Буддизм для начинающих. Что нужно знать начинающему практику?
В конце XX и в начале XXI вв. восточные религии начали активную экспансию в страны Запада. Такие религии, как буддизм и индуизм, имеют в них чрезвычайный, невероятный успех. Этому есть множество причин – набившая оскомину культура потребления, навязываемая чуть ли не в качестве идеологии демократическими властями, ущербность и односторонность собственных религиозных традиций, тяга к экзотике, ну и, конечно же, стремление постичь сокровенные знания Востока, о которых ходят легенды. Эта статья имеет целью прояснить только один аспект всего этого контекста – азы религиозной практики новообращенного буддиста.
О пути буддиста
Буддизм объединяет в себе большое количество различных независимых школ и традиций. Но все они имеют одну общую основу – в качестве трех фундаментальных религиозных ценностей все буддисты признают Будду, Дхарму (то есть учение Будды) и Сангху (духовное сообщество буддистов). Это так называемые три прибежища. Смысл буддийской практики – достижение просветления, реализация природы Будды в человеке. Именно в свете этой цели и ради нее совершаются все ритуалы, читаются мантры, практикуются медитации и так далее. Однако буддизм многолик, и его различные деноминации подчас значительно отличаются друг от друга. Поэтому и в отношении начальной практики то, что требуется от адепта японского дзен, очень далеко от предлагаемого последователю тибетской гелугпы. Мы сосредоточимся главным образом на традициях тибетского буддизма, поскольку именно они наиболее широко представлены и распространены в нашей стране, являясь традиционными для трех регионов.
Самостоятельное принятие буддизма
Этой темы необходимо коснуться, потому что очень многие люди, начитавшись буддийской литературы, вдруг принимают решение стать буддистами и немедленно начинают практиковать те или иные медитации или ритуалы. Однако не все так просто. Уверовать в истинность буддийского учения человек, конечно же, может и должен самостоятельно. Но вот чтобы считать себя полноправным буддистом, то есть членом сангхи, простого решения недостаточно. Для того чтобы войти в духовное сообщество, требуется принять так называемые три драгоценности. Иначе это называется обетом прибежища. Он-то и вводит человека в буддизм. Для начинающих очень важно, чтобы в первый раз этот обет был принят кем-то из уполномоченных служителей-лам. Для этого требуется личная встреча с ламой и совершение церемонии принятия обета прибежища. Без посвящения в эту передачу прибежища большая часть практик не имеет смысла.
Чистое видение
Основная практика буддиста должна быть направлена на развитие навыка чистого видения. Последнее подразумевает, что человек должен тотально и всецело пребывать в «здесь и сейчас», освобождая свой ум от выстраивания пространственно-временных связей. Ум не должен оказываться где-то в другом времени или размышлять о других местах. В нем должна отражаться наличная действительность – то время и то место, где человек находится в текущий момент. Когда этот навык развивается, то меняется восприятие, оно становится чистым. Именно это первый шаг к раскрытию природы Будды. Состояние «здесь и сейчас» — это и есть медитация, ее внутреннее содержание. Таким образом, буддист, чем бы они ни занимался – питьем чая, уборкой квартиры или приготовлением еды, должен стремиться пребывать в медитации через развитие ощущения «здесь и сейчас».
Домашние медитации и ошибки
В тибетском буддизме очень много различных медитативных техник, и некоторые из них чрезвычайно сложны и даже опасны, а потому их передают тайно. Но практики буддизма для начинающих обычно являются безопасными и ошибиться в них практически невозможно, если не подходить, что называется, «творчески», то есть изменяя практику, привнося в нее новые элементы и устраняя прежние. К тому же в буддизме предполагается, что новообращенный занимается практикой под руководством и с благословения своего наставника, который преподавал ему три прибежища (то есть принимал в лоно буддизма и конкретной буддийской школы), а также инструкции по практике. Самостоятельно же принять буддизм без этой церемонии фактически нельзя.
О домашнем алтаре
Что касается обустройства домашнего святилища, то надо сказать, что это считается очень полезным делом. Однако в то же время оно не является необходимым. По своему назначению алтарь играет роль фокуса, который должен концентрировать внимание человека и организовывать его жилищное пространство таким образом, чтобы он помнил, что его важнейшая цель – просветление. Поэтому алтарные предметы должны стимулировать постоянную практику. Поэтому, если уж принято решение святилище создать, то его не нужно превращать в экспозицию, посвященную буддийскому искусству. Обычно достаточно поставить изображение Будды, изображение своего гуру и еще несколько особо важных скульптур или икон. Но лучше не выходить за рамки пяти. Помимо этого, на алтаре принято держать символы чистоты тела, речи и ума. Это значит, что кроме иконы или статуэтки Будды, на алтаре желательно иметь выдержки из священного буддийского писания (как вариант – «сутра сердца» или Ламрим) и так называемую ступу – символ чистоты ума Будды.
