Йога: базовые термины для тех, кто на старте
Хотим мы того или нет, мир йоги обязывает нас адаптироваться к его условиям буквально с первых минут в классе — специальный коврик, отдых в конце занятия и море непонятных слов. В этой статье разбираемся с «намасте», «пранаямой», «виньясой», «мудрой» и другими определениями, без знания которых сложно понять учителя и тексты в интернете.
Каждый термин, с которым вам придется столкнуться во время практики, произносится на санскрите. Это древний индийский язык, на котором до сих пор говорят около 14 000 людей, живущих в Индии, так что Википедия на санскрите существует вполне оправданно. В этом сложном и мягком языке есть более 200 000 слов. Мы с вами разберем всего-лишь 7, которые лягут в основу ваших йогических знаний.
НАМАСТЕ
(«NAMASTE»-ПОКЛОН ТЕБЕ)
В Индии, Непале и вообще в йоговских традициях это способ сказать друг другу «привет» и «пока». Представляет он собой соединенные перед грудью ладони, небольшой наклон вперед и само слово «намасте». В широком смысле это слово с санскрита переводится очень красиво: «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе». Три слога и очень много любви.
АСАНА
(«ASANA» — ПОЗА)
Пожалуй, это одно из первых слов, с которым вам придется столкнуться на практике или даже до нее. Ударение в нем падает на первую букву «а», поэтому во всех названиях, образованных вместе со словом «асана», ударение не будет меняться: шавасана, тадасана, падмасана. По сути, асана — положение тела, когда внутри нас может свободно перемещаться жизненная энергия. Каждая поза направлена на естественное развитие тела, делая его сильнее, гибче и здоровее. Считается, что Шива знал 8 400 000 асан, но оставил для нас только самые ценные 84. Спасибо, Шива?
ПРАНАЯМА
(«PRANAYAMA» — КОНТРОЛЬ НАД ДЫХАНИЕМ И ЭНЕРГИЕЙ ЖИЗНИ)
Не бойтесь услышать от учителя вопрос «Ну что, подышим?». Это всего-лишь приглашение сесть в удобную для вас позу: на пятки (ваджрасана), положив стопы одну за другой (сукхасана), либо одну на другую (сидхасана) или вообще сесть в позу лотоса (падмасана, серьезная заявка на победу). От вас не потребуется вершить судьбы, скручиваться в узел или петь молитвы, вам нужно просто непросто дышать определенное количество раз. У этого занятия есть разные цели — от физического разогрева до снятия стресса. Чаще всего пранаямы используются перед занятием, чтобы настроиться на практику, и после занятия, чтобы успокоиться и погрузиться в шавасану. Помимо того, что дыхательные упражнения прочищают дыхательные пути и самое важное — тонкое тело, они еще и незаметно нас приближают к шварцнегерскому прессу, как в случае с дыханием капалабхати.
Самые популярные пранаямы: капалабхати, сурья бхедана, чандра бхедана и ситкари.
МУДРА
(«MUDRA» — ЗНАК)
Мудры — те самые непонятные положения пальцев, которые вы постоянно видите на фотографиях у медитирующих. Говоря еще более простым языком, мудры — это йога для пальцев. Они используются во время основной практики, медитации и пранаям, дополняя ее энергетически. Понимание того, что тебе нужно контролировать все тело, не исключая пальцы, помогает мыслям концентрироваться только на настоящем моменте. Вы можете практиковать мудры, слушая музыку, расслабляясь перед сном или лежа с утра в кровати. Для этого не нужны специальное время, температура воздуха или ароматы лотоса. Привычка с детства скрещивать пальцы, предчувствуя неприятность, у нас уже в крови.
Самые популярные мудры: дхьяна, щит шамбалы, джняна, анжали и прана.
ЧАКРА
(«CAKRA» — КРУГ)
Согласны ли вы с тем, что наше тело — вселенная, познать которую пытаются все, от эзотериков и хирургов до бодибилдеров и мамочек? В йоге считается, что в теле человека есть некие каналы, по которым течет жизненная энергия. Эти каналы представляются круглыми плоскими дисками, что объясняет перевод слова «чакра» с санскрита (см.выше). Кстати, именно их мы в первую очередь прочищаем во время пранаямы. И они нуждаются не только в прочистке, но и в накоплении сил, работе и практике. Именно это и происходит во время, например, сурьи намаскар или специальной медитации. Некоторые учителя во время занятий будут периодически направлять ваше внимание на нужный канал, но не все. Некоторые из них бывают сами не готовы и часто обращают внимание только на физические отстройки. Поэтому если вам очень хочется познакомиться с чакрами поближе, а учитель все пытается посадить вас в хануманасану (шпагат), попробуйте кундалини-йогу.
Чакры снизу вверх: муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишудха, аджна, сахасрара.
МАНТРА
(«MANTRA» — СТИХ)
Когда мамы кормят своих детей из ложки, очень часто они сопровождают летящую порцию каши ко рту словом «Ам». Это чуть ли не первые звуки, которые ребенок воспринимает в свои первые месяцы жизни. Мы произносим «Ой» или «Ах», когда что-то роняем, и «Брр», когда нам холодно. Также и в йоге есть санскритские термины, напев которых сопровождает определенные желания, мысли, чувства. Это своего рода заклинания, притягивающие любовь, гармонию, деньги, красоту и все, что нам, земным людям, нужно. В последнее время на практиках редко используются мантры, но некоторые учителя все-таки предпочитают начинать и заканчивать занятия самой главной из них — «Ом», которая продолжительно поется на выдохе. Однако вас никто не заставит это делать, если вам не хочется. Можете просто многозначительно помолчать. А если вы наоборот пришли в йогу, чтобы петь-петь-петь, то вам явно туда же, куда и любителям покопаться в чакрах, на кундалини или дживамукти йогу.
