12 главных мифов об экологии
Экологические проблемы куда сложнее, чем кажутся, и иногда простые решения, которые первыми приходят в голову, могут принести вред. С ростом популярности экологической темы все больше становится псевдоэкологических призывов и привычек. Чтобы на самом деле помочь планете, придется смотреть на вещи критически. WWF России развенчивает самые популярные экологические заблуждения
1
Выбирая искусственную шубу, вы помогаете планете
Как ни удивительно, но это не так.
2
Искусственная елка лучше живой
Вопреки распространенному убеждению, покупать живую елку, специально выращенную на продажу, экологичнее, чем пластиковую.
3
Охотники – враги природы
На самом деле опасность для дикой природы представляют только браконьеры – т. е. те,кто добывает животных с нарушением установленных правил. Из-за них тысячами гибнут северные олени, исчезают сайгаки и другие виды. В то же время настоящие охотники, которые добывают животных по лицензии, на самом деле природе даже помогают. В США, например, благодаря популярности охоты сохранилось много диких лесов, которые могли быть уничтожены – ради интересов этого сообщества лесозаготавливающим компаниям пришлось пожертвовать своими планами на вырубку, против которых выступили охотники. Похожие примеры можно встретить и в России. Кроме того, сборы, которые берутся с охотников, покрывают расходы на сохранение десятков и сотен других животных в этом же лесу. Например, охотхозяйства Приморья увеличивают численность популяцией оленей и кабанов для охоты, тем самым улучшая кормовую базу тигров и леопардов — в результате численность хищников растет.
4
Зоопарки – это очень плохо
На самом деле, хорошие зоопарки, где обеспечены хорошие условия содержания животных, – это очень хорошо. Сегодня это средоточие знаний о биологии видов, которые помогают понять, как сохранять тот или иной вид, а также последняя надежда для животных, которые больше не смогут выжить в дикой природе. На данный момент животных редко ловят по заказу зоопарков, чаще они попадают туда или по программам обмена между зоосадами, или после того как их спасли в природе от неминуемой гибели. Кроме того, в зоопарках сохраняются представители редких видов, которые смогут помочь восстановить исчезнувшие популяци. Например, когда зубры исчезли из дикой природы, их удалось вернуть только благодаря особям, которые сохранились в неволе. А родители леопардов, которых выпускают на Кавказе в рамках программы реинтродукции, раньше жили в зоопарках. Кроме того, в зоопарках ведется активная научная деятельность, которая позволяет узнавать о животных все больше и больше.
5
Вырубку первозданных лесов можно компенсировать посадкой молодого леса
Большая часть сохранившихся в России лесов уже давно освоена, и только пятая их часть осталась в своем первозданном виде. Ученые называют такие леса малонарушенными, так как они пока не испытали на себе существенного влияния человека. Здесь нет дорог, вырубок и поселений, при этом площадь каждого лесного участка должна быть не меньше 50 тыс. гектаров. Это последние уголки дикой природы, где живут редкие виды растений и животных. Такие леса очень важны не только для сохранения биологического разнообразия нашей планеты – они помогают регулировать водный режим и защищают почву. Молодые посадки на месте вырубленного первозданного леса не смогут компенсировать последствия разрушения всей лесной экосистемы, сложившейся за несколько столетий существования здесь малонарушенного леса.
6
Дикое животное, вышедшее к людям, надо покормить
Такие случаи особенно распространены на Севере, где к людям нередко выходят как взрослые белые медведи, так и осиротевшие медвежата.
7
Мясо есть плохо, так как ради этого убивают животных

8
Если я не мусорю на улице, я помогаю экологии
Если вы не мусорите на улице, вы, в первую очередь, помогаете дворникам и сохраняете эстетическую привлекательность улицы, к экологии это отношения не имеет.
9
Покупая продукцию из древесины и бумаги, ты вредишь природе, потому что вырубаются леса
Покупка FSC-сертифицированной бумаги и других товаров из древесины наносит природе меньший вред, чем производство аналогичных продуктов из пластика. Знак FSC на древесине или на сделанном из нее товаре — гарантия того, что продукция происходит из леса, в котором ведется экологически и социально ответственное лесное хозяйство. То есть на месте вырубленных деревьев производители обязаны вырастить новый лес.
10
Нужно есть рыбу, искусственно выращенную в аквакультуре, чтобы сохранить дикую рыбу
Аквакультуры, действительно, могут составить конкуренцию промышленному лову, но покупка такой рыбы вряд ли поможет природе. Негативное воздействие на окружающую среду самого рентабельного вида аквакультуры, садковой, значительно превосходит все остальные виды аквакультуры. Внутри садков, сетчатых вольеров, погруженных в природные водоемы, рыбы живут в стесненных условиях и потому возникают эпидемии, от которых страдает и дикая водная фауна.
Чтобы рыбы не болели, в садки засыпают антибиотики и антипаразитные препараты, а излишки химических веществ попадают в водоемы вместе с остатками пищи и испражнениями. Кроме того, сам корм делается из рыбы, пойманной в дикой природе.
Если вы действительно не хотите навредить популяции дикой рыбы, выбирайте виды, которым ничего не угрожает. Посмотреть, какую рыбу стоит купить на каждый день, а от какой отказаться, можно в рыбном гиде WWF России. Кроме того, помните, что чем ближе к вам была выловлена рыба, тем меньше экологический след от ее перевозки.
11
Главные враги сибирских и дальневосточных лесов – китайцы
Китайские лесопромышленные компании заготавливают древесину в российских лесах по тем правилам, которые закреплены в российском законодательстве. Эти компании не более и не менее законопослушны, чем все остальные, в том числе российские. Именно несовершенство лесного законодательства и устаревшие практики лесопользования, в том числе отсутствие грамотных уходов за молодыми посадками, призванными компенсировать вырубки, создают благоприятные условия для истощения лесных запасов. Лесная программа WWF России много лет работает над совершенствованием законодательства и популяризацией устойчивого лесопользования.
12
Чтобы сохранить ценные экосистемы, нужно закрыть к ним доступ и запретить любую деятельность
Такие радикальные меры нужны только в самых крайних случаях, а радикализм редко приводит к чему-то хорошему. Существует много разных видов особо охраняемых природных территорий. Даже в заповедниках, в которых действует самый жесткий режим охраны, существуют зоны, где могут быть разрешены некоторые виды деятельности.
А вот в национальных парках или заказниках разрешают делать то, что не навредит экосистемам. В национальном парке, например, может быть даже разрешена добыча краснокнижных видов: например, для коренных жителей Чукотки охота на китов –
это часть культуры и жизненная необходимость, а так как добывают они животных в пределах научно обоснованных квот, влияния на популяцию это не оказывает. Коренные жители часто переживают, что охраняемые территории, созданные у них по соседству, изменят их жизнь в худшую сторону. На самом деле национальные парки не только сохраняют традиционную среду обитания местного населения, но и являются драйверами социально-экономического развития и стабильности многих регионов.
5 мифов об экологии, в которые давно пора перестать верить
© Sri Lanka/Unsplash
Автор Ульяна Смирнова
23 июля 2019
В мире набирает популярность экологическое движение за разумное потребление и раздельный сбор мусора. Люди убеждены, что помогают уменьшить вред, наносимый природе, однако некоторые «зеленые» инициативы дают обратный эффект.
Каждый по-своему пытается внести свой вклад в сохранение планеты. Кто-то покупает кофе только в бумажных стаканчиках, а кто-то переходит на биоразлагаемые пластиковые пакеты и люминесцентные лампы. Вот только многие из таких инициатив — не больше, чем популярные заблуждения.
Миф №1. Бумажные стаканы для кофе не вредят окружающей среде
© Valeri Randalainen/Unsplash
На самом деле вредят. Бумажные емкости для напитков изнутри покрыты специальной полиэтиленовой пленкой, благодаря которой они могут выдерживать высокую температуру и не промокают. Из-за этого водонепроницаемого слоя их невозможно переработать. Сам по себе полиэтилен, из которого изготовлена эта пленка, — перерабатываемый материал. Но чтобы подарить одноразовому кофейному стакану «вторую жизнь», полиэтиленовое покрытие необходимо отделить от бумаги. От этого трудоемкого процесса отказываются даже специализированные заводы по переработке ламинированной бумаги.
Кроме того, стаканы для кофе никогда не изготавливают из переработанного сырья. По данным российского отделения «Гринпис», на производство 2,5 тыс. штук требуется примерно одно дерево. Между тем взять кофе навынос — ежедневный ритуал миллионов жителей планеты. Экоактивисты нашли безопасное и стильное решение: они предлагают купить многоразовый тамблер или кружку-термос. Сегодня в продаже также можно найти экологичные кофейные стаканы из пробки, бамбука, силикона, нержавеющей стали. В крупных городах набирает популярность движение My cup, please: многие кофейни с готовностью разливают напитки в личные кружки. Иногда за это дают скидку до 20%.
Миф №2. Биоразлагаемые и бумажные пакеты лучше пластиковых
© Guus Baggermans/Unsplash
Обычный пакет из супермаркета служит в среднем 15 минут, после чего отправляется в мусорное ведро. Чтобы сократить количество бытового пластика, некоторые переходят на так называемые биоразлагаемые пакеты. Экологи предупреждают: лучше этого не делать. Для окружающей среды такие псевдоэкологические альтернативы еще опаснее. Их производят из того же полимерного материала, но со специальными добавками, которые ускоряют распад пластика на более мелкие частицы. Недостаток микропластика в том, что он впитывает токсины, быстрее проникает в почву и грунтовые воды и может накапливаться в тканях живых организмов.
Частицы пластиковой пыли, не заметные человеческому глазу, ученые находят в питьевой воде, воздухе крупных городов и мясе рыб. Мешки из оксоразлагаемого полиэтилена не берут на переработку. Бумажные пакеты тоже не выход. Их единственный плюс — способность быстро разлагаться в естественной среде. На изготовление одной тары из бумаги требуется много электроэнергии, древесины и воды. По количеству выбросов и затраченных ресурсов этот процесс соответствует изготовлению нескольких пластиковых пакетов. В качестве «зеленой» альтернативы лучше приобрести авоську или вместительную многоразовую сумку-шоппер. Они прослужат дольше и не нанесут природе большого вреда.
Миф №3. Энергосберегающие лампочки безопасны для природы
По закону «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в России могут полностью запретить лампы накаливания. Дорогостоящие люминесцентные аналоги призваны сократить потребление энергоресурсов и снизить количество вредных выбросов. Такие лампы действительно экономят до 80% электричества, однако некоторые ученые считают, что они негативно влияют на популяцию некоторых видов животных и могут быть причиной возникновения рака груди.
Энергосберегающие лампы содержат ртуть, поэтому относятся к категории опасных отходов. Эти осветительные приборы требуют особой утилизации — их нельзя просто выбросить в мусорное ведро. Между тем в России пока нет организованной системы сбора отработанных люминесцентных ламп. Поэтому чаще всего они оказываются на свалках вместе с другими бытовыми отходами. В результате содержащиеся в приборах ртуть и фосфор попадают в почву. Это не означает, что нужно отказаться от энергоэффективных аналогов. Главное правило — по окончании срока службы не утилизировать их вместе с остальным мусором. Адреса пунктов приема можно посмотреть на сайте «Гринпис».
Миф №4. Синтетика экологичнее натуральных материалов
© Lauren Fleischmann/Unsplash
Синтетические вещи из масс-маркета стоят недорого, но срок их службы весьма ограничен. При каждой стирке из синтетической одежды вымываются микроскопические пластиковые волокна, которые легко проходят через очистные сооружения и попадают в океаны. Чем старше вещь — тем их больше. По данным ирландских ученых, в желудках 73% рыб, выловленных в северо-западной части Атлантики, был обнаружен микропластик. Кроме того, как при производстве, так и при сжигании синтетических тканей в атмосферу попадает большое количество токсичных химикатов. А в природе синтетическая одежда разлагается в десятки раз дольше, чем вещи из натуральных тканей.
Минимизировать вред помогают правильные потребительские привычки. Сторонники эконаправления Zero Waste уверены, что экологичный образ жизни начинается с обдуманных покупок и отказа от лишних вещей. Например, вместо трех дешевых платьев лучше взять одну вещь из натуральной ткани, например: органического льна, шелка, хлопка, шерсти, из бамбуковых и кукурузных волокон. Такая одежда более гигиенична, не вызывает раздражения кожи и дольше сохраняет первоначальный вид. Надоевшую одежду можно отнести в секонд-хэнд или передать благотворительным фондам, а ненужную старую — отправить на вторичную переработку.
Миф №5. Даже если я выключу воду, это ничего не изменит
Контролем за выбросами промышленных предприятий и выполнением законов занимаются экологические организации. Но внести свой вклад в сохранение окружающей среды под силу любому человеку. Для этого совсем не обязательно жертвовать деньги на «зеленые» проекты или участвовать в акциях — спасать планету можно из собственного дома. Для начала достаточно отказаться от рекламных листовок, выключать на ночь компьютер и быстрее закрывать кран. Постепенно более разумное и осознанное поведение должно войти в привычку.
Француженка Беа Джонсон — основательница движения Zero Waste — сформулировала несколько простых принципов экологичной жизни. Это ремонт и многоразовое использование вещей, отказ от спонтанных и импульсивных приобретений в пользу осознанного потребления, сокращение покупок, переработка и компостирование отходов. Менять привычки нелегко, поэтому не стоит браться за все сразу. Легче выбрать то, что реально начать делать уже сейчас.
С чего начать, если хочешь заботиться об экологии. Восемь правил
https://www.znak.com/2017-08-29/kak_stat_i_ostatsya_ekologichnym_gorozhaninom_posle_goda_ekologii_vosem_zolotyh_pravil2017.08.29
В России в самом разгаре Год экологии. Объявив его, государство тем самым показало свою озабоченность состоянием окружающей среды. При этом некоторые шаги власти, предпринятые за последнее время, вполне убеждают, что это не пустые слова. Хотя, конечно, по поводу последовательности и эффективности государственной политики в этом вопросе можно долго и аргументированно спорить. Как бы там ни было, Год экологии — это отличный повод вспомнить, что многое в деле защиты окружающей среды и повышения экологичности мест нашего постоянного обитания зависит и от нас самих. Пообщавшись с разными экспертами, мы сформулировали восемь золотых правил горожанина, старающегося вести экологичный образ жизни.
Экономь ресурсы
Начнем с истин, банальных не только для экологистов, как называют экологически продвинутых граждан. Плакаты с напоминанием о необходимости беречь свет и воду висели и пылились еще в советских учреждениях. В наши дни, когда все коммунальные ресурсы подлежат строгому учету и за все приходится платить, эти некогда абстрактные призывы получили свою вполне конкретную цену. К тому же следование им повысит вас в экологическом статусе.
Все-таки если вспомнить, что за две минуты, в течение которых вы просто чистите зубы, из крана вытекает целое ведро воды, и так происходит каждое утро и каждый вечер, рука сама потянется перекрыть струю. Еще до 15 тыс. литров (или 15 кубометров) в год позволит сэкономить уже знакомая всем двойная кнопка на бачке унитаза — если, конечно, пользоваться этой опцией правильно. Разумеется, вся сантехника и водопроводные сети в вашей квартире должны быть исправны и не допускать ни малейшей протечки.
К счастью, мы уже живем не в советское время: в магазинах полно товаров, которые помогают реально экономить и ресурсы, и в конечном счете деньги. Простой пример — смесители, которые экономят от 30 до 50% воды. Или светодиодное освещение, которое заметно сократит потребление электроэнергии и при этом вовсе не потребует жить в полутьме. То же самое можно сказать о многочисленной бытовой технике, которая здорово повышает качество жизни и при этом дает возможность видеть себя в экологическом тренде.
Сортируй свой мусор
Тема давняя, но по-прежнему весьма спорная. Однако, наш взгляд, все споры в конечном счете упираются в вопрос желания чуточку изменить привычный жизненный уклад. А все ссылки на малую площадь городских квартир, которая не позволяет иметь несколько контейнеров для разных видов отходов, или на один-единственный бак во дворе, куда весь мусор валят без всякого разбора, — это надуманные аргументы. «Я веду экологичный образ жизни, обитая в Москве, уже более пяти лет, и могу с уверенностью заявить, что в этом нет ничего сложного, напряжного или затратного — наоборот, многие идеи эколайфстайла упрощают жизнь и сберегают семейный бюджет», — свидетельствует Анна Нафиева, представляющая Общественный экологический проект #РосЭко.
Начать сепарировать отходы на своей кухне действительно куда проще, чем кажется. Вовсе не нужно пытаться пристроить «пять ведер в каждый угол» — вам хватит и двух. Точнее, одно у вас уже есть: туда продолжайте складывать все, что вы и дальше будете выносить на мусорную площадку. А рядом разместите любую емкость, куда будет попадать то, что будет годно для переработки (например, пластик, стекло, металл, бумага или ткань). В конце концов, место для традиционного «пакета с пакетами» у вас же однажды наверняка нашлось.
Дельный совет — начать с одного-двух видов отходов, которые вы избавите от вечности на свалке. Благо, например, уже в редком дворе большого города не встретишь дополнительные контейнеры для приема бутылочного стекла или ПЭТ-тары — самого распространенного после пищевых отходов вида мусора. К их установке подключаются и сами производители, желая продемонстрировать свою экологическую сознательность. В частности, компания Coca-Cola в 2016 году запустила в городах присутствия программу «Разделяй с нами», направленную на продвижение культуры и практики раздельного сбора, рассказала Znak.com Марина Мокина, региональный руководитель направления внешних и внутренних коммуникаций Coca-Cola HBC Россия по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Одна из задач проекта — просто показать, что раздельный сбор работает.
Сдавай вторсырье
Зачем нужен селективный сбор отходов? Правильно, чтобы самое ценное сдать во вторичную переработку и помочь тем самым сократить общее ресурсопотребление на планете. В России на переработку сейчас попадает не более 5-7% твердых коммунальных отходов. К примеру, в Германии эта цифра равна 47%.
Рекомендация, полезная еще на этапе домашней сортировки: есть смысл погуглить, какие пункты приема вторсырья есть в ближайшей доступности, и в зависимости от этого спроса формировать «ассортимент» ваших отходов. В помощь вам, например, «гринписовский» проект RecyclеMap: заходите на сайт, выбираете свой город и видите, куда пристроить свои отходы для вторичной переработки.
Очень быстро к вам придет понимание, как оптимизировать сбор и сдачу «вторички». Например, копить отработавшие свое батарейки можно месяцами, если не годами, и для этого подойдет простая коробка из-под обуви. А для сбора бумаги в домашнем офисе подойдет просто отдельный ящик стола. Еще откроете для себя, что некоторые продвинутые производители товаров для дома давно предлагают весьма компактные и удобные в пользовании системы для более цивилизованного сбора бытовых отходов.