Обновление обетов
Вступая на путь тибетского буддизма, человек приобщается к махаяне, которая декларирует для своих последователей не только практику личного освобождения и просветления, но и так называемый путь Бодхисаттвы. Последними называются просветленные люди, которые, однако, дают обещание, что в нирвану они отправятся только тогда, когда будут освобождены все остальные существа. И их религиозная практика направлена не только на самих себя, но на благо всех живых существ. Для того чтобы начать практику, новообращенный буддист в традиции махаяны приносит обет Бодхисаттвы. Но через различные неправедные действия нарушает их. Поэтому обет Бодхисаттвы периодически нужно обновлять. Однако буддизм для начинающих бывает чрезвычайно сложен, а его требования запутаны. К примеру, монахи дают обеты, состоящие из нескольких сотен четко прописанных правил. Но для мирян более продуктивным станет другой подход.
Практиковать буддизм для начинающих лучше всего не в контексте свода заповедей, а в контексте правильной мотивации. Это означает, что в своей жизни и буддист должен стремиться принести максимальную пользу как можно большему числу существ. В таком свете нарушением обета будет любое действие, слово или мысль, которые будут направлены во вред кому-либо. Также нарушением обета станет сознательное исключение кого-либо (животного, врага или просто неприятного человека и т. д.) из поля сострадания. Когда обет бывает нарушен, его необходимо принять еще раз. Впрочем, этот обет регулярно обновляется. Например, в практике простираний, которую включает в себя буддизм. Для начинающих это может быть хоть 1 поклон или же 3, 7, 21, 108. К слову сказать, в некоторых школах полная практика включает в себя 108000 простираний.
Начальные практики
Начальные практики в буддизме называются нёндро. Во всех четырех школах тибетского буддизма они примерно одинаковые. Состоят они из четырех частей (хотя классификации бывают различные). В них входит 100000 простираний с принятием прибежища, начитка 100000 раз стослоговой мантры Ваджрасаттвы, 100000 подношений мандалы и 100000 повторений гуру-йоги. Этот порядок, в принципе, можно менять, но лучше следовать именно такой схеме. Кроме того, следует добавить, что эту практику можно выполнять и тем, кто не получил передачи обета прибежища, то есть формально не является буддистом. Однако, как утверждают буддийские учителя, пользы от нёндро в данном случае будет значительно меньше.
Буддизм для начинающих – книги
В заключение поговорим о том, что почитать тем, кто делает первый шаг в сторону буддизма. Для начала упомянем такую книгу, как «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей – ее автор, доктор буддийской философии традиции гелуг, это очень уважаемый, заслуженный учитель Дхармы на территории СНГ. Его книжка посвящена основным, базовым вопросам, с которыми необходимо разобраться новичкам, чтобы иметь правильное представление о выбранном пути. В этом труде описана история возникновения учения, объяснены его главные аспекты, а также дан ряд практических указаний для ежедневной практики.
Следующий труд — это книга с таким же названием, что и предыдущая – «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон, ее написавшая, — это буддийская монахиня из Америки, которая много лет провела, обучаясь буддийскому пути в Непале и Индии под руководством Далай-ламы и других высоких учителей. На сегодняшний день в западном мире она является одним из самых авторитетных специалистов в своей области. В книге Тубтен Чодрон «Буддизм для начинающих» в форме вопросов и ответов даются ответы на самые популярные вопросы касательно сути учения, его приложения в различных областях человеческой деятельности и, собственно, повседневной религиозной практике. Другими словами, это своего рода катехизис тибетского буддизма.
Другие книги
Кроме этих двух книг, на вопрос «с чего начать изучать буддизм?» мы порекомендуем такие произведения, как «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла» Далай-ламы XIV и «8 дебютных ошибок» уже упоминавшегося Геше Тинлея.
fb.ru
Как стать буддистом — что важно знать для этого?
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Буддизм – это древнейшая мировая религия. Изучая и исповедуя её, люди учатся любить мир, в котором живут, становятся добрее и терпимее.
Многих буддийское учение привлекает именно своей миролюбивостью. В своих духовных исканиях люди отдают предпочтение этому религиозно-философскому течению, но не все из них знают, как стать буддистом.
Монахи советуют не торопиться с принятием такого решения. Они рекомендуют вначале вникнуть в основы учения, сравнить его направления. Здесь очень важен взвешенный подход к выбору своего дальнейшего пути, ведь буддизм – это, прежде всего, религия личного опыта.
В статье мы будем опираться на положения тибетского буддийского учения, так как именно оно распространено на российских просторах.
Содержание:
Приобщение к буддийским идеям
Выбор подходящего направления
Принятие прибежища
Самостоятельная вера
Следование восьмеричным путём
Практики буддийского учения
Поиск единомышленников
Свобода вероисповедания
Заключение
Приобщение к буддийским идеям
Итак, что нужно сделать, чтобы постулаты учения стали понятны?
Будущему послушнику следует осознать, что главное отличие выбранной им религии от других заключается в отсутствии понятия Бога, грехов, вечных божественных откровений и других привычных нам религиозных атрибутов.
В буддизме адепт – сам Спаситель, прежде всего, себя, а затем и других людей. Он же и Творец своей благой кармы.
Основные принципы буддизма можно понять, изучая их. Начать нужно с разбора характерной для буддийской литературы лексики.
Без понимания этих особых терминов не добиться глубины и точности восприятия специфических текстов. Существует много специальной литературы, призванной помочь начинающим буддистам. Это:
- «Ламрим». Цонкапа.
