Притча о совести. Мудрые и короткие притчи
В жизни каждого наступают моменты, когда хочется поразмышлять о смысле своего существования, важности отношений с людьми и главных человеческих ценностях. Тогда на помощь приходят короткие иносказательные рассказы, в которых заключено некое нравоучение. Они очень близки к басням. Как утверждал В. Даль, подобное поучение на примере — это особый литературный жанр эпоса — притча. На тему «совесть» существует огромное количество рассказов, но в этой статье мы поговорим о самых распространенных и значимых из них.
Ведическая притча
Самой древней считается индоарийская (ведийская) цивилизация, оставившая в наследство Веды, что на санскрите переводится как «мудрость». Если считать данную культуру фундаментальной основой существования общества, то логично начать с небольшого рассказа «Голос совести». Притча относится к ведическим и закладывает понимание самого термина «совесть».
Содержание
Однажды в поисках Истины путник добрался до отшельника, который, по мнению большинства, познал Бога. Он попросил открыть ему тайну. Отшельник ответил довольно просто: «Во всех нас есть высшее «Я». Если оно пробудилось, то мы являем милосердие ко всему сущему». Путник недоумевал, задаваясь вопросом, откуда же тогда на Земле столько ненависти и насилия? Как Бог может это допускать? «Человек и Господь связаны между собой внутренним сознанием, — сказал мудрец, — если слышать голос Совести, значит, жить по-божески, а если его оборвать, значит, идти против его воли. Нарушить порядок и гармонию в мире».
Искатель Истины задумался: «Получается, что тот, кто лишил другого жизни, не имеет вести, сообщенной Богом? Эта весть и есть Совесть?» Мудрец подтвердил мысль путника, который продолжал искать ответ на мучивший его вопрос: «А как же люди умудрились потерять Совесть?»
Ответ отшельника не заставил себя ждать: «Высшее «Я» легко в себе заглушить, прервав связь с Богом. Этому способствуют алкоголь, табак и убитая пища. Но покаяние, посты и молитвы, общение со святыми помогут вернуть голос Совести. К сожалению, другого способа нет».
Буддийская притча
Очень часто можно встретить притчи про совесть и раскаяние, которые идут вместе рука об руку. Если человек нарушает божью весть, то это не значит, что он не испытывает нравственных мук. В религиозно-философском учении, возникшем на территории Индии задолго до новой эры, оба понятия являются ключевыми. Буддийская притча о совести основана на теории, что каждое живое существо имеет не одну жизнь. Всякий раз оно перерождается в новое в зависимости от того, как, например, человек вел себя в предыдущей.
Содержание иносказания
Как-то встретились на лесной тропинке волк и олень. И стали они спорить. Олень попытался убедить хищника, что тот портит свою карму, поедая живых существ. Сам же олень питается травой, и такая добродетельная жизнь приведет его на вершину блаженства. При этом парнокопытное животное не сознавало, что вместе с травой поглощает мелких насекомых и не испытывает раскаяния. После смерти его ожидало плохое перерождение.
Волк же действовал из естественной необходимости и при этом всегда переживал о содеянном. Именно он и очутился на вершине блаженства.
Притча про совесть для детей
Иносказательные рассказы несут важный воспитательный аспект, поэтому необходимо подобрать тот, который подойдет детям. Будет не только интересным и познавательным, но и заставит размышлять, совершать обдуманные поступки. Предлагаемая притча о совести полностью соответствует этим требованиям.
Учитель как-то обратился к своим ученикам: «Я беден, стар и слаб. Я учу вас много лет, поэтому вы должны найти средства, на которые я мог бы жить».
Ученики озадачились, ведь они понимали, что невозможно ждать помощи от жителей города, слишком скупы были те. Но учитель продолжал: «Я не призываю просить, нужно просто пойти и взять!» — «Как? Украсть, стать ворами?» — «А разве это грех? И разве ваш учитель не заслуживает лучшей доли?» — «Но нас же поймают!» — «А вы сделайте так, чтобы никто не увидел».
Все загалдели и начали обсуждать возможности добычи денег. И тут юноша, стоявший в сторонке и не принимавший участия в разговоре, вдруг громко сказал: «Прости, учитель! Но то, что вы просите, нельзя исполнить!» — «Почему?» — «На Земле нет такого местечка, где бы нас никто не увидел. Даже если никого нет рядом, есть я сам. Тот, который видит все. И лучше уж ходить по миру с нищенской сумой, чем наблюдать, как я краду у людей».
От сказанных слов лицо учителя просияло. Он подошел и крепко обнял своего ученика.
Пример короткой и очень мудрой притчи
Всем известно, что совесть ест человека. Она не дает ему покоя, если он совершил неправедный поступок. Так нужна ли она?
Человеку посоветовали заглянуть внутрь себя. Исполнив совет, он ужаснулся. Внутри оказалась целая груда мусора. «Разгреби!»- проговорил чей-то голос. Человек удивился: «Для чего?» — «А вдруг отыщется совесть?» — ответили ему. «И что же мне с ней прикажете делать?» — удивленно воскликнул человек.
Как родилась на свет совесть?
Любопытно, что есть иносказание и на этот счет. Полностью оно опубликовано в книге А. Новых «Сэнсэй. Исконный Шамбалы». А мы приведем краткое его изложение.
Это случилось в далекие-далекие времена. Появилась Совесть в ночной тишине. В это время все живое начинает размышлять после дневной жизни и шума. Совесть была прекрасна: ее глаза отражали огонь далеких созвездий, а лицо было украшено лунным сиянием. Она сразу же отправилась к людям, но днем все отмахивались от нее, ссылаясь на дела. Зато по ночам Совесть беспрепятственно входила в любой дом и дотрагивалась до руки спящего. Тот мгновенно открывал глаза и спрашивал:
— Совесть, чего тебе нужно?
— А что за день ты сделал не так?
— Да ничего такого!
— А если подумать?
Совесть не слушала ответ, а шла дальше, но человек уже не мог уснуть, ворочаясь с боку на бок и вспоминая все свои дневные события. Вскоре все люди провинции стали страдать от бессонницы и обратились за советом к премудрому Ли-Хан-Дзу. Они считали его таковым, потому что было у него больше всех земель и денег. Но тот и сам страдал от визитов Совести и уже подумывал, а не раздать ли ему все свое богатство бедным?
Тогда люди устремились к А-Пу-О, живущему в Нанкине. Все знали, что даже китайские правители пользовались его мудрыми советами. Тот выслушал измученных бессонницей людей и сказал:
— Перестанет Совесть приходить тогда, когда вам не придется размышлять о том, что вы делали не так днем. Для этого надо на свитках написать законы и поступать строго в соответствии с ними. Мандарины выучат текст наизусть, а остальной люд будет обращаться к ним с вопросами, что надо делать в том или ином случае. Спросит Совесть: «А что за день ты сделал не так?» — а у человека уж ответ готов: «Все строго по свиткам».
Окончание притчи
Стали люди жить по законам и щедро платить мандаринам за советы из свитков. Их больше Совесть не беспокоила. Только бедные теперь страдали бессонницей, ибо нечем им было благодарить мандаринов.
Тогда решила Совесть навестить самого А-Пу-О. Но тот лишь раскричался в ночи:
— Зачем пришла, воровка? В законе сказано: если ночью кто-либо входит в дом без спроса, значит, он вор. А еще ты развратница, ибо явилась к постороннему мужчине.
Но Совесть отрицала, что явилась с целью кражи и является целомудренной.
— Но тогда ты просто не исполняешь законов, а это также карается тюрьмой. Эй, слуги! Наденьте на нее колодки и посадите в темницу.
Так и живут теперь люди, без Совести, но по законам А-Пу-О и мандаринов. Как было в далекие-далекие времена. И каково это, каждый решает сам, лишь только спускается на землю темнота и все живое пускается в раздумья.
О совести подлеца и праведника
Примеры совести праведного и подлого человека можно также найти в притче. Ее мы приведем в несколько сокращенном варианте.
Встретила Совесть подлеца свою подругу. Той посчастливилось жить с праведником. Спрашивает ее подруга:
— Как живешь?
— Это не жизнь, только мучаюсь! Совсем нет стыда у моего человека. Бесчувственный. И никто ему, кроме себя, любимого, не нужен.
— А пробовала до его сердца достучаться?
— Да столько раз книги ему нравственные подкладывала и с людьми хорошими знакомила, а он только тщеславие свое развивает. Стыдно слышать постоянно: «Совсем Совесть потерял!»
— Отлично, я тут кое-что придумала, — сказала подруга.
Пошептались они между собой, а на следующее утро Подлец проснулся, как всегда, не в настроении и подумал: «Ну как же мне уже жена надоела за столько лет!» — «Вот как! — воскликнула жена. — И чем же я тебе надоела?»
— Разве я произнес что-то вслух? Как эта старуха догадалась, о чем я подумал?
— Кто тут старуха?
Подлец опешил, у него не на шутку разболелась голова, и он решил отпроситься с работы. Позвонил начальству:
— Доброе утро! — начал он елейным голосом, а про себя подумал:» Старый козел! Когда уже его на пенсию проводят!»
— Что вы себе позволяете? — крикнул начальник на другом конце провода. — Если я козел, то вы… уволены!
Как подлец стал другим
Только к концу дня Подлец понял, что его мысли невероятным образом становятся известны собеседникам. От него отворачивались все, кто прежде и не догадывался о его темной стороне души. Теперь в ответ он слышал только одно: «Где же совесть твоя?» В полном отчаянии он понял, что надо научиться как-то по-другому мыслить, но не знал, как. И в этот самый миг раздался тихий голосок:
— Я твоя совесть, я здесь. Ты никогда раньше не слышал меня, потому что твое сердце не знало, что такое настоящая боль. Познав ее, ты стал способен расслышать мой голос.
— Скажи, как мне научиться жить по-новому, по совести?
— Желай людям только хорошее! Когда ты ощутишь на себе то, что раньше желал другим, изменишься сам.
Ставший изгоем подлец познал унижения, человеческое коварство и потери. Ему пришлось вновь учиться жалеть и сострадать, помогать и отдавать. Незаметно он превращался в доброжелательного, терпеливого и праведного человека. Так заканчивается притча о совести.
О покаянии
Невозможно в одной статье пересказать все притчи на предлагаемую тему, поэтому приведены лишь отдельные примеры. Совести, нравственной ответственности перед другими людьми, всегда сопутствует покаяние. Поэтому в заключение будет правильно поговорить именно об этом. Итак, притча о совести и покаянии.
Упал случайно человек в пропасть. Израненный, он лежит и не может выбраться. Попытались друзья ему помочь, да сами чуть вниз не свалились. Пришло на помощь милосердие. Спустило лестницу, да только не достает та до лежащего человека. Подоспели дела добрые, которые он в жизни сотворил, бросили веревку. Опять не хватает немного до дна пропасти. Попробовали помочь и деньги, власть, слава, но тщетно…
Последним пришло покаяние. Стоило протянуть ему руку, как вылез человек из пропасти. «Как же тебе удалось?» — воскликнули остальные. Но покаяния уже не было рядом. Оно устремилось на помощь другим, ибо часто только оно способно помочь, людям, у которых есть совесть.
Притча о совести.
Случилась эта история в далёкие-далёкие времена. Родилась на свет Совесть. Родилась она в ночной тиши, когда всё живое думает. Думает речка, сверкая в лунном свете, думает небо, усыпанное звёздами, думает травинка, замерши в ночной мгле. Куколка думает, с какими бы пёстрыми разводами сотворить ей бабочку. Растения думают о своих прекрасных соцветиях, птицы — о песнях, а звёзды — о будущем. Потому так и тихо ночью. Днём всё шумит и живёт, а ночью всё молчит и думает. Вот в такую-то тихую ночь, когда всё живое думало, и родилась Совесть. Она была прекрасна. В глубине её больших красивых глаз отражался огонь далёких звёзд. Лунный свет окрасил её лик своим сиянием. А ночь укутала в свои таинственные покровы.
И пошла Совесть к людям. Жилось ей среди них наполовину хорошо, наполовину плохо. И жила она, как ночная птица. Ведь днём никто с ней не хотел даже разговаривать. К кому ни подойдёт — всяк отмахивается от неё руками и ногами, мол: «Дел невпроворот, кругом работа кипит, время ли с тобой ещё разговаривать!» Но зато ночью она беспрепятственно заходила и в богатые, и в бедные дома. Тихонько дотрагивалась до спящего, и тот просыпался. Увидев её, спрашивал:
— Что тебе надо, Совесть?
А она тихонько говорила:
— А что ты сегодня сделал?
— Я? Да ничего такого я не делал…
— А ты подумай.
— А… Ну разве что…
И пока он вспоминал, Совесть уходила к другому. А проснувшийся человек уже не мог заснуть до утра и всё размышлял о том, что он делал днём. И многое, чего он не хотел слышать в шуме дня, слышалось многократным эхом в ночной тишине. И так приходила Совесть к каждому до тех пор, пока на всех людей не напала бессонница.
И решили люди спросить совета у самого премудрого в их провинции Ли-Хан-Дзу, не знает ли он средства от бессонницы. Люди звали Ли-Хан-Дзу премудрым, потому что думали, раз у него больше всего денег, земель, домов, значит у него больше всего ума! Но не знали они, что тот, кого они звали «премудрым», ещё больше других страдал от той же болезни бессонницы и не знал, как от неё избавиться. Ведь все кругом были ему должны. И всю жизнь эти люди только и делали, что отрабатывали ему долг. Так мудрый Ли-Хан-Дзу устроил свою жизнь. Как мудрый человек, он, к примеру, знал, что надо делать, когда кто-нибудь из должников крал у него и попадался. Ли-Хан-Дзу, по своей мудрости, колотил его, да так усердно, чтобы другим было неповадно. Днём у него это выходило очень мудро, так как другие, видя это наказание, боялись его. Но по ночам Ли-Хан-Дзу сам боялся и за жизнь свою, и за своё богатство. И потому по ночам ему приходили совсем иные мысли, чем днём: «А почему бедняк ворует? Потому что ему есть нечего и зарабатывать на еду некогда. Ведь он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает». Ли-Хан-Дзу даже спорил с Совестью, оправдывая свои поступки: «Выходит, меня обворовали, я же и не прав?!» Однако, хоть и оправдывался, а заснуть всё равно не мог. И до того его довели эти бессонные ночи, что однажды Ли-Хан-Дзу не вытерпел и, несмотря на свою мудрость, объявил:
— Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома!
