Выживания в чс: ВЫЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ — На букву В — Термины МЧС России

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ — Рекомендации населению


ОБЩИЕ ПРАВИЛА:

Постараться найти убежище от холода, жары, дождя или ветра.
Найти способ оповестить о себе: зажечь костер, повесить на дереве какую-либо вещь яркого цвета, подать сигнал SОS и т.д.
Экономно расходовать воду. Если ее нет или осталось мало, постараться найти источник.
Рассчитать запасы пищи и найти способ добыть ее.

Выживание в дикой природе / Разжигание огня

1. Разыщите сухой материал: сухую траву, солому, бересту, смолистые веточки сосны, щепки.
2. Подготовьте место для костра, обложите его с трех сторон камнями или толстыми ветками, оставив открытой подветренную сторону. Можно также разрезать ножом дерн и отвернуть его в обе стороны, чтобы вывороченная земля служила стенками, закрывающими кострище с трех сторон.
3. Заготовьте побольше дров.
4. Подожгите растопку. Раздуйте огонь и понемногу добавляйте в него ветки и сучья.
5. Для того, чтобы костер горел как можно дольше, уменьшите приток воздуха, обложив костер со всех сторон камнями или землей. Подложите в огонь медленно горящие толстые поленья. 
6. Чтобы не замерзнуть ночью, неподалеку от костра надо сделать какое-либо заграждение: положить камни, толстое бревно и т.д. и ложиться спать между костром и этим заграждением, чтобы тепло не рассеивалось.
7. Не увлекайтесь слишком большим костром. Летом вокруг кострища оборвите траву, а еще лучше окопайте кострище.

Разведение огня без спичек. Способы:
1. Необходимо увеличительное стекло и солнечная погода. Можно использовать стекло от очков или фото-видео камеры. Готовим сухую ветошь, пух или траву, затем располагаем стекло так, чтобы солнечный луч усиливался и попадал на сушняк для распалки.

На добычу огня таким способом может понадобиться много времени, возможно даже несколько часов.
2. Можно воспользоваться лезвием топора и кремнием. Ударяя вскользь кремнием о лезвие, мы получим искры, которые воспламенят заранее приготовленную ветошь (сушняк). Если кремния нет, можно поискать альтернативу в виде другого крепкого камня, с острыми краями. 
3. Понадобится то, что есть в любом доме — марганцовка и глицерин. Насыпьте примерно 1 грамм растертого в мелкий порошок марганцовокислого калия (марганцовки). Затем капните на него 2-3 капли глицерина и быстро убирайте руку. Пройдет всего 2-3 секунды, и вы увидите, как вспыхнет огонь.

Выживание в дикой природе / Приготовление пищи на костре

1. Готовить еду следует на углях, а не в пламени.
2. Мясо и рыбу необходимо дольше варить, а не жарить, чтобы нейтрализовать яды и обезвредить бактерии.

3. При расстройстве желудка попытайтесь вызвать у себя рвоту, засунув поглубже в рот два пальца. Кроме того, можно растолочь и проглотить немного угля или мела (одна или две столовые ложки порошка), запив это большим количеством воды.


Выживание в дикой природе / Очистка питьевой воды

1. Грязную воду необходимо профильтровать через любую плотную ткань.
2. Положить на нее песок, измельченный древесный уголь и мелкие камешки, проделать снизу отверстия и пропустить через сделанный вами фильтр воду.
3. Профильтрованную воду следует прокипятить в течение 10 минут.

Выживание в дикой природе / Съедобные растения


1. Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.
2. Используйте только те растения, которые ВЫ знаете.
3. Не ешьте грибы.
4. Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из его листа сок. Сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито. (Исключение составляет только одуванчик. В частности, он помогает при поносах).
5. Потрите губы соком растения и положите маленький кусочек листа на кончик языка. Если в течение 4-5 минут появится ощущение жжения или горечи, это растение не годится в пищу.

Выживание в дикой природе / Если вы заблудились

1. Немедленно остановитесь и попытайтесь выяснить, где вы находитесь, оценив ситуацию.
2. Подсчитайте время, которое вы провели под землей, и прикиньте, сколько времени вам потребуется, чтобы выйти наружу.
3. Пометьте место, где вы находитесь (пирамидкой из камней либо знаком на стене).
4. Попробуйте найти выход. По дороге почаще оглядывайтесь назад, запоминая вид коридоров: с разных точек они выглядят иначе.
5. Отмечайте свой путь пирамидками из камней или знаками на стене.
6. Почаще отдыхайте, чтобы сберечь энергию. Выключайте освещение во время отдыха. Исследуйте каждый коридор: даже в лабиринте можно найти выход.
Если вы застряли в узком проходе, расслабьтесь: напряжение мышц и прерывистое дыхание увеличивают объем тела. Выползайте, работая всем телом.

Если вы заблудились средь бела дня


Если у вас есть карта, достаньте ее и попытайтесь разобраться, где вы оказались.
1. Осмотритесь, не попадутся ли вам на глаза ориентиры, обозначенные на карте.
2. Найдите на карте то место, в котором у вас еще не было проблем с ориентировкой, и попытайтесь проследить свой путь от него, вспоминая строения, ручьи и прочие ориентиры, мимо которых вы проходили.
3. Определив свое положение на карте и совместив его с ориентирами, изображенными на ней, решите, в каком направлении вам лучше идти, чтобы скорее выйти на дорогу или к какому-нибудь населенному пункту.
4. Постарайтесь выбрать такой путь, на котором вам не преградит дорогу река или возвышение, которое придется обходить.
В пути обращайте внимание на ориентиры, расположенные справа и слева по курсу своего пути.

Если вы заблудились без карты

1. Прежде всего оглядитесь по сторонам: вдруг увидите что-нибудь, свидетельствующее о близости дороги (например, телеграфные столбы или какие-нибудь строения).
2. В противном случае постарайтесь вспомнить, как вернуться на дорогу, мимо которой вы недавно проходили, либо к какому-нибудь ориентиру (ручей, строение, холм и т.д.), от которого вы смогли бы выйти к дому.

3. Если в памяти ничего не всплывает, решите, в каком направлении следует идти, ориентируясь по солнцу. Вы знаете, что оно встает на востоке и садится на западе, а в полдень, соответственно, должно быть в южном направлении. Если же солнце скрыто облаками, о его местонахождении можно догадаться по любой слабой тени, падающей на какую-нибудь гладкую поверхность. Для этого возьмите перочинный ножик, поставьте его острием на ноготь большого пальца и поворачивайте лезвие до тех пор, пока не заметите падающую от него тень. Солнце будет в противоположном направлении.
4. Если у вас есть часы, то узнать, в какой стороне находится юг, еще проще. Держите часы так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Разделите угол, образуемый между направлением на солнце и цифрой 12, пополам воображаемой линией — и вы узнаете, где юг. В 4 часа, например, эта линия пройдет через цифру 2.
5. Если солнце полностью скрыто облаками, вы можете получить приблизительное представление о том, где север, приглядываясь к стволам деревьев и большим камням. Поскольку мох лучше всего растет в тени, а в нашем полушарии затемнены именно северная и северо-восточная стороны деревьев и камней, следует ожидать, что здесь будет мох либо он будет гуще.


