Буддизм знак: Буддийские символы на деньгах азиатских государств

Буддийские символы на деньгах азиатских государств

Наверное, далеко не каждый сходу ответит на вопрос — кто такой Сиддхартха Гаутама Шакьямуни? Для многих это будет лишь непонятный набор звуков. А ведь этот персонаж перевернул мировую историю и вошел в нее под именем, которое известно миллиардам людей на Земле – Будда.

В VI веке до нашей эры по селам и городам средней долины Ганга на протяжении пятидесяти лет бродил человек, рассказывавший людям о том, как найти спасение. Он говорил, что жизнь – это страдание, что нужно отказаться от желаний, освободиться от страданий и достичь просветления (нирваны). В индийском обществе того времени уже прочно закрепился пантеон божеств, кастовая система, учение о перерождении души в новое тело. Так вот, по мнению Будды (а так позднее станут называть проповедника его многочисленные ученики и последователи) достижение нирваны поможет порвать бесконечную цепочку перерождений. «Зачем перерождаться вновь и вновь? Ведь жизнь – страдание», — говорил Будда.

Как пел незабвенный Владимир Семенович Высоцкий: «И если туп как дерево – родишься баобабом. И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь!»

Самая большая в мире статуя Будды (116 м, 130 м с постаментом). Мьянма. Годы постройки: 1996-2008 гг.

Индуистские жрецы-брахманы в штыки встретили новое учение, ведь оно грозило подорвать их непререкаемый авторитет в обществе, а значит и материальное благосостояние. Ведь религия и деньги всегда шли рука об руку. Но вот среди многих индийских раджей (князей) нашлись те, кто поддержал буддизм, уж слишком опасными становились брахманы для государственной власти. Буддизм стал стремительно распространяться по Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, став первой мировой религией – так как не делил людей на богатых и бедных, по кастам и сословиям, по цвету кожи или языку. Буддизм универсален, как впоследствии станут универсальны христианство и ислам.

В настоящее время разные направления буддизма исповедуют около 500 млн человек в Индии, Непале, Бутане, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Вьетнаме, Монголии, Японии, Китае, Корее, Шри-Ланке. В России традиционно буддисты компактно проживают на территории Тувы, Бурятии и Калмыкии.

За два с половиной тысячелетия своего развития буддизм превратился в мощную религиозную систему, при этом не имея единой церковной организации. Буддийская религиозная теория и практика насыщена многочисленными символами, культовыми предметами и памятниками, имеющими важное духовное значение для каждого последователя того или иного направления буддизма. И, конечно, куда же без религиозных символов на деньгах тех стран, в которых буддизм является господствующей религией. Как мы уже говорили выше, религия и деньги никогда не расставались друг с другом. Особенно четко это проявлялось и проявляется, когда религия становится частью государственной машины.

Аштамангала

На протяжении многих веков в буддизме складывалась система символов. В итоге, основная масса буддистов признает 8 основных «благородных символов». В религиозной литературе можно встретить и другие их названия – «эмблемы счастья», «благоприятные знаки», «знаки славы» и другие.

На санскрите восемь благородных символов называются «аштамангала».

Аштамангала на монете номиналом 1 нгултрум. Королевство Бутан. 1979 год. Сталь с мельхиоровым покрытием

Аштамангала на монете номиналом 1 нгултрум. Королевство Бутан. 1979 год. Сталь с мельхиоровым покрытием

В аштамангалу входят белый зонт, две золотые рыбы, драгоценная ваза, цветок белого лотоса, белая раковина, закрученная вправо, узел бесконечности и победный штандарт. Не попали в аштамангалу, но также считаются священными символами буддизма – змей, лев, пустой трон, чаша для милостыни, дерево Бодхи, гора Меру и другие.

Каждый из вышеперечисленных знаков имеет для буддистов глубокий духовный смысл и философское значение.

Зонт – это не только защита от жары. Скорее, он защита от палящего жара страдания. Зонт также является символом благородного происхождения. Церемониальные зонты можно увидеть и сейчас во время буддийских торжеств в Тибете или светских праздников с участием короля (в Таиланде, например).

Золотые рыбы на монете номиналом 25 чертумов. Королевство Бутан. 1979 год. Сталь с покрытием из алюминиевой бронзы

Золотые рыбы на монете номиналом 25 чертумов. Королевство Бутан. 1979 год. Сталь с покрытием из алюминиевой бронзы

Две золотые рыбы – это символ не материального, а духовного богатства. Человек, как рыба, плавая в воде, уклоняясь от сетей желания и страданий, достигает просветления. В некоторых странах буддийского Востока золотых рыбок считают карпами, славящимися своим долголетием и элегантностью.

Драгоценная ваза – это сосуд сокровищ, земных и духовных, которых может достичь праведный человек. Ваза всегда остается полной.

Считается, что Будда получил белый лотос в дар от бога Камы, как украшение для языка. Лотос – символ чистоты, ясности сознания, помогающий очиститься и достичь нирваны.

Аштамангала и священная раковина на монете номиналом 10 чертумов. Королевство Бутан. 1979 год. Сталь с медным покрытием

Аштамангала и священная раковина на монете номиналом 10 чертумов. Королевство Бутан. 1979 год. Сталь с медным покрытием

Раковина на банкноте номиналом 10 нгултрумов. Королевство Бутан. 2013 год

Раковина на банкноте номиналом 10 нгултрумов. Королевство Бутан. 2013 год

От бога Индры Будда получил белые раковины, завитые по часовой стрелке, как украшение для ушей. Раковина – это голос Будды, пробуждающий людей ото сна неведения.

Узел без начала и конца символизирует взаимосвязь и взаимозависимость всех живых существ и всех явлений во Вселенной.

Победный штандарт Будда получил от бога Кришны. Знамя в виде зонта символизирует победу учения Будды, превосходство знания над невежеством, жизни над смертью.

Колесо Дхармы на банкноте номиналом 1 нгултрум. Королевство Бутан. 2013 год

Колесо Дхармы на банкноте номиналом 1 нгултрум. Королевство Бутан. 2013 год

Колесо Дхармы с восемью спицами символизирует восьмеричный путь к спасению. Острые золотые спицы разрубают все помехи, возникающие перед человеком, стремящимся к просветлению.

Змей Наг, укрывший Сиддхартху, достигшего просветления. Камбоджа. XII век

Выше назывались и другие символы, не входящие в Аштамангалу. Так, змей – это символ защиты. Именно огромный змей Наг укрыл собой Сиддхартху, достигшего просветления. Голова Нага изображена на банкноте Нацбанка Королевства Камбоджа достоинством в 100 риелей.

100 риелей. Королевство Камбоджа. 2014 год

100 риелей. Королевство Камбоджа. 2014 год

Эту банкноту вообще можно назвать «самой буддийской» — столько на ней духовных символов первой мировой религии. Банкнота выпущена в 2014 году в память о короле Нородоме Сиануке (1922-2012 гг.). На ней почивший монарх изображен молодым и в монашеском образе. Наверно именно поэтому и цвет у купюры нежно-оранжевый, как и цвет одежд буддийских монахов. Тут же изображена статуя сидящего Будды. На обороте художник изобразил Серебряную Пагоду – официальный храм камбоджийских королей и еще одну статую сидящего Будды.

Лев считается символом непобедимости учения Будды, а также символизирует силу буддийских правителей. Пустой трон должен напоминать о царском происхождении Сиддхартхи Гаутамы и о силе духовной власти. Чаша для милостыни должна напоминать о презрении к всему материальному и бренности мира.

Колесо Дхармы над священной горой Меру на монете номиналом 5 рупий, выпущенной к 2550-летию Будды. Шри Ланка. 2006 год. Сталь с латунным покрытием

Колесо Дхармы над священной горой Меру на монете номиналом 5 рупий, выпущенной к 2550-летию Будды. Шри Ланка. 2006 год. Сталь с латунным покрытием

«Благая» гора Меру – является центром мироздания в индуистской и буддийской космологии.

Ну и нельзя не напомнить, что главным цветом буддизма является желто-оранжевый, как и одежда монахов.

Буддийские храмы и ступы (хранилища святынь) на монетах Таиланда. 1989-1995 гг.

Буддийские храмы и ступы (хранилища святынь) на монетах Таиланда. 1989-1995 гг.

Монеты ряда азиатских государств несут на себе изображения главных буддийских символов. Их можно увидеть на деньгах Таиланда, Монголии, Камбоджи, но, больше всего символов буддизма встречается на деньгах маленького королевства Бутан, зажатого в Гималаях между Индией и Китаем. На деньгах ряда других государств можно увидеть памятники буддийского искусства, а вот собственно религиозные символы встречаются не так уж и часто.

1 доллар «Смеющийся Будда». Тувалу. 2019 год. Серебро, нефрит

1 доллар «Смеющийся Будда». Тувалу. 2019 год. Серебро, нефрит

В прошлом году совсем не буддийское островное государство в Полинезии — Тувалу выпустило сувенирную серебряно-нефритовую монету «Смеющийся Будда». Монета, достоинством 1 доллар, выполнена из серебра 999-й пробы весом 31,1 г. В серебряный монетный кружок искусно вставлена нефритовая фигурка Будды. Оригинальная монета оформлена в подарочный футляр и имеет соответствующий сертификат подлинности.

Сувенирная монета в виде статуи сидящего Будды. Монголия. 2018 год. Серебро. 93,3 г

Сувенирная монета в виде статуи сидящего Будды. Монголия. 2018 год. Серебро. 93,3 г

И в качестве вишенки на торте нельзя не рассказать об удивительной монете, которую по праву можно назвать уникальным произведением медальерного искусства и монетного производства – сувенирной монете номиналом 2 тысячи тугриков, выпущенной Национальным Банком Монголии в 2018 году. Это монета выполнена в технике трехмерной чеканки в виде статуи сидящего Будды. Технология Smartminting, применявшаяся при изготовлении монеты, позволила создать уникальный эффект объемности. Монета изготовлена из серебра 999-й пробы весом 93,3 грамма и выпущена в количестве всего лишь 501 экземпляра.

Роман Новожеев

Кандидат исторических наук, доцент

Восемь благоприятных символов Буддизма — РамаЙога

Талисманы и амулеты популярны во все времена. Каждое изображение или символ несёт в себе глубокий смысл, а сам талисман всегда является защитным оберегом. Касается это талисманов и символов буддизма. Сам Будда, как талисман, несёт в себе положительную энергетику, умиротворение, дарит спокойствие даже тому, кто просто на него смотрит. Существует и множество других символов буддизма, но сегодня мы хотим познакомить вас с таким понятием, как 8 благоприятных символов буддизма или 8 счастливых символов буддизма. Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг просветления, эти восемь символов были преподнесены ему в подарок Брахмой, Индрой и другими божествами. Того, кто соберёт все 8 символов буддизма ждёт удача во всём. Каждый из них является мощным талисманом, который изображают в храмах, носят как украшения и т. д. Итак, давайте узнаем основные символы буддизма и их значение.

Буддизм — символы и знаки

Первый из 8 благоприятных символов Будды – это Благой Зонт, который защищает от различных препятствий на пути к просветлению. Благой или Драгоценный Зонт укрывает от страстей, пороков, грязи на пути к духовному развитию. В Индии, по традиции, зонт являлся символом уважения и почёта, царского величия и защиты. Это – символ благородного происхождения, ведь чем выше положение человека, тем больше зонтов несут над ним.

Золотые рыбки в буддизме означают свободу, счастье, спонтанность. Так же легко и свободно, как рыбы, плавающие в воде, не знает границ и ограничений человек, достигший просветления. Рыбки также являются символом духовного освобождения.

Сосуд, способный исполнять любое желание – Драгоценная Ваза – это символ долголетия, богатства, просветления. В Драгоценном Сосуде находится Нектар Бессмертия. Сосуд этот он полон драгоценностями, причём неважно, сколько из него возьмут драгоценностей, их количество не уменьшится.

Ещё один очень известный символ буддизма – Лотос. Если цветок белый – это символ чистоты, святости. Если Лотос розовый, то он символизирует самого Будду или Спасителя.

Белая раковина с завитком, повёрнутым вправо или иными словами — закрученная по часовой стрелке встречается очень редко. Она является символом распространения учения Будды и пробуждения его учеников от неведения.

Бесконечный узел, не имеющий начала и конца – это символ вечности, сострадания, мудрости, а также символ того, что всё в нашей Вселенной взаимосвязано.

Знамя Победы олицетворяет победу над неведением, преодоление препятствий. Это и победа над смертью, энергия, счастливый случай.

Колесо Дхармы с восемью спицами, означающими Восьмеричный Путь Будды, это – продвижение на пути к Просветлению. Острые спицы разрушают препятствия, которые могут встретиться на пути.

Буддийские символы удачи и статуэтки, амулеты и украшения вы всегда можете купить в нашем магазине.

Восемь благих символов в буддизме

Восемь благих символов – это предметы или их изображения, которые можно повсюду увидеть в Тибете. Они пришли в Буддизм из Индии еще до проникновения его в Тибет и дальше в Азию. Поэтому аналоги есть и в индуизме, и в Непале, и в китайском Чань-буддизме, и в Тибете. Предметы используют для ритуалов, а их изображения несут защитную функцию.

Мы поможем Вам расшифровать их значения.

Бесконечный узел символизирует вечное время без начала и конца и общность всего сущего, то есть взаимосвязь всех явлений и живых существ. Также он символизирует неразрывность и переплетения мудрости и сострадания. Изображения бесконечного узла часто используют в декоре.

Цветок лотоса. Лотос, рождаясь из мутной болотистой воды, выныривает из нее незапятнанным и поэтому в широком смысле символизирует чистоту. В частности, же – чистоту сознания, которое, родившись в сансаре, все же достигает просветления. С лотосом ассоциируется и сам Будда, и многие важные буддийские божества – на изображениях они часто сидят на лотосе или держат его в руках. Со временем изображение лотоса стало даже символом буддизма.

Пара золотых рыбок, выпрыгивающих из воды, символизируют освобождение от сансары и отсутствие страха утонуть в страдании.

Драгоценный зонт часто ставится над изображениями будд для защиты их от зла. И в целом изображения зонта обозначает защиту от неблагой энергии и болезней: как прячутся от дождя под зонтом, так можно обрести прибежище в Дхарме. Благой зонт часто можно увидеть не только в Тибете, но и в Тайланде или Японии.

Драгоценная ваза. В широком смысле обозначает сокровища и богатства, долгую жизнь и процветание, а в более узком – неиссякаемое учение Будды: со сколькими бы он ни поделился, меньше не становится.

Стяг победы. В узком смысле символизирует победу Будды над демонами, а в более широком – победу над неведением и препятствиями на пути к мудрости.

Колесо Дхармы. Часто его позолоченное изображение можно увидеть на крышах храмов. Восемь спиц обозначают восьмеричный путь (путь к просвещению), а колесо – символ учения, Дхармы. Часто можно увидеть изображения двух оленей по обеим сторонам, глядящих на колесо – это символ первой «оленьей» проповеди Будды в Сарнатхе, когда олени вышли из леса, чтобы послушать слова Учителя.

Белая раковина, спираль которой закручена вправо. В такие раковины часто дуют монахи, призывая всех на молитву. Раковина считается символом пробуждения от сна неведения: как звук раковины разлетается беспрепятственно во все стороны, так и учение Будды распространяется в мире, помогая всем живым существам достичь просветления.

Символы буддизма и их значение с картинками


Из этой статьи вы узнаете:
  • Какими символами в буддизме изображается Будда
  • Что такое 8 благих символов в буддизме и что они означают
  • Какие 8 драгоценных предметов получил Будда
  • Какие символические предметы используются для подношения Будде

Своими корнями буддизм уходит в IV–VI вв. до н. э. – период, когда Сиддхартха Гаутама стал популяризировать в Индии собственную религию об испытаниях, достижении Нирваны и духовном возрождении. Сиддхартха не приветствовал использование своего образа, и для того чтобы проиллюстрировать свое учение, применял разные знаки. Существуют особые символы этой религии, которые Будда получил в дар от Бога после своего просветления. О том, что означает каждый важный символ буддизма, мы расскажем в данной статье.

История появления буддистских символов

Существует красивое сказание о том, каким образом в нашем мире появились восемь благоприятных символов.

По этому сказанию, в день постижения Буддой просветления и высшей мудрости под священным деревом многие боги пришли засвидетельствовать свое почтение и преподнесли ему дары – восемь благоприятных символов.

Божество Брахма преподнес Просветленному Дхармачакру (Колесо Ученья). Небесный бог Шакра вручил Белую Раковину для распространения мудрости Будды в каждом конце Вселенной. Земной бог Ставара вручил Будде Драгоценный Сосуд, полный напитка вечной жизни. Остальные боги преподнесли Будде пару Золотых Карпов, Лотос, Знамя Победы и Благой Зонт.

Все эти символы в буддизме стали священными, проявляющими тесную связь божественного с миром людей.

Мы подобрали для васинтересные статьи:

Инь и Янь: значение, перевод, скрытый смысл, история появления

16.12.2021

В чем секрет многорукости бога

13.12.2021

Символизм буддизма и изображения Будды

Сиддхартха Гаутама выступал против того, чтобы последователи и почитатели ему поклонялись. Поэтому как его собственные образы, так и образы его учений не относятся к периоду его жизни. Однако Гаутама метафорично излагал свои мысли в проповедях и использовал определенные образы, например, когда беседовал с учениками на тему поворота колеса Дхармы.

Об основных символах буддизма и их значении стало известно уже после смерти Гаутамы. По большей части, это были образы, отражающие его философию жизни. Самые ранние священные знаки буддизма – ступа и колесо Дхармы.

По мере того, как религия распространялась и делилась на разные учения, символов буддизма становилось все больше. Эта религия понемногу заимствовала элементы культур, с которыми она соприкасалась.

Для изображения Просветленного в разные периоды по большей части применялись следующие символы буддизма:

  • Колесо с 8 спицами, или Дхармачакра. Символизирует поворот Просветленным Колеса истины и изменение судьбы.
  • Бодхи. Это дерево – символ буддизма. Считают, что Гаутама стал Просветленным сидя под ним.
  • Следы Будды. По легенде, он оставил отпечатки ступней на камне, чтобы напоминать потомкам о своем присутствии в их материальном мире.
  • Пустой Трон. Напоминает о королевском происхождении Гаутамы и несет в себе идею духовного владычества.
  • Чаша для подаяний. Знак отказа Будды от всех материальных благ. Также чаша символизирует образ жизни монаха.
  • Лев. Один из сильнейших символов. По традиции лев олицетворяет права правителя, силу и власть.

Намного позже появился символ «Глаза Будды», который сейчас часто можно встретить в Непале. Просветленный смотрит во все четыре стороны, что означает его всевидящий ум.

Бесконечный узел

Как этот узел не имеет конца, так и этот символ олицетворяет полное обретение Неизмеримых Достоинств и Пяти видов изначальной Мудрости. Символ взаимозависимости всех явлений и живых существ во Вселенной. Санскритский термин «шриватса» значит «возлюбленный Шри». Шри — это богиня Лакшми, супруга Вишну, а шриватса это благоприятный знак, который украшает грудь Вишну. Отличительная черта Лакшми на груди Вишну соответствует верности его сердца супруге, и так как Лакшми — это богиня богатства и благоприятной судьбы, то шриватса естественным образом становится благоприятным символом. Это обычно или треугольный завиток, или повернутый кверху бриллиант, который замыкается с четырех противоположных углов. У Кришны, восьмой реинкарнации Вишну, также есть шриватсу в центре груди. У этого завитка волос есть еще одно название — нандьяварта — что значит «завиток счастья», и в этом случае его форма напоминает свастику или греческий крючкообразный крест (гаммадион).

В индийских и китайских изображениях у Будды часто есть свастика в центре груди, которая символизирует его просветленный ум. Еще одна вероятная вариация свастики и бесконечного узла происходит от S-образных отметин на капюшоне кобры. Это в свою очередь породило нагаянтру, где две или больше переплетенных змеи образуют бесконечный узел или янтру. В своем финальном развитии до буддийского геометрического символа вечного узла или «диаграмы счастья», который «вращается, как свастика», этот символ может быть соотнесен с шриватса-свастикой, так как оба символа использовались в ранних индийских традициях.

В качестве символа Будды, бесконечный узел представляет его бесконечные мудрость и сострадание. В качестве символа поучений Будды, он представляет непрерывность двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, которые лежат в основе циклического существования.

В одном из описаний можно встретить такие слова: бесконечный узел подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца. Символизирует переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.

Лотос

Белый цветок лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.

Как цветок лотоса, рожденный из грязи незапятнанным, так и здесь, он олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней. В буддизме это традиционный символ чистоты. Лотос рождается в мутной болотной воде, однако появляется на свет незапятнанным и чистым.

Подобно этому существа, рожденные в одном из миров сансары, но искренне практикующие благородное учение Будды, способны со временем избавиться от омрачений. Он представляет расцвет благородных качеств, которые проявляются абсолютно независимо от несовершенства цикличного существования. Лотос, на котором сидят или стоят будда-аспекты представляет их священное происхождение. Они спонтанно проявляются, врожденно совершенны и абсолютно чисты телом, речью и умом. Эти аспекты проявляются в цикличном существовании, но при этом они полностью не загрязнены его недостатками, эмоциональными препятствиями и умственными завесами. Лотос это эмблема Амитабы — красного Будды запада и «главы лотосового семейства или семьи падмы».

Качества Амитабы связаны с краснотой огня, жизненными жидкостями, вечерними сумерками, летним сезоном и трансформации страсти в различающую мудрость. Супругой Амитабы является Пандара и красный лотос — это ее атрибут. Главным бодхисаттвой Амитабы является Падмапани Авалокитешвара — «Держатель Лотоса» — бодхисаттва великого сострадания. Лотос в буддизме обычно состоит из четырех, восьми, шестнадцати, двадцати четырех, тридцати двух, шестидесяти четырех, ста или тысячи лепестков. Эти числа символически соотносятся с внутренними лотосами или чакрами тонкого тела, а также к числу составных частей мандалы. В качестве атрибута, который держится в руке, лотос обычно розовый или светлокрасный из восьми или шестнадцати лепестков.

Цветки лотоса также могут быть белыми, желтыми, золотыми, голубыми и черными. Белая Тара, например, держит в руках шестнадцатилепестковый белый лотос утпала. Желтый или золотой лотос обычно известны, как падма, а более распространенный красный или розовый лотос называется камала. Санскритский термин утпала особенно соотносится с голубым или черным «ночным лотосом», но его тибетский эквивалент под тем же именем может относиться к любому цвету лотоса.

Драгоценная Ваза

Драгоценный сосуд, исполняющий все желания, преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего — обретение освобождения и Просветления. Кладезь всех реализаций, что и является основой бесценных достоинств и чистых добродетелей.

Символ долгой жизни, богатства и процветания. Ваза драгоценностей это в основном символ некоторых йидамов богатства, таких как Дзамбала, Вайшравана и Васудхара, она является их атрибутом и обычно располагается у их ног. Одна из форм богини богатства Васудхары стоит на паре горизонтальных ваз с драгоценностями, из которых выливается бесконечный поток драгоценных камней.

В качестве священной «вазы изобилия» (тиб. бумпа дзангпо) она обладает свойством спонтанного проявления: как бы много драгоценностей ни было взято из вазы, она остается неизменно полной. Типичная тибетская ваза с драгоценностями изображается в виде богато украшенной золотой вазы и мотив из лепестков лотоса опоясывает ее различные части. Одна драгоценность исполняющая желания или группа из трех драгоценностей венчают ее верхний край в качестве символа Будды, Дхармы и Сангхи. Великая ваза с драгоценностями согласно описаниям в подношении Мандалы сделана из золота и украшена многочисленными драгоценными камнями.

Шелковый шарф из мира богов обвязан вокруг ее горлышка, а верх запечатан деревом исполнения желаний. Корни этого дерева источают концентрированную воду долголетия, чудесным образом создавая все виды богатства. Запечатанные вазы с драгоценностями могут размещаться или закапываться в священных местах земли, таких как горные перевалы, места паломничества, источники, реки и океаны. В этом случае их функция состоит распространении изобилия и умиротворении духов, там обитающих.

Подношения

Совершать подношения – распространенная практика на Востоке. На Тибете их символизируют маленькие чаши, наполненные водой, цветами, ладаном, свечами, благовониями и пищей. Это связано с древней традицией приёма дорогих гостей. Дары бывают следующими:

  • Вода, чтобы очистить рот или лицо. Это означает все благоприятные причины и условия, которые приносят положительные эффекты.
  • Вода для омовения ног. Ее смешивают с ладаном или маслом сандалового дерева. Символический смысл – очищение, избавление от негативной кармы и омрачения.
  • Цветы. Олицетворения щедрости и открытого сердца.
  • Благовония символизируют дисциплину и сосредоточение. Являются посредником в общении человека с Буддой. Также означают настойчивость или радостное усилие. Благодаря этому качеству человек приближается к просветлению.
  • Свет – символ стабильности и ясности, красоты, которая рассеивает невежество.
  • Пища, которая имеет множество разных вкусов, означает самадхи, нектар или амброзию, которая «накормит» ум.
  • Музыкальные инструменты. Их природа – это мудрость, благодатная для ушей Будд, Бодхисаттв и всех просветленных существ. Все явления имеют характер взаимозависимости, причин и условий, но звук особенно прост для понимания.

Белая раковина, с завитком повернутым вправо

Белая раковина, закрученная по часовой стрелке, была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.

Такая раковина очень редка. Считается, что моллюск обретает его после пяти непрерывных рождений обычным моллюском. Звук раковины олицетворяет благозвучный глас Дхармы. Символ распространения учения Будды и пробуждения от сна неведения. Подобно тому, как звук раковины беспрепятственно летит во всех направлениях, так и учение Будды распространяется повсеместно, пробуждая живых существ от сна неведения.

Белая раковина, чья спираль разворачивается по часовой стрелке, это известный индийский атрибут героических богов, чьи могучие раковины провозглашали их мужество и победы на войне. Извергающая огонь раковина Вишну называлась Панчаджанья, что значит «обладающая контролем над пятью типами существ». Раковина Арджуны была известна под именем Девадатта, что значит «богом данная» и ее триумфальный глас вселят ужас во врага. Раковина сродни современному рогу в качестве боевой трубы, как эмблемы силы, власти и главенства. Считается, что ее благоприятный глас изгоняет злых духов, отклоняется природные катастрофы и отпугивает вредоносных существ.

Огненная раковина Вишну (Панчаджанья) находится в его верхней левой руке и соотносится с колесом или чакрой в его верхней правой руке. Первые пять из десяти аватаров Вишну держат эти два атрибута в руках. В традиции индуизма Будда считается девятым из десяти перерождений Вишну. Когда великие боги небес Индра и Брахма обычно изображаются перед троном Будды, они обычно держат в руках атрибуты Вишну — раковину и колесо — что, вероятно, не является простым совпадением. Вишну также обычно известен как «великий человек» (санскр. махапуруша) или «бог правой руки» (санскр. дакшинадева). То же самое может быть отнесено и к Будде с его волосами, завивающимися вправо и телом, отмеченным тридцатью двумя знаками благоприятного рождения (санскр. махапуруша-лакшана). Ранние индуисты классифицировали раковины по полу, более толстые выпуклые раковины считались мужскими или пуруша, а более тонкие изящные раковины — женскими или шанкхини.

Индуистское разделение на четыре касты также соответствовало форме раковин: гладкие белые раковины соответствовали касте браминов-священнослужителей, красные — кшатриям-воинам, жёлтые — торговцам-вайшьям, а тускло-серые — простым рабочим — шудрам. Существовало ещё одно разделение — по типу спирали. Обычные раковины, которые закручивались влево, назывались вамаварта, а более редкие закручивающиеся вправо, — дакшинаварта и считались наиболее подходящими для использования в ритуалах. Верхушка раковины отпиливается, формируя рупор и ветер, закручивающийся по правой спирали и создающий звук символизирует истинное («правой руки») провозглашение Дхармы. Брахманизм перенял героическую раковину в качестве ритуального символа религиозного главенства. Ранние буддисты похожим образом переняли этот символ как эмблему превосходства поучений Будды. Здесь раковина символизирует бесстрашие в провозглашении истины Дхармы и его зов пробудиться и работать на благо других. Один из тридцати двух символов тела Будды — это его глубокий и звучный голос, напоминающий глас раковины, который распространяется по всем десяти направлениям пространства. В иконографии этот признак изображается тремя раковинообразными изогнутыми линиями на его горле.

В качестве одного из восьми благоприятных символов раковина обычно повернута вертикально, часто лента пропущена через ее нижний край. Правое направление спирали обозначается изгибом и входным отверстием, направленным вправо. Раковина также может быть повернута горизонтально, в этом случае внутри будут ароматические жидкости или масла. В качестве атрибута, который держится в руке и символизирует провозглашение учения Будды, как один из аспектов речи, ее обычно можно встретить в левой руке — руке «мудрости».

Благой Зонт

Этот символ олицетворяет защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает от страданий. Символ благих деяний, совершаемых, дабы защитить живых существ от болезней, пагубных сил, препятствий, а также страданий трех низших и трех высших миров. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя и зноя, так драгоценный зонт дарует защиту от невзгод и напастей самсары.

Зонт — традиционный символ благородного происхождения и защиты. Его тень бережет от палящего солнца, ее прохлада символизирует защиту от болезненного жара страдания, желания, препятствий, болезней и вредоносных сил. В качестве символа благородного происхождения и особенного богатства зонт указывает на положение в обществе: чем больше зонтов несутся окружением, тем выше статус. Традиционно тринадцать зонтов соответствовали статусу короля, и ранний буддизм в Индии заимствовал это число в качестве символа верховного положения Будды — «вселенского монарха», или Чакравартина. Тринадцать колёс в форме зонтов соединяются в конические шпили ступ, которые отмечают главные события жизни Будды или содержат его реликвии.

Зонт над головой естественным образом означает славу и уважение, что и привело к его становлению в качестве значительного символа в раннем буддийском искусстве. Драгоценный белый зонт однажды преподнес Будде повелитель богов Махадева как украшение для головы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.

По другой версии считается, что король Нагов поднес Будде именно зонт, украшенный драгоценными камнями. Зонт был сделал из золота, а камни по его краям источали нектар. Мелодичные колокольчики свисали с него, а рукоятка была сделана из сапфира. На изображениях часто встречается большой белый зонт тонкой работы над головой Будды, и этот большой белый зонт позже превратился в богиню Ваджраяны Дукар. «Белый Зонт» — это один из наиболее сложных йидамов Ваджраяны — тысячерукая, тысяченогая, тысячеголовая и смотрящая «тысячами миллионов» глаз. Ее двурукая форма часто изображается держащей белый зонт над сидящим Буддой. Типичный зонт в буддизме состоит из длинной белой или красной сандаловой рукоятки или оси, сверху украшенной маленьким золотым лотосом, вазой и драгоценным наконечником. Его куполоподобный остов покрыт белым или желтым шелком и складки шелковой бахромы окантовывают края вместе с разноцветными шелковыми подвесками и оборками. Иногда зонт также бывает украшен павлиньими перьями, висящими ожерельями из драгоценных камней и подвесками из хвостов яка.

Церемониальный шелковый зонт обычно чуть меньше полутора метров в диаметре, что позволяет держать его как минимум в метре над головой. Часто встречаются также квадратные или восьмиугольные зонты, и большие желтые или красные зонты часто подвешиваются над троном главного ламы, а также над изображением центрального йидама в монастырях и храмах. Белый или желтый шелковый зонт это символ духовного владычества в то время как зонт из перьев павлина чаще представляет мирскую власть. Купол зонта символизирует мудрость, а его свисающие шелковые оборки — разнообразные методы сострадания или искуссные средства. Белый зонт, который был поднесен Будде в наибольшей степени символизирует его способность защитить всех существ от заблуждений и страхов.

Золотые рыбки

Их называют так из-за сияния исходящего от чешуи, похожей на блеск золота. Обычно, рыба является украшением и знаком благополучия рек и озер. Так эти рыбы олицетворяют полноценные богатства. Символ избавления от страданий и достижения духовного освобождения. Как рыба плывет в воде, не зная преград, так и человек, достигший просветления, не знает границ и препятствий.

В санскрите две рыбы известны под названием «матсьяюнгма», что значит «пара рыб». Это указывает на их происхождение от символа двух священных рек Индии — Ганги и Ямуны. Метафорически эти реки представляют солнечные и лунные каналы, или психические нервы (нади), которые начинаются от ноздрей и несут перемежающиеся ритмы дыхания, или праны.

В буддизме золотые рыбы представляют счастье, потому как они обладают полной свободой движения в воде, а также — плодородие, так как могут очень быстро размножаться.

Рыбы часто плавают парами, и в Китае пара рыб символизирует супружеское единство и верность. Две золотые рыбы, женского и мужского пола, обычно изображаются симметрично и в форме карпа с грациозными хвостами, плавниками и жабрами, а также длинными усиками, начинающимися от верхней челюсти. Карпы традиционно считаются святыми рыбами востока из-за их элегантной красоты, размера и долголетия, а также из-за того, что ассоциируются с определенными благосклонными божествами. Золотые рыбы являются атрибутом индийского махасиддхи Тилопы, и символизируют его реализацию равно как и его способность освобождать людей из океана цикличного существования — Сансары. По одной из версий, пара золотых рыб была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.

Знамя победы

Победное знамя преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.

Знамя означает победу над врагом и препятствиями, олицетворяет победу над демонами, марой и приверженцами ложных воззрений. Символ победы учения Будды над смертью, неведением, а также над всем вредоносным и пагубным в этом мире.

Санскритское слово дхваджа значит знамя, флаг или эмблема, и изначально было боевым знаменем в древнем индийском военном искусстве. Это знамя украшало заднюю часть колесницы великого воина и устанавливалось позади великого или королевского зонта. На каждом флаге была определенная эмблема короля или воина. Колесница Кришны, например, была украшена флагом с гарудой, а Арджуны — флагом с обезьяной. Но наиболее часто дхваджа была эмблемой Шивы, великого бога смерти и разрушения, чей стяг был украшен трезубцем. Этот трезубец символизировал победу Шивы над тремя мирами или «тремя городами», находящимися на земле, над землей и под ней. В индийском военном искусстве армейский стяг часто принимал ужасающие формы, чтобы вселять страх во врага. Это могла быть, например, насаженная на кол голова и содранная кожа врага или жертвы. Часто использовались головы и шкуры свирепых животных, в частности тигра, крокодила, волка и быка. А также на стяг помещались большие изображения других внушающих страх существ вроде скорпиона, змеи, грифа, ворона и гаруды.

Знамя с головой крокодила или так называемая макарадхваджа была эмблемой Камадевы, ведического бога любви и желания. В качестве «искусителя» или «обманщика» Камадеву можно считать индуистским аналогом Мары, «воплощенного зла», который пытался помешать Будде достичь просветления.

В раннем буддизме образ Мары, как демонического создателя препятствий в духовном прогрессе был представлен группой из четырех мар или «злых влияний». Идея этих четырех мар изначально основывалась на четырех дивизиях армии Мары: пехоте, коннице, слонах и колесницах. Первый из этих четырех мар — это демон пяти накоплений личности (скандха мара). Второй — демон мешающих эмоций (клеша мара). Третий — демон смерти (мритью мара). И четвертый Мара — «сын бога» (девапутра мара) — демон желания и искушения. Именно этот четвертый Мара соответствует Камадеве, «королю богов наивысшего уровня мира желаний». Считается, что Будда преодолел завесы чувственных желаний Камадевы в сумерках перед Просветлением, медитируя на «четыре безграничных качества»: сострадания, любви, сопричастной радости и равностности. На рассвете он преодолел Мару накоплений и мару мешающих эмоций. Но только за три месяца до конца жизни он сумел победить мару смерти через силу свой бесстрашной решительности войти в окончательную нирвану (паринирвану). Ранние буддисты переняли символ Камадевы с головой крокодила в качестве символа победы Будды над четырьмя марами. Обычно четыре таких стяга устанавливались по главным направлениям вокруг ступы Просветления. Похожим образом боги решили установить флаг победы на вершине горы Меру, чтобы восславить Будду, как «победителя» разгромившего армии Мары.

У этого «знамени победы в десяти направлениях» остов из драгоценного камня, верхушка с месяцем и солнцем, и свисающий тройной флаг из трех разноцветных шелков, украшенных «тремя победоносными гармоничными существами». В тибетской традиции одиннадцать вариаций знамени победы соответствуют одиннадцати определенным методам преодоления завес. Немало вариантов знамени встречается на крышах храмов и монастырей: четыре флага обычно размещаются по углам крыши, символизируя победу Будды над четырьмя марами.

Наиболее традиционный вид знамени — это цилиндрический стяг на длинном деревянном столбе. Верх знамени повторяет форму маленького белого зонта, а на его вершине находится драгоценность исполнения желаний. Этот куполообразный зонт окантован богато украшенной золотой крестовиной с хвостами макары на концах, с которых свисают волны желтого или белого шелкового шарфа. Цилиндрическая основа знамени задрапирована несколькими вертикальными слоями разноцветных шелковых складок и подвесками из драгоценных камней. Основание украшено волнистым шелковым фартуком с развевающимися лентами. Верхняя часть бывает украшена ободом из шкуры тигра, символизируя победу Будды над злостью и агрессией. Многие аспекты держат в руках знамя победы, в частности связанные с богатством и силой. Например, Вайшравана, великий Король и защитник Севера.

Микеланджело Пистоллетто «разгадал знак бесконечность»

Женевский парк Ариана, на территории которого расположен Дворец Наций, где находится штаб-квартира отделения ООН, нередко называют музеем под открытым небом. Здесь можно увидеть гигантский стул с оторванной ножкой – напоминание об увечьях людей, подрывающихся на минах по всему миру, пушку с завязанным дулом, символизм которой понятен без пояснений, а также многоцветную фреску старейшего швейцарского художника Ханса Эрни, символизирующую мир, любовь, надежду и стремление человека к свободе. Недавно к «экспозиции» этого «музея» добавился новый «экспонат». Тему продолжит Рика Кацова.

*****

На зеленой лужайке перед штаб-квартирой Организации Объединенных Наций в Женеве появилась необычная инсталляция из 193 камней. Каждый из них символизирует одно государство, входящее в состав ООН. Довольно крупные неотесанные камни, на которых высечены названия разных стран, выложены в гигантскую фигуру, состоящую из трех округлых элементов.

Этот объект ленд-арта, получивший название «Возрождение» – подарок знаменитого итальянского художника Микеланджело Пистолетто к 70-летию Организации Объединенных Наций.

Художник объяснил форму и содержание, созданного им символа.

«Символ «Возрождение» родился из математического знака бесконечности, образуемого двумя кругами. Я добавил между ними третий круг, чтобы обозначить пределы мира, в котором мы живем»

По задумке Пистолетто, один из «кругов» знака бесконечности символизирует мир природы, в которой человек рождается и с которой почти сразу начинает бороться. Второй – совокупность созданных человеком артефактов и технологий, также нередко входящих в противоречие с природой.

Добавленный художником третий круг все это объединяет, олицетворяя мир, как бы родившийся заново.  В этом мире природа и продукты человеческой деятельности гармонично сосуществуют друг с другом.

Пистолетто называет этот элемент «Третьим раем». Художник уверен, что цивилизация доросла до совершенно нового этапа своего существования. На этом этапе большинство противоречий в жизни разных стран и каждого отдельно взятого человека могут исчезнуть благодаря усилиям всех жителей планеты, направленным на преодоление разногласий, достижение устойчивого развития и укрепление мира.

Место для инсталляции также выбрано не случайно:

«Три круга расположены прямо на траве перед  Дворцом Наций, чтобы каждый мог понять, что это символ, который объединяет все государства, входящие в систему ООН. В тоже время он связывает всех приходящих сюда людей, поскольку они могут встречаться и общаться внутри этого символа».

Кроме того, «Возрождение» будет служить постоянным напоминанием для сотрудников ООН и приезжающих в штаб-квартиру представителей разных стран о том, как важно преодолевать противоречия и стремиться к гармонии.

Микеланджело Пистолетто считает, что именно в этом заключается главная миссия Организации Объединенных Наций:

«Я мечтаю о том, что Организация Объединенных Наций заставит человечество по-новому взглянуть на мир и стать не только более свободным, но и более ответственным».

Официальное открытие проекта «Возрождение» состоится 24 октября 2015 года в рамках «Дня открытых дверей в ООН». Он будет приурочено к празднованию юбилея Организации.

Буддисты отмечают Рождество Будды

В субботу, 25 мая, буддисты России отмечают Рождество Будды – праздник Весак. Во всех буддийских дацанах-монастырях проходят главные молебны Праздника тысячи подношений (Дончод хурала), передает ИТАР-ТАСС.

Считается, что именно в этот день в разные годы произошли три события в жизни Будды Шакьямуни. Он родился, через 36 лет достиг просветления, а в возрасте 81 года ушел в Паринирвану. Священный для буддистов праздник с 2000 года включен в календарь ЮНЕСКО.

Его отмечают в день полнолуния второго месяца лунного календаря. Он выпадает на конец мая – начало июня календаря григорианского. Весак считается самым важным из всех буддийских праздников. В это время во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками. Они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды.

«В знак уважения, почитания и поклонения Учителю миряне в дни праздника приносят в монастыри подношения: лампады, пищу, благовония. Священнослужители во время молебнов читают сутры «Поклонение и подношение Будде» и «Пришествие Будды с небес Тушита», — рассказали в резиденции Буддийской традиционной Сангхи (церкви) России — Иволгинском монастыре-дацане, расположенном в Бурятии.

Здесь молебны проходят под руководством главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Миряне получат возможность поклониться «нетленному телу» Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Двенадцатый иерарх российского буддизма умер в возрасте 75 лет в 1927 году. Он был захоронен недалеко от столицы Бурятии Улан-Удэ. В 2002 году его саркофаг был изъят с места захоронения. Тело находилось в земле 75 лет, однако практически не подверглось тлению. Буддисты считают, что лама достиг постижения Пустоты – Великой реальности всех явлений.

Нетленное тело Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова стало одной из святынь буддизма. В конце 2008 года для хранения святыни в Иволгинском дацане возведен специальный дворец — Этигэл-дуган.

В Калмыкии указом главы республики Алексея Орлова этот день объявлен национальным праздником. Запланировано множество мероприятий, которые продлятся три дня. В Элисте в центральном храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни» сегодня откроется выставка буддийских святынь.

Священные реликвии (рингселы) Будды Шакьямуни – это гранулы, кристаллы, похожие на жемчужины. По преданию, их находят в пепле после того, как тело буддийского практика предают огню. Часть мощей Будды в форме рингселов были переданы в дар Калмыкии монашеской общиной республики Шри Ланка в ноябре прошлого года. Эти реликвии были найдены в маленьком кувшине при разрушении ступы в древнейшем храме этого государства. Причем, по словам калмыцких монахов, после торжественной церемонии передачи реликвий число жемчужин увеличилось еще на одну.

«В рингселах Будды на самом деле заключена мощная очистительная сила. Если человеку выпадет редчайшая возможность увидеть святыни, то следующие три его жизни будут счастливыми», — рассказали в храме.

32 знака Будды — Символизм древних культур

Тридцать два знака золотого цвета – специфические характеристики тел будд, бодхисаттв, главных богов (Брахмы, Индры) и четырёх небесных царей. Из сутр и шастр известно, что тело будды Шакьямуни имело тридцать два великих и восемьдесят малых признаков. Когда будущий Будда родился, его показали мудрецу Асите, узнавшему от богов о явлении в Мир Людей великого бодхисаттвы. Обнаружив на теле младенца особые великие и малые признаки, Асита сделал предсказание, что родившийся мальчик является воплощением великого святого, которому суждено стать либо великим Пробудившимся, либо царём-чакравартином.

Тридцать два великих признака тела Будды также называются тридцатью двумя признаками великого человека. Великий человек здесь – это тот, кому суждено в этой жизни стать либо Победителем в Истине, Татхагатой, либо Королём, Поворачивающим Колесо, то есть чакравартином. Существуют некоторые отличия в описании тридцати двух признаков великого человека, если сравнивать сутры первоначального буддизма и поздние сутры буддизма Махаяны (сравните описания 32 признаков в таких сутрах как –  «Лаккхана сутта», «Амбаттха сутта», «Сутра о тридцати двух признаках», «Сутра о бесконечном», «Сутра неисчислимых смыслов», «Саддхарма-пундарика-сутра»).

Ниже приводятся тридцать два великих признака тела Будды (перечень приводится по книге «Источник мудрецов» /Улан-Удэ, 1968 г. / с поправками и пояснениями).

1. Руки и ноги округлые.
2. Ноги, подобные «черепахе».
3. Пальцы рук соединены перепонками.
4. Руки и ноги мягкие и пухлые, как у молодого.
5. Семь [главных частей тела] выпуклые.
6. Пальцы рук длинные.
7. Пятки ног широкие.
8. Тело массивное и прямое.
9. Колени ног не выдающиеся.
10. Волосы на теле направлены вверх.
11. Голени (икры), как у чёрной антилопы энея1.
12. Руки длинные и красивые.
13. Половой орган скрыт.
14. Кожа золотистого цвета.
15. Кожа нежная и тонкая.
16. Каждый волос завит в правую сторону.
17. Лицо украшено невидимыми волосинками.
18. Туловище, как у льва.
19. Запястья спереди округлые.
20. Плечи широкие.
21. Превращающий неприятный вкус в приятный.
22. Пропорциональное тело, как дерево ньягродха2.
23. Ушниша3 на голове.
24. Язык длинный и красивый.
25. Голос подобен голосу Брахмы.
26. Щёки, как у льва.
27. Зубы совершенно белые.
28. Зубы ровные.
29. Плотно прилегающие зубы.
30. Имеющий все сорок зубов.
31. Глаза подобны сапфиру.
32. Ресницы глаз, как у быка.

В трактате Нагарджуны «Махапраджняпарами­та-шастра» (сохранился только китайский перевод этого важнейшего сочинения крупнейшего буддийского философа) тридцать два великих признака тела Будды перечисляются в следующем порядке:

1. Плоские подошвы.
2. Изображение Колёс Дхармы на обеих подошвах.
3. Длинные и тонкие пальцы рук.
4. Широкие и плоские пятки.
5. Перепонки между пальцами рук и ног.
6. Исключительно гибкие руки и ноги.
7. Ноги (стопы) с высоким подъёмом.
8. Тонкие, как у оленя, ноги.
9. Длинные, опускающиеся ниже колен, руки.
10. Невидимый для окружающих половой орган.
11. Размах рук равен росту.
12. Все волоски на теле поднимаются вверх.
13. Волоски растут из каждой поры на теле.
14. Золотой цвет тела4 (поэтому в сутрах говорится о «знаках золотого цвета»).
15. Свет, испускаемый телом.
16. Тонкая и мягкая на ощупь кожа.
17. Хорошо развитые мышцы рук, ног, плеч и шеи.
18. Хорошо развитые мышцы ниже подмышечных впадин.
19. Благородный, как у льва, торс.
20. Рослое, стройное тело.
21. Широкие плечи.
22. Сорок зубов.
23. Ровные зубы.
24. Четыре белых клыка.
25. Полные, как у льва, щёки.
26. Никем не превзойдённые вкусовые ощущения.
27. Длинный и широкий язык.
28. Звучный голос, который слышен очень далеко, в плоть до неба Брахмы.
29. Голубые глаза.
30. Длинные, как у коровы, ресницы.
31. Шишка на темени.
32. Пучок белых волосков, закручивающихся направо, растущих между бровей.

Согласно тракта­ту Нагарджуны, эти «знаки» проявляются в результате совершения благих деяний в течение трёх асамхьей кальп и ста больших кальп, причем один «знак» является вознаграждением за совершение ста благих деяний.

Восемьдесят малых признаков тела Будды.

1. Ногти цвета меди.
2. Цвет ногтей масляный.
3. Ногти выпуклые.
4. Пальцы округлые.
5. Пальцы широкие.
6. Пальцы симметричные.
7. Вены тела незаметные.
8. Вены без узлов.
9. Лодыжки скрытые.
10. Ноги ровные.
11. Идущий походкой льва.
12. Идущий походкой гуся.
13. Идущий походкой слона.
14. Идущий походкой вожака стада – быка.
15. Поворачивающий только вправо.
16. Идущий красивой походкой.
17. Идущий прямо (без покачивания).
18. Тело круглое.
19. Тело очищенное.
20. Тело пропорциональное.
21. Тело чистое.
22. Тело нежное.
23. Тело исключительно святое.
24. Тело, полностью достигшее признаков Будды.
25. Осанка прекраснейшая.
26. Идущий ровным шагом.
27. С чистыми глазами.
28. Тело, как у молодого.
29. Тело, не знающее печали.
30. Тело грузное.
31. Тело плотного сложения.
32. Члены тела чётко выделены.
33. Голос при наставлении чистый.
34. С округлённой поясницей (т.е. имеет полную талию).
35. С боками ровными.
36. С боками не искривлёнными.
37. Живот подтянутый.
38. С глубоким пупком.
39. Фигура чуть повёрнута направо.
40. Приятное поведение.
41. Все поступки благородные.
42. Не имеющий тёмных родимых пятен.
43. Руки нежные, как хлопчатник.
44. Линии рук ясные.
45. Линии рук глубокие.
46. Линии рук длинные.
47. Лицо не очень продолговатое.
48. Губы красные, как персик.
49. Язык мягкий (эластичный).
50. Язык тонкий.
51. Язык красный.
52. Голос подобен голосу дракона (нага).
53. Голос нежный и мягкий.
54. Зубы круглые.
55. Зубы острые.
56. Зубы белые.
57. Зубы ровные.
58. Зубы симметричные.
59. Нос горбатый.
60. Нос чистый.
61. Глаза большие.
62. Густые ресницы.
63. Глаза, подобные лепесткам лотоса.
64. Брови длинные и тонкие.
65. Брови мягкие.
66. Брови лоснящиеся.
67. Волосы ресниц ровные.
68. Руки длинные и широкие.
69 Уши ровные.
70. Органы чувств без расстройств.
71. Лоб красиво поставленный.
72. Лоб весьма широкий.
73. Голова широкая.
74. Волосы на голове чёрные, как камень «бунба».
75. Волосы густые.
76. Волосы мягкие.
77. Волосы не растрёпаны.
78. Волосы гладкие.
79. Приятным запахом завоевавший любовь рождённых – людей.
80. Руки и ноги украшены благородными узорами любви [к живым существам] и знаками счастья.

В «Сутре о мудрости и глупости» в 7 главе есть такое упоминание телесного признака Будды: «Победоносный, зная чистоту и уважительность помыслов царской дочери, явился к ней в дом и воочию явил ей один из своих телесных признаков – хохолок на макушке, отливающий лазурью.

 

Источник

Понравился материал? Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в социальных сетях:

  • < Назад
  • Вперёд >

Значение свастики в буддизме и индуизме

Статуя Будды со свастикой на груди

Слово «свастика» происходит от санскритского свастика – «су» («хороший» или «благоприятный») в сочетании с «асти» (« это») вместе с уменьшительно-ласкательным суффиксом «ка». Свастика буквально означает «все хорошо» или «все хорошо». Свастика представляет собой крест с четырьмя плечами равной длины, концы каждого из которых согнуты под прямым углом. Он встречается во всем мире в искусстве египтян, римлян, греков, кельтов, коренных американцев и персов.Он также имеет отношение к индуизму, буддизму, джайнизму и используется на флаге нацистской партии. Люди используют свастику как амулет, приносящий удачу.

Значение свастики в индуизме

Считается, что слово впервые появилось в Харивамша Пуране и отмечено отсутствием в ведическом санскрите. Это слово используется как в Рамаяне, так и в Махабхарате, но в другом значении. Индусы считают свастику символом благоприятности, процветания и удачи и используют ее для обозначения первых страниц бухгалтерских книг, пуджи, дверей, подношений и порогов.Считается, что он обладает способностью отражать несчастья и негативные силы из своего окружения.

Некоторые секты индуистов считают свастику богом Ганешей, и ей поклоняются, чтобы принести удачу или удачу. Некоторые люди считают, что крест со свастикой представляет Бога и творение. Они считают, что четыре согнутых руки символизируют четыре человеческие цели (пурушартха) — праведность (дхарма), богатство (артха), любовь (кама) и освобождение (мокша). Это убедительная эмблема Санатана Дхармы (вечной истины).Свастика также представляет мировое колесо, в котором вечная жизнь продолжает переходить из одной точки в другую, вокруг неподвижного центра, Бога.

В индуизме правая (по часовой стрелке) свастика является одним из 108 символов солнца и бога Вишну, а левая (против часовой стрелки) свастика представляет ночь, богиню Кали и магию. Он также считается символом муладхара-чакры, центра сознания у основания позвоночника.

Значение свастики в буддизме

Как и индусы, буддисты также использовали свастику для обозначения начала буддийских текстов, поскольку считают ее символом всеобщей гармонии, процветания, множественности, удачи, изобилия, дхармы, плодородие, долгая жизнь и вечность. В разных частях мира буддисты придают свастике разное значение. Например, в Тибете свастика была графическим изображением вечности. На следе Будды 65 благоприятных символов, и первым из них считается свастика. Вы также можете найти символ свастики, отпечатанный на теле, ладонях, груди или ногах Будды. Его используют для обозначения начала священных текстов или как украшение одежды. Буддисты в Индии считают свастику «Печатью на сердце Будды».

С древних времен Свастика считается благородной, что занимает видное место в большинстве культур на протяжении всей истории. Это также самый любимый символ арийцев.

Буддизм: Признаки Запредельной Мудрости

Страница

Дата: 11 марта 2022 г. (стр. 105) 4 Буддизм

Источник:
Чудеса
Автор(ы):

Дэвид Л. Уэддл

Издатель:
NYU Press

0.18574/nyu/9780814794159.003.0004

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.