Фрагментированное мышление: Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться — Look At Me

Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться — Look At Me

Минус: Человек не способен долго концентрироваться на информации, у него заметно снижается способность к анализу

Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.

От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему.

   

минус: Ослабляет чувство сопереживания

Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутной реакции.

   

Плюс: Ускоряет реакцию       

Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.

Минус: Падает уровень успеваемости и снижается коэффициент усвоения знаний

Педагоги во всём мире бьют тревогу: дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %. «Спасательным кругом» для учеников всё чаще становятся краткие пересказы произведений и готовые домашние задания.

   

Плюс: Защищает мозг от информационной перегрузки

Многие специалисты называют клиповое мышление механизмом адаптации к развитию информационных технологий и данностью XXI веку. Сознание современного человека естественным образом подстраивается под необходимость реагировать на терабайты информации, которые поступают из десятков разных источников, включая интернет.

   

 

Минус: Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию

Краткость рекламной информации — мощный инструмент продаж. Поскольку в рекламе акцент делается на эмоции, человек теряет здравый смысл и способность анализировать и чаще делает ненужные покупки. После у человека может появиться чувство, будто им сманипулировали, но дать объяснение неприятному «послевкусию» сложно, ведь сознание «затуманили» эмоции. Как пример можно вспомнить один из трогательных рекламных роликов iPhone, приуроченный к Рождеству.

   

Плюс: Развивает многозадачность

Американский психолог Лари Розен в книге «Я, моё пространство и я: воспитание сетевого поколения» отмечает, что сильная сторона «поколения интернета» (Internet Generation) — возросшая способность к многозадачности. Такие люди могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.

   

 

что это и как бороться с клиповым мышлением школьника

Что такое клиповое мышление

Клиповое мышление — это восприятие мира через короткие яркие образы. Clip в переводе с английского означает фрагмент текста или отрывок видео.

Большинство роликов на YouTube длятся не более 15 минут, что отучает от вдумчивого восприятия сложной и структурированной информации. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую.

Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношению к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий.

Человек с клиповым мышлением жаждет обновления информации. Руки сами тянуться проверить новости во «ВКонтакте», посмотреть истории в Instagram, попереключать вкладки в браузере или початиться.

В чём опасность клипового мышления

  • Сложно концентрироваться. Обладатели клипового мышления могут часами делать простую домашку, потому что всё время отвлекаются.
  • Неспособность анализировать. С трудом даётся построение логических цепочек, выделение главного и выводы.
  • Низкая успеваемость. Школьники с клиповым мышлением не понимают смысла прочитанного и быстро забывают, что им говорят педагоги. Отсюда плохие оценки и провалы на экзаменах.
  • Повышенная внушаемость. Носителями клипового мышления легко манипулировать, достаточно прокрутить перед глазами несколько эмоциональных образов.
  • Безразличие к людям. Клиповое мышление сиюминутно — его обладатели не способны долго и искренне сопереживать кому-то. Они могут забыть о трагедии  через пять минут, потому что в интернете уже разгорелся новый скандал.

Как бороться с клиповым мышлением

Если вы испытываете трудности с концентрацией и глубокими размышлениями, постарайтесь сменить привычный способ восприятия информации. Вот четыре «противоядия» от клипового мышления у современных детей.

Способ 1. Читать художественную литературу и смотреть старые фильмы

Не комиксы, не посты в социальных сетях и даже не научпоп. Важно читать Пушкина, Толстого, Диккенса, Вольтера и других классиков отечественной и мировой литературы.

Источник: unsplash.com / @fotlexy

Сначала длинные художественные тексты могут даваться с трудом. Но это дело привычки. Уделяйте вдумчивому чтению по 10–15 минут в день, постепенно увеличивая время для борьбы с клиповым мышлением.

То же самое со старыми фильмами. В них действие обычно происходит в одном-двух местах, планы меняются редко, а диалоги между героями долгие и сложные. С непривычки это может показаться нудятиной, но постепенно вы поймёте, как здорово следить за логически выверенным сюжетом.

Способ 2. Писать изложения и сочинения

Изложения научат запоминать и транслировать чужие мысли, а сочинения — формулировать свои.

Источник: unsplash.com / @aaronburden

Чтобы выработать привычку, поставь перед собой задачу писать минимум по страничке в день. Не стесняйтесь показывать свои работы родителям и друзьям. Они подскажут, если что-то пошло не так (нарушена логика повествования, использованы непонятные формулировки и прочее).  

Если академические тексты не вызывают энтузиазма, ведите дневник, чтобы избавиться от клиповости мышления.

Способ 3. Сомневаться и дискутировать

Не позволяйте себе мыслить однобоко. Это поможет быстрее избавиться от клипового мышления. Всегда анализируйте позицию оппонента и спрашивайте себя: «А что сделал бы я?». Например, учитель поставил двойку. Обидеться проще всего, но попробуйте усомниться в своей правоте и честно сказать, какую оценку себе поставили бы, если бы были педагогом.

<<Блок перелинковки>>

Суперполезно устраивать дискуссии со сверстниками или взрослыми. Найдите темы, которые вас действительно беспокоят, попробуйте посмотреть на них с разных точек зрения. Только не путайте дискуссию со спором. Договоритесь подготовить по три аргумента своей позиции, а в конце обязательно прийти к консенсусу.

Способ 4. Устраивай цифровые каникулы

Тотальный отказ от гаджетов вряд ли поможет. Ведь клиповость не только в интернете, она повсюду: на городских билбордах, компьютерных играх, журналах.

Источник: unsplash.com / @robin_rednine

Но время от времени отдыхать от информационного шума всё же полезно. Например, два раза в месяц устраивайте себе выходные созидания. Гуляйте, рисуйте, встречайтесь с друзьями — но никакого телефона, компьютера и телевизора! Даже чуть-чуть. Так вы отдохнёте от постоянного потока информации и перезагрузите мозг.

Электротеатр Станиславский / Новый материал о Дмитрие Курляндском в Percorsi Musicali

Декомпозиция городов Дмитрия Курляндского

Автор: Этторе Гарция, пер. Маши Живаго
Источник: Percorsi Musicali

Мышление современных российских композиторов тяготеет к катастрофизму – этот тезис нуждается в уточнении. Мрачное и нигилистическое видение роли композиторов и музыкантов существует наравне с неожиданной тягой к прогрессу, диктующим двигать всё дальше технические и технологические аспекты, наводя на соответствующие размышления вне критического восприятия. Дмитрий Курляндский (1976) – самый известный российский композитор за последние двадцать лет и символ перехода в новую эпоху. В основе его музыки скрываются несколько краеугольных камней, а с эстетической точки зрения слушатель часто подвергается непростому испытанию. Если взглянуть на его произведения, становится ясно, что предпочтение отдается определенной эстетике современной музыки, но нужно также признать, что композитор соприкасается и с некоторыми вехами музыкальной традиции, пускай сложно однозначно утверждать, что из названного наиболее точно отражает его мышление. Курляндский создал самый значительный хэппенинг нового века «The Riot of Spring», в котором удачно воплотились кейджевский принцип случайности и удовольствие сопричастности. В замысле политическая коннотация воплотилась наравне с идеей отрицания контроля над композицией. Он слегка соприкоснулся с Варезом и Лахенманном, создав «Emergency Survival Guide», в котором вывел на сцену два автомобиля и работал над очень особенной текстурой, управляемой шумами, а не звуками; принял во внимание сатурационистов, когда писал «Les Objects Impossibles», но на самом деле его музыка этими призрачными субстанциями никогда не питалась. Во многих сольных инструментальных пьесах (falsa lectio, prePositions, Shiver) он включается в эксперимент, направленный на музыкальное восприятие. Прежде всего композитор отождествляет себя с ролью слушателя и как тот воспринимает расстояние до источника звука – хотя при этом не манипулирует электроникой как многие композиторы, которые исследуют подобную концепцию. Он примкнул к «психологической картографии» видеохудожников, создав цикл «Maps of non-existent cities»; «города» музыканты строили с помощью графических партитур, которые ментально подталкивают к движению. Использованные средства вполне подошли бы для свободных импровизаций или для Брэкстон от мира нейросетей.

Во всех упомянутых случаях для Курляндского важно пошатнуть иерархию. Отчасти это напоминает новую версию русского конструктивизма двадцатого века, только в ней куда больше пессимизма и анархии. В манифесте СоМа (группа российских композиторов «Сопротивление Материала», в которой Курляндский занимал видное место) говорится, что «искусство – это коммуникативный мост, наведенный над пропастью между опытом автора и слушателя. И чем безнадежнее эта пропасть, тем глубже переживание».

Учитывая все предпосылки, сложно приписать композициям Курляндского качество «преемственности», как это можно сделать со всей западной музыкальной культурой вплоть до Булеза, Кейджа и Штокхаузена. В данном случае как будто не нужно выискивать точные отсылки в стилистическом плане. На самом деле, всё как раз наоборот. Произведения, не работающие со случайностью, такие как «Emergency Survival Guide» или «7 out of 49» явно это демонстрируют. Если верно, что Курляндский делает акцент на восприятии, нельзя исключать и то, что он делает это с помощью определённых средств, которые стимулируют имплицированную организацию музыкальных составляющих.

В последние годы, кажется, возросла его вера в средства выразительности электроники, в основном благодаря сотрудничеству с Олегом Макаровым. Это автор, имеющий непосредственное отношение к технической и междисциплинарной эволюции в музыкальной сфере. К идее «максимально близко расположенного микрофона» и графическим партитурам «Несуществующих городов» Курляндского – основным средствам, необходимым для достижения анатомически верного и естественного звучания инструментов, добавляется интеграция материала в созданный Макаровым «dekompozitor». <…>

«Декомпозитор» – изобретение Курляндского и Макарова, представляет собой программу, которая «… оперирует звуковыми файлами, деформируя и реструктурируя их во времени, по длине, скорости, высоте тона и в пространстве. Таким образом, идея психогеографического дрейфа реинтерпретируется здесь компьютером». (Курляндский, примечания в буклете к Decomposing Cities).

В этом можно убедиться на примере недавних работ Курляндского, которые отсылают к психогеографической концепции (Non-Lieux и Piano Space не так известны, но им позавидовал бы любой музыкант или энтузиаст электроники), оперных постановок, где используется электроника в виде фонограммы или в живом исполнении («Эвридика», «Парасомнии», «Октавия. Трепанация»), а также в отдельных операциях с декомпозицией и реанимацией музыкального материала. В качестве примера можно привести проект «Decomposing Cities», в котором “dekompozitor” используется для того, чтобы дать новую жизнь некоторым расширенными версиям «несуществующих городов», что, на мой взгляд, улучшает результат чисто акустического исполнения и позволяет воспринимать материал более детально, несмотря на значительную длительность произведений. Новый подход использован также и в медиа-опере “Letters of Happiness”, полностью основанной на автоматически сгенерированных текстах, музыке, голосах, фото и видео, существующих в виде сэмплов в онлайн-библиотеках. Весь материал фрагментирован и намеренно запутан, но активное слушание поможет уловить сюжет.

Если возвращаться к теме стиля и узнаваемых черт, можно с уверенностью утверждать, что общие характеристики музыки Курляндского заключаются в желании присмотреться к «обломкам» звуков, оформленных как музыкальное событие вне зависимости от того, как материал постулируется и развивается в восприятии и воображении. Он хочет вынести на поверхность детали во всём их разнообразии, показать миры, путь к которым спрятан за внешними факторами – такими как инструментальные техники или звуковые эффекты. Как делает большинство современных композиторов, он словно открывает клетку и взывает к миру звуков и шумов, которые иначе были бы принесены в жертву музыке как всеобъемлющему явлению, но результатом становится сканирование поверхности, запечатлевающей лишь рельеф. Его несуществующие города в действительности связаны с самым захватывающим явлением реальности – с топографической жизнью, где важно не столько заблудиться, как завещал Дебор, сколько найти сокровища, забытые или маргинализированные обществом и разбросанные вокруг. Катастрофизм Курляндского не безоснователен. Он приглашает собрать лучшие из лежащих осколков, чтобы реорганизовать их и сделать шаг к восстановлению человечества.

Ролан Барт «Фрагменты любовной речи»

Философское исследование образа мысли влюбленного человека.

 Представить то, о чем думает влюбленный, может показаться очень простой задачей. Романтическое настроение, состояние влюбленности – одни из самых понятных элементов психологии и неотъемлемые части человеческой жизни. Однако если подумать об этом отвлеченно, можно задаться вопросом: если влюбленность и любовь – настолько уж распространенные явления, возможно ли проанализировать сам образ мысли влюбленного человека, выделить общее в ходе столь индивидуального, эмоционального мышления? Можно ли вообще утверждать, что такое мышление существует? Ролан Барт предпринял попытку провести исследование этого вопроса, из чего родился труд «Фрагменты любовной речи» – книга, балансирующая на грани художественной прозы.

Повествование ведется от первого лица и разделено на короткие фрагменты, посвященные идее или идейному образу, которые могли бы предположительно возникнуть в голове влюбленного, увлечь его или ее воображение в глубины завораживающих фантазий. Целью не было представить классификацию того, что влюбленный мог бы помыслить – скорее, автор от лица лирического героя преподносит нам некие фигуры, выхваченные из хаотичного множества эмоциональных всплесков, и дает им емкие, остроумные определения. Речь героя дополнена размытыми, подчас небрежно воспроизведенными цитатами из мировой литературы и трудов великих философов: он как бы размышляет вслух, неуловимо переходя от собственного опыта к речи обезличенного «я».

Барт с объективной справедливостью подмечает каждый из фрагментов: ему удивительным образом удается выделить из массы неопределенных надежд и фрустраций конкретные фигуры. Примеры – это восхищение любимым объектом, магия любовных ритуалов, ожидание обнадеживающих жестов, знаки внимания, взаимное чувство, доверие; и противоположное: наступление разочарования, приступы отчаяния, прощание с любовью, визуализация драматичных сцен и многое другое. Вместе они складываются в мозаику сознания влюбленного, этот хрупкий фрагментированный организм, и рождают из частиц мысли, памяти и чувственных переживаний его внутренний обособленный язык.

Барт ссылается на различные источники, выстраивая на базе их содержания собственный рассказ: это в первую очередь «Страдания юного Вертера» Гете, труды Платона, Ницше, Фрейда, произведения де Сада, Сартра и многих других литераторов. Цитаты из книг как бы невольно, на бессознательном уровне проскальзывают в памяти лирического героя, подтверждая его собственные слова и выводы, в то время как он размышляет одновременно и о своем чувстве, и о мистическом дискурсе влюбленных со всего мира.

Книга предлагает уникальный анализ внутреннего монолога, в котором каждый читатель в той или иной степени сможет узнать самого себя. Чтение столь же прекрасное, сколь и полезное для лучшего понимания любого личного опыта.

Об авторе

Ролан Барт (1915-1980) — французский философ, семиотик и критик, один из ведущих представителей структурализма. Занимался изучением различных сфер культуры как семиотических систем, исследовал проблему отношений языка и власти. К наиболее известным трудам Барта относятся «Нулевая степень письма» (1953), «Мифологии» (1957), «Система моды» (1967), «S/Z» (1970).

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ | Бахтеев

1. Аминев Ф. Г. Место и роль криминалистического мышления в судебно-экспертной деятельности // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, Заслуженного юриста РСФСР, доктора юридических наук, профессора Николая Павловича Яблокова (Москва, 22 дек. 2015 г.). М. : МАКС Пресс, 2015. С. 200-204.

2. Баев М. О., Баев О. Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Прокурорская тактика. Адвокатская тактика : науч.-практ. пособие. М. : Экзамен, 2005. 320 с.

3. Боруленков Ю. П. Правовое мышление как интеллектуальная составляющая юридического познания // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2017. № 2 (331). С. 6-41.

4. Волчецкая Т. С., Шамшиев П. А., Краснов Е. В. Российский и американский подходы к изучению феномена

5. «криминалистическое мышление» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 9. С. 93-100.

6. Драпкин Л. Я. Логические, эвристические и интуитивные механизмы мышления следователя в процессе раскрытия и расследования преступлений : моногр. Екатеринбург : Изд. дом Урал. гос. юрид. ун-та, 2018. 104 с.

7. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М. : ЮристЪ, 1996. 631 с.

8. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М. : Юрлитинформ, 2001. 352 с.

9. Холопов А. В. К вопросу о когнитивной стадии развития криминалистики // Современная криминалистика: проблемы теории, практики, обучения : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / под ред. М. Ю. Павлика, С. А. Полякова, Е. А. Ануфриевой. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2017. С. 136-140.

10. Шавер М. Б. Об основных принципах частной методики расследования преступлений // Социалистическая законность. 1938. № 1. С. 42-56.

11. Шамшиев П. А. Взгляды на содержание криминалистического мышления // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2015. С. 215-217.

12. Шамшиев П. А. Криминалистическое мышление как состояние «открытости ума» при решении следственных задач // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3 (37). С. 119-121.

13. Энциклопедия современной юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 607 с.

14. Яблоков Н. П. К вопросу о криминалистическом мышлении // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сб. ст. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. С. 156-159.

15. Яблоков Н. П. Ситуационный подход как один из методов научного познания в криминалистическом мышлении субъектов криминалистической деятельности // Ситуационный подход в юридической науке и правоприменительной деятельности : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы использования ситуационного подхода в юридической науке и правоприменительной деятельности», посвященной 10-летию научной школы криминалистической ситуалогии. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. С. 20-24.

16. Walder H., Hansjakob T. Kriminalistisches Denken. Heidelberg : Kriminalistik Verlag GmbH, 2016. 350 s.

ИНТЕРВЬЮ Кому верить в море информации?

ВБ: Мне кажется, что есть проблема, про которую вчера много говорили, связанная с критическим мышлением, и проблема, связанная с информационной фрагментированностью общества.

Многие привыкли, и в мире считают, что в России все происходит из телевизора, но на самом деле это совсем не так. По просмотру телевидения в России сейчас хоть и относительно высокие цифры, но не выше, чем в других странах. А отношение к телевидению – не то, чтобы очень лояльное. Это, скорее, привычка иметь какой-то фоновый ящик – вот он бубнит и бубнит.

А информационное пространство интернета, где, казалось бы, «вот там-то вы правду и узнаете» – это, конечно, некоторая иллюзия, потому что там ты узнаешь только то, что говорят другие. При этом, поскольку большинство информации поступает из социальных сетей, то возникает совершенно понятный эффект. Социальные сети в их сегодняшнем виде информационной точки зрения являются очень сильно фрагментированными. Если в «Фейсбуке» все мои друзья любят Путина, то я вижу, что все вокруг любят Путина. А если все друзья не любят Путина, то значит, все вокруг его не любят. А если случайно забредает кто-нибудь «чужой», то его тут же все окружение начинает «мочить». Вот такая картинка.

Резкость реакции – на все, что угодно – она абсолютно уничтожает диалог 

Из-за этого, с одной стороны, очень сильно повышается некоторая поляризованность общества, с другой, восприятие поляризованности оказывается более завышенным, чем на самом деле. А это еще уменьшает критичность – у тебя нет мнений посередине, основанных на рассуждениях. Резкость реакции – на все, что угодно – она абсолютно уничтожает диалог. 

Вот у меня есть чудесная история про ту же вакцину. У меня есть очень хороший приятель, у него компания – айтишная. Они занимаются системами визуализации, находят всякие интересные решения. У него работает где-то 160 человек. Когда началась вакцинация, он всем сказал: мы продолжаем работать оффлайн. Каждому, кто вакцинируется, после каждой из прививок, он дает пять дней отпуска – потому что бывает иногда плохое самочувствие. Ну и, идите и прививайтесь. На самом деле в общем среди российского более или менее успешного бизнеса – негосударственного – это довольно популярная позиция.

И в какой-то момент он начал спрашивать, кто привился, — они начали целиком выводить компанию из карантина. Выяснилось, что треть сотрудников привилась, треть сотрудников не прививается по «идейным» соображениям: все вакцины – вред, вообще никакой эпидемии нет, ее придумали, нас тут всех чипируют, ну и так далее – такой стандартный  международный набор заблуждений, в этом смысле они абсолютно интернациональные. 

Надо пытаться смотреть не только то, что тебе близко

А еще треть: «Мы не будем прививаться никакой российской вакциной никогда в принципе, потому что нам все врут».  И это, заметим, — люди, занимающиеся частным бизнесом, имеющие в основном коммерческих клиентов, занимающиеся довольно высокоинтеллектуальным трудом, все с высшим образованием, многие с научными степенями и т. д. Но вот ситуация выглядит так: все, что делается здесь, плохо по определению, потому что такая власть. 

ЕВ: Когда мы с Вами говорили об источниках информации, мы противопоставили государство и интернет, соцсети. Но есть же СМИ на цифровых платформах, которые тоже люди читают и в соцсетях, и просто в интернете, Вы говорили о «дата-журналистике». Если я правильно понимаю, это журналистика, которая основана на фактических данных. Вот что тут происходит, есть ли она, и работает ли она – ведь когда людей забивают данными, их можно немного отторгнуть. Какой должна быть хорошая, эффективная дата-журналистика?

ВБ: Тут как в экономике – есть понятие «переделов». Я могу просто нарыть уголь или накачать нефть, могу из нефти сделать бензин, а могу сделать какие-нибудь синтетические масла, какие-нибудь полимеры. Это глубина передела. И в дата-журналистике данные – это полезные ископаемые. Дальше их надо перерабатывать. Допустим, мне дали какую-то таблицу по добыче чего-нибудь, и я ее просто в газете тиснул – но кому она интересна, кто ее поймет. Никто не поймет, а кто-то поймет и сделает из нее неправильные выводы, что тоже довольно часто бывает. Поэтому нужно перерабатывать эти данные, самое наглядное и массовое – это их визуализировать, превращать в некую инфографику.

Самое главное здесь – это критическое мышление

В России был такой опыт в том, что сейчас стало Russia Today, то есть РИА-Новости. Там была создана очень сильная группа, которая занималась дата-журналистикой и инфографикой. Собрали практически всех лучших профессионалов в стране, и это был такой очень яркий момент, и он показал, что да, журналистика может существовать для масс. 

ЕВ: Ваш совет среднестатистическому потребителю информации: что делать, чтобы не поддаться дезинформации, пропаганде?

ВБ: По моему мнению, самое главное здесь – это критическое мышление, но без впадания в то, чтобы видеть везде злую волю и заговор. Можно всегда провести какой-то анализ, исходя из тех знаний и опыта, который у тебя есть. 

ЕВ: Но надо, чтобы было желание, чтобы была культура и понимание того, что это нужно, ну и время, конечно. Это требует больших усилий, которые, мне кажется, многие люди не готовы потрать на это. 

ВБ: Я согласен с Вами полностью вот в последнем утверждении, но при этом мне кажется, что это же еще и вопрос правильного выбора референтных групп. Вот я не просто так и во вчерашнем разговоре, и сейчас обращал внимание на фрагментированность информационного сообщества вокруг тебя. Ведь каково устройство социальных сетей: ВКонтакте, Фейсбука, Твиттера и так далее — ты подписался на тех, кто тебе ближе по духу, по интересам. Человек может соглашаться или не соглашаться, но так или иначе он говорит что-то, на что ты реагируешь таким образом, что готов смотреть дальше. И это означает, что мир будет сужен. Вот надо выбираться за его пределы, надо пытаться смотреть не только то, что тебе близко. Надо находить в себе силы, ну или просто доверяться мнению профессионального сообщества или тратить свое время и разбираться. Никуда от этого не денешься. 
 

Cognitive Biases and AI Value Alignment: An Interview with Owain Evans Russian

Невзирая на данную дилемму, понимание человеческих ценностей и предпочтений имеет важное значение для систем ИИ и разработчики очень заинтересованы в том, чтобы ИИ научился их понимать.

Уже сегодня популярные сайты используют ИИ для понимания человеческих предпочтений. Например, с помощью YouTube и Amazon алгоритмы машинного обучения отслеживают ваше поведение и предсказывают, чего вам захочется в будущем. И хотя эти рекомендации часто полезны, у них есть непреднамеренные последствия.

Рассмотрим случай Зейнеп Туфекчи, доцента в Школе информации и библиотековедения Университета Северной Каролины. После того, как она посмотрела видеоролики с предвыборными высказываниями Трампа, сайт начал предлагать ей к просмотру видео националистического толка, а также ролики, отрицающие явление Холокоста. Вскоре она поняла, что алгоритм YouTube, оптимизированный для привлечения пользователей, предсказуемо предлагает более экстремальный контент для увеличения просмотров. Она назвала YouTube «Великим Радикализатором».

Этот перекос ценностей в алгоритмах YouTube предвещает опасность интерактивного обучения с более совершенными системами ИИ. Вместо того, чтобы оптимизировать передовые системы искусственного интеллекта для удовлетворения наших краткосрочных желаний и интереса к шок-контенту, создатели должны научить их понимать наши более глубокие ценности и улучшать нашу жизнь.

Эванс предполагает, что мы захотим такие системы ИИ, которые смогут обосновывать наши решения лучше, чем мы сами; которые смогут отследить, когда принятые нами решения отклоняются от наших ценностей, и «помогут нам следовать нашим долгосрочным предпочтениям». Однако есть вероятность того, что предлагаемые ИИ идеи могут показаться неприемлемыми на первый взгляд.

Например, система искусственного интеллекта предлагает блестящую, неожиданную модификацию бизнес-плана, но человек находит ее просто смехотворной, или ИИ рекомендует немного более длинный, но более спокойный маршрут до места первого свидания, но тревожный водитель все равно выбирает более быстрый маршрут.

Чтобы помочь людям понять мышление искусственного интеллекта в этих сценариях, Эванс и Штульмюллер исследовали, как системы ИИ могут рассуждать методами, понятными людям и как они могут в конечном счете улучшить наше собственное мышление.

Один метод (изобретенный Полом Кристиано) называется «расширение». К нему люди прибегают, чтобы ИИ помог им более глубоко обдумать решения. Эванс объясняет: «Вы хотите, чтобы система ИИ имела точно такое же мышление, что и человек, но она может мыслить быстрее, эффективнее, и, может быть, даже более надежно. Но это мышление должно быть таким, чтобы при необходимости человек смог разложить его на более мелкие ступени, понять и применить».

Вторая концепция называется «фрагментированное мышление» – ее идея заключается в том, чтобы разбить сложные задачи на небольшие, понятные шаги. По словам Эванса, не совсем ясно, как она может быть успешно реализована. Иногда люди могут разбить свои рассуждения на небольшие этапы, но часто мы полагаемся на интуицию, которая гораздо труднее поддается какому-либо объективному анализу.

фрагментированное мышление | Идеальный ответ

Шерлок Холмс wikimedia.org

Это царство решателя проблем, создателя, обладателя сознания, которое откроет и поймет то, что фрагментированный мыслитель, возможно, никогда не найдет.

По определению отвлечение — это объезд. Это случается, когда непрерывность некоторых усилий нарушается необходимостью переключить внимание на что-то другое. Поскольку этот веб-сайт предназначен для общения в «эпоху отвлечения внимания» — будь то беспорядок в рекламе, слишком много текстов и электронных писем или лихорадочный ритм перепланированных жизней — мы должны проявлять интерес к людям, которые сопротивляются всему культурному шуму.

Один из ответов на эту проблему — приучить себя следовать более линейным путем, даже если развитие такого мышления идет вразрез с культурой. И непросто сказать миру, чтобы он отправился в поход, пока мы размышляем в одиночестве в нашем собственном пузыре.

Линейные мыслители принимают разные формы: заядлые читатели посвящают большую часть времени одному произведению художественной или научно-популярной литературы, художники с радостью оставляют в покое работу над решениями, которые в конечном итоге будут приняты в ходе опроса или в виде нотной записи.И, конечно же, мы закрепили образ «сумасшедшего ученого» как одинокого, который следует за нитями своих исследований, много часов в лаборатории, оставляя семью и друзей на произвол судьбы.

Георгий Фредерик Гендель написал великую ораторию Мессия в стремительном почти непрерывном сосредоточении, закончившись всего за три недели. А представьте себе, сколько усилий потребовалось архитектурной фирмой Уильяма Лэмба, которая за невероятно короткие две недели спроектировала и подготовила чертежи для Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.Культовый небоскреб был построен чуть больше года. Такая преданность одной задаче может быть уменьшена до того, что ощущают многие писатели, когда замечают время, которое исчезает, когда они поглощены своей работой.

Линейный мыслитель с нетерпением ждет возможности расчистить палубу настолько, чтобы иметь возможность беспрепятственно видеть горизонт. Безмятежная концентрация дает им силу. Это сфера решателя проблем, создателя, владельца сознания, которое откроет и поймет то, чего фрагментированный мыслитель, возможно, никогда не найдет.Непрерывное внимание к задаче позволяет в первую очередь развивать синергию, которая начинается, когда рассредоточенное мышление начинает видеть связи и последствия, которые другие могут упустить.

Это более или менее противоположно той сегментации усилий, которая сейчас встроена в нашу работу и в большую часть наших СМИ. Время читателя на одной веб-странице обычно составляет менее минуты. И мы получаем отовсюду сигналы, что мы , а не , замечаем, что предпочитаем гиперсжатие.Возьмем, к примеру, репортера New York Times , который недавно мимоходом заметил, что некий человек «спорил» о своей точке зрения «в Твиттере». Действительно? Может ли человек «спорить» в традиционном смысле этого слова — что включает в себя утверждение претензии и наличие веских причин — в словесном шкафу из 140 символов? Twitter налагает абсурдные ограничения на выражение мыслей, сопровождаемые политической рекламой, которая «аргументирует» государственную политику в течение 30 секунд, телевизионными новостями «звуковыми фрагментами» от политиков, которые в среднем составляют около восьми секунд, и фактическим стилем редактирования рекламы. телевизор, который разрезает отдельные кадры на две или три секунды.

Теперь мы думаем о выступлении Теда с максимальной продолжительностью 18 минут как о «углубленной» дискурсивной форме. Неудивительно, что некоторые из моих студентов считают 70-минутную лекцию или 40-страничную главу функциональным эквивалентом долгого пути через огромную пустыню.

Интересно, что одна из черт, которые иногда можно увидеть у человека на более высоком конце шкалы спектра аутизма, — это всепоглощающая и полная страсть к чему-то одному. Субъекты с синдромом Аспергера особенно известны своими интересами, сфокусированными на лазере, что делает их сложной задачей в культуре, которая поощряет частые повороты к совершенно разным занятиям.Историки-психологи считают, что мы можем благодарить легкие формы аутизма за достижения Моцарта, Бетховена, Чарльза Дарвина и Льюиса Кэрролла. И, безусловно, именно Аспергер кажется доминирующей психологической чертой любимого сыщика в мире, Шерлока Холмса.

Учитывая неуместную важность многозадачности в культуре, логично, что интерес к новым идеям, таким как беспилотный автомобиль, растет. Преодоление полосы открытой дороги — это линейный процесс, который, кажется, все больше выходит за рамки возможностей отвлеченных водителей.Вероятно, лучше позволить компьютеру позаботиться о задаче, которую многие менее подготовлены для самостоятельного решения.

Если мы думаем, что определили здесь существенную проблему, нам, вероятно, следует быть более скромными и отметить, что эти несколько слов об атрибутах линейности, возможно, более полезны для иллюстрации нелинейного мышления . Концепция заслуживает книги больше, чем блога.

Комментарии: [email protected]

Нарушения мыслительного процесса при шизофрении

Люди с шизофренией довольно часто не могут сохранять ясность своих мыслей и выражать то, что у них на уме.Неорганизованное мышление является одним из основных симптомов шизофрении, и оно может приводить к различным расстройствам мыслительного процесса, которые вызывают разрозненные мысли, коллапс или внезапную остановку мыслительного процесса, произнесенные случайным образом слова и бессвязность.

Что такое неорганизованное мышление?

Мышление относится к нашей способности принимать решения, решать проблемы, рассуждать и запоминать. В более широком смысле мышление — это совокупность переживаний, происходящих в уме. Как правило, мы обрабатываем свои мысли логически и последовательно.Однако у людей с шизофренией этот процесс нарушается, что приводит к неорганизованным мыслям и расстройству речи.

Причины

Непонятно, что вызывает неорганизованное мышление (или что вызывает шизофрению). Это может быть связано с различными факторами, такими как генетика и семейный анамнез, окружающая среда и прошлые травмы. Есть свидетельства того, что у людей с неорганизованным мышлением есть структурные различия в мозге, поскольку они проявляют необычную активацию в областях, вовлеченных в:

  • Язык и обработка речи
  • Слуховое восприятие
  • Социальное взаимодействие
  • Когнитивные функции высшего порядка, такие как принятие решений, оценка, мозговой штурм и обучение

Ваши мысли, эмоции, ощущения, воспоминания и фантазии являются важными строительными блоками того, как ваш мозг мыслит.Любое нарушение вашего мыслительного процесса или то, как эти блоки связаны друг с другом, повлияет на другие области вашей жизни.

Содержание мысли и процесс мышления

Имеет смысл попытаться понять неорганизованное мышление с двух точек зрения: содержание мысли и мыслительный процесс. В то время как изменения в содержании мыслей человека влияют на то, что они воспринимают или думают, изменения в мыслительном процессе влияют на то, как они формируют свои идеи и выражают их.

Нарушения содержания мыслей Нарушения мыслительного процесса
  • Обстоятельное мышление

  • Ассоциации Clang

  • Крушение

  • Отвлекаемость

  • Тангенциальное мышление

  • Салат из слов (бессвязность)

Типы беспорядочного мышления

Вот более подробный взгляд на эти аномалии мыслительного процесса.

Отвлекаемость

Некоторые люди с нарушенным мышлением могут отвлекаться. Они могут начать говорить об одном, а затем полностью сменить тему, прежде чем закончить предложение. Это часто происходит из-за близлежащих стимулов, которые мешают мыслительному процессу.

  • Например, : «Я переехал в Нью-Йорк после колледжа. Что вы едите на обед?»

Косвенное мышление

Косвенное мышление возникает, когда человек разговаривает кругами, прежде чем перейти к сути дела, излишне и излишне подробно рассказывая о нем.Вот пример нейробиолога и исследователя нейропсихиатра Нэнси Кувер Андреасен:

  • Вопрос : «Как вас зовут?»
  • Ответ : «Ну, иногда, когда меня спрашивают, я должен думать, отвечу ли я, потому что некоторые люди думают, что это странное имя, хотя на самом деле это не так, потому что моя мама дала мне его, и я думаю мой отец помог, но, на мой взгляд, это имя такое же хорошее, как и любое другое, но да, это Том «.

Тангенциальное мышление

Тангенциальное мышление возникает, когда кто-то переходит от мысли к мысли, но никогда не доходит до сути.Вместо этого мысли в некоторой степени связаны, но поверхностно или косвенно.

  • Например : «Я действительно разозлился, когда стоял в очереди в продуктовом магазине. Я не могу стоять в очередях. Ждал и ждал. Я долго ждал, чтобы получить водительские права. просто сумасшедший.»

Крушение или свободные ассоциации

В случаях сильно нарушенного мышления мысли теряют почти все связи друг с другом и становятся разъединенными и разрозненными.Это нелогичное мышление называется срывом или «бесполезными» ассоциациями.

  • Например, : «Мне очень понравилось в некоторых сообществах, и я попробовал это, и на следующий день, когда я уйду, вы знаете, я взял под свой контроль, например, я нанес, мм, отбеливатель на свои волосы, в Калифорния. Моя соседка по комнате была из Чикаго, и она собиралась учиться в неполном колледже. И мы жили в YMCA, поэтому она хотела нанести перекись на мои волосы … «

Ассоциации Clang

Звук — это когда человек выбирает слова на основе звука (рифмующиеся или каламбурные ассоциации), а не значения.Они также могут использовать вымышленные слова или неологизмы и могут говорить ровным или необычным голосом.

  • Например, : «У меня тоже была маленькая золотая рыбка, как у клоуна… Счастливого Хэллоуина вниз».

Несогласованность

Люди с очень серьезным расстройством мышления могут испытывать бессвязность, когда между словами нет заметной связи. Эта непоследовательность (также известная как «словесный салат») делает невозможным понимание мыслительного процесса человека.

  • Например : «Они уничтожают слишком много скота и нефти только для того, чтобы сделать мыло. Если нам нужно мыло, когда вы можете прыгнуть в бассейн с водой, а затем, когда вы пойдете за бензином, мои люди всегда думал, что они должны, получить поп, но лучшее, что можно получить, это моторное масло, а деньги … «

Диагностика

Пятое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам включает критерии, которые помогут вашему врачу диагностировать шизофрению.Ваш врач будет искать типичные симптомы этого состояния, такие как нарушение речи, бред, галлюцинации, дезорганизованное или кататоническое поведение и снижение эмоционального выражения. Они также могут искать признаки неорганизованного мышления, исследуя то, как вы общаетесь, и направляя ваше внимание.

Вашему врачу также необходимо исключить другие условия, которые могут повлиять на мыслительные процессы, например:

Лечение

Лечение нарушений мыслительного процесса при шизофрении часто включает прием лекарств, психотерапию, обучение жизненным навыкам и поддержку семьи.

  • Лекарство : Подходящее лекарство может помочь уменьшить расстройство мышления и улучшить функционирование. Это может включать антидепрессанты, стабилизаторы настроения или успокаивающие лекарства наряду с нейролептиками для длительного лечения симптомов шизофрении.
  • Психотерапия : Разговорная терапия, включая когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), может помочь вам лучше выявлять аномалии мыслительного процесса и находить способы справиться с необычным или дисфункциональным образом мышления.
  • Обучение социальным навыкам : Неспособность ясно выражать свои мысли и чувства может сказаться на вашей семье и общественной жизни, а также на ваших рабочих отношениях. Обучение социальным навыкам может помочь вам улучшить ваше общение с другими, чтобы вы могли лучше ориентироваться в этих отношениях.
  • Поддержка семьи : Члены семьи часто являются ключевыми лицами, оказывающими помощь больным шизофренией. Семейная терапия может помочь вам и вашим близким понять ваше состояние и почувствовать поддержку.

Слово Verywell

С неорганизованным мышлением может быть трудно бороться, но с помощью вашего врача и поддержки ваших близких вы можете добиться больших успехов и справиться. В этом процессе может помочь больше информации о симптомах шизофрении, равно как и присоединение к группе личной или онлайн-поддержки. Обращение за поддержкой может дать возможность выразить свои эмоции и помочь вам выработать стратегии, позволяющие лучше донести свои мысли.

Работа с фрагментированными мыслями :: Саша Чуа

Иногда бывает трудно удержать одну мысль и погрузиться в нее глубже.Иногда это потому, что меня отвлекают другие блестящие мысли. Иногда мой интерес угасает. Иногда я наталкиваюсь на предел того, о чем могу думать самостоятельно, без экспериментов или исследований.

Мне очень нравится, как учетные карточки позволяют мне фиксировать идеи, которые не соответствуют размеру записи в блоге. Технически я не рисовал физические учетные карточки с начала февраля, но цифровые учетные карточки, которые я рисую, откалиброваны по этой шкале.

Тем не менее, иногда мне нужно очень много времени, чтобы вытащить пять учетных карточек.Я ловлю себя на том, что задаюсь вопросом, выбрал ли я хороший вопрос. Иногда нужно время, чтобы найти следующий шаг в своей мысли. Иногда легче переключить внимание на другие вещи.

С другой стороны, бывают дни, когда мой разум переполнен маленькими мыслями. Мне довольно легко переключиться на другую учетную карточку, записать часть мысли, а затем вернуться к ней позже.

2015-06-01e Фрагментарное письмо и рисунок — учетная карточка # нечеткое # усталость # письмо # рисунок # фрагментация

Я придумывал лучший способ работать с фрагментированными мыслями.Я попробовал избавиться от своей привычки, написав перед тем, как рисовать. Иногда это хороший способ очистить мою невыполненную работу, но иногда это означает, что я не успеваю рисовать.

В последнее время я экспериментировал с быстрым захватом фрагментов текста — кусок даже меньше, чем карточки. Несколько нажатий на моем телефоне вызывают однострочную подсказку. Все, что я ввожу в это диалоговое окно, сохраняется в файле с отметкой времени, который называется примерно гггг-мм-дд чч.мм отметка времени - keyword.txt , и это синхронизируется через Dropbox с моим компьютером.У меня есть код в Emacs для чтения этих файлов и добавления их в схему, основанную на дате, и я включил код в конце этого сообщения в блоге на всякий случай, если это удобно.

В наши дни я обнаружил, что захватываю все больше и больше таких фрагментов. Когда во время прогулки мне приходит в голову, возможно, интересная мысль, достаточно просто выделить момент, чтобы разблокировать телефон и добавить заметку. Мой рабочий процесс на основе Emacs подходит мне немного лучше, чем тот, который я использовал на основе Evernote, но это преимущество настройки.

2015-05-24e Работа с поверхностными мыслями — учетная карточка # нечеткое # рисование # мышление

Конечно, есть еще проблема — объединить эти мысли. Текстовых заголовков и ключевых слов фрагментов часто бывает достаточно, чтобы напомнить мне о том, о чем я думал и как разные мысли могут быть связаны друг с другом, и я всегда могу открыть эскизы в новом окне, если я хочу сослаться на них. У меня есть постоянно растущий набросок набросков, которые еще не были разбиты на сообщения в блогах, и теперь у меня есть хронологическое дерево этих маленьких фрагментов.У меня есть еще одна часть Emacs Lisp, которая позволяет мне быстро получить монтаж эскизов, перечисленных в части моего плана. Может быть, я мог бы использовать это чаще — возможно, даже случайным образом выбирая узел схемы, придумывая монтаж и предлагая мне либо склеить куски в сообщение в блоге, либо нарисовать то, что отсутствует.

Итак, вот как в целом выглядит рабочий процесс каталожных карточек:

2015-05-08b Моя система управления картотечными картами — картотека #zettelkasten #workflow # index-cards #drawing

, а затем фрагменты текста служат началом этого мыслительного процесса.

Прошло почти шесть месяцев размышлений над учетными карточками. Иногда я чувствую себя довольно раздробленным, но есть смешивающие факторы, поэтому я не знаю, является ли это побочным эффектом такого образа мышления. Но я думаю, маловероятно, что мое прошлое «я» было намного более последовательным и лучше концентрировалось. Вспоминая, как это было писать свои заметки раньше и каково это писать свои заметки сейчас, я думаю, что мне это очень нравится. Я чувствую, что становлюсь лучше писать о мелочах, а не только о больших вещах, и постепенно становлюсь лучше в том, чтобы связывать вещи воедино.

Что может быть интересным в следующих шагах для этой системы?

2015-06-12h 6-месячная рефлексия на каталожных карточках — каталожные карточки # каталожные карточки # рисование #zettelkasten #chunking

Было бы здорово визуализировать, сколько фрагментов было разбито, а что еще изолировано, более увлекательно, чем мой набросок. Мне также интересно узнать о временном разделении мыслей. Например, в этом посте собраны четыре карточки, распределенные на период чуть более месяца, набор связей, на которые я, вероятно, не смог бы следить без этих заметок.] + \\) — \\ (. * \\) «база) (setq время (секунды-время (/ (строка-число (основание строки совпадения 1)) 1000)) кодированное время (время декодирования) дата (список (время кодирования elt 4) (время кодирования elt 3) (время кодирования elt 5)) категория (основание строки соответствия 2)) (с-темп-буфером (вставить-файл-содержимое имя файла) (содержимое setq (s-trim (строка-буфера)))) (с-текущим-буфером (найти файл «~ / dropbox / tasker / summary. Energy \\ ([0-9] \\)») (org-set-property «ENERGY» (содержимое строки соответствия 1))))) (удалить файл имя_файла)))) (каталог-файлы «~ / dropbox / tasker / data» t «\\.txt $ «)))

Дело в пользу психоанализа «Шира Фоллмер MD

Фрагментированная мысль: аргументы в пользу психоанализа

Размещено доктором Фоллмером 10 апреля 2012 г.

Нона, двадцать один, кажется, не может закончить мысль. Каждое предложение звучит как фрагмент. «Я просто ненавижу то, как отец обращается со мной», — говорит она. «А как насчет того, как твой отец обращается с тобой?» Я спрашиваю. «Я просто ненавижу то, как он обращается со мной», — повторяет она. Неспособность конкретизировать идею кажется симптомом, сопротивлением, как могли бы сказать мои коллеги-психоаналитики, более серьезной проблемы, которую она боится узнать сама.Кажется, она боится попытаться понять, что думает или чувствует. Фрагмент, опять же, используя психоаналитический язык, является защитой от понимания глубины ее разума. По мере того как мы интенсивно работаем вместе, мы надеемся, что сможем преодолеть этот страх, чтобы она могла лучше познакомиться со своим внутренним миром. Это явно чуждая и пугающая территория для нее, о чем свидетельствует ее неспособность реализовать идею. Окно в ее мозг открывается из-за ее повторения, из-за ее нежелания развивать идею.Другими словами, фрагментация — это ключ к пониманию того, насколько болезненными будут события в дальнейшем. Защита, если хотите, защищает ее от понимания ее трудных и мучительных чувств, как в настоящее время, так и из ее прошлого. Только интенсивной работой мы сможем преодолеть ее раздробленность. Частота наших сеансов позволяет нам более внимательно изучить этот образец незавершенных мыслей. Это тщательное изучение важно, чтобы помочь ей увидеть в своем мышлении трудный способ защитить ее от самой себя.Другими словами, когда она поймет, почему ей нужно думать фрагментарно, она сможет мыслить более сложными способами, тем самым позволяя ей принимать более сложные решения для себя по мере того, как ее жизнь разворачивается перед ней. Наша работа началась.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Эта запись была опубликована 10 апреля 2012 г. в 10:51 в рубрике Психоанализ, Психотерапия. Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 корма. Вы можете оставить отзыв или откликнуться со своего сайта.

Системный мыслитель — от фрагментации к интеграции: построение обучающихся сообществ

Мы живем в эпоху массовых институциональных неудач, — говорит Ди Хок, основатель и заслуженный генеральный директор Visa International. Нам нужно только осмотреться, чтобы увидеть доказательства, подтверждающие заявление Ди. Корпорации, например, тратят миллионы долларов на то, чтобы обучать выпускников средних школ в их рабочей силе читать, писать и выполнять основы арифметики.Наша система здравоохранения находится в состоянии острого кризиса. США тратят на здравоохранение больше, чем любая другая промышленно развитая страна, и, тем не менее, здоровье наших граждан наихудшее среди тех же стран. Наша образовательная система все чаще подвергается критике за то, что наши дети недостаточно подготовлены к требованиям будущего. Наши университеты теряют доверие. Наши религиозные институты изо всех сил пытаются сохранить свою значимость в жизни людей. Наше правительство становится все более дисфункциональным, попав в порочный круг растущих групп с особыми интересами, недоверия и коррупции.Сегодня корпорация может быть самым здоровым учреждением в США, но это мало что говорит.

Одна из причин этой широко распространенной институциональной неудачи заключается в том, что система создания знаний, метод, с помощью которого люди учатся коллективно и с помощью которого институты общества улучшаются и восстанавливаются, глубоко фрагментирована. Эта фрагментация развивалась настолько постепенно, что немногие из нас заметили это; мы принимаем расхождения между отраслями знания и между знанием и практикой как данность

Система создания знаний

Прежде чем мы сможем решить проблему фрагментации, нам нужно установить, что было фрагментировано.Другими словами, что мы подразумеваем под системой, создающей знания, и что мы имеем в виду, говоря, что она фрагментирована?

ЦИКЛ СОЗДАНИЯ ЗНАНИЙ

Как и в теории, корни дерева невидимы, и все же от здоровья корневой системы зависит здоровье дерева. Ветви — это методы и инструменты, которые позволяют переводить теории в новые возможности и практические результаты. Плод — это практическое знание. Дерево в целом — это система.

Мы считаем, что человеческие сообщества всегда пытались организовать себя, чтобы максимизировать производство, передачу и применение знаний. В этой деятельности разные люди выполняют разные роли с разной степенью успеха. Например, в культурах коренных народов старейшины формулируют неподвластные времени принципы, основанные на их опыте, которыми они руководствуются в будущих действиях своих племен. «Деятели», будь то воины, садоводы, охотники или няни, стараются научиться делать вещи лучше, чем раньше, и постоянно улучшают свое мастерство.А тренеры и учителя помогают людям развивать свои способности как выполнять свои роли, так и расти как люди. Эти три вида деятельности — которые мы можем назвать построением теории, практикой и наращиванием потенциала — переплетаются и вплетаются в ткань сообщества в непрерывном процессе, который восстанавливает и расширяет знания племени. Можно утверждать, что эта взаимозависимая система создания знаний — единственный способ, которым люди коллективно учатся, генерируют новые знания и изменяют свой мир.

Мы можем рассматривать эту систему производства знаний как цикл. Люди применяют имеющиеся знания для достижения своих целей. Это практическое приложение, в свою очередь, предоставляет экспериментальные данные, на основе которых могут быть сформулированы новые теории для руководства будущими действиями. Затем новые теории и принципы приводят к новым методам и инструментам, которые переводят теорию в практическое ноу-хау, стремление к новым целям и новому опыту — и цикл продолжается.

Представьте, что этот цикл создания знания — это дерево (см. «Цикл создания знания» на стр.1). Корни дерева — это теории. Как и в теории, корни невидимы для большей части мира, и все же здоровье корневой системы в значительной степени определяет здоровье дерева. Ветви — это методы и инструменты, которые позволяют переводить теории в новые возможности и практические результаты. Плод — это практическое знание. В некотором смысле кажется, что вся система предназначена для того, чтобы приносить плоды. Но если вы соберете урожай и съедите все плоды с дерева, в конце концов деревьев больше не будет.Итак, часть фруктов необходимо использовать, чтобы дать семена большему количеству деревьев. Дерево в целом — это система.

Дерево — прекрасная метафора, потому что оно действует посредством глубокого, удивительного трансформационного процесса, называемого фотосинтезом. Корни впитывают питательные вещества из почвы. В конце концов, питательные вещества попадают через ствол в ветви и листья. В листьях питательные вещества взаимодействуют с солнечным светом, создавая сложные углеводы, которые служат основой для развития плода.

Итак, какие метафорические эквиваленты позволяют нам создавать плоды практических знаний в наших организациях? Мы можем рассматривать исследовательскую деятельность как расширение корневой системы для построения лучших и более богатых теорий. Мероприятия по наращиванию потенциала расширяют ветви, переводя теории в удобные методы и инструменты. Использование этих методов и инструментов расширяет возможности людей. Искусство практики в определенной сфере работы превращает теории, методы и инструменты в полезные знания, поскольку люди применяют свои способности для решения практических задач, так же как процесс фотосинтеза преобразует питательные вещества в листья, цветы и фрукты.В нашем обществе

  • Исследование представляет собой любой дисциплинированный подход к открытиям и пониманию с обязательством делиться тем, что узнал. Мы не имеем в виду ученых в белых халатах, проводящих лабораторные эксперименты; мы имеем в виду исследования так же, как ребенок спрашивает: «Что здесь происходит?» Изучая такие вопросы, исследования, проводимые учеными, вдумчивыми менеджерами или консультантами, размышляющими над их опытом, постоянно генерируют новые теории о том, как устроен наш мир.
  • Практика — это все, что группа людей делает для достижения результата. Это приложение энергии, инструментов и усилий для достижения чего-то практического. Примером может служить команда разработчиков продукта, которая хочет быстрее создать лучший продукт с меньшими затратами. Непосредственно применяя доступную теорию, инструменты и методы в нашей работе, мы генерируем практические знания
  • Создание потенциала связывает исследования и практику. Он в равной степени стремится к открытиям и пониманию, а также к практическим ноу-хау и результатам.Каждое обучающееся сообщество включает в себя коучей, наставников и учителей — людей, которые помогают другим развивать навыки и способности, разрабатывая новые методы и инструменты, которые помогают претворять теории в жизнь.

«Запасы и потоки создания знаний» показывает, как различные элементы связаны вместе в системе создания знаний.

ЗАПАСЫ И ПОТОКИ СОЗДАНИЯ ЗНАНИЙ

Исследовательская деятельность позволяет строить более качественные и богатые теории. Функции по наращиванию потенциала переводят теории в удобные методы и инструменты.Использование этих методов и инструментов расширяет возможности людей. Искусство практики превращает теории, методы и инструменты в практические знания, поскольку люди применяют свои способности для решения практических задач.

Институциональная фрагментация

Если знания лучше всего создаются с помощью этого типа интегрированной системы, как наши нынешние системы и институты стали настолько фрагментированными? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно посмотреть, как исследования, практика и наращивание потенциала институционализированы в нашей культуре (см. «Фрагментация институтов»).

Например, какое учреждение у нас больше всего ассоциируется с исследовательскими университетами? Что включает в себя мир практики? Корпорации, школы, больницы и некоммерческие организации. И какое учреждение у нас больше всего ассоциируется с людьми, занимающимися наращиванием потенциала и помогающими людям в практическом мире? Консультации или HR-функция в организации. Каждый из этих институтов сделал этот конкретный вид деятельности своим определяющим ядром. И поскольку исследования, практика и наращивание потенциала осуществляются в стенах отдельных учреждений, люди в этих учреждениях могут легко чувствовать себя отрезанными друг от друга, что ведет к подозрениям, стереотипному мышлению и противопоставлению «мы» и «мы». «Их» мышление.

Эта изоляция приводит к серьезному нарушению связи. Например, многие люди утверждали, что академическое сообщество превратилось в частный клуб. Никто, кроме членов клуба, не понимает, что происходит. Они говорят так, что могут понять только участники. А участники впускают только таких, как они сами.

Консалтинговые организации также подорвали процесс создания знаний, сделав знания собственностью и не делясь тем, что они узнали. Многие старшие консультанты обладают невероятным объемом знаний об организационных изменениях, но у них почти нет стимула делиться ими, кроме как по рыночным ценам.

Наконец, корпорации внесли свой вклад в фрагментацию своей ориентацией на прибыль, которая придает наибольшее значение тем вещам, которые дают немедленные практические результаты. У них мало терпения для инвестирования в исследования, которые могут приносить отдачу в долгосрочной перспективе или где результаты не могут быть конкретно определены количественно.

Техническая рациональность: один корень фрагментации

Как мы достигли такого состояния фрагментации? За сотни лет мы выработали представление о том, что знания — это прерогатива эксперта, исследователя, академика.Часто сам термин «наука» используется для обозначения такого рода знаний, как если бы слова, исходящие из уст ученых, каким-то образом по своей сути более правдивы, чем слова других людей.

Дональд Шон назвал эту концепцию знания «технической рациональностью». Сначала вы разрабатываете теорию, а затем применяете ее. Или сначала приходят эксперты и выясняют, что не так, а затем вы пользуетесь их советами, чтобы решить проблему. Конечно, хотя совет может быть блестящим, иногда мы просто не можем понять, как его реализовать.

Но, возможно, проблема не в совете. Возможно, дело в основном в предположении, что этот метод и есть то, как на самом деле работает обучение или создание знаний. Может быть, проблема действительно в том, как думать: сначала вы должны получить «ответ», а затем вы должны применить его.

РАЗДЕЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ

Поскольку исследования, практика и наращивание потенциала осуществляются в стенах отдельных учреждений, люди в этих учреждениях чувствуют себя отрезанными друг от друга, что ведет к подозрениям, стереотипам и мышлению «мы» против «них».

Неявное понятие технической рациональности часто приводит к конфликту между руководителями и руководителями организаций. Руководители часто руководствуются понятием технической рациональности: в западной культуре быть начальником означает иметь ответы на все вопросы. Однако рядовые люди знают о своей работе и организации гораздо больше, чем когда-либо могут сказать. У них действительно есть возможность что-то делать, а не только о чем-то говорить. Техническая рациональность — это здорово, если все, что вам нужно делать, это говорить.

Организация обучения

Если мы откажемся от этого понятия технической рациональности, мы сможем начать задавать более ценные вопросы, например:

  • Как происходит настоящее обучение?
  • Как развиваются новые возможности?
  • Как возникают обучающиеся сообщества, которые объединяют теорию и практику, концепцию и возможности?
  • Как они поддерживают себя и растут?
  • Какие силы могут их уничтожить, подорвать или привести к увяданию?

Очевидно, нам нужна теория, метод и набор инструментов для организации учебных усилий групп людей.

Реальное обучение часто намного сложнее и интереснее, чем предполагает теория технической рациональности. Мы часто развиваем важные новые способности, имея лишь неполное представление о том, как мы делаем то, что мы делаем. Как при катании на лыжах или обучении катанию на велосипеде, мы «делаем это» до того, как действительно понимаем настоящую концепцию. Точно так же практическое ноу-хау часто предшествует новым принципам и общим методам в организационном обучении. Тем не менее, этот образец обучения также может быть проблематичным.

Например, команды в крупном учреждении могут производить значительные инновации, но эти новые знания часто не могут распространяться.Небольшие улучшения могут быстро распространяться, но настоящие открытия трудно распространить. Блестящие инновации не распространятся, если нет возможности их распространения; другими словами, если у организации нет возможности извлечь общие уроки из таких инноваций и разработать новые методы и инструменты для обмена этими уроками. Проблема в том, что широкое распространение знаний требует такой же приверженности исследованиям и созданию потенциала, как и практическим результатам. Тем не менее, немногие компании поддерживают такую ​​приверженность.Иными словами, организационное обучение требует сообщества, которое способствует исследованиям, наращиванию потенциала и практике (см. «Общество организационного обучения» на стр. 4)

Обучающиеся сообщества

Мы считаем, что отсутствие эффективных обучающихся сообществ ограничивает нашу способность учиться друг у друга, на том, что происходит внутри организации, и на наших наиболее явно продемонстрированных достижениях. Представьте обучающееся сообщество как группу людей, которая объединяет миры исследований, практики и наращивания потенциала, чтобы производить знания, способные изменить способ нашей работы, а не просто вносить постепенные улучшения.Если мы заинтересованы в инновациях и в жизнеспособности крупных организаций, то мы заинтересованы в создании обучающих сообществ, которые интегрируют знания, а не фрагментируют их.

В обучающемся сообществе люди рассматривают каждую из трех функций — исследование, наращивание потенциала и практику — как жизненно важные для всего (см. «Обучающееся сообщество»). Практика имеет решающее значение, потому что она дает ощутимые результаты, которые показывают, что сообщество чему-то научилось. Создание потенциала важно, потому что оно делает возможными улучшения.Исследования также имеют ключевое значение, потому что они дают возможность поделиться знаниями с людьми из других частей организации и с будущими поколениями внутри организации. В обучающем сообществе люди берут на себя ответственность за процесс создания знаний.

ОБЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Центр организационного обучения (OLC) Массачусетского технологического института претерпел трансформационный процесс, направленный на совершенствование процесса создания знаний, который может служить моделью для других организаций.

OLC был основан в 1991 году с миссией по развитию сотрудничества между группой корпораций, приверженных осуществлению фундаментальных организационных изменений и продвижению новейших достижений в создании обучающихся организаций. К 1995 году в консорциум входило 19 корпоративных партнеров. Многие из этих партнеров объединились с исследователями из Массачусетского технологического института для проведения экспериментов в своих организациях. Многочисленные учебные инициативы также были «самопроизвольными» внутри корпораций-членов.

Со временем мы пришли к пониманию, что цели и деятельность такого разнообразного учебного сообщества не вписываются ни в какую существующую организационную структуру, включая традиционный академический исследовательский центр.Мы также признали необходимость разработки корпуса теории и моделей для организации обучения, чтобы дополнить существующие теории и методы для развития новых способностей к обучению.

Итак, за последние два года группа разработчиков, состоящая из корпоративных партнеров OLC и Массачусетского технологического института, включая нескольких старших консультантов, участвовала в процессе переосмысления нашей цели и структуры. Ди Хок служил нашим проводником в этом процессе. Многие из этих новых мыслей о создании сообщества, создающего знания, возникли в результате этого переосмысления.С одной стороны, этот процесс был вызван теми же практическими насущными проблемами, которые заставляют корпорации вносить изменения; многие из этих проблем возникли в результате роста организации. Но на протяжении всего процесса редизайна нас больше всего поразило то, что самым значительным достижением OLC было создание самого сообщества OLC.

В апреле 1997 года OLC превратилось в Общество организационного обучения (SoL), некоммерческую организацию, управляемую членами. SoL предназначена для объединения корпоративных членов, исследователей и консультантов с целью активизировать и интегрировать процесс создания знаний.Организация является самоуправляемой, ее возглавляет совет, избираемый членами — радикальная форма управления для некоммерческой организации. Кроме того, SoL — это «фрактальная организация»; то есть исходная SoL в конечном итоге станет частью глобальной сети консорциумов, подобных SoL.

SoL будет выполнять четыре основных вида деятельности:

  • мероприятия по созданию сообщества для развития и интеграции трех групп членов организации и содействия межобщинному обучению;
  • функции по наращиванию потенциала для развития новых индивидуальных и коллективных навыков;
  • исследовательская инициатива, призванная служить всему сообществу, устанавливая и координируя целенаправленную исследовательскую программу; и
  • процессы управления для поддержки сообщества во всех его усилиях.

SoL — это грандиозный эксперимент по претворению в жизнь концепции обучающих сообществ, изложенной в этой статье. Мы все надеемся многому научиться из этого процесса и как можно шире поделиться этими знаниями.

Дополнительную информацию о SoL можно получить по телефону (617) 300-9500

Обучающиеся сообщества в действии

Чтобы посвятить себя этому процессу создания знаний, мы должны сначала понять, как обучающееся сообщество выглядит в действии в наших организациях.Представьте себе типичную инициативу изменений в организации; например, команда разработчиков продукта пробует новый подход к тому, как они обрабатывают инженерные изменения. Традиционно такая команда была бы в первую очередь заинтересована в улучшении результатов на собственных проектах. Члены команды, вероятно, не будут уделять столько внимания углублению своего понимания того, почему новый подход работает лучше, или созданию новых методов и инструментов для использования другими. При этом они не обязательно будут пытаться делиться своими знаниями как можно шире — они вполне могут рассматривать распространение информации как чью-то ответственность.