Но тут уже родня мудрого Ли-Хан-Дзу, услышав это, подняла страшнейший шум и вой, крича людям:
— Это от бессонных ночей на мудрого человека такое безумие напало! А всё «она» виновата — Совесть!
Испугались богатые:
— Если уж на мудрейшего безумие напало, то что же с нами будет?
Испугались и бедные:
— А у нас-то всего меньше всех, значит и ума меньше. Если на мудрейшего от бессонных ночей безумие нападает, что же с нашим умишком будет?
Богатые же, видя страх бедных, держали совет меж собой:
— Видите, как Совесть бедных людей пугает. Надо нам хоть за бедных вступиться и от Совести отделаться!
И стали думать, как бы им это дельце провернуть, но ничего придумать не могли. И решили они отправить послов к самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О, жившему тогда в Нанкине. Был он такой мудрый и учёный, что за советом к нему приходили правители со всего Китая. Снарядили к нему послов. Принесли ему щедрые дары, до земли много раз поклонились и изложили свою просьбу, мол, помоги от бессонницы избавиться, которую нам Совесть творит. Выслушал А-Пу-О про такое «народное горе», улыбнулся и сказал:
— Да, можно сделать так, что Совесть даже не будет иметь права к вам приходить! Где же тёмному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Так давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нет. Мандарины же будут учить законы наизусть. А прочие пусть у них спрашивают: чего можно, чего нельзя. Но сначала, конечно, пусть платят им: ведь недаром же мандарины будут мозги себе законами набивать! А когда Совесть придёт и спросит тёмного человека: «Что ты сегодня делал?», тот ответит: «А то, что полагается делать, что в свитках написано». И все будут спокойно спать.
Обрадовались этому решению все. И в первую очередь мандарины. Ведь всё-таки легче в книжных значках ковыряться, чем землю обрабатывать. И прочие обрадовались. Ведь им лучше мандарину заплатить, чтобы днём с ним минутку поговорить, чем по ночам с Совестью по душам общаться. И принялись писать законы, что человек должен делать, а чего нет. И написали, а мудрого А-Пу-О за такой ценный совет сделали верховнейшим из мандаринов, дабы он своей мудростью помогал умным людям жить спокойно от Совести.
И зажили люди по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. Нужно что сделать, или спор какой зайдёт, идут люди к мандарину и, щедро оплатив ему ответ, спрашивают:
— Разворачивай свитки. Кто из нас по ним, выходит, прав?
Теперь только самые последние бедняки страдали бессонницей, так как у них даже мандарину за совет нечем было заплатить. А прочие, как только ночью к ним приходила Совесть, говорили:
— Что ты ко мне пристала! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!
Отворачивался от неё на другой бок и засыпал.
Даже премудрый Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, когда к нему ночью Совесть приходила:
— Ну, здравствуй, красавица! Что теперь скажешь?
А Совесть говорила, глядя на него своими глазами, в которых мерцали звёзды:
— Что же ты, хотел имущество бедным вернуть, а не возвращаешь?!
— А имею ли я на это право?! — насмехался над ней Ли-Хан-Дзу. — Ведь что в свитках написано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству». Как же я буду чужое имущество расточать, если моё потомство на раздачу не согласно? Выходит, я вор, так как у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую. А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь». Потому оставь меня в покое. Да и тебе советую спать, а не шататься!
Повернулся к ней спиной и сладко заснул.
И повсюду, куда ни приходила Совесть, она слышала одно и то же:
— Почём мы знаем?! Как мандарины говорят, так мы и делаем. У них пойди и спроси! Мы — по закону.
Пошла Совесть по мандаринам и спрашивает у них:
— Почему меня никто слушать не хочет?
А они смеются в ответ:
— Разве можно, чтобы люди тебя слушались и поступали так, как ты советуешь? А законы на что? Ведь тут для всех тушью на жёлтой бумаге написано! Великая вещь! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим из мандаринов числится.
Пошла тогда Совесть к верховнейшему мандарину, самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О. Дотронулась до него слегка. Проснулся А-Пу-О, вскочил, увидев Совесть и закричал с перепугу:
— Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто является ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму!»
— Да не воровать я пришла у тебя! — отвечала она. — Я Совесть!
— А по закону ты развратная женщина! Там ясно сказано: «Если женщина является ночью к постороннему мужчине, считать её развратной женщиной и сажать в тюрьму!» Значит, если ты не воровка, то развратница!
— Да какая я развратница?! — удивилась она. — Я Совесть!
Но А-Пу-О вскипел ещё больше от гнева.
— Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это есть закон: «Кто не хочет исполнять законов, считать того беззаконником и сажать в тюрьму». Эй, слуги! Заколотить эту женщину в колодки и посадить за решётку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличённую в явном неповиновении законам.
Схватили Совесть слуги А-Пу-О, надели на неё колодки и заперли в темнице. С тех пор она уже ни к кому больше не является и никого не беспокоит. Так что даже совсем про неё забыли. Разве что редко, когда какой-нибудь человек, недовольный мандаринами, крикнет:
— Совести у вас нету!
Так ему сейчас же бумагу покажут, что Совесть под замком сидит, да ещё ответят:
— Значит, есть, если мы её под замком держим!
И человек смолкает, смотрит на бумажку мандаринов, исписанную чернилами, и видит, что, действительно, они правы! И живут с тех пор люди без Совести по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. А тяжко ли кому от этого или сладко, каждый решает сам, когда наступает ночь и всё живое начинает думать.
Совесть Подлеца
Однажды Совесть Праведного человека встретилась с Совестью Подлеца.
— Как поживаешь? — спросила первая.
— Лучше не спрашивай, — ответила вторая и горько заплакала, — не живу, а мучаюсь.
— Что так? — Совесть Праведника готова была расплакаться вместе с собеседницей.
— Мой Человек совсем стыд потерял. Ничто его не интересует, кроме себя самого. Нет ему никакого дела до чувств других людей. И обидеть, и унизить любого ему ничего не стоит. А уж о том, чтобы последним поделиться или в беде кому помочь — и речи не может быть.
— А ты до сердца его достучаться пробовала? — поинтересовалась Совесть Праведного человека.
