Бог Шива — история многорукого божества, количество рук и супруги
В этой статье вы узнаете:
Бог Шива – один из верховных богов в индуизме, в переводе означает «приносящий счастье». Шива вместе с богами Брахмой и Вишну образует тримурти – священный, божественный треугольник. Многорукий бог – олицетворение времени и в то же время разрушения, плодородия. Шива – божество, которое символизирует противоречивость мира. Его цель – уничтожить мир и других богов для обновления и создания чего-то нового.
Легенда о рождении бога Шивы
Расскажем несколько интересных историй о появлении на свет Шивы. Каждая из них отличается друг от друга.
Первая история господа Шивы гласит, что появился он на свет в ответ на мольбы Брахмы о сыне. Мольбы были услышаны, родилось божество с кожей голубого цвета. Ребенок бегал возле Брахмы с плачем и просьбой дать ему имя. Брахма назвал дитя Рудра, но мальчик не остановился, отец был вынужден дать мальчику еще 10 имен. Всего получилось 11 имен и 11 воплощений.
Другое сказание гласит, что многорукий Шива (Рудра) – результат гнева и злости Брахмы – появился из его межбровья. Это и стало причиной того, что самая негативная энергия из всех энергий индуизма стала природой новорожденного божества.
Еще одна легенда повествует о том, что Брахма – сын Вишну. У Брахмы было 4 сына, не желающих собственного потомства. Разгневался бог, из его межбровья появился синекожий ребенок. Дано имя ему было – Рудра и еще 10 имен и жизней, Шива – одно из имен.
В последней легенде повествуется, что Вишну – отец Брахмы. В момент рождения Брахмы рядом оказались демоны, которые хотели уничтожить бога. Из-за этого у Вишну в месте, где сходятся брови, появился господь Шива с трезубцем в руках и защитил Брахму.
Символика и атрибутика бога в буддизме
Как и другие индийские божества, многорукое божество имеет символы, атрибуты Шивы, отражающие грани его естества. К атрибутам относят:
- тело – осыпано пеплом, выражает начало Вселенной, которая шире границ существования;
- заплетенные волосы – сплетение различных энергий;
- луна в волосах – олицетворяет силу контроля над разумом и пониманием;
- 3 глаза – луна и солнце, огонь;
- полузакрытые глаза – бесконечность жизненных процессов; открытые глаза – зарождение жизни, закрытые – разрушение старой жизни;
- змеи на шее и плечах – олицетворение текущего времени, прошедшего и будущего;
- Ганга в волосах – символизирует снятие и очищение от грехов;
- правая рука – побеждает зло, придает силу и благословение;
- бык – верный спутник разрушителя желаний, средство для перемещения;
- одежда из тигриной шкуры – победа над недостатками и непотребными желаниями;
- барабан также относится к атрибутам Шивы, олицетворяет физическое и внетелесное существование;
- ореол вокруг тела – олицетворяет Вселенную;
- фаллос – лингам, мужское начало и плодородие;
- оружие божества – трезубец, символизирующий 3 грани: разрушитель желаний, хранитель и создатель.
Самый распространенный символ Индии – танцующий Шива. Танец называется тандава. Каждый элемент изображения или статуэтки, каждое движение пропитано неслучайным смыслом. Основное значение – разрушение Вселенной. Образ динамичен, подвижен, некоторые жесты сплетаются в орнамент.
Такая динамика означает вечное течение времени, постоянные изменения, чередование процессов создания и разрушения.
История о супругах Шивы
Первая супруга Шивы – Сати, дочь бога Дакши. Сам Дакши не любил Шиву, не признавал богом и не желал такого брака и мужа для дочери. Но на празднике выбора будущего супруга Сати сама выбрала многорукого бога. Отцу пришлось смириться, но чувства к Рудре не изменились. На одном из праздников господь Шива не оказал почтение Дакши, за что последний решил отомстить.
Дакши устроил на горе Химават жертвоприношение для всех богов, кроме Шивы. В жертву принесли прекрасного коня. Раздосадованная Сати потребовала у отца и для Шивы кусок жертвенного мяса, но Дакши отказал. Не стерпевшая унижения, Сати бросилась в костер для жертвоприношения и сгорела.
Шива сильно разгневался, создал чудовище Вирабхадру, которое уничтожило Дакши, отрубив голову. Долго Рудра скорбел о смерти жены на горе Кайласа, не обращал внимания на мир, женщин и молитвы почитателей сотни лет.
За это время Сати переродилась на земле в образе Парвати. Любовь Сати передалась и Парвати, девушка решила завоевать сурового бога покаянием. Она отправилась на гору, сменила дорогие одежды, постилась, питалась только листьями, но Шива остался непреклонен.
Другие боги решили вмешаться, и разразилась война между демонами и богами. Только нерожденный сын Рудры смог бы победить предводителя асуров. К Шиве отправили бога любви Каму для внушения новой любви, но и у него ничего не вышло: мысли Шивы были только о Сати.
Парвати снова предалась покаянию. Изнуряла богиня тело и душу долгие годы. Однажды встретился ей молодой брахман, который допытывался, зачем так изнурять себя. На доводы и уговоры брахмана Парвати давала один ответ: никто в мире не нужен, кроме Шивы.
Молодой жрец преобразился: перед Парвати показалось изображение Шивы, а потом и сам бог. Тронула его такая любовь и поклонение, взял он в жены Парвати. Свадьба была пышной, боги присутствовали на торжестве. После брачной ночи у молодоженов появился сын Сканда – бог войны с необыкновенной силой.
Значение и символика Шивы в индуизме
Религия индуизм насыщена символами, которые воплощают философские течения и учения, богов и богинь. Принято делить символы на 2 категории: мудра – жесты и позы, мурти – образы и изображения.
Натараджи – знаменитый образ и символ Шивы.
Господь Шива – царь танцоров, господь танца. Божество танцует в центре мироздания, которое олицетворяет человеческое сердце.
Часто Рудру символически показывают в форме лингама, вертикального цилиндра с закругленной вершиной. Лингам означает слияние, растворение. Шива с востока – божество, которое несет благословение всем существам для слияния.
‘; blockSettingArray[1][«setting_type»] = 5; blockSettingArray[5] = []; blockSettingArray[5][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[5][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[5][«text»] = ‘
‘; blockSettingArray[5][«setting_type»] = 3; blockSettingArray[5][«element»] = «»; blockSettingArray[5][«directElement»] = «.fluid-width-video-wrapper»; blockSettingArray[5][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[5][«elementPlace»] = 1; var jsInputerLaunch = 15;
pofenshuyu.com
Многорукий бог Шива. Бога Шива: история
В Индии до сих пор почитается Шива. Бог вечный, олицетворяющий начало всего. Его религия считается древнейшей в мире. Тогда мужское начало считалось пассивным, извечным и статичным, а женское – активным и материальным.
В нашей статье мы с вами поближе познакомимся с образом этого древнего божества. Многие видели его изображения. Но лишь единицы людей западной культуры знают подробности его жизни.
Исторические данные
Исследователи считают, что история бога Шивы уходит корнями в хараппскую цивилизацию. Это культура древних индийцев, живших на землях Северной Индии. Их вытеснили арии, которые пришли в третьем тысячелетии до нашей эры в долину реки Инд. Сегодня развалины их городов находят в верхнем течении, на территории Пакистана.
Нам известны печать Пашупати и некоторые лингамы (о значении этого слова мы поговорим позже) данного периода. Они были среди находок в Монхеджо-Даро и Хараппе.
С приходом ариев происходит становление новой религии. Данный процесс сравним с насаждением христианства язычникам в первые столетия нашей эры. Теперь появляется новый образ, с которым сливается Шива — бог Рудра, яростный и жестокий покровитель бури, войны и разрухи.
Не правда ли, история имеет свойство повторяться? Добрые языческие божки, вроде греческого Пана и сатиров, становятся нечистой силой в новой и светлой религии. Арии считали, что не греховно убивать «поклоняющихся лингаму».
В Ведах Шива упоминается в Ригведе, Яджур-веде и Атхарва-веде. В общей сложности имя Рудра насчитывает более полутысячи повторений.
Однако нашлись и сторонники старых традиций, к которым примкнули противники брахманских сложностей. Смысл было поклоняться всю жизнь богам, если ты за это не получал награждения даже в следующем перерождении? Ведь в Ведах сказано, что только брахманы могут достичь спасения.
Примечательно, что в некоторых сектах нового течения (Шраманы) одним из основных атрибутов ритуала считался череп убитого брахмана.
В одной из упанишад (комментариях на Веды) находится наиболее полное и систематизированное содержание философии шиваизма. Этот трактат состоит из ста тринадцати текстов и называется «Шветашватара».
Изображение
Как же изображается Шива? Бог в своей древнейшей ипостаси имел вид лингама с трипундрой (три белых горизонтальных полосы). Знак этот обозначал три тюрьмы человеческой души или три гунны, составляющие мир Майя.
Позже Шиву начали изображать сидящим в позе лотоса или танцующим.
В первом варианте он имел бледную кожу, был с синей шеей и четырьмя руками. Обычно бог сидит в позе лотоса на тигровой шкуре, а на плечи накинута кожа слона или тигра. Всегда во лбу у него открыт третий глаз. Кроме этого, при нем находится змея. Она переброшена через плечо, висит на шее или в виде браслетов на руках и ногах. Шива имеет две разные серьги. В одном ухе мужская, а во втором женская.
Второй вариант – танцующий Шива. Нритья-Мурти (статуэтка) может иметь разное количество рук, быть вооруженной или мирной, но всегда под ногами пляшущего бога находится поверженный карлик. Это демон Апасмар-Пуруш, символизирующий иллюзорный мир, в котором мы живем.
Атрибуты
Как и многие другие боги индуистского пантеона, Шива обладает множеством атрибутов. Путешествуя по этой стране, вы увидите различные изображения божеств. Для того чтобы глубже понять культуру Индии, стоит немного разобраться в ее символике.
У Шивы есть много оружия – Аджагава (особенный лук), Бхиндипала (дротик), Гада (жезл), Кхадга (меч), Кхатванга (дубина с черепом), Кхетака (щит) и многие другие.
Также важным атрибутом является трезубец бога Шивы – Тришула. Он символизирует три стадии эволюции, три гуны, три лика времени и прочие понятия.
Существует ряд ритуальных предметов. Чиллум (специальная курительная трубка), Шанкха (ракушка), Мудра (положение кистей рук), Каумуди (кувшин с нектаром бессмертия), Капала (чаша в виде черепа), Дамару (барабанчик, символизирующий первую вибрацию Вселенной, из которой все произошло), Акшамала (специальные четки).
Также Шиве присущи ряд энергий: Агни (огонь), Ганга (небесная река, которую он усмирил) и Шакти (мощь). И некоторые животные: Нага (змея), шкуры слона и тигра, Нандин (белый бык), Кришнамрига (лань) и Анкуша (слоновье стрекало).
Таким образом, мы видим, что Шива обладает атрибутами сфер знания, которые призваны поднять человека из нашего мира в высший.
Семья
Индийский бог Шива изначально женился на Сати, или Шакти, дочери Дакши. Но существует легенда, согласно которой девушка совершила самосожжение из-за обиды на отца.
Но после она возрождается в новой инкарнации. Теперь ее зовут Парвати (горянка) и ее отец – горный хребет Гималаи. Именно она чаще всего и изображается как жена бога Шивы.
У них есть двое сыновей – Ганеша (слоноголовый бог мудрости) и Сканда (божество войны, у которого шесть голов и двенадцать рук и ног), а также дочь Манаси.
Имена
В западной традиции индийский бог Шива известен только под этим именем. Однако индуисты знают более тысячи слов, являющихся эпитетами божества.
Среди них есть «Ужасный» и «Прекрасный», «Величественный» и «Оборванец», «Царь лингама», «Побеждающий смерть», «Владыка тварей» и многие другие.
Наиболее значимые и известные 108 из них. Они произносятся в виде молитвы и призваны очистить мысли просящего, а также способствовать его возвышению.
Функции, ритуалы, праздники
Многорукий бог Шива является верховным божеством в шиваизме. Он почитается как триединство эволюции вселенной – рождение, рост и смерть. Также считается, что он разрушит нынешний мир в конце махаюги, чтобы на его месте был создан новый.
Он покровительствует целителям, дал людям мантру Ом и санскрит. Кроме этого, Шиву всегда сопровождает свита из демонов и духов.