- «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла». Далай-лама XIV.
- «Слова Моего Всеблагого Учителя». Патрул Ринпоче.
- «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей.
- «8 дебютных ошибок». Геше Джампа Тинлей.
- «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон и др.
Авторы, от великих учителей древности до уважаемых современных буддийских лидеров, раскрывают историю появления учения, его базовые понятия. Они дают рекомендации для ежедневной медитации в домашних условиях и практического применения теоретических знаний в жизни.
Затем, конечно, нужно обратиться к истории жизни основателя буддийского учения – Будды Гаутамы. Это поможет проникнуть в суть религии.
Четыре благородные истины, поведанные им своим собратьям, составляют фундамент учения. Будда рассказал им о всеобъемлющем страдании, сопровождающем жизнь каждого землянина, и определил его причину: вечное «хочу», то есть, страстное желание.
Но была дана и надежда: ему можно положить конец. Сиддхартхой был указан и правильный путь, чтобы добиться этого. Информация о карме, её влиянии на перерождения, нирване помогут начинающему послушнику скорректировать своё поведение.
Выбор подходящего направления
Множество самодостаточных школ и направлений объединены общим названием буддизм. Суть у них общая, но некоторые моменты могут существенно различаться. В общем, все они принадлежат двум главным ветвям: тхераваде и махаяне. Махаяна, в свою очередь, подразделяется ещё на несколько течений.
Поэтому, ознакомившись с декларируемыми постулатами, следует выбрать школу, которая близка по духу. А чтобы не запутаться в их большом количестве, можно отдать предпочтение той, которая имеет репутацию, выдержавшую проверку столетиями.
Развёрнутый анализ школ и направлений даёт известный востоковед и буддист Е.А. Торчинов в своём «Введении в буддологию». Выбор направления может зависеть также и от того, каким человеку видится дальнейший жизненный путь. Он может стремиться к нирване, и тогда следует выбирать тхераваду.
Если же начинающий буддист стремится не только спастись сам, но еще и помочь в этом другим, то вполне вероятно, что он захочет стать на путь бодхисаттвы. Тогда ему нужно будет сделать выбор из школ махаянского толка.
Принятие прибежища
Итак, выбор сделан. Что нужно, чтобы принять прибежище в трёх буддийских драгоценностях? Принятие
- Будды,
- его учения – Дхармы,
- духовного сообщества – Сангхи.
Принятие прибежища заранее, до попытки следовать рекомендациям Будды, является не очень обдуманным поступком. Послушнику лучше сделать это после того, как он на практике убедится в правдивости слов Шакьямуни, как тот и рекомендовал, и у него не останется сомнений в том, стоит ли становиться буддистом.
Для принятия прибежища потребуется встретиться с учителем – ламой. Побывав, например, на какой-то лекции или выступлении учителя, можно попросить его о личной встрече. После беседы с начинающим буддистом ламе станет понятно, насколько тот готов следовать учению Будды.
Наиболее благоприятными днями принятия прибежища являются 8-й, 15-й и 30-й дни по лунному календарю. Желательно совершать самый важный шаг в своей жизни, следуя этой рекомендации.
Когда официальная церемония свершится, адепт даёт обет соблюдать пять принципов в повседневной жизни:
- воздерживаться ото лжи;
- не лишать никого жизни;
- не прелюбодействовать;
- не брать чужого;
- не одурманивать сознание алкоголем и наркотиками.
Это и есть начало формирования благой кармы и применение идеалов буддизма на практике. Послушник сам отвечает за свою жизнь, никто не накажет за грехи, но за каждой причиной будет следствие.
Самостоятельная вера
Некоторые люди, ознакомившись с информацией в интернете или других источниках, вдруг решают обратиться в буддийскую веру самостоятельно.
Чаще всего они начинают медитировать или выполнять какие-то другие практики. Однако если поверить в буддийские истины можно и должно самому, то стать участником буддийского сообщества можно только после принятия прибежища, как было упомянуто выше.
Начинающему буддисту важно, чтобы этот обет у него принял именно лама. При личной встрече и во время специальной процедуры он передаёт прибежище адепту. Только после этого практики послушника обретают должный смысл.
Если говорить про Ваджраяну, то ее медитативные техники очень мощны и могут быть небезопасны для неподготовленного человека. Поэтому их передача осуществляется тайным образом.
Те же, с которых предлагается начать новичку, обычно безопасны. Если строго следовать указаниям учителя и понимать, с чего начать, недобавляя от себя ничего лишнего и не пропуская главного, то и ошибки в них не допустишь.
Поэтому рекомендуется, чтобы на практику благословлял и руководил ею учитель, тот, который принял у новообращённого обет и объяснил правила школы, которую он представляет. Таким образом, самостоятельно на путь буддизма фактически не ступить.
Следование восьмеричным путём
Чтобы овладеть учением в полной мере, нужно детально изучить и вникнуть в восемь составляющих пути, ведущего к освобождению от страдания.
Особое внимание уделяется отправной точке – правильным воззрениям. Ко всем этапам восьмеричного пути следует неоднократно возвращаться, обогащая своё понимание знаниями, почерпнутыми у современных учителей или в древнем Палийском каноне.
Практики буддийского учения
Подготовительные практики в тибетском буддизме называются нёндро. Они делятся на обычные и особенные.
Во время обычной практики адепт размышляет о
- преимуществах рождения человеком,
- о непостоянстве всего сущего,
- неизбежности смерти,
- о страдании и проявлениях кармы.
Во время особенных практик все действия повторяют 111111 раз:
- простирания для укрощения гордости и укрепление бодхичитты, чтобы не ревновать и не завидовать;
- начитывание стослоговой мантры Ваджрасаттвы, избавляющей от сильных отрицательных эмоций;
- преподнесение мандал, чтобы не привязываться;
- выполнение упражнений гуру-йоги, убирающих запутанность.
Практики можно делать и без формального вступления в ряды Сангхи, но эффект от них в этом случае будет не столь значительным.
Поиск единомышленников
Добавим ещё, что, как и в любом деле, в следовании Дхарме важны единомышленники. Случается, что у человека, который начинает с нуля, не получается справиться в одиночку с какими-то проблемами. Тут как нельзя кстати придётся живое общение с другими адептами, у которых, возможно, больше знаний и опыта.
Так как в России буддизм менее распространён, чем в восточных странах, то, скажем, в Москве найти таких людей будет сложнее. Но в помощь могут прийти форумы и группы в интернете, где можно попытаться выявить земляков с аналогичными религиозными взглядами.
Если задаться такой целью, то постепенно соберётся группа буддистов с общими интересами. С ними можно будет выполнять совместно практики и общаться на интересующие темы.
Свобода вероисповедания
Если вдруг случилось так, что человек «ошибся дверью», и эта религия не для него, всегда можно безболезненно уйти с этого пути. Он не будет преследоваться своей бывшей школой и не испытает других негативных последствий.
Заключение
Надеемся, что статья оказалась интересной и полезной для вас!
Делитесь ссылкой на пост в социальных сетях с друзьями, и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи о буддизме на свою почту!
Всего доброго, друзья! До новых встреч!
o-buddizme.ru
Буддизм для начинающих — Энциклопедия буддизма
Данная статья предназначена для тех, кто только начал интересоваться буддизмом. В статье вы найдете очень краткое описание теории, как начать практиковать и того, какие книги читать начинающим.
Рассматривается не религиозный буддизм, а практический, для современных людей, которые хотят улучшить свою жизнь и ищут способы этого в буддийской практике.
Будда Шакьямуни — статуя в коллекции Эрмитажа в Санкт-ПетербургеЧто такое буддизм и что он дает в современном мире
Буддизм это система практик и воззрений, которые были даны в виде устных наставлений Буддой после его просветления в 5 веке до нашей эры и, после этого, при помощи линий передач дошли до наших дней.
Есть разные школы, которые дают буддийские практики, здесь мы рассматриваем Тибетский буддизм, что однако никак не умаляет школы Дзен, Чань, Тхеравада и другие. Во всех школах базовые начальные практики и основные воззрения одни и те же. Отличаются методы обучения и подачи материала.
Как система практик буддизм отталкивается от того, что Будда дал методы и наставления, которые при их изучении и практике приводят нас к Просветлению. При этом изучение и практика лежит на нашей ответственности и сам Будда перед уходом из мира сказал, что он дал все поучения и теперь наше дело их проверить и применить.
То есть, при изучении буддизма мы начинаем с того, что получаем некоторые базовые знания о том, как работает наш ум и что нам надо делать для того, чтобы уменьшить наши неврозы (страдания) и в конечном счете прийти к Просветлению.
После получения этих знаний мы начинаем их проверять при помощи медитаций. Проверка заключается в том, что мы практически проверяем и осознаем, что те принципы, которые мы изучаем, работают именно таким образом. То есть мы не принимаем что-то на веру, а проверяем самостоятельно как работает наш ум и как мы можем его менять.
После этого мы начинаем применять эти методы в повседневной жизни, что приводит к постепенной трансформации ума в выбранном направлении.
Таким образом буддизм дает нам знания и методы, которые могут изменить наш ум и наши привычки, сделав нас более свободными и избавить от неврозов и напряжений. Однако изучение и применение должны быть проведены нами самостоятельно, в буддизме это работает только так.
Центры медитации и различные школы только дают доступ к информации и помогают поддерживать мотивацию в практике. Смысл какой-либо школы или центра в том, чтобы облегчать доступ к знаниям и, дополнительно мотивировать практикующих тем, что они все вместе общаются на темы практики.
Подробнее про это можно прочитать в Книга Отчего вы не буддист
Цитата из Книга Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство.
Опытный буддист не считает буддизм религией. Он воспринимает его как своего рода науку, метод исследования собственного опыта с помощью техник, которые позволяют беспристрастно изучать свои действия и реакции, чтобы осознавать: «Ага, так вот как работает мой ум. Вот что мне нужно делать для того, чтобы испытывать счастье. А вот чего мне следует избегать, чтобы не испытывать страдание».
В своей основе буддизм очень практичен. Он учит тому, как обрести спокойствие, счастье и уверенность, избегая тревог, безысходности и страха. Сущность буддийской практики связана не столько со стремлением изменить свои мысли или поведение, чтобы стать лучше, сколько с осознанием того, что вы — хороший, цельный и совершенный человек, какими бы вам ни казались обстоятельства, определяющие вашу жизнь. Она направлена на осознание врождённого потенциала вашего ума. Другими словами, буддизм имеет своей целью не столько достижение благополучия, сколько осознание того, что вы в этот самый момент уже являетесь таким цельным, совершенным и, в сущности, благополучным человеком, в которого вы только могли мечтать однажды превратиться.
Как начать практиковать
Практику хорошо начинать с какой либо вводной лекции по буддизму, так как обычно это дает более мощный толчок, чем чтение книг и, за счет этого, позволяет лучше оценить первичный эффект от практики.
Под практикой понимается:
- изучение принципов буддизма — что это такое, зачем мы практикуем, в чем наша цель, какие есть методы, для чего они и т.п.
- ежедневная практика медитаций, про которые мы все выяснили из пункта выше (для начинающих можно практиковать 1-2 раза в день по 5 минут)
- оценка изменений наших состояний при ежедневной практике
- применение новых навыков и знаний в повседневной жизни
Если, у вас нет доступных лекций и школ поблизости, то можно начать изучение с чтения книжек ниже.
Что такое медитация
Медитация это центральный метод буддийского пути, который позволяет на практике осознать и внедрить в нас те принципы и знания, которые мы получаем аналитическим путем через книги и поучения. Первая основная медитация, которая применяется во всех школах — медитация на успокоение ума.
Вы можете начать с этой медитации. Любой человек может делать ее самостоятельно. Подробно про Медитации на успокоение ума.
Иными словами, вы можете использовать любые технические приёмы и практики, которые помогают вам преобразовать привычку считать вещи незыблемыми в привычку видеть их как составные, взаимозависимые и непостоянные. Истинная буддийская медитация, практика заключается именно в этом, а вовсе не в том, чтобы просто сидеть неподвижно, уподобившись пресс-папье. Дзонгсар Кхьенце Ринпоче
Поэтому позвольте мне открыть вам большой секрет. Всё, что вы переживаете, когда ваше внимание просто обращено на то, что происходит в вашем уме в любой момент, и есть медитация. Просто пребывать таким образом и есть переживание естественного ума. Единственная разница между медитацией и обычным, повседневным процессом мышления, чувств и ощущений —это применение простого, пустого осознания, которое имеет место, когда вы позволяете своему уму пребывать просто таким, как он есть, не гоняясь за мыслями и не отвлекаясь на чувства и ощущения. Йонге Мингьюр Ринпоче
Книги по буддизму для начинающих
Как принять буддизм ? буддизм в москве ? Религия
Этапы восьмиричного пути.Этап 1. Истинное понимание.Чтобы обрести истинное понимание природы вещей, необходимо постоянно размышлять об основных четырех понятиях. В них заключается вся истина бытия.Этап 2. Истинная решимость.
Человек, захотевший стать последователем Будды, должен принять решение твердо следовать по выбранному пути. Сложность заключается в том, что все происходящее с человеком в обычном мире, не должно его ни радовать, ни огорчать.Этап 3. Истинная речь.
Следует помнить, что карма — это не только поступки, но и слова. Необходимо строго следить за своими словами. Адептам буддизма запрещено лгать, сплетничать, сквернословить. Все это отягощает карму.Этап 4. Истинное поведение.
Для улучшения кармы следует постоянно совершать только благие дела. Запрещено убивать (даже насекомых), обижать кого бы то ни было, заниматься воровством и прелюбодеянием.Этап 5. Истинная жизнь.
Следует запомнить, что наркотики и алкоголь портят карму уже лишь потому, что искажают человеческое сознание, а оно должно быть чистым и ясным. Если человек не желает возродиться в следующей инкарнации в мире животных, ему следует забыть про проституцию, азартные игры и мошенничество. Защищать свою страну и справедливость с оружием в руках — благое дело, а вот торговать оружием ради собственной наживы — значит отягощать карму.Этап 6. Истинное усилие.
Человеку не так просто дается восьмиричный путь, так как Сансара (реальная жизнь), со своими страданиями, его не отпускает. Требуется приложить усилия, чтобы пройти этот путь до конца.Этап 7. Истинная мысль.
Человеку необходимо осознать, что то, что он считал собственным «я» — понятие достаточно иллюзорное. Не существует всего того, что связано с личностью, все это эфемерно и не вечно.Этап 8. Истинное сосредоточение.
Когда человек будет вершить только благие дела и совершенствоваться, он достигнет чистоты сознания, вслед за которым придет состояние полного покоя и невозмутимости. Все это должно привести его к полному просветлению. Став просветленным, человек решит, чем ему заняться и какой дальнейший путь выбрать. А пути существует два — уйти в нирвану или стать боттхисатвой.
www.kakprosto.ru
Буддизм для начинающих: Карма — Spirit Digest
В отличии от других религий, в буддизме Карма означает не судьбу (Бог творит за нас нашу жизнь), а Причинно-Следственную связь. Мы сами, своими поступками, словами и мыслями творим свою судьбу.Мысли творят слова, а слова поступки. Из логики мироздания положительные мысли, слова и поступки влекут за собой положительные результаты. И наоборот!
Если в этой жизни человек богат, значит в предыдущей он проявлял щедрость к людям. Если человек бедный — значит он был жадным. Если человек одинокий — значит он был гневный.
Карма дает возможность человеку влиять на свое будущее — корректировать его в нужную себе сторону. Если вы хотите быть богатыми — проявляйте щедрость, если вы хотите быть любимыми — дарите любовь другим живым существам, если вы хотите быть понятыми — проявляйте сострадание 🙂
Вот как влияет на поведение человека вера в:
1. Всему виной случай. Я ни в чем не виноват.
2. Карма, как судьба. «Бог так велел».
3. Буддийская Карма. Причинно-следственная связь.
Как проявляется Карма, смотрите ниже аналогию с природой:
Осознав карму, человек начинает осознавать следствия своих мыслей, слов и поступков. Карма созвучна поговорке: «Что посеешь — то и пожнешь«. Карма делает из человека взрослую личность, которая всецело отвечает за свои поступки, мысли и слова. Карма формирует наше будущее, даже погода и экономическая ситуация в стране частично обусловлена кармой человечества. Смысл событий проявляется через карму. Как говорил Будда:
Все непросветленные существа находятся в ловушке причинности, называемой «закон кармы».Карма определяет где, в каком теле мы родимся (в теле животного или человека). Позитивная карма переносит человека в благоприятное место для рождения (высокодуховные места — такие страны как Индия, Тибет, Китай и т.д., чтобы человек мог продолжить практику духовного самосовершенствования) и обязательно в тело человека, а не животного, так как достичь духовного совершенства можно только в теле человека.
1. Защищайте других людей, проявляйте щедрость и любите их.
2. Не убивайте, не воруйте и не наносите вреда в сексуальном плане (имеются ввиду беспорядочные сексуальные связи).
3. Применяйте свою речь в благих целях: помогайте людям, сотрудничайте и делитесь с ними опытом и знаниями.
4. Не лгите, не клевещите, не сплетничайте и не выражайтесь грубо (маты).
6. Избегайте ненависти и зависти.
Осознание Четырех благородных истин дает человеку чувство отстраненности от источника страданий. Человек начинает понимать, что нет ни «Я», ни «Эго»… ни в теле, ни в чувствах, ни в мыслях. Освобождение от страданий посредством устранения «Я» и «Эго» называется Малым Путем (Хинаяна или Тхегчунг).
Великий путь (Махаяна или Тхегчен) означает полное Просветление не только для себя (Малый Путь), но и на благо всех живых существ. Чужое счастье ставиться превыше личного, человек развивает в себе сочувствие к другим живым существам.
Осознав иллюзорность мира и желание всех существ быть счастливыми, человек находит смысл своего существования в помощи другим стать счастливыми и сам на этом пути тоже находит для себя радость.
Обязательно посмотрите видео ниже, в нем вы узнаете о Карме от Великих Гуру и о личном опыте людей — как осознание Кармы изменило их жизнь. Советую:
www.spirit-digest.ru
Буддизм для начинающих Что нужно знать начинающему практику?
В конце XX и в начале XXI вв. восточные религии начали активную экспансию в страны Запада. Такие религии, как буддизм и индуизм, имеют в них чрезвычайный, невероятный успех. Этому есть множество причин — набившая оскомину культура потребления, навязываемая чуть ли не в качестве идеологии демократическими властями, ущербность и односторонность собственных религиозных традиций, тяга к экзотике, ну и, конечно же, стремление постичь сокровенные знания Востока, о которых ходят легенды. Эта статья имеет целью прояснить только один аспект всего этого контекста — азы религиозной практики новообращенного буддиста.
О пути буддиста
Буддизм объединяет в себе большое количество различных независимых школ и традиций. Но все они имеют одну общую основу — в качестве трех фундаментальных религиозных ценностей все буддисты признают Будду, Дхарму (то есть учение Будды) и Сангху (духовное сообщество буддистов). Это так называемые три прибежища. Смысл буддийской практики — достижение просветления, реализация природы Будды в человеке. Именно в свете этой цели и ради нее совершаются все ритуалы, читаются мантры, практикуются медитации и так далее. Однако буддизм многолик, и его различные деноминации подчас значительно отличаются друг от друга. Поэтому и в отношении начальной практики то, что требуется от адепта японского дзен, очень далеко от предлагаемого последователю тибетской гелугпы. Мы сосредоточимся главным образом на традициях тибетского буддизма, поскольку именно они наиболее широко представлены и распространены в нашей стране, являясь традиционными для трех регионов.
Самостоятельное принятие буддизма
Этой темы необходимо коснуться, потому что очень многие люди, начитавшись буддийской литературы, вдруг принимают решение стать буддистами и немедленно начинают практиковать те или иные медитации или ритуалы. Однако не все так просто. Уверовать в истинность буддийского учения человек, конечно же, может и должен самостоятельно. Но вот чтобы считать себя полноправным буддистом, то есть членом сангхи, простого решения недостаточно. Для того чтобы войти в духовное сообщество, требуется принять так называемые три драгоценности. Иначе это называется обетом прибежища. Он-то и вводит человека в буддизм. Для начинающих очень важно, чтобы в первый раз этот обет был принят кем-то из уполномоченных служителей-лам. Для этого требуется личная встреча с ламой и совершение церемонии принятия обета прибежища. Без посвящения в эту передачу прибежища большая часть практик не имеет смысла.