— А как же! Пробовала, конечно! — вздохнула Совесть Подлеца. — И книжки ему подсовывала о добре и зле, и людей посылала в качестве примера — честных, добрых и порядочных. Всё зря. Его коварство и себялюбие только возрастали. А как ужасно было слышать, когда в его адрес звучало «нет у тебя совести!». Если б мы с тобой были земного происхождения, я б уже давно не выдержала, умерла…
— А чем твой Человек больше всего в жизни дорожит?
— Тщеславен он сверх меры. Всегда и во всём он должен быть лучше всех. Самым умным, самым красивым, самым богатым. Да что там говорить, — продолжала сокрушаться Совесть Подлеца, — безнадёжный случай.
— Хм, — Совесть Праведника ненадолго замолчала, — я знаю, что нужно делать!
Обе Совести, пошептавшись, загадочно улыбнулись и направились каждая к своему Человеку.
Утро следующего дня застало Подлеца в постели.
«Как же мне надоела моя жена», — первым делом подумал он.
— То есть, как это — надоела? — услышал Подлец голос возмущённой супруги, — почему надоела?
«Разве я произнёс это вслух? — удивился Подлец. — Как эта старая ведьма узнала, о чем я подумал?»
— Это я старая ведьма?!
Подлец был в недоумении, у него сильно разболелась голова. Нужно было идти на работу, но он с трудом передвигался по комнате. Добравшись до телефона, Подлец набрал номер своего начальства.
— Доброе утро, — ласково произнёс он вслух, а про себя подумал: «Хоть бы скорей этот старый пень отправился на пенсию! Застрял в своём кресле, как кролик в норе!»
— Чёрт знает что такое! — в ярости воскликнул начальник. — Я тебе покажу «кролика»! Ты уволен!
Весь день Подлец не находил себе места. К вечеру он смекнул, что каким-то образом окружающие слышат все его мысли. Но самым ужасным было то, что он понятия не имел, как эти самые мысли изменить. Разве что перестать думать вовсе. Но каким образом? Он всю свою сознательную жизнь думал одно, а говорил другое. И ему верили. Его ценили, его уважали. И кто знает, может быть, даже любили. И вот — на тебе! Самое потаённое стало общественным достоянием! Подлецу ничего не оставалось, как попробовать мыслить иначе.
Это оказалось невероятно трудной задачей, потому что он привык желать сослуживцу неудачи, приятелю — бедности, нездоровья — соседу и одиночества — брату. Он тайно мечтал о крупной взятке и чужой жене, строил планы мести и завидовал более богатым, хитростью и ложью добивался намеченных целей. Теперь же все обо всём узнавали сразу.
— Бессовестный ты человек, — говорили одни.
— Да ты совсем совесть потерял, — возмущались другие.
«О чём это они? О какой такой Совести говорят? Где её найти?» — эти мысли бессонными ночами терзали Подлеца.
Он плохо ел, совсем перестал спать. От него отвернулись все, кого он раньше знал. Никто не хотел иметь дело с таким «честным» человеком. «Нужно найти эту Совесть! — доведённый до отчаяния, Подлец был готов на всё. — Только где же она обитает?»
— Я всегда рядом, — тихо произнесла Совесть Подлеца, — никуда не уходила. Просто ты меня не замечал. Я стучалась в твоё сердце, но оно наглухо было закрыто. Сейчас, когда все люди узнали, кто ты есть на самом деле, твоё сердце начало сжиматься от боли. Ты почувствовал, как страдали те, кому ты сам причинял боль. Ты разучился жить со мной в ладу, то есть по совести.
— Допустим, всё, что ты говоришь, — правда. Но я понятия не имею, что значит «жить по совести».
— Начни с того, что будешь желать другим людям только то, что пожелал бы самому себе. Когда изменишься, тогда и поговорим. А пока я оставляю тебя.
— Эй, постой! Что значит «изменишься»? В чём мне «изменяться»? В одежде? В причёске? Или купить машину новую? Слышишь, Совесть, не исчезай, объясни!
— Ты изменишься лишь тогда, когда испытаешь на себе всё то, что творил другим людям.
— У меня нет выбора, — сказал сам себе Подлец, — мне остаётся либо измениться, либо умереть. Ибо я стал изгоем.
Меняться было тяжело. Всё содеянное им в жизни возвращалось ему сторицей. Он испытал на себе коварство и предательство, обиды и насмешки, унижение и потери. День за днём, шаг за шагом он учился сострадать, жалеть, помогать и отдавать.
Годы одиночества научили его наблюдать за своими мыслями, чувствами и эмоциями. Он и не заметил, как после долгого пути из Подлеца превратился в Человека терпеливого, дружелюбного и бескорыстного. Ему открылась правда жизни.
Спустя много лет Совесть Праведника встретилась с Совестью другого Праведника.
— Как поживаешь? — спросила первая.
— Как видишь, — ответила вторая.
И обе совести, загадочно улыбнувшись, направились каждая к своему Человеку.
Притча «Совесть подлеца»
Встретились однажды две совести: совесть праведного человека и совесть подлеца.
— Как живёшь? — спросила первая.
— Не спрашивай, — ответила вторая и заплакала, — не живу я, а мучаюсь. Мой хозяин стыд совсем потерял. Только о себе он думает, никто и ничего его не интересует. Каждого норовит обидеть, унизить, а о том, чтобы помочь кому — то в беде, и речи быть не может.
— А пробовала ты достучаться до его сердца?
— Конечно! По разному пробовала: я ему книги — о добре и зле — подсовывала, и людей к нему честных и добрых посылала. И всё напрасно. Знаешь, мне особенно обидно, когда ему говорят, что нет у него совести.
— А знаешь ты, что ему дороже всего?
— Тщеславен он. Он всегда хочет быть умнее всех, красивее всех и богаче всех.
— Я помогу тебе. Я знаю, что надо делать.
Пошептались совести и разошлись: каждая пошла к своему хозяину.
Утром следующего дня проснулся подлец и подумал:
— Ох и надоела мне моя жена.
— Как это надоела? — услышал он голос жены.
— Я разве что — то сказал? — удивился муж. — И как эта старая корова узнала, о чём я подумал?!
— Это я старая корова?! — отозвалась жена.
Подлец ничего не понимал. У него разболелась голова, он не мог себя заставить пойти на работу. Подлец позвонил начальнику:
— Доброе утро, — ласковым голосом начал он, а про себя подумал — Хотя бы скорее этот старый пень отправился на пенсию. Засиделся в кресле, как кролик в норе!
— Что-о-о? Я тебе покажу кролика! Ты уволен! — крикнул начальник и бросил трубку.
Подлец весь день места себе не находил, не в силах понять, как это окружающие слышат его мысли. Но главное было в том, что он не знал, как изменить свои мысли. И решил он, что не надо вообще думать. Это оказалось невозможным. Он всю жизнь говорил одно, а думал другое, а ему верили, его уважали и даже любили. И вдруг такое!
Подлец попробовал думать иначе, но это оказалось трудной задачей. Ведь всю жизнь он коллегам желал неудач, приятелям — бедности, соседям — болезнь, брату — одиночества. О думал о взятках, о чужой жене, завидовал успешным людям, хитрил и лгал, добиваясь своего. А теперь все обо всём узнают. Так и случилось.