Самые популярные мантры: Ом, Ганеша, Ом Намах Шивая, Гаятри, Ади Шакти, Бхаваньястакам.
ВИНЬЯСА
(«VINYASA» — ВОСЕМЬ ВЕТВЕЙ)
По сути своей, виньясы — это асаны, согласованные с дыханием уджайи. Чаще всего они практикуются в аштанга, аштанга-виньяса и виньяса йоге. Иногда некоторые из классических виньяс используются и в универсальном стиле йоге, чтобы отвлечься от чувства вытяжения, например, в ногах. Одним из вариантов виньясы является последовательность планки, чатуранги-дандасаны, собаки мордой вверх и собаки мордой вниз 3 раза (и больше) подряд. Объясняя еще проще, виньяса — это чаще всего последовательность конкретных асан в сочетании с дыханием уджайи.
По материалам сайта https://yogabananas.ru/basic-terms/
асана — Викисловарь
См. также осанна, Асан. |
В Википедии есть страница «асана». |
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Библиография
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | аса́на | аса́ны |
Р. | аса́ны | аса́н |
Д. | аса́не | аса́нам |
В. | аса́ну | аса́ны |
Тв. | аса́ной аса́ною | |
Пр. | аса́не | аса́нах |
а·са́-на
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (т
ru.wiktionary.org
Как правильно пишется слово АСАНА. Ударение в слове АСАНА
а́сана
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно и распространено слово цинический (прилагательное):
Это слово знает
каждый ребёнок
распространено
Нечасто встретишь
в повседневной ситуации
Узкоспециальный
термин
Что это?
Впервые вижу
Другое
Не знаю
Предложения со словом «асана»:
- Для тех, кому ещё рано работать непосредственно с сознанием, существуют телесно ориентированные техники. Например, пранаяма и асана.
- Каждая отдельно взятая асана, если она выполняется верно и с участием дыхания, помимо чисто физического воздействия на тонус мышц посылает импульсы в головной мозг, который в свою очередь даёт нервный импульс соответствующим частям тела.
- Кроме того, асана улучшает пищеварение, поэтому её можно принимать после еды.
- (все предложения)
Оставить комментарий
Текст комментария:
Дополнительно:
Слово «асана» входит в списки слов:
kartaslov.ru
Непонятные слова для йога-новичка — YogaNotes
Непонятные слова для йога-новичка — YogaNotes Home > Непонятные слова для йога-новичка- Асана. Произносится с ударением на первом слоге.
Согласно Йога-сутрам Патанджали, «это положение тела, которое удобно и приятно», но на занятиях по йоге как правило означает «асана» или просто «поза». Например, Баласана – поза ребенка, Навасана – поза Лодки. Хотя и многие позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки, и едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Данный парадокс связан с тем, что асана практикуемая отличается от асаны пройденной, и пребывание в асане по мере её освоения становится все более удобным и приятным. Горакшанатх- основатель традиции Натхов в Индии даёт следующее определение асаны — это пребывание в своей истинной форме. И это определение мне наиболее близко.
- Намасте. Любимое всеми йогами слово. Это индийское и непальское приветствие и прощание, произошло от слов «намах» — поклон, «те» — тебе. Намасте как жест представляет собой соединение двух ладоней перед собой.
В широком смысле означает: «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе» — то есть уважительное преклонение и прославление Всевышнего, божественной сущности мироздания, частичкой которого является человек, признание единства и вечной духовности всего сущего, согласно имеющимся традициям. Часто cловом «Намасте» открывают и заканчивают занятия по йоге. Возможен упрощенный вариант: «Я потрясающий. Ты потрясающий. Все эти остальные люди также потрясающие. Спасибо, всем за то, что вместе позанимались йогой! Спасибо всем живым существам…»
- Oм. На уроке Вам преподаватель скажет, если Вы — новичок, что мантра «Ом» поется как АаааааУуууууМммм! Считается, что это звук, который издает вселенная, первичный, изначальный звук. Его поют в начале и в конце занятий по йоге. Изображение этого звука стало своего рода универсальным символом йоги – он украшает стены студий йоги, фигурирует в украшениях и татуировках йогов по всему миру. Но что же он на самом деле значит? Все мы часть вселенной — мы тоже всегда движемся, меняемся, дышим. И когда мы поем Ом, мы напоминаем себе об этом.
- Шанти. Означает мир, покой. Когда мы поем «Омм Шанти Шанти», мы как бы взываем к спокойствию и умиротворению. В буддийской и индуистской традициях слово «шанти» повторяют три раза, что символизирует покой на уровне духа, души и тела.
- Виньяса. Это так называемые «переходы». Виньяса нужна для того, чтобы логично связать одну асану с другой. Чтобы было красиво и удобно. Благодаря виньясе во время практики вы всегда будете заняты делом и не сделаете ни одной остановки. Активно используется в практиках аштанга-виньяса-йоги, дживамукти-йоги, редко – на йоге Айенгара.