Чистое видение
Основная практика буддиста должна быть направлена на развитие навыка чистого видения. Последнее подразумевает, что человек должен тотально и всецело пребывать в «здесь и сейчас», освобождая свой ум от выстраивания пространственно-временных связей. Ум не должен оказываться где-то в другом времени или размышлять о других местах. В нем должна отражаться наличная действительность — то время и то место, где человек находится в текущий момент. Когда этот навык развивается, то меняется восприятие, оно становится чистым. Именно это первый шаг к раскрытию природы Будды. Состояние «здесь и сейчас» — это и есть медитация, ее внутреннее содержание. Таким образом, буддист, чем бы они ни занимался — питьем чая, уборкой квартиры или приготовлением еды, должен стремиться пребывать в медитации через развитие ощущения «здесь и сейчас».
Домашние медитации и ошибки
В тибетском буддизме очень много различных медитативных техник, и некоторые из них чрезвычайно сложны и даже опасны, а потому их передают тайно. Но практики буддизма для начинающих обычно являются безопасными и ошибиться в них практически невозможно, если не подходить, что называется, «творчески», то есть изменяя практику, привнося в нее новые элементы и устраняя прежние. К тому же в буддизме предполагается, что новообращенный занимается практикой под руководством и с благословения своего наставника, который преподавал ему три прибежища (то есть принимал в лоно буддизма и конкретной буддийской школы), а также инструкции по практике. Самостоятельно же принять буддизм без этой церемонии фактически нельзя.
О домашнем алтаре
Что касается обустройства домашнего святилища, то надо сказать, что это считается очень полезным делом. Однако в то же время оно не является необходимым. По своему назначению алтарь играет роль фокуса, который должен концентрировать внимание человека и организовывать его жилищное пространство таким образом, чтобы он помнил, что его важнейшая цель — просветление. Поэтому алтарные предметы должны стимулировать постоянную практику. Поэтому, если уж принято решение святилище создать, то его не нужно превращать в экспозицию, посвященную буддийскому искусству. Обычно достаточно поставить изображение Будды, изображение своего гуру и еще несколько особо важных скульптур или икон. Но лучше не выходить за рамки пяти. Помимо этого, на алтаре принято держать символы чистоты тела, речи и ума. Это значит, что кроме иконы или статуэтки Будды, на алтаре желательно иметь выдержки из священного буддийского писания (как вариант — «сутра сердца» или Ламрим) и так называемую ступу — символ чистоты ума Будды.
Обновление обетов
Вступая на путь тибетского буддизма, человек приобщается к махаяне, которая декларирует для своих последователей не только практику личного освобождения и просветления, но и так называемый путь Бодхисаттвы. Последними называются просветленные люди, которые, однако, дают обещание, что в нирвану они отправятся только тогда, когда будут освобождены все остальные существа. И их религиозная практика направлена не только на самих себя, но на благо всех живых существ. Для того чтобы начать практику, новообращенный буддист в традиции махаяны приносит обет Бодхисаттвы. Но через различные неправедные действия нарушает их. Поэтому обет Бодхисаттвы периодически нужно обновлять. Однако буддизм для начинающих бывает чрезвычайно сложен, а его требования запутаны. К примеру, монахи дают обеты, состоящие из нескольких сотен четко прописанных правил. Но для мирян более продуктивным станет другой подход.
Практиковать буддизм для начинающих лучше всего не в контексте свода заповедей, а в контексте правильной мотивации. Это означает, что в своей жизни и буддист должен стремиться принести максимальную пользу как можно большему числу существ. В таком свете нарушением обета будет любое действие, слово или мысль, которые будут направлены во вред кому-либо. Также нарушением обета станет сознательное исключение кого-либо (животного, врага или просто неприятного человека и т. д.) из поля сострадания. Когда обет бывает нарушен, его необходимо принять еще раз. Впрочем, этот обет регулярно обновляется. Например, в практике простираний, которую включает в себя буддизм. Для начинающих это может быть хоть 1 поклон или же 3, 7, 21, 108. К слову сказать, в некоторых школах полная практика включает в себя 108000 простираний.
Начальные практики
Начальные практики в буддизме называются нёндро. Во всех четырех школах тибетского буддизма они примерно одинаковые. Состоят они из четырех частей (хотя классификации бывают различные). В них входит 100000 простираний с принятием прибежища, начитка 100000 раз стослоговой мантры Ваджрасаттвы, 100000 подношений мандалы и 100000 повторений гуру-йоги. Этот порядок, в принципе, можно менять, но лучше следовать именно такой схеме. Кроме того, следует добавить, что эту практику можно выполнять и тем, кто не получил передачи обета прибежища, то есть формально не является буддистом. Однако, как утверждают буддийские учителя, пользы от нёндро в данном случае будет значительно меньше.