Два главных ритуала, связанных с этим богом, называются Панчабрахма-мантра и Рудра-сукта. Они проводятся в самый знаменательный праздник года, посвященный Шиве. Махашиваратри отмечается в конце февраля и означает ночь свадьбы Шивы и Парвати.
Самый знаменитый храм
В городке Байджнатх в начале тринадцатого века был построен храм бога Шивы. Он называется одним из его имен – Вайдьянатх (покровитель лекарей).
Некогда на этом месте стояло святилище бога, но местные купцы решили увековечить свои имена, соорудив величественное здание. Имена торговцев — Ахук и Маньюк.
Сегодня этот храм является главной туристической достопримечательностью городка. Он построен в лучших традициях нагара (североиндийской архитектурной школы). Здание окружено стеной и имеет два входа.
Обычно многорукий бог Шива внутри храма изображен только в виде лингама. Причем он считается сваямбху («самовозникшим»). На стенах постройки находятся барельефы многих божеств, демонов и прочих персонажей индуистского пантеона.
Перед входом стоит статуя Нанди, белого быка. Это животное является одним из наиболее распространенных средств передвижения Шивы. Оно символизирует чистую дхарму, а также искренность, преданность и мужество.
Сегодня храм Вайдьянатх притягивает многомиллионные толпы паломников и туристов.
Символ бога
Мы уже много раз упоминали слово «лингам». Именно с ним ассоциируется Шива. Бог часто просто обозначался этим понятием. Что же это такое?
Лингам в переводе с санскрита обозначает «знак, метка». Это цилиндрическая скульптура с круглым, реже полусферическим верхом. Многие исследователи склонны видеть в ней символ эрегированного фаллоса. Древние индусы считали лингам абстрактным образом божества.
Часто он изображается не сам по себе, а в паре с кругом или квадратом, который обозначает «йони» (влагалище, чрево). Сегодня принято считать эти два предмета древнейшим упоминанием единства мужского и женского начал. Только в индуизме мужское было вечным и статичным, а женское временным, изменчивым и материальным.
Некоторые ученые видят в лингаме прообраз стамбха, специального жертвенного столба. К нему привязывали скот, который готовился к закланию.
Существует специальный ритуал, который включает в себя омовение лингама, чтение мантр и приношение жертвенных фруктов, цветов, благовоний и прочих дозволенных предметов.
Брак Шивы и Парвати
Существует легенда, в которой первая жена бога Шивы Шакти погибает. Это произошло вследствие отторжения ее отцом.
Сказание говорит следующее. Некогда возвращалась божественная пара с одного ашрама. Шива в лесу поклонился простолюдину. Жена удивилась его поведению. Тогда бог объяснил, что это реинкарнация Вишну. Шакти, чтобы это проверить, принимает форму Ситы, жены этого простолюдина, и идет к нему. Рама признает в ней богиню.
Увидев новый образ Шакти, Шива перестает воспринимать ее как жену, так как она напомнила ему мать. Девушка печалится и у них получается разногласие.
Как раз в это время отец Шакти затевает празднество, но не приглашает молодых из-за разногласий с Шивой. Девушка решает туда сходить сама. Но Дакша отворачивается от нее. С горя Шакти бросается в огонь и погибает.
Взбешенный Шива забирает ее тело и начинает исполнять свой танец разрушения. Если бы его не остановил Вишну, он бы уничтожил вселенную.
После траура бог становится аскетом в Гималаях, а Шакти возрождается в образе Парвати, дочери бога гор. В конце концов, девушке удается уговорить Шиву, и они женятся.
В индуизме этот праздник называется Махашиваратри и отмечается каждый год.
Бог богов
Как вы уже убедились, у личности, о которой мы говорим в данной статье, много имен. Среди них есть бог богов, Махадев, Шива. Первые два в декабре 2011 года были выбраны как название для телевизионного сериала. Его серии снимаются в Индии по сегодняшний день.
Сюжет эпизодов базируется на мифах, легендах и отрывках из упанишад. Главные события взяты из Пуран. Кроме этого, при написании сценария были использованы работы Девдатт Паттанаик, известного индийского мифолога и религиоведа.
Сериал был переведен на ряд южных языков Индии. Сегодня сняты уже более ста пятидесяти эпизодов. Музыку к ним написали братья Бавра.
«Devon ke Dev…Mahadev» известен и в России. Поклонники индийской культуры могут наслаждаться сериалом с субтитрами.
Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с одним из древнейших божеств в истории. Узнали атрибуты, имена и прочие интересные детали о Шиве.
Удачи вам, друзья! Путешествуйте чаще!
fb.ru
Второе поколение земных богов — многорукие боги
Индийские предания повествуют о том, что во время битвы с дайтьями и данавами, ракшасы, якши и рудры использовали летательные корабли и аппараты, оснащенные каким-то грозным (стреляющим огнем) оружием. У них были целые воздушные флотилии, подобные современным ВВС.
Однако, судьба многоруких богов и их многочисленных последователей сложилась не так плачевно, как судьба змееподобных богов и армии змеев. По-видимому, они являлись многочисленной и слишком грозной силой, которую невозможно было сразу сломить. Кроме того, после заселения нашей планеты дайтьями и данавами с новой силой вспыхнула старая вражда между ними и давно обосновавшимися на Земле (с 66 млн. лет назад) адитьями, и дайтьи с данавами стали вытеснять адитьев. Они также захватывали территории, населенные ракшасами, рудрами, якшами и другими коренными жителями Земли.
«Изнемогая под тягчайшим бременем и терзаясь [жестоким] страхом, [Мать-Земля, которая являлась олицетворением всех прежних обитателей Земли] воззвала о помощи к праотцу всех сотворенных существ, первозданному полубогу Брахме… Брахма обратился к Матери-Земле с такими словами: — О, изобильно-щедрая Мать-Земля, я знаю, почему ты явилась ко мне, но положение твое так тяжело, что на помощь тебе мне придется призвать всех небожителей [адитьев]».
Таким образом, был оформлен стратегический военный союз (см. также здесь, здесь и здесь) между многорукими богами и коренными жителями Земли, с одной стороны, и адитьями и гандхарвами (см. также здесь и здесь), с другой стороны, в котором обеим сторонам отводилась примерно одинаковая роль. Образование такого союза, окончательно сформировавшегося, по-видимому, уже после 17 млн. лет назад (см. также здесь и здесь) оказало заметное влияние на дальнейший ход мировой истории — возникло противостояние богов или полубогов (к которым относилось второе поколение земных богов и боги адитьев) и демонов, к которым в поздневедийской литературе, эпосе и пуранах относились дайтьи и данавы .
Читайте мою работу «Великие допотопные цивилизации фоморов, ракшасов, виевичей и нагов. Общая характеристика и их роль в мировой истории»
Начало темы /Продолжение «Третье поколение земных богов — амфибиевидные боги»
Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на ФОРУМЕ, в том числе в теме «Боги из индийской мифологии»
© А.В. Колтыпин, 2009
Читайте серию моих работ (обобщающих мои книги «Битвы древних богов» и «Земля до потопа — мир колдунов и оборотней») о появлении на Земле богов, демонов, героев и людей «История Земли и человечества с начала палеогена до Р.Х», «Мировые эпохи и человечества», «Пять мировых эпох майя, науа и ацтеков»
Читайте также мою работу о появлении нового (голубого) неба, новой (с климатическими зонами и снегом) земли и новых (состоящих из смертной плоти и бессмертной души) людей, и дальнейшее развитие этой темы в работе «Самая главная катастрофа в истории Земли, во время которой появилось человечество. Когда она произошла»
www.dopotopa.com
Часть 1 Тайна многоруких богов. Тайна многоруких богов
Растительный, грибовидный и медузообразный человек
У многих народов существуют овеянные преданиями старины глубокой представления о древе жизни. С ним связаны представления о появлении на Земле богов и первых людей. На некоторых древних изображениях можно видеть божество, восседающее в кроне древа. Так, согласно древнегреческой легенде, бог плодородия Адонис появился из ствола мироносного дерева, чудесным образом раскрывшегося на десятом месяце созревания плода.
Если допустить, что верна теософская концепция сотворения человека и животных, то в качестве рабочей версии можно предположить, что первый человек вырос не где-нибудь, а… на дереве.
Гипотетическое «древо жизни», на котором созревали растительные люди.
Как известно, растения — очень древние живые организмы: их окаменевшие остатки находят еще в докембрии (свыше 600 млн лет назад). Присмотревшись к морфологии дерева, мы с удивлением обнаружим, что дерево похоже на кровеносную систему плаценты животных. Сама плацента, с пронизывающими ее многочисленными кровеносными сосудами, похожа на корневую систему. Ствол можно уподобить пуповине, а древесный плод — плоду, зреющему в утробе матери. Сходство не только внешнее, но и функциональное: например, на фруктовом дереве зреют плоды, из которых при благоприятном стечении обстоятельств появятся новые деревья. Плод человека, когда родится на свет и вырастет, породит нового человека. Однако, в отличие от древесного плода, плод, зреющий в утробе матери, представлен, как правило, в единственном числе, реже — во множественном. На дереве же зреет сразу множество плодов.
Основное отличие дерева от плаценты состоит в том, что в утробе созревает маленький человечек, вполне узнаваемый и отождествляемый со взрослым. На дереве появляются плоды, которые лишь с большим допущением можно отождествить с ранней стадией развития человеческого эмбриона — бластулой.
Возможно, современные деревья, а также их ископаемые аналоги, которые в виде окаменелостей стали известны палеоботаникам (псилофиты, плауны, хвощи, папоротники и т. д.) являются лишь недоразвитой формой древних деревьев, о которых ничего не известно современной науке. Возможно, древние деревья были более продуктивны, и на их ветвях вызревали не только начальные эмбриональные формы, похожие на бластулу, но и плоды, похожие на поздние эмбрионы человека. Об этом мы лишь догадываемся. Как бы то ни было, представим себе вслед за древними людьми — нашими предками, что первые люди, как яблоки и груши, росли на деревьях (рождались вполне зрелыми, не то что «недоразвитые» младенцы современных людей: скованные тесной утробой, они рождаются незрелыми и лишь к трем годам приобретают нужные физиологические параметры). Созрев, они выкарабкивались из опутывающей их плодовой оболочки и прыгали на землю. Может быть, в этом им помогали товарищи, раньше других появившиеся на свет Божий… Условно назовём этих первых людей растительными людьми.
Можно предположить о растительных людях следующее: они не были похожи на современных людей — ведь растения обладают удивительной способностью преобразовывать солнечный свет и воду в питательные вещества (фотосинтез). Возможно, у них не было желудочно-кишечного тракта или он был устроен как-то иначе. Как растения-плаценты, их породившие, они способны к синтезу питательных веществ, следовательно, не нуждаются в твердой пище, им не нужны зубы и глотка. Это воистину «солнечные люди», питающиеся энергией солнца и влагой. Возможно, эти первые в истории нашей планеты существа и «надышали» нам атмосферу, переработав изрядное количество углекислого газа в кислород.
Если в наших рассуждениях есть рациональное зерно и оно соответствует действительности, то первые люди не нуждались в материнской утробе — зрели не где-нибудь, а прямо на древе жизни. Очень может быть, что растительные люди были гермафродитами, а древо жизни размножалось отводами или посредством корневой системы. При вегетативном способе размножения дочернее существо является генетической копией родителя. Возможно, растительные люди также являлись клонами друг друга и им не было нужды прибегать к половому размножению…
а — развитие гриба; б — гипотетическое развитие грибовидных людей.
В убеждении, что такое вполне могло быть, нас укрепляют и другие примеры из мира растений и животных. Например, грибы хотя и похожи на растения, но таковыми не являются. Плодовое тело гриба в еще большей степени, чем растительный плод, похоже на эмбрион человека и животного. Ножку, по которой поступают питательные вещества из почвы, можно уподобить пуповине, а шляпку, под которой зреют споры, — телу зародыша. При этом грибница похожа на кровеносные сосуды плаценты, по которым к эмбриону поступает материнская кровь. Грибы имеют «корни», состоящие из длинных тонких нитей — мицелия. Они, в отличие от растений не способны сами синтезировать питание и потому питаются готовыми веществами, вытягивая их из почвы. Грибы — белковые живые существа, и это сближает их с современными людьми и животными. Недаром в одной древнегреческой легенде говорится о том, что Зевс-громовержец за многочисленные преступления наказал своих детей — сверг их с неба и ударом молнии превратил в грибы. В самом деле, грибам, какими бы большими они ни вырастали, не дано превратиться в плод человека. Из-под шляпки зрелого гриба высыпаются споры, которыми порождаются новые поколения грибов. При этом гриб остается грибом и в человека не превращается. Однако так было далеко не всегда. Кто поручится, что неизвестные нам предки грибов не разгуливали в далекую протерозойскую эру по земле на двух, а то и на четырех ногах, примерно как мы или животные?