- Мантра. Если вы часто повторяете какое-то слово, еще не значит, что вы произносите мантру. Мантра – священна. Считается, что каждая мантра связана с определенным божеством и, распевая одну из них, вы кого-нибудь да призываете. Так что не пойте просто так – будьте избирательны и уважительны. Самые популярные мантры: Гаятри-мантра, Ом намах Шивая, Харе Кришна, мантра Ом.
- Шавасана. Любимая асана йогов. Если вы увидели, что в классе все спят, это как раз она. Шавасану выполняют только в конце занятия, чтобы расслабиться и усвоить полученный опыт.
- Пранаяма. Если вы начали заниматься йогой, вам придется научиться дышать. Да, именно научиться, потому что, так, как Вы дышали ранее, считайте, что и не дышали вовсе. Пранаяма усмиряет ум, успокаивает нервную систему, поднимает уровень энергии и ненавязчиво приводит к Просветлению.
- Мудра. С санскрита «печать» или «знак». В индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. Мудр существует много, и каждая из них ответственна за особое состояние разума. Хотите развивать сострадание, храбрость, мудрость? Ваши руки и пальцы к вашим услугам!
- Бандха. Энергетический замок. Главный из них – Мула-бандха — сокращение мышц ануса за счет волевого усилия, которую учителя советуют держать все время. Другие же замки нужно выполнять только во время занятия. По требованию преподавателя.
yoganotes.ru
Есть такого городок под Дмитровом: Яхрома. Это заимствованное слово из каких-то угорских древних языков. Ударение на первом слоге. Я долго переучивался, потому что первый раз интуитивно прочитал с ударением на последний слог, что естественно. То же самое с заимствованным Реутовым (колокол на каком-то наречии что ли). То же самое и здесь. САнсара звучит куда сакральне какой-то рабоче-крестьянсой сансАры или вообще — боже мой — сансары. )) Вы когда ваши позы произносите, вы по сути не по-русски говорите, а как-нить вроде: «Я вижу в этом experience». ТО не плохо, и не хорошо, просто поэтому вопрос немного странноват.
наш пострел везде поспел… До Лопатина словари иностранных слов давали с ударение на первый слог, учитывая, вероятно, и ударения языка-первоисточника, и удобство произношения, когда длинное название позы прибавляется к слову асана (тогда с ударением на второй слог просто невозможно произнести в один заход). Кроме того это слово действительно употрбеляется только теми, кто этим занимается — не худо бы и у них спросить… |
pishu-pravilno.livejournal.com
Обсуждение:Асана Вики
Если верить Грамоте.ру, то всё же асана, а не асана. Dodgy Banana 10:02, 13 марта 2010 (UTC)
- Если читать на санскрите, то всё же именно асана. Aqui 22:20, 15 февраля 2011 (UTC)
- Извините, но наш раздел не на санскрите. —Q Valda 08:02, 16 февраля 2011 (UTC)
- «Раньше, когда ещё был Советский Союз и когда Асаны назывались асАнами…» — это начало выступления А. Сидерского на Форуме «Всемирной йога» в Санкт-Петербурге в 2009 г.
- Среди российских йогов и людей, причастных к йоге, по меньшей мере в Питере, употребим только вариант с ударением на первый слог: Асана.
- Грамоте — относительно ударения в этом слове — не верю, верю преподавателям йоги и книгам по йоге. — Andrew Krizhanovsky 12:44, 16 февраля 2011 (UTC)
- все я думаю проще, кто проставит АИ, ту версию и оставим.—Changall 23:01, 16 февраля 2011 (UTC)
- Грамота.ру — это авторитетный источник для Википедии в области лингвистики и филологии. Йоги и их сторонники — не АИ. —Q Valda 23:20, 16 февраля 2011 (UTC)
- Грамота.ру — яркий пример ложной авторитетности в области лингвистики и элементарной безграмотности. Aqui 00:47, 17 февраля 2011 (UTC)
- Извините, но ваше мнение не совпадает с мнением многих пользователей Интернета, считающих информацию портала Грамота.ру стандартом де-факто при проверке правописания русских слов. Кроме того, на портале доступна проверка правописания слов с помощью поиска по нескольким академическим словарям, первый из которых — Русский орфографический словарь Российской академии наук под редакцией доктора филологических наук профессора В. В. Лопатина. Редакционный совет портала возглавляет ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, вице-президент РОПРЯЛ, доктор филологических наук Юрий Евгеньевич Прохоров. —Q Valda 10:14, 17 февраля 2011 (UTC)
- Я не подвергаю сомнению авторитет уважаемых академиков РАН в области лингвистики вообще и в вопросах русского языкознания в частности. Однако это факт — в авторитетном источнике выявлен случай, когда стандартом объявлено слово с ударением, поставленным с нарушением правил русского словообразования, тех правил, которые должны оберегаться столь серьезными учеными. И, что характерно, ситуация возникла со словом, когда следовало бы обратить внимание на лингвистику других языков. Есть основания предполагать, что уважаемые лингвисты с этим заимствованным словом просто не работали, и в итоге разместили в своих трудах его вариант, который используется в просторечии. Сложившаяся ситуация вряд ли является случайной ошибкой. Aqui 19:06, 17 февраля 2011 (UTC)
- АИ поставлено, если есть АИ, что именно в этом слове ошибка, то предоставте источник, иначе орисс.—Changall 21:50, 17 февраля 2011 (UTC)
- Я не подвергаю сомнению авторитет уважаемых академиков РАН в области лингвистики вообще и в вопросах русского языкознания в частности. Однако это факт — в авторитетном источнике выявлен случай, когда стандартом объявлено слово с ударением, поставленным с нарушением правил русского словообразования, тех правил, которые должны оберегаться столь серьезными учеными. И, что характерно, ситуация возникла со словом, когда следовало бы обратить внимание на лингвистику других языков. Есть основания предполагать, что уважаемые лингвисты с этим заимствованным словом просто не работали, и в итоге разместили в своих трудах его вариант, который используется в просторечии. Сложившаяся ситуация вряд ли является случайной ошибкой. Aqui 19:06, 17 февраля 2011 (UTC)
- Извините, но ваше мнение не совпадает с мнением многих пользователей Интернета, считающих информацию портала Грамота.ру стандартом де-факто при проверке правописания русских слов. Кроме того, на портале доступна проверка правописания слов с помощью поиска по нескольким академическим словарям, первый из которых — Русский орфографический словарь Российской академии наук под редакцией доктора филологических наук профессора В. В. Лопатина. Редакционный совет портала возглавляет ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, вице-президент РОПРЯЛ, доктор филологических наук Юрий Евгеньевич Прохоров. —Q Valda 10:14, 17 февраля 2011 (UTC)
- Грамота.ру — яркий пример ложной авторитетности в области лингвистики и элементарной безграмотности. Aqui 00:47, 17 февраля 2011 (UTC)
- Грамота.ру — это авторитетный источник для Википедии в области лингвистики и филологии. Йоги и их сторонники — не АИ. —Q Valda 23:20, 16 февраля 2011 (UTC)
- все я думаю проще, кто проставит АИ, ту версию и оставим.—Changall 23:01, 16 февраля 2011 (UTC)
- Извините, но наш раздел не на санскрите. —Q Valda 08:02, 16 февраля 2011 (UTC)
Ударение: АИ[ код]
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь — М.: Республика, 1996.
Под общей редакцией кандидата исторических наук Альбедиль М. Ф. и кандидата исторических наук Дубянского А. М.
Рецензия:
Настоящее издание является первым в нашей стране словарем, посвященным трем наиболее распространенным на Территории Индии религиям: индуизму, джайнизму и сикхизму. Это — результат многолетнего труда индологов Москвы и Санкт-Петербурга (историков, этнографов, философов, религиоведов и искусствоведов). В словарных статьях отражены история возникновения этих религий и их современное состояние; охарактеризованы их многочисленные направления, секты, организации; проанализированы священные книги, описаны вероучения и ритуалы. Авторы словаря уделили также внимание философским школам, относящимся к этим религиям, и религиозным деятелям, внесшим вклад в теологию и философию того или иного религиозного направления.
Для всех, кто интересуется культурой, религией, философией Индии.
На странице 63 — статья АСАНА, ударение на первый слог.
Aqui 00:37, 17 февраля 2011 (UTC)
- Историки, этнографы, философы, религиоведы и искусствоведы не АИ в лингвистике и филологии. —Q Valda 00:51, 17 февраля 2011 (UTC)
- Это не вопрос лингвистики, это вопрос терминологии востоковедения. Историки, этнографы, философы, религиоведы и искусствоведы, работающие в области востоковедения, корректно обращаются с терминологией, умеют читать на санскрите и правильно транслитерировать на русский язык, в отличие от авторов сайта Грамота.ру. Aqui 01:22, 17 февраля 2011 (UTC)
- Вы, простите, говорите про ударение на хинди, санскрите или в русском языке? В хинди действительно получится на первом слоге (см., например, Зализняка), в санскрите — не знаю (можно посмотреть в словаре, но может оказаться, что оно «неизвестно» — как и для большинства слов). А вот к ударению в русском языке этнографы и философы никакого отношения не имеют, а русские филологи — самое прямое. Может быть, в качестве компромисса вставить что-нибудь вроде При произнощении слова на хинди, ударение падает на первый слог<здесь ссылка на Зализняка [1]>. Такое же ударение рекомендуют российские йоги <здесь ссылка на йогословарь>». Викидим 01:39, 17 февраля 2011 (UTC)
- Я говорю про ударение именно в русском языке. А в нем место ударения в заимствованных словах может зависеть от происхождения слова, так что к ударению в русском языке этнографы и философы отношение еще как имеют — если это касается заимствованных слов. Слово «асана» — не тот случай, когда ударение в нем как в русском слове определяется финалью; это слово является производным санскритского слова आस ās (сидеть), в связи с чем и ударение приходится на первый слог; в русском языке слово имеет единственное значение, других значений с иным ударением нет; нет никаких морфологических факторов русского языка, которые могли бы повлиять на то, что ударение могло бы ставиться не на первый слог. В санскрите используется письмо деванагари и правила его чтения полностью идентичны правилам чтения в хинди. Aqui 02:37, 17 февраля 2011 (UTC)
- Там я чуть выше привёл ссылочку на Зализняка, так он там вроде бы говорит, что для большинства слов древнее ударение утеряно (а для тех, про которые знаем, не обязательно совпадает с современным). Я в этом вопросе Зализняку доверяю, так что буковки-то те же, а вот ударение — не всегда. Если Вас конкретно одно слово интересует — посмотрите сами — вот [2] авторитетный словарь, в котором известные ударения проставлены, по-моему. А ударения в русском литературном языке всё-таки нормируются филологами-русистами, а не востоковедами; даже и не понимаю, о чём тут нам с Вами спорить. Викидим 02:57, 17 февраля 2011 (UTC)
- Для большинства слов древнее ударение утеряно, и слова читаются по существующим правилам. При современном устном воспроизведении санскрита (кроме стихотворных текстов) к нему обычно применяют латинское правило ударения, а именно: в двусложных словах ударение на первом слоге; в многосложных оно на предпоследнем слоге, если этот слог долгий (т. е. если гласная этого слога долгая или если она отделена от гласной следующего слога более чем одной согласной.), в противном случае — на третьем от конца (Зализняк). Согласно зализняку выходит, что ударение в слове «асана» должно быть именно на первом слоге. Ударения в русском литературном языке нормируются филологами-русистами, и ссылку на правила, по которым они это делают, я привел выше. Так что происхождение заимствований важно, и востоковедов было бы странно игнорировать, как и специалистов любых других научных отраслей, в которых происходят заимствования. Aqui 03:17, 17 февраля 2011 (UTC)
- Про современное произношение на хинди никто вроде бы и не спорит. Обсуждаем русское ударение :-). Ваши оппоненты привели грамота.ру — нравится она Вам или не нравится, но здесь считается АИ. Очередь за Вами, но ссылаться на то, как слово произносится в Индии, вроде бы бесполезно. Игнорировать востоковедов никто не предлагал (их русские филологи выслушали, но вроде бы решили по-своему), а вот проставлять ударения в статье всё-таки следует с помощью специалистов по русскому языку, а не сикхизму. Париж тоже для французов звучит «неправильно». Викидим 03:35, 17 февраля 2011 (UTC)
- В подтверждение своей позиции я привел два авторитетных источника. Оппоненты не привели никаких АИ, в которых бы говорилось о правилах, согласно которым в заимствованном слове ударение должно меняться на усмотрение (какое?) лингвистов (каких? — хотелось бы узнать имена). Пока что аргументация — «грамота.ру — АИ», другой нет. Весьма однообразная аргументация, которая подтверждает ложную авторитетность источника «Грамота.ру». При этом допускаю, что мой последовательный ответ на аргументы, лишенные обоснования, выглядит комично (я про ваш смайлик). Aqui 04:26, 17 февраля 2011 (UTC)
- Эта статья — не о правилах русского ударения, поэтому их обсуждение здесь неуместно. Мы не можем также здесь придумывать «правильное» ударение, основываясь на правилах; это будет ВП:ОРИСС. Мнение узких профессиональных нефилологических кругов тоже не важно; моряки ударение в слове «компас» делают на последнем слоге — это никак не меняет норму. Мне, кстати, всё равно, где будет ударение. До распада СССР оно точно приходилось на второй слог (я достаточно стар, чтобы помнить) — по-моему, и Ваши источники это подтверждают; поменяли ли его с тех пор филологи — искренне не знаю. Я просто пытаюсь Вам дать перспективу независимого участника, не связанного с этой статьёй никак. Викидим 04:40, 17 февраля 2011 (UTC)
- Эта статья о слове «асана» и в том числе о том, как в этом слове ставится ударение. Я не придумываю «правильное» ударение, я привел его со ссылкой на высокоавторитетный источник из области востоковедения, и подтвердил позицию авторов авторитетными источниками из области лингвистики; никакого оригинального синтеза я не делал, так что это вовсе не ОРИСС. До распада СССР я слышал слово асана в подавляющем большинстве случаев с ударением на первом слове — из уст людей, которые многое понимали в этом, и лишь иногда — из уст людей, которым было все равно — с ударением на втором слоге. Aqui 04:56, 17 февраля 2011 (UTC)
- Эта статья о слове «асана» и в том числе о том, как в этом слове ставится ударение — Вы совершенно правы, поэтому мы здесь должны обсуждать мнения филологов по поводу ударений в этом слове, а не общие правила ударения в русском языке. До распада СССР — посмотрите на цитату в начале страницы, Вы найдёте подтверждение моим словам. Конечно, знатоки санскрита и тогда ударяли на первый слог. 🙂 На этом откланиваюсь. Викидим 06:04, 17 февраля 2011 (UTC)
Коллеги, раз уж это спорный вопрос, давайте укажем вначале статьи оба варианта произношения, например так:
А́сана (аса́на) - ...
И после каждого слова — ссылки на книги, которые подтверждают данное ударение. Произношение — это ведь второй вопрос, главное — это качество содержания статьи. — Andrew Krizhanovsky 09:13, 17 февраля 2011 (UTC)
P.S. Варианты ударения в Викисловаре я указал. — Andrew Krizhanovsky 09:17, 17 февраля 2011 (UTC)
- Специально интересовался этим вопросом у С. Федорова и С. Лобанова (переводчики с санскрита группы тантр и упанишад) и Андрея Игнатьева (переводчик Деви-бхагавата-пураны). В санскрите нет фиксированного ударения — всё зависит от:
- долгих гласных — если они отсутствуют — на второй (двухсложные слова) или на третий (многосложные слова)
- положения слова в стихе, ритма стиха и т.д.
- Так что спокойно можно ставить ударение на любой слог. —shāntira shani 09:34, 17 февраля 2011 (UTC)
Кошмар, йогой занимаются йоги а их учат терминологии филологи и лингвисты которые наверное не разу в жизни ни в одной Асане и не сидели(стояли, лежали). Не обсуждение а живой анекдот. 94.179.57.78 01:13, 3 сентября 2011 (UTC)
- Все нормальные люди понимают, что личный опыт всегда в какой-то степени субъективен. Я занимаюсь йогой с детства и все же доверяю в вопросах фонетики филологам!!! Ink 06:25, 5 сентября 2011 (UTC)
- Ага, а отсутствие личного опыта это шаг в сторону объективности. Ну-ну.
178.92.92.181 19:12, 25 апреля 2012 (UTC)
удобно и приятно[ код]
Некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки, и едва ли могут быть названы «удобными и приятными».
автор какбы намекает что такое настоящая асана, как этого достичь и как отличить асану от акробатического упражнения
Определение Асаны в «Йога-сутрах» Патанджали 46. Асана есть неподвижная и удобная [поза]. 47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
—dr&mx 16:33, 3 марта 2013 (UTC)
ru.wikibedia.ru
Обсуждение:Асана Википедия
Если верить Грамоте.ру, то всё же асана, а не асана. Dodgy Banana 10:02, 13 марта 2010 (UTC)
- Если читать на санскрите, то всё же именно асана. Aqui 22:20, 15 февраля 2011 (UTC)
- Извините, но наш раздел не на санскрите. —Q Valda 08:02, 16 февраля 2011 (UTC)
- «Раньше, когда ещё был Советский Союз и когда Асаны назывались асАнами…» — это начало выступления А. Сидерского на Форуме «Всемирной йога» в Санкт-Петербурге в 2009 г.
- Среди российских йогов и людей, причастных к йоге, по меньшей мере в Питере, употребим только вариант с ударением на первый слог: Асана.
- Грамоте — относительно ударения в этом слове — не верю, верю преподавателям йоги и книгам по йоге. — Andrew Krizhanovsky 12:44, 16 февраля 2011 (UTC)
- все я думаю проще, кто проставит АИ, ту версию и оставим.—Changall 23:01, 16 февраля 2011 (UTC)
- Грамота.ру — это авторитетный источник для Википедии в области лингвистики и филологии. Йоги и их сторонники — не АИ. —Q Valda 23:20, 16 февраля 2011 (UTC)
- Грамота.ру — яркий пример ложной авторитетности в области лингвистики и элементарной безграмотности. Aqui 00:47, 17 февраля 2011 (UTC)
- Извините, но ваше мнение не совпадает с мнением многих пользователей Интернета, считающих информацию портала Грамота.ру стандартом де-факто при проверке правописания русских слов. Кроме того, на портале доступна проверка правописания слов с помощью поиска по нескольким академическим словарям, первый из которых — Русский орфографический словарь Российской академии наук под редакцией доктора филологических наук профессора В. В. Лопатина. Редакционный совет портала возглавляет ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, вице-президент РОПРЯЛ, доктор филологических наук Юрий Евгеньевич Прохоров. —Q Valda 10:14, 17 февраля 2011 (UTC)
- Я не подвергаю сомнению авторитет уважаемых академиков РАН в области лингвистики вообще и в вопросах русского языкознания в частности. Однако это факт — в авторитетном источнике выявлен случай, когда стандартом объявлено слово с ударением, поставленным с нарушением правил русского словообразования, тех правил, которые должны оберегаться столь серьезными учеными. И, что характерно, ситуация возникла со словом, когда следовало бы обратить внимание на лингвистику других языков. Есть основания предполагать, что уважаемые лингвисты с этим заимствованным словом просто не работали, и в итоге разместили в своих трудах его вариант, который используется в просторечии. Сложившаяся ситуация вряд ли является случайной ошибкой. Aqui 19:06, 17 февраля 2011 (UTC)
- АИ поставлено, если есть АИ, что именно в этом слове ошибка, то предоставте источник, иначе орисс.—Changall 21:50, 17 февраля 2011 (UTC)
- Я не подвергаю сомнению авторитет уважаемых академиков РАН в области лингвистики вообще и в вопросах русского языкознания в частности. Однако это факт — в авторитетном источнике выявлен случай, когда стандартом объявлено слово с ударением, поставленным с нарушением правил русского словообразования, тех правил, которые должны оберегаться столь серьезными учеными. И, что характерно, ситуация возникла со словом, когда следовало бы обратить внимание на лингвистику других языков. Есть основания предполагать, что уважаемые лингвисты с этим заимствованным словом просто не работали, и в итоге разместили в своих трудах его вариант, который используется в просторечии. Сложившаяся ситуация вряд ли является случайной ошибкой. Aqui 19:06, 17 февраля 2011 (UTC)
- Извините, но ваше мнение не совпадает с мнением многих пользователей Интернета, считающих информацию портала Грамота.ру стандартом де-факто при проверке правописания русских слов. Кроме того, на портале доступна проверка правописания слов с помощью поиска по нескольким академическим словарям, первый из которых — Русский орфографический словарь Российской академии наук под редакцией доктора филологических наук профессора В. В. Лопатина. Редакционный совет портала возглавляет ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, вице-президент РОПРЯЛ, доктор филологических наук Юрий Евгеньевич Прохоров. —Q Valda 10:14, 17 февраля 2011 (UTC)
- Грамота.ру — яркий пример ложной авторитетности в области лингвистики и элементарной безграмотности. Aqui 00:47, 17 февраля 2011 (UTC)
- Грамота.ру — это авторитетный источник для Википедии в области лингвистики и филологии. Йоги и их сторонники — не АИ. —Q Valda 23:20, 16 февраля 2011 (UTC)
- все я думаю проще, кто проставит АИ, ту версию и оставим.—Changall 23:01, 16 февраля 2011 (UTC)
- Извините, но наш раздел не на санскрите. —Q Valda 08:02, 16 февраля 2011 (UTC)
Ударение: АИ
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь — М.: Республика, 1996.
Под общей редакцией кандидата исторических наук Альбедиль М. Ф. и кандидата исторических наук Дубянского А. М.
Рецензия:
Настоящее издание является первым в нашей стране словарем, посвященным трем наиболее распространенным на Территории Индии религиям: индуизму, джайнизму и сикхизму. Это — результат многолетнего труда индологов Москвы и Санкт-Петербурга (историков, этнографов, философов, религиоведов и искусствоведов). В словарных статьях отражены история возникновения этих религий и их современное состояние; охарактеризованы их многочисленные направления, секты, организации; проанализированы священные книги, описаны вероучения и ритуалы. Авторы словаря уделили также внимание философским школам, относящимся к этим религиям, и религиозным деятелям, внесшим вклад в теологию и философию того или иного религиозного направления.
Для всех, кто интересуется культурой, религией, философией Индии.
На странице 63 — статья АСАНА, ударение на первый слог.
Aqui 00:37, 17 февраля 2011 (UTC)
- Историки, этнографы, философы, религиоведы и искусствоведы не АИ в лингвистике и филологии. —Q Valda 00:51, 17 февраля 2011 (UTC)
- Это не вопрос лингвистики, это вопрос терминологии востоковедения. Историки, этнографы, философы, религиоведы и искусствоведы, работающие в области востоковедения, корректно обращаются с терминологией, умеют читать на санскрите и правильно транслитерировать на русский язык, в отличие от авторов сайта Грамота.ру. Aqui 01:22, 17 февраля 2011 (UTC)
- Вы, простите, говорите про ударение на хинди, санскрите или в русском языке? В хинди действительно получится на первом слоге (см., например, Зализняка), в санскрите — не знаю (можно посмотреть в словаре, но может оказаться, что оно «неизвестно» — как и для большинства слов). А вот к ударению в русском языке этнографы и философы никакого отношения не имеют, а русские филологи — самое прямое. Может быть, в качестве компромисса вставить что-нибудь вроде При произнощении слова на хинди, ударение падает на первый слог<здесь ссылка на Зализняка [1]>. Такое же ударение рекомендуют российские йоги <здесь ссылка на йогословарь>». Викидим 01:39, 17 февраля 2011 (UTC)
- Я говорю про ударение именно в русском языке. А в нем место ударения в заимствованных словах может зависеть от происхождения слова, так что к ударению в русском языке этнографы и философы отношение еще как имеют — если это касается заимствованных слов. Слово «асана» — не тот случай, когда ударение в нем как в русском слове определяется финалью; это слово является производным санскритского слова आस ās (сидеть), в связи с чем и ударение приходится на первый слог; в русском языке слово имеет единственное значение, других значений с иным ударением нет; нет никаких морфологических факторов русского языка, которые могли бы повлиять на то, что ударение могло бы ставиться не на первый слог. В санскрите используется письмо деванагари и правила его чтения полностью идентичны правилам чтения в хинди. Aqui 02:37, 17 февраля 2011 (UTC)
- Там я чуть выше привёл ссылочку на Зализняка, так он там вроде бы говорит, что для большинства слов древнее ударение утеряно (а для тех, про которые знаем, не обязательно совпадает с современным). Я в этом вопросе Зализняку доверяю, так что буковки-то те же, а вот ударение — не всегда. Если Вас конкретно одно слово интересует — посмотрите сами — вот [2] авторитетный словарь, в котором известные ударения проставлены, по-моему. А ударения в русском литературном языке всё-таки нормируются филологами-русистами, а не востоковедами; даже и не понимаю, о чём тут нам с Вами спорить. Викидим 02:57, 17 февраля 2011 (UTC)
- Для большинства слов древнее ударение утеряно, и слова читаются по существующим правилам. При современном устном воспроизведении санскрита (кроме стихотворных текстов) к нему обычно применяют латинское правило ударения, а именно: в двусложных словах ударение на первом слоге; в многосложных оно на предпоследнем слоге, если этот слог долгий (т. е. если гласная этого слога долгая или если она отделена от гласной следующего слога более чем одной согласной.), в противном случае — на третьем от конца (Зализняк). Согласно зализняку выходит, что ударение в слове «асана» должно быть именно на первом слоге. Ударения в русском литературном языке нормируются филологами-русистами, и ссылку на правила, по которым они это делают, я привел выше. Так что происхождение заимствований важно, и востоковедов было бы странно игнорировать, как и специалистов любых других научных отраслей, в которых происходят заимствования. Aqui 03:17, 17 февраля 2011 (UTC)
- Про современное произношение на хинди никто вроде бы и не спорит. Обсуждаем русское ударение :-). Ваши оппоненты привели грамота.ру — нравится она Вам или не нравится, но здесь считается АИ. Очередь за Вами, но ссылаться на то, как слово произносится в Индии, вроде бы бесполезно. Игнорировать востоковедов никто не предлагал (их русские филологи выслушали, но вроде бы решили по-своему), а вот проставлять ударения в статье всё-таки следует с помощью специалистов по русскому языку, а не сикхизму. Париж тоже для французов звучит «неправильно». Викидим 03:35, 17 февраля 2011 (UTC)
- В подтверждение своей позиции я привел два авторитетных источника. Оппоненты не привели никаких АИ, в которых бы говорилось о правилах, согласно которым в заимствованном слове ударение должно меняться на усмотрение (какое?) лингвистов (каких? — хотелось бы узнать имена). Пока что аргументация — «грамота.ру — АИ», другой нет. Весьма однообразная аргументация, которая подтверждает ложную авторитетность источника «Грамота.ру». При этом допускаю, что мой последовательный ответ на аргументы, лишенные обоснования, выглядит комично (я про ваш смайлик). Aqui 04:26, 17 февраля 2011 (UTC)
- Эта статья — не о правилах русского ударения, поэтому их обсуждение здесь неуместно. Мы не можем также здесь придумывать «правильное» ударение, основываясь на правилах; это будет ВП:ОРИСС. Мнение узких профессиональных нефилологических кругов тоже не важно; моряки ударение в слове «компас» делают на последнем слоге — это никак не меняет норму. Мне, кстати, всё равно, где будет ударение. До распада СССР оно точно приходилось на второй слог (я достаточно стар, чтобы помнить) — по-моему, и Ваши источники это подтверждают; поменяли ли его с тех пор филологи — искренне не знаю. Я просто пытаюсь Вам дать перспективу независимого участника, не связанного с этой статьёй никак. Викидим 04:40, 17 февраля 2011 (UTC)
- Эта статья о слове «асана» и в том числе о том, как в этом слове ставится ударение. Я не придумываю «правильное» ударение, я привел его со ссылкой на высокоавторитетный источник из области востоковедения, и подтвердил позицию авторов авторитетными источниками из области лингвистики; никакого оригинального синтеза я не делал, так что это вовсе не ОРИСС. До распада СССР я слышал слово асана в подавляющем большинстве случаев с ударением на первом слове — из уст людей, которые многое понимали в этом, и лишь иногда — из уст людей, которым было все равно — с ударением на втором слоге. Aqui 04:56, 17 февраля 2011 (UTC)
- Эта статья о слове «асана» и в том числе о том, как в этом слове ставится ударение — Вы совершенно правы, поэтому мы здесь должны обсуждать мнения филологов по поводу ударений в этом слове, а не общие правила ударения в русском языке. До распада СССР — посмотрите на цитату в начале страницы, Вы найдёте подтверждение моим словам. Конечно, знатоки санскрита и тогда ударяли на первый слог. 🙂 На этом откланиваюсь. Викидим 06:04, 17 февраля 2011 (UTC)
Коллеги, раз уж это спорный вопрос, давайте укажем вначале статьи оба варианта произношения, например так:
А́сана (аса́на) - ...
И после каждого слова — ссылки на книги, которые подтверждают данное ударение. Произношение — это ведь второй вопрос, главное — это качество содержания статьи. — Andrew Krizhanovsky 09:13, 17 февраля 2011 (UTC)
P.S. Варианты ударения в Викисловаре я указал. — Andrew Krizhanovsky 09:17, 17 февраля 2011 (UTC)
- Специально интересовался этим вопросом у С. Федорова и С. Лобанова (переводчики с санскрита группы тантр и упанишад) и Андрея Игнатьева (переводчик Деви-бхагавата-пураны). В санскрите нет фиксированного ударения — всё зависит от:
- долгих гласных — если они отсутствуют — на второй (двухсложные слова) или на третий (многосложные слова)
- положения слова в стихе, ритма стиха и т.д.
- Так что спокойно можно ставить ударение на любой слог. —shāntira shani 09:34, 17 февраля 2011 (UTC)
Кошмар, йогой занимаются йоги а их учат терминологии филологи и лингвисты которые наверное не разу в жизни ни в одной Асане и не сидели(стояли, лежали). Не обсуждение а живой анекдот. 94.179.57.78 01:13, 3 сентября 2011 (UTC)
- Все нормальные люди понимают, что личный опыт всегда в какой-то степени субъективен. Я занимаюсь йогой с детства и все же доверяю в вопросах фонетики филологам!!! Ink 06:25, 5 сентября 2011 (UTC)
- Ага, а отсутствие личного опыта это шаг в сторону объективности. Ну-ну.
178.92.92.181 19:12, 25 апреля 2012 (UTC)
удобно и приятно
Некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки, и едва ли могут быть названы «удобными и приятными».
автор какбы намекает что такое настоящая асана, как этого достичь и как отличить асану от акробатического упражнения
Определение Асаны в «Йога-сутрах» Патанджали 46. Асана есть неподвижная и удобная [поза]. 47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
—dr&mx 16:33, 3 марта 2013 (UTC)
wikiredia.ru