Буддизм для начинающих — книги
В заключение поговорим о том, что почитать тем, кто делает первый шаг в сторону буддизма. Для начала упомянем такую книгу, как «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей — ее автор, доктор буддийской философии традиции гелуг, это очень уважаемый, заслуженный учитель Дхармы на территории СНГ. Его книжка посвящена основным, базовым вопросам, с которыми необходимо разобраться новичкам, чтобы иметь правильное представление о выбранном пути. В этом труде описана история возникновения учения, объяснены его главные аспекты, а также дан ряд практических указаний для ежедневной практики.
Следующий труд — это книга с таким же названием, что и предыдущая — «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон, ее написавшая, — это буддийская монахиня из Америки, которая много лет провела, обучаясь буддийскому пути в Непале и Индии под руководством Далай-ламы и других высоких учителей. На сегодняшний день в западном мире она является одним из самых авторитетных специалистов в своей области. В книге Тубтен Чодрон «Буддизм для начинающих» в форме вопросов и ответов даются ответы на самые популярные вопросы касательно сути учения, его приложения в различных областях человеческой деятельности и, собственно, повседневной религиозной практике. Другими словами, это своего рода катехизис тибетского буддизма.
Другие книги
Кроме этих двух книг, на вопрос «с чего начать изучать буддизм?» мы порекомендуем такие произведения, как «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла» Далай-ламы XIV и «8 дебютных ошибок» уже упоминавшегося Геше Тинлея.
nlo-mir.ru
Советы перед началом буддийского пути — Study Buddhism
Буддийский путь непрост. Он имеет дело с неприглядными сторонами нашей жизни. Чтобы продолжать идти вперед, нужны силы и надежные источники вдохновения. Если нас вдохновляют фантастические рассказы нашего учителя о чудесах и тому подобном, неважно связаны ли они с его собственной жизнью или с персонажами буддийской истории, это не слишком надежный источник вдохновения. Без сомнения, такие истории могут вызывать большой восторг, но мы должны проверить, как они на нас влияют. У многих это лишь усиливает нереалистичное стремление к чудесному спасению. Мы воображаем, что великий волшебник собирается спасти нас чудодейственными силами или что мы неожиданно сможем явить такие чудеса сами. Нужно быть очень осторожными с этими фантастическими рассказами: они могут вдохновлять нас, наполнять верой, и это может быть полезно, но такой источник вдохновения ненадежен. Нам требуется устойчивый фундамент для практики.
Прекрасный пример – сам Будда Шакьямуни. Он не пытался «вдохновить» или впечатлить людей фантастическими историями. Он не важничал, расхаживая туда-сюда и благословляя страждущих, и тому подобное. Будда использовал сравнение, которое повторяется на протяжении всей истории буддийских учений: оно состоит в том, что просветленное существо подобно солнцу. Солнце не старается согреть людей, а естественным образом несет тепло всем и каждому – просто в силу того, чем оно является. Хотя мы можем воспарить, слушая фантастические истории, чувствуя прикосновение к нашей голове священной статуи или когда нам повязывают вокруг шеи красную защитную ниточку, все это преходяще. Надежный источник вдохновения – то, каким человеком является наш учитель, спонтанно и естественно: его характер, как он обрел эти качества, практикуя буддийские учения. Вот что действительно вдохновляет, а не действия, которыми учитель старается нас развлечь. Возможно, это не так захватывающе, как фантастическая история, но именно так мы получаем неиссякаемое вдохновение.
По мере продвижения по пути нас начинает вдохновлять собственный успех: не от обретения чудодейственных сил, а от того, как наш характер постепенно меняется. В учениях всегда подчеркивается, как важно радоваться собственным положительным действиям. Однако очень важно помнить, что прогресс никогда не бывает линейным. Прогресс не означает, что все становится лучше день ото дня. Наша жизнь характеризуется тем, что у нас меняется настроение – то вверх, то вниз, – и так будет продолжаться, пока мы полностью не освободимся от неуправляемого круговорота проблем, а это невероятно высокое состояние. Нужно быть готовыми к тому, что иногда мы будем чувствовать себя счастливыми, а иногда несчастными. Иногда у нас получится действовать созидательно, а в других случаях будут брать верх наши невротические привычки. Так все и должно происходить – то вверх, то вниз. Чудес же, как правило, не бывает.
Учения о том, как избегать сложностей в отношении восьми преходящих жизненных ценностей, подчеркивают, что не следует задирать нос, если дела идут хорошо, и унывать, если все из рук вон плохо. Такова жизнь. Нам нужно думать о долгосрочных результатах, а не о таких сиюминутных ситуациях. Если мы практиковали, например, пять лет, то по сравнению с тем, что было пять лет назад, налицо серьезный прогресс. Пусть иногда нам грустно, тем не менее, если мы обнаруживаем, что можем справляться с ситуациями с более спокойным, ясным умом и сердцем, это показатель определенного роста, который вдохновляет. Это не столь драматично, как нам бы хотелось, ведь всех нас волнует драматизм сценического действа, но это надежный источник вдохновения.
Видео: Джецунма Тензин Палмо — «Как почувствовать вдохновение и продолжить путь»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».
studybuddhism.com