Иней это какое состояние воды: Агрегатные состояния воды | Питьевая вода ТМ Аквасвіт

Состояния воды. Агрегатные состояния воды – ПОЧЕМУХА.РУ ответы на вопросы.

Иней, роса и туман.

Маленькие капли росы на ниточках паутины или узоры инея на стекле можно увидеть лишь ранним летним утром, позже их уничтожают лучи восходящего солнца. Иней и роса возникают в результате ночного охлаждения воздуха. Когда атмосферная влага соприкасается с холодной поверхностью листьев или травы, жидкость конденсируется, покрывая растения росой. Во время заморозков таким же образом формируется иней — слой кристаллов льда, складывающихся иногда в красивейшие узоры. Туман — это воздух с высокой концентрацией водяного пара, он напоминает облако, располагающееся непосредственно над поверхностью грунта.

Капли, снежинки и льдинки.

Туча, состоящая из мельчайших капель и кристаллов льда, может содержать многие тонны воды. Иногда часть её выпадает на землю в виде атмосферных осадков — дождя, снега или града. Самый мелкий дождь, называемый изморосью, опускается на землю так медленно, что кажется, будто его капельки висят в воздухе. А самые крупные капли ливневого дождя могут достигать 8 мм в диаметре и нестись к земле со скоростью нескольких метров в секунду. Независимо от размера капли дождя имеют схожую форму — как правило, они округлы, лишь самые большие капли могут быть немного уплощенными снизу. Влага может высвобождаться из туч также в виде снежинок. Снежинки бывают разной формы — в зависимости от температуры влажности воздуха. Они отличаются очень низкой плотностью и обладают свойством приглушать окружающие звуки. Под влиянием низкой температуры и сильного ветра капли дождя могут превратиться во время полёта в льдинки и выпасть на землю в виде града.

Агрегатные состояния воды.

Чистая вода является соединением двух распространённых химических элементов — воды и кислорода. В условиях, свойственных нашей планете, большая часть воды пребывает в жидком состоянии и сохраняет его при нормальном давлении и температуре от 0°C до 100°C. Однако она может принимать вид твёрдого кристаллического тела (лед) или газа (пар). Замерзая, вода увеличивается в объёме — именно поэтому зимой могут лопаться водопроводные трубы. Следует помнить, что вода испаряется не только при очень высокой температуре — если оставить её в открытом сосуде на продолжительное время, уровень жидкости уменьшится.

Знаете ли вы, что:

  1. С кругооборотом воды в природе связаны многие интересные явления: например, дождь, снег, туман, роса или иней.
  2. Лёд — это вода в твёрдом состоянии. В зависимости от условий возникновения различают множество разновидностей льда (например, атмосферный или поверхностный лёд).
  3. Вода — один из факторов, определяющих вид окружающего нас мира — ледники и реки формируют долины, унося грунт к участкам поверхности, расположенным ниже по пути их движения.
  4. Вода — мощная, неподвластная человеку стихия.
  5. Вода не всегда сохраняет жидкое состояние — значительная часть резервов воды пребывает в твёрдой (лёд) или газообразной (пар) формах.
Предыдущая статьяРезервы водыСледующая статьяЧто такое воздух?

Иней и изморозь: в чём же разница?

Зима заканчивается, но вопросы остаются. Вопросы почти вселенского масштаба! И если разницу между гололедицей и гололедом многие уже знают, по крайней мере наши читатели (а кто не помнит, может посмотреть здесь), то вот разница между инеем и изморозью для многих остается загадкой. 

На первый взгляд их действительно можно перепутать: белые ледяные кристаллы на листьях, машинах, деревьях… Вроде бы иней? А вдруг изморозь? И вообще, не мифическая ли она, эта разница? Попробуем разобраться.  

Итак, главное – разница есть! Иней и изморозь – разные явления, хотя и в чём-то родственные. Роднит их результат, а именно — появление кристалликов льда на поверхности. Но вот количество этих кристалликов, как и когда они появляются – это всё отличается. 

Иней формируется на горизонтальных поверхностях: подойдут листья, стёкла и капот автомобилей, трава, асфальт и даже снег. Появляется иней в тихие и ясные ночи (обычно под утро), когда все эти поверхности активно излучают (а любое тело излучает, если только его температура не равна абсолютному нулю, то есть –273,16 ºС), причем заметно обгоняют воздух. Здесь важно, что ночь тихая и ясная: значит нет облаков – основных излучателей в атмосфере, которые и сами излучают, и могут задержать излучение от земли. В результате, температура того же капота машины под утро может быть на несколько градусов, и даже десятков градусов, холоднее температуры воздуха! Попробуйте — прислоните руку! Совсем рядом с такой поверхностью, в нескольких миллиметрах охлаждается и воздух. Ну а чем холоднее воздух, тем меньше воды он может содержать. В результате водяной пар сублимируется (то есть вода переходит сразу из газообразного состояния в твердое) на поверхности. Именно так образуется иней. 

Изморозь имеет совсем другую природу. Причина её появления – морозный туман, состоящий не из капель воды, а из кристаллов льда, по сути, облако ледяных кристаллов, которое опустилось до земли. Морозный туман – всегда адвективный. Появляется он, если относительно теплый воздух приходит на очень холодную поверхность. Воздух быстро остывает, и водяной пар переходит сразу в кристаллики льда, минуя жидкую фазу. То есть в отличие от инея, пар сублимируется не на поверхности, а в воздухе! И уже затем эти кристаллы намерзают на всё, что угодно: ветки, столбы, провода. Поверхности, где появляется изморозь, могут быть любой формы и находиться под любым углом! А иней, напомню, «любит» горизонтальные поверхности. И если толщина инея обычно не превосходит 2 мм, то у изморози она почти всегда превышает 5-7 мм, а иногда достигает 5-7 см! Иней ложится ровным слоем, а изморозь часто выглядит в виде длинных игл, более длинных с наветренной стороны. Еще один момент: иней всегда нарастает снизу, от поверхности, а изморозь намерзает от верхушек деревьев (ведь её родитель-туман – это опускающееся сверху облако), именно сверху она больше, чем снизу! 

Ещё проще запомнить разницу можно, если провести аналогию с летом: иней — это зимний брат росы (которая тоже образуется в тихую безоблачную ночь), а изморозь — сестра тех капель, которые оседают на всем, что попало в очень густой туман. 

Надеюсь, что теперь терминологическая путаница устранена… по крайней мере до следующего вопроса: «погодите-погодите, а что такое наледь??»

Александр Чернокульский

25.02.2015 16:22:27

Урок окружающего мира во 2-м классе «Круговорот воды в природе»

Цели:

1. Обучающие:

  • формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе;
  • учить работать с гипотезой (предположением через деятельный метод и практический подход).

2. Развивающие:

  • развивать приемы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез;
  • развивать умение получать информацию из различных источников.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать экологическое мышление;
  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Задачи:

  1. Расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение.
  2. Создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).
  3. Развитие разнообразных устных и письменных речевых умений.
  4. Развитие самоконтроля учащихся.
  5. Воспитывать любовь к родине, чувство товарищества и взаимопомощи.
  6. Базовые понятия урока: вещество, газообразное состояние, твердое состояние, жидкое состояние, свойства воды, круговорот воды, пар, туман, облако, иней.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

— Какое настроение мы возьмем сегодня на урок?

— Изобразите соответствующим цветом.

— Каким бы вы хотели видеть наш урок?

— Какие качества нужно вам проявить, чтобы получился такой урок?

— Сегодня на уроке ваши хорошие знания помогут нам подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, кому нужна вода, зачем нужна вода, всегда ли вода одинакова.

— Выскажите каждый свое предположение, запишите в тетрадь.

II. Повторение пройденного.

— Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду… И, наконец, те, кто любит лимонад!

— Какое вещество объединяет все эти вопросы? Вода! Именно она станет героиней темы, над изучением которой мы сегодня будем работать.

— Без воды невозможно представить себе нашу планету… Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от нее живые организмы сохранили на протяжении миллиардов лет. Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий организм на 70% состоит из воды… Недаром французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери посвятил воде восторженные строки: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что это такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились… Ты самое большое богатство на свете…»

— Много ли на свете воды? Давайте посмотрим на глобус… Из всех планет Солнечной системы лишь Земля имеет такие ее запасы. Моря и океаны, реки и озера, родники и колодцы, болота и ледники, тучи и пар – все это составные части водной оболочки Земли, которая называется гидросферой (карточка).

— Чем же интересен это чудо-материал, без которого не может существовать жизнь на планете? Каковы его свойства? Давайте вспомним основные свойства воды.

— Работу будем вести в группах (деление на три группы).

— Почему мы разделились на три группы? (Три состояния воды-жидкое, твердое и газообразное.)

Один ученик из группы вытягивает жребий-какое состояние воды будут обсуждать в группе.

Представление группы.

Расскажите о свойствах воды в каждом из состояний.

1 группа. Жидкое состояние воды.

План ответа:

— Где в природе встречается?

— Какими свойствами обладает?

а) бесцветная;
б) прозрачная;
в) запаха не имеет;
г) не имеет формы, растекается;
д) температура кипения +100 градусов;
е) температура замерзания 0 градусов.

Показ по карте (моря, океаны, реки, озера).

— Вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут гуси, и в синем море, где режет волны быстроходный глиссер.

Есть вода и под землей. Без нее не журчали бы родники на дне лесных оврагов, не бежали бы ручейки из подножия холмов, и никто бы не увидел сказочных пещер и подземных озер.

2 группа. Твердое состояние воды.

План ответа:

— Где в природе встречается?

— Какими свойствами обладает?

а) лед не имеет цвета, снег белый;
б) лед прозрачный, снег непрозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкуса не имеет;
д) лед имеет форму, снег рыхлый;
е) тает при температуре 0 градусов.

Показ по карте (Антарктида, ост. Гренландия, Северный полюс, вершины гор).

— Снежная белизна. Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.

— В чем же секрет белизны снега? (Пожалуй виноват разноцветный солнечный луч.)

— Какого цвета лед? (Никакого, он бесцветный.)

— Почему? (Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч целиком и остается бесцветным, таков закон природы.)

3 группа. Газообразное состояние воды.

План ответа:

— Где встречается в природе? (облака, туман, пар, испарение после дождя…)

— Какими свойствами обладает?

а) не имеет цвета, невидим;
б) прозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкус не имеет;
д) формы не имеет;
е) при охлаждении превращается в воду, при охлаждении ниже 0 превращается в кристаллики льда (иней).

— С детских лет до старости мы не устаем любоваться плывущими в небе облаками. И облака в небе, и туман над землей состоят из крохотных капелек воды. Эти капельки образовались из невидимого водяного пара. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей-туманом.

Вывод: вода находится на Земле в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

— Отгадайте загадки. Если правильно отгадаете загадки, у нас получится портрет воды. Распределите отгадки на три группы: вода в жидком, в твердом и газообразном состоянии.

На дворе переполох,
С неба сыпется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град.)

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака.)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (Туман.)

Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег.)

Вечером родится,
Ночью живет, утром умирает. (Роса.)

Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку,
Очень трудная загадка. (Дождь.)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

— Молодцы, ребята! Получился у нас портрет воды? Да, получился.

III. Изучение нового материала.

Учитель демонстрирует глобус.

— Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды.. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

Ответы детей.

— Я послушала ваши ответы. Кто прав, вы сейчас решите сами.

1. Опыт.

— Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит с водой? (Вода кипит, идет пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.)

— Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)

— Почему они образовались? (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)

— Этот процесс называется конденсация (карточка).

— Сделайте вывод. (Вода нагрелась. Стала испаряться. то есть превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получается круговорот.)

— Круговорот воды происходит и в природе. Проследим его на примере одной капельки, назовем его «Кругосветное путешествие Капельки».

— Жила-была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

(На доску в процессе рассказа крепятся рисунки-иллюстрации.)

Пригрело как-то яркое солнышко.

— Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей.)

— Да. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.

Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.

— В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.)

— И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит.

— Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

— Можно ли сказать, что вода вращается по кругу?

— Как можно назвать это явление в природе? (Круговорот.)

2. Словарная работа.

Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ».

— Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)

— ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.

3. Практическая работа.

Откройте Рабочую тетрадь с.30 з.69. Поставьте точку в том месте, где, по вашему мнению, вода начинает свое путешествие и при помощи стрелок покажите движение воды в природе.

— Пока вы выполняете задание подумайте: может ли вода исчезнуть с лица земли?

(Учитель проверяет выполнение работ, вызванный ученик обосновывает свой выбор.)

— Может ли вода исчезнуть навсегда? Почему?

Такое путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. (Появляется слайд со схемой круговорота.)

Откройте учебник на 122 странице. Прочитайте статью учебника со слов круговорот воды происходит и в природе.

— Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.

IV. Закрепление полученных знаний

Летом все понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет.

— Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Да, нет.)

— Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет.)

— Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу? (Сушить.)

— Поднимите руки, чьи родители сушат белье зимой на улице.

— Высыхает? (Да.)

Значит, вода испаряется и в мороз.

В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.

— Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (В виде снега.)

А снег – это вода. Круговорот воды бесконечен.

V. Домашнее задание.

Капелька очень любит путешествовать, ей всегда интересно бывать в новых местах, заводить новые знакомства. Она предлагает вам дома придумать сказку о ее путешествии и записать ее в тетрадь. А на следующем уроке расскажете историю об одном из путешествии.

Также для закрепления полученных знаний, прочитайте статью учебника на с. 122-125.

И ответьте на вопросы:

  1. Вода – это …
  2. Мне нужна вода, потому что …
  3. Я узнал (а), что вода умеет …
  4. Я хочу сказать о воде …

Скажем все вместе «СПАСИБО».

VI. Подведение итогов.

— Мы целый урок доказывали нашу гипотезу.

— В начале урока вы высказали свое мнение и записали в тетрадь.

— Чьи предположение совпали с теми выводами, которые мы сделали на уроке?

— У кого не получилось, не огорчайтесь, главное, в ходе урока вы пришли к правильным выводам.

VII. Рефлексия.

— Вспомните, с каким настроением вы начали работать на уроке? Давайте посмотрим, изменилось ли у вас настроение.

Иней, изморозь — это… — Гуслица Творческая Усадьба

17-18 апреля ВЕСЕННИЕ РЕЗИДЕНТСКИЕ СМОТРЫ в Гуслице
Выставки, перформансы, концерты и звуковые эксперименты.
Русское коллективное бессознательное, березы, серафимы, современное и не очень искусство.
Вход свободный, по списку регистрации https://art-guslitsa.ru/vesna2021

Весенние смотры — радостный повод встретиться в загородной резиденции, подвести итоги зимних исследований, проникнуться творениями и атмосферой Гу, пообщаться и погулять в лесу.

ПОДРОБНЕЕ ОБ УЧАСТНИКАХ

— «ГРАФИЯ» / проект Творческого Союза Художников России

Константин Худяков, AES+ F, Аннушка Броше, Андрей Бартенев, Владимир Потапов, Михаил Молочников, Ольга Солдатова, Кирилл Челушкин, Андрей Кузькин, Александр Евангели, Дарья Федорова, Маргарита Веретенцева (MARGARET), Катя Пугач, Александр Повзнер, Корней Брусков, Максим Татаринцев, Катя Игошина, Глеб Солнцев, Денис Колеров, Сергей Ануфриев, Тимофей Караффа-Корбут, Маруся Борисова, Рикардо Мурелли, Владимир Марин, Владимир Савостин, Данила Ткаченко, Гриша Мумриков, Константин Гребнев, Алексей Васильев, Арт Дедов, Марина Суслова, Максим Перелыгин, Виктор Рибас, Дмитрий Гришко, Илья Федоров, Татьяна Елизарова, Максим Сорокин, Вячеслав Ерещук, Алексей Гиляров, Алина Елисеева, Анжелика Гомиашвили, Даня Орловский, Ольга Климовицка и др.

Это масштабный проект, исследующий пустое пространство как важный феномен культуры.
Выставка объединяет графику, каллиграфию, литографию, биографию, шелкографию, этнографию, фильмографию, сценографию и др.

— «СНЫ БЕРЕЗ» / СПЕКТАКЛЬ И ВЫСТАВКА
Продолжение гуслицкой лаборатории перформанса ПОЛЕ:ТЕЛО исследующей русское коллективное бессознательное и жанр телесного повествования.
В этот раз лаборатория посвящена Березам, их памяти и снам, двойственности и графичности.
реж. Саша Зарахани и Миша Хумм

— «СЕРАФИМ МИХАЛЫЧ» / Серафима Сажина, персональная выставка
Шестикрылый ангел, живет в современном мире среди обычных людей.
На выставке представлено более 25 графических работ, текстильные ассамбляжи и керамика, а также видеоинсталляция.

— «ДОЛГОЕ МОЛЧАНИЕ» / Андрей Колосов, персональная выставка
Нечего сказать о том, что очевидно, очами видно.

— «ПОЭМА НА ВОЙНЕ — ВРЕМЯ ОДУВАНЧИКОВ»
ВИДЕО, СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ, МУЗЫКА, ПОЭЗИЯ, СКУЛЬПТУРА.
Визуальная концепция, танец, видео: Константин Гроусс
Поззия: Хуан Хосе Диаз Инфанте / Juan Jose Diaz Infante
Оригинальная музыка, аудио дизайн: Венус Рей / Venus Rey Jr
Голос: Альфонсо Луго / Alfonso Lugo
Скульптура: Виталий Алтабаев
Фильм снят в Творческой усадьбе «Гуслица»

— «ФАНТОМ» / Дмитрий Друганов, персональная выставка

— «ЗАПРЕТНАЯ АРХЕОЛОГИЯ» / Андрей Колосов, Камилла Любарт
Проект «Запретная археология» следует рассматривать как воссозданный в керамике культурный слой, музей в подлинном
значении этого слова — здесь ощущается присутствие муз.
Это архаика в чистом виде, не посуда и вазы, а скульптуры ваз, скульптуры сосудов, скульптуры чаш… Пантеон антропоморфных существ-ваз в окружении реликвий, которые
сопровождают их в путешествии
сквозь пространство и время.

— «ХРОНИКИ ВНУТРЕННИХ ПОСЕЩЕНИЙ» / Камилла Любарт, персональная выставка

— «ПРОРАСТЕНИЯ» / Владимир Соломатин, персональная выставка
В этой серии работ художник исследует визуальную тактильность — переживание опыта осязания посредством лишь визуального контакта, наблюдения.
Изобразительная основа — это образы растений, зверей, персонажей древних мифов в естественной среде обитания — природных цветах и неожиданных, но гармонических фактурах.

— «ЧЕЛОВЕЧКИ И КОСМОС» / Дмитрий Шалевич, персональная выставка
Серия работ «Человечки и космос» Дмитрия Федотова (ныне Шалевича) посвящена исследованию нашего пребывания и места во вселенной путём получения абстрактных образов, созданных преимущественно из танца цветов и контуров под услышанные автором звуки и музыку.

— «СЕКУНДЫ» / Ирина Николаева, графические миниатюры Зентангл
Проникновение театра в графику

— «КНИГА ЛУНЫ» / Лана Минина, поэтический перформанс

— ИНСТАЛЛЯЦИИ
«Березы-Реверберезы», «Сердце Леса» и др.

— ЗВУКОВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Звуки Гу, Шамантон, Петр Нестеров, Ester Lein, Олег Матвеев, Миша Хумм и др.

— МАСТЕРКЛАССЫ
Традиционные классы резиденции
по запросу: керамика, мозаика, графика и др.
Мастер-классы проводятся за доп.плату

Вход свободный, по предварительной регистрации на сайте https://art-guslitsa.ru/vesna2021

Если вы хотите приехать с ночевкой — пожалуйста, бронируйте номер заранее через сайт Гуслицы или по телефону +7(929)599-32-98

17-18 апреля, суббота-воскресенье
До встречи в Гу!

ИЗМОРОЗЬ И ИНЕЙ, ГОЛОЛЕД И ГОЛОЛЕДИЦА

Но надо знать и честь: полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест…

А. С. Пушкин. «Осень»

Не каждое дерево способно выдержать такую многотонную пушистую шубу. Но она из-за ничтожно малой плотности гололедно-изморозных образований все же несколько легче, чем кажется.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Так начинают расти кристаллы изморози.

Морозные узоры в доме на оконном стекле.

После тумана грянул мороз… Если не будет сильного ветра, то дерево выдержит такую нагрузку от гололедно-изморозных отложений.

Конфигурация гололедно-изморозных отложений на горизонтальных (А) и вертикальных (В) стержнях диаметром 5 мм.

Условные, но часто встречающиеся гололедные отложения на проводах: А — диаметр провода; В — наибольшая длина отложения; С — наибольшая ширина отложения.

Зима у нас в России и вправду холодная и уж очень длинная. Но зато как красива! До чего хороши бывают погожие, ясные морозные деньки.

Да и нельзя сказать, что зимой у нас только снег да снег. Метеорологи различают удивительно много зимних образований: зернистая изморозь, кристаллическая изморозь, мокрый снег, замерзшая роса, иней, инеевые цветы…

Возникновение и рост всех их связаны с процессами кристаллизации переохлажденных капель дождя, мороси, тумана. Общность происхождения роднит, делает похожими. Но конкретные условия их образования: влажность воздуха, перепады температуры, рельеф местности, направление ветра — никогда не могут быть все одинаковыми, отсюда — непохожесть. Особенно, если одно явление природы наслаивается на другое: изморозь на гололед, гололед на изморозь, а на них еще холодный дождь — поди тут разберись!

А разобраться надо. Иначе не будем знать, какой ущерб может принести то или иное явление, какие меры защиты следует применить.

В морозную туманную погоду на ветвях и сучьях деревьев, на проводах, на заборах появляется изморозь — это отложения ледяных кристаллов. Они выглядят чрезвычайно красиво, придают лесу, парку поразительную нарядность. Их нередко называют инеем, но это неправильно.

Иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. А изморозь, наоборот, осаждается главным образом на проводах, на вертикальных или наклонных ветках кустов и деревьев.

Иней (очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки) чаще всего ложится в холодные ясные и тихие ночи на еще не покрытую снегом рыхлую почву или на шероховатые стены дома, на скамейки. Образуются красивые белые пятна с причудливыми узорами тропических листьев или цветов. Слабый ветерок помогает более быстрому росту кристалликов.

Такое же происхождение имеют и морозные узоры в доме на стеклах окон.

Процесс рождения изморози очень сложен и во многом еще неясен. Долголетние наблюдения показывают, что изморозь образуется в результате сублимации водяного пара и состоит из кристалликов льда, нарастающих главным образом на тонких длинных предметах с наветренной стороны при слабом ветре и температуре ниже -15оС.

Жизнь ледяных кристаллов изморози очень коротка. Их форма и размеры все время меняются. Одни становятся меньше, другие вдруг неправдоподобно быстро растут. Особенно заметно это, когда температура поверхности подходит близко к 0оС. Иногда за 10 минут происходит почти полная перекристаллизация изморози, а значит, и рисунка. При низких температурах структура почти не меняется.

Различают изморозь двух видов: кристаллическую и зернистую.

Кристаллическая — это белый осадок, состоящий из кристаллов льда весьма нежной тонкой структуры. Однако он все же достаточно плотный (0,4 г/см3), стекловидный.

Зернистая — снеговидный рыхлый лед матово-белого цвета, нарастающий преимущественно в туманную, ветреную погоду и чаще всего в горах. Зернистая изморозь имеет аморфное строение и по структуре занимает промежуточное положение между гололедом и кристаллической изморозью. От гололеда отличается снежно-белым цветом и меньшей плотностью (0,1-0,4 г/см3).

Для образования обоих видов изморози кроме минусовой температуры необходимо еще одно условие — туман или густая дымка, т.е. достаточное количество водяного пара в воздухе. При очень сильных морозах (ниже -30оС) кристаллическая изморозь может возникать и без тумана, но тоже за счет водяного пара, содержащегося в воздухе.

Чем ниже температура, тем более нежной и ажурной бывает изморозь. Ее называют «сибирской» или «полярной». С повышением температуры и сгущением тумана изморозь становится плотнее, ажурность рисунка теряется.

Особой красотой отличается кристаллическая изморозь. Чаще всего она бывает в виде рисунков веерообразных пальмовых листьев. Они всегда разные, никогда не повторяются, потому что условия роста кристаллов — сочетание определенных условий: температуры, влажности, движений воздуха — все время меняется.

Практиков, хозяйственников из всех этих вопросов, пожалуй, больше всего интересуют подробности: где, когда образуются те или иные ледово-изморозные отложения.

Долголетние научные наблюдения показывают, что отложения кристаллической изморози наиболее часто становятся причиной больших и малых аварий, особенно в Сибири. При штилях изморозь там возникает редко: нет интенсивной подачи влаги, главного «строительного материала». Зато при ветрах со стороны крупных водоемов процессы идут особенно интенсивно.

Обильность изморози напрямую связана не только с направлением и силой ветра, но и с его суточными изменениями. Например, на одной из станций Новгородской области кристаллическая изморозь в 70% случаев выпадает вечером, если ветер дует с юго-запада. Но когда направление ветра меняется на северо-западное, время образования изморози обычно сдвигается на ночь.

Любопытно, что 8-17% случаев образования изморози приходится на декабрь, 20-28% — на январь, 25-33% — на февраль, 30-35% — на март, ближе к весне.

Объясняется это тем, что на северо-западе России в это время преобладает антициклонический тип погоды. Стоят солнечные морозные дни. Испарение идет более интенсивно, относительная влажность повышается, и, как следствие, изморозь выпадает чаще.

Поэт Д. Кедрин нашел этому и другое, поэтическое объяснение:

На окнах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-сонных роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.

Чем стабильнее погода, тем устойчивее изморозные отложения. Растут кристаллики медленно, иногда сутками, держатся порой больше недели.

Чаще всего изморозь, появляясь поздним вечером, достигает максимума далеко за полночь, а разрушается вскоре после полудня.

Когда после изморози начинается потепление, возникает более опасное явление — гололед. На поверхности земли, на дорогах, на крышах домов нарастает слой плотного льда, корка толщиной в несколько сантиметров. И вот тогда, особенно при сильном ветре, начинают ломаться деревья, рушатся мачты электропередачи.

О гололеде обычно не вспоминают более 300 дней в году, но зато те 10-20 дней, когда он случается, долго не забывают.

Сразу же хочу предупредить: не путайте очень похожие по звучанию слова — «гололед» и «гололедица». Это совершенно разные понятия. Первое — явление природы, второе — ее состояние.

Гололедица — корка замерзшей на почве талой или дождевой воды. Она тоже приносит немалый вред людям: дороги становятся скользкими и опасными, и самое главное — это бич сельского хозяйства. Она вызывает выпревание хлебов, от нее скот, находящийся на подножном корму, страдает, а то и гибнет от бескормицы.

Природа не наделила гололед такой красотой, как, скажем, изморозь, однако и он по-своему красив. Взгляните на ветки деревьев, покрытые стекловидной коркой гололеда, и вы невольно представите себе гигантские хрустальные люстры. Гололед воспевают и проклинают, им восхищаются и с ним энергично борются, он хрупок и прочен, красив и очень опасен…

Определение гололеда понятно любому жителю северной страны. Это плотный слой льда, осадок, нарастающий на поверхности земли, на проводах, на деревьях… Возникает он, когда после сильных морозов натекает теплый влажный воздух и при этом на холодную землю выпадает переохлажденный дождь, морось или туман. Образуется ледяная корка, которая может становить ся все толще и толще…

Нарастание гололеда обычно происходит не менее 1 часа и не более 12-ти. А вот разрушение идет очень медленно, в основном за счет испарения льда, а при низких температурах этот процесс протекает вяло. Если не вмешается резкая оттепель или сильный ветер, процесс может растянуться до 4-6 суток.

Метеорологи отметили несколько интересных свойств образования гололеда. Например, такое: на проводах, находящихся под напряжением, величина отложившегося льда почти на 30% больше, чем на проводах обесточенных.

Или такое: гололедные отложения усиленно нарастают в направлении, поперечном движению воздушных масс. Если фронт движется с запада, то отложения толще на проводах, расположенных в меридиональном направлении. И наоборот, при меридионально направленных потоках воздуха отложения толще на проводах, расположенных по широте. И разница огромная, иногда в три раза.

Там, где наблюдались самые объемные отложения, плотность их оказывалась минимальной. Если внимательно рассмотреть кристаллический нарост, можно заметить, что поверхность его удивительно тонкая и хрупкая, кристаллы на внешних краях более пористы и рыхлы.

Но каким же образом легкий, изящный, безобидный на вид ледяной налет оказывается таким разрушительным?

Дело в том, что изящество его весьма относительно. Особо опасные наледи могут достигать 80-100 мм в ширину. Такое препятствие оказывает серьезное сопротивление ветру. А те отложения гололеда, которые в диаметре поменьше (40-50 мм), плотнее, жестче и тяжелее. Роскошные ледяные короны вокруг проводов диаметром до 70-80 мм создают дополнительную весовую нагрузку от 150 до 200 г на погонный метр. Выявлены и рекордные показатели: на Валдае изморозные отложения достигали 424 г на погонный метр провода. Следовательно, на пролет между столбами (50 м) приходилось более 20 кг дополнительного веса.

Практика показывает, что наибольший ущерб наносит не столько толщина гололедных отложений, сколько ветры, когда их скорость более 10-12 м/с. При такой двойной нагрузке — весовой и ветровой — особенно велика опасность разрыва проводов, падения столбов и опор.

Катастрофические условия чаще всего следует ожидать там, где оттепели чередуются с волнами холода. Поэтому и информация о гололеде обычно приходит с юга и из северо-западных областей страны. Вот пример сообщения о том, что случилось в январе 1963 года.

Поезд мчался к югу. Чувствовалась близость Черного моря. Скоро Туапсе, Лазаревское, Сочи… Неожиданно для всех в окна вагонов застучали крупные капли дождя. Падая, они растекались и замерзали, превращаясь в плотный слой стекловидного льда. Контактные провода начали искриться. Поезд замедлил ход и вскоре остановился. Провода, деревья, кустарники, почва — все покрылось толстым панцирем льда… Первыми не выдержали натиска стихии провода. Под тяжестью льда и под действием ветра они стали рваться. Затем начали ломаться телефонные и телеграфные столбы. Словно подкошенные, они валились на землю, увлекая за собой арматуру и провода. Металлические опоры высоковольтных линий электропередачи, стоявшие на вершинах гор, не выдержали тяжести льда и упали.

Наиболее ожесточенным оказался «поединок» между гололедом и лесом. Вековые дубы и грабы, приняв на свои мощные кроны тонны льда, вначале лишь слегка покачивались, но по мере того, как увеличивались отложения льда и усиливался ветер, начали ломаться ветви, затем верхушки деревьев и, наконец, стволы. Тысячи деревьев, вывороченных с корнями, падали на землю… Деревья перекрывали шоссейные дороги, ложились на провода телефонных и осветительных линий, обрывая их.

Температура у поверхности земли была — 3-5оС. Дул сильный северо-восточный ветер. Эти условия способствовали нарастанию гололеда… Максимальная толщина отложений льда на телеграфных проводах вместе с сосульками достигала 350 мм, а вес отложений на одном погонном метре провода — около 7 кг! Такого гололеда не помнили старожилы и не регистрировали метеорологические станции за многие десятилетия.

Через 25 лет, в декабре 1988 года, ситуация повторилась. На Северном Кавказе сложились крайне неблагоприятные погодные условия: снегопады, дождь, которые из-за низкой температуры превращались в гололед. Поездам приходилось буквально пробиваться сквозь «стеклянные» дожди. Электровозы выходили из строя… Их заменяли на тепловозы , что значительно снижало скорости. Многочасовые опоздания дорого обошлись и стране и пассажирам…

Еще дороже обходится гололед в крупных городах. Вот одно из газетных сообщений (6 января 2000 года): 2088 петербуржцев обратились в «Скорую помощь» за минувшие выходные дни. Пик травм пришелся на 1 января: медицинскую помощь вызвал 721 петербуржец, 62 человека госпитализированы. Кроме того, 79 человек пострадали в результате дорожно-транспортных происшествий.

И вот сообщение уже нынешнего года (газета «Известия», 2004 г., январь, № 1):

Совершенно особая ситуация сложилась на средней и нижней Волге. Там, в результате встречи теплого и влажного воздуха с холодным, сформировались так называемые сложные гололедно -изморозные отложения. «Мне кажется, — пишет об этом в газете Роман Вильфанд, директор Гидрометцентра России, — что тут побит рекорд — толщина льда на проводах линий электропередачи составила 38 см. (Автор обращает внимание на то, что это не ошибка, не опечатка — именно сантиметров, а не миллиметров!) Невероятная тяжесть, в результате которой провода рвутся, как нитки».

Советы пешеходам

Чтобы избежать падений и травм при гололеде и гололедице, прислушайтесь к советам опытных врачей-травматологов.

1. Слушая сводки Гидрометеоцентра, обращайте внимание не только на данные о градусах, влажности воздуха, скорости и направлении ветра, атмосферном давлении, но и на ключевую фразу: «На дорогах сильная гололедица».

2. В такой день, по возможности, лучше вовсе не выходить из дому, ибо, чем меньше вы сделаете шагов по скользкой поверхности, тем меньше вероятность травмы.

3. Передвигаться по льду надо умеючи: на полусогнутых ногах, наклонившись вперед, ноги ставить на всю ступню и слегка расслабить в коленях, идти не торопясь. Руки (или хотя бы одна правая рука) должны быть свободны.

4. Если чувствуете, что падаете, — постарайтесь сгруппироваться и валиться на правый бок, с упором на ладонь и предплечье.

5. Выходите на улицу обязательно в удобной устойчивой обуви.

Конспект урока «Вода. Сезонные осадки. Круговорот воды в природе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по предмету «Человек и мир»

 

для учащихся 3 класса интегрированного обучения и воспитания по образовательной программе 4-го класса специального образования на уровне общего среднего образования по учебному плану специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении

в учреждении общего среднего образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

 

 

 

Вода. Осадки. Круговорот воды в природе

 

Цель: формирование знаний о круговороте воды в природе.

 

Задачи:  

1. Систематизировать и расширять знания учащихся о процессах, происходящих с водой;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательности и умения делать выводы учащимися;

3. Содействовать созданию условий для развития речи учащихся, формированию умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.

Оборудование: мультимедиа, презентация урока, раздаточный материал с заданиями, фломастеры, ручка, демонстрационные материалы (вода, лёд, чайник с водой).

Ход урока

 

  1.               Организационный момент

— Добрый день, дети! Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, и пожелаем хорошего рабочего настроения на уроке.

 

  1. Заполнение календаря природы

 

 

  1.               Проверка домашнего задания. Повторение изученного.

— О чем мы говорили на прошлом уроке? Что было задано домой? (Погода. Прогноз погоды. Осадки в разные времена года.) Давайте выполним тест, ответим на вопросы.

— Молодцы!

 

  1.               Знакомство с темой урока

-Тема нашего урока спрятана в коробке. Чтобы узнать, что спрятано в коробке вам нужно выполнить задание. На карточке № 1 найдите «хитрую» букву. Назовите все «хитрые» буквы и составьте из них слово. Это и будет темой нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Вода. Вот тема нашего урока.

 

  1.               Основной этап

— Что мы знаем о воде? (Ответы учащихся)

*тест для «сильных» учащихся

 

 

— Вода имеет важное значение для жизни всего живого. Без воды не может существовать вся экосистема (животные, растения, люди). От воды зависит климат и погода. Так же вода участвует в геологических процессах (почва, обрывы, горы, холмы). Вода является драгоценным сырьем для сохранения жизни на планете. Именно поэтому ее так много на нашей планете Земля. Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса. Какой цвет преобладает? Как думаете, почему? (предположения учащихся). Потому что вода занимает 70% всей планеты Земля. В основном это океаны, моря, реки и озера. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. Где в природе мы еще можем встретить воду?

 

«Посмотри и назови осадки»

— Предлагаю вам посмотреть на экран. Постарайтесь назвать все явления природы.

Дождь, лед, снег, туман, роса, иней –это все осадки, которые состоят из воды. Но вода эта находится в различных состояниях.

 

«Различные состояния воды»

— Вода в природе существует в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Состояние воды зависит от температуры. Если температура выше нуля градусов, то вода жидкая. Давайте приведем примеры, где мы можем встретить воду в жидком состоянии у себя дома, в природе? (Питьевая вода, вода из-под крана, реки, озера и др.) На морозе (ниже 0 градусов) вода замерзает и превращается в лёд. В домашних условиях где можно встретить воду в твёрдом состоянии? (В морозилке лёд).  А при сильном нагревании (свыше 100 градусов) вода испаряется, и мы можем увидеть газообразное состояние воды. Где можно встретить в домашних условиях водяной пар? (Пар от кипятка).

 

  1.               Работа с учебником.

— Откройте учебник на 48 странице. Осадки в различные времена года.

Давайте прочитаем какие осадки выпадают в теплое время года, а какие в холодное. Найдем и прочитаем в тексте, какие осадки относятся к газообразному состоянию воды. Возьмите простой карандаш, мы будем отмечать важные места в тексте.

 

Осадки в разные времена года

Дождь, град, туман, иней, роса, снег — это осадки.  Они выпадают в жидком и твёрдом виде из облаков, туч и просто из воздуха.

Летом часто идут дожди. Дождь — это капли воды, падающие из тучи. Летние дожди тёплые, весёлые. Промочат до нитки, и тут же высохнешь на солнце и ветерке.

 Осенние дожди холодные, моросящие, затяжные. Бывает, что дождь льёт целую

неделю без перерыва. Под ногами слякоть, земля ползёт, чавкает.

Иногда вместе с дождём падают на землю кусочки льда. Это град — замёрзшие капельки воды.

Туман бывает во все времена года. Он стелется над землёй. Кажется, что низко-низко опустились облака. Так оно и есть! Потому что облака в небе и туман над землёй состоят из маленьких капелек воды. Обычно туман стелется над водой, во влажных, низких местах. Но как только пригревает солнце, он рассеивается.

Летом, осенью, весной утром и вечером можно наблюдать росу. Это капельки воды на траве, деревьях, скамейках, крышах домов. Водяной пар из воздуха охладился и осел на предметах в виде росы. Капельки росы блестят на солнце, переливаются. Солнце пригревает сильнее, и роса исчезает — испаряется.

Осенью бывает, что земля, крыши домов, деревья становятся белыми. Всё будто слегка обсыпано снегом. Но это не снег, а иней. Выглянет солнце — иней исчезает. Бывает, что он тает прямо на глазах.  В тени, под деревьями земля в инее, а там, куда 

попали солнечные лучи, сверкают капельки воды — роса. Иней — это и есть твёрдая роса. Если появился иней, значит, на улице небольшой морозец —  заморозки.

В зимнее время выпадает снег. Снегопад — это много-много снежинок, падающих на землю.

 

— О каких осадках вы прочитали? (Дождь, снег, иней, роса, град, туман)

— Что общего у облаков и тумана? (Это газообразное состояние воды)

 

 

«Определи состояние воды»

— Размести осадки и другие проявления воды в природе в зависимости от их состояния. В каком проявлении мы можем наблюдать жидкое, твердое и газообразное состояние воды?

 

 

Дождь, снег, иней, роса, град, туман

— Молодцы!

 

  1.               Физкультминутка.

— Предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка «Подводная» капитан Краб.

 

  1.               Эксперимент «Переход воды от одного состояния к другому»

 

— Я предлагаю провести небольшие опыты.

 

Опыт 1.

— Если мы поместим воду в морозильную камеру, что произойдет? (Она замерзнет, превратится в лёд)

Вывод: вода из з жидкого состояния при понижении температуры переходит в твердое состояние.

 

Опыт 2.

— Давайте возьмем в руку кусочек льда. Что происходит? Лёд тает. А если мы возьмем в руку снег, он будет таять? Почему? (Лед, снег нагреваются и тают).

Вывод: при нагревании вода из твердого состояния переходит в жидкое.

 

Опыт 3.

— Если вскипятить воду в чайнике, что мы можем увидеть? (Пар). Почему это произошло? Откуда он взялся? (Вода нагрелась и испарилась)

Вывод: при нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное.

 

Опыт 4.

— Если над паром подержать прохладное стекло, то можно увидеть на поверхности образовавшиеся капли воды. Откуда они? (Мелкие частички воды встретились с прохладной преградой и превратился в капли воды). Это явление принято называть конденсатом.

Мы можем его наблюдать в ванной комнате после водных процедур. Иногда на стекле кухонного окна, когда на плите что-нибудь готовят (варят, кипятят).

Вывод: при охлаждении газообразное состояние воды переходит в жидкое.

 

-Какой мы можем сделать общий вывод? Вода никогда не бывает в одном состоянии. Одно состояние сменяется другим. Жидкое переходит в твердое, а твердое в жидкое. Жидкое состояние переходит в газообразное, а затем снова в жидкое.

 

«Переход из одного состояния воды в другое в природе»

— Вот такие переходы происходят и в природе. Посмотрите на монитор. Какие природные переходы вы можете назвать? (Вода в водоеме зимой замерзла и покрылась льдом, от солнца сосульки начинают таять, капли воды замерзли и превратились в иней, вода на поверхности водоема испарилась и превратилась в туман)

— Молодцы!

 

Постоянный переход воды в природе из одного состояния в другое называется круговоротом воды.

 

  1.               Круговоротом воды в природе

Когда светит солнце вода начинает испаряться. Она испаряется из прогретой лучами солнца почвы, с поверхности воды в водоёмах (реках, озёрах), и со всех поверхностей в целом, где есть влага (трава, деревья, здания и др.). Мы можем и не видеть этого испарения, как испарения воды в чайнике.

Испаряясь, часть водного пара (газообразного состояния воды) может оседать на других поверхностях (конденсация), например, на траве. И тогда мы можем увидеть росу. А остальная часть пара поднимается выше, над землёй, и образуются облака.

Облака поднимаются выше, где температура воздуха постепенно снижается, становится холоднее. И там облака становятся тучами, в которых образовываются большие капли воды, будущие осадки.

От тяжести этих капель тучи снижаются и тяжелые капли падают на землю. Если на улице выше 0 градусов, то идет дождь, а если ниже, мороз, то мы можем наблюдать снег.

Затем влага от осадков впитывается в землю, либо напрямую капли дождя (либо снег) попадают в водоем и при появлении солнца влага снова начнет испаряться и превращаться в облако.

 

Один цикл круговорота воды в природе завершился. И так происходит постоянно: снег и лед превращаются в воду, вода от солнца испаряется и превращается в пар, пар поднимается вверх, образуя облака и тучи, и дождем, или снегом, возвращается на землю.

 

«Зарисовка круговорота воды в природе»

— Чтобы вы хорошо запомнили последовательность круговорота воды в природе я предлагаю вам его нарисовать.

 

— Молодцы, вы справились!

 

 

  1.          Подведение итогов урока

— О чем говорили? Какие осадки бывают? В каких трех состояниях бывает вода. Как это проявляется в природе? Как происходит круговорот воды в природе?

 

  1.          Домашнее задание

Запишите в дневник домашнее задание на следующий урок. С. 48-50. Желающие получить высокую оценку могут написать сочинение «Мир без воды».

 

  1.          Интересный факт «Память воды»

 

Японский исследователь Масару Эмото приводит удивительные доказательства информационных свойств воды. За время работы он сделал более 1000 фотографий, некоторые из них опубликованы в его книгах. Доктор Эмото заметил, что никакие два образца воды не образуют абсолютно похожих кристаллов, и что форма кристаллов отражает информационное воздействие на воду.  Масару Эмото удалось сделать зримым качество воды. Для этого он заморозил воду и сфотографировал её кристаллы. Его открытие заставило задуматься. Оказалось, что вода интенсивно непосредственно реагирует на любое послание. При этом она проявляет уродство или красоту своих кристаллов в зависимости от того, какими словами человек её заряжает.

 

  1.          Рефлексия

-Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего? Что удивило?

Если урок прошел хорошо, и вы довольны, то поаплодируйте себе. Если урок прошел скучно, неинтересно, или у вас ничего не получалось, то потопайте ногами.

— Всем спасибо за работу. Вы Молодцы!

как образуется роса иней дождь и снег физика

У вас нет времени на доклад или вам не удаётся написать доклад? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать доклад», я написала о правилах и советах написания лучших докладов, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы докладов, посмотрите, почитайте:

  1. Доклад на тему: как образуется роса иней дождь и снег
  2. Доклад на тему: герои великой отечественной войны 1941-1945
  3. Доклад на тему: этикет
  4. Доклад на тему: фразеологизмы пришедшие в язык из библии

Доклад на тему: как образуется роса иней дождь и снег физика

С момента образования планеты, на которой мы живем, прошло много времени. Но общее количество воды на нем, можно сказать, осталось неизменным. Но поскольку вода на поверхности земли постоянно движется, ее количество остается практически постоянным. Этот цикличный процесс представляет собой круговорот воды. Вода может присутствовать в трех формах — твердой, жидкой и паровой. Это движение происходит из-за способности воды меняться из одного состояния в другое. Чтобы кратко описать цикл, он выглядит примерно так. При переходе с поверхности земли в состояние пара вода под воздействием солнечных лучей поднимается в виде пара в атмосферу, где образуются облака. Затем он падает обратно на землю в жидком состоянии. Это осадки в виде дождя, но также и росы.

Иногда вода кристаллизуется, а затем становится твердой, выпадает град или снег, и образуется иней. Все источники воды на земле участвуют в круговороте воды. Исключение составляет вода, сконцентрированная в ледниковых водоемах. Но этот феномен также является довольно временным. Много лет назад было значительно больше ледников, и поэтому уровень Мирового океана был значительно ниже. Перемещающаяся вода несет в себе множество полезных веществ, без которых жизнь на Земле обычно невозможна.

В зависимости от того, где вода переходит из жидкости в пар, а затем снова становится жидкой, изменяясь обратно, гидрологические циклы были разделены на несколько разновидностей. В великом гидрологическом цикле, известном также как мировая вода, вода с поверхности океанов и морей превращается в пар и выпадает в виде осадков на континентальной части Земли. А потом сточные воды стекают обратно в океан. Во время этого цикла меняется состав воды. Когда соленая вода превращается в пар, она опресняется и очищается от загрязненной воды. Небольшой цикл, или океанский цикл, характеризуется испарением воды из морей и океанов, которая проходит через процесс конденсации и возвращается в океан вместо того, чтобы, как и прежде, переноситься на континенты. Теперь, когда вся циркуляция происходит исключительно над континентами, она называется внутриконтинентальной. В этом случае движущей силой любой циркуляции является энергия солнца. При нагревании любого водного пространства вода превращается в пар, который конденсируется и возвращается на землю в виде жидкости. В некоторых случаях влага может превращаться в пар еще до того, как она достигнет поверхности земли, а иногда она уходит глубоко вглубь земли.

Система кровообращения принимает самое непосредственное участие в обновлении всех источников воды на Земле. Он используется для очистки воды мирового океана. Это влияет на изменение климата на планете. С ее помощью вода может достигать различных частей земного шара. Он соединяет все оболочки земли друг с другом. Но, к сожалению, этот природный процесс иногда повреждается, иногда даже нарушается человеческой деятельностью. Иногда это может привести к экологическим катастрофам. И, конечно же, важно помнить, что к водным ресурсам Земли следует относиться с осторожностью, не забывая при этом об их рациональном использовании.

мороз | Национальное географическое общество

Мороз — это водяной пар или вода в газообразной форме, которая становится твердой. Изморозь обычно образуется на таких объектах, как автомобили, окна и растения, которые находятся снаружи в воздухе, насыщенном или наполненном влагой. В районах с сильным туманом часто бывают сильные морозы.

Изморозь образуется, когда внешняя поверхность остывает до точки росы. Точка росы — это точка, в которой воздух становится настолько холодным, что водяной пар в атмосфере превращается в жидкость. Эта жидкость замерзает.Если становится достаточно холодно, образуются кусочки льда или инея. Лед оформлен в виде ледяных кристаллов.

Морозы чаще всего встречаются в низинах. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный — опускается — холодный воздух плотнее теплого. Это означает, что в холодном воздухе обычно больше молекул воды, чем в теплом. По мере того как в долинах собирается прохладный воздух, образуется иней.

Морозы обычно образуются ночью, когда температура воздуха ниже. Когда солнце встает и нагревает воздух вокруг замороженного объекта, иней быстро тает.

Типы заморозков

Существуют разные виды заморозков. Наиболее распространены радиационный иней (также называемый инеем), адвекционный иней, оконный иней и иней.

Радиационный иней — это иней в форме крошечных кристаллов льда, которые обычно появляются на земле или открытых объектах снаружи. Иней образуется в холодильниках и морозильниках.

Advection Frost — это набор маленьких ледяных шипов. Адвекционный иней образуется, когда холодный ветер дует на ветки деревьев, столбы и другие поверхности.

Оконный иней образуется, когда стеклянное окно подвергается воздействию холодного воздуха снаружи и влажного воздуха внутри. Оконный мороз привычен зимним жителям холодного климата. Этот тип мороза образует тепло в помещении и холодная наружная температура. Оконный иней был гораздо более распространенным явлением, пока люди не начали использовать окна с двойным остеклением.

Иней — это быстро образующийся мороз, обычно в очень холодном и влажном климате. Иней также образуется в ветреную погоду. Иней иногда выглядит как твердый лед. Суда, путешествующие через холодные места, такие как Северный Ледовитый океан, часто заканчиваются инеем, покрывающим по крайней мере часть открытой части судна.

Мороз и люди

Мороз может серьезно повредить посевы. Он может уничтожить растения или фрукты. Растения с тонкой кожицей, такие как помидоры, соя или кабачки, могут испортиться. Если мороз будет достаточно сильным, картофель промерзнет в земле. Фермеры уничтожили целые поля всего за несколько морозных ночей.

Фермеры обычно обращаются к альманахам и картам, чтобы предсказать заморозки. Карты и информация из альманахов (например, в предыдущие дни заморозков) сообщают фермерам, в каких районах обычно бывают заморозки, как часто они возникают и как долго длится.Эти инструменты надежны, но не всегда точны.

Хотя фермеры по-прежнему полагаются на погоду, многие опрыскивают посевы, чтобы уменьшить ущерб от морозов. Этот спрей обычно содержит генетически модифицированный организм (ГМО) — организм, гены которого были изменены людьми. ГМО, который снижает повреждение посевов морозом, называется бактериями без льда. Ледяные бактерии затрудняют образование кристаллов льда. Ледо-минусовые бактерии не наносят вреда растению.

Многие фермеры также защищают свои посевы с помощью метода селективного перевернутого стока (SIS).Селективная перевернутая мойка — это большой вентилятор, который втягивает холодный влажный воздух в дымоход. Дымоход выталкивает холодный воздух далеко над растениями. Это защищает посевы от заморозков, не опрыскивая их.

Более крепкие растения не уничтожаются морозом, но мороз остановит их рост. Вечнозеленые деревья, такие как сосна и ель, перестанут расти на морозе, но не погибнут.

Дороги также могут быть повреждены морозом. Морозные дороги скользкие и под воздействием тепла от автомобилей быстро становятся мокрыми.Многим водителям сложно передвигаться по морозным или мокрым дорогам.

Лед | твердая вода | Britannica

Молекула воды

Лед — это твердое состояние воды, обычно жидкое вещество, которое замерзает до твердого состояния при температуре 0 ° C (32 ° F) или ниже и расширяется до газообразного состояния при температуре 100 ° C (212 ° F) или выше. Вода — необычное вещество, аномальное почти по всем своим физическим и химическим свойствам и, пожалуй, самое сложное из всех известных веществ, которые представляют собой однохимические соединения.Состоящая из двух атомов водорода (H) и одного атома кислорода (O), молекула воды имеет химическую формулу H 2 O. Эти три атома связаны ковалентной связью (т. Е. Их ядра связаны притяжением к общим электронам) и образуют особую структуру с атомом кислорода, расположенным между двумя атомами водорода. Однако эти три атома не лежат на одной прямой. Вместо этого атомы водорода изогнуты друг к другу, образуя угол около 105 °.

Трехмерную структуру молекулы воды можно представить в виде тетраэдра с центром ядра кислорода и четырьмя ногами с высокой вероятностью электрона.Две ветви, в которых присутствуют ядра водорода, называются связывающими орбиталями. Напротив связывающих орбиталей и направленные к противоположным углам тетраэдра расположены две ветви отрицательного электрического заряда. Эти орбитали, известные как неподеленные пары, являются ключом к особенностям поведения воды, поскольку они притягивают ядра водорода соседних молекул воды с образованием так называемых водородных связей. Эти связи не особенно сильны, но, поскольку они ориентируют молекулы воды в определенную конфигурацию, они значительно влияют на свойства воды в ее твердом, жидком и газообразном состояниях.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В жидком состоянии большинство молекул воды связано в полимерную структуру, то есть цепочки молекул, соединенных слабыми водородными связями. Под воздействием теплового перемешивания происходит постоянный разрыв и преобразование этих связей. В газообразном состоянии, будь то пар или водяной пар, молекулы воды в значительной степени независимы друг от друга, и, за исключением столкновений, взаимодействия между ними незначительны.Таким образом, газообразная вода в значительной степени мономерна, то есть состоит из отдельных молекул, хотя иногда встречаются димеры (объединение двух молекул) и даже некоторые тримеры (сочетание трех молекул). В твердом состоянии, с другой стороны, молекулы воды взаимодействуют друг с другом достаточно сильно, чтобы сформировать упорядоченную кристаллическую структуру, где каждый атом кислорода собирает четырех ближайших из своих соседей и выстраивает их вокруг себя в жесткую решетку. Эта структура приводит к более открытой сборке и, следовательно, к более низкой плотности, чем плотно упакованная сборка молекул в жидкой фазе.По этой причине вода является одним из немногих веществ, плотность которых в твердом виде на самом деле менее плотна, чем в жидком, и ее плотность составляет от 1000 до 917 килограммов на кубический метр. По этой причине лед не тонет, а плавает, так что зимой он образует слой на поверхности озер и рек, а не опускается под поверхность и накапливается со дна.

По мере того, как вода нагревается от точки замерзания от 0 до 4 ° C (от 32 до 39 ° F), она сжимается и становится более плотной.Это первоначальное увеличение плотности происходит из-за того, что при 0 ° C часть воды состоит из молекулярных структур с открытой структурой, подобных таковым в кристаллах льда. При повышении температуры эти структуры разрушаются и уменьшают свой объем до объема более плотно упакованных полимерных структур в жидком состоянии. При дальнейшем нагревании выше 4 ° C вода начинает увеличиваться в объеме вместе с обычным увеличением межмолекулярных колебаний, вызванных тепловой энергией.

Лед | твердая вода | Britannica

Молекула воды

Лед — это твердое состояние воды, обычно жидкое вещество, которое замерзает до твердого состояния при температуре 0 ° C (32 ° F) или ниже и расширяется до газообразного состояния при температуре 100 ° C (212 ° F) или выше.Вода — необычное вещество, аномальное почти по всем своим физическим и химическим свойствам и, пожалуй, самое сложное из всех известных веществ, которые представляют собой однохимические соединения. Состоящая из двух атомов водорода (H) и одного атома кислорода (O), молекула воды имеет химическую формулу H 2 O. Эти три атома связаны ковалентной связью (т. Е. Их ядра связаны притяжением к общим электронам) и образуют особую структуру с атомом кислорода, расположенным между двумя атомами водорода.Однако эти три атома не лежат на одной прямой. Вместо этого атомы водорода изогнуты друг к другу, образуя угол около 105 °.

Трехмерную структуру молекулы воды можно представить в виде тетраэдра с центром ядра кислорода и четырьмя ногами с высокой вероятностью электрона. Две ветви, в которых присутствуют ядра водорода, называются связывающими орбиталями. Напротив связывающих орбиталей и направленные к противоположным углам тетраэдра расположены две ветви отрицательного электрического заряда.Эти орбитали, известные как неподеленные пары, являются ключом к особенностям поведения воды, поскольку они притягивают ядра водорода соседних молекул воды с образованием так называемых водородных связей. Эти связи не особенно сильны, но, поскольку они ориентируют молекулы воды в определенную конфигурацию, они значительно влияют на свойства воды в ее твердом, жидком и газообразном состояниях.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В жидком состоянии большинство молекул воды связано в полимерную структуру, то есть цепочки молекул, соединенных слабыми водородными связями.Под воздействием теплового перемешивания происходит постоянный разрыв и преобразование этих связей. В газообразном состоянии, будь то пар или водяной пар, молекулы воды в значительной степени независимы друг от друга, и, за исключением столкновений, взаимодействия между ними незначительны. Таким образом, газообразная вода в значительной степени мономерна, то есть состоит из отдельных молекул, хотя иногда встречаются димеры (объединение двух молекул) и даже некоторые тримеры (сочетание трех молекул). В твердом состоянии, с другой стороны, молекулы воды взаимодействуют друг с другом достаточно сильно, чтобы сформировать упорядоченную кристаллическую структуру, где каждый атом кислорода собирает четырех ближайших из своих соседей и выстраивает их вокруг себя в жесткую решетку.Эта структура приводит к более открытой сборке и, следовательно, к более низкой плотности, чем плотно упакованная сборка молекул в жидкой фазе. По этой причине вода является одним из немногих веществ, плотность которых в твердом виде на самом деле менее плотна, чем в жидком, и ее плотность составляет от 1000 до 917 килограммов на кубический метр. По этой причине лед не тонет, а плавает, так что зимой он образует слой на поверхности озер и рек, а не опускается под поверхность и накапливается со дна.

По мере того, как вода нагревается от точки замерзания от 0 до 4 ° C (от 32 до 39 ° F), она сжимается и становится более плотной. Это первоначальное увеличение плотности происходит из-за того, что при 0 ° C часть воды состоит из молекулярных структур с открытой структурой, подобных таковым в кристаллах льда. При повышении температуры эти структуры разрушаются и уменьшают свой объем до объема более плотно упакованных полимерных структур в жидком состоянии. При дальнейшем нагревании выше 4 ° C вода начинает увеличиваться в объеме вместе с обычным увеличением межмолекулярных колебаний, вызванных тепловой энергией.

Ледообразование | Науки о Земле

Образование льда , любая масса льда, которая встречается на континентах Земли или в поверхностных водах. Такие массы образуются везде, где замерзают значительные количества жидкой воды, и остаются в твердом состоянии в течение некоторого периода времени. К знакомым примерам относятся ледники, айсберги, морской лед, сезонно мерзлый грунт и грунтовый лед, связанный с вечной мерзлотой — , то есть вечно мерзлого грунта, обнаруженного в холодных регионах.

Примерно три четверти пресной воды Земли хранится в огромных ледяных щитах, покрывающих Антарктиду и Гренландию, а также в меньших ледяных шапках, горных ледниках и предгорьях, разбросанных по всему остальному миру.Эти просторы многолетнего льда возникают на суше в результате уплотнения и перекристаллизации снега и других форм осадков под тяжестью последовательных слоев, которые накапливаются год за годом. Они встречаются во всех регионах, в том числе на экваторе на больших высотах.

Лед на реках и озерах также встречается на значительной части земного шара. Эти ледяные покровы остаются на соответствующих поверхностных водоемах в течение разного времени. Например, озера в Антарктиде полностью покрыты льдом в течение всего года, в то время как озера в более холодных районах континентальной части Соединенных Штатов испытывают отрицательные температуры поверхностных вод всего около 100 дней в среднем в году.

В океанических водах полярных регионов лед встречается в виде морского льда и айсбергов. Морской лед состоит из замороженной соленой воды, которая была разрушена ветром. В большинстве случаев ему всего один-два года, и зимой он расширяется, чтобы покрыть большие площади океанов. Весной и летом более высокие температуры вызывают таяние льда, что приводит к отступлению его границ. Такие же более теплые погодные условия способствуют отелу (отламыванию) айсбергов у морских краев ледников и шельфовых ледников.Эти большие глыбы льда (некоторые простираются на несколько километров в длину) затем дрейфуют с течением в сторону умеренных широт.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Вечная мерзлота обычно состоит из горных пород и частиц почвы, укрепленных льдом. Такой мерзлый грунт встречается в регионах, где температура ниже 0 ° C (32 ° F) сохраняется в течение двух или более лет (, например, в Арктике и субарктике). По оценкам, вечная мерзлота покрывает почти 25 процентов поверхности суши.В вечной мерзлоте встречаются различные формы грунтового льда. Наиболее заметным из них является слоистый лед, который часто образуется в трещинах термического сжатия в вечной мерзлоте в виде клиновидных, вертикальных или наклонных пластов шириной от 2,5 до 3 м (от 1 дюйма до 10 футов) и от 0,3 до 9 м (от 1 до 10 футов). 30 футов) глубиной. Еще одна известная форма — ледяной пинго, который встречается горизонтально или в виде линзообразных масс.

Чем отличается мороз от мороза?

Точка росы и ветровые условия влияют на вероятность разрушительного воздействия замерзания.Холодные, пасмурные и ветреные условия могут ограничить ущерб.

Я пытаюсь приучить себя перестать говорить «мороз», когда я имею в виду «мороз». Это не всегда одно и то же. Мороз — это когда у нас появляется видимый иней. Замерзание — это когда температура воздуха опускается ниже нуля. Иногда у нас бывают заморозки, когда температура выше нуля, и часто бывает заморозка без заморозков. Все дело в количестве воды в воздухе.

Есть два разных способа измерения влажности, количества водяного пара в воздухе.Большинство людей используют относительную влажность. Относительная влажность измеряет количество воды в воздухе по сравнению с максимальным количеством пара, которое может удерживать воздух. Когда воздух не может больше удерживать воду, он насыщается, и относительная влажность составляет 100 процентов. Теплый воздух может содержать больше воды, чем более холодный. Таким образом, в течение дня и ночи относительная влажность меняется с повышением и понижением температуры. Если температура падает достаточно сильно, количество воды в воздухе больше, чем воздух может удерживать при этой температуре.Воздух насыщен, и водяной пар в воздухе конденсируется в виде воды на таких поверхностях, как наши автомобили, крыши домов или на лужайках в виде росы.

Точка росы измеряет абсолютное количество воды в воздухе. Это температура, при которой воздух насыщен, а относительная влажность составляет 100 процентов. Таким образом, для заданного объема воздуха с заданным количеством водяного пара в нем относительная влажность зависит от температуры, но точка росы всегда одна и та же.

Причем тут морозы и морозы? Все дело в точке росы.Если точка росы намного выше точки замерзания, заморозки маловероятны. Чем выше точка росы выше точки замерзания, тем менее вероятна температура замерзания. Если точка росы ниже точки замерзания, вероятность заморозков возрастает. Сухой воздух нагревается и охлаждается намного быстрее, чем влажный. Водяной пар в воздухе действует как резервуар тепла, поглощающий тепло.

Если в регион переместится сухая воздушная масса, вероятно замерзание. Сухой воздух имеет низкую точку росы и низкую относительную влажность. Сухой воздух быстро нагревается днем, но также быстро охлаждается ночью.Если у нас ясные безветренные условия, земля ночью быстро охлаждается, излучая тепло в открытое небо. По мере того как земля остывает, она охлаждает воздух рядом с ней. Если дует ветер, то этот прохладный воздух смешивается с более теплым воздухом наверху, и более теплый воздух нагревает землю. В спокойных условиях земля продолжает остывать. Земля становится холоднее воздуха. См. Что такое радиационное замораживание?

В точке росы водяной пар в воздухе конденсируется на земле и других поверхностях в виде росы. Если точка росы ниже точки замерзания, водяной пар конденсируется в виде льда и замерзает как иней.Таким образом, воздух может быть выше нуля, а поверхность вашего автомобиля (или крыша вашего дома) может быть холоднее воздуха и холоднее, чем замерзание, вызывая мороз, даже если температура воздуха выше нуля. Так получается мороз без подмерзания. Если точка росы намного ниже точки замерзания, мы можем получить достаточно низкие температуры, чтобы заморозить растения без каких-либо заморозков. Это еще называют черным инеем, заморозком без мороза. Когда замороженные растения оттаивают, они становятся пропитанными водой и становятся черными, когда умирают.

Иногда мы замерзаем в ветреную погоду. Это вызвано перемещением холодной воздушной массы в зону с отрицательными температурами. Эти заморозки называются адвективными или ветровыми заморозками .

Большинство замерзаний, вызывающих проблемы весной в Мичигане, — это радиация замерзания. Эти замерзания происходят после прохождения холодного фронта, предшествующего массе холодного сухого воздуха. Обычно бывает бурный период, когда продвигается холодный фронт с прояснением и слабым ветром.Ночью земля остывает, и воздух над ней холодеет. Этот слой холодного воздуха становится все толще и толще, так что холодный воздух приближается к земле, а более теплый — над ней. Обычно более теплый воздух расположен близко к земле, и температура воздуха падает по мере того, как вы поднимаетесь вверх в атмосфере. При замораживании радиации это происходит наоборот, и холодный воздух располагается близко к земле с теплым слоем над ним. Этот теплый слой называется инверсией. Ветровые машины используются для защиты растений, смешивая теплый воздух наверху с холодным воздухом у земли.Эффективность ветряной машины зависит от того, находится ли слой теплого воздуха достаточно близко к земле, чтобы машина могла дотянуться до нее. Часто вы слышите, что инверсия высокая или низкая, что характеризует относительную высоту инверсии.

Типы зависаний

Радиационное замораживание

Адвективное замораживание

Скорость ветра менее 5 миль в час

Скорость ветра выше 5 миль в час

Ясное небо

Может быть пасмурно

Масса холодного воздуха толщиной от 30 до 200 футов

Масса холодного воздуха толщиной от 450 до 3000 футов

Инверсия складывается

Без инверсии

Холодный воздух в низинах

Белые или черные повреждения от мороза

Легче защитить

Трудно защитить

Давным-давно, когда топливо было дешевым, обогреватели садов использовались для обогрева фруктовых насаждений.Они были очень эффективны при низкой инверсии. Цены на топливо сейчас непомерно высоки для обогревателей, но ветряные машины остаются эффективными и лучше всего работают при низкой инверсии.

Еще один эффективный способ добавить тепла к растению — использовать разбрызгиватели, чтобы покрыть растение льдом, сохраняя лед влажным и поддерживая температуру растения внутри сразу при замерзании и предотвращая травмы. Спринклеры также используются в садах под деревьями или под ветряными машинами, чтобы выделять тепло, когда вода замерзает, нагревая воздух сада.Эти меры контроля за замерзанием могут хорошо работать в спокойных условиях радиационного замораживания.

Статьи по теме

Вы нашли эту статью полезной?