Возможно, что вы шагнете и дальше — сами начнете перерабатывать некоторые виды своего мусора. Не удивляйтесь: у садоводов и огородников сейчас становится популярной идея производить собственный компост — ценное натуральное удобрение, которое обожают растения. И для этого годится львиная доля биоразлагаемых отходов, которые обычно тоже отправляются в мусорный бак.
Покупай с умом
Тема экологичного шопинга — это не только вопрос экологии личного потребления. То есть не только про то, что мы едим и надеваем, чем пользуемся в быту и каковы последствия всего этого для нашего здоровья (оставим эту часть экспертам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия). Принципиально важно научиться видеть экологический след, который оставляют производство и транспортировка конкретного товара. Когда берешь это в расчет, то, например, предпочтение товаров местного производства становится не актом какого-то местечкового патриотизма, а вполне осознанным экологическим действием. Ведь чем короче путь от производителя в магазин, тем меньше выхлопов в атмосферу. К слову, экологический след оставляет и то, что остается после употребления товара — то есть его упаковка. Чем больше в ней пригодных к повторному использованию материалов, тем лучше.
Хорошо, если производитель сам использует вторичное сырье для выпуска своей продукции. К счастью, все больше российских предприятий не только включают рециклинг в свой производственный процесс, но и не стесняются об этом заявлять. В странах, чьи жители отличаются высоким экологическим сознанием, такие компании в приоритете, и очень важно, чтобы и у нас они получали общественную поддержку. Выявляйте для себя таких производителей, по возможности пропагандируйте их среди близких и знакомых и, конечно, поддерживайте рублем, отдавая предпочтение их товарам и услугам. Опять же здорово, что в магазинах теперь достаточный выбор, чтобы включить еще и экологический фактор.
Пользуйся многоразовым
Это правило вполне может быть и продолжением предыдущего, ведь оно тоже о потреблении того, что мы покупаем для своих нужд. Сводится правило к тому, что нужно стремиться исключать потребление вещей с коротким жизненным циклом. Конечно, не все зависит от самого потребителя: ушлые производители давно научились втюхивать нам вещи с ограниченным ресурсом, заранее программируя наш новый поход в магазин. Но в наших силах, например, по возможности отказаться от всего одноразового, помня, что практически всему, чем нам предлагают воспользоваться всего один раз, есть многоразовая альтернатива. Причем если разобраться, вещь многоразового использования появилась даже раньше, чем одноразовый аналог, просто мы про это успели основательно забыть. Уже упомянутый «пакет с пакетами» никогда бы не завелся в вашем доме, будь у вас привычка приходить в магазин со своей многоразовой сумкой для покупок. И не стесняться ее доставать за линией касс, тем более что крупные магазины сами все активнее предлагают пробрести многоразовые сумки вместо традиционных «больших-или-маленьких» пакетов.
Впрочем, тему экологичной потребительской культуры логично обсуждать с вопроса, стоит ли вообще что-то покупать, когда в этом нет реальной нужды. Конечно, никто не призывает впадать в аскезу, но обстоятельная ревизия собственных потребностей время от времени — это очень неплохой способ перераспределить личный бюджет на более важные и нужные траты. А заодно чуть-чуть подсократить и собственный экологический след на Земле. Алина Камалова из международного стартапа CupoNation напоминает также о принципе sharing economy (совместного владения) как одной из форм бережливого, а значит, — и экологичного потребления.
Выбирай экомобильность
Пока в нашей стране это не столько про электромобили и различные там «гибриды», сколько про принципиальный отказ от пользования персональным транспортом в пользу альтернативных способов передвижения по городу. Они хорошо известны: общественный транспорт, велосипеды и, конечно, путь на своих двоих. Отсюда всемерная поддержка инициатив, которые направлены на развитие внутригородской экомобильности: от пешеходной и велоинфраструктуры до приоритета общественного транспорта. «Следует понимать, что есть действия, которые помогают больше городу в целом, но для каждого конкретного гражданина не очень существенны, а есть такие, которые, наоборот, помогают именно людям, но на город особо не влияют», — замечает в связи с этим Вадим Рукавицын, эколог-консультант проекта EcoShopper.
Полагаем, нет смысла сейчас вступать в очередную дискуссию с теми, чей уровень экологического сознания не позволяет выбраться из автокресла. Тем более что никто не призывает изгнать машины из города, равно как нет никакой нужды геройствовать на велике в 30-градусный мороз. Нужен разумный баланс и понимание: не завел лишний раз двигатель внутреннего сгорания — сделал меньше свой вклад в общее загрязнение. К слову, вполне экологичным может быть и передвижение на машине: погуглите, например, про карпулинг — совместное использование одной машины несколькими попутчиками, и подумайте, как вы можете поддержать подобные начинания.
Будь активным
Нет, мы не призываем вас становиться отчаянным экоактивистом, чей телефонный номер будут знать все журналисты города. Мы просто за последовательность: нельзя заботиться об окружающей среде, проходя мимо откровенных безобразий, которые среду точно не улучшают. При этом проявлять свою активную гражданскую позицию становится все легче, и для этого вовсе не требуется вставать в пикеты или обивать пороги чьих-то кабинетов. Уже выпущено и продолжает выпускаться достаточно разнообразных мобильных приложений, с их помощью можно буквально в пару кликов подать жалобу в нужную инстанцию, если вы обнаружили, скажем, несанкционированную свалку или понимаете, что за забором соседней промзоны совершается экологическое преступление. Надо отдать должное госструктурам — инфраструктуру обратной связи в интернете часто продвигают вперед именно они. Не хотите иметь дело с чиновниками напрямую — действуйте через знакомых экоактивистов и общественные организации, которые тоже не сидят сложа руки, постоянно совершенствуя порядок своей работы с различными контрольно-надзорными органами. Наконец, помните об эффекте общественного резонанса, тем более что создать его сегодня тоже проще простого — благодаря социальным сетям.
И главное — меняй привычки
Нетрудно сделать вывод: ни одно из упомянутых правил не начнет работать без главного условия — все эти рекомендации должны стать ваши повседневными действиями. И заменить в жизненном укладе то, что не повышало ваш личный экологический статус. Поэтому главное правило экологичного горожанина — обзаводиться правильными привычками, не забывая ежедневно совершать простые и совсем необременительные действия, которые так много значат для экологии, считает Сергей Чернин, член Общественного совета Минприроды России, возглавлявший профильную комиссию в предыдущем созыве Общественной палаты РФ. К тому же и в государственной политике очевидны тренды, которые будут подталкивать нас к более уважительному отношению к природе и природным ресурсам. Так что многое из того, что сейчас считается лишь правилами хорошего тона, не сегодня-завтра станет обязательным, как в истории с теми же водосчетчиками, жить без которых — себе дороже. Чем не мотивация обзаводиться эко-привычками и воспитывать в себе экологиста заранее?
осознанный подход или дань моде?
Мы должны признавать свою собственную природу, не пытаясь переделать ее, считает Оксана Звиденная, но при этом не брать у окружающей природы сверх того, что нам действительно необходимо для жизни.
«Коренные народы верят: если люди неправильно себя повели, нарушили законы предков, природа поставит их на место и объяснит, кто здесь хозяин», — поясняет этнограф. Удача покинет человека или кто-то из близких заболеет, а то и умрет, а может разразиться природный катаклизм. И шаман первым делом спросит: что ты сделал не так? Нужно прислушиваться к мудрым предкам: они знали, как выстраивать взаимоотношения с природой и принимать себя как ее часть, убеждена Оксана Звиденная.
Вовремя слезть с колесницы
Один из природных законов — умирание всего живого. «С момента рождения нам вместе с эросом сопутствует и танатос: финал, к которому мы неумолимо идем, — рассуждает Алла Герман. — Кризис середины жизни — это как раз та точка, когда мы начинаем видеть конечный пункт назначения. Мы признаем естественность физического увядания, но стараемся развить в себе другие, «бессмертные» органы — внутренние очи, уши, познать нечто глубинное о себе и мире и передать это знание дальше». Но если страх смерти в нас слишком силен, он может заставить чувствовать, что природа — это враждебная сила, законам которой мы хотели бы противостоять. Тогда мы пытаемся отрицать наше родство и в результате нарушаем и собственную экологию.
На страхе увядания играют разные индустрии: пищевая, косметическая, медицинская — растягивая первую, «молодую» половину жизни. Нам предлагают омолаживающие программы очищения, косметику, развлечения, за которыми мы забудем о конечности бытия. Но когда мы не желаем видеть финальную точку нашего существования, пропускаем важную стадию зрелости, считает аналитический психолог. Ту самую, на которой мы перерастаем эгоистично-потребительский подход, что часто свойствен молодости, и получаем шанс ощутить связь со всем живым на планете.
В погоне за молодостью мы часто переоцениваем возможности. Алла Герман предлагает вспомнить миф о Фаэтоне: «Его мать, земная нимфа, хотела, чтобы он, как его отец Гелиос — Солнце, был богом. Но он родился человеком и не смог, как ни старался, справиться с колесницей Гелиоса. Нас, человечество, сегодня «несет» на огненной колеснице. И мы никак не можем остановиться, хотя понимаем, что рискуем погибнуть, не замечаем, что мчимся от себя, от своей природы — во всех смыслах».
Нам пора учиться экологическому мышлению! Начать можно уже сегодня, уверена Эв Хазина. Например, прежде чем покупать продукт, задуматься: что я сделаю с ним, как поступлю с упаковкой? Нужно ли мне это пальто, сколько я его проношу? Что мне даст это образование? Для чего я работаю? Трачу ли я энергию на то, что для меня действительно экологично? Задавать себе эти вопросы — простой, но полезный навык, считают психологи.
Органы власти представят информацию об экологии в открытых источниках
Гражданам будет проще получать интересующие их сведения об экологии в своем регионе и за его пределами. Правительство России утвердило правила размещения общедоступной информации о состоянии окружающей среды.
Федеральные, региональные и местные власти теперь должны публиковать основные данные об экологии на своих официальных сайтах либо доводить их до населения с помощью государственных и муниципальных информационных систем.
Правила утверждены в соответствии с принятым в марте 2021 года законом о размещении сведений о состоянии окружающей среды.
В перечне общедоступных данных – 82 позиции. В их числе – сведения о качестве атмосферного воздуха и почвы, о состоянии водных и лесных ресурсов, о вредных выбросах и сбросах, об уровне радиационного фона, об объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, о лесных пожарах и угрозах возникновения опасных гидрометеорологических явлений.
В открытом доступе также будут размещены отчёты по мониторингу состояния загрязнения окружающей среды, доклады об особенностях изменения климата на территории России, комплексные планы мероприятий по снижению загрязняющих выбросов, отчёты о состоянии озонового слоя и т.д.
По каждой позиции указаны срок обновления информации и наименование структуры или ведомства, ответственного за публикацию.
В Волгоградской области к такому формату работы начали готовиться заранее. При профильном парламентском комитете создана рабочая группа по вопросам взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области с муниципалитетами в сфере охраны окружающей среды. Возглавила её председатель комитета Волгоградской областной Думы по охране окружающей среды и природопользованию, руководитель Экосовета Ирина Соловьева.
В состав группы вошли руководители профильных структур исполнительной и законодательной власти региона, представители правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области», главы ряда муниципальных районов и городских округов, члены Экологического совета. Одна из ее важнейших задач — оказание содействия местным властям в работе по информированию жителей о состоянии окружающей среды.
«В своих выступлениях глава государства не раз указывал на то, что граждане должны получать полную и достоверную информацию по вопросам экологии. Утвержденные Правительством России правила закрепляют положение о том, что такие сведения должны быть общедоступными», — отметила Ирина Соловьева.
Об экологии для руководителей
20 сентября 2021г.
На площадке Калининградской ТПП стартовало обучение по уникальной программе повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления»
Руководители, исполнительные директора, экологи, главные инженеры крупнейших калининградских предприятий повысят свою квалификацию и приобретут новые знания под руководством уникального специалиста – генерального директора компании «Экология производства» (компания специализируется на экологическом аутсорсинге) Дарьи Александровны Лукашунене.
Открывая мероприятие, президент Калининградской ТПП Ф.Ф. Лапин поблагодарил Фонд «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области» за организацию обучения по столь важному направлению, отметив, что сегодня на плечах экологов лежит огромная ответственность. При реализации любого проекта сначала необходимо доказать, что будут соблюдены экологические требования. «Экологическая повестка сегодня обсуждается на крупнейших мировых форумах, вопросы экологии стоят перед многими странами, и в ближайшие 15-20 лет они будут по-прежнему актуальны, — отметил Феликс Феликсович. – Мы должны четко понимать, что сейчас мы находимся в периоде, когда дальнейший прогресс будет связан с существенным изменением технологии, заменой энергоносителей. Государства, принимая те или иные доктрины в своём экологическом законодательстве, будут стимулировать внедрение технологий. С 2036 года Китай принял для себя доктрину свободы от углеводородов. Финляндия, Швеция стимулируют свои экономики для перехода на новые энергоносители. Внимание к экологии сделает вашу профессию еще более востребованной». Также президент Калининградской ТПП подчеркнул важность (подкрепляемую штрафами со стороны государства) правильного ведения экологического делопроизводства. И если на больших предприятиях работают штатные экологи, есть возможность привлечь специалистов на аутсорсинг, то представителям микробизнеса такие знания жизненно необходимы.
«Желаю успешного познания, апгрейда имеющихся знаний и успешной сдачи экзаменов по результатам обучения», — обратился к слушателям курса Ф.Ф. Лапин.
Теоретические знания будут закрепляться в ходе практических занятий. Темы для рассмотрения выбраны самые актуальные – от осуществления государственного экологического надзора и системы государственного управления в области охраны окружающей среды, до безопасного обращения с отходами и создания на предприятии системы, обеспечивающей соблюдение норм природопользования, формирование необходимой отчётности. Не осталась без внимания и одна из самых горячих тем этого года – РОП (расширенная ответственность производителей и импортёров товаров в упаковке).
Бесплатное обучение организовано АНО ДПО «Институт предпринимательства и торговли Калининградской ТПП» и Фондом «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области».
Что ты знаешь об экологии?
Что ты знаешь об экологии?
В главном корпусе СГУ им. Питирима Сорокина прошел первый для Республики Коми Экологический диктант, на котором все желающие могли проверить свои знания в области экологии. Целью мероприятия послужило повышение уровня экологических знаний у всех слоев населения, а также привлечение внимания к мероприятиям по защите окружающей природной среды. В диктанте поучаствовали студенты Сыктывкарского госуниверситета, общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования столицы региона, также их преподаватели и просто неравнодушные к вопросам экологии горожане.
— Данный экологический диктант приурочен к важному и замечательному событию — Дню эколога, который отмечается 5 июня, — подчеркнула директор Института естественных наук Ирина Юранева.
Мероприятие началось со слов министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Романа Полшведкина и председателя Коми отделения Российского экологического общества Татьяны Плато. Они отметили, что данный диктант — один из способов привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с окружающей нас средой. Они пожелали удачи всем участвующим в диктанте и поблагодарили их за посещение такого важного для республики события.
За один час участники Экологического диктанта должны были ответить на 30 вопросов в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Какой самый распространенный вид мусора на планете, что такое «смог» и «толерантность организма», что можно получить при переработке батареек и сколько разлагается пластиковая бутылка — лишь малая часть вопросов, на которые пришлось дать ответ всем гостям диктанта.
Каждый респондент получил сертификат об участии при сдаче бланка ответов. Результаты диктанта буду опубликованы 17 июня на сайте Минприроды Республики Коми, а награждение участников, которые набрали наибольшее количество баллов, пройдет на акции «Речная лента», которая состоится 29 июня.
Анастасия Бобырь, медиацентр Vervum
Фото Марка Оникула
Экология | О биологических науках
Ссылки по теме
http://www.ecology.com
Ecology.com
http://en.wikipedia.org/wiki/Экология
Экология, Википедия
http://www.exploratorium.edu/ls/infosources/EcologyInfo.html
Экология: веб-источники информации для преподавателей
Экология, или экологическая наука, — это раздел биологии, изучающий отношения растений и животных к их физической и биологической среде.Физическая среда включает свет и тепло или солнечную радиацию, влагу, ветер, кислород, углекислый газ, питательные вещества в почве, воде и атмосфере. Биологическая среда включает организмы того же вида, а также другие виды растений и животных.
Экологию можно считать подобластью науки об окружающей среде, с которой ее часто путают. Хотя обе науки относятся к междисциплинарным, которые сосредоточены на взаимодействии популяций организмов, наука об окружающей среде также занимается взаимодействием чисто физических параметров, не связанных с биологическими системами.Экологию также путают с энвайронментализмом, который фокусируется на антропогенном ущербе окружающей среде. Точно так же экологический или экологический используются как синонимы для «экологически чистого».
Хотя экология считается одной из самых новых наук, получившая известность только во второй половине 20-го века, исследования популяций животных и окружающей их среды восходят к греческому философу Аристотелю и его ученику Теофрасту. Теофраст описал взаимоотношения между животными и между животными и окружающей их средой еще в четвертом веке до нашей эры.Н.Э. Эта область начала расцветать с публикацией в 1850 году книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов» и работы его современника и конкурента Альфреда Рассела Уоллеса. Уоллес признал взаимозависимость видов животных и растений и сгруппировал их в сообщества живых существ, или биоценозы. В 1875 году австрийский геолог Эдуард Зюсс предложил термин «биосфера», чтобы охватить разнообразие условий, которые вместе способствуют жизни на Земле.
С 19-го века защитники окружающей среды и другие защитники природы использовали экологию и другие науки для поддержки своих позиций защиты интересов.Взгляды защитников окружающей среды часто вызывают споры по политическим или экономическим причинам. В результате некоторые научные работы в области экологии напрямую влияют на политику и политические дебаты; они, в свою очередь, часто направляют экологические исследования. Примером влиятельной организации по защите окружающей среды является Национальное общество Одюбона, чей отдел государственной политики находится в Вашингтоне, округ Колумбия, и взаимодействует с Конгрессом, исполнительной властью федерального правительства и средствами массовой информации, пытаясь способствовать сохранению окружающей среды.
Основной принцип экологии заключается в том, что каждый живой организм находится в постоянной и постоянной связи с любым другим элементом, составляющим его среду. Экосистему можно определить как любую ситуацию, в которой существует взаимодействие между организмами и окружающей их средой. Внутри экосистемы виды связаны пищевыми цепями или пищевыми сетями. Энергия солнца, захваченная первичными продуцентами (растениями) посредством фотосинтеза, течет вверх по цепочке к первичным потребителям (растительноядным животным или травоядным), а затем к вторичным и третичным потребителям (мясоядным животным или хищникам), прежде чем в конечном итоге теряется в системе в виде отработанного тепла.При этом вещество включается в разлагающие вещества (такие как грибы и бактерии), которые разлагают питательные вещества и возвращают их в экосистему.
Концепция экосистемы может применяться к единицам переменного размера, таким как пруд, поле или кусок валежника. Единица меньшего размера называется микроэкосистемой. Например, экосистемой может быть камень и все живое под ним. Мезоэкосистема может быть лесом, а макроэкосистема — целым экорегионом.
Экологический кризис может возникнуть, когда окружающая среда вида или популяции эволюционирует неблагоприятным образом для выживания этого вида. Кризис может начаться с изменения климата (например, повышения температуры или уменьшения количества осадков), чрезвычайного события (например, разлива нефти), усиления активности хищников, питающихся добычей (например, перелова) или взрывного роста популяции виды, которые не могут поддерживаться экосистемой. За последние несколько столетий деятельность человека серьезно повлияла на многие экосистемы, сократив количество лесов на Земле (обезлесение), увеличив количество земли, отведенной под сельское хозяйство, а также здания и дороги, а также загрязнив экосистемы.
Поддисциплины экологии
Физиологическая экология (или экофизиология) и поведенческая экология
Они исследуют адаптацию человека к окружающей среде.
Популяционная экология (или аутэкология)
Изучает динамику популяций одного вида или родственной группы видов (например, экологию животных, растений или насекомых).
Общественная экология (или синекология)
Это фокусируется на взаимодействии между видами в рамках экологического сообщества.
Экосистема Экология
Изучает потоки энергии и вещества через компоненты экосистем.
Ландшафтная экология
В нем рассматриваются процессы и взаимосвязи между несколькими экосистемами или очень большими географическими районами (например, экология Арктики или полярных регионов, экология пустынь, экология тропиков и экология моря).
Экология человека
Тип карьеры, который можно ожидать от эколога, так же широк и разнообразен, как среда обитания и животные, которых вы изучаете.По сути, в любой ситуации, когда необходимы исследования взаимодействия между видами и окружающей средой, требуется эколог. Экологи изучают океаны, пустыни, леса, города, луга, реки и все остальные уголки мира. Все чаще экологи объединяются с учеными-физиками, социологами, политиками и программистами, чтобы лучше понять, как организмы взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой, в которой они живут. Экологи могут быть педагогами, техниками, полевыми учеными, администраторами, консультантами и писателями.
Список книг по экологии | Учебный
Эти серии и книги с одним названием предлагают практические возможности обучения и потрясающие визуальные представления о существах, окружающей среде и экологических науках. Используйте их, чтобы повысить осведомленность учащихся о влиянии человечества на мир природы.
Классы PreK-2Учебные новости Читатели документальной литературы — Среда обитания (1-2 классы)
Почему лягушка-свинья живет в болоте, а не в прерии? Книги Scholastic News Habitat исследуют шесть уникальных мест обитания, а также растения и животных, которые в них живут.Читатели узнают, как внешние особенности растений и животных помогают им процветать и выживать в соответствующей среде обитания.
Серия из 6 наименований
Учебные новости для читателей документальной литературы — жизненные циклы
(1-2 классы)Эта серия знакомит юных читателей с жизненными циклами живых существ.

Серия из 6 наименований Серия Sidewalk Science Dirt: Classroom Pack (2–4 классы)
Помогите спасти парк! Дети собирают данные, чтобы доказать, что у парка проблемы. Они узнают все о науке о Земле: из чего состоит грязь; какая экосистема живет под землей; как нам вредит загрязненная грязь; что заставляет грязь двигаться и как мы можем это улучшить.
Одно название книги
Приветственные книги — Животные мира
(классы PreK-2)Эта серия книг для начинающих знакомит детей с различными животными, такими как афалина, оцелот, бенгальский тигр и дракон Комодо со всего мира.Читатели изучат среду обитания каждого животного, узнают об их привычках в еде и узнают другие интересные факты.

Серия из 8 наименований
Приветственные книги — Ocean Life
(классы PreK-2)Начинающие читатели могут познакомиться с миром морских биологов в этой новой подводной серии. Красивые полноцветные фотографии и простой текст знакомят юных читателей с различными растениями и животными, обитающими под водой. Ocean Life обсуждает подводную среду обитания, такую как коралловые рифы, и предпочтения в еде крабов, медуз и морских звезд.
Серия из 6 наименований Чудесные черви (классы K-2)
Линда Глейзер, Лоретта Крупински (иллюстратор) земля, объясняя жизненно важную роль, которую дождевые черви играют в экосистеме планеты.
Единственная книга Название
Undersea Encounters Что на Земле? — Оно живое!
(3-55) (3-59) (CORDES 3-5)
by Janine Amos, Laurance Pringle, Эндрю Шулвей, Линди Нортон ( Illustrator)
Здесь представлены 140 великолепных животных, от аллигаторов до зебр и многих других! Большинство представленных животных знакомы детям, независимо от того, найдены ли они в их окрестностях или в зоопарке. Благодаря впечатляющим фотографиям каждого животного и обсуждению физических характеристик, поведения и среды обитания это увлекательный и полезный справочник для любого ребенка, интересующегося животным миром.
Название отдельной книги
Настоящая книга — Экосистемы (3-5 классы)
Эта серия идеально подходит для современной учебной программы по естествознанию. В каждой книге рассматриваются экологические регионы и важные экологические концепции.Читатели узнают о растениях и животных, населяющих эти регионы. Они также узнают о важности сохранения и о том, как различные формы жизни в этих областях сосуществуют и полагаются друг на друга для выживания.
Серия из 5 наименований
От морских драконов и осьминогов до коралловых рифов и водорослей. Undersea Encounters переносит юных читателей в океаны так, как никогда раньше. Благодаря потрясающим крупным планам, сделанным отмеченным наградами фотографом National Geographic Дэвидом Холлом, каждая книга имеет привлекательный дизайн, максимально привлекательный для детей. Также включены краткие факты и боковые панели, оглавление, глоссарий, индекс, а также книги и веб-сайты для дальнейшего чтения.
Серия из 10 наименований
Великолепные фотографии и иллюстрации показывают, как животные и растения живут и смешиваются друг с другом в тропических лесах, пустынях, лугах, тундре и болотах.
Серия из 5 наименований
Книги Общества охраны дикой природы (4-6 классы)
Читатели узнают о многих проблемах, с которыми сталкивается ученый, изучая определенную группу животных в естественной среде. Каждая книга содержит достоверную информацию о физических характеристиках животных, моделях поведения, жизненном цикле и среде обитания.
Серия из 8 наименований
5-8 классы
Беспокойное море (5-8 классы)
Потрясающие фотографии сочетаются с захватывающими повествованиями и авторитетной морской наукой.Удостоенный наград автор Кэрол Дж. Фогель со страстью пишет о бурных ритмах океанских вод, ужасающей силе постоянно меняющейся Земли и жутких существах, которые выживают в опасностях своего подводного мира. Включает боковые панели, глоссарий, дополнительную литературу и избранную библиографию.
Серия из 6 наименований
Библиотека Watts — Животные (5-7 классы)
Животные интригуют все любопытные умы, и эта серия идеально подходит для тех энтузиастов среднего возраста, которые ищут больше фактов о животных.Каждая книга наполнена информативными фактами, которые можно использовать для написания отчета или для тех любителей животных, которые ищут более подробную информацию.
Серия из 17 книг
Библиотека Уоттса — Биомы и среда обитания (5–7 классы)
Эта серия идеально подходит для современной учебной программы по естествознанию и посвящена изучению жизни в биомах и средах обитания на земном шаре. В каждой книге рассматриваются экологические регионы и важные экологические концепции. Читатели узнают о растениях и животных Земли, населяющих эти регионы.
Серия из 12 наименований
Экология — вещи, которых мы не знаем
В отличие от многих других областей биологии, изучающих отдельные организмы, экологи изучают, как организмы влияют на окружающую среду и на нее воздействуют. Экосистемы формируются из тонкой сети среды обитания, источников пищи, добычи и хищников, и дисбаланс может иметь разрушительные последствия для всех звеньев цепи. То, как деятельность человека влияет на широкий спектр экосистем, имеет особое значение, поскольку оно приводит к огромной утрате биоразнообразия.
Статьи об экологии
Подпишитесь на интересующие вас вопросы без ответов, нажав на иконку в наших статьях
Несмотря на его удивительную способность объяснять, как виды меняются и расходятся, есть некоторые области эволюции, над которыми ученые все еще работают.
Погрузитесь глубже в эволюцию
Сколько видов неизвестны науке? И узнаем ли мы когда-нибудь истинное число, прежде чем многие из них будут уничтожены?
Погрузитесь глубже в неизведанные виды
Каждый день мы видим птиц вокруг себя, поэтому можно подумать, что мы знаем все, что нужно знать о наших пернатых друзьях, но это далеко не так!
Погрузитесь глубже в птиц
Ученые согласны с тем, что деятельность человека вызывает изменение климата, но более тонкие детали до сих пор неизвестны.
Узнайте больше об изменении климата
Истоки жизни – где и как зародилась жизнь?
Погрузитесь глубже в происхождение жизни
Акулы — одни из самых малоизученных животных, трудно поддающиеся изучению, опасные и разнообразные, влияющие на экосистему, а иногда и на нашу повседневную жизнь.
Подробнее об акулах
Специализированные статьи…
У акул совсем другие приоритеты восприятия, чем у наземных млекопитающих. В вихревом хемотаксисе сочетаются их восприятие запаха и турбулентность.Акулы также используют электрорецепцию и могут быть дальтониками.
Углубитесь в физиологию акул
У некоторых акул есть свой распорядок дня, в то время как многие ведут сумеречный образ жизни. Миграции, обусловленные климатом, могут объяснить очевидное увеличение количества наблюдений за акулами. Самки бычьих акул даже поднимаются в реки, чтобы родить – это единственная акула, которая переносит пресную воду.
Узнайте больше о миграции и перемещении акул
Акулы редко нападают на людей, но каждый год люди уничтожают около 100 миллионов акул. Средства отпугивания, включая пузырьковые шторы, камуфляж, звуки «реакции испуга» и химические средства отпугивания.
Узнайте больше об охоте на акул и их сохранении
Дикие акулы сотрудничают, играют и ухаживают друг за другом. Это говорит о том, что они общаются, но не издают звуков. Узнайте больше о других возможных методах коммуникации, которые исследуются.
Углубитесь в социальную акулу
Мы до сих пор не знаем, как спроектировать действительно подходящие аквариумы для большой белой акулы, привыкшей ежедневно преодолевать сотни километров. У крупных акул большой аппетит, они суетливы и убивают все подряд.
Погрузитесь глубже в пойманную акулу
Если исчезнет ключевой вид, вся экосистема может рухнуть.
Погрузитесь глубже в краеугольные камни
Эбола — одно из самых заразных и опасных заболеваний, но между вспышками болезнь должна где-то прятаться. Некоторые подозревают летучих мышей, но так ли это на самом деле?
Узнайте больше о летучих мышах и лихорадке Эбола
Есть еще множество вещей, которые мы не знаем о туберкулезе крупного рогатого скота, его природе, распространении и последствиях выбраковки барсуков: может ли выбраковка уменьшить или усугубить его?
Погрузитесь глубже в бычий туберкулез
Погрузитесь глубже в стихийные бедствия
Сообщения в блогах об экологии
Сообщения в наших блогах часто пишут ученые о своих текущих исследованиях
Больше сообщений в блоге об экологии.
(PDF) Что должен знать каждый гражданин об экологии?
Экологическая грамотность R Jordan et al.
wwwwww..ffrroonnttiieerrssiinneeccoollooggyy..oorrgg©© Экологическое общество Америки
затем обобщите некоторые наиболее влиятельные идеи. Orr
(1992) рекомендует преподавателям выводить экологическую грамотность за пределы статических экологических фактов, обычно представленных в учебниках по экологии, и включать междисциплинарные знания, а также менее академически определенную информацию.В последнее входит осознание себя,
места, личных и социальных ценностей. Многое из того, что предлагает Orr
, было включено в фундаментальную работу
в области экологического образования (NAAEE
2000). Это совпадение экологического и экологического образования (Sauvé, 1999) заставило многих усомниться в различиях между ними. В то время как Орр, возможно, первоначально считал экологическую грамотность и экологическую грамотность похожими, другие более четко определяют экологическую грамотность как подмножество экологической грамотности (Hungerford et
al. 1980 г.; Берковиц и др. 2005).
Многие существующие схемы экологической грамотности содержат мало, если вообще содержат, подробностей о научных экологических знаниях или образах мышления, необходимых для грамотности. Вместо этого
они подчеркивают психосоциальные аспекты, человеческую деятельность или
вред окружающей среде, причиняемый людьми во всем мире, но
особенно западному обществу. Заметным исключением из этого списка
является Berkowitz et al. (2005), которые определяют ключевые экологические системы и функции экосистем.Другие модели, например модели, изложенные Woolpert (2004) или Wooltorton
(2006), вводят метафизические знания о себе
и духовности, которые выходят за рамки экологической
науки или плохо поддаются объективизации и непрактичны в
контекст естественнонаучного образования.
Продолжаются споры о реактивности
научного сообщества на определенные идеологии и
социальные программы и, наоборот, о влиянии
научной повестки дня на социальный дискурс (Scoones 1999;
Koertge 2000) . Например, концепция устойчивости вызывает первостепенное внимание в современных дискуссиях об экологической грамотности (Stone and Barlow 2005), но нет единого мнения ни о ее определении, ни о ее роли в
развитие экологической грамотности. Это отсутствие ясности
может частично отражать тот факт, что устойчивость как ценность, рассматриваемая с точки зрения западной
ценности, только недавно развилась, в то время как в «традиционной» или
«местной» экологической концепции она имеет более длительную историю. знания (Sanne 2002;
Mazzochi 2006).Тем не менее, идея использования ресурсов таким образом, чтобы обеспечить их доступность в будущем, представляется существенным элементом большинства концепций. Orr (1992)
четко определяет устойчивость как предпочтительный результат продвижения экологической грамотности, и это мнение находит отражение во многих других (Thomashow 1995; Sauvé 1999; Capra
2002; Wooltorton 2002; Berkowitz et al. , 2005). Другие
представили идею экопедагогики, или образования
, которое способствует позитивным действиям в направлении экологической устойчивости (Stone and Barlow 2005; Thomashow 1995).
Однако этот подход не получил широкого распространения,
из-за опасений по поводу конфликтов, возникающих из-за такой явно нагруженной
структуры.
Несмотря на разногласия и конфликты, среди существующих
структур экологической грамотности существует
ключевых областей согласия (Панель 1). Большинство из них включают в себя элементы декларативного и процедурного знания; другими
словами, ключевыми понятиями и способами проведения научных
исследований и интерпретации научной информации.Они также
включают метакогнитивное знание, или ощущение себя и
человеческой деятельности, поскольку это относится к экологическому мышлению.
Многие системы экологической грамотности связывают действия, в частности, позитивные экологические действия, с содержанием знаний, в отличие от других областей обучения, где грамотность больше приравнивается к «знанию» предметной области.
содержание. Существует также общая нить, связанная со шкалой
в рамках экологической грамотности.Экологически
грамотный человек проявляет осведомленность о местных средах обитания, может
связать
локальные проблемы с глобальными и имеет понимание пространственно независимых концепций и проблем.
Другой распространенной темой является то, что экологические знания
имеют практическое применение, другими словами, что они релевантны
множеству других контекстов, например, экономике или государственной политике.
Несмотря на эти общие черты, в настоящее время не существует
полной и широко применимой системы, которой можно было бы руководствоваться как для
так и для неформальных педагогов, которые, как мы ожидаем,
будут нашими главными пропагандистами экологической грамотности.У нас нет
материалов, которые дают представление об основных понятиях или
привычках ума, или которые могут быть использованы в качестве рубрики для оценки экологической грамотности. Однако у нас есть значительный
пул очень знающих специалистов, которые могут предоставить эти детали, а затем объединить их с
работой по экологической идентичности, человеческой деятельности и ценности. экологической грамотности
Экологическая идентичность: интеграция содержания, процесса и отражения (Thomashow 1995)
Место и личное действие в сочетании с базовыми экологическими знаниями (Orr 1992)
Взаимосвязанная перспектива, в которой сети понимаются на нескольких уровнях : биологические, когнитивные и социальные (Capra 2002)
Экологическое мышление и понимание ключевых систем, возникающих в социальном контексте (Berkowitz et al.2005)
Экологическая справедливость, уверенность в себе и снижение потребительства, забота о будущих поколениях (Bowers 2001)
Интерпретативный, а не объективистский взгляд на природу (Jardine 2000)
Системное мышление и близость к миру природы ( Woolpert 2004)
Педагогика устойчивого развития на местах с упором на отношения и измененный научный взгляд на мир (Wooltorton 2006)
44.

Экология – это изучение организмов, популяций, и сообщества, поскольку они связаны друг с другом и взаимодействуют в экосистемах, которые они составляют.
Введение в экологию
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой. В рамках дисциплины экологии исследователи работают на четырех конкретных уровнях, иногда по отдельности, а иногда с перекрытием. Этими уровнями являются организм, популяция, сообщество и экосистема. В экологии экосистемы состоят из динамически взаимодействующих частей, включая организмы, сообщества, которые они составляют, и неживые (абиотические) компоненты их среды.Экосистемные процессы, такие как первичная продукция, почвообразование (образование почвы), круговорот питательных веществ и деятельность по созданию различных ниш, регулируют поток энергии и вещества в окружающей среде. Эти процессы поддерживаются организмами со специфическими особенностями жизненного цикла. Разнообразие организмов, называемое биоразнообразием, которое относится к различным видам, генам и экосистемам, улучшает определенные экосистемные услуги.
По сути, экологи пытаются объяснить:
- жизненные процессы
- взаимодействия, взаимоотношения, поведение и приспособления организмов
- движение материалов и энергии через живые сообщества
- преемственное развитие экосистем
- численность и распространение организмов и биоразнообразие в контексте окружающей среды
Существует множество практических применений экологии в природоохранной биологии, управлении водно-болотными угодьями, управлении природными ресурсами (агроэкология, сельское хозяйство, лесное хозяйство, агролесоводство, рыболовство), городском планировании (городская экология), общественном здравоохранении, экономике, фундаментальных и прикладных науках и гуманитарных науках. социальное взаимодействие (экология человека).Организмы и ресурсы включают в себя экосистемы, которые, в свою очередь, поддерживают биофизические механизмы обратной связи, регулирующие процессы, воздействующие на живые (биотические) и неживые (абиотические) компоненты планеты. Экосистемы поддерживают функции жизнеобеспечения и производят природный капитал, такой как производство биомассы (пища, топливо, волокно и лекарства), регулирование климата, глобальные биогеохимические циклы, фильтрация воды, формирование почвы, борьба с эрозией, защита от наводнений и многие другие природные явления. черты научной, исторической, экономической или внутренней ценности.
Существует также множество подкатегорий экологии, таких как экология экосистем, экология животных и экология растений, которые рассматривают различия и сходства различных растений в различных климатических условиях и средах обитания. Кроме того, физиологическая экология, или экофизиология, изучает реакцию отдельного организма на окружающую среду, а популяционная экология изучает сходства и различия популяций и то, как они сменяют друг друга с течением времени.
Наконец, важно отметить, что экология не является синонимом окружающей среды, защиты окружающей среды, естественной истории или науки об окружающей среде.Он также отличается от исследований эволюционной биологии, генетики и этологии, хотя и тесно связан с ними.
Авторы | ||||||||||
(названия появляются на 1 списке каждый) | ||||||||||
11 | Подход биогеока к экосистемам | BIOTEAKING | ||||||||
12 | Критика для экологии | |||||||||
A для активиста | Innosanto Nagara | |||||||||
14 | ||||||||||
14 | Язык старше слова | Derrick Jensen | Goodreads | |||||||
15 | 915 | Замечательный подарок для преподавателей окружающей среды | Бора Симмонс | ECOLITERTION | ||||||
16 | a ж.![]() | |||||||||
17 | Учебник наук об окружающей среде | 9 0615 Пурохит, С.С., Шамми, К.Дж. и Агравал, А.К.IASZoology | ||||||||
18 | Прогулка в лесу | Брайсон | Goodreads | |||||||
19 | кит для умерщвления | |||||||||
20 | афро-Веганские | Брайант Терри | ||||||||
21 | 21 | Сельское хозяйство и продукты питания в кризисе: Конфликт, Сопротивление и продление | Brian Tokar | Институт социальной экологии | ||||||
22 | инопланетных видов вмешательства | Лучшие научные фантастические книги | ||||||||
23 | 23 | Анахизм, марксизм и будущее левого: интервью и эссе, 1993-1998 гг. | Murray Bookchin | Институт социальной экологии | ||||||
24 | Экология животных и распространение животных | IASzoology | ||||||||
25 | ||||||||||
25 | 25 | 25 | Животное, овощное, чудо: год продовольственной жизни | Barbara Kingsolver | GoodReads | |||||
26 | летописи бывшего мира | |||||||||
27 | Ферминции | Sandor Ellix KATZ | ||||||||
28 | 28 | 28 | Искусство для перемен: преподавание за пределами кадра | Beverly Naindus | Институт социальной экологии | |||||
29 | Базовая экология | |||||||||
30 | Bay Area Forager | Mia Андер и Кевин Файнштейн | ||||||||
31 | клюв Finch | |||||||||
32 | Плетение Sweetgrass | |||||||||
33 | Cadillac Desert | |||||||||
39 | 34 | 34 | Изменения в земле: индейцы, колонисты, и экология Новой Англии | William Cronon | WillReads | |||||
35 | концепции экологии | IASZoology | ||||||||
36 | соединяет все точки | Дэвид Собел | Ecoliteracy | |||||||
37 | Держатель для Cradle: Переделка Путь We Make Things | William McDonough | GoodReads | |||||||
38 | Создать оазис с GreyWater | Art Ludwig | ||||||||
39 | 39 | Глубокая экономика: богатство сообществ и долговечного будущего | Bill McKibben | GoodReads | ||||||
40 | Dschooling Наша жизнь | Херн | институт социальной экологии | |||||||
41 | Desert Solitaire | Edward Abbey | Goodreads | |||||||
42 | Dune | Frank Herbert | Goodreads | |||||||
43 | Eaarth: Изготовление Жизнь на суровой новой планете | Би ll mckibben | Goodreads | |||||||
44 | ||||||||||
44 | 44 | Ecology в возрасте корпоративного Greenwash | Brian Tokar | Институт социальной экологии | ||||||
45 | земля в балансе | |||||||||
46 | едят алфавит | Lois Ehlert | ||||||||
47 | 47 | Ecofascism: Уроки от немецкого опыта | Janet Biehl | Институт социальной экологии | ||||||
48 | Экологические общины | Princeton Университет пресса | ||||||||
49 | Экологическое разнообразие и его измерение | Anne E. Magurran | Princeton Университет | |||||||
50 | Экологические модели и данные в R | Princeton Университет пресс | ||||||||
51 | Экологическая стехиометрия | Роберт В.Стернер и Джеймс Дж. Elser | Принстон Университет | |||||||
52 | Экология (третье издание) | 53 | Экология и экологическая биология | Purohit, SS | IASzoogy | |||||
54 | Экология и окружающая среда | Шарма, ПД | ИАСЗоология | |||||||
55 | Экология и полевая биология | Iaszoology | ||||||||
56 | ||||||||||
56 | Ecology в действии | Фред Д. Певица | BiOuteching | |||||||
57 | Экология взломщика детства | |||||||||
58 | Экология городской среды | Биотичевка | ||||||||
59 | ||||||||||
59 | Экология, со специальной ссылкой на животных и Man | Kendeigh, SC | IASzoogy | |||||||
60548 | ||||||||||
60535 | Экология: концепции и приложения, | 61 | ||||||||
61 | 61 | Экология: Pearson New International | Wiki.ezvid | |||||||
62 | Экология: Принципы и приложения | Chapman, JL & Reiss, MJ | IASzoology | |||||||
63 | Экология: наука и практика | ИАСЗоология | ||||||||
64 | Экология: экономия природы | Вики.ezvid | ||||||||
65 | ||||||||||
65 | ||||||||||
65 | Экология: экспериментальный анализ распределения и изобилия | Krebs, Чарльз | IASzoology | Iaszoogy | ||||||
66 | Экология: Экспериментальный анализ распределения и изобилия: Руководства полей | |||||||||
67 | ECOTOPIA | Enerest Callenbach | Лучшие научные художественные книги | |||||||
68 | Элементы экологии | Klarke, G.Л. | ИАСЗоология | |||||||
69 | Деррик Дженсен | Goodreads | ||||||||
70 | Финал, Том. 2: Resistance | Деррик Дженсен | Goodreads | |||||||
71 | Envionmental Science | IASZoology | ||||||||
72 | Экологическая биология и токсикология | Sharma, P.D. | IASZoology | |||||||
73 | Загрязнение окружающей среды: причины, последствия и контроль | IAS Зоология | ||||||||
74 | Науки об окружающей среде | McKinney, M.L. и Шох, Р.М. | Iaszoology | 95 | ||||||
75 | ||||||||||
75 | 75 | JR.![]() | JR., G. Tyler Miller | |||||||
76 | Везде все время все время: новый счетчик счетчиков Dschooling | Мэтт Херн | Институт социальной экологии | |||||||
77 | Эволюционная экология | IASzoology | 78 | |||||||
78 | ||||||||||
78 | 78 | Fallen Angels | Larry Niven, Джерри Натллллл, и Michael Flynn | Лучшие научно-фантастические книги | 99 99 ||||||
79 | Ferl: rewilding земли, море и человеческая жизнь | George Monbiot | GoodReads | |||||||
80548 | ||||||||||
80548 | ||||||||||
80 | 81 | Днем поле: выход из школы | Matt Hern | Институт социальной экологии | ||||||
82 | Fine, своевременно и необходимо | Хроника Сан-Франциско | Ecoliteracy | |||||||
83 | Полет Поведение | Барбара Кингсолвер | GoodReads | |||||||
84 | Foraging Теория | Принстон Университет | ||||||||
85 | Основы экологии: Классические статьи с комментариями | |||||||||
86 | Gaia: новый взгляд на жизнь на земле | Goodreads | ||||||||
87 | ||||||||||
87 | ||||||||||
87 | Gene Traders: биотехнология, мировая торговля, а также глобализация голода | Brian Tokar | Институт социальной экологии | |||||||
88 | Общая экология животных | |||||||||
89 | Географическая экология | Роберт Х. Макартура | Princeton University Press | |||||||
90 | Глобальная экология в человеческой точки зрения | Southwick, Чарльз Х.![]() | IASZoology | |||||||
91 | Глобальные экологические проблемы: климатологический подход | KEMP, Дэвид Д. | IASZOOLOOGY | |||||||
92 | Golden Gate Gardening | PAM Peirce | 93 | 193 | оружия, микробы и Сталь: Судьбы человеческих обществ | Jared Diamond | GoodReads | GoodReads | 94 | 94 | Frances Moore Lappé | ECOLITERTION |
95 | в защиту еды: манифест еды | Michael Pollan | Goodreads | |||||||
96 | Информация Очем: Невидимые облигации Привязки существ великолепны и маленькие | Yuvaraj Ranganathan | BiOTeaching | |||||||
97 | ||||||||||
97 | 97 | 97 | ||||||||
98 | 98 | Ishmael: приключение разума и Дух | Daniel Quinn | Goodreads | ||||||
99 | Lab Девушка | |||||||||
100 | Последний шанс увидеть | Douglas Adams | GoodReads | |||||||
101 | обучение Наши выход: для взрослых Образование на перепутье | Маттиас Фингер | Институт социальной экологии | |||||||
102 | Жизнь в окружающей среде — принципы, связи и решения | IASZoology | ||||||||
103 | Вход в море Кортеса | |||||||||
104 | Merchants Сомнения | |||||||||
105 | Сообщения из островов: тур глобального биоразнообразия | Иллка Хански | Bioteaching | |||||||
106 | метод в экологии | |||||||||
107 | Моделирование Природа | |||||||||
108 | Молли Катзен Рецепты: Супы | Mollie Katzen | ||||||||
109 | Бег Мицелия: как грибы могут помочь спасти мир | Paul Stamets | GoodReads | |||||||
природный капитализм | Paul Hawkek | 9 GoodReadsGoodReads | ||||||||
111 | Природный признание | 115 | на происхождение видов | |||||||
116 | ||||||||||
116 | 116 | один размер не подходит всем | Beverly Naidus | Институт социальной экологии | ||||||
117 | Наша синтетическая среда | Murray Bookchin | институт социальной экологии | |||||||
118 | Пилигрим в Тинкер Крик | Энни Диллард | Goodreads | |||||||
119 | Экология растений на Ближнем Востоке | Ахмад Hegazy | Bioteaching | |||||||
120 | Анархизм после дефицита 9053 5 | Murray Bookchin | Институт социальной экологии | |||||||
121 | Принципы науки об окружающей среде, исследование и применение | IASzoogy | 122 | |||||||
122 | 122 | Количественная экология и эволюционная биология: интеграция моделей с данными (oxford серия в экологии и эволюции) | OSO Ovaskainen | BiOuteching | ||||||
123 | Raveens Зима | |||||||||
124 | Re-Зачаровывание человечество: в защиту человеческого духа против антигуманизм, мизантропия, мистицизм и Примитивизм | Букчин | институт социальной экологии | |||||||
125 | Переделывать жизнь? Всемирная вызов для Genetic Engineering | Brian Tokar | Институт социальной экологии | |||||||
126 | Resource Community и Создание сообщества | David Tilman | Princeton Университет | |||||||
127 | Rething Ecofeminist Политика | Джанет Biehl | Институт социальной экологии | |||||||
128 | Наука в столице | Ким Стэнли Робинсон | Лучшие научные художественные книги | |||||||
129 | Бесшовные и элегантно общаются | NAAEE Communicator | ||||||||
130 | Тайная жизнь пыли | |||||||||
131 | Serendipity Эстес | |||||||||
132 | Ship Breaker | Бачигалупи | Лучшие научные художественные книги | |||||||
133 | ||||||||||
133 | ||||||||||
133 | 133 | 133 | Социальный анархизм или образ жизни анархизма: Безридкий пропасть | Murray Bookchin | Институт социальной экологии | |||||
134 | Социальная экология и коммуналия | Murray Bookchin | Институт социальной экологии | |||||||
135 | ||||||||||
пространственная экология | David Tilman & Peter Kareiva | Princeton | Princeton Университет | |||||||
136 | Стабильность и сложность в модели экосистем | Принстон Университет пресса | 137 | 137 | 137 | 137 | 137 | 137 | 137 | Начните с почвы: Органический садовник Гид для улучшения почвы для более высоких выходов, более красивые цветы, | Grace Gershuny | Институт социальной экологии |
138 | Фон экологии | |||||||||
139 | ||||||||||
139 | ||||||||||
139 | ||||||||||
139 | ||||||||||
139 | ||||||||||
Лучшая книга в своем роде | Michael Pollan | ECOLITERALITE | ||||||||
140 | ||||||||||
140 | Биология пустынь (биология серии мест обитания) | Дэвид Уорд | BIOTEAKING | 141 | 141 | 141 | 141 | Ботаника желания: View Greate на свету | Michael Pollan | GoodReads |
142 | цвет расстояния | AMY Thomson | Лучшие науки Художественная литература | |||||||
143 | Пришествие Global Superstorm | Арт Белл и Уитли Стрибер | Лучшие научно-фантастические книги | |||||||
144 | Разнообразие жизни | GoodReads | ||||||||
145 | ||||||||||
145 | ||||||||||
145 | ||||||||||
Земляные брокеры: Мощность, политика и мировое развитие | Маттиас Палец | Институт социальной экологии | ||||||||
146 | Экологический детектив | Ray Hilborn & Marc Mangel | Принстон Университет пресса | |||||||
147 | 147 | 147 | Джон Беллами Фостер | Goodreads | ||||||
148 | Экология повседневной жизни | Chaia Heller | Институт социальной экологии | |||||||
149 | Экология свободы | Букчин | институт социальной экологии | |||||||
150 | Пустой океан | |||||||||
151 | Конец природы | Билл McKibben | Goodreads | 90 548|||||||
152 | Будущее жизни | GoodReads | 153 | |||||||
153 | Зеленая альтернатива: создание экологического будущего | Брайан Токар | Институт социальной экологии | |||||||
154 | Скрытая жизнь деревьев: что они чувствуют, как они Общаться — открытия от секрета мира | Peter Wohlleben | GoodReads | |||||||
155 | Идея биоразнообразия | 1 | ||||||||
156 | Изобретение New Chource: Alexander Von Humboldt новый мир | Andrea Wulf | GoodReads | |||||||
157 | ||||||||||
157 | пределы города | Murray Bookchin | Институт социальной экологии | |||||||
158 | 1158 | Пределы роста: 30-летнее обновление | Goodreads | |||||||
159 | Лоракс | Доктор Сьюз | Goodreads | |||||||
160 | Современный кризис | Букчин | институт социальной экологии | |||||||
161 | Обезьяна гаечной банды | Edward Abbey | GoodReads | GoodReads | Murray Bookchin Reader | Murray Bookchin | Murray Bookchin | Институт социальной экологии | ||
163 | дилемма всеведя: естественная история четырех Питание | Поллан | Goodreads | |||||||
164 | One-Стро Revolution | Masanobu Фукуока | Goodreads | |||||||
165 | происхождение видов | Чарльз Дарвин | Goodreads | |||||||
166 | Философия o f Социальные экологии: эссе на диалектическом натурализме | Murray Bookchin | Институт социальной экологии | |||||||
167 | Джанет социальной экологии | 0 Janet Biehl Институт социальной экологии | ||||||||
168 | 168 | Рост урбанизации и снижение гражданства | Murray Bookchin | Институт социальной экологии | ||||||
169 | Наука экологии | Richard Brewer | ||||||||
5 170 | Море вокруг нас | Рейчел Карсон | GoodReads | |||||||
171 | Серенгети Правила | |||||||||
172 | Песнь о додо: островной биогеографии в эпоху вымираний | Дэвид Кваммен | Goodreads | |||||||
173 | Душа почвы | 91 836 GRACE GERSHUNY Институт социальной экологии | ||||||||
174 | ||||||||||
174 | ||||||||||
174 | 174 | Murray Bookchin | Институт социальной экологии | |||||||
175 | Заклинание чувственного: Восприятие и язык в более чем человеческом мире | Дэвид Абрам | Goodreads | |||||||
176 | Теория островной биогеографии | Princeton Университет | ||||||||
177 | ||||||||||
177 | 177 | Эрик Л. Чарнов | Эрик Л. Чарнов | Princeton Университет | ||||||
178 | Мюррей Букчин | Институт социальной экологии | ||||||||
179 | Единая нейтральная теория биоразнообразия и биогеографии | Стивен П.HUBBELL | Princeton Университет прессы | |||||||
180535 | Настройка америки: Культура и сельское хозяйство | Wendell Berry | Goodreads | |||||||
181 | Водный дом | Laura Allen | ||||||||
182 | Семь жизни: новое научное понимание живых систем | FRITJOF CAPRA | GoodReads | |||||||
183 | дикая жизнь наших тел | |||||||||
184 | Мир без нас | Alan Weisman | GoodReads | |||||||
185 | 185 | Маргарита | Margaret |
|
| |||||
186 | Теория Экология: Дарвинский подход | Liz Pasztor | Биообучение | |||||||
187 | Naomi Klein | GoodReads | 188 | |||||||
188 | ||||||||||
188 | ||||||||||
188 | ||||||||||
188 | ||||||||||
, чтобы запомнить Испанию: анархистская и синдикалистская революция 1936 года | Мюррей Коркин | Институт социальной экологии | ||||||||
189 | к экологическому обществу | Murray Bookchin | Институт социальной экологии | |||||||
1 | в отношении климата справедливость: перспективы на кризис климата и социальные изменения | Brian Tokar | Институт социальной экологии | |||||||
191 | Под Sea Wind | Rachel Carson | Goodreads | |||||||
192 | Urban Homesteading | Рэйчел Каплан | ||||||||
193 | Овощной Руководство садовника в пермакультуры | Christopher Шеин | ||||||||
194 | Watc h Себя: почему безопаснее не всегда лучше | Мэтт Херн | Институт социальной экологии | |||||||
195 | Watermind | Лучшие научные книги фантастики | ||||||||
196 | ||||||||||
Какие | Что | 25 Beverly Naidus Институт социальной экологии | ||||||||
197 | зимний мир: изобретательность животного Survival | Bernd Heinrich | Goodreads | |||||||
198 | Worms Eat My Garbage | Mary Appelhof |