Цикл развития губок, медуз, коралловых полипов, мшанок, плеченогих, кишечнополостных и даже некоторых моллюсков напоминает развитие плодов на дереве. Причем эти «плоды», созрев, ведут самостоятельный образ жизни и пускаются порой в длительные путешествия. При этом путешественники пользуются самыми разными органами передвижения. Кто-то парит в толще воды и помогает себе движениями прозрачного купола и ресничками; кто-то медленно ползет по дну с помощью одной единственной массивной ноги. Вполне возможно, что у этих разных видов животных более продвинутые прародители. Необычайно развитые, они выйдя из детского возраста, покидали свое фамильное древо в виде существ, отдаленно похожих на человека. Может быть, даже выходили из воды и прогуливались по бережку, а то и вовсе жили на суше и только размножались и росли в воде.
а — гипотетическое развитие медузообразного человека; б — цикл развития медузы.
Биологами недавно обнаружен удивительный вид медуз. Доселе неизвестная медуза имеет 24 глаза, которые представляют собой простое скопление цепторов (такие глазки часто возникают у примитивных животных в самых разных частях тела). Но два глаза необычной медузы имеют сетчатку и снабжены хрусталиком (такие глаза имеют, например, позвоночные животные и человек). Однако медуза не имеет механизма регуляции хрусталика, наведения его на окружающие объекты (и это самое удивительное). Ученые ломают головы, зачем медузе понадобились столь сложные глаза, неспособные хорошо видеть. На самом деле эти глаза медузы являются «наследством», доставшимся ей от своего более совершенного предка — медузообразного человека!
а -4-х недельный эмбрион человека; б — медуза; в — гриб.
Вообще, медуза очень похожа на человеческий эмбрион на ранней стадии развития. В том месте, где у зародыша человека размещается голова, у медузы находится орган равновесия (статолит), нервный ганглий и глаза. Такое сходство поражает. Неужели медуза является, прекратившим свое развитие, эмбрионом человека? Если это так, то желточный мешок зародыша, в котором хранится питание для развивающегося человеческого организма, можно соотнести со щупальцами медузы. Эти щупальца, свободно свисающие из-под студенистого купола, имеют способность парализовать добычу, которая затем попадает в кишечную полость. У медузы нет ни рта, ни ануса, как у четырехнедельного человеческого эмбриона. Однако, в отличие от эмбриона, медуза самостоятельно питается добычей, которую ей удается изловить, и использует для этого остатки… желточного мешка, которые умудрилась превратить в ядовитые щупальца. Как это ни парадоксально, но безобидный человеческий зародыш превратился в неприятное и ядовитое животное…
Очень жаль, что мы не можем полюбоваться на взрослые сухопутные формы древних разумных существ. На суше условия жизни таковы, что почвенными кислотами, грибками, бактериями и прочими агрессивными факторами воздушной среды быстро уничтожаются останки существ, что не дает им ни малейшего шанса превратиться в окаменелость. Это лишает палеоантропологов всякой возможности найти даже один-единственный окаменевший фрагмент тела растительного, грибовидного и медузообразного человека.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
esoterics.wikireading.ru
кто такой, описание, история рождения, атрибуты многорукого божества
Пробудившийся за последние 20 лет интерес к практике йоги, показывает, насколько сильно влияние индуистской философии и стиля жизни в современном мире. В данной статье мы рассмотрим, кто такой Шива, какую роль он занимает в религии индуизма, какие существуют легенды о его рождении.
Кто такой Шива
Таково имя одного из главных индийских божеств, одновременно оно означает и космическое начало, и некую божественную энергию, и высшее сознание, и символ мужчины. Шива созидает мир, Вселенную — но он же может и разрушить ее, поэтому его еще называют Великим Разрушителем. Мир когда-то придет к своему завершению, к погибели, и Шива именно тот, кто доведет Вселенную до логического конца. Это его предназначение, его суть.
Знаете ли вы? Выше глаз Шивы, расположены 3 черточки — напоминание о том, что каждому предстоит разрушить три порока: эгоизм, карму и иллюзию.
Шива — всемогущий разрушитель, своей силой и энергией он превосходит таких великих божеств, как Вишну и Брахма. В некоторых индийских легендах и традициях Шива является абсолютным божеством.Формы божества
Несмотря на кажущуюся ограниченность этого божества, его разрушение, согласно законам Вселенной, всегда порождает новую жизнь, новое начало. Поэтому Шива является не только разрушителем — он подготавливает почву для нового семени, новых зачатков. Как и у других индийских богов, у Шивы существуют несколько имен, каждое их которых раскрывает его отдельную грань, особенность, уникальность. Каждое из имен является воплощением божественного начала, величия — поэтому у последователей индуизма они вызывают особый трепет и благоговение. Рассмотрим же их подробней.
Махайоги (Великий Йогин)
Бог Шива в этой грани изображается с длинными волосами, одетым в шкуры зверей и живущим в уединении в Гималаях. Он всегда «погружен в существующую безначальность», его всегда окружают звери, но не люди, в результате чего его еще называют Богом аскетизма. По легенде, именно в этом месте Шива был сражен любовью, и воспылал чувством к Парвати, своей будущей жене.
Великий Йогин является покровителем всех йогов — как в древности, так и в современном мире. Часто последователи Махайоги изображают Шиву сидящим на тигриной шкуре, с осыпанной пеплом головой и третьим глазом — нищий йог, бог, погруженный в глубочайшее созерцание.
