Наука: Наука и техника: Lenta.ru
Как связаны между собой «катастрофа бронзового века», арабские завоевания, смута в России в XVII веке и покорение Дикого Запада в США в XIX веке? Как сейсмическая активность на Земле влияла на историю нашей цивилизации? Грозит ли нам в обозримом будущем вулканический коллапс? «Лента.ру» выяснила, насколько сильно человечество зависит от природных условий.
Кризис — это форма эволюции любой системы. Человеческая цивилизация так устроена, что внезапные внешние шоки сначала приводили к тяжелым или даже катастрофическим последствиям, но их преодоление давало людям возможность не только выжить, но и более продуктивно развиваться. Особенно это касается того, как на судьбе человечества сказались крупномасштабные стихийные бедствия. Например, извержения супервулканов.
Тем не менее в научной среде до сих пор не пришли к единому мнению о влиянии вулканической активности на климат и, соответственно, на человеческую цивилизацию.
Наиболее ожесточенные споры ученые ведут о последствиях извержения вулкана Тоба на Суматре, которое произошло примерно 75 тысяч лет назад. Огромный слой вулканических осадков накрыл Юго-Восточную Азию, территорию Китая и Индии, его следы нашли даже в Африке. Одни исследователи уверены, что это чуть не погубило все человечество. Согласно теории «бутылочного горлышка», численность африканской популяции людей в это время сократилась в десять раз: со ста тысяч до десяти тысяч. Считается, что именно в это время человек вышел за пределы Африки.
Материалы по теме
08:09 — 29 марта 2015
Другие ученые полагают, что нельзя преувеличивать тяжесть последствий извержения Тобы. Есть косвенные свидетельства, что в Восточной Азии люди жили как до катастрофы на Суматре, так и после нее. По расчетам различных исследователей, на планете тогда похолодало «всего» в пределах от полутора до трех градусов, и виной тому не столько вулканическая активность, сколько наступление очередного ледникового периода. И хотя споры об этом до сих пор продолжаются, в любом случае после извержения Тобы выжили только те представители человеческой популяции, которые смогли приспособиться к условиям вулканической зимы.
О крупнейшей геологической и политической катастрофе древнего мира до сих пор мало что известно. В середине второго тысячелетия до нашей эры в Восточном Средиземноморье доминировала крито-минойская цивилизация, контролирующая торговлю и морские коммуникации в регионе. Судя по археологическим данным, это было весьма развитое общество бронзового века — минойцы умели строить не только большие корабли, но и многоэтажные каменные дома с канализацией и водопроводом.
Все изменилось примерно в 1628 году до нашей эры, когда остров Стронгиле (в переводе «Круглый») в Эгейском море разорвало на части колоссальным вулканическим взрывом. По некоторым современным оценкам, мощность извержения была сопоставима с 200 тысячами атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. После выброса пепла, лавы и газов вулкан обрушился в море, оставив после себя подводную кальдеру, окруженную кольцом островов нынешнего архипелага Санторини (Тира). Многометровая волна цунами ударила по густонаселенному северному побережью Крита. Облако вулканического пепла накрыло не только бассейн Эгейского моря, но и достигло Египта и Малой Азии.
Санторини
Фото: imagebroker.net / Globallookpress.com
Крито-минойская цивилизация после этого так и не оправилась. Вскоре в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке случилась «катастрофа бронзового века» — тяжелый и болезненный переход от эпохи бронзы к железному веку. Регион пережил нашествие «народов моря», о чьем происхождении до сих пор спорят историки. Помимо Крита, свое прежнее значение утратил Древний Египет, погибла Хеттская держава, были разрушены ранее процветающие прибрежные средиземноморские города Угарит в Сирии и Микены на Пелопоннесе. В истории Древней Греции наступили «темные века», предшествующие будущему расцвету эллинской античности. После «катастрофы бронзового века» некогда великая цивилизация региона была повержена, но не раздавлена. Выжившие после краха прежнего уклада жизни народы, пройдя через тяжелейший кризис и сложную трансформацию, положили начало эпохе железного века.
В первой половине VI века Византия была на пике своего могущества. Император Юстиниан I, под чьей властью находились Египет, Малая Азия, Палестина и Сирия, был полон амбициозных планов — ему удалось отвоевать у варваров Италию, южную Испанию и почти всю Северную Африку. В декабре 537 года в Константинополе торжественно освятили только что построенный по указу Юстиниана величественный собор Святой Софии. Казалось бы, еще немного, и прежняя Римская империя возродится из пепла, вернув себе былое величие.
Но этого не случилось — и не последнюю роль в этом, скорее всего, сыграли климатические изменения. Письменные источники фиксируют резкое похолодание в Северном полушарии в 535-536 годах. Например, в «Церковной истории» Иоанна Эфесского отмечается: «Солнце потемнело, а его темнота длилась в течение 18 месяцев. Каждый день оно светило только по четыре часа, но этот свет был лишь слабой тенью. Все думали, что Солнце больше никогда не засияет в полную силу». Через несколько лет — новая беда: империю поразила опустошительная эпидемия бубонной чумы, вошедшая в историю как юстинианова чума. В одном только Константинополе погибла почти половина населения, и еще несколько миллионов человек болезнь выкосила на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Юстинианова чума
Изменения климата (например, опустынивание степей) привели в движение кочевые орды аваров, пришедших из Азии. Их натиск на славянские и германские племена в Восточной и Центральной Европе вынудил тех усилить давление на Константинополь. Через несколько десятилетий из аравийских пустынь в восточные провинции ослабевшей империи вторглись арабы, навсегда изменив баланс сил в этом регионе. И хотя им так и не удалось взять столицу Византии (осада Константинополя в 674-678 года и 717-718 годах), но с того времени Восточная Римская империя неумолимо приходила в упадок.
Материалы по теме
00:01 — 31 марта 2016
Пепельный угар
Кто убил флоресских «хоббитов» и готовится уничтожить человечество
Немало ученых на основании косвенных данных считают, что юстинианова чума была прямо связана с похолоданием 535-536 годов, вызванным извержением крупного вулкана в Юго-Восточной Азии. Основной «подозреваемый» — сосед Тобы, вулкан Кракатау, известный по катастрофическому взрыву 1883 года.
Смуту начала XVII века в России многие называют первой гражданской войной в нашей истории, вызванной плачевными результатами правления Ивана Грозного. Но непосредственной ее причиной стал Великий голод 1601-1603 годов, унесший жизни сотен тысяч русских. Ему предшествовали небывалые доселе природные катаклизмы — летом 1601 года в течение десяти недель беспрерывно лили проливные дожди, 28 июля в Москве ударили первые морозы, а 15 августа Москва-река покрылась льдом. То же самое повторилось на следующий год: по свидетельству современников, «на Москве среди лета выпал снег великий и мороз был, в санях ездили». На санях ездили и в Константинополь — по замерзшему Черному морю.
Смутное время на Руси
Картина К. Е. Маковского «Воззвание Минина»
Что же за аномалия случилась с погодой на Руси в самом начале XVII века? Одни ученые объясняют эти стихийные бедствия естественными колебаниями климата, вызванными прохождением пика Малого ледникового периода. Но не так давно на основании косвенных научных свидетельств появилась гипотеза о связи природных аномалий в России в 1601-1603 годах с взрывом южноамериканского вулкана Уайнапутина (территория современного Перу), произошедшим 19 февраля 1600 года. Эта катастрофа считается крупнейшим вулканическим извержением за всю историю Южной Америки.
Вулканы Малайского архипелага «радовали» жителей Северного полушария и в относительно недавнем прошлом. Извержение вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава в апреле 1815 года — одно из мощнейших в исторический период человеческой цивилизации. Пепел накрыл почти весь бассейн Яванского и Флоресского морей, дойдя до островов Ява, Калимантана и Сулавеси, а грохот от взрывов был слышен по всему Малайскому архипелагу. Интенсивное насыщение атмосферы Земли вулканическим пеплом совпало со второй фазой периода минимальной солнечной активности (минимумом Дальтона 1790-1830 годов). Суммарный эффект этих двух факторов привел к кратковременному понижению среднегодовой температуры Земли в диапазоне от одного до двух градусов. Но катастрофа на Тамборе примечательна не столько своим масштабом, сколько последствиями для развития человечества, которые начали проявляться спустя несколько месяцев.
1816 год считается самым холодным за предшествующие 500 лет и вошел в историю под названием «год без лета». Природные катаклизмы, подобные тем, что испытала Россия в начале XVII века, на сей раз поразили Северную Америку и Европу. Северо-восточные штаты США весной охватили беспрерывные дожди с градом, а летом — заморозки. В Англии снег выпал в июне и в августе, в Германии случилось разрушительное наводнение на Рейне, вышли из берегов и другие прежде спокойные реки. Неурожай и массовый голод заставил десятки тысяч европейцев (в основном ирландцев) бросить все и эмигрировать в Америку. В самих США многие фермеры Новой Англии, разоренные гибелью хлеба и падежом скота, двинулись покорять Средний Запад.
Извержение в Индонезии
Фото: Ivan Damanik / Globallookpress.com
Некоторые исследователи полагают, что бедствия, лишения и страдания, вызванные извержением вулкана Тамбора, способствовали внедрению многих новшеств, навсегда изменивших нашу цивилизацию. Массовое обнищание граждан вынудило европейские правительства впервые задуматься о механизмах социальной помощи населению. Немецкий ученый Юстус фон Либих, переживший в детстве голодный «год без лета», впоследствии обосновал применение минеральных удобрений в сельском хозяйстве, став одним из основателей агрохимии.
Материалы по теме
08:50 — 12 декабря 2015
Рождение халифата
Историк Василий Кузнецов о появлении ислама, первом исламском государстве и ДАИШ
В первой половине XIX века по Европе, России и Америке прокатились несколько волн эпидемии холеры. Эта страшная болезнь пришла из Индии, где резкая смена засухи и муссонных дождей после извержения Тамборы способствовала мутации холерного вибриона. Когда власти выяснили, что чаще всего холера распространяется из-за массовой антисанитарии в городах, они озаботились устройством канализации и водопровода. Наиболее радикально к этому подошли во Франции — при Наполеоне III, по инициативе префекта столичного департамента барона Османа, снесли почти весь средневековый Париж, построив на его месте широкие бульвары и кварталы новых современных домов.
***
Есть основания надеяться, что сейчас нашей цивилизации не угрожают никакие катастрофические сейсмические катаклизмы. Вероятность извержения спящего Йеллоустонского супервулкана в США, о котором часто любят рассуждать наши доморощенные конспирологи, в обозримой исторической перспективе чрезвычайно мала. Из последних крупных извержений самым неприятным по последствиям для человечества был взрыв филиппинского вулкана Пинатубо в 1991 году. Он привел к незначительному падению среднегодовой температуры на Земле и кратковременному снижению в атмосфере уровня озона. В любом случае, если в ближайшем будущем Землю и ожидают какие-либо климатические изменения, то они вряд ли будут иметь отношение к глобальной вулканической активности.
Малый ледниковый период или экологическая катастрофа XIV-XIX веков
Продолжительная и изнуряющая жара на протяжении летних месяцев в последние годы, казалось бы, прямое доказательство того, что предсказываемое учеными глобальное потепление не за горами. Однако, прежде чем готовиться к отражению атак тропических вирусов и бегству от неминуемых наводнений, стоит выслушать и тех, кто, наоборот, прогнозирует Малый ледниковый период, который, по мнению астрофизиков, наступит в 2030 году и может продлиться до конца XXI века. Как и в случае глобального потепления, масштаб явления позволяет говорить об угрозе экологической катастрофы, а среди причин долгосрочного похолодания громче всего звучат антропогенные факторы.
На самом деле, влияние человечества на глобальные экологические изменения часто переоценивают. И случай с Малым ледниковым периодом — наглядное тому подтверждение, поскольку впервые долгосрочное снижение температур наблюдали на протяжении XIV – XIX веков, когда влияние человека на окружающую среду было минимальным.
Поговорим о причинах и последствиях первого ледникового периода в истории человечества, чтобы понять, как вести себя, когда наступит второй.
Что это было: факты
Малый ледниковый период — это период глобального относительного похолодания с XIV по XIX век, во время которого среднегодовая температура понизилась на 1-2°C и достигла своего минимума за две тысячи лет. В X–XIII веках ему предшествовал средневековый климатический оптимум — эпоха относительно тёплого климата.
Причины
Течение Гольфстрима
По мнению ученых, одной из главных причин наступления Малого ледникового периода стало замедление течения Гольфстрима, начавшееся в 1300 году. Резкое похолодание пришло с северо-запада на юго-восток Европы, понизив температуру воздуха на 1,5°C. Первыми изменение климата на себе ощутили викинги на Крайнем Севере, затем — Британские острова и Средиземноморье. Годичные кольца деревьев того времени наглядно демонстрируют снижение темпов роста растительности в Северной Европе.
«Чёрная смерть»
Не секрет, что микробы — самые «живучие» организмы на планете. Скорость распространения бубонной чумы в Европе лишь подтверждает данный факт. Считается, что смертельное заболевание зародилось в центральный Азии, откуда распространилось на запад вдоль торговых путей. В 1347 году оно достигло Южной Европы, а в 1350 году — Северной Скандинавии и Исландии. В результате эпидемии к концу 1350 года погибло от 30 до 40% европейской популяции.
По одной из версий современных ученых, именно эпидемия чумы спровоцировала выход Малого ледникового периода на мировую арену. Из-за гибели 30-40% населения было вспахано меньше земель, что повлияло на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение территории леса. Молодые деревья и кустарники на заброшенных сельскохозяйственных угодьях стали поглощать больше углерода из атмосферы и накапливать его в своей биомассе. В результате с 1350 года общий уровень СО2 в атмосфере, как и температуры воздуха, стал снижаться.
Колумбов обмен
Биологические обмены и вторжения являются важнейшими драйверами изменений в истории. Географические барьеры, такие как океаны и горные цепи, ранее препятствовали миграции большинства видов растений и животных, поэтому Землю можно было разделить на отдельные биогеографические области. Но в XV веке с развитием мореплавания люди стали заниматься перевозкой видов с одного континента на другой с такой скоростью и в таких масштабах, каких мир ещё не видел.
Процесс обмена флоры и фауны известен нам под термином «Колумбов обмен», благодаря работам Альфреда В. Кросби. Историк использовал данный термин для описания процесса обмена сельскохозяйственными товарами и болезнями между Восточным и Западным полушариями, который происходил с 1492 года. Как известно, европейцы ввезли в Америку много животных и растений, включая лошадей, коров, свиней, овец, собак, бананы, яблоки, капусту и морковь. Из Нового Света в Европу попали морские свинки, нутрии, ондатры, картофель, томаты, арахис и много других зерен, овощей и фруктов.
Однако одним из самых драматических последствий Колумбийского обмена стала транспортировка болезнетворных микробов в Америку, которые вызвали около 20 эпидемий чумы. В результате за первые 150 лет колонизации европейские болезни забрали жизни от 80 до 90 миллионов индейцев или три четверти местного населения.
До демографической катастрофы коренное население активно занималось сельским хозяйством, выжигая леса для расчистки территорий под посевы. Это приводило к выбросам углекислого газа, которые усиливали парниковый эффект. Однако растительность на 56 миллионов гектарах заброшенной земли начала поглощать атмосферный углекислый газ, и его концентрация в воздухе снизилась. Ученые считают, что гибель коренного населения непосредственным образом повлияла на наступление самого холодного этапа Малого ледникового периода.
Активность вулканов
Самый холодный период выпал на XVII – начало XIX века. 19 февраля 1600 года в южном Перу произошло сильнейшее за всю историю Южной Америки извержение вулкана Уайнапутина, из-за которого прозрачность атмосферы снизилась, а поступление солнечной энергии на поверхность Земли сократилось.
Американские геофизики, работа которых была опубликована в журнале Geophysical Research Letters, полагают, что начало Малого ледникового периода спровоцировала именно серия извержений вулканов в середине XIII века. По их мнению, появление большого количества частиц сажи и последовавшее снижение среднегодовых температур воздуха нарушило работу течений в Атлантическом океане, которые управляют переносом тепла из тропиков в средние широты. Это и послужило причиной постепенного угасания их активности и дальнейшего падения температур.
Маундеровский минимум
Очередное замедление теплого морского течения совпало с низким уровнем активности солнца в период XVII-XVIII веков. Данному периоду ученые дали название Минимум Маундера в честь солнечного астронома Эдварда В. Маундера, который опубликовал две своих работы по изучению количества солнечных пятен и представил публике более ранние исследования другого ученого Густава Спорера. Последний, за время своего 30-летнего наблюдения, зафиксировал на солнце в период минимума солнечной активности всего 50 пятен. Интересно, что в XX веке на солнце наблюдалось более 40 тысяч пятен.
Период низкой солнечной активности непосредственным образом сказался на среднегодовой температуре, которая во всем мире понизились на 2°C.
Последствия
Письменные источники XIV века содержат сведения о необычайно суровой погоде в период с 1314 по 1317 год, которая повлекла за собой неурожай и Великий голод. В Cеверной Германии и Шотландии прекратили заниматься виноделием, а в Cеверной Италии стал нередко выпадать снег.
В 1600 году, по мнению ученых, извержение вулкана Уайнапутина спровоцировало Великий голод 1601-1603 годов и Смуту в Русском царстве. Данный период характеризовался 10-недельными проливными дождями и ранними осенними заморозками, которые негативным образом сказались на урожае.
В XVII-XVIII веках наступивший период низкой солнечной активности привел к замерзанию не только Балтийского моря, но и южных морей. Гренландия покрылась ледниками, и викингам пришлось покинуть остров. Зимы стали очень холодными и продолжительными, что сократило период сбора урожая на несколько недель. Москва-река покрылась таким толстым слоем льда, что на полгода стала основной площадкой для проведения зимних ярмарок. Французские и итальянские современники отмечали, что зимой 1664-1665 годов птицы замерзали прямо в воздухе. По всей Европе наблюдался очередной всплеск смертности.
Новая угроза
Согласно недавнему исследованию NASA, которое было опубликовано в издании Space Weather, в скором времени жителей Земли может ожидать новое появление Малого ледникового периода.
Ученый из Научно-исследовательского центра NASA Langley Мартин Млинчак отмечает рекордно низкую активность солнечных пятен, которая сохраняет тенденцию к еще более сильному понижению: «Сейчас мы наблюдаем тенденцию к охлаждению. Высоко над земной поверхностью, недалеко от края космоса, наша атмосфера теряет тепловую энергию. Если текущие тенденции продолжатся, в скором времени по всей Земле может установиться рекордное похолодание».
Несмотря на то, что современный человек стал менее зависимым от прямого влияния природных факторов, последствия нового Малого ледникового периода могут стать необратимыми. По словам заведующего сектором космических исследований Солнца Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН Хабибулло Абдусаматова период похолодания затронет все страны, но в особенности северные регионы планеты. В них существенно сократится производство сельскохозяйственной продукции, изменится животный
На первый взгляд может показаться, что антропогенное воздействие на климат планеты преувеличено: замедление течения Гольфстрима, извержения вулканов и снижение солнечной происходили без участия людей. Но в те периоды человек органично вписывался в естественные циклы биосферы и не вредил природе осознанно. Сегодня же промышленное производство процветает, оказывая разрушительное воздействие на окружающую среду.
По самым скромным оценкам, только от различных заболеваний, связанных с загрязнением, ежегодно погибает свыше 9 миллионов человек. Согласно отчету Всемирного фонда дикой природы (WWF), за последние 50 лет человеком было уничтожено 60% млекопитающих, птиц, рептилий и рыб. По словам экспертов, сейчас в мире началась шестая волна массового вымирания, но впервые ответственность за этот процесс несет конкретный вид — человек.
Учитывая совокупность факторов, с возвращением Малого ледникового периода это может закончиться экологической катастрофой невиданных масштабов. Нам есть над чем задуматься.
Источники:
1. https://www.eh-resources.org/timeline-middle-ages/
2. http://www.stsci.edu/stsci/meetings/lisa3/beckmanj.html
3. http://cyclowiki.org/wiki/Маундеровский_минимум
4. https://ria.ru/20120130/552706239.html#14146907112654
5. http://asonov.com/nauka-i-tehnika/kolonizatsiya-amerikinekulturnyj-obmen.html
6. https://www.kp.ru/daily/26936/3987144/
7. http://www.ecosever.ru/article/19260.html
8. https://ru.wikipedia.org
9) https://spaceweatherarchive.com/2018/09/27/the-chill-of-solarminimum/
10. https://ria.ru/20140919/1024726102.html
11. https://chrdk.ru/news/na_zemle_nastupit_malyi_lednikovyi_
period_kotoryi_prodlitsya_30_let
12. https://www.interfax.ru/world/635664
Крупнейшие морские катастрофы xix века
Ви́ки (англ. wiki) — веб-сайт, содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. В частности, на базе этих принципов построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа[1].
История
Впервые термин «вики» для описания веб-сайта был использован в 1995 году Уордом Каннингемом, разработчиком первой вики-системы WikiWikiWeb, «Портлендского хранилища образцов» программного кода[2], созданной 25 марта 1995 года, который заимствовал слово гавайского языка, означающее «быстрый»[3][4]. Каннингем объяснил выбор названия движка тем, что он вспомнил работника международного аэропорта Гонолулу, посоветовавшего ему воспользоваться вики-вики шаттлом — небольшим автобусом, курсировавшим между терминалами аэропорта. Каннингем же планировал сделать движок, позволявший пользователям максимально быстро редактировать и создавать статьи. Каннингем первоначально описал вики как «простейшую онлайн-базу данных, которая может функционировать»[5]. Позже этому слову был придуман английский бэкроним «What I Know Is…» («то, что я знаю, это…»)[6].
Сущность концепции вики
Уорд Каннингем и его соавтор Бо Леуф в их книге The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web описали сущность концепции вики следующим образом:
- Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на вики-сайте, используя обычный веб-браузер без каких-либо его расширений.
- Вики поддерживает связи между разными страницами за счёт почти интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы и отображения того, существуют данные страницы или нет.
- Вики не является тщательно изготовленным сайтом для случайных посетителей. Напротив, Вики стремится привлечь посетителей к непрерывному процессу создания и сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.
Определяющие свойства
Вики характеризуется такими признаками:
- Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора.
- Особый язык разметки — так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы[7].
- Учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних.
- Проявление изменений сразу после их внесения.
- Разделение содержимого на именованные страницы.
- Гипертекст: связь страниц и подразделов сайта через контекстные гиперссылки.
- Множество авторов. Некоторые вики могут править все посетители сайта.
Техническая основа
Редактирование вики-текста в «MediaWiki»Для создания вики-среды необходимо особое ПО — движок вики. Это частный вид систем управления сайтом, довольно простой в своём устройстве и функциональности, поскольку почти все действия по структурированию и обработке содержимого делаются пользователями вручную.
Работа Википедии и других сайтов Фонда Викимедиа основана на движке MediaWiki.
Особенности
Язык вики поддерживает гиперссылки для создания ссылок между вики-страницами и является более наглядным, чем HTML, и более безопасным, поскольку использование JavaScript и каскадных таблиц стилей ограничено.
Вандализм
Многие вики позволяют изменять своё содержимое всем желающим, а не только зарегистрированным пользователям. Подобно тому, как стены зданий и заборы исписывают непристойными надписями и украшают рисунками граффити, в таких вики иногда портят содержимое или добавляют что-то неуместное. Но, в отличие от стен и заборов, в вики легко вернуть содержимое к ранней версии: исправлять легче, чем портить. Если же кто-либо настойчиво и намеренно стремится навредить пользователям вики-сайта, можно закрыть ему возможность вносить правки.
См. также
Примечания
Ссылки
- WikiMatrix — сайт-энциклопедия о вики движках, на английском языке.
Крупнейшие морские катастрофы XIX века (стр. 1 из 2)
План
Введение
1 1800—1850
2 1851—1860
3 1861—1870
4 1871—1880
5 1881—1890
6 1891—1900
Список литературы
Введение
Список крупнейших океанских, морских и речных катастроф произошедших в XIX веке
1. 1800—1850
· 1800 — 17 марта на рейде Ливорно загорелся и взорвался британский линейный корабль «Королева Шарлотта» (англ. Queen Charlotte). Из 859 человек на борту погибло 673.
· 1807 — 14 февраля близ острова Тенедос сгорел британский фрегат «Ajax». Около 300 человек погибли.
· 1811 — 24 декабря произошла крупнейшая двойная морская катастрофа первой половины XIX века: близ побережья Ютландии разбились британские линейные корабли «Deffence» и «St-George». Общее число погибших в этом кораблекрушении превысило число жертв на «лайнере Лузитания» и составило 1318 человек (на первом судне из 593 человек спаслось лишь шесть членов экипажа, на втором корабле из 738 человек находившихся на борту выжили только семь).
· 1832 — 12 апреля Американский колёсный пароход «Brandyvane» сгорает на Миссисипи. Погибает 260 человек.
· 1833 — 11 мая после столкновения с айсбергом затонул в Атлантическом океане английский парусник «Владычица Озера» (англ. Lady of the Lake). Погибли 215 человек.
· 1837
— 16 февраля в кораблекрушении английского парусника «Jane and Margaret» близ острова Мэн погибло более двухсот человек.— 9 мая в США на реке Миссисипи погибли 175 человек во время пожара на колёсном пароходе «Sherrod».— 29 октября на реке Миссисипи затонул, в результате столкновения с другим судном, пароход «Monmuuth», Погибли 234 человека.
· 1838 — 14 июня на пути из города Саванна в порт Балтимора близ берегов Северной Каролины взорвались паровые котлы американского колёсного парохода «Пьюласки» (англ. Pulaski). В результате чрезвычайного происшествия погибли 140 пассажиров и членов экипажа корабля.
· 1840 — 13 января на пути из Нью-Йорка в Стонингтон потерпел катастрофу «Лексингтон» (англ. Lexington) — колёсный пароход шедший под флагом США. В результате возникшего на борту судна пожара погибли сто сорок человек.
· 1841
— 19 февраля выполняя рейс из Ливерпуля в Нью-Йорк, недалеко от юго-западного побережья Альбиона столкнулся с другим водным судном и затонул американский парусный корабль «Govener Fenner». Число погибших — 122 человека.— 9 августа на озере Эри на борту одноимённого парохода (англ. Erie) произошёл пожар жертвами которого стали 175 человек.
· 1842 — 30 августа между Северным и Балтийским морями, проливе Скагеррак наскакивает на подводные камни и терпит крушение идущий под Андреевским флагом «Ингерманланд» — 74-пушечный линейный корабль Военно-Морского Флота Российской империи. В результате катастрофы погибли 340 человек.
· 1847
— 28 апреля следуя из Лондондерри в Квебек потерпел кораблекрушение с британский парусник «Exmouth». Погибли 248 человек, спасти удалось лишь троим.— 21 ноября в результате пожара погибает на озере Мичиган голландский пароход «Феникс» (англ. Phoenix). Жертвами катастрофы стали 240 человек.— 20 декабря фрегат «Мститель» («Avenger») с Юнион Джеком на мачте терпит крушение около побережья Африки. Из экипажа численностью в двести человек сумели спастись лишь четыре офицеров и пять матросов, остальные (191 человек) погибли.
· 1848 — 24 августа в устье реки Мерсей загорелся «Монарх Океана» (Ocean Monarch) — американский парусник. Трагедия призошла почти сразу после выхода из порта Ливерпуль. Итог катастрофы — более двухсот погибших.
· 1850
— 30 марта пароход «Royal Adelaide» под американским флагом наскочил на мель близ города Маргит. Погибли четыреста человек.— 23 октября на рейде порта Константинополя произошёл мощный взрыв на борту флагманского турецкого линейного корабля «Neiri Shevkat». Погибли более пятисот человек, в числе которых был вице-адмирал Махмуд-паша со своей свитой. Количество пострадавших — раненых, травмированных и покалеченных превысило две сотни.
2. 1851—1860
· 1851 — 29 января на реке Миссисипи после сильного удара о топляк (притопленный ствол крупного дерева) потерпел кораблекрушение колёсный пароход «John Adams», в результате чего погибли 123 человека.
· 1852
— 4 января в Атлантике загорелся самый большой (по мнению британской прессы) деревянный колёсный пароход в мире «Амазонка». Около ста погибших.— 26 февраля британский фрегат «Биркенхед» («Birkenhead») затонул после удара на подводный камень около мыса Доброй Надежды. Из 630 человек на борту погибают 454 члена экипажа парусно-колёсного судна.— 20 августа на озере Эри, после столкновения с другим судном терпит крушение американский пароход «Atlantic». В катастрофе погибли более 250 человек.
· 1853:
— 3 мая недалеко от Багамских островов при кораблекрушении парусника «William and Mary» (США) погибли 170 человек.— 29 сентября близ Шотландии гибнет на скалах парусное судно «Annie Jane». Жертвами трагедии стали 348 человек.— 24 декабря неподалёку от побережья штата Калифорния затонул американский пароход «Сан-Франциско» (англ. San Francisco). Перед этим на судне начала свирепствовать жёлтая лихорадка. общее число погибших в этом путешествии составило 240 человек.— 30 декабря на пути из Ливерпуля в Бостон близ острова Сиил садится на мель и тонет парусное судно «Стаффордшир» (англ. Staffordshire). Погибли 178 человек.
· 1854:
— 21 января произошло кораблекрушение RMS Tayleur.— 29 апреля столкнулись два парусных судна «Favourite» (Германия) и «Hespera» (США). После удара немецкий корабль затонул, при этом погиб 201 человек.— 10 мая Выйдя из Мадраса попало в шторм и затонуло парусное судно «Lady Nugent». Погибло более четырёхсот человек.— 27 сентября пассажирский пароход «Арктика» («Arctic») направляясь с Британских островов в Новый Свет столкнулся с пароходом Веста («Vesta») (Франция) и затонул у мыса Рейс. Итог аварии — 350 погибших.— 13 ноября парусный корабль «New Era» (США), на пути из Бремена в Нью-Йорк, разбился в 15 милях к югу от мыса Сэнди-Хук. Погибли более трёхсот человек.— 13-16 ноября во время сильнейшего шторма у Балаклавы британский фрегат «Prince» (более известен как «Черный принц») и десять других кораблей англо-французской эскадры погибли. Погибли более 500 человек.
· 1855 — 1 мая недалеко от города Фалмут разбился о скалы британский парусник «John». В результате ЧП погибли 196 человек.
· 1856:
— 30 января На мелководье разбилось парусное судно «Cazador» ВМФ Чили. Погибли 315 военнослужащих из 358 находившихся на борту.— 20 февраля после столкновения с айсбергом затонул американский парусник «John Ratlege». В катастрофе погибли 135 человек.— 2 ноября в Атлантике, близ острова Нантакет затонул, после столкновения с другим судном, пассажирский пароход «Lyonnals». Погибли 260 пассажиров и членов экипажа корабля.
· 1857:
— 26 июня следуя из Квебека в Монреаль загорелся пароход «Montreal». Огонь унёс жизни 250 человек.— 20 августа из-за ошибки навигатора налетел на скалы и затонул около города Сидней клипер Соединённого королевства «Duncan Dunbar». Из 113 людей находившихся на борту судна чудом выжил только один.— 10 сентября российский военный линейный корабль «Лефорт» попал в шторм на Балтике и затонул. Погибло 826 человек.— 12 сентября идя из Гаваны в Нью-Йорк, во время шторма затонул пароход «Central America» (США). Погибли более четырёхсот человек.
· 1858:
— 13 июня на реке Миссисипи близ Мемфиса у американского колёсного парохода «Пенсильвания» англ. Pennsylvania взорвался паровой котёл. В результате погибли 160 человек.— 13 сентября Германское паровое колёсное судно «Австрия» англ. Austria загорелось во время рейса Гамбурга в Нью-Йорк. в результате кораблекрушения погиб 471 человек.
· 1859:
— 27 апреля на пути из Ливерпуля в Нью-Йорк затонул на мелководье близ Ирландии американский парусный корабль «Pomona». Число погибших составило 388 человек.— 25 октября На скалы Альбиона выбросило штормом клипер «Royal Charter» В кораблекрушении погибли 456 матросов, морских офицеров и пассажиров.
· 1860:
— 19 февраля близ мыса Сейбл выбросило на скалы пароход «Hungaria». Погибли 205 человек.— 18 августа Паровой клипер «Пластун» ВМФ России после взрыва крюйт-камеры (порохового погреба) затонул в течение двух минут. Погибли 75 членов экипажа, выжили лишь 35.— 19 сентября Паровой фрегат турецкой эскадры «Ertogrul» потерпел крушение близ Японских островов. Из 609 человек на борту судна погибли 540.
3. 1861—1870
· 1861 — 8 сентября на озере Мичиган столкнулся с другим судном и затонул пассажирский пароход «Lady Elgin» (США). В результате катастрофы погибли триста человек.
· 1862 — 27 июля следуя рейсом из Сан-Франциско в Панаму загорелся и затонул американский пароход «Golden Gate». В результате пожара погибло 258 человек. выживших в катастрофе — 80.
· 1863:
— 7 февраля близ Новой Зеландии потерпел крушение британский пассажирский пароход «Орфей» англ. Orpheus. Погибли 190 человек.— 27 апреля на скалах близ мыса Рейс в условиях сильного тумана потерпел кораблекрушение пассажирский пароход «Anglo-Saxon». Жертвами катастрофы стали 237 человек.
· 1865:
— 27 апреля на реке Миссисипи близ Мемфиса вследствие взрыва парового котла затонул колесный пароход «Султанша», который вёз на север освобождённых пленных солдат северян. Погибли 1653 человека, спаслись в катастрофе 741 человек. Более семидесяти скончались чуть позже. Это кораблекрушение по сей день удерживает печальный рекорд по числу жертв на речном транспорте и является (по числу жертв) самой масштабной катастрофой века[1].— 24 августа близ города Калькутта потерпел катастрофу во время шторма парусник «Eagle Speed». Погибли 265 человек.
· 1866:
— 11 января в далёком Бискайском заливе потерпел крушение во время шторма британский пароход «Лондон» (London). В результате катастрофы погибли 220 человек.— 30 января во время рейса по реке Миссисипи взорвался паровой котёл на корабле Майами (англ. Miami). Число жертв -150.— 3 октября следуя из Нью-Йорка в Новый Орлеан затонул пассажирский пароход «Вечерняя звезда» («Evening Star») под флагом США. Погибло 250 человек.
· 1869:
— 20 февраля в Адриатическом море взорвался выполняя учебный рейс паровой фрегат «Radetzky» (Австро-Венгрия). Трагедия унесла жизни 345 человек.— 27 октября в результате пожара во время рейса по реке Миссисипи американского парохода «Stonewall» погибли около двухсот человек.
ВОЗ предупредила о катастрофе при отмене мер по COVID-19 без контроля :: Общество :: РБК
Фото: Darrian Traynor / Getty Images
Всемирная организация здравоохранения поддержала открытие стран после карантина, но призвала продолжить соблюдать меры предосторожности для предотвращения катастрофы. Об этом заявил на брифинге генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус.
«ВОЗ полностью поддерживает усилия по открытию экономик и сообществ. Мы хотим видеть, как дети возвращаются в школы, а люди — на свои рабочие места. Но мы хотим видеть, как это происходит в безопасности. В то же время ни одна страна не может сделать вид, что пандемия закончилась. Реальность такова, что коронавирус легко распространяется», — отметил он.
Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 9 апреляГебрейесус подчеркнул, что чем лучше страны держат под контролем ситуацию с коронавирусом, тем больше ограничительных мер они могут снимать и открываться. «Открытие без контроля — это рецепт катастрофы», — добавил глава ВОЗ.
По его словам, государства, сообщества и люди должны предпринять как минимум четыре шага перед возвращением к нормальной жизни: предотвратить передачу коронавируса среди групп людей, защитить наиболее уязвимые для вируса группы, вносить вклад в обеспечение безопасности общества и принимать меры для выявления, изолирования, тестирования и лечения заболевших.
Чей ответ на COVID-19 лучше
Крупные катастрофы и бедствия случаются все чаще. В 1970-х – начале 1980-х было «всего» 800–1100 «ужасов» каждые пять лет (спокойное было время). Потом резкий скачок: вокруг 1990-х уже 2000–2200 бедствий и катастроф каждые пять лет. А с 1996 г. каждые пять лет происходит не меньше 2800–4000 катастроф, заметных на глобальном уровне. Такова статистика, ведущаяся Университетом Лёвен (Бельгия).
Ежегодное число таких событий в последние четверть века колеблется в пределах 500–800. Количество природных катастроф (вода, воздух, огонь) выросло в 1980–2019 гг. в 4 раза, а эпидемий и пандемий – более чем вдвое.
В чем причины? Главная – мы сами с так называемыми антропогенными воздействиями. Частота рукотворных глобальных негативных событий – особо влиятельных, таких как пандемия-2020, – выросла в 2–3 раза за 10 лет (без учета войн).
В 1990–2000 гг. в России регистрировалось 150–200 опасных гидрометеорологических явлений, затем 250–300 в год, а начиная с 2007 г. – в среднем больше 400 в два года. В последние 20 лет они все более разрушительные, свидетельствует Росгидромет. Техногенные чрезвычайные ситуации в России тоже нарастают: в 2010 г. – 157, в 2015 г. – 179, в 2018 г. – 190, в 2019 г. – 202 (МЧС, 2010–2019 гг.).
Впрочем, до пандемии-2020 можно было спокойно попивать чай. Ни птичий грипп, ни романтическое извержение вулкана Эйяфьядлайёкудль с приостановкой авиаполетов на пару дней Россию вообще не задели. Это детский лепет в сравнении с COVID-19 в 2020 г. А что будет в 2021-м? McKinsey дала три сценария развития пандемии. Согласно лучшему она с наибольшей вероятностью закончится в середине 2021 г., по наиболее предполагаемому – в III–IV квартале 2021 г., по худшему – в I квартале 2022 г.
Стала проглядывать новая реальность – экономика катастроф. В ней видны черты военной, мобилизационной экономики с ограничениями базовых свобод, с запретами от государства, заходящими далеко за черту обыденности, с надзором за каждым и, наконец, с наказаниями. Да, за то, что ты не наденешь маску, еще не расстреляют, но штраф схлопотать уже можно.
В мире появляется нечто новое – экономические жертвы. Как и во время войны, власти жертвуют частью населения ради того, чтобы «все работало». А за ошибки платит население – там царит естественный отбор. В пандемию-2020 заплатили старшим поколением, теми, кому 65+, а еще больными и слабыми.
Это относится не только к России, это верно для всех стран мира, кроме Китая. Нет государств, которые бы во вторую волну пандемии вводили локдауны в полном объеме, как весной 2020 г. Правительства действуют, стараясь защитить и экономику, и население. И упускают ситуацию, как это произошло в Чехии: там число новых случаев COVID-19 достигло 8000–9000 в день. И это при 10 млн живущих в стране – для России это означало бы больше 130 000 случаев заражения в день.
Обозначилось несколько моделей ответов обществ на вызовы катастроф.
Китай – полный успех: сразу закрутить гайки, максимум закрытости, дотерпеть, «убить гадину» – и все на волю. Через девять месяцев никакой второй волны пандемии, число новых случаев COVID – 10–30 в день, смертей – ноль. Рост ВВП во II квартале 2020 г. – 3,2%, в целом за 2020 г. – 1,9%, в 2021 г. – 8,2% (прогноз МВФ).
Шведская модель – минимум ограничений, все перемелется само собой, надо только добраться до естественного иммунитета. Максимум смертей, особенно среди старших. Смертность за все время – 5,9% от числа заражений (в первую волну гораздо выше). Вторая волна есть. Заразившихся – 1% населения. Экономика все равно падает: во II квартале 2020 г. – на 8,6%, за весь 2020 год будет минус 4,7% (прогноз МВФ).
Американская модель – кто в лес, кто по дрова. Личные свободы превыше всего. Неравновесные ограничения в разных частях страны. Что в итоге? Неутихающий пожар. Смертельная первая волна – прежде всего в Нью-Йорке. Вторая волна есть: до 60 000–70 000 новых случаев в день. Число тех, кто попал в статистику по COVID, – 2,4% населения страны. Смертность – 2,7% за все время (весной гораздо выше). Падение ВВП во II квартале – 9,5%, за 2020 г. будет минус 4,3% (прогноз МВФ).
Германская модель – сразу же локдаун, затем освобождение, но люди дисциплинированны и осторожны. Заболело 0,4% населения. Вторая волна есть, но несопоставима с теми странами, где народ летом 2020 г. пошел вразнос. Смертность – 2,8%. Падение ВВП на 10,1% во II квартале 2020 г., за 2020 г. будет минус 6% (прогноз МВФ).
Что ж, пандемия в разгаре. Гадаем, кому подражать. И взгляд сам собой оборачивается на восток. Китай даже не пообтрепался. И что же нам, в китайцев превратиться?
Как из пандемии, из будущих народных бед выйти так, чтобы каждого, кто ведет себя осмысленно, сберечь? Как выжить в естественном отборе народов? Как сделать так, чтобы будущие глобальные бедствия не усилили сокращения российского народа? Эта всеми проклятая «естественная убыль» и так идет каждый год – на несколько сотен тысяч душ!
Катастрофы – это еще и вызов каждой семье. Новый образ жизни, где ты должен быть автономнее, чем раньше. Где ты сам отвечаешь за жизнь или смерть в семье. Государство даст тебе только минимум. Экономика катастроф, как в войну, – это механизм естественного отбора, ничем не смягченный в том, как он применен к людям. Это нужно понять, принять – и измениться.
Почему глобальные катастрофы не ходят поодиночке и чем это грозит человечеству
- Сет Баум
- эксперт по катастрофическим рискам, для BBC Future
Автор фото, Getty Images
Такие всемирные катастрофы, как, например, ядерная война, глобальная пандемия или вышедший из повиновения искусственный интеллект, могут иметь для будущего цивилизации более тяжелые последствия, чем нам представляется.
Семья моего отца переехала в США в 1930-е годы. Евреи, они бежали от нацистов. Моя жизнь сложилась хорошо, и, думаю, я должен быть благодарен за то, что все так получилось.
Тем не менее я не могу не задумываться над тем, как бы выглядел наш мир, если бы Второй мировой войны и Холокоста не было.
Все те люди, которые тогда погибли — у них родились бы потомки, которые и сегодня были бы живы? И их жизнь сложилась бы так же удачно, как и у меня? Возможно, я даже дружил бы с кем-то из них или был бы их соседом? Да и родился бы я в том, предполагаемом варианте мира без войны?
Когда люди размышляют о катастрофах, принесших много жертв, они почти всегда думают о непосредственном ущербе: более 50 млн человек погибло во Второй мировой, около 15 млн — в Первой мировой, а при землетрясении 2010 года в Гаити — около 160 тысяч.
Но эти цифры ничего не говорят о долгосрочном ущербе — о людях, которые могли бы продолжать жить, а не живут, о том, каким бы был наш мир без глобальных трагедий.
Такие последствия труднее задокументировать. Однако это не делает их менее важными.
Действительно, если мы отойдем на шаг и посмотрим на долгосрочные обстоятельства, то увидим, что некоторые катастрофы — самые крупные из них — можно поставить в один ряд с самыми важными событиями в человеческой истории.
66 млн лет назад Мел-палеогеновое вымирание (мел-третичное, мел-кайнозойское, K-T вымирание, одно из пяти так называемых «великих массовых вымираний», на границе мелового и палеогенового периода. — Прим. переводчика) стерло с лица Земли всех динозавров и освободило место на нашей планете для млекопитающих — в том числе и для нас, людей.
Задолго до этого, примерно 2,5 млрд лет назад, так называемая Кислородная катастрофа (глобальное изменение состава атмосферы Земли, произошедшее в самом начале протерозоя, в период сидерий. — Прим. переводчика) уничтожила почти все анаэробные организмы и создала условия для нас, дышащих кислородом.
Если бы этих двух катастроф не случилось, то людей и многих других видов, ныне существующих на Земле, скорее всего, просто не было бы.
Вот почему я и другие исследователи, изучающие глобальные катастрофические риски, считают, что одним из главнейших приоритетов в XXI веке должно стать недопущение подобного развития событий.
Деятельность человека превратила нашу эру в одну из самых опасных в истории планеты. И если мы посмотрим на то, какое воздействие мы окажем на тысячелетия вперед, то поймем — речь идет не только о сохранении жизни людей сегодня, речь идет о защите нашего будущего, нашего потенциала и миллиардов наших потомков, чья жизнь может навсегда измениться.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Последствия изменения климата могут сделать человечество более уязвимым перед лицом другой катастрофы
В каком-то смысле сегодняшнее воздействие человека на планету — это как быстрый рост организмов, когда-то приведший к Кислородной катастрофе.
Та катастрофа была вызвана кислородным фотосинтезом получивших распространение цианобактерий. В процессе фотосинтеза в атмосферу выделяется кислород. Цианобактерии делали это в таких масштабах, что кислорода в атмосфере стало слишком много — анаэробные организмы просто не могли с этим справиться и гибли.
Люди стали первыми на Земле существами, которые развивают науку, технологии, сельское хозяйство и промышленность. И делаем мы это в таких масштабах, что уже сейчас погубили множество других видов. И если не будем осторожны, то погубим и себя.
Перечень зависящих от человека катастрофических рисков всем хорошо знаком: ядерное оружие, глобальное потепление вместе с другими экологическими потрясениями, пандемии, сотворенные в биотехнологических лабораториях, вышедший из-под контроля человека искусственный интеллект и некоторые другие, последствия которых известны нам только по фантастическим фильмам.
На самом деле это не просто перечень — это сеть взаимосвязанных рисков. Например, глобальное потепление может дестабилизировать нашу цивилизацию, ослабив ее перед лицом других возможных катастроф (об этом чуть ниже).
И всё это — вдобавок к постоянному риску природных катастроф, таких как столкновение Земли с астероидом, извержение вулкана или всего вместе (комбинация, которая, возможно, погубила динозавров).
В большинстве катастрофических сценариев трудно предсказать, чем они обернутся для человечества.
Нас сейчас 7,6 миллиарда, мы рассеяны по всей планете, мы научились приспосабливаться к самым разным обстоятельствам и условиям, поэтому велика вероятность того, что, по крайней мере, некоторые из нас выживут.
Суть исследования состояла в том, чтобы попытаться понять, как будет выглядеть наша цивилизация (и жизнь наших прямых потомков) через миллионы, миллиарды и даже триллионы лет.
И хотя невозможно точно спрогнозировать, какую форму обретет человеческая цивилизация через такое огромное (да и не такое огромное тоже) количество лет, мы, тем не менее, можем прийти к некоторым общим заключениям.
Если человечеству удастся избежать катастроф (или мы сможем быстро восстановиться после них), то тогда у нас впереди — сияющее будущее. Будущее, обогащенное преобразующими технологиями и выходом за пределы Земли.
Но если мы не сможем избежать настоящей катастрофы, вред от нее может быть необратимым.
Катастрофа, которая приведет к истреблению человечества, естественно, будет означать конец нашей цивилизации. Но даже если часть людей выживет, человечество в целом уже вряд ли достигнет такого же уровня развития, как сейчас.
Сельское хозяйство и промышленность особенно важны для восстановления. Чтобы лучше понять, как катастрофа может изменить будущее, давайте рассмотрим один пример: мировая ядерная война, в которой участвуют все ядерные державы — Китай, Франция, Индия, Израиль, Северная Корея, Пакистан, Россия, Великобритания и США.
Только очень масштабная война способна втянуть в боевые действия все эти государства. Более вероятный сценарий — участие в ней только России и США, которые сообща владеют более чем 90% мирового ядерного арсенала.
Но рассмотрим все же самый худший сценарий. Даже при нем большая часть планеты все-таки избежит разрушений.
В частности, в Африке и Латинской Америке много стран, которые не являются союзниками или врагами ни одной из нынешних ядерных держав.
Граждане этих государств, скорее всего, останутся целы — так же, как и те, кто живет в странах, обменявшихся ядерными ударами, но в местах, далеких от военных объектов или больших городов.
Мир, в котором окажутся выжившие, изменится очень быстро. Вдобавок к общественной и политической неразберихе будут утрачены многие ключевые элементы экономики.
Глобальные торговые сети уверенно себя чувствуют в отработанной схеме действий в обычных условиях, но теряются при малейших сбоях системы. А сбои от ядерной войны нельзя будет назвать «малейшими».
В первые же недели (а может быть, и дни) после ядерных ударов население Земли ощутит дефицит товаров потребления, запчастей и многих других элементов нормальной жизни, без которых промышленная инфраструктура окажется парализована.
Довольно скоро начнут проявляться последствия для глобальной экологии. Ядерные взрывы настолько мощны, что пыль и пепел от горящих городов поднимутся в стратосферу (второй слой атмосферы в 7 км над поверхностью Земли на полюсах и в 20 км на экваторе).
Стратосфера лежит над облаками, так что всё, что поднимется туда, уже не смыть дождем. В течение нескольких месяцев загрязнение распространится на всю планету и останется на годы.
Оно будет закрывать солнечный свет, охлаждая поверхность Земли, уменьшая количество осадков — а все это очень плохо для сельского хозяйства.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Северная Корея с торжеством показывала свои ядерные испытания
От голода, причиной которого станет ядерная война, умрут многие по всему миру — возможно, даже больше, чем от самих ядерных ударов. Но кто-то выживет и здесь.
У человечества существуют запасы продовольствия, которые помогут некоторым остаться в живых и дождаться времени, когда небеса над планетой очистятся.
Это, конечно, при условии, что запасы останутся нетронуты в ходе ударов.
Сочетание мирового голода и разрушений после войны — серьезное испытание для цивилизации. Тем не менее, вполне возможно, что выжившим удастся поддерживать образ жизни, близкий к тому, к которому мы привыкли сейчас.
Но, учитывая все обстоятельства, в которых окажутся люди, будет вполне объяснимо, если наша цивилизация придет в упадок и исчезнет, как это уже происходило с предыдущими цивилизациями, от Египта до острова Пасхи.
Как видим, катастрофы часто взаимосвязаны. Последствия могут длиться многие годы.
Ядерная война — это не просто ядерная война. Это разруха в экономике и сельском хозяйстве.
Степень сопротивления цивилизации разрушительным факторам зависит и от того, насколько она уже была ослаблена — например, глобальным потеплением и прочей экологической деградацией.
Ядерная война может спровоцировать дальнейшие катастрофы — например, пандемию (из-за разрушения системы здравоохранения) или геоинженерную катастрофу (что приведет к ускорению изменений климата). Такой сценарий мы с коллегами назвали «двойной катастрофой».
Поэтому важно изучать катастрофы не по отдельности, а в их сочетании друг с другом.
У меня часто спрашивают, риск какой катастрофы наиболее высок, но это неправильный подход. Мы стоим перед системой взаимосвязанных катастрофических рисков, а не перед набором отдельных рисков.
Для оценки системы и для выработки наиболее эффективных путей сопротивления ей мы с коллегами разработали концепцию комплексной оценки катастрофических рисков.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Ведущие натуральное хозяйство крестьяне в случае катастрофы будут иметь преимущество над всеми остальными людьми, поскольку ни от кого не зависят
Независимо от того, что повлечет за собой та или иная катастрофа, встает вопрос: а что будет дальше? Если человечество вымрет, то ответить, конечно, легко: нашей цивилизации конец.
Но если кто-то все же выживет, то ответ не так прост.
Если цивилизация прекратит функционирование, то оставшиеся в живых будут предоставлены самим себе — им придется самим заботиться о своем здоровье и всем остальном.
Сегодня большинство людей живет в городах, им будет трудно научиться, допустим, выращивать хлеб. (Спросите себя: вам известно, как выжить в мире, где отсутствуют привычные нам всем магазины, электричество, отопление и проч.?)
Ирония ситуации состоит в том, что самыми успешными в пост-катастрофном мире будут крестьяне, ведущие натуральное хозяйство, ныне принадлежащие к самому бедному населению Земли.
Одной из главных задач уцелевшей части человечества станет репродуктивность. Оставшееся население должно быть достаточно большим и достаточно единым для того, чтобы обеспечить появление новых поколений землян. Иначе люди рано или поздно вымрут.
Ученые полагают, что для того, чтобы поддерживать генетически жизнеспособную численность населения, необходимо от 150 до 40 000 человек. Чем более благоприятны условия, тем меньше людей требуется.
Жизнь в пост-катастрофном мире будет осложняться еще и тем, что большая часть природных ископаемых и других ресурсов уже выбрана и использована человечеством. Да и промышленные загрязнители будут еще долго оставаться в атмосфере и почве (вдобавок к последствиям ядерной войны).
Мегаполисы, между тем, можно рассматривать, как склад полезных материалов — например, стали.
С другой стороны, некоторые энергетические ресурсы никуда не денутся — например, энергия ветра и гидроэнергия.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Такие виды ископаемого топлива, как уголь, в мире после катастрофы будет трудно добыть из-за разрушения промышленности
Планирование действий на случай катастроф будущего может выглядеть абстрактным занятием, далеким от проблем, которые нам приходится решать сегодня.
Но важно признать: действия, которые мы предпринимаем сегодня, способны повлиять в долгосрочном плане на пути нашей цивилизации.
Практически мы сегодня выбираем, у кого будет шанс выжить, и какой будет эта жизнь.
Чтобы легче было понять важность этого, представьте, что в мире никогда не было ни Холокоста, ни Второй мировой войны.
В таком мире люди, погибшие в катастрофе середины XX века, были бы живы и, возможно, прожили бы долгую, счастливую жизнь. В нашем мире этих людей нет.
Конечно, нам не под силу вернуться в прошлое и изменить события. Но мы можем изменить то, что мы делаем прямо сейчас — чтобы избежать будущих катастроф. Особенно таких, которые могут повлиять на будущее всей человеческой цивилизации.
Для наших потомков важно, чтобы у нас это получилось.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.
Катастрофы XIX века
XIX век был временем большого прогресса, но также был отмечен крупными бедствиями, включая такие известные бедствия, как наводнение в Джонстауне, Великий чикагский пожар и огромное извержение вулкана Кракатау в Тихом океане.
Растущий газетный бизнес и распространение телеграфа позволили публике читать обширные сообщения о далеких бедствиях. Когда в 1854 году затонул SS Arctic, газеты Нью-Йорка активно соревновались за получение первых интервью с оставшимися в живых.Десятилетия спустя фотографы стекались, чтобы задокументировать разрушенные здания в Джонстауне, и обнаружили оживленный бизнес по продаже гравюр с изображением разрушенного города в западной Пенсильвании.
Пожар в Чикаго изображен на литографии Карриера и Айвза. Исторический музей Чикаго / Getty ImagesПопулярная легенда, которая живет сегодня, гласит, что корова, которую доила миссис О’Лири, ударила по керосиновой лампе и зажгла пламя, уничтожившее весь американский город.
Рассказ о миссис С.Корова О’Лири, вероятно, неправда, но это не делает Великий пожар в Чикаго менее легендарным. Пламя действительно распространилось из сарая О’Лири, подогретое ветрами и направившееся в деловой район процветающего города. К следующему дню большая часть большого города превратилась в обугленные руины, и многие тысячи людей остались без крова.
Великий пожар в Нью-Йорке 1835 года. Getty ImagesВ Нью-Йорке не так много зданий колониального периода, и тому есть причина: огромный пожар в декабре 1835 года уничтожил большую часть нижнего Манхэттена.Огромная часть города вышла из-под контроля, и распространение огня удалось остановить только тогда, когда Уолл-стрит была буквально взорвана. Здания, намеренно обрушившиеся из-за пороховых зарядов, образовали стену из щебня, которая защищала остальную часть города от приближающегося огня.
СС Арктика. Библиотека КонгрессаКогда мы думаем о морских катастрофах, всегда приходит на ум фраза «прежде всего женщины и дети». Но спасение самых беспомощных пассажиров обреченного корабля не всегда было морским правом, и когда одно из величайших кораблей на плаву уходило ко дну, команда корабля захватывала спасательные шлюпки и оставляла большинство пассажиров на произвол судьбы.
Крушение SS Arctic в 1854 году было большой катастрофой, а также позорным эпизодом, потрясшим общественность.
Жертва холеры, изображенная в медицинском учебнике XIX века. Getty ImagesАмериканцы с ужасом наблюдали, как в газетных сообщениях рассказывалось, как холера распространилась из Азии в Европу и убила тысячи людей в Париже и Лондоне в начале 1832 года. Ужасающая болезнь, которая, казалось, заразила и убила людей в считанные часы, достигла Северной Америки тем летом. Это унесло тысячи жизней, и почти половина жителей Нью-Йорка сбежала в сельскую местность.
Вулканический остров Кракатау до того, как он взорвался. Коллекция Кина / Getty ImagesИзвержение огромного вулкана на острове Кракатау в Тихом океане вызвало, вероятно, самый громкий шум, когда-либо слышанный на Земле, и люди даже в Австралии услышали колоссальный взрыв. Суда забросали обломками, в результате цунами погибли многие тысячи людей.
И в течение почти двух лет люди во всем мире наблюдали жуткий эффект огромного извержения вулкана, когда закаты становились странными, кроваво-красными.Вещество вулкана попало в верхние слои атмосферы, и люди даже в Нью-Йорке и Лондоне, таким образом, почувствовали резонанс Кракатау.
Извержение горы Тамбора, массивного вулкана в современной Индонезии, было крупнейшим извержением вулкана XIX века. Это всегда было омрачено извержением Кракатау, произошедшим десятилетия спустя, о чем быстро сообщили по телеграфу.
Гора Тамбора примечательна не только непосредственной гибелью людей, но и странным погодным явлением, которое она создала год спустя — Годом без лета.
1821: ураган под названием «Великий сентябрьский шторм» опустошил Нью-Йорк
Уильям С. Редфилд, чье исследование урагана 1821 года привело к современной науке о штормах. Richardson Publishers 1860 / общественное достояние3 сентября 1821 года Нью-Йорк был застигнут врасплох мощным ураганом. На следующее утро газеты рассказали ужасающие истории о разрушениях, когда значительная часть нижнего Манхэттена была затоплена штормовой волной.
У «Великой сентябрьской бури» было очень важное наследие, поскольку житель Новой Англии Уильям Редфилд прошел по тропе шторма после того, как он прошел через Коннектикут.Отметив направление падения деревьев, Редфилд предположил, что ураганы представляют собой огромные круговые вихри. Его наблюдения, по сути, положили начало современной науке об ураганах.
1889: Потоп в Джонстауне
Дома, разрушенные во время наводнения в Джонстауне. Getty ImagesГород Джонстаун, процветающее сообщество трудящихся на западе Пенсильвании, был фактически разрушен, когда в воскресенье днем массивная стена воды хлынула вниз по долине. Тысячи людей погибли во время наводнения.
Оказалось, что всего этого эпизода можно было избежать. Наводнение произошло после очень дождливой весны, но на самом деле катастрофу вызвало обрушение непрочной дамбы, построенной для того, чтобы богатые сталелитейные магнаты могли наслаждаться частным озером. Потоп в Джонстауне был не просто трагедией, это был скандал позолоченного века.
Ущерб, нанесенный Джонстауну, был огромным, и фотографы бросились на место происшествия, чтобы задокументировать его. Это была одна из первых стихийных бедствий, которую широко фотографировали, и распечатки фотографий широко продавались.
историй разрушения и смерти в Нью-Джерси девятнадцатого века на JSTOR
Описание книги:По всем параметрам ураган «Сэнди» стал катастрофой эпических масштабов. Сэнди, самый смертоносный шторм, обрушившийся на Восточное побережье после урагана Дайан в 1955 году, унес жизни 37 человек и нанес ущерб на сумму более 30 миллиардов долларов в 2012 году только Нью-Джерси. Но в предыдущие века произошли собственные катастрофы.
In Disaster !, Алан А. Сигел знакомит читателей с двадцатью восемью самыми смертоносными стихийными и антропогенными бедствиями, обрушившимися на Нью-Джерси в период с 1821 по 1906 годы, от ужасных транспортных происшествий до неконтролируемых пожаров. вид, который сегодня редко можно увидеть.Как пишет Сигел в своем предисловии: «Ни одна из историй не заканчивается хорошо — тысячи погибших и раненых, а также миллионы потерянного имущества». Рассказы об этих пожарах, взрывах пароходов, кораблекрушениях, крушениях поездов и штормах рассказываются словами людей, которые лично пережили эти события, что придает ощущение непосредственности каждой истории.
Катастрофы проявляют в людях как самое худшее, так и лучшее. Сигел сосредотачивается на самых храбрых людях, включая пилота гавани Томаса Фриборна, который утонул при попытке спасти пятьдесят пассажиров и команду корабля, затонувшего на берегу Джерси, и Уорвика Грина, четырнадцатилетнего школьника, который спас раненых, «как герой». эпической поэмы «после крушения поезда на Хакенсакских лугах».Эти и многие другие истории о забытых подвигах храбрости перед лицом опасности приведут к катастрофе ! незабываемое чтение.
Пожары
Ньюарк — 27 октября 1836 г.
Кейп-Мэй-Сити — 5 сентября 1856 г.
Кейп-Мэй-Сити — 31 августа 1869 г.
Кейп-Мэй-Сити — 9 ноября 1878 г.
Ньютон — 22 сентября 1873 г.
Кейвен-Пойнт, Пожар на нефтеперерабатывающем заводе Джерси-Сити — 10 мая 1883 г.
The Standard Oil Fire, Байон — 5 июля 1900 г. Пароходные катастрофы
Нью-Джерси , Камден — 15 марта 1856 г.
Исаак Ньютон , Форт Ли — 5 декабря 1863 г. Обломки поезда
Берлингтон — 29 августа 1855 г.
Хакенсак Медоуз — 15 января 1894 г.
Приземление в мае — 11 августа 1880 г.
Остров Абсекон — 30 июля 1896 г.
Бордентаун — 21 февраля 1901 г.
The Thoroughfare — 28 октября 1906 г. Кораблекрушения
John Minturn , к югу от Mantoloking — 15 февраля 1846 г.
Powhattan , Beach Haven — 15 апреля 1854 г.
New Era , Сделка Пляж — 13 ноября 1854 г.
Нью-Йорк , к северу от залива Барнегат — 20 декабря 1856 г.
Вискей a и Корнелиус Харгрейвс , у побережья залива Барнегат — 30 октября 1890 г.
Делавэр , залив Барнегат — 8 июля 1898 года Стихийные бедствия
Метель 1988 года — 11-14 марта 1888 года
Великий сентябрьский шторм — 3 сентября 1821 года
Ураган по всему штату — 10 сентября 1889 года
Торнадо в Нью-Брансуике — 19 июня 1835 года
Камден Торнадо — 26 июля 1860 г.
Камден Торнадо — 3 августа 1885 г.
Торнадо Черри Хилл — 13 июля 1895 г.
Литературная и культурная история
РезюмеЭта диссертация представляет собой исследование дискурсов бедствий девятнадцатого века. века Англия и Франция.Я сосредотачиваюсь на различных катастрофических событиях, которые вызывают неотложные вопросы о социальной уязвимости в этот период, включая наводнения, железнодорожные столкновения, голод и эпидемии. Как часть повседневной жизни девятнадцатого века угроза бедствий предъявляла особые требования как к отдельным людям, так и к общественным образованиям. Мой проект прослеживает способы, которыми дискурсы катастрофы стали неотъемлемой частью жизненного опыта отдельных людей и коллективов. Таким образом, эта диссертация представляет собой феноменологическую историю катастрофического девятнадцатого века, исследование того, каково жить во время катастрофы.
В своих главах я сосредотачиваюсь на конкретных аспектах жизненного опыта и их связи с повествованиями о бедствиях. Мои чтения охватывают широкий спектр текстов, включая литературные произведения, а также научные, публицистические, медицинские и исторические дискурсы. В геологической работе Жоржа Кювье и Джорджа Элиота «Мельница на зубной нити » я идентифицирую нарративную логику надвигающейся катастрофы и соответствующего ей аффекта страха. Читая медицинские трактаты вместе с изображениями железнодорожных аварий Чарльзом Диккенсом, Робертом Луи Стивенсоном и Эмилем Золя, я выступаю за модель катастрофы как типа заразной общественной травмы.Наконец, в прочтении Bleak House я исследую зарождающиеся дискурсы катастрофизации и этической ответственности, которые возникли во время эпидемий холеры в середине девятнадцатого века. Разрабатывая эти дискурсы и их генеалогию в девятнадцатом веке, я предлагаю способ рассмотрения нашего собственного жизненного опыта в катастрофическом настоящем антропоцена.
Основное содержаниеЗагрузить PDF для просмотраПросмотреть больше