В обучающемся сообществе, однако, с самого начала команда рассматривает инициативу как способ максимизировать обучение для себя, а также для других команд в организации. Те, кто участвует в процессе исследования, являются неотъемлемыми членами команды, а не посторонними, которые исследуют систему с разрозненной и фрагментированной точки зрения. Процесс создания знаний функционирует в реальном времени внутри организации, в непрерывном цикле практики, исследований и наращивания потенциала.

Представьте, если бы мы таким образом подошли к обучению и изменениям во всех наших основных учреждениях.Какое влияние этот подход может оказать на здоровье любого из наших институтов и на общество в целом? Учитывая проблемы, с которыми мы сталкиваемся внутри наших организаций и в рамках более широкой культуры, есть ли у нас другой выбор, кроме как искать новые способы совместной работы, чтобы противостоять вызовам будущего? Мы считаем, что пришло время начать обратный путь от фрагментации к целостности и интеграции. Пришло время для возникновения настоящих обучающихся сообществ.

Питер М. Сенге, автор бестселлера «Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации», является международным лидером в области создания обучающихся организаций.Он является старшим преподавателем в группе организационного обучения и изменений Массачусетского технологического института. Питер читал лекции по всему миру и много писал о системном мышлении, институциональном обучении и лидерстве.

Дэниел Х. Ким , соучредитель Pegasus Communications, Inc. и издатель книги «Системный мыслитель». Он является плодовитым автором, а также международным оратором, фасилитатором и учителем системного мышления и организационного обучения

Редакционная поддержка этой статьи была предоставлена ​​Дженис Моллой и Лорен Джонсон

ОБУЧАЮЩЕЕСЯ СООБЩЕСТВО

В обучающемся сообществе люди рассматривают каждую из трех функций — исследование, наращивание потенциала и практику — как жизненно важные для всего

Следующие шаги
  • Вместе с группой коллег определите «экспертов» в вашей организации.Как они получают свои знания и как делятся ими с другими?
  • Следуя рекомендациям, изложенным в статье, проанализируйте, какие из следующих возможностей наиболее тесно связаны с вашей организацией: исследования, практика или создание потенциала. Какие возможности больше всего необходимы вашей организации и какие шаги вы можете предпринять, чтобы начать этот процесс?
  • Обсудите, где в вашей организации обучение кажется фрагментированным, то есть где «извлеченные уроки» не применяются эффективно.Как вы могли бы лучше интегрировать знания в рабочие процессы, чтобы вы или ваша команда могли применять полученные знания для постоянного улучшения?

От фрагментированного подхода к разработке целостной задачи

Если вы или ваша команда каким-либо образом участвуете в разработке обучающих программ для профессионалов с целью повышения их навыков, скорее всего, вы чаще имеете дело с сложными задачами . Эти задачи требуют от людей интеграции знаний, навыков и взглядов в процесс решения проблем, критического мышления и принятия решений.

Пример такой сложной задачи — создание Android-приложения. Например, когда разработчики программного обеспечения создают приложение для Android, им необходимо создать пользовательский интерфейс (возможно, даже для разных контекстов), уровень данных и протестировать приложение. Им также необходимо работать с различными заинтересованными сторонами (такими как клиент, покупающий приложение, и конечные пользователи). Это требует, чтобы они координировали и объединяли знания (включая Java, синтаксис, структуры программирования), навыки (например, как проектировать для различных устройств, программировать, создавать интуитивно понятный UX / UI) и отношения (например, готовность к сотрудничеству, открытость для идеи других, клиентоориентированность).

Обычно при разработке таких задач обучающиеся дизайнеры применяют фрагментарный подход. Задача разбита на список целей обучения, а содержание или действия сопоставлены с каждой целью.

На рисунке 1 показан высокоуровневый фрагментированный подход к проектированию, а в таблице 1 показан моментальный снимок некоторых целей и их сопоставленных действий в контексте разработки приложения для Android в контексте фрагментированного подхода.

Рисунок 1: Подход к высокоуровневому фрагментированному дизайну

Таблица 1: Обзор целей и назначенных мероприятий В конце у учащегося может быть возможность разработать приложение для Android, например, в среде песочницы.

Ожидать, что такой учебный опыт будет перенесен на реальные рабочие задачи — это большая ставка, которую вы, вероятно, проиграете. Это большое заблуждение, что, когда учащиеся изучают элементы целого, они могут соединить точки и применить полученные знания в работе.

Если мы хотим повысить шансы перевода на работу, нам нужно использовать более эффективный подход для всей задачи .

Целостный подход для улучшения передачи обучения Основой всего проектирования задачи является сама (сложная) рабочая задача, начиная с простейшей из возможных форм и заканчивая более сложными версиями.Кроме того, что бы ни делал учащийся, это происходит в контексте всей задачи. Например, если учащемуся необходимы предварительные знания для выполнения сложной задачи, преподаются только знания, необходимые для выполнения поставленной задачи — ни больше, ни меньше.

Рисунок 2: Подход к общей задаче высокого уровня

Таблица 2: Общий обзор подхода к разработке всей задачи Конечно, подход к задаче в целом требует времени, денег и определенных навыков проектирования.Однако, если мы не обеспечиваем передачу знаний, мы перебиваем сотрудников, выбрасываем деньги на ветер и подвергаем бизнес риску.

Целостный подход к комплексному обучению не только увеличивает шансы на перевод, он также помогает организациям поддерживать творческий персонал, готовый разрабатывать новые подходы и преодолевать новые проблемы, с которыми сталкивается организация. Пришло время улучшить нашу игру!



Список литературы
Neelen, M., и Киршнер, П. А. (2020). Дизайн обучения, основанный на фактах: создание обучения для повышения успеваемости . Лондон: Издательство Коган Пейдж.

Нилен, М., и Киршнер, П. А. (2020, 3 февраля). Что такое комплексное обучение на рабочем месте? 3-звездочный опыт обучения.

Нилен, М., и Киршнер, П. А. (2020, 3 августа). Целостный дизайн против атомистического дизайна. 3-звездочный опыт обучения.

Нилен М., Киршнер П. А. (20 марта 2018 г.).Комплексные навыки на рабочем месте и что для них значит разрабатывать.

Ван Мерриенбоер, Дж. Дж., И Киршнер, П. А. (2018). Десять шагов к сложному обучению: систематический подход к четырехкомпонентному дизайну обучения . Лондон, Великобритания: Рутледж.

Ван Мерриенбоер, Дж. Дж. Г. (2019). Четырехкомпонентная модель учебного дизайна: обзор основных принципов разработки, 1–17. Получено с 4cid.org/publications.

В чем разница между диссоциативным расстройством личности (расстройством множественной личности) и шизофренией?

Автор: Канадская ассоциация психического здоровья, Британская Колумбия, отдел

Иногда люди путают диссоциативное расстройство личности, ранее известное как расстройство множественной личности, и шизофрению.Шизофрения действительно означает «раздвоение разума», но это название предназначалось для описания «отрыва» от реальности, которое вы испытываете во время эпизода психоза, а также изменений в мыслях, эмоциях и других функциях. С другой стороны, диссоциативное расстройство идентичности действительно вызывает расщепление или фрагментарное понимание человеком самого себя.

Диссоциативное расстройство идентичности на самом деле больше связано с фрагментированной идентичностью, чем с множеством разных личностей, которые развиваются сами по себе. Большинство людей видят разные части своего существа как часть единого человека.Для людей, испытавших ДРИ, фрагменты идентичности могут иметь очень разные характеристики, включая их собственную историю, идентичность и манеры. Ключевой частью DID является диссоциация — чувство отстраненности от окружающего мира. Люди, испытавшие ДРИ, могут иметь много необъяснимых пробелов в памяти, забывать информацию, которую они уже узнали, или испытывать трудности с вспоминанием того, что они сказали или сделали. В отличие от изображения DID на телевидении или в фильмах, DID может быть неочевидным для других, и для постановки диагноза может потребоваться много времени.

Шизофрения — серьезное психическое заболевание, которое вызывает галлюцинации (ощущения, которые не являются реальностью) и бред (убеждения, которые не могут быть правдой, в дополнение к другим симптомам, таким как беспорядочные мысли, беспорядочная речь и трудности с выражением эмоций. Люди, которые испытывают шизофрения может слышать или чувствовать то, что не является реальным, или верить в то, что не может быть реальным, но это не отдельные личности.

Где я могу узнать больше?

Об авторе

Канадская ассоциация психического здоровья пропагандирует психическое здоровье всех и поддерживает жизнестойкость и выздоровление людей, страдающих психическими заболеваниями, посредством государственного просвещения, исследований на уровне сообществ, защиты интересов и прямых услуг.Посетите www.cmha.bc.ca.

© 2015 | Вернуться к вопросам и ответам | Напишите нам вопрос
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *