На санскрите веды: На каком языке составлены Веды? Читать о санскрите на сайте Ведического Центра

На каком языке составлены Веды? Читать о санскрите на сайте Ведического Центра

Автор: Валентин Даценко

На каком языке составлены Веды? На санскрите.

Санскрит – это совершенный язык совершенных Вед. Слово санскрит буквально означает «утонченная, возвышенная речь». Мы на собственном опыте убедились в удивительном соединении красоты и сложности санскрита. А также в поразительном сходстве санскрита с русским, украинским и другими языками, что вне всяких сомнений является веским доказательством того, что когда-то на территории земного шара существовал единый язык, единая нация, единая культура, о чем говорится в Ведах. На этих страницах нет смысла приводить бесконечные списки однокоренных санскритских и русских слов, чтобы не делать содержание слишком объемным. Эта информация доступна в Сети.

Санскритское слово самскрта состоит из двух: сам, как префикс, указывает на завершенность, полноту; и слова крта, что означает “сделанный”. Таким образом, санскрит – это то, что совершенно по своей природе, без изъянов.

Санскрит – это язык интеллектуальной элиты общества. Даже в далекие ведические времена существовала разница между языком, на котором разговаривали широкие массы (пракрит) и языком, на котором могли свободно общаться представители высших сословий общества (санскрит).

Санскрит – самый совершенный и идеальный язык, прародитель всех языков человечества. Вот на каком языке составлены Веды

Среди ученых запада существуют разные мнения в отношении санскрита. И это неудивительно. Ведь санскрит, а значит и Веды, известны западному миру на протяжении всего лишь нескольких последних веков. Когда же ученые поняли, на каком языке составлены Веды?

Санскрит был открыт для изучения западными учеными, начиная со второй половины 18 века во времена колонизации Индии Британской империей. Первопроходцем в изучении санскрита среди западных людей стал сэр Уильям Джонс.

Получив в подарок одно из ведических произведений, Ману-смрити, он не смог сдержаться, чтобы не выучить санскрит.

В 1791 году он сказал знаменитую фразу: «Независимо от того, насколько древен санскрит, он обладает удивительной структурой. Он более совершенен, чем греческий язык, более богат, чем латинский, и более изыскан, чем каждый из них. И в то же время он носит столь близкое сходство с этими двумя языками, как в корнях глаголов, так и в грамматических формах, что это вряд ли может быть случайностью. Это сходство так велико, что ни один филолог, который занялся бы исследованием этих языков, не смог бы не поверить тому, что они произошли из общего источника, которого уже не существует»

.

В основе письменности русского языка лежит кириллица, английского – латиница, санскрита – деванагари. Санскритское слово деванагари также состоит из двух частей: дева, что означает “божественный”, и нагари – “город”.

Ведические источники говорят о существовании жизни на других планетах. Высокоразвитые живые существа, которые населяют эти планеты, говорят на санскрите. Поэтому, если вы хотите научиться говорить с жителями высших планет – учите санскрит.

Санскрит – это не просто язык. Это прародитель всех языков, изначальный язык. У абсолютного знания, Вед, нет начала и нет конца. У санскрита, который является совершенной формой речи для передачи этого знания, также нет ни начала, ни конца. У лингвистов и историков нет веских аргументов чтобы опровергнуть эту истину.

Статья “Кто является автором Вед и когда они были написаны“.

Портал Центра ведической культуры | Санскрит – это русский язык


«Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: русский и санскрит. И не потому, что некоторые слова … похожи… Общие слова могут быть найдены в латыни, немецком, санскрите, персидском и русском языке… Удивляет то, что в двух наших языках схожи структура слова, стиль и синтаксис. Добавим еще большую схожесть правил грамматики. Это вызывает глубокое любопытство у всех, кто знаком с языкознанием…

«Когда я был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты 234 и сказали «dwesti tridsat chetire». В недоумении я не мог понять, стою ли я перед милой девушкой в Москве или нахожусь в Бенаресе или Уджайне где-то две тысячи лет назад. На санскрите 234 будет «dwishata tridasha chatwari». Возможно ли большее сходство? Вряд ли найдется еще два различных языка, сохранивших древнее наследие – столь близкое произношение – до наших дней.

ЕСЛИ БЫ МЕНЯ СПРОСИЛИ, КАКИЕ
ДВА ЯЗЫКА МИРА БОЛЕЕ ВСЕГО
ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА, Я ОТВЕТИЛ БЫ
БЕЗ ВСЯКИХ КОЛЕБАНИЙ:
РУССКИЙ И САНСКРИТ


«Мне довелось посетить деревню Качалово, около 25 км от Москвы, и быть приглашенным на обед в русскую крестьянскую семью. Пожилая женщина представила мне молодую чету, сказав по-русски “On moy seen i ona moya snokha” (Он – мой сын и она – моя сноха).

«Как бы я хотел, чтобы Панини, великий индийский грамматист, живший около 2600 лет назад, мог бы быть здесь со мной и слышать язык своего времени, столь чудесно сохраненный со всеми мельчайшими тонкостями!

«Русское слово seen (сын) – это son в английском и sooni в санскрите… Русское слово snokha – это санскритское snukha, которое может быть произнесено так же, как и в русском. Отношения между сыном и женой сына также описывается похожими словами двух языков…

«Вот другое русское выражение: To vash dom, etot nash dom (То – ваш дом, этот – наш дом). На санскрите: Tat vas dham, etat nas dham… Молодые языки индоевропейской группы, такие как английский, французский, немецкий и даже хинди, напрямую восходящий к санскриту, должны применять глагол is, без чего приведенное выше предложение не может существовать ни в одном из этих языков. Только русский и санскрит обходятся без глагола-связки is, оставаясь при этом совершенно верными и грамматически и идеоматически. Само слово is похоже на est в русском и asti санскрита. И даже более того, русское estestvo и санскритское astitva означают в обоих языках «существование»… Схожи не только синтаксис и порядок слов, сама выразительность и дух сохранены в этих языках в неизменном начальном виде…

«В европейских и индийских языках нет таких средств сохранения древних языковых систем, как в русском. Пришло время усилить изучение двух крупнейших ветвей индоевропейской семьи и открыть некоторые темные главы древней истории на благо всех народов».

Призыв этого ученого воодушевил немногих исследователей глубже проникнуть в древнюю связь Русского севера, прародины индоевропейцев, с современными культурами Европы и Азии.

Сравнительный словарь, а также видео по теме вы можете посмотреть на сайте источника  публикации

Эффект санскрита

Запоминание мантр — Ведическая традиция

В соответствии с Древней Ведической традицией метод обучения основывается на осознанном запоминании мантр. И писания говорят, что такое точное запоминание и чтение мантр усиливает память и мышление.

Доктор Хартцелл много лет занимался изучением и переводом санскрита, а так же увлекался изучением его воздействием на ум и память. Он заметил, что чем больше он изучал санскрит и занимался его переводом, тем лучше становилась его память, а мышление — более четким и глубоким. И это так же подтверждали ученики и преподаватели университета в котором он работал, отмечая его способность точно цитировать преподавателей и учеников, проводя с ними дискуссии на уроках и конференциях.

«Изучение санскрита развивает умственную деятельность, и некоторые западные школы вводят его изучение в образовательную программу»

Другие переводчики санскрита рассказывали доктору Хартцеллу подобные когнитивные перемены в их жизни. Поэтому со временем ему стало любопытно что на самом деле явилось причиной таких изменений в его способностях: на самом деле языковой «эффект санскрита» или какие-то другие причины, не связанные с санскритом.

Научное исследование влияния санскрита

Поступив на докторантуру по когнитивной нейробиологии в Университете Тренто (Италия) в 2011 году, Доктор Хартцелл начал научное изучение вопроса влияния мантр на интеллект человека. В частности изучался вопрос влияния интенсивной лингвистической тренировки памяти посредством запоминания санскритских мантр на физическую структуру мозга.

Для этой цели в Университет были приглашены опытные ведические пандиты из нескольких правительственных школ Индии в количестве 21-го пандита, которые профессионально изучают санскрит. Затем в Национальном исследовательском центре мозга провели с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) сканирование мозга пандитов и представителей контрольной группы, соответствующих возрасту, полу, профессиональной деятельности, знанию языков и некоторых других важных схожих параметров за исключением изучения санскрита и запоминания санскритских мантр.

« «Веданта-сутра» (4.22):«… материальное творение создается с помощью звука и звук служит средством освобождения от него.».  Поэтому приведя свою жизнь в гармонию на уровне звука, мы тем самым делаем её совершенной.»

То, что мы обнаружили при сканировании МРТ — рассказывает доктор Хартцелл —  было ошеломительным. Многочисленные области в коре головного мозга пандитов были значительно больше, чем у контрольной группы: более чем на 10 процентов серого вещества в обоих полушариях и значительное увеличение толщины коры головного мозга.

Но самое интересное заключалось в том, что правый гиппокамп пандитов — область мозга, играющая определяющую роль в силе короткой и долгосрочной памяти, в частности звуковой, пространственной и визуальной, — имела больше серого вещества, чем у контрольной группы, почти на 75 %.

Это связано с тем, что для точной декламации мантр требуется тщательное запоминание и воспроизведение звука. У пандитов также оказалось значительное утолщение областей правой височной доли коры головного мозга, которая связана с произношением точности звуков.

Скачать репортаж «Эффект санскрита»

(MP4 360 / 3:38 мин / 13,2 МБ )

На данный момент доктор задался вопросом: может ли запоминание мантр помочь победить разрушительную болезнь Альцгеймера и другие болезни, поражающие память. По всей видимости, аюрведические врачи из Индии предполагают, что это так, и в дальнейшем будут проведены исследования по этому вопросу, а также по санскриту.

Эффект санскрита в повседневной жизни

Термин «эффект санскрита» был придуман нейробиологом Джеймсом Хартцеллом, который исследовал мозг 21 пандита, профессионально изучивших санскрит. Его научные исследования показали, что запоминание ведических мантр способствует увеличению размера областей коры головного мозга, связанных с когнитивными функциями, включая кратковременную и долгосрочную память.

Хотя все знают о преимуществах практики осознанности и медитации, выводы доктора Хартцелла можно назвать настоящей сенсацией. В то время, как в мире сокращается продолжительность концентрации внимания, со всех сторон несутся огромные потоки информации, а у детей проявляются всевозможные синдромы дефицита внимания, древняя индийская мудрость может многому научить Запад.

Даже в небольших количествах ежедневное воспевание и декламация распространенных санскритских мантр, таких как маха-мантра или гаятри-мантра, может удивительным образом комплексно воздействовать на мозг человека.

Ещё по теме «Эффект санскрита»:

 

Kris.h.Nive по материалам
статьи на блоге  «Scientific Аmerican»

Vedic-Culture.in.ua

«Санскрит — не мертвый язык»

Переводчик Денис Дьяков о Ведах и связи санскрита и русского языка

Фото: из архива Дениса Дьякова

Многие люди в наши дни что-то слышали о Ведах — древних индийских писаниях. В России проводится множество семинаров по «самоосознанию» на основе этих текстов, продаются книги о законах кармы, реинкарнации, васту, астрологии, аюрведе и йоге. Но имеют ли все эти зачастую чисто коммерческие продукты что-то общее с тем самым древним знанием Вед, которое сохранилось в Индии? Что такое ведическая культура? Об этом в интервью «Реальному времени» рассказал писатель, переводчик с санскрита, путешественник и автор книг о ведической культуре Денис Дьяков.

«Коммунистические идеи во многом почерпнуты из Вед»

— Что такое ведическая культура?

— Сразу надо сказать, что люди, следовавшие в прошлом ведической культуре, планировали, куда отправятся дальше, какой будет их последующая жизнь. И в рамках одной этой культуры были разные пути. Опишу их, цитируя трактат «Чхандогья-упанишада» (один из изначальных ведических текстов). Первые два пути — светлый и темный. Светлый — деваяна, это путь к Богу, в духовный мир. В Ведах дается «методика», как можно достичь его с помощью духовных практик. В основном сюда включалось духовное подвижничество разных видов. Темный путь — питрияна. Интересы этих праведников были более материалистичными. Они стремились попасть за наслаждениями в райский мир, который, согласно Ведам, находится на Луне, в границах материальной вселенной.

Есть также третий путь, он упоминается в «Веданте» и называется «трития». По нему следуют люди, которые не занимаются никакими духовными практиками и не имеют высоких принципов. В общем-то, трития — это наш современный мир, то есть обычная материальная жизнь, какую мы привыкли наблюдать вокруг себя, без особых духовных устремлений. В ведической культуре представители тритии считались людьми низкого сорта, это мелочные живые существа, вновь и вновь приходящие в этот скорбный мир или даже падающие ниже, в адские миры, чтобы отстрадать за совершенные ими поступки.

— А как должно быть устроено общество согласно ведической культуре? Какое отношение к этому имеет кастовая система, остатки которой можно наблюдать сегодня в современной Индии?

— Принято считать, что кастовая система — это пережиток прошлого, когда существовало неравенство. Однако то, что мы последние века наблюдаем под видом кастовой системы, на самом деле деградировавшая ведическая система устройства общества, которая на санскрите называется варнашрамой. Люди естественно делятся на четыре уклада жизни: учителя, которых называли брахманами, правители (кшатрии), есть бизнес-класс, предприниматели (вайшьи), и есть простые рабочие (шудры).

Эти четыре класса были и будут. Просто ведическая культура отличалась тем, что все члены общества имели высшую цель. В советское время считалось, что любой труд — это почетно, советские коммунистические идеи, к слову, во многом были почерпнуты из Вед, в то время каждого уважали просто за то, что он хорошо выполняет свой долг — неважно, рабочий он или руководитель страны. Таким образом, варнашрама-дхарма все гармонизировала и ставила на свои места.

Сейчас имитировать ее сложно, потому что все смешалось, но какие-то полезные вещи оттуда можно почерпнуть и применить к жизни. Нужно просто занять свое материальное тело в согласии со своей природой, делать то, что ты любишь, и не делать то, на что ты не способен от рождения, даже если это сулит тебе высокий доход или положение.

— А что относительно женщин?

— Для женщин в ведическом обществе были отдельные предписания — стри-дхарма. Они исполняли свои женские роли — дочь, жена, мать, и всегда были под защитой отца или супруга. Женщины почитались за их целомудрие, верность и преданность семье. Такие же принципы мы можем найти в христианской и мусульманской культурах. Феминизм, понятно, ведическая культура не приемлет.

Однако здесь нужно быть осторожными. Далеко не все правила ведической культуры применимы сегодня. Например, в Индии сохранились свидетельства того, что некоторые были настолько преданы мужу, что входили в погребальный костер, если муж умирал раньше. Сегодня этого никому не стоит рекомендовать, хотя раньше такой поступок считался возвышенным.

«Вышень» и «Крышень»

— Как много людей в настоящее время пытаются следовать ведической культуре, изучать ее?

— Ответ содержится в известном писании «Бхагавад-Гита»: «В этом мире из тысяч людей, может быть, один стремится познать истину, а из тысяч стремящихся едва ли один познал». В современной России интерес к ведической культуре зародился в 90-е годы, когда жить стало трудно, не было никакой перспективы для материальных наслаждений, и люди искали альтернативные пути, задавались вопросами о смысле жизни. С тех пор было несколько волн возрастающего и стихающего интереса. Но больше всего последователей ведической культуры, конечно, можно видеть в Индии, которая на санскрите называется Карма-кшетрой, или Бхарата-варшей, землей религии и преданности.

Если же говорить о том, почему ведическое знание привлекает людей за пределами Индии, то, я думаю, дело в том, что сегодня человек получает много информации, но так и не понимает, в чем предназначение человеческой жизни. В Ведах говорится, что если кто-то занимается деятельностью, связанной лишь с телесной концепцией жизни (еда, сон, общение с противоположным полом, защита), то он ничем не лучше животного. Ведическая же культура дает понять, что мы — не это тело, что мы на самом деле вечная искорка Бога.

— Вы сказали про Индию, что это земля религии и преданности, но ведь в этой стране большое смешение разных знаний и культур. Как понять, какие из них авторитетны?

— В Индии есть современное понятие — хинду, так называемый индуизм, в котором чего только не намешано, разные религиозные традиции. Чтобы сориентироваться в этом многообразии, нужно найти учителя в сильной духовной традиции. Такой принцип на санскрите называется «парампара», и он описан в «Бхагавад-Гите», где говорится, что духовное знание передается по цепи от учителя к ученику. Это нисходящий способ познания.

В знаменитом древнем эпосе Индии «Махабхарата» есть такой эпизод, который может стать хорошей иллюстрацией. Император Махараджа Юдхиштхира обратился к старейшине Бхишме: «Не могли бы вы рассказать о религиозных принципах, о ведической культуре». И Бхишма посвящал его в разные науки много дней, получилась огромная книга. В конце концов Юдхиштхира попросил его объяснить суть всего, дать универсальную дхарму, священную практику, исполнение которой принесет благо каждому. Тогда Бхишма сказал: «Сутью всего является учение вайшнавов, что переводится как «знание о Всевышнем».

В конечном счете вся культура Вед предназначена для того, чтобы понять Всевышнего. Веды находят совершенное отражение в «Веданте». А суть «Веданты» — это знание о Боге, о душе, об отношениях души с Богом, о вечных принципах. Бхишма сказал, что самый лучший метод, который решит все проблемы, поможет освободиться от всех врагов и принесет полное благоденствие, — это славить Бога. И он дал тысячу имен Бога — «Вишну сахасра-наму», которые нужно повторять. В других религиях тоже присутствует нечто подобное, все обращаются именно к имени Бога.

— Но к имени какого Бога? Ведь известно, что в ведической культуре много богов, полубогов.

— Я сказал «Всевышний», на санскрите это «Вишну», в русских Ведах есть имя Вышень. Последователи сознания Кришны поклоняются Кришне, их называют кришнаитами, в русских Ведах это Крышень, который прикрывает нас сверху, дает, опекает. Проще говоря, есть единый Бог, это не один из земных богов, а единый верховный Господь, который над всеми. Его можно назвать по-разному, на самом деле все имена — это его имена.

«Язык — колесница для ума»

— Зачем изучать санскрит, ведь это уже неживой язык, который мало используют?

— Санскрит не мертвый язык, на нем до сих пор говорят в Индии. Веды объясняют, чем хорош санскрит. Дается такое сравнение: язык — это колесница для ума. То есть ум путешествует по миру, чтобы собрать какие-то истины, и чем лучше у него колесница, тем быстрее человек может достичь пределов, высот. Говорится, что санскрит — это идеальная колесница, потому что она доносит идеи очень глубоко и совершенно. В санскрите заложена определенная мощная сила, говорят, что это язык, на котором говорит душа. Поэтому рекомендуется, даже если ты не очень понимаешь, все равно воспевать изначальные стихи на санскрите.

— Между санскритом и русским языком действительно существует связь?

— Да, связи есть, потому что большая часть России относится к Востоку и русским людям близка восточная душевность. Это отмечают многие путешественники, которые ездят по всему миру. Даже на уровне государств между Россией и Индией всегда были прекрасные отношения.

И русский язык имеет много общего с санскритом. Я могу вам привести такой пример: русские цифры от 1 до 10 на 80% совпадают с санскритскими. Один — ади, два — двини, три — трини, четыре — чатур, пять — панча, шесть — шат, семь — сапта, восемь не совпадает — ашта, девять не совпадает — нава, даша — десять. Случайно такого быть не может, здесь прослеживается явное родство, поскольку санскрит и русский относятся к одной языковой группе.

Наталия Федорова, фото из архива Дениса Дьякова

Справка

Денис Дьяков (Гададхара Пандит дас) — писатель и путешественник, автор ряда переводов санскритских текстов вайшнавской и ведической традиции, публиковавшихся как в России, так и в Индии. Более 20 лет изучает литературное и культурное наследие Индии. Многие годы жил в знаменитых святых местах Индии, освоил санскрит под руководством известных учителей, за свои переводы удостоен в Южной Индии почетного звания — пандит, то есть сведущего в писаниях санскритолога.

ОбществоКультура

санскрит

в рубрике «Шастры и духовные писания»

Смотри также страницу в Wikipedia: Санскрит

Что несет ведическая культура. О причинах возникновения различных религиозных течений и конфликтов. Общее в санскрите и в русском и украинском языках. Этимология и семантика общих слов. Слово «Веды». Корень «риг», происхождение названия города Кривой Рог. Слова «шлока», «вача», «варная». Слова «сат», «чит», «майя», «джива» в русском языке. Имена «Бхагаван», «Кришна» — как сохранились в языках. Имя Рама. Имя Вишну. Имена Радха, Хладини. Имя Хари. Слова «гопал», «го», «тур», «вриш». Происхождение слов «украинцы», «Украина» и названий украинских областей. Шива-Велес у славян, атрибуты Шивы и Вишну в культуре Украины. Шастры в ведической культуре и культуре древних славян. Деление на сословия. О Варнашраме. Культура на нашей территории, её связь с культурой Индостана. Греческие историки о скифах. Культура скифов. Города скифов. Выводы о Скифии. Сравнение культуры Бхарата Варши и западной. Культура славян. Схожесть славян со скифами, киммерийцами, гунами, сарматами, их общая принадлежность к Бхарата Варше. Об украинских фамилиях, славянских именах. Календарь древних славян.

Удовлеворение Кришны – единственный критерий оценки характера любого действия. Помощь на пути. Эпизод из Дварака-лилы. Гундича-марджан: избавление от грубых и тонких желаний.

История вед и санскрита. Система ведических писаний. Шесть школ ведической философии. Шкала времени в ведической философии. Сатья юга. Трета юга. Двапара юга. Кали юга. Три периода каждой юги — Санкхьи. Следы ведической культуры в произведениях древности. Пять уровней сознания — Панча Кроша. Анумая. Пранамайя. Манамайа. Вигьянамайа. Анандамайа. Пять ступеней очищения от вожделения. Карма-ками. Сиддхи-ками. Бхукти-ками. Мукти-ками. Бхакти — йога. Пять видов человеческой деятельности — Панча-дхарма. Адхарма. Асура-дхарма. Чала-дхарма. Упа-дхарма. Варнашрама-Дхарма. Уровни восприятия знания. Шабда. Пратьякша. Современные открытия ученых это всего лишь утраченные знания вед. Три вида страданий. Адхьятмика. Адхибхаутика. Адхидайвика. Ведические предсказания, описанные в Бхавишья Пуране. Приход Господа Будды. Приход Иисуса Христа. Приход Шивы. Приход Магомета. Приход Шри Чайтаньи Махапрабху. Приход Бхакти Веданты. Другие мелкие предсказания. Каким образом происходит уничтожение ведических корней? Сходства руского языка и санскрита. Деградация речи.

Типы языка санскрита. Пракрита. Ваймаса, санскрит. Арийская цивилизация. Анартхи. Гнев. Как работаю мантры. Перевод защитной мантры. Мантра физической защиты. Кали-юга. Ядерное оружие. Мантры на тело и на чакры.

Обзор изучения язычества древних славян. Веды и открытие культуры индоевропейцев. Индославы. Русский и санскрит. Санскрит а географических названиях. Три главных слова. Единобожие и многобожие в Ведах. Санскрит в именах славянских богов. Санскрит в именах духов стихий. Древнейшая история славян. Высокие технологии и сверхоружие в древности. «Смутное тысячелетие» и этапы расселения славян. Запись Вед. Экспедиции в Гималаи. Ведические предсказания. Арктическая Прародина в Ведах. Происхождение Руси. Единобожие и эволюция поклонения славян. Вишну и Кришна в культуре славян. Эпоха Родославия. Фаллические культы древней Руси. Перун — покровитель княжеской дружины. Многобожие и приход Христианства. Ключи к народным русским сказкам. Мудры и мантры у славян. Традиционный костюм как оберег.

Веды – изначальное знание. Откуда взялись Ведические тексты? Четыре веды. Риг веда. Сама Веда. Яджур Веда. Атхарва Веда. Открытия современных ученых давно описаны в Ведах. Веды — практические знания. Скрытое могущество Вед. Пураны в благости страсти и невежестве. Сутры. Ведическая шкала времени. Маха кальпа. Сатья юга — золотая эпоха. Третта юга — серебряная эпоха. Двапара юга — медная эпоха. Кали юга — железная эпоха. Подтверждения в древних писаниях. Древне-греческие источники. Предания индейцев. Скандинавские саги. Астрономические записи. Подтверждения из Библии. Общество кали юги. История Сиддхартха Гаутамы. История Иша путры. Уровни сознания. 1 уровень — аномая. 2 уровень — пранамая. 3 уровень — маномая. 4 уровень — вигьянамая. 5 уровень — анандамая. Разное восприятие

Уход Махапрабху: достоверность различных версий. Баланс интеллекта и любви. Ииисус в Кашмире. Родство санскрита и индоевропейских языков. Древнейшая история Индии и мира. Южный транзит и северный транзит Солнца: возвращение на землю и окончательное прощание с землёй. Доказательства того, что Хари пребывает по ту сторону Брахмана. Необходимость иметь подлинное представления о природе реальности.

Так говорили брахманы — Санкт-Петербургский государственный университет

Андрей Всеволодович, сейчас многим кажется, что Россия и Индия — бесконечно далекие друг от друга культуры. А как на самом деле?

Я помню, у Степана Сулакшина, российского политического деятеля, была такая программа: он построил на основании двенадцати выделенных параметров (например, роль религии, роль семьи, дружбы и других ценностей) диаграммы менталитетов многих стран. Выяснилось, что мы страшно далеки и от североамериканцев, и от протестантских европейцев, и от китайцев. А вот индийцы оказались самыми близкими. Еще близкими оказались персы.

Как это сходство можно объяснить? Можно ли говорить о некой преемственности?

Конечно, в области фольклора и этнографии подобное есть. Например, индийский праздник Холи, на котором друг друга обсыпают краской, сильно напоминает знающему человеку нашу Масленицу и, более того, восходит к тому же. Там и колесо наверх ставят — это один из символов Масленицы. Смыслы все переменились, но это точно так. Или другой пример. В Индии, в Раджастхане, делают хохломские игрушки — просто не отличишь. Хотя совершенно ясно, что никто ни от кого не заимствовал, просто такие игрушки там производят не одну тысячу лет.

Пример из генетики. Высококастовые индийцы, мужчины, — носители маркера Р1а1, который у нас, у русских мужчин, представлен очень широко. Это основание говорить, что мы арийцы, как и они. R1а1 — это маркер в Y-хромосоме, который не кодирует никаких белков, просто сидит в качестве идентификатора. Так вот, восточные славяне, северные индийцы, некоторые иранцы — родственные.

И есть старая общность языков. Русский родствен древнеиндийскому, то есть санскриту, эти языки ближе друг к другу, чем русский к латинскому или древнегреческому.

