что это такое. Пословицы о совести, значение слова «совесть»
Жить по совести, в ладу с природой — часто можно слышать такую рекомендацию, и в общем и целом, вроде бы, всё здесь предельно ясно. Но если попытаться разобраться, что же конкретно это означает, то возникает много вопросов. Предположим, с рекомендаций «жить в ладу с природой» всё более-менее ясно, хотя и здесь иногда встречаются разные недоразумения, которые порой не укладываются в голове.
К примеру, человек может утверждать, что не ест мяса, а на деле оказывается, что в его понимании рыба, морепродукты, а порой даже и курица — к мясу не относятся. На дереве, видимо, растут. Поэтому в вопросе жизни «в ладу с природой» — тоже недоразумений встречается много. Однако в целом здесь всё понятно — не причинять вреда живым существам. Понятие «вред» тоже есть понятие относительное, и каждый в него вкладывает что-то своё, но углубляться не будем.
Гораздо более интересным является вопрос о том, что же такое совесть? И что значит «жить по совести»? Помните, как в детстве? Совершишь, бывало, некий нелицеприятный поступок, и родители сразу этаким строгим голосом задают риторический вопрос: «У тебя совесть есть?» А ты стоишь и не знаешь, что ответить. Интуитивно чувствуешь, что отвечать «Нет» нельзя, но и говорить «Да» тоже глупо, ибо сам-то в таком возрасте толком и не знаешь, есть она у тебя, совесть эта, али нет. Да и вообще, что это за зверь такой — совесть? Вот и стоишь, молчишь, скучаешь… А разгневанный родитель и дальше сыпет риторическими вопросами, говорит тебе что-то вроде: «Я что, со стенкой разговариваю?» Тут уж тебе и вовсе не по себе. И уже не до вопроса, есть ли у тебя совесть, — тут бы выпутаться из такой передряги да отделаться парой часов в одном из углов родного дома.

Однако годы идут. Меняется понимание добра и зла. И рано или поздно мы начинаем на каком-то глубинном уровне понимать, что такое совесть. Нет, мы, быть может, и в словаре прочитаем, и учитель нам в школе что-то про совесть скажет, но это всё не то, это всё, что называется, от ума. А понимание совести должно идти от души, от сердца. И именно на каком-то глубинном уровне мы начинаем различать, что значит «жить по совести» и что значит — наоборот. Это истинное чувство, это истинное знание есть в каждом из нас. О нём не прочитаешь в книжках, это понимание либо есть, либо скрыто под слоем наших омрачений и заблуждений.
Первый раз совесть проявляется ещё в глубоком детстве, мы конечно не знаем, что это вот она и есть — совесть. Но мы её начинаем чувствовать. Это то чувство, когда, к примеру, пнув безобидного и беззащитного котёнка, нам потом весь день пакостно на душе. И ночью мы не можем заснуть. Мы ещё не понимаем, что с нами происходит, но важно, что это происходит.
Идут годы… И каждый из нас идёт своим путём. Кто-то в себе эту совесть давит. Пинает её как бездомную собачонку каждый раз, когда она пытается нас облаять или укусить в тот момент, когда мы совершаем недостойный поступок. А кто-то, напротив, совесть эту в себе взращивает, начинает прислушиваться к ней, начинает синхронизировать с её голосом всю свою жизнь. И такая совесть становится естественным состоянием человека, его природным пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо.

Это не то понимание, которое порой бывает почерпнуто из каких-то умных книжек. «Книжное» понимание совести часто становится просто догмой, и такой человек всех, что называется, «под одну гребёнку»… У такого человека вместо совести какая-то книжно-религиозная формула, которая делит этот мир на чёрное и белое. И всё, что не похоже на чёрное, является белым, а всё, что не похоже на белое, — чёрным. Но этот мир многообразен, и в нём множество оттенков. Поэтому такая позиция по отношению к нему в корне не верна. Вот это важно понимать.
Значение слова «совесть»
Можно долго рассуждать о том, что совестью не является. Но что же значит это слово — совесть. Что такое совесть? Каково её определение? Каково происхождение слова «совесть»? В самом слове — ключ к разгадке этого загадочного явления, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни изучить с точки зрения науки.
Слово «совесть» состоит из двух слов: «со» и «весть». Это означает — «совместная весть». И возникает вопрос: совместная с кем? Версий может быть много, но как один из вариантов — совместная со Вселенной, со всеми живыми существами в ней. А слово «весть» можно интерпретировать как «знание». Таким образом, слово «совесть» означает «совместное со Вселенной знание».

Знание о чём? Да всё о том же — о добре и зле, о нравственном поведении, о мироустройстве — список можно продолжать бесконечно, но всё это лишь словесные формулы, умственные концепции, философия. А совесть, как уже было сказано, это не книжная формула, а истинное неизменное качество человеческой души.
Порой о человеке говорят: «Ни стыда, ни совести». А можно встретить и ещё более интересный вариант, когда человек этим даже гордится. Одно время были очень модные футболки с надписью «Ни стыда, ни совести. Ничего лишнего». Так и хочется добавить — «ни мозгов». В самом деле, в современном обществе совесть для большинства давно стала балластом. Потому что она противоречит тем общепринятым концепциям, которые в современном обществе активно насаждаются. К примеру, будет ли совесть помощником на пути человеку, которую принял жизненную парадигму «бери от жизни всё» или вдохновился лозунгом «иди по головам»? Вопрос риторический.
Чтобы следовать подобным идеям, совесть нужно задавить ещё в раннем детстве. И по этому пути, к сожалению, сегодня идёт большинство. Какой результат они получат? Догадаться несложно. Как правило, подходя к пожилому возрасту, такие люди либо «прозревают», но зачастую бывает уже слишком поздно, либо ещё более худший вариант — даже к старости не накапливают никакой жизненной мудрости. Такие люди становятся брюзжащими стариками, которые ненавидят всех и вся и винят окружающий мир в своих проблемах. А проблема-то в том, что изначально был выбран тупиковый путь развития — «ни стыда, ни совести».

Пословицы о совести
Наши предки знали о том, насколько важна совесть в нашей жизни и отразили это знание в весьма красноречивых пословицах:
- Совесть без зубов, а загрызёт.
- Совесть потеряешь — другой не купишь.
- За совесть да честь — хоть голову снесть.
- В ком стыд, в том и совесть.
- Совесть — глаз народа.
- У него стыда — что волос на камне.
- Деньги потеряешь — можно нажить. А совесть потеряешь — беду узнаешь.
- Платье чёрненько, да совесть беленька.
- От человека утаишь — а от совести не утаишь.
- Совесть не повесть: в архив не сдашь.
- Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека.
- Совесть потеряешь — другой не купишь.
- Совесть спать не даёт.
- Стыд под каблук, а совесть под подошву.
- Добрая совесть злому ненавистна.
- Когда совесть раздавали, его дома не было.
- Злая совесть стоит палача
Нужна ли совесть в современном мире?
Как уже сказано выше, в современном обществе людям навязываются такие тенденции и мотивации, которые с совестью просто жизненно несовместимы. Поэтому выбор у человека, прямо скажем, невелик — либо отбросить такой «балласт», как совесть, и «брать от жизни всё», как ему советуют со всех возможных экранов, или же избрать путь «белой вороны» и, сохранив совесть, пожертвовать репутацией «адекватного» и «нормального» человека. Какой выбор сделать — каждый решает сам. Каждый расставляет свои приоритеты и, что не менее важно понимать — каждый получает в итоге ровно тот результат, который заслуживает.

Если человек живёт по совести, он создаёт причины для того, чтобы и с ним поступали аналогично. Именно об этом гласит золотое правило нравственности: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Потому что именно так всё работает в этом мире — всё то, что мы транслируем в мир, — ровно столько же мы получаем и в ответ.
Поэтому взращивать в себе совесть или давить её в себе — это выбор каждого человека. Но важно понимать последствия этого выбора. Никто не желает страданий. Никто не хочет быть несчастным, больным, презираемым. Но люди своим поведением создают причины для своих собственных страданий. Как этого избежать?
Есть только один способ — с раннего детства взращивать в себе совесть. Но это не значит, что если это не делать с детства, то уже ничего не исправить. Благие дела делать никогда не поздно. Поэтому в любой момент можно изменить вектор своего развития. Главное, чтобы было искренне желание. И если это желание есть, важно пробудить в глубине своей души эту самую совесть.
Постарайтесь вспомнить те свои первые детские переживания, когда вы совершили что-то плохое. Вспомните, как вы боялись расстроить маму плохими поступками или как вам было стыдно, когда вы грубо ответили кому-то или с кем-то несправедливо поступили.
Совесть — это естественное состояние каждого человека, и в детстве оно проявляется у всех без исключения. И лишь потом социум начинает нас шлифовать, и, если мы проявляем слабость и подстраиваемся под общепринятые деструктивные тенденции, наша совесть начинает подавать голос всё реже и реже. Но мы сами задавили её в себе. И задача каждого человека — вновь эту совесть в себе пробудить.
Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности? На самом деле, совесть — это гарантия гармоничной жизни в этом мире. Все благие дела и все достойные поступки совершаются теми людьми, которые взрастили в себе совесть. И все безнравственные поступки, всё зло совершается на земле тем, кто эту совесть, естественное состояние человека, в себе подавил.
Совесть — это, по сути, единственное, что ведёт человека к совершенству. Это единственное, что позволяет ему сохранять свою человеческую природу. Единственное, что отличает его от животного. Поэтому взращивать в себе совесть — это единственный путь, достойный звания Человека. А отсутствие совести неизбежно ведёт к деградации. Потому что, если у человека нет глубинного понимания того, что такое хорошо и что такое плохо, то он неизбежно будет потакать своим животным инстинктам, которые, на самом деле, очень сильны в нас, и только совесть позволяет нам их контролировать. А если нет совести, то нет и никаких «тормозов». А что случается с машиной без тормозов? Думайте сами.

Совесть
Со́весть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (свт. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (прп. Авва Дорофей).
Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. Феофан Затворник). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.
В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения. Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди. Внешняя совесть привела к лицемерию, к оправданию человеческих грехов. Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся верою в Богочеловека Иисуса Христа.
Совесть христианина своим источником имеет Бога. Автономизация совести, то есть присваивание себе абсолютного права самоопределения в нравственной сфере, по своей сути является грехом.
Как услышать голос совести?
Совесть проявляется в человеке в форме нравственного чувства. Намереваясь совершить, совершая и/или уже совершив какое-нибудь действие, предполагающее возможность его нравственной оценки, человек, в той или иной мере, внутренне ощущает, насколько это действие соответствует добру или злу.
Правильность осознания человеком своих нравственных действий зависит от ряда факторов, в том числе: от фактора влияния среды, внутри которой он живет (обусловленной культурными, религиозными традициями, местными законами и т. п.), от фактора воспитания, самовоспитания, от индивидуального нравственного состояния.
Под воздействием этих и некоторых других факторов голос совести, как выразитель естественного нравственного закона, может подавляться, приглушаться, искажаться. В этой связи то, что может представляться добром для представителей одних религиозных, социальных или этнических групп, представителями других может оцениваться как зло (например, кровная месть, половая распущенность, отношение к абортам и пр.).
В отношении определения состояний совести в Нравственном богословии употребляются такие прилагательные, как «добрая» (Деян.23:1), «чистая» (2Тим.1:3), «сожженная» (1Тим.4:2), «порочная» (Евр.10:22), «оскверненная» (Тит.1:15) и др.
Среди функций совести выделяют три основных. Как законодатель совесть указывает человеку на то, как он должен поступить в том или ином случае, чтобы этот поступок (замысел, действие и пр.) соответствовал установленному Богом нравственному закону. Как свидетель или судья совесть определяет, преступил ли человек это закон или нет, прав он или не прав. Наконец, функция мздовоздаятеля выражается в том, что в зависимости от того, нарушил ли человек требования нравственного закона или не нарушил, он испытывает либо угрызения и скорбь, либо радость и удовлетворение от совершенного действия.
***
Свт. Игнатий Брянчанинов:
«Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову».
Ств. Феофан Затворник:
«Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или
неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей».
Патриарх Кирилл:
Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Человек способен судить себя сам. По какому закону? Государственному? Нет, по закону своей совести. И мы знаем, что очень часто суд совести оказывается для нас самым грозным. Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: «Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает».
Суд совести — это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек — это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей — все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни.
Из слова в Неделю мясопустную после Литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, 19 февраля 2017 года
Афоризмы и цитаты о совести. Только лучшие высказывания великих авторов
Если гурия страстно целует в уста, Если твой собеседник мудрее Христа, Если лучше небесной Зухры музыкантша — Все не в радость, коль совесть твоя нечиста!

Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда че-го-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним.

Стремление к стаду древнее, чем притяжение собственного «Я»: и покуда добрая совесть означает волю стада, лишь дурная совесть скажет «Я».

Так как характер врожден нам от природы, — поступки — суть лишь проявления его, — а поводы к великим преступлениям встречаются очень редко, к тому же нас удерживают от них страх и угроза, так как, далее, собственное настроение для нас самих обнаруживается в желаниях, мыслях и аффектах, оставаясь незаметным для посторонних, — то можно допустить, что бывают люди с врожденной злой совестью, которые, однако, не совершают преступлений.

Совесть – это память общества, усвояемая отдельным лицом.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Без совести и при большом уме не проживешь.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Совесть есть воспоминание о Боге.

Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь.

Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.

Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен».

Совесть у него чистая. Не бывшая в употреблении.

Совесть и трусость, в сущности, одно и то же. «Совесть» — официальное название трусости.

Совесть — это социальный стыд, а стыд — это природная совесть.

Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Совесть исключительно хорошо воспитана и вскоре перестает обращаться к тем, кто не желает ее слушать.

Так как воля не подчинена времени, то угрызения совести не проходят со временем, как проходят другие страдания. Злодейство угнетает совесть даже по прошествии многих лет так же мучительно, как непосредственно после совершения его.

Велико могущество совести: оно дает себя одинаково чувствовать, отнимая у невиновного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженное им наказание.

Чрезмерно чуткая совесть означает, что человек столь высоко оценивает свое нравственное «я», что уже ничего себе не прощает. Такая совесть делает людей ипохондриками, если, конечно, ее не уравновешивает энергичная деятельность.

Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы.

Кто отроду бесстыден — не исправится.

Разумный законодатель скорее посоветует старшим стыдиться младших, ибо юноши неизбежно будут бесстыдными там, где бесстыдны даже старики.

Если у вас ничего нет, имейте хотя бы совесть.

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

Дела совести не решаются большинством голосов.

Педантичному моралисту можно сказать, что совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь, но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.

Нет большего бесстыдства, чем выдавать за правду утверждение, ложность которого заведомо известна.

Стыдись грешить, но не стыдись каяться.

Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или другую сторону называется совестью.

Угрызения совести есть единственная добродетель, остающаяся у преступников.

Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею.

Чистая совесть — самая лучшая подушка.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Смотреть на людей со сломанной совестью еще страшнее, чем на избитых.

О своей репутации заботятся многие, о своей совести — лишь некоторые.

Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.

Стыдливость украшает юношу и пятнает старца.

Совесть — это правильный суд доброго человека.

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.

Самое главное украшение — чистая совесть.

Велика сила совести, ибо пренебрегающие ею осуждают сами себя.

Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав.

Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.

Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.

Совесть – лучший судья: с ней всегда можно договориться.

То, что люди зловредны, меня никогда не удивляло, но вот то, что им не стыдно, мне кажется странным.

Чистая совесть — есть постоянный праздник.

В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства, поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами.

Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно.

Совесть в отличие от законов бесправна в государстве, ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая. Чтобы совесть была правой, необходимо, чтобы то, что она признает правым, было таковым объективно.

Совесть — это эмоциональный страж убеждений.

Кто не стыдится своего проступка, тот вдвойне виноват.

Совесть человека может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, точно так же как можно обладать ложным вкусом, не впадая в безвкусицу.

Жить по велениям совести – все равно что вести машину, нажимая на тормоза.

Лицемеря, совесть не сознает, что она лицемерит.

Бумага не краснеет.

Не всегда краснеют, когда испытывают стыд, представляющий собой беспокойство ума при мысли о том, что совершено нечто неприличное или такое, что уменьшит уважение к нам со стороны других.

Стыд есть начало гнева против того, что не должно быть.

Нечистая совесть — это волос во рту.

В вопросах совести закон большинства не действует.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Да, как ни дорога нам жизнь, одно еще дороже: правоты сознанье.

Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим.

«Совесть» привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.

Когда человек краснеет, начинается его более благородное «я ».

Живи с чистой совестью. Не поступайся своими убеждениями!

Чистую совесть иметь — не знать за собой прегрешений.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.

Чистая совесть чаше всего — продукт плохой памяти .

У меня нет совести. У меня есть только нервы.

Голос совести никогда не выступает в хоре.

Совесть — тысяча свидетелей. Квинтилиан Думай больше о совести, чем о репутации.

Стыд — это уже своего рода революция.

Есть стыд, что ведет к смерти, и стыд, что ведет к жизни.

У большинства людей совесть — просто предвосхищение мнения других.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самаго человека, и речет ему гласом тихим без звука, трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Стыдливость представляет собой некоторую тайну природы для ограничения необузданного влечения, следуя зову природы, она всегда согласуется с добрыми, нравственными свойствами, даже когда она чрезмерна.

Совесть – тысяча свидетелей.

Совесть, внутренний голос, предупреждающий, что кто-то, может быть, наблюдает за нами.

Когда мы судим себя сами, приговор обычно выносится в нашу пользу.

Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность.

Голос чистой совести приятнее ста голосов славы. Пьер Буаст Совесть есть закон законов.

Совесть дана человеку для сопротивления Души всем искушениям дьявольских сил и лукавств разума.

Мы часто испытываем стыд и краснеем за других только потому, что иногда принимаем слишком близко к сердцу дела других.

Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом.

Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку, нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причиненной другому человеку.

Стыд есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей от страха перед порицанием.

Мы краснеем не от самой вины, а от мысли, что другие считают нас виновными.

Совесть ведет свое происхождение от знания или связана со знанием, но она обозначает не знание вообще, а особый отдел или род знания — то знание, которое относится к нашему моральному поведению и нашим добрым или злым настроениям и поступкам.

Совесть есть присутствие Бога в человеке.

Краска стыда — ливрея добродетели.

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Не прав был Геродот, сказав, что вместе с одеждой женщина совлекает с собой стыд, напротив, женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает.

Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного Ты.

Чистая совесть есть изобретение дьявола.

Я еще ни разу не видел пепел человека, сгоревшего со стыда.

Стыду научить нельзя, с ним нужно родиться.

Будь хозяином своей воли и слугой своей совести.

Совесть царствует, но не управляет.

Нечистая совесть как осознание себя наперекор самому себе всегда предполагает наличие идеала.

Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.

Бесстыдство — терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

Не стыдно ли физику, то есть исследователю и испытателю природы, искать свидетельство истины в душах, порабощенных обычаем?

Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего новую жизнь.

Все, что успокаивает нечистую совесть, вредит обществу.

Утраченный стыд не вернется.

Совесть делает нас всех эгоистами.

Англосаксонская совесть не мешает совершать определенного рода поступки, но запрещает получать от них удовольствие.

Его (стыд) определяют как своего рода страх дурной славы, и он доходит почти до такой силы, как страх перед ужасным, от стыда краснеют, а от страха смерти бледнеют.

Вкус есть не что иное, как совесть прекрасного, а совесть — не что иное, как нравственный вкус.

Чем меньше совести, тем больше всего остального.

Но, чтобы обрести признанье в наше время, Потребно честь и стыд отбросить, словно бремя. Бесстыдство — вот кумир, кому подчинены Все сверху донизу сословья и чины.

Стыдись себя сам, тогда другой тебя не пристыдит.

Стыд — это страх честности перед позором.

Я не только досадую на свою глупость, но и стыжусь ее.

Собаку грызут только блохи, а дурного человека – и собаки, и блохи, и совесть.

Стыд — страх перед ожидаемым бесчестьем.

Стыд — это страх перед людьми, совесть — страх перед Богом.

Если у тебя нет совести, то чего тебе еще не хватает?

Совесть — это зритель и судья добродетели.

Кто не стыдится, того я считаю заслуживающим не только порицания, но и наказания.

Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным.

Стыдом можно назвать печальное размышление о нашей собственной недостойности, вытекающее из опасения, что другие либо заслуженно презирают нас, либо могли бы презирать, если бы всё знали.

Нет правил более изменчивых, нежели правила, внушенные совестью.

К постыдному никого не обязывают.

Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся, она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она — метафизика сердца.

Предпочитай, чтобы у человека кровь приливала к щекам, чем чтобы она была им пролита.

Людям не приходилось бы так легко стыдиться, если бы они, высоко ценя свою личность, считали бы исключенной возможность чьего бы то ни было презрения.

Стыдно не быть бедным, а стыдиться бедности.

Мы стыдимся не одного и того же перед знакомыми и незнакомыми.

Раны совести никогда окончательно не зарубцовываются.

Стыдно признаться, что не в чем признаться.

Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды.

Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть.

В темноте никто не краснеет.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Друзья и совесть бывают у человека до тех пор, пока они не нужны.

Самое приятное свойство совести то, что она всегда на твоей стороне. Она не потревожит тебя, пока тебе хорошо.

Взывать к чьей-либо совести.

Когда избрал ты верный путь, Судьей тебе лишь совесть будь!

Стыд — мантия гордости.

Больше стыдятся того, что делают на глазах у других и явно, откуда и пословица «стыд находится в глазах».

Лучше краска на лице, чем пятно на сердце.

У холостяков бывают угрызения совести. У женатых мужчин имеются жены.

Живи по совести.

Мертвые срама не имут.

Нечистая совесть со все большей силой укоряет человека в том, что собственность, вещи превращены им в абсолютное.

Нашей совести претит безнравственное средство, которое может принести пользу.

Покуда жив стыд, не скончалась и добродетель.

Совесть – это теща, которая ходит к вам в дом без спросу.

Чувство внимающее нравственным истинам, зовется совестью его можно было бы назвать очевидностью сердца, ибо, сколь бы ни было оно отлично от очевидности ума оно имеет над нами не меньшую власть.

Что естественно, то не постыдно. Естественное не безобразно.

Совесть что летучая мышь: днем отсыпается, а ночью хлопает крыльями и пытается сосать твою кровь.

Людям, любящим копаться в себе, хорошо известно, что чем больше пытаешь свою совесть, тем сильнее запутываешься.

И срам хорош, когда за дело доброе.

Чистая совесть, дерзающая утверждать себя, — это сила. Государство и общество оказывались вынужденными не раз считаться с мнениями честного человека, не имевшего иного оружия, кроме нравственной силы.

Никогда не делай того, против чего восстает твое окружение и твоя совесть. Найми для этого кого-нибудь другого.

Стыд представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, чем я должен и хочу быть.

Без силы мысли то, что мы называем совестью, вырождается в мечтания, оправдание зла. Самые жестокие дела на свете были совершены во имя совести.

Краснеют ли от стыда в темноте? Что от испуга в темноте бледнеют, в это я верю, но в первое — нет. Потому что бледнеют только из-за себя, а краснеют и за себя, и за других.

Кто прям душой, тот в низости своей Себе и без свидетелей винится, Сгорая на костре душевных мук, Хоть только небо да земля вокруг.

Совесть. Что такое совесть? Не поймали— значит, чист. А на хвост насыплют соли — Будь в раскаяньях речист.

Темы цитат по буквам
Значение слова СОВЕСТЬ. Что такое СОВЕСТЬ?
СО́ВЕСТЬ, -и, ж. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Упреки совести. Голос совести. Совесть мучает. Совесть нечиста. Не иметь ни стыда ни совести. Потерять совесть. □ Среди зверей я зверем стал, Вином я совесть усыплял И ум гасил. Н. Некрасов, «Несчастные». Редко отыщется человек, который на вопрос совести — как он живет? — ответил бы, что живет вполне правильно. Федин, Первые радости.
◊
Свобода совести — право граждан свободно исповедовать какую-л. религию или не исповедовать никакой религии. Сделка с совестью см. сделка. Без зазреня совести см. зазрение. Для очистки совести см. очистка. На совесть ( делать что) — 1) добросовестно, хорошо. [Бойцы] сражались на совесть. Тихонов, Ленинград принимает бой; 2) ( устар.) полагаясь лишь на честность кого-л., не требуя гарантий. Вел он свои дела по-старинному, на совесть, на честное слово, без векселей и расписок. Скиталец, Кандалы. На совести чьей или у кого — кто-л. не выполнил того, что был обязан сделать, или поступил не так, как следовало. Не за страх, а за совесть ( делать что) — очень хорошо, добросовестно. По совести ( жить, поступать и т. п.) ( прост.) — правильно, справедливо. По совести говоря ( в знач. вводн. сл.) — говоря откровенно, чистосердечно. — Жалко Рыжика! — сквозь слезы пробасила Любашка. По совести говоря, мне тоже было жаль кота. Шуртаков, Где ночует солнышко. Со спокойной совестью — совершенно спокойно, не испытывая угрызений совести или тревоги, боязни. Знать совесть см. знать1. Идти (или поступать) против (своей) совести — поступать вопреки своим нравственным принципам, убеждениям. Лежит на совести чьей или у кого — кто-л. виноват в чем-л., ответствен за какой-л. проступок, преступление. Примириться (или помириться) с своей совестью — избавиться от угрызений совести, исправив совершенное зло или раскаявшись. Надо (или пора) и совесть знать — возглас, обычно возмущенный, обозначающий: довольно, хватит, пора прекратить что-л. мешающее, утомляющее, раздражающее и т. п. других. Совести хватило у кого ( прост.) — не постыдился, не постеснялся сделать что-л. — И больную старуху-то не пощадили. Да как это у них — совести хватило? Гладков, Повесть о детстве.СОВЕСТЬ — это… Что такое СОВЕСТЬ?
категория этики, обнимающая проблемы нравств. самоконтроля личности, способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания, требовать от себя их исполнения и оценивать свои действия.
В др.-греч. мифологии С. получает фантастич. изображение в виде образа эриний, богинь проклятья, мести и кары, преследующих и наказующих преступников, но выступающих как благодетельницы (эвмениды) по отношению к раскаявшимся. В этике проблему личной С. впервые поставил Сократ, к-рый считал источником нравств. суждений человека его самопознание (др.-греч. συνείδησις, как и лат. conscientia, означает и С., и осознание). В этой форме Сократ выступил за освобождение индивида от безусловной власти над ним обществ. и родовых традиций. Однако лишь в новое время категория С. приобретает большое значение в этике, что отразило процесс освобождения личности от феод.-сословных, цеховых и церк. регламентации в ходе развития бурж. отношений. Вопрос о личной С. является одним из центр. в идеологии Реформации (идея Лютера о том, что глас божий присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви). Философы-материалисты 17–18 вв. (Локк, Спиноза, Гоббс., др. материалисты 18 в.), отрицая врожденный характер С., обращают внимание на ее зависимость от обществ. воспитания, условий жизни и интересов личности. Ограничиваясь лишь констатацией этой зависимости, они, как правило, приходят к релятивистскому истолкованию С. Локк, напр., говорит, что «…если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни испытывают угрызения совести из-за совершения или несовершения поступков, которые другие в другом месте считают достойными» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 99). Аналогичную мысль высказывает Гольбах (см. «Система природы», М., 1940, с. 140). Релятивистское истолкование С., имеющее у просветителей антифеод. и антиклерик. направленность, провозглашающее свободу личной С., тем не менее лишает в значит. мере С. ее личностного, «внутреннего» характера, делает ее объектом воздействия гос-ва и общества в целом (хотя просветители не отрицают того, что С. – прерогатива личности. Гольбах определяет С. как оценку, к-рую «… мы в своей собственной душе даем своим поступкам» – «Карманное богословие», М., 1959, с. 172). В противоположность этому идеалистич. этика развила идею автономной личности, к-рая независимо от общества определяет нравств. закон. Так, Руссо считает, что законы добродетели «написаны в сердцах у всех» и для познания их достаточно «…углубиться в себя и в тиши страстей прислушаться к голосу своей совести» («О влиянии наук на нравы», СПБ, 1908, с. 56). Кант считает подлинно нравств. законом для разумного существа только тот, который дает оно само себе. Идея автономии личности в конечном счете вела к априористич. истолкованию С. По Канту, С. не есть нечто приобретаемое. Каждый человек как нравственное существо имеет в себе совесть от рождения. Еще более резко идея автономии личности была выражена Фихте, с т. зр. к-рого единств. критерием нравственности является С. «чистого Я», а подчинение к.-л. внешнему авторитету – бессовестностью. Впоследствии эта индивидуалистич. трактовка С. была доведена до крайности в экзистенциализме, в этич. концепции к-рого отрицается всеобщий характер нравств. закона: напр., Сартр считает единств. критерием нравственности следование «абсолютно свободному» индивидуальному замыслу, отказ человека от «дурной веры» в существование к.-л. объективных критериев. Критику релятивистского и субъективистского понимания С. дал уже Гегель, показавший при этом противоречивый характер самой С. С т. зр. Гегеля, С. «имеет свою истину в непосредственной достоверности себя самой», «определяет, исходя из себя самой». Но эта самодостоверность С. влечет за собой «произвол отдельного лица», к-рое может «придать … свою добросовестность» любому содержанию. Поэтому свою действительность, указывает Гегель, С. приобретает лишь во «всеобщем самосознании» благодаря «всеобщей среде» (обществу), в к-рой находится человек (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–52). Однако, признав приоритет обществ. сознания над личным, Гегель трактует его объективно-идеалистически, как воплощение абс. духа, а его непосредств. выражением в сознании индивида считает религию: «Итак, совесть в величии своего превосходства над определенным законом и всяким содержанием долга …есть моральная гениальность, знающая, что внутренний голос ее непосредственного знания есть голос божественный… Это одинокое богослужение есть в то же время по существу богослужение о б щ и н ы…» (там же, с. 351–52). Фейербах находит материалистич. объяснение тому факту, что С. представляется человеку голосом его внутреннего Я и одновременно гласом, идущим извне, вступающим с человеком в спор и осуждающим его поступки. Он называет С. «другим Я» человека, но указывает, что это alter ego не исходит от бога и не возникает «чудесным путем самозарождения». «Ибо, как принадлежащий к этой общине, как член этого племени, этого народа, этой эпохи, я не обладаю в своей совести никаким особенным и другим уголовным уставом… Я упрекаю себя только в том, в чем упрекает меня другой… или по крайней мере мог бы упрекать меня, если бы знал о моих поступках или сам стал объектом действия, заслуживающего упрека» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 630). Марксистское понимание С. раскрывает ее социальную природу и показывает ее детерминированность условиями жизнедея-тельности человека и его идейно-обществ. позицией. «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 140). Источники коллизий личной С. следует искать в конечном счете в социальных противоречиях, так или иначе затрагивающих личность и отражающихся в ее сознании. Противоречия между интересами различных классов, между обществ. и личными интересами, между отражением социально-историч. необходимости в воле обществ. институтов и понимании частного лица ставят перед индивидом необходимость собств. выбора, альтернативы к-рого и составляют проблему его личной С. Именно в этом смысле следует понимать указание Ленина, что «идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий» (Соч., т. 1, с. 142). Марксизм не отрицает специфически личностного характера С., он лишь раскрывает ее содержание: чем выше мера обществ. развития личности, ее социальной активности и сознательности, тем большую роль играет в ее жизнедеятельности С. Условиями этого развития личности являются ликвидация классово-антагонистич. отношений в обществе и затем развитие коммунистич. отношений, по мере утверждения к-рых правовое принуждение будет постепенно уступать место нравств. воздействию, а само это воздействие будет все чаще совпадать с повелениями личной С. и поэтому в подавляющем большинстве случаев будет осуществляться через личное осознание индивидом. «…При человеческих отношениях наказание д е й с т в и т е л ь н о будет не более как приговором, который провинившийся произносит над самим собой… В д р у г и х людях он, напротив, будет встречать естественных спасителей от того наказания, которое он сам наложил на себя…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 197). Лит.: Ленин В. И., О коммунистической нравственности, М., 1961; Кант И., Критика практического разума, СПБ, 1908; его же, Основоположение к метафизике нравов, М., 1912; Карринг Г., С. при свете истории, пер. с нем., СПБ, 1909; Кропоткин П. Α., Этика, ч. 1, П.–М., 1922; Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа, Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–61; его же, Философия права, т. 7, М.–Л., 1934; Сартр Ж.-П., Экзистенциализм – это гуманизм, М., 1953; Волченко Л. Б., Марксистско-ленинская этика о С., «ВФ», 1962, No 2; Архангельский Л. М., Категории марксистской этики, Свердл., 1963; Бербешкина З. Α., Проблема С. в марксистско-ленинской этике, М., 1963; Sartre J. P., L’être et le néant, P., 1943; Revers W. J., Charakterprägung und Gewissensbildung, Nürnberg, 1951; Hollenbach J. M., Sein und Gewissen, Baden-Baden, 1954; Das Gewissen des Kindes, Stuttg., 1956; Niebuhr R., An interpretation of Christian ethics, Ν. Υ., 1956; его же, Moral man and immoral society, N. Y.–L., 1960; Вrunner E., Gott und sein Rebell, Hamb., 1958.О. Дробницкий. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Совесть
протоиерей Евгений Горячев
Как Вы прокомментируете такое утверждение, что, несмотря на то, что совесть – понятие для всех актуальное, но, тем не менее, все понимают его по-разному?
Это действительно неотъемлемая часть нашего нравственного багажа. Выражения, типа: «жить по совести», «прислушиваться к голосу совести», или, наоборот, «идти против своей совести», – это то, что мы говорим и слышим очень часто. Если попытаться проанализировать этимологию слова в русском и славянском варианте, то, пожалуй, речь идет о «сове́дении». Когда в моем сознании, независимо от того, прошу я об этом или нет, возникает какая-то идея, какая-то мысль, которая как бы приходит в меня извне. Это не часть меня самого, но это то, что приходит в меня. Нравственный закон, написанный в душе человека, о котором рассуждал Кант, может быть, это один из синонимов совести. Понятие это, с точки зрения христианской, конечно религиозное. Например, среди прочих определений, наиболее выпуклым и рельефным являлось определение Достоевского о том, что «совесть – это бытие Бога в душе человека». Не могу сказать, что я полностью согласен с этим, но то, что совесть – категория религиозная, для христианина очевидно.
Предмет нашего разговора – совесть. Но нас могут спросить: «Собственно, о чем вы говорите? Это что-то неуловимое, неосязаемое, ни потрогать, ни измерить».
Я бы сказал, что и другие вещи, к которым мы привыкли, тоже неуловимые и неосязаемые, хотя никому не придет в голову сомневаться в них. Например, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был практикующим хирургом экстракласса и ему принадлежит выражение: «Я часто вскрывал черепную коробку, но не находил там ума, и работая с человеческим сердцем, я не находил в нем любви». Совесть из этой же области.
Вы сказали, что совесть – это присутствие Бога в человеке. Можно ли говорить о том, что есть разная совесть у человека религиозного и нерелигиозного? Потому что верующий человек может посмотреть на заповеди: «не убий, не укради, не прелюбодействуй», понятно, что плохо, а что хорошо. А для человека неверующего внутренний закон, который говорит: хороший я или плохой, – более важен, тем более, что неверующие люди очень часто бывают людьми порядочными.
Хороший вопрос. Он сводится к тому, каким образом мы можем говорить о совести как о божественной данности для человека, который, хотя, и использует ее, но при этом в Бога не верит. Согласитесь, можно использовать наследство, не выясняя адресата, который мне это наследство оставил. Можно дышать воздухом, при этом не знать его формулы. Поэтому, человек, неверующий в Бога, может пользоваться тем инструментом, который, с точки зрения христиан, дал нашему естеству именно Господь Бог. А что касается феномена совестливого, но неверующего человека, то спорить с этим никому не приходится, но при этом есть все-таки существенная разница и она заключается вот в чем. Вернемся к Достоевскому. Его опроверг Феофан Затворник, который сказал: «Нет, совесть – это не бытие Бога в человеке. Совесть – это сторож, которого Бог дал своей Истине». Поэтому, для того чтобы сторож хорошо справлялся со своими обязанностями, он эту Истину прежде должен познать, чтобы знать – что охранять. В противном случае мы этот инструментарий – нашу совесть – воспитываем своими убеждениями, не всегда религиозными. Поэтому можно говорить о совести буддиста, если речь идет о другой религиозной традиции. Можно говорить о совести революционера, можно говорить о совести агностика. То есть, чем я этот механизм, данный мне от Бога, воспитываю, тем она и является для меня. Поставь десять людей для одной поведенческой ситуации с вопросом: «Как вы поступили, говоря о том, что вы совестливые люди?» – они дадут разные ответы. Христиане отличаются от неверующих тем, что они свою совесть воспитывают божественным критерием – Евангелием, поэтому на какую-то ситуацию она у нас реагирует именно исходя из того, чем мы ее наполнили.
То есть что-то нормальное есть в том, что совесть у всех разная. А если спросить человека: «Ты поступил по совести?» А он в ответ скажет: «По своей». Это нормально?
Да, если для него это убеждения и он считает их истиной, то, наверное, в соответствии со своей истиной он поступил, поэтому не испытывает внутреннего конфликта. Скажем так: внутренний конфликт, связанный с совестью, – он как раз исходит из системы жизненных ценностей. Вспомните известную историю про аборигенов, которым задали вопрос о добре и зле. Они сказали: «Хорошо – это когда мы отнимем у соседнего племени женщин и скот, а плохо – это когда у нас». Поэтому, если он не отнял, а пожалел, то он вступает в конфликт со своей совестью, которую он воспитывал, исходя из этих убеждений. Или, например, обвинения Сократа в том, что он безбожник. Сократ как раз таки воспитывал свою совесть чем-то другим, нежели языческая мифология, поэтому для него это было в согласии со своей совестью. Но и те, кто обвинял его, исходя из своих совестливых убеждений, – они констатировали, что он заблуждается и с ним нужно бороться.
Слово «бессовестный», мне кажется, больше у всех вызывает консенсус в понимании?
Я припоминаю одного своего, уже покойного, знакомого по университету, который на мой вопрос: «Дорогой, что ты делаешь? Тебя совесть не мучает за твои поступки?» – а он действительно совершал не очень красивые поступки – ответил: «Голубчик, она давно уже благословила все, что я делаю». Есть такое выражение: «Каждый судит в меру своей испорченности». Я думаю, что в нашем разговоре нужно его вывернуть наизнанку и получится нечто другое: каждый судит в меру оставшихся добродетелей. Чем меньше в человеке добра, тем меньше и тише голос совести. Если его совсем мало, то тогда молчание совести мы воспринимаем за знак согласия. Но опять-таки, исходя из нашей жизненной установки. Скажем, римский язычник – это одно, представитель какого-нибудь примитивного шаманского племени – это другое, Жан-Поль Сартр или Альбер Камю – это третье, и, наконец, христианин – это четвертое. Всякий из этих людей будет прислушиваться к голосу своей совести, исходя из жизненной установки. Когда мы говорим «бессовестный», речь идет не о том, что у человека совести нет, а о том, что он, исходя из своей установки, заглушил ее голос. Я думаю, что человек, шагающий к христианству и наступающий на свою языческую совесть, заставляющий ее замолчать, – он делает прорыв. И наоборот, христианин, уходящий от Христа, заглушающий голос своей совести, например, пьянством или наркоманией, тоже совершает определенного рода путь. Но это путь, с нашей точки зрения, вниз.
Есть в христианстве такое утверждение, что Бог будет судить христиан согласно заповедям, а людей неверующих будет судить по их совести?
Да, когда я говорил о том, что это религиозная категория, я не просто это утверждал безосновательно. Например, апостол Павел говорит о том, что для тех, кто не откроет для себя Христа, суд будет происходить по тому, что начертано в их совести, по тому закону, который начертан Богом в их совести. Человек, сотворенный Богом, конечно, не оставляется, даже в том случае, если он по каким-то причинам в земной жизни не открыл для себя Спасителя.
Получается, что совесть формируется в рамках какой-то культуры, традиции и здесь ориентиры тоже могут быть различными?
Да. Воспитателем нашей совести может быть все что угодно: наш семейный круг, наш культурный, экономико-политический круг, средства массовой информации. Все это может быть источником для воспитания человеческой души, человеческой совести, но, повторяю, христиане настаивают на критерии, который они считают абсолютным. Это Божественная Истина, открытая в конкретный момент, но если речь идет о подробностях, то это Благая Весть, прозвучавшая в мире две тысячи лет назад. Что касается священников, то мне кажется, что любой из нас понимает особенность совести, исходя из молитвы Василия Великого, которая звучит на каждой Литургии: «и очисти нас от совести лукавой». Видите, оказывается, Достоевский действительно не прав. Если бы совесть была голосом Божиим, самим Богом в душе каждого человека, то тогда кто бы просил, чтобы совесть была очищена как лукавая. Что, Бог лукав? Нет, конечно. А вот то, что совесть может быть лукавой – это совершенно очевидно. Яркий пример, когда человек признается в том, что он совершил дурной поступок, скажем, ударил свою жену, и следующий шаг – это самооправдание: она сама виновата, она это заслужила.
Все-таки совесть служит каким-то консолидирующим для общечеловеческих ценностей моментом? Она нас объединяет или разъединяет, потому что она у всех разная?
В традиционных обществах – да. Поэтому такое выражение как «ни стыда, ни совести» было равносильно тому, что: «побойтесь Бога!», «креста на вас нет!» Я думаю, что в традиционном обществе, где есть какие-то представления о добре и зле, общие для большинства населения.
А у нас сегодня традиционное общество, как Вы оцениваете?
Посттрадиционное, без сомнения. Я даже думаю, что если говорить об отходе или усталости от христианства, то, конечно, в тех, кто отошел, устал или не открыл для себя заново, все-таки больше христианского элемента, чем абсолютно безбожного или ориентирующегося на какие-то другие религиозные начала. Даже в людях, потерявших веру или не открывших себя, именно потому, что они живут на территории России и, значит, косвенно, опосредованно принадлежат к тысячелетней христианской культуре, – в них все-таки больше от евангельских идеалов, чем от буддийских.
Духовно-просветительский телепроект «Слово»
Совесть
Со́весть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (свт. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (прп. Авва Дорофей).
Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. Феофан Затворник). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.
В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения. Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди. Внешняя совесть привела к лицемерию, к оправданию человеческих грехов. Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся верою в Богочеловека Иисуса Христа.
Совесть христианина своим источником имеет Бога. Автономизация совести, то есть присваивание себе абсолютного права самоопределения в нравственной сфере, по своей сути является грехом.
Как услышать голос совести?
Совесть проявляется в человеке в форме нравственного чувства. Намереваясь совершить, совершая и/или уже совершив какое-нибудь действие, предполагающее возможность его нравственной оценки, человек, в той или иной мере, внутренне ощущает, насколько это действие соответствует добру или злу.
Правильность осознания человеком своих нравственных действий зависит от ряда факторов, в том числе: от фактора влияния среды, внутри которой он живет (обусловленной культурными, религиозными традициями, местными законами и т. п.), от фактора воспитания, самовоспитания, от индивидуального нравственного состояния.
Под воздействием этих и некоторых других факторов голос совести, как выразитель естественного нравственного закона, может подавляться, приглушаться, искажаться. В этой связи то, что может представляться добром для представителей одних религиозных, социальных или этнических групп, представителями других может оцениваться как зло (например, кровная месть, половая распущенность, отношение к абортам и пр.).
В отношении определения состояний совести в Нравственном богословии употребляются такие прилагательные, как «добрая» (Деян.23:1), «чистая» (2Тим.1:3), «сожженная» (1Тим.4:2), «порочная» (Евр.10:22), «оскверненная» (Тит.1:15) и др.
Среди функций совести выделяют три основных. Как законодатель совесть указывает человеку на то, как он должен поступить в том или ином случае, чтобы этот поступок (замысел, действие и пр.) соответствовал установленному Богом нравственному закону. Как свидетель или судья совесть определяет, преступил ли человек это закон или нет, прав он или не прав. Наконец, функция мздовоздаятеля выражается в том, что в зависимости от того, нарушил ли человек требования нравственного закона или не нарушил, он испытывает либо угрызения и скорбь, либо радость и удовлетворение от совершенного действия.
***
Свт. Игнатий Брянчанинов:
«Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову».
Ств. Феофан Затворник:
«Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или
неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей».
Патриарх Кирилл:
Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Человек способен судить себя сам. По какому закону? Государственному? Нет, по закону своей совести. И мы знаем, что очень часто суд совести оказывается для нас самым грозным. Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: «Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает».
Суд совести — это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек — это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей — все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни.
Из слова в Неделю мясопустную после Литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, 19 февраля 2017 года
Совесть: примеры и определение | Философские термины
I. Определение
Совесть — это способность разума, которая побуждает нас действовать морально — или, по крайней мере, в соответствии с нашими наиболее глубоко укоренившимися ценностями. Большинство говорят, что это форма интуиции и использует эмоции, хотя другие утверждали, что она должна формироваться разумом. Это частный опыт и форма самопознания; по совести можно узнать собственные ценности и мораль. Это корень слова, от латинского con-scientia , которое, возможно, переводится как «вместе со знанием» — быть вместе со знанием (морали).
Тем не менее, многие считали, что совесть определяется объективной моралью, имеющей божественные, трансцендентные или естественные источники. Даже в нашем обществе, где мы якобы признаем культурную и личную относительность морали, совести предоставляется особый статус с законами, защищающими права врачей и других лиц не нарушать их совесть. Итак, совесть является частной, субъективной и культурно относительной, но имеет юридический и политический вес.
Существует множество различных представлений о совести — религиозных, философских, научных, юридических и популярных:
- Религиозные: В большинстве религий мораль, которая информирует совесть, исходит или должна исходить либо от Бога, либо от просвещенного ума.Религии различаются в зависимости от того, рассматривается ли совесть в основном как каратель (например, католик) или как добродетель, которую следует развивать (например, протестантская, буддийская).
- Philosophical: многие философы писали, что истинно нравственная совесть требует использования разума; другие утверждали, что это интуиция объективной моральной истины. До-модернистские философы были склонны верить в естественную и объективную мораль, проникающую в сознание, что-то вроде истинно морального инстинкта. Современные философы склонны признавать культурную и индивидуальную относительность морали, и многие из них представляют аргументы, основанные на научных теориях о разуме, эволюции и обществе.
- Научный: , например теории эволюционной психологии, когнитивной науки и социологии.
- Legal: Наше общество, кажется, признает «свободу совести» — что мы должны быть свободны подчиняться своей совести — в определенных пределах. Учитывая, что у нас нет четкой или единой философии совести, это поднимает правовые, политические и социальные вопросы.
- Популярное: Наши повседневные представления о совести философски интересны.Учтите, что совесть — это часть нас, противостоящих действиям, которые мы сами, по-видимому, уже считаем аморальными, но в любом случае рискуем совершить. Это кажется немного парадоксальным. Зачем нам совесть? Скорее всего, у эволюционной теории есть ответ (см. Раздел «История»)
Представления о совести настолько разнообразны и сложны, что их всестороннее рассмотрение невозможно. Это кажется еще одним парадоксом совести; мы знаем это лучше всего в себе, но нет единого мнения о том, откуда это исходит и насколько это следует уважать.
II. Споры о совести
Свобода совести является частью Декларации прав человека Организации Объединенных Наций и законов многих стран. Однако у нас есть основания сомневаться в этой идее. Бывшие нацистские генералы говорили интервьюерам, что действовали с чистой совестью, поскольку их действия были санкционированы их руководством и обществом. Это согласовывалось бы с представлениями о совести как социальном инстинкте, но не обязательно альтруистическом, как думал Дарвин — возможно, совесть просто побуждает нас соответствовать нормам нашего общества или системам убеждений.
Свобода совести проблематична, потому что совесть людей вполне может настаивать на действиях, которые большинство считает вредными для других людей, например отказом в вакцинации своих детей.
Есть несколько традиционных аргументов в пользу свободы совести:
- Аргумент лицемерия или неэффективности : Большинство людей согласны с тем, что невозможно изменить сознание человека извне; Следовательно, отказ от свободы совести означает требование от людей действовать вопреки своим убеждениям, что кажется неправильным.Это было причиной считать преследование еретиков неэффективным с точки зрения средневековой католической церкви; но Фома Аквинский и другие затем оправдали это по другим причинам.
Однако аргумент лицемерия можно перевернуть; если вы не можете изменить сознание человека, тогда у него все равно будет свобода совести, даже если вы заставите его вести себя определенным образом.
- Аргумент от незнания : Это основано на признании релятивизма и субъективизма.Если наша совесть не дает нам объективных моральных указаний, тогда вы не можете предполагать, что ваша совесть права, а кто-то другой ошибается, поэтому вы не имеете права отказывать им в свободе совести.
- Аргумент легитимации : Джон Стюарт Милль утверждал, что для общества лучше всего, если все люди свободно выражают свои убеждения, поскольку это позволит путем сравнения и дебатов лучше приблизиться к истине.
Однако ни один из этих аргументов полностью не рассматривает конфликты между свободой совести и общественным благополучием.Кто-то может сказать, что врача, который по совести отказывается от операции по спасению жизни, следует обвинить в халатности или даже в непредумышленном убийстве. В то время как другие могут посчитать выполнение операции убийством. Точные границы свободы совести все еще остаются открытым спором с глубокими последствиями.
III. Цитаты о совести
Цитата № 1:
«Приходит время, когда человек должен занять позицию, которая не является ни безопасной, ни политической, ни популярной, но он должен занять ее, потому что совесть подсказывает ему, что это правильно.
— Мартин Лютер Кинг-младший, Завещание надежды: основные сочинения и речи
Эта цитата, кажется, отражает то, как большинство из нас естественно думает о совести — при условии, что совесть всегда права, как будто это прямая линия к Богу или какой-либо другой источник объективных нравственных знаний. Это также подразумевает, что подчиняться совести — это право, даже если оно противоречит своей социальной и правовой среде. С одной стороны, это могут быть неверные и опасные предположения; с другой стороны, мы никогда не сможем изменить несправедливость в нашем обществе, как доктор.Король, иногда не доверяющий совести выше социальных норм.
Цитата № 2:
«[Т] жестокое обращение с чистой совестью доставляет удовольствие моралистам. Вот почему они изобрели ад ». — Бертран Рассел, Skeptical Essays
Бертран Рассел затрагивает самую суть проблемы повседневными представлениями о священной истине совести. Среди людей, которые были уверены, что они знают моральную истину и следуют своей совести, были члены испанской инквизиции, крестоносцы, нацисты и большинство террористов.Такие люди действительно изобрели ад!
Цитата № 3 :
«Чистая совесть — верный признак плохой памяти». — Марк Твен
Этот говорит сам за себя!
IV. Типы совести
Философы не признают никаких «типов совести», кроме «критической совести», что означает применение критического мышления к этическим решениям. Многие религиозные веб-страницы перечисляют свои собственные типы совести в свете своих убеждений.
Совесть против социопатии
Социопаты — это, возможно, люди без совести. Их также определяют как неспособные испытывать сочувствие, вину, страх или стыд за причинение вреда другим или нарушение какого-либо понятия морали. Интересно, что психологи говорят, что социопаты понимают мораль и могут даже соглашаться с моральными ценностями своего общества. Им не хватает только мозговой связи между этими ценностями и эмоциями, которые не позволяли бы им причинять боль другим, позволяя им действовать без сожалений.Большинство экспертов утверждают, что это неизлечимое заболевание, и нейробиологические исследования показывают конкретные различия между нормальным и социопатическим мозгом. По иронии судьбы, социопаты кажутся свидетельством того, что способность к совести врожденная от нормальных людей.
V. История совести
До того, как культурная относительность и субъективизм вошли в моду в течение 20, , века, совесть считалась источником объективных моральных знаний почти всеми, но в разных смыслах в разных культурах.В древнем индуизме, буддизме и даосизме познание добра и зла считалось естественным долгосрочным результатом практики нравственного действия и правильного созерцания — в индуистской мысли — через накопление хорошей кармы, в буддийской и даосской мысли — через очищение сердца и разума. Моральное знание в этих системах верований было аспектом просвещенного разума — истинным знанием природы себя и реальности. По иронии судьбы, у каждой системы верований были разные представления о содержании этой истины и морали.В индуизме это было прежде всего самопожертвование, в буддизме — сострадание, а в даосизме — гармония с обществом и природой.
Иудаизм, христианство и ислам, возможно, представляли совсем другую концепцию. Предполагается, что все три религии принимают историю из Книги Бытия, в которой говорится, что обретение человеком познания добра и зла было грехопадением, «первородным грехом». греха, чем морали.Напротив, послушание закону Бога считается единственной истинной моралью. Это означало бы, что истинная совесть — это знание Закона Божьего, исходит ли он непосредственно от Бога или через послушание Священным Писаниям или духовенству; все эти возможности — прямое откровение, Священное Писание и повиновение властям — были заявлены как источник нравственного знания в этих религиях. Однако на практике эти религии также учат очищению разума для достижения истинной совести; там, где восточные религии учат, что чистый разум позволяет истине проявиться в собственном сознании, большинство версий авраамических религий рассматривают чистый разум как необходимое условие для получения истины Бога.
Греческая и римская мысли делали упор на разум и знание при принятии моральных решений, традиция, которая берет свое начало с идей Аристотеля о развитии добродетельного характера и мудрости через разум и практику. Это также верно и в отношении иудаизма, известного своим Талмудом , сборником трудов, посвященных толкованию Священных Писаний и их применению к этическим вопросам посредством рационального анализа и дебатов.
Несмотря на упор на слепое послушание в христианстве, средневековые христианские философы разработали теорию совести, в которой важную роль играют как интуиция, так и рассуждение.Св. Бонавентура и Св. Аквинский писали о synderesis — божественной искре морального знания, — которое могло прийти только в голову, культивированную разумом и созерцанием для преодоления искажений и разложения социальной обусловленности.
В 17, -м, веке Спиноза аналогичным образом писал, что необходимо практиковать и развивать разум, чтобы преодолевать социально обусловленные эмоции и восприятия. Однако вместо того, чтобы считать источником моральной истины ныряющую искру, Спиноза сказал, что если вы посмотрите на проблемы с точки зрения вечности, мирным умом, вы постигнете моральную истину.Кант также считал критическое мышление важным элементом совести, полагая, что моральная истина может быть оценена объективно в свете его «категорического императива». Другие философы 18 -го века считали, что совесть является чисто интуитивной, исключая разум, но, как и Кант, многие из них также верили в объективность нравственной истины, информирующей совесть.
Начиная с 18, и века, все большее число философов высказывались за прагматические и релятивистские идеи о совести.Джон Локк писал о том, как моральная совесть может противостоять законам государства, а Томас Гоббс настаивал на том, что мнения, основанные на совести, легко могут быть ошибочными или противоречить совести других людей. Итак, эти и другие философы также выступали за «критическую совесть» и некоторый скептицизм по поводу ее совести в целом.
В 19, и веке Дарвин выдвинул гипотезу о том, что совесть эволюционировала для разрешения конфликтов между инстинктами, например, между инстинктами самосохранения и инстинктами защиты и сотрудничества с другими людьми.
В -х годах века Фрейд анализировал совесть как эффект супер-эго; По мере взросления естественные инстинкты, такие как агрессия и сексуальное желание, должны часто подавляться и даже наказываться родителями и сверстниками, чтобы мы могли развиться в хорошо приспособленных членов общества. Этот процесс создает супер-эго, в котором мы усваиваем верования, явные или имплицитные, о правильном и неправильном в нашей культуре, и супер-эго заставляет нас чувствовать вину или тревогу, когда мы их нарушаем.
Там, где Дарвин сказал, что совесть эволюционировала для разрешения внутренних конфликтов, другие более поздние эволюционные психологи предполагают, что она эволюционировала, чтобы мотивировать альтруистическое поведение, которое теперь считается эволюционно адаптивным для социальных существ.
Немногие сегодня будут утверждать, что совесть является источником объективной морали, божественной, трансцендентальной или иной, поскольку очевидно, что совесть или религии двух людей могут диктовать противоположные морали — такие как сторонники выбора и жизни.Поэтому сегодняшние философы больше озабочены исследованием последствий этой относительности совести, особенно потому, что люди, кажется, все еще считают совесть объективно истинной, священной и неприкосновенной. Что, естественно, приводит к нашему спору — «свобода совести».
VI. Совесть в поп-культуре
Пример № 1: Пиноккио
В этом клипе из старого диснеевского фильма о Пиноккио Джимини Крикет дает мальчику, который был бы человеком, лекцию и песню о совести с посланием «всегда позволяйте своему совесть будет вашим проводником.Хотя это сообщение подразумевает опору на интуитивную совесть, интересно, что Сверчок сначала пытается объяснить что-то вроде «критической совести» Пиноккио, прежде чем сдаться в замешательстве и вернуться к традиционному христианскому понятию совести — сопротивлению искушению.
Пример № 2: Emperor’s New Groove
Эта сцена из Emperor’s New Groove красиво драматизирует одно из самых популярных представлений о совести в нашем обществе — дьявол и ангел на ваших плечах.Этот красочный и убедительный образ, кажется, подразумевает, что истинная мораль состоит из праведности. Следуя за тем, кто «качается», оказывается лукавым. Однако вместо того, чтобы делать упор на добро и зло, они оба просто сбивают с толку парня, и он в конечном итоге отвергает их обоих.
.Что такое совесть? | Разговоры с деревьями книги
Совесть — это голос в вашей голове и чувство в вашем сердце, которое говорит вам, правильно что-то или нет.
Делали ли вы когда-нибудь что-то, что вы знали, что это плохо, и тогда вы чувствовали дискомфорт в сердце или некую неприятность в своем теле? Это твоя совесть!
Если вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы сделать что-то, что, как вы знали, было неприемлемо, и голос в вашей голове сказал: «Может, тебе не стоит этого делать.У тебя могут быть проблемы ». Это твоя совесть!
Ваша совесть — ваш внутренний проводник, и она помогает вам понять, как сделать правильный выбор. По мере взросления вы учитесь правильному, а не неправильному. Ваша совесть — это ваши мысли и чувства, которые подсказывают вам, правильно или неправильно что-то сделать или сказать. «Слушайте свою совесть» означает, что вы слышите и чувствуете послания, которые посылает вам совесть, и затем делаете правильный выбор.
Как работает ваша совесть
Определение совести может быть сложной задачей, потому что совесть невидима.Вы не можете его увидеть или потрогать, но вы можете почувствовать это в уме и теле. Ваша совесть знает все правила, которые вы узнали о добре и зле. Он знает, что вас учили об основных ценностях, таких как честность, ответственность и уважение.
Ваша совесть подобна сверхбыстрому компьютерному приложению, которое сравнивает то, что вы собираетесь делать, с вашими основными ценностями, чтобы помочь вам узнать, правильны ли ваши действия или нет.
Это похоже на то, как вы помещаете то, что хотите сказать или делаете, в «Анализатор совести 3000», и ваша совесть сравнивает то, что вы хотите, с тем, что вы знаете, что правильно и неправильно.Затем он сообщает вам ответ в вашем сердце и в вашем уме.

Давайте попробуем несколько сценариев и посмотрим, как определять совесть. (Или загрузите бесплатный рабочий лист с упражнениями Conscience 3000-s.
Сценарий 1
Представьте, что вы в магазине и там есть шоколадный батончик, который вам действительно очень нужен. У тебя нет денег, и твоя мама может сказать, что не купит их, но ты все равно очень этого хочешь. Вы тянетесь к нему и кладете в карман, чтобы никто не увидел.
Что вы почувствовали, когда представили это? Ваш разум сказал что-то вроде: «Это воровство. Нельзя брать вещи, не заплатив за них »? Или вы действительно чувствовали себя некомфортно и беспокоились о том, что будет (последствия), если вы возьмете конфету? Это твоя совесть!
Как бы вы могли определить совесть в этой ситуации? Ваша совесть — это мысль и чувство, которые помогают вам помнить, что воровство — это плохо.
Сценарий 2
Вы идете в продуктовый магазин с мамой, когда видите старика, идущего по тротуару.Он несет сумку с продуктами, и некоторые из них выпадают. Он, кажется, не замечает, что потерял вещи.
Что вы почувствовали, когда представили это? Ваш разум сказал что-то вроде: «Тебе следует взять предметы и передать ему»? Вы чувствовали себя хорошо в своем сердце от возможности помочь нуждающемуся? Это тоже твоя совесть!
В этой ситуации вы можете дать следующее определение: совесть помогает вам сделать правильный выбор, а также удерживает от неправильного выбора.Это ощущение, что ты делаешь правильно или неправильно.
Прочтите этот рассказ о совести.
Когда мальчик ускользает от своего геймплеера для секретной игры, он узнает: «О нет! У меня есть совесть! » Учите детей, что такое совесть, как делать выбор, которым они могут гордиться, и как прощать ошибки.
Загрузите бесплатный рабочий лист совести.