Если вы заблудились в плохую погоду


1. Если у вас есть снаряжение для холодной ночевки (пластиковый мешок, достаточно большой, чтобы влезть в него вместе со спальником), подумайте, не лучше ли остановиться и переждать плохую погоду.

2. Если у вас нет соответствующего снаряжения и вы находитесь на возвышенности, а погода все ухудшается, постарайтесь двигаться вниз по уклону, даже если это уводит вас в сторону от маршрута. Этого направления можно придерживаться, обращая внимание на то, куда бегут ручьи.
3. По дороге ищите тропинки, которые могли бы привести вас к какому-нибудь жилью.

Если вы заблудились в тумане


Если туман сгустился настолько, что вы ничего не видите на расстоянии десяти шагов, но у вас есть карта и компас, то:
1. Определите на карте свое местонахождение, решите, в каком направлении вам лучше идти, и, найдя на этой линии какой-нибудь заметный ориентир (например, скалу, большое дерево и т.д.), двигайтесь прямо на него;
2. добравшись до этого ориентира, с помощью компаса идите в этом же направлении;
3. повторяйте эту процедуру, пока не выберетесь из тумана. Если у вас нет карты и компаса, оставайтесь на месте, пока туман не рассеется.

Если вы заблудились ночью


1. Если на небе есть луна, то лунный свет, отражаясь от снега или стеблей травы, позволит вам ориентироваться в темноте и вы без труда доберетесь до дороги, а по ней до какого-нибудь жилья.
2. Кроме того, следите за звездами. Узнать, где север, можно, отыскав на небе Полярную звезду. На нее указывают две последние звезды ковша Большой Медведицы, в какую бы сторону ни была повернута его «ручка».
3. Если видимость очень плохая и вы находитесь в горах, то лучше всего остановиться и устроиться на ночлег в каком-нибудь укромном месте, забравшись в спальный мешок, если он у вас с собой.
4. Если вас целая группа, то, устраиваясь на ночлег, держитесь поближе друг к другу, чтобы не замерзнуть.

Выживание в дикой природе / Если потерялся ребенок


1. Маленький ребенок легко может потеряться. Поэтому, прибыв на место, где вы собираетесь остановиться, постарайтесь довести до его сознания, насколько опасно уходить из поля зрения родителей. Но на всякий случай укажите ему какой-нибудь хорошо видный отовсюду ориентир, к которому он должен идти, если заблудится.

2. Если же это все-таки случилось, быстро осмотрите место, где его видели в последний раз.

3. Если его там нет, идите к ориентиру, на который вы ему указали, располагаясь на отдых, и оставьте там кого-нибудь, прежде чем прочесывать всю местность.

Выживание в дикой природе / Ночь в палатке


1. Выбирайте для установки палатки твердое ровное место. Не ставьте ее слишком близко к воде и к засохшему руслу, на случай ливневого дождя.
2. Располагайте палатку так, чтобы ее вход оказался на подветренной стороне. Забивая в землю колышки, максимально натягивайте материал, ибо плохо натянутые палатки протекают даже при небольшом дожде.
3. На случай дождя выкопайте вокруг палатки канавку, в которую будет стекать вода.
4. На случай ветра укрепите колышки, положив на них тяжелые камни.
5. Старайтесь готовить пищу вне палатки. Но если из-за плохой погоды вы будете вынуждены делать это в палатке или рядом с ней, укрепите плитку или керосинку, чтобы она не могла перевернуться.
6. Регулярно проветривайте палатку. Если в плохую погоду вы решите готовить пищу в палатке, знайте, что огонь, горящий в замкнутом пространстве, очень быстро «выбирает» из него кислород. Заметив, что пламя из голубоватого становится желтым, а вы сами начинаете ощущать сонливость, немедленно выбирайтесь из палатки на свежий воздух.

Выживание в дикой природе / Пожар в палатке


1. Если палатка загорелась, немедленно выбирайтесь из нее, даже не пытаясь тушить огонь. Остерегайтесь частиц горящей материи: стряхивайте их с себя, если они падают сверху, и сбивайте пламя спальным мешком или одеждой. Они не пострадают, если действовать быстро.
2. Если в начале пожара вы находились в спальном мешке, не тратьте время на расстегивание молнии. Из спальника можно быстро выбраться, высвободившись из него сначала по пояс, а затем, встав на «мостик», просто стягивая его с себя.
3. Оказавшись снаружи, обрушьте колья палатки и попытайтесь затоптать пламя, если это еще возможно, либо оттащите палатку в сторону, вытряхнув из нее ваши пожитки. Постарайтесь, чтобы огонь не перекинулся на пенопласт, часто использующийся В качестве подстилки: при горении он выделяет ядовитые пары.
4. Если огонь слишком силен, оставьте палатку и все, что в ней есть, догорать.
5. Если ваша палатка загорелась из-за вспыхнувшей у входа керосинки, на которой что-нибудь варилось, отшвырните ее ударом ноги, прежде чем заниматься жилищем. Справившись с огнем в палатке, залейте водой и то место, куда вы отбросили керосинку, чтобы предотвратить лесной пожар.

Выживание в дикой природе / Промокшая палатка


1. Если палатка протекает сверху, попытайтесь найти дырки, сквозь которые проникает вода, и заклейте их пластырем или воском от свечи.
2. Если это не помогает, накройте вещи куском полиэтилена или непромокаемой курткой.
3. Берите с собой в поход пластиковый мешок, в который можно влезть вместе со спальником.
4. На случай промокания палатки снизу, через дно, сделайте настил из веток.

    Общие правила поведения в условиях ЧС

    Это нужно помнить!

    1. Не паникуйте и не поддавайтесь панике. Призывайте окружающих к спокойствию. Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия спасателей, пожарных, медработников и других специалистов.
    2. По возможности немедленно звоните по телефону «01» (телефон спасателей и пожарных). При своем сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Старайтесь говорить коротко и понятно. В сообщении необходимо сказать:
      • что случилось;
      • место, где это произошло (адрес, ориентиры).
      Если Вы оказались очевидцем и Вам ничего не угрожает, постарайтесь оставаться на месте до приезда спасателей, пожарных, сотрудников милиции.
    3. Если Вы пострадали или получили травмы или Вы оказались вблизи пострадавшего, окажите первую медицинскую помощь. Своевременное оказание первой медицинской помощи позволит предотвратить или снизить тяжелые последствия.
    4. Включите радио, телевизор, прослушайте информацию, передаваемую через уличные громкоговорители и громкоговорящие устройства. В речевом сообщении до Вас доведут, что произошло, основные рекомендации и правила поведения.
    5. Выполняйте рекомендации специалистов (спасателей и пожарных, сотрудников милиции, медицинских работников). Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействие опасных факторов).
    6. Не создавайте условий, препятствующих и затрудняющих действия спасателей, пожарных, медицинских работников, сотрудников милиции, сотрудников общественного транспорта. Пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской.
    7. Не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону.

    Оповещение при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации

    Помните! Сирены и прерывистые гудки предприятий или транспортных средств означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радио или телевизор, прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и Ваших действиях.

    Информация о случившемся будет многократно повторяться и по мере развития событий уточняться.

    Население, проживающее вблизи потенциально опасных предприятий, будет оповещаться дежурным персоналом предприятий по локальным сетям оповещения этих предприятий. 

    Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения

    Общий порядок действий. Учитывая многообразие видов ЧС, каждая из них имеет свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретный перечень мероприятий, который необходимо выполнить в целях обеспечения безопасности населения. Определен общий порядок действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения ЧС. Он включает мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.

    Предварительно, до возникновения ЧС, проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления;

    • мероприятия, направленные на снижение потерь от возникновения ЧС;
    • планирование действий, которые будут осуществляться при возникновении ЧС;
    • подготовка сил и средств для реагирования на ЧС; создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС; обучение населения, а также личного состава ВС правилам поведения в ЧС. 

    При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются следующие мероприятия:

    • срочное оповещение органов управления ГО ЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении ЧС, информирование населения о мерах защиты;
    • уточнение сложившейся обстановки с целью корректировки существующего плана действий;
    • перевод органов управления на адекватный сложившейся обстановке режим работы;
    • приведение в состояние готовности имеющихся сил и их последующее выдвижение в район ЧС;
    • проведение комплекса работ по ликвидации ЧС и их последствий.

    Общие правила поведения в случае наводнений, паводков

    Памятка о действия пассажиров в случае ЧП в транспорте

    Памятка «Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения»

    Страница не найдена — Региональный модельный центр дополнительного образования детей Рязанской области

    Аннотация по внедрению инновационной  практики «Приобщение детей к книге и чтению через игру и элементы театрализации (театр теней)» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Игралочка»

     в ОГБУДО «Центр эстетического воспитания детей»

     

    В настоящее время педагоги и родители обращают внимание на то, что многие дети младшего школьного возраста неохотно читают и слушают чтение, а самой любимой игрушкой ребёнка зачастую оказываются планшет, телефон, компьютер.

    Как приобщить ребёнка к книге, сделать чтение не только школьной необходимостью, но и удовольствием? Над этим вопросом бьются многие поколения педагогов и родителей. Единственно верного ответа, к сожалению, пока никто не нашёл, но любая игра, связанная с чтением, в которую будет вовлечён ребёнок, заставляет его обратиться к книге.

    Ведущая педагогическая идея Любая игра, связанная с чтением, в которую будет вовлечён ребёнок, заставляет его обратиться к книге.  Процесс обучения необходимо построить таким образом, чтобы игра и чтение, помогая,  дополняли друг друга. Это сформирует желание читать, сделает чтение необходимым инструментом в другой, интересной для ребёнка деятельности.

    Теоретическая основа: Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Игралочка» ( автор Звездочкина И.И.) позволяют добавить в новый сложный этап в жизни ребёнка (начало обучения в школе) то, к чему он привык с рождения — игру. Кроме того, именно знания, полученные через игру, оказываются прочнее,  помогают внести разнообразие в учебную деятельность.

    Содержание курса представляют собой изучение игр, игрушек и детских забав в русской и мировой литературе. Для детей подобраны игры, связанные с литературой, рассматриваются произведения (их отрывки), где рассказывается об играх, игрушках и забавах для детей разных стран, народов и времён.

    Обращение к литературному материалу позволяет поговорить с ребятами о книгах, их авторах и героях, рассказать о литературном произведении и изображённых в нём событиях как о чём-то близком к современной жизни детей, что, в свою очередь, воспитывает интерес к чтению и книге. Использование на занятиях различных игровых стихов, считалочек, закличек и т.п. позволяет тренировать память и навыки выразительного чтения.

    Каждое занятие имеет логическую завершённость. Его можно провести отдельно (на внешкольном мероприятии, в лагере, в группе продлённого дня, на массовом празднике и т. п.) или выделить из программы необходимый модуль, например по русским народным сказкам.

    Для занятий не требуется сложного технического оборудования: необходимо помещение, где можно провести игры малой и средней подвижности, тексты произведений, элементарный инвентарь (бумага, карандаши, мячи, скакалки и т.п.).

    Результативность работы рассматривалась исходя из двух направлений: расширение читательского опыта учащихся, умения работать с текстом и развитие коммуникативных способностей детей. Результаты диагностики показали, что дети научились искать нужную информацию в тексте, пересказывать отрывок произведения, работать в команде, описывать литературного героя, умению организовать игру самостоятельно.

    Адресная направленность Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Объединения могут быть созданы на базе группы продлённого дня, целого класса, лагеря дневного пребывания и т.д. Программа прошла апробацию  и внедрена  в пяти  творческих объединениях  на базе трёх средних школ города Рязани: МБОУ «Школа №44», МБОУ «Школа №64», МБОУ «Школа №19 (25)».

    Более подробно познакомиться с методическим материалом внедрения данной практики можно на сайте ОГБУДО ЦЭВД  https://www.estet-ryazan.ru в разделе «Образование».

    Правила поведения при чрезвычайных ситуациях

    В жизни бывает всякое и нужно знать как вести себя и что делать в случае чрезвычайной ситуации, которая может произойти вдруг, когда она совсем неожидаемая. Необходимо знать какие действия при возникновении чрезвычайных ситуаций нужно предпринять для защиты своей жизни и здоровья, для обеспечения безопасности окружающих людей.

    1. Сохраняйте спокойствие. Это очень важно. Как говорят в народе: «Горячее сердце и холодная голова» помогут трезво оценить тяжёлую ситуацию и быстрее справиться со стрессом. Спокойствие является границей между жизнью и смертью, так как теряя спокойствие и душевное равновесие человек начинает совершать необдуманные поступки, которые могут привести к гибели.

    2. Обдумайте свои действия. Не следует предпринимать ни в коем случае необдуманных шагов. Для этого следует заранее ознакомиться с общими правилами действия в определённой чрезвычайной ситуации.

    3. Составьте план реагирования. Ещё до возникновения ЧС следует ознакомиться с местностью и выяснить возможные катаклизмы и чрезвычайные ситуации, которые могут произойти здесь, чтобы продумать детально как действовать при наступлении реальной ЧС. Этот личный план реагирования должен включать в себя такие простые и важные пункты:

    — Место укрытия в случае опасности.

    — Путь эвакуирования.

    — Пути отступления, если путь эвакуирования заблокирован.

    — Метод эвакуирования: на машине, лодке или как-нибудь по-другому. План действия, если метод эвакуации будет недоступен или сломан.

    — Список и наличие укомплектованных вещей на случай эвакуации.

    Подготовка к чрезвычайным ситуациям

    1. Используйте правила поведения от чрезвычайных служб. Нужно постараться прослушать, запомнить, записать правила поведения и действия при определённых чрезвычайных ситуациях, которые доносят до ведома граждан чрезвычайные службы. Такую информацию можно получить на официальных сайтах этих служб, также такая информация распространяется в виде инструкций на плакатах, буклетах, в передачах на радио и телевидении.

    2. Подготовьте комплект первой необходимости (можно даже подготовить два таких комплекта). Данный комплект следует хранить в непромокаемой сумке в легко доступном месте.

    3. Не берите ничего лишнего. Возможно, придётся идти долгое время пешком, поэтому следует взять только самое необходимое, что можно будет нести в руках: в сумке или в рюкзаке. Обязательно нужно взять с собой комплект первой необходимости.

    4. Подготовьте заранее место для хранения ценных вещей и семейных реликвий, которые, возможно, придётся оставить при эвакуации. Для таких вещей следует подготовить герметичный пакет или металлический герметичный сундук, сейф. Было бы хорошо спрятать такие вещи в подвале.

    5. Будьте готовы к тревоге. При угрозе ЧС могут быть включены сирены, которые представляют собой монотонный вой в течение 3-5 минут. Услышав такую тревогу следует включить радио или телевизор, настроив на местную волну, чтобы принять важное сообщение о возможном наступлении чрезвычайной ситуации. По радио или ТВ должны быть переданы крайне важные инструкции о правилах поведения и действиях при ЧС.

    6. При надвигающейся ЧС следует уточнить план действий и проверить по списку Комплект первой необходимости, продумайте о возможно необходимых дополнительных вещей в данном комплекте. Если СМИ передают инструкции действия от чрезвычайных служб, нужно обязательно следовать этим инструкциям.

    7. Не перегружайте линии связи ненужными звонками, звоните только для получения и передачи важной информации. Это нужно для того, чтобы чрезвычайные службы имели свободную связь в информировании населения и различных служб, в том числе и медицинских о необходимой информации, действиях.

    8. Обучайте и инструктируйте родных как нужно себя вести и какие следует собрать вещи в комплект первой необходимости в случае чрезвычайной ситуации.

    9. Повышенное внимание уделяйте детям. Дети хватают всё на лету, поэтому в форме увлекательного рассказа провести урок о минувших бедствиях и о том, как люди спасались собственными усилиями. Эта информация в виде инструктажа хорошо запомнится детям, можно обсудить с детьми какие вещи важно иметь при ЧС, а какие можно не брать. Дети хорошо запоминают важную информацию и могут вовремя поделиться ей со взрослыми.

    10. Сохраняйте спокойствие, не паникуйте. При сообщениях о приближающемся бедствии не выезжайте из дома без крайней необходимости. Если ехать необходимо, включите радио в машине на местную волну.

    11. Будьте осторожны при возвращении в дом, который находился в зоне ЧС. Если дом повреждён, входить в него нельзя — он может обрушиться в любую секунду. Чрезвычайные службы должны осмотреть дом прежде, а потом уже дать или не дать разрешение на возвращение в него жильцов. Входя в здание, не нужно освещать себе дорогу свечой или факелом, нельзя также курить в связи с опасностью пожара или взрыва (во время ЧС могла произойти утечка газа из повреждённых труб, мог случится разлив огнеопасных веществ). Также не следует пользоваться электричеством. Только после проверки электриками электросети дома и их разрешения можно пользоваться электричеством. Если чувствуется запах газа или каких-то химикатов возле дома или в самом доме, следует обратиться в чрезвычайные службы и проинформировать их об этом. Не приближайтесь к любым порванным проводам — это смертельно опасно. Проверьте запасы продуктов: они могут оказаться заражёнными химикатами или плесенью, могут быть испорченными. Водопроводную или колодезную воду перед употреблением должны проверить чрезвычайные службы (либо проинструктировать население о мерах по её обеззараживанию), вода ведь тоже может быть заражена.

    12. Спасательные работы. Если находитесь вблизи места, где проводятся спасательные работы, помогите всем, чем сможете спасателям. Если ваша помощь там не требуется, лучше не мешайте проведению спасательных работ и покиньте местность.

    13. Не выезжайте никуда без крайней необходимости. Ведь дороги могут быть завалены, трассы повреждены, мосты могут быть смертельно опасными. Если ехать всё-таки пришлось, нужно соблюдать максимальную осторожность, ехать следует на невысокой скорости. Если на дороге образовались препятствия или повреждения, которые могут представлять опасность для автомобилистов, следует сообщить об этом чрезвычайные службы.

    14. Свяжитесь с родными сразу после нормализации ситуации. Убедитесь, что с ними всё в порядке, проинформируйте родных о своём местоположении, состоянии здоровья. Если родные не смогли связаться с вами долгое время, они могли обратиться в штаб ликвидации ЧС для внесения вас в списки пропавших без вести. Чтобы на ваше обнаружение не тратились время и силы, которые нужны тем, кому помощь в этот момент остро необходима, необходимо известить родных и близких, что с вами всё в порядке.

    Единый экстренный канал помощи: 102/112 (для любых операторов мобильной связи)

    Телефон доверия ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: (812) 573-21-81

    Бюро регистрации несчастных случаев ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области: (812) 573-66-66 (круглосуточный справочный)

    Дежурная часть УМВД России по Центральному району г.Санкт-Петербурга тел. (812) 573-48-80

    404 ошибка — Не найдено

    • О районе
      • История
      • Известные люди
      • Экономика
        • Промышленность
        • Торговля и бытовое обслуживание
        • Малое и среднее предпринимательство
        • Защита прав потребителей
          • Материалы о деятельности
          • Нормативно-правовая база
        • ЖКХ
        • Социально-Экономическое развитие района
      • Социальная сфера
        • Культура
        • Спорт
        • Молодежная политика
        • Здравоохранение
        • Образование
          • Дошкольное образование
          • Общее образование
          • Профессиональное образование
        • Социальная защита
        • Правопорядок
      • Гражданская активность
        • Общественный совет
          • Состав
          • Положение
          • План работы
          • Материалы о деятельности
        • Общественные объединения
      • Телефонный справочник
      • СМИ Эжвы
      • Эжва — Победе
        • День за днем
        • Помним. ..
    • Администрация района
      • Руководитель района
        • Биография
        • График приема граждан по лчным вопросам
        • Вопрос руководителю
      • Заместитель руководителя
      • Структурные подразделения
      • Телефонный справочник администрации
      • Информация о результатах проверок
        • Информация о результатах проверок, проведенных администрацией
        • Информация о результатах проверок, проведенных в администрации
      • План работы
      • Обращения граждан
        • Нормативно-правовая база
        • Требования и порядок рассмотрения обращений
        • Правила подачи письменных обращений, электронных обращений
        • Обзор обращений граждан
        • Интернет-приемная
        • Вопрос-ответ
      • Политика информационной безопасности
    • Муниципальная служба
      • Нормативные правовые документы
      • Порядок поступления на муниципальную службу
      • Вакансии
      • Конкурс на замещение вакантным должностей
    • Муниципальные услуги
      • Нормативные правовые документы
      • Услуги
      • Проекты административных регламентов
      • Административные регламенты
    • Нормотворческая
      деятельность
      • Нормативные правовые акты, принимаемые администрацией
      • Проекты решений Совета МО ГО «Сыктывкар», внесенные руководителем администрации
      • Порядок обжалования НПА
    • Противодействие
      коррупции
      • Нормативные правовые документы
      • Рекомендации о порядке действий при столкновениями с фактами коррупции
      • Комиссия по урегулированию конфликта интересов
      • Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» и членов их семей
    • Новости
    • Объявления, анонсы,
      поздравления
    • ГО и ЧС
      • Положение об управлении
      • Порядок предоставления услуг
      • Уроки выживания для населения в различных ЧС
      • Единая дежурно-диспетчерская служба города Сыктывкара-«05»
      • Перечень нормативных правовых актов
    • Опрос
    • Ссылки
    • Карта сайта
    • Поиск по сайту


    Набор выживания (ЧС и Автоном) №1

    позиция описание назначение
    1 Огниво Толстый стержень 60х6 мм Поможет добыть огонь в любую погоду. Огниво не боится воды, холода и имеет почти вечный срок хранения. Хватит на более гарантированных 500 костров.
    2 Ракетница «Сигнал Охотника» Пусковое устройство «Сигнал охотника» + Патроны сигнальные резьбовые «Сигнал» 15 шт Ракетницей можно подать сигнал о помощи (3 цвета по 5шт), высота ракеты до 50м. Защититься от любого хищника. Из пороха можно добыть огонь, прижечь рваную рану.
    3 Набор рыболовный Готовый набор для рыбной ловли. Леска, крючок, грузило и поплавок. Универсальный набор от мелочи до крупной рыбы (до 5 кг)
    4 Полотенце-салфетка прессованное 23х25см (3шт) Можно использовать как трут (распотрошить и по кусочкам, горит отлично), можно как элемент фильтра для воды, маски-респиратора, и по прямому назначению (салфетка, мини-полотенце)
    5 Штурмовой крюк-кошка складной (выбор: да или нет) Малая складная штурмовая крюк «Кошка» с четырьмя крюками. Нержавеющая сталь. Может использоваться как штурмовая кошка, как якорь лодки, крюк охотничий (для освежевания), для подъема грузов, добыча дров (сламывания нижних сухих веток). Это универсальный инструмент.
    6 Большой складной нож Bear Grylls Folding (или Myth Folding Sheath) — нож известный во всем мире. Надёжный нож прочной стали — самый главный атрибут выживания. Тем более, когда это нож Bear grylls.
    7 Мульти — инструмент Survival Tool Небольшой набор инструмента из высококачественной полированной стали. Консервный нож,Лезвие ножа, Отвертка, Линейка, Открывалка для бутылок, Ключ гаечный на 6-7-8-10 мм, Ключ для гаек с ушами (барашков), Пилка, «Компас» по солнцу, Ключ гаечный на 4-5 мм
    8 Аквабриз 10мг (4шт) Таблетки «Аквабриз» предназначены для обеззараживания питьевой воды, содержащей бактерии и вирусы. Активный хлор, убивает всю биофлору. Аквабриз + кипячение + грубый фильтр (см выше салфетки) — это 100% безвредная вода.
    9 Паракорд 10м настоящего (не китайского) паракорда. 250кг на разрыв. Веревка — второй по важности элемент выживания. А паракорд -лучшая из веревок. Имеет 7 нейлоновых сердечников. Можно использовать как силки, леску, нитки, обмотку снаряжения и многое другое. Используется в НАЗах всего мира.
    10 Спасательное одеяло Покрывало LEINA WERKE Aluminium+ Предохраняет от жары, холода, солнца, осадков (в том числе и радиоактивных). Держит до 80% тепла человеческого тела! В сложенном виде помещается в ладони!
    11 Нитки-иголки Хоз пакет (2 иголки 3 мотка ниток) Для починки одежды и снаряжения.
    12 Микро-блокнот с авторучкой Очень маленький блокнот в крепкой обложке, со встроенной авторучкой Вести записи иной раз жизненно необходимо. Подсчитывать расстояние, записывать время накладки жгута, оставлять записки. Даже при расшифровке азбуки морзе — не все могут это делать на лету.
    13 Неодимовый магнит куб, 0.5х0.3см. (5шт) Удобен для хранения, поиска и транспортировки металлической мелочи (крючки, болтики, иголки).Можно из простой отвертки (и любого другого инструмента) сделать магнитную.
    14 Изолента ХБ чёрная Длина 30м. Ширина: 1,8см. Расходный материал при электротехнических работах, обмотке оружия и инструментов. Препятствует скольжению, улучшает тактильные характеристики пластика и стали.
    15 Ёмкость баночка 40 мл Герметичная прозрачная ёмкость. 2шт. Незаменима для транспортировки и хранения соли, сахара, чая, кофе, перца, лекарств, специй, мелочей, флешек микро USB и т.п. …
    16 Супер-клей Тюбик 1г. Быстросохнущий клеи средней вязкости на основе цианакрилата. Незаменим там, где требуется очень быстрое высыхание или точечное применение.
    17 Карабин Карабин,  длина — 7 см Средний и прочный металлический карабин
    18 Мультитул (плоскогубцы) Маленький мультитул с пассатижами, 9 предметов, в чехле. Ремонтируемая конструкция на болтах. В комплекте нож, пассатижи, отвертки, шило, пилка и другие инструменты из нержавеющей стали.
    19 Динамо фонарь аварийный Аварийный фонарь с механическим динамо-генератором и солнечной батареей. Стропорез, стеклобой. Вечный источник света, не требующий электричества. Можно экстренно разрезать ремень безопасности в одно движение. Можно быстро разбить автомобильное стекло и покинуть место аварии.
    20 Компас алюминиевый Точный компас в алюминиевом корпусе, компактный вариант При ориентировании нужно соблюдать 2 правила: 1. Держите корпус компаса строго горизонтально. 2. Держите его вдали от металлических предметов и приборов.
    21 Герметичный чехол Водонепроницаемый чехол для телефона, документов. 170х115мм Обязательно сделайте копии документов и положите копии в этот чехол. Паспорт, св. о рождении, права, медицинская страховка.
    22 Свисток Небольшой но громкий свисток Иногда, крик не продуктивен, нужен более громкий сигнал, который не отнимает много сил. В лесу или горах легче найти человека по свистку — он имеет менее значимое эхо.
    23 Труба-монокуляр СУПЕРКОМПАКТНЫЙ ПРИЗМЕННЫЙ МОНОКУЛЯР в обрезиненном корпусе, защита от ударов и влаги, С ФУТЛЯРОМ Удобный защищенный монокуляр с просветляющей оптикой.
    24 Стаканчик стальной, складной Маленький складной стаканчик из стали Удобный стаканчик для НАЗ. Можно использовать на открытом огне.
    25 Пила струнная Пила выживальщика с 3-мя улучшениями. Из стали, карманная. Может использоваться для резки дерева, пластика, кости, резины и мягкого металла.
    26 Внешняя батарея тонкая, алюминий 5000mAh Очень тонкий внешний аккумулятор! Powerbank Card. Корпус их прочного алюминия. 5000мАч (5В 1А) Запас энергии для телефона, рации, плеера. Саморазряд литиевой батареи составляет около 3% в месяц. В год примерно треть.
    27 Сумка-планшет Pocket брезент Прочная сумка для НАЗ. Размеры: 26×24×15 Средняя сумка для самых необходимых повседневных вещей. Крепкий материал снаружи и внутри, грамотная компоновка множества отделений.

    Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях






    Урок 25


    Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях

    Очевидец рассказывал о случае, который произошел с ним в 1977 г. во время схода снежной лавины.

    Он спокойно возвращался с очередного ледника в долину, где располагался базовый лагерь. Ничто не предвещало опасности. Привычная торжественная тишина заснеженных горных вершин окружала человека. Он уже почти спустился в долину и вошел в сосновый лес, будто усыпанный неведомым великаном огромными каменными валунами, как вдруг до его слуха донесся далекий, странный, быстро нарастающий гул.

    Этот человек хорошо знал местность, знал все лавино- и селеопасные участки и сразу же понял, что с гор идет лавина. И действительно, когда он огляделся, то увидел, что на фоне одной из горных вершин образовалось большое белое облако, которое, двигаясь прямо на него, увеличивалось на глазах. Первое, что он почувствовал, по его словам, — парализующий и леденящий душу страх. Но это состояние длилось недолго. Он молниеносно вспомнил то, чему его учили в институте: как нужно вести себя в подобных чрезвычайных ситуациях. Он мобилизовал волю и силы, быстро оценил местность и свои возможности на спасение, затем сбросил с себя рюкзак и снаряжение, спрятался за ближайший самый большой валун, тесно прижавшись к нему, потому что лавина двигалась с такой скоростью, что убегать было бесполезно: первая же ударная волна сбила бы его с ног и раздавила о дерево и камни, тем более что снег нес с собой обломки скал. Таким образом, тот валун, за которым укрылся человек, послужил естественным барьером, смягчившим удар лавины. Когда самый сильный поток прошел, наш ученый позволил себе «оторваться» от своего камня и «поплыл» в снежной лавине, как по реке, постепенно выбираясь на поверхность, чтобы не задохнуться в толще снега. Все это время он сохранял хладнокровие и был начеку, стремясь избегать деревьев и валунов. В известной степени, можно сказать, что он «родился в рубашке», потому что редко кто, попав в лавину или селевой поток в горах, остается целым и невредимым. Но то, что ему «повезло», — во многом заслуга самого человека, потому что он оказался психологически сильным и тренированным.

    Человек и стихия

    В шестом классе вы познакомились с тем, что такое психика человека и какие большие возможности открываются перед теми из нас, кто знает, как она функционирует, и умеет управлять ею, особенно в опасных и чрезвычайных ситуациях, которыми так богата жизнь.

    Вернемся к описанному происшествию и рассмотрим, какие особенности психических процессов, свойств и состояний помогли человеку спастись при сходе снежной лавины.

    Прежде всего, разумеется, гибкость и скорость его мышления: он быстро оценил ситуацию, угрожающую его жизни, и местность с точки зрения возможностей укрытия.

    Отсюда следует, что, когда человек предварительно знаком с приметами приближения любого стихийного бедствия (землетрясения, урагана, смерча, оползня, наводнения, снежной лавины), он прежде всего должен научиться быстро осмысливать, т. е. анализировать и оценивать происходящее. Из учебников и средств массовой информации вы получаете теоретические знания о признаках приближающихся опасных природных явлений, о правилах безопасного поведения при их угрозе и во время их проявлений, характерных для вашей местности. Но чтобы быстро сообразить, что происходит в природе вокруг вас, и принять правильное решение о мерах предосторожности, надо тренировать свое мышление.

    Все, что нас окружает, — это объективная действительность, т. е. существующая независимо от нас с вами. Все стихийные бедствия, которые могут нас поджидать, — это тоже объективная действительность. Поэтому важно не только выучить, какие явления в природе предшествуют той или другой стихии, но и суметь быстро «в мыслях связать» уже известные нам приметы с надвигающимся бедствием. Иными словами, установить связи и отношения этих примет с тем, что происходит вокруг на самом деле, и выбрать «умное», т. е. наиболее правильное в этой ситуации поведение.

    Как правило, специальные метеорологические службы всегда заранее предупреждают о возможности природных катаклизмов по радио или телевидению. Но если даже по каким-либо причинам вы не получили такую информацию, то знания о приметах стихий, приобретенные в школе или от старших, должны помочь вам распознать приближающуюся беду. Психологически подготовленные люди умеют быстро и без паники справиться в этих ситуациях со страхом, волнением, тревожностью и противостоять опасности. Те же из нас, кто не умеет управлять своей психикой, чаще всего оказываются беспомощными перед надвигающейся стихией. Вспомните, что представляют собой страх и паника, которые, если им поддаться, парализуют волю и сознание человека, вызывают беспорядочное, неорганизованное поведение. В результате человек становится похож на загнанное животное, которое в конце концов само себя губит. Недаром древние мудрецы говорили: «Насколько человек побеждает страх, настолько он — человек».

    Какие же люди по своим психологическим характеристикам лучше всего могут подготовиться к стихийному бедствию?

    С одной стороны, это прежде всего подготовленные и поэтому чувствующие себя уверенно в жизни. С другой стороны, психологически тренированные: те, которые постоянно работают над повышением своего внимания, развитием ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых), над совершенствованием своей памяти, мышления, контролем за эмоциями и волей. Наука психология может предложить много упражнений по развитию у человека каждого из перечисленных качеств, важно только очень хотеть и осознавать необходимость заниматься не только физической культурой, но и психическим самосовершенствованием, потому что от последнего не в меньшей степени, чем от первого, зависит ваша возможность выжить в любых опасных условиях.

    Опытные люди, живущие в тех районах, где часто бывают ураганы, могут даже по запаху воздуха определить надвигающуюся стихию. Но для этого надо иметь хорошо развитые обонятельные ощущения и наблюдательность.

    Некоторые психологи утверждают, что окраска внешней среды по-разному влияет на поведение и эмоциональное состояние человека.

    Исследования показали, что человек воспринимает цветовое излучение окружающей среды не только осознанно, при помощи зрения (главную роль при этом играет его произвольная наблюдательность и внимательность), но и неосознанно, при помощи кожных рецепторов, так называемого кожного зрения. Эта неосознаваемая информация об окраске внешней среды (а накануне стихийных бедствий она приобретает оранжево-красные, фиолетово-синие и черные оттенки) сильно влияет на нашу умственную, двигательную, эмоциональную, психическую деятельность, затормаживая или возбуждая ее в зависимости от особенностей нашей нервной системы: мы ведь все очень разные.

    Результаты этого исследования важны, потому что человек, прежде чем научиться управлять своей психикой, должен познать себя. Кстати, если вы находитесь в районе, подверженном действиям природных стихий, то, почувствовав необъяснимую подозрительную вялость, сонливость, тревожность или чрезмерное напряжение, возбужденность, осмотритесь, не связано ли это с изменениями в окраске окружающей среды — возможными предвестниками надвигающейся стихии.

    Итак, чтобы стихия не застала вас врасплох, надо знать метеорологические и геофизические особенности региона, в котором вы живете, а также признаки и приметы наиболее вероятных для вашего края стихийных бедствий.

    Надо знать себя, т. е. особенности своего характера и темперамента, чтобы вовремя «дать самому себе команду» действовать собранно и умело, быстро и сосредоточенно, побороть свой страх.

    Характер и темперамент

    Вы, наверное, заметили, что вы и ваши друзья, школьные товарищи, по-разному реагируете, скажем, на школьный звонок. Одни все бросают и сломя голову бегут в класс, другие, если были заняты разговором или стояли в очереди в буфете, сначала все-таки договорят или купят желанный пирожок и только потом бегут на урок, а третьи, даже не успев ничего купить, все равно не торопясь, степенно возвращаются в класс.

    Эти характеристики человека — быстро или медленно, импульсивно или степенно, в одиночестве или всегда в компании он говорит, ходит, над чем-то работает, доводя начатое до конца или бросая в середине дела — зависят от особенностей его нервной системы, или темперамента.

    В психологии под темпераментом понимают характеристику человека со стороны интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека: силы, подвижности и возбудимости.

    Условно выделяют ЧЕТЫРЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

    Сангвиник — человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

    Флегматик — человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

    Холерик — возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий человек.

    Меланхолик — человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко все переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он и быстрее устает.

    Попробуйте определить, к какому типу людей вы относитесь, но помните, что в жизни одни и те же люди в зависимости от ситуации могут вести себя по-разному. Например, когда вы увлеченно болеете за любимую спортивную команду, вы можете вести себя как холерик, т. е. прыгать, вскакивать с места, кричать, обнимать соседа или отчаянно ругать незадачливого игрока. В то же время, когда вы готовите уроки, понимая, что для вас это важно, вы можете выглядеть флегматиком. Однако экспериментально доказано, что в экстремальных ситуациях или когда приходится долго заниматься одним делом, преобладающий тип темперамента обязательно начинает играть главную роль.

    Например, в условиях приближения любого стихийного бедствия холерик начнет лихорадочно метаться и суетиться, а если не сможет взять под контроль проявления своего темперамента, то, скорее всего, поддастся панике. Меланхолик наверняка впадет в глубокое уныние и начнет представлять возможные страшные картины того, что может произойти. Это может помешать ему принять правильное решение. Флегматики из-за своей заторможенности чаще всего недооценивают опасность, что также вредно для обеспечения безопасности. Сангвиник, скорее всего, сумеет быстро побороть свой страх и даже найдет в себе силы подшутить над происходящим. Но ему может не хватить чуткости к ближним. Разумеется, если вы будете тренировать свою волю (решительность, настойчивость, управление своими эмоциями, настроением) и психические процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление и речь, воображение), то вы сможете в чрезвычайной природной ситуации преодолеть особенности своей нервной системы.

    Таким образом, проанализировав свои поступки, настроение, отношение к учебе, к себе, к другим людям и к опасности, вы можете предположить, чего ожидать от себя в условиях приближающейся опасности. Но этого еще недостаточно, чтобы психологически подготовиться к встрече с опасностью: надо обратить внимание на свой характер.

    В основе характера человека лежит его темперамент, но последний дан нам от природы, а характер — это то, за что мы ответственны сами. Чем мы старше, тем в большей степени формирование нашего характера зависит от нас самих.

    Отсюда следует, что если при любой, даже самой незначительной опасности вы привыкли (т. е. испытываете потребность) постоянно прятаться за чью-то спину (папину, мамину, брата, сестры, друга), то, значит, у вас вырабатывается несамостоятельный характер. В случае опасности, когда никого не окажется рядом, он может вас подвести. Учитесь принимать решения и грамотно действовать сами, советуясь вначале с более опытными и знающими людьми.

    В американском кинофильме «Приключения «Посейдона» (название корабля) рассказано о корабле, совершавшем круиз и попавшем в чрезвычайную ситуацию. Он был поврежден, перевернулся вверх днищем и стал тонуть.

    Однако у команды и пассажиров еще оставалось время передать сигнал SOS и попытаться выбраться из перевернувшегося корабля: вдруг заметят спасатели и подберут их. Корабль был очень большим, и, чтобы выбраться из него, надо было преодолеть множество отсеков, коридоров и других помещений, а главное, не заблудиться в них. Один из героев фильма, мальчик десяти лет, движимый желанием узнать как можно больше обо всем (черта характера — любознательность), изучил корабль, заметил и запомнил, что и где находится (наблюдательность), и в условиях стихийного бедствия не испугался, не растерялся (собранность, сосредоточенность), а стал помогать взрослым в поисках путей к спасению.

    Любые чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера страшны прежде всего тем, что они, как правило, внезапны. Двадцатый век и начало нового столетия богаты такими происшествиями в разных частях планеты и нашей страны. Тем не менее в значительной мере вы можете помочь себе выжить, если противопоставите чрезвычайным ситуациям свои знания, умения, силу воли, характера и способностей.

    Психологические особенности поведения человека во время стихийного бедствия

    В наше время высокого уровня развития техники средства массовой информации рассказывают нам о разного рода стихийных бедствиях и их разрушительных последствиях.

    В феврале 1998 г. в Краснодарском крае произошло сильное наводнение из-за ранней оттепели. Во многих деревнях были разрушены дома, хозяйственные постройки. Вода залила пахотные земли, сделав их непригодными для весеннего сева. Люди горестно сетовали, что власти края вовремя не предприняли мер по защите от наводнения. Бедствие застало всех врасплох, потому что наводнение произошло на месяц раньше обычного срока и было гораздо интенсивнее, чем обычно.

    Давайте посмотрим на этот случай с психологической точки зрения.

    Наводнения в этом регионе бывают каждый год и всего лишь на месяц позже. Значит, эта стихия — не невидаль в этих краях, и люди, живущие здесь, могли бы преодолеть свою беспечность и быть психологически готовы к действиям в сложившихся условиях.

    Известно, что если человек заранее подумал обо всем, сам настроился на возможность тех или иных событий, то обязательно за этим последуют и его действия по приспособлению к этим событиям. Когда они происходят, такой человек чувствует себя увереннее и спокойнее.

    Известно, что страх овладевает прежде всего людьми, предрасположенными к беспокойству, тревожно реагирующими на окружающий мир. При стихийных бедствиях это проявляется с особенной силой и во многом зависит от характера и типа темперамента человека.

    Однако при достаточно сильной угрозе жизни и здоровью человек любого темперамента может в той или иной степени переживать приступы паники. Вот ее характерные признаки: невозможность вдохнуть полной грудью или помутнение сознания; бешеное сердцебиение; дрожь всего тела; сильное потоотделение; удушье; рвота или расстройство желудка; онемение или покалывание в теле; нереальное восприятие происходящего, тело словно не ваше; боль или давящее чувство в груди; ощущение, что вы вот-вот умрете или умираете; кажется, что вы сходите с ума.

    Другие признаки тревожного состояния, которые порождены текущей ситуацией и проходят быстрее: взвинченность (человек на грани срыва), человек легко пугается, не может сосредоточиться или вообще отключается; плохой сон, бессонница; напряжение и боль в мышцах; быстрая утомляемость.

    Со всем этим вполне можно справиться. Надо только научиться расслаблять мышцы лица, конечностей и всего тела, правильно дышать и внушать себе желаемые состояния. Для этого вспомните и повторите специальные упражнения, которым вас обучали в шестом классе.

    Психологические особенности поведения человека после стихийного бедствия

    Разрушительная сила стихийных бедствий бывает так велика, что даже видавшим виды, закаленным, психологически тренированным людям подчас бывает трудно справиться со своими эмоциями и чувствами. Однако, как показывают практика и специальные исследования, людям, знающим, каким может быть психическое состояние человека после пережитого стихийного бедствия и как оно может выражаться в поведении и речи, легче выходить из стрессов.

    В декабре 1988 г. в Армении в городе Спитак произошло сильнейшее, до тех пор невиданное по разрушительным последствиям землетрясение. Население оказалось ни организационно, ни психологически не подготовленным к тому, что в их городе может такое произойти. После этого печального события на место происшествия, кроме спасателей, выехали психологи из Москвы для оказания помощи по выводу пострадавших из негативных психических состояний, которые ими овладели после страшного кошмара.

    Психологи описали позднее формы поведения детей на разных стадиях эмоционального потрясения.

    В первую-вторую неделю после катастрофы для детей всех возрастов (дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного) было типично резкое двигательное возбуждение. Они быстро ходили или бегали без всякой видимой цели; размахивали руками; издавали непонятные звуки, что-то выкрикивали, восклицали, смеялись; возбужденно без смысла толкали друг друга и отвлекались; становясь агрессивными, начинали драться; по незначительному поводу начинали горько плакать. Казалось, они вот-вот упадут от перевозбуждения и усталости, но при этом не могут организовать себя и успокоиться.

    Вторая типичная, но менее распространенная форма ненормального поведения — ступор, т. е. такая реакция на стресс, которая проявляется в форме обездвиженности, оцепенения. Ребенок, находящийся в ступоре, сидит или стоит неподвижно, ссутулившись, скорчившись, взгляд устремлен в никуда.

    В течение четвертой и пятой недель после катастрофы психологи наблюдали у большинства детей вялость, желание полежать в кровати, расстройство сна, потерю аппетита, раздражительность. Нередко среди детей вспыхивали драки. Некоторые падали в обморок от головокружения, глядя на движение веток высоких деревьев.

    Отмечали и истерические реакции. Так, один десятилетний мальчик постоянно травмировал заживающую на его ноге рану, полученную во время землетрясения, чтобы окружающие все время оказывали ему внимание.

    Такие реакции могут быть присущи и людям, пережившим другие виды стихийных бедствий.

    Если рядом нет профессиональных психологов, способных помочь людям вернуться к нормальному самочувствию и поведению, они должны попробовать сделать это сами.

    Чтобы легче справиться со своими чувствами и эмоциями, нужно:

    • стараться не оставаться в одиночестве или в окружении людей, находящихся в таком же психическом состоянии; желательно проводить как можно больше времени в компании тех, кто легче перенес катастрофу;
    • как можно больше заниматься совместной работой, играми, рисовать, заниматься спортом, музыкой, мастерить что-нибудь, стараясь быть все время в окружении других людей;
    • детям всех возрастов желательно окружать себя любимыми игрушками или другими предметами, читать любимые книги, обсуждать их друг с другом;
    • заниматься психологическими упражнениями по тренировке своей воли и эмоциональной устойчивости.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Что такое психологическая тренировка?

    2. Что говорит наука психология о мышлении и какова его роль в психологической подготовке к чрезвычайным ситуациям природного характера?

    3. Что понимают под темпераментом и характером?

    4. Дайте характеристики основным типам темперамента.

    5. Как может проявляться темперамент человека во время стихийных бедствий?

    6. Какими признаками характеризуется приступ паники у человека любого темперамента?

    7. Какие признаки характеризуют тревожное состояние человека?

    8. Каким образом можно справиться с приступом паники и состоянием тревоги?

    9. Каково значение психических познавательных процессов человека для преодоления негативных психических состояний до, во время и после стихийного бедствия?

    10. Дайте характеристики разных форм поведения детей (резкое двигательное возбуждение, ступор, истерическая реакция) после стихийного бедствия.

    11. Какие действия следует предпринять, чтобы справиться со своими чувствами и эмоциями и вернуться к нормальному состоянию?

    Задание 15

    Посмотрите на рисунок. Здесь в каждом квадрате изображено по нескольку предметов. Какие-то из них можно объединить в одну группу, а какие-то к этой группе не относятся. Объясните, по каким признакам вы объединили те или иные предметы в одну группу.

    Найдите в каждом квадрате изображение лишнего предмета.
    Свои способности обобщать уже известную информацию и оценивать новую, особенно угрожающую жизни и здоровью,
    вы можете тренировать, пользуясь специальными упражнениями.

    Задание 16

    Составьте из слов дети, ветер, книга, ураган, смелость, солнце, дом предложение (или несколько разных предложений), в котором все эти слова были бы связаны одним смыслом.

    Задание 17

    Напишите как можно больше общих свойств, присущих таким разным предметам, как кастрюля и лодка.

    10 Советы по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям

    Июнь — Месяц национальной безопасности, и наш менеджер по безопасности Hillcrest, Бобби Бенн, хотел бы напомнить всем: «Готовность к чрезвычайным ситуациям является частью безопасности, и в конечном итоге каждый из вас несет ответственность за обеспечение того, чтобы места, где живете и работаете готовы ко всему ».

    1. Помните о различного рода бедствиях, чтобы всегда быть готовыми. Психология — ключевой фактор выживания, поэтому умственная и эмоциональная подготовка увеличивает ваши шансы на выживание.

    2. Постарайтесь не паниковать. Вы, , вероятно, испытаете страх во время чрезвычайной ситуации, , но хорошее планирование с фактической информацией от авторитетных агентств поможет вам более эффективно реагировать.

    3. Знайте свои пределы. Понимание любых физических ограничений, ресурсов, медицинских или диетических потребностей поможет вам составить индивидуальный план выживания для вас и вашей семьи.

    4. Действуйте: физически подготовьте и отрепетируйте свой план; и не бойтесь изменять его по мере необходимости.

    5. Узнайте, как делать больше с меньшими затратами. Если в результате стихийного бедствия у вас отключится электричество или газ, вам, возможно, потребуется знать, как импровизировать с тем, что у вас есть под рукой. Палаточный лагерь — хороший пример того, как научиться выживать с помощью самого необходимого.

    6. Будьте проще. Планы готовности и аварийное снаряжение должны быть практичными для реальных сценариев. Важно протестировать и попрактиковаться в том, что вы планируете использовать.

    7. Помните о своих местных угрозах, как природных, так и техногенных.Поймите безопасные маршруты или места, куда можно пойти.

    8. На случай, если вы вынуждены покинуть дом, создайте передвижную аптечку (а) для себя и своей семьи. Оставить один на работе полезно в случае возникновения сценария бедствия, когда вы на работе.

    9. Сделайте W.I.S.E. (Работа над инновационным образованием в области безопасности). Когда ваша семья будет подготовлена, поделитесь своими планами с коллегами и соседями — это проще, когда все будут на одной волне.

    10. Пересмотрите свой план. По мере изменения ситуации в вашей семье и на работе убедитесь, что ваш план остается соответствующим.Также проверьте свои принадлежности, такие как батарейки, лекарства или продукты питания, чтобы убедиться, что у них не истек срок годности.

    Подготовка снижает стресс и помогает получать удовольствие от жизни.

    Что вам нужно от набора для выживания

    Что вам нужно от набора для выживания | Американский Красный Крест