И он всё чаще слышал:
— Бессовестный ты человек. Совсем совесть потерял!
— О чём они говорят?! О какой совести? Где её взять? — терзался подлец.
Все отвернулись от него. Он потерял аппетит, похудел, лишился сна.
— Нужно найти эту совесть, — говорил он себе. — Но где она?
— Я никуда не уходила. Я всегда была рядом, но ты не замечал меня. Я стучалась в твоё сердце, но оно было закрыто. Ты не хотел жить со мной в ладу, по совести. А теперь ты почувствовал, как страдали люди от того, что ты делал?
— Я не знаю, что значит жить по совести.
— Начни с того, что желай людям то, что ты пожелал бы себе. Когда изменишься, поговорим. А пока я ухожу.
— Подожди, что значит «изменишься»? В чём? В одежде, причёске? А, может машину другую купить? Объясни, не уходи!
— Ты изменишься тогда, когда испытаешь на себе всё, что творил с другими.
— Нет у меня выбора: надо или измениться, или умереть.
Всё, от чего страдали люди по его вине, бумерангом вернулось. Подлец испытал на себе коварство, предательство, обиды, унижения, издевательства. И научился он помогать, жалеть, сочувствовать, отдавать.
Прошло время и подлец стал терпеливым, дружелюбным, добрым. Появились друзья. Вернулось уважение.
Снова встретились две совести.
— Как живёшь? — спросила совесть праведника.
— Как видишь, хорошо! — ответила совесть бывшего подлеца.
Совести загадочно улыбнулись и направились каждая к своему человеку.
Замечательная притча о совести подлеца
Однажды Совесть Праведного человека встретилась с Совестью Подлеца.
— Как поживаешь? — спросила первая.
— Лучше не спрашивай, — ответила вторая и горько заплакала, — не живу, а мучаюсь.
— Что так? — Совесть Праведника готова была расплакаться вместе с собеседницей.
— Мой Человек совсем стыд потерял. Ничто его не интересует, кроме себя самого. Нет ему никакого дела до чувств других людей. И обидеть, и унизить любого ему ничего не стоит. А уж о том, чтобы последним поделиться или в беде кому помочь — и речи не может быть.
— А ты до сердца его достучаться пробовала? — поинтересовалась Совесть Праведного человека.
— А как же! Пробовала, конечно! — вздохнула Совесть Подлеца. — И книжки ему подсовывала о добре и зле, и людей посылала в качестве примера — честных, добрых и порядочных. Всё зря. Его коварство и себялюбие только возрастали. А как ужасно было слышать, когда в его адрес звучало «нет у тебя совести!». Если б мы с тобой были земного происхождения, я б уже давно не выдержала, умерла…
— А чем твой Человек больше всего в жизни дорожит?
— Тщеславен он сверх меры. Всегда и во всём он должен быть лучше всех. Самым умным, самым красивым, самым богатым. Да что там говорить, — продолжала сокрушаться Совесть Подлеца, — безнадёжный случай.
— Хм, — Совесть Праведника ненадолго замолчала, — я знаю, что нужно делать!
Обе Совести, пошептавшись, загадочно улыбнулись и направились каждая к своему Человеку.
Утро следующего дня застало Подлеца в постели.
«Как же мне надоела моя жена», — первым делом подумал он.
— То есть, как это — надоела? — услышал Подлец голос возмущённой супруги, — почему надоела?
«Разве я произнёс это вслух? — удивился Подлец. — Как эта старая ведьма узнала, о чем я подумал?»
— Это я старая ведьма?!
Подлец был в недоумении, у него сильно разболелась голова. Нужно было идти на работу, но он с трудом передвигался по комнате. Добравшись до телефона, Подлец набрал номер своего начальства.
— Доброе утро, — ласково произнёс он вслух, а про себя подумал: «Хоть бы скорей этот старый пень отправился на пенсию! Застрял в своём кресле, как кролик в норе!»
— Чёрт знает что такое! — в ярости воскликнул начальник. — Я тебе покажу «кролика»! Ты уволен!
Весь день Подлец не находил себе места. К вечеру он смекнул, что каким-то образом окружающие слышат все его мысли. Но самым ужасным было то, что он понятия не имел, как эти самые мысли изменить. Разве что перестать думать вовсе. Но каким образом? Он всю свою сознательную жизнь думал одно, а говорил другое. И ему верили. Его ценили, его уважали. И кто знает, может быть, даже любили. И вот — на тебе! Самое потаённое стало общественным достоянием! Подлецу ничего не оставалось, как попробовать мыслить иначе.
Это оказалось невероятно трудной задачей, потому что он привык желать сослуживцу неудачи, приятелю — бедности, нездоровья — соседу и одиночества — брату. Он тайно мечтал о крупной взятке и чужой жене, строил планы мести и завидовал более богатым, хитростью и ложью добивался намеченных целей. Теперь же все обо всём узнавали сразу.
— Бессовестный ты человек, — говорили одни.
— Да ты совсем совесть потерял, — возмущались другие.
«О чём это они? О какой такой Совести говорят? Где её найти?» — эти мысли бессонными ночами терзали Подлеца.
Он плохо ел, совсем перестал спать. От него отвернулись все, кого он раньше знал. Никто не хотел иметь дело с таким «честным» человеком. «Нужно найти эту Совесть! — доведённый до отчаяния, Подлец был готов на всё. — Только где же она обитает?»
— Я всегда рядом, — тихо произнесла Совесть Подлеца, — никуда не уходила. Просто ты меня не замечал. Я стучалась в твоё сердце, но оно наглухо было закрыто. Сейчас, когда все люди узнали, кто ты есть на самом деле, твоё сердце начало сжиматься от боли. Ты почувствовал, как страдали те, кому ты сам причинял боль. Ты разучился жить со мной в ладу, то есть по совести.
— Допустим, всё, что ты говоришь, — правда. Но я понятия не имею, что значит «жить по совести».
— Начни с того, что будешь желать другим людям только то, что пожелал бы самому себе. Когда изменишься, тогда и поговорим. А пока я оставляю тебя.
— Эй, постой! Что значит «изменишься»? В чём мне «изменяться»? В одежде? В причёске? Или купить машину новую? Слышишь, Совесть, не исчезай, объясни!
— Ты изменишься лишь тогда, когда испытаешь на себе всё то, что творил другим людям.
— У меня нет выбора, — сказал сам себе Подлец, — мне остаётся либо измениться, либо умереть. Ибо я стал изгоем.
Меняться было тяжело. Всё содеянное им в жизни возвращалось ему сторицей. Он испытал на себе коварство и предательство, обиды и насмешки, унижение и потери. День за днём, шаг за шагом он учился сострадать, жалеть, помогать и отдавать.
Годы одиночества научили его наблюдать за своими мыслями, чувствами и эмоциями. Он и не заметил, как после долгого пути из Подлеца превратился в Человека терпеливого, дружелюбного и бескорыстного. Ему открылась правда жизни.
Спустя много лет Совесть Праведника встретилась с Совестью другого Праведника.
— Как поживаешь? — спросила первая.
— Как видишь, — ответила вторая.
И обе совести, загадочно улыбнувшись, направились каждая к своему Человеку.
Притчи о совести — «PROЙога» и саморазвитие
Тема статьи: Притчи о совести — разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.
Притча о совести.Мудрые и короткие притчи
В жизни каждого наступают моменты, когда хочется поразмышлять о смысле своего существования, важности отношений с людьми и главных человеческих ценностях.Тогда на помощь приходят короткие иносказательные рассказы, в которых заключено некое нравоучение.Они очень близки к басням.Как утверждал В.Даль, подобное поучение на примере — это особый литературный жанр эпоса — притча.На тему «совесть» существует огромное количество рассказов, но в этой статье мы поговорим о самых распространенных и значимых из них.
Ведическая притча
Самой древней считается индоарийская (ведийская) цивилизация, оставившая в наследство Веды, что на санскрите переводится как «мудрость».Если считать данную культуру фундаментальной основой существования общества, то логично начать с небольшого рассказа «Голос совести».Притча относится к ведическим и закладывает понимание самого термина «совесть».
Содержание
Однажды в поисках Истины путник добрался до отшельника, который, по мнению большинства, познал Бога.Он попросил открыть ему тайну.Отшельник ответил довольно просто: «Во всех нас есть высшее «Я».Если оно пробудилось, то мы являем милосердие ко всему сущему».Путник недоумевал, задаваясь вопро
Притча о Совести
- allatra.org
- allatra.tv
- Анастасия Новых
- Книги А.Новых
- ГПС АЛЛАТРА
- АЛЛАТРА НАУКА
- geocenter.info
- SENSEI.ORG.UA
- АЛЛАТРА Вести
- АЛЛАТРА Радио
- Краудфандинг
- Библиотека
-
- Другие порталы МОД «АЛЛАТРА»
- Добро в Действии!
- Проекты АЛЛАТРА
- IT-ПЛАНЕТА
- АллатРа-Притчи
- Порталы МОД «АЛЛАТРА»
- Порталы МОД «АЛЛАТРА»
- allatra.org
- allatra.tv
- Анастасия Новых
- Книги А.Новых
- ГПС АЛЛАТРА
- АЛЛАТРА НАУКА
- geocenter.info
- SENSEI.ORG.UA
- АЛЛАТРА Вести
- АЛЛАТРА Радио
- Краудфандинг
- Библиотека
- Добро в Действии!
- Проекты АЛЛАТРА
- IT-ПЛАНЕТА
- АллатРа-Притчи
- Главная
- Книги
- Книги Анастасии Новых
- Аудиокниги
- Афоризмы
- Притчи
- Картины и рисунки
- Необычные картины
- Загадочная подпись
- Выставка
- Рисунки Анастасии Новых
- Рисунки из книги АллатРа
- Видео
- Передачи с И.М.ДАНИЛОВЫМ
- АЛЛАТРА ТВ
- Видео по книге «АллатРа»
- Практики
- Медитации
- Молитвы
- Статьи
- Правда о прошлом и настоящем
- Научные знания
- Знания о человеке
- Святой Грааль
- — Разделитель —
- Статьи читателей
- — Физика, химия, биология, медицина
- — Душа и Личность
- — Психология. Работа над собой
- — Мировое сообщество нового типа
- — Разделитель —
- Статьи для СМИ
- Проекты
- Общее дело (идеи, макеты, статьи)
- Стихотворения
- Мотиваторы
- Форум
- Главная
- Книги
- Притчи
|
|
Притчи в Евангелии от Матфея
Символизм, образность, аллегория
Иисус не изобрел притчу, но, несомненно, усовершенствовал ее. Вероятно, это был его любимый способ преподавания, и это стало его визитной карточкой на все остальное время.
Что такое притча?
Притча — это, по сути, короткий и простой рассказ, который иллюстрирует глубокое и важное послание. Большие вещи приходят в маленьких упаковках, верно? Но эти маленькие пакеты бывает сложно развернуть.
Возьмите это, например,
«Царство Небесное подобно горчичному зерну, которое кто-то взял и посеял на своем поле; это самое маленькое из всех семян, но когда оно выросло, оно становится самым большим из кустов. и становится деревом, так что птицы небесные приходят и вьют гнезда на ветвях его «. (13: 31-32)
Здесь у нас есть история о семени, которое вырастает в куст. Фактически, самый большой куст на блоке. Итак, мораль этой истории в том, что Царство Небесное начинается крошечным, но становится действительно большим, верно?
Hidden Gems
Да, вроде.Но нам все еще не хватает некоторых деталей. Видите ли, притчи Нового Завета содержат множество образов, с которыми мы, современные люди, не знакомы, но о которых слушатели Иисуса знали бы все.
Во-первых, что такое горчичное зерно? Ну, как сказал Иисус, он довольно крошечный. Вроде всего около 2 мм. Когда это семя посажено в землю, оно прорастает в заросший сорняком горчичный куст. Он также очень быстро растет, и от него очень трудно избавиться. Если у вас когда-либо был хот-дог, вы знаете, что у горчицы есть горький привкус.Короче говоря, это горчичное зерно. Или в скорлупе горчичного семени.
Тогда что такое Царство Небесное на самом деле? Все начинается с малого, как крошечное возможное семя (вспомните раннюю христианскую церковь). Но растет быстро и агрессивно. Как только он пустит корни, от него тоже довольно сложно избавиться. Некоторых это даже раздражает и горько (см .: фарисеи). И хотя вы можете подумать, что это невозможно, этот кустик вырастет в огромное дерево и разнесет свои ветви по всему миру.Даже птицам захочется сесть там. Вот на что похоже Царство Небесное. Бам.
Зачем рассказывать притчи?
Мы видим, что притчи не только что-то открывают (растет Царство Небесное), но и скрывают это от неверующих. В конце концов, люди, которые слышали это, наверное, думали, что Иисус сошел с ума. Небольшой горчичный куст не вырастет в огромное дерево! Но верующие знают, что Бог может сделать невозможное. Достаточно веры размером с горчичное зерно, верно (источник, 271-72)?
В основном это то, что Иисус говорит своим ученикам, когда они спрашивают: Почему все притчи? (13:10).Разве не лучше, чтобы все было открыто? Но Иисус знает, что скептики не поймут, что бы он ни говорил. У них есть глаза, но они на самом деле не видят. У них есть уши, но они не слушают (13:13). Если вы верите, притчи — это откровение. Если вам все равно, значит, вы теряете товар.
Мы рассмотрели притчу о горчичном зерне, но давайте взглянем на еще пару самых популярных притч Иисуса, чтобы лучше их понять.
Притча о сильном
Это звучит примерно так: «Как можно войти в дом сильного и ограбить его имущество, не связав прежде сильного? Тогда действительно дом может быть разграблен» (12:29) .Звучит достаточно просто, правда? Давайте копнем.
Прямо перед тем, как Иисус излагает нам эту притчу, фарисеи довольно сильно нападают на него. Они видят, как Иисус изгоняет бесов, и говорят толпе: «Только Вельзевул, властелин демонов, изгоняет бесов этот человек» (12:24). Другими словами, Иисус явно находится в союзе с дьяволом.
Но Иисус использует эту притчу, чтобы опровергнуть эту идею. Неужели фарисеи? Почему сатана послал Иисуса разрушить его собственное царство? В этом нет никакого смысла.Вы бы не пригласили кого-нибудь в свой дом, чтобы выбить все окна, не так ли? (Эй, мы только что сочинили притчу!)
В этой истории также делается довольно важное заявление. Если сатана — сильный человек, а Иисус — тот, кто врывается в дом, это означает, что Иисус уже победил сатану. В конце концов, если бы сатана не был связан Иисусом, тогда он не мог бы совершать набег на его дом и изгонять всевозможных демонов, не так ли? Еще один пункт в колонке Иисуса.
Притча также отражает другую общеизвестную еврейскую мудрость, как этот отрывок из Исаии:
Можно ли отобрать добычу у сильных или спасти пленников тирана? Но так говорит Господь: даже пленники сильных будут взяты, и жертва тирана будет спасена; ибо Я буду бороться с теми, кто борется с вами, и спасу ваших детей. (Исаия 49: 24-25)
Итак, как Матфей говорит: «Богу все возможно» (19:26). Иисус может победить сатану, сильного человека, потому что у него есть божественная поддержка. А еще потому, что он настолько хорош (источник, 654).
Притча о рабочих на винограднике
Это история о землевладельце, который идет за рабочими для своего виноградника. В начале рабочего дня он находит симпатичную группу и предлагает заплатить им динарий за дневную работу. Через несколько часов он нанимает еще несколько рабочих.Около полудня он вызывает дополнительную команду. Затем снова в 15:00 и 17:00. Мы предполагаем, что это был довольно загруженный виноградник.
В конце дня помещик зовет всех на оплату. Первым платят тем, кого наняли последними, и — сюрприз, сюрприз — они получают динарий. Рабочие, которых наняли первыми, очень взволнованы. Если те бомжи, которые проработали всего час, получат полную зарплату, они будут купаться в монетах.
Но когда они получают свою зарплату, оказывается, они получают только один вонючий денарий. Нечестно! последний оплаченный протест. Но помещик не понимает, на что жалуются. В конце концов, они получили обещанную зарплату. Почему они должны злиться на то, что он решил проявить щедрость ко всем остальным? (20: 1-16)
Хорошо, давайте разберем это. Первым нанятым работникам выплачивается полный рабочий день. Столько же получают работники, нанятые последними. На первый взгляд, мы должны согласиться с рабочими, которых наняли первыми. Равная оплата за равный труд, верно? Вырвите знаки пикета!
Вся эта притча о предположениях.Рабочие, которых нанимают первыми, возлагают большие надежды на то, что они собираются получить. Во-первых, они крутятся с одним динарием. Затем, когда они видят, что «менее достойные» получают то же самое, что и они, они хотят большего. В конце концов, они весь день трудились на этом винограднике — они это заслужили! Те другие ленивцы определенно этого не сделали.
Но, по словам Иисуса, Бог так не действует. Богу все равно, кто достоин, а кто нет. Ему все равно, кто работал больше всего или кто был с ним дольше всех.Конечно, Бог сдерживает свои обещания и платит динарий, но, если вы примете его предложение поработать на его винограднике, его доброта и щедрость переполнятся. Даже если вы один из тех людей, которые, похоже, не должны стоять в очереди за благословениями.
В конце концов, эта притча — своего рода предупреждение: не дерзай. Бог знает, что вы делаете хорошую работу, но не думайте, что только тяжелая работа принесет вам место на вершине. Бог милостив ко всем, независимо от того, что они сделали. Поэтому во что бы то ни стало надейтесь, что вы спасены.Только не предполагайте ничего (источник, 870). Вы знаете, что они говорят о том, что происходит, когда вы предполагаете, верно?
Хотите большего?
Не можете насытиться притчами? Вам повезло, что Евангелие Мэтью содержит двадцать четыре драгоценных камня. Соберите (и проанализируйте) их все!
- Светильник под корзиной (5: 14-15)
- Мудрые и глупые строители (7: 24-27)
- Новая ткань на старой одежде (9:16)
- Новое вино в старые мехи ( 9:17)
- Сильный человек (12:29)
- Сеятель (13: 3-9)
- Плевелы (13: 24-30)
- Горчичное зерно (13: 31-32)
- Закваска (13:33)
- Скрытое сокровище (13:44)
- Драгоценная жемчужина (13: 45-46)
- Рисунок в сети (13: 47-50)
- Домохозяин (13 : 52)
- Заблудшая овца (19: 10-14)
- Беспощадный слуга (18: 23-35)
- Работники виноградника (20: 1-16)
- Два сына (21:28 -32)
- Злой крестьянин (21: 33-41)
- Великий пир (22: 1-14)
- Росток фигового дерева (24: 32-35)
- Верный слуга (24: 42- 51)
- Десять подружек невесты (25: 1-13)
- Таланты (25: 14-30)
- Ши п и козлы (25: 31-46)
Введение в притчи | Bible.org
Я так рад, что Бог не сделал 66 книг Библии, заполненных тезисами. Вместо этого Он говорил с нами в повествовательной литературе, рассказах, стихах, пророчествах, апокалиптической литературе и т.д. Одна из моих любимых форм — притча.
Что такое притча? Притча — это вымышленная или выдуманная история, призванная преподать урок путем сравнения. Когда вы слышите историю, вы можете связать ее со своей жизнью. Это похоже на иллюстрацию пунктов проповеди.Он передает свое послание истины посредством аналогии, сравнения или противопоставления.
Все вы слышали басни Эзопа. Рассказав ребенку басню, вы указываете на мораль этой истории. Притча похожа на басню тем, что за ней стоит мораль или послание. Но притчи правдивы. Притчи для взрослых. Животные и деревья не разговаривают. Сила притчи заключается в том, что вы признаете, что «так и бывает в реальной жизни».
Притчи хороши тем, что рассказывают историю, которую легко запомнить.Кто из вас может рассказать мне историю о трех поросенках или Голди Локс и трех медведях? Вы все. Кто из вас изучал эти истории сегодня утром перед тем, как прийти в церковь? Это не похоже на набор принципов, которые мы пытаемся запомнить и вскоре забываем.
Цель притч:
Притчи рассказываются так, что только те, кому действительно небезразличны, узнают истину. Не столько потому, что они понимают притчу, сколько потому, что они достаточно заботятся, чтобы спросить, что это значит, после того, как рассказ будет закончен, и остаются там достаточно долго, чтобы им объяснили ее.Другим все равно, и они уходят. Помните, ученики не понимали притч, но они спросили, что имел в виду Иисус после того, как толпа уехала. У них было мягкое и открытое сердце. Понимание — это вопрос сердца. Те, у кого жестокое сердце, тоже закрывают глаза и закрывают уши, и они не понимают.
Хиастическая структура
1. «Посему говорю им притчами; потому что, видя, они не видят, и когда они слышат, они не слышат и не понимают.
2. «И в их случае исполняется пророчество Исаии, которое гласит:
.3. «Вы будете слышать, но не поймете;
Сомнение: притча, цитаты и анализ
«Ты не имеешь права действовать по своему усмотрению! Ты дал клятву, послушание — одно! Ты отвечаешь нам! У тебя нет права выходить за пределы церкви!»
Отец Флинн
Отец Флинн невероятно зол на сестру Алоизиус. Он говорит ей, что она не имела права действовать автономно и расследовать выдвинутые против него обвинения. Объясняя ей эту концепцию, он использует язык, который указывает на динамику власти в церкви.Использование им слова «нас» указывает на структуру власти, которая связывает сестру Алоизиус с подчинением. Таким образом, похоже, что отец Флинн манипулирует своей ролью в церкви, чтобы продвигать свои собственные планы.
«Он тебе просто не нравится! Тебе не нравится, что он пользуется шариковой ручкой. Тебе не нравится, что он набирает 3 кусочка сахара в свой чай. Тебе не нравится, что ему нравится Фрости. Снеговик, и ты позволяешь этому убедить тебя? В чем-то ужасном … Просто ужасном… «
Сестра Джеймс
Сестра Джеймс обращается к сестре Алоизиус твердо и решительно. Этот тон свидетельствует об изменении характера молодой монахини. Хотя сестра Алоизиус считает, что она стремится к нравственной праведности, она не понимает, насколько ее поведение является осуждающим, ограничивающим и дискриминационным. В этой цитате сестра Джеймс повторяет мнение отца Флинна о том, что сестра Алоизиус «вынашивала это для него» долгое время. Этот комментарий побуждает зрителя переосмыслить поведение сестры Алоизиус и возможные мотивы отставки отца Флинна.
«Я никогда не знал такого ветра. Ветер изменился».
Сестра Алоизиус
Сестра Алоизий делает этот комментарий после того, как одна из монахинь ударилась по лицу веткой, упавшей из-за сильного ветра. Ее заявление также служит метафорой, намекая на то, что «ветры» в церкви меняются. На протяжении всего фильма жалкое заблуждение или приписывание человеческих качеств естественному миру используется, чтобы подчеркнуть чувство эмоционального беспокойства персонажей.
«Сомнение может быть такой же сильной и устойчивой связью, как и уверенность. Когда вы заблудились, вы не одиноки».
Отец Флинн
Вступительная проповедь отца Флинна демонстрирует его принятие прогрессивных идеалов. Флинн узнает мир вокруг себя и понимает, что как религиозный лидер у него есть платформа, чтобы вдохновлять других критически относиться к ограничениям традиций. Он призывает своих прихожан принять то, что неудобно, чтобы бросать вызов, учиться и расти.Эта цитата сначала знакомит публику с темой сомнения. По иронии судьбы, объятия сомнения отца Флинна заставляют сестру Алоизиус сомневаться в его намерениях и отношениях.
«Сестра, я не знаю, на одной ли стороне мы с тобой. Я буду стоять с моим сыном и теми, кто хорошо ладит с моим сыном. Было бы приятно увидеть тебя там».
Миссис Миллер
Во время беседы с сестрой Алоизиус г-жа Миллер подчеркивает свое собственное бессилие и слепую привилегию сестры Алоизиус.Г-жа Миллер повторяет, что ее сын всего лишь ребенок, и он не может нести ответственность за обвинения. Мать Дональда призывает сестру Алоизиус помнить о своем сыне, его уязвимости и о том, какое серьезное влияние эти обвинения могут оказать на будущее мальчика.
«Какая ты мать?»
Сестра Алоизиус
Сестра Алоизиус делает это драматическое заявление после того, как разочарована самодовольной реакцией миссис Миллер на известие о предполагаемой причастности Дональда к отцу Флинну.Этот комментарий показывает ограниченность монахини. Сестра Алоизиус объединяет материнство и мораль с привилегиями белых, и она не может понять, как раса миссис Миллер влияет на то, как она взаимодействует с окружающим ее пространством. Сестра Алоизиус не может понять, что миссис Миллер — превосходная мать: она отказывается от своих личных убеждений и подвергает себя сильной боли, чтобы обеспечить безопасность Дональда и его успех в будущем. Неспособность монахини понять тяжелое положение чернокожего материнства является примером нетерпимости, в воплощении которой отец Флинн ранее обвинял ее.
«Много лет назад я слушала все новости, потому что мой муж был в Италии, на войне».
Сестра Алоизиус
Когда сестра Алоизиус разговаривает с миссис Миллер, она делает этот небольшой комментарий, который дает аудитории больше информации о ее прошлом, ссылаясь на брак (предположительно закончившийся смертью ее мужа на войне) до того, как она стала монахиней. Хотя сестра Алоизиус кажется робкой и лаконичной, этот комментарий намекает на боль и трудности, которые она испытала в своей жизни.Это очеловечивает монахиню, и зрители могут посочувствовать ей и видеть ее более привлекательной.
«Вы просто хотите, чтобы все было решено, чтобы вернуть вам простоту».
Сестра Алоизиус
Сестра Алоизиус говорит это сестре Джеймс, когда молодая монахиня защищает невиновность отца Флинна. Опровержение сестры Алоизиус можно истолковать как имеющее два значения. С одной стороны, она может оскорблять сестру Джеймс из-за того, что она высказала мнение, отличное от ее собственного.С другой стороны, сестра Алоизиус говорит молодой монахине, что она не может прожить свою жизнь, опасаясь того, что выходит за рамки ее морали и понимания.
«Нельзя возлагать на ребенка ответственность за то, каким Бог дал ему быть».
Миссис Миллер
Миссис Миллер рассказывает об этом сестре Алоизиус во время их обмена. Она объясняет, что Дональда избивает ее муж, потому что подозревает, что он гей. Миссис Миллер побуждает сестру Алоизиус думать о вещах, не зависящих от нее и узких пределах ее восприятия.Вместо того, чтобы предлагать отцу Флинну уйти в отставку, миссис Миллер предлагает сестре Алоизиус подумать о том, как эти обвинения могут повлиять на ее сына.
«Есть люди, которые преследуют вашу человечность, сестра, которые говорят вам, что свет в вашем сердце — это слабость. Не верьте этому. Это старая тактика жестоких людей, убивающих добро во имя добродетели».
Отец Флинн
Отец Флинн побуждает сестру Джеймс отказаться от мнения сестры Алоизиус о нем.Отец Флинн призывает сестру Джеймс принять ее искренность, которая включает в себя ее уязвимость и нежность. Однако трудно сказать, использует ли отец Флинн свои эмоции, чтобы заставить сестру Джеймс думать, что он невиновен, тогда как на самом деле он виновен.
.