Что такое притча определение притча: Что такое притча? — Лучшие притчи и легенды

Что такое притча? — Лучшие притчи и легенды

Что такое притча?

Если говорить простым языком:

Притча — это короткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе житейскую мудрость, полезный совет, пример для себя.

Википедия об этом пишет, более научным языком:

  • При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Так как все цитируют Википедию, хочется написать иначе, чтобы вы, отвечая на вопрос: «Что такое притча», отличались ответом от всех других людей.

Поэтому, вот вам еще несколько коротких определений, что же такое притча:

  • Притча — это короткий рассказ, из которого можно получить мудрый совет для своей жизни.
  • Притча — это совет, от которого сложно отказаться.
  • Притча — это рассказ о нашей жизни, в виде сказки.
  • Притча — это такая сказка, которую можно применять в настоящей жизни.
  • Притча — совет, на примере жизни других людей.

Притча помогает людям беречь и сохранять народную мудрость. Многие притчи очень древние, например, «Притча о кольце Соломоне» или «Солнце и Ветер«. Есть притчи, которые имеют много разновидностей, и в каждой стране рассказываются по своему, к примеру «Купи козу«.

Что такое притча для детей? Это такие рассказы, как сказки, учат детей добру. К примеру, притчи «Лев и Мышь«, Два волка«, «Плохие слова«…

Что такое притча для для взрослых? Это шутка или даже анекдот, с помощью которых можно давать советы другим людям. К примеру «Счастливая семья«, «Как стать счастливой мамой«…

Что такое притча для учителя? Это еще однин способ обучать детей, обучать тому, чего нет в школьной программе: «Гвоздь воспитания«, «Как поделить поровну«…

Что такое притча для оратора? Это возможность привлечь публику без лишних усилий.

Кстати, когда я проводил занятия в ВУЗах, часто начинал их с притч. Студенты с радостью включались в урок. Но, как-то один раз, не смог на ходу вспомнить новую притчу и начал урок прямо с темы… Но  через несколько минут студенты  напомнили:

— Олег Игоревич, а когда же будет притча?
— Извините, я уже все рассказал, что мне нравятся. И новых у меня нет.
— Так рассказывайте те, что вам не нравятся! Или рассказывайте старые. Пожалуйста! Мы все-равно будем слушать! Нам больше никто, кроме вас, притчи не рассказывает…

С тех пор я веду этот сайт и записываю здесь самые лучшие притчи, которые мне, надеюсь и вам, нравятся.

О том, что такое притча, написано в толковом словаре Владимира Даля.

Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере»

    3636px;»>
  1. Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона», новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.
  2. Эпический жанр в литературе XIX—XX веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались Лев Толстой, Франц Кафка, Бертольд Брехт, Альбер Камю и др.

По мнению Василия Великого, термин происходит от корня -течь- (идти) или -ткнуть- (встретиться). В обоих случаях он означает припутное изречение — такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям

/ Лучшие легенды и притчи / Что такое притча /

Притча — что это такое

Обновлено 23 января 2021
  1. Притча — это…
  2. Из истории жанра
  3. Современные притчи
  4. Заключение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Нередко богатое содержанием литературное или музыкально-поэтическое произведение сравнивают с притчей.

Что имеется в виду? Как и когда возник этот жанр, и какие особенности помогают отличить его от множества других? Поищем ответ вместе.

Притча — это…

Притча — это краткое прозаическое (реже – стихотворное) произведение, содержащее нравственный урок, сформулированный в иносказательной форме.

Истории, рассказанные в форме притчи, обязательно несут в себе поучение, указание в сторону правильного пути. Понять его каждый может на том уровне, который ему доступен.

Основные признаки притчи:

  1. малый объём;
  2. обыденность сюжета;
  3. обращённость к главным нравственным вопросам жизни;
  4. иносказательность;
  5. философский подтекст;
  6. наличие нескольких уровней смысла.

Из всех литературных жанров притча более всего напоминает басню, от которой она отличается отсутствием открытой морали в конце.

Урок, заложенный в притче, нужно расшифровать самому, поэтому можно сказать, что притчевые произведения сложнее и богаче басенных.

Из истории жанра

Первые притчи появились на Востоке. Они представляли собой сборники бесед учителя с учениками и были призваны не только передать некие знания и опыт, но и пробудить привычку к самостоятельному поиску истины, духовному погружению в мир главных вопросов человеческого бытия.

Суфийские дервиши оставили богатое наследие. Известно, например, собрание бесед поэтов Руми, Джами, Навои.

Ветхий Завет Библии частично сохранил для нас знаменитые притчи царя Соломона. На рубеже XIII-XIV веков они широко интерпретировались в древнерусской литературе. Основой же русской культуры, невидимыми кирпичиками, которые легли в её основании, стали притчи Нового Завета.

При анализе многих литературных произведений 18, 19 и 20-го столетий обращение к евангельским притчам становится обязательным. На их сюжете и содержании построено большинство романов Ф.М.Достоевского.

В романе «Преступление и наказание» слышатся отголоски притчи о блудном сыне, с которым можно сравнить Раскольникова, пришедшего к покаянию. Этому предшествует эпизод, когда Соня Мармеладова читает Раскольникову притчу о воскресении Лазаря, а история самой Сони перекликается с сюжетом о блуднице, которой не было запрещено прикоснуться к одежде Христа.

Примеров использования материала древних притч в художественной литературе множество, но немногие авторы решались определять этим термином собственные произведения.

Несколько философских притч вышло из-под пера А.П.Сумарокова, который творил, придерживаясь границ «высокого штиля» и выбирал самые торжественные литературные формы (оду, панегирик, мадригал).

Притчей можно назвать стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник». В жанре притчи работал Л.Н.Толстой в периоды новых религиозно-философских и нравственных исканий.

Современные притчи

Современная литература отходит от жанра притчи в чистом виде, но он встречается как вставной элемент в структуре постмодернистских произведений.

Так, насыщен притчевыми отсылками роман Е.Водолазкина «Лавр», созданный на материале древнерусской литературы.

В первозданном состоянии притчу можно встретить в творчестве православных авторов.

Стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина) представляют собой образец глубоких поэтических притч, по высоте исполнения приближающихся к молитве, исповедальному рыданию, плачу по русской земле.

Ярким исполнителем музыкальных переложений многих общеправославных и собственно авторских притч можно назвать Светлану Копылову.

Если вы ищете притчи о жизни с моралью, короткие и ёмкие, обратитесь к любому из следующих ресурсов:

  1. https://pritchi.ru/part_63
  2. https://elefteria.ru/category-dosug-pravoslavnyie-pritchi/
  3. https://pritchi.ru/
  4. http://semyaivera.ru/2016/11/03/pesni-pritchi-svetlanyi-kopyilovoy/

Также любопытно будет познакомиться с фильмом, наглядно иллюстрирующим притчевые истории на современном материале:

Заключение

Чтение поучительных историй детьми и взрослыми в былые времена являлось делом привычным. Сборники притч имелись в каждой семейной библиотечке.

Теперь эта традиция возвращается, помогая людям задавать важнейшие вопросы и самостоятельно находить ответы на них.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Притча: история и особенности жанра

Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.

В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому содержит аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, «Притчи Соломона», новозаветные притчи  о десяти девах, о сеятеле и др.

Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица  притчи  не имеют ни внешних черт, ни «характера».Это некий человек, некий царь, некая женщина, некий крестьянин, некий отец, некий сын. Это «человек вообще». Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Также в притче нет указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и бог.

Нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча рассказана.

В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам («Притчи Соломоновы», «евангельские притчи» и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к «высокому штилю». К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина «Сапожник».

Писатели включают притчи в современные художественные тексты, что помогает раскрыть суть самих произведений, ответить на основные вопросы, задаваемые автором. Жанр притчи в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности. Поэтому использование притчи помогает разрешению или, наоборот, созданию конфликта художественного произведения, расширяет рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план.

Притча это | Литературный портал

Притча это эпический жанр, представляющий собой краткий назидательный рассказ в аллегорической, иносказательной форме. Действительность в притче предстает в абстрагированном виде, без хронологических и территориальных примет, отсутствует и прикрепление к конкретным историческим именам действующих лиц. Чтобы смысл иносказания был понятен, притча обязательно включает объяснение аллегории. Притчу иногда называют или сближают с «параболой» за особую композицию: мысль в притче движется как бы по кривой, начинаясь и заканчиваясь одним предметом, а в середине удаляясь к совсем, казалось бы, другому объекту. Так, Евангельская притча о нанятых в виноградник работниках начинается и заканчивается рассуждениями о Царствии Небесном, которые обрамляют рассказ о расчетах хозяина с работниками, нанятыми в разные часы.
Смысл притчи состоит в том, что Богу предстоит Самому судить, кому быть первым, а кому последним в Царствии Небесном. Впрочем, построение притчи не всегда строго выдерживает параболический характер, кроме того, существует тенденция использовать термин «парабола» лишь применительно к литературе 19-20 веков. Жанр притчи известен с древнейших времен, на европейскую культуру особое воздействие оказали притчи из Библии, особенно из Нового Завета (притчи о сеятеле, о бесплодной смоковнице, о десяти девах). Притча близка басне, в 18 веке их даже не всегда различали, однако притчи, в отличие от басни, претендует на более глубокое, общечеловеческое обобщение, тогда как басня сосредоточивается на более частных вопросах.

В Древней Руси притча (или в более древнем варианте — «причта»), как переводная, так и оригинальная, пользовалась широкой популярностью. Были известны сюжетно-аллегорические («О душе и теле», «О емшане»), афористические («Премудрость Исусова, сына Сирахова, «Мудрость Менандра Мудрого»), пословичные притчи («Притча, или пословицы, Всенароднейшие по алфавиту») и притчи-загадки («О царегоде», «О теле человеческом»). Как вставные повествования притчи входили во многие произведения древнерусской оригинальной и переводной литературы: в «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Повесть временных лет», «Повесть об Акире Премудром», «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, как самостоятельные произведения пополняли состав сборников (Пролог, Пчела, Великое Зерцало).

Жанр притчи использовался писателями 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю Лермонтов, Н.А.Некрасов, А.Н.Майков, Л.Н.Толстой). В 20 веке в форме притчи стали создаваться не только рассказы (Ф.Кафка, В.Борхерг), но и пьесы (Б.Брехт, Ж.П.Сартр), и романы («Чума», 1947, А.Камю). Попрежнему притчи используется как вставное повествование в эпических произведениях (романы М.Павича, Ч.Айтматова и др.).

Притча это что Значение слова

Притча — всегда небольшой иносказательный рассказ (история, диалог) нравственно-поучительного характера. Как «рассказ В поучение» всякая притча состоит из двух частей: требующегося из контекста примера, часто непрямого, даже парадоксального, и вытекающего из него суждения, вывода, нравственного урока.

Действующие в притче персонажи призваны помочь её адресату — слушателю, читателю. Цель притчи лежит вне её самой. Эта прибавка (преткновение, приклад) к тексту притчи, выступающая её целью, может послужить кому-то для объяснения возникновения самого слова «притча». В этом смысле любопытно и выделение церковнославянского корня в слове «притча-: «тча» — течь, теку, втекаю … того же самого, что и у слова «предтеча». Притчу поэтому понимают и как повествование, сказание, речь текущую, притекающую к некоей присказке, приговору, выводу.

От того же корня (притекать, притечь, случиться) — и другое понимание притчи в русском языке: внезапный, нежданный случай, приключившаяся нечаянность. Недаром говорят: «Эка притча со мной приключилась» …

Нравственное суждение, вытекающее из притчи, может присутствовать в ней в виде открытого толкования, но может быть и неявным, предполагать осмысление, додумывание. В таком случае притча внешне представляется анекдотом, занимательным рассказом, который, в свою очередь, может вырасти в сказку, сказание, повесть и даже роман (здесь можно называть и киноповесть, и кинороман, вспомним хотя бы фильмы-притчи «Старухи», «Остров»), а может и выродиться в изречение, поговорку, пословицу — «сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?».

Кстати, пословицу В. Даль и прямо причисляет к притче, только свёрнутой, короткой, «короче носа птичья», поскольку и она «состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения». «Обиняк» — «образный пример, содержащийся в притчи», и его «толкование» вместе выступают как некая мудрость, помогающая человеку определиться, сделать по аналогии с приведённым примером правильный выбор из сложных ситуаций, возникающих у него на пути. Не случайно притчи относят иногда к паремиям, что переводится с греческого как «припутное», «при пути», нечто вроде придорожных указателей.

Само слово «притча» на греческом звучит как «парабола», что значит «располагать в ряд», «ставить рядом». «Рядом», «в ряд» со сложной для осмысления жизненной ситуацией или такой же истиной притча, для уподобления, для сравнения, ставит нечто обычное, знакомое, повседневно встречающееся, хотя часто и в парадоксальном ракурсе.

Таким образом, сравнение, иногда принимающее вид метафоры, — одна из главных, характерных черт притчи, её иногда даже и определяют как «расширенное сравнение»! Есть рассказ, подчёркивающий её значимость:

— Как сделать эту линию короче, не притрагиваясь к ней? — спросил царь у придворных, начертив линию на стене.

— Вот так, — догадался один из них, нарисовав на стене рядом с первой другую линию, гораздо длиннее первой, — ибо всё познаётся в сравнении. Сравнение в притче помогает перейти от содержащегося в ней рассказа к итоговому суждению, толкованию о сложном явлении. Кстати, этот же приём часто используется в науке. Вместо того чтобы постигать явление как таковое, изучают его упрощённую модель …

Параболу можно трактовать не только как сравнение, но и как уходящую в бесконечность кривую. Этот образ подчёркивает многослойность, многоаспектность смысла притчи. Кто-то увидит в притче лишь вершину параболы, верхний, неглубокий смысл. А кто-то пойдёт дальше, углубляясь всё более и более в её содержание. Такой подход может оказаться особенно плодотворным при осмыслении притч-аллегорий.

В притчах-аллегориях — тоже иносказание, только полное разных смысловых символов, отсюда детали в них играют более важное значение. Сравнение в аллегориях выражено не прямо (вот возникшая ситуация, вот при мер для неё), а более сложным образом. Предмет и то, с чем он сравнивается, здесь объединены. В отличие от обыкновенной притчи в аллегориях изложение с толкованием переплетены, так что смысл притчи оказывается заключенным внутри самих аллегорий. И чтобы понять его, нередко требуются специальные пояснения. Вот одна из подобных русских притч:

«Некая блудница была так прекрасна, что красотой своей пленила многих любовников. Один славный князь предложил ей: возьму тебя в жёны, если пообещаешь хранить чистоту. Блудница пообещала, и князь ввёл её в свой дом. Когда же любовники свистом попробовали вызвать к себе блудницу, она лишь крепче затворила двери».

Под блудницей здесь выступает душа, под её любовниками — грехи, под князем — Христос, под Его домом — Церковь …

ПРИТЧА | Энциклопедия Кругосвет

ПРИТЧА. Словарь В.Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча – небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. Такое определение сближает притчу с басней. У этих жанров много общего, но есть и существенные различия. В притче может не быть развернутого сюжета. Вот, например, еврейская притча:

«Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, – самого себя».

Главные герои басен – люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни «характера». Вышеприведенная притча ничего не сообщает о рабби Зуси. Она – ответ на вопрос: «Что человек может? На что он способен?». И в этом еще одно отличие притчи от басни. Басня, как правило, формулирует мораль, притча предоставляет слушателю или читателю самому сделать вывод, как разрешить загадку.

«Премудрость» притчи более «высокого» характера, чем «премудрость» басни. Если басня часто обучает житейской мудрости, то притче обычно свойственна философская или религиозная проблематика. С этим, как правило, связан и более высокий стиль притчи. Любимые темы притчи – правда и кривда (библейские притчи о суде царя Соломона), жизнь и смерть (средневековая притча Прение живота со смертью), человек и Бог (многочисленные евангельские притчи: о блудном сыне, о горчичном зерне и др.)

Притча, как правило, существует и может быть правильно понята только в определенном контексте. Например, евангельская притча о сеятеле.

«Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетел ветер и птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши, да слышит!» (Мф. 13: 1–9). Вне контекста притча непонятна. Другое дело, если знать, что это проповедь Христа, которую он произносит перед толпой народа. Тогда становится ясно, что «Сеятель» – Иисус Христос, «семя» – слово Божие, «земля», «почва» – сердце человеческое.

Древний и средневековый человек стремился отвлеченную мысль облечь в образ. В явлениях жизни, в каждом сюжете виделся не только прямой, но и иносказательный смысл. Практически любой рассказ осмысливался как притча. Поэтому притча не имела четких жанровых границ. При определенных условиях в роли притчи могли выступать и другие жанры: сказка, пословица, легенда, афоризм («Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»).

Притчи существуют в фольклоре и литературе всех народов. Иногда они сходны по содержанию. Вот, например, античная притча (впервые зафиксированная Эзопом): отец, видя, что сыновья его живут недружно, велел принести пучок прутьев и попросил его переломить – ничего не вышло. Тогда отец раздал сыновьям по одному прутику – естественно, каждый был легко переломлен. Тот же смысл в монгольском фольклоре имеет «завещание» Чингисхана, который поведал сыновьям притчу о семиглавой и семихвостой змеях.

Не исчезла притча и в литературе Нового времени. Произведения других жанров часто несут в себе притчевое содержание. Так, по существу является притчей стихотворение А.Пушкина Сапожник:

Картину раз высматривал сапожник,
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.

Вот, подбочась, сапожник продолжал:
Мне кажется лицо немного криво…
А эта грудь не слишком ли нага?»…
Тут Апелесс прервал нетерпеливо:
Суди дружок не свыше сапога!

Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах;

Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!

Часто сюжеты притч вводятся в ткань литературного произведения. Столкновение универсального смысла притчи с конкретными событиями как бы поднимает описание на более высокий, философский уровень. Так, притча об орле и вороне, рассказываемая Пугачевым, как бы «высвечивает» его собственную судьбу. В Преступлении и наказании Ф.Достоевского евангельская притча об умершем и воскресшем Лазаре как бы проецируется на судьбу Раскольникова, говорит о возможности нравственного возрождения героя.

На многовековые традиции еврейской и христианской притчи опирался Ф.Кафка (например, притча У врат закона в романе Процесс). Тяготели к притче и такие европейские писатели 20 в., как Ж.П.Сартр, А.Камю, Ж.Ануй и др., придававшие особое значение не столько «характерам» и «обстоятельствам», сколько этическим вопросам.

Часто пользуются притчей (или другими жанрами, имеющими притчевый смысл) и современные российские писатели. (Например, легенда о манкуртах в романе Ч.Айтматова Буранный полустанок).

Усложненная поэтика современной литературы то и дело оборачивается к притче как к противовесу: жанру несложному по форме и напоминающему об известных, но увы, часто забываемых истинах.

Людмила Поликовская

Слово ПРИТЧА — Что такое ПРИТЧА?

Слово состоит из 6 букв: первая п, вторая р, третья и, четвёртая т, пятая ч, последняя а,

Слово притча английскими буквами(транслитом) — pritcha

Значения слова притча. Что такое притча?

Притча

ПРИТЧА. Словарь В.Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча – небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.

Энциклопедия Кругосвет

ПРИТЧА — малый повествовательный жанр, иносказательный рассказ, содержащий нравственное или религиозное наставление. В Евангелии притча становится формой изложения христианского вероучения.

Литература и язык / Под ред. П.А. Николаева. — (Современная иллюстрированная энциклопедия)

ПРИТЧА близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает (или не извлекает) из П. сам. Словарь В.И. Даля толкует П. как «поучение в примере».

Педагогическое речеведение. — 1998

Притча (литер.) — небольшой рассказ, аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели. К сходной с ней поэтической форме — басне притча относится так, как аллегория — к поэтическому образу…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Притча, литерат. , небольшой рассказ аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели. Форма П. очень распространена у восточн. народов, у индусов, арабов, евреев (Библия; И. Христос), также в Византии…

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

Притча — евр. машиль Притча, рассказ, взятый из истории или окружающей жизни, цель которого — запечатлеть духовные или нравственные истины. Греческое слово «параболэ» (притча) обозначает также «сравнение»…

Библейский энциклопедический словарь. — 1868

Притча (ст.слав. – при течь) – короткий рассказ, передающий главную идею в иносказательной форме, посвященный, как правило, нравственному поучению, но не содержащий прямого вывода или наставления.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Притчи

Притчи – краткие поучения, высказанные не прямо, а в образной, иносказательной форме. Притча является иллюстрацией духовной истины, взятой из хорошо известного человеческого опыта.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Притча о сеятеле

Притча о сеятеле — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся у трех евангелистов: Мф.13:3-23; Мк.4:3-20; Лк.8:5-15. В ней рассказывается о семенах, брошенных в различные условия для всходов.

ru.wikipedia.org

Притча о талантах

Притча о талантах — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея и рассказывающая о втором пришествии. По возвращении господин призвал к себе рабов и потребовал от них отчёта о том, как они распорядились с вверенными им деньгами.

ru.wikipedia.org

Притчи Иисуса Христа

Притчи Иисуса Христа — изложенные в Евангелиях назидательные истории, рассказанные Иисусом Христом. Большинство притч содержится в синоптических Евангелиях, в то время как в Евангелие от Иоанна вошла только одна притча — Притча о добром Пастыре.

ru.wikipedia.org

Притчи Христовы (Мф. ХIII, 3-23, Марк IV, 2-11, Лк. VIII, 4-18 и друг.), т. е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой…

Библейская энциклопедия. — 2005

ПРИ́ТЧИ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ, краткие дидактико-аллегорич. повествования, с помощью к-рых раскрывается смысл Благой Вести. Наличие в еванг. П. цельного нарративного сюжета отличает их от ветхозав. П. (евр. משל, МАШАЛ)…

Библиологический словарь. — 2002

Притча о брачном пире

Притча о брачном пире – одна из притч Иисуса Христа о Царствии Небесном, содержащаяся в евангелиях от Матфея и Луки. В ней Царство Небесное уподобляется человеку, который созывал избранных на брачный пир своего сына…

ru.wikipedia.org

Книга притчей Соломоновых

Притчи Соломоновы Божьи установления, касающиеся обыденной жизни, изложены в Законе Моисея в виде заповедей. Толкование этих заповедей в применении к конкретным случаям в народе Израиля было уделом мудрецов и нашло свое отражение в П.С.

Библейская энциклопедия Брокгауза

Притчи Соломона ветхозаветная библейская книга, помещающаяся в славянской русской Библии вслед за Псалтирью и состоящая из 31 главы. По своему характеру это книга поэтически-дидактическая…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Притчи — 28-я часть Танаха, 2-я книга Ктувим, книга Библии под номером 20. В 965 году до н. э. на царский престол в Израиле воссел сын Давида Соломон. Он не попросил Бога дать ему богатство и славу, но только «премудрость и знание»…

ru.wikipedia.org

Русский язык

Фи́льм-при́тча, фи́льма-при́тчи, м.

Орфографический словарь. — 2004

При́тч/а.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова притча

Это современная философская притча о вине и наказании, о гуманизме и агрессии, о добре и зле.

Есть такая притча: в средневековом городе местный сумасшедший регулярно выбегал и кричал, что его дом горит.

А его Алания вообще притча во языцах, во всех ее сотнях поражений в разных лигах, всегда виноваты только судьи!

Вероятно, всем известна притча про Буриданова осла.

Странная притча нобелевского лауреата.

Известна притча о Ходже Насреддине, который съел свою черствую лепешку под запах чужого плова, за что хозяин плова потребовал плату.


  1. притушенный
  2. притушивший
  3. притушить
  4. притча
  5. притчеобразность
  6. притыкаться
  7. притыкать

Определение притчи Мерриам-Вебстер

номинал | \ ˈPer-ə-bəl , Pa-rə- \

: обычно короткий вымышленный рассказ, иллюстрирующий моральное отношение или религиозный принцип. Библейская притча о добром самарянине также : нечто (например, новость или серию реальных событий), уподобляемое притче в качестве поучительного примера или урока. В некотором смысле его жизнь — это притча о разрушающем влиянии огромного богатства, поскольку он всегда предполагал, что все гонятся за его деньгами и пытаются его обмануть.- Гэвин Стэмп К лету 2014 года к спонсорам присоединились 380 членов Палаты представителей и 74 сенатора…. Закон ABLE стал силой. Тем не менее, если судить по притче о том, как работает Вашингтон, законопроект еще предстоит пройти долгий путь. — Гейл Рассел Чеддок

Определение значения притчи (Что такое притча и как она интерпретируется?)

На этой странице дается четкое и краткое определение слова «притча», за которым следует объяснение природы и толкования притч.

1 Что означает «притча»?

Определение «притчи»

«Притча» — это иллюстративный рассказ, в котором знакомая идея противопоставляется незнакомой идее таким образом, что сравнение помогает людям лучше понять понимание незнакомой идеи. Рассказывается простая история, некоторые черты которой аналогичны или параллельны тем пунктам или принципам, которые вы хотите понять. Например, слепой пытался направить другого слепого, и они оба упали в канаву.Это показывает, что, хотя человек не исправляет свои собственные недостатки, он не может помочь другим исправить их (ср. От Луки 6: 39 и далее).

Слово «притча» происходит от греческого слова παραβολη (параболе). В греческом языке параграф означает «рядом», а баллон означает бросать или бросать. Итак, притча , в самом простом смысле, означает, что следует отнести к . Слово «притча» в его более развитом смысле все еще сохраняет это основное значение.

2 Как действует притча?

Библейский пример притчи — та, которую Пророк Нафан рассказал царю Давиду.Эта притча позволяет нам увидеть в действии описанный выше процесс. Пророк Нафан использовал притчу, чтобы пробудить Давида к греху, который он совершил в отношении Вирсавии (2 Царств 12: 1-15).

Давид, бывший пастух, без труда увидел несправедливость, причиненную бедному человеку, лишившемуся своего любимого ягненка, богатым и могущественным человеком. Он очень рассердился на это и хотел наказать человека, совершившего несправедливость. Тогда Натан просто сказал Давиду: « Ты, , тот человек!».Затем Дэвид понял, что эта история иллюстрирует его собственный акт несправедливости. Аналогия была настолько сильной, что Давид сразу же увидел свой грех. Его гнев на несправедливые поступки другого человека превратился в стыд и раскаяние по отношению к его собственным.

Как и Нафан, Иисус был Учителем притч и часто использовал притчи, чтобы указать на грехи людей.

3 Как истолковывают притчу?

Иисус был художником, рассказывающим притчи. Он рисовал яркие словесные картинки, чтобы драматизировать свое учение.Иисус рассказывал свои притчи таким образом, чтобы их было легко визуализировать и, таким образом, запомнить.

Понимание притчи.

Важно понимать, что в притче есть определенные черты, которые несут в себе мораль или смысл. Другие детали нужны просто для того, чтобы сделать рассказ ярким, запоминающимся и законченным в сознании слушателя. Мы должны толковать притчи в соответствии с простыми принципами, которым они призваны учить. Сам Иисус подает нам образец для толкования, когда он интерпретирует некоторые из своих притч таким простым способом.

Пример 1. Иисус рассказал Симону Фарисею короткую притчу о двух должниках (Луки 7: 36-47), чтобы открыть ему глаза и помочь ему взглянуть на вещи по-другому. В глазах Симона он меньший должник перед Богом, а аморальная женщина — больше. И все же Иисус показывает Симону с помощью пронзительной притчи, что Симон, следовательно, меньше любит Бога!

Саймон полностью упустил бы смысл этой притчи, если бы задался вопросом о значении того, почему суммы денег, причитающиеся должникам, делятся на пять, или есть ли какой-то скрытый смысл в том факте, что больший долг был в точности в десять раз меньший долг.

Пример 2. Точно так же притча о драгоценной жемчужине (Матфея 13: 45-46) подчеркивает ценность Царства Божьего по сравнению с земным богатством. Жемчуг символизирует Царство Небесное, а все имущество купца, которое он продал, чтобы получить жемчужину, представляет собой земное богатство.

Суть этой притчи в том, что для обретения Царства Небесного стоит пожертвовать любым количеством мирских владений, если это необходимо. Мы отвлеклись бы от этого момента, если бы попытались найти какое-то значение в том факте, что торговец искал изысканный жемчуг , а не прекрасные рубины или прекрасные бриллианты.

Пример 3. Притча о сорняках в поле (Матфея 13: 24-30, 36-43) является примером толкования Иисусом своей собственной притчи. Мы должны принять собственное толкование Христом одной из его притч как парадигму, образец или образец для толкования других его притч.

Короткая викторина

1. Что означает греческое слово параболе ?

Показать ответ

2. Что представляет собой притча, которую Нафан рассказал Давиду?

Показать ответ

3.Сложны ли толкования притч?

Показать ответ

4. Каким образцом мы руководствуемся при толковании притч?

Показать ответ

5. Что представляет собой множитель пяти в числах, которые использовал Иисус, рассказывая притчу Симону Фарисею?

Показать ответ


Другие исследования притч …

➤ Определение притчи

—На simplebible.com некоторые технические или специальные слова из Библии изучаются и объясняются в нашем глоссарии.Каждый урок содержит семейство слов, определения, ссылки на греческий и иврит, цепочку отрывков из Священных Писаний, комментарии и ссылки на связанные уроки. Коснитесь заголовка выше, рядом со стрелкой, чтобы перейти к этому уроку со ссылкой на эту страницу.


➤ Буквальное и переносное — что это такое?

— Существует много путаницы в том, что в Библии фигурально, а что буквально, и что означают эти термины. Как мы решаем, какие пророчества являются буквальными, какие образными, а какие — обоими? Коснитесь заголовка выше, рядом со стрелкой, чтобы перейти к этому уроку со ссылкой на эту страницу.


Авторское право на печать

Дом | Библейские темы | Концентратор | Список | Следующий
www.simplybible.com Авторские права © Рон Грэм 2001, 2004

Примеры и определение притчи

Определение притчи

Притча — это образ речи, который представляет собой короткий рассказ, обычно с моральным уроком в конце. Вы часто слышали истории от своих старших, такие как Мальчик, который плакал Волком и Все — тщеславие .Это притчи, потому что они преподают вам определенный моральный урок. На самом деле притча — это греческое слово, притча , что означает «сравнение ». ». Это похоже на сжатое повествование или универсальную истину, в которой используются символы, сравнения и метафоры, чтобы продемонстрировать моральный урок, который предполагается преподать. Подобно аналогии, мы находим использование притч в стихах и прозе, особенно в религиозных текстах, таких как Упанишады или Библия .

Примеры притч в литературе

Пример № 1:

Корова (из Священного Корана)

Священный Коран повествует притчу во второй главе, Аль-Бакра 2: 259, в которой случайно прошел человек через деревушку — место, где много веков назад умирали люди.Этот человек сомневался в силе Бога и думал о том, как Он воскресит их в Судный день. Впоследствии Бог заставил его умереть, воскресил его через сто лет и спросил его, как долго он спал, на что он ответил только день. Однако его еда была все еще свежей, которую он принес с собой.

Это показывает, что Бог контролирует все вещи и время. Осел путешественника, напротив, был мертв и превратился в скелет. Затем Бог снова соединил кости, мускулы, плоть и кровь осла перед человеком и вернул его к жизни.Следовательно, эта притча преподала нам моральный урок тремя способами:

  1. Бог может изменить время.
  2. Бог имеет власть над жизнью, смертью, воскресением, и никто другой не может обладать этой властью.
  3. У людей нет силы, и они должны верить только в Бога.

Пример № 2:

Добрый самаритянин (из Библии)

Иисус рассказал очень популярную притчу о добром самаритянине в Библии. Евангелие от Луки (10: 29-37) описывает, что был путешественник (который, возможно, был евреем), которого некоторые люди ограбили и избили у дороги, а затем оставили его.Этим путем прошли левит и священник, но оба не обращали внимания на этого человека.

В конце концов, пришел самаритянин и помог раненому и несчастному человеку, не задумываясь о его расе или религиозных убеждениях (как правило, самаритяне презирали евреев). Позже путешественник явил себя Христом. Мораль этой притчи состоит в том, чтобы помочь всем, кто в ней нуждается, без предубеждения ни к кому из-за предполагаемых различий.

Пример № 3:

Новая одежда императора (Ганс Христиан Андерсон)

Ганс Христиан Андерсон написал короткую притчу: « Новая одежда императора .Автор рассказывает о жизни глупого и тщеславного императора, к которому подошли два мошенника, прикинувшись артистами. Они предложили ему надеть их одежду, которая, по их словам, сделает его невидимым перед некомпетентными и глупыми людьми. Император согласился и заплатил им за изготовление такой одежды, так как ему нравилось носить маскарадные костюмы.

Фактически, они не делали никаких модных костюмов; однако люди стали ими восхищаться, чтобы их не считали бесполезными и глупыми. Поэтому император снял одежду и надел невидимое платье, которое фактически заставляло его скакать по городу голым.Никто не сказал ему правду, кроме мальчика, который кричал, чтобы увидеть его. Таким образом, мораль этой притчи состоит в том, что люди должны иметь собственное мнение и не должны зависеть от мнения других.

Пример № 4:

Блудный Сын (Из Библии, Книга Луки)

В книге Луки (15: 11-32) Иисус учит о любви Бога к человечеству. В этой притче богатый отец делит свое имение — еще при жизни — между двумя своими сыновьями.Его младший сын не хочет ждать смерти отца, чтобы получить наследство, и просит его немедленно. Этот сын растрачивает все свое новообретенное богатство и становится несчастным. Понимая, что ему понадобится помощь отца, чтобы выжить, он возвращается домой, чтобы попрошайничать, чтобы стать одним из наемных слуг своего отца. Вместо того чтобы сердиться, отец приветствует своенравного сына, празднуя его возвращение.

Старший сын, который все время оставался с отцом, не растрачивая наследство, был этим озадачен и отказался участвовать в празднике.Он сказал своему отцу:

«Вот, столько лет я служу Тебе и ни разу не нарушал я заповедей Твоих; и все же Ты никогда не дал мне козленка, чтобы я повеселился с моими друзьями…»

Отец отвечает старшему сыну:

«Сын, ты всегда со мной, и все, что у меня есть, твое.
Прилично нам веселиться и радоваться; ибо сего брат твой умер и ожил; и был потерян, и был найден ».

Когда отец умирает, он оставляет оставшееся наследство старшему сыну.Сказка передает символическое послание о том, что Бог подобен отцу, который любит человечество, несмотря на его мятежный характер, и те, кто следует Его путем, приветствуются Им, даже если они сбились с пути.

Функция притчи

Притча — отличный обучающий инструмент, потому что в ней часто используются символические образы и метафоры, которые аудитория может легко распознать. Таким образом, рассказчик может передать сложные моральные истины таким образом, чтобы они стали понятными и относящимися к жизни человека.Иногда слушатели должны усвоить урок, который преподносит притча, и аудитория также участвует в таком выводе. Как правило, притчи помогают читателям понять философские вопросы или уроки морали в соответствующих терминах, в то время как рассказчики могут помочь им лучше применять эти принципы в своей повседневной жизни.

Притча: определение и примеры | LiteraryTerms.net

I. Что такое притча?

Притча (произносится как ПАРА-э-э-бык) — это рассказ, используемый для иллюстрации морального или духовного урока.Оно происходит от греческого слова, означающего «сравнение».

II. Примеры притчи

Пример 1

Пожалуй, самая известная притча — это притча о мальчике, который плакал волком. В нем мальчик любит кричать «волк» и смеяться, когда взрослые в его деревне в панике бегают вокруг. Но однажды он видит настоящего волка и кричит «волк», чтобы попытаться найти кого-нибудь, чтобы спасти его. Но ему уже никто не верит, и никто не приходит на помощь.Эта история запомнилась детям и, кажется, лучше запомнилась нам, чем простое утверждение «не лги».

Пример 2

В западной литературе известна притча о добром самаритянине. В этом рассказе Иисус показывает, что значит «любить ближнего своего, как самого себя». Он рассказывает историю о путнике, которого избили и ограбили на дороге. Несколько человек проходят мимо, не предлагая помощи, но в конце концов приходит самаритянин, перевязывает раны мужчине и помогает ему добраться до ближайшего постоялого двора.Урок состоит в том, что мы всегда должны быть готовы помочь нуждающимся, а популярность фразы «Добрый самаритянин» в современном мире показывает, насколько влиятельной была эта история.

III. Важность притч

Как люди, мы сильнее реагируем на истории, чем на аргументы и теории. Наш мозг, кажется, запрограммирован на то, чтобы мыслить в терминах повествования, и притчи обычно влияют на нас более глубоко, чем простые принципы, изложенные вслух. Например, если вам в детстве рассказывали историю о мальчике, который плакал волком, вы, вероятно, хорошо ее помните — эта история оказывает глубокое влияние на многих детей из-за своей простоты и мрачной судьбы ее главного героя.Если взрослый просто сказал вам не лгать, возможно, вы не поняли почему, но история делает урок максимально ясным.

IV. Примеры притч в литературе

Пример 1

Каждую песню (главу) в произведении Данте Inferno можно прочитать как короткую притчу. В каждой главе поэт отправляется в новую область ада и видит, как грешники другого типа наказываются уникальным и поэтически подходящим образом.Эти сказки призваны помочь читателю осознать природу греха и Божий замысел в целом.

Пример 2

Вечные басни Эзопа — это притчи, в частности, извинения. «Лиса и виноград», например, повествует о лисе, которая расстроена из-за того, что не может дотянуться до винограда, свисающего с уступа. В конце концов она сдается, с горечью заявляя, что ей все-таки не нужен виноград — но на самом деле ее просто раздражает, что она не может их получить.Это демонстрирует чрезвычайно распространенное человеческое поведение, состоящее в том, что мы притворяемся, что не хотим чего-то просто потому, что это недоступно.

V. Примеры притч в популярной культуре

Пример 1

В сердце каждого человека сражаются два волка. Один — Любовь, другой — Ненависть.

Кто выиграет?

Тот, кого вы кормите больше всего.

Эта короткая притча из фильма Pathfinder подчеркивает важность самоконтроля и тот факт, что эмоции могут быть самоподкрепляющими.Урок заключается в том, что мы можем сделать сознательный выбор и использовать более положительные эмоции, а не отрицательные. Однако, выражая этот урок через рассказ, притча делает его более запоминающимся и красочным.

Пример 2

«Притча о многоугольниках» — это интерактивный онлайн-рассказ о предрассудках. В нем игроки должны попытаться перестроить вымышленное «общество» так, чтобы все были счастливы и никого не было не на своем месте. Однако они обнаруживают, что это практически невозможно из-за небольших, почти незаметных предубеждений, присущих воображаемым «персонажам».«В конце концов, мы видим, что сегрегированное и предвзятое общество может возникнуть даже , когда его члены толерантны и обладают широким кругозором. Хотя она выражена в игре, а не в традиционном рассказе, эта притча работает так же, как и любая другая — она ​​захватывает игроков так же, как хорошая история поглощает читателей, и преподносит урок в очень запоминающейся форме.

VI. Связанные термины

Пример

«Exemplum» означает «пример», и это часто относится к рассказу, используемому для иллюстрации того или иного.Таким образом, притча — это один из типов примера — это пример, иллюстрирующий конкретную точку зрения морали .

Моральная игра (или сказка о нравственности)

В наши дни вы часто слышите термин «моральная игра / сказка» применительно к притчам. Люди иногда используют этот термин, например, для обозначения «мальчика, который кричал волка». Но технически сказка о морали имеет более узкое значение. Это короткий рассказ, который преподносит моральный урок, имея в качестве персонажей моральных концепций.

Например, в классической сказке о морали у вас может быть персонаж, идущий по улице, когда появляется Гнев или Похоть, соблазняющие главного героя сойти с праведного пути. Затем могут появиться Умеренность или Терпение и выдвинуть контраргументы, и в конечном итоге персонаж узнает кое-что о природе морали. Когда вы думаете о пьесе / сказке о морали, вспомните моменты в мультфильмах, когда ангел и дьявол появляются на плечах главного героя, чтобы попытаться повлиять на их решения.Это современный эквивалент классической моральной пьесы.

Аполог

Если в притче преувеличены детали и причудливые черты, например говорящие животные, это иногда называют извинением. Извинения — один из самых популярных типов притч, особенно для рассказов детям (например, басни Эзопа обычно являются извинениями).

Что такое притча? | GotQuestions.org

Ответ

Притча — это буквально что-то «рядом с чем-то другим».Притчи Иисуса были историями, которые были «сопоставлены» с истиной, чтобы проиллюстрировать эту истину. Его притчи были учебными пособиями и могут рассматриваться как расширенные аналогии или вдохновенные сравнения. Обычно притча описывается как земная история с небесным смыслом.

Какое-то время в Своем служении Иисус сильно полагался на притчи. Он рассказал многим из них; на самом деле, согласно Марка 4: 34а, «Он ничего не сказал им, не используя притчу». В синоптических Евангелиях записано около 35 притч Иисуса.

Так было не всегда. В начале своего служения Иисус не использовал притчи. Внезапно Он начинает рассказывать исключительно притчи, к большому удивлению Его учеников, которые спросили Его: «Почему ты говоришь с людьми притчами?» (Матфея 13:10).

Иисус объяснил, что Его использование притч преследовало двоякую цель: открыть истину тем, кто хотел ее узнать, и скрыть истину от равнодушных. В предыдущей главе (от Матфея 12) фарисеи публично отвергли своего Мессию и хулили Святого Духа (от Матфея 12: 22–32).Они исполнили пророчество Исаии о жестокосердных, духовно слепых людях (Исаия 6: 9–10). В ответ Иисус начал учить притчами. Те, кто, подобно фарисеям, имели предвзятую предвзятость против учения Господа, отвергли бы притчи как несущественную чепуху. Однако те, кто искренне искал истину, поймут.

Иисус позаботился о том, чтобы Его ученики поняли значение притч: «Оставшись наедине со своими учениками, он все объяснил» (Марка 4: 34б).

Толкование притчи может стать трудной задачей для изучающего Библию. Иногда толкование легко, потому что Сам Господь дал толкование — притча о сеятеле и притча о пшенице и плевелах объясняются в Евангелии от Матфея 13. Вот некоторые принципы, которые помогают в толковании других притч:

1) Определите объем представляемой духовной истины. Иногда притче предшествуют вводные слова, которые задают контекст.Например, часто Иисус предшествовал притче словами «вот на что похоже Царство Небесное». Кроме того, перед притчей о фарисее и сборщике налогов мы читаем следующее: «Иисус рассказал эту притчу тем, кто был уверен в своей праведности и смотрел на всех свысока» (Луки 18: 9). Во введении описывается иллюстрируемый предмет (самоправедность и духовная гордость).

2) Различайте «суть» рассказа и то, что является просто украшением.Другими словами, не каждая деталь притчи несет в себе глубокий духовный смысл. Некоторые детали добавлены просто для того, чтобы история выглядела более реалистичной. Например, в собственном толковании Иисусом притчи о сеятеле Он не комментирует тот факт, что существует четыре (и только четыре) различных типа почвы. Эта деталь была бессмысленной по сравнению с общей мыслью Иисуса.

3) Сравните Священное Писание с Писанием. Этот основной принцип герменевтики неоценим при изучении притч.Притчи Иисуса никогда не будут противоречить остальной части Слова Божьего, которое Он пришел выразить (Иоанна 12:49). Притчи предназначены для иллюстрации учения, а учения, которые освещал Иисус, ясно изложены в других местах Библии.

В Библии есть притчи, отличные от евангельских. Книга Притч полна аналогий — всякий раз, когда Соломон использовал сравнение, чтобы преподать истину, особенно в символическом параллелизме, результатом была простая притча. Например, в Притчах 20: 2 говорится: «Гнев царя наводит ужас, как рык льва.«Львиный рык сопоставляется с гневом царя для сравнения. В этом суть параболического языка.

Рассказав несколько Своих притч, Иисус сказал: «Имеющий уши слышать, да слышат» (Марка 4: 9, 23). Это был призыв слушать притчи не просто так, как если бы человек слушал обычную историю, но как тот, кто ищет истину Божью. Дай Бог нам всем уши, чтобы по-настоящему «слышать».

Почему Иисус учил притчами?

Ответ

Было сказано, что притча — это земная история с небесным смыслом.Господь Иисус часто использовал притчи, чтобы проиллюстрировать глубокие божественные истины. Подобные истории легко запоминаются, персонажи смелые, а символика богата смыслом. Притчи были распространенной формой обучения в иудаизме. Перед определенным этапом своего служения Иисус использовал множество графических аналогий, используя обычные вещи, которые были бы знакомы каждому (соль, хлеб, овцы и т. Д.), И их значение было довольно ясным в контексте Его учения. Притчи требовали большего объяснения, и в какой-то момент Своего служения Иисус начал учить, используя исключительно притчи.


Вопрос в том, почему Иисус позволил большинству людей задуматься о значении Его притч. Первый пример этого — Его рассказ притчи о семени и почве. Прежде чем истолковать эту притчу, Он отвел учеников от толпы. Они сказали Ему: «Почему Ты говоришь с ними притчами?» Иисус ответил им: «Вам дано было знать тайны Царства Небесного, но им не даровано. Ибо кто имеет, тому будет дано больше, и он будет иметь изобилие; а кто бы ни был не имеет, даже то, что он имеет, будет отнято у него.Поэтому говорю им притчами; потому что, видя, они не видят, и, слыша, не слышат и не понимают. В их случае исполняется пророчество Исаии, которое гласит:

«Слыша, вы услышите, но не поймете, и, увидев, вы увидите и не увидите; Ибо сердца этого народа потускнели. Их уши плохо слышат, И глаза они закрыли, Чтобы они не видели своими глазами и не слышали своими ушами, Чтобы они не понимали своими сердцами и не обращались, Чтобы Я исцелил их.Но блаженны твои глаза, потому что они видят; и ваши уши, потому что они слышат. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, и не видели этого, и слышать, что вы слышите, и не слышали »(Матфея 13: 10-17).

этот момент в служении Иисуса, когда Он говорил притчами, Он объяснял их только Своим ученикам. Но те, кто постоянно отвергали Его послание, оставались в своей духовной слепоте, чтобы недоумевать о Его значении. Он провел четкое различие между ними. которым были даны «уши, чтобы слышать», и те, кто упорствовал в неверии — всегда слышали, но никогда не воспринимали и «всегда учились, но никогда не могли признать истину» (2 Тимофею 3: 7).Ученикам был дан дар духовного различения, благодаря которому им стало ясно, что есть в духе. Поскольку они приняли истину от Иисуса, им давалось все больше и больше истины. То же самое верно и сегодня для верующих, которым был дан дар Святого Духа, который ведет нас к всякой истине (Иоанна 16:13). Он открыл наши глаза свету истины и наши уши — сладким словам вечной жизни.

Наш Господь Иисус понимал, что истина не является приятной музыкой для всех ушей. Проще говоря, есть те, кто не интересуется и не заботится о глубинах Бога.Так почему же тогда Он говорил притчами? Для тех, кто искренне голоден по Богу, притча является одновременно эффективным и запоминающимся средством передачи божественных истин. Притчи нашего Господа содержат огромные объемы истины в очень немногих словах, а Его притчи, богатые образами, нелегко забыть. Итак, притча — благословение для тех, у кого есть уши. Но для тех, у кого тупое сердце и уши медлительны, притча также является орудием осуждения и милосердия.

Что такое притча? Узнайте, почему Иисуса учит притчами

Притча (произносится как PAIR uh bul ) — это сравнение двух вещей, часто осуществляемое через рассказ, имеющий два значения.Другое название притчи — аллегория.

Иисус Христос большую часть своего учения использовал притчами. Рассказы историй о знакомых персонажах и действиях были излюбленным способом древних раввинов удерживать внимание аудитории, демонстрируя важный моральный момент.

Притчи встречаются как в Ветхом, так и в Новом Завете, но их легче узнать в служении Иисуса. После того, как многие отвергли его как Мессию, Иисус обратился к притчам, объясняя своим ученикам в Матфея 13: 10-17, что те, кто искали Бога, поймут более глубокий смысл, в то время как истина будет скрыта от неверующих.Иисус использовал земные истории, чтобы учить небесным истинам, но понять их могли только те, кто искал истину.

Характеристики притчи

Притчи обычно краткие и симметричные. Очки представлены двумя или тройками с использованием экономии слов. Ненужные детали опущены.

Обстановка в рассказе взята из обычной жизни. Образы речи распространены и используются в контексте для простоты понимания. Например, беседа о пастыре и его овцах заставит слушателей задуматься о Боге и его народе из-за ссылок на эти изображения в Ветхом Завете.

Притчи часто включают элементы удивления и преувеличения. Их преподают в такой интересной и убедительной манере, что слушатель не может избежать истины в этом.

Притчи просят слушателей вынести суждения о событиях рассказа. В результате слушатели должны делать аналогичные суждения в своей жизни. Они заставляют слушателя принять решение или прийти к моменту истины.

Обычно притчи не оставляют места для серых областей. Слушатель вынужден видеть правду в конкретных, а не абстрактных картинках.

Притчи Иисуса

Мастер обучения притчами, Иисус сказал притчами около 35 процентов записанных им слов. Согласно Библейскому словарю Тиндаля , притчи Христа были больше, чем иллюстрацией его проповеди, они были его проповедью в значительной степени. Ученые описали притчи Иисуса не только как простые истории, но и как «произведения искусства» и как «оружие войны».

Цель притч в учении Иисуса Христа заключалась в том, чтобы сосредоточить слушателя на Боге и Его Царстве.Эти истории раскрывают характер Бога: какой он, как работает и чего ожидает от своих последователей.

Большинство ученых согласны с тем, что в Евангелиях есть как минимум 33 притчи. Иисус вводил многие из этих притч с вопросом. Например, в притче о горчичном семени Иисус ответил на вопрос: «Каково Царство Божье?»

Одна из самых известных притч Христа в Библии — это история о блудном сыне в Луки 15: 11-32. Эта история тесно связана с притчами о потерянной овце и потерянной монете.Каждый из этих рассказов фокусируется на отношениях с Богом, демонстрируя, что значит быть потерянным, и как небо радостно празднует, когда заблудшие найдены. Они также рисуют яркую картину любящего сердца Бога Отца к заблудшим душам.

Еще одна известная притча — это рассказ о добром самарянине в Луки 10: 25-37. В этой притче Иисус Христос учил своих последователей любить отверженных мира сего и показал, что любовь должна преодолевать предрассудки.

В нескольких притчах Христа говорится о том, как подготовиться к концу времен.Притча о десяти девственницах подчеркивает тот факт, что последователи Иисуса всегда должны быть начеку и готовы к его возвращению. Притча о талантах дает практическое руководство о том, как жить в готовности к этому дню.

Обычно персонажи притч Иисуса оставались безымянными, что давало его слушателям более широкое применение. Притча о богатом и Лазаре в Луки 16: 19-31 — единственная, в которой он использовал собственное имя.

Одна из самых ярких черт притч Иисуса — это то, как они раскрывают природу Бога.Они вовлекают слушателей и читателей в реальную и интимную встречу с живым Богом, который есть Пастырь, Царь, Отец, Спаситель и многие другие.

Источники:

  • Элвелл, У. А., и Комфорт, П. У. (2001). В библейском словаре Тиндейла (стр. 989). Уитон, Иллинойс: Издательство Tyndale House.
  • Сил, Д. (2016). Притча. В J. D. Barry, D. Bomar, D. R. Brown, R. Klippenstein, D. Mangum, C. Sinclair Wolcott, W. Widder (Eds.), Библейский словарь Лексхэма. Беллингем, Вашингтон: Lexham Press.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *