человек живёт по принципам ниямы, где должны соблюдаться:

  • Шаучья — принцип внутренней и внешней чистоты;
  • Сантоша — практика скромности;
  • Тапас — выполнение аскез на духовном пути;
  • Свадхьяя — развитие мышления через чтение первоисточников;
  • Ишвара-пранидхана — Следование идеалу — высшему Разуму.

Так, имея сформированный список духовных жизненных ценностей, человек понимает, к чему стремиться и какими критериями правильности поступков ему нужно руководствоваться, идя по жизни.

Потребность в самопознании

Почему мы вообще задаёмся вопросом об истинности жизненного пути, смысле жизни, вечных ценностях? Как понять себя и других? Эти вопросы порождены потребностью в самопознании, а она присуща человеку, искателю, тому, кто не способен просто удовлетвориться одними материальными благами окружающего мира. Он постоянно в поиске, поэтому понятие смысла жизни выходит на первый план, потому что его невозможно обрести без понимания самого себя.

Практика йоги и медитаций открывает путь к новым открытиям на дороге самопознания. В первую очередь эти занятия позволяют повысить ваш духовный уровень, так как изначально это были исключительно практики духовного постижения мира. С наступлением эры современности понимание этих дисциплин несколько видоизменилось, и на передний план вышел физический аспект, укрепление не только духа, но и тела.

Однако правильно понимая цели йоги и медитации как её составной части, можно продолжать практиковать йогические асаны, укрепляя здоровье и совершенствуясь духовно. Одно дополняет другое. Мир хоть и дуален, но две его части — физическую и духовную — можно гармонично воссоединить, пользуясь техниками йоги, воплощая в жизнь законы, предписываемые на первых 2-х ступенях восьмеричной системы.

Внутренний мир и самопознание

По сути сам смысл жизни не находится во вне. Он как раз внутри — во внутреннем мире человека. Как только мы в состоянии это осознать, жизнь и наше понимание её полностью меняются. Поэтому появляются монахи, которые продают свои феррари, и мы видим садху, расставшихся с прошлой жизнью, дабы полностью следовать духовным порывам, которые они в себе ощутили. Но тут не всё так просто.

Для таких людей следование по пути духовности — это не просто мимолетное, эмоционально окрашенное увлечение, это в первую очередь сознательное решение, продиктованное редкостными духовными потребностями. Их жизнь больше не определена законами современного общества, построенного на потреблении, они выбрали для себя маяком потребности внутреннего мира, и теперь вся их жизнь направляется изнутри. Они наблюдают за происходящим во внешнем мире, но теперь жизнь для них превратилась в медитацию, где сознание созерцает действия, но не участвует в них.

Результат самопознания. Процесс самопознания

В процессе самопознания любой человек становится до определённой степени садху, ведь он познаёт через личный опыт. Знания, почерпнутые из различных источников, применимы на практике, в результате приобретения нового опыта через духовное самосовершенствование человек выходит на более высокий уровень самоосознания. Он не только лучше понимает законы мира и взаимодействия с людьми, но сам всё больше ощущает себя частью этого мира, неразрывно связанным со всеми живыми существами и природой.

Недаром одна из целей метода медитации — это слияние с Абсолютом, растворение в нём. Человек понимает, что нет в жизни одиночества, всё взаимосвязано. Каждая часть мироздания зависит от целого, всё во всём. Процесс самопознания логически приводит к этому выводу. Вы можете понять это через логические умозаключения, дополненные духовными озарениями, полученными через опыт медитации.

Книги для самопознания

Для иллюстрации всего вышесказанного здесь будет дана подборка книг на тему саморазвития, которые можно использовать как для самостоятельной практики медитации и йоги, так и продолжая практиковать под руководством учителя. Для тех, кто только вступает на путь самосовершенствования, можно порекомендовать прочтение этих книг, и, возможно, они станут для вас отправной точкой в главном путешествии вашей жизни — дороге самопознания.

Самое трудное — познать самого себя, самое лёгкое — давать советы другим

Фалес

www.oum.ru

Что такое самопознание и как оно помогает человеку в этой жизни

Самопознание – это процесс, направленный на самоизучение и самопонимание. Нужен для того, чтобы человек разобрался в себе и окружающем мире. Что происходит? Зачем он живёт? В чём цель существования? Понимание своих особенностей, себя настоящего. Это понимание и знание приходит в процессе жизни. Берёт своё начало в раннем детстве. Человек становится более опытным, лучше начинает разбираться в себе и окружающем его мире. В этом процессе важно постоянно развиваться.

По мере того, как это происходит, его понимание всё больше формируется. Он часто занимается поиском цели, знаний и хочет понять себя и окружающий мир. Интересуется философией, религией. Ищет ответы на вопросы, изучает духовную литературу, знакомится с разными практиками и учителями. Он может посещать занятия или уроки по медитации. Знакомится с различными техниками дыхания, погружением в те или иные состояния. Может изучать область подсознательного, используя специальные техники с привлечением учителей в тех или иных восточных направлениях, которые способствуют изучению себя, пониманию мира.

Самопознание происходит также через оценку различных результатов своей деятельности. Это происходит и через оценку окружающих людей. Процессы самопознания формируются более плодотворно, если личность изучает основы психологии.

Виды самопознания разные, с их помощью происходит лучшее понимание своей личности. Но бывает, что люди самопознание превращают в «самокопание», что, конечно, не следует делать. Потому что углубившись в свои особенности, недостатки и несовершенства, человек часто делает на этом акцент. Происходит зацикливание на тех или иных моментах, постоянное возвращение к каким-то ситуациям, событиям, происшествиям, мыслям или действиям.

Постоянный разбор внутри себя приводит к понижению самооценки, увеличивает у человека неуверенность в себе и в какой-то степени делает его более мнительным. Увеличивается тревожность, повышается зависимость от мнения окружающих людей. Во всём важна мера. Поэтому не стоит процесс самопознания превращать в «самокопание». Это разные понятия и приводят к различным результатам.

Способы самопознания

  1. Наблюдение за собой. Информация о себе, своих ощущениях. Наблюдение за всем происходящим внутри;
  2. Анализ себя. Происходит в процессе самонаблюдения. Анализ внешних и внутренних качеств, своих эмоций. Та связь, которую можно проследить между причиной происходящего и следствием того, что произошло, помогает разобраться. Умение отслеживать эту связь очень помогает в жизни каждого человека. Такой навык часто вырабатывается с юных лет. Он нужен для успешной жизни в социуме. Не у всех людей это получается. Возможно, из-за тех или иных нарушений в воспитании, но так бывает не только поэтому. Такое случается, если личность не привыкла реально оценивать свои возможности. Не может в силу своих психологических особенностей соотнести себя и других людей.
  3. Сравнение себя и ситуации из своей жизни, с окружающими людьми, событиями, идеалами. Часто есть какой-то пример перед глазами или кумир. Возможно, идеализируется тот или иной образ жизни. Тогда человек сравнивает и соотносит себя с этим. Пытается разобраться где он лучше, а где хуже. Хочет приблизиться к тому, чтобы быть таким же.
  4. Моделирование личности. Моделирует свою личность, показывая свои характеристики и взаимоотношения. Происходит это с помощью применения различных символов и знаков.
  5. Понимание метода объединения противоположностей. Если раньше человек видел в какой-то своей поведенческой характеристике отрицательное, а со временем научился видеть положительное, то его восприятие этого качества происходит менее болезненно, что важно для принятия себя. Повышается самооценка. В принципе, одним из важных пунктов в развитии человека является принятие себя. Без этого личность не может считаться полноценной и успешной. Это важно для саморазвития, самореализации и самосовершенствования. Рост и развитие, которые необходимы для личности в процессе всей его жизни, должны увеличиваться. Без принятия себя — это невозможно.

Какие средства используются для самопознания

  1. Самоотчёт. Ведение записей каждый день о том, что происходит в его жизни.
  2. Изучение литературы. Просмотр фильмов.
  3. Знакомство с основами психологии. В данном случае выделяют социальную психологию и психологию личности.
  4. Тестирование. Прохождение и сдача разных тестов. Причём лучше обращаться к серьёзным тестам и привлечь психолога для интерпретации; Специальными средствами самопознания являются разные формы работы с психологом: личное консультирование — пациент открывает себя, понимает свои проблемы, находит силы для их решения. Многие прибегают к этому средству; групповые тренинги — самопознание происходит через группу и с её помощью.

Я-концепция и этапы её эволюции

Я-концепция – это то, как человек представляет себя. Здесь два параметра. Бывает, при несовпадении Я-концепции и реальности, человек многое видит в искажённом виде. И это часто несёт в его жизнь конфликты с окружающим миром. Когда Я-концепция и действительность совпадают, то есть возможность быть в гармонии с окружением. Он удачно приспосабливается к происходящему, стремится к своим целям и развивается.

Самопознание человека делится на этапы

  1. Первичное самопознание. Личность создаёт мнение о себе, которое базируется на мнении окружающих его людей. Он ориентируется в основном на чужую оценку себя. На отношение к себе со стороны. Суждение и мнение окружения является главной основой самопознания на данном этапе;
  2. Кризис первичного самопознания. Выясняется, что чем больше людей, тем больше мнений. Мнения и суждения многих об одном и том же часто сильно отличаются. И соответственно, это больше не укладывается в схему видения себя, глазами других. Вырабатывается собственное мнение. Так как получается, что невозможно быть единым, при таком отличии мнений об одном и том же качестве или характеристике своей личности.
  3. Вторичное самопознание. Происходят существенные изменения. Предыдущая Я-концепция изменяется, а иногда даже происходит её отрицание. Может сформироваться и появиться новая Я-концепция. Соответственно строится новое видение себя. Получается, что происходит познание себя по-новому, по-другому.

Поиск себя, который отличает человека от всех живых существ, происходит всегда. Он изначально заложен в человеке. У многих возникает потребность понять и разобраться в происходящем внутри и снаружи. Люди в разном возрасте ощущают необходимость сделать вывод о цели жизни, своего пути, предназначения. Бывает, возникает желание понять зачем все происходит так, как происходит.

Может так случиться, что всю жизнь человек не задаёт себе вопросов, не ищет ответов. И его самопознание остаётся очень поверхностным и неглубоким. С такими людьми происходит много интересного потом, когда эти вопросы всё-таки у них возникают. Они узнают о своей жизни много нового и любопытного для себя, не всегда приятного и одобряемого собой.

Бывает, что люди находят ответы, успокаиваются и продолжают жить дальше, а потом выясняется, что мир намного шире и ответы другие. В итоге картина мира меняется. И человек вместе с ней. Путь самопознания очень интересен. Он длинный и захватывающий. Он помогает прийти к гармонии и спокойствию, когда получается найти ответы на свои важные вопросы.

psiho.guru

Самопознание — это… Что такое Самопознание?

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Сферы и области самопознания

К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми).[1]

К областям самопознания относят сознание и бессознательное.[1]

Я-концепция

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям.[2]

Способы и средства самопознания

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.[3]

Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»[4]

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

  • Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
  • Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
  • Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
  • Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д.
  • Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.

Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.[5]

К средствам самопознания относятся:

  • Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
  • Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
  • Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
  • Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.[5]

К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

  • индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
  • работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процесов познания других и себя.[5]

Самопознание и самооценка

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:

  1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
  2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
  3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.

Самооценку можно выделить такой формулой:

самооценка = успех / притязание

То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний[6].

Литература

  • П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. М.: АСТ, Астрель; 2008.
  • Человек и общество. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
  • Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — СПб. : Питер, 2001.
  • Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. ISBN: 5-7695-0877-9.

Примечания

  1. 1 2 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ. § 3. Сферы и области самопознания.
  2. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 2. САМОПОЗНАНИЕ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. § 2. Структура самосознания.
  3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 1. Общая характеристика самопознания как процесса.
  4. См.: Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — Глава РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
  5. 1 2 3 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 3. Способы и средства самопознания.
  6. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 4. Результаты самопознания.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое Самопознание? Самопознание — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Любая странаРоссияУкраинаКазахстанБеларусьУзбекистанТаджикистан________________________АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАргентинаАрменияБельгияБишкекБолгарияБразилияВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГерманияГолландияГрецияГрузияДанияДоминиканская РеспубликаЕгипетИзраильИндияИндонезияИорданияИсландияИспанияИталияКамбоджаКанадаКипрКиргизияКитайКолумбияЛаосЛатвияЛитваЛондонМалайзияМальдивыМальтаМароккоМексикаМолдавияМонголияМьянмаНепалНовая ЗеландияНорвегияОАЭПанамаПеруПольшаПортугалияРумынияСеверная КореяСейшельские ОстроваСербияСингапурСловакияСловенияСШАТаиландТибетТунисТуркменистанТурцияФилиппиныФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭстонияЮАРЮжная КореяЯпония

  • Абакан
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Армавир
  • Артём
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Байкал
  • Балаково
  • Барнаул
  • Белгород
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Великий Новгород
  • Верхняя Салда
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волжский
  • Вологда
  • Воронеж
  • Геленджик
  • Горный Алтай
  • Грозный
  • Дзержинск
  • Евпатория
  • Екатеринбург
  • Ессентуки
  • Железноводск
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Йошкар-Ола
  • Кавказские Минеральные Воды
  • Казань
  • Калининград
  • Калмыкия
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Кемерово
  • Керчь
  • Киров
  • Кисловодск
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Кострома
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Липецк
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Москва
  • Мурманск
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтекамск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новочеркасск
  • Новый Уренгой
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орёл
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пятигорск
  • Республика Адыгея
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Республика Тыва
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саранск
  • Сарапул
  • Саратов
  • Севастополь
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Снежинск
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Хабаровск
  • Хакасия
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Черноморское побережье
  • Чита
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль
  • Винница
  • Днепропетровск
  • Донецк
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Каменец-Подольский
  • Карпаты
  • Киев
  • Кривой Рог
  • Кропивницкий
  • Луганск
  • Луцк
  • Львов
  • Мариуполь
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Сумы
  • Харьков

samopoznanie.ru

Самопознание

(13 голосов: 4,4 из 5)
  • Самопознание Энциклопедия изречений
  • Самопознание Сокровищница духовной мудрости
  • Самопознание свт. Тихон Задонский
  • Самопознание Ю. М. Зенько

 

Самопозна́ние – правильное самовоззрение, достигаемое чтением Слова Божьего, писаний святых отцов, исполнением евангельских заповедей и просвещающим действием благодати Святого Духа.

Самопознание христианина опытно раскрывает ему:
– богообразность и богоподобие человеческой природы;
– вечность души и смертность тела;
– поврежденность человеческой природы грехом;
– действия на человека падших духов;
– необходимость Искупителя и Спасителя для исцеления человека;
– многоразличные действия Божественной благодати обновляющей человеческое естество;
– высшую цель и предназначение человека в обожении человеческого естества, в теснейшем соединении человека с Богом.

Человек лишен истинного самовоззрения и самопознания. Доколе я пребываю в падении моем, дотоле тайна человек пребывает для меня неразъяснимою: извращенный, пораженный слепотою и ложью разум мой недостаточен для раскрытия ее. Не понимаю души моей, не понимаю тела моего; понятия, которые думаю иметь о них, оказываются, при рассмотрении неповерхностном и нелегкомысленном, очень недостаточными, по большей части ошибочными. Блуждают во мраке самообольщения и заблуждения мудрецы мира, возмечтавшие и произнесшие о человеке учение произвольное и суетное, заменяя истину предположениями; в ту же пропасть самообольщения и заблуждения влекутся слепцы, руководимые слепцами. Тайна – человек – отверзается в степени, доступной и нужной для нас, вочеловечившимся Богом, Господом нашим Иисусом Христом. В Нем же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна. Епископ Игнатий (Брянчанинов).

* * *

 

САМОПОЗНАНИЕ

Ю. М. Зенько

 

Апостол Павел призывал: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16). Это вникание в себя, самопознание вырабатывается постепенно, его нет в людях в готовом виде:

– «Человек не знает самого себя. Чтобы познать себя, нужна большая привычка отвлекаться от чувств, сосредоточивать душу и удерживать ее саму в себе» /христ.: Августин. О порядке. 1992, с.115/; «Как бы ни был обширен круг, в нем есть одна средняя точка, к которой склоняется все, называемая геометрами центром, и хотя части его окружности могут быть делимыми бесконечно, в круге нет другой такой точки, от которой бы все прочие находились на равном расстоянии и которая господствовала бы над всеми… Выйди отсюда в какую-либо часть круга, и потеряешь все, чем множество держится в единстве. Так и душа, вылившись из самой себя, рассеивается в некоторой беспредельности и истощается до полной нищеты, поскольку ее природа принуждает ее во всем искать одного, а множество находить его мешает» /там же, с.116/;

– «мы далеки от самих себя, да и мало желаем, чтобы приблизиться к себе, а все убегаем, чтобы не встретиться самим с собою и промениваем истину на безделушки да и думаем: рад бы заняться духовным делом или молитвою, да некогда, хлопоты и заботы о жизни не дают времени к сему занятию» /христ.: Откровенные рассказы. 1991, с.93/.

А между тем актуальность самопознания для каждого человека и всего человечества трудно переоценить: «Это не роскошь… это острая жизненная необходимость. Потому что если человек сегодня не познает самого себя, то, может быть, этот век или век грядущий будут последними в многотысячелетней истории людей» /Ч. 1: Мень. 1993, с.83/.

Такое большое значение самопознания и познания вообще предполагает наличие правильного к ним подхода: с одной стороны, необходимо уделять им должное внимание, с другой стороны, не должно быть зацикливания на них. Последнее, например, произошло в гностицизме, гипертрофировавшем роль познания («гнозиса»). Кроме того, возможно и неправильное познание. Например, познание без благодарения Бога или познание без любви.

Первое было свойственно язычникам, о которых ап. Павел писал: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца…» (Рим. 1:21-25).

Не менее негативно оценивается с христианской точки зрения и познание без любви: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2).

О самопознании нередко говорят и в нехристианских религиозных традициях: древнегреческой религии, даосизме, буддизме, исламе. «Познай самого себя!» – гласила знаменитая древнегреческая надпись. «Кто познал душу свою, тот познал своего Господа», – считает суфийская традиция /доп.: Жуковский. 1895, с.20/. Но, безусловно, существуют достаточные различия между разными религиозными направлениями в подходе к самопознанию.

Особенно это относится к восточным религиям, которые базируются на концепции пустотности «я». Согласно этой точке зрения, не существует ни «я», ни человеческой души, ни личности. Понятно, что самопознание в таком виде, как познание иллюзорности своего «я», диаметрально противоположно христианскому самопознанию, как познанию своей субстанциональной и бессмертной души.

Кроме того, надо иметь в виду, что понятие самопознания часто используют в самых разных, не совпадающих контекстах. Так, например, происходит в аналитической или глубинной психологии, основанной Карлом Юнгом. Приведем цитату, в которой восхваляется его вклад в дело самопознания: «При рассмотрении вклада Юнга в развитие нашей культуры становится очевидным, как мне кажется, одно его достоинство. Юнг дал явный ответ на самую актуальную психологическую потребность нашей культуры в самопознании, которая существует начиная с Эдипа и далее до Сократа, Гамлета и Фауста. Юнг не только взял максиму «познай себя» в качестве лейтмотива своей жизни, но и дал метод, с помощью которого каждый из нас может дать ответ на основной вопрос самопознания. Именно у Юнга мы можем найти ответ на вопрос, являющийся главным стимулом любой психологии вообще, – как познавать себя…» /доп.: Хиллман. 1997, с.65/. А фактически, все обстоит совсем наоборот, и это является принципиальным моментом: самопознание есть не гносеологическая, а онтологическая проблема. Психологическое самокопание без очищения и без благодатной помощи Божией не является истинным самопознанием, да и самопознанием вообще. Психологических методов анализа недостаточно, чтобы осветить глубины человеческой души, в которых обитают негативные духовные сущности. В результате этого подобное «самопознание» превращается в самообман и потакание своим грехам и слабостям, и, в конечном итоге, в общение с бесами. Что наглядно и показал пример самого Юнга.

Отчасти это не является секретом для последователей Юнга. Сам Хиллман пишет несколькими страницами позже: «существует множество ответов на все основные архетипические вопросы в зависимости от бога и мифологической системы, которая определяет наш ответ, бесстрастный и аполлонический, абстрактный и сатурнианский, в форме дионисийской разрядки или божественной любви, героических подвигов или гефестовых артефактов. По-видимому, не существует единственного способа самопознания…» /доп.: Хиллман. 1997, с.70/. Неудивительно, что в своем длинном перечислении Хиллман забыл христианство, только намекнув на него словосочетанием о божественной любви – между «дионисийской разрядкой» и «героическими подвигами». В конечном итоге, религиозную интроспекцию он «ставит особняком» /там же, с.71/ и фактически вообще не рассматривает.

Остановимся теперь на православно-христианской традиции самопознания. Первой и самой главной обязанностью человека в христианстве является обязанность возлюбить Бога, правильно Его познать и достойно почитать /христ.: Солярский. 1892, с.88/. С обязанностями к Богу неразрывно соединяются обязанности к самому себе и к ближним. И как в обязанностях христианина к Богу первое место занимает Богопознание, так в обязанностях к самим себе первое место занимает самопознание, без которой никакие другие обязанности к себе не могут быть должным образом исполнены /там же. с.190/.

Поэтому самопознание, безусловно, очень важно, о чем писали и пишут многие христианские авторы:

– «Прекраснейшей и важнейшей из всех наук несомненно является самопознание. Потому что, кто сам себя знает, тот дойдет до познания и Бога» /христ.: Климент Александрийский. Педагог. 1996, с.213/;

– «Для чего меряешь горстию воду, небо пядию, и всю землю горстию (Пс. 40:12), – меряешь великие стихии, измеряемые для одного лишь Творца? Прежде всего познай самого себя, рассмотри, что в руках, кто ты» /христ.: Григорий Богослов. Т. 1. 1994, с.477/;

– “»Внемли себе», чтобы мог ты различать вредное от спасительного” /Василий Великий. На слова… 1911, с.92/; “»внемли себе», т. е., внемли не тому, что твое и около тебя, но одному себе; ибо иное – мы сами; иное – принадлежащее нам, а иное – что около нас” /там же, с.93/. Для чего «со всевозможным тщанием вникать в себя самого»? Чтобы каждой части человеческого существа дать нужное: «плоти – пропитание и покровы, а душе – догматы благочестия, благопристойное поведение, упражнение в добродетели, исправление страстей…» /там же, с.93/;

– «Строгим, точным и правильным психологическим анализом (разбором, ведением) отличались все святые: апостолы, святители, мученики, преподобные, бессеребренники, Христа ради юродивые, столпники…» /Иоанн Кронштадтский. 1997, с.51/;

– «Без самопознания невозможна истинно-нравственная деятельность по отношению к себе, другим людям и Богу…» /Никанор (Каменский). 1898, с.3/.

Самопознание христианина состоит в правильном познании нашей человеческой природы, ее различных расположений, сил и свойств и их различного развития и состояния вообще, в познании всего этого в самом себе в особенности. Такое самопознание составляет важную и необходимую обязанность каждого христианина. Как пишет известный христианский подвижник VI века авва Исаия: «Познай самого себя, и убегай того, что для тебя губительно» /христ.: Исаия авва. 1883, с.51/.

К этому же примыкают и многие другие христианские подвижники и современные богословы:

– «самопознание есть верное понятие о своем духовном возрасте…» /христ.: Иоанн Лествичник. 2001, с.175/; «познавший себя никогда не бывает поруган, чтобы предпринять дело выше своей силы» /там же, с.177/;

– “На то мы и умом одарены, дабы знать, что следует нам делать; и наставление «Познай самого себя» в данном случае означает не иное что как следующее: «Познайте, на какой конец все вы сотворены». Сотворены же мы и поставлены в сем мире для того, чтобы быть верными исполнителями заповедей, если хотим наследовать спасение” /христ.: Климент Александрийский. 1892, с.20/;

– «Будем непрестанно исследовать самих себя, в отношении ко всем страстям и добродетелям, чтобы узнать, где мы находимся: в начале ли, в средине, или в конце» /христ.: Иоанн Лествичник. 2001, с.193/;

– «Познавай убо, что в сердце твоем кроется. Посматривай туда часто, и увидишь, что в нем есть гордость, высокоумие, самолюбие, сребролюбие, гнев, зависть, славолюбие, нечистота, желание мщения, и всякая греховная мерзость» /христ.: Тихон Задонский. Т. 11. 1837, с.160/;

– «самопознание потребно; оно есть познание себя и особенно ограниченности своих способностей, своих недостатков и неискусства» /христ.: Назарий. 1885, с.72/;

– «Первый шаг – познать себя. Грех есть разделенность внутри нас самих и разделенность по отношению к другим… /христ.: Антоний митр. Сурожский. 1997, с.7/.

Трезвое самопознание приводит человека к весьма печальным выводам: «Внимательно обращая взор мой на самого себя и наблюдая ход внутреннего моего состояния, я опытно уверился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближнему, не верю ничему религиозному и преисполнен гордостью и сластолюбием» /христ.: Откровенные рассказы… 1991 с.24/.

Самопознание связано с совестью: «исследуй себя самого, не в возношении лжеименного знания внешней премудрости и не под нагромождением суетных помышлений, со страхом и трепетом» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.409/; «если хочешь узнать, какова твоя жизнь и каково состояние, спроси душу свою и скажи ей: душа, исполнила ли ты все заповеди Божии, или нет? И она, открыв уста совести своей, непременно скажет тебе настоящую истину» /там же, с.409/.

Истинное самопознание невозможно без смирения:

– «Уж конечно мы не думаем, что приемами различения, умозаключения и расчленения человек способен познать самого себя, если трудным покаянием и напряженным борением не изгонит прежде из собственного ума гордость и лукавство. Потому что кто не приведет своего ума таким путем и к такому устроению, тот не увидит даже своего незнания, а только с этого начинается успешное познание самого себя» /христ.: Григорий Палама. 1995, с.73/;

– «Всякий познавший себя, почил от всех дел… и вошел в святилище Божие, в мысленное богослужение Духа и в божественное пристанище бесстрастия и смирения» /Никита Стифат. 1900, с.122/. «Познай себя самого; и это есть воистину истинное смирение, научающее смиренномудрствовать и сокрушающее сердце…» /там же, с.121-122/. «Когда кто познает себя, а это требует многого со вне охранения, упразднения от дел мирских и строгого испытания совести, – тогда тотчас внезапно приходит в душу и божественное некое паче слова смирение, приносящее сердцу сокрушение и слезы теплого умиления: так что тогда испытывающий его в себе действие почитает себя землею и пеплом…» /там же, с.122/.

Из самопознания проистекает молитва: “Только тот кто увидел внутренними очами свою Душу и познал ее достоинство, только тот при помощи Божьей Силы видит и познает и свое страшное падение. И какое это таинственное видение – увидеть свою бестелесную душу, Божью Умную Красоту, и увидеть ее в хламиде страстей, увидеть в смрадном рубище вожделений и греха. Это видение бывает потрясающим, неописуемым, божественным. Это видение и рождает неутихающий вопль: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»” /христ.: Журавский Иоанн. 1996, с.75-76/.

Истинное самопознание приводит к смирению, незлобию и милосердию, ибо кто познал всю глубину своих грехов, тот не будет превозносится над другими. Этим уничтожается повод к такому важному греху, как осуждение других. Поэтому, «каждый должен заботиться о своих болезнях душевных, и каждый должен оплакивать грехи свои, не зазирая ближнего» /христ.: Исаия авва. 1883, с.62/; «Посему, христиане сами должны употреблять все старание, но вовсе никого не осуждать, ни явную блудницу, ни грешников, или людей бесчинных, взирать же на всех с простодушным произволением, чистым оком, чтобы обратилось человеку как бы в нечто естественное и непременное – никого не уничижать, не осуждать, никем не гнушаться и не делать различия между людьми… Ибо в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердым» /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.113/.

В этом важное отличие христианского самопознания от самопознания языческого. Св. Григорий Палама пишет: “Приоткрою тебе чудовищную глубину лукавства внешних философов. Лукавый и те, кто научился от него лукаво мудрствовать, украли одну нашу полезнейшую заповедь и выставляют ее как некую лукавую приманку благодаря сходству выражений «Внемли себе» и «Знай самого себя»” /христ.: Григорий Палама. 1995, с.18/. Имеется в виду сравнение и противопоставление древнегреческого принципа «познания самого себя» и часто используемого в святоотеческой традиции выражения «внемли себе» (Втор. 15:9), как оно звучит в переводе 70-ти и в славянском переводе (синодальный русский перевод этого места звучит так: «берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль»).

По Григорию Паламе языческие авторы использовали призыв к самопознанию в качестве приманки: «Но если разберешь, каков для них смысл этой заповеди, обнаружишь пучину злоучения: исповедуя переселение душ, они считают, что человек достигнет самопознания и исполнит эту заповедь в том случае если узнает, с каким телом был связан прежде, где жил, что делал и чему учился; разузнает же он это, покорно отдавшись коварным нашептываниям злого духа» /там же, с.18-19/.

Самопознание также необходимо и в деле богопознания и богопочитания. Кто не знает самого себя, тот не может правильно познать и Бога, не может, следовательно, исполнять и своих обязанностей к Нему:

– «Кто знает самого себя, тот знает и Бога. Кто же знает Бога, тот воздает Ему приличное поклонение» /христ.: Антоний Великий. 1826, с.165/;

– «Ты хочешь познать Бога? Прежде познай самого себя» /христ.: Нил препод. 1827, с.171/.

– «Точное соблюдение себя самого даст тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если «внемлешь себе», ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя» /Василий Великий. На слова… 1911, с.98/;

– «Но, о, братия мои и отцы! Умоляю, да восподвизается каждый из нас сначала познать себя самого, дабы потом иметь возможность иной раз от того, что в меру нашу, познать и то, что выше нас. Ибо кто не познал прежде себя самого так, чтоб мог с Давидом говорить: аз есмь червь, а не человек (Пс. 21:7), и с Авраамом: аз есмь земля и пепел (Быт. 18:27), тот никак не может познать что либо из духовного и божественного духовно и достойно, и как подобает вышеестественному и премудрому Духу» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 2. 1993, с.342-343/;

– «чрез сие себя самого и натуры познание должен человек познавать Бога…» /Михаил (Десницкий). 1819, с.4/;

– «Прежде нежели кто восхощет узнать Бога, должен познать себя самого: ибо познать Высочайшее Существо не возможно, разве познаем собственное уничижение свое» /христ.: Кандорский. 1798, с.10/.

Именно изнутри, через свою душу человек и приходит к Богу: «Как телесные чувства, поелику тело смертно, видят смертное; так душе, созерцающей бессмертное и помышляющей о бессмертном, необходимо и самой быть бессмертною, и жить вечно. Ибо понятия и созерцания бессмертия никогда не оставят ее, пребывая в ней и служа как бы подгнетом к поддержанию бессмертия. Посему-то душа имеет понятие и о созерцании Бога, и сама для себя делается путем, не со-вне заимствуя, но в себе самой почерпая ведение и разумение о Боге Слове» /христ.: Афанасий Великий. Т. 1. 1994, с.170/.

Истинное самопознание есть не просто какое-то абстрактное самоуглубление, а познание в себе Христа: “Сын Божий сошел и принял душу не для того, чтобы душа познала себя во Христе, но чтобы познала Христа в себе. Ибо опасность грозит ей не от незнания себя самой, а от незнания Слова Божьего:В Нем, – говорит [апостол], – открылась вам жизнь (1Ин. 1:2), а не душа, и так далее. Я пришел, – говорит Он, – спасти душу (Лк. 9:56), – но Он не сказал «показать»” /христ.: Тертуллиан. 1994, с.175/.

Истинное самопознание настолько важнo, что оно необходимо и для правильного познания ближних и правильной любви и уважении к ним. Кто не знает самого себя, тот никогда не научится правильно знать и понимать их, должным образом обращаться с ними, любить и уважать их. Самолюбие, гордость и другие подобные пороки, удаляющие человека от Бога и ближних, всегда имеют в своем основании неправильное понятие о себе, или незнание самих себя (Лк. 18, 11; Откр. 3, 17). С другой стороны, познание самого себя может происходить не только через самоисследование и самосозерцание, но и через самораскрытие в делах и поступках, т. е. по отношению к другим людям /доп.: Куликов. Психология настроения. 1997, с.184/.

Основные формы самопознания реализуются через интровертность, обращенность в свой внутренний мир. Это не так просто сделать: «всю свою жизнь, от детства до старости, мы проводим большею частию вне себя, гоняясь то за материальными выгодами, то за внешним блеском, то за приобретениями в области наук и искусств, то даже за самыми пустыми и бесплодными удовольствиями; а идти домой и посмотреть, что у нас есть и чего нет, что делается и чего не делается, что требуется в жизни внутренней для внешней, и каким образом приобресть эти условия, – того мы не хотим» /Карпов. 1860, с.18-19/. Обычно человек знает не себя, а свое, которое он и принимать за себя /там же, с.20/

Св. Иоанн Кронштадтский призывал: «Заглядывай внимательнее, глубже в свой внутренний, душевный или духовный мир, полный величайшего умственного и нравственного интереса, и не увлекайся внешним, вещественным, преходящим и исчезающим миром… В том внутреннем мире предстоит тебе много, много дела и усилий по причине извращения нашего духовного порядка или законов творческих и душевного, и физического растления» /Иоанн Кронштадтский. 1991, с.57/.

От внешней аскезы – к внутреннему богомыслию, от молчания уст – к безмолвию разума, от уединения – к единению с Богом, от внешней активности на благо человечества – к внутренней просветленной любви к людям: таков путь христианского подвижника /христ.: Иларион (Алфеев). 1998, с.95/.

Самопознанию научают христиан примером своим христианские святые. Самопознание было преимущественно задачею святых отшельников и пустынножителей. Удалившись от мира, они следили за каждою своей мыслью, за каждым движением души своей, умели различать самые тонкие оттенки своих мыслей, в желаниях и движениях сердца; достигали через то и сами высокого духовного совершенства, и умели вести других к этому совершенству. Как пишет еп. Игнатий (Брянчанинов): «Святые иноки, достигнув при свете Божественной благодати самовоззрения, которому самообольщение уже не может давать той неправильности и темноты, которые оно сообщало философам, водимым духом века сего, духом лжи и прелести, соделались единственными истинными психологами» /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 3. 1993, с.295/.

Из глубины своего духовного опыта св. отцы советуют:

– «Внимай себе и познай действия, происшедшие в тебе от смирения и плача, и замечай, какую пользу приносят они тебе каждый час» /христ.: Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2, с.525/;

– «Будь всегда внимателен к себе самому… Входи непрестанно сам в себя, и смотри: какие страсти, по твоему замечанию, изнемогли перед тобою, какие из них пропали и совершенно отступили от тебя, и какие из них начали умолкать вследствие душевного твоего здравия, а не вследствие удаления того, что смущало тебя, и какие научился ты одолевать умом, а не лишением себя того, что служит для них поводом? Обрати также внимание на то, точно ли видишь, что среди загноения язвы твоей начала нарастать живая плоть, т. е. душевный мир. Какие страсти постепенно и какие стремительно понуждаются, и чрез какие промежутки времени?» /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.189-190/.

Самопознание в наше время важно не только на индивидуальном, но и на национальном и, даже, глобально-общечеловеческом уровне. Божий промысл распространяется на отдельных людей, на все человечество, и на отдельные «царства и народы» /христ.: Макарий (Булгаков). Т. 1. 1999, с.582/. Поэтому все, что мы говорили о самопознании по отношению к отдельному человеку, относится и ко всему народу, который должен через самопознание внимательно изучать пути промысла Божия по отношению к нему /доп.: Красин. 1917, с.848/. Самопознания народа есть надежный способ предотвращения национализма и общенародного эгоизма, ибо познавший свои немощи народ не станет выпячивать свои заслуги и превозноситься над другими народами.

 

^ Трудности самопознания

Но сколь важно самопознание, столько же и трудно его достижение. Препятствий этому великое множество /христ.: Солярский. 1892, с.90/.

Во-первых, самолюбие, по которому человек обыкновенно считает себя гораздо лучше, умнее, добродетельнее, чем есть на самом деле, скрывая или уменьшая свои недостатки и своим заслугам и преимуществам придавая более высокую значимость. При этом у человека формируются так называемая психологическая защита, которая и служит поддерживанию подобной неадекватной самооценки.

Во-вторых, привязанность к некоторым своим слабостям и порокам, из-за которой, не желая отказаться от них, боимся заглянуть в самих себя и спросить: таковы ли мы на самом деле, какими должны быть? А если и замечаем иногда какие слабости, стараемся извинять их, оправдывать.

В-третьих, легкомыслие и рассеянность, по которым люди слишком много думают о временных своих занятиях, слишком заботятся о земных благах, слишком преданы жизненным удовольствиям, живут с желанием непрестанных развлечений, не помышляя о самих себе. Этому, к сожалению, способствует и современный образ жизни – особенно в крупных городах. На формирование подобного, потребительского, отношения к жизни направлено и воздействие средств массовой информации: телевидения, прессы, радио и т. д.

В-четвертых, негативную роль могут сыграть удачные внешние обстоятельства, по которым человек, благоденствуя, охотно думает о себе гораздо больше, считая себя умнее и лучше, чем есть на самом деле. Это довольно распространенная ситуация и по отношению к христианству: пока человеку неплохо, он мало задумывается о религиозных вопросах и далек от христианства, и, наоборот, когда у него появляются серьезные проблемы, тогда он вспоминает о существовании Бога.

В-пятых, притворство и лесть наших ближних, которые неправдой хотят сохранить наше к ним благорасположение. Это важнейшая проблема так называемых малых референтных групп, к которым можно отнести семью, класс (для школьников), курс (для студентов), рабочий коллектив (для взрослых). Если в этих группах не будет доверительного, честного отношения друг к другу, то у человека вообще не будет опыта подобного общения (и подобного отношения к нему самому). Человек получается как бы психологически ущербным, однобоким, что не может не сказаться и на его внутреннем мире.

В-шестых, сказываются предрассудки и заблуждения общества, по которым о добродетелях и пороках часто судят несправедливо: иную добродетель лишают всякой цены, а иной порок чуть ли не считают и пороком. Причем со временем эта «терпимость» общества к порокам становится все шире и глубже, так что, фактически, общество и государство уже не просто закрывают глаза на некоторые пороки, а активно их всем навязывают. Это есть проблема больших социальных групп: классов, наций, народов (и связанных с ними политических и государственных структур).

 

^ Средства против трудностей в самопознании

Чтобы устранить препятствия и достигнуть познания самих себя, необходимо следующее. Во-первых, надо сознать саму важность самопознания и иметь истинное и твердое желание правильно познать себя.

Во-вторых, надо чаще отвлекать свой дух от всего внешнего, от развлечений внешней жизни, углубляться внутрь себя и поставлять себя в присутствии вездесущего и всеведущего Бога.

В-третьих, надо тщательно и беспристрастно наблюдать за собой во всех разнообразных обстоятельствах и отношениях с жизнью с разных сторон и при разном расположении духа. Надо наблюдать и за внутренними нашими движениями, за образом наших мыслей, чувствований и желаний, и за образом их проявления и действий. Наблюдать за собою и в душе, и во внешней жизни, и правильно различать, что в нас есть нашего – духовного, небесного, и что – внешнего, чувственного, земного. По меткому библейскому слову: «душа человека иногда больше скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте наблюдения» (Сир. 37:18)

В-четвертых, надо наблюдать и за другими людьми, что ведет к правильному познанию и самих себя (своих лучших и худших сторон).

В-пятых, надо терпеливо внимать суждениям о нас других людей, особенно людей здравомыслящих и благонамеренных, желающих нам истинного добра. Эти суждения могут иногда открывать нам такие в нас стороны, которых мы сами и не приметили бы за собой.

В-шестых, надо внимательнее изучать науку о душе человеческой, то есть психологию, поверяя ее учение собственным опытом и наблюдениями /христ.: Солярский. 1892, с.193/, – имелась в виду дореволюционная, не атеистическая психология. После критического анализа, безусловно, можно было бы использовать и некоторый опыт современной академической психологии, поскольку нельзя без разбора отрицать всю ее целиком.

В-седьмых, надо быть внимательнее к внешней природе. Взгляд на нее, с одной стороны, смиряет нашу горделивость, давая нам увидеть, как слабы и ограничены наши силы, как незначительны все успехи нашего знания, как кратка и скоротечна наша жизнь. С другой стороны, природа знакомит нас с самими собою и тем, что пробуждает в нас чувство истинного достоинства, показывая нам, что мы пользуемся особенной любовью и благостью Бога, будучи наделены особыми дарами и преимуществами перед всем виденным.

В-восьмых, надо чаще и беспристрастнее испытывать свою совесть, что особенно одобряется св. отцами. Только оно должно происходить не по мирским правилам, а по учению и примеру жизни Спасителя.

В-девятых, в столь трудном деле, как самопознание, невозможно достичь успеха без высшей помощи, без постоянного обращения к Богу с молитвой о поддержке и помощи.

В-десятых, истинное самопознание невозможно без помощи и учительства: «если кто не позаботится наперед, долгим молением, с милостынею, постом и бдением, познать себя самого и свою немощность, то он не может познать и того, что без духовного отца, руководителя и учителя, нельзя человеку соблюсти, как должно, заповеди Божии, жить вполне добродетельно и не быть уловлену сетьми диавольскими» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.107-108/. Учителем же каждого христианина в его самопознании в широком смысле является Церковь: «Церковь – источник самопознания самый ясный, чистый, совершенный… источник всякого истинного познания, мудрости совершенной, учительница совершенного общежития» /христ.: Иоанн Кронштадтский. 2001, с.93/.

В-одиннадцатых, истинное познание самого себя есть, в первую очередь, осознание своей немощи /христ.: Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.272/. Это есть самый первый шаг на духовном пути, и возможен он только с помощью Божьей:

– «Первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе прикрытых забвением и неведением» /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 3. 1993, с.55/;

– «восчувствовать грехи свои – есть Божие дарование…» /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.228/.

azbyka.ru

Самопознание человека: 5 интересных фактов

Самопознание человека является одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в мире. Вне зависимости от пола и возраста, всем мы стремимся понять смысл своего существования. И осознание приходит лишь к тем, кто смог разгадать собственные мысли и чувства. Для того, чтобы достичь взаимопонимания и гармонии с самим собой, а также знать, в каком направлении развиваться, необходимо исследовать собственную личность. Поэтому потребность в самопознании на протяжении многих столетий остаётся актуальной темой для рассуждений во всём мире.

Самопознание человека

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

 

Самопознание – способность человека к собственному изучению, выявлению у себя тех или иных психофизических  особенностей. Также к самопознанию относят осмысление своих желаний и идей, личностных качеств и реакций. Даже если разобрать сам термин с морфологической точки зрения, получится 2 слова: “сам” и “познание”. По ним можно сделать несложный вывод о прямом значении данного понятия.

Каждый существующий на Земле человек, хотя бы раз да задумывался о собственном предназначении. Возможно, некоторые личности уже с рождения видят своё место в этом мире, но большинство людей занимаются его поискам на протяжении долгих лет. Чтобы ответить на этот вопрос, придётся для начала узнать себя и свои особенности, так вы сможете в дальнейшем понимать, как их можно использовать для саморазвития и пользы социуму.

Роль самопознания в жизни человека

Самопознание человека играет в его жизни значимую роль, ведь проходит оно на протяжении всего его существования, начиная с самого младенчества и заканчивая глубокой старостью. Благодаря постоянному росту и развитию, личность узнаёт на что она способна и как себя ведёт в различных ситуациях по мере взросления.

Знания о собственном “Я” складываются по мере изучения окружающего мира и его основных особенностей. То есть, человек со временем узнаёт себя в новых житейских ситуациях, принимает различные решения, формирует мнение. Каждый такой выбор определяет его, как полноценную самостоятельную личность, а к формированию этой личности ведёт самопознание.

История появления термина

Ещё в далеком VI веке до н. э. выдающийся философ и мыслитель Платон говорил: “Познай себя сам”. То есть, самопознание это не новшество для нашего мира, ведь первые речи Платона на данную тему высечены ещё на колонне Дельфийского храма.

Учения Древней Греции в принципе были построены на философской тематике, на познании окружающего и внутреннего мира. В древневосточных учениях достижением истинной человеческой сущности считался путь саморазвития, который был попросту невозможен без собственного познания. Есть множество исторических примеров, где самопознание человека выступало в качестве главного двигателя духовного развития и процветания.

Значение самопознания в современном мире

Как мы выяснили, многие учения различных духовных школ и даже целые религии построены на процессе познания самого себя. Что же касается современности, то и здесь исключений в важности самопознания не существует.

Психологические и гуманистические науки и по сей день изучают влияние самопознания на человеческую сущность и её дальнейшее развитие. Только с помощью самоактуализации человек способен на обретение смысла жизни, постановку целей своего существования и становление тем, кем он способен стать.

В большинстве случаев, человек сам определяет своё будущее, главное –правильно разобраться в себе, мыслях и желаниях, чтобы знать, в каком направлении расти дальше.

Потребность в самопознании

Потребность в самопознании возникает у каждого из нас, независимо от пола, возраста и расы человека. Самое интересное, что процесс этот сопутствует нашей жизни постоянно, поэтому на каждом этапе взросления, мы вновь и вновь возвращаемся к глубинному изучению собственного “Я”.

Если человек желает расти и развиваться, то, в любом случае, ему придётся познакомиться с собой и своими привычками. Не зная собственных возможностей, вы никогда не придёте к саморазвитию, которое, между прочим, является важной человеческой потребностью.

Только узнав все свои предпочтения, качества и недостатки, определив искренние желания и расставив цели можно двигаться дальше в нужном направлении. Иначе вас ждёт неприятный тупик.

Бывают случаи, когда человеку навязывают правила, по которым он должен жить. Например, у ребёнка отличные способности и интерес к музыке, а родители отдают его заниматься в спортивную секцию, мотивируя это необходимостью должного физического развития.

В итоге: ребенку становится не интересно заниматься, он понимает, что способностей к спорту у него мало, и он разочаровывается в себе. Такой же случай может произойти и с взрослым человеком, который плохо знаком со своими талантами, и не замечает собственных задаток и предрасположенностей к чему-либо.

Потребность в самопознании это неотъемлемая часть нашего жизненного пути, не стоит ему противиться!

Виды самопознания:
1. Биологическое ознакомление.

К данному виду относится исследование организма на биологическом уровне. То есть, анализ физических возможностей и психических характеристик.

2. Социальная проба.

Исследование своего поведения в рамках общества. Предрасположенность к подчинению правилам поведения и способность к обучению.

3. Личностное исследование.

Выявление у себя способности совершать выбор, прокладывать жизненные ориентиры, пользоваться накопленными знаниями и контактировать с другими людьми. Сюда также относится подчинение общественным нормам, правилам и законам.

Виды самопознания бывают разными: от низшего биологического до высшего личностного уровня. Но это не все деления, изучаемые опытными психоаналитиками. Существует ещё 2 вида изучения себя: “сознательное” и “бессознательное”.

  • Сознательное изучение.

Сознательное исследование собственных реакции и возможностей вполне естественный процесс. Мы стремимся познакомиться со своим телом и психикой, познать, что они могут нам предоставить, и как их использовать для дальнейшего саморазвития.

  • Бессознательное познание.

Познание и рост на бессознательном уровне происходят с младенчества, когда мы ещё не способны чётко мыслить и не осознаём происходящей действительности. К примеру, в раннем детстве, мы прикасаемся к огню, узнавая на себе, что он больно жжётся. Или пытаемся выговаривать звуки, осознавая свою способность воспроизводить речь.

Духовное самопознание

Духовное самопознание это часть нашего пути становления, как личности. В человеке существует душа, прикрепленная к телесной оболочке. Именно овладение таинствами души является истинным духовным самопознанием.

Если тело больше привязано к плотским утехам, таким, как еда, вода и прочие низменные потребности, то душа требует к себе куда больше внимания. Самопознание человека и его духовное развитие воспитываются путём внутренней веры, выбором между добром и злом, распределением вещей на “хорошее” и “плохое”.

Самопознание в философии

Что касается философских и гуманитарных наук, тут большее внимание уделяется становлению самой личности через все виды исследования своего внутреннего “Я”.

Самопознание человека это отдельная тема в философии, посвящённая учениям многих известных мыслителей. Например, первые упоминания о познании самого себя были найдены в произведениях Древней Греции.

Одной из значимых фигур философских суждений на тему самопознания стал Сократ. Сократовская установка модернизировала насущные проблемы в мысли о смысле бытия и собственной нужности этому миру. Благодаря такой актуальной тематике, он смог занять высокую нишу в мире философии.

Что такое самопознание? 5 интересных фактов:

1.Самопознание влияет на вашу самооценку.

Крепкая связь между самопознанием и самооценкой складывается с раннего детства, когда малыша ругают за проступки или, наоборот, хвалят за успехи. Такой же принцип работает во взрослой жизни. Адекватная оценка своих качеств и характеристик способствует поднятию самоуверенности и осознания ценности своей индивидуальности. Если персона обладает завышенной или заниженной самооценкой, то её личностное восприятие нарушено.

2. Изучение своего “Я” может проявляться и через негативные поступки.

Самопознание проявляется не только через поиск талантов и черт характера. Существует и обратная сторона процесса. Иногда люди начинают проверять себя на прочность с помощью саморазрушения. Да, действительно, это неотъемлемая часть прогресса в личностном росте. Всё “хорошее” и “плохое” познаётся в сравнении, так же, как и наши предрасположенности.

3. Не существует людей, не способных познавать себя.

Противиться программе самостоятельного исследования своей личности бесполезно. Порой это случается на бессознательном уровне. Даже если мы не особо хотим разбираться в своих особенностях, то рано или поздно мы с ними столкнёмся лицом к лицу.

4. Процессом самопознания можно манипулировать.

Действительно, любое вмешательство со стороны тут же отразится на самоактуализации персоны. Например, если сказать кому-то, что он хороший юморист (пусть даже это и не так), он наверняка поверит и начнёт постоянно шутить рядом с вами, акцентируя внимание на своём таланте.

5. Первое знакомство с собой происходит ещё в младенчестве.

Хотим мы этого или нет, но узнавать себя придётся. Первые симпатии, поведенческие особенности, всё это вскрывается с раннего детства.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Самопознание человека. Процесс самопознания

Достигнув в материальном мире определенных высот, человек часто остается неудовлетворенным, т.к. достигнутые цели не приносят душевного спокойствия. В жизни любого человека когда-нибудь наступает момент, когда он задает себе вопросы, касающиеся самопознания, самоопределения и осознания своего предназначения. Поначалу поиск ответов, через процесс самопознания происходит во внешнем мире. Человек может перечитать огромное количество книг, перепробовать на себе кучу различных практик, удариться в религию. В какие-то моменты может казаться, что истина, наконец, достигнута. Но на смену одной концепции приходит другая, и процесс может продолжаться бесконечно.

Самопознание – это процесс осознания себя: своей глубинной сути, смысла жизни, своих физических и психических возможностей. Эта потребность изначально заложена в человеке, в отличие от животных. Во всех религиях, особенно восточных, самопознание считается средством постижения единства с Богом, оно дает возможность найти внутри себя неисчерпаемый потенциал и успешно применить его в жизни.

Человек все основное в жизни делает сам: выбирает цель, совершает и исправляет ошибки, строит отношения с другими людьми. Придя к пониманию смысла и осознанию своих способностей, он становится интересным не только другим, но и самому себе, повышается личная самооценка, качество и полнота жизни.

Я-концепция – это представления человека о себе и о своей роли в окружающем мире. Она может не соответствовать реальному положению вещей и приводить к конфликтам с реальностью. Если она адекватна реальности, то человек благополучно приспосабливается к миру и достигает в нем определенных успехов. В своем развитии осознание себя проходит несколько этапов:

Первичное самопознание – оно предполагает доверчивое восприятие мнений о себе других людей.

Кризис первичного самопознания – в определенный момент человек понимает, что мнения различных людей отличаются и могут быть противоположными. Человек начинает формировать свое собственное мнение.

Вторичное самопознание – происходит изменение привычных представлений человека о себе и начинается активное самопознание. Старая Я-концепция отвергается или существенно пересматривается, человек приходит к необходимости переделывать себя. Происходит то, что Дейл Карнеги назвал «Я – это не то, что вы обо мне думаете».

Самопознание начинается в тот момент, когда человек обнаруживает в себе определенные черты или характерные особенности поведения, оно происходит с использованием следующих методов:

  • Самонаблюдение. Этот процесс в психологии называется интроспекция и его цель заключается в наблюдении за своими внутренними ощущениями и поведением.
  • Сравнение. Человек начинает себя соотносить с другими людьми, со своими идеалами и нормами поведения в обществе.
  • Моделирование личности. Этим методом определяются личные симпатии и антипатии, исследуются причины конфликтов и на основе полученных выводов строятся новые отношения с людьми.
  • Метод единства противоположностей. Человек начинает понимать, что определенные его качества в зависимости от ситуации могут быть как положительными, так и отрицательными. Здесь решающую роль играет приятие себя как есть (со всеми достоинствами и недостатками).
  • Познание других людей с позиций новых знаний. Человек сравнивает себя с другими и дает оценку их поведения.

Самопознание приводит человека к лучшему пониманию себя, повышению его самооценки. Периодически возникает необходимость самопроверки, для которой используются следующие средства:

  • Самоотчет. Он может быть в форме дневника, блога, статей на тему личного развития, а может, в форме простого размышления и сопоставления.
  • Фильмы, книги, театральные спектакли дают возможность поставить себя на место героев и оценить реально свои способности.
  • Изучение психологии поможет точнее ориентироваться в происходящих событиях и давать оценку своего поведения уже с научной точки зрения.
  • Прохождение различных тестов даст возможность оценить достигнутый уровень личностного роста.
  • Консультации психолога помогут человеку выявить проблемы внутри себя и найти пути их решения.
  • Социально-психологические тренинги – отличное средство ускорить и стимулировать дальнейший процесс самопознания.

Человек в конце концов понимает, что главная цель – это научиться жить и наслаждаться жизнью. Это понимание может прийти не сразу, а лишь после страданий или долгого жизненного пути, позволившего получить необходимый опыт. А может произойти мгновенно, подобно озарению. Если человек становится на путь самопознания, это неминуемо произойдет.

Видео по теме самопознание:

znaxar.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.