Важно! Ввиду того, что Шива является разрушителем, йоги практикуют проведение молитв его жене, богине Парвати — в случаях, когда человек борется с какой-либо сложностью, преодолеть которую у него уже нет сил, она может заступиться за него перед Богом.Натараджа (Владыка танца)
В этой грани Шива является божеством с четырьмя руками, кружащим в непрерывном танце, которым он и рушит миры и Вселенную. Зачастую его облик заключен в светящуюся окружность — это символ сансары. В верхней правой руке он держит ударный инструмент, которым отстукивает энергию макрокосмоса, с противоположной стороны, в верхней руке находится огонь (один из периодов Покоя). На левой руке скрещенные особым образом пальцы образуют символ милосердия, а на правой — символ зашиты. Ногами божество упирается в уродца, карлика, который является символом невежества.
В то время как Натараджа танцует, все божества наслаждаются танцем, внимают ему и помогают, играя на разных музыкальных инструментах.
Считается, что именно благодаря своему тантрическому танцу экстаза, Шива поддерживает космическую энергию и баланс, равновесие во всей Вселенной.
Символы Натараджи, Господа танца, особенно распространены в Индии. Они представлены в виде изображений всевозможных статуй из дерева, стекла и драгоценных металлов. Почти в каждом доме можно встретить такую икону Натараджи — это символизирует ритмичное движение, экстаз, баланс, симметрию и полную душевную гармонию.
Пашупати (Владыка животных)
Пашупати — еще одно отождествление божества, его имя. Пашупатья — одна из древнейших индуистских школ, возможно, даже самая старая. Первые последователи были аскетами, которые полностью посвятили себя служению Шиве. Впервые их упоминание встречается в еще доведической культуре. Примечательно, что в практику пашупатов входили тантрические танцы, подражание поведению животных, оргии и весьма эксцентричное поведение. Школа Пашупати перенесла упадок к концу I тысячелетия н.э.
Это имя раскрывает Шиву как покровителя всех животных, птиц, рыб, всей живности, существующей во Вселенной. Такое покровительство показано в изображениях Шивы-Пашупати — с ним всегда находится лань, либо в его руках, либо просто рядом с ним.
Согласно философскому подтексту, Пашупати является также властителем, пастырем всех живых душ — и человеческих в том числе. Иногда божество изображают сидящим на белом быке — этот бык ранее был человеком, но его бренное тело не могло вынести ту полноту экстаза, которое охватывало его, при приближении к Шиве. Поэтому он принял образ быка.
Другие божества настолько устрашались перед величием Шивы, что намеренно называли себя «Пашу» — «животное». Так они показывали свое низкое положение по отношению к всемогущему Шиве.
Нилакантха
Такое имя божества раскрывает грань великого милосердия, сострадания Шивы. Согласно легенде, в океане во время пахтанья (одно из мифологических событий в индуизме), зародился опаснейший яд, который грозил неминуемой гибелью не только всем живущим, но и божествам и демонам. Божества попросили именно Шиву выпить яд, потому что ему одному он мог не навредить. Шива отхлебнул яд, и оставил его в своем горле, чтобы спасти всё живое — от этого его горло почернело, но он сам не умер. Поэтому Нилакантха-Шиву изображают с почерневшим или посиневшим горлом. Дословно Нилакантха переводится как «синешеий».
В северной Индии до сих пор существует храм синешеего Нилакантха-Шивы, он является местом паломничества многих индуистов. Знаете ли вы? По преданиям, птица с синей шеей — «Нилкантх», особенно дорога для всемогущего Шивы. Если попросить её, она может передать послание лично к божеству.Бхайрава (Ужасный)
В таком виде Шива изображается обнаженным, сидящим с сосудом для милостыни, созданным из головы Брахмы. Согласно преданиям, Бхайрава отсек одну из голов Брахмы за его пагубное сладострастие к младшей дочери. Это особо устрашающий эпитет божества, проявление его гнева. В этом олицетворении он страшный, черный, многорукий аскет, который символизирует выход за рамки и ограничение ума. Так как этот аспект божества включает в себя ужасы, смерть и грехи Вселенной и мироздания, его также называют Ужасным.
Махакала (Великий Черный)
Имя Шивы, обозначающее его пространственное и внепространственное измерение. Оно истребляет любую двойственность, настраивает внутреннее восприятие на вселенскую бесконечность, вечные процессы, макрокосмос. Считается, что те, кто поклоняется Махакале, избавляются от страха смерти и болезней.
«Кала» буквально обозначает «черный», поэтому Махакала в своих изображениях имеет угрожающий вид: украшения из змей, выпирающий живот, украшение из человеческих голов. Шива принимает такой ужасающий облик для того, чтобы уподобиться негативным существам, демонам, и сдерживать их вредоносную, опасную сущность и влияние. Махакала существует в местах пребывания мертвецов, и его тело осыпано пеплом из погребальных костров.
Важно! Имена Шивы нельзя произносить без должного уважения. Индусы верят, что это может повлечь за собой гнев божества, и как следствие, возникновение различных бедствий и болезней.Как появился Шива
Исходя из преданий, Шива жил около 6 тысяч лет назад, он являлся абсолютным аватаром, достигшим совершенства. Параллельно с ним существовали Брахма и Вишну, первый являлся абсолютным созидателем, а второй — хранителем вселенной.
Легенды о рождении
О том, как это божество появилось, существует несколько преданий:
- Шива — сын Брахмы. У Брахмы долгое время не было ребенка, он молился и медитировал, и через некоторое время у его ног возник ребенок с кожей, которая переливалась голубым цветом, подобно Брахме. Мальчик попросил дать ему имя, И Брахма дал имя ребенку — Рудра. Однако тот не успокоился, и требовал себе еще имена. Так Брахма дал одиннадцать имен, и ребенок получил одиннадцать перевоплощений, одно из которых — Бог Шива.
- Шива родился в результате гнева Брахмы, появившись между бровей последнего, поэтому его характер и сущность и является в большинстве своем гневный, разрушающей.
- Согласно иному варианту предания, Брахма, появившись из пупка Вишну, был окружен демонами, которые хотели его убить. Тогда, вследствие гнева Брахмы, и появился между его бровей Шива с оружием в руке и разогнал демонов.
- Еще один легенда: у Брахмы было четверо сыновей, которые не хотели заводить собственных детей. Тогда Брахма так сильно разозлился на своих потомков, что меж его бровей появился мальчик с голубоватой кожей, который впоследствии и получил одиннадцать имен. Примечательно, что одиннадцатью перевоплощениями Бога Шивы являются пять важнейших органов человека, а также четыре земные стихии, Луна и Солнце.