Какое место санскрит занимает в системе языков?

Есть так называемая ностратическая гипотеза (от латинского noster — «наш»), которую развивали Владислав Маркович Илли-Свитыч и другие лингвисты. Согласно ей, 10–15 тысяч лет назад, как раз когда закончилась последняя ледниковая эпоха, была общность языков, в которую входили все индоевропейские языки, а также семитские, уральские, алтайские, тюркские и другие. Для примера: в первом лице единственного числа во всех этих языках есть звук «м», «мой». Естественный дрейф лексики, не говоря уж о грамматике, мало что оставил, — как гены дрейфуют, так и лексика дрейфует. Но индоевропейские языки общепризнанно являются группой, они стали расходиться примерно 5–6 тысяч лет назад. Полтораста лет назад рисовали языковое древо, в котором сначала разошлись группы «сатем» (от авестийского «сто») и «кентум» (от латинского «сто»), затем группы по другим признакам. Потом выяснилось, что это не совсем так, и есть многомерная таблица соответствий. Тем не менее, учитывая эту таблицу, можно сказать, что славянские языки ближе к индоарийским, чем германские, романские, греческие, тохарские и другие группы. Индоарийские языки делятся на индийские, иранские и дардские, это языки малочисленных горцев в Гиндукуше.

А в южной Индии языки не родственные — например, дравидийские: тамильский, малаялам, каннада, телугу — четыре главных многомиллионных языка. В них только благодаря культурному влиянию заметное количество заимствований из санскрита, но сами языки совершенно иного склада.

Современные индийские языки — хинди, бенгальский — отошли от санскрита даже больше, чем французский от латинского. Сравнение я выбрал недаром, потому что во французском слова, восходящие к латинскому, неузнаваемы, они сильно переразложились. Кроме того, во французском полно так называемых «ученых слов», заимствованных из латинского в силу социокультурной истории. С хинди или бенгальским точно так же. На языках под общим названием хиндустани говорили на базаре или сочиняли стихи, но никаких законов и философии не было. Потом появилась необходимость, и стали заимствовать: если это индуистская культурная среда, то из санскрита, а если мусульманская (тогда этот язык называется урду), то из арабского или персидского.

Термины родства в санскрите и русском

mātar — мать

bhrātar — брат

svasar — сестра

sūnu — сын

duhitar — дочь

jani, jāni — жена

vidhavā — вдова

devar — деверь

Как можно проиллюстрировать сходство русского и санскрита?

Русский язык грамматически архаичен: у нас не распалась падежная система, правда, заметная утрата в глагольной системе — нет ни аориста (формы глагола прошедшего времени совершенного вида. — Ред.), ни имперфекта (формы глагола прошедшего времени несовершенного вида. — Ред.). А, например, в болгарском все это есть, зато падежей нет. В силу архаичности можно увидеть сходства с санскритом даже в окончаниях. Допустим, окончание «ти» глагола третьего лица единственного числа в санскрите соответствует русскому окончанию «т», «что делает», и украинскому «ть» во втором спряжении, «вин ходить». Термины родства у нас тоже близкие. Скажем, деверь на санскрите будет «дэвар», мать — «матар», «сын» — «суну». Санскритский корень «пач» соответствует русскому «печь», хотя означает не печь, а варить, но все равно готовить. «Мясо» — «мамса», «месяц» — «мааса». Многие соответствия приведены в «Грамматическом очерке санскрита» А. А. Зализняка.

Русскому человеку овладеть санскритом благодаря этому проще, чем англосаксу, потому что англосаксы в панике от длинных слов и богатства словоизменения. Вообще научиться говорить на английском или французском гораздо сложнее, чем на санскрите, в плане произношения. Артикуляционная база в санскрите не сложна — нужно только научиться говорить придыхательные (тха-, бха-) и «пыльные», так называемые церебральные звуки «ш».

Сколько в русском языке и санскрите общих корней?

Наверное, процентов пятнадцать общих корней есть. В санскрите все корни односложные, и в древних грамматиках приводятся списки примерно из двух тысяч корней. Из них изрядная часть не встречается нигде, кроме грамматик, потому что это редкие слова или жаргонизмы. Например, для слова со значением «идти» в санскритских грамматиках найдется штук пятнадцать корней, которые нигде не встречаются, кроме этих списков. Главный корень в русском слове «идти» — индоевропейский «и»: как по-латыни «i» значит просто «иди, ступай», так и на санскрите это корень «и».

Еще заметная часть неприличных слов у нас с санскритом — общая. С неприличными словами такой смешной казус. Если вдруг обычное слово становится подозрительно созвучным с неприличным, то оно вымирает, а с неприличным ничего не делается — живет себе и живет.

Что еще у нас с санскритом общего?

Если владеешь санскритом, то можешь выбрать себе такой слог, что будешь писать и говорить примерно так же, как по-русски. С двумя исключениями. Во-первых, на санскрите предложение завершается глаголом, то есть «человек на диване спит», а по-русски все-таки «человек спит на диване». Во-вторых, в именных предложениях мы сперва говорим подлежащее, потом сказуемое, допустим, «стол — это мебель» или «Иван — дурак». На санскрите наоборот, то есть «дурак Иван», и это не выразительное построение фразы, как по-русски, а нормальное. Остальное совпадает: прилагательное ставится перед существительным, в отличие от романских языков.

При этом санскрит предоставляет автору куда большую вариативность и свободу, чем русский язык. И он синтаксически «помускулистее» — по-русски мы будем чувствовать перенапряжение синтаксиса. Например, на санскрите можно сказать: «Человек что-то кому-то с кем-то там-то зачем-то делает» — и будет полный порядок. А нам хочется чем-то разбавить, правда? Хотя даже тут у нас есть сходство с санскритом: мы с легкостью задаем множественный вопрос: «Кто, когда, с кем, что, зачем сделал?» На большинстве европейских языков это абсолютно невозможно.

В санскрите есть результатив — это описание состояния, возникшего в результате действия. Например, «он выпимши». В этом отношении русская языковая картина мира ближе к санскритской, чем к европейской, потому что у нас есть глагольные виды.

Глаголы в санскрите и русском

ad — есть (ср. едим)

as — быть (asti = есть, santi = суть)

i — идти

iṣ — желать, искать (ichati = ищет)

dā — давать

grabh, grah — хватать (ср. грабить)

jīv — жить (jīvati = живёт)

tras — бояться, дрожать (ср. трястись, трус)

рас — варить

plu — плыть

vart (vṛt) — вертеть

budh — бодрствовать, замечать (ср. бдеть, будить)

ru — кричать, реветь (гavati = ревёт)

vid — знать, ведать

smi — улыбаться (ср. смеяться)

lubh — вожделеть (ср. любить)

mar (mṛ) — умирать (ср. мрут)

А сохранились какие-нибудь индоевропейские образы в устойчивых словесных формулах? Крылатые фразы, метафоры, пословицы, поговорки?

Поскольку санскрит — изначально элитарный, жреческий язык, то экземпляров народного творчества, а именно пословиц и поговорок, почти нет, в отличие от любого языка, который стал литературным из общенародного. А метафор — сколько угодно. Обычно формулы устроены так: они составляют восемь слогов, это четверть самого распространенного стихотворного размера на санскрите, называемого ануштубх. На русском его часто называют шлока, но шлока — это просто строфа. На санскрите говорить и писать шлоками так же просто, как прозой, это очень вариативный размер. И отдельные элементы образов сохранились. Например, тем, кто интересуется индийской философией, известно сравнение змеи и веревки из произведений философов Веданты: мы обманываемся, считая мир реальным, но то, что мы воспринимаем как мир, есть некоторое онтологическое заблуждение, это не мир, а мы сами. Это поясняется так, что мы видим змею, а на самом деле это веревка. Так вот, это часть индийской поговорки, которая соответствует чему-то вроде «обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду» или «пуганая ворона куста боится». То есть, будучи укушен змеей, боишься и веревки.

Но чаще соответствующая образность упаковывается в сложные слова. На санскрите чрезвычайно просто создавать многокомпонентные (из двух, трех, да хоть пятнадцати компонентов) слова и выражать ими смысл. В этом отношении санскрит оставил далеко позади и немецкий язык, например, философский язык Хайдеггера, и греческий. Например, название иронической древнегреческой поэмы в одно слово «Батрахомиомахия» можно перевести на русский только как «Война мышей и лягушек».

На санскрите присоединение либо не присоединение прилагательных к существительному выражает нюансы большей или меньшей известности для говорящего или адресата. Допустим, мы заходим в больничную палату и видим там человека — толстого, лысого, морщинистого и старого. Если я точно знаю, что он стар и лыс, но не знаю, толст ли он (я видел только его фотографию), то тогда «лысый» и «старый» для меня более известны, а остальные характеристики новые. В этом случае на санскрите я бы сказал «толстый», оформив это отдельным прилагательным с окончанием, а «старый» и «лысый» приклеил бы к слову «человек», потому что это уже известно: «толстый старолысочеловек». Это более тонкие вещи, чем то, что можно выразить с помощью артикля в европейских языках.

Как формировался санскрит?

Оформление речи древнеиндийских брахманов в санскрит — это инженерная задача, решенная чуть больше 2000 лет назад. Индийские лингвисты, в частности, классик Панини, разложили язык на элементарные составляющие — на служебные и корневые морфемы. Предложили более 4000 правил, все эти правила — суть команды сборки. На входе у нас список корней и суффиксов, причем с добавочными звуками, которые означают, как присоединение этих суффиксов влияет на схему ударений или форму гласного в корне. «Языковой компьютер» все это обрабатывает, добавляет окончания. И санскрит — это то, что получается на выходе грамматики Панини. Кстати, огромная распространенность в Индии программистов, несомненно, объясняется тем, что у них в «культурные мозги» брахманов вшито программистское мышление, а не теоретическое.

Знаете ли вы, что слова «гуру» и «гравитация» — родственные? На санскрите gurú означает «тяжелый, веский», gravis на латыни имеет похожее значение, а русский язык позаимствовал латинский корень для образования термина «гравитация».

Санскрит в этом отношении даже нельзя назвать языком — это семиотическая среда любых высших проявлений индийской цивилизации вообще. Поэтому этот язык избыточен. Допустим, для «воды» там найдется слов двадцать, для «любви» тоже, для «солнца» вместе со всякими описательными выражениями — многие десятки слов. Это куда больше, чем нужно даже для высококультурных нужд. В качестве примера — слово «тело». Какие в русском языке есть синонимы? Разве что «организм». Маловато. А там, например, есть «шарира» — это тело, которое может быть как живым, так и мертвым: оно может мыслиться отделенным от психики и души. Поэтому другое значение слова «шарира» — мощи. Для «трупа» есть другое слово — «кунапа». Есть «кая» — это тоже «тело», но оно мертвым не бывает в принципе, это скорее «организм». Есть «гатра» — это тоже тело, но больше в атлетическом смысле, мускулистое тело. Есть «вапус» — это «тело» как эстетико-эротический объект. Есть «анга» — это «конечность», имеется в виду, что все тело целиком — это какая-то конечность личности, а другое значение слова «анга» — руки и ноги, то есть конечности.

Чем выделяется санскрит в сравнении с другими языками?

Арабский синтаксис, например, сильно уступает мощи санскритского синтаксиса. На санскрите нетрудно написать предложение, которое будет посложнее предложения Цицерона или Канта. Кстати, эта черта очень мощно стимулирует развитие языкового интеллекта — ты можешь удерживать в оперативной памяти фразу на полстраницы. Сейчас происходит ощутимая деградация языкового мышления, например, в английском, — оно скукоживается. Говорить длинными, ритмически выверенными предложениями почти все разучились.

С другой стороны, пространственный интеллект у индийцев хуже, чем у европейцев. Допустим, в дагестанском есть такие падежи, что говорят, будто этот язык создан для использования геодезистами: можно очень точно описать местоположение или геометрию. На санскрите это так тяжело!

Что касается времени, изначально склейка временного и пространственного у нас и у индийцев противоположная. Мы идем во времени вперед: будущее впереди, а прошлое позади. У индийцев наоборот: прошлое уже было, и я его вижу, а будущего я не вижу, поэтому я пячусь.

На санскрите написаны древнеиндийские священные тексты — веды?

На ведийском языке и санскрите. Трудно без оговорок говорить, что они написаны. В индологии господствует убеждение, что они изначально устные, но я не сторонник такого мнения. Конечно, некоторая часть этого корпуса, а именно литургическая, стихотворная и жертвенно-формульная (эта часть называется «самхиты», то есть «собрание» в переводе), могла передаваться изустно. Более того, брахманам было бы не по нраву, если бы кто-то недопущенный с текстами ознакомился, — даже уголовные наказания за это предусматривались. Поэтому Ригведа передавалась изустно больше тысячи лет — в ней 1028 гимнов, которые не имеют разночтений ни в одном звуке и ни в одном ударении. Помимо литургических текстов, есть тексты обслуживающие, прозаические, которые объясняют смысл («брахманы»). По количеству печатных знаков этой литературы значительно больше, чем дошло до нас на древнегреческом от античной цивилизации. И считать, что это все передавалось устно, — слишком сильное допущение.

Время в санскрите и русском

Dina — день

Nakta — ночь

Vasanta — весна

Hemanta — зима

С какой целью древнеиндийские веды были составлены?

Первое и самое главное назначение — обслуживание ритуалов. Это могут быть ритуалы, например, для восшествия на царство или ритуалы, связанные с жизненным циклом, — женитьба, похороны, родины. Может быть общеобязательная литература для глав семейств — например, по утрам им нужно совершать «агнихотру», поклонение огню.

Самый первый сборник — это Ригведа, гимны богам. К гимнам прилагается второй сборник — Самаведа, где описан способ их пения и даны соответствующие нотации. Эта «веда напевов» — возможно, древнейшая певческая традиция человечества, сохранившаяся до сих пор. Третий сборник — Яджурведа, веда жертвенных формул. Допустим, на жертвенной площадке мы совершаем символический акт и в нужный момент что-то приговариваем — это и есть формулы. Последняя веда, добавленная позже, — Атхарваведа, книга заговоров, в ней описаны магические обряды, связанные с лечением болезней, с любовной магией, с вредоносной магией.

В Ригведе у каждого гимна указано авторство — так называемые риши, древние вдохновенные провидцы, «узрели» гимны в особом состоянии духа и, обладая поэтическим даром, передали их нам. В Индии брахманы учат их наизусть до сих пор. Существует непрерывная традиция — например, нынешние брахманы-намбудири в Керале полагают, что выполняют ритуалы так, как это делали их предшественники 3000 лет назад.

Сейчас очень популярным стало все «ведическое»: ведическое питание, ведическая семья, ведическая женщина. Как разобраться, где веды, а где чепуха?

Это пошло не вообще из современности — это словоупотребление кришнаитов, организации ИСККОН и других, которые восходят к деятельности Свами Прабхупады. Прародитель этого движения в Индии — религиозный реформатор Чайтанья, XVI век. Его последователи уже в Индии старались чем-то восполнить свое, так сказать, недостаточное благородство. Это направление религии не брахманское, не ортодоксальное, — там другие обряды, другие литургические тексты, другие божества. Они говорят, что все это «ведическое», но это некоторый вариант сравнительно недавнего индуизма или вариант индийской квазитрадиционности.

В ведийские времена мясо ели еще как!

Все «ведическое» стоит воспринимать настороженно, тем более что слово «ведический» — дилетантское, обычно индологи говорят «ведийский». «Ведический» — это марка направления, себя продвигающего. Люди ловятся на единое стилевое предложение. «Ведическое питание» — скорее всего, просто вариант индийского вегетарианства у кришнаитов. В ведийские времена мясо ели еще как! Другое дело, что не ели коров, потому что коровы дают молоко. «Ведическая женщина» — это вообще курам на смех. Предлагают индийский вариант домостроя, хоть и лучше нашего.

Мы говорили в основном о сходствах, а что сильно отличает нас от индийцев?

Нас отличает отсутствие и неприятие кастового духа, потому что это против нашего стремления к общечеловеческой справедливости. В русских оно заложено, встроено. В Индии большинство высококастовых в самом деле может относиться к низкокастовым как к недолюдям. Это не по-нашему. Вот английское общество — времен Британской империи и современное — тоже кастовое, поэтому тут индийцы и англичане друг друга поняли. А мы совсем другие.

Словарь санскритских терминов — ВЕД-ВЬЯ

А-АНГ  АНД-АСУ  АТМ-АЯ  Б-БРИ   БУД-БХУ   В-ВАЮ   ВЕГ-ВЬЯ   Г-ГАЯ   ГОВ-ГХР   Д-ДРЕ   ДРИ-ДЭВ   И  Й   К-КАШ   КЕН-КШУ   Л  М-МАЯ   МЕД-МУХ   Н   О   П-ПИЧ   ПРА-ПУШ   Р-РАМ   РАН-РУД   С-САХ   СВА-СУР   Т   У   Х   Ч   Ш-ШЕШ   ШИВ-ШУН   Э   Ю   Я

Вега (Vega) — частота пульса

Веда (Veda) — знание

Ведана (Vedana) — осязание

Веданта (Vedanta) — одна из шести систем индийской философии

Веды (Veda) — священные писания индуизма, составленные до 5000 до Н.Э., открытые мудрецами и отражающие знания всей вселенной. Существует четыре веды: Риг веда, Яджур веда, Сама веда, Атхарва веда.

Вепатху (Vepathu) — болезнь Паркинсона или тремор

Виваха (Vivaha) — супружество

Вивека (Viveka) — способность к различению, дающая человеку возможность отличить реальное от нереального, истинную радость от мимолетного удовольствия, вечное от преходящего.

Виджая (Vijaya) — победа, завоевание

Виджняна (Vijnana) — интуитивные возможности ума; знания, мудрость; важное знание, высшее понимание

Виджняна Бхикшу (Vijnana Bhikshu) — комментатор текста Патанджали, написавший Йогасара Санграха

Виджнянамая Коша (Vijnanamaya Kosha) — астральная или духовная (психическая) оболочка или тело

Виджняна Сиддхи (Vijnana Siddhi) — знание будущего

Видйа (Vidya) – знание, образование

Видрадхи (Vidradhi) — гнойное воспаление, фурункул

Видура (Vidura) — великий преданный Кришны, министр Дхритараштры — царя Кауравов.

Видхи (Vidhi) — имя богини Судьбы; способ, манера, правило, закон; почитатель, служитель

Викальпа (Vikalpa) — воображение, фантазия, необоснованная вера

Викара (Vikara) — боль

Викаси (Vikasi) — способный расширяться, экспансивный

Викрити (Vikriti) — приобретенная конституция, отклонение от природы, развитие болезни; текущее состояние организма

Викрия (Vikriya) — изменение, модификация, перемена; волнение, возбуждение, смущение

Викшепа (Vikshepa) — отвлечение ума

Викшипта (Vikshipta) — колеблющееся состояние ума

Вилома (Viloma) — обратный, противоположный, обратный; произведенный в обратном порядке

Вилома пранаяма (Viloma pranayama) — техника прерывания природного течения вдоха или выдоха: вдох или выдох не один продолжающийся процесс, а разделенный несколькими паузами

Вимшоттари Даша (Vimshottari Dasha) – в Джйотиш, наиболее распространенная астрологическая система периодов, использующая цикл в 120 лет.

Вина (Vina) — вид музыкального инструмента, напоминающего лютню

Винаяка (Vinayaka) — одно из имен Ганеши, буквально «устраняющий препятствия»

Випарита Раджайога (Viparita Rajayoga) — в Джйотиш благоприятная комбинация, вознмкающая при положении любого из управителей 6-го, 8-го или 12-го домов в любом из этих домов, кроме своего собственного.

Вира (Vira) — герой, отважный

Вирабхадра (Virabhadra) — существо, сотворенное Шивой, чтобы растроить обряд жертвоприношения Дакши. Позднее в земном мире Вирабхадра превратился в жар и лихорадку.

Вирама сандхи (Virama sandhi) — конечная точка астрологического знака

Вирасана (Virasana) — асана «поза героя»

Виречана (Virechana) — в Аюрведе искусственное вызванное послабление кишечника

Виречана насья (Virechana nasya) — в Аюрведе изгоняющее орошение носа

Виродаргала (Virodargala) — преграда

Виродка (Virodka) — совместимость препаратов

Вирья (Virya) — смелость, сильная воля, энергия

Висайа (Visaya) — объекты чувственного восприятия

Висарпа (Visarpa) — герпес, пузырьковое высыпание на теле

Виспхота (Visphota) — опоясывающий лишай, герпес

Витарага (Vitaraga) — человек, у которого отсутствуют желания и страсти

Вичара (Vichara) — размышление; исследование собственной природы

Вичарчика (Vicharchika) — экзема

Виччхеда (Vichchheda) — остановка, перерыв

Виччхинна (Vichchhinna) — рассеянный

Вишакха (Vishakha) — шестнадцатая из 27 лунных накшатр, в переводе — Разветвленная, планета управитель Юпитер

Вишва (Vishva) — пульс

Вишвамитра (Vishvamitra) — риши, соперник Васиштхи, отец Шакунталы.

Вишварупа (Vishvarupa) — сын небесного зодчего Тваштара и его жены Рачаны

Вишвачи (Vishvachi) — апсара, красота которой околдовала юнного Венеру.

Вишну (Vishnu) — один из космической тримурти (Брахма, Вишну, Шива), хранитель вселенной. В суровые для праведности имена воплощается на Земле в виде своей аватары и восстанавливает мировой порядок.

Вишуддха (Vishuddha) — пятая горловая чакра

Вриддхи (Vriddhi) — юность; регенерация ткани

Врикшаюрведа (Vrikshayurveda) — аюрведическая медицина для лечения деревьев

Вритра (Vritra) — огомный демон, созданный Тваштаром, чтобы отомстить за смерть своего сына Вишварупы

Вричшика (Vrichshika) — созвездие Скорпион, внешний вид Cкорпион, латинское название Scorpius

Вришабха (Vrishabha) — созвездие Тельца, внешний вид Бык, латинское название Taurus

Вришапарван (Vrishaparvan) — царь асуров, отец Шармиштхи

Вьюха (Vyuha) — устройство

Вьякта (Vyakta) — очевидный

Вьякти (Vyakti) — в Аюрведе пятая стадия развития болезни — проявление.

Вьяна (Vyana) — распространяющаяся жизненная сила, отвечает за движение и кровообращение; одна из 5-ти пран, действующих в организме.

Вьяса (Vyasa) — легендарный мудрец

Вьяхи (Vyahi) — болезнь

Вьяя (Vyaya) — расход, трата; 12-ый астрологический дом.

Вьяяма (Vyayama) — физическое движение, спорт

Вьяяма Шакти (Vyayama shakti) — физическая сила

Веды — Всемирная историческая энциклопедия

Веды — это религиозные тексты, которые определяют религию индуизма (также известную как Санатан Дхарма , что означает «Вечный порядок» или «Вечный путь»). Термин veda означает «знание», поскольку считается, что они содержат фундаментальные знания, относящиеся к основной причине, функции и личной реакции на существование. Они считаются одними из старейших, если не старейших религиозных произведений в мире. Их обычно называют «священными писаниями», что верно в том смысле, что их можно определить как священные писания, касающиеся природы Божественного.Однако, в отличие от писаний других религий, считается, что Веды не были открыты определенному человеку или людям в определенный исторический момент; они, как полагают, существовали всегда и были восприняты мудрецами в глубоких медитативных состояниях в какой-то момент до c. 1500 г. до н.э., но когда именно — неизвестно.

Веды существовали в устной форме и передавались от мастера к ученику из поколения в поколение, пока они не были посвящены написанию между c. 1500 — ок. 500 г. до н. Э. (Так называемый ведический период) в Индии.Они тщательно сохранялись в устной форме, так как мастера заставляли учеников запоминать их вперед и назад с упором на точное произношение, чтобы сохранить в первозданном виде то, что было слышно.

Таким образом, Веды считаются в индуизме шрути , что означает «то, что слышно», в отличие от других текстов, обозначенных как смрити («то, что вспоминается»), рассказы о великих героях и их борьбе в таких произведениях, как Махабхарата , Рамаяна и Бхагавад Гита (хотя некоторые секты индуизма рассматривают Бхагавад Гиту как Шрути ).Тексты, составляющие Четыре Веды:

  • Риг Веда
  • Сама Веда
  • Яджур Веда
  • Атхарва Веда

Каждый из них далее делится на типы текста, включенного в них:

  • Араньяки — ритуалы, обряды
  • Брахманы — комментарии к указанным ритуалам
  • Самхиты — благословения, молитвы, мантры
  • Упанишады — философские рассказы и диалоги

Сходство между ранней иранской религией и ранним индуизмом предполагает наличие общей системы убеждений, которая затем развивалась отдельно.

Упанишады — самые известные и наиболее часто читаемые из Вед, потому что их дискурс представлен в форме диалога / повествования, и они были первыми, кто был переведен на другие языки. Четыре Веды, наоборот, считаются буквальными звуками Божественного, которые при чтении или пении воссоздают первичные вибрации вселенной. Соответственно, их фактически невозможно перевести, и то, что читают в переводе, следует понимать в лучшем случае как пересказ.

Ортодоксальные индуистские деноминации признают Веды как значительный духовный авторитет, но не все индуистские секты следуют их примеру.Реформистские движения на протяжении всей современной эпохи, начиная с XIX века н.э., придают большее значение личному религиозному опыту, чем авторитету священных писаний и традициям, и поэтому некоторые секты или ответвления индуизма (например, движение Брахмоса) полностью отвергают Веды как суеверие. . Несмотря на это, произведения продолжают декламировать, изучать и почитать в настоящее время и остаются важной частью индуистских религиозных обрядов, фестивалей и церемоний.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей по электронной почте!

Раннее происхождение, знакомства и развитие

Никто не знает происхождения Вед, хотя многие ученые и богословы выдвигают разные утверждения по этому поводу.Чаще всего считается (хотя отнюдь не общепризнанным), что ведическое видение пришло в Индию через кочевые арийские племена, которые мигрировали туда из Центральной Азии примерно в 3-м тысячелетии до нашей эры. «Арийец» следует понимать так, как его понимали люди того времени, что означает «свободный» или «благородный», класс людей, а не раса, и не европеоид (как утверждали западные народы XVIII и XIX веков н.э. ученые). Считается, что эти индоарийцы отделились от более крупной группы, в которую также входили индоиранцы, которые поселились в регионе современного Ирана и стали известны на Западе (через греков) как персы.Сходство между ранней иранской религией (а затем зороастризмом) и ранним индуизмом предполагает наличие общей системы убеждений, которая затем развивалась отдельно.

Теория индоарийской миграции утверждает, что ведическое видение было развито в Центральной Азии и принесено в Индию во время упадка местной Харапской цивилизации (ок. 7000-600 гг. До н. Э.) Между ок. 2000-1500 гг. До н.э., объединение верований этой культуры с их собственными. Однако другая теория, известная как Out of India (OIT), утверждает, что Харапская цивилизация уже разработала это видение и экспортировала его из Индии в Центральную Азию, откуда она затем вернулась с миграцией индоариев.

Основные индо-иранские памятники неолита и цивилизация Инда

Джон Хантингтон (CC BY-NC-SA)

Есть веские причины для признания мотивации, по крайней мере, для любого из утверждений (хотя OIT отвергается основными академическими кругами), и ученые, похоже, придерживаются того или другого больше по личным причинам, чем по любым, основанным на объективных научных исследованиях. Самый разумный ответ на вопрос о происхождении и датировке Вед состоит в том, что человек не знает.Однако человеческая потребность разрешить то, что кажется загадочным, поддерживает дискуссии в наши дни. Ученые Герман Кульке и Дитмар Ротермунд вкратце комментируют раннее развитие проблемы датировки / происхождения:

Датировка этих текстов и культур, их породивших, долгое время обсуждалась индологами. Знаменитый индийский националист Бал Гангадхар Тилак написал книгу о Арктическом доме Вед , в которой он утверждал, что Вед могут быть датированы шестым или пятым тысячелетием до нашей эры.Он основывал свои выводы на интерпретации ссылок на положения звезд в тексте, которые могли быть использованы астрономами для подробного расчета соответствующей даты. Немецкий индолог Герман Якоби независимо пришел к очень похожему выводу и предположил середину пятого тысячелетия как дату Вед . Но другой немецкий индолог Макс Мюллер, преподававший в Оксфорде, прогнозировал гораздо более позднюю дату. Он взял за отправную точку рождение Будды около 500 г. до н.э. и предположил, что Упанишады , предшествовавшие буддийской философии, должны были быть созданы примерно в 800–600 гг. До н. Э.Более ранние тексты брахманов и мантр из Вед тогда были бы созданы примерно с 1000 до 800 и с 1200 до 1000 соответственно. Эти даты, спроектированные Максом Мюллером, очень хорошо согласуются с современными археологическими исследованиями, показывающими, что между упадком цивилизации Инда и иммиграцией нового кочевого населения, которое можно отождествить с ведическими индоариями, прошло по крайней мере полтысячелетия. (34)

Работа Мюллера продолжает вызывать дискуссии в наши дни, и его утверждения обычно считаются наиболее вероятными или даже достоверными.Где бы ни возникло ведическое видение и как бы долго оно ни существовало в устной форме, оно развилось в Индии в ведический период после прихода индоариев.

Ведический период

Ведический период (ок. 1500 — ок. 500 до н. Э.) — это эпоха, когда Веды были посвящены письму, но это не имеет ничего общего с возрастом концепций или самих устных традиций. Обозначение «ведический период» — это современная конструкция, основанная на свидетельствах индоарийской миграции, которая, как уже отмечалось, не является общепринятой.Тем не менее, это теория, наиболее общепринятая как исторически точная на основании имеющихся свидетельств. Развитие текстов описано ученым Джоном М. Коллером:

Ведическая эпоха началась, когда люди, говорящие на санскрите, стали доминировать в жизни и мышлении в долине Инда, вероятно, между 2000 и 1500 годами до нашей эры. Историки привыкли думать, что эти говорящие на санскрите народы, которые называли себя ариями, пришли в долину Инда на северо-западе Индии в качестве завоевателей около тридцати пятисот лет назад.Но недавние исследования поставили под сомнение этот тезис о завоевании арийцев. Что мы действительно знаем, так это то, что ранняя культура Инда, которая процветала с 2500 по 1500 год до нашей эры и которая, судя по ее археологическим остаткам, была довольно сложной, в это время пришла в упадок. Мы также знаем, что ведическая мысль и культура, отраженные в Ригведе, имеют непрерывную историю доминирования в Индии в течение последних тридцати пяти столетий. Вполне вероятно, что культурные традиции ведийских народов смешались с традициями и обычаями индусов.(5)

Религиозные верования людей цивилизации Хараппа неизвестны, поскольку они не оставили письменных работ. Раскопки в Мохенджодаро, Хараппе и других местах предполагают высокоразвитую структуру верований, которая включала ритуальное купание и некоторую форму богослужения. Единственное явное свидетельство религиозных верований и обрядов исходит от скульптур природных духов, известных как якша , которые датируются до c. 3000 г. до н.э. в рудиментарной форме и продолжаются, с большей утонченностью, в 1 веке до н.э.

Колодец и купальная платформа, Хараппа

Обед Сухаил (CC BY-SA)

Культы Якша, кажется, сосредоточились на повседневных потребностях (если интерпретировать свидетельства в духе культов предков), поскольку духи могли быть доброжелательными или злонамеренными, а жертвы приносились либо ради просимых услуг, либо для предотвращения вреда. Как и в азиатских культах предков, не было акцента на «большой картине» того, откуда человек появился, какова его цель или куда он отправился после смерти.Это были вопросы, затронутые в первой из Вед, Ригведе (что означает «Знание Мудрости», «Стихи Мудрости» или буквально «Слава Знанию»), которая дает информацию для остальных трех.

Веды

Как уже отмечалось, приверженцы Санатана Дхарма (индуизм) верят, что Веды существовали всегда. Примечание ученых Форреста Э. Бэрда и Реборна С. Хеймбека:

Из всех своих многочисленных священных текстов индуисты придают сверхъестественное происхождение только Ведам.Только этим четырем книгам доверяют раскрытие основных жизненных знаний. Такое знание, как считают индусы, существовало вечно в форме вибраций, звучащих по всей вселенной. Эти неуловимые вибрации оставались незамеченными до тех пор, пока некоторые индийские мудрецы, обладающие духовным слухом, наконец, не услышали и не сформулировали их на санскрите примерно 3200 лет назад. (3)

Таким образом, считается, что Веды воспроизводят точные звуки самой Вселенной в момент творения и далее, и поэтому принимают форму, в основном, гимнов и песнопений.Читая Веды, считается, что человек буквально участвует в творческой песне вселенной, которая породила все наблюдаемые и ненаблюдаемые с начала времен. Ригведа устанавливает стандарт и тон, которые разрабатываются Сама Ведой и Яджур Ведой, в то время как последняя работа, Атхарва Веда, развивает свое собственное видение, которое основано на более ранних работах, но берет свое собственное первоначальное направление.

Брахма, камбоджийская статуя

Метрополитен-музей (Авторское право)

Ригведа : Ригведа — самая старая из работ, состоящая из 10 книг (известных как мандалы) из 1028 гимнов из 10 600 стихов.Эти стихи касаются надлежащих религиозных обрядов и практики, основанных на универсальных вибрациях, как их понимали мудрецы, впервые услышавшие их, но также затрагивают фундаментальные вопросы, касающиеся существования. Комментарии Коллера:

Ведические мыслители задавали вопросы о себе, окружающем мире и своем месте в нем. Что такое мысль? Каков его источник? Почему дует ветер? Кто поместил в небо солнце, дающее тепла и света? Каким образом Земля порождает эти мириады форм жизни? Как нам обновить свое существование и стать целостными? Вопросы о том, как, что и почему являются началом философской рефлексии.(5)

Это философское размышление характеризует сущность индуизма в том, что суть личного существования состоит в том, чтобы подвергать сомнению его по мере того, как человек движется от основных жизненных потребностей к самоактуализации и единению с Божественным. Ригведа поощряет подобные вопросы через гимны различным богам — особенно Агни, Митре, Варуне, Индре и Соме, — которые в конечном итоге станут аватарами Всевышнего над Душой, Первопричиной и источником существования, Брахманом. Согласно некоторым школам индуистской мысли, Веды были составлены Брахманом, песню которого тогда услышали мудрецы.

Сама Веда : Сама Веда («Знание мелодии» или «Знание песни») — это произведение литургических песен, песнопений и текстов, предназначенных для пения. Содержание почти полностью взято из Ригведы, и, как отмечают некоторые ученые, Ригведа служит лирикой к мелодиям Сама Веды. Он состоит из 1549 стихов и разделен на две части: гана (мелодии) и арчика (стихи). Считается, что мелодии поощряют танец, который в сочетании со словами возвышает душу.

Яджурведа состоит из декламаций, формул ритуального поклонения, мантр и песнопений, непосредственно связанных с богослужением.

Яджур Веда : Яджур Веда («Знание поклонения» или «Знание ритуала») состоит из декламаций, формул ритуального поклонения, мантр и песнопений, непосредственно связанных с богослужением. Как и Сама Веда, ее содержание заимствовано из Ригведы, но основное внимание в ее 1875 стихах уделяется литургии религиозных обрядов. Обычно считается, что он состоит из двух «частей», которые не являются отдельными частями, а являются характеристиками целого.«Темная Яджурведа» относится к тем частям, которые неясны и плохо расположены, в то время как «светлая Яджурведа» относится к стихам, которые более ясны и лучше скомпонованы.

Атхарва Веда : Атхарва Веда («знание Атхарвана») значительно отличается от первых трех тем, что касается магических заклинаний для отражения злых духов или опасности, песнопений, гимнов, молитв, ритуалов инициации, брака и похорон церемонии и наблюдения за повседневной жизнью. Считается, что это имя происходит от священника Атхарвана, который якобы был хорошо известен как целитель и религиозный новатор.Считается, что произведение было написано человеком (возможно, Атхарван, но маловероятно) или отдельными людьми примерно в то же время, что и Сама Веда и Яджур Веда (ок. 1200–1000 гг. До н. Э.). Он состоит из 20 книг из 730 гимнов, некоторые из которых основаны на Ригведе. Характер работы, используемый язык и форма, которую она принимает, заставили некоторых богословов и ученых отвергнуть ее как подлинную Веду. В настоящее время его принимают некоторые, но не все индуистские секты на том основании, что он имеет дело с более поздним знанием, которое запоминается, а не с изначальным знанием, которое было услышано.

В каждую из этих работ встроены другие типы, упомянутые выше — Араньяки, Брахманы, Самхиты и Упанишады, — которые можно рассматривать как глоссы, дополнения или комментарии к фактическому тексту.

Упанишады считаются «концом Вед» в последнем слове текстов. Термин Упанишады означает «сесть вплотную», как ученик с мастером, чтобы получить некоторую информацию, не предназначенную для остальной части класса. Упанишады в каждой из Вед комментируют текст или иллюстрируют его посредством диалога и повествования, тем самым проясняя сложные или неясные отрывки или концепции.

Вишну с Лакшми и Саравати

Джеймс Блейк Винер (CC BY-NC-SA)

Заключение

Веды, особенно Упанишады, в конечном итоге сформируют фундаментальное понимание Санатана Дхарма и обеспечат направление и цель в жизни последователей. Стало понятно, что существует единая сущность, Брахман, который не только создал существование, но и был самим существованием. Поскольку это существо было слишком велико, чтобы его могли понять люди, он появился как аватары, такие как Брахма (создатель), Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель), а также множество других божеств, все из которых на самом деле были Брахманами.Целью человеческой жизни было осознать свое высшее Я ( Атман ) и выполнить дхарму (долг), которую ему дали с надлежащей кармой (действие), чтобы освободить себя от цикла возрождение и смерть ( сансара ), которые характеризовались страданием и утратой, пережитыми человеком в физическом мире. Как только человек разорвал эти узы, его Атман вернулся к Брахману и вечному миру.

Эта система верований непрерывно развивалась до подъема ислама на севере Индии, начавшегося в 7 веке нашей эры, который стал провозглашенным к 12 веку нашей эры.Исламское правление только постепенно начало терпеть индуистские обычаи. Гораздо более серьезная угроза ведическому видению пришла позже в форме британского колониализма и империализма в 18-20 веках нашей эры. Британцы пытались обратить индийский народ в протестантское христианство и приложили значительные усилия для перевоспитания населения и отказа от индуизма как злого суеверия.

Это в конечном итоге привело к негативной реакции в виде Движения Брахмоса, возглавляемого Рамом Моханом Роем (l. 1772-1833 гг. Н. Э.) И продолженного другими, такими как Дебендранат Тагор (1817-1905 гг. отчасти путем переосмысления своей веры, чтобы отделить ее от традиционной формы, которая, казалось, была испорчена внешними влияниями.Это переосмысление включало отказ от авторитета священных писаний, и авторитет Вед снизился. По сути, движение Брахмоса полностью отвергло Веды как суеверную чепуху и сосредоточилось на личном опыте общения с Богом, который на самом деле был очень похож на теологический фокус протестантского христианства и раннего индуистского движения бхакти в средние века.

Любая индуистская секта или движение в наши дни, которое отвергает Веды, берет свою базовую платформу из таких усилий, как Брахмос, в XIX и начале XX веков нашей эры.Однако ортодоксальные индуисты по-прежнему относятся к Ведам так же высоко, как и в прошлом, и произведения продолжают петь и петь те, кто все еще признает в них тайну невыразимой истины, предлагаемую без легкого объяснения, которую можно испытать без необходимости понял.

Перед публикацией эта статья была проверена на предмет точности, надежности и соответствия академическим стандартам.

Вед: 9 определений

Введение:

Веды означают что-то в буддизме, пали, индуизме, санскрите.Если вы хотите узнать точное значение, историю, этимологию или английский перевод этого термина, ознакомьтесь с описаниями на этой странице. Добавьте свой комментарий или ссылку на книгу, если вы хотите внести свой вклад в эту сводную статью.

Общее определение (в индуизме)

Источник: Библиотека мудрости: История индийской философии

Священные книги Индии, Веды, как правило, считаются самыми ранними литературными записями индоевропейской расы. Действительно, трудно сказать, когда появились самые ранние части этих композиций.Многие проницательные догадки были предложены, но ни один из них не может быть доказана неопровержимо верно. Макс Мюллер предположил, что это 1200 г. до н. Э., Хауг — 2400 г. до н. Э. и Бал Гангадхар Тилак 4000 г. до н. э. Древние индусы редко вели исторические записи своих литературных, религиозных или политических достижений. Веды передавались из уст в уста из периода неизвестной древности; а индусы обычно считали, что они никогда не создавались людьми. Поэтому обычно предполагалось, что либо они были научены Богом мудрецов, либо они сами были открыты мудрецам, которые были «провидцами» (мантрадрана) гимнов.Таким образом, мы обнаруживаем, что по прошествии некоторого времени после составления Вед люди стали считать их не только очень древними, но и настолько старыми, что у них, по крайней мере теоретически, не было начала во времени, хотя считалось, что они были открыты в какой-то неизвестный отдаленный период в начале каждого творения.

Общее определение (в буддизме)

Источник: Buddhist Door: Glossary Буквально это означает знание. Это основные священные писания индуизма в Индии, составленные между 2000 и 500 годами до нашей эры.В. Они состоят из Ригведы, Сама-веды, Яджур-веды и Атхарва-веды. Сборник также известен как Ведическая Самхита. Помимо Самхиты, в ведической литературе, считающейся Шрути, были Брахмана, Араньяка и Упанишады.

Словарь санскрита

Источник: DDSA: Практический санскритско-английский словарь

Vedas (वेदस्) .— n. Вед. Приобретение, прибыль, богатство; उशन् ह वै वाजश्रवसः सर्ववेदसं ददौ ( uśan ha vai vājaśravasaḥ sarvavedasa dadau ) Kaṭh.1.1.

Источник: Кельнские цифровые санскритские словари: Санскритско-английский словарь Шабда-Сагара

Веды (वेदस्).—М.

( -dāḥ ) Веды в совокупности. E. вид знать, асун афф.

Источник: Кельнские цифровые санскритские словари: Санскритско-английский словарь Бенфея

Веды (वेदस्) .— i. е. vid + as , I. m. Веды в совокупности. II. п. Богатство, [Lassen, Anthologia Sanskritica.] 100, 5 = [Rigveda.] Vii. 15, 3.

Источник: Кельнские цифровые санскритские словари: Санскритско-английский словарь Cappeller

Vedas (वेदस्).—1. [средний] знание.

— ИЛИ —

Вед (वेदस्) .— 2. [средний] богатство, собственность.

Источник: Цифровые санскритские словари Кельна: Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса

1) Веды (वेदस्): — [из veda ] 1. vedas n. (для 2. См. Стр. 1017, столбец 3) знание, наука, [Ṛg-veda] ( ср. keta -, jāta -, viśva-v ).

2) [из вед ] 2. вед н. собственность, богатство, [Ṛg-veda; Atharva-veda]

Источник: Cologne Digital Sanskrit Dictionary: Yates Sanskrit-English Dictionary

Vedas (वेदस्): — (dāḥ) 5. m. Вед вместе.

[с санскрита на немецкий] (Deutsch Wörterbuch)
Источник: Кельнские цифровые санскритские словари: Böhtlingk и Roth Grosses Petersburger Wörterbuch

Vedas (वेदस्): —

— OR —

Vedas: —2. (фон 3. вид ) н. Habe, Besitz [ das 2, 10] [ Ṛgveda 1, 70, 10. 81, 9. 2, 7, 6. 3, 53, 14. 5, 2, 12.] sa no. vedo a.ātyaṃ rakṣatu [7, 15, 3. 19, 1. 8, 76, 2.] ayuddho asya.vi bhajāti.vedaḥ [? 10, 27, 10. Atharvavedasaṃhitā 5, 20, 4. 10. пл. gveda 1, 89, 5. Atharvavedasahitā 6, 66, 3.] — Vgl. анана, кета, джата , 2. вишва .

контекстная информация

Санскрит, также пишется संस्कृतम् ( saṃskṛtam ), является древним языком Индии, который обычно считается прародителем индоевропейской языковой семьи (даже английского!).Санскрит, тесно связанный с пракритом и пали, более исчерпывающий как в грамматике, так и в терминах, и имеет самую обширную коллекцию литературы в мире, значительно превосходящую свои родственные языки греческий и латинский.

Узнайте значение вед в контексте санскрита из соответствующих книг по экзотической Индии