Знаете ли вы? Одним из главных предметов поклонения Шиве, для его последователей, служит фаллический символ этого божества — лингам.
О семье и женах
Согласно преданиям, у Шивы было 3 жены.
- Сати — самое первое воплощение супруги божества. По различным обстоятельствам Сати пришлось пожертвовать собой, войдя в жертвенный костер. Шива долгое время был опечален и безутешен, ничто не радовало его. Он странствовал по миру с прахом своей любимой, долгое время медитировал в Гималаях. Для того чтобы утешить бога, душа жены Шивы перевоплотилась в Парвати — дочь горного царя.
- Парвати. Одно из ее имен — Кали («черная»). Парвати долгое время обольщала Шиву, когда он скорбел в горах, пока, наконец, его сердце не было пронзено её благородством и добродетелями. От их союза родилось двое сыновей: Ганапати, бог мудрости, и Сканда, бог-воин.
- Ганга. Богиня олицетворяет реку, протекающую в трех мирах — небесах, подземелье и самой земле. Это богиня располагает особым даром — смывать грехи со всех живущих в этих мирах. Она влюбилась в Шиву, и просила его о возможности всегда быть с ним. Шива принял ее, и с тех пор она живет в его волосах.
Атрибуты многорукого и многоликого
Как и большинство индийских божеств, господь Шива имеет определенные атрибуты, которые отождествляют какую-либо грань его сущности. К ним относятся:
- тело божества — оно осыпано пеплом, что является выражением начала Вселенной, которая выходит за рамки обыденного существования, не причиняя физической боли и страданий;
- спутанные волосы на голове — соединение различных видов энергий;
- Луна на голове (в волосах) — олицетворение контроля над пониманием и разумением;
- наличие 3 глаз: 1 — Солнце, 2 — Луна, 3 — огонь;
- полуоткрытые глаза — бесконечность процессов и протекания жизни. Если глаза открыты — зарождается новая жизнь, если закрыты — разрушается старая;
- змеи на шее — символ трех стадий времени: настоящее, прошедшее и будущее;
- Ганга в волосах — символ омовения, снятия и очищения от всех пороков;
- правая рука божества — уничтожает зло, дает силу и благословение; примечательно, что точно неизвестно, сколько рук было у Шивы, по легендам — от четырех до десяти.
- бык, сопровождающий Шиву — его постоянное средство перемещения, его спутник;
- одежда из шкуры тигра — олицетворение победы над пороками и страстями;
- барабан — отождествляет 2 способа существования — физическое и духовное;
- ореол вокруг фигуры божества — олицетворение всей Вселенной;
- лингам — фаллос, воплощение мужского начала, плодородия, плодовитости;
- трезубец — оружие Шивы, олицетворяет 3 сущности бога: хранитель, создатель, разрушитель.
Верховный бог Шива: роль в индуизме
Шива (Сива), переводится с санскрита, как «милостивый». Несмотря на основную разрушающую сущность божества и грозный характер, его основная миссия — защита человека, одаривание его всеми благами и добродетелями. Шива входит в категорию божеств, наиболее почитаемых в индийской философии — многорукий бог индусов является великим практиком, который в полной мере реализовал свою Божественную сущность.
Шива входит в триаду главных богов, наряду с Брахмой и Вишну, однако считается наиболее сильным и могущественным из них. Согласно индуистской философии, Шива разрушает существующий мир каждые 9 миллионов лет, давая толчок к развитию нового, непорочного мира. Безусловно, он является наиболее ярким и противоречивым божеством в религии индусов, что делает его в глазах последователей еще более могущественным и сильным. Согласно легендам, никому не удавалось победить или свергнуть Шиву, все, и божества, и демоны, преклоняются перед ним.Иногда Шива являлся в виде двуполого существа — многорукой богини. Такое наглядное противоречие как нельзя лучше оттеняет его божественную природу, и наделяет трепетом и восторгом его почитателей. Его роль в индуизме трудно переоценить, более того, именно вера в многорукого бога является основой религии индуизма.
Как верят последователи религии индуизма, повторение имени Бога Шивы с должным почтением просветляет ум и наделяет радостью и спокойствием, а во время пения мантр духовная составляющая человека может принять форму Бога, наполниться им, стать его отражением. Такое единение с Высшими силами благоприятно влияет на жизнь человека, его здоровье, успех в обществе и многое другое. Поэтому медитации, различные практики йоги и пение мантр не теряют своей актуальности и в современном мире.
lifegid.com
Индийская многорукая богиня Кали — кровавая и могущественная
Индийскую богиню Кали принято считать символом разрушения и вечной жизни, её ужасающий облик в течение многих веков наводил страх на иноверцев. Жители Индии прибегали к её защите в тяжелые времена, принося кровавые жертвы, но на самом деле богиня Кали является защитницей материнства, помогает изменить карму, что не под силу другим богам.
Богиня смерти Кали
«Кали» переводится, как «черная», ее называют гневной конфигурацией Парвати и уничтожающей частью бога Шивы. В индийской религии Кали считают освободительницей, которая оберегает тех, кто ей поклоняется, она олицетворяет сразу несколько стихий: водную, огненную, эфирную и земную. Индийская богиня Кали управляет жизнью человека от зачатия и до ухода на тот свет, потому и почитаема особо.
Кали еще называют субстанцией богини Дурги, даже три глаза Кали имеют несколько трактовок:
- 3 силы: творить, сохранять и разрушать;
- 3 времени: прошлое, настоящее и будущее;
- 3 светила: Солнце, Луна и молнии.
Богиня Кали — легенда
О происхождении черной богини существует интересная легенда. Когда-то злой демон Махиша захватил власть, и чтобы вернуть ее, боги воссоздали лучшего воина, которая объединила в себе силу Вишну, пламя Шивы и силу Индры. Её дыхание создавало армии, которые тоже уничтожали демонов, только многорукая богиня Кали убивала тысячами и снесла голову главному врагу – демону Махише.
Культ богини Кали
Больше всего Кали почитают в Бенгалии, там расположен ее главенствующий храм Калигхата. Второй самый почитаемый храм Кали стоит в Дакшинешваре. Культ этой богини был главенствующим с 12 до 19 века, когда в стране действовало секретное общество тугов. Их поклонение богине Кали превосходило все границы, туги приносили кровавые жертвы своей заступнице.
В нынешнее время почитатели Кали посещают её храмы, в начале сентября отмечается праздник черной богини. Для тех, кто поклоняется Кали в наше время, предусмотрены такие ритуалы:
- чтение молитв;
- обмен чашами вина и священной воды;
- нанесение точки красного цвета между бровями в честь Кали;
- дар богине – алые цветы и зажжённые свечи;
- обмен жертвенными приношениями.
Богиня Кали — жертвоприношения
По индийским верованиям, черная богиня Кали является женой Шивы, который в пантеоне – третье по значимости божество в Индии. Её алтарь должен быть всегда покрыт каплями крови, в древности даже существовал специальный клан, который находил людей для жертв многорукой богине. Есть сведения, что человеческие жертвоприношения продолжались до начала 20 века.
В нынешнее время в храме Дакшинкали продолжают придерживаться традиций предков, два раза в неделю, по вторникам и субботам, которые считаются днями Кали, приносят в жертву животных. Посмотреть на это зрелище приходят сотни туристов. Жрецы произносят особые мантры, которые дарят возможность жертвенному петуху вернуться в другой жизни в людском обличье.
Символ богини Кали
Внешний вид супруги Шивы вызывает страх, она является символом властительницы времени. Кровавая богиня Кали вобрала немало жутких черт, каждая из которых имеет свое значение:
- черный цвет кожи говорит о просветленном состоянии сознания;
- бусы из 50 голов людей – цепь воплощений;
- пояс из людских рук обрисовывает влияние кармы, которую можно изменить, если верно служить богине;
- белые зубы — символ чистоты;
- 4 руки – кольцо творения и разрушения, стороны света.
Руки с правой стороны благословляют на творчество, а те, что по левую, которые держат отрубленную голову и меч, являются знаком разрушения. По ведической религии, эти атрибуты тоже имеют важное значение. Голова свидетельствует, что во власти богини Кали разрушать ложное сознание, а меч распахивает ворота свободы, избавляя от пут, которые сдерживают каждого человека.
Богиня Кали и бог Шива
Одно из самых распространенных изображений: богиня Кали, попирающая ногами своего мужа – бога Шиву. Индусы трактуют такой образ, как превосходство духовного мира над физическим. Богиню именуют еще шакти Шивы, что имеет несколько значений:
- влияние, сила;
- энергия божества;
- женское начало творения.
Второе имя Кали – Дэви — «блеск», богиню еще именуют Сияющей. Шакти отражена в имени её мужа, без нее это божество превращается в «шва», на санскрите – труп. Даже облику Кали исследователи дают иную трактовку:
- Бешеный танец Кали представляет концепцию мира, как игрища богов.
- Разлохмаченные волосы и оскал намекают на скоротечность бытия.
- Сумасшедший танец черной богини доказывает: материальное не играет роли.
- Танцем богиня разрушения Кали помогает осознать, что люди смертны и должны стать свободными от страха умереть, только тогда богиня примет их.
womanadvice.ru
Навигатор по эзотерике, буддизму, йоге, медитации, христианству. Дом Солнца
Навигатор Дома Солнца — путеводитель по информации о различных системах, школах и современных методах самосовершенствования, а также организации, клубы, центры и уникальные личности.
Категории
Новые ЛучшиеАстрология
Натальная астрология Мунданная астрология Медицинская астрология Метеорологическая астрология Хорарная астрология Аграрная астрология Тибетская астрологияБуддизм
Дзен Тибетский Буддизм Дзогчен Ваджраяна Махаяна ТхеравадаИндуизм
Веданта Тантра Вайшнавизм Шиваизм Шактизм Смартизм Санатана-дхармаИнтернет-ресурсы
Порталы Сайты организаций Информационные ресурсы Общение Светлые сайты Музыка ФестивалиИслам
Суфизм Сунниты Шииты Исмаилизм Друзы Алавиты Ахмадие Салафия ХариджизмЙога
Хатха-Йога Раджа-йога Карма-йога Бхакти-йога Джняна-йога Кундалини йога Йога с партнером Египетская йога Йога как единая система Маха-крия йога Крийя-йога Интегральная ЙогаЛитература
Проза Стихотворения Фэнтези Художественная литература Детские книги Детектив Фантастика Учебная литература Техническая литература Зарубежная литература Биография Мистика книги РецензияМагия
Белая магия Талисманы Парапсихология Фэн-шуй Оккультизм Гадания Магия стихий Заговоры Заклинания Молитва Магические ритуалы Гималайский Фэн Шуй Живые Руны Вселенной ТенсегритиМедитация
Випассана Медитационные центры Альтернативная психология Практика медитацииНаука
Религиоведение Антропология Археология Медицина Биотехнологии История Физика Химия Информатика Кибернетика Литературоведение Педагогика Социология Нанотехнология Экономика Юриспруденция Филология География Биология Астрономия Философия Теория решения изобретательских задач Новое мышлениеПсихология
Психоанализ Трансперсональная психология Социальная психология Психология личности Психология управления Юридическая психология Семейная психология Психология в тибетской традиции Гипноз Телесно-ориентированная терапия ИнтуицияУчения
Теософия Атеизм Адвайта Антропософия Бахаи Зороастризм Иудаизм New Age Герметизм Фалунь Дафа Каббала Улучшение Судьбы с помощью Бога Социальное христианство Даосизм Цигун Агни-Йога Истина из Источника Духовные учителя Духовная инженерия Космическое Полиискусство Третьего Тысячелетия Синтез Истина где то рядомХристианство
Протестантизм Православие Католицизм Христианское единство Ветви ХристианстваЦелительство
Тибетская медицина Цветотерапия Музыкотерапия Духовное целительство Энергетическое целительство Космоэнергетика ЗдоровьеЭзотерика
Хиромантия Нумерология Карты Таро Ясновидение Ченнелинг Уфология Экстрасенсы Рейки Духовное развитие Раскрытие дуальностейЯзычество
Шаманизм Тотемизм Фетишизм Анимизм Друиды Викка Родноверие Асатру Славянское язычество Кельты [ На главную ]www